автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
История ислама и восточных областей Халифата в работах Пантелеймона Крестовича Жузе

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Шауки, Абу Халил
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'История ислама и восточных областей Халифата в работах Пантелеймона Крестовича Жузе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История ислама и восточных областей Халифата в работах Пантелеймона Крестовича Жузе"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

УДК 950/= 927/4-296/091/

ШАУКИ АБУ ХАЛИЛ

ИСТОРИЯ ИСЛАМА И ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ХАЛИФАТА В РАБОТАХ ПАНТЕЛЕЙМОНА КРЕСТОВИЧА ЖУЗЕ

Специальность: 07.00.03 — Всеобщая история (средние века)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Баку — 1992

Работа выполнена в отделе средневековой истории Востока Института востоковедения Академии наук Азербайджанской Республики.

Научные консультанты:

доктор исторических наук, академик 3. М. Буниятов

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, старший научный сотрудник Пириев В. 3.

кандидат исторических наук Агаева Э. Р.

Ведущая организация — Бакинский государственный университет им. М. Э. Расулзаде (кафедра истории стран Азии и Африки).

Защита состоится « 2*3- » ¿аь^_ 1992 г.

в /^ часов на заседании специализированного совета К004.23.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Институте востоковедения Академии наук Азербайджанской Республики (370143, г. Баку, пр. М. Азизбекова, 31. Институт востоковедения АН Азербайджанской Республики).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Азербайджанской Республики.

Автореферат разослан » ¿?1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических нау»

АСАДОВ Ф. М.

ОШЛ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация является персик исследованием творческого наследия выдающегося историка, филолога и общественного деятеля Бандали Салиба ал-Джайзи /Пангелейкоиа Крестович'а лузе -как его называли в России и Советском Соме/, палестинца по происхождению.

Актуальность темы.Ьь сегодня сложилась ситуация, в которой усилиями определенных кругов, заинтересованных в предании забвению истории Палестины и палестинского народа, проводится планомерная работа по искоренение ясего, что имеет отношение к Палестине: уничтожаются культурные очаги и политические организации, подвергаются репрессиям видные представители этого маленького народа, изгнанного со своей исторической родины. Стремление к независимости и свободе высветило имена сынов Палестины, каждый-из которых внес своя лепту в святое дело освобождения родной земли.

Одним из ярких представителей палестинского народа является • Пантелеймон Крестович Жузе. Высокопрофессиональный и образованный востоковед-филолог, исторг, лингвист, социолог - П.К.Еузе длительное вреш оставался единственным исследователем социально-экономического фактора в исламе. Многие историки пользовались его трудами, поскольку П.К.Еузе был пионером в изучении исмаилизма, движения карматов, зинджек, деятельности Ихван ас-сафа*. От либеральных мыслителей своего времени П.К.Еузе отличала материалистическая оценка событий я фактов; от националистов своего времени он отличался тем, что был лишен фанатизма с его призывом к арабскому единству любой ценой, с его постоянной надеждой на возрождение арабской нации в ее былок величии.

Научный уровень каждого исследователя определяется его способностью с собственных позиций осветить все аспекты изучаемой проблемы, как бы различны и противоречивы они ни были, дать им исчерпывающий объективный анализ. Во всех своих исследованиях П.К.Жузе последовательно стремился придерживаться этого принципа.,Примерок тому служат его работы в области идейного наследия арабов.

Научно-практическое значение диссертации определяется значимостью вьивленного и анализированного материала, иллюстрирующего вклад в развитие востоковедения П.К.Еузе, палестинца, кивиего а работавшего в России в Азербайджане. Данные исследования могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории востоковедения в СССР, истории Азербайджана, истории ислама, его идейных течений, а также при чтении спецкурсов на философских и исторических факультетах высших учебных заведений.

Научная новизна.В настоящем исследовании впервые:

- самостоятельно рассмотрены переводческая и научно-исследовательская деятельность ученого;

- дан критический анализ творчества П.К.Жуае;

- определен круг ученкх-востоковедов, чьи исследования явились для Л.К.Жузе основополагающими при трактовке тех или иных конкретных проблем, касающихся истории ислвма;

- привлечено эпистолярное наследие ученого, дозволившее восстановить или восполнить данные о жизни и общественной деятельности П.К.Жузе;

- приведен статистический материал о социально-экономическом в политическом развитии Палестины в Х1Х-И вв.

Цель и задачи работы. Основная цель - определить вклад П.К.Жузе в развитие востоковедения в СССР. Соискатель ставит своей задачей исследовать следующие конкретные вопросы:

1. Зактори личной и общественной лизни, повлиявшие на формирование характера и мировоззрения Д.К.2узе.

2. В какой мере он вобрал в себя достижения советского востоковедения и насколько был привержен марксистской методологии научного исследования?

3. Как учитывалось в его работах наследие выдаадихся западных востоковедов, как он относился к ним?

4. Какова ценность и актуальность исследований П.К.Хузе в наши дни? '

Источниковедческая база работы. В диссертации использованы работы П.КЛузе, привлечены средневековые арабские источники, з также исследования арабских и европейских востоковедов по исламу, ис~ тбрии Востока, политической и социально-экономической истории ара-бог. . . ■ .

Метод исследования. Работа базируется на сравнительно-сопоставительном изучении Материала средневековых источников, историографического материала, использованного П.К.хузе, в также на критическом анализе наиболее значительных трудов ученого.

Апчобвшя работы. Диссертация была обсуадена и рекомендована к защите ка совместном заседании отделов средневековой истории Востока Института востоковедения АН Азербайджанской Республики, историй Азербайджана Ц-Л1 вв., историй Азербайджана ХЕ-ХУЩ вв. Института истории АН Азербзйдавнско.1 Республики.

Структура работы; диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и придояоняй /7 .{ютогр&фий, 5 карт и 4 таблиц/.

ОСНОВНОЕ СОДКР2АШ1Е РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, кратко излагаются основные положения работы.

В первой глеве диссертации - "Пантелеймон 2узе и его эпоха: Палестина в конце Х1Х-начале П векови/сс.Н-36/- дается краткий исторический обзор, освещается географическое положение Палестины аа момент ее подчинения британскому мандату согласно пакту Са;шс-Г1ико /1919г./, рассматривается экономическая и социальная структура общества. Вопрос затрудняется тем, что в течение определенного конкретного периода, т.е. в. конце Х1Х-начале ХХв. под названием Палестина не било четкой административной единицы, а ее арабское население не мыслило себя обособленным от стран аш-Шама /исторической Сирии/. В качестве самостоятельной политической единицы Палестина появляется посла раздела арабских провинций Османской империи между Францией и Англией.

