автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Искусство древнего Йемена. Пути развития

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Абдуль Джалиль Абдурахман Ахмед ас-Сурури
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Искусство древнего Йемена. Пути развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Искусство древнего Йемена. Пути развития"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

На правах рукописи УДК 75(533)

АБДУЛЬ ДЖАЛИЛЬ АБДУРАХМАН АХМЕД ас-СУРУРИ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЙЕМЕНА. ПУТИ РАЗВИТИЯ

17.00.04— Изобразительное искусство

Авторефер ат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1992

Работа выполнена в Государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.

Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор М. Ф. Киселев.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук Б. Я. Ставиский, кандидат искусствоведения Т. X. Стародуб.

Ведущая организация — Институт востоковедения.

Защита состоится Ж . 1992 г.

на заседании специализированного совета К 019 03 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения при НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств по адресу: 119034, Москва, Кропоткинская ул., 21.

С диссертацией можно ознакомиться в филиале Научной библиотеке Академии художеств (Москва, Кропоткинская, 21).

Автореферат разослан <9гг. -».'..,. 1992 г

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат искусствоведения

Н. А. Виноградова

Йемен на протяжении своей многотысячелетней истории всегда оставался важным центром искусств и ремесел; Выгодное рас -положение Йемена между древними цивилизациями Юга Азии и Ближнего Востока способствовало развитию культуры - изящных искусств, многочисленных ремесел, градостроительства. Архе^. огические раскопки доказали наличие специализированных мастерских по обработке камня, отливке различных металлов. Изучая мастерские, археолога пришли к выводу, о четком разделении труда, где мастер, выполняя определенный' участок работы, добивался профессиональной виртуозности. Искусства и ремесла, развиваясь веками, получили широкую известность и приобрели заслуженное признание.

Актуальность работы заключается в исследовании почти не изученного искусства Древнего Йемена, определении его места по отношению к другим цивилизациям, несмотря на тесную связь с которыми, оно сохранило оригинальность и самобытность.

Задача работы состоит в том, чтобы раскрыть ценность и значимость истории искусств в современной жизни Йемена. В результате падения уровня культуры из страны вывозится много ценных произведений искусства, а ведь каждое из них несет в себе мощный эстетический заряд, в каждом памятнике -'история нашей цивилизации, изучение которой необходимо для восстановления' культурного уровня и эстетического воспитания настоящего и будущего поколений.

Нель диссертации - исследование памятников архитектуры,изобразительного и декоративного искусства Древнего Йемена разных эпох, определение их роли и значения в формировании древне -йеменской художественной культуры, выявление особенностей их стиля и техники исполнения.

Перед автором также стояла задача определения путей развития искусства Древнего Йемена и установления его взаимодействия с культурами стран Ближнего Востока, Греции и Рима.

Методы исследования. Цели и задачи работы определели широкое использование самых разных по времени создания источников: от легенд и свидетельств древнейших народок, арабских историков средневековья до отчетов современных археологических экс-

педиций. Дм общего анализа искусства использовались памятники различных периодов. Большую научную информацию диссертант почерпнул из трудов советских востоковедов, а такЖе из литера- • турных источников, описаний средневековых путешественников и современных арабских источников.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в советском и йеменском искусствознании проведен комплексный ис-торико-художественный анализ особенностей искусства Йемена и его соотношений с различными культурами на протяжении тысячелетий. Подробный разбор наиболее значительных памятников искусства с точки зрения их декоративного оформления п<? историческим эпохам дает представление об их месте в общей картине цивилизаций.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы в общих и специальных трудах по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства стран Ближнего Востока, а также могут быть включены в курс специальных и высших школ по теме'взаимовлияния древних цивилизаций.

Объем и структура диссертащи. Работа построена по историко-художественному принципу, состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Работа снабжена примечаниями, списком использованной литературы и'архивных источников,'К диссертации приложен альбом иллюстраций.

Во Введении определены цели и задачи исследования, обоснованы актуальность и научная новизна диссертации, дан краткий анализ историографии.

Первая глава ("Общий характер художественных памятников Древнего Йемена") содержит краткий культурно-исторический очерк. Описание художественных памятников Древнего Йемена дано по историческим периодам, соответствующим расцвету культур ранне-аравийских государств I тысячелетия до н.э.: Саба, Майн, Ка-табан, Хадрамаут, Аусан и более позднего (перЕого века н.э.): Химьяритского царства, создавших особое неповторимое искусство, испытавшее воздействие крупнейших центров Восточного Среди-

земноморья и Месопотамии, но в свою очередь тоже распространявших свое влияние на некоторые области художественной жизни Ближнего Востока.

Дисеертант исследует историяю произведений искусств,обнаруженных в Йемене, которые стали важнейшим источником определения межкультурных связей как между племенами и государствами древней Южной Аравии, так и остальными странами полуострова и Эфиопией.

