автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Яркова, Алла Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева'

Текст диссертации на тему "И. С. Тургенев в творческом сознании Б. К. Зайцева"

российская академия наук

институт русской литературы (пушкинский дом)

На правах рукописи

Яркова Алла Витальевна

И.С.Тургенев

в творческом сознании Б.К.Зайцева

Специальность 10.01.01. - «Русская литература»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук

профессор Н.И.Желтова

Санкт-Петербург - 1999

оглавление

Введение . ......... 3

Глава 1. Жанры художественной биографии и

литературного портрета в европейской

литературе XX века и в творчестве

Б.К.Зайцева . . . . . . . 2 6

1.1. Специфика жанра художественной биографии . . 2 6

1.2. Жанр литературного портрета в творчестве Б.К.Зайцева ........ 53

Глава 2. Образ И.С.Тургенева в произведениях

Б.К.Зайцева ....... 64

2.1. Образ И.С.Тургенева в литературных

силуэтах Б.К.Зайцева ...... 64

2.2. Образ И.С.Тургенева в художественной

биографии Б.К.Зайцева «Жизнь Тургенева» . . 8 7

Глава 3. И.С.Тургенев в критике и литературоведении

конца XIX - начала XX веков .... 126

Заключение . . . . . . . . . 170

Библиография

175

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время творчество Б.К.Зайцева активно изучается литературоведами, хотя его произведения совсем недавно стали достоянием широких масс читателей на родине.

Творческое наследие Б.К.Зайцева велико и именно потому заслуживает самого пристального внимания ученых. Писатель отдал служению литературе почти семьдесят лет жизни. Библиография его произведений, изданная в Париже в 1982 году, насчитывает пятьдесят книг на русском и более двадцати на других языках1.

Б.К.Зайцев вошел в литературу в 1901 году, когда в Московской газете «Курьер» при содействии Л.Н.Андреева был напечатан его первый рассказ «В дороге». В автобиографической заметке «О себе» (написана в 1943, впервые опубликована в 1957 году) Б.К.Зайцев писал: «...Я начал с импрессионизма. Именно тогда, когда ощутил новый для себя тип писания: «бессюжетный рассказ-поэму»2. С 1901 по 1906 год Б.К.Зайцев опубликовал в периодике около пятнадцати таких лирических миниатюр («Волки», «Мгла», «Сон», «Тихие зори», «Деревня», «Хлеб, люди и земля», «Священник Кронид», «Миф», «Завтра», «Черные ветры», «Молодые», «Полковник Розов» и др.), а в 1906 году вышел первый сборник его рассказов, вызвавший множество откликов в печати.

Начинающего автора тепло приветствовали ведущие писатели и критики того времени: В.Я.Брюсов3, З.Н.Гиппиус4, A.A.Блок5, Е.А.Колтоновская6. Первых рецензентов привлекло своеобразие писательской манеры Б.К.Зайцева: его лиризм, тонкое чувство природы, радостное восприятие жизни. Миросозерцание писателя,

1 См.: Герра Р. Борис Константинович Зайцев: Библиография. / Под ред. Т.Осоргиной. Париж, 1982.

2 Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. М., 1993. T.l. С.48.

3 См.: Брюсов В.Я. Б.К.Зайцев. Рассказы //Золотое руно. 1907. № 1. С. 88.

4См.: Крайний А. [Гиппиус З.Н.]. Тварное. Б.К.Зайцев. Рассказы//Крайний А. Литературный дневник. СПб., 1908. С.383-388.

5 См.: Блок A.A. О реалистах//Золотое руно. 1907. № 5. С. 63 - 72.

6 См.: Колтоновская Е.А. Пути и настроения молодой литературы // Колтоновская Е.А. Критические этюды. СПб., 1912. С. 23 -48.

лежащее в основе его творчества, было охарактеризовано как пантеизм - чувство единства всего живого, признание одухотворенности природы.

