автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Историческое сознание и его динамика в современных условиях

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Предбанникова, Ольга Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Историческое сознание и его динамика в современных условиях'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Историческое сознание и его динамика в современных условиях"

ИНСТИТУТ НОЯОДЕЕЙ

На прозах рукошгся

ПРЕЛБАННИКОВЛ Ольга Ивановна

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО ЛИНАШКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Специальность 09.00.11 - социальная фалософпя

\ / АВТОРЕФЕРАТ

;\ ' длссортацяп на соясканпэ ученой степени • \ кандидата Зллософскях ноуя

, >

\

^ Москва - 1982

Работа выполнена на кафедре философан Института молодеш

Научный руководитель - доктор философских наук, профеооор

Демичев Б.Л,

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Арефьева Г.С.

кандидат философских наук Василенко В.®.

Ведущая организация - кафедра философии Московского государственного стоматологического института

Защита состоится /О^т^'Л^ 1992г. в на заседа-

ют специализированного совета Д.1Б0.01.01 по защите дпссерта-ций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Институте молодежи по адресу:

111442, г.ИОсква, ул. Юности, 6/1, корп, 3, ауд, 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи.

Автореферат разослан

1992г.

Ученый секретарь

специализированного оовета,

доктор философских наук, [ ■

доцент / , Т.С.Сулимова

и*

Подписано к печати 25.08.92 г. Форнат 60 х 84 1/16 Заказ N 188. Тиран 100 экз. Институт иолодёии

ОВЯАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темя исследования. Наше общество переживает сложный лергло;я!ц>1 момент. Внутренние сощга'гьно-эконокяческав, политические процессы, способствовшзааз образованно на тгррзторка некогда единого государства самостоятельных суверенных государстз-республяк» духовное, национальное возроаданлз народов, населязишх этп республики, опрвдвлязт высокий уровень дянамзкя исторического процесса. Неоднозначность, ггротяворэчявость, драматичность перо-*твавкого момента обусловливает необходимость понимания смнслз иеторяческого бстяя, а прзддэ всего - осознания игота а роли человека з происходящих собнтзях, поиска новнх путей хлп решения еоз-нпксплях проблей, прогнозирования дальнейшего развятяя общества. Зто требует подчас неординарных подходов к осмыслении процесса лвияеняя обпества, что предполагает обращение к своему исторячзско •лу прошлому по ряду ярнчзн: во-кврзт, а поисках аналогов, гшек»» пях кесто в стзчественно5 псторлп, Ео-вторнх» о цзлью найта корна современных явления. ¡Тознаяяо прошла даят кета гзвулпи явдям накпй при помсяш которого возможно сешслоесй пензканпо

исторических сктуацяй, пролзваотпх "сват сз прошлого" на проблема настоящего. В-тратьях, т кзнее взднш аспаятой позначая проялога является его обращенность а будущее посредстЕса ценностно-оряеп-тацяонной деятельности субьэкта. В силу этого особуэ значимость а яяэна общества я каддого человека прзобрэтаа? гсторачасков сознание, которое, по судзству, выступает в качестве необходикого способа осознанного освоения исторической реадьноста, способствует Яярчяромнйз самоссоэкаляя субгоята я служат срсдствои орпеп-тащга з асторнческои универсуме.

Степень научной разработанности проблемы. Несиотря на неоднозначность толкования Есторического сознания, слозяость поникания о выделения его в духовных структурах, данная проблема долгое вро-мя предметно на взучалось в советской философской науке. Шэ в конца 60-х годов она стала предметом обсундензя в кругах философов. Появилась первые публикация И.Кона, Ю.Левады.1 По дальнейзев

См.: Кон И.С. Проблема всторяа в всторяв фалосо|ии // Методологические я всторическяв вопросы нсторвческой наукя,- Томск, 1966.- Вып. 4.; Левада С.А. Исторяческое сознание в научный иэ-тод // Фалософскяа проблемы исторической наука.- И., 1Э6У.

свое развятео она получила лезь в поелоднае годы. Условно полно разделить научную литературу, посвяаеннуп в той или иной степени данной проблеме, на два блока.

