автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Исторические этапы и проблемы развития марксистской философии в Кыргызстане

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Какеев, Аскар Чукутаевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Исторические этапы и проблемы развития марксистской философии в Кыргызстане'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Исторические этапы и проблемы развития марксистской философии в Кыргызстане"

] 3 ^ 1-

АКАДЕМИЯ НАУК КАЗАХСКОЙ ССР ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

КАКЕЕВ АСКАР ЧУКУТАЕВИЧ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАРКСИСТКОЙ ФИЛОСОФИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Специальность 09.00.03-исгория философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук

Алма-Ата 1991

"'/У / \

Работа выполнена в отделе проблем духовной культуры Института философии и права АН Республики Кыргызстан.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук В ЛУСТАШАКОВ

доктор философских наук, профессор Р.А.АЧЫ310ВА

доктор философских наук, профессор 3. А.МУКА [ЛЕВ

Ведущая организация: Киргизский государственный университет им.50-летия СССР, кафедра философии.

Защита состоится " " 1991 г.

на заседании специализированного совета Д 008.05.02 по заци те докторских диссертаций по философским наукам при Институ те философии и права АН Казахской ССР по адресу: 480021, г.Алма-Ата, ул.Курмангазы,29.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научно библиотеке АН Казахской ССР (г.Алма-Ата, ул.Шевченко,23).

Автореферат разослан ¿АМЬЛ*-^£/1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат философских наук

М.С.Сабитов

к ¡1

¡-•«г» Общая характеристика работы

Г .^''Актуальность исследования. Процесс коренной перестройки, роисходящий в стране, обнажив многочисленные экономический, по-итические, идеологические, философские проблемы, со всей чевидностью поставил вопрос о необходимости переосмысления ис-орического опыта, поскольку истоки многих из них лежат в прош-ом. В Программном заявлении ХХУШ съезда КПСС "К гуманному, емократическому социализму" отмечается, что "Съезд считает: лубинные истоки кризиса не в ущербности самой идеи социа-изма, а в тех деформациях, которым она подверглась в прош-ом"1.

В настоящее время в центре и республиках развернулась боль-ая работа по осуществлению глубокого анализа как исторического рошлого, так и назревших проблем, определению путей их решения, артийные документы, принятые в последнее время, не только' откры-ают широкие возможности для восстановления ленинских принципов сследования общественных явлений, но и способствуют ломке уста-евших взглядов, считавшихся последним словом теоретической мыс-и.Принципиальное значение имеют постановления ЦК КПСС "Об отме-е постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года "О журналах Звезда" и "Ленинград"^, "Об отмене, правовых актов, связанных о вековечением памяти А.А.Жданова"? "Об издании серии "Из истории течественной философской мысли"'*, решения комиссии Политбюро ЦК ЛСС, созданной в соответствии с постановлением октябрьского 1987 г.) Пленума ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов»

1

К гуманному, демократическому социализму: Программное заявление НУШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1990. -С.4.

2

Правда. - 1900. - 22 опт.

3

Правда - 1909. - 19 шт.

Правда - 1988. - 14 uwi.

связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х годов и другие.

Значение указанных документов заключается не только в том что они восстанавливают историческую справедливость в отношении деятелей науки и культуры, видных партийных и государственных ра> ботников, незаслуженно репресси рованных, но и в том, что открывают путь к восстановлению , научных принципов рассмотрения обще' ственных явлений, утвервдениго исторической правды на основе всестороннего анализа полных фактов, преодолению догматического спо' соба мышления.

Очищающая сила этих документов заключается также в том, что они способствуют преодолению широко распространенных в прошлом некритических, обывательских, догматических представлений в отношении так называемых "нормативных документов", считавшихся содерЖ) щими только окончательную истину в последней инстанции.

Под мощным воздействием идей перестройки в Кыргызстане как ^ отъемлемой составной части страны Советов идет процесс обновлена духовной жизни, крутой ломки устаревших стереотипов мышления, при одолеваются негативные последствия культа личности, административно-командных методов руководства во всех сферах общественной жизни.

В решениях ХУ111, XIX съездов Компартии Киргизии,ряда ее пленумов осуществлен всесторонний анализ состояния дел, вскрыты крупные недостатки, ошибки, имевшиеся в прошлом. В последние года ЦК Компартии Киргизии принял ряд важных постановлений, направленных на преодоление ошибок, допущенных в области науки и культуры Важное значение имеют постановления: "О творческом наследии Мол-до Кылыча (Шамырканова) и Касыма Тыныстанова"*, "О реабилитации в партийном отношении Абдрахманова Юсупа, бывшего председателя Совнаркома Киргизской АССР'^, "О дальнейшем развитии национально-русского двуязычия, улучшении изучения И преподавания киргизскоп русского и других языков народов СССР в республике, принятие Вер ховным Советом республики закона "О государственном языке Киргизской ССР" и другие.

В утверждении вдей перестройки, нового мышления в общественном сознании республики, в преодолении отживших идей и представл<

1 Советская Киргизия, 1988. 4 янв.

2 Советская Киргизия, 1988, 4 янв.

шй, сложившихся ь прошлые годы, определенную роль сыграли ин-¡тупления в печати философов, историков и писателей^.

Вместе с тем следует отметить, что в отдельных публикациях [опускаются необоснованные суждения, подвергающие сомнению вер-юсть тех или иных теоретических положений, давно подтвервденных [сторической практикой.

Несомненно, что актуальность изучения проблем путей станов-[ения и развития философской мысли в Кыргызстане диктуется самой ;огикой развития историко-^млософской науки, находящейся на пути озрождення и обновления.

Степень разнообразности проблемы. Советскими исследователями роделана значительная работа по обобщению истории мирового фило-офского процесса, истории' развития марксистской филосо-ии в СССР, в том числе по истории философской и общественно-олитической мысли в советских республиках.

В изучение общих закономерностей мирового философского провеса, в разработку основных этапов и проблем развития историко-илософской науки в СССР значительный вклад внесли советские ченые Л.М.Архангельский, Б.В.Богданов, М.Н.Грецкий, В.Е.Евгра-ов, М.Т.Иовчук, Л.А.Коган, В.Н. Колосков, В.П.Копнин, А.Д.Ко-ичев, В.А.Лекторский, В.А.Малинин, Ш.Ф.Мамедов, С.Ф.Одуев, .И.Ойзерман, А.Ш.Окулов, В.Ф.Пустарнаков, З.Б.Смирнова, А.Д.Су-эв, Н.Ф.Уткина, П.Н.Федосеев, Б.А.Чагин, Э.Г.Юдии, Б.Д.Яковлев

•др.

В исследование проблем развития философской, общественно-по-» лтической мысли народов Средней Азии и Казахстана существенный клад внесли Ж.М.Абдильдин, К.А.Абишев, Г.Г.Акмамбегов, А.Г.Ашу-эв, К.Б.Бейсембиев, А.М.Богоутдинов, М.С.Бурабаев, М.Д.Динор* эев, О.Д.Дкунабаев, А.Х.Касшжанов, Н.К.Кулиев, З.А.Мукашев, .Н.Муминов, А.Н.Нысанбаев, М.С.Орынбеков, О.А.Сегизбаев, А.Т. ,грсунов, М.Н.Хайруллаев, Т.Х.Хыдыров, Г.О.Чарыев и др.

Проблемам развития философской и общественно-политической дели в Кыргызстане посвящены работы А.А.Алтмышбаева, Б.Аманалие-i, А.Аиарбаева,М.С.Дкунусова,А.И.Наршбаева,С.Ыбыкеева и др. Вые-

См.: Брудннй A.A. Новое мышление. г-Фрунзе, Кыргызстан, 1988; Табышалиев С. История далекая и близкая* Советская Киргизия, 1988, 26 июня; Шерстобитов B.I1. Клич к пониманию действительности. Советская Киргизия, 1989, 12 января: Байдаиев М. Многомерность перестройки. Советская Киргизия, 1989, 8 февраля.

е-га с тем не следует упускать из виду того, что историко-философская наука, как и другие отрасли общеотвоведения, не была свободна от отрицательного влияния догматического мышления, характерного для периода культа личности, застойного времени, Указанные не; стнгки можно отнести и к ранним работам актора.

' Ценность многих работ, выполненных в прошлом, заключается в той, что в них содержатся, научно выверенные выводы и положения, выдержавшие проверку временем, а также громадный фактический мате риал, неподвластный воздействию внешних влияний, имеющие непреходящее значение. Многие труды сами со временем стали необходимым источником для изучения состояния философской, общественной мысл] Того или иного периода развития советского общества.

