автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Идеи воспитания в английском гуманизме второй трети XVI века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Руяткина, Татьяна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Идеи воспитания в английском гуманизме второй трети XVI века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеи воспитания в английском гуманизме второй трети XVI века"

: - На правах рукописи

* . -

РУЯТКИНА Татьяна Михайловна

ИДЕИ- ВОСПИТАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ГУМАНИЗМЕ ВТОРОЙ ТРЕТИ XVI ВЕКА

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (средние века)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1998

Работа выполнена на кафедре истории древнего мира и средних веков Ивановского государственного университета.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор РЕВЯКИНА Н.В.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор ОСИНОВСКИЙ И.Н.,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник БЕЗРОГОВВГ.

Ведущая организация - Саратовский государственный университет имени НГ. Чернышевского.

Защита состоится ".. 1998 г. в часов

на заседании Диссертационного Со]*ета К 053.01.08 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, Москва, проспект Вернадского, д. 88, ауд. 322.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119435, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «. 1998 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета

ЧЕХОВСКАЯ Н.Н.

Актуальнпсть и науцнпе значение темы. в наш дни, когда повышается внимание к общечеловеческим ценностям, обращение к положительному опыту воспитания человека других эпох, изучение ренессансных гуманистических концепций нравственного оздоровления общества, педагогических взглядов гуманистов становится особенно значимым.

Эпоха, которой принадлежит гуманистическая культура Возрождения, являвшаяся переходной от средневековья к новому времени, с ее вниманием к человеческой личности , не могла не сформировать новые взгляды на задачи и содержание воспитания и потому была богата как интересными педагогами, так и педагогическими трактатами. Между тем, если педагогика итальянского Возрождения традиционно привлекала внимание исследователей, то наследие английских педагогов-гуманистов в исторической литературе рассматривалось значительно реже. Поэтому обращение к теме гуманистического воспитания в Англии - не только дань злободневности, к изучению этих вопросов толкает и практическая их неизученность в отечественной науке. Причем тема "Идеи воспитания в английском гуманизме второй трети XVI века", ставшая предметом исследования в диссертации, может быть отнесена к числу наименее изученных проблем в истории английского Ренессанса.

Гтрпрнь научной раяпабптаннпгтм пппПпрмм- Поскольку идеи воспитания составляют значительную часть гуманистической идеологии, исторические исследования, посвященные английскому гуманизму вообще, в той или иной мере затрагивали вопросы педагогики, хотя зачастую очень незначительно. Отдельные аспекты вопроса развития английского Возрождения исследовали И.Н.осиновский, Б. А.Каменецкий, Н. М.Мещерякова, Г.С.Кучеренко, ю.М.Сапрыкин, В.В.Соколов, М.Ф.Лозовская, 0.В. Чертов, С.А. Спивко, И. Л. Григорьева, О.Ф.Кудрявцев, В.В.Карева, н.П.Филиппов, К.И.Салимова, Л.В.Софронова. При этом наименее изученным оказалось творчество гуманистов второй трети XVI века, среди которых и авторы педагогических трактатов, положенных в основу диссертационного исследования, Томас.Элиот, Роджер Эшем и Томас Старки, хотя следует заметить, что в последние годы и здесь достигнуты определенные успехи, так В.Н.Бурганова в ряде статей, посвященных

творчеству Т.Элиота, проследила влияние на формирование основных концепций гуманиста его взаимоотношений с Томасом Мором, со сменившим последнего на посту первого министра Томасом Кромвелем, с представителем "оксфордской" плеяды, королевским врачом Томасом Линакром, а также изучила воздействие педагогическим идей Эразма Роттердамского на становление Элиота-педагога. Показав гуманистическую сущность его зтико-политической концепции, в.н.Бурганова определила этого мыслителя как "типичного представителя абсолютистского направления общественно-политической мысли Англии". , .собственно идеям воспитания Т.Элиота посвятил свою статью М.Ю.Брандт, давший их общую характеристику с точки зрения полезности и типичности для английского общества рассматриваемо го времени. Следует заметить, однако, что исследования В.Н.Бургановой и М.Ю.Брандта построены, в основном, на анализе главного трактата Элиота "Правитель".

