автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Шаова, Светлана Довлетбиевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Армавир
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Шаова, Светлана Довлетбиевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. СОСТОЯНИЕ ИСТОЧНИКОВ И ИСТОРИОГРАФИЯ

ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Источники.

1.2. Историография.

Глава II. ВОПРОСЫ ХРОНОЛОГИИ И ДИНАМИКА КАБАРДИНСКОГО РАССЕЛЕНИЯ НА ГРАНИЦАХ ОБИТАНИЯ ВАЙНАХСКИХ ПЛЕМЕН.

2.1. О времени и условиях начала освоения кабардинцами плоскостного Терского правобережья.

2.2. Кабардинское население Сунженского побережья в XVI-начале XVIII в.

2.3. Внутренние перемещения и уход кабардинцев из бассейна Сунжи в середине XVIII в.

Глава III. ХАРАКТЕР И СОДЕРЖАНИЕ КАБАРДИНО-ВАЙНАХСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С XVI ПО СЕРЕДИНУ XVIII вв.

3.1. Военно-политические и социальные отношения.

3.2. Некоторые элементы этнокультурных связей и взаимовоздействий.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по истории, Шаова, Светлана Довлетбиевна

Актуальность темы исследования. В современных условиях, когда важнейшее значение для выхода нашей страны из кризиса имеет возрождение нравственно-духовных ценностей общества, особую роль играет историческая наука. Опыт истории должен служить правильному пониманию явлений современной общественной жизни, научному предвидению. Вглядываясь сегодня в прошлое, мы осмысливаем его, открываем и оцениваем заново имена, факты и события.

Взгляд в прошлое, в историю должен быть в существенной мере обращен к ее поучительным урокам, главный из которых - взаимопонимание и тесное взаимоотношение, взаимодействие людей разных национальностей, вероисповедований, культурных и ментальных традиций, что так необходимо для нашего наполненного большими и сложными событиями времени. На наш взгляд, важное значение для гармонизации межнациональных отношений, формирования истинных понимания, доверия и дружбы народов может иметь изучение долгих и тесных, многогранных связей северокавказских народов между собой, в частности кабардинцев и вайнахов (чеченцев, ингушей, карабулаков).

Важность обращения к этой теме особенно возрастает в связи с демократизацией общества, вскрывшей необходимость всестороннего и объективного исследования истории малочисленных народов и "окраинных" регионов. И как уже давно отмечалось исследователями1, не только позднес-редневековая история Кабарды, но и всех народов Северного Кавказа изучена явно недостаточно по сравнению с историей племен предшествующих эпох указанного региона.

1 См., например: Крупнов Е.И. Краткий очерк археологии Кабардинской АССР. - Нальчик, 1946. - С. 42-43; он же Древняя история и культура Кабарды. - М., 1957; он же. Древняя история Северного Кавказа. - М., 1960; Чеченов И.М. Древности Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1969. - С. 115.

Чеканная формулировка академика Л.И.Кузеванова - "Без истории провинций (во всех ее проявлениях) нет истории России"1 - справедливо ассоциируется современными исследователями с аналогичным местом Северного Кавказа в процессе создания и сохранения Российского многонационального государства. "Северный Кавказ - составная и неотъемлемая часть российской государственности, а следовательно, и ее многовековой истории"2.

Притом, именно эта обширная "контактная", "буферная" зона всегда отличалась чрезвычайной этнической пестротой, сложностью и глубиной межэтнических связей и взаимодействий, пристальное внимание к которым и непредвзятое изучение таковых является сегодня одним из общепризнанных приоритетов3.

В общей региональной панораме выделяются наиболее действенные и проблемные "узлы" и в их числе те, что сконцентрированы в исследуемой нами тематике. Более 20 лет назад В.Б.Виноградов писал об этом так: "Берега Терека и его притоков во все периоды были населены необычайно пёстро по этническому составу, с редкой прочностью связей между соседними группами. Именно тут активно осуществлялись наиболее жизненные, интимные контакты между соседями". Называя кабардинцев в числе народов-партнеров вайнахов (ингушей, карабулаков, чеченцев), он подчеркивал: "Любые попытки национального самовозвеличения, приписывания исключительных заслуг

1 Кузеванов Л.И. Проблемы методологии и организации исторических исследований // Российский исторический журнал. - 1994. - № 2. - С. 3.

2 Нарожный Е.И. Северный Кавказ: этапы исторического развития. - Армавир, 2000. -С.5.

3 Шеуджен Э.А. Проблемы местной истории в новой историографической перспективе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. -1977. -№> 4. -С. 57-61. той или иной этнической группе немедленно оборачиваются здесь несправедливостью по отношению к другим народам."1

Все последующие годы научно-преподавательский интернациональный по составу коллектив его кавказоведческой школы продуктивно наполнял содержанием этот тезис, подтверждением чему может служить и представленная ныне работа. Ее своевременность определяется прежде всего тем. что подобного цельного и обстоятельного исследования еще не написано, а во всех коллективных обобщающих трудах по истории конкретных республик и краев, как и всего Северного Кавказа, поднимаемая проблематика или не освещается, или затрагивается вскользь, бегло, базируясь на традиционном узком фундаменте источников и специальной литературы. В последнем 10-летии минувшего века в Ингушетии и Чечне иссяк сколько-нибудь глубокий интерес к истории пребывания кабардинцев на р. Сунже.

Между тем, кабардино-вайнахские многовековые взаимоотношения несут в себе высокий потенциал научно-познавательного свойства, востребованность опыта которого чрезвычайно важна для решения сегодняшних задач северокавказской и общероссийской действительности.

Актуальность выполненного исследования мотивируется и тем, что оно отвечает следующему основополагающему принципу: "Изучая вопросы взаимоотношений народов в прошлых веках, мы обнаруживаем их двойственный характер: дружба, сотрудничество и вражда, польза и вред, благоприятствование и препятствование тесно переплетаются взаимно. Нужно иметь мужество смотреть фактам в лицо и другим не закрывать на них глаза, какого бы характера они не были, не обходить молчанием и не затушевывать факты."2

1 Виноградов В.Б. К трактовке социально-политического содержания и религиозной оболочки войн и народных движений на Северном Кавказе в эпоху средневековья // Вопросы истории исторической науки Северного Кавказа и Дона. - Вып. 1. - Грозный, 1978. - С. 142.

Гамрекели В.Н. Об изучении прошлого // Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. -Тбилиси, 1968. - С. 12.

Территориальные границы исследования. Географический ареал данной диссертации определяется, прежде всего, выявлением зоны прямых контактов и соседства между кабардинцами и прямыми предками ингушей и чеченцев. Известно, что адыги в эпоху позднего средневековья сперва сезонно присутствовали, а затем и прочно расселялись на обширных пространствах равнинной зоны Северного Кавказа, от Прикубанья на западе, до бассейна реки Сунжа на востоке. В определенный отрезок истории самая восточная ветвь адыгов - освоила немалую часть земель на правом берегу Терека, в том числе и на предгорно-плоскостной территории исторических Ингушетии и Чечни, находившейся ранее под контролем русского старожильческого населения (гребенских казаков), обитавших в этом малонаселенном до поры микрорегионе1.

Е.Н.Кушева отмечает: "В 1570 г. русский посол в Константинополе Новосильцев говорил, что земля Темрюка Айдаровича большого князя Кабарды простиралась "по Терке, по реке и до моря (Каспийского, - С.Ш.)", прибавив: "и зверь бил, и рыбу ловил". Это утверждение надо принять в том смысле, что на Терек в среднем и нижнем его течении заходили кабардинские рыболовы и охотники"2. Следует учитывать, что в составе населения русского Терского города в устье Терека кабардинский компонент присутствовал постоянно, находясь в непосредственном соприкосновении и с вайнахскими группами, появившимися здесь. Однако, основная территория исследования должна определяться в районах побережья р. Сунжи, а также северного створа Дарьяльского ущелья. Именно здесь источники фиксируют наличие зоны довольно длительной "встречи" кабардинцев и вайнахов.

1 См.: Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков // СЭ. - 1972. - С. 31-42; Заседателева Л.Б. Терские казаки. - М.: МГУ, 1973; Виноградов В.Б. "Гребенские казаки" и "чеченская" плоскость // На стыке гор и равнин: проблемы взаимовоздействия. Материалы аспирантско-преподавательских семинаров. - Вып. 3. - Армавир, 2000. - С. 7-9; Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. - Ростов-на-Дону, 2001. - С. 33-58.

