автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Емельянов, Виктор Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Емельянов, Виктор Александрович

Введение

Глава I. Становление героя в рассказах В.Белова

60-х годов о "малой" родине

Глава П. Проблема активности характеров в произведениях В.Белова о колхозной деревне

Глава Ш. Взаимодействие основных типов характеров в прозе В.Белова

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Емельянов, Виктор Александрович

Формирование "идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты11*, является, как отмечалось на июньском(1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, одной из главных целей, стоящих перед обществом развитого социализма. Весомый вклад в ее осуществление вносит современная советская литература. Среди писателей, отдающих свой талант этому благородному делу, одно из первых мест принадлежит В.И.Белову.

Обращение в данной диссертации к проблеме характера в прозе В.Белова обусловлено как эстетическими, изначально существующими, особенностями художественного творчества, так и требованиями сегодняшнего дня, предъявляемыми обществом литературе и науке о ней.

Характер как особая литературоведческая категория почти всегда был одним из важнейших критериев художественности литературных произведений. Большой успех, выпавший в 60-70-е годы на долю произведений так называемой "деревенской прозы", в том числе и произведений В.Белова, в немалой степени объясняется их высокими эстетическими достоинствами, наличием в них интересных, многогранных, оригинальных характеров. Не случайно в приветствии Секретариата правления Союза писателей СССР, направленном В.Белову в связи с его пятидесятилетием, говорилось: "Разносторонне талантливый художник, Вы в своих рассказах и повестях, очерках, сказках, пьесах сумели глубоко и проникновенно выразить народный т

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с.35. жизненный опыт, создать целую галерею самобытных и ярких народных характеров, воплотить исторические судьбы русского крестьянства"*.

Вместе с тем типический характер всегда нес и несет в себе большую идеологическую нагрузку. Это было еще раз подчеркнуто в постановлении Щ КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства": "Новые поколения советских людей нуждаются в близком им по духу и времени положительном герое, который воспринимался бы как художественное открытие, влиял на поступки людей, отражал бы судьбы народные"?

Удовлетворяя потребность советских людей в устойчивых и прочных идеалах, В.Белов в своем творчестве обратился к основам народной жизни - к языку, обычаям, нравственности русского крестьянства. Существенной чертой произведений В.Белова, как и произведений Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Носова, В.Распутина, стал при этом пафос "сохранения в качестве непреходящего достояния социалистического общества всего ценного в традициях деревни - своеобразного национального уклада, близости к природе, трудовых навыо ков, народной морали"0. О чем бы ни писал В.Белов: о деревенских В.й.Белову - 50 лет. - Лит.газ.,1982, 27 окт., с.4. 0 творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС. - Правда, 1982, 30 июля, с.1. з

Кузьменко Ю. Советская жтература вчера, сегодня, завтра. - М.: Сов.писатель, 1981, о.310. О наполненности ряда произведений советской литературы 60-70-х годов "раздумьями о поэзии крестьянского труда, народной этике и эстетике, о судьбе обычаев и обрядов" писал и Л.Теракопян (Теракопян Л. Пафос преобразования: плотниках или о молодых ученых, об исчезающих деревнях или о противоречиях современного города - всегда у него присутствует эта главная мысль - мысль о сохранении, а в иных обстоятельствах, и о возрождении всего ценного в традициях деревни. И хотя еще рано подводить окончательные итоги творческого пути писателя, главное, думается, он уже совершил: в лучших рассказах и повестях, в получивших широкую известность очерках о народной эстетике с полной мерой отпущенного ему таланта показал правду и красоту крестьянской жизни и, вместе со своими сподвижниками по перу, заново открыл, по выражению И.Дедкова, "полный, неусеченный смысл слов "крестьянин", "деревня", "труд земледельца", "родная земля", "малая родина"*.

Отмеченные особенности прозы Б.Белова, так же, как и выбранный нами аспект ее исследования, позволивший остановиться на таких важных литературоведческих проблемах, как проблема положительного героя и близкая к ней проблема эстетического идеала в литературе социалистического реализма на данном этапе, определили актуальность диссертации. Чутко откликаясь на запросы времени, которое,, по словам Ф.Абрамова, "влаотно требует. человека-хозяина, человека с развитым самосознанием, обостренной гражданской совестью, с широким историческим кругозором, способного не только мыслить по-государственному, по-хозяйски, но и отвечать за все происходя-2 щее в стране" , Б.Белов в своих произведениях основное внимание

Тема деревни в прозе 50-70-х годов. - 2-е изд., перераб. и доп, -М.: Худож.лит., 1978, с.317).

1 Дедков И. О творчестве Федора Абрамова. - Вопр.лит., 1982, » 7, с.ЗЗ. 2

Абрамов ф. О хлебе насущном и хлебе духовном. - Наш современник, 1976, $ 9, с.172. уделил созданию характера человека, в котором воплотились бы как традиционно-положительные черты крестьянина-труженика, так и то прогрессивно-новое, что внесла в его сознание и поведение Великая Октябрьская социалистическая революция.

В своем понимании "характера" как художественного явления мы опирались на литературоведческие работы*, объясняющие его как образ человека в его социально-исторической обусловленности, в неразрывном единстве индивидуального и общего и - вобравший в себя авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. Важным добавлением к этому определению служит положение теории социалистического реализма, согласно которому "характеры не только определяются обстоятельствами, зависят от них, но в свою очередь способны активно относиться к ним, революционно их о преобразовывать" . В трактовке активности характеров мы исходили из того, что "при существующих в нашей стране социальных условиях она (активность. - В.Е.) направлена не на коренное преобразование их, а в сторону их усовершенствования, так как при социалистическом образе жизни возникающие конфликты имеют практически разрешимый характер"^. Драгомирецкая Н. Характер в художественной литературе. -В кн.: Проблемы теории литературы. - М.: АН СССР, 1958, с.100-152; Проблема характера в современной советской литературе. Сб. ст. - М.-Д.: АН СССР, 1962. - 320 е.; Социалистический реализм и классическое наследие (Проблема характера). -М.: Худож.лит., I960. - 428 е.; Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

Иезуитов А.И. Социалистический реализм в теоретическом освещении. - Л.: Наука, 1975, с.76. з Коренной вопрос теории: Диалог: А.Иезуитов - В.Этов. -Лит.учеба, 1983, № I, с.176.