Первый блок представляют работа авторов, в которых проблема лшпь обозначается в связи с другими феноменами духовной жизни совд ума или структурными образованиями самого явления, но не находит глубокого комплексного, многоаспектного исследования. В работах Г.АДнтипова, Г.С.Арефьевой, Б.Ф.Асмуса, Н.А.Бердяева, В.А.Вазелина, О.В.Волобуева, М.Я.Гуревича, В.А.Демичева, Н.Ц.Есвпчука, Г.И. Иванова, О.В.Ключевского, А.М.Коршунова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, В.М.Межуева, Б.Г.Могильницкого, Н.И.Новиковой, А.И.Ракитова, Л.В.Скворцова, А.Г.Спиркина, А.И.Уварова, А.К.Уледова, В.Ф.Шаповалова, Г.Г.Шпета в других разработааш общеиетодологические, исторические, философские подходы, дающие возможность для осуществления глубоких ф&лософскнх исследований по проблема исторического сознания в его динамики. Безусловно, учитывая их значимость, следует отизтить, что историческое сознание как проблема во многих на них дкзь обозначается, но не исследуется.

Второй блок объединяет исследования, в которых историческое сознание рассматривается предметно. Среди авторов, непосредственно пишущих по данной проблеме: Ы, А.Барг, У.Я.Бобров, А. В. Гул ига, С.И. Дегтярев, В.А.Ельчаниыов, И.С,Кон, Г.В,Комиссарова, С.А.Левада, Я.В.Рейзема, Н.И.Савцова, А.Х.Самиев, Н.П.Французова, В.Д.Фомин, В.П.Яковлев и другие.

Необходимо отметить, что ооновным аспектом, в свете которого изучается данный духовный феномен, выступает логико-гносеологиче-сешй. Вследствие этого, как правило, в большей степени основное внимание в данных исследованиях сконцентрировано на вопросах генезиса, типологии, статуса исторического сознания, его структу]>-ных образований и соотношении с другими формами общественного сознания, его специфике как способа отражения исторической реальности, закономерностях формирования.

И все же зти работы разрозненны в не представляпт собой общей комплексной теоретической системы в понимании сущности богатого многообразием проявлений духовного феномена. Разнообразие в использовании методологических подходов изучения создало основу для неоднозначного его понимания.

В последнее время увеличилось число диссертационных работ,в которых анализируются проблемы функционирования исторического со-

знания но только в логйко-гиосеологнчвском, но п социологической аспектах. 0.0.Гавриловны, Л.И.Кононовой, М.О.Щцрмановоа, В.П.Фо-дэкиным предпринята попытка раскрыть сулность исторического сознания через празму определения субъектом предмета, способа осмысления и целей овладения строгал к?*, объективного отражения дейст-сзтольностп, выполнения -Тунксиональных ролей в процессе духовно-практвческой деятельности.

Нельзя из земетпть, что наметилась тенденция более глубокого пзучензя вопроса в связи с разработкой отдельных категорпй исторического сознаная, такпх например, как "социальная память", "ас-торачеегшй опыт" /Г.А.Антапов, Н.В.Буянов, В.А.Едьчанаиов, Ю. А. Довода, В«М.Кладов, В.А.Колевптов, Ю. Лотаая/? "исторачэсков время" /Я.Я.1Урзвпч, И.Я.Барг» Л.В.Скворцов, А.Н.Лой/} "ясторяческое по-зишгее" /А.И.Ракятов, Б.Г.Могзл&нящгай, А. И. Коршунов/ я т.д. Однако, по-преянеяу остается откритшл вопроо детерминаций формировшгая, статуса, концептуального аппарата изучения данного явления,

Нзсгатря на то, что пенятаз "исторической сознаняз" прочно сопло в гассовоо сознавда общества,стало предметом рассмотрения спзцзалязпрованного сознания, многие ого проблекн остаются недостаточно распрглчг^з, Ирактзческя нет пя одного фундаментального труда, ионографан, гдо псследованаз данного духовного феномена былэ-(Зн провалено комплексно, гнгагоаспзтга. В кзньшоЗ стоязяа изучена услошя, механЕзн ого фуивдопированзя как средства сзнностного орчентарованзя субъекта в зсторачесг.ом уивпарсуив. На нет*а езоогэ отражения вопросы, связанные о дпиа.\апоП ргзвзтяя асторглзского сознания в цзлеи а з конкрэтно-зсторачасгаз нергоду и частяостз.

