автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Исторические альманахи 1980-1990-х годов в системе историко-культурного познания

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гуськов, Валерий Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Исторические альманахи 1980-1990-х годов в системе историко-культурного познания'

Текст диссертации на тему "Исторические альманахи 1980-1990-х годов в системе историко-культурного познания"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Гуськов Валерий Александрович

Исторические альманахи 1980-1990-х годов в системе Историко-культурного познания. Состав и проблематика публикаций. Эдиционная техника.

07.00.09. историография, источниковедение, методы исторического исследования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

исторических наук

Научный руководитель д.и.н.профессор А.Д. Степанский

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...........................................................................................3

Глава 1. Документальные публикации исторических

альманахов по истории России/СССР (конец XIX -середина XX вв.).....................................................20

1.1. История России конца XIX - начала XX вв.

в документальных публикациях.................................21

1.2. Документальные публикации по истории советского

общества (1917-1960-е годы).......................................31

Примечания...........................................................65

Глава 2. Документальная источниковая база по истории

культуры: классификация, состав и содержание........71

2.1. Документальные публикации исторических альманахов по истории литературы................................................ 71

2.1.1. Источники по истории литературы конца XIX - начала

XX вв..................................................................72

2.1.2. Русская литература в изгнании: состав и содержание документальных публикаций.................................85

2.1.3. Документальные публикации по истории отечественной литературы. 1917-1960 годы...............................95

2.2. Документальные публикации по истории отечественного искусства (конец XIX - XX вв.)..........111

2.3. История науки и образования

в документальных публикациях...............................116

Примечания.......................................................135

Глава 3. Эдиционная техника.............................................144

Примечания.........................................................193

Заключение ..........................................................................198

Библиография ..........................................................................204

Приложение ..........................................................................216

Введение

Актуальность темы. Одним из главных процессов, протекавших в социокультурной сфере российского общества в 1980-1990-е годы, стали коренные изменения в историческом сознании - прежде всего в отношении истории XX века. В официальной советской идеологии прошлое подвергалось усиленной (порой тотальной) мифологизации (путем замалчивания одних сторон действительности, искажения других и выдумывания третьих). Поэтому борьба за демифологизацию истории сыграла важнейшую роль в общем комплексе кардинальных перемен, происшедших (и происходящих) в духовной жизни российского общества.

Необходимым условием переоценки исторических ценностей стало «открытие архивов» или (по терминологии некоторых авторов) «архивная революция». А одним из важнейших аспектов открытия архивов стала публикация ранее закрытых документов. Здесь - по аналогии - вполне уместен термин «археографическая революция». Начиная с середины 90-х происходит расширение масштабов издания исторических источников, принявшее в последние годы лавинообразный характер, активизировался и процесс осмысления введения в научный оборот архивных документов. Это наглядно продемонстрировали прошедшие в последние два года крупные научные конференции: международная научная конференция «Историки и архивисты: сотрудничество в сохранении и познании прошлого в интересах настоящего и будущего» (27-28 ноября 1997 г.)3 и Всероссийские научно-практические конференции «Архивы России на службе личности, общества и государства» (27-29 октября

1998 г.), «Проблемы публикации документов по истории России XX века» (1-2 июня

1999 г.). Говоря о сотрудничестве историков и архивистов руководитель Федеральной архивной службы России член-корреспондент РАН В.П. Козлов заметил, что «эффективность такого сотрудничества во многом определяет научный уровень документальных публикаций, а нередко является и единственной гарантией положительного

результата»4 Между тем богатый опыт публикационной практики, исследования теоретических и эдиционных вопросов издания исторических источников в 80-90-е годы по-прежнему не обобщены и не подвергнуты всестороннему анализу. Пожалуй можно назвать лишь одну статью - В.А. Козлова и O.K. Локтевой, охарактеризовавших проблемы издания архивных источников в 1991-1996 годы в целом.5.