При оценке действенности созданных писателем характеров представляется плодотворной мысль С.Г.Бочарова о том, что "литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие", содержащие "прибавление" к ним"*. Наблюдение ученого, по которому художественная идея, заключенная в том или ином характере, может способствовать не только воспроизведению известных черт социальной психологии, но и - передавать "сознание о необходимости друо гих, отсутствующих у героя качеств" , будет учтено нами при анализе произведений В.Белова.

При определении объема темы диссертации мы ориентировались на характеры, созданные писателем в основном в двух жанрах - в рассказах и повестях. Подробно останавливаться на характерах, изображенных в романе "Кануны", мы не предполагаем, потому что это произведение еще не закончено (из задуманных трех книг опубликована только одна), и его герои, естественно, не проявили пока всех своих возможностей. Тем не менее в целях подтверждения наблюдений и выводов, которые возникнут в процессе анализа произведений малой и средней эпической форды, мы будем обращаться и к "Канунам", и к "Ладу", и к поэтическому, и к публицистическому творчеству писателя.

Свое миропонимание и мирочувствование В.Белов выразил посредством создания в основном двух типов характеров: характера ге Бочаров С.Г. Характеры и Обстоятельства. - В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М.: АН СССР, 1962, с.317.

2 Там же, с.317. роя-интеллигента, во многом близкого автору, но не тождественного ему, и характера крестьянина советской эпохи, в котором нашла отражение прежде всего положительная программа писателя. Сосредоточенность В.Белова на изображении отмеченных нами характеров в известной мере традиционна в отечественной литературе. Из классиков в этой связи можно назвать Л.Толстого, И.Тургенева, М.Горького, И.Бунина. Из современников В.Белова - Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Казакова, В.Лихоносова, Е.Носова, В.Распутина. Думается, что даже с учетом различия творческих программ перечисленных писателей, в основе их повышенного интереса к названным характерам лежит единое для всех стремление, с одной стороны, приобщить своих любимых, а порой и прямо автобиографических героев, к трудовому и нравственному опыту народной жизни; а с другой -желание обогатить этот опыт чертами новой, нарождающейся культуры. Роль героя-интеллигента рассматривается при этом не только как роль блудного сына, возвращающегося домой за духовной поддержкой, но и как роль своего рода посредника между старым и новым, традицией и прогрессом; как роль проводника, через который происходит обогащение обеих сторон благотворным для них содержанием.

В предшествующих этой научных работах, монографиях и диссертациях, выделенные нами типы характеров рассматривались, как правило, отдельно друг от друга. Акцент делался либо на осмыслении народного характера, получившего воплощение в жанре повести*, лиI

Залыгин С.П. Рассказ и рассказчик (0 творчестве Василия Белова). Мастер слова. - В кн.: Залыгин С.П. Собеседования. - М.: Мол.гвардия, 1982, с.114-130; Казанчиев Д.Е. Концепция личности в советской повести 60-х годов (В,Липатов, В.Чивилихин, В.Астафьев, В.Белов, В.Лихоносов): Дис . канд.филол.наук. -М., 1973; бо на анализе характера интеллектуального героя лирических рассказов писателя*. В критике и литературоведении отмечалось лишь внимание В.Белова к героям разной социальной и психологической направленности^. До глубокого и всестороннего анализа их взаимоотношений дело не доходило.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней, во-первых, выявлена общность характеров, входящих в два самостоятель

Мыреева А.Н. Изображение народного характера в прозе 60-х годов о деревне: Дис. канд.филол.наук. - Томск, 1981; Селезнев Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. - М.: Сов. Россия, 1983. 1

Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора): Дис .канд.филол.наук. - Томск,1974; Кузьмук В.А, Типология современного русского рассказа. - Дис . канд.фи-лол.наук. -М., 1977; Липин С.А. Сквозь призму чувств: 0 лирической прозе. - М.: Сов.писатель, 1978; Орехова Л.А, Современная лирическая проза (Проблемы стиля и жанра): Дис .канд.филол.наук. М.,1983. 2

Алавидзе У.М. Проза В.И.Белова: Автореф. дис . канд. филол.наук. - Тбилиси, 1983; Гужиева Н. На тихой Вологодчине. -Север, 1978, Jfc 6, с.112-118; Дворяшин Ю.А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов (Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Липатова, В.Распутина): Дис . канд.филол.наук. - Л., 1976; Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. - 2-е изд., доп. - М.: Сов .писатель, 1978, с.64-83; Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977, с.102-143; Селезнев Ю.И. Вечное движение (Искания современной прозы 60-х - начала 70-х годов). - М.: Современник,1976, с.86-114; Сурганов В.А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры.

2-е изд., доп. - М.: Сов.писатель, 1981. - 424 с. ных, но тесно связанных между собой типологических ряда (условно говоря: "интеллигентский" ряд и "крестьянский" ряд); во-вторых, прослежена эволюция этих характеров как в пределах художественного времени и пространства, отведенного для одного персонажа (например, эволюция характера Ивана Африкановича в повести "Привычное дело"), так и в пределах типологического ряда (например, эволюция характера автобиографического героя В.Белова в рассказах, объединенных темой "малой" родины); и в-третьих, показано взаимодействие выделенных характеров в контексте всего творчества писателя.

Смысл всей этой аналитической работы состоит в том, чтобы попытаться объяснить конечную цель авторских идейно-эстетических поисков, угадываемых в желании видеть своих героев гармонически развитыми личностями, правильно понимающими объективный ход развития социалистического общества, не отказывающимися от достиже-^ ний прошлого и не принижающими успехов настоящего. '

Отсюда вытекает цель нашего исследования, заключающаяся в том, чтобы на основе анализа развития и взаимодействия избранных характеров раскрыть авторские представления об идеале, о качественно новом типе характера советского человека, - характере, отличающемся положительной активностью и цельностью своих личных и общественных устремлений. При реализации этой цели в работе решаются следующие задачи: а) определяется связь В.Белова с русской классической традицией и его место в современном литературном процессе; б) исследуется мастерство писателя в построении литературных характеров; прослеживается, как с изменением объекта художественного познания меняется стиль автора (стиль - как единство композиции, языка, интонации и других элементов формы); в) выясняется отношение автора к воссоздаваемым им событиям и героям в