Что касается р.эшема, то, хотя он и упоминался в некоторых работах, в основном, дореволюционных, сведения о нем носят справочный характер и чрезвычайно скудны, а само его имя употреблялось все время в разной транскрипции.

Т. Старки рассматривался исключительно как политический мыслитель с Б.А.Каменецкий, Н.М.Мещерякова).

Иностранная историография означенного вопроса, безусловно, гораздо более обширна. Педагогическим идеям английского возрождения посвящены работы У.Армитиджа, Р.О'Дея, В.оугилви, Ф.Сибома, К.Томпсона, К.Чарлтона, Дж.Симоуна и др. Существует несколько исследований, касающихся творчества педагогов второй трети XVI века непосредственно, первым исследователем трудов Элиота был Х.Крофг,, издавший в 1880-м г. его трактат "Правитель" с большим предисловием и подробными комментариями. У. Вудвард в монографии по истощи образования посвятил этому гуманисту отдельную главу. Интересна книга немецкого ученого К-Бенндорфа, автора единственного исследования, где основным предметом изучения стала педагогическая мысль Англии XVI века. В 20-30-е годы нашего столетия внимание произведениям Т.Элиота уделяли, в основном, литературоведы. среди которых наиболее заметен Д. Буш, рассматривавший трактат "Правитель" как продолжение традиции евро-

пейских сочинений о воспитании христианского принца. Специально исследованию заимствований, сделанный этим гуманистом, посвящена появившаяся в 1933-м году диссертация Уоррена. С этого времени вопрос о влиянии на взгляды английского гуманиста его современников и античных авторов стал доминирующим и оказался наиболее изученным в западной историографии на сегодняшний день. Новый этап в изучении творчества Т.Элиота начался в 50-е годы и продолжается до наших дней. Это время активной публикации его работ С Факсимильное издание политических трактатов, перевода Псевдо-Плутарха, словарь, письма ), ряда монографий. Так сочинение С.Лемберга "Томас Элиот: гуманист тюдоровской эпохи" - это биографический очерк. Исследователь объяснял свой интерес к фактам биографии тем, что деятельность гуманиста была " не менее примечательна, чем его научные труды". Специалист в области истории английского языка П.Хогриф, ранее писавшая об источниках трактата "Правитель", в монографии "Жизнь и время Томаса Элиота" попыталась проследить творческий путь гуманиста в связи с важнейшими событиями того времени. Самым полным исследованием с точки зрения изучения влияния на Элиота других авторов, в основном, древних, стала книга Дж.Мейджо-ра, специально посвященная этому вопросу.

Первым историко-педагогическим исследованием творчества Эшема стал анализ его произведений, предпринятый Р.Куи-ком в 1874 году в "Очерке о реформаторах образования". С тех пор о нем вышло несколько статей, в основном литературоведческого характера и большая, серьезная монография л.Райана, в исследовании которого описан жизненный путь гуманиста и проанализированы его важнейшие работы. Хотя сочинение написано также с литературоведческих позиций, педагогическим взглядам автора трактатов уделено немалое внимание, в частности изучена предыстория появления работ Эшема и их теоретические источники.

В целом, в области изучения английской педагогической мысли эпохи Возрождения, достигнуты определенные успехи. Вместе с тем, число белых пятен еще чрезвычайно велико. Основной круг проблем, остащихся на сегодняшний день мало-разработанными и сохраняющими научную актуальность, может