Данная диссертация является по существу первой попыткой монографического исследования истории археографической деятельности в России и за рубежом в 1980-1990-е годы - на примере одного из направлений этой деятельности. Впервые осуществлено и рассмотрение исторических альманахов как формы археографического издания. (До сих пор в археографической литературе говорилось лишь о книжной и журнальной формах).6 Между тем соответствующие альманахи появились в нашей стране еще в конце XVIII века. Сам тип этого издания, определяемый как «непериодический или продолжающийся сборник произведений и отрывков из них разных авторов одного или различных родов и жанров, публикуемых, как правило, впервые»7, получил широкое распространение в XVI-XVH веках. Помимо литературных были и узкоспециальные альманахи, например, исторические. В России первым по времени был альманах «Российский Парнас», издававшийся в Петербурге

о

М.М. Херасковым. С 1840-х годов альманахи обычно называют сборниками. Широко известны, например, исторические альманахи «Полярная звезда» (1855-1862) А.И. Герцена и Н.П. Огарева. В СССР исторические альманахи перестали практически издаваться.

Новое рождение исторических (по существу археографических) альманахов в конце XX века стало само по себе знаковым событием, заслуживающим специального внимания историков отечественной археографии.

Объектом исследования являются три альманаха, представляющие три сектора археографической деятельности: частный («Минувшее), общественный («Звенья») и государственный («Неизвестная Россия. XX век»),

В 1976-1982 гг. в Москве и Ленинграде А.Ю. Даниэль, М.Я. Гефтер, Л.И. Богораз и

другие начали выпуск в Самиздате исторических сборников «Память», близких по типологии к историческому альманаху, которые печатались затем в Нью-Йорке и Париже (1978-1982). В нем широко публиковались мемуары и другие источники по истории СССР, главным образом по истории политических репрессий и диссидентского движения. Трагическая судьба шестого тома «Памяти», фактически запрещенного Ленинградским КГБ (продолжение его издания грозило увеличением лагерного срока его редактору А. Б. Рогинскому, находившемуся в заключении именно за работу над «Памятью», а над остальными участниками нависла та же угроза), натолкнула русского эмигранта и французского подданного, журналиста и издателя В. Аллоя на идею использовать уже готовый материал тома для выпуска принципиально нового типа книги - исторического альманаха. Благодаря помощи известного американского ученого Ричарда Пайпса, президента американского «Национального фонда демократии» («National Edowment for Democracy»), Карла Гершмана и В. Буковского в декабре 1986 г. вышел в свет первый том нового исторического альманаха «Минувшее».10 Главный редактор В. Аллой фактически с небольшим коллективом помощников с 1986 по 1999 годы сделал в области издания исторических источников по отечественной истории XX века больше, чем любой научный институт Российской академии наук, не говоря уже о федеральных архивах.

«Альманах Минувшее, - подчеркивал В. Аллой, - определяет себя как исторический. Он появляется в то время, когда интерес к отечественному прошлому стал повсеместным, а поиски исторической правды ощущаются не только делом профессионалов, но задачей всего общества. Едва ли не самый плодотворный путь в этих поисках - обращение к источникам: свидетельствам очевидцев, документам эпохи, дневникам, мемуарам, письмам - всему тому, что несет непосредственный отпечаток времени, оживляет его атмосферу, возвращает из небытия исчезнувшие имена, события, факты... Собирание... материалов, обработку и регулярную публикацию их, введение в научный и общественный оборот, - мы полагаем начальным условием для воссоздания истории, для ее осмысления и расчистки от любых

мифологических наслоений».11

В. Аллой заявил, что «Минувшее» - это попытка продолжить лучшие традиции «Памяти» «на тех же принципах, но на более широкой основе и в иных, западных, условиях. Альманах не ограничивает себя лишь пореволюционным периодом русской истории и событиями внутри страны. В равной степени интересуют нас связи России с другими странами, участие и вклад соотечественников в западную науку, жизнь русских поселений, история отдельных семей и эмигрантских организаций, судьба русской культуры за рубежом... Но ведущей темой остается, безусловно, новейшая история страны. Наших авторов, - отмечается в программном заявлении, - мы не хотим связывать определенными тенденциями в выборе предмета исследования или в освещении событий. Для альманаха важен лишь принцип документированности и точности в обращении с фактами. В этом мы видим залог воссоздания подлинной картины жизни в России, в СССР, в эмиграции».12