2 Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вт. пол. XVI — 30-е годы XVIIв.-М.: АН СССР, 1963.-С. 92-93.

Последние в рассматриваемую эпоху плотно заселяли горную зону многочисленных правых притоков рек Терека и Сунжи, начиная от Армхи и вплоть до Аксая, Ямансу и Балансу на границе Чечни и Дагестана. Подобная локализация бесспорно обосновывается специальными исследованиями1 и признается в обобщающих трудах . Притом, в интервале между серединой XVII — второй пол. XVIII в. происходит постепенное продвижение вайнах-ских историко-этнографических групп вниз по ущельям и долинам терскоо сунженских притоков (на север) , где они и вступают в прямое соприкосновение с кабардинцами, начиная теснить, выдавливать их с ранее освоенных территорий.

В сущности, речь идет о заметной части земель той самой Малой Ка-барды, проблемы которой до сих пор не во всем решены достаточно подробно и основательно. Если же говорить о собственно географических ориентирах, то территория нашего исследования охватывает пространство у подножья Черных гор от Тарской долины до берега реки Фортанги с учетом прилегающих районов вплоть до среднего и нижнего течения реки Терек.

Хронологические рамки. Довольно длительное пребывание кабардинцев на плоскостных землях бассейна Терека имело свои хронологические пределы. Не вдаваясь тут в дискуссию по поводу времени начала освоения кабардинцами выше обозначенной территории, констатируем, что XVI век, особенно с его середины, дает достаточно веские доказательства стабильного

1 Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. - М., 1972; Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни XIII-XVII вв. Дисс. . к.и.н. - М.: Институт археологии. АН СССР, 1970; Мужухоев М.Б. Средневековая материальная культура Ингушетии XIII

XVII вв. - Грозный, 1977; он же. Ингуши. - Саратов, 1995.

2 См., например: История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца

XVIII в. -М.: Наука, 1988. - С. 276-279.

3 См., например: Магомадова Т.С. Русско-вайнахские отношения в XVI-XVII вв. Дисс. . к.и.н. - М.: МГУ, 1985; Махмудова К.З. Вайнахи в конце XVIII- сер. XIX в. (Историко-этнографическое исследование). Дисс. . к.и.н. - М.: МГУ, 1993; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. - М.: Наука, 1988; Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. - Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1988. пребывания кабардинцев в этих местах, что и определяет нижнюю хронологическую границу выполненного исследования.

Примечательно, что не позднее рубежа XVI-XVII вв. происходит интенсивное формирование так называемой Малой Кабарды, связанное с деятельностью князя Шолоха Таусултанова, отчего эта область получила у кабардинцев второе название "Таусултания"1. Население Малой Кабарды в самых тесных взаимосвязях с окрестными обитателями (в том числе вайнаха-ми) сыграло значительную роль в исторических событиях начального периода межкавказской интеграции, протекавшей со всевозрастающим влиянием Российского государства .

С другой стороны имеются достоверные и разнохарактерные свидетельства того, что в середине XVIII в. и в ближайшие последующие десятилетия процесс постепенного перемещения кабардинцев под напором конкретных обстоятельств завершился тем, что "последние кабардинские жители о ушли с Сунжи", и места их прежнего обитания временно "обезлюдели" .

Следовательно, данное диссертационное исследование протекает в хорошо обоснованных хронологических рубежах XVI - середины XVIII в.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются кабардинцы, самая восточная их ветвь, населявшая Малую Кабарду, проникавшая в некоторые близлежащие районы Ингушетии, Чечни, в бассейн реки Сунжа; а предметом - историческая специфика и функциональная роль восточной группы кабардинцев в многогранных и длительных контактах с поли-этничным окружением, их соседями и партнерами на долгом пути исторического развития.

1 Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. - Нальчик: Эльбрус, 1982. - С. 93-94.

2 Кушева Е.Н. Указ. соч. - С. 91 и сл.; Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. - Нальчик: Эль-фа, 1999. - С. 587-602; Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х гг.). Автореф. дисс. . д.и.н. -Нальчик, 2001.

3 Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. -М.: Наука, 1974.-С. 54-55.

Ограничив исследование изучением характера и содержания кабарди-но-вайнахских взаимоотношений, автор надеется получить ответы на более общие вопросы, связанные с историей многонационального Северокавказского региона, как органической части Родины, когда объективно освещается вся сумма межэтнических связей, которыми так наполнен Кавказ.

Цель и задачи исследования. Учитывая, что история кабардино-вайнахских взаимоотношений в XVI - середине XVIII в. еще не становилась предметом монографического исследования, автор поставил перед собой цель: представить и раскрыть важные с точки зрения анализа обозримого прошлого историко-этнографические параллели и виды взаимоотношений трех современных кавказских народов. В рамках поставленной цели автор пытался решить следующие задачи:

1. Предпринять максимально полную мобилизацию разнообразных источников, оценив их содержательную информативность в контексте детального изучения накопившейся к сегодняшнему дню обширной (часто и противоречивой) историографии.

2. Осветить вопросы хронологии и динамики кабардинского обитания на границах расселения вайнахских племен.

3. Показать характер и содержание внутрикавказских взаимоотношений на конкретном географо-межэтническом примере, в контексте эпохально мотивированного возрастания места и роли адыгов и вайнахов в политике России на Кавказе1.

Методологическая основа диссертации. В основу исследования был положен принцип историзма, рассматривающий все произошедшие события в процессе их возникновения и развития в конкретно-исторической обстановке, с выявлением их значения для последующей исторической перспективы. Это требует изучения всех событий в хронологической, содержательно

1 См.: Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х гг.). Автореф. дисс.д.и.н. - Нальчик, 2001; Кавказ в сердце России. На вопросы современности ответы ищем в истории. - М., 2000. смысловой последовательности. Применение принципа объективности подразумевает рассмотрение явлений прошлого без пристрастий, что, по крайней мере отчасти, достигается использованием "метода многообразия и исторической достоверности фактов", применяемых в кавказоведческой школе В.Б.Виноградова1.

Ряд научных методов:

- историко-системный;

- историко-сравнительный;

- аналитический позволили более глубоко изучить исторические процессы, протекавшие в XVI-XVIII вв. на территории Кабарды, Ингушетии и Чечни.

Метод комплексного использования источников помог дать более правдивую, глубокую оценку внутрикавказским межэтническим связям (от первичных контактов до эффективных элементов взаимовоздействия).

Метод визуального восприятия исследуемого объекта дал возможность ощутить, осознать значение и роль археологических и историко-культурных материальных памятников в освещении многих вопросов исторического прошлого.

Академик И.Д.Ковальченко недавно писал: "Вся история человечества

- это растущее общение, взаимосвязь и взаимовлияние народов" . В контексте новой периодизации всемирной истории, апробируемой с 1993 г. научно-педагогической школой В.Б.Виноградова, к которой принадлежит и автор, исследуемый нами период вписывается в IV этап таковой (XVI-XIX вв.) -время строительства и расцвета межконтинентальных интеграционных процессов, что вполне соответствует ситуации на Кавказе, в которую и кабар

1 Виноградов В.Б. Метод многообразия и исторической достоверности фактов // Матвеев О.В. Дубровин Николай Федорович (1937-1840). Российские исследователи Кавказа. Серия истории, археологии, этнографии. Вып. 4. Биб-библиографический. — Армавир, 1994.

- С. 3-4; Приймак Ю.В. Северо-Западный Кавказ в системе Османской империи. XVIII -первая треть XIX в. Автореф. дисс. . к.и.н. - Краснодар, 2000. - С. 5.

2 Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований // Новая и новейшая история. - 1995. - № 1. - С. 20. динцы, и вайнахи внесли свой эпохально обусловленный вклад, будучи отнюдь не только объектами приложения сил могучих держав - Османской Порты, России и Персии1. Объективный подход к этой проблеме возможен лишь на основе синтеза названных методологических подходов.

