автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Игра как средство личностной социализации студентов

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Гущин, Вячеслав Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Игра как средство личностной социализации студентов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Игра как средство личностной социализации студентов"

Министерство образования Российской Федерации Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Диссертационный совет по философским наукам /Д 212 301 04/

На правах рукописи

Гущин Вячеслав Алексеевич ИГРА КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

(социально-философский аспект исследования)

09.00.11 - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Чебоксары2005

Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Э.З.Феизов

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Ю.С.Гуров

кандидат философских наук, В.Ю.Кузнецов

Ведущая организация - Чебоксарский филиал Нижегородской

академии МВД РФ

Защита состоится на за-

седании диссертационного Совета Д 212. 301. 04. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Чувашском государственном университете по адресу: 428015, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38 а.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Чувашского государственного университета.

Автореферат разослан Ш-СЦгМ 2005 г

Ученый секретарь специализированного совета доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется как особенностями современного социального развития общества, так и состоянием современной философской науки.

Переходный период, переживаемый современным российским обществом, усложнил процессы социализации. Отказ от прежних социально-экономических и нравственных приоритетов, отсутствие устоявшихся традиций во вновь возникших социальных институтах затрудняют процессы социализации личности.

Выработка стратегии по успешному разрешению этих проблем невозможна без всестороннего научно обоснованного понимания места и роли человека в современном мире. В решении проблем, связанных с социокультурным развитием общества и человека, все более широко используется теория игры как социального феномена, прослеживаемого с древнейших времен. Универсальный характер игры объясняет то внимание, которое ей уделяется в различных общественных науках - философии, социологии, культурологии, педагогики, нарратологии и др. Познавательный потенциал теории игр позволяет расширить возможности социального осмысления общества и человека, обеспечить значительный прирост нового знания.

Объектом исследования выступает теория игр, связанная с процессом социализации. Аналитическому рассмотрению подвергаются игровые отношения, функционирующие в системе социальных взаимодействий в качестве средств социализации. Особое значение приобретает анализ социальных ролей, которые свободно и избирательно выполняет отдельная личность. Поэтому важным моментом социализации является целенаправленное формирование ролевой ориентации личности.

В качестве предмета исследования избран один из важнейших составляющих процесса социализации - игра, которая исследуется в качестве средства социализации лич-

ности будущего специалиста высшей квалификации.

Автором предлагается в качестве рабочей гипотезы исследования происхождение игры как одного из аспектов жизнедеятельности человека, возникающий в процессе его становления. Пытаясь вырваться из мира зависимости и неопределенности, человек создает для себя особый мир игры, доступный его действиям, послушный его воле и желанию, мир, в котором он находит гармонию с собой, с людьми и ситуацией.

Целью диссертационного исследования является анализ существующих теорий игр в разнообразных сферах человеческой деятельности, определение места и роли игры в качестве средства личностной социализации студентов, философско - концептуальное освещение проблемы теории игр.

Основными задачами исследования являются:

• определение игры, ее значимость в процессе личностной социализации;

• описание функций социализации как многостороннего процесса взаимодействия личности и общества;

• социальные роли как основа игровых технологий.

Степень разработанности проблемы. Бытие игры в

мире, как бытие в культуре, в истории, в сознании, в языке, в общении подробно описаны в литературе. Это понятие игры как феномена культуры (И. Хейзинга), как способа коммуникации (Э. Берн), как способа эстетизации человека (Ф. Шеллинг), как лингвистической реальности (Л. Витгенштейн), математического алгоритма (Л. Кэрролл) и т. д. Среди философов, рассматривавших вопросы игры, наметились две тенденции в описании онтологической сущности данного феномена — одни считают ее принадлежащей исключительно антропологической реальности (Ф. Шиллер, Э. Финк и др.), вторые расширяют границы ее бытия до животного сообщества (3. Фрейд, Й. Хейзинга и др.), третьи рассматривают игру в качестве космической всеобщности (Платон, Г. Гегель, Г. Гадамер и др.). Столь разные исследовательские

подходы к игре, противоречивые толкования свидетельствуют о бытийной значимости игры и онтологическом статусе самого понятия.

Игра в интерпретации X.- Г. Гадамера, например, предстает как некая онтологическая реальность, не исходящая из субъекта («игрока»), а определяющая субъекта как игрока, Х.-Г. Гздамер описывает способ бытия игры как саморепрезентацию. Объективизация игровых процессов лежит в основе и платоновской трактовки игры, однако Платон никогда не ставил перед собой задачи исследования игровой реальности и выявления ее процессуальных характеристик. Э. Финк, переносит онтологические корни игры в мир человеческого бытия и рассматривает игру как уникальное антропологическое явление.

О структуре игры высказываются Х.-Г. Гадамер и Ю.А. Левада. Для Ю.А. Левады игровая структура — это социокультурный феномен, а для Х.-Г. Гадамера преобразование в структуру есть акт ее подлинного воплощения. Э. Берн отмечает, что игра аксиологична по сути и не существует вне ценностной ориентации субъекта. По мнению Ф. Шиллера человеку присуще стремление и способность к самоопределению и самосознанию, ибо он способен, как мыслящий и чувствующий субъект, создать воображаемую действительность, которая составляет основание игровой реальности. Можно сказать, что игра — это колыбель всего нового в человеческом мире. Как утверждает Й. Хейзинга, все элементы, существующие в культуре, прошли свое становление в игре. По мысли Ю. Хабермаса «Играние» как акт придания смыслов и значений явлениям действительности имеет субъективную природу, объективирующуюся в коммуникации. В основе понимания игровых процессов Ж.П. Сартр видит интерсубъективное взаимодействие, которое базируется на моделировании искусственной реальности внутри подлинной. Разумеется конкретные игровые процессы не поддаются безусловной унификации. Мы понимаем под игрой способ самообъективации субъекта через искусственно конструи-

руемую реальность.

Общетеоретической и методологической основой диссертационного исследования является совокупность таких приемов и принципов научного познания как объективность, историзм, системность. Источниками исследования послужили философские, социологические, психологические и педагогические научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам игры и личностной социализации, а также материалы исследований, проведенных автором по темам «Игра как прототип культуры, социального поведения и действия», «Ролевые игры как средство управления процессами целенаправленной социализации», «Философские и педагогические основания игры и ее проявления в языковой и речевой деятельности».

Научная новизна исследования:

1. Выявлена роль игры в развитии культуры и личностной социализации студентов.

2. Описаны функции социализации как многостороннего процесса взаимодействия личности и общества.

3. Определены подходы к применению игровых технологий в процессе социализации студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Игра это способ самооценки, развития свободы творчества, самореализации, самопрезентации будущих специалистов.