Успешный старт «Минувшего» во многом объясняется как тем, что его создавал человек, уже выпускавший сборники «Память», в частности, 2, 3 и 4 тома вышли в издательстве «ИМКА-Пресс», где В. Аллой тогда директорствовал, так и потому, что он создал на средства «Национального фонда демократии» собственное издательство «АШепеит», а затем и издательство «Феникс» (в 1989 г. он перевел его в Москву, а затем в Питер, в 1999 г. его деятельность прекращена, а сам он вернулся в Париж). В 1996 г. деятельность издательства «Феникс» была отмечена премией «Северная Пальмира».

Со второго тома создается редакционная коллегия, куда вошли известные американские, европейские и израильские слависты - Р. Пайпс, М. Раев, Д. Мальмстад, Ж. Бонамур, Э. Гарэтто, Д. Сегал, а также А. Добкин, Н. Богомолов, А. Смелянский.

С 1991 г. (11-й том) «Минувшее» выходило не только в Париже, но и в Москве, где его первые десять томов репринтно воспроизвело издательство «Феникс». Одиннадцатый том «Минувшего» посвящен создателям и авторам «Памяти», важной его особенностью стало предание гласности имен российских исследователей, готовивших для «Минувшего» (т. 1-

10) документальные публикации и выступавших в силу тогдашних условий в СССР под псевдонимами.

Начиная «Минувшее», В. Аллой наметил программу-минимум - 15 томов (число выпусков послевоенного эмигрантского журнала «Мосты») и программу-максимум - 22 тома (столько выпустил в Берлине И.В. Гессен томов «Архива русской революции»), В 1998 г. вышел 24-й том «Минувшего», а в начале 1999 г. - последний - 25-й. Прекращение его издания В. Аллой объяснил исчезновением объекта исследования - «многовековой Российской империи», что «полагает естественную границу» деятельности в России издательства «Феникс».13 Последний том задумывался им как сборник мемуаров тех, кто имел непосредственное отношение к «Памяти», «Минувшему», «Звеньям» и как справочный том. Но, как отмечает В. Аллой, не нашлось мемуаристов, одни не дожили - Ф.Ф. Перченок, А.И. Добкин (его памяти посвящен 24-й том), другие «не собрались написать собственные воспоминания».14 В результате последний том «Минувшего» стал уникальным путеводителем по всем предыдущим томам альманаха, в котором представлен аннотированный указатель опубликованных материалов (на русском и английском языках), предметный указатель и сквозной указатель имен.15

Каждый том «Минувшего» открывало какое-либо крупное жанровое произведение. Это были, как правило, мемуары. А затем, исходя из тематической направленности, печатались исторические источники либо по истории культуры в целом, философии, либо, следуя типологии издания, - источники по различным аспектам, но объединенные стержневой темой, например, «Власть и культура» «Власть и церковь» и т.д. С начала 90-х «Минувшее» все больше становится подлинно научным историческим альманахом и крупным культурным явлением.

Разноцветные парижские выпуски альманаха «Минувшее» вызвали широкий резонанс в советской исторической науке и археографии. Примечательно, что всего через полгода после начала издания «Минувшего» - 21 июня 1987 г. - ректор Московского государственного

историко-архивного института профессор Ю.Н. Афанасьев пишет записку члену политбюро ЦК КПСС, секретарю ЦК КПСС, главному архитектору «перестройки» А.Н. Яковлеву, в которой ставит вопрос о коренном улучшении публикации документов по истории СССР16, которая во многом созвучна заявлению главного редактора «Минувшего» В. Аллоя. Ю.Н. Афанасьев, подчеркивая «неблагополучия в современной археографической практике», наметил и программу издания исторических источников, остающуюся актуальной и сегодня. При этом он, ссылаясь на зарубежную практику, особенно в странах Западной Европы, подчеркнул, что «публикация исторических документов давно уже стала важнейшим

17

мерилом общекультурного уровня.