Источники и историография изучаемой темы специально рассмотрены и проанализированы в первой главе, поскольку от их состава и качества зависит уровень конкретного исследования, имеющего свою серьезную специфику. Она состоит прежде всего в многообразии, разнотипности привлекаемых источников: письменных (документальных и нарративных), картографических, эпиграфических, изобразительных, археологических, антропологических, фольклорных, топонимических, лингвистических, попытке синтезировать, обобщить их содержание по проблеме кабардино-вайнахских взаимоотношений XVI-середины XVIII вв., что никогда не предпринималось ранее.

Во-вторых, как это уже отмечалось выше, при всей внушительности доступного круга специальной литературы, так или иначе затрагивающей поднимаемые вопросы, сводного, монографического труда по исследуемой теме нет. Дело ограничивается пространной россыпью частных публикаций, небольших и часто поверхностных обзорных статей и этюдов, имеющих ярко выраженную "предметную", узко дисциплинарную или локальную историко-этническую доминанту с привлечением выборочной и традиционно ограниченной фактологической базы. Отсюда вытекает задача создания работы комплексного, интеграционного характера с достойной полнотой осмысления и демонстрации важного предмета общеисторического полотна северокавказского средневековья.

Положение определяется сегодня и состоянием региональной исторической науки конца минувшего и начала нынешнего столетия. Объективные

1 См.: Виноградов В.Б., Дударев С.Л., Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории. - Армавир, 1993; То же // Восток. - 1995. - № 5.; Великая Н.Н. Слово о Российской империи в контексте новой периодизации // Проблемы всеобщей истории. - Армавир, 1996; и др. исследования проблем генеральных межэтнических взаимоотношений и взаимодействий уступили место (за редчайшим исключением) естественному, но в чем-то и нарочито педалируемому, этноцентрическому, "национальному" подходу со всеми присущими ему достоинствами и издержками1.

Автор диссертации намерен предпринять усилия по преодолению обозначенных негативных тенденций.

Научная новизна выполненной работы состоит в двух основных аспектах: впервые предпринята попытка синтеза (предельно возможного на данном уровне развития науки) разнообразных и разнохарактерных источников и результатов их анализа в специальной литературе для наиболее полной и всесторонней реконструкции истории пребывания кабардинцев в бассейне р. Сунжа и их взаимоотношений с вайнахами; сама эта история впервые исследуется не "вообще", а в территориально-хронологических рамках строго определенной зоны обитания достаточно представительной и компактной группы кабардинцев, сыгравшей собственную, весьма значительную и многомерную роль в северокавказском историческом процессе на переломном этапе в генезисе интеграционных тенденций у горских народов региона в сопряжении их с объективным ходом построения российско-кавказского государственного единства.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения, материалы и выводы могут быть использованы для написания обобщающих трудов по истории Кабарды, Ингушетии, Чечни, Осетии, истории Северного Кавказа, а также включены в труды, касающиеся истории других народов. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурсов по отечественной истории, регионоведению, археологии, этнологии и т.п.

1 Подробно см.: Шеуджен Э.А. Проблемы северокавказской историографии // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов. 27-28 августа 1999 г. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 81-86.

13

Уже опубликованные научные разработки автора находят свое применение в статьях и книгах других специалистов, изучающих смежную проблематику.

Апробация научных результатов диссертации производилась на заседаниях кафедры регионоведения и специальных исторических дисциплин Армавирского госпединститута, в процессе обсуждения докладов и сообщений автора на международных научно-просветительских конференциях "Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа" (Армавир, 2000; 2002), региональных научно-практических конференциях "Историческое регионоведение Северного Кавказа - вузу и школе" (Армавир, 1999;

2001), "Археология, этнография и краеведение Кубани" (Краснодар, 2001;

2002), на аспирантско-преподавательских семинарах кафедры РСИД АГПИ (Армавир, 2000; 2001), в виде статей в сборниках научных трудов "Вопросы северокавказской истории" (Вып. 5, 2000; Вып. 6, 2001).

Всего по диссертационной теме вышло в свет восемь публикаций (статьи и тезисы докладов), отразивших основные положения и выводы работы.

Структура диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "История кабардинцев бассейна р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношения с вайнахами"

Выводы по III главе

Итак, характер и содержание кабардино-вайнахских взаимоотношений в XVI до середины XVIII в., как в очерченном ареале, так и повсеместно в зоне их контактов, с самого начала решительно определялись военно-политической составляющей. Нельзя вести речь о «завоевании» Ингушетии и прилегающих к ней районов, но набеговая система кабардинцев, преследующая цель обогащения захваченной добычей, прослеживается на протяжении всего исследуемого периода. Сперва разбойные «шайки», а затем военные формирования, дружины князей охватили своими рейдами не только ближайшие предгорья, но и высокогорные ущелья. Они получали постоянно усиливающийся отпор, сталкивались со встречными набегами, но, в целом, привели к установлению отношений зависимости и данничества «горных людей» адыгским феодальным владетелям, препятствовали нарастающей потребности вайнахов колонизовать равнинные земли вплоть до середины XVIII в., когда местная обстановка полностью изменилась.

Вместе с тем, военно-политические взаимоотношения вовлекали в себя часть вайнахского населения, способствовали убыстрению социального расслоения в горских обществах, создавали подобия союзов, втягивали вайнахов в широкие совместные международные акции. В динамике этого процесса все возрастающую роль играла Россия, постепенно теснящая властность кабардинских князей и определявшая дальнейшие судьбы тянущихся к ней северокавказских народов.

В контексте рассматриваемых событий и явлений налаживаются этнокультурные связи и взаимовоздействия, которые нашли свое отражение (разной степени документированности и доказательности) в плоскости личной, семейной и общественной практики, пронизывающей почти что все сферы повседневной жизни соседних этнических массивов. Проанализированные источники (в их числе значительное место занимают фольклорные произведения вайнахов и памятники материальной культуры) не оставляют, как нам

144 представляется, сомнений в поступательном развитии позитивных процессов кабардино-вайнахских взаимоотношений, накапливании положительного опыта, что заметно обогащало общесеверокавказскую историческую панораму накануне и в ходе включения местных народов в состав многонационального Российского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное исследование позволяет прежде всего по-новому подойти к мобилизации и изучению источниковой базы подобного рода внутри-кавказских, конкретно локальных и вместе с тем, многоаспектных исторических тем. Учитывая этно-территориальную и хронологическую специфику поставленных вопросов невозможно обеспечить и ожидать их решения в русле традиционного наращивания документальных, прежде всего архивных, данных. Последние уже давно исчерпывающе выявлены, опубликованы и проанализированы по разным поводам. Они позволяют наметить известную канву исторических событий пребывания кабардинцев в бассейне р. Сунжа в XVI - середине XVIII в. и их взаимоотношений с вайнахами, но не более того!

Успех здесь определяется впервые предпринимаемым комплексным источниковедческим подходом, синтезом данных разных наук и исторических дисциплин, многообразных источников, в том числе (сверх письменных-документальных и нарративных) археологических, картографических, фольклорных, топонимических, лингвистических, эпиграфических, изобразительных, антропологических и др.

Это, в свою очередь, диктует особый (междисциплинарный) характер историографического исследования всей изучаемой проблемы и ее частных аспектов, когда достаточно широкий, но крайне разобщенный состав предшествующей научной литературы выстраивается в единую исследовательскую панораму с общими позициями и открытиями, как и очевидными пунктами проблемности и дискуссионности. Возможности и перспективы именно такого направления исследований мы и попытались продемонстрировать и обозначить.

Принципиально важным вопросом является установление времени и условий начала освоения кабардинцами плоскостных земель сунженского побережья (как части бассейна р. Терек). На этот счет высказано и обосновано несколько версий разной степени убедительности.

Критически проанализировав все существующие гипотезы, мы отстаиваем точку зрения, согласно которой появление кабардинцев в изучаемом ареале произошло не ранее рубежа XV-XVI вв., когда они появились здесь в качестве подвижных военно-грабительских и охотничьих отрядов, действовавших на безлюдных в то время равнинных землях, прямо прилегающих к горным местам обитания вайнахских племен и обществ в долинах правых притоков р. Сунжа. Спутниками и партнерами восточных адыгов выступали тогда будущие «гребенские казаки», что существенно определяло их совместные интересы.