2. Игра представляет собой один из наиболее действенных принципов познания и понимания социальной действительности. Возрастает роль игры как коммуникации и особого продукта общения, процесса, ориентированного на взаимопонимание, направленного на раскрытие и взаимодополнение личностного опыта в профессиональном и духовно-нравственном становлении студенческой молодежи.

3. Развитие игровых тактик и стратегий применительно к студенческой познавательной активности позволяет выявить перспективы их использования в формировании личности специалиста высшей квалификации.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования игры как средства личностной социализации студентов и состоит из введения, 3 глав, 11 параграфов, заключения, библиографического списка литературы.

Научно-практическая значимость исследования

заключается в социально-философской экспликации игры как средства личностной социализации, в формулировке новых научных позиций относительно взгляда на игру как на специфическое средство подготовки специалистов высшей квалификации. Исследование дает реальную возможность представить теорию игры как междисциплинарное направление в науке. Его результаты могут быть использованы при чтении курсов философии, социологии, политологии, культурологии, этики, а также в исследовательской работе философов, антропологов, социологов, политологов, культурологов и представителей других областей знания, интересующихся социально-философскими аспектами проблемы взаимодействия личности и общества, а также для моделирования различных социальных процессов.

Теоретические положения и практические выводы диссертации получили апробацию на научных конференциях, в статьях, заседаниях кафедры философии и политологии, на заседаниях лингвометодического семинара кафедры иностранных языков ОУ ВПО «Чебоксарский кооперативный институт» Центросоюза РФ. Возможности игры как средства личностной социализации студентов нашли отражение в научных трудах соискателя (более 50) в виде статей и тезисов (объемом 9, 5 п. л.) в г.г. Казани, Ставрополе, Чебоксарах, Москве. Основные положения диссертационного исследования использовались автором в практической работе в качестве преподавателя и руководителя студенческого научного кружка ролевых игр.

Выступал с докладами на международных научно -практических конференциях:

1.Чувашская Республика на рубеже тысячелетий: история, экономика и культура в городе Чебоксары (июнь 2000 г). Тема доклада «Игра как прототип культуры, социального поведения и действия».

2. Проблемы этнолингводидактики в поликуль-турпой среде в г.г. Москва - Чебоксары, апрель 2004 г. Тема

целенаправленной социализации».

3. Региональная научно-практическая конференция "Государственная власть и местное самоуправление в России: традиция и современность» (г. Чебоксары, февраль 2005 г.). Тема доклада «Игровые технологии как один из современных методов подготовки кадров для государственной и муниципальной службы».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры философии и методологии науки и комплексных исследований по философии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Исходя из анализа литературы и широкого диапазона взглядов на проблему игры, ее происхождение и сущность, тесную связь с процессом социализации сформулирована проблема исследования: «Игра как средство личностной социализации студентов (социально-философский аспект исследования)», рассмотрение которой отражается в данной научной работе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика степени ее разработанности, формулируются цель и задачи диссертационной работы, раскрывается ее научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, указывается теоретико-методологическая база, источники исследования, отмечается научно-практическая значимость результатов, полученных диссертантом, обозначены структура и формы апробации.

Первая глава «Классификация и общая характеристика теории игр». В главе даны различные определения игры, функции игровой деятельности, общая характеристика теории игр и основные системы их классификации. Рассматриваются разнообразные аспекты игры, при этом особое внимание уделяется ее коммуникативным свойствам при социальной адаптации.

Параграф 1.1 «Различные виды игр: основные системы классификации». Важнейшими для данного диссертационного исследования являются следующие подходы к объяснению причин возникновения теории игры:

- культурологический: игра рассматривается как культурный феномен и важнейший фактор ее развития (М.М. Бахтин, Г. Гессе, М.Ф. Овсянников, X. Ортега-и-Гассет, И. Хейзинга, Н.А. Хренов, Ф. Шиллер и другие);

- психологический: игра предстает как способ реализации чувств, влечений и переживаний человека, своеобраз ный акт само актуализации индивида, один из видов соци ального взаимодействия (Э. Берн, Р. Берне, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, В.М. Розин, 3. Фрейд, Э. Фромм, и другие);

- социоролевой: игра является базовой формой социа лизации и самопрезентации личности (Э. Гофман, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Дж. Л. Морено и другие);

- герменевтический: игра рассматривается как способ существования и понимания смысловой ткани языка. (Л. Витгенштейн, Х.-Г. Гадамер, Ж. Деррида, В.Изер, П. Армст ронг, Ю.М. Лотман, Н.И. Петров и другие).

Каждый из указанных авторов имеет свое видение проблемы игры, ее сущности и привносит в толкование понятия «игра» свои оригинальные решения. Сам человек, пытаясь вырваться из мира зависимости и неопределенности, создает для себя особый мир игры, доступный его действиям, послушный его воле и желанию, мир, в котором он находит гармонию с собой, с людьми и ситуацией.

Параграф 1.2 «Социально-философский аспект игры». Социально-философский аспект игрового взаимодействия направлен на раскрытие сущности игры, т.е. на выявление ее наиболее общих черт, свойств и признаков, присущих всем разновидностям игр. В мировоззрении античности игра предстает в метафорической форме как выражение идеи

первый отмстил Николай Кузанский. В философии Нового времени феномен игры был осмыслен Ф. Бэконом. История постановки проблемы игры в философской культуре начинается с XVIII века. Классическая немецкая философия выдвинула на первый план эстетический аспект игры. Опираясь на толкование искусства как игры у И. Канта, в центр своей эстетической теории поставил игру и Ф. Шиллер, в концепции которого, игра - это свободное проявление всех творческих сил человека. Ф. Шлегель осмысливал игру в качестве онтологического принципа бытия Универсума. Из концепции Ф. Шлегеля во многом исходит Ф. Ницше, с его убеждением, что все возрастающее влечение к игре вызывает к жизни новые, иные миры. Для него искусство - праздник и свобода выражения. Эту игровую функцию иллюзии, присущую искусству XX века, отмечает впоследствии Х.-Г. Гадамер. В учении К. Маркса игра рассматривалась в плане развития трудовых типов деятельности. В отечественной научной и философской мысли XX века проблема игры изучалась Л.С. Выготским, а Д.Б. Эльконин в ролевой игре выявил ее социальный и воспитательный характер. М.Ф. Овсянников, один из основателей советской школы эстетики признавал, что игра способствовала возникновению и формированию искусства, но в то же время отрицал саму возможность возникновения искусства из игры. По мнению М.М. Бахтина, праздник представляется как расширенное игровое пространство, дающее возможность для освоения новых социальных ролей. Нами в качестве основного избран социально-философский анализ игровых отношений, рассмотрение социокультурной функции игровых взаимодействий в процес-

се социализации личности молодого специалиста в стенах вуза. Тема социализации предполагает обращение и к другим сторонам рассматриваемого вопроса и, в первую очередь, к соотношению социологического и философского (онтологического) аспектов понятия игры.