В конце прошлого века, когда речь заходила о "Земле обетованной", т.е. Лалестиие, почти все европейцы мыслили библейскими категориями. В 1878г. журнал "ал-Муктатаф" опубликовал статью "Карты Палестины", где границы ее определялись от Дана до Бир-И!ебы и от Иордании до Средиземного моря. Полный политический эффект этого представления проявился пооле первой мировой войны, когда вслед за Версальской мирной конференцией в 1919г. обсуждались всевозможные варианте установления границ Палестины /в основном в британско-сионистском представлении/. Ллойд Джордж - тогдаиний премьер-министр Великобритании - даже телеграфировал в Лондон, прося прислать размноженные копии доклада Джорджа Адама Смита /1Ь40-1й?б/, известного английского археолога, обнаружившего в Ниневии клинописную табличку, дополнявшую легенду о потопе. Доклад этот назывался "Историческая география Палестины /Священной земли/" и сопровождался специальным атласом. Ллойд Джордж хотел, чтобы ка.адыЁ участник мирных переговоров в Версале имел перед собой наглядный исторический материал, по которому мог бы определить границы Палестины. Спорными бшш Еосточные границы. Одни предпочитали провести восточнуи границу ло р.йордан; другие - передвигали ее восточнее, в сторону /.ордании, поскольку юго-восточная 'часть ее, иаходитаяся в пределах санджака ал-Балка с центром в НаОлуее, тоже относилась к Палестине.

С другой стороны, закита пути паломничества всегда являлась почетной прерогативе.; Яыис.ка. Поэтому требовалось непосредственное адакикстрьтааное руководство Дамаска этим районом. В этой связи

еще в 1887г. било разработано окончательное административное мероприятие относительно восточной Части Иордании квк южной граница провинции аи-^ак с подчинением Дамаску.

Район, находящиеся меяду р.К орден м Средиземным морей, в последней четверти XIX в. разделялся на две часта: юг, как независимый Сапдъак Иерусалима, начиная с 1874г. подчинялся Высокой Порте ке-посредствзпко в Стакбуле; север с Мв7г. стал подчиняться провинции Бейрут. Зтим делением р.Иордан стала восточной границе!; Яалес-ткии. Газа, управляемая Иерусалимом, ал-Ариш - Каиром, пустыни ан-Н&г.аб и Сина^, заселеннее бедуинами, подчинялись османскому султану. Реальну» почву имел лод собой интерес ¿гклта к Скна», поскольку путь пзхоу.миюв от Суэца до Мекки пролегал через Синай. Северные гуинкцк Палестины, в соответствии с интересами Стамбула усилить сисе, военное л политическое присутствие в этом районе, полностью попадали под власть правителя Акки.

Лондонская конференция 1840г. предложила Цухамкчду Али Паше ' править Аккои и изнои Сирией пожизненно. Пограничная линия намечалась следугскпл; образок: "... от мцеа Акнакур ив Средиземном коре она будет продолжена до места впадения р.Садсабан в Тивериадское озеро, проходить но всему-западному побережью озера, следовать за правим оерегом р.Иордан, западны/, берегом «¡ертвого моря и далее прямо до Красного моря, где совпадет с крайней северной оконечностью залива Акаба и восточным берегом Суэцкого залива до его кон-ца"/цэт.ш: А.£ош.. Кореянке перекенк в Палестине. Амман, 15с>6, с. 23/. Однако этик планам не суздено было осуществиться ни при Мухам-кадс Али Паи:е, пи при его преемниках, поскольку в 1а'/2г. европейские консулы объявили о слиянии трех сакдаакоа - Иерусалима, Наб-луса'я Акк/ - в.единую провинцию Иерусалим или Палестина. Целъа европейцев было объединение всех святых мест иудаизма и хрнстпакст-ва. Это мероприятие побудило Стамбул рассредоточить усилия европейцев и создать кутасарри^иа Иерусалима в подчинение Дамаска. Таким образом, ксяко констатировать, что Высокая Порта, начиная с 1у30г. ничего не сделала для административного ооъедпнения Лолзстпнк.

В свое время ковке геограС-лческае открытия пзолароьалк страта аи-Шга от кароьнх торгозих путей; они утратили свой значимость, их экономика постепенно ослабла. Та&ь после включения в состав 0с~ майской империи они вновь попели в орбиту ьчги.макггя езролзиских стран, но теперь уже как объект, на котором сокккулись интересы последних. Россия, Австрия. Великобритания, крайняя конкурировали »¿аду собой, стремясь создать здесь.различные компании, коясуль-

ские представительства6 защищенные зонн.

Что могла дать Палестина Европе в конце XIX в? Эхо выявилось на всемирной выставке в Вене в Id73r., где Падостняа не имела собственного павильона и все ее экспонаты били выставлены в павильоне Османской империи. Палестина все еще играла заметную роль в экономике благодаря развитию сельского хозяйства и экспорту ее продукции. В экономическом отношении Иерусалим не играл большой роли в Палестине ни как торговый центр, ни как центр ремесленного производства. Он хил и стремительно развивался за счет доходов от туризма и паломничества к.святым местам. Окном Иерусалим в мир была ЛЗД'Э. Процессы, происходившие в экономика Палестины в указанное время нашли свое отражение в социальной структура, в ее демографии.

В главе исследуется также суть этнокон^ессиональних конфликтов, возникших в регионе в середине прошлого века; концентрируется внимание на взаимоотношениях мусульманской и христианской общин.

Пестрый религиозный (Jon способствовал постоянному сохранению очагов напряженности и позволял ьеликим дерзавак, искусственно разжигая вражду мезду религиозными меньшинствами, эксплуатировать эту ситуацию для осуществления своих политических'и экономических амбиций. Россия оказывала поддержку .ортодоксальной общине, 1>ренция-'маронитам, Великобритания поддерживала-притязания друвов.• Глубокий кризис, поразивший Османскую империю- этого "больного человека", сделал возможным активное вмешательство европейских государств в дела Ближнего Востока. Младотурецкая революция 1908г. создала условия для зарождения и нарастания арабского освободительного двоения, направленного цротиЕ османского.засилия.

Тревогу в арабском обществе вызывала и активизация деятельности сионистских организаций, а также политика Османской империи, создьлс-выеи редлм наибольшего благоприятствования для еврейской иммиграции в Палестину.

Вовлечение арабских стран в первую мировую воину имело для них трагические последствия. Экономика Сирии, и Палестины не одержала исш/такии во;;ны. Резко сократилось промышленное и сельскохозяй стенное производство. Повсюду развернулись антитурецкие выступления. Борьба за создание независимого от Османской нулевая арабского государства закулисно тормозилась европейскими деркивами.

В начале 1017г., готовясь к захвату Палестины, британское правительство вспомнило о притязаниях сионистов на эту территории. !ак называемая декларация Бияь.;ура /ноябрь 1917г./ - тогдашнего министра инистришшх дел Великобритании - открыла козкоаность к

фактическому разделу Палестины и иод патронажем Британии увеличить иммиграцию и расселение еврейского населения в этой стране.