быть определен следующим образом: 1. Одним из неразрешенных стал вопрос периодизации английского Возрождения. Признавая известную условность любого из предложенный ее вариантов, отметим, что, несмотря на это обстоятельство, значение определения границ и особенностей отдельных периодов для понимания эволюции ренессансной мысли чрезвычайно велико. В то же время всестороннее освещение в литературе получил только "оксфордский" период развития английского гуманизма, "елизаветинская" эпоха рассматривалась, в основном, лишь с точки зрения становления художественной литературы, а вторая треть XVI века зачастую вообще не осознавалась как отрезок времени, имевший самостоятельное значение. 2. Круг имен английских педагогов-гуманистов, упоминавшихся в отечественной литературе, очень узок и практически сводится к уже названным Фигурам, в результате чего теряется Фон, на котором выступали эти авторы. 3. Творчество отдельных авторов рассматриваемого периода, в частности Эшема, в отечественной историографии не изучалось, а в зарубежной им занимались литературоведы под несколько иным углом зрения, нежели тот, который предполагает историко-культурное исследование. 4. Всесторонне изученными не могут считаться даже жизненный путь и труды крупнейших представителей гуманистической мысли означенного времени, многие факты их биографий остаются неизвестными. 5. При рассмотрении собственно педагогических идей, как правило, брались во внимание лишь крупнейшие работы, посвященные этому вопросу, а именно "Правитель" Элиота и "Школьный учитель" Эшема. При этом почти не использовались другие сочинения этих авторов, а также трактаты представителей политической мысли, содержавшие в то же время и интересные педагогические высказывания С Старки 6. Как правило, в исследованиях не прослеживается судьба идей, высказанных педагогами этого времени, в последушем, в частности в так называемую елизаветинскую эпоху, которая освещается, в основном, с точки зрения развития художественной литературы. Для разрешения всех этих проблем требуются совместные усилия историков, философов, педагогов, литературоведов.

Цель настоящего пеплелгтания - попытка реконструкции педагогических идей в английском гуманизме второй трети XVI

века и осмысления роли и места их создателей в гуманистическом движении Англии.

Поставленная цель определила следующие запачи писсерта-иионнпгп игелеппвания:

- изучить творчество педагогов-гуманистов этого периода в контексте их деятельности, обращая особое внимание на Томаса Элиота, Роджера Зшема и Томаса Старки;

- проанализировать педагогические идеи, содержащиеся в трактатах названных авторов с точки зрения их типологии и новизны для английского общества рассматриваемого периода:

- выявить особенности развития английского гуманизма второй трети XVI века и место в нем педагогических исканий.

Хронологические рамки работы - вторая треть XVI века -объясняются исключительной ролью идей воспитания в гуманизме этого времени, их центральным местом в системе воззрений, а также стремлением автора диссертации подчеркнуть самостоятельное значение и весомый вклад этого этапа гуманистического движения в развитие ренессансной педагогики в Англии. Событиями, обрамлящими изучаемый период, являются, по мнению автора, начало реформации и распад кружка "оксфордцев" к началу 30-х годов, с одной стороны, и, с несколько большей долей условности, воцарение Елизаветы и последовавшая за этим активизация культурной жизни, с другой. Автор исходит из того, что идеи не рождались и не умирали одномоментно, и поэтому считает правомерным отнести к этому этапу все творчество Р.эшема, основываясь на его содержании, несмотря на то, что конечная фаза его деятельности, в частности написание трактата "Школьный учитель", формально пришлась на начало "елизаветинской" эпохи.

трорртическиа и мр.тппплпгичеосие_основы исследования.

Методология работы сформировалась на основе традиционных для исторического анализа методов и приемов, но с учетом новых подходов и обобщений, накопленных в современном гуманитарном знании. Предпринятое исследование понимается как частная попытка воссоздания отдельных аспектов духовного облика прошлого, анализа мировосприятия человека эпохи возрождения. Большое значение для данной работы имели теоретические обобщения изучения гуманистической идеологии, накопленные в

отечественной и зарубежной науке, основанные на понимании ренессансного гуманизма как идейного стержня культуры Возрождения, одним из существенных признаков которого, не исчерпывающим, .однако, всего его содержания, является интерес к человеку, а одним из главных источников, хотя и не единственным, античная культура. Важным методологическим основанием диссертации стало осмысление реалий прошлого в их динамике и исторической перспективе. Автор исследования имеет в виду, что гуманизм эпохи Возрождения, как любое историческое явление, обладал определенной эволюцией, т.е. имел свои предпосылки, периоды созревания, наивысшего расцвета и, наконец, упадка, когда какие-то новые, подготовленные им явления, постепенно оттирали его на второй план, в отличие от "гуманизма" как понятия философского, этического, поскольку там этот термин приобретает значение оценочной категории, приложимой к явлениям любой эпохи.

