автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
История православия в Корее

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Волков, Максим Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'История православия в Корее'

Полный текст автореферата диссертации по теме "История православия в Корее"

На правах рукописи

.ЮП/т

ВОЛКОВ Максим Геннадьевич

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В КОРЕЕ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XXI ВВ.)

Специальность 07.00.03. -Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

- 1 ДЕК 2011

Москва-2011

005003459

Работа выполнена на кафедре востоковедения Московского государственного института (Университета) международных отношений МИД России

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Денисов Валерий Иосифович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Толорая Георгий Давидович

кандидат политических наук Жебин Александр Захарович

Ведущая организация: Институт востоковедения РАН

Защита состоится «¡2£» ШкОшЛ 201/г. на заседании диссертационного совета Д 209.002.03 (исторические науки) при Московском государственнрм институте (Университете) международных отношений МИД России в 1,(?£>0 часов, ауд. ■

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, пр-т Вернадского, 76. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте www.mgimo.ru.

Автореферат разослан 201/г.

Ученый секретарь диссертационного севета^.___

Доктор исторических наук, профессор . 7~-— А.Л.Емельянов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Особую актуальность в современном мире приобретает тема значения религиозного фактора в жизни общества. Нашу эпоху нередко именуют постсекулярной, поскольку невозможно отрицать значимость возвращения религии в социально-политическую жизнь отдельных государств и мира в целом. С особой наглядностью процесс набирающего обороты религиозного ренессанса можно наблюдать в России на примере заметно возросшего в постсоветское время авторитета и духовно-нравственного влияния ведущих религиозных конфессий страны и, в первую очередь, Русской православной церкви. Велико значение религии и в жизни Кореи.

С учетом поставленной президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым задачи модернизировать деятельность МИД, в т.ч. за счет более эффективного взаимодействия с гражданским обществом, использование «религиозного ресурса» в качестве канала продвижения внешней политики становится для российского внешнеполитического ведомства одним из приоритетов. Как отметил в своем выступлении на состоявшейся в декабре 2010 г. встрече членов Коллегии МИД России с патриархом Московским и всея Руси Кириллом министр иностранных дел России С.В.Лавров, глобальный финансово-экономический кризис наглядно показал несостоятельность идей либерального капитализма, которые сформировали общество безудержного потребления. Укрепление нравственного основания международных отношений, по словам С.В.Лаврова, рассматривается сегодня руководством российского МИД в качестве части большой политики.

Традиции сотрудничества российской дипломатии и Русской православной церкви уходят вглубь веков. И сегодня между МИД России и РПЦ имеется широкое поле для взаимодействия. Интересы Русской церкви органично дополняют работу МИД с соотечественниками за рубежом, миротворческие усилия на пространстве СНГ и в других регионах, создают предпосылки для наращивания межгосударственных отношений. Взаимодействие МИД и Русской православной церкви находит свое проявление и на корейском направлении. Опыт последних лет однозначно свидетельствует о том, что Православная церковь в условиях Кореи способна и сегодня не только оказывать благотворное влияние на развитие

отношений России с обоими корейскими государствами, но и вносить важный вклад в работу с соотечественниками в контексте реализации концепции «Русского мира» как идеи превращения русской диаспоры за рубежом в центр притяжения для всех ассоциирующих себя с нашей страной этносов.

Теоретическая и практическая актуальность исследования определяются тем, что Православная церковь, доказавшая свою жизнеспособность и получившая признание как на Юге, так и на Севере Кореи, остается одним из важных факторов продвижения государственных интересов, усиления культурного влияния, улучшения имиджа России на Корейском полуострове, углубления взаимопонимания между российским и корейским народами. Русскоговорящие общины в рамках православных приходов на территории Кореи выполняют не только религиозные функции, но фактически играют роль российских культурных центров, где наши соотечественники из России и других стран СНГ и дальнего зарубежья могут получить духовную помощь, а, порой, и материальную поддержку.

Объектом исследования в настоящей работе являются этапы, периоды, характер и основные аспекты истории православной миссионерской деятельности в Корее в контексте процесса христианизации корейского общества, активизировавшегося после открытия Кореи внешнему миру в конце XIX века.

Предметом исследования являются цивилизационные, мировоззренческие, культурные и исторические условия распространения православия в Корее, роль Православной миссии в развитии российско-корейских отношений, расширении присутствия и усилении влияния России и других стран православной христианской культурной традиции на Корейском полуострове, перспективы расширения православного миссионерского служения в Корее с учетом ее эвентуального объединения. Деятельность миссии рассматривается с учетом комплекса социально-политических, экономических и культурных факторов внутреннего и международного характера, складывавшихся в различные исторические эпохи и периоды ее функционирования.