- II процессе его собственной творческой эволюции»

Опираясь на поставленную цель и задачи, сформулируем основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Интеллектуального, выступающего часто в качестве автобиографического, героя В.Белова отличает склонность к раздумьям, на4-пряженная мыслительная и душевная работа при внешней сдержанности в поступках, раздвоенность сознания, не лишенная, однако, плодотворности. Истоки такого внутреннего состояния героя кроются в обстоятельствах общественной жизни. Являясь свидетелем и, в известной степени, участником глобальных перемен, происходящих в обществе и природе, беловский герой умом готов признать и понять их неизбежность, но сердцем, душой еще не освоил свершающихся на его глазах перемен. Противоречивость позиции мыслящего героя В.Бедова содержит в себе, как ни странно, элементы положительной программы взаимоотношений человека с обществом и природой. В основе "нерешительности", "осторожности" героя лежат благородные и глубоко патриотические мысли о будущем родной земли, о ее счастье и благоденствии. Такое содержание "внутренней" работы автобиографического героя В.Белова придает его мыслям и чувствам ясно выраженную гражданскую направленность, а ему самому - черты положительного героя современной советской литературы.

Вместе с тем, интеллектуальный герой В.Белова не смог стать в творчестве писателя единственным выразителем положительных тенденций времени. Не смог - потому, что не проявил себя в поступках, не показал примеров действенного отношения человека к жизни. С самого начала профессионального занятия литературой В.Белов, наряду с "мыслящим", создавал "деятельного" героя своих произведений. Созданные писателем характеры крестьян Ивана Африкановича и Катерины ("Привычное дело"), Олеши Смолина ("Плотницкие рассказы") и старухи Парани ("Колоколёна") при кажущейся негероичности и неактивности обнаруживают в себе при внимательном рассмотрении такие мощные заряды героического и социально активного, которые, в решающие для страны моменты, будь то война или восстановление разрушенного, способны взорвать любые преграды, возникающие перед ниш.

Являясь по существу детьми двух эпох: прошлой, дооктябрьской, из которой они сумели вынести нетленными нравственные ценности, накопленные предшествующими поколениями, и настоящей, советской, давшей им возможность в полную меру распорядиться этими ценностями, - герои-крестьяне в произведениях В.Белова образуют тот костяк и ту опору, которые придают духовную и материальную устойчивость всем остальным героям писателя.

В то ж,е время, такие черты крестьянского характера, как робость, стеснительность, в которой признавался в рассказе "Бобриш-ный угор" даже сам автобиографический герой В.Белова, а также проскальзывающие в поведении близких писателю героев элементы "поше-хонства" сковывают порой их активность и самостоятельность, мешают нормальному развитию. Здесь уже возникает необходимость в усвоении героями-крестьянами черт иной, социальной и психологической, характеристической структуры.

Сформулированные нами основные положения диссертации определили ее построение. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе ("Становление героя'в рассказах В.Белова 60-х годов о "малой" родине") предметом анализа оказывается внутренний мир, в сущности, одного и того же, центрального для серии разбираемых произведений,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданные В.Беловым характеры советских людей, родившись из наблюдений над реальной действительностью, со временем как бы обрели самостоятельность и вернулись обратно в жизнь, воздействуя на сознание читателей идеями, заключенными в них автором. Читательские отклики на произведения В.Белова, словно подтверждая мысль М.М.Пришвина о том, что "автор создает личности, а читатели из личностей делают типы"^, могли бы служить неплохим иллюстративным материалом к процессу превращения никому не известных персонажей, какими впервые явились на свет многие 2 герои В.Белова, в легко узнаваемые литературные типы .

Наиболее значительным достижением писателя в его работе по созданию человеческих характеров стал характер Ивана Африкановича Дрынова из повести "Привычное дело". Черты, свойственные этому персонажу, в творчестве В.Белова находим у Лабути ("Кони"), Сеньки Груздева ("Под извоз"), Олеши Смолина ("Плотницкие рассказы") .Названных героев роднит душевная чистота, жизнестой- ' кость, способность к самоотвержению ради общего дела. 0 типичности образа Ивана Африкановича свидетельствует также появле

1 Пришвин М.М. Глаза земли. - Соб.соч.: В 6-ти т. - М., 1957, т.5 , с.415. Одним из примеров функционирования в обществе созданных . В.Беловым образов.является, на наш взгляд, признание читателя М.Кузнецова из Алтайского края, сделанное им в письме писателю: "Ваш Иван Африканович мне глубоко симпатичен. Вот на таких и держится земля русская, еот это и есть русский человек". - Низкий Вам поклон: Читатели о творчестве В.И.Белова. - Вологод. комсомолец, 1982, 22 окт., с.1.

- 181 ние близких ему образов в произведениях других советских писателей, например, - Акима в астафьевской "Царь-рыбе", Савони в рассказе К.Носова "И уплывают пароходы, и остаются берега".

Анализ характеров героев эпических произведений В.Белова, крестьян, убедительно показал увеличение социально-активного элемента в их содержании. Несмотря на некоторую противоречивость сознания и поведения таких героев писателя, как Иван Африканович, Олеша Смолин, последние представляют собой большую социальную ценность: их развитие проходит под знаком нравственного совершенствования, а в своих поступках (это особенно проявляется в напряженные моменты отечественной истории) они руководствуются прежде всего интересами общества.

Другим крупным, хотя и не столь заметным на фоне колоритных эпических характеров, успехом В.Белова надо признать создание лирического характера, воплощенного прежде всего в образе автора-повествователя в рассказах "На родине" и "Бобришный угор". Типичность этого образа подтверждается аналогиями, существующими как в творчестве самого В.Белова, так и в произведениях его соратников по перу - Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Казакова, В.Лихоносова, В.Солоухина. Наиболее примечательными чертами характеров героев-интеллигентов В.Белова являются беспокойство совести, подверженность рефлексии, напряженные поиски ответа на вопрос, задаваемый себе героем Л.Толстого Олениным: "Как же надо жить, чтобы быть счастливым?." (Ш, 244).