научная новизна работы, в работе предпринята первая в отечественной историографии попытка анализа развития английского гуманизма второй трети XVI века как этапа, . имеющего самостоятельное значение в гуманистическом движении Англии, и определено место в нем педагогических воззрений. В дополнение к работам, существующим в зарубежной историографии, в которых сочинения гуманистов рассматриваемого периода изучались преимущественно в литературоведческом окне, в диссертации предлагается их целостный анализ с точки зрения содержания в них идей воспитания. Некоторые из этих трудов, в частности, политические трактаты Т.Элиота и Т.Старки, "Стрелок из лука" Р. Эшема и др., привлекаются в этом качестве впервые. Исследование педагогических взглядов гуманистов второй трети XVI века позволило проследить определенную их эволюцию, увидеть зависимость того, что восприняли педагоги того времени от своих предшественников-оксФордцев и что передали сами своим последователям-елизаветинцам, от менявшихся общественных условий и запросов английского общества.

Ттгатичргк-ая и практическая значимость иггпрппвяния. Исследование вносит определенный вклад в изучение английской гуманистической мысли в целом. В еще более общем смысле, работа призвана помочь в уяснении исторических судеб гу-

манизма и Реформации вообще, поскольку именно в общественной мысли Англии XVI века эти явления можно обнаружить взаимодействующими и взаимопроникающими. По мнению автора, исследование также позволяет, в известной мере, проследить, как изменялись отдельные аспекты ментальности человека рассматриваемой эпоки по мере развития абсолютной монархии и становления английского национального государства.

Материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке учебным курсов по истории средних веков, культуры Возрождения, этики, педагогики, а также при обсуждении практических проблем воспитания.

источники, на основании которых выполнено диссертационное исследование, могут быть представлены следущим образом: 1 группа - это сочинения английских гуманистов второй трети XVI века, содержащие собственно педагогические идеи, а также посвященные другим вопросам, но позволяющие составить более полное впечатление о жизни и деятельности их авторов. К их числу относятся трактаты Т.Элиота, Р.Эшема и Т.Старки.

среди работ Т. Элиота для изучаемой темы наиболее важен трактат "Правитель", являвшийся одновременно и педагогическим, и политическим сочинением. Написанный в 1530-31 годах, этот труд стал первым произведением, в котором проблемы воспитания и образования обсуждались в духе гуманистических идей Возрождения на английском языке, и выдержал в XVI веке 8 изданий. Трактат состоит из трех частей. Первая книга, в основном, посвящена вопросам педагогики и, частично, политическим проблемам. Она представляет для исследования наибольший интерес. Вторая и третья книги трактуют этические проблемы, касашиеся природы власти, обсуждения качеств, способствующих ее завоеванию и упрочению, рассмотрения главных добродетелей.

Из других работ Элиота, представляющих интерес для темы исследования, использованы его перевод сочинения Псевдо-Плутарха "О воспитании детей", политические трактаты "Наука для государей", "Памфлет откровенности", "Пир мудрости", "Образ правления", письма, латинско-английский словарь, а также предисловия к его работам, собранные и опубликованные в 1976-м году, и отрывки из трактата "Замок здоровья".

Важнейшим источником исследования стали педагогические трактаты Р.Эшема. Это "Стрелок из лука" С 1545), сочинение, посвященное проблемам физического совершенствования человека, и, особенно, "Школьный учитель", произведение, писавшееся в 1563-68 годах, изданное после смерти автора, специально освещавшее проблемы воспитания и образования. Взгляды этого гуманиста на процесс воспитания интересны как сами по себе, так и потому, что они принадлежали человеку, который был не только теоретиком, но и активным деятелем, занимавшимся преподавательской работой. При выяснении обстоятельств жизни, круга общения и интересов Р.Эшема использованы также его "Отчет и рассуждения о делах и государстве в Германии" и его письма, написанные с 1539 по 1568 год.

Несколько менее значимым, но все же важным источником при написании диссертации стал трактат Т.Старки "Диалог между Полом и лапсетом", появившийся в 1536 году, затем забытый, вновь обнаруженный и опубликованный только в 1871 году. Произведение посвящено, в основном, политическим проблемам, для данного исследования интересны педагогические идеи, содержащиеся в трактате, тем более, что с этой точки зрения он никогда не изучался.

2 группа - это документальные материалы по экономической, социально-политической и культурной истории Англии рассматриваемого периода. Сюда могут быть отнесены королевские и парламентские статуты, школьные уставы, грамоты об основании школ и другие подобные документы, составляющие представление о различных сторонах организации процесса воспитания и образования, что способствует объективности оценок педагогической деятельности гуманистов.