В параграфе 1.3 «Определение игры» отмечается, что в круг философских проблем, проблема игры вошла в начале XX в. благодаря работе Й. Хейзинги «Человек играющий» в которой он пытался определить сущность и содержание игры. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность до ее истоков, она окажется не более чем игрой.

Взяв за основу классификацию Р. Келиоса, и дополнив ее пунктом ("игры-задания")мы получим следующую типологию игр:

1. Игры чистого шанса (азартные).

2. Игры-соревнования.

3. Игры-задания, в которых персонаж должен побороть какие-то трудности.

4. Продолжающиеся игры (по классификации М. Роу) или игры-развлечения (по Р. Келиосу) включают в себя ролевые и деловые игры.

Концепцией «искусство - игра» Х.-Г. Гадамер поднимает известный вопрос об игре бытия. В традиции экзистенциализма (С. Кьеркегор, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, Н.А. Бердяев) игра связывалась с пограничными состояниями человека, с проявлением его страха потерять свое «Я». Социальный аспект игрового феномена был в центре интересов X. Ортега-и-Гассета. Представители психоаналитического направления в философии игру воспринимали в качестве проявления естественных сил и способностей человека. Для К. Гросса игра - это упражнение или самовоспитание. В концепции Ф. Боттендайка игра есть результат аффективной реакции на новизну мира. Согласно теории 3. Фрейда, через игру осуществляется переход от пассивного восприятия мира к активным действиям по его освоению.

Особо важным для диссертационного исследования, представляется теоретическое обоснование Э. Фромма о двух различных способах существования индивидов: бытий-ствования и обладания. Опираясь на идеи Э. Фромма можно утверждать, что в зависимости от способа существования индивида игра выступает или как средство деятельности в миро, или как се цель. Исходя из теории траисактиого анализа Э. Берна, игра - это одна из форм человеческих взаимоотношений. Игры стоит рассматривать с позитивной точки зрения, как помогающие построить межличностные отношения во многих сферах человеческой деятельности. С первым признаком игры как свободного действия связан ее второй признак, а именно - выход в преходящую сферу деятельности. Игра необходима обществу в силу своего значения, ценности ее духовных и социальных связей. Третий отличительный признак - замкнутость и ограниченность, а возможность повторяемости игры - одно из ее самых существенных свойств. Помимо ограничения во времени, игра ограничена местом. Порядок является еще более положительным свойством игры. Эстетический фактор пронизывает игру во всех ее проявлениях. Одной из характеристик игры И. Хёйзинга называет напряжение. В напряжении игры силы игрока подвергаются испытанию. Каждой игре присущи свои правила. В игре происходит выход, экстазис (переход) из вещного, видимого мира в мир знаков-символов, метафор, и через него - в мир культуры.

Итак, первое, что необходимо отметить в игре — ее игровую инверсию. Второе — перепредмечивание предмета, употребление вещи не в ее прямой, а в игровой функции. С этим связан третий момент — переименование предметов, смена их значений. И четвертый игрообразующий момент-сочетание в играющем неигровой функции, игровой роли и личностной позиции.

В игре человек учится осваивать самого себя, опредмечивать и распредмечивать. Он учится в игре своему Я. Через игровые роли он осваивает предметный мир, увеличивая

свои личностный потенциал и это основное онтологическое качество игры.

По нашему мнению, благодаря игровым действиям человек выработал определенную систему знаков, символов, ритуалов, в которых закрепились различные типы его поведения.

Таким образом, если онтологический аспект рассматривает предельно общие характеристики игры как таковой, раскрывает её сущность, то социально-философский (предмет нашего рассмотрения) - конкретизирует эти всеобщие характеристики и определения в реальной социологической практике человеческого бытия.

В параграфе 1.4 «Функции игровой деятельности» отмечается, что каждому уровню реализации игры в социуме - эмпирическому, адаптивному, креативному - соответствует проявление тех или иных функций.

Познавательная функция проявляется тогда, когда процесс игры выступает как способ освоения окружающего мира человеком в процессе проигрывания различных социальных ролей.

Воспитательная функция (обучающая, развивающая -Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие) тесно переплетается с адаптивной. На адаптивном уровне игры наиболее явно разворачиваются следующие функции:

— Аксиологическая (ценностная, оценочная), отвечающая, главным образом, потребности ценностного самоопределения игры.

— Телеологическая функция. Относительно игровой деятельности данная функция выступает, в зависимости от вида игры, как основная.

— Гедонистическая функция. Игра посредством этой функции выступает как принцип формирования досуга (как «серьезного», так и «несерьезного»). В этом аспекте гедонистическая функция близка к функции рекреационной. В отличие от досуга, считает Р. Краус, рекреация - есть разновидность деятельности, а не созерцание.

— Компенсаторная (защитно-структурирующая -Э. Берн, И.С. Кон, В.М. Розин, К.Г. Юнг и другие). Исполнение данной функции не только дает возможность «украшения» обыденной жизни субъекта, но и позволяет индивиду переструктуировать ее, реально изменять взаимоотношения с окружающими, моделируя их.

— Коммуникативная функция реализуется в двух планах: синхроническом (единовременном) и диахроническом (историческом). В диахроническом плане игра является выразителем и транслятором духовных ценностей социума

— Креативная функция, реализация которой направлена на развитие и удовлетворение творческой активности субъекта во всех ее формах. В этом ракурсе игра проявляется как предельная заинтересованность в идеальном (П. Тиллих).

— Мировоззренческая функция игры находит свое отражение в символических моделях целостного, константного мира.

Автор отмечает важность в игровой деятельности функции социализации, действие которой направлено, прежде всего, на социализацию субъекта (эта функция перекликается с воспитательной), на самореализацию и самоактуализацию его потенциала. Это способ закрепления, хранения, накопления, трансляции и трансформации социального опыта, который позволяет рассмотреть игру в виде универсального метода обеспечения исторической преемственности как на уровне индивидуального человеческого бытия, так и на уровне бытия социального организма.