В августе 1918г. Палестина шпала иод непосредственное подчинение военной администрации и была поделена за 13 зон. Эта администрация подготовила предлог для прибытия в Палестину международно!; сионистской киссии во главе с Вайзманом для поддержки идеи создания "национальной родинк евреев" В илле 1920г. военная администрация была зак«яена гражданской г первым Верховным кокиссаром Палестины стал английский сионист Герберт Сэмюэль.

5 февраля 1922г. был опубликован проект конституции.Палестины с одобрения английского правительства и без согласия консультативной ксламско-христиаксиой комиссии, специально созданной для зтой цели. В руках Верховного коккссора сосредоточивалась абсолютная власть и за ни/, сохранялось право приостановки действия любого закона на территории Палестины.

2-я статья конституций гарантировала "создание национальной родины для евреев", е 4-я статья признавала еврейское агентство в Палестине генеральным органом для консультации адулаистрации в вопросах экономики, социальных и других проблем, связанных с созданием еврейского государства. Именно к этому времени относится формирование первой организации палестинского национально-освободительного движения - Арабский палестинский конгресс.

Специальный раздел глевы посвящен вопросам социального развития Палестины в исследуемый период. Элементы европейской цивилизации внедрялись в сферу Социального быта и культуры. С начала XIX в, в Палестине была создана пирская сеть иностранных шшл, которые управлялись миссионерскими организациями, находившимися под контролем европейских- держав. Так, вплоть до первой- мировой войны Россия тела в Палестине несколько начальных скол, средних учебнкх заведений и два так называемых учительских ¿ома: один - для подготовки учителей арабского-языка, в котором преподавали арабы, получашиз образование в самой России, и другой - для подготовки кадров, направляемых но учебу в Ро'ссаю.

Среди выпусннков этих учебных заведений были Искандер вл-Хури, 'Кадил Вейдсс, Сулайман Каббейн, Фадая ан-Наиар, Насир йсе и Наум ас= Саба, одазавайе впоследствии влияние не идейное и литературное движение. В эгях школах получила образование также выходцы из других арабская стран, ъ том числе Михаил Кувамз, Насвб Аркде в другие. Русскую школу в Назарете окончила и Кульсум Уде Д.В.Сде-Засгльзва/ связанная свою дальнейшую судьбу с Россией.

- Э -

Вторая глава - "Биография Пантелеймона 2узе /1871-1942/", сс. 37-60 - содержит подробные сведения о семье ученого, его детских ' и юношеских годах, об основных факторах, сыгравших определяющую роль в формирований личности Ц.К.Куза как человека и ученого, о его друзьях и единомышленниках.

Пантелеймон Крестович Дрестофорович/ 1узе родился 2 июля 1871г. в Иерусалиме в православной семье, корни которой восходят к древнему арабскому племени Гассан.

Рано осиротевший, лишившись_сначала матери, затем - отца, мальчик воспитывался в семье, брата Костанди. Большое участие в судьбе П.К.Хузе приняли его сестры Екатерина и Елена, а также дядя с материнской стороны - Никола Ансари. По-видимому, раннее сиротство наложило отпечаток на формирование характера ребенка: его любимым занятием било уединение и чтение. Племянник П.К.Жузе Насри ал-Дяау-зи впоследствии так вспоминал о том периоде жизни своего дяди: "Мой дядя со стороны отца /т.е. П.К.Жузе -А.Ш./, как рассказывает моя тетка по отцу - его старшая сестра, не любил играть со сверстниками и как только выучился читать и писать, предпочитал уединяться в укромном уголке с книгой, не отзываясь на зов, иногда даже забывая поесть" /информация предоставлена соискателю Насри ал-Дда-уэи/.

Начальное и среднее образование П.К.Жузе получил в монастыре "ал-Ыусаллиба" в Иерусалиме, куда набирали наиболее одаренных детей с тем, чтобы готовить их к церковной службе. Здесь он в течение семи лет изучал религиозные науки и завершил свою учебу ужа в монастыре Кифтинблиз Триполи.

П.К.Жузе всерьез намеревался стать священнослужителем.. С этой целью в 1891г. он едет в Россию, чтобы продолжить учебу з Духовной академии з ¡¿оскве. Однако, трехлетнее пребывание в России заставило П.К.лузе по-новому взглянуть на свою дальнейшую жизнь, i¿гу кажется, что люди, призванные служить вере и управлять религиозными институтами, не выполняют должным образом своей миссии. И он решает посвятить себя светским наукам. Поэтому в 1695г. Л.К.Яузе переезжает в Казань. Здесь он занимается преподаванием арабского и французского языков в университете, а в 1899г. защищает магистерскую диссертацию "№устазилити: историко-богословское исследование по исламу".

В 1900 г. П.К.Жузе возвращается на родину. О первом поселении Палестины мы узнаем из письма его дочери Анастасам сьоейу двоюродному брату Насри ал-Длаузи: "... в 1900 году мой отиц, еще на бу-

дучи женатым, впервые посетив Палестину, родина места, собирался остаться там среди своих родственников и друзей, по которым он сильно тосковал. Однако он не смог выдержать атмосферу рабства в лжл, поэтому вернулся в Казань",

В [9СЗг. П.К.¿узе женился ив выпускница варшавской гимназии Ладмиле Лаврентьевне Зуевой. От этого брака у них родились три сына и четыре дочери. Л.К.&узе уделял большое внимание их воспитанию. Она получили хорошее образование и занимали престижные должности в различных научных учреждениях СССР.

В 1909г. П.К.£узе вторично едет в годичную командировку в Палестину во главе группы русских ученых, которые направлялись в эту страну с цельа ознакомления с ее достопримечательностями и историческими памятниками• Другой задачей командированных было изучение и соверкекстгованяе арабского языка. Сб этой поездке вспоминает один из участников экспедиции на Восток русский писатель Федоров:

" В Иерусалиме, в доке господина Вандала ал-Джаузк, профессора Казанского университета, я имел встречи с некоторыми литераторами. С нами оил русский востоковед господин Крзчковский, прибывший на Восток с научной миссией. Он уже побывал в Египте, Сирии, Палестине в за полтора года своего пребывания на Востоке овладел арабским языком, воспринял мораль и обычаи арабов. Литераторы, о которых упоминалось выше, были Халкл ас-Сакакинк, поэт к мыслитель 'ан-Накааиби и потомственный аристократ Ддалил ал-Халэди. Некоторое время-беседа шла по-французски", частично - по-английски, Больсзя честь беседы велась по-арабски. Основными собеседниками О иди ко f. товерад - востоковед к хозяин дока; я ке наслаждался их разговором. Течь этих молодых прогрессивных ладей была пронизана пронЕцательностью, энтузиазмом в патриотизмом.. 3 отличие от многих европейцев, я знал многое об этой-великой нации, ее истории, традициях. Я сидел и слущал арабекай язык, его красочную звучность» мелодии, из которой лилась сила и эмоция. Затем поэт ан-На-шаакбп стал читать на« своя стихи и поэму "Памяти македонской девушке". Я был потрясен его произношением. Мне казалось, что я слышу не огаа голос, а шюгоголосае массы» В каждом слоге, в каждой фразе поэма таился особкЗ смысл" /Палестинская зн.-далопедия, IS34, т.Е, C.G2/.