Всо эта обстоятельства предопределила вибар цздз данной работа.

Основной цзлкп диссертационного нсследованая является ассяо-довакне сущности асторлчеокого сознаная а его дзи-акзчэскогэ развитая з современный пэреходныЙ пераод.

Цель работы поедподегает репенле следующих задач:

- осушествнть анализ сущности исторического сознаняя ва основа многоаспектного исследования данного духовного фенонэна;

- определять место а роль исторического сознания в структура обзе-ствеяного сознания с учетом суще вухаях в фзлософсвоЭ паука тео-ретахо-аетодологячестах подходов!

- установить доминанты, обусловляваотяв данеянку ясторз чес кого со-

-6 -

зиакик в современный переходный период.

Методологической и теоретической основой исследования явились диалектический метод познания, метод конкретно-исторического подхода, другие общенаучные методы.

При раьоте над диссертацией использовалесь монографические и диссертационные исследования советских философов е историков, литература прошлых лет, а также отдельные результата зарубежных ученых - М. Блока, Ф.Ницае, 0. Фуку кии, Х.-Г.Г&дамера, К.Г.Юнга, К. Ясперса и других - по проблемам исторического познания, сознания, исторического процесса,

В ходе подготовки диссертации б течение 1991г. автором проведено конкретное социологическое исследование среди студенческой ыолодежи пяти факультетов Калмыцкого государственного университета Анкетный опрос проведен в два этапа. Исследование было организовано поэтапно с цель» выявления динамики, тенденций развития исторического созканкя в студенческой среде. Необходимость данного ре-венки была вызвана также стремительным ходом развития социально-экономических, политических, национальных процессов, происходящих на территории страны, республики. Данная категория респондентов била определена по следующим причинам: во-первых, студенческая молодежь представляет собой социально-демографическую группу, которая в силу саокх психологических особенностей настроена на активное восприятие а ответную реакцию на изменения, происходящие во всех сферах общественной лизни в стране и республике. Во-вторых, это достаточно однородная среда, при всей ее специфике и противоречивости, по формированию в их менталитете определенных ценностей, ориентирующих их жизнедеятельность. Все это позволило с определенной долей условности к достоверности судить о тенденций, оценках, суждениях г.о изучаемой проблеме. Эмпирические результаты, полученные по итогам данного исследования расширили возможности изучения темы и способствовали реализации поставленной цели.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: - Уточнены сущностные признаки понятия исторического сознания; оно определено ~ как совокупность духовных структур, посредством которых субъект осознает свое прошлое, формирует на их основе систему ценностных ориентации, обусловливающих дальнейшее развитие исторического процесса а ходе реальной, конкретно-исторической деятельности, Его сущностными характеристиками являются: ретроспек-тееность, перспективность, ценностная ориентация в историческом

универсуме.

- С позиций многоаспектного подхода обосновано авторское понимание статуса исторического сознания как относительно самостоятельного образования и ого единства с другими формами общественного сознания на основе своеобразного симбиозного "сращивания", представлявшего собой состояние общественного соэнаная иля, иначе говоря, его историческую форму.

- Рассмотрен социальный механизм формирования исторического сознания в процессе ценностно-познавательной деятельности, вследствие чего разработана "идеальная теоретическая модель" его функционирования.

- Сформулировано авторское понимание динемаки исторического сознания, заключающееся в изменении состояния, а его обусловленности и направленности. Систематизированы факторы, детерминирушие динамику исторического сознания в переходный период, определены ах роль я значимость в этом процессе.

- В научный оборот введены конкретные эмпирические денные, харак-терлзущие динамику исторического сознания студенческой молодежи конкретного региона, полученные по результатам авторского социологического исследования.

Практическая значимость исследования, состоит в том» что основные выводы диссертации могут стать теоретической основой для дальнейшего использования в процессе формирования истораческого сознания, прение всего в учебных коллективах. Результаты исследования могут быть применены для разработки региональной программы, ориентируемой на комплексное развитие личности студентов, становление их гражданских позиций. Отдельные теоретические положения могут быть использованы для преподавания обшестЕзкных дисциплин в высших учебных а средних специальных учебных заведенаях, при подготовке учебных пособий по темам: "Историческое сознание", "Динамика исторического сознания", а также в деятельности средств массовой информации по Формированию исторического сознания.