Параграф 1.5 «Игра как общение (социально-философский аспект)». Существует три варианта игровой коммуникации. В соответствии с первым вариантом игра выступает как диалог, процесс общения с собой, как момент открытия несовпадения человека с его представлением о самом себе. Рассматривая второй вариант игровой коммуникации, отмечается, что в игре человек делит окружающее пространство на «Свое» и «Чужое». Через игровое взаимодейст-

вие субъект осваивается в раннее чужой реальности. Третий вариант игровой коммуникации состоит в возможности осуществления нескольких уровней взаимодействия в едином коммуникативном пространстве. Важными при рассмотрении коммуникативного аспекта бытия игры представляются основные положения теории анализа социальных ролей, их значение ь развития и становлении личности, разработанные Дж. Г. Мидом и Ч. Кули.

В работах В. В. Давыдова, И. Лапшера, А.К.Маркова, Л.М. Фридмана, Э. Кестера, X. Гете, Т.В. Га-бай отмечается, что развитие личности невозможно без эволюции сознания и общения. При этом следует различать взаимодействие и собственно общение. Структура взаимодействия определяется распределением трудовых функций, а общение может быть разной направленности, разного характера и объема.

Все, что происходит в обществе, делают люди, а каждый из них выполняет социальную роль, и каждая из социальных ролей связана с определенной функцией. За социальными ролями стоит личность, а язык во многом определяет видение мира этой личностью. В. Гумбольдт, например, по характеру языка пытался строить представление о характере народа.

В разных культурах и формациях социализация имеет свои особенности, но все заметные первоначальные проявления общественной деятельности человека пронизаны игрою.

Важным для данного диссертационного исследования является то, как на коммуникативном уровне раскрывается структура игрового пространства, в центр которого непосредственно помещен субъект. Однако у игры есть и обратная сторона: при определенных условиях игра может быть способом удаления от реальности.

Игра в коммуникативном плане - это особый продукт общения, это процесс, ориентированный на взаимопонимание и направленный на раскрытие и взаимодополнение лич-

ностного опыта. Игра нас интересует как некая форма деятельности, а деятельность всегда включена в конкретные общественные отношения, определяется условиями материального и духовного общения, характерными для данного общества.

Во второй главе «Социализация личности» даются, различные подходы относительно понятия «личность», рассматривается ее содержание, характеристики и сущность социализации.

Параграф 2.1 «Подходы к определению понятия «личность»». Личность не только отражает определенные системы общественных отношений, но и сама воспроизводит эти отношения, а вместе с ними и саму себя. Рассмотрение проблем личности в XX веке обогатилось новыми подходами. Это, прежде всего, относится к разработке понятия интерсубъективности. Его истоки относятся к феноменологии Э. Гуссерля. Дальнейшее развитие этого понятия связано с такими именами как Х.-Г. Гадамер, Ж.-П. Сартр, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, М. Шел ер, П. Рикёр и другие. Интерсубъективность призвана преодолеть деление мира на субъект и объект. Речь идет о том, что в процессе взаимодействия Я и Другого возникает особая межличностная реальность. В повседневных отношениях каждый постоянно чувствует и осознает невозможность полного проникновения в глубины внутреннего мира Другого. Следует, видимо исходить из того, что, необходимо сохранить все то, чем богат мир людей. Надо уметь слушать друг друга, быть всегда в поиске, стремиться к совершенствованию собственного Я и общества в целом.

В параграфе 2.2 «Духовно-нравственный потенциал личности» отмечаются основные ее черты (сознание и самосознание). К основным характеристикам личности можно отнести и прошлый опыт, отложившийся в сознании, на основе которого возникают представления о целостности жизненного потока. В структурах человеческой деятельности постоянно присутствует телеологический аспект. Соотноше-

ние целей и средств их достижения во многом характеризуют нравственную ориентированность личности. Существенной характеристикой личности как целенаправленного субъекта выступает воля. Личность характеризуется также и эмоциональным миром чувств, состояний, переживаний. Нравственные идеалы, обязанности, нормы поведения становятся реальными мотивами поведения, лишь став предметами устойчивых эмоциональных отношений. Наконец, личности наделены социальными ролями. Отметим, что подобные классификации используются для более полного описания внутренней жизни личности, выявления тенденций ее развития.

Параграф 2.3 « Сущность социализации: овладение нормами, присущими социуму». Личностные черты и качества не являются врожденными, а носят прижизненный характер. Процесс социализации принимает форму внешнего воздействия на индивида. Характеризуя роль игры в процессе развития социального субъекта, отметим следующие моменты:

Во-первых, игровая деятельность служит одним из средств первичной социализации, способствует освоению новыми поколениями правил, установленных в человеческом обществе.

Во-вторых, игра является одним из основных первичных механизмов социализации личности.

В-третьих, игра унифицирует навыки индивида и является важным фактором активизации творческих способностей человека, возможностей его самореализации.

В-четвертых, в процессе игры повышается «отчуждаемость» от конкретной поведенческой ситуации.

Детская игра - это способ исследования мира, усвоения правил и социальных ролей. В жизни взрослых игра занимает либо подчиненное, либо дополняющее положение по отношению к трудовой деятельности. Различные элементы игры служат для обучения или прогнозирования (имитационные или деловые игры); для решения различных социаль-

ных задач; для отдыха; для решения личностных задач (Э. Берн) и т.д. Игра предоставляет человеку определенную степень свободы в рамках и пределах игрового пространства. Игра, по нашему мнению, является существенным системообразующим фактором всего социального пространства индивида и является необходимой формой социальной деятельности, посредством которой челозек либо моделирует, либо реально созидает те или иные структурные элементы собственного жизненного пространства. Игровая деятельность, согласно нашему предположению, выросла из способности человека к подражанию.

Теории социализации сосредоточились на следующих моментах:

а) когнитивное развитие;

б) приобретение нравственной и персональной идентичности через семейные отношения;

в) выработка понимания «Я» и социальной идентичности;

г) интериоризация нравственных категорий и ценностей группы;

д) развитие социального мастерства, поддерживающего интеракцию во всех назначениях и, прежде всего, в лингвистической коммуникации.

В повседневной жизни людей игра занимает исключительно важное место, как способ усвоения молодыми поколениями накопленных знаний, навыков и традиционного репертуара социальных ролей. Предполагаем, что освоение социальных ролей - это способ интеграции субъекта в социум, накопления, закрепления и трансляции социального опыта.

Глава третья « Игра как средство социализации личности (духовно-нравственный аспект)». Важным аспектом исследования игры, как вида социальной деятельности является ее анализ в конкретном культурно-историческом контексте. Интерес для нас представляет, прежде всего, определение статуса игры в рамках современной техногенной ци-

вилизации.