Движущей силой эволюции лирического характера В.Белова стала мысль о гармоничном устройстве мира. Гуманистический пафос, звучащий в монологах автора-повествователя, придает его образу черты человека - выразителя прогрессивных идей своего времени. Определяя личностные ^координаты" положительного героя

Б.Белова, уместно, думается, прислушаться к высказыванию В.Бур-сова, сделанному им в связи с размышлениями о творчестве Н.В. Гоголя. "За ним, - писал Б.Бурсов о Гоголе, - утвердилась репутация художника, у которого смех будто бы заменяет положительного героя. Я бы решился расширить эту формулу и сказать, что положительный герой Гоголя - сам Гоголь, создавший в своих творениях величественный образ автора. В наших заботах о положительном герое в современной литературе мы пока еще не извлекли т всех уроков из гоголевского набатного реализма". Отдавая себе отчет в том, что эстетический" идеал в произведениях В.Белова заключен не в одних положительных характерах, все же надо признать, что именно лирический характер выступает в качестве основного слагаемого той суммы, в которой воплотились представления писателя о человеческом идеале.

Сосредоточенность писательского внимания на выделенных нами характерах явилась выражением потребностей времени, которое, с одной стороны, испытывало нужду в возрождении положительных традиций, выработанных всей историей русского крестьянства, а с другой - в вовлечении этих традиций в орбиту современной жизни. Выполнение последней миссии в произведениях В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Носова и ряда других писателей выпало на представителей народной интеллигенции, которые , подобно леонов-скому Ивану Вихрову, чувствуют себя словно бы в ответе за национальные начала, заключенные в деревне, ею самою, как писалось в одной из статей, осознанно не охраняемые**.

1 Бурсов Б. Родник русского реализма: 175 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. - Правда, 1984, 31 марта, с.З. о

Смирнова А. Концепция человека в современной прозе о деревне. - Север, 1977, Га I, с.III.

Свою главную задачу как художник, (об этом писатель говорил, выступая перед студентами и преподавателями МГУ им. М.В. Ломоносова в ноябре 1981 года) В.Белов видит в фор^ровании качественно нового уровня человеческого сознания. Сознания, свободного как от догматов прошлого, так и от легковесных наслоений настоящего. Думается, у автора "Привычного дела" есть основания с оптимизмом смотреть в будущее. Уверенность в том, что все написанное им находит отклик в сердцах людей, придает В.Белову растущее признание его творчества у нас в стране и за рубежом, многочисленные читательские письма. ".Читая Ваши произведения, - пишет Г.Ливель из Минской области, - мы учимся человеческим взаимоотношениям. Учимся понимать друг друга""*". Воздействуя на читателей образами, полными правды и красоты,

В.Белов вносит заметный вклад в формирование нового, гармони2 чески развитого советского человека . Человека, чья жизнь была бы освящена идеалами разумного и прекрасного, существующего на земле. т

Низкий Вам поклон: Читатели о творчестве В.И.Белова.

Вологод.комсомолец, 1982, ZZ окт. , с.1. о

Произведения В.Белова переведены на многие иностранные языки, поэтому уже сейчас можно говорить о влиянии его творчества не только на советских., но и на зарубежных читателей.

 

Список научной литературыЕмельянов, Виктор Александрович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976. - T.I - 576 е., т.2. - 718 с.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.З.

3. Энгельс Ф. М.Каутской, 26 ноября 1883 г. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.36, с.331-334.

4. Энгельс Ф. М.Гаркнесс, начало апреля 1888 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т.37, с.35.

5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1969. - 823 с.

6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

7. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

8. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

9. Ленин В.И. И.Ф.Арманд, 30 ноября 1916 г. Полн.собр.соч., т.349, с.328-334.

10. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976, - 144 с.

11. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, I9S3 г. - 80 с.

14. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

15. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПССот 21 января 1972 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. -М.: Политиздат, 1977, с.294-295.

16. О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1982, 30 июля, с.1.1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И.БЕЛОВА1

17. Деревенька моя лесная: Стихотворения и поэмы. Вологда: Кн.изд-во, 1961. - 72 с.

18. Белов В. Знойное лето: Повесть и рассказы. Вологда: Кн. изд-во, 1963. - 184 с.

19. Белов В. Речные излуки: Повести и рассказы. М.: Мол.гвардия, 1964. - 175 с.

20. Белов В. Плотницкие рассказы: Повесть и рассказы. Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, 1968. - 159 с.

21. Белов В. Сельские повести. М.: Мол.гвардия, 1971. -375 с.

22. Белов В, Холмы: Повести, рассказы, очерки. -№.: Современник, 1973. 544 с.

23. Белов Б. Кануны: Хроника 20-х годов. 1Л.: Современник, 1979. - 335 с.

24. Белов В. Воспитание по доктору Споку: Сб. прозы. М.: Современник, 1978. - 256 с.

25. Белов В. Повести ы рассказы. — ш. : Известия, I960. 604 с.

26. Белов В. Лад: Очеррси о народной эстетике. М.: Мол.гвардия, 1982. - 293 с.

27. Белов В. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Современник. 1983. - T.I. - 591 е., Т.2. - 543 е., Т.З. - 479 с.

28. Белов В. Песня жаворонка: Рассказ. Сельская жизнь, 1963, 29 апр.

29. Белов В. За тремя волоками: Рассказ Север, 1965, Js 2, с.62-80.

30. Белов В. Привычное дело: Из прошлого одной семьи: Повесть. -Север, 1966, № I, с.7-92.30* Белов В. Бобришный угор: Рассказ. Лит.Россия, 1967, 19 мая, с.6-7.

31. Белов В. Бухтины вологодские завиральные в шести темах. -Новый мир, 1969, J& 8, с.158-184.

32. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. Наш современник, 1979, В 10, с.117-158; lb 12, с.85-96; 1980, гё 3, с.60-84; 1981, В I, с.160-174; JS 5, с.145-171; В 6, с.143-153;1. В 7, с.125-164.

33. Белов В.Раздумья на родине: Из документальной повести. -Лит.Россия, 1982, 8 окт., с.II-14.

34. Белов Б. Страшнее всего тишина: Записки секр.Грязовецко-го райкома комсомола о стиле работы райкома, о жизни молодежи на селе. - Мол.гвардия, I960, 13 3, с.186-198.

35. Технический прогресс и проблемы крестьянской культуры: Ответ на анкету. Сельская молодежь, 1966, № 8, с.28.

