автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Идея нации в политической культуре Франции

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Тульчинская, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Идея нации в политической культуре Франции'

Текст диссертации на тему "Идея нации в политической культуре Франции"

ИНСТИТУТ МИРОВОЙ экономики И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН

л

На правах рукописи

Тульчинская Татьяна Владимировна «ИДЕЯ НАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ФРАНЦИИ»

специальность 23.00.02. -политические институты и процессы Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук.

Научный руководитель д.и.н., профессор Гаджиев К.С.

Москва 1998 год

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение.........................................................................стр. 3

Глава 1

Формирование и эволюция основных концепций понятия "нация" во французской исторической и политической мысли.

(исторический аспект)..................................................стр. 22

Глава 2

Идея нации как один из центральных элементов политической культуры.

(политологический аспект)...........................................стр. 69

Глава 3

Идея нации как средство самоидентификации личности. (культурологический аспект).....................................стр. 138

Заключение..................................................................стр. 176

Примечания...................................................................................стр. 187

Список литературы..................................................................стр. 196

Введение

Идея нации, будучи одной из центральных идей политической культуры нового времени, является, таким образом, своего рода, строительным материалом для конструирования политической парадигмы современности. Это обстоятельство дает нам право говорить об актуальности изучения проблематики, вынесенной в заглавие диссертационной работы. Исследуя проявления идеи нации в политической культуре, мы сможем понять многие поведенческие мотивы, которыми руководствуется человек в своей политической активности; прояснить структуру иерархии политических и, даже, в определенной степени, политико-моральных ценностей, которая существуют в современной политической культуре, а также в иных ее типах, начиная с периода присутствия в ней национальной идеи. Кроме того, исследование политико-культурной сферы необходимо для понимания сути политических процессов в обществе, в том числе, оно является попыткой выделить субъективный фактор в функционировании мира политического.

Нация, не только, по мнению ряда историков или политологов, но и в сознании простых людей, часто выступает в роли некоего критерия достигнутого к моменту ее возникновения обществом прогресса за счет его социальной, политической, экономической и даже морально нравственной консолидации, осуществленной, собственно, именем нации. Оборотной же стороной этого процесса является способность общества аккумулировать идею нации и желание людей этой идеей руководствоваться в процессе своей

жизнедеятельности. Добровольное и осознанное восприятие человеком национальной идеи, в какой бы то ни было форме, есть один из переломных этапов истории цивилизации.

Актуальности изучения национальной идеи в политической культуре добавляет и то, что на современном этапе развития цивилизации идея эта переживает новый период подъема, обусловленный процессом всемирной интеграции, что не может не отразиться напрямую на состоянии умов. В таких условиях очень важным становится на только знание принципов и традиций политической культуры и исторических и идеологических корней такого явления, как идея нации, но и понимание и прогнозирование возможных форм ее эксплуатации разнообразными политическими объединениями, вариантов включения этой идеи в качестве стержневой в идеологические доктрины различного толка.

Соответственно, основными целями данного исследования являются, в первую очередь, попытка систематизировать и осветить различные этапы и аспекты развития в общественном и индивидуальном сознании национальной идеи на примере Франции, а также определить ее место в политической культуре современной Франции.

Поскольку, и на этой точке зрения сходится подавляющее большинство сторонников политико-культурного метода, каждой стране и каждой общественно-политической системе соответствует свой определенный и в известной степени даже уникальный тип политической культуры, то наше исследование национальной идеи мы построим на анализе конкретно-

фактического материала. В качестве источника для получения этого материала мы избрали исторический опыт и общественно-политическую систему современной Франции, а также, ее историческое и политическое прошлое.

Подобный выбор продиктован, в первую очередь, тем, что Франция явилась именно той страной, в истории которой национальная идея впервые проявила себя на широкой политической арене. Если вопрос о времени возникновения собственно нации остается, как уже говорилось, открытым, то почти все исследователи, тем не менее, на удивление единодушно связывают возникновение и утверждение политической версии национальной идеи и в политическом процессе в целом, и в политической культуре, в частности, с революционными событиями конца 18 столетия во Франции.

Как определил один из известных исследователей французской истории Ж.Сорель: "История Франции сопряжена с историей революции, призванной ее прервать"(1). Революционный взрыв изменил самые основы жизни общества, а не просто модифицировал его политическую и социальную структуру; в результате этого взрыва была не только построена новая государственная организация, но изменению подверглась вся система ценностей, на которой базировалось мировоззрение человека той эпохи. Особую роль в этой новой системе заняла национальная идея. Она стала своего рода парадигмой нового общественно-политического строя, вобрала в себя и отразила процесс политического обновления общества. Французский вариант положил начало множеству разнообразных модификаций

национальной идеи в ее политическом виде, большинство из которых к рубежу 18-19 веков уже сформировалось в недрах различных общественно-политических образований.