В художественном мире Б.К.Зайцева человек чувствует свою слиянность со Вселенной. А.Горнфельд назвал Б.К.Зайцева «поэтом космической жизни», а его творчество - «лирикой космоса1. Ощущение слитности рождает ощущение высшей правды, целесообразности всех проявлений жизни. Это отличало Б.К.Зайцева от многих современников, пессимистично настроенных в годы реакции и «тоскующих о потерянности человека перед лицом огромного мира»2. А.Ященко писал, что в творчестве Б.К.Зайцева «мир постоянно рисуется в своей царственной красе, в своей неистощимой прелести. Он не отвергается, а приемлется»3. Миросозерцание Б.К.Зайцева связывали с особым творческим методом - неореализмом, под которым понимали углубленный, «одухотворенный» и даже «мистический» реализм4. Б.К.Зайцева часто называли мистиком, так как ему чужда рациональность: он стремится интуитивно постигать тайны жизни, не объясняет природу, а творит свой миф о мире (что отчасти сближает его с младосимволистами)5. Своеобразный художественный метод писателя обусловил и специфическую форму его произведений. Его лирические рассказы лишены жесткого повествовательного костяка, в них «ничего не происходит». .'Не случайно Б.К.Зайцева называли «поэтом прозы» (Ю.Айхенвальд)6, а сам он так определил свое раннее писание: «Чисто поэтическая стихия, избравшая формой не стихи, а прозу»7.

1 См.: Горнфельд А.Г. Лирика Космоса //Горнфельд А.Г. Книги и люди. Литературные беседы. Пб., 1908. Т.1.С. 13-21.

2 Блок A.A. Указ.соч. С. 70.

3 Ященко А. Пессимистическое искусство: Ф.Сологуб, Б.Зайцев, Г.Чулков // Новая жизнь. 1911. № 3. С. 125.

4 О неореализме в творчестве Б.К.Зайцева см.: Колтоновская Е.А. Указ. соч.; Топорков А. О новом реализме и о Б.Зайцеве // Золотое руно. 1907. № 10. С. 46 - 49; Эллис (Кобылинский Л.Л.) . Наши эпигоны: О стиле, Л.Андрееве, Б.Зайцеве и многом другом//Весы. 1908. №2. С. 61-68.

5 См. об этом: Закржевский А. Мистика жизни и смерти: Жорж Роденбах и Б.Зайцев // Закржевский А. Сверхчеловек над бездной. Киев, 1911. С. 80 - 104; Коробка Н. Б.Зайцев: Критический этюд // Вестник Европы. 1914. № 9. С. 295 - 315; Морозов М. Старосветский мистик: Творчество Б. Зайцева // Морозов М. Очерки новейшей литературы. СПб., 1911. С. 124- 158; Полонский-Гусин В. Б.Зайцев: Критический этюд//Всеобщий ежемесячник. 1911. № 1. С. 102-113.

6 См.: АйхенвальдЮ. Б.Зайцев: // АйхенвальдЮ. Силуэты русских писателей. М., 1994. С.

7 Зайцев Б.К. Указ.соч. Т. 1. С. 49.

За первым сборником рассказов последовали другие, в которых Б.К.Зайцев несколько изменил тип героя и сюжета, используя жанры психологической новеллы и лирической драмы, что приближало писателя к традиции А.П.Чехова. Изменения в творческой манере сразу же отметила критика1. Вообще

восприятие Б.К.Зайцева читателями и критикой менялось ; . с течением времени, что вполне закономерно для творчества любого оригинального художника. Постепенно отношение к писателю становилось все более прохладным. Этому способствовало обращение Б.К.Зайцева к жанру романа, который казался неорганичным для таланта «поэта в прозе», тем более что писатель затронул сложную и животрепещущую тему - тему русской революции. После выхода романа «Дальний край» (1913) критика писала, что Б.К.Зайцев взялся не за свое дело и не справился с задачей, «оминиатюрив революцию»2. Рассказы, вошедшие в сборник «Земная печаль» (1916), также были прохладно восприняты читателем, так как своей элегичностью они не соответствовали историческому моменту: шла Первая Мировая война, в России назревала революция3. Тем не менее критика отводила Б.К.Зайцеву, уже сказавшему свое оригинальное слово, определенное место в современном литературном процессе. Число статей, вышедших в России до революции и посвященных творчеству Б.К.Зайцева, достаточно велико. В 1910-х годах был опубликован ряд обобщающих работ о современной литературе -П.С.Когана, С.А.Венгерова, М.М.Морозова - и все они содержат главы о Б.К.Зайцеве4.