36. Белов В. Красна изба углами: Из сельского дневника писателя. Правда, 1967, 5 июня.

37. Белов В. Чувство родины. Красный Север, 1970, 27 марта.

38. Белов В. Пути-дороги: 0 проблемах дорожного строительства в Вологод.обл. Правда, 1979, 30 янв.

39. Белов В. Родное: Из выступления на ХХП обл.коме.конференции. Вологод. комсомолец, 1982, 26 февр.

40. Белов В. Требуется доярка: Из дневника писателя. Правда, 1983, 13 дек., с.З.

41. Литература и язык: Ответы на анкету журнала. Вопр.лит., 1967, Га 6, с.98-99.

42. Белов В. Александр Яковлевич Яшин: Памяти писателя. Лит. Россия, 1968, 19 июля, с.14.

43. Белов В. Чистота, толкающая к убожеству. Русская речь,1969, .;= 2, с.41-44.

44. Белов В. Деревня и кино: Заметки писателя. Аврора, 1970, J& 8, с.66-69.

45. Белов В. Деревенская тема общенациональна. Дружба народов,1970, В 9, с.254 (Земля, Люды. Литература.)

46. Белов В. Весна, которая всегда с нами: К 100-летию со дня рождения Ы.М.Пришвина. дошкольное образование, 1973, j* 4, с.88-95.

47. Белов В. Русский национальный характер: 0 романе М.Шолохова "Тихий Дон". Лит.Россия, 1975, 23 мая, с.8.

48. Популярность бывает разная: Интервью писателя В.Белова. Записал А.Шорохов. Журналист, IS75, 9, с.36-37.

49. Белов В. "Груз жизненных впечатлений": "Страничка из писательского блокнота. Вопр.лит.,1977, Да 7, с.200-203.

50. Разбудить совесть: Интервью с писателем В.Беловым. Воло-год.комсомолец, 1982, 22 окт.,с.1.

51. Белов В. Дважды в году весна: Итальянские впечатления. -Наш современник, 1982, Ji? 9, с.161-174.

52. Белов В. Язык мой, друг мой: Заметки писателя. Наш современник, 1983, Js 7, с.181-187.

53. ХдаМТВШШЕ ПРОИЗВВДЕНИЯ ДРУГИХ АВТОРОВ

54. Абрамов Ф.А. Собр.соч.: В 3-х т. Л.: Худож.лит., 19801982.

55. Астафьев В.Г1. Собр.соч.: В 4-х т. М.: Мол.гвардия, 19791981

56. Айтматов Ч.Т. Буранный полустанок (И дольше века длится день). М.: Мол.гвардия, 1981. - 304 с.

57. Алексеев М.Н. Драчуны. М.: Мол.гвардия, 1982. - 3X9 с.

58. Казаков Ю.П. Во сне ты горько плакал: Избранные рассказы. -М.: Современник, 1977. 272 с.

59. Крутилин С.А. Липяги. Ы.: Худож.лит., 1964. 128 с. -(Роман - газета).

60. Куваев О.М. Территория: Роман. -М.: Современник, 1975. -256 с.

61. Куранов Ю.Н. Дорога над озером: Повесть, рассказы. М.: Современник, 1977, - 335 с.

62. Лихоносов В.И. Элегия: Повести и рассказы. -М.: Сов.Россия, 1976. 400 с.

63. Можаев Б.А. Живой: Повесть и рассказы. М.: Сов.Россия, 1977. - 452 с.

64. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Собр.соч.: В 8-ми т. -М.: Худож.лит., т.З. - 472 с.

65. Носов Е.И. В чистом поле.: Повести и рассказы. М.: Известия, I960. - 624 с.

66. Пришвин М.М. Глаза земли. Собр.соч.: В 6-ти т. - М.: Худож.лит., 1957, т.5,-с.275-714.

67. Пушкин А.С. Полн.собр.соч.: В 10-ти т. Л.: Наука, 19771979.

68. Распутин В.Г. Повести. 3-е изд. - М.: Мол.гвардия, 1980, 654 с.

69. Рубцов Н.М. Стихотворения. М.: Дет.лит., 1978. - 191 с.

70. Солоухин В.А. Лирические повести. Рассказы. -М.: Худож. лит., 1964. 608 с.

71. Твардовский А.Т. Собр.соч.: В 6-ти т. М.: Худож.лит., 1976-1983.

72. Толстой Л.Н. Собр.соч.: В 20-ти т. М.: Худож.лит., 1960-1965.

73. Трифонов Ю.В. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1978.

74. Тургенев И.С. Записки охотника. Полн.собр.соч.: В 28-и т. - М.-Л.: АН СССР, 1963, т.4. - 616 с.

75. Шолохов М.А. Собр.соч.: В 8-и т. М.: Правда, 1975.

76. Шукшин В.М. Рассказы. Предисл. В.Белова. Л.: Лениздат, 1983. - 477 с.

77. Яшин А.Я. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1972.

78. Яшин А.Я. Бобришный угор: Из дневников последних лет. -Октябрь, 1980, В 2, с.159-183.

79. Яшин А.Я. Границы души: Стихи из дневников. Строфы, Лирические записи. Поэмы. М.: Современник, 1982. - 125 с.

80. ЛИТЕРАТУРА 0 ЖНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.И.БЕЛОВА

81. Абрамов Ф. Деревеньку зовут Тимониха: К 50-летию Василия Белова. Север, 1982, № 10, с.91-95.

82. Адерихин В. Сквозь призму времени: К проблеме историзма в произведениях 60-х годов о людях села. В кн.: Проблема художественной правды. -М.: Мысль, 1971, с.87-93.

83. В.И.Белову 50 лет. - Лит.газ., 1982, 27 окт., с.4.

84. Борисова И. День за днем. Нов.мир, 1964, ie 6, с.233-236.

85. Брагин Ал. Путешествие в будущую книгу. Наш современник, 1979, 10, с.110-116.

86. Братин Ал. ".Беречь надо память. Для памяти и пишу": О встречах и беседах с писателем Василием Беловым.- Лит. Россия, 1982, 22 окт., с.8-9.

87. Брагин Ал. Тезки: Василий Шукшин и Василий Белов при встречах и на расстоянии.- Лит. Россия, 1984, 20 янв., с.8-9.