С I9II so I9IS годи П.К.1узе учился на юридическом факультете Казанского университета, по окогпаняд которого оа получил степень доктора философия а пврваел на ясюрако-лйхерлтуг-ныг факультет

того же университета, где вплоть до 1920г. занимался историей народов Ближнего Зостока. .

В 1920г., по приглашению Бакинского университета, П.К.Яузе переезжает в Баку и приступает к работе на восточном факультете. Уже в следующем году цро^. П.К.Нузе совершил научную поездку в Иран, где он приобрел для библиотеки университета огромное количество арабских и персидских рукописей.

В 1925г. П.К.Кузе стал деканом восточного (факультета и принял активное участие в выработке нового азербайджанского алфавита. Здесь в Баку П.К.Жузе поручил степень доктора арабской'Филологии. В бакинский период жизни ученый посетил, помимо Ирана, Ирак, Си- • рию, Египет и дважды - в 1928 и 1930 гг. - Палестину. Если первые две позздки на родину носили частный характер, то две последние имели целью оказать посильную помощь соотечественникам в консолидации национальных сил вокруг жизненно важных для судьбы палестинского.народа вопросов, в том числе и борьбы против набирающей силу сионистской опасности.

Согласно устной информации, полученной от племянника П.К.Яузе, по прибытии в Иерусалим он остановился в доме своего брата Костан-ди. Здесь же он приступил к уаботе над 'своим главным трудом "Из истории идейных Движений в исламе". Он адресовал его арабской молодежи, тем колодам лэдям, которые освободились от религиозных догм, социальных предрассудков и национального чванства, людям со здравым и трезвым умом и недремлющей совестью. Уже 10 августа 1928 г. книга вышла из печати в Иерусалиме. Газета "аш-Уура" писала в эти дни: "Тяжело а трудно сыновьям Палестины оттого, что родина профессора ал-Дяаузи лишена возможности пользоваться его знаниями и результатами его научных изысканий".

Свод родину П.К.&узе нашел разграбленной и раздираемой чужестранцами, распоряжавшимися в ней. Приняв самое актиьное участие в борьбе против британского мандата, П.К.Жузе, под давлением властей, был вынухден покинуть страну. К этому ученого вынудило также и отношение со стороны ряда палестинских лидеров-традиционалистов, считавших, что прогрессивные освободительные идеи проф. II.К.Пузе окажутся опасными для палестинцев и что придется вести борьбу лак с автором этих идеи, так и результатом их влияния на л-ассы. Немало усилий к его высылке из Иерусалима приложили сионистские круги ь Палестине и за ее пределами.

На время пребывания П.КЛузе в Иерусалиме дом его брата становится центром, куда устремляются ученые, литераторы, политики.

г'Ц-г ' ■

Среди них можно было встретить Халата ас-Сакакини, Адиля Джабра ан-Яаиашиби, Ахмада Салиха .ал-Халида, палестинского муфтия Амине ; ал-Хусайяи, Фахри ан-Нашашиби, Хасана Сидки, Рагиба ан-Нашашиби л многих Других. \

Важнейшими вопросами, волновавшими П.К.Жузе в этот период, были мобилизация всех сил палестинского народа на пути достижения своих целей, формирование обществ .и .молодежных комитетов,-могущих привести в движение национальные сила. Проф.П.К.Зузе обсуждал с соотечественниками., широкий спектр вопросов, представлявшихся наиболее актуальными: идейное объединение борцов; освещение опасности, грозящей палестинскому движению со стороны сионистских организаций; необходимость ¡разъяснения среди масс истинных замыслов сионистской политика, направленной против интересов арабов. П.К.Лузе призывал выдающихся людей Палестины забыть разногласия и перед лицом опасности объединить.свои усилия, направить все устремления на службу родине без лишней суеты и словопрений.

Во время этой поездки П.К.Яузе побивал во многих городах Палестины, где выступал .с лекциями, клеймя колониализм/ его цели и метода. Сопровождавший.его повсюду племянник неоднократно обращал внимание П.К.Жузе на слежку со стороны государственных разведывательны* органов. Реакция П.К.Жузе была однозначной: "Народ ослеплен и ему необходимо раскрыть глазе на правду, какой бы горькой она ни была". Со свидетельству того же ллёмянниха, за ним по пятам следовали, корреспонденты английски* и еврейских газет, но П.К.Еузе оставался верным себе, и то, что он собирался поведать аудитории, он говорил в корректной форме, не уклоняясь при этом от'напеченной цели. В его выступлениях красной.нитью проходйла мысль о том, что правящие круга не учитывает интересов народа, , чю палестинцы -'неотъемлемая часть арабского народа, арабской, нации, и они дольны объединиться в борьбе за свое существование. Он празывал состоятельных-людей страны оказывать всемерную материальную поддержку .соотечественникам я помочь.им выйти из духовного прозябания, - ' •

Б четвертак я орследиий раз П.К.Жузе побывел на родине в 1930т," Его деятельность я яе этот раз бта направлена на пробуждение к $ортрошме наяаонального самосознания палестинского народа для противостояния планам международного сионизма и . великих держав. Он старался привлечь: ваимание'к а^ксходя^.::м вокр}т процэосам, явным и скрытым, непременным на порабощение.вброда. Особое вядаенке уделял'П.К.Жузе формировании ичтетлектуального'

генофонда народа, вопросам раскрепощения женщины,, наделению ее правами а обеспечению ей гарантий в посильном участии в политической жизни общества, защите отечества. . ' '

Вце в свою первую поездку в Палестину в 1909г. П.К.Жузе познакомился со многими прогрессивными людьми, ставшими впоследствии его ближайшими друзьями и единомышленниками, / • -

Социально-экономическая отсталость аш-Шаиа /Сирии/, массовая неграмотность, нищета, фанатическая ненависть ¡со всему турецкому, включая а язык, религиозная рознь- не могли не волновать передовые умы нации на рубеже века,- Именно в это время широкое значение приобретает движение за культурное возрождение, именуемое "ан-Нахда". Выдающиеся представители этого движения стремились к тому, чтобы вывести арабскую нацию.на передовые рубежи прогресса и культуры, усвоив все ценности цивилизации в равной степени как исконно арабской, так и всемирной. Судьбе было угодно распорядиться таким образом, чтобы П.К.йузе оказался свидетелем событий, происходивших на его родине, разделил с ней радость и скорбь.