1 См.: Гуревич Л.Я. Приближение кризиса // Гуревич Л.Я. Литература и эстетика. М., 1912. С. 91 - 98; Колтоновская Е.А. Поэт для немногих // Колтоновская Е.А. Новая жизнь. Пб., 1910. С. 72 - 85.

2 См. : Дерман А. Новый роман Б.Зайцева [Дальний край]//Северные записки. 1913.№7.С. 140- 147; Иванов-Разумник Р.В. Дальний край: О романе и рассказах Б.Зайцева//Заветы. 1913. № 6. С. 222 - 233; Кранихфельд

B.П. В мире призраков // Современный мир. 1913. № 11. С. 215 - 232; Львов-Рогачевский В.Л. Тихий Петя о бурной эпохе: Б.Зайцев. Дальний край // Современник. 1913. № 9. С. 327 -335.

3 См.: Голиков В.Г. О бодром и усталом [Короленко и Зайцев] //Вестник знания. 1915. № 2. Отд. Ш. С. 161 -167; № 3. Отд. IV. С. 235 - 246; Полонский В. Творчество Б.Зайцева // Новая жизнь. 1915. № 4. С. 151 - 157.

4 См.: Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы. М., 1910. Т. 3. Вып. 1. С. 174 - 182; Колтоновская Е.А. Б.Зайцев //Русская литература XX века: 1890 -1910 / Под ред. С.А.Венгерова. М., 1916. Т. 3. Кн. 8.

C. 67 - 80; Морозов М.М.Указ. соч. С. 124 - 158.

До отъезда из страны в 1922 году Б.К.Зайцев опубликовал шесть сборников рассказов и пьес, роман «Дальний край» (все эти книги выдержали несколько переизданий), цикл очерков «Италия», брошюру о войне, а также выступил как переводчик (его перевод пьесы Г.Флобера «Искушение святого Антония»• был помещен М.Горьким в XVI выпуск издательства «Знание»).

После революции о Б.К.Зайцеве продолжали писать литературоведы, авторы работ по истории новейшей русской литературы: Г.Горбачев, В.Е.Евгеньев-Максимов, Р.В.Иванов-Разумник, В.Л.Львов-Рогачевский1. Все они сходились в одном: Б.К.Зайцев - «тихий художник, высококультурный, талантливый, хотя и однообразный», подошедший к эпохе «бури и натиска» «с кроткой улыбкой покорности и увядания»2; «Б.К.Зайцев весь в прошлом»3.

Впоследствии мнение, сложившееся о Б.К.Зайцеве в дореволюционной критике, поддерживалось в советском литературоведении, хотя в целом упоминания о творчестве писателя очень редки и, как правило, содержатся в обзорах русской эмигрантской литературы1.

Последняя обстоятельная работа о нем, вышедшая до войны, -глава в монографии Б.В.Михайловского «Русская литература XX века» (М., 1939), посвященная импрессионизму в русской литературе.

Б.К.Зайцев, по мнению автора книги, писатель, близкий : по духу Бунину, но без социально-критического начала, лирический певец умирающей дворянской усадьбы. Б.В.Михайловский отнес Б.К.Зайцева к представителям так называемого "декадентского импрессионизма" и подробно охарактеризовал

импрессионистический метод на материале его творчества.

См.: Горбачев Г. Очерки современной русской литературы. Л., 1924. С. 25; Евгеньев-Максимов В.Е. Очерк истории новейшей русской литературы. Л.; М., 1925. С. 236; Иванов-Разумник Р.В. Русская литература XX века: 1890 - 1915. Пг., 1920. С. 34; Львов-Рогачевский В. Л. Очерки по истории новейшей русской литературы: 1881-1919. М:, 1919. С. 74-77.