88. Бурсов Б. Пути к художественной правде.- Звезда, 1967, № I, с.210-211.

89. Воронов В. Еще раз о ценностях истинных и мнимых.- Лит. газ., 1968, 13 марта, с.4.

90. Ганичев В. Нестихающая совесть писателя.- В кн.: Белов В. Повести и рассказы.- М.: Известия, 1980, с.596-602.

91. Гин М.М. Сердце народное (заметки о прозе Василия Белова).-В кн.: Гин М.М. Литература и время: Исследования и статьи.-Петрозаводск: Карелия, 1969, с.255-273.

92. Гин М. Олеша и Авинер.- Север, 1969, № 4, с.123-125.

93. Гиршман М., Чуйчук И. Жажда исповедания.- Лит. учеба, 1982, Р 3, с.II6-I23.

94. Горловский А. Возвращение к истокам.- Лит. Россия, 1966, 27 мая, с. 10.

95. Гужиева Н. На тихой Вологодчине.-Север,1978,№ 6, с.112-118.

96. Гусев В. 0 прозе, деревне и цельных людях.- Лит. газ., 1968, 14 февр., с.6.

97. Гусев В. Трудный хлеб правды: Штрихи к портрету В.Белова.-Лит. газ., 1978, 2 авг., с.6.

98. Дедков И. По старог^у обычаю (Страницы деревенской жизни).-Нов. мир, 1969, Р 3, с.231-246.

99. Дементьев В. Северные фрески.- Красный Север, 1966, 2 февр., с.З.

100. Дорош E. Иван Африканович. Нов.мир, 1966, № 8, с.257-261.

101. Емельянов Б. Воспитание любовью: Нравственный потенциал творчества Василия Белова. Литература в школе, 1982, J£ 5,с.12-17.

102. Емельянов В. Читательские интересы персонажей в системе функционирования литературы (По произведениям В.Белова и В.Липатова). В кн.: Вопросы функционального изучения литературы: Об.научных трудов. - Волгоград, 1982, с.68-75.

103. Емельянов В. Язык сборника В.Белова "Воспитание по доктору Споку" в процессе постижения читателями авторской позиции. -В кн.: функциональные аспекты изучения и преподавания литературы: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983, с.29-36.

104. Емельянов Л., Кудрова И. Труды и дни Ивана Африкановича. -Звезда, 1966, )& 8, с.210-212.

105. Емельянов Л. Разрушение тишины. Звезда, 1972, & II, с.217-220.

106. Ершов Л. Поэзия северной деревни. Огонек, 1982, jfe 45, с.25.

107. Залыгин С. (Послесловие). В кн.: Белов В. Сельские повести. -М.: Мол.гвардия, 1971, с.331-334.

108. Залыгин С.П. Рассказ и рассказчик (0 творчестве Василия Белова). Мастер слова. В кн.: Залыгин С.П.Собеседования. -ш.: Мол.гвардия, 1982, с.114-130.

109. Золотусский И. Ода труду. Лит.обозрение, 1982, Jfe 5, с.60-64.

110. Камянов В, Не добротой единой. Лит.газ., 1967, 22 нояб., с.4.

111. Камянов В. Эвклиду Эвклидово: I.Человек от земли и его "привычное дело". - Вопр.лит., 1969, & 4, с.26-46.

112. ИЗ. Клепикова Б. От быта к эпосу: Заметки о творчестве Б.Белова. В кн.: Критический ежегодник "Современника", 1971.-М.: Современник, 1973, с.255-262.

113. Кожинов В. ценности истинные и мнимые. Лит.газ., 1968, 31 янв., с.5.

114. Кожинов В. В поисках истины: Искусство Василия Белова и проблема современности. Лит.Россия, 1979, 14 дек.,с.10.

115. Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей: "Привычное дело" Василия Белова. В кн.: Кожинов В.В.Статьи о современной литературе. -М.: Современник, 1982, с.65-83.

116. XI7. Коничев К. В русле народной традиции. Лит.газ., 1969, 17 дек., с.6.

117. Кривощапова Т.В. Сказ и рассказчик в прозе Василия Белова. -В кн.: Проблемы языка и стиля в литературе. Волгоград, 1978, с.94-101.

118. Кудрова И. Звезда, 1965, Jfe 8, с.2X5.

119. Кузнецова Л. Семейная жизнь Константина Зорина. Лит. обозрение, 1977, № 5, с.56-60.

120. Курчаткин А. И прошлое, и будущее. Лит.газ., 1981, 19 авг., с.2.

121. Литвинов В. Народился писатель. Москва, 1965, 6, с.214-215.

122. Лобанов М. Мужество таланта. Октябрь, 1982, je 10, с.179-186. .

123. Марченко А. Из книжного рая. Вопр.лит., 1969, № 4, с.48-70.

124. Михальский В. Воспитание чувств. Правда, 1980, 29 июля, с.З.

125. Можаев Б. Чувство гармонии. Сов.культура. 1980, 9 сент.,

126. Носов Е. Путь к истоку: (Слово о моем друге). В кн.: Белов В. Холмы: Повести, рассказы, очерки. -М.: Современник, 1973, с.5-12.

127. Оботуров В. Самим собою оставаясь. Наш современник, 1979,10, с. 158-166.

128. Оботуров В. Путями века: Заметки о творчестве В.Белова. -Красный Север, 1981, 7 ноября, с.4.

129. Овчаренко А. Художественный мир Василия Белова. В кн.: Белов В. Повести. -М.: Худож.лит., 1982. - (Роман-газета).

130. Овчаренко А. Творчество Василия Белова в восприятии советской и зарубежной критики. Вопр.лит., 1983, В 8, с.31-53.

131. Перцовский В. Люди деревни. Звезда, 1969, 9, с.209-211.

132. Петрик А. Века и дни: Размышления о книге Василия Белова "Лад". Лит.газ., 1981, 22 июля, с.6.

133. Петрик А.П., Еленина Е.И. В.Белов и А.Адамович гости филологического факультета МГУ. - Вестник Московского университета. Сер.9. шлология, 1982, № 6, с.68-65.

134. Пудожгорский В.К. Жанровое своеобразие рассказов В.Белова.-В кн.: данрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982, с.134-148.

135. Рогощенков И. Прозорливость любви: (Заметки на полях новых книг). Север, 1976, 5, с.115-122.