Апробация основных положений диссертаций осушестлялась в форме выступлений на научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов Института молодежи "Общество в молодежь: поиск путей обновления" /г.Москва, Институт молодежи, 19УОг./; на 6-ой республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов, посвященной 550-%лети») калмыцкого эпоса "Джангар" /г. Ядн-ста, 1990г./; в ходе заседания "круглого стола" аспирантов а коло-

- В -

дых ученых Института молодежи "Молодежь а современный мир" /г.Москва, 1У92г./. Рекомендации соискателя направлены в постоянные комиссии Верховного Совета Республики Калмыкия для использования в практической деятельности. По теме исследования опубликовано три работы. Диссертация обсуждалась на заседаний кафедры философии Института молодели /г.Москва/, на котором била рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы включает введение, 3 раздела, заключение, список используемой литературы, првлоаение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введений обосновывается актуальность изучаемой темы, показывается степень ее научной разработанности, определяется цель в задачи исследования, дается изложение методологических основ работы, раскрывается научная новизна и практическая значимость»

В первом разделе - "Теоретические аспекты исследования всто-рического сознания"- осуществлен анализ методов исследования духовного феномена - "историческое сознание".

В основу исследования автором положен принцип системного подхода, суть которого, во-первых, заключается в органической взаимосвязи различных аспектов исследования; гносеологического, социологического, аксиологического. Многоаспектность изучения исторического сознания позволяет рассмотреть данный духовный феномен в его многообразии, С гносеологической точка зрения он проанализирован в качестве определенной системы отражения действительности и процессе исторического познания. Социологический подход основывается прежде всего на гносеологических характеристиках, что позволило выявить место и роль исторического сознания в системе общественных отношений, его динамику, обусловленную практической деятельностью субъекта. Оба подхода предполагают сложную диалектику взаимодействия субъекта к объекта в процессе материально-практической в духовной деятельности. В качестве основной задачи аксиологического подхода к исследованию диссертант выделяет определение механизма социально-ценностной детерминации исторического сознания как способа отражения и преобразования исторической действительности. Изучение проблемы с позиций данных аспектов» основанных на деятельностном подходе, в диалектической взаимосвязи ох1штквает совокупность ценностно-познавательных форм по отнове-

- 9 -

мап субъекта к своему объекту.

Рассыатршвая сущность принципа системного подхода, диссертант ©тлзчаат необходимость использования сястекне-структурного аналя-оа при опраделеняа статуса исторического сознания з сястсмэ сбзэ-ствзнного сознания, Представляя последнее з качестве сложного кногограиного образования, лроявляяаегосл з конкретных формах,су» вествуипах d единство я во взгзаиоозязя, то? юга иной згд анализе позволяет проникнуть в глубаны "частей" обгзета, о одной сторон«, £з воссоздать его з целой по отноаоняэ к састенв болва высокого уоовня структурной органязащш, о другой стороны.

В соотбчтстеяп с stem звла азлояенноо позволяет диссертанту раскрыть исторической сознанзе как пеку» систему, обладгжцуп, зэ~ перзкх, своой собственной структурой! во-вторых, содержанием, • вглючатезгм совокупность взвянообуоловлаэаявях друг друга компонентов /виды, тиш1, уровня, моиеяты историчности а т.д./; г-третьах, сосокупиостыэ взекиозаззсвиоствй о другая формами общественного созканзя.

По существу, зспользованиг прапцяпа систомаоста в kohtskcts дапкой работы даетвозысяность ккогоаспзктного нсслодоваяая ясторв-■«сского сознания во взгшлосвязз с другзна духовника структурп-да а сястемеая, процессгидя объе.тпвиоЗ Е субъегстявноЯ реальностя, Зслздствзз этого on внступзет методологическим прнпцапом зсслвдо-ваяая исторического сознания.