3 группа - это источники, позволяющие составить представление об английских авторах непосредственно предшествующего рассматриваемому времени периода и следующего за ним. Среди них работы т. Мора, Т.Лапсета, Д. Колета, У.Лили.У.Гро-сина, т.Линакра, Т.Вильсона, р.малкастера и других гуманистов. Изучение этой группы источников чрезвычайно важно для сравнительного анализа и определения места исследуемого периода в истории английского гуманизма.

4 группа - сочинения античных авторов и зарубежных гу-

манистов, чьи идеи заимствовались и использовались английскими педагогами второй трети XVI века.

Аппобашя работы. Основные результаты исследования докладывались автором на международной научной конференции "Культура Возрождения и власть" в г.Москве в 1996 году и на преподавательских научных конференциях в г.Чимкенте. Материалы диссертации использовались при проведении занятий со студентами исторического факультета МКТУ. Работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории древнего мира и средних веков Ивановского государственного университета.

Структура тсгрщаиш определена целями и задачами, поставленными автором, а также степенью разработанности исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованных источников и литературы.

Во вйрпрнии обосновывается выбор теш диссертации, ее актуальность и новизна, формулируются цель и основные задачи исследования, дается общий историографический обзор, характеризуются источники, фиксируется теоретическая и практическая значимость результатов работы.

■ в пятой г.паир "Идеи воспитания в политических трактатах английских гуманистов ЗО-х годов XVI века" рассмотрены педагогические идеи Т.Элиота и Т.Старки, младших современников и непосредственных учеников знаменитых "оксфордцев".

В § 1 "Особенности развития английского гуманизма во второй трети XVI века и место в нем педагогических исканий" автор отмечает, что гуманистические взгляды на воспитание и образование Формировались в Англии вместе со становлением и развитием здесь самого гуманизма как идеологии, ставившей в центр внимания человека. Новый взгляд на смысл существования индивида, глубокое уважение к его достоинству, убежденность в необходимости развития всех сил и способностей личности отражались в педагогических концепциях английского Возрождения,создали иной, по сравнению со средневековьем, воспитательный идеал. Второй трети XVI века принадлежала в этом процессе если не решагацая, то очень значительная роль. Подготовленный деятельностью меценатов - коллекционеров книг и покровителей культуры XV века, поднятый на небывалую вы-

соту выучившимися в Италии "оксфордцами" в первой трети XVI столетия, английский гуманизм вступил в середине 30~х годов в новую стадию, начавшаяся Реформация внесла некоторое смятение в гуманистическую среду. Однако, в отличие от "оксфор-дцев", их ученики и младшие современники, в основном, приняли ее и видели свой долг в служении абсолютизму. Современность активно вторгалась в гуманистические искания, что привело к смешению акцентов в творчестве "младшик гуманистов". Богословские исследования и изучение античности переплетались у них с поисками ответов на практические вопросы об отношении к происходившим переменам. Каким должно быть возникавшее общество, каковы обязанности в нем человека вообще и государя в частности, каковы его возможности, как и чему следует учить будущего правителя - вот далеко не полный перечень тех проблем, которые в той или иной форме ставились в трудах гуманистов второй трети XVI века. В их сочинениях было меньше абстрактных теоретических идей, потому их философская, научная ценность уступает произведениям оксфордских гуманистов и, тем более, итальянских современников и предшественников. Практический, утилитарный характер их размышлений предопределил социально-педагогическую направленность их изысканий. Процветание государства они связали с гуманистическим воспитанием правящего класса.