Художественные памятники, дошедшие до нас, - остатки мощных крепостей, ирригационных сооружений, величественных и строгих по архитектуре храмов. Найдены статуи и рельефы, выполненные из мрамора и бронзы. Наиболее древние памятники - фигуры людей, относящиеся к I тыс. до н.э., отмечены условностью статичных поз • и схематизмом в трактовке лица_ К середине I тыс. до н.э. пропорции фигур становятся правильными, движения и позы - свободными, выражения лиц - живыми, их черты - мягкими. Интересны храмовые рельефы позднего времени (рубеж н.э.). В их исполнении высокая кул: .-ура пластики сочетается с развитым декоративным началом, позволяющим объединить в целостную композицию изображения людей, фантастических существ, плоды и листья растений, мотивы-орнамента, покрывающего отдельные архитектурные детали. Эти памятники являются примерами исконного йеменского искусства, а не подражательством грекам, римлянам, египтянам или иранцам, хотя некоторые статуи отмечены влиянием творчества этих народов.

Рельефы и статуи, обнаруженные при раскопках древнейеменских поселений, не имеют ничего общего с идолами, которые упоминаются в Коране, такими как наср (орел), йа'ук, йа'ус, сава'вудц и др. 'Изображение орла найдено на территории Сабы в районе Балхаг.ему здесь поклонялись до тех пор, пока Зу Нувас не иудаизировал этот символ. Йа'ус в образе льва,был обнаружен на холме в районе Маэхадк, в котором проживало племя Маэхадж, поклонявшееся ему. Йа'уф в образе лошади был найден в районе Хайван, где ему поклонялось племя хамдан и родственные ему племена.

Бюсты из гранита и мрамор*}, которые обычно располагались в каменных нишах святилищ, отличались очень невысоким художествен-

ным уровнем и позже исчезли из храмов, уступив место резьбе по камню. Изображения людей были довольно условными; очевидно, что древнейеменскому скульптору было достаточно обрисовать важнейшие части человеческого тела, лицо, в изображении которого особое внимание уделялось глазам, обычно продолговатой формы. Фигуры животных и птиц, как правило, представлены с большой достоверностью. Способы изображения растений, инженерные сооружения свидетельствуют об определенном влиянии Греции, что вовсе не противоречит отнесению их к культуре Древнего Йемена. Внешнее влияние на искусство Древнего Йемена было весьма незначительным в начальный период, особенно во времена Сабейского царства, и носило избирательный характер, осуществляясь через йеменцев, путешествующих с торговыми караванами. Позднее, на следующем этапе развития, влияние, извне стало более очевидным. Это было ввязано о появлением в Йемене многочисленных торговых экспедиций. Яркое подтверждение тому - найденные на территории Йемена бронзовые статуи людей, на головах которых довольно большие волнистые пучки, не характерные для местных обычаев. Напрашивается сравнение с изображением Будды, что в свою очередь говорит о влиянии Индии.

Древнейеменское общество создало своеобразную культуру, а примерно в X в. до н.э. - особую систему графического письма, которая использовалась во всех надписях. на всех диалектах южноаравийского языка. Существуют многочисленные надписи, содержащие обращения, посвящения или благодарения Богу, что является характерным для этой культуры. Еще одна оригинальная черта -различные сооружения: святилища, дворцы, плотины, очень строгие \/ по архитектурному стилю, что связано с греческим влиянием, которое также четко проявилось в некоторых орнаментах, бронзовых статуях, относящихся к периоду между II е. до н.э. и Ш в.н.э. . Б архитектурных сооружениях на юге Аравии заметно возросла роль колонн и надписей письмом муснад.-На многочисленность этих надписей обращали внимание многие мусульманские ученые. Наиболее замечательные черты древнейеменской архитектуры - простота инженерных решений и преобладание лаконичных прямолинейных объемов, что было следствием использования огромных полированных блоков и

плит из мрамора или других пород камня.Блоки водружались один на другой настолько плотно и точно, что невозможно было вставить иглу между двумя камнями, а со стороны они казались единым монолитом. Йеменские колоннн были квадратными, завершались различными украшениями или переходили непосредствен!"" в потолок. Были колонны восьмиугольные, круглые в плане.

Большие и богатые города покровительствовали искусствам. В Хадраг.ауте расцвела культура, традиции которой сохранились и по сей день в Дафаре. Один из памятников этой культуры - развалины некогда величественной мечети Талид. На востоке Хадрамауга обнаружена крепость, построенная из квадратных камней. Способ построения, разделения на комнаты очень похож на развалтш-Манкаба (Мукаене). Эти памятники показывают, сколь сложными были связи между различными цивилизациями. Сильное влияние оказывала и греческая культура.

Во время раскопок королевского дворца в столице Хадрамаута Шабве были обнаружены многоцветные росписи. Позднее расчистили фрагменты живописи с изображениями мифологических персонажей, растений и животных. Эти находки доказывают развитие монументальной настенной живописи в Древнем Йемене. В главном храме божества Сина в Райбуне действовали большие мастерские, специализировавшиеся н& различных работах: добыче камня в каменоломнях, первичной обработке блоков, полировке, транспортировке. Большим нагом вперед в развитии Йемена было появение такой тонкой специализации, при которой 'каждый ремесленник с высочайшим мастерством выполнял отведенную ему операцию.