В дассвртацпя подчеркивается, что другая методологический основанием служат ярянцип зсториэяа, преде таззлянззй собой комплекс познавательных Еиператлвоэ, что позволяет, Eo-nspsux, рассматривать лсбую систему, в теа чнодэ я ясторзческое созпаяае з развитая в его временной аспекте: прошдоэ, яастоляээ, будуяаэ. Во-вторых, он ебзеяечзвает осяозшшя для расснотр-экая жботъ объекта, явления пая некоего момента-целого а более обяэЭ пеня разватая, что способствует ввдоленпо гталов, состояний одной s той яе cao-, темы на основе определенных празнгяоз. В цзлеа, посредством кон-кратязадая обяе^ялософской идея развитая, з дяссертакзя определены аспекта научного нсслеяованая - асторячвскоа а логическое, "историческое" я "человеческое".

Па мненкя автора, важным иомеитои о ггоетмшжа асгорнческогэ сознания является известная пдая H.A.Бердяева о взалмосвяза "человеческого" я "исторнческого", представлявшая собой одну.аз возможностей использования ее в качестве подхода всследоваяия. Аяагяз

взаимозависимостей субъективного и объективного, "человеческого" в "исторического" через призму духовных связей и про-явлений в пирс реатьных вещей позволил выделить духовную основу, которая образуется при пересечении их, в результате чего возникает своеобразный духовный феномен - историческое сознание. Б данном понимании он выступает как определенный способ бытия "человеческого" в "историческом", в процессе творения, созидания истории. Исследование исторического сознания в данном аспекте позволяет выделить субъекта в мире объектов посредством его многообразных связей, отношений, ориентиров деятельности в процессе исторического развития.

Используя сформулированные теоретические подходи, автор исследования во втором разделе - "Историческое сознание и его сущ-ностЕ" - переходит к рассмотрении места и роли данного духовного образования в структуре общественного сознания, его сущностных характеристик, к обоснованию механизма Функционирования.

Анализ различных точек зрения на сущность и содержание исторического сознания, их обобщение, а также использование сформулированных в первом разделе теоретических положений дает вожможность диссертанту определить историческое сознание как некую совокупность духовных структур, посредством которых субъект осознает свое прошлое, формирует на их основе систему ценностных ориентация, обусловливающих дальнейшее развитие исторического процесса в ходе реальной, конкретно-исторической деятельности.

В силУ этого историческое сознание можно представить как процесс осознания постоянно поступающей информации о прошлом на всех уровнях различной степени сложности, что формирует ценностное отношение к историческим реалиям и отражается в сознании людей в виде оценочных суждений и в конкретно-исторической деятельности -В поведении, поступках, позиции субъекта. В процессе непрерывной, устремленной в будущее деятельности имеющиеся исторические знания, актуализирующиеся в традициях, социально-историческом опыте, требуют переоценки в соответствии с изменяющимися потребностями. Диалектика общественной деятельности такова, что все внешнее, что окружает субъект в процессе жизнедеятельности, становится осознанным внутренним состоянием, определяющим субъективный мир и дальнейший процесс развития. Поэтому полученные знания о прошлом, пропущенные через призму мироощущения субъекта, соответствующие определенный идеалам конкретно-исторического периода, способствуют формированию ценностных ориентации. Сущностная сторона ориентации

содержит в себе самоосознание^понимание субъектом своего исторического предназначения, постижение смысла исторического бытия. По мнению автора, такое понимание смысла определяет историческое сознание, основанное на формирования ценностного отношения к историческим реалиям, выражающимся в объективном отношении к прошлому, гуманном отношении к исторической судьбе цивилизации, исторической ответственности по преобразованию общественных отношений. На основании этого диссертант выделяет сущностные характеристики исторического сознания - ретроспективность, перспективность, ценностное ориентирование.

Рассматривая историческое сознание в структуре общественного сознания, диссертант приходит к выводу о том, что оно представляет собой относительно самостоятельную форму в соответствии с существующими в философской науке критериями их обособления. В качестве таковых признаков отмечены: 1/. наличие объекта отражения -историческое прошлое; 2/. предмета отражения - отношение субъекта к своему объекту /историческому прошлому/; 3./ специфический способ отражения, который характеризуется сантезированным отражением исторической реальности, что придает конкретному субъекту только ему присущее отношение к себе, себеподобньш, к окружающему миру; 4/. специфической социальной функцией является способ ориентации субъекта в историческом универсуме.