Кроме того, предлагаемый материал интересен для изучения еще и тем, что Франция обладает весьма интересной и характерной страновой спецификой, которая, конечно, имеет место и в политической культуре. В частности, специфичными чертами французской политической культуры являются приверженность традициям при постоянной смене политических режимов, трепетное отношение французов к своему историческому прошлому или же идея французской исключительности, перерастающая в своего рода франкоцентризм и культ нации. П.Гултиер писал: "Франция поставила человечество над расой, права разума над правами природы и жизни, мораль над фактом"(2). Все это делает изучение национальной идеи на французском материале не только более интересным, но и более актуальным, так как, как мы увидим позднее, определяет ее центральное положение во французском типе политической культуры.

Указанные обстоятельства способствовали, во многом, и тому, что национальная тема оказалась крайне популярной во французской исторической и политической историографии. Однако поставленные в диссертации вопросов способствуют, тем не менее, заполнению определенной ниши в исследованиях, касающихся национальной проблематики, так как, как уже отмечалось, они помогают дистанцировать комплексы проблем, связанных собственно нацией и с национальной идеей соответственно.

Если говорить о национальной идее как о предмете исследования, которая поставлена нами в центр исследования, то для правильного понимания ее сути необходимо в первую очередь некоторым образом абстрагироваться от вопроса о рождении и влиянии на жизнь общества собственно нации. На современном этапе эта тематика не менее актуальна, но, тем не менее, непосредственной задачей данного исследования является проблема несколько иная, напрямую связанная с вышеозначенной, но принципиально самостоятельная. Вынесенная в заглавие работы задача была сформулирована, исходя из необходимости как четко разграничить, что, к сожалению, делается далеко не всегда, проблемы возникновения и развития нации как таковой и комплекс вопросов, связанных с существованием так называемой "идеи нации", так и систематически проанализировать последний.

Существующее между двумя обозначенными понятиями различие носит сугубо функциональный характер. Национальная тема присутствует и в экономике, и в политике, и в культуре, и в других сферах жизнедеятельности общества, являясь при этом вполне объективной и самостоятельной гранью комплексной проблемы, а идея нации является исключительно одной из форм самосознания человека, способом его самоидентификации в обществе и, в то же время, методом коллективного осознания единства и сущности данного общества. То есть, иными словами, национальная идея может влиять на проходящие в обществе процессы хоть и объективно, но исключительно опосредовано через человеческое сознание. Таким образом, если нация есть область исследования, например, политической науки в целом, то на-

циональная идея, - это сфера на стыке идеологии, ментальное™, культуры и психологии, относящаяся скорее к политической культуре общества. Самой главной из них является стремление постичь суть идеи нации как исторической и политической реалии, что представляет определенную сложность, так как национальная идея проявляет себя на стыке идеологии, ментальности, культуры и психологии и политической культуры. Иногда она проявляется преимущественно именно в последней, но никогда не исчерпывает политической культурой свое присутствие в общественном сознании.

Более того, при том, что в настоящее время существует ряд исследователей, причем преимущественно именно политологов, нежели историков, которые вообще начисто отрицают существование феномена нации, и считают ее просто своего рода фантомом, даже они не подвергают сомнению реальность существования и силу влияния на умы национальной идеи.

Предпринимаемая некоторыми исследователями попытка развенчания национальной идеи как грандиозного мифа нового времени стала неизбежной в настоящее время, когда кардинальному пересмотру подверглась теория формаций, и историки и политологи теряются в попытках найти такое определение тому обществу, в котором мы в настоящее время существуем, чтобы оно, хотя бы в самых общих чертах, отражало бы его сущность. И все же, необходимо понимать, что подобный подход к национальной проблематике подразумевает полное право на существование идеи нации, пусть даже, в виде политического мифа.

Французский историк Р.Лакомб писал в 1937 году: "Во Франции вне государства последовательно развивалась народная воля, а потому не было необходимости сражаться за формирование нации."(3) Разделяя нацию и национальную идею, он делал из этого весьма любопытный вывод о возможности их раздельного существования.