Что касается работ, посвященных проблемам развития философ-окой мысли в Кыргызстануто следует отметить, что в них, наряду с научно-обоснованными выводами, положениями, имеются противоречив: односторонние утверждения, устаревшие взгляды, в частности в оце: ко творчества отдельных деятелей культуры. Ряд проблем представлен лишь в порядке постановки, практически не осуществлен целост НЫЙ и специальный анализ истории философской, общественной мысли киргизского народа. Не уделяется дошлого внимания проблемам раз вития философской мысли в Кыргызстан в послеоктябрьский период.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости проведения сп циальньк исследований по новому осмыслению многих проблем истори философской и общественной мысли кыргызского народа, особенно по слеоктябрьокого периода, в свете идей перестройки, нового мышления

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей работы соогоиз в раскрытии особенностей становления;развития философсш иьоди в Кыргызстане после Октябри, анализе основных проблей, ра: рабагываоиих философами республики, освещении главных направлений, перспектив ее развития. Эта цель выдвигает ряд конкретных вадач, среди которых необходимо выделить следующие:

- раскрыть специфические особенности дореволюционной общее венно-философекоЯ мысли, проникновения социалистических идеи V Кыргызстане.

- рассмотреть закономерности распространения и утверждения социалистической идеологии ( после Октябри;

- раскрыть взаимодействие устной и письменной культур как

ювы формирования нового миропонимания, философской культуры;

- показать современное состояние развития философской науки з республике, проанализировать основную проблематику философских «¡следований, осветить тенденцию ее развития;

- показать, что развитие философской мысли киргизского наро-;а является важным признаком ускоренного роста его культуры.

Научная новизна диссертации заключается:

- в выявлении характерных недостатков, допускавшихся в пери->д культа личности, в застойные времена, при рассмотрении проблем фольклора, творчества народных акынов, выражавшихся в прямолиней-юсти, односторонности, в догматическом преувеличении значения :лассовых моментов в ущерб общечеловеческим, а также в стремлении юсколько возвысить, подтянуть значение фольклора,творчества отельных народных акынов, допуская модернистские толкования;

- в раскрытии сущности такого уникального процесса, как вза-:модействие устной и письменной культур и их характерных черт,со-тавляющих основу механизма распространения различных идей, в том иоле философских;

- 9 раскрытии отрицательных последствий утверждения автори-арно-бюрократической системы в 30-е годи, в результате чего вме-то диалектики стали господствовать метафизика, эклектика, а вме-то материализма - вульгарно-механические представления, невидан-ый размах получают репрессии, приведшие к отторжению многих пред-тавителей советской общественно-философской мысли от научно-куль-урной деятельности;

- в показе тенденциозности вульгарно-социологических методов( тремившихся односторонне вогнать в "прокрустово лоясе" жесткой цеологизированной схемы тех или иных представителей общественно-илософской мысли, отдельных эпических произведений, в частности noca "Mame";

■- в осуществлении анализа текстов прошений представителей лргызского народа о принятии в подданство России, единичных книг, эданных до революции, ранее вообще не рассматривавшихся как ис-эчник для изучения общественно-философской мысли;

- в ведении в научный оборот новых материалов, касающихся 1эни и деятельности отдельных представителей, как дореволюционно, так и послереволюционного периодов общественно-политической философской мысли в Кыргызстане .ранее находившихся в спецхранах;

- в показе основных проблем и перспектив развития философ-окой науки в республике и др.

Методология и источники исследования. 1%бота базируется на фундаментальных положениях материалистической диалектики и материалистического понимания истории. В качестве основного метода Исследования взяты категориально-проблемный и конкретно-исторические методы.

Важным источником диссертации являются труды советских ученых, посвященные истории философии в СССР, становлению и развитию . материалистической философии в советских республиках, исследованию проблем 1 материалистической философии во многих стре нах мира. Кроме того в работе широко использованы труды, посвящеь Ные тем или иным проблемам, разрабатываемым исследователякиреспуС лики.

Исключительное значение для выполнения настоящей работы имели решения ХХУШ съезда КПСС, XIX Всесоюзной партконференции, съездов народных депутатов СССР, а также решения ХУШ, XIX съездоЕ Компартии Киргизии, сессий Верховного Совета Республики Кыргызста:

Диссертация написана на основе изучения фондов Партархива Института истории партии при ЦК Компартии Киргизии, Центральных архивов Киргисской и Узбекской ССР, материалов и документов рукописного фонда Отделения общественных наук АН Язсцубликп Кыдыэстен.Ос Новными источниками для диссертации явились дореволюционные письменные памятники, рукописные трактаты, дневники, монографии, книги,статьи, диссертации, авторефераты, философов, деятелей культу( республики. Кроме того в качестве непосредственных источников работы широко использованы данные периодической печати на кыргызскс и русском языках, хранящихся в Государственной библиотеке им.В.И. Ленина в г.Москве, в республиканской библиотеке им.В.И.Ленина.

Практическое значение исследования. Основные выводы и практу Ческие рекомендации диссертации могут быть использованы:

- в процессе дальнейшего изучения проблем развития философской мысли в Кыргызстане, а также вопросов истории марксистской философии в советских социалистических республиках;

- в определении наиболее перспективных направлений развития философской науки в республике; в совершенствовании проблем координации научных исследований; 5

- в утверждении объективных оценок в отношении тех или иных

(еятелей национальной культуры, устранению "белых пятен" в исто-ши национальной культуры;

- в усилении работы по формированию высокой философской ;ультуры у трудящихся;

- утверждении диалектико-материалистических воззрений, путем |реодоления метафизических, эклектических, догматических, вуль-'арно-механических представлений, широко бытовавших в период гульта личности, в застойные годы;

- в процессе чтения лекций, проведения спецкурсов, спецсеми-< гаров, посвященных проблемам философской мысли народов СССР, в 'ом числе вопросам развития философской, общественной мысли, шериалистической философской науки в Кыргызстана.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доло-сены на спецсеминаре по истории философии и на заседании кафедры философии ИПК при МГУ им.М.В.Ломоносова, где были утверждены ее 'ема и план-проспект (1996 г.). Результаты исследования доклады-шлись на республиканских и Всесоюзных научных конференциях в '.Фрунзе "Ленинизм и опыт строительства социализма в республиках ¡оветского Востока" (1969 г.); "Торжество идей Великого Октября I Киргизии" (1979 г.); на заседаниях круглых столов "Перестройка I философские науки: проблемы и перспективы" (Коммунист Киргиэ-:тана, 1988, 10); "Исследование философских понятий киргизского [арода прошлых эпох" (Ала-Тоо, 1989, 7); "Ленинизм - двигатель (ерестройки" (Советская Киргизия, 1990, I апреля), а также на за-¡едании Президиума АН Киргизской ССР 3 апреля 1990 года, где бы-[и одобрены основные положения научного доклада "Об основных ас-[ектах изучения истории общественной мысли в Киргизии".

По теме диссертации опубликованы разделы трех коллективных юнографий, выпущенных в центральных и республиканских издатель-;твах (История философии в СССР, том 5, книга первая. Изд-во "Нач 'ка", М., 1985; том 5, книга вторая, изд-во "Наука, М., 1988, Поэтическая культура социализма, изд-во "Илим", Фрунзе, 1984), мо-юграфия и четыре брошюры общим объемом 18 п.л. Отдельные положе-1ия диссертации использованы при подготовке ряда решений ЦК Ком-[артии Киргизии по проблемам культурного наследия кыргызского на— юда, национально-русского двуязычия. В течение ряда лет диссер-•ант выступал с докладами и научными сообщениями по проблемам,от-юсящимся к предмету исследования, на теоретическом семинаре пре-

подавателей кафедр общественных наук вузов г.Фрунзи при ЦК Компартии Киргизии, методологическом семинаре Института философии и права Ail Республики Кыргызстан.

Диссертационная работа обсуждалась и одобрена в 1989 году на объединенном заседании Отделов проблем духовной культуры, коми-плексного исследования человека, интернационализма и национальных отношений, кафедры философии Института философии и прана АН R-'Спубли Кыргызстан, кафедры марксизма-ленинизма Кыргызского сельскохозяйственного института им.К.И.Скрябина.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень ее разработанности, определяются цзль и задачи исследования, его методология и источниковедческая база, а также отмечаются научная новизна и практическое значение работы.

В первой главе "Гйзвитие общественной мысли в Кыргызстане до Великой Октябрьской социалистической революции" раскрываются особенности дореволюционной общественно-философской мысли кыргызского народа как отражения господствовавших патриархально-феодальных отношений, показываются социально-экономические и духовные предпо сылки проникновения социалистических идей.

Первый параграф посвящен анализу .характерных черт дореволюционной общественной мысли, развивающейся как составная часть единого литературно-художественного процесса с четко выраженными двойственностью, "разорванностью", порожденными классовым характером старого общества.