В диссертации акцентируется внимание на системообразующих компонентах исторического сознания, прежде всего на обыденном и научно-теоретическом видах и социально-психологическом и идеологическом /теоретического самосознания/ уровнях.

Обыденное историческое сознание, складываясь в повседневной практической деятельности людей, основывается на эмпирических данных, определенных ценностях и осмыслении прошлого как такового. Его чувственно-эмоциональные компоненты, пропущенные через призму ценностного мироощущения, позволяют субъекту находить верные ориентиры в конкретно-исторических ситуациях, понимать сущность про~ исходящих событий, видеть перспективу развития. Однако ограниченное рамками эмпирических данных и житейского опыта обыденное историческое сознание не может в полной мере раскрыть судность многочисленных связей и отношений между субъектом и исторической реальностью во временном аспекте. Поэтому возникает объективная необходимость в Формировании научно-теоретического сознания, которое дает целостное систематизированное представление о проалом и

целом и отдельных втапех развития исторического процесса. Это определяет целый круг проблем» что паяло своа отраженно в научных теориях, концепциях, парадигмах, исторической науке в целой. Автор полагает» что теоретическое историческое сознание реализует Функцию научного осмысления , объективно-истинного отражения субъектом своего бытия з процессе исторического развития от прошлого через настоящее к будущему. Оно выражено в логако-рациокальной фор- в вадз теоретзчеегш осмысленна* знаний а в чувственно-образной форме посредство«.вмоцяоналъннх сопврежквйпзй, "Егналенай" в изучаемую олоху, интуиции,

Раскрнвзя двалектичаскуи взаимосвязь влдов исторического сознания, гяееертакт обретет внЕиакяе на спещз?яку ©г-о проявления в различии* сферах духОЕКОЙ якзик. Так в общественной всахолопт /на психологическом уровне/ ноторичеегчоо сознание находит свое el-раженве в отно^знип к ксторичоскаи знаниям, ах оценка, что основано на глубоком чувственном осмысленна прошлого, сопереяяваюш, созкании общего настроя но отиовеиа» к нему. Своеобразным проявде-пявм «одно считать архзтап, который выражает субстрат, "коллектав-нов бессознательное5*, что есть основа духовного единеккя той шга еноМ социальной группа. Архетпгга ороязяявтея в нэккх дейстьующах образах, мифах» символах и выступазт как духовкыэ спяззз характерных черт поведения народа. Одним, еловой, суасгтвуетис слогные внутренние взакиосвязв медду компонентами исторического сознания позволяют прообразовывать его в соэтвэтстива с цаяяая в потрвбностя-ия общества, корректируя при отом ценностные орзентири жаз.чедея-тальноста.

&'.ногофуннцзонадвкость асторнческого сознания предопределяет реализация асторачаокзы субъектои различных социальных функцай. Акалазкруя их, автор отвечает специфические черты паяной. Познавательная функцая характеризуется yea, что она представляет собой исторически развиваадайся процесс деятельности отражения лпдьмк смей всториа. Ее реализация происходят на всех уровнях позканял. Со од а>п> по-а сто рх чзская функцая связана с осознанней субъектом себя в настоящем как часта единого целого, уходящего свояка корнлот »глубь проалого а устремленного в будущее. Процесс познания и осознания историческая ре&яай формирует у субъекта встану о самой себе, своей рола а иесте в социуме, что содействует становлению исторического самосознания, проявляющегося в историческом саыопо-стажеких субъекта. Мировоззренческая функция тесно взаимосвязана

о другими, органически дополнил, обусловливая, развивая их, что способствует обогащение ее-внутренней сущности. Она выполняет задачу ценностного ориентирования субъекта з процессе его исторического становления, формирования позиций, идеалов з ходе деятельности, созидания ясторки. Выделение данных функций условно, т. к. каждая из них является аспектом целостного отношения к окружающему мару.

Анализируя историческое сознание в гносеологическом аспекте, автор обращает внимание на эволюцию исторических чувств» змоциЭ, взглядов, понятий, идей, обусловливающих имплицитно постепенное воздействие исторического сознания на общественное сознание в целом и его формы в частности. Это определило необходимость дальнейшего исследования реализации данного духовного феномена п процесса' юзнедеятельноста и сто рз чес кого субъекта,

В третьем раздела - "Динамика исторического сознания в современных условиях / анализ материалов конкретного социологического исследования/" рассматриваются основные динамические характеристики объекта исследования, его обусловленность доминантами /факторами/, источники развития.