2 Львов-Рогачевский В.Л. Очерки по истории новейшей русской литературы. С. 77.

3 Евгеньев-Максимов В.Е. Указ.соч. С. 236.

В основе этого метода - философская теория субъективного идеализма, представление о вещах как о комплексе ощущений. В итоге складывается не целостная объективная картина мира, а разрозненные, фрагментарные описания отдельных явлений. Несмотря на негативную оценку метода в целом, Михайловский справедливо отметил достижения импрессионизма в разных видах искусства. Это, в первую очередь, обогащение художественных средств, «тонкое, подвижное и красочное воспроизведение поверхностных жизненных процессов»2. Исследование

импрессионистических тенденций в русской реалистической прозе рубежа веков и в творчестве Б.К.Зайцева в наши дни продолжили Л.В.Усенко и В.Т.Захарова3.

В 1954 году увидел свет подготовленный Пушкинским Домом десятый том Истории русской литературы. В. главе «Проза буржуазного упадка» содержалось упоминание о Б.К.Зайцеве, данное в свете социологических оценок: писатель назван «выразителем позиции реакционного дворянства», «поэтом безволия, пассивным созерцателем жизни»4. При этом автор главы С.В.Касторский повторил устоявшееся мнение о Б.К.Зайцеве, сложившееся еще до революции. Сам факт упоминания писателя-эмигранта в советском литературоведении тех лет выражает стремление отразить объективную картину литературного процесса XX века.

После войны о Б.К.Зайцеве писали В.А.Келдыш, К.Д.Муратова, Л.В.Крутикова, Л.Н.Назарова, Л.А.Иезуитова.

В.А.Келдыш характеризует дореволюционное творчество Б.К.Зайцева в целом, развивая мысли Б.В.Михайловского о лирическом и импрессионистичском начале в произведениях писателя. «В лирической прозе раннего Б.К.Зайцева (первый

1 См.: Горбов Д. Мертвая красота и живучее безобразие // Красная новь. 1926. № 7. С. 239 - 240; Смирнов Н. На том берегу: Заметки об эмигрантской литературе // Новый мир. 1926. № 6. С. 145; Смирнов Н. Эмигрантская литература // Красная новь. 1924. Апрель / май. С. 250 - 258.

2 Михайловский Б.В. Русская литература XX века. М., 1939. С. 99.

3 См.: Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века. М., 1993; Усенко JI.B. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. Ростов-на-Дону, 1988.

4 Касторский C.B. Проза буржуазного упадка // История русской литературы: В 10 т. M.; JL, 1954. Т. 10.

С.622.

сборник) и в типичной новелле «чистого» настроения характер как целостная определенность почти исчезает. Пропадает и зримо точное, чувственное, предметное ощущение мира. Образ мира «размывает» лирическая волна. «Объект» Б.К.Зайцева - некий слитный эмоциональный комплекс, растворяющий в себе реальные очертания отдельных явлений... И столь же зыбка, неопределенна, как и образный строй, самая мысль о мире, необъяснимо подчиняющем себе человека...»1. По мнению исследователя, в дальнейшем творчестве Б.К.Зайцева, несмотря на растущее тяготение к реализму, оказываются приглушенными социальные мотивы. Писатель ищет идеал в любви, воспринятой как «отблеск божественного огня» в духе идей В.С.Соловьева.

В книге «Судьбы русского реализма» (Л., 1972) К.Д.Муратова пишет о романе «Дальний край», пытаясь отвести несправедливые упреки критики. Исследовательница объясняет художественную специфику произведения своеобразием авторской позиции. Л.В.Крутикова характеризует рассказ и повесть Б.К.Зайцева, подчеркивая демократизм писателя, проявившего внимание к деревенской жизни, к малозаметным людям и создавшего обобщенный образ смиренной Руси2. В целом все литературоведы, оценивая дореволюционное творчество Б.К.Зайцева, пытаются определить его место в истории русской литературы рубежа веков и, несмотря на присутствие социологических оценок позиции автора, делают интересные наблюдения над поэтикой писателя.