В § 2 "Задачи воспитательного процесса и критика существовавшей системы просвещения в трактатах Т.Злиота и Т.Старки" рассматриваются связь социально-политических взглядов и педагогических идей в политических сочинениях "младших гуманистов", создание ими образа "идеального правителя" и поиск путей его воплощения в жизнь путем исправления существовавшей несовершенной системы воспитания и возникновения новой, основанной на гуманистических принципах, основной целью которой была подготовка аристократа к служению родине. Тесная связь социально-политической концепции с размышлениями педагогического характера в политических трактатах т.Элиота, прежде всего в "Правителе", и в "Диалоге между Полом и Лалсетом" т.Старки объясняется безоговорочным восприятием английскими авторами платоновской мысли о взаимозависимости политики и воспитания. "Младше гуманисты" активно пересмат-

- и -

ривали и переоценивали идеалы предреформационной поры с их верой в разумное переустройство жизни на началах справедливости и равенства. В отличие от Томаса Мора, автора знаменитой "Утопии", они не были озабочены абстрактными размышлениями об идеальном обществе, а стремились к совершенствованию собственного государства, благо которого связывали с представлением о стабильности политического порядка, основанного на строгой социальной иерархии и разумном управлении.

Важную часть английских политических исканий во второй трети XVI века составляло создание образа идеального монарха и служившего ему идеального дворянина. Эта идея прошла красной нитью и в "Правителе" Элиота, и в его трактатах "Образ правления" и "О знании, которое делает человека мудрым", и в "Диалоге между Полом и лапсетом" Старки. Заимствовав у античных философов и европейских гуманистов основные составляющие такого образа, английские мыслители, и, прежде всего, Элиот, расширили и изменили понятие "джентльмен" - на смену рыцарскому идеалу пришел идеал государственного деятеля. политика и дипломата. Воспитание, джентльмена, т.е. культурного, нравственно совершенного и образованного аристократа, достаточно подготовленного, чтобы держать в своих руках бразды правления, стало основной целью просвещения, и ей были подчинены все рассуждения гуманистов собственно педагогического характера. В этом смысле идеи воспитания означенного времени могут рассматриваться как попытка мыслителей удовлетворить очередную историческую потребность современной им Англии в подготовке монарха и его окружения в условиях формировавшегося абсолютизма. Причем сам государь и его помощники дворяне должны готовиться к жизни. воспитываться и обучаться на одних и тех же принципах. Разумность и необходимость этого положения проистекает из той активной роли, которую играли джентри в английской политике. Кроме того, хотя педагоги второй трети XVI века являлись теоретиками аристократического просвещения, их идеи имели более широкое значение, нежели это изначально задумывалось авторами. Созданный ими идеал оказался шире и значительнее потребностей любого конкретного слоя общества, а мысли, высказанные в первых написанных на английском языке трудах, бы-

ли полезны для дальнейшего развития воспитательной теории и практики в Англии вообще.

Измеряя жизнь по шкале гуманистических представлений, "младшие гуманисты" в своих политических трактатах предваряли изложение желаемого результата воспитания критикой существовавшего положения вещей в этой области. Среди явлений, вызывавших упадок образования, они называли гордыню родителей, непонимание ими нового предназначения знатного человека, жадность, а также недостаток хороших учителей. Насколько мрачные картины принятой в Англии системы образования, нарисованные в трактатах Старки и Элиота, соответствовали действительности, сказать трудно, но ясно, что высказанные гуманистами предложения были нацелены на исправление и улучшение воспитательного процесса.

§ 3 посвящен изучению взглядов Элиота и Старки на содержание и методы обучения. Социальный консерватизм легко уживался у авторов трактатов с традиционными для ренессан-сного гуманизма педагогическими установками и принципами в этой области. Формирование нового человека, приоритет воспитания над обучением, понимание благородства как сочетания знатного происхождения и достойного образования, ведущего к добродетельности его обладателя, внимание к природным задаткам воспитанника, тщательный выбор учителя, предпочтение мягкого обращения с учеником жестокости - все эти вопросы были поставлены гуманистами второй трети XVI века во главу угла. Целенаправленное воспитание государственных мужей должно исходить, согласно педагогическим взглядам изучаемых авторов, из наличия некоторых природных и социальных предпосылок. В частности, для Элиота желательной предпосылкой взращивания джентльмена является "голубая кровь", которая, однако, ничего не значит, если не дополняется достойным образованием ее обладателя. Немалое значение, по его мнению, именгг и природные задатки, которые следует учитывать при выборе сфеш деятельности и методов обучения конкретного ребенка. Самым серьезным образом, по словам гуманистов, следует подходить к выбору лиц, наставляющих ученика. Хороший педагог, в ин представлении, - обязательно высокообразованный, эрудированный, терпеливый, придерживающийся строгой морали спе-

циалист.