Замечательна йеменская резьба по камню. Орнамент на колоннах и на надгробиях гармонировал с основным архитектурным замыслом, дополнял его, подчеркивал совершенство формы. Священными у йеменцев считались виноградная гроздь и оза. Животные изображались в виде фриза из голов коров, газелей, птиц. Сохранился замечательный рельеф, изображающий крестьянина за плугом, запряженным двумя быками. Однако преобладали геометрические элементы.

Саше древние образцу бронзовой скульптуры на территории

Йемена были найдены в Марибе и относятся к У1 веку до н.э. Внутри статуи полые, укреплены чем-то вроде цемента.

В конце 111 в. - начале 1У в. заметно возрастает роль искусства в йеменском обществе. Царь Дамар и его сын Саран покровительствовали искусствам и даже приказали отлить себе статуи. Во время их правления йеменцы перестали поклоняться идолам и планетам, а стали поклоняться одному богу - иудейскому или христианскому. Статуи, рельефы с изображением ладей, аивотных -льва, быка, орла - исполнялись скульпторами в мастерских и на . рынках. Большинство из них - обращение к богу с просьбой о всеобщем благе, хлебе насущнош или победе. Древние йеменцы называли подобные скульптуры "санам", что означает "идол", "истукан".

.Ремесленное производство достигло высокого уровня - это производство предметов из кс«и, ткани, одеады. Йеменская одежда упоминается и в многочисленных исследованиях, посвященных проро-• 'ку. Среди основных красок, которые использовались'для декориров-ки тканей, была так называемая "драконова кровь" с острова Сокотра. Важнейший центр юга Аравии по производству индиго - город Хурайб. Древние йеменские надписи муснад указывали на значимость производства 'псаней. Особенно популярна была верхняя одежда из Йемена (буруд), которая пользовалась большим спросом в стране и за ее пределами. , .

Из всего сказанного можно сделать вывод, что культура Йемена, его цивилизация уходит корнями в далекое прошлое. Несмотря на то, что. исследования по истории Йемена находятся толь/ ко на начальном этапе, очевидно, что искусство Дре^внего Йемена образцы которого хранятая в коллекциях музеев' Йемена, Европы, Америки, свидетельствуют о самобытности его и талантливости народа.

Вторая глава ( "Градостроительство и архитектура") посвящена истории древнейеменского строительного искусства с I тыс. до н.э. по УП в'. н.э. Градостроительство в шно-арабских государствах было прочно связано не только с развитием материальной культуры и общества Йемена, но и с другими древними цивилизациями, развивавшимися одновременно с йеменской.

в

В первом разделе второй главы рассматривается географическое положение Древнего Йемена. Ряд последних исследований говорят о том, что древнейеменская цивилизация гозникла по мень-шшей мере в I тыс. до н.э. и просуществовала до УП в. н.э. Вначале ее очаги были сосредоточены в восточных районах Йемена, где горные плато и пустыни прорезаны многочисленными вади - руслами рек, иногда пересыхающили. Важнейшие из них - вади Бейхаи, Маржа, ЭДузаб, Адана. В вади Адана возник город Мариб - столица Сабейского царства. В вади Бейхан - город Тимна, столица, древнего царства Катабан, в вади Музаб - город Карнау, бывшая столица государства Майн. Здесь же пролегали еще два важных вади, которые вели к Аравийское морю и Йндийскоку океану и прочными нитями связывали морские пути с глубинными центрами цивилизации в восточном Йемене.

Города становились центрами обмена знаниями, культурным опытом и религиозными представлениями. Влияние культуры йеменских городов е значительной мере распространилось .через Египет и Эфиопию и на средиземноморский бассейн. Это же влияние оставило след и в арабской культуре средневековья.

Древнейеменская архитектура с точки зрения инженерного искусства и изящества форм обладает неповторимым своеобразием, специфическим пониманием гармонии и рациональности-, проявляемым и в кладке камня, из которого строится храм, и в самом камне, украшенном резьбой, к в композиции объемов.

Во втором разделе главы говорится об исторических корнях йеменской архитектуры. История зданий, построенных ия крупных каменных блоков, относится к периоду существования в этом регионе первобытного человека. Поселения,.обнаруженные у подножия горы Алт-Аркуб в районе Хауляи Ат-Тнйаль между Саной и иЬрибом, относятая к эпохе бронзы. Отдельные крупные.постройки, созданные из камня, были предназначены для .ультовых цел^й.

Третий раздел посвящен архитектуре и градостроительству периода расцвета древнейеменской цивилизации. Строительству городов Аль-Хауз, Хайзум, Карнау, Шин способствовала окружающая среда с обилием строительного материала, а также общественные с .'ношения, строившиеся на взаимопомощи. Строители умели

г

находить решения сложных технических проблем и при строительстве жилищ, при резьбе по камню.Высокого уровня достигло строительство оросительных систем. Возникли шлые династии зодчих, ■■ такие как Теопиум, Акрабум. Они происходили из катабанской династии Махасинум. Мастера украшали здания, создавали скульптуры, прокладывали туннели и дороги в горах. До нас не дошли имена многих.создателей замечательных образцов строительного искусства, однако их творения остались источником вдохновения для последующих поколений, предметом пристального изучения искусствоведов, историков, археологов и архитекторов.