Параграф 3.1 «Значение ироль игры в механизме социализации (homo ludens)». На современном этапе просматриваются деформации положительных игровых установок в сторону ее бесконтрольного выражения: игра превращается в способ ухода из реального мира в мир иной, сюрреалистической реальности. Противовесом этой тревожной тенденции может служить практическое сознание того, что жизнь не игра, а игра,- не самоцель.

Возрастание роли игры как средства духовно-практического освоения социального пространства наглядно проявляется в применении некоторых форм игры к различным сферам познавательной деятельности. Здесь игра выступает как своеобразный аналог деятельностных процессов и несет эвристическую окрашенность.

Посредством использования игровых форм в познавательном процессе социальная практика становится собственным полем деятельности субъекта познания.

Параграф 3.2 «Ролевое поведение в игре как инструмент социализации». Личность получает свою содержательную характеристику через общественные функции - роли. В интеллектуальном арсенале индивида (студента) присутствует инструмент (ролевое поведение), которым можно эффективно пользоваться повседневно в реальном информационном пространстве, в реальном производстве и в той жизни, которой мы все живем. Конкретная модель обучения в ролевых играх должна органически вписываться в контекст условий, сложившихся в текущий исторический период. Основной акцент делается на реальную информацию, на содержательную сторону обучения и тем самым в игре формируется навык без специального обучения этому навыку. Таким образом, логика развития личности в игре превращает урок в игровое поле социальной жизни. Замечено, что наибольшим регулирующим поведение потенциалом обладают те моти-вационно-личностные сюжеты, которые произошли из игры.

В диссертационном исследовании как основные рас-

сматриваются два вида игровой деятельности: «индивид -индивид» и «индивид — группа».

В параграфе 3.3 «Ролевые игры в процессе социализации» Игра - это общефилософская основа воспитания и образования, обладающая универсальной применимостью как в отношении глобальных теорий и педагогических систем, так и в отношении частных методик. Ориентация на игровой учебный процесс в условиях современного технократического общества, означает необходимость применять специальные технологии, способные обеспечить подготовку будущих специалистов для производству, обеспечить легкий переход учебного процесса в производственный и наоборот.

Игра в начальном периоде социализации оказывается эффективным средством утверждения структур социального порядка в мышление человека, его жизненное пространство. В процессе взросления игра становится более осознаваемой и контролируемой, однако она не исчезает, пока существуют главная предпосылка к существованию игры - воображение. Дж. Морено, Т. Парсонс и другие, выдвинули одну из ролевых теорий личности. Способность взять чужую роль существенна для всех процессов подражания, идентификации, моделирования и ассимиляции. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. По мнению автора, игра в её эмпирическом, утилитарно-функциональном уровне, предстает как универсальный и эффективный метод обучения, тренировки, подготовки к практической деятельности. Игровой компонент в неявном виде присутствует во всех формах человеческой деятельности, способствуя преодолению стандартности человеческого существования, демонстрации его уникальности.

В Заключении кратко подводятся итоги всего исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Гущин В.А. Игра как прототип культуры, социального поведения и действия // Чувашская Республика на заре тысячелетий: история, экономика, культура, материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Чувашской Республики, 22 июня 2000 г. -Чебоксары: Изд-во Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2000 г. - с. 279-282.

2. Гущин В, А. Игровой аспект в многообразных проявлениях социальной жизнедеятельности Потребительская кооперация - социально ориентированная система: Материалы научно-практической конференции 12 января 2000 года. - Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000 г.- с. 182-183.

3. Гущин В.А. Ролевое общение как способ развития индивидуальности студентов // Научно-методические проблемы технологий и методик обучения: опыт учебных подразделений института. Сборник научно-методических статей. - Чебоксары: Изд-во «Руссика», 2004 г. - с.11-16.

4. Гущин В.А. Ролевые игры как средство управления процессами целенаправленной социализации // Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде: Материалы Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 22-23 апреля

2004 г.): В 2 ч. Ч. 2. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004 г. с. 42-48.

5. Гущин В.А. Свобода как условие и предпосылка игровой деятельности // Материалы докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 4. - Чебоксары: «Руссика», 2005 г. -с.211-215.

6. Гущин В.А. Социальные аспекты проявления феномена игры// Сборник научных статей докторантов, аспирантов и соискателей. Выпуск 4. - Чебоксары: «Руссика»,

2005 г.-с. 215-222.

Гущин Вячеслав Алексеевич

Игра как средство личностной социализации студентов (социально-философский аспект исследования) Автореферат Подписано в печать^, О Бумага офсетная. Формат 60x84 1\16 Усл. п. л. 1.2. Тираж 100 экз Заказ № Издательство Чувашского университета

Типография университета 428015, г.Чебоксары, Московский пр, 15

ШЮЛ 2005

169

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гущин, Вячеслав Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Ц ТЕОРИИ ИГР.

1.1. Различные виды игр: основные системы классификации.

1.2.Социально - философский аспект игры.

1.3. Определение игры.

1.4. Функции игровой деятельности.

1.5. Игра как общение (социально - философский аспект).

ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Подходы к определению понятия «личность».

2.2. Духовно - нравственный потенциалы личности.

2.3.Сущность социализации: овладение нормами, присущими социуму.

ГЛАВА III. ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ.

ЛИЧНОСТИ (ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ).

3.1. Значение и роль игры в механизме социализации (homo ludens).

3.2. Ролевое поведение как инструмент социализации.

3.3. Ролевые игры в процессе социализации.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Гущин, Вячеслав Алексеевич

Игровая деятельность в качестве ритуалов, обрядовых действий, различных празднеств, средства обучения и воспитания существует с незапамятных времен. Представление об игре как феномене человеческой культуры было впервые сформулировано в древнегреческой философии.

Игра со времен античности использовалась как метафора человеческого существования, как процесс осуществления жизни. Так, Платон и Аристотель использовали понятие игры для рассмотрения реальных социальных взаимодействий в различных сферах общественной жизни - политике, экономике, искусстве. В «игровой» методологии раскрывалась многомерность общественного процесса, сама возможность его познания1.

Начиная со второй половины XX века, понятие игры становиться одним из фундаментальных в истолковании структур социального бытия, приобретает статус методологического обоснования в выстраивании, функционировании и дальнейшем развитии форм человеческих взаимоотношений. Особое значение игра приобретает в понимании необходимости согласованного социального бытия и поддержке индивидами подобной согласованности в стандартах личностного поведения.

Универсальный характер игры проявляется в ее «сквозной» протяженности через все существование индивида, начиная с раннего детства. Игра становиться средством понимания и осуществления всей совокупности отношений между людьми, между людьми и естественными и искусственными

1 Платон. Законы, I, (664 - 645а) VII, (803 - 804Ь). Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. - М.: Мысль, 1974.-С. 524. системами, важнейшим средством социализации и функционирования человека в качестве социального существа.