Обосновывая историческое сознание как уникачьную форму, автор отмечает ее особенность, которая выражена в способности усиливаться по глубине отражения я влияния на жизнедеятельность субъекта настолько, что, проназыгая все Формы а уровня общественного сознания, оно занимает доминирующее положение в его структуре й характеризуется как состояние. В связи с аткм диссертантом выдвигается гипотеза о том, что историческое сознание существует как бы в двух ипостасях. С одной стороны, - это относительно самостоятельная форма, а о другой стороны - вто состояние, выреяагхаее историческую суть общественного сознания во всех его формах, уровнях а т.д., что дает основания говорить об исторической форме общественного сознания. Оба эти Феномена находятся в диалектическом единстве друг о другом, как бы существу* друг в друге, одновременно Функционируя в двух плоскостях: в гносеологической /процесс отражения Есторической действительности/ и в онтологической /практическая деятельность/.

Подтверждение данной гипотезы потребовало анализа, во-первых, данного специфического явления» представлявшего собой симбиозное духовное образование по освоении прошлого и выработке ориентация, состоящего из различных идей, чувств, представлений, ценностных

суждений, основывающихся на экономических, нравственных, политических, философских, религиозных и других характеристиках; во-вторых, его сущностных признаков, выражающихся в сочетании различного рода компонентов- эмоционального, рационального, иррационального, объективного, субъективного, истинного, ложного и пр., идеологических и психологических проявлений, что обусловливает изменения состояния. Это в свою очередь позволяет рассматривать его динамическое положение в структуре общественного сознания.

Раскрывая динамику исторического сознаний как изменения состояния в его обусловленности и направленности на материалах проведенного конкретного социологического исследования, автор отмечает значимость объективных и субъективных факторов, детерминирующих ее развитие. Характеризуя объективные факторы, диссертшгг акцентирует внимание, главным обрезом, на качественных изменениях общественного /исторического/ бытия, исторической реальности переходного периода, а также на многообразных проявлениях духовно-культурной сферы, включающей в себя исторический опыт, традиции, систему данностей. Пря этом субъективным, внутренним моментом, влиякцим на динамизм исторического сознания является историческое самосознание субъекта, которое в данном контексте одновременно выступает а как элемент динамической структуры.

Обусловленность динамических изменений в историческом сознании рассматривается во взаимосвязи с внутренними и внешними противоречиями, суть которых определяется, во-первых, противоречием мйду эмпирическим и теоретическим уровнями сознания; между идеологией ¡з психологией; а во-вторых, рассогласованностью общественного сознания г его состояний с социальным бытием.

Выявленные динамические характеристики позволили обозначить процессы динамического развития исторического сознания в ходе социологических исследований через призму "идеальной теоретической модели", включающей в себя три аспекта: когнитивный, аксиологический, праксиологический. В работе определены основные черты, признаки, элементы, эмпирические индикаторы, характеризующие сущность в содержание каждого аз обозначенных компонентов модели. По существу, когнитивный компонент предполагает знание субъектом исторического прошлого, служащего основой установки на познание явлений современного мира я определение перспектив развития. Аксиологический аспект, по мнению автора, представляет собой систему взглядов на исторические события: убеждения, оценочные суждения о 1дк-

?ax¿ событиях» яздезнях исторического проц?оса» o?spesTsmis установка в откозеняи к проалоыу, историческому опыту, каодедгэ? способность' оценивать я яитзрпрзтяровать астораэ. ПракозологачаскаЕ компонент обзспвчазае? уизгая оо^услявать sctops^scjcisa понятая, потребности, навыка рээлззацяя оасах знаний а убецдекнб 20 естора-ческям проблемам в ярактвчвокой деятедьяоота5 способа духовной регуляция своей жизнедеятельное?!. Диссертант предполагает, что предложенная модель позволяв? бнявзть иехттн функционирования сознания в его двнакическсы развитии, а также спэцяфяческуэ сущностную сторону, выразенкуэ з ценностной аспекте сознания.