Исходя из принципа "фокусирующих" проблем, выдвинутых B.C. Горским и А.Ф.Смирновым^, предпринята попытка рассмотреть новые аспекты развития общественно-философской мысли в Кыргызстане. В част ности обосновывается тезис о том, что, начиная с середины XIX века "фокусирующей" проблемой общественной мысли кыргызского народа был главный вопрос о его исторических судьбах, о путях дальнейшего развития кыргызского общества, приобретших особую значимость в связи с изменившимися общественно-политическими }«ловиями. Вопрос

* См.: Марксистско-ленинская мысль в СССР: исторический путь и проблемы его исследования.- Киев: Наукова думка, 1970. - С.238.

тавился тан: идти дальше вместе с РЬссией или сохранить старый бщественный порядок. В выборе путей дальнейшего развития кнргцэ-кого общества отчетливо проявляются два подхода: народно-демо-ратический, отстаивавший идеи приобщения (Цшзсгана к передовой кономике и культуре ГЪссии и консервативный, ратовавший за со-ранение патриархально-феодальных порядков. Вхождение Кыргызстана, в остав 1Ъссии, несмотря на колонизаторскую политику самодержавия, ыло прогрессивным явлением по своим историческим последствиям.

В работе отмечается, что устойчивое господство патриархаль-о-феодальных отношений в дореволюционном гаргызском обществе бусловливало господство в духовной жизни кыргызов феодально-ре-игиозной идеологии. В работе показаны особенности распростране-ия ислама в Кыргызстене-поверхностный характер усвоения его уче-ия.

Одновременно раскрывается, что реалистические моменты в обще-гвенном сознании, обнаруживаются в виде стихийно-наивных взгля-эв, которые складываются в процессе трудовой деятельности. Об гом свидетельствуют наиболее древние жанры, сохранившиеся в кыр-азском фольклоре. Например, народная песня "Оп-майда", которая э многом созвучна с известной "Песенкой работника", относимой пиптологами к ХУ в. до н.э., пастушеские песни "Бекбекей", "Шы-ылдан", которые представляют собой отражение древнехозяйственных кладов.

В работе обосновывается тезис о том, что анализируя особен-зсти устной народной культуры, не следует забывать о ее постоян-: меняющемся и обновляющемся характере, как открытой системы, эставлягощей основу для контактов, диалога с другими культурами, чем убедительно свидетельствуют многочисленные факты проникнове-1Я идей, представлений, понятий культуры соседних народов в душный мир кыргызов, ставших органической частью их культуры.

Во втором параграфе раскрываются особенности проникновения эциалистических идей " в дореволюционном Кыргш сташЛ диссертации ¡основывается положение о том, что проникновение социалисгичис-IX идей в Кьргызсган было связано с деятельностью сопиал-дсмо-татических организаций, возникавших как боевые отряды ГЪосийской >циал-демократической рабочей партии.

Одним из свидетельств тесной взаимосвязи социал-демократичс-сих организаций Средней Азии и Казахстана является раепрострат-

- У -

Ние одних и те же произведений в различных городах Туркестана. Накануне первой русской революции в Кыршзэтан проникали такие про изведения, как "Манифест Коммунистической партии", "К критике по литической экономии", "Развитие социализма от утопии к науке" К.Маркса и Ф.Енгельса, "Письмо к товарищу о наших организационных задачах" В.И.Ленин и др. В городах Узбекистана, Казахстана, гызстана широкое распространение получили листовки, выпущенные Бакинским комитетом РСДРП, со статьей В.Либкнехта "Пауки и мухи" И др. В пропаганде марксистской литературы большую роль сыграли В.И.Лойцнер, М.Н.Филиппов, И.И.Пономарев, В.Особо, И.С.Свинухов и другие. За распространение прокламации "Пауки и мухи" в Пишпек в 1904 году под особый надзор полиции был взят И.И.Пономарев*.

В первый период идеи социал-деиократии- в Туркестане распространялись, в основном, среди русского населения. Представите ли коренных национальностей числились в этих организациях единицами.

Первыми распространителями были люди, сосланные за революци онную деятельность.Киргызстан как и весь Туркестан, представлял место для ссылки политически "неблагонадежных".

Благодаря деятельности первых социал-демократических оргаш ааций создаются необходимые предпосылки для восприятия идей Октября.

Во второй главе "Общественно-философская мысль в Кыргызста после Октября" раскрываются особенности развития общественно-фи-дософской мысли в первые годы Советской власти.

В первом параграфе распространение социалистических идей рассматривается как уникальный процесс встречи устной, народной культуры с письменной, книжной культурой, по типу "парадокса средневековой культуры"? удивительно точно схваченного Ч.Айтматовым^.

В работе подчеркивается, что устный характер культуры не Я£

Лачко А.Ф. Распространение идей марксизма-ленинизма з Киргизш до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Изве стия АН Кирг.ССР, серия общ.науки, т.Ш, вып.2, - врунзе, 1961, С.34.

Гуревнч А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Искусство, 1961. - С.13.

Айтматов Ч. Повести и рассказы.-Фрунзе: Кыргызстан, 1974. -С.Зсо.

чяется ее слабостью, а наоборот, в определенной степени ее сильной стороной, свидетельством ее жизнеспособности, заключающейся в постоянной готовности к восприятию идей, понятий, представлений письменной культуры. Поэтому не случайно в первые годы Советской власти устная пропаганда играла большую роль в распространении социалистических идей. Видимо, с потрясающей силой

устного, живого слова следует связывать эффективность воздействия ча людей современных митингов, различного рода собраний.

Кроме того, в работе отмечается, что В.И.Ленин, учитывая трудности в распространении коммунистических идей в реопубликах Советского Востока,особое внимание обращал на необходимость ис-тользования всех средств для политического просвещения трудящих-зя в условиях неразвитой системы письменности и неграмотности назеленил. Так, в 1919 году п{)и беседе с представителями казахского трода В.И.Ленин "высказал очень оригинальную идею: следовало бы зафиксировать на граммофонных пластинках целый ряд докладов и лек-дий на киргизском (казахском - А.К.) языке. Если нет достаточного толичества киргизских лекторов, прибегнуть к переводам с русского, приобрести возможно большее количество граммофонов и разослать их зместе с пластинками в степи. Тогда кочевники получат (хоть) ка-<ую-нибудь культурную пищу"*.

В 20-е годы с созданием национальной письменности разворачи-зается широкая печатная пропаганда социалистических .идей. На стра-шдах газет "йркин Too" (Свободные горы), "Пишпекский листок", 'Крестьянский путь", "Ленинчил жаш'\ "Комсомолец Киргизии", журна-та "Коммунист" публикуются многочисленные статьи, пропагандируйте марксистско-ленинскую теорию. В эти годы предпринимаются перше шаги по переводу отдельных произведений В.И.Ленина на кчргыэ-¡кий язык. Например, были изданы книги "В.И.Ленин о кооперации", 'Задачи союзов молодежи" и др. Марксистская литература, изданная ! 20-е годы сыграла определенную роль в духовном развитии народа»

Во втором параграфе раскрываются особенности становления но-ЮЙ понятийно-категориальной системы миропонимания, на основе пна-шза первых философски значимых статей, брошюр, не опубликованных эукописей трактатов, написанных представителями творческой интел-шгенции 20-х годов, в частности Б.Солтоноева, Т.Колдошова.твор-

' Лунин Б.Л. Ленин и народы Средней Азии. - Коммунист Узбекистана. - 1964. - № 9. - G.36

чество которых долгие годы оставалось в забвении, вплоть до их полной реабилитации.

Б.Солтоноев (1878-1938 гг.) был плодовитым автором. Им написано большое количество стихов и историческое повествование "История красных киргизов"*. В таких стихотворениях, как "Что такое история?", "Исторические деятели" Б.Солтоноев четко формулирует свои позиции об исторических явлениях. Он считал, что "никто не пишет историю из ничего, а сообщать ложные сведения - большое преступление". В своем главном труде "История красных киргизов" он предпринимает необычайно смелую попытку написать историю современных киргизов, начиная с древнейших времен. Материалы трактата свидетельствуют о достаточно широком знакомстве автора с.те еретическими и методологическими проблемами истории. Подтвервде-ние тому фрагменты, посвященные К.Марксу, Ф.Енгельсу, В.И.Ленину & также проблемам методологии. Для современного читателя большой интерес представляют фрагменты трактата, посвященные народным акынам, сказителям эпоса "Манас", сословно-классовой структуре д революционного общества, распространению в Кыргызстане ислама, вопр сам национальной письменности, обычаям, традициям, добровольному вхождению Киргизии в состав РЬссии и другие. Естественно, что в свете новейших достижений исторической науки в республике, многу положения трактата Б.Солтоноева, написанного в форме историческс Го повествования, нуждаются в уточнениях. Но, несмотря на это, трактат Б.Солтоноева должен занять достойное место в истории ку; туры, в том числе и в истории общественно-философской мысли республики .