Четвертый раздел посвящен строительству плотин и оросительных систем. Йеменские города строились вдоль вада и снабжались водой, накопленной во время сезонных доадвй. Строители стремились связывать города надежной системой многочисленных каналов. Одна из таких систем была построена вокруг города Шабва, столицы государства Хадрамаут. Самым главным водохранилищем было водохранилище в городе Мариб. Система оросительных каналов устроена была и около древнего города Сирвах. Остатки этих каналов сохранились и известны под названием "Аль-Бина". Еще одна крупная система находилась вокруг столицу Катабанского государства (в районе нынешнего БеЙхана). Вода поступала туда из горных потоков, устремлявшихся в вади после сильных дсвдей. Катабанскне каналы строились из кашей, скрепленных подобием цемента, который был воднонепроиицаем. Каналы имели искусно построенные шлюзы, позволявшие регулировать сток вода.

Пятый раздел посвящен проблемам городской планировки. -

Шестой раздел исследует языческие храмы, которые могли иметь прямоугольную, квадратную, вытянутую форш с закругленными углами и алипсоидную. Колонны и потолки уарашались резьбой, выполненной в различных стилях. При сравнении храмов Аль-Мауф и Мариба следует отметить, что для первых не характерны постройки с фундаментом яйцевидной или эллипсоидной форм, нет высеченных из цельных пород колонн, Храм вадк Адь-ДкауФ, построенные из'обработанных монолоитов гранита, напоминают египетские храмы в районе пирамид Гизе, храм Осириса.

Седьмой раздел отведен изучению могильников и надгробий. Могильники и способы захоронения в Древнем Йемене носили разный характер ( в каменных саркофагах, закрываемых плитой, в нишах, вырубленных в скадах). Надгробия делались из известняка, песчаника, мрамора с барельефным изображением умершего и выполненной глубокой резьбой надписью.

Восьмой раздел посвящен анализу истории и художественных особенностей колонн, круглых или- квадратных, и украшенных резьбой.

В девятом разделе рассматриваются раннехристианские церкви (с середины 1У в.). С распространением христианства в Йемене древние язвческив храмы потеряли свое значение и началось строительство церквей. Они тлели богатую декоративную отделку, широко использовались ценные строительные материалы, мозаика. Использовались многие архитектурные элементы, свойственные древним храмам, что позволяет говорить о влиянии как древнейеменской, так и византийской архитектуры.

Десятый раздел посвящен дворцам и жилым домам. Древний Йемен называли страной дворцов. Для внутренней и внешей отделки дворцов применялись драгоценные каши, перламутр, золото, слоновая кость, которыми инкрустировались двери и оконные проемы. Для росписей характерен рисунок лилий и других цветов.

Традиции архитектуры Древнего Йемена сохранились в стране. Народные мастера и сегодня следуют образцам древнего архитектурного стиля, по-прежнему украшаА дот алебастром и ониксом, мозаикой и резьбой по дереву.

Третья глава ("Изобразительное искусство") посвящена исследованиям как наскальных рисунков, до возникновения йеменской цивилизации, так и произведений древнейеменской культуры, барельефов, горельефов, настенной сюжетной и декоративной живописи.

В первом разделе рассказывается о древнейших произведениях искусства на территории Йемена, наскальных изображениях 1У-Ш тыс. до н.э. Рисунки высекали или наносили на поверхность скалы краской. Темой большинства рктунков была охота, а кра-

^очных изображений - животный мир. В произведениях более позднего периода заметна склонность древнего художника изображать человека и животных, связывая из образы с определенной символи - . кой и религиозными представлениями. Чаще всего изображались горный козел и бык, лев и тигр, змея и орел. Изображения этих животных есть в символических знаках и гербах древних Йеменских царей..

На юге Аравии во внутреннем убранстве дворцов были скульптурное изображения божеств, здания украшались как хырезанннмн в камне, письменами, так и рисунками ккеотных. Изображения животных, растений характерны для резьбы по камню. Катабанийцы достигли высокого уровня художественных ремесел, что подтверждают найденные золотые монеты с сюжетным изображением, предметы 1ыта.

Второй раздел посвящен искусству настенной росписи. Анализируются как описания архитектурных памятников Йемена, оставлен- . ные древнегревескими авторами, так и сохранившиеся образцы. Автор рассматривает обнаруженные в 1928 г. фрагменты настенного орнамента храма Аль-Мака и Марибе (УТ1-У1 вв. до н.э.), по стилю похожие на образцу традшшнного. исламского рисунка в Йемене и за его пределами. Художники исламского периода явно испытывали влияние древпейеменского искусства. Анализируются также росписи в королевском дворце в 11!абве и в хршле Астар (Аз-Захра), в столице Кшдэ Карьят- Аль-Фао. .