Хронологические рамки работы охватывают в основном период с середины XIX в. по настоящее время. Дан также исторический очерк распространения христианства в преимущественно конфуцианской Корее времен династии Ли (1392 -1910) с XVII до начала XX вв., т.е. до появления в Корее первых православных

миссионеров. Такой выбор обусловлен тем, что, как показано в работе, начало проповеди православия на Корейском полуострове не было исторической случайностью и представляло собой закономерное следствие как идейно-политического и духовно-нравственного развития самого корейского общества, искавшего выход из духовного тупика в изучении западной религиозной мысли, так и прямого влияния на него западной христианской культурной традиции, резко усилившегося после открытия Кореи внешнему миру в конце XIX века. Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в Корее и вокруг нее к концу XIX - началу XX вв., способствовала тому, что в тот период христианство в корейском обществе, несмотря на свое «иностранное» происхождение, стало восприниматься сквозь призму всегда имевших для корейцев первостепенное значение национальных чувств как религия, не только определяющая преемственность традиции, но и способствующая сохранению национальной независимости и самостоятельности страны перед лицом японского порабощения. В своем исследовании автор показывает значение, которое имела деятельность православной и других христианских миссий в Корее для развития процесса укрепления национального самосознания корейцев, а также вклад современной Православной церкви в межкорейский диалог.

Методологической основой диссертации являются принцип исторического познания, опирающийся на такие его составляющие, как диалектика, объективность, сравнительно-исторический анализ событий и фактов, система научного поиска. Теоретический системный анализ сочетается с хронологическим и проблемным подходом к изложению рассматриваемых исторических процессов. Комплексный подход позволяет решать задачи исследования с учетом социально-экономических, идейно-политических и культурных факторов.

Целью диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение истории православия в Корее как единого закономерного исторического процесса, обусловленного наличием определенных духовно-культурных, исторических, политических и экономических предпосылок и прошедшего в своем развитии ряд этапов от возникновения первой православной общины до создания самостоятельной православной корейской митрополии.

Для достижения поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:

выявление кулиурно-цивилизационных и конкретно-исторических предпосылок начала проповеди православия в Корее;

- рассмотрение основных этапов православной миссионерской деятельности на территории Кореи как единого исторического процесса;

- выявление на примере Кореи характерных особенностей деятельности православных миссий, отличающих их от миссионерских организаций других христианских конфессий;

- анализ роли Православной миссии в процессе христианизации корейского общества, активизировавшегося после открытия Кореи во второй половине XIX в., определение места православия в конфессиональной мозаике современной Кореи;

- обоснование значения деятельности Православной миссии для расширения присутствия, укрепления позиций и влияния России в Корее, углубления взаимопонимания между российским и корейским народами;

- обоснование значения сохранения и укрепления межправославного единства в условиях Кореи для эффективности миссионерской деятельности, укрепления авторитета Православной церкви и позиций России и других государств - носителей православной духовной и культурной традиции.

Научная новизна работы заключается в объективном анализе деятельности Православной миссии в общем контексте духовно-нравственного, идейно-политического и социально-культурного развития Кореи. Проблематика распространения православия в Кореи как единого исторического процесса вплоть до настоящего времени практически не изучалась в отечественной корееведческой литературе и впервые является объектом специального исследования. Диссертант, использовав в своей работе ряд источников и документов, впервые вводимых в научный оборот, предпринял попытку выработки на исследуемом материале новых подходов к анализу православной миссионерской деятельности, причем ее внутренняя логика понимается не только с точки зрения позиции и интересов направляющих государств, но и с учетом наднационального по своей природе характера церкви. В диссертации впервые в отечественной литературе нового и новейшего времени обосновывается тезис о важности осознания значения и практического укрепления единства вселенского православия, что в условиях Кореи не только является необходимым условием эффективности миссионерской