С середины XVI и вплоть до начала XVIII в. кабардинцы плотно населяют берега р. Сунжа и прилегающие районы к северу от нее, формируя довольно устойчивые феодальные фамильные владения. Среди них особую роль, как представляется, играла «Идарова Кабарда», располагавшаяся, в частности, на плоскостных землях, примыкающих к подошвам гор, занимаемых ингушами и карабулаками в исследуемом ареале. Ей оказалось суждено занять важное место в установлении системы не только активных и последовательных взаимоотношений с Московской Русью, но и контактов с различными вайнахскими обществами и их лидерами, вовлекая их в общекавказский исторический процесс.

Территория кабардинских «улусов» в зоне складывающейся Малой Кабарды надежно фиксируется прежде всего письменными, археологическими и фольклорно-топонимическими источниками. Притом, в результате вполне уловимых исторических коллизий, собственно «Идарова Кабарда», после крупных достижений «главного князя» кабардинцев Темрюка, все более втягиваясь в орбиту русской политики, переживает тенденцию к ослаблению на конкретном отрезке сунженского побережья, в окружении других, соседних кабардинских владений (Таусултановых, Клехотановых, Каноковых и др.).

В результате внутриадыгских междоусобиц и жесткого воздействия внешних факторов прослеживаются подвижность и перемещения мест стабильного присутствия кабардинцев, однако они не удаляются от устья тех рек, ущелья которых приводили их к нарастающим взаимным контактам с вайнахами. Напротив, с началом XVIII в. усиление агрессии султанской Турции и ханского Крыма продиктовало необходимость перегруппировки в 1730-1740-х гг. селений основного обитания этой группы кабардинцев, сосредоточившихся в «крепких местах» у самого устья горных рек, где они объективно препятствовали назревшему процессу колонизации вайнахами плодородных равнин и окончательному выходу их из многовековой изоляции.

Вследствие дальнейшего обострения обстановки в специфических условиях положения независимой («вольной») Кабарды по Белградскому трактату 1739 г. наступает конец кабардинскому пребыванию и контролю над плоскостными землями в бассейне р. Сунжа, ранее безраздельно принадлежавшими им. Кабардинцы оставляют регион, переместившись к северу и северо-западу, тогда как с середины XVIII в. здесь начинают все активнее расселяться вайнахи - выходцы из гор.

Все это приводит к принципиальным изменениям этно-политической карты равнинных земель вдоль течения Сунжи и к новому этапу кабардино-вайнахских взаимоотношений, основные черты которых были заложены в исследуемый период и развивались в контексте все большего влияния России на кавказские дела.

Впервые предпринятый опыт изучения характера и содержания ка-бардино-вайнахских взаимоотношений в XVI по середину XVIII в. выявил многообразные и далеко не однозначные аспекты таковых.

Кабардинское расселение в равнинной части бассейна р. Сунжа произошло не в результате завоевания принадлежавшей кому-либо территории, но посредством постепенной, растянувшейся на полвека миграции и освоения временно опустевших земель. Но уже в начале второй половины XVI в. произошли широкомасштабные военные акции, прямо затронувшие близлежащие горные районы, приведя «черкесов» во враждебное столкновение с находившимися там вайнахами. Это в значительной мере предопределило последующее течение событий, в которых военная составляющая взаимных отношений была постоянно велика.

Практика регулярных набегов за добычей княжеских дружин и отрядов адыгских удальцов вплоть до самых глубинных горных районов имела следствием не только ощутимое ограбление тамошних обществ, но и установление властной зависимости, данничества многих вайнахов от кабардинских феодалов.

Эти пагубные рейды всегда встречали более или менее сильный отпор, а также порождали ответные набеги с разной степенью результативности. Вместе с тем, постепенно нарастала тенденция совместных действий против общих (постоянных или временных) врагов в неспокойной и изменчивой ситуации Малой Кабарды. Улавливаются отголоски боевого побратимства, носившие, как правило, индивидуальный, личный характер. Именно в этой плоскости можно рассматривать эпизоды союзнических, совместных действий с кабардинскими князьями исторически засвидетельствованных вайнахских лидеров (таких как Ушаром, Ших-Мурза, Султан-Мурза) и некоторых героев ингушского фольклора, отразивших ситуации исследуемого периода.

Более того, тесное, непосредственное соседство поселений и кладбищ двух народов, нарастающее в моменты обострения военно-политического положения в бассейне Сунжи, служит знаком налаживания системы взаимовыгодного партнерства между частью обитателей плоскости и горским «ты

Кабардинское расселение в равнинной части бассейна р. Сунжа произошло не в результате завоевания принадлежавшей кому-либо территории, но посредством постепенной, растянувшейся на полвека миграции и освоения временно опустевших земель. Но уже в начале второй половины XVI в. произошли широкомасштабные военные акции, прямо затронувшие близлежащие горные районы, приведя «черкесов» во враждебное столкновение с находившимися там вайнахами. Это в значительной мере предопределило последующее течение событий, в которых военная составляющая взаимных отношений была постоянно велика.

Практика регулярных набегов за добычей княжеских дружин и отрядов адыгских удальцов вплоть до самых глубинных горных районов имела следствием не только ощутимое ограбление тамошних обществ, но и установление властной зависимости, данничества многих вайнахов от кабардинских феодалов.

Эти пагубные рейды всегда встречали более или менее сильный отпор, а также порождали ответные набеги с разной степенью результативности. Вместе с тем, постепенно нарастала тенденция совместных действий против общих (постоянных или временных) врагов в неспокойной и изменчивой ситуации Малой Кабарды. Улавливаются отголоски боевого побратимства, носившие, как правило, индивидуальный, личный характер. Именно в этой плоскости можно рассматривать эпизоды союзнических, совместных действий с кабардинскими князьями исторически засвидетельствованных вайнахских лидеров (таких как Ушаром, Ших-Мурза, Султан-Мурза) и некоторых героев ингушского фольклора, отразивших ситуации исследуемого периода.

Более того, тесное, непосредственное соседство поселений и кладбищ двух народов, нарастающее в моменты обострения военно-политического положения в бассейне Сунжи, служит знаком налаживания системы взаимовыгодного партнерства между частью обитателей плоскости и горским «тылом» перед лицом общих угроз. Эта тенденция не преобладала, но хотя бы отчасти деформировала, смягчала вооруженное противостояние вплоть до самого значимого в местной истории события - колонизации вайнахами ранее контролируемых кабардинцами плоскостных земель.

В том же русле, в целом, развивались и социальные отношения соседей. Под воздействием достаточно развитой общественной иерархии в княжеских «улусах» Малой Кабарды активизировалась и соответствующая область жизни вайнахских групп, эволюционировавших в сторону раннефеодального статуса. И несмотря на то, что у горцев этот процесс не получил (и не мог получить !) своего завершения, прослеживаются (по письменным, археологическим и фольклорным данным) выразительные примеры того, как местные «отцы селений», старшины и военные предводители как бы примеряют на себя заманчивые феодальные прерогативы. Подобные превращения, отчасти, стимулировались административными и политическими действиями российской администрации в бассейне р. Терек, которые все более сказывались на местном историческом фоне. Они укрепляли вполне прослеживаемые тенденции и реальные проявления невоенных факторов кабардино-вайнахских взаимоотношений, обеспечивавших в повседневных длительных связях появление куда более глубоких и сложных форм взаимовоздействия.

Серьезным фактором сближения двух соседних этнических массивов являлись «смешанные» браки и последующие породнения семей через жизнедеятельность общих детей и их потомков. Подобные случаи, увековеченные устным народным творчеством ингушей, весьма характерны. Они отразились в общественном сознании в виде нескольких преданий как исторического, так и этногенетического свойства; породили пласт фольклорных схождений разнообразных сюжетов и мотивов. Другим свидетельством тесных общений и взаимопроникновений является постоянно возрастающий фонд заимствованных имен и фамилий в кабардинской и вайнахской среде, как и некоторые (пока что специально не исследованные) антропологические признаки, устанавливаемые в краниологических образцах позднего средневековья.

Существенные параллели и взаимные влияния фиксируются в сфере обычаев соседних народов, таких как гостеприимство, аталычество, куначество. Следствием таковых являлось и неоднократно отмеченное двуязычие наиболее деятельных представителей кабардинцев и вайнахов, так же как постепенно складывающаяся общность многих черт материальной культуры (прежде всего одежды, предметов вооружения и быта). При доминировании здесь кабардинских образцов, вайнахские элементы в ряде случаев просматриваются вполне определенно.