Третий раздел посвяыен скульптуре, которая в Девнем Йемене получила своеобразное и длительное развитие. Скульптурные изображения людей, относящиеся к доисторическому периоду, отличаются соблюдением естественных пропорций лица при искаженной трактовке тела, сильно уменьшенного в размере. Из-за укороченных рук и ног фигуры уподобляются карликам. Лица, как правило, округлы, глаза инкрустированы драгоценными камнями. Позы обычно сетатичны, за исключением нескольких бронзовых статуй, которым ваятель хотел придать данагизм, создать ощущение дьижения.

Четвертый раздел посвящен искусству резьбы. Тематика и сюжеты работ, вырезанных в каше, находятся в -гесной связи с проблемами ролнгпк, нравов, экономики, политики и другими

факторами общественной жизни. В отличие от рисунка, древняя йеменская резьба не передает перспективы и глубины, не иьеет переднего я заднего планов. Все предметы изображаются в одной плоскости, не подчеркивается разница в размере объектов в зависимости от их удаленности. Резчики рпредоочитали делать лрефгль-ный рисунок, изображая все предметы рядом. Множество резных.камней и скульптур божеств свидетельствуют о высоком уровне художественного творчества йеменских мастеров, особенно в У-У1 вв. н.э. Обращаем на себя вниманье многообразие сложных форм символики и характер резного рисунга -'он стал барельефным. Техническая обработка полудрагоцешшх кашей не претерпела изменения вплоть до нашего времени. В связи с возраст?нием в храмах роли жрецов искусство п творческая деятельность заняли особое место в религиозных обрядах и ритуалах. йзртЕОпрккошешгя н подарки заменились символическими предметами - скульптурой и резьбой по камню с кзобращением яивотных, л:рецов,' людей, .приносящих жертву. Художественной резьбой украшались колонны храмов. Искусство резьбы было наиболее развитым и достигло высокого совершенства. Йеменские мастера использовали различные материалы - камень, глину (терракота), кость (бивни слонов), создавали сложные по сюжетам рельефы, вырезали геометрические и растительные орнаменты, декоративные узоры, Наблюдаются различия социальных характеристик изображений царей, ярецов, знатных лиц, приближенных к повседневным событиям, особенно связанным с различными ритуалами - храмовыми обрядами, поклонениями бонествам и т.п. Работы мастеров второго направления 'отличаются незавершеилостыо форм и примитивностью. Мастерами применялись два метода резьбы -углубленная контурная и рельефная- В первом случае рисунок был как бы утоплен в ьатериале, во втором - выступал над поверхностью. Произведения У-У1 вв. н.э. очень елейны по форме и сим-ev. шческим замыслам. Большинство работ этого периода выполнялось рельефной резьбой. Часто повторяющимся сюжетом были сценки из жизни музыкантов, изображения музыкальных инструментов. Игра на струнном пнетрумента была связана с отправлением религиозных обрядов в честь скества Солнца. Обращает на себя внимание то, что фигуры бонеств и царей превосходят по разме-

рам окружающие их персонажи. Такой художественный прием был распространен в большинстве стран Ближнего Востока.

В Дуевнег.. Йемене с его развитыми экономическими и социальными отношениями поощрялось и процветало искусство музыки и пения. Цари, аристократия, богатые купцы способствовали этогду.

Время - сохранило ряд произведений древних мастеров, в большинстве которых просматривается тесная связь искусства с мифами и религиозными культами. В них запечатлены коровы и другие животные, олицетворяющие различные бо: 'ства, которым поклонялись люди. Резные работы древнейеменсккх мастеров тлели как эстети-ческо~, так л религиозное предназначение, подобно памятникам эпохи фараонов, древних греков и т.п. Искусство таким образом служило божественным целям и состояло на службе религии.

Пятки раздел посвящен древнейемепской скульптуре так называемого греко-римс )го стиля. Греко-римский стиль возник в результате соприкосновения древневосточных и греческой культур. Он получил развитие в искусстве начиная с периода эллинизма, нам пившего после завоевательных походов Александра Македонского на Востоке, когда греки пытались установить свое господство е Йемене, а затем в эпоху Римской империи. Соприкосновение греческого и йеменского искусства отмечено и в более раннее время. Обнаружены статуэтки детей, выполненные явно под древнегреческим-' влиянием, что проявилось в изображении фигур обнаженными, а также умении передать оттенки настроения в лице, пластичности и подвижности тела.

Шестой раздел посвящен мемориальной скульптуре. Древйие" йеменцы устанавливали скульптурные изображения людей в общественных местах для увековечения их памяти. Йеменцы начали отхо-, дить от традиции культового отношения к изображениям людей и животных, преподносимыми в дар божествам. Подобные культы были связаны с язычеством и идолопоклонством. Искусство скульптуры занимало в йеменском обществе столь важное место, что цари приказывали устанавливать свои скульптурные изображения, требуя от тетерев совершенства их отделки и изящества. Техника изготовления скульптур оставалась традиционной, мастера шли путем, проторенным многими поколениями ваятелей. I

Обобщая два последних раздела, можно сделать вывод о том,. то преемственность характерна для цивилизаций Южной Аравии.. . .сследуя археологические памятники, можно говорить об определен-ом единообразии в эстетическом мышлении и религиозных представ-[ениях, сложившихся в результате соприкосновения греческой и рим-жой культур, с одной стороны, и аравийской - с другой.