деятельности церкви и политики направляющих государств, средством укрепления их духовно-нравственного авторитета, но и полностью соответствует национальному самосознанию корейцев, как на Юге, так и на Севере полуострова. Сказанное подтверждает тезис о том, что цели и задачи Православной миссии в Корее полностью соответствуют государственным интересам и внешнеполитическому курсу России на Корейском полуострове.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный в ней фактический материал и основные положения могут быть использованы при дальнейшем изучении истории Кореи нового и новейшего времени, включая такие ее аспекты, как процесс открытия, модернизации и освоения корейцами достижений западной цивилизации, сопровождавшийся обращением в христианство значительной части населения страны, национально-освободительное движение, эволюция идейно-политической и религиозной ситуации в стране. Диссертация может быть полезна ученым, занимающимся изучением российско-корейских отношений на разных этапах их развития, а также дипломатам, деятелям культуры, представителям деловых, академических кругов и широкой общественности нашей страны, стремящимся строить отношения с корейскими партнерами на основе осознания исторических и духовно-нравственных корней российского присутствия в Корее. Работа может быть также использована при чтении лекций по истории Кореи в высших учебных заведениях востоковедческого профиля, проведении семинаров по истории корейской мысли и культуры. Диссертация может стать основой для чтения самостоятельного спецкурса по исследуемому предмету в рамках изучения истории Кореи. Кроме того, работа может быть использована для дальнейшего изучения истории миссионерской деятельности Православной церкви на Дальнем Востоке, а также при проведении занятий по церковной истории в профильных вузах.

Источники, использованные в настоящем исследовании, можно разделить на шесть категорий.

Первая - это христианская вероучительная литература, а также работы ученых - богословов и церковных историков нового и новейшего времени, имеющие большое значение для понимания внутреннего смысла, характера и мотивации деятельности Православной миссии в Корее.

Вторая категория - проповеди, статьи и выступления начальников и сотрудников Православной миссии в Корее, а также опубликованные материалы по ее истории.

К третьей категории источников относятся воспоминания видных духовных и светских лиц, в разные годы посещавших миссию, а также простых членов корейской православной общины, хранящиеся в личном архиве автора и почерпнутые в ходе личной переписки и бесед с участниками и очевидцами деятельности миссии.

Четвертая категория - материалы российских и зарубежных архивов. Содержащиеся в их фондах документы - послания российского и корейского монархов, дипломатическая и служебная переписка, отчеты начальников Православной миссии и другие материалы дают представление о многих сторонах и аспектах деятельности миссионеров, в т.ч. в контексте ее влияния на расширение российского присутствия в Корее и развитие российско-корейских отношений.

К пятой категории относятся записки русских и иностранных авторов -дипломатов, военных и других чиновников, ученых, инженеров, путешественников.

Шестая категория - материалы российских (в т.ч. эмигрантских) и корейских церковных и светских периодических изданий, а также Интернет-ресурсы.

В работе дается оценка научной литературы по проблематике диссертации на русском, английском и корейском языках.

Необходимо отметить, что вплоть до последнего времени отечественная историография не уделяла должного внимания проблематике истории православия в Корее, степень изученности которой в силу этого обстоятельства находилась на достаточно низком уровне. Глубоко разработанной монографической литературы по проблематике диссертации на сегодняшний день не существует, что свидетельствует о том, что сколько-нибудь серьезных попыток ее обобщения вплоть до самого последнего времени практически не предпринималось.

В отечественной историографии рассматриваемой проблемы можно выделить три периода: дореволюционный, советский (эмигрантский) и постсоветский. На протяжении всех периодов вопросы деятельности Православной миссии в Корее рассматривались, как правило, в более широком контексте исследований по истории России, Кореи и их взаимоотношений. Работы, опубликованные до революции 1917 г., носили в основном публицистическо-просветительский характер, имея своей целью

ознакомление и привлечение интереса возможно более широких слоев российского общества к деятельности духовной миссии в далекой и практически неизвестной в то время в России стране. После революции Российская духовная миссия в Корее оказалась фактически оторванной от отечества, где о ней в силу понятных причин почти не вспоминали. Появившиеся в этот период немногочисленные исследования публиковались за рубежом исключительно усилиями представителей духовенства и мирян в среде русской эмиграции. После Второй мировой войны вплоть до 90-х гг. прошлого столетия деятельность Православной миссии, вышедшей из юрисдикции Русской православной церкви и функционировавшей на территории Южной Кореи, с которой у СССР не было дипломатических отношений, была практически неизвестна не только общественности, но и в академических кругах нашей страны. В последние годы были опубликованы несколько работ российских исследователей, посвященные деятельности Православной миссии в Корее. В них приводятся достаточно интересные сведения, касающиеся малоизвестных страниц истории православной корейской общины. Однако их авторы, как представляется, не ставили перед собой задачу выйти на серьезный уровень обобщения оказавшихся в их распоряжении весьма разнородных документов и материалов из различных источников, показать историческую обусловленность, внутреннюю логику и цельность служения Православной миссии, ее влияние на развитие российско-корейских отношений, место и роль православия в конфессиональной мозаике Кореи. Кроме того, многие исследования грешат элементарными фактологическими и терминологическими неточностями. В западной и южнокорейской историографии проблематика православия в Корее вообще специально не рассматривалась. Отдельные упоминания событий и фактов из жизни Православной миссии имеются лишь в некоторых трудах зарубежных исследователей, посвященных истории христианства и миссионерской деятельности в Корее, а также российско-корейских отношений.