Т.Жолдошев (1903-1937 гг.) - автор ряда работ по проблемам киргизской литературы и языка, имеющих прямое отношение к предмЕ Ту нашего интереса . В работе отмечается, что в своей статье "Xj дожественная литература и акыны" Т.Жолдошев впервые обращается К таким проблемам, как развитие национальной письменности, станс ление киргизской литературы, творчество К.Тыныстанова и другие, Приобретите особую остроту в наши дни. Касаясь ьопросоь развити! национальной письменности, Т.Колдошев справедливо отмечал, что

^ Рукош-.сниЛ фонд Отделения общественных наук АН Киргизской ССР

Инв. К- 10Й7.

Т. Жолдлшев. Kor.Ki'vy адабият пенен акыидарибыэ. - Эркин Too,

ациональная письменность возникла после победы Октября. Вместе тем, он считал, что не следует отбрасывать отдельные факты из-ания книг на кыргызском языке еще до революции, имея в виду тоги О.Сццыкова, Молдо Кылыча, И.Лрабаева. Анализируя произве-зния К.Тыныстанова, исследователь стремился показать особенно-ги его творчества во всей его противоречивости. Он считал, что рйтика должна прямо назвать "хорошие стихи поэта - хорошими, а тбые - слабыми" и не предавать его огню несправедливых обвине-1Й. Одновременно исследователь отмечал, что среди писателей, пиущих как К.Тыныстанов, можно отыскать лишь единицы, и поэтому шодым необходимо учиться у него поэтическому мастерству.

Справедливая оценка, данная Т.Шолдошевым творчеству К.Тыны-:анова была практически забыта в связи с политическими репрессии 30-х годов, когда поэт и исследователь его творчества попа-I в разряд неугодных - "врагов народа", пока не были реабилити-1ваны.

•В третьей главе "Формирование научного материалистического [ровоззрения" анализируются проблемы утверждения марксистско-ле-нской идеологии, становление философской культуры, защиты Оте-ства в годы Великой Отечественной войны.

В первом параграфе показывается, что в ЗО-е годы, несмотря усиление командно-административной системы, создается промьгл-ннооть, хотя и насильственными методами, осуществляется коллек-визация, развивается духовная культура.

Существенные сдвиги происходят и в пропаганде теоретического следия основоположников социализма. . На кыргызский язык

ло переведено и издано более 30 произведений К.Маркса, Ф.Енгель-, В.И.Ленина. На страницах республиканских газет и журналов Зликуются многочисленные статьи, написанные философами Москвы, чинграда и других городов страны. Так, на страницах журнала эммунист" - органе ЦК Компартии Киргизии за 1939 год на кнргыз эм языке были опубликованы статьи Г.Гака "О работе В.И.Ленина го такое "друзья" народа и как они воюют против социал-демокра-з?", М.ГЪзенталя "Материализм и идеализм", А.Щеглова "Материа-зтическая диалектика - душа материализма" и др.

Вместе с тем, интенсивное утверждение авторитарно-бгарократи-:кой системы оказало отрицательное влияние на распространение гериалистическои философии, втиснув все ее богатство в жест"

кие формулы четвертого параграфа Краткого курса истории ВКП(б).

Во втором параграфе, исходя из задач восстановления . научного понимания социалистической культуры, извращенных в 30-е годы, преодоления вульгарно-социологических представлений, анализируются вопросы, связанные с творческим наследием наиболее яр- • ких представителей общественно-политической и философской мысли республики.

К.Тыныстанов (1901-1938 гг.) - поэт, ученый-лингвист, общественный деятель, внесший большой вклад в становление социалистической культуры. Перу К.Тыныстанова принадлежат первые стихи об Октябрьской революции, ее вожде В.И.Ленине. Он был первым перевод чиком "Интернационала", ряда басен И.Крылова на кыргызский язык. К.Тыныстанов, одним из первых включившись в дело выработки новых понятий, категорий, терминов, принципов функционирования национал ной письменной речи, правил орфографии и пунктуации кыргызского языка, внес весомый вклад в формирование новой понятийно-категориальной системы мировосприятия, внедрению традиций письменной культуры. Он совместно с И.Тойчиновым создает первый "Словарь социально-экономических терминов". В своих учебниках "Букварь для взрослых" (Ы., 1926), "Об основных принципах построения нового алфавита" (Баку, 1926), "Грамматика киргизского языка" (Фрунзе,1927 И других впервые разрабатывает фундаментальные понятия кыргызского языка. Не менее важны заслуги К.Тыныстанова в создании кыргызского алфавита, вызывающего споры до настоящего времени. К.Тыныстанов был одним из первых ученых, предлагавших переходить к русскому алфавиту, "Почему не принять русский алфавит целиком, - писал он, - тем более, что мы каждый день соприкасаемся с русской культурой и русскими?".

В работе анализируются отдельные художественные произведения К.Тыныстанова, в частности сборник стихов "Касым ырларынын жыйна-ГЫ" (М., 1925), принесший ему не только широкое признание, но и сыгравшей роковую роль в его личной судьбе,* а также раскрывается аначенне постановления бюро ЦК Компартии Киргизии "0 творческом наследии Ыолдо Кылыча (Шамырканова) и Касыма Тыныстанова", приня-

* Коммунистическая партия Киргизии в резолюциях и решениях... 192-1-1936 гг. - Фрунзе, 1958, чЛ. - С.510; Партархив Института истории партии при ЦК Компартии Киргизии, фонд 10, опись I, дело 311?; фонд 10, опись 15, дело 2743 и др.

- ]А -

том в январе 1989 года, восстановившего историческую правду о юэте, как зачинателе кыргызской письменной литературы, основате-1е кыргызского языкознания и общественном деятеле.

Ю.Абдрахманов (1901-1938) - общественный, государственный деятель, автор ряда статей, книг по узловым вопросам экономиче-зкого, культурного развития республики*. Заслуживает внимания ;го статья "Предвестник Октября" (к 15-летига восстания в Кнргызста-[0 в 1916 году), раскрывающая сущность марксистского учения о рево-шции, причины и характер восстания 1916 года. В своей брошюре '0 состоянии и перспективах развития животноводства в Киргизии" 'Фрунзе, 1931), Ю.Абдрахманов выдвигает важный вопрос о коопера-(ии. Современно звучит его мысль о том, что "кооперация есть 1толбовая дорога к социализму..."^.

Ю.Абдрахманов, кроме статей, книг, оставил дневник , совер-1енно новую для кнргузов форму фиксации мыслей, в котором от раже-:ы его суждения, позволяющие судить о его позициях по тем или ным вопросам. Он был одним из немногочисленных людей, разговари-авшим с В.И.Лениным.

В работе отмечается, что постановление бюро ЦК Компартии Кир-изии, принятое в январе 1989 года, реабилитировавшее Ю.Абдрахма-ова, бывшего председателя Совнаркома Киргизской ССР, в партийном тношении (посмертно), в подготовке документов которого принимал частие автор данных строк, открывает путь к объективному изуче-ию его творчества и преодолению односторонне-негативных предста-лений о нем.

В третьем параграфе анализируется значение военно-теоретиче-кой мысли основоположников теории социализма, вопросы совет-*ого патриотизма, социалистического интернационализма.

В годы Великой Отечественной войны в Кыргызстане,как и и друга республиках, проводится большая работа по изданию и пропаган-з проблем защиты Отечества как на кыргызском, так и на русском зыках. Были опубликованы' книги М.Митина "Ленин о защите социяли-гического Отечества, П.Юдина "Что несет фашизм русскому народу",

Партапхив Института истории партии при ЦК Компартии Киргизии. Фонд Ю, опись 15, дело 22; фонд 10, опись I, дело 447 и др.

Советская Киргизия. - 1989, 4 января; Семенов И., Лжунуталиев Д. Ю.Абдрахманов:штрихи к политическому портрету. - Коммунист Киргизетана. - 1989, № 3.

А.Леонтьевой "Фашистская тотальная война", статьи Г.Гака "Мысли Ленина о войне", Р.Любича "Классики марксизма-ленинизма о защите социалистического Отечества" и др.

В суровые годы войны большую исследовательскую, пропагандистскую работу проводили сотрудники Харьковского ветеринарного ин отитута, Вэстовского госуниверситета, Ленинградского института физической культуры им.Лесгафта и др., эвакуированные в республи ку.