В одном из кварталов шерифского Иерусалима - Баб ал-Халил, в кафе с символическим названием "Кафе бедняков", вокруг прогрессивного писателя Халйла ас-Сакакини собирались политические деятели, ученне, литераторы, студенты, которые•составляли заинтересованную аудитории для его бесед на политические темы, проблемы арабского языка.и литературы. В процессе этих дискуссий Халил ас-Сакакини выработал определенные критерии, по которым должны были действовать "бедняки" и которые он' излоашл в своей книге "Ма тайассара" /"Что удалось"/- Посветительство, как основй воспитания нового поколения, реформа.системы образования - вот основные, темы дискуссий в "Кафе бедняков". В этом кафе в 1928-1930 гг. проф. П.К.Жузе встречался со своим другом-Халйлом ас-Сакакини /1878-1953/, талантливым прозаиком Мухаммедом Исафом ан-Нашашиби /1885-1948/, зачинателем палестинской журналистики Джамилем ал-Халиди /1876-1952/, литератором, журналистом и филологом Адилем Джабром /1885-1935/, палестинским, просветителем и-Педагогом Ахмадом Самихбм ал-Халиди ./18961951/ и другими, чьи портреты также даны в работе. ■ '

J Особое вникание уделено в диссертации жизни к творчеству выдающегося русского советского востоковеда'И.Ю.Крачковского /1ЬаЗ-1950/, с который судьба свела П.К.Жузе в 1909 г. в Бейруте. Беспредельный интерес И.Ю.Крачковского к'-Арабскому, Востоку нашел воплощение в его фундаментальных исследованиях по истории классической араб-.скоЯ литературы,, в. поисках', выявлении и .введении в научный оборот

рукописей, многие из которых являются уникальными. Велика роль И.Ю.Крачковского и в изучении связей христианской и арабской литературой Зостока, в частности арабской христианской литературой.

Таков далеко не полный перечень всех тех, кто входил в круг друзе»':, знакомых к единомышленников П.К.Жузе, с кем он был в тесном контакте во время посещения родных мест.

Последние двадцать лег жизни про«}. П.К.Кузе связаны с Баку, где он проработал в университете до последних дней. П.К.Жузе скончался 19 /но некоторым данным - 20/ января 1942 г.

В третьей главе диссертации - "Творческое наследие П.Яузе" /сс. 61-109/ - анализируется переводческая и исследовательская деятельность ученого.

Одной из огромных заслуг П.К.£узе безусловно является то, что он ввел в научный оборот широкий круг арабских источников, что ему как носителя язика удавалось успепнее, чем его европейским и рос-■ сийскик коллегам. Его переводы из отдельных арабских источников в . основном отличаются достоверностью и точностью, хотя в рлде случаев не соблюден принцип оформления критического и справочного материала. Встречаются неточности и в переводах фрагментов из сочинений ат-Табари, "акута, нё что обратил внимание еще акад.И.В.Крач-ковский /Кзбр. произв., I, с. 288/. В диссертации указаны 18 случаев неадекватности перевода материалу источника.

Переводы И.К.Еузе из Географического словаря Г.акута, фрагментов из "Истории" Кйц аЛ-Асира имели болькое практическое значение для изучения истории Кавказа и Азербайджана. По мнении Я.С.Крачковско-го, .П.К.Жузе за бакинский период своей деятельности "дал много по. лезных статей и переводов в связи с разработкой арабских материалов по истории Кавказа; в обобщающей статье - единственной до сих пор - он отчетливо' характеризовал значение такого выдажегося памятника, как знаменитый словарь Махмуда Каигарского" /И.К'.Крочков-ский, Избр. произв., т.У, с.169/.

В совершенстве владея многими босточными и западными языками, П.К.Жузе сделал достоянием арабской аудитории исследования самых авторитетных европейских и российских востоковедов: им перзведена с немецкого диссертация-Т.Нёльдеке "Князи Гассаиа" /Бейрут, 1333/; с русского - сергя статей Е.В.Еартояьда: "Кусейлима ал-кеззаб" /ар-Раблта ав-агаркийл, 1938/, "Коран а коре" /ал-:.!уктатаф, 102?/, "Халиф Омар Ц и противоречивые известия о его лэтностя" /ал-.У.укта-таф, 1931/, а также отдельные статьи с Французского, итальянского, голландского, названия которых приведены в диссертшш.

В общей сложности П.К.Жузе опубликовал более двухсот статей на арабском и русском языках,- в том числе,. исторжо-биографичсский очерк "Мазъядиты и шейбаниты в Азербайджане", "Бабекитское движение по арабским источникам", "Арабские источники по истории Азер-баЫ^аггг", "Биографии .арабских географов и историков, писавших об Азербайджане", "Азербайджан под властью арабов"и др. Много написано П.К.Яузе по истории ислама, научной терминологии у арабов, о харадже, джиэье, исторических персоналиях. Ocтaлilcь в рукописи его работы "Мидия и мидяне", "Государство атабеков Азербайджана"; часть рукописей ученого хранится в архиве Иснтитута истории АН Азербайджанской Республики.

Говоря об исследовательской деятельности П.К.Еузе. особо следует остановиться на самом значительном его труде - "Из истории идейных движений в исламе". Б нем отразился весь интеллектуальный потенциал ученого, его неподдельный интерес й истории яслаиа, попытка критически осмыслить феномен распространения его па значительной территории. Один лишь перечень названий глав этой книги -экономические основы ислама; арабский халифат и Покоренные народы; движение Бабека, иемнилизм; каркаты - свидетельствует о многоплановости исследования.

Развитие мусульманской историографии подвергло сомнению многие отправные точки европейских востоковедов, особенно когда они, опираясь на'фактический материал, приходили к определенным выводам, -исходя из субъективного видения исторических процессов на Востоке. Опровергая посылку известного французского востоковеда Э.Ренана /1023-1892/, утверждавшего, что духовное развитие семитических наций всегда зиждилось на иных законах и ценностях, чем у западных народов, П.К.¡Тузе считал, что эта теория стала анахронизмом и само время опровергло ее как бесплодную и бесперспективную. Однако тривиальная трактовка ориечтальноп ментальности уже в наае вр^мя заставляет думать, что вывод ученого оказался преждевременным. Сам П.К.Еузе утгерждал, что "пионерами принципов изучения исторической науки и методов исторической критики являются ученые Запада" -имея в 1.эду прежде всего Ранге, ^лоссзра к др. /Из историк.., с. II/. Какое же место огведено Ибн Халдуну /ум. в ХУ в./, который задолго до европейцев яннхеэл "Ал-'.;у::здд;юу" - ярчаУшй образец критики социально!! структура общества? Кояго сказать, что тето Иба Хздкун ото у истоков я м.ел в практику метод экономического и сонкзлькс-полмгкчеокого с-гученая общества, метод, который можно кеап1:$иЧ:ир"Ч2Т4 ««я философию истории. Поэтому не удивительно, что

у Ибн Хаддуна появились' последователи в лице Н.Макиавелли /14591527/, который в "Князе" излагал принципы управления монархическим государством и методы борьбы за сильную диктаторскую власть;'Джона Локка /1632-1707/, разработавшего сенсуалистическуш теорию в области философии /"Цивилизованное государство"/; Джанбатисты Вкко /1668 1744/< выдвинувшего идею объективной закономерности истории, приводящей к,смене•общественных'формаций /"Основания новой науки об общей природе наций"/ и, наконец, Е.М.Вольтера /1694-1778/ с его знаменитыми,грудами и приоритетом в европейской науке в области философии истории. ' .Все они в определенной степени испытали влияние труда Ибн Халду-на, равно как и философы последующих веков - Ж.Ж.Руссо /1712-1778/, Г.Тард /1843-1904/, Э.Дьркхейм /1858-1917/.