Для понимания цивилизационной, духовной и культурной среды, в которой действовала Православная миссия в Корее - стране, принадлежащей к китайской культурной традиции, большое значение представляют фундаментальные труды основоположников российского востоковедения И.К.Россохина и А.Л.Леонтьева, а также российских миссионеров и ученых архимандрита Иакинфа Бичурина, В.П.Васильева и других. Отдельно следует отметить работы видного российского

дипломата и востоковеда П.А.Дмитриевского. Из трудов современных ученых большую научную ценность представляет работа А.В.Ломанова «Христианство и китайская культура», посвященная рассмотрению проблемы взаимодействия христианства и китайской цивилизации на протяжении длительного исторического промежутка (VII - XIX вв.). Проведенное автором исследование истории диалога христианской и китайской духовной традиции дает возможность сопоставить опыт христианской миссионерской деятельности в Китае и Корее. Зарождению и формированию православной культуры в Поднебесной посвящена книга «Православие в Китае», подготовленная Отделом внешних церковных связей Московского патриархата, ИДВ РАН и Российско-китайским деловым советом. Издание представляет методологическую ценность, рассматривая деятельность Российской православной духовной миссии в Китае в общем контексте российско-китайских отношений.

Научную литературу собственно по проблематике диссертации можно разделить на две группы. К первой относятся работы, в которых Православная миссия в Корее упоминается в общем контексте христианской миссионерской деятельности и исторических событий в России и за ее пределами. Вторую образуют работы, специально посвященные деятельности миссии и представляющие собой, главным образом, очерки, статьи, публикации и научные доклады по отдельно взятым направлениям ее деятельности.

К первой группе можно отнести дневники, отчеты и записки российских путешественников1. И.А.Гончаров в своей книге "Фрегат "Паллада", посвященной путешествию русских моряков под командованием адмирала графа Е.В.Путятина в Японию мимо корейских берегов, сообщает о контактах русских и корейцев в Пекине, а также упоминает о корабельном священнике архимандрите Аввакуме (Честном), который, очевидно, был первым православным клириком, посетившим Корею, о ком сохранились достоверные документальные сведения. Одним из первых подробное описание поселений корейцев на территории российского Приморья составил Н.М.Пржевальский - руководитель экспедиции 1867-1869 гг. в Уссурийский край. Приоритет в приобщении корейцев к русской культуре Н.М.Пржевальский отдавал миссионерской деятельности Православной церкви. В 1875 г. российский востоковед

1 Многие труды из этой группы могут рассматриваться также в качестве источников.

10

П.И.Ждан-Пушкин опубликовал исследование под названием "Корея. Очерк истории учреждений, языка, нравов, обычаев и распространения христианства". В своем сочинении автор рекомендовал русским православным миссионерам обратить особое внимание на Корею.

Систематическое изучение Кореи русскими научными экспедициями началось после установления дипломатических отношений между Россией и Кореей в 1884 году. Наиболее значительными были экспедиции И.И.Стрельбицкого (1895-1896), В.Л.Комарова (1897), А.Г.Лубенцова (1898) и А.И.Звегинцева (1898). В экспедиции А.И.Звегинцева принимал участие писатель Н.Г.Гарин-Михайловский, уделивший немалое внимание в своих работах оценке духовно-нравственного и религиозного состояния корейского общества на рубеже XIX - XX веков. Российский исследователь сообщал о том, что на фоне успешного развития российско-корейских связей в те годы корейцы видели в России гаранта государственной независимости своей страны, что могло способствовать успеху православной проповеди русских миссионеров. Работы владивостокского купца П.М.Делоткевича, подполковника Генерального штаба В.А. Альфтана, члена Императорского русского географического общества А.Г.Лубенцова и других авторов дают представление о влиянии русской духовности и культуры на корейское население приграничных территорий. Следует также упомянуть публикацию Афанасьева и Н.Ц. Грудзинского, работавших в 18961898 гг. в Корее в качестве военных специалистов.