Слабее выявлены и изучены последствия хозяйственных заимствований и взаимовлияний. Но они есть и нашли отражение в приведенных выше материалах.

Образцом для подражания, органического усвоения, своего рода ко-ренизации у вайнахской верхушки стал адыгский этикет, распространившийся и среди других кавказских народов, соседивших с кабардинцами.

Разумеется, не все факты, явления, тенденции и последствия истории кабардинцев и их взаимовоздействия с вайнахами выявлены и проанализированы нами. Однако и нынешний их состав, очевидно, обогащает общую палитру, приближает написание давно назревшего сводного труда по истории полиэтничного населения бассейна р. Терек в XVI-XVIII вв.

В новейшей научной литературе совершенно справедливо подчеркивается, что в последние полтора десятка лет этнополитическая и социально-политическая ситуация на Северном Кавказе «почти исключительно стала определяться в логике и категориях конфликтологии, а образ региона формируется в парадигме конфликтного мышления»1. Автор считает бесспорной и

1 Черноус В.В. Социально-политический процесс на Юге России от вспышки ксенофобии к регенерации этнокультурного взаимодействия и осознанию единого гражданства // Ксенофобия на юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления. /Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Вып. 6. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ. - 2002. - С. 7-9.

151 чрезвычайно актуальной необходимость выявления и системного анализа факторов межэтнической, региональной и общероссийской интеграции во всех ее жизненных проявлениях, на всех этапах прошлого и настоящего народов Северного Кавказа, объединившихся в границах Российского государства. Этому и посвящено выполненное диссертационное исследования.

 

Список научной литературыШаова, Светлана Довлетбиевна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Адыги, балкарцы, и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. Нальчик, 1974. - 427 с.

2. Антология Чечено-Ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1981. - С. 7-52.

3. Антонович Б.В. Дневник раскопок, веденных на Кавказе в 1879 г. // V археологический съезд в Тифлисе. Протоколы подготовительного комитета. -М., 1882.-С. 217-219.

4. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1996. Приложения. - С. 179283.

5. Белокуров С.А. Посольство Федота Елчина и священника Павла Захарье-ва в Дадианскую землю (1639-1640 гг.) // Чтения ОИДР. Кн. II. - М., 1887.-С. 147-169.

6. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. Вып. 1. - М., 1889. - 588 с.

7. Беренштам В.Л. Дневник археологических работ, веденных на. Кавказе // V археологический съезд в Тифлисе. Протоколы подготовительного комитета. М., 1882.-С. 287-300.

8. Вехи единства: сборник статей, посвященных 200-летию добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России. Грозный, 1982. Приложения. -С. 146-159.

9. Виноградов В.Б., Марковин В.И. Археологические памятники Чечено-Ингушской АССР. Материалы к археологической карте. Грозный, 1996. - 164 с.

10. Гамрекели В.Н. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. Тбилиси, 1968. - 335 с.

11. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Тексты. М. 1972. -С. 360-409.

12. Документальная история образования многонационального государства Российского. Кн. I: Россия и Северный Кавказ в XVI-XIX вв. Сборник документов. М., 1998-312 с.

13. Долбежев В.И. Извлечения из отчета о раскопках в 1898 г. // OAK за 1898 г.-СПб., 1901.-С. 157-162.

14. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный, 1979. -238 с.

15. Кабардино-русские отношения. Т. I. XVI-XVII вв. - Т. II - XVIII в. - М., 1957 г.-424 с.

16. Книга Большому чертежу. M.-JI, 1950. - 192 с.

17. Коков Дж. Н. Адыгская (черкесская) топонимия. Нальчик: Эльбрус -1974.-315 с.

18. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа. Т. 1-3. -М.-Л., 1967, 1968, 1970.

19. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. Майкоп, 1981. -184 с.

20. Михаил Ярославич Великий князь Тверской и Владимирский. Выпись из лицевого Царственного летописца. Тверь, 1995. - 317 с.

21. Полиевктов М.А. Материалы по истории грузино-русских взаимоотношений. 1615-1640 гг.-Тифлис, 1937.- 162 с.

22. Русско-дагестанские отношения. Махачкала, 1958. - 382 с.

23. Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII вв.: Сборник документов. М.: Восточная литература, 1997. - 416 с.

24. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный, 1986. - С. 313-469.

25. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии. Ч. I. - Орджоникидзе, 1956.- 165 с.

26. Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Т. 1-4. - Грозный, 1976, 1978, 1980, 1982.

27. Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII начале XX в.: Сборник документов. - Нальчик, 1992. - 272 с.

28. Турчанинов Г.Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы. Л., 1971. - 226 с.

29. Чеченские песни о кабардинцах. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 83 с.1. Литература

30. Абадиев И.У. Эздел формула земной и вечной жизни. Назрань, 2002. -96 с.

31. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: АН СССР, 1949. -594 с.

32. Александрова С.Н. Виноградов В.Б. Еще раз о кубанских реалиях карты 1719 г. // АЭКК. Материалы 10-й краевой конференции. Армавир, Краснодар, 2002. - С. 34-35.

33. Алексеев В.П. Происхождение народов Кавказа. — М., 1974. 534 с.

34. Алексеева Е.П. Кабардинские и западно-черкесские курганы Карачаево-Черкессии как источник по изучению этнической истории адыгов // АВЭИСК. Грозный, 1979. - С. 145-150.

35. Алиев Б.Г., Умаханов М.-С.К. Историческая география Дагестана XVII начала XIX в. (Книга I). - Махачкала, 1999. - 366 с.

36. Алиев У. Карахалк. Ростов-на-Дону, 1927. - 73 с.

37. Алироев И.Ю. Сравнительно-сопоставительный словарь отраслевой лексики чеченского и ингушского языков и диалектов. Махачкала, 1975.-386 с.

38. Аталиков В.М. Страницы истории. Нальчик: Эльбрус, 1987. - 205 с.

39. Аталиков В.М. Северный Кавказ в XIII XV вв. // Живая старина. -Нальчик. - 1993. - № 3. - С. 77-88.

40. Аутлева С.Ш. Адыгские исгорико-героические песни XVI XIX вв. -Нальчик: Эльбрус, 1973. - 231 с.

41. Ахмадов Ш.Б. Вклад ученых Российской академии наук в изучении истории, этнографии и языка чеченцев и ингушей в XVIII в. // 1588 год -важная веха на пути становления русско-вайнахского историко-государственного единства. Грозный, 1988. - С. 38-41.

42. Ахмадов Я.З. Первое вайнахское посольство в Москву (1588 1589 гг.) // Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1983.

43. Ахмадов Я.З. Исторические реалии в героических песнях илли // Поэтика героических чеченских песен илли (опыт комплексного исследования). Грозный, 1983. - С. 32-48.

44. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI XVII вв. - Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1988. - 175 с.

45. Ахриев Ч.Э. Ингуши (их предания, верования и поверия) // ССКГ. Т. VIII. - Тифлис. - 1875.

46. Багаев М.Х Население плоскостной Чечено-Ингушетии накануне окончательного переселения вайнахов с гор на плоскость // АЭС. Т. II. -Грозный, 1969.-С. 55-72.

47. Багаев М.Х. Кабардинские курганы на р. Фортанге (ЧИ АССР) // Вестник КБ НИИ. Вып. 5. Нальчик, 1972. - С. 49-50.

48. Байбулатов Н.К., Блиев М.М., Бузуртанов М.О., Виноградов В.Б., Гад-жиев В.Г. Вхождение Чечено-Ингушетии в состав России // История СССР, 1980.

49. Батчаев В.М. Предкавказские половцы и вопросы тюркизации средневековой Балкарии // АВДИКБ. Нальчик. - 1980.

50. Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плоскость (XVIII XIX вв.) -Орджоникидзе: Ир, 1980.-240 с.

51. Бесланеев B.C. Малая Кабарда. Нальчик, 1995. - 140 с.

52. Блиев М.М., Тургиев Т.Б. История Северной Осетии. Ч. 1. Орджоникидзе: Ир, 1976. - 76 с.

53. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. -М., 1823.-С. 1-229.

54. Бузуртанов М.О., Виноградов В.Б., Умаров С.Ц. Навеки вместе. Грозный, 1980.- 145 с.

55. Бурков С.Б. Археология Ингушетии: история и современность. Назрань, 2001. - 70 с.