В эти годы была проделана довольно большая работа по изучению проблем истории и культуры сотрудниками Кыргызского филиала АН СССР. Были изданы русско-кыргызский словарь, подготовленный К.Карасаевым, Д.Шукуровым, К.К.Ццахиным, "Киргизы". Исторический очерк акад. В.В.Бартольда, "Культура древнего Киргизстана A.A. Бернштама, "Великий патриот легендарный "Манас" К.Вахматуллина, некоторые данные по классификации кыргызского фольклора М.Богдановой и др. В исследованиях А.Бернштама, выдвигался важный тезис относительно культурных связей кыргыэов с другими народами. В частности он,рассматривая вопросы развития духовной культуры кыр гызского народа в составе Вэссии, писал, что "в этот период реальный характер приобретают философские проблемы формирования идеологии акынов, в которой наряду с протестом против произвола имело место и восточное непротивление злу". Эти мысли исследовав теля, несмотря на свою важность, не получили своего дальнейшего развития.

В диссертации отмечается, что в условиях военного времени Наблюдался естественный процесс сужения тематики исследований. Они носили целенаправленный характер, посвящались "фокусирующей" проблеме - задачам защиты Отечества.

В четвертой главе "Поиски и пути развития философских иссле дований в республике" анализируются основные проблемы, направлен ния деятельности философов Кыргызстана.

В работе отмечается, что в послевоенные годы в республике широким фронтом развертываются исследования по всем отраслям нау ки, в том числе в области материалистической (ршософии, г В ак типизации философских исследований большое значение имело открытие кафедры философии в Кыргосуниверситете, кафедр марксизма-лен ниэма в ряде вузов, отдела философии и права АНЕЪсгдоЗпики Кыргызст

В становлении философской науки в республике большую помощь

оказали ведущие научные центры страны: Институт философии АН СССР, Московский госуниверситет им.М.В.Ломоносова, Академия общественных наук при ЦК КПСС. Благодаря их помощи готовятся первые кадры, закладываются основы философской науки. В конце 40-х - середине 50-х годов было защищено более 10 кандидатских диссертаций. Усилиями первых профессионалов-философов были заложены основы главных направлений научных исследований.

В первом параграфе раскрываются проблемы наций, национальных отношений и формирования социалистических наций. В начале 50-х годов философы республики приступают к разработке центральной проблемы - формирование кыргызской социалистической нации. В работах М.С.Дкунусова, А.А.Салиева, А.И.Нарынбаева, М.Сейдима-това, В.Я.Гречко и других показывается значение победы Великого Октября, как главного условия становления кыргызской социалистической нации, раскрываются социально-экономические, политические, культурно-идеологические факторы ее развития, ворросы преодоления фактического неравенства наций. Специальные труды были посвящены анализу классовых, гносеологических корней и социальных функций идеологии национализма.

С 60-х годов исследователи активно разрабатывают проблемы диалектики сближения наций, интернационального воспитания, семей-но-брачных отношений, дружбы народов. Ряд крупных работ был опубликован А.Табалдиевым, Р.Ачшювой, А.Б.Элебаевой, Н.П.Борзых и ДР.

Анализ ооновных направлений поисков философов республики, работающих в области исследования проблем национальных отношений и вопросов интернационального воспитания показывает, что они внео-ли определенный вклад в изучение вопросов формирования кыргызской социалистической нации, становления кыргызской социалистической культуры, всестороннего развития и сближения наций, интернационального воспитания.

Вместе с тем следует отметить, что многие исследования несут на себе печать застойных времен, связанных с замазыванием противоречий реальной жизни, конъюктурщиной, господством догматических представлений, преодоление которых и восстановление научных принципов изучения национальных процессов, является главной задачей философов республики в условиях революционных перемен, происходящих в нашем обществе.

Вышеотмеченные недостатки все же не могут служить основой для несправедливых упреков в адрес обществоведов, поскольку они действовали в русле господствующих установок, скорее это не их вина, а их беда.

Об особой актуальности исследования философских проблем наций и национальных отношений в республике свидетельствуют трагические события в Ошской области. В работе отмечается, что глубинные причины происшедшей трагедии связаны с нерешенностью важных социально-экономических проблем, прежде всего, занятости населения, жилищного вопроса, с ошибками размещения производительных сил, игнорированием демографических и экологических факторов, пру большом дефиците земельных площадей и воды, перекосами в культурно-национальной, кадровой политике, значительным распространением вульгарно-бытового национализма*, а также показательно-помпезным характером идеологической работы, проводившейся под знаменем окон чательной разрешенное™ национального вопроса в республике.

В работе отмечается, что в настоящее время усилия исследователей. должны быть сконцентрированы на решающих, жизненно важных направлениях, ставящих своей целью изучение "фокусирующих" пробле самоопределения наций, национального самосознания, суверенитета союзных республик, а также с ответственностью народов, давших название республик, за судьбы народов, проживающих на их территориях, в русле главной цели сохранения целостности обновленного Союза как многонационального государства, ставящего перед собой зада чу перехода от авторитарно-бюрократического строя к обществу гума ного, демократического социализма^.

Во втором параграфе анализируются исследования, посвященные проблемам некапиталистического пути развития. В работе отмечается что философы республики к указанным проблемам обращаются с середи ны 50-х годов. В имеющихся трудах раскрыты основные закономерност перехода кыргызского народа к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Обоснован ряд важных идей, а именно: рассматривать историю кочевых народов во взаимосвязи с историей оседлых на' родов, учитывать особенности экономических укладов, дехканских Со>

* См.: Айтматов Ч. Парадоксы перестройки. - Литературная газета.-1990 г. - 27 июня. ^ ^ ^ , н

о ■

л См.: К гуманному, демократическому социализму: Программное заявление ХХУШ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1990. - С.21-23.

зетов, как специфических фор< Советов, значение помощи передовых 5тран, как главного условия перехода отсталых стран к социалисти-»ескому строю, внимание уделялось анализу особенностей укреплена Советов, ликвидации пережитков патриархально-феодальных отно* пений, индустриализации и коллективизации, социально-волевых мо-4бнтов в социалистическом строительстве, проблематике развития шциалиотической культуры, включающего широкий круг вопросов, на-шная с проблем ликвидации неграмотности, развития печати, народ-юго образования, науки, литературы, искусства, формирования ра-(очего класса, интеллигенции, кончая вопросами национального бы-•а, традиций, обычаев, борьбы с пережитками прошлого в сознании 'ргудящихся. Серьезное значение для разработки проблем перехода :ыргызского народа, закономерностей некапиталистического пути раз-ития имеют работы М.С.Дкунусова, А.А.Алтмышбаева, Ю.В.Вейнгольда, ..И.Исмаилова, Т.Каракеева, А.Карыпкулова, К.Исаева, Т.Аттокурова, [.Артыкбаева, С.Джумагулова, А.Т.Теплякова и др.

В последнее время наблюдается тенденция снижения интереса фи-ософов республики к проблемам перехода отсталых народов к социа-изму, минуя капитализм.

Такое положение в определенной степени объясняется той ост-ой критикой прошлого опыта строительства социализма в стране, ринявшей особенно массовый характер в последние годы в научной научно-популярной литературе. В них социализм, построенный в тране, оценивается как "казарменный", "государственный", "ведом-твенно-феодальннй" и т.д.

Если признать верными суждения о том, что в стране в целом эстроен ведомственно-феодальный социализм, то возникает вполне »коноыерный вопрос, какой же социализм построена Кыргызстане,осу-зствившей переход от феодализма к социализму, минуя капитализм, этом случае логично полагать, что, если в стране в целом пост-эен ведомственно-феодальный социализм, он не мог на принять бо-зе уродливого характера в странах, миновавших капитализм.

Вместе с тем, признавая, отмечается в работе, что в прошлом, период господства командно-административной сиотемы в стране ¿ли допущены серьезные извращения в строительстве социализма, ¡е же, на наш взгляд, не следует заниматься односторонним оче{>-!тельством, полностью отрицая реальные, неоспоримые достижения,

осуществленные несколькими поколениями советсгих людей*.

Рзчь идет о том, что построенный социализм вКцгызста1е- неразрывной составной части страны Советов, даже в том деформированном, казенном виде во всех отношениях был лучшим, прогрессивным, чем дореволюционное патриархально-феодальное общество. Не отрицая того, что в период эасирия командно-административной системы во всей стране происходил процесс свертывания демократии, в Кыргызста! именно в эти годы трудящиеся впервые в своей истории знакомятся с демократией, хотя и урезанной.

Кроме того, благодаря планомерному осуществлению большевиками идей приобщения кыргызского народа к социализму даже ценой величайших трудностей, несмотря на насильственный характер этого процесса, все же в конечном итоге была решена исторически важная, общегуманнал задача вызволения его из оков средневековья.

Говоря о деформациях социализма, следует иметь в виду то, что речь идет не о самих идеях социализма, являющихся величайшими достижениями человеческого духа, его разума, а об извращениях, допущенных в процессе практического строительства социализма.