Если же говорить о современности, то нельзя также не отметить и весьма оригинальную точку зрения, которой в области национальной проблематика придерживается, например, завоевавший популярность своими исследованиями Э.Геллнер. В своей работе "Пришествие национализма. Мифы нации и класса" он пишет, что национальные государства действительно стали нормой политической жизни после французской революции и явили собой соединение государства с национальной культурой. В то же время, по его мнению, вопрос о нации, - это вопрос о демократии, о том, какая государственно-политическая единица может иметь свое собственное правительство. Геллнер пытается развенчать миф о национальном духе, считая саму концепцию нации грандиозным фантомом, не более чем инструментом политического и идеологического воздействия. Он пишет следующее: "Именно национальная доктрина создает нацию, это не более чем идеологическая выдумка, которая может проявить себя при любых обстоятельствах... Нации, также как государства, есть случайность, а не всемирная необходимость"(4). Появление подобной позиции является характерной особенностью современной историографии, отражающей процессы мондиализации.

Подобную радикальную точку зрения можно поддерживать или опровергать, но одно является очевидным. Идея нации живет своей самостоятельной жизнью, развивается по своим законам, применимым только для идей, которые не в меньшей степени являются общественными реалиями, чем любое другое явление, и реализуется в мире политического преимущественно в политической культуре, которая является той его областью, которая наилучшим образом способна их аккумулировать.

Кроме того, задачу данной работы, логике разрешения которой соответствует и само ее построение, можно определить и как попытку выделить основные виды национальной идеи, превалирующие во французской политической культуре, проследить хронологию их возникновения, определить существующую между ними логическую связь. В качестве таковых, автор выделяет ставшие визитной карточкой французской общественной, философской и политической мысли концепции нации как политического организма, объединяющего граждан в рамках этого сообщества, и как духовного сообщества моральных личностей.

Кроме того, и это является не менее важным для определения уникальности и обособленности такого явления, как идея нации, она достаточно условно синхронизирует свои взлеты и падения с взлетами и падениями собственно нации, хотя связь между ними, безусловно, присутствует. Проблема определения сущности и силы указанной связи также будет поднята в представленной работе, хотя центральной областью

исследования останется функционирование национальной идее в сфере политической культуры.

Методологической основой данной работы является политико-культурный подход. Это также привносит в работу дополнительную научную актуальность, так как само по себе выделения политико-культурной проблематики в качестве обособленного объекта исследования, попытки ее логического структурирования и формирование понятийного аппарата есть специфическая особенность второй половины двадцатого века.

В своих попытках определить место национальной идеи в политической культуре не следует забывать и о том, что само понятие политической культуры в данный момент не имеет достаточно четкого определения, с которым бы согласились все, или хотя бы большинство исследователей. По подсчетам канадского исследователя Г.Патрика, только к 1976 году подобных определений существовало более сорока, а с тех пор их количество заметно возросло, особенно в последние годы.

В целом, было бы правомерно сказать, что само по себе выделения политико-культурной проблематики в качестве обособленного объекта исследования, попытки ее логического структурирования и формирование понятийного аппарата есть специфическая особенность второй половины двадцатого века. Причины столь сильного исследовательского интереса к области политической культуры преимущественно кроются, в тех процессах, которые в настоящее время являются определяющими в мировой политической системе, в первую очередь, в процессе всемирной интеграции.

Еще в 1926 году был создан паневропейский союз, который в скорости возглавил министр иностранных дел Франции Аристид Бриан. Этим союзом был выработан проект создания объединенной Европы, который обсуждали 27 государств и, в конечном итоге, отвергли. В конце века, наконец, пришло время для реализации этих эпохальных замыслов.

В условиях постоянного сближения национальных государств по самым различным направлениям и формирования на этой почве в сознании людей новой системы общечеловеческих ценностей, становятся актуальными поиски и новых основ для коллективного и личностного самоопределения. Сторонники политико-культурного подхода начали проводить исследования политических процессов, поставив в их центр человеческую личность со всеми ее особенностями. Предпосылкой для формирования в политической науки четко выраженного политико-культурного направления стала развернувшаяся на рубеже 50-х - 60-х годов в США так называемая «бихевиористская революция».

Бихевиаристский подход позволил лучше понять принципы функционирования политической системы через анализ мотиваций, движущих отдельными индивидами в политическом процессе. Сформированный на его основе политико-культурный метод исследования, помог выделить вопросы, касающихся и общественного сознания, в том числе, политического, и сознания отдельно взятой личности в качестве одного из базовых факторов, определяющих сущность мира политического. На более высоком уровне обобщения мы понимаем комплекс явлений и процессов, объединенных в

понятие политической культуры в первую очередь как некий коэффициент, позволяющий преодолеть формально-юридический подход к политике и придающий страновую индивидуальность функционированию одних и тех же политических систем или политических режимов, а также как фактор их стабильности.

Рождение и каждое проявление национальной идеи есть один и