Программа и содержание обучения наиболее полно рассмотрены в "Правителе". Они включали в себя последовательное изучение грамматики, поэзии, логики, риторики, космографии, истории, моральной философии, права, дисциплин, способствующих Физическому и эстетическому развитию. Выбор изучаемых произведений, предлагавшихся в трактате, определялся полезностью для развития личности ребенка сведений и нравственных установок в них содержащихся. Как в политических исканиях "младшие гуманисты" отказывались от абстрактных проектов несуществовавших государств, так и педагогических концепциях они исходили из понятий целесообразности, разумности, утилитаризма, т.е. сделали мерилом ценности необходимых воспитаннику знаний, умений и моральных норм их практическую значимость для жизни в обществе, которым ему придется управлять. Положив в основу воспитания древние языки как средство постижения мудрых истин, авторы трактатов второй трети XVI века впервые обозначили и ценность родного языка, что было подхвачено и развито педагогами-елизаветинцами.

Безусловно, большая часть высказанных "младшими гуманистами" идей была позаимствована из античных книг или современных им произведений С Платон, Аристотель, Квинтилиан, Псевдо-Плутарх, Патрици, пальмиери, Понтано, Кастильоне, Эразм и др.). Однако заимствовали они только те мысли, которые были наиболее применимы на отечественной почве, сочетая воспитательные принципы разных стран и эпох и преобразуя их в соответствии с требованиями своего идеала.

Итак, распад кружка "оксфордских гуманистов" и начало Реформации в Англии не привели, как это иногда считалось, к упадку гуманистического движения. Постепенно смещаясь из университетов ко двору, приобретая социально-педагогический характер, гуманизм второй трети XVI века продолжал развиваться, впитав в себя достижения предшественников и чутко реагируя на изменения социальной реальности. Видя свою задачу в совершенствовании английского общества, гуманисты этого периода объединяли в единое целое политические и педагогические теории, исходя из понимания воспитания как основного рычага в улучшении всех сторон общественной жизни. Иными

словами, первоначально педагогические идеи стали составной, и иногда значительной, частью политических трактатов, подготовив, в свою очередь, почву для появления специальных сочинений профессиональных педагогов. Речь о них идет во вюшй. главе, названной "Идеи воспитания и просветительская деятельность Роджера Эшема".

В § 1 этой главы "Педагогические воззрения Роджера Эшема" рассмотрены проблемы развития английского гуманизма в 40-50-е годы XVI века в связи с бурными политическими событиями этого времени с смерть Эдуарда VI, борьба за власть, девятидневное правление Джен Грей, ее казнь, католическая реакция Марии Тюдор и, наконец, воцарение Елизаветы), выявлены педагоги-гуманисты, жившие в этот период, крупнейшим из которых является Роджер Эшем, охарактеризованы взгляды последнего на образование и воспитание, высказанные в трактатах "Стрелок из лука", "Школьный учитель" и письмах.

Роджер Эшем - преподаватель и педагог-теоретик, экспериментатор в области применения родного языка и участник бурных событий, имевших место в Европе второй трети XVI столетия. В теоретическом плане педагогические работы Эшема менее интересны, по сравнению с "Правителем". Здесь нет четко разработанной программы обучения, а отдельные указания по этому поводу, в основном, не отличаются от таковых у Элиота. Зато гораздо больше внимания Эшем уделял методике преподавания, что не удивительно для практического педагога. Даже сам замысел его главного трактата "Школьный учитель" родился из желания написать, как следовало обращаться с детьми, а в его содержании значительное место отведено способам обучения латинскому языку, в частности так называемому "двойному переводу". Исходя из повышенного внимания Эшема к вопросам грамматических Форм, стиля и путей их наилучшего усвоения, некоторые историки с например, П.Монро) даже называли его "гуманистом узкого толка", у которого "вся образованность не только покоится на грамматике, но грамматика занимает в ней центральное место". С таким выводом нельзя согласиться как с излишне прямолинейным. На самом деле вопрос о соотношении содержания и метода преподавания был для Эшема важнее, нежели частные проблемы освоения латыни. Обу-

- 1Ь -

чая красивому стилю, по его мнению, нельзя обойти содержание текстов и, наоборот, вникая в смысл написанного, нельзя не любоваться красотой речи. Более того, содержание, как полагал гуманист, зачастую важнее красивого стиля, потому что "нельзя выразиться изящно, если не понимаешь сути вещей".