В эмиграции Б.К.Зайцев оставался одним из самых авторитетных литераторов. На протяжении нескольких десятилетий он возглавлял Парижский союз русских писателей и журналистов, принимал активное участие в литературной жизни русского зарубежья, публикуя в газетах статьи-отклики на все события современной культурной жизни.

1 Русская литература конца XIX-начала XX века: 1901 - 1907. М., 1971. С. 162. Тожевкн.: КелдышВ.А. Русский реализм начала XX века. М., 1975. С. 265.

2 См. : Судьбы русского реализма. Л., 1972. С. 102 - 105, 177 - 180. См. также: История русской литературы: В 4 т. JL, 1983. Т.4. Литература конца XIX - начала XX века. С.265.

При этом Б.К.Зайцев не оставлял собственно художественного творчества, создав целый ряд крупных произведений, причем помимо традиционных жанров повести, рассказа, романа, он пробовал использовать и другие, подчас новые и оригинальные, такие как путевой очерк, художественная биография, литературный портрет.

Эмиграция относилась к писателю с подлинным уважением,; о его творчестве писали М.Осоргин, В.Ладыженский, П.Муратов, Е.Недзельский, Г.Адамович, Е.Таубер, П.Грибановский и другие1. Авторитет Б.К.Зайцева оставался непоколебленным на протяжении десятилетий. В 192 5 году Д.С.Мирский заметил, что Б.К.Зайцева "считают .одним из самых выдающихся писателей эмиграции"2, в юбилейных статьях 1961 года о Б.К.Зайцеве писали как о «патриархе российской словесности»3, а в год 90-летия писателя его назвали «последним из лебедей Серебряного века»4. За рубежом вышла первая монография о Б.К.Зайцеве5 и библиография его произведений6.

К сожалению, произведения писателя долгое время не публиковались на родине, и только с конца 198 0-х годов начался новый этап осмысления его наследия.

Выходят сборники произведений Б.К.Зайцева, снабженные комментариями и вступительными статьями, его творчество начинают включать в программы для школьного и вузовского обучения. Прошли первые конференции - Зайцевские чтения - в

1 См.: ОсоргинМ. Этюды о писателях//Новая русская книга. Берлин, 1923. № 3/4. С. 8 - 9; Ладыженский В Поэт долга и примирения // Перезвоны. Рига, 1926. № 26. С. 806 - 807; Муратов П. Искусство прозы // Современные записки. Париж, 1926. № 29. С. 240 - 258; Недзельский Е. Дар скромности и созерцания: О творчестве Б.Зайцева // Воля России. Прага, 1927. № 12/1. С. 50 - 59; Адамович Г.Комментарии // Числа. Париж, 1930. № 1. С. 2 -3; Таубер Е. В пути находящиеся: О творчестве Б.Зайцева // Грани. Франкфурт-на-Майне, 1957. № 33. С.152-163; Грибановский П. Б.К.Зайцев: Обзор творчества // Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 133- 150.

2 Мирский Д.С. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год. 2-е изд. Лондон, 1992.

С. 628.

3 См.: Вейдле В. Русский писатель: К 80-летию Б.Зайцева // ВестникРСХД. 1961. № 60/1. С.1-3; Завалишин В. Б.Зайцев: К 80-летию // Новый журнал. 1961. № 63. С. 137 - 145; Степун Ф. Б.К.Зайцеву: К его 80-летию // Мосты. 1961. № 7. С. 19 - 32. Ржевский Л. Тема о непреходящем // Мосты. 1961. № 7. С. 34 - 40.

4 Терапиано Ю. Б.Зайцев // Русская мысль. 1971. № 2829. С. 8.

5 См.: Шиляева А. Б.Зайцев и его беллетризованные биографии. Нью-Йорк, 1971.

6 См.: Б.К.Зайцев: Библиография. Сост. Р.Герра.

Москве, Калуге (1996) и Орле (1998)В 1990-х годах были защищены первые диссертации, исследующие творчество

Б.К.Зайцева. Эти факты объективно отраж