Современные исследования игровой стороны человеческой деятельности в различных аспектах (философия, социология, педагогика, психология, антропология, культурология и политология и др.) составляют одно из главных направлений современной философской науки.

В настоящее время существует широкий диапазон взглядов на проблему игры, ее происхождение и сущность. Игра как социально-философский феномен рассматривается в органическом единстве с различными сферами человеческого бытия, сопрягается с основным вопросом антропологии -«Что есть человек?». Изучая ответ на этот вопрос, мы приходим к выводу, что игровой аспект рассмотрения человеческого бытия тесно связан с процессом социализации, овладением различными формами жизнедеятельности, т.е. приобретением индивидом человеческих свойств и качеств.

Актуальность темы исследования определяется как особенностями современного социального развития общества, так и состоянием современной философской науки.

Переходный период, переживаемый современным российским обществом, усложнил процессы социализации. Отказ от прежних социально-экономических и нравственных приоритетов, отсутствие устоявшихся традиций во вновь возникших социальных институтах затрудняют процессы социализации личности.

Выработка стратегии по успешному разрешению этих проблем невозможна без всестороннего научно обоснованного понимания места и роли человека в современном мире. В решении проблем, связанных с социокультурным развитием общества и человека, все более широко используется теория игры как социального феномена, прослеживаемого с древнейших времен. Универсальный характер игры объясняет то внимание, которое ей уделяется в различных общественных науках - философии, социологии, культурологии, педагогики, нарратологии и др. Познавательный потенциал теории игр позволяет расширить возможности социального осмысления общества и человека, обеспечить значительный прирост нового знания.

Объектом исследования выступает теория игр, связанная с процессом социализации. Аналитическому рассмотрению подвергаются игровые отношения, функционирующие в системе социальных взаимодействий в качестве средств социализации. Особое значение приобретает анализ социальных ролей, которые свободно и избирательно выполняет отдельная личность. Поэтому важным моментом социализации является целенаправленное формирование ролевой ориентации личности.

В качестве предмета .исследования избран один из важнейших составляющих процесса социализации - игра, которая исследуется в качестве средства социализации личности будущего специалиста высшей квалификации.

Автором предлагается в качестве рабочей гипотезы исследования происхождение игры как одного из аспектов жизнедеятельности человека, возникающий в процессе его становления. Пытаясь вырваться из мира зависимости и неопределенности, человек создает "для себя особый мир игры, доступный его действиям, послушный его воле и желанию, мир, в котором он находит гармонию с собой, с людьми и ситуацией.

Целью диссертационного исследования является анализ существующих теорий игр в разнообразных сферах человеческой деятельности, определение места и роли игры в качестве средства личностной социализации студентов, философско - концептуальное освещение проблемы теории игр.

Основными задачами исследования являются:

• определение игры, ее значимость в процессе личностной социализации;

• описание функций социализации как многостороннего процесса взаимодействия личности и общества;

• социальные роли как основа игровых технологий.

Степень разработанности проблемы. Бытие игры в мире, как бытие в культуре, в истории, в сознании, в языке, в общении подробно описаны в литературе. Различные аспекты игры изучались представителями различных научных дисциплин и научных направлений. Исследование игры в качестве средства личностной социализации содержится в трудах античных, средневековых и современных авторов.

Античная философия представляла игру как идею гармонии человека с космосом, как способ его бытия.

Средневековые философы усматривали в игре созидательное начало в человеческом теле и духе.

Эпоха Возрождения считала игру важнейшей характеристикой творческих потенций человека.

Многочисленные аспекты игры нашли свое выражение в философских исследованиях. Это понятие игры как феномена культуры (Й. Хейзинга), как способа коммуникации (Э. Берн), как способа эстетизации человека (Ф. Шеллинг), как лингвистической реальности (JL Витгенштейн), математического алгоритма (JL Кэрролл) и т. д. Среди философов, рассматривавших вопросы игры, наметились две тенденции в описании онтологической сущности данного феномена — одни считают ее принадлежащей исключительно антропологической реальности (Ф. Шиллер, Э. Финк и др.), вторые расширяют границы ее бытия до животного сообщества (3. Фрейд, Й. Хейзинга и др.), третьи рассматривают игру в качестве космической всеобщности (Платон, Г. Гегель, Г. Гадамер и др.). Столь разные исследовательские подходы к игре, противоречивые толкования свидетельствуют о бытийной значимости игры и онтологическом статусе самого понятия.

Игра в интерпретации X.- Г. Гадамера, например, предстает как некая онтологическая реальность, не исходящая из субъекта («игрока»), а определяющая субъекта как игрока. Х.-Г. Гадамер описывает способ бытия игры как саморепрезентацию. Объективизация игровых процессов лежит в основе и платоновской трактовки игры, однако Платон никогда не ставил перед собой задачи исследования игровой реальности и выявления ее процессуальных характеристик. Э. Финк, переносит онтологические корни игры в мир человеческого бытия и рассматривает игру как уникальное антропологическое явление.

О структуре игры высказываются Х.-Г. Гадамер и Ю.А. Левада. Для Ю.А. Левады игровая структура — это социокультурный феномен, а для X.-Г. Гадамера преобразование в структуру есть акт ее подлинного воплощения. Э. Берн отмечает, что игра аксиологична по сути и не существует вне ценностной ориентации субъекта. По мнению Ф. Шиллера человеку присуще стремление и способность к самоопределению и самосознанию, ибо он способен, как мыслящий и чувствующий субъект, создать воображаемую действительность, которая составляет основание игровой реальности. Можно сказать, что игра — это колыбель всего нового в человеческом мире. Как утверждает И. Хейзинга, все элементы, существующие в культуре, прошли свое становление в игре. По мысли Ю. Хабермаса «Играние» как акт придания смыслов и значений явлениям действительности имеет субъективную природу, объективирующуюся в коммуникации. В основе понимания игровых процессов Ж.П. Сартр видит интерсубъективное взаимодействие, которое базируется на моделировании искусственной реальности внутри подлинной. Разумеется конкретные игровые процессы не поддаются безусловной унификации. Мы понимаем под игрой способ самообъективации субъекта через искусственно конструируемую реальность.

Общетеоретической и методологической основой диссертационного исследования является совокупность таких приемов и принципов научного познания как объективность, историзм, системность. Источниками исследования послужили философские, социологические, психологические и педагогические научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам игры и личностной социализации, а также материалы исследований, проведенных автором по темам «Игра как прототип культуры, социального поведения и действия», «Ролевые игры как средство управления процессами целенаправленной социализации», «Философские и педагогические основания игры и ее проявления в языковой и речевой деятельности».