Следуя своим предшественникам, и, прежде всего, Квинти-лиану, гуманист много места уделял обоснованию индивидуального подхода к детям. В отличив от Элиота и Старки, лишь указавших на необходимость этого, Эшем, использовав античные источники, развил по этому поводу целую теорию, показав, как следует работать с детьми, имеющими разные природные наклонности: одаренными, трудолюбивыми, памятливыми, пытливыми, любящими слушать, ждущими похвалы, скорыми в освоении материала и медлительными.

На примере трудов Эшема особенно ярко видна избирательность английских гуманистов в заимствовании ими идей античных и современных итальянских авторов. Так принявший РеФормацию Эшем, предостерегает молодежь от посещения Италии и учебы там, считая эту страну очагом безбожия и полагая, что молодые люди должны воспитываться "в истинной вере". Само собой, мы не найдем подобных выпадов против страны вожделенной мечты английских гуманистов С кстати, и Эшема тоже) у "оксфордцев", оставшихся в лоне католической церкви, но нет их и у принявших Реформацию Т. Элиота и т.Старки. Причину, вероятно, надо искать в том, что в годы правления Марии Тюдор, которые выпали именно на долю младшего по возрасту Эшема, Италия у многих приверженцев реформационного движения в Англии стала ассоциироваться с католицизмом и репрессиями.

В § 2 "Просветительская деятельность Роджера Эшема" обсуждается преподавательская работа этого гуманиста, в которой он пытался реализовать свой воспитательный идеал на практике. Она осуществлялась в двух направлениях: работа в университете и домашнее воспитание знатных особ. Эшем обучал греческому попеременно в школе и колледже святого Джона, работал в качестве наставника, входил в экзаменационную комиссию по присвоению степени бакалавра, преподавал математику. В частном порядке он обучал детей знати, а самой знаменитой его ученицей была будущая королева Англии Елизавета

Ткщор. В своей практической деятельности гуманист с его верой в великую силу воспитания как Фактора, влиявшего на судьбы страны, стремился к воплощению гуманистического идеала правителя, использушего свои знания на благо родины, обладающего человечностью, добротой, справедливостью. Наставляя в этик принципах своих воспитанников, прежде всего Елизавету, Эшем, конечно, в чем-то идеализировал и характер такой власти, и саму королеву, однако из истории известно, что правление Елизаветы действительно было блестящим, в чем есть и скромная заслуга ее оставшегося в тени учителя Роджера Зшема.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования. Вторая треть XVI века, безусловно, была самостоятельным этапом в развитии английского гуманизма. Именно в это время впервые на английском языке была сформулирована целостная программа гуманистического воспитания, успешно претворявшаяся в жизнь. Не умаляя ни заслуг "оксфордцев", ни достижений "елизаветанцев", что было бы, при всем желании, и невозможно, надо все же признать, что в развитие гуманистической педагогической мысли так называемые "младшие гуманисты" внесли наибольший вклад. Умом и энергией людей, воспитанных в духе их педагогических концепций, в елизаветинскую эпоху гуманистическая культура во всех ее проявлениях была поднята на невиданную до того в Англии высоту.

Основное содержание диссертации отражено в следующих опубликованных работах:

1. Педагогические взгляды Роджера Зшема. // Европейская педагогика от античности до нового времени: Исследования и материалы. / Под ред. В.Г.Безрогова, Л.В.Машковой. В 3-х частях. М., 1993, Ч. 3. С. 90-97 / 0,5 п. л. /.

2. Роджер Эшем. Школьный учитель. Перевод, предисловие и примечания. // Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII веков: Сборник статей и материалов. Иваново, 1995. С. 197-204 / 0,5 П. Л. /.

3. Томас Элиот, английский гуманист первой половины XVI века. // Интеллектуальная история в лицах: Семь портретов мыслителей средневековья и Возрождения. / Под ред. И.В.Кри-вушина, Н.В.Ревякиной. Иваново, 1996. С. 95-104 / 0,6 п.л./.