136. Резников Л. На пути к историзму. Север, 1974, J& 5, с. I08-II0.

137. Роднянская И. Встречи и поединки в типовом доме. Север, 1980, В 9, с.108,109, 112-122.

138. Романов А. Путь правды. Красный Север, 1982, 23 окт., с.2.

139. Сахаров В. Обретение дельности: 0 книге Василия Белова "Воспитание по доктору Споку". Лит.Россия, 1980,12 сент., с.7*

140. Селезнев Ю.Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе. -М.: Сов.Россия, 1983. 144 с.

141. Сергеев Е. "Любовь? 0, господи." Лит.Россия, 1979, 31 авг.,с.9.

142. Старикова Б. Социологический аспект современной "деревенской прозы". Вопр.лит., $ 7, 1972, с.29-32.

143. Стрелкова И. "Со смехом многое понимается.": Юмор в произведениях В.Шукшина и В.Белова. Наш современник, 1978, J* 4, с. 170-178.

144. Стреляный А. "Переставился" ли свет? Лит.обозрение, 1977, 5, с.51-55.

145. Суровцев Ю. 0 национальной самобытности и "фантастически вычурной любви" к ней . Лит.обозрение, 1973, te 2,с.67-69.

146. Теракопян Л. Простые заботы. Дружба народов, 1966, is 12, с.267-269.

147. Турков А. "Внешнее" и "внутреннее". В кн.: Турков А. Открытое время: Портреты. Проблемы. Полемика. -М.: Сов. писатель, 1975, с.190-195.

148. Чапчахов Ф.А. На трудной земле. В кн.: Чапчахов Ф.А. Время и слово. - М.: Современник, 1980, с.127-155.

149. Фоменко Л. Талант и мысль. Знамя, 1966, Jfe 5,с. 197-213.

150. Шайтанов И. Реакция на перемены: Точка зрения автора и героя в литературе о деревне. Вопр.лит.,1981, В 5,с.34-60.

151. Шукшин B.Iyi. О творчестве Василия Белова. Шукшин В.к. Вопросы самому себе. -Ы.: Мол.гвардия, 1981, с. 156-157.

152. Эвентов И. Наказание смехом: 0 современном юморе. Звезда, 1977, £ I, с.198-107.

153. Эльсберг Я. "Мечта о моторе" и "счастливая тишина". -Лит.газ., 1972, 24 мая, с.4-5.

154. Яшин А.Я. О Василии Белове. В кн.: Яшин А.Я. Рогатый пегас: 0 поэзии. -М.: Сов.Россия, с.74-80.

155. РАБОТЫ ПО ТЕОРИЙ Й ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

156. Абрамов ф. О хлебе насущном и хлебе духовном. Наш современник, 1976, J« 9, с Л70-172.

157. Адамович А.М . Война и деревня в советской литературе. -Минск; Наука и техника, 1982. 199 с.

158. Андреев Ю. Марксистско-ленинская концепция личности и эстетический идеал советской литературы. Вопр.лит.,1979,9, с.3-25.

159. Акимов В. По поводу обновления социалистического реализма.-Лит.учеба, 1983, Js I, с.166-169.

160. Алексеев М. Шолоховская нива: К 50-летию выхода в свет первой книги "Поднятой целины". Лит.газ., 1982, 22 сент., с.2.

161. Антонов С.П. Письма о рассказе. -М.: Сов.писатель,1964.-300 с.

162. Антонов С.II. Я читаю рассказ: Из бесед с молодыми писателями. Мол.гвардия,1973. - 256 с.

163. Апухтина В.А. Современная советская проза: (60-е начало 70-х годов). - М.: Высшая школа, 1971. J* 176 с.

164. Астафьев В.П. Посох памяти. М.: Современник, 1980. -367 с.

165. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. 3-е изд. - М.: Сов.Россия,1978.-384 с.

166. Бахтин hi.М.Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд.-М.: Сов.Россия,1979.-320 с.

167. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. i* 191 с.

168. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти т. М.: АН СССР, 1953-1959.

169. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. -М.: Худож.лит., 1977, -364 с.

170. Бурсов Б.И. Критика как литература. Л.: Лениздат, 1976.320 с.

171. Бурсов Б.И. Родник русского реализма: К 175 летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Правда, 1984, 31 марта, с.З.

172. Бушмин А.С. Методологические проблемы литературоведческих исследований. М.: Наука, 1977. - 287 с.

173. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры.-М.: Современник, 1980. 334 с.

174. Вопрос вопросов литературы: Встреча в редакции. Дружба народов, 1983, & 6, с.236-245.

175. Вопросы характерологии и истории литературы: Сб. научных трудов. Горький: 1ГШ им.М.Горького, 1973. - 102 с.

176. Воробьева Н.Н., Хитарова C.Ivi. На новых рубежах: 0 многонациональной прозе наших дней. М.: Сов.писатель, 1974. -224 с.

177. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. 2-е изд. JI.: Худож.лит., 1976. - 448 с.

178. Горький A.M. О литературе: Литературно-критические статьи.-М.: Сов.писатель, 1953. 868 с.

179. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: АН СССР, 1963. - 736 с.

180. Гусев В.И. В предчувствии нового: 0 некоторых чертах литературы 60-х годов. М.: Сов.писатель, 1974. - 328 с.

181. Дедков И. 0 творчестве Федора Абрамова. Вопр.лит., 1982, гё 7, с.37-65.

182. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы: Учебн. пособие для ун-тов. М.: Высш.школа, 1982. - 343 с.

183. Жанрово-стилеЕые поиски советской литературы 70-х годов: Межвуз. сб.Традиции и новаторство. Вып.2.-Л.,1981.-196 с.

184. Иезуитов А.И. Социалистический реализм в теоретическом освещении. -JI. :Наука, 1975.-172 с.

185. История русской советской литературы:40-70-е годы.-М.: Высш.школа,1980.-462 с.

186. Ковский В. Преемственность ("Деревенская тема" в современной литературе) .-М. :3нание,1"981.-64 с.

187. Конфликты и характеры в современной советской литературе: Сб.научных трудов.-М.,1980.-117.

188. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). Л.:Наука,1980.-113 с.

189. Коренной вопрос теории: Диалог: А.Иезуитов В.Этов.-Лит.учеба,1983, is I,с.172-177.