56. Бутков П.Г. Материалы по истории Кавказа с 1722 1803 гг. - Т. 1, 2, 3. - Тифлис, 1869.

57. Великая Н.Н. Слово о Российской империи в контексте новой периодизации // Проблемы всеобщей истории. Армавир, 1996. - С. 43-65.

58. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII XIX вв. - Ростов-на-Дону, 2001. - 279 с.

59. Великая Н.Н. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. Армавир, 2001. - 191 с.

60. Великая Н.Н., Виноградов В.Б., Хасбулатова З.И., Чахкиев Д.Ю. Очерки этнографии чеченцев и ингушей (дореволюционный период). Грозный, 1990.-96 с.

61. Вельяминов А.А. Замечания на меморию подполковника Бюрно 1828 г. // Кавказский сборник. Тифлис, 1883. - Т. VII. - С. 64-79.

62. Вилинбахов В.Б. Из истории русско-кабардинского боевого содружества. Нальчик: Эльбрус, 1977. - 231 с.

63. Виноградов В.Б. Еще раз о месте убийства Михаила Тверского, речке "Горесть" и "славном граде ясском Дедякове" // УЗЧИГПИ. Грозный. -1968.-С. 62-70.

64. Виноградов В.Б. Время, горы, люди. Грозный, 1980. - 168 с.

65. Виноградов В.Б. Мавзолей Борга-Каш и ранняя история ногайцев // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкессии: Черкесск. 1980.-С. 6-13.

66. Виноградов В.Б. Генезис феодализма на Центральном Кавказе // ВИ. -1981. -№ 1.-С. 35-50.

67. Виноградов В.Б. Судьбы древних монет. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1982. - 124 с.

68. Виноградов В.Б. Исторический эпос о вайнахо-кабардинских отношениях // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988.-С. 137-141.

69. Виноградов В.Б. Памяти вечная нить. -Грозный, 1988. 135 с.

70. Виноградов В.Б. Метод многообразия и исторической достоверности фактов // Матвеев О.В. Дубровин Николай Федорович. Российские исследователи Кавказа. Серия истории, археологии, этнографии. - Вып. 4. Био-библиографический. - Армавир, 1994. - С. 3-4.

71. Виноградов В.Б. Средняя Кубань: земляки и соседи. Книга историко-культурных регионоведческих очерков. Армавир, 1995. - 149 с.

72. Виноградов В.Б. "Гребенский казак" А. Шидловского в контексте архивных и фольклорных данных // Дикаревские чтения. № 6. Краснодар, 2000. - С. 49-52.

73. Виноградов В.Б., Абдулвахабова Б.Б.-А., Чахкиев Д.Ю. "Солнечный гребень" ингушских женщин (о парадном головном уборе кур-харс) // СЭ.- 1985. -№3.-С. 104-114.

74. Виноградов В.Б., Великая Н.Н., Нарожный Е.И. На терских берегах. Очерки об исторических группах старожильческого населения Ср. При-теречья. Армавир, 1997. - 63 с.

75. Виноградов В.Б., Дударев C.JL, Нарожный Е.И. Основные этапы всемирной истории. Армавир, 1993. - 32 с.

76. Виноградов В.Б., Лосев И.К., Саламов А.А. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный, 1963. - 82 с.

77. Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. Один из северокавказских союзников Руси // ВИ. 1971. - № 10. - С. 215-219.

78. Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. Где стояли Сунженские городки? // ВИ. 1972. - № 7. - С. 205-209.

79. Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков // СЭ. 1972. - С. 31-42.

80. Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. О времени заселения гребенскими казаками левого берега Терека // История СССР. 1975. - № 6. - С. 160164.

81. Виноградов В.Б., Магомадова Т.С. Первая русская карта Северного Кавказа // ВИ. 1976. - № 6. - С. 199-203.

82. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И. О ранних этапах формирования тер-ско-гребенского казачества // Казачество как фактор исторического развития России. СПб., 1999. - С. 73-75.

83. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. О локализации "области Кремух" и о Белореченских курганах // Материалы и исследования по археологии Кубани. Вып. 1.-Краснодар, 2001.-С. 124-138.

84. Виноградов В.Б., Нарожный Е.И., Шаова С.Д. Из средневековой истории Афипского ущелья // АЭКК. Материалы 10-й краевой межвузовской конференции. Армавир; Краснодар, 2002. - С. 32-34.

85. Виноградов В.Б., Шаова С.Д. Из Закубанья к Сунже: обретение родины кабардинцами (источниковый реестр) // АЭКК Материалы 10-й краевой межвузовской конференции. Армавир; Краснодар, 2002. - С. 17-19.

86. Волкова Н.Г. Изобразительные материалы как источник изучения материальной культуры народов Кавказа // Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX XX вв. - М., 1971. - С. 64-78.

87. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. -М.: Наука, 1973.-208 с.

88. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII начале XX в. - М.: Наука, 1974. - 275 с.

89. Волкова Н.Г. Статейные списки русских посольств XVI-XVII вв. как этнографический источник // КЭС. -IV. М.: Наука, 1976. - С. 243-264.

90. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв. СПб., 1994.-216 с.

91. Газиков Б.Д. Взгляд в прошлое. Статьи по истории Ингушетии. Назрань, 2002. - 78 с.

92. Газиков Б.Д. Местность Ачалуки в мировой истории // Взгляд в прошлое. Статьи по истории Ингушетии. Назрань, 2002. - С. 23-27.

93. Генко А.Н. Из культурного прошлого ингушей // ЗКВ. Т. V. - М.; JI. -1930.-С. 670-703.

94. Герасимов М. Портрет Тамерлана // Тамерлан. Эпоха, личность, деяния. -М., 1992.-С. 506-514.

95. Герасимова М.М. Средневековое население Куртатинского ущелья по антропологическим данным // XXII Крупновские чтения (тезисы докладов). Ессентуки; Кисловодск, 2002. - С. 17-20.

96. Гериханов М. Акки. Исследование чеченского общества Горных Акки в Галанчожском районе (1985-2000 гг.). -М., 2001. 38 с.

97. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988.- 167 с.

98. Горленко В.Ф. Об этнониме черкасы в отечественной науке к. XVIII -первой половине XIX в. И СЭ. 1982. - № 3. - С. 31-36.

99. Горелик М.В. Черкесы-Черкасы (археологические свидетельства) // XXII Крупновские чтения (тезисы докладов). Ессентуки; Кисловодск, 2002.-С. 23-24.

100. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII в. и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Эль-Фа, 1999. - 685 с.

101. Давудов О.М. О фальсификации истории Дагестана // Северный Кавказ: историко-археологические очерки и заметки. М., 2001. - С. 6-16.

102. Далгат Б. Родовой быт чеченцев и ингушей в прошлом // ИЧИНИИИ-ЯЛ. Вып. IV. Грозный, 1934. - С. 3-37.

103. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование. -М.: Наука, 1972.-С. 9-256.

104. Даутова Р.А., Мамаев Х.М. Археологические памятники средневековья у сел. Али-Юрт (Чечено-Ингушетия) // СА. 1979. - № 2. - С. 221-226.

105. Даутова Р.А. Кабардинские курганы на территории Чечено-Ингушетии // Тезисы докладов XII Крупновских чтений. М., 1982. - С. 34-36.

106. Дахкильгов И.А. Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Грозный, 1978. - 136 с.

107. Дахкильгов И.А. Чечено-ингушские предания об адыго-вайнахских связях // Актуальные проблемы кабардино-балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик, 1986. - С. 103-109.

108. Дахкильгов И.А. Происхождение ингушских фамилий. Грозный: Книга, 1991.-114 с.

109. Дешериев Ю.Д. Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. - 471 с.

110. Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 167 с.

111. Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000. - 312 с.

112. Древности Чечено-Ингушетии. М.: Наука, 1963. - 280 с.

113. Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Славяне средневекового Дона (к вопросу о предпосылках формирования казачьей государственности). Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. - 319 с.

114. Заседателева Л.Б. Терские казаки. М.: МГУ, 1973. - 324 с.

115. Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии // МИА СССР. Т. З.-М.; Л., 1941.-С. 3-38.

116. Исаева Т.А. Феодальные владения на территории Чечено-Ингушетии в XVI-XVII вв. // ВИЧИ. Т. IX - Грозный, 1977. - С. 94-112.