Как известно, ленинская мысль о возможности перехода отдельных народов от докапиталистических отношений к социализму опиралась на два принципиально важные положения. Во-первых, это мысль о том, что идея Советской власти проста, и она может быть применена во всех общественно-экономических формациях. Во-вторых, это идея о том, что отсталые страны могут перейти к социализму с помощью передовых стран.

Эти ленинские положения, подчеркивается в работе, не утратили своего значения и в наши дни, когда происходит интенсивный процесс передачи всей полноты власти от партии к Советам, формирование отношений между республиками на основе нового союзного договора, возникновение различных' общественных движений, складывание реальной многопартийности, соперничество различных идей и мнений.

Как и во всей стране,в.Кыргызстане появились различные общественные движения. Наиболее крупными являются Демократическое движение "Кыргызстан" и Отделение международного фонда славянской письменности и славянских культур в Кыргызстане. В работе анализируются их программные документы,подчеркивается,что историче-

_ I ■ I ...... I

Горбачев М.С. За решительное обновление партии, за широкую коалицию во имя перестройки. Заключительное слово на ХХУШ съезде КПСС. - Правда. - 1990. - 14 июля.

екая задача консолидации, духовного единения, обеспечения реального права всех народов, проживающих в республике, возрождение и развитие их культур предполагает установление диалога между различными общественно-политическими движениями.

В третьем параграфе анализируются паботи,посвященные проблемам мышления, сознания и языка. Теоретические и методологические вопросы мышления, сознания и языка исследуются философами республики, начиная с начала 60-х годов. В работе отмечается, что решительный разрыв о командно-административной системой в отдельных случаях сопровождается с неоправданным отрицанием, имеющихся реальных достижений. Признавая, что в застойные годы допускались догматические, вульгарно-социологические суждения по тем или иным вопросам, вместе с тем не следует забывать и о том, что многие философы, разрабатывая фундаментальные проблемы, имеющие непреходящее значение, не отступали от принципов научной объективности. В исследованиях А.Салиева разрабатывается учение о мысли как центральной категории сознания. Оно получило освещение в ряде его работ, в частности, в "Что такое мысль?", "Мышление как система" (1974), "Человеческая психология и искусство" (1980), особенно в капитальном труде "Разум и время" (1986).

Из круга концепций, впервые обоснованных: А.Салиевым, в названных работах, моино отметить следующие: во-первых, им впервые разум охарактеризован в четырех коцюнных планах-в феноменологическом, психологическом, гносеологическом VI социологическом; во-вторых, также впервые на основе особенно современных научных данных освещен многослойный характер движения сознания, а результате чего подведена необходимая теоретическая база под известную психологическую категорию установки; в-третьих, на основе как давно известных, так и новейших фактов науки, особенно открытии мозговых процессов, доказаны логические механизмы и логический характер глубинных, скрытых уровней сознания и опровергнута старая концепция, согласно которой эти уровни считаются сферой бессознательно алогичных движений; в-четвертых, на основе разнообразных практических и теоретических данных доказан логический характер фундаментальной сферы образного мышления, в том числе восприятия и представления, которая до сих пор оставалась вне категорий логики. Кстати, во всех этих концепциях одним из существенных фактов является свобода от целого ряда общепринятых догматов, которые

так долго сковывали философию вообще.

Касаясь проблем реализации мыслительного процесса в естественном языке, А.Салиев рассматривает два важных вопроса: во первых, проблему обогащения языков; во-вторых, проблему мышления одних и тех же людей на разных языках. Автор доказывает несостоятельность мнений, которые под видом защиты чистоты языка, нега-, тивно оценивают процессы появления новых слов, в том числе из дру гих языков, а также суждение строгих ревнителей национальных норм развития языка, считающих, что незачем "выдумывать и даже перенимать из других языков новые слова, когда у нас есть исконные обозначения тех же явлений". Исследователь прав, считая, что мнения как первьг:, так и вторых строятся на "чисто вкусовой основе" без учета закономерностей обогащения лексики в ходе развития самой жизни"*. Анализируя вопросы различных речевых сфер, автор решительно выступает против явлений переноса форм из одних речевых сфер в другие. На примере двуязычия - кыргызского и русского языка, опираясь на основополагающие идеи о единстве мышления и языка, ученый обосновывает свою главную мысль о том, что полиглот или билингив в момент, когда изъясняется на том или ином языке,oi на этом же языко и мыслит.

Диалектика сознания и языка в их отношении к действительности составляет стержневую идею в исследованиях А.А.Брудного. В его работах сознание рассматривается не только как высшая функци) мозга, свойственная только человеку, реализуемая с помощью речи, состоящая в целенаправленном отражении действительности, природной и социальной^. Обращаясь к проблеме языка, исследователь счи> тает, что в языке действительность отражается как объект Познани; и предмет общения людей. В связи с этим исследователь справедлив! отмечает, что "звуковая материя" есть не единственная обязательная форма материального воплощения мысли, что подтверждается воз< Никновением и развитием письменной речи, которая сыграла большую роль в становлении форм общественного сознания, имеющих важное методологическое значение при изучении проблем дифференциации форм общественного сознания народов, относимых к младописьменным

1 См.: Салиев А. Мышление как система. Фрунзе: Кыргызстан, .1971. - С.204.

^ См.: Брудный A.A. Семантика языка и психологии человека. -Фрунзе: Илим, 1972.

Исследователь, опираясь на труди И.П.Павлова, Л.С.Выготокого, шределяет существенные признаки сигнала, как средства обмена мыот 1Ями, знака как особой формы отражения действительности, отстаи-зая важную мысль о необходимости рассмотрения знака в единстве со значением, как носителя информации. А.Брудный, анализируя сигнал тк материальный носитель информации и знак как материальный носитель значения, логически приходит к главной мысли о необходимости рассмотрения диалектики информации и значения и выделяет аксиаль-ше (осевые) и ретиалыше (сетевые) формы направленной связи, под-1еркивая значение фасцинации, как фактора, увеличивающего количе-;тво семантически значимой информации, ставит важный вопрос о воз-» можностях адекватного перевода информации с "языка событий", на 'язык слов". Важную часть размышлений исследователя составляют врч ipocu общения, главная цель которого заключается в том, чтобы доиться адекватности понимания значения коммуникантом. В связи о Осуждаемым вопросом автор, рассматривает соотношение категорий 'значение" и "понимание", а также проблемы фактического отражения 1ействительности*.

В работах Т.Каракеева^ рассматриваются особенности отражения девилизации в общественном сознании, показываются основные этапы юторического развития цивилизации, особенности утопии, как одной 13 фор) семантизации тенденций социального развития, значение рус-:кого языка как средства межнационального общения.

В четвертом параграфа анализируются исследования, посвященные философским вопросам естествознания. Теоретичеокие поиски филосо-[юв Ныршэсташ в основном ведутся в направлении изучения актуальных ¡роблем биологии, медицины, физики, кибернетики, экологии и др.

В работах Т.Абдылдаева критически аналнзируютоя теоретические 1 методологические вопросы вида и видообразовани.Т3. Ученый на осно-¡е естественно-научных фактов прослеживает закономерный характер юзникновения понятия "вид", как общефилософского, обосновывает ■лавную мысль о том, что понятие вида едино, частные его интерпретации многообразны, Исследователь верно замечает, что понятие

■ См.: Брудный A.A. Понимание и общение.-М.: Знание, 1989, Его же. Другому как понять тебя? - М.: Знание, 1990.

' Каракеев Т. Семантические аспекты диалектики социального развития.-Фрунзе: Илим, 1976.

' Абдылдаев Т. Философские вопросы учения о виде. - Фрунзе: Илим, 1966.

"вид" в философском значении употреблялось еще Сократом, Аристотелем. Важную роль в становлении научного понятия "вид", по мнению ученого, сыграли труды Дкона Нгя, Карла Линнея,Ж.Кювье,Ж.Б.Ла марка, особенно Ч.Дарвина, не только логически развившего идеи своих предшественников, но и утвердившего идеи об изменяемости ви дов и преемственности между ними. Исследователем критически анализируются положения гипотезы Т.Д.Лысенко о видообразовании путем неоднократных,повторных видопревращений - "перерождений". На основе обобщения достижений биологической науки автор справедливо отмечает, что изменение понятия вида в современных условиях происходит в направлении конкретизации и уточнения его содержания. В связи с этим ученый обстоятельно анализирует генетический, око-логический и географический критерии вида, а также вопросы многообразия внутривидовых форм, проблем единства целостности вида.

В работах Т.Абдылдаева значительное внимание уделяется изучению вопросов об уровнях организации живой природы и уровнях ее познания. В частности ученым анализируются особенности трех направлений исследования живой природы: во-первых, нисходящий путь - переход исследования от макроуровней к микроуровпям, как магистральный путь развития современного естествознания; во-вторых, восходящий - путь исследования от микроуровней к макроуровням и, в-третьих, исследование живой природы одновременно, как по нисходящей, так и восходящей.