190. Корман Б.0. Изучение текста художественного произведения.-М.:Просвещение,1972.-II0 с.

191. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. 2-е изд.-М.: Сов.писатель,1978.-616 с.

192. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох: Очерки,статьи, портреты.-2-е изд. -М.: Сов.Россия, 1980. 384 с.

193. Кузьменко Ю.Б. Мера истины. Эволюция литературного героя и общественно-историческая практика. ш.: Сов.писатель, 1971. - 344 с.

194. Кузьменко Ю.Б. Советская литература вчера,сегодня, завтра.-М.:Сов.писатель,1981.-440 с.195. лавров В.А. Формула творчества. Север, 1982, 12, с.112-117.

195. Лейдерман H.Ji. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы 60-70-х годов.-Свердловск, 1982. 256 с.

196. Литература и новый человек. М.: АН СССР, 1963. - 431 с.

197. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 2-е изд. -М.:Наука, 1970.-180 с.

198. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979, - 360 с.

199. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Ш.: Сов. Россия, 1981.72 с.

200. Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1975.- 488 с.

201. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977, -144 с.

202. Новиков В.В. Движение истории движение литературы: Наследие и стилевое богатство современной советской литературы.

203. М.: Сов.писатель, 1982. 576 с.

204. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути: От Горького до Шукшина. - М.: Современник, 1977. - 479 с.

205. Огнев А.В. О поэтике современного русского рассказа. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та,1973.-307 с.

206. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70 годов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

207. Панков В.К. Воспитание гражданина: Советская литература, годы шестидесятые. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Худ. лит., 1969. - 376 с.

208. Нлукш П.И. Формирование и развитие социалистического реализма: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1973. - 336 с.

209. Проблема характера в современной литературе. Сб.ст. -М.-Л.: АН СССР, 1962. 320 с.

210. Проблема характера в художественной литературе: Сб. научных трудов. Минск, 1983. - 106 с.

211. Проблемы теории литературы. М.: АН СССР, 1968. - 356 с.

212. Проблемы хужожественной формы социалистического реализма: В 2-х т. м.: Наука, 1971. - Т.1 - 423 е.; Т.2. - 351 с.

213. Протченко В.И. Некоторые вопросы развития "деревенской прозы". В кн.: Проблемы русской советской литературы: 50-70-е годы. - Л.: Наука, 1976, с.58-107.

214. Русский советский рассказ: Очерки истории. Л.: Наука, 1970. - 540 с.

215. Семенов B.C. Родники бьют из глубин: Лит.-критические статьи. -iVi.: Современник, 1977, с.45-49.

216. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль (0 советской прозенаших дней). М.: Сов.писатель, 1978. - 264 с.

217. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

218. Смирнова А. Концепция человека в современной прозе о деревне. Север, 1977, В I, c.III-ПЗ.

219. Советская литература и новый человек. Сб.ст. - Ji.: Наука, 1967. - 376 с.

220. Современный советский роман: Философские аспекты. Л.: Наука,1979. - 262 с.

221. Социалистический реализм и классическое наследие (Проблема характера). М.: Худож.лит., I960. - 428 с.

222. Сурганов В.А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. 2-е изд., доп. М.: Сов.писатель, 1981. - 424 с.

223. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод. Характер. М.: АН СССР,1962. - 452 с.

224. Теракопян Л.А. Пафос преобразования: Тема деревни в прозе 50-70-х годов. 2-е изд., перераб.и доп. - №.: Худож.лит., 1978. - 397 с.

225. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 5-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

226. Трифонов Ю.В. Продолжительные уроки. Ы.: Сов.Россия, 1975. - 104 с.

227. Тюпа В.И. Характер литературный.- В кн.: Краткая литературная энциклопедия, 1975, т.8, с.215-219.

228. Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. 3-е изд. - М.: Современник, 1978. - 477 с.

229. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1975. -408 с.

230. Храпченко М.Б. Художественное творчество, деятельность, человек. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1982. - 416 с.

231. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. -М.: Худож. лит., 1982. 334 с.

232. Баталов С.Е. Время-метод-характер. Образ человека в художественном мире русских классиков: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1976. 159 с.

233. Шешуков С.И. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Моск.рабочий, 1970. - 352 с.

234. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. - 184 с.

235. Щербина В.Р. Наш современник: Концепция человека в литературе XX столетия. М.: Сов.писатель, 1964. - 571 с.

236. Щербина В.Р. Концепция личности и критерии гуманизма в современной литературе. В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма: Проблемы жизни. Теория. Поэтика. -М., 1981, с.161-184.

237. Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. -Ы.: Наука, 1977. 336 с.

238. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ

239. Алавидзе У.М. Проза В.И.Белова. Автореф. дис. канд. срилол.наук. Тбилиси, 1983. - 21 с.

240. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов (Творчество В.Астафьева и В.Распутина): Автореф. дис. канд.филол.наук.-М., 1983.-16 с.

241. Дворяшин К).А. Русская советская повесть 60-х годов начала 70-х годов (Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Липатова, В.Распутина): Дис. канд.филол.наук. - Л., 1976. - 206 с.

242. Дырдин А.А. Творчество В.Г. Распутина (Идейно-художественное своеобразие, национальные традиции): Дис .канд. филол.наук. Л., 1981. - 238 с.

243. Казанчиев Д.Е. Концепция личности в советской повести 60-х годов (В.Липатов, В.Чивилихин, В.Астафьев, В.Белов, В.Ли-хоносов): Дис. канд. шило л. наук. -Ivi., 1973. 214 с.

244. Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа. (Проблема автора): Дис. канд.филол.наук. Томск, 1974.171 с.

245. Кривощапова Т.В. Роль фольклора в современной русской прозе о деревне. Дис-. канд.филол.наук. 1,1., 1977, -208 с.

246. Кузьмук В.А. Типология современного русского рассказа: Дис. канд.филол.наук. -М., 1977. 193 с.

247. Мыреева А.Н. Изображение народного характера в прозе 60-х годов о деревне: Дис. канд. филол.наук. Томск, 1981. -232 с.

248. Чубукова Н.В. Творчество В.II.Астафьева и стилевые искания советской прозы 50-70-х годов: Автореф.дис. канд.филол. наук. Л., 1984. - 18 с.