В конце 1980-х активно заявило о себе Всесоюзное историко-просветительское общество

«Мемориал», которое откликнулось на призыв В. Аллоя создать параллельные с

18

«Минувшим» исторические издания. В 1989 г. Научно-исследовательский и просветительский центр «Мемориал» подготовил к изданию исторический альманах «Звенья», главной целью которого было преодоление «тотального отчуждения от собственного прошлого, которое в течение десятилетий навязывалось общественному сознанию».19 Решать эту задачу редакторы-составители А.И. Добкин и А.Б. Рогинский (активные авторы «Памяти» и «Минувшего») задумали путем публикации архивных документов, раскрывающих судьбы народа, судьбы рядовых граждан. В то же время они заявляли, что готовят таким образом «материалы к суду истории».20

Первый том «Звеньев» (1991 г.) посвящен в основном истории репрессивной политики большевистского режима, а основная тема второго тома (1992 г.) - интеллигенция и революция.

Издание «Звеньев» взяли на себя издательства «Феникс» и «АШепеит» В. Аллоя и «Прогресс». Тираж первого тома составил 50 тыс. экземпляров, второго - 8 тысяч. Но вскоре этот альманах, создававшийся в условиях информационного вакуума и острой политической борьбы, по свидетельству Н. Петрова, одного из активных членов общества «Мемориал»,

был «заброшен» своими составителями, которые переключились на практические действия в

области архивной политики, став экспертами Верховного Совета и членами различных 21

комиссий. Но его авторы сумели в двух томах «Звеньев» дать уникальный материал,

который впервые стал достоянием широкого круга читателей..

«Альманашный» бум начала 1990-х подхватило Московское городское объединение

архивов («Мосгорархив»), начавшее выпуск исторического альманаха «Неизвестная Россия.

XX век», редакцию которого возглавил видный ученый В.А. Козлов, чьи книги и

новаторские публикации конца 1980-х - начала 1990-х, в содружестве с Г. А. Бордюговым,

вызвали неподдельный интерес специалистов и всех, кто интересуется отечественной 22

историей. В редакцию вошли видные ученые В.А. Козлов, Г.А Бордюгов, С.А. Вакунов, И.С. Давидян, С.М. Завьялов, Н.В. Тепцов. Издание этого альманаха является результатом совместной работы «Мосгорархива» с Отделением истории Российской академии наук. Он был включен экспертной комиссией Министерства информации и печати в Федеральную программу книгоиздания на 1993-1995 годы.23 В обращении «К читателю» В.А. Козлов заявил, что «это издание для тех, кто устал от «злобы дня», от разжеванных истин и растиражированных на всю страну откровений, для тех, кто ничему не верит на слово и всей исторической публицистике, вместе взятой, предпочитает Документ».24 Автор подчеркнул, что пафос издаваемого альманаха - «демонстративная аполитичность». В 1992-1994 гг. вышло 4 тома «Неизвестной России». Прекращение издания этого альманаха связано с преодолением кризиса в публикаторской практике и с возвращением к научному изданию археографических публикаций. В.А. Козлов считал, что «чистые» документальные альманахи не дают достаточно возможностей для профессионального самовыражения и уже

25

не привлекают широкого читателя». Однако выходивший до настоящего времени исторический альманах «Минувшее» опровергает это суждение. Да и издающийся в Петербурге биографический альманах «Лица», отчасти подтверждает необходимость выпуска таких книг.

Исторические альманахи внесли весомый вклад в публикацию исторических источников, разработку проблем отечественной истории, и среди обилия различного рода археографических изданий выделяются новаторским подходом в освещении пионерских тем и высоким уровнем текстологии и научно-справочного аппарата.

Сейчас, на пороге XXI века мы уже можем и должны обобщить и осмыслить опыт совершившегося коренного поворота в судьбах отечественной археографии. В повороте