В разделе "Экономические основы ислама" Л.К.Хузе пишет: "Утвера-дать, что ислам чисто религиозная идея и относить его появление и победу над идолопоклонством арабов,' его быстрое распространение среди многих народов Востока к религиозному энтузиазму или фанатизму, является сегодня абсурдом, далеким от истины в свете"историчес-.ких и экономических исследований.¡0.Вельхаузена, Л.Каэтани, А.Лам-менса, Т.Нёльдеке и-В.Еартольда. В настоящее время установлено, что подобно другим мировым религиям,.ислам не только религиозная идея, но в большей степени носитель экономических и социальных проблем. Согласно Каэтаяи, религиозная идея в исламе не более, чем внешняя оболочка" /Из истории.с.17/.

Позиция П.КЛузе в этой вопросе свидетельствует о том, что ученый серьезно изучал проблему как.на основе материала источников, так и в свете достижений, современной ему науки. П.КЛузе обусловливает возникновение ислама в Мекке тем, , что именно в. этом городе сложились условия^ спо.слешествовавшие появлении новой религии. Чем же он подкрепляет эту.идею? Исключительно тем,.что Мекка, находившаяся на караванцок пути, была, богатым городом и важным религиозны!, центром доисламских арабов, куда стекались паломники'со. всей-Лравш •чтобы поклониться священной Каабе /Из.истории.., с. 19/. Однако. Мекка была дьлеко не единственным городом подобного рода и феномен возникновения ислама'Wi£HHO там еще предстоит изучить.

По мйенша П.КЛузе, весьма распространеннш явлением в арабской среде было ростовв^гчество, достигсшге порой от сорока до ста процентов, и, чю "не будь.оно столь широко. р^сйространено на.'практике, вряд ли "Создатель /или автор/ великодушного Корена"-та« чьею нападал бы на ростовщиков и проклинал бы их на'каждой странице йен-

кааских сур вплоть до- того,, что запретил'его." /Из истории.., с.25/.

Совершенно очевидно, что П.К.Жузе не учел того факта,, что'ки ' один правоверный мусульманин не. сомневается в том, что-Коран -это божественное.послание и откровение, переданное через пророка, а отнюдь не ТЕорчесТЕО последнего.. Исходя из этого и следует искать смысл, заключенней в стихах Корана, запрещающих ростовщичество. В своих выводах П.К.Жузе ориентировался на исследования католического миссионера, фанатика отца-иезуита А.Яамменса, который снискал нелестную репутацию даже среди своих соотечественников слабой аргументацией, в порой и, намеренным искажением, смысла источников.' Как правило,, в исследованиях'А.Ламменса нет ни одного разумного довода в пользу своей гипотезы,- , ,. ' ^ ; •

По сути дела речь идет не, столько о' процентном соотношении, сколько о самом факте ростовщичества, ибо ечнел его s том, что ислам вообще запрещает ростовщичество в лдбых его проявлениях: " Ишш= . =лмзл ла йалад ал-мал" - Деньги не ропот денег".

Касаясь биографии пророке', П,К;Жузе замечает, что некоторые исследователи представляют Мухаммеда вне реального фона а событий, пытаются преподнести его в образе состоятгльного человека, поднявшегося на'защиту материальных интересов власть имущих я богачей. Сам П.КДуэе считает, что как раз нуада и сопутствующее ей психологическое состояние явились самой больаой школой для арабского реформатора:. "Работая у богатой, вдовы и ведая ее торговыми делами, он мог миого разъезхать по ее. делам и видеть страдания людей, задумываться над причинами социальной несправедливости. Эти поездки и общение с людьми послужили ему' практической школой, подготовившей его к реформаторской деятельности и социальным преобразованиям" A¡3 истории.., с.32/.

П.К.1узе не разделял мнения исследователе!?, впадавших в крайность и усматривавших в деятельности мекканского 'реформатора "элементы социализма и коммунизма"..'Он считал это; чистейшим абсурдом а фантастикой. Социальные факторы, не слиспом прикрытые-религиозной мотивацией,, сильно повлияли на миссионерскую деятельность пророка,. направленную на помощь'бедным; и угнетённым. Только твердея глзненная пози11лл может сподвигцуть.человека открыто защищать ее, невзирая на последствия, гонения, пренебрегая экономической выгодой.. орухяеи яроройа в этой, борьбе, .огнем,' который, разжигал -себе ои. сак, было.'голько"Местное и искреннее Слово". С его помощью он • призывал и 'увещевал, искал; едап&тиП я взывал к малости, ' обещал, и ух-не-страшился порицаний' и гуЛы, -от кого' бв они

ни исходили. Слова, исполненные смелости и гнева, адресовал он богачам Мекки, обвиняя ях в жадности и алчности, не брезговавших ничем перед перспективой обогащения. Он обвинял их в ток, что они посягают на деньги сирот, неимущих, обманывают, обмеривают и обвешивают, то есть во всех грехах, которые были присущи торговому ладу во все времена и повсюду, за счет чего складывается и умножается . их богатство. /Ср. Коран ШХ13, 1-3; XCIX, 20/.

Вместе с тем, П.К.Жузе полагал, что своими проповедями и действиями в Мекке и Медине арабский пророк вовсе не имел в виду искоренение социальной несправделивости и зла, а лишь пытался облегчить участь тех слоев общества, которые по воле случая утратили средства к существованию, попали в рабство или не смогли противодействовать тягота^ судьбы: "Мухакмад лишь описал социальные болезни, поразившие арабское общество, он перечислил их гораздо больше, чек указал пути их искоренения. Овоим к] асноречием он смог поразить воображение своих слушателей, возбудил в их душах фанатизм. И лишь в редких, исключительных случаях пророк мог наставлять их на путь преодоления преград, искоренения-зла и пороков общества" /Из истории.., с. 44-45/.