Йеменское искусство, соприкоснувшись с эллинистическим и >имскнм, достигло расцвета. Йвленский художник, взяв от других ;тилей все лучшее, пополнил эстетический арсенал искусства Еа-ашя, которое стало более многообразным и выразительным. Йеменский ваятель уже сам мог оказывать влияние своеобразием своего гв'орчества.

Седьмой раздел посвящен взаимовлиянию цивилизаций йшой гравии и древнего Ближнего Востока.' Связи между этими районами змеют очень древнюю историю и наши далекие предки даже считали Йемен и Эфиопию одной страной. Некоторые историки придерживаются мнения, что эфиопы - это арабы, переселившиеся на африканское побережье в доисторическую эпоху.,Ученые считают, что первое - юникновение сабейцев на африканское побережье Эфиопии началось в X в. до н.э. Заселение африканских земель продолжалось и в последующие вена. В середине I тыс. до н.э. в Эфиопии образовалось несколько небольших сабейских государств. Наиболее заметными из них было государство Аксум, в котором преобладал . йеменский образ жизни. Здесь был тот ..-;е, что и на юге Аравии характер построек, ирригационных систем и бассейнов. Географические названия переселенцами использовались те же, что и на родине. Религиозное мировоззрение у сабейцев в Эфиопии продолжало оставаться языческим и внличало кйноарабские элементы веры, получившие дальнейшее самостоятельное развитие и вобравшие в себя ноЕые культовые образы. Божество Астар, почитаемое " у южных арабов и тлевшее семитское происхождение, почиталось и у других народов Эфиопии, так же называвших его Астар. Древняя эфиопская цивилизация не имеет собственных корней. Хотя у нее и были свои характерные черты, она опиралась прежде всего на южноаравийский опыт.

Ha южноарабекпх рельефах ш видим изображения горного козла, быка, opua .сражающегося со змеей, - символы сабейского бс...ества Аль-Г.Ькаха. обожествление священного козла. -культ, псрецесошши в Эфиопию из Юкной Аравии. Символика', свя занчая с быком, согласно древним текстам, занимала важное мес то на протяжении всей истории юъноаравийской кучьтур«. Еык • был неотъемлемой частью их духовной и практической жизни. Он олицетворял силу, выносливость, терпение. Сильное и терпеливо» животное было символом достатка и блага.

Древние эфиопские писшопа обнаружен в храме города Яхе. Они записаны в фооые борозд на липовых плитах могил. ^го тради ционно присуще таким л;е записям в Ки-лой Аравии.

Сохранный'ося в Аксуме колонии относятся к доисторической эпохе к не похийи на египетские обелиски. Они довольно близки ккноарабскнм архитектурным формат

Современные находки фшур людей, различных скульптурных изображений с шрезашшми на них гашсарабскими письменами подтверждает развитие самобытного «жлоарабского стиля..Таковы, например, скульптурный изображения Сфинкса.

Рисунки, нацарапанные на скальной породе в горах Эритреи, выполнены б одной шнеро и нрсдстарляит в своем большинстве изображения баков и даких козлов. А это, как известно, распространенный сюжет южноараоского искусства.

Б Ш-1У вв. н.)., когда йеменцы приняли христианство, заво-eiатели из государства Аксум, вторглась ь Йемен, превратили множество языческих храмсп в цорквл. и Византия стреми-

лись таким образом утвердить свое влияние в географически важном районе, какошм бил юг Аравии. ЭДнопский правитель Ибраха-Аль-Ащрам начал широкое строительство церквей б городах Лдфар и Аден. Главной была построенная им в Сане гг-рковь Аль-Кулейс, ставшая центром распространения христианства. Церкви богато украшались резьбой, для отделки широко применялись золото, серебро и драгоценные камни. Мозаичные пашю делались из кубиков дымного стекла. Внутреннее убранство состояло из деревянных скульптур, ..зобраясающих людей.

Многие составные элементы цивилизации древнего Ближнего Востока и юга Аравии взаимосвязаны. Это касается прежде всего

художественных концепций,' форм и содержания искусства, в которых наши отражение религиозные взгляды и представления.

Восьмой раздел посвящен влиянию кнноарабской цивилизации на Карьят Лль-Фао - столлпу государства Кинд в. I в. до н.э. Влияние искусства к культуры народов Южной Аравки в доисторическую эпоху проявилось не только в Восточной Африке (Аксум), но и в северных и центральных областях Аравии. Цивилизация Кин-да относится к первым векам до и после н.э. йшоарабсхая цивилизация буквально захлестнула Карьят Аль-Фао в период расцвета, что нашло свое отражение не только в письменности и языке, но и в религии, искусстве, архитектуре. Культура Карьят АльФа о имела свои характерные черта, что свойственно, есем осталь-шол шноаравиЗсклм государствам. Правители Кинда приюк сюда из Южного Хадрамаута, а жители состояли кз северных и южных арабов. Искусство в Карьят Аль-Фао прошло через четыре этапа.