В последние годы в республике широко изучаются проблемы взаимоотношения естественного и искусственного в условиях научно-технической революции, теории информации, общения и понимания, единства вероятности и информации в общении, рефлексии и общения. Различные аспекты указанных проблем анализируются в работах Р.Ше-ралиевой, В.М.Соковнина, А.К.Бакаева, В.К.Нишанова, С.Аманова, А.И.Подгурского и др.

В работе подчеркивается, что в республике исследования философских вопросов естествознания разворачивались несколько позднее, чем в центре, поэтому они оказались свободными от пагубного влияния псевдонаучных представлений, пытавшихся объявить кибернетику, генетику лженауками.

В пятом параграфе диссертации анализируютсявработы,посвященные проблемам эстетики, этики и научного атеизма.

Исследование проблем эстетики в республике начинается с кон-

;а 50-х - начала 60-х годов в условиях "оттепели", связанных с ритикой теории и практики культа личности, что оказало благо-риятное влияние на появление ряда оригинальных разработок. Из абот, посвященных проблемам эстетики следует в первую очередь азвать работы А.Салиева "Жизнь в стихах" (1962), "Человеческая сихология и искусство" (1980) и др., в которых анализируются акие актуальные проблемы, как предает эстетики, особенности ху-ожественного мышления,сущность художественного образа как формы стетического освоения мира и др.

Новизна подхода к указанным проблемам, развиваемого А.Сали-вым, заключается в том, что исследователь, взяв в качестве общей тправной точки главную стержневую идею о мысли как связи и дви-ения значений, раскрывает особенности восприятия, представления, браза. Раскрывая логическую сущность художественно-образного ышлепия, автор показывает специфику предмета искусства, анализи-ует особенности таких ее видов, как живопись, скульптура, графи-з, спектакль, фильм, литература, музыка и танец.

Несомненным вкладом в исследование проблем эстетики являетоя здание "Истории киргизского искусства" под редакцией А.Салиева.

Важные вопросы эстетики разрабатываются в ряде трудов эстетов республики. В частности, в работах К.Молдобаева анализиру-гся проблемы народности в творчестве акынов, Т.Аскарова раскры-ются эстетическая природа художественной условности, К.Матиева осматриваются вопросы лирического в искусстве, А.Модетбекова тлизирутотся проблемы прекрасного в эпосе "Манас", В.Г.Голопуро-> рассматриваются эстетические нормы как регуляторы деятельности ДР.

В 60-е годы начинаются исследования в области этики. В ис-[едованиях Б.Байсеркеева анализируются этические воззрения народ-к акынов Токтогула Сатылганова, Тоголока Молдо. В работах Н.Кул-1Това разрабатывались проблемы честности, как одного из важных юментов моральных качеств личности, приобретших особую акт.уаль-сть в современных условиях.

Исследование проблем научного атеизма в республике проводи-сь в основном в трех направлениях: изучение особенностей форми-вания атеистического мировоззрения; критика учония ислама; крика христианства и его отдельных сект. В работпх М.К.Лбдилдаепа. Лсанкулова, С.Б.Доржгнова и других раокрннались особенности

формирования атеистического мировоззрения, С.Мамбеталиева, А.Ф, Белимова, А.Б.Доева и др. анализировалась специфика мусульманского и христианского сектантства.С.Абдылдаева, Ш.Базарбаева, Р,М,Д»аныбаевой рассматривались проблемы ислама и женщины, оемьи и религии и др.

В работе подчеркивается, что широкое распространение вульгарно-атеистических представлений как в теории, так и в практика атеистической работы, в период господства командно-административной системы, во многих случаях приводила к негативным результатам, прямым следствием которого становилось духовное одичание, отрицание общечеловеческих ценностей культуры, разрушение мечетей, церквей, исторических памятников прошлого, связанных с религиозными центрами.

Вместе о тем, в работе подчеркивается значение теоретического наследия атеистов прошлого в преодолении последствий командно-административной системы, исключения любой дискриминации ро религиозным признакам, обеспечения подлинной свободы совести .

В пятой главе "Современные тенденции в исследовании историко-философских проблем" рассматриваются состояние и тенденции разработок проблем истории общественной, философской мысли, вопросы дореволюционного миропонимания и фольклора, письменные источники миропонимания кыршзов до революции, раскрываются особенности анализа теоретико-методологических основ современной немарксистской философии в трудах ученых республики.

В первом параграфе показывается, что в 20-е послереволюционные годы в авязи с бурным ростом всеобщего интереса к проблемам общественной жизни осуществляются работы по созданию национальной письменности, записи образцов фольклора, наследия народных акынов, закладывается источниковедческая база будущих исследований. Однако реальные сдвиги в теоретическом осмыслении проблем общественной, философской мысли происходит в 50-е годы, ког« да А.Алтмышбаевым, Б.Аманалиевым и др. были написаны первые работы, уточнившие проблематику, заложившие основы современных исследований. Они главное внимание уделяли анализу философских взглядов народных акынов, легендарных мыслителей, пословиц, по-

^ К гутннгт1, демократическому социализму: Программное заявление ШИТ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1990. - С.12.

оворок и сказок. Вместе с тем в первых исследованиях зримо про-вились следы влияния догматических представлений, имевших широ-ое распространение в годы культа личности, в застойные времена. I начале 60-х годов, в период "оттепели" предпринимаются первые обкие шаги по преодолению засилья вульгарно-социологических пред-тавлений. Однако вплоть до середины 80-х годов реальных сдвигов е происходило.

В работе отмечается, что процесс демократизации общественной изни вновь выдвинул на первый план вопросы культурного наследия, яда видных представителей общественно-политической и философской ысли, в частности Молдо Кылыча.

Молдо Кылыч (1866-1917) - один из первых грамотных людей в до-еволюционнс^ Кыргызстана, опубликовавший в 1911 году в Казани пер-ое печатное произведение на кыргызском языке, автор многочислен-ых песен, стихотворений, сделавший конкретный шаг в процесс пе-ехода от устной к письменной, книжной культуре. В работе анали-ируются философски значимые произведения Молдо Кылыча, в которых тражены.его раздумья о судьбах киргизского народа, об изменени-х, происшедших в кыргызском обществе, в связи с вхождением в со-гав РЬссии. Вместе с тем в работе отмечается, что не следует од-эсторонне преувеличивать как достоинства, так и недостатки его ворчества, строго соблюдая принцип научной объективности.

-1 работе рассматриваются исследования А.Алтмышбаева, посвя-знные социологическим взглядам Н.Г.Чернышевского, А.И.Нарынба* за, раскрывающие особенности уйгурской общественно-философской лсли, А.Дононбаева, анализирующие взгляды Конфуция, Яна Чжу, •Бекбоева, раскрывающие проблему необходимости и случайности в ■юниях античных и восточных мыслителей и др.

Во втором параграфе рассматриваются проблемы развития фило-)фской мысли во внефилософских сферах культуры на основе анали-1 фольклора "как сгустков народной мудрости", раскрываются осо-шности мифов и легенд, стихийно-материалистического миропонима-!Я в эпосе "Манас", специфика народных эмпирических знаний и др. !обое внимание уделяется критике вульгарно-социологических пред-'авлений, отрицавших народность эпоса Манас", показывается эна-шие работ М.О.Ауэзова. Как пишет Ч.Айтматов: "...именно благо-1ря гигантской эрудиции Ауээова, благодаря его принципиальности убедительности защиты, общественности удчлось тогда отстоять

вто бессмертное достояние народа. Мы никогда не забудем этого Гражданского и писательского подвига Ауэзова"*. В исследовании выдвигается идея о возможностях и путях выявления узловых понятий, категорий в произведениях устного народного творчиства,чтобы проложить трассу в духовный мир далеких и близких предков современных киргизов.

В третьем параграфе рассматриваются немногочисленные письменные памятники с точки зрения выявления в них узловых понятий, категорий миропонимания. В работе анализируются тексты прошений представителей кыргызского народа к российским царям о принятии их в подданство, а также основные идеи книги О.Сццыкова, которые впервые вводятся в научный оборот.

Сыдыков 0. родился в 1877 году, арестован в 1931 году, даль нейшая судьба его неизвестна. Его перу принадлежит книга "Мухта-сар тарых - и Кыргызийа" (Краткая история кыргызов), до 1989 года остававшаяся практически недоступной как "идеологически невыдержанная" .

В работе, раскрываются взгляды О.Сыдыкова об истории как знаниях о жизни людей прошлого, о деяниях мудрецов, способствующих совершенствованию разума человека. Одновременно отмечается, что он, воздавая долимое мощи человеческого разума^ с восхищением писал о достижениях техники и с болью о своем народе, отставкам от других. Проведенный анализ свидетельствует о необоснованности мнений, однозначно причислявших его к представителям реакционно-консервативной идеологии.