И в данной аргументации П.К.Жузе исходил из оценок А.Ламменса, который в одной из своих некорректных работ о Мухам,-,¡аде пытался исказить образ мусульманского пророка. Достаточно сказать, что всю деятельность Мухаммеда А.Ламменс свел к запрещению личной торговли, ее подконтрольности правительству и государству, которое пророк основал в Медине; категорическому запрету рабства, изъятию земель у их владельцев и передаче ее в собственность тем, кто на ней работает. Несомненно, это - весьма упрощенная трактовка образа Мухам-мада, который своими проповедями выступал против угнетения и эксплуатации человека, пробуждал ь людях стремление искоренить социальное зло, и не задавался целью косметически подремонтировать общество.

Интересной представляется и точка .зрения 11.К.Пузе относительно социальной базы ислама на стадии его возникновения. Он считал, что все окружение Кухшсхада - исключая Ускана б.Аффдна и, вероятно, Абу Еакра ас-Саадика - состояло из бедняков, рабов и мелких ремесленников: "Несомненно, большинство .последователей ^ухаммада были из бесправных и обездоленных людей, поскольку, как всякая новая религия, ислам отстапгал интересы именно неимущих слоев" Д!з дотерпи.., с.-16/. Не случайным, по мнении П.К.Еузе, является и тот

что а Кедине, неселечаой крестьянами, у ¡¿ухаммада цеди и ре-

чи били совсем иными, чек в .'¿екке, где в основном жили богатые торговцы. Он указывает также, что политика Мухзупада в отношении мек-канцев со временем,_ особенно после Бадра /624г./, осади Медины /627г./, заметно изменилась, вплоть до того, что пророк допускал некоторые послабления по отношению к меккянсксму населению. Б принятии '<{}хеммадом условий, выставленных ег/у во время перег/ирия в 628г., согласно которым он не должен был подстрекать чернь столицы Хиджаза против кекканского общества, П.К.Жузе усматривал одну из главных причин того, что в гединских сурах отсутствуют какие-либо ссылки или оскорбительные выражения в адрес мекканцев. Кроме того, как полагал П.К.Гузе, социальный статус Мухяк-.-ада в "единс заметно изменялся, поэтому другой психологический настрой способствовал смягчений тона некоторых доктрин: в них появляется элемент компромисса. П.КЛузе расценивает это как уступку мусульманского пророка своим недавним оппонента« - вчераелим торговцам, которые благодаря исламу и его идеям воспользовались обстоятельствами и создали государство, не имевшее существенной связи с общиюЕ.

Между тем, тралс-^ овация в отношениях .'/ухммадэ с кёкканцамл вполне соответствовала целям и задачам его миссии: в пей следует усматривать не столько уступку, сколько его гибкость как политика и религиозного лидера. Лишь кропотливый п терпеливый путь йог создать человека - пркперженпа новой религии. По всё'.« заповедям, предписанным исламом, Кухвдадад, в сушости, не сделал пи одной уступки ни курзГ.яитам, ни коиу-бы то ни было другому. Главная- его цель -склонить сво.:х сородичей в лоно монотеизма, была достигнута. А это и составляло базис ислама, в чем и преуспел пророк. По утверждению самого же П.К.!узе, спустя восеиь лет после хиджры, когда больная часть Аравийского п-ва находилась под властью Мухэгжада, он начал осуществлять своя реформы, предпринял первые и зги к создании централизованного арабского государства.

С именем 'Лухадаадэ связэгго разрушение доислакскях родо-ялемен-ных отногекгЛ, укрепление мусульманскоЗ общины на новых основах, построенных - учетом положения бедняков и вктекашее отсида введение иалогз с икудих в виде упро /десятник/ в пользу бедпяков. Расшифровывая идея укрн, П.д.Зузе подчеркивал, что этот налог не предполагает получение с одних к распределение поровну меаду другими /"Из истории.., с.43/. 4 . '

В глаье, пост;енной арабским загоэ£ания?л и положении народов покоренных стран, П.ГС.1узе развивает VI;ель о том, что метод;, которыми руксз.здст2сналась западные ученые, неприемлемы для изучения

Востока. Как хранило, мало знакомке с Востоком европейские исследователи порой вксказивали околонаучные .суждения, вроде того, что для восточных народов не было и не будет истории в полном смысле этого слова. Особое удивление у П.КЛуэе вызывает тот факт, что эти идеи высказывались не средневековыми фанатиками, а прадяанким историками XIX-XX ев. К примеру, в своих лекциях Э.Ренан неоднокр тно подчеркивая мысль, что ислам не приемлет науку и призывает к разрушению общества.

Под влиянием теоретических выводов А.Ламменса и А.Киллера U.K. 2узе склонялся к мысли о том, что система налогообложения, инкциа тором которой он считал кухаммада, а продолжателем и фактическим основателем "империи"'- Умара б.ал-Хаттаба - бременем ложилась на плечи покоренных народов и существенно отличалась по силе тяжести от налогообложения мусульманского населения. В соответствии с эте системой ассириицы, кости, персы и трутне народы■помимо поземельного налога и подушной подати были вынуждены платить и другие подати, связанные с родом их занятий и профессии.

Ученый приходит к вцводу, что- очевидно арабы, не знакомые с системой налогообложения, злоупотребляли - особенно в провянциях-своей властью, и,410 арабские завоевания надолго отвлекли народы покоренных стран от ресеняя*социальных проблем, стоявиих у исток; ислама. Однако, как свидетельствует источники /и не только тендег дгозные/, арабские завоевания не носили характера грабительских вой{ ы не ставили целью разорение покоренных народов. К примеру, налог с Египта составлял лишь десятую часть того, что его население платило до этого Византии. Согласно Р.Дсзи, в Испании арабы : знак милости, облегчили обложение населения налогами, которые ра нее выплачивались гк в двойном размере.

Гоьоря о земельно.-;: налоге, следует учитывать, что он не предп лагол отчуждение земли, ь сохранял ее за владельцем. Причем, это налог устанавливался не "наобум", как утьерэдает А.Ламменс, что скорее на практике относилось к Базаатли, че.у к Халифату. В одне из самых авторитетных источников по атому вопросу - "Китай ал=Хс р&Дд" Абу Иусуфэ /751-798/ имеется следуйте определение: "размс дкизьи /подушная подать - А.Ш./-определяется исходя из материал! лого положения: с богатых взимается додать больиего размера, со средних. - ыейьае, а с бедных - и того меньше; тот, кто ье. иуеет ходов и аивет на иэдивеаии, вовсе осЕСболс.ается от уплаты вддат) /Китай ал-хорадж, с.63/. ¿¡авестдн *огдс луямймшя из ч;

ла «екусульлгал выплачивалась мялоегьшя /пособие или компенсация

современном понятии/ из байт ал-мал, ■что заставило французского историка Г.Лебс заметить, что история не зчалз более милосердных завоевателей, чем арабы /ал-Хацарат о-л-арабийя, Бейрут, 1945/.