Первый этап - наскальные рисунки в горных районах. Рисунки дополняют древние письмена, свидетельствующие о связях с цивилизацией. Второй этап - рисунки внутри построек. Это цветная настенная роспись и письмена. На третьем этапе художники выполняют заказы жителей Карьят Аль^Фао, изображая различные сюжеты по их требованию. В подобных работах изображались всевозможные бытовые сцену во всех подробностях. Четвертый этап представлен фресками, выполненными мелкой известковой крошкой, нанесенной на штукатурку слоем, толщина ..отрого не превышает 2 хм. Преобладающие цвета на таких фресках -"желтый, красный, коричневый, белый и черный. Произведения искусства, найденные в Карьят Аль-Фао и в Йемене, представляют исключительную ценность. Он являются ванным источником и неоспоримым свидетельством , ■ подтверждающим взаимосвязь искусства и культуры кскноаравийских арабов с одноЗ стороны, и народов Центральной Африки и других соседних цивилизаций - с другой. Древние йеменские художники и ремесленники так или иначе несли с собой свое умение и навыки, способствовали обогащению человеческого наследия и материальной культуры в столице' Уинда Карьят Аль-Фао.

Четвертая глава ("Прикладные искусства и чеканка монет") посвящена исследованию художественных ремесел Древнего Йемена.

Первый раздел повествует о боевом оружии и других ремесленных изделиях. Древнейшие предметы ремесел были найдены на склоках йеменских гор и в лесах Юхной Аравии, где с доисторических времен проживал человек. Своим оружием Йемен славился • по всему Аравийскому полуострову. Йеменские оружейники У-У1 вв. н.э.' превосходили сирийских с их секретом дамасской стали Мечи получали названия в соответствии . изображенным на них рисунком. Йеменские мечи били прекрасного качества, очень гибкие, богато украшенные драгоценными кашляй. Первый йеменский меч был обнаружен французской археологической экспедицией в одной из моги л в Еади Дарра (Хадрамаут), Он относится и 1У-У векам н.э.

Богатым орш :ентом и рисунками украшены и другие ремесленные изделия, найденные в Йемене и относящиеся к 1У-У вв. н.э., или предметы, обнаруженные в сирийском Угадите (Рас Аш-Шамр) и относящиеся к Х1У в. до н.э.

Древние йеменские оружейники обладали высоким мастерством, превращавшим изделия в высокохудожественные произведения искусства.

Второй раздел посвящен художественым ремеслам и металлообработке. Немногочисленные памятники материальной культуры, со хранившиеся до наших дней, дают представление о характере ремес ленных изделий и материале, из которого они изготовлялись в соответствии с местными традициями и техническими возможностями. Уровень мастерства йеменских ремесленников в доисламский период бил довольно высоким. Об этом свидетельствуют произведения искусства, дошедшие до наших дней. Это образцы печаток из различных материалов, которые по техническому и художественному уровню сравнимы с вавилонски' \ Найденные в захоронениях красивые л изящные ожерелья говорят о высоком мастерстве кашоарабс-кпх ювелиров. Привлекают внимание прекрасной работы перстни, найденные в Аравии. В Наци опальном музее в Сане и Археологическом музее столичного университета хранятся древние сосуды,

зет тальники, кадильницы, композиционно вобравшие в себя изображения различных животных. Прекрасна работа мастеров, выпол- . гавших фигурни, предназначенные для жертвоприношений.

Говоря о 'высоком уровне изготовления предметов быта из металла, можно отметить, что литье совершенствовалось на каждом этапе развития этого вида ремесла, начиная от первых шагов плавки металла, литья и ковки статуэток.

Третий раздел рассказывает об образцах чеканки старых йеменских монет, что произошло под влиянием извне. История пластических искусств Древнего Йемена не может быть-написана' без изучения изображений па монетах, содержащих ценные сведения как для нумизматов, так и для историков искусства. В большинстве случаев одни и те яе монеты содержат портреты и надписи; богатые сведения по истории, праву, экономике и помогают проследить этапы культурного прогресса обществ, которые занимались чеканкой монет и их обращением. Первым' чеканщиком динаров (преимущественно золотая монета) был 1убаа (Саад Еен Карб), а первым чеканщиком мелкой монеты, который ввел ее в обращение, -Нам]: ; Бен Канаан.

йеменцы чеканили монеты, на которых были изображены портреты ндрей, их имена, названия городов, в которых они отчеканены, химьяритские буквы. Монеты украшались политически;® и социальными символами.

Четвертый раздел рассказывает о „..летах государства Саба (111-Л ев. до н.э.). Первая находка - сабейская монета из серебра, относящаяся к Ш или П в. до н.э, На одной ее стороне изображена голова богини Афины. Из ее уха свисает серьга, на щеке по-сабейски написано буква "нун". Затем следуют две первые буквы Афины (буква "адкф" к буква "са"),написанные греческим письмом. Появление букЕЫ "нук" сабейского письма свидетельствует о прогрессе сабзйцев. Правитель считает необходимым добавить сабейскую букву,том самим утверждая свою власть. Вторая находка - бронзовая монета. На ее лицевой стороне (аверс) находится рисунок головы ыуачиан., за ним небольшая фигура, напоминающая солнечный даек, за*ом личный знак. На тыльной стороне

(реверс) изображен портрет мужчины с гравированной надписью, на которой можно прочитать "Карб ил Ватар".