117. Исаева Т.А. К вопросу о занятиях населения Чечено-Ингушетии в XVIII веке // ИЧИНИИИЯЛ. Т. 9. - Ч. 3. - Вып. 1. - Грозный, 1974. - С. 1729.

118. Исторические сведения о кабардинском народе (Издатель В.Н. Куда-шев). Киев, 1913.-283 с.

119. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала: Юпитер, 1997.-399 с.

120. История Кабардино-Балкарской АССР. Т. 1. - М.: Наука, 1967. - 482 с.

121. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. - 544 с.

122. Кавказ в сердце России. На вопросы современности ответы ищем в истории. М., 2000. - 254 с.

123. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований //Новая и новейшая история. 1995. - № 1.- С. 18-34.

124. Кодзоев Н.Д. О Борогане Бек-Султане, похороненном в мавзолее Бор-га.-Каш // XXII Крупновские чтения (тезисы докладов). Ессентуки; Кисловодск, 2002. - С. 64-65.

125. Кокиев Г.А. Склеповые сооружения горной Осетии. Владикавказ, 1928.-53 с.

126. Кокиев Г.А. К истории междоусобной борьбы кабардинских феодалов // Ученые записки института этнических и национальных культур народов Востока. Т. II. - М., 1930. - С. 73-88.

127. Кокиев Г.А. Кабардино-осетинские отношения в XVIII веке // Исторические записки Т.2. М., 1938. - С. 45-56.

128. Кокиев Г.А. Из истории сношений России с Кавказом (IX-XIX вв.) // УЗКНИИ . Т. 1. - Нальчик, 1946. - С. 33-80.

129. Кокиев Г.А. Русско-Кабардинские отношения в XVI-XVIII вв. // ВИ. -1946. -№ 10.-С. 44-60.

130. Кокиев Г.А. Малокабардинские поселения XVI-XVIII вв. на Северном Кавказе // УЗКНИИ. Т. II. - Нальчик, 1947. - С. 24-37.

131. Криштопа А.Е. Еще раз о маршруте Тимура на Северный Кавказ // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. Грозный, 1979.-С. 62-71.

132. Крупное Е.И. Краткий очерк археологии Кабардинской АССР. Нальчик, 1946.-68 с.

133. Крупнов Е.И. О чем говорят памятники материальной культуры Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1961. - 54 с.

134. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. -М.: Наука, 1971. -207 с.

135. Крупнов Е.И., Мунчаев P.M. Бамутский курганный могильник XIV -XVI вв. // ДЧИ . -М.: Наука, 1963. С. 217-242.

136. Кузеванов Л.И. Проблемы методологии и организации исторических исследований // Российский исторический журнал. 1994. - № 2. - С. 311.

137. Кузнецов В.А. Алания в X-XIII вв. Орджоникидзе, 1970. - 290 с.

138. Кузнецов В.А. В верховьях Большого Зеленчука. М.: Наука, 1977. -167 с.

139. Куркиев А.С. Основные вопросы лексикологии ингушского языка. -Грозный, 1979. С. 34-56.

140. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией второй половины XVI 30-е годы XVII в. - М.: АН СССР, 1963. - 371 с.

141. Лавров Л.И. Расселение сванов на Северном Кавказе до XIX в. // Вопросы этнографии Кавказа. Тбилиси: Мецниереба, 1952. - С. 337-344.

142. Лавров Л.И. О происхождении народов Северо-Западного Кавказа // Сборник статей по истории Кабарды. Вып. 3. Нальчик, 1954. - С. 198227.

143. Лавров Л.И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории// СЭ. 1956.- № 1. - С. 26-44.

144. Лавров Л.И. Об арабских надписях Кабардино-Балкарии // УЗКБНИИ. -Т. XVII. Нальчик, 1960. - С. 63-79.

145. Лавров Л.И. Кавказские тамги // Историко-этнографические очерки Кавказа. М.: Наука, 1978. - С. 91-174.

146. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л. 1979. -183 с.

147. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957. -С. 27-39.

148. Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. Вып. VI. Тифлис, 1872. - С. 164.

149. Левашова В.П. Белореченские курганы // Труды ГИМ. Вып. 22. М., 1953.-С. 165-213.

150. Литсборник. Орджоникидзе, 1931. - 238 с.

151. Ловпаче Н.Г. Этническая история Западной Черкесии. Майкоп, 1997. -221 с.

152. Любавский М.К. Обзор русской колонизации с древнейших времен до XX в.-М., 1996.-594 с.

153. Магомадова Т.С. Владелец Ларса Султан-Мурза в первых русско-ингушских взаимосвязях // Материалы конференции ЧИТУ по итогам 1974 года. Грозный, 1976. - С. 97-99.

154. Магомадова Т.С. Ших-Мурза Окотский подвижник русско-вайнахского единства // Россия и Северный Кавказ (проблемы историко-культурного единства). - Грозный, 1990. - С. 118-126.

155. Магомедов P.M., Криштопа А.Е. Борьба против татаро-монгольских захватчиков и ослабление власти Золотой Орды // ИСКНЦВШ. Общественные науки. Ростов-на-Дону. 1978. - № 3.- С. 61-70.

156. Малахов С.Н. Нартовские мифотопонимы и позднесредневековые археологические реалии // Историко-археологический альманах. Вып. 8. - Армавир; Москва, 2002. - С. 126-134.

157. Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра I до Ермолова. Нальчик: Книга, 1998.- 351 с.

158. Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством. Нальчик, 1996. - 351 с.

159. Мальбахов Б.К., Эльмесов А. Средневековая Кабарда. Нальчик: Эльбрус, 1994.-349 с.

160. Мамаев Х.М., Чахкиев Д.Ю. Оружие героя в вайнахских героико-исторических песнях Илли // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988. - С. 141-145.

161. Мамбетов Г.Х. Этнокультурные связи кабардинцев и балкарцев с соседними народами в XVI-XX вв. // Эльбрус. Нальчик. - № 1(12). - С. 99-101.

162. Марковин В.И., Мужухоев М.Б. Некоторые итоги изучения древностей Чечено-Ингушетии // Археологические памятники Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1979. С. 5-23.

163. Маркс К. Вынужденная эмиграция // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. -С. 561-584.

164. Матвеев О.В. Враги, союзники, соседи: этническая картина мира в исторических представлениях кубанских казаков. Краснодар, 2002. - 123 с.

165. Маруашвили Л.И. Вахушти Багратиони., его предшественники и современники. М., 1956. - 208 с.

166. Махмудова К.З. Чечено-Ингушетия в российской науке (XVIII первая половина XIX в.) // Россия и Северный Кавказ. - Грозный, 1990. - С. 4357.

167. Миллер В.Ф. Материалы по археологии Кавказа. Т. III. - М. - 1893. -318с.

168. Милорадович О.В. Кабардинские курганы XIV-XVII вв. // СА XX. М. - 1954.-С. 346-361.

169. Минаева Т.М. Кабардино-черкесские курганные могильники в Ставропольском крае // МИСК. Вып VI. Ставрополь, 1954. - С. 287-305.

170. Моков Б.М. Кабарда второй половины XVI-XVII веков. Нальчик: Эльбрус, 2001.- 144 с.

171. Моя Чечено-Ингушетия. Учебное пособие для школьников. Грозный, 1970.- 108 с.

172. Мужухоев М.Б. Средневековая материальная культура Ингушетии XIII-XVII вв. Грозный, 1977. - 179 с.

173. Мужухоев М.Б. Ингуши. Саратов, 1995. - 124 с.

174. Нагоев А.Х. Средневековая Кабарда. Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 229 с.

175. Назранова И. Ингушские потомки: род Назрановых // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик: Эль-Фа. - № 1.-С. 157-159.

176. Народы Кавказа Т. 1. М.: Наука, 1960. - 614 с.

177. Нарожный Е.И. Северный Кавказ: Этапы исторического развития. -Армавир, 2000. 38 с.

178. Нарожнык Е.И. О "пятигорских черкесах, которые совершают богослужение на славянском языке" (историко-археологическая версия) // Материалы XXII Крупновских чтений. Ессентуки; Кисловодск, 2002. - С. 41-44.