Сопоставительный аналяз вьшяраческих генных, полученных з холе социологического ясследосаняя среди студентов, позволяв? опргде-делить характер, направленность, обусловленность двнгмнчсоккг зэ-неиенай исторического сознания данной категорий молодежи. Оское-ии доминантами, детеряшкзруишша дякамику исторического сознания студентов являютая првзде всего соцаельно-экономаческзе, подзтич^ окна, духовные, национальные реалаи, характеризующие• современный переходный период э стране, регионе, а складывающиеся на ах основе субъект-объектпыо отноэения а отнесения ма.тду субъокты-.з,

В работе отмечено, что коккретио-асторнческяй период характо-ризуется двумя основнш:я тенденциями. G одной стороны, у студентов прослеживается устойчивый гнтзрес к зстораческоку празлому обще-отпа, своего народа с целью aro осмысления, понимания сути происходящих процессов, использования асторачвского опыта в своей жизнедеятельности. Основнккз чертами данной тенденции являются критическое осмысленна прошлого, традиций, исторического опита, жела-дойта до истины путем освоения недоступной ранее исторической ишЕормация: научной, документальной, художественной, публиедста-ческой. С другой стороны, кпляцо тенденция индифферентного отношения к история, что выражается в пассивном восприятии исторической ни'Ьормация, вплоть до ингилизиа, отрицания необходимости в знаня~ яж по истории, отказа от опыта преддествующнх поколений, нежелания воспринимать мир глазами людей другого временя, другой национальности, веры, культура.

Оба тенденции, существующие в многонациональной студенческой среде, находятся в постоянной противоречивом взаимодействия, проявляя себя- з различных Форыах своего бытия, а прежде всего на эмоционально-чувственнои уровне обыденного сознания. Осооенностыз

исторического сознания студонтов на современном этапе является приоритет национального сшосознання, эмоциональная, иррациональная направленность. Этот момент служит своеобразным основанием для единения поколений на национальной основе, что иногда приводит либо к национальному духовному возрождении, либо к открытым формш национализма, бытового шовинизма; этнического вгоизма. Игнорирование, недооценивание этого факта ыокет привести к обострению нацао-палькых проблем, и прегдо всего в молодежной среде.

По мнони» автора, в современный период при всех трудностях развития пароходного этапа общества необходимо обратить особое внимание на комплексный подход к формированию исторического сознания, что долкно бить неправлено на привлечение студентов к активной познавательной и практической деятельности, способствугаей развитие критического ккшлезгая, уканка сатстоятздьно получать необходимую историческую информации, использовать ее н приобретении^ оинт в разрешении тех глп иных проблем, отстаивать сеой позицпк па основе объективного знания, бить отаетствонныш за перспективу существенных процессов, определяемых разнообразные цанпостиызлн ориентирами,

Днсоортант дедаэт вывод о тога, что дянаигка исторического сознания, реализуясь в практической деятельности субъекта, дстер^:-нароваяа рэальншл отражением его исторического бытия, что выражено в данностях -.атернашюЯ п духовной культуры. Познавая Еоторичо-скуа действительность, субъект, как активно-делящая сила, ^ориа-рует свое отиопенпс к ней, оказывая непосредственное бдвкнио на со преобразование. При втоа роль "человеческого" в преобразовательной деятельности исторического бития усиливается, что в обусловливает, г своп очередь, дянамзческ о изменения в саком сознанни.

В заключения подводятся общио итоги работа, полученные соискателем в результате проведенного исследования.

По теме дассарт&цзн опубл-.коашш оледуэдав работы:

1. О некоторых вопросах формирования исторического сознания молодежи // Общество н колодеяы поаск путай обновления: Тезисы научно-практической конференции. Н., Институт молодежи, 1 июня 19в0г.- U., 1990,- С. 5-8.

2. О некоторых аспектах азученая яотсраческого сознания //Труды 6-ой республиканской научно-практической конференции молодых ученых я специалистов.- Элиста, 1990,- С. 13-15.

3. Нетодологяческие аспекты яоследовання исторического сознания// Молодсаь н современный tap / Материалы круглого стола аспирантов и ыолоднх ученых Института колодеяя/,- М. ,1992.-0.38-44.