Научная новизна исследования:

1. Выявлена роль игры в развитии культуры и личностной социализации студентов.

2. Описаны функции социализации как многостороннего процесса взаимодействия личности и общества.

3. Определены подходы к применению игровых технологий в процессе социализации студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Игра это способ самооценки, развития свободы творчества, самореализации, самопрезентации будущих специалистов.

2. Игра представляет собой один из наиболее действенных принципов познания и понимания социальной действительности. Возрастает роль игры как коммуникации и особого продукта общения, процесса, ориентированного на взаимопонимание, направленного, на раскрытие и взаимодополнение личностного опыта в профессиональном и духовно-нравственном становлении студенческой молодежи.

3. Развитие игровых тактик и стратегий применительно к студенческой познавательной активности позволяет выявить перспективы их использования в формировании личности специалиста высшей квалификации.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования игры как средства личностной социализации студентов и состоит из введения, 3 глав, 11 параграфов, заключения, библиографического списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Игра как средство личностной социализации студентов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ролевые игры способствуют тому, что в сознании молодежи происходит сложный процесс переоценки ценностей, изменение таких взаимосвязанных структур сознания как потребности, интересы, мотивы и установки деятельности. Мотивационная функция ролевой игры заключается в том, что игры в единстве с потребностями и интересами формируют жизненные интересы индивида, воздействуя на его поступки и поведение. Проблема, которая легла в основу исследования, заключается в недостаточной изученности ролевой игры как средства личностной социализации студентов с учетом интересов, потребностей, установок и ориентаций современного молодого поколения. В ролевых играх осознание значимости иностранных языков происходит не только на индивидуальном, но и на надличностном уровне, на уровне определенных социальных групп.

Для установления значимости ролевой игры в процессе личностной социализации студенческой молодежи и наличия интереса молодежи к овладению иностранными языками, было проведено интервью со студентами вузов. В ходе проведенного интервью была подтверждена актуальность исследования значимости игры как средства личностной социализации студентов вузов и установлено, что у студентов в силу изменяющейся социокультурной ситуации существует устойчивый интерес к изучению и овладению иностранными языками в ролевых играх. Выявлено наличие потребности в использовании ролевых игр в процессе изучения иностранных языков, зафиксировано возникновение новых мотивов. Была определена мотивационная функция ролевой игры, заключающейся в том, что она в единстве с интересом и потребностями формирует также и ценностные ориентации современной молодежи в процессе реализации жизненных планов.

Ролевые игры развивают у студентов способность лучше адаптироваться к новым условиям. Наряду с трудолюбием, честностью, интеллигентностью, воспитанностью и так далее, студенты высоко ценят и образованность. Фактором, поддерживающим престиж образования, является потребность значительной части молодежи получения образования высокого качества, позволяющего использовать новые возможности освоения социального пространства.

1. Основной тенденцией в отношении к ролевым играм является уси- " ление их значимости как средства личностной социализации студентов.

2. Причиной изменения отношения к ролевым играм являются факторы социокультурного характера, проявляющиеся в изменении политической и экономической ситуации в стране.

3. Доминирующими мотивами участия студентов в ролевых играх является необходимость ознакомления в играх с будущей профессиональной деятельностью, знакомство с культурой стран изучаемого языка, возможность установления деловых контактов с зарубежными партнерами и т.д.

4. В современной социокультурной ситуации ролевые игры являются ' одним из инструментальных средств для адаптации в реальном мире. '

Проведенный анализ подтвердил роль и значение игры в процессах социализации. Современное понимание игры тесно связано с многообразными социальными процессами в повседневной жизни общества.

Игровой подход к анализу совокупности общественных отношений позволяет учитывать общие социокультурные характеристики личности, но и, что особенно важно, уникальные стороны конкретного индивида, его интересы, потребности, творческий потенциал, способности к свободной самореализации.

Игра как одна из форм социальной жизнедеятельности приобретает в XX - XXI вв. фундаментальное значение и становиться одним из наиболее действенных принципов познания и понимания социальной действительности. Возрастание значимости игрового подхода в педагогических, философских, социологических исследованиях связано с пересмотром традиционного (картезианского) рационализма, жестко разделяющего реальность на объект и субъект.

Представление о субъекте тождественном разуму перестало удовле- . творять современным социально-природным вызовам. Нарастание экологических и социальных глобальных проблем требует нового подхода к социальным процессам, органически взаимосвязанных в универсальной эволюции с развитием природы. Возрастают требования к человеку, его морально-нравственным и деловым качествам. Для того, чтобы адекватно учитывать новые обстоятельства необходима и новая концепция человека, преодале-ваюшая «гносеологизм» традиционного понимания субъекта и учитывающая всю совокупность социокультурных характеристик личности - сознание, самосознание, телеологическую направленность, волю, ценностную ориента-. цию, всю совокупность ее эмоционального и экзистенциального мира.

Игровой подход к социальным отношениям позволяет наиболее полно учитывать в деятельности субъекта весь состав социокультуры, рассматривать личность со стороны ее творческих возможностей, возрастающей свободы и ответственности в сотворении собственного бытия. Развитие игровых технологий и проведение социально-философских исследований по ролевой тематике применительно к вузам выявляет новые перспективы вузовской педагогики в деле формирование личности специалиста высшей квалификации.

Не манипулирование личностью посредством игротехник, а адекватное раскрытие подлинных потребностей и творческих интересов личности в целях создания условий для их максимальной самореализации - главная цель разработки и использования различных игр и игровых технологий в процессе социализации личности.

Исследования представленные в диссертации могут послужить основой для дальнейших теоретических разработок в сфере применения ролевых игр в качестве средства личностной социализации студентов, а также для осознания необходимости приведения существующих государственных образовательных стандартов изучения гуманитарных дисциплин и, в частности, изучения иностранных языков, в соответствие с требованиями времени.

 

Список научной литературыГущин, Вячеслав Алексеевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Андреева Г.М. Методологические проблемы социально психологического исследования // Вопросы психологии. — 1970. — №2.

3. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1974.

4. Аристотель. Политика // Соч. в 4-х Т.-Т.4- М., 1984.

5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России) Т.2. — Теория и методология. Словарь. - Новосибирск: «Сибирский хронограф». 1998.

6. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.

7. Бекон Ф. Новый органон. Афоризмы об истолковании природы и царстве человека // Антология мировой философии. В 4-х т.- Т.2-М., 1969.

8. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

9. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: Алеф, 1992;

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб-М.,1998.