179. Нарожный Е.И., Нарожная Ф.Б. К хронологии Белореченских курганов и синхронных памятников в Северной Осетии // АЭКК. Материалы 10-й краевой межвузовской конференции. Армавир; Краснодар, 2002. - С. 16-17.

180. Нарожный Е.И., Соков П.В. Раскопки курганов у ст. Крепостной // АЭКК. Материалы 10-й краевой межвузовской конференции. Армавир; Краснодар, 2002. - С. 19-20.

181. Опрышко O.JI. По тропам истории. Документальное повествование. -Нальчик: Эльбрус, 1976. 352 с.

182. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 1. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1967. - 384 с.

183. Патаев Я. Республика Ингушетия: начало пути // Ас-Алан. № 1(6). -М.: Мир дому твоему. - 2002. - С. 21-38.

184. Плетнева С.А. Закономерности развития кочевнических обществ в эпоху средневековья // ВИ. 1980. - № 9. - С. 61-72.

185. Плетнева С.А. Кочевники средневековья: Поиски исторических закономерностей. М. - 1982. - 293 с.

186. Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801 гг.). Т. 1. - Владикавказ, 1912. -128 с.

187. Поэзия Чечено-Ингушетии. М.: Художественная литература, 1959. -С. 52-74.

188. Приязни добрые плоды. Сборнику очерков. Грозный, 1987. - 56 с.

189. Реестр археологических памятников предгорной и плоскостной зоны Ингушетии // Вестник Археологического центра. Вып. 1. - Назрань, 2001.-С. 5-15.

190. Ртвеладзе Э.В. К вопросу о времени массового переселения кабардинцев в центральные районы Северного Кавказа // Тезисы докладов и сообщений III Крупновских чтений. Грозный, 1973. - С. 20-21.

191. Ртвеладзе Э.В. О походе Тимура на Северный Кавказ // АЭС. Т. IV. -Грозный. - 1976. - С. 103-128.

192. Рыбаков Б.А. Русские карты Московии. М., 1974. - 212 с.

193. Салаходинова Г.В. "Жить им стало очень тесно" // На стыке гор и равнин: проблемы взаимовоздействия. Армавир, 2000. - С. 17-18.

194. Семенов Л.П. Мавзолей Борга-Каш II Известия Ингушского НИИ. Вып. 1. Владикавказ, 1927. - С. 37-51.

195. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 125-1932 гг. Грозный, 1963. - 134 с.

196. Смирнова Г.Р. Об истоках некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии. Рукопись дипломной работы, защищенной в ЧИГУ в 1980 г. (архив В.Б.Виноградова). 64 с.

197. Смирнова Я.С. Культурное взаимодействие и семья (по материалам Северного Кавказа) // СЭ. 1977. - № 5. - С. 78-87.

198. Сотавов Н.А. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. От Константинопольского договора до Кючук-Кайнаджирского мира. 1700-1774 гг. - М.: Наука, 1991. - 221 с.

199. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. -М.: Наука, 1989.-318 с.

200. Тебуев Р., Хатуев Р. Очерки истории карачаево-балкарцев. Москва; Ставрополь, 2002.-223 с.

201. ТотоевФ.В. Общественный срой Чечни в конце XVIII 40-х гг. XIX в. -Грозный, 1985.-48 с.

202. Умаров С.Ц. К политической и социально-экономической истории Чечни XVI-XVIII вв. // АЭС. Т. IV. - Грозный. - 1976. - С. 180-202.

203. Успенский В. Писарев С. Святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверской. Выпись из лицевого Царственного Летописца. СПб., 1903. -147 с.

204. Устное народное творчество вайнахов. Т. 1. Орджоникидзе, 1932. -208 с.

205. Хамидова З.Х. Проблема перевода чеченских героико-исторических илли на русский язык // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. Грозный, 1988. - С. 145-150.

206. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978. - 333 с.

207. Хизриев Х.А. Походы Тимура на Северо-Западный и Центральный Кавказ // ВИЧИ. Вып. 9. - Грозный, 1977. - С. 37-52.

208. Хотко С.Х. Генуя и Черкесия: политическое и культурное взаимодействие в XIII-XV вв. // Сборник РИО. № 4 (152). - М.: Русская панорама, 2002.-С. 104-111.

209. Хутыз К.К. Охота у адыгов (эколого-этнографический аспект). Издание второе, иллюстрированное. Майкоп, 2001. - 235 с.

210. Чечено-Ингушский фольклор. М. 1940. - 234 с.

211. Чеченов И.М, Древности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1969. - 186 с.

212. Шаова С.Д. Кабардинцы и вайнахи в зоне своего соседства // На стыке гор и равнин: проблемы взаимовоздействия. Армавир, 2000. - С. 9-11.

213. Шаова С.Д. Следы пребывания кабардинцев в топонимии Ингушетии и Чечни // Вопросы северокавказской истории. Вып. 5. Армавир, 2000. -С. 27-30.

214. Шаова С.Д. Из истории изучения кабардино-вайнахских взаимоотношений XVI-XVIII вв. // Вопросы северокавказской истории. Вып. 6. Часть И. Армавир, 2001. - С. 31-37.

215. Шаова С.Д. Адыго-вайнахские связи // АЭКК. Материалы 9-й краевой межвузовской аспирантско-студенческой конференции. Армавир-Краснодар, 2001. - С. 13-15.

216. Шаова С.Д. Для дружбы просторны теснины, Равнины тесны для вражды // Историческое регионоведение Северного Кавказа вузу и школе. -Армавир, 2001.-С. 12-15.

217. Шаова С.Д. История свидетельствует // "Грузинский и русский народы, вы братья!" - Армавир, 2001. - С. 18-20.

218. Шаова С.Д. "Черкесы-казаки" в бассейне Терека // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: 3-я международная конференция. Армавир, 2002, 23-24.

219. Шафиев Н.А. История и культура кабардинцев в период позднего средневековья (XIV-XVI вв.). Нальчик, 1968. - 163 с.

220. Шеуджен Э.А. Проблемы местной истории в новой историографической перспективе // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. - 1977. - № 4. - С. 57-61.

221. Шеуджен Э.А. Проблемы северокавказской историографии // Наука о Кавказе: проблемы и перспективы. Материалы I съезда ученых-кавказоведов. 27-28 августа 1999 г. Ростов-на-Дону, 2000. - С. 81-86.

222. Яковлев Н. Языки и народы Кавказа. Тбилиси: Заккнига, 1930. - 216 с.

223. Яхтанигов X. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993. - 143 с.1. Авторефераты диссертаций

224. Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда чеченцев и ингушей XVI-начала XIX в. (археолого-этнографическое исследование). Автореф. дисс. канд.ист.наук. М., 1992.

225. Ахмадов Я.З. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в XVIII в. Автореф. дисс. . канд.ист.наук. Махачкала, 1977.

226. Великая Н.Н. Политические, социально-экономические, этнокультурные процессы в Восточном Предкавказье (XVIII-XIX вв.). Автореф. дисс. . док.ист.наук- Ставрополь, 2001.

227. Джиоев М.К. Алания в XIII-XIV вв. Автореф. дисс. . канд.ист.наук -М., 1982.

228. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е начало 1770-х гг.). Автореф. дисс. . док.ист.наук. - Нальчик, 2001.

229. Магомадова Т.С. Русско-вайнахские отношения в XVI-XVII вв. Автореф. дисс. . канд.ист.наук.-М.: МГУ, 1985.

230. Махмудова К.З. Вайнахи в конце XVIII середине XIX в. (Историко-этнографическое исследование). Автореф. дисс. . канд.ист.наук. - М.: МГУ, 1993.

231. Нарожный Е.И. Восточные и западные инновации Золотоордынской эпохи у населения Верхнего и Среднего Притеречья. Автореф. дисс. . канд.ист.наук. Воронеж, 1998.

232. Приймак Ю.В. Северо-Западный Кавказ в системе Османской империи XVIII первая треть XIX в. Автореф. дисс. . канд.ист.наук. -Краснодар, 2000.

233. Ю.Умаров С.Ц. Средневековая материальная культура горной Чечни XIII-XVII вв. Автореф. дисс. . канд.ист.наук. М.: Институт археологии АН СССР, 1970.

234. П.Чахкиев Д-Ю. Оружие и вопросы военного искусства позднесредневековых вайнахов (археолого-этнографическое исследование). Автореф. дисс. . канд.ист.наук. М., 1986.