В четвертом параграфе отмечается, что неотъемлемой составно частью исследовательской деятельности философов республики является анализ теоретико-методологических основ современной немарксистской философии. В диссертации рассматриваются исследования (Ц.А.Рлчепа.посвященные критике антикоммунизма в национальном вопросе, В.Т.Галиаскарова - сущности учений экзистенциалистов, Р.Н.Отунбаевой - критике франкфуртской "Критической школы",Ж.Кад ракунова - анализу генеративной теории Н.Хоыского и др. В работе говорится о том, что исследования, проводимые в данном направлении, страдали односторонностью, обусловленной противоборством

* Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. - Фрунзе: Кыргызстан, 1у?Ь. - С.251.

» гв -

щеологий, одновременно подчеркивается необходимость не только ¡оперничества, но и диалога, сотрудничества между философаыи-4арксиотами и представителями современной немарксистской мыоли ю защите общечеловеческих ценностей.

В заключении диссертации обобщены итоги исследования,

Основные положения диссертации нашли свое отражение в оле-_ дующих публикациях автора:

[, Утверждение идей марксизма-ленинизма в сознании киргизского народа //Сознание и действительность. - Фрунзе: Иэд-во АН Кирг.ССР, 1964. - 0,7 п.л.

2, Распространение марксистско-ленинских идей в Киргизии //Коц-? мунист. - Фрунзе, 1964. - № II. - 0,5 п.л,

3. Триумф всепобеждающих идей. - Фрунзе: Кыргызстан, 1968. -(на кирг.яз.). - 2,7 п.л.

4, Материя и сознание. - Фрунзе: Кыргызстан, 1969. - (ца кирг, яз. - 3,01 п.л.

5, Торжество идей ленинизма в Киргизии //Философское наследие В.И.Ленина и современность. - Фрунзе: Илиы, 1969. - 2,0 п.л.

6. Воспитывать на идеях марксизма-ленинизма. - Фрунзе: Кыргызстан, 1972. - 2,7 п.л.

7. О соотношении обыденного и теоретического уровней общественного сознания //Материалы совещания по проблемам диалектического материализма и философским вопросам естествознания, -Фрунзе, 1974. - 0,3 п.л.

В. О некоторых особенностях распространения марксистско-ленинских идей //Вопросы логики и методологии наук. - Фрунзе, 1974. -Выл Л. - 1,0 п.л. 9. Советский человек //Коммунист. - Фрунзе, 1977. - № 7.- 0,3

0. Декабристы //Кыргыз совет энциклопедиясы. - Фрунзе, 1978. -Т.2. - 0,1 п.л.

1. Единичное //Кыргыз Совет энциклопедиясы. - Фрунзе, -Т.2. - 0,1 п.л.

2. Историзм //Кыргыз Совет энциклопедиясы. - Фрунзе, 197В. -Т.2. - 0,1 п.л.

3. Формы общественного сознания //Кыргыз Совет энциклопедиясы, -Фрунзе, 1978. - Т.2. - 0,2 п.л.

!4. Особенное //Кыргыз Совет энциклопедиясы. - Фрунзе, 1978, -Т.4 - 0,1 п.л.

Формирование социалистического общественного сознания. -Фрунзе: Кыргызстан, 1979. - (на кирг.яз.). - 3,9 п.л. (Имеется положительная рецензия М.М.Жумагулова, К.Ажыбеко-вой. - Советтик Кыргызстан. - 1979. - 29 мая).

16. Формирование социалистического сознания трудящихся Киргизии //Торжество идей Великого Октября в Киргизии. - Фрунзе: Илим, 1979. - Гл.Ш. - § I. - 1,0 п.л.

17. Марксистско-ленинская мысль в Киргизии. - Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 8,0 п.л.

(Имеется положительная рецензия А.И.Нарынбаева. - Коммунист, Фрунзе, 1983 - № 2. - С.92-96).

16. Социалистический интернационализм как принцип политической культуры //Политическая культура социализма. - Фрунзе: Илим, 1984. - Гл.12. - 1,0 п.л.

19, Киргизская ССР //История философии в СССР. В 5-ти т. - М,; Наука, 1988. - Кн.2. - Гл.8 - § 3. - 1,5 п.л.; материалы автора также вошли в кн.: История философии в СССР. В 5-ти т. - М.: Наука, 1985. - Т.5. - Кн.1.

£0, Перестройка и философские науки: проблемы и перспективы / "Круглый стол" //Коммунист Киргизстана. - 1988. - № 10. -0,2 п.л.

21, Время, проблемы, решения // Изв. АН Кирг.ССР. - Общественные-наукн. - 1989. - № 2. - 0,5 п.л.

22, Исследование философских понятий киргизского народа прошлых эпох / "Круглый стол" // Ала-Тор. - 1989. - № 7. - (на кирг, яз.). - 0,2 п.л.

23, Философская наука в Киргизии // Изв. АН Кирг.ССР. - Общественные науки. - 1990. - № 2. - 0,6 п.л.

24» Ленинизм - двигатель перестройки /Материалы "круглого стола", проведенного в ЦК Компартии Киргизии // Советская Кирги зия. - 1990. - I апр. - 0,2 п.л.

25, Философия и право: от догм к научной истине. / Академическая наука Киргизстана. История и проблемы. - Фрунзе: Илим, 1990, I п.л.

X X

X

5. О вреде религии. Взц. на кн. "Наука разоблачает религию". Сб.ст. - Фрунзе, 1961 //Советтик Кыргызстан. - 1962. -I марта. - 0,4 п.л.

1, Книга о важнейшей проблеме марксистской философии. Рец. на кн. Т.Абдылдаева. Ленин и развитие современного естествознания. - Фрунзе, 1961. - (на кирг.яз.У/Коммунист. - 1963.-№ 6. - 0,3 п.л.

I. Философские проблемы учения о биологическом виде. Рец. на кн.: Абдылдаев Т.А. Диалектический материализм и современное состояние учения о виде. - Фрунзе: Мектеп, 1965 //Коммунист.-Фрунзе, 1966. - № II. - (в соавт.) - (на кирг.яз.).

I. О виде. Рец. на кн.: Абдылдаев Т.А. Философские вопросы учения о виде. - Фрунзе: Илим, 1966//Ленинчил жаш. - 1967. -19 окт. - 0,2 п.л.

I. Поднять научно-теоретический уровень философской литературы. Обзор, рец. //Коммунист. - Фрунзе, 1968. - № 2. - (на кирг. яз.). - 0,4 п.л.

. Книга о освоеобразии и особенностях распространения идей марксизма-ленинизма в ранее отсталых окраинах. Рец. на кн.: Бурабаев М.С. Распространение идей марксизма-ленинизма в дооктябрьском Казахстане. - Алма-Ата: Казахстан, 1965 //Идеология и общественная психология. Сб.ст. - Фрунзе: Илим, 1968. - (в соавт.). - 0,3 п.л.

. Распространение марксизма-ленинизма. Рец. на кн.: Хыдыров Т. Распространение идей марксизма-ленинизма в дооктябрьском Туркменистане, - Ашхабад, 1971 //Блокнот пропагандиста и агитатора. - 1972. - № 20. - (в соавт.). - 0,3 п.л.

. Актуальные проблемы диалектики. Вэц. на кн.: Абдылдаев Т. Актуальные вопросы диалектики. - Фрунзе: Кыргызстан, 1975 //Кыргызстан маданияты. - 1975. - 27 нояб. - № 48. - (в соавт.). - 0,3 п.л.

. О путях исследования развития живой природы. Рец. на моногр.: Абдылдаев Т. Соотношение различных тенденций в исследовании уровней организации живой природы. - Фрунзе: Илим, 1975 // Коммунист. - Фрунзе, 1976. - № 7. - (в соавт.) - 0,3 п.л. (на кирг.яз.).

. Вэман, прославляющий человечество. Рец. на роман: Айтматов Ч. И дольше века длится день. - Фрунзе: Кыргызстан, 1981 //

Кыргызстан мадшшяты. - 1981. - 26 марта. - (на кирг.яз.). -0<3 п»л.

364 Актуальные проблемы народного образования. Рец. на моногр.: Карыпкулов А. Народное образование в развитом социалистическом обществе. - Фрунзе; 1982 // Советская Киргизия. -19В2, - 3 сент. - (в соавт.). - 0,5 п.л.

37, Властитель духа. Рец. на повесть К.Жусупова "Уроки одной жизни". - Ала-Тоо. - 1990. - № I. - // Кыргыз Мадшшяты.. -1990, № 4. - 0,8 п.л. (на кирг.яз.).