Б целом, ничего нового и оригинального е выводах П.К.Хузе о подушно!1 подати /джизье/ и поземельном налоге /харадде/ нет, поскольку это всего лишь иялокениз фактического материала и фактического положения: поземельный налог взимался в соответствии с достатком, возрастом, социальным положением, религиозной принадлежностью. Нуждаются в корректировке некоторый виводы П.КЛузе, характеризующие Омейядов, как противников Мухакмада. Известно, что среди ранних представителей омейядов было немало людей, искренне преданных исламу, были и явные недруги,' которые открыто выступа-ля против новой религия. Но Омейядсний халифат был создан и формировался на принципах ислама к его армия, продвигавшаяся с запада на восток, несла народам не продукция Мекки или Аравийского полуострова, а идею мессии, учение пророка и 1зга Корана.

Более критической оценки требует, вероятно, и взгляд П.К.Жузе на устранение с политической арены династии Бярмакидов, которых оз считал невинной кертвой халифского каприза. Вопрос этот достаточно широко освещен в исторической литературе. Находясь в верхних эшелонах власти, официально исповедуя ислам,, Еармакады продол-яали оставаться приверженцами зороастризма. Религиозное и светское двуличие позволяло км всеми возможная путями внедряться во все сферы жизни, завуалировав свои действия светскостью я этикетом. Когда яе объектом устремлений персидского рода Бармакидов стало государство, халиф Херун ар-Рапид применил по отношению к нам всю полноту власти, действуя их же методами.

В главе, пссвященной движения хуррямитов под предводительством Бобека, особое внимание уделено их социальной программе, которая, как отмечает исследовавзль, почти не отражена "переписчиками" /так характеризует П.КЛузе средневековых арабских историков аг-Табари, Кбн ал-Асарг, Ибн Халдуна - А.Ш./. ' •

В обобществлении хуррамитами земли, имущества, перераспределении материальных благ П.К.2уэе усматривает элементы социальной справедливости. Явно идеализируя действия хурромитов, он положительно отзывается о свободе нравов среди ни*, полагая, что они таким образом декларировали равноправие .хенщкн во всех сферах яизнп.

Успеха хурраыптов н сражениях с регулярными силами халифате П.К.Яуэв объясняет там, чтс они "защищали: свои хртшш я веру, а не воева;.1 кок чаомллки, по принуждении и не известно,: чтобы

кто-нибудь из них изменил или был ослаблен все это длительное время, как .мы знаем об армии и предводителях их противников" /Из истории.., с.107/. Сообщая о последних днях хуррышсов, осажденных в крепости Базз, II.К.Лузе пасет, что Бабек пытался найти ноддера-ку "у своего друга - византийского императора Феодала", но, каким образом повстанец Бабек и император Византии оказались в тесном альянсе, не поьсняется. Можду тек истоки этой "дружбы" зиждились на взаимовыгодных условиях: находясь на грани поражения, Бабек открыл византийскому императору секрет дислокации халифских войск, подтвердив, что западные границы халифата оголены, поскольку все "силы брошены на борьбу с хурры.;итами.

. Из четвертой глави «исследования - "йсмаилиэм и лск-штти" вытекает, что исмаилизк - политическое движение, цель которого - свержение власти Аббасидоь, изменение систекы управления при активном использовании социальных низов, эксплуатируя их идеалы о лучыай жизни. Если исходить из довольно четкого определения П.К.Кузе, что "основами государства являются религия, идеология и национальные отношения", то в исследуемый им период эти понятия мо.кно целиком отнести к исламу; Следовательно, согласно Н.К.Зьузе, движение ис-маилитов было направлено на войну с исламом.

Млогле положения заключительной главы работы "Из истории идейных движений в исламе" противоречивы и спорны. Удивительнее ьоего то, как униваится в представлении П.К.Жузе восхищение "реьолюци-онносты) карматов" и порицание методов их борьбы. Изучая движение, Л.К.2узе, с одной стороны, оеуздаот экстремистские дзкствая карпатских отрядов, культ насилия, ньсаждаекк:; пик, их практику осквернения мусульманских святынь, нападения на ка^аьацц п&ломциков. С другой стороны, он характеризует карматоь - но всяком случае их предво/^теля - пооорлпкаи»; свободы.

¡механически переносятся автором определения."темные века" и "мрачное средневековье", более цркиеншоккк средневековой Ььропе с. ее кострами ицг.ьизацдй 1*. преследованием "еретиков*", на гусульмьн-■ скип Восток. Ха^'О-ю знакомый с сочиннциями средневековых историков, II.К.¿узе не мог на знать, что исследуем;«; им период ьо^ел в истории, как время расцвета нсла'мс;;о;. пилилиэащии, а Багдад в У. веке являлся центром науки и культуры.

Работа "йссЛ(.доы..чия до языку и 'социйлвяо-экономхчьс<со« истории арабов" представляет собой сборник статей, написанных П,К.Яузе и резнио годы. В них отражена точка зрения ученого на допросы, в той или шю- степени затронутые им ь сьоем тдодв "Из истории зд«<одх

движений в исламе".

В- заключении' диссертации подведены основные итоги проведенного исследования.

1. Во всех своих исследованиях П.К.Яузе придерживался мнения, что истсрия 'народов Востока подчиняется тем же закономерностям, что и история других народов;

- эксплуатация идеи исключительности, широко используемая апологетами европоцентризма, ио.тет привести к обособлению, разобщению и изоляции цивилизаций, народов и наций;

- развитие арабской нации и «<з прогресс возможны лишь в контексте преемственности и разумного использования колоссального наследия прошлого. • .' ,

2. При изучении истории ислама а арабов П.К.Яузе ставил во Главу угла социально-экономический фактор, недооценивая идейного фактора, в частности ислама, в развитии ближневосточного общества. ' _ • -

3. Учитывая ойэдость проблем для многих народов мусульманского Востока, П.К.сузе внес большой вклад в исследования по истории восточных областей холиТатэ, в том числе и Азерба^д-ке^а, которыэ полмили дальнейшую углубленную разработку в специальных кссле-довадиях. ■' '

4. Благодаря трудам П.К.Жузе арабская историография получила определенное .представление о достижениях западного и советского востоковедения, смогла определить свое отношение к нам.

Основные положения диссертации' отражены в следующих публикациях:

1. Керл Ерокельман в востоковедной науке /на яраб.яз./,-Хв-.-аск, 12В7.- 176 с.

2. Метод исторического-анализа в книге Ф.Хитти "История ара-боа" /на араб.яз./»- Дамаск, 1985.- 223 с.

3. Дгардад Зб&ан в - востоковедной'пауке /на араб.яз./, Дс-усск, 19о1.- 319 с.

■-1. Профессор Бзндали ал-Дкэузл: Награда за службу ноуке и намолу /нэ русск.яз./,- Л 3,- Баку, 1992.- 0,3 п.л. -