Пятый раздел посвящен монетам государства Майн (1У в. до н.э.).Парод его жил в роскоши благодаря богатым природным условиям и расцвету.экономики, которая опиралась на торговлю. Сельское хозяйство и металлургия доставляли основу, экономики.. ' Народ Майна использовал монеты в своей торговой жизни вместо натурального обмена. Металлические монеты с изображением даря, сидящего на тропе, чеканились ^ Майне. Они являлись ими-.тацией монет, которые были отчеканены последователями Александра Македонского. Исключением были монеты Абята, в которых греческое письмо было заменено написанием имени паря Абята, отчеканенным буквами химьярского письма. Буквы точны и красивы, что позволяет говорить о наличии опыта и хорошего знания дела изготовления чеканки. Торговые маиниские монеты имели хождение до Баоры в Ираке, юга Сирии, восточного берега Средиземного моря и города Газа.

. Шестой раздел четвертой главы рассказывает о монетах Ка-табана (1У-Ш вв. до н.э.) Золотые монеты Катабана были обнаружены в столице Тимна и в городе Хариб. Катабан сыграл важную роль на юге Аравийского полуострова как один из- крупнейших производственных и торговых центров.

Седьмой раздел посвящен монетам Хадрамаута (1У-П вв до н.э.) Монеты, найденные в Хадрамауте, чеканка которых относится к 1У-П вв до н.э., говорят о том, что вначале йеменцы пользовались греческими и римскими монетами и лишь с возрастанием потребности в использовании внутренних йеменских портов начинают чеканить свои монеты. Найдены йеменские монеты с написанием имени жадрамаутского паря Хай Ила, относящиеся к Ш-П вв до н.э. Найдены также и другие монеты с изображениями богов, различных символов, священных животных.

В восьмом разделе исследуются изображения на монетах Химья-ритского царства (115-300 гг н.э.). Мелкие монеты Йемена отио,. сятся к эпохе именно этого государства. .Эти монеты были первыми арабскими чеканными монетами, которые по форме и почерку химья-

1Тского письма относятся к южно-арабской цивилизации. Некото-. íв монета несут на себе знаки и символы, имеющие связь с ре-. шгей южных арабов доисламского периода. Мелкие монеты южных эабов оказали влияние на монеты центра Аравийского полуостро--1 в период до и'после ислат. Это подтверждает монеты "карья". гарейшими арабскими монетами, дошедшими до нас из Йемена, были онеты последнего государства Саба и первого государства химьяри-ов. . .

Девятый раздел посвящен способу чеканки монет; Прежде всего пределялся характер металла, затем з нем делались углубления, ак в камнях для печатей. Заготовка крепилась на наковальне. Стг I ок золота, серебра или какого-либо другого металла резался на уски требуемого веса. Обычно они имели круглую или чечевичную орму с выпуклыми сторонами. После этого кусок помещался в темпель с помощью молота. Так получали рисунки на обеих сторо-ах монет.

Первые опыты чеканки монет были не в греческих странах, в долине Тигра, Ефрата, Нила и других рек. Затем чеканка мо-еты была перенесена на остров Крит.

В Заключении диссертации п°?водятся итоги исследова-:ия, делается ряд выводов и обобщений на основании проведенной 1аботы. В результате исследования для каждого периода были ¡ыявлены памятники, наиболее полно характеризующие художест-зеннне особенности эпохи. На протяжении всей многотысячелетней ютории искусств Йемена с древне-арамейского периода, можно гроследить развитие орнаментики, методов изображения богов, шдей, животных. На каждом историческом этапе произведение искусства отвечало стилю и эстетическим взглядам своего времени.

Произведения искусства йеменских мастеров, хранящиеся в лузеях Европы и Йемена, убедительно доказывают высокий уровень ластерства, чувство формы в работе над скульптурой, знание при-эмов и правил при создании сложных рельефов. Часто оставаясь зеизвестним, художник выполнил уникальные по красоте и эстетическому воздействию шедевры. Лишь немногие мастера Древнего Йемена высекали свои имена на глыбах фундаментов зданий, бронзовых статуэтках.

Несмотря на увеличение круга лиц и организаций, заниш{ щихся историей искусства Йемена, до сегодняшнего дня не существует четкой систематизации исторических данных, каталои зации археологических находок, на основе которых можно было бы раскрыть подлинную историю развития искусства Древнего Йемена, определить его место среди древних цивилизаций. •

Памятники искусства, обнаруженные в городах Древнего Йёмена, играют сегодня значительную роль в области искусств« истории. Так через произведет*.; искусства возможно углубить познания в области взаимоотношений шшх арабов с другими цивилизациями.

Подписано к печати 24.03.92 г. Тирак 150, зак. 303 Типография МЮ РФ.