11. Бурдье П. Социология политики-М., 1993.

12. Вентцель Е.С. Исследование операций задачи, принципы, методология.-М.: Наука, 1980.

13. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994,

14. Волков ЮГ., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты Ростов н/Д, 1994.

15. Всемирное писание: сравнит. Антология священных текстов. М., 1995. Современная философия: Словарь и хрестоматия-Ростов н/Д, 1995.

16. Вунд В. Этика. СПб., 1887.

17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // "Вопросы психологии"-1966 N 6. . *

18. Игра в педагогическом процессе Новосибирск 1989; Игра и обучение // Вопросы образования" 1987.-№ 4.

19. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основа философской герменевтики / Пер. с нем.-М., 1988.

20. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.

21. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. М., 1985.

22. Гумилев Л. Н., Панченко А. Чтобы свеча не погасла // Диалог. — М.,1990.

23. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

24. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — Т.2.-М., 1979.25. Делез Ж. Ницше. М., 1998.

25. Демин М.В. Игра как специфический вид человеческой деятельности // v Философские науки. 1983. - № 2.

26. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация и фундаментальная социология на рубеже XXI в. // Вестник Московского университета. Серия 18. — Социология и политология. — 1999.

27. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996

28. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских.-М., 1982.

29. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. Статьи и докла-" ды 90-х годов.-М.: Наука, 1999.

30. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Ильенков Э.В. Философия и культура.-М., 1991.

31. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. - 1996.

32. Кальве Л. -Ж. Игры в обществе // "Апокриф", 1993 -№ 2.

33. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М. 1987; Этнопси-холингвистика/ Отв. ред. Ю.А. Сорокин-М., 1988,

34. Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы // Культурология XX века. Антология. -М.: Юрист, 1995,

35. Кашкин В.Б. Теория коммуникации. Лекция 3// http: ka-chine.narod.ru/Comm Theory/ 3/ Web Comm 3. html.

36. Кудрявцев B.T., Уразалиева Г.К. Развитие деятельности и ее самодетерминация // Вопросы философии. 2001. - № 3.

37. Кузанский Н. Игра в шар // Соч. в 2-х т. Т.2.- М.,1980.

38. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996-№ 5.

39. Левада Ю.А. Игровые структуры в системах социального действия// Системные исследования: методологические проблемы. Ежегодник. — М., 1984.

40. Левин Г. Л. Свобода роли. Совр. взгляд // Вопросы философии-2000. -№ б.

41. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

42. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2. изд. М.: 1977.

43. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф М., 1982.

44. Маркс К., Энгельс Ф.Собр. сочинений. Т.2. Т.З.

45. Мертон Р.К.Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

46. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты М., 1994.

47. Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.

48. Мид Дж. Интернализированные другие и самость //Американская социологическая мысль: Тексты М., 1994.

49. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру. -М., 1958.

50. Овчинников В.М. Корни дуба. М., 1983.

51. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1964.

52. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Дегуманиза- . ция искусства и другие работы.- М., 1991.

53. Парыгин Д.Б. Общественное настроение. М., 1966.

54. Петров Н.И. Герменевтические игровые феномены. М. ИНИОН-1993,

55. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1960.

56. Большая Российская Энциклопедия-М., 1993. -Т. 1.

57. Платон. Законы, 1,(664 645а) VII, (803 - 804Ь).

58. Плеханов Г.В. Письма без адреса // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: Сочинения в 5 т. Т. 5. М., 1958.

59. Поченцов Г.Г. Теория коммуникации.-М., Киев, 2001.

60. Рикёр Поль Время и рассказ. Т.2. Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

61. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972.

62. Сигов К.Б. Игра // Современная западная философия Словарь М, 1991.

63. Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий//Философская и социологическая мысль. — Киев, 1990. — № 4.

64. Сорокин П. Общество, культура, личность: их структуры и динамика // Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.

65. Стеббинс Р.А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс 2000. - №7.

66. Марков Б.М. Философия антропология: очерки истории и теории. -СПб., 1997.

67. Маркова О.Ю. Тендерные измерения современного общества/Zhttp:// anthropology .ru/ru/texts/markova/ markova. html. •

68. Медвецкий И. Игра ума. Игра воображения.// Октябрь. -1992. — №1.

69. Микешина JI.A., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М.,РОССПЭН, 1997.

70. Тарасов JI.B. Мир, построенной на вероятности. М., 1984.

71. Тейлор Э.Б. Первобытная культура.- М., 1989.

72. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М., 1990.

73. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесловие. П.С. Гуревича. -М., 1988.

74. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопр. Философии 1989. -№2.

75. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977.

76. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

77. Хейзинга И. Homo ludens // Homo ludens; Статьи по истории культуры -М., 1997.

78. Шахалова О.И. "Я" и "Другие" как философская проблема. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук-Ростов н/Д , 1995.

79. Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность. Вып.2-М.:ИНИОН,1991.

80. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988;

81. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собрание соч. в 7 т. Т.б. — М., 1957.

82. Элен П. Философия "Мы " у C.JI. Франка//Вопросы философии 2000.-№2.

83. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

84. Ядов В. Л. Личность как предмет изучения // Социальная психология. — Л., 1979.

85. Apel К. — О. Sprechaktteorie und transzendentale Sprachpragmatik zur Frage ethischer Normen в кн.: Apel К. О. Auseinandersetzungen in Erprobung des transzedentalpragmatischen Ansatzes/ FaM. 1998.

86. Armstrong P. Conflictiry Readings Variety and Validity of Interpretation. Chapel Hill, 1990.

87. Brown H. Douglas. Principles of language learning and teaching — Engle-wood Cliffs, N.Y.:Prentice-Hall, 1987.

88. CailliosR. Man, Play and Games. L., 1962,

89. Godbey G. Leisure in your life: An Exploration. Fourth Edition. Venture Publishing, Inc. State College, Pennsylvania, 1999.

90. Gross K. Die Spiele der Menshen. Lend, 1899.

91. Kando Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1980.

92. Kelly I.R. & L. Godbey, G. The Sociology of leisure. State College, PA, Venture Publishing Inc. 1992.

93. Kluckholm C. Mirror for Man. Greenwich: CT: Fawcett, 1965.

94. Kraus R. Recreation and Leasure in Modern Society. New York: Appleton-Century-Crofts, 1971.

95. Mitchell E.D., Mason B.S. The Theory of Play. N. Y., 1935.

96. Rowe M. The Definition of Game// Philosophy, v. 67, № 262, 1992.

97. J.B.Thompson. Studies in Theory of Ideology. Polity PressV 1984.