Деятельность православных миссионеров нашла отражение в трудах русского путешественника и ученого П.Ю. Шмидта, побывавшего в Сеуле дважды: в 1900 и в 1926 годах. В записях по итогам своей первой поездки П.Ю.Шмидт сообщает об учреждении в Сеуле Православной миссии, упоминает об открытии в столице Кореи в конце того же года православной миссионерской школы для корейских мальчиков и начале строительства церкви. Спустя много лет П.Ю.Шмидт вновь посетил Корею, являвшуюся в тот момент колонией Японии. В своих наблюдениях автор отмечал, что японцы активно пытались насаждать в Корее синтоизм. Однако, по мнению русского ученого, японская религия плохо воспринималась корейским населением.

Немало ценных сведений о деятельности западных христианских миссий в Корее содержится в записках полковника Генерального штаба В.П.Карнеева, совершившего вместе с поручиком Михайловым поездку в эту стран)' в 1895 - 1896

годах. Еще раньше князь К.Н.Дадешкалианн, состоявший на службе при канцелярии приамурского генерал-губернатора и совершивший поездку по Корее в 1885 году, в своих записках критиковал корейских католиков за поверхностную религиозность.

В ряде работ исследователей и специалистов конца XIX - начала XX вв. уделяется внимание деятельности в Корее протестантских проповедников, проникших в эту страну в 1880-е годы. В 1892 г. в Санкт-Петербурге была издана книга, озаглавленная "Очерки Кореи". Ее автор - М.А.Поджио, сотрудник Азиатского департамента МИД, отмечал незначительность успехов протестантских миссий на фоне достижений католиков. Однако уже вскоре ситуация заметно изменилась. Так, польский этнограф Вацлав Серошевский, совершивший путешествие в Корею и Японию в 1903-1904 годах, отмечал в своей книге многочисленность и хорошее качество образования, которым отличались начальные миссионерские школы методистов. Миссии Англиканской церкви, начавшей свою деятельность в Корее в 1890 г., уделяется значительное место в книге английского автора А. Гамильтона "Корея", переведенной и изданной в Санкт-Петербурге в 1904 году. В своей работе автор дает достаточно высокую оценку деятельности англиканских миссионеров, отмечая их самоотверженность и твердую волю. Оценивая положение Русской миссии, автор отмечал, что колония русских в Сеуле в тот период была немногочисленной и включала в себя собственно персонал дипломатической миссии, ее охрану, православных священников и несколько торговцев.

Серьезного внимания заслуживает трехтомное "Описание Кореи", выпущенное в 1900 г. Министерством финансов России. В нем были обобщены сведения о Корее, полученные российскими и европейскими авторами к началу XX века. Особую ценность для настоящего исследования представляют главы, посвященные религиозным воззрениям корейцев.

После русско-японской войны на фоне некоторого ослабления интереса широких кругов российской общественности к Корее получили развитие профессиональные исследования более узкого прикладного характера.

Большое значение для данного исследования имеют работы профессора Восточного института, одного из основоположников российского корееведения Г.В.Подставина, не раз посещавшего Православную миссию в Корее и проявлявшего немалый интерес к распространению православия среди корейцев. Г.В.Подставин

входил в число членов переводческого комитета, который был сформирован в 1913 г. на первом миссионерском съезде Никольск-Уссурийской епархии, созданной с целью организации миссионерской деятельности среди корейских переселенцев. Комитет перевел и издал большое количество богослужебной и духовной литературы.

К работам дореволюционного периода, посвященным непосредственно теме исследования, отнесены труды русских миссионеров - епископов Хрисанфа (Щетковского) и Павла (Ивановского). Особую ценность представляет вышедший в 20-гг. XX столетия в Харбине исторический очерк архимандрита Феодосия (Перевалова) о деятельности Российской духовной миссии в Корее в первые годы ее существования (1900-1925). Миссионерская деятельность Православной церкви среди корейцев рассматривалась также в работах С.В.Недачина, Ф.Прохоренко и других российских авторов.

В советский период в условиях фактического свертывания миссионерской деятельности Русской православной церкви на территории нашей страны и ее существенного ограничения за рубежом внимание историков-корееведов, работавших на родине, в основном привлекали такие сугубо светские проблемы, как участие корейцев российского Дальнего Востока в борьбе за независимость Кореи и установление советской власти. В 50-80-е гг. прошлого столетия появился ряд работ, в которых давалась высокая оценка деятельности русских путешественников -исследователей Кореи. В 1958 г. отдельной книгой были выпущены труды русских исследователей конца XIX века.

Уникальный материал, оказавшийся весьма полезным для данного исследования, содержится в книге воспоминаний В.Ю.Янковского «От Гроба Господия до гроба ГУЛАГа». Значительная ее часть посвящена жизни небольшого русского курорта «Новина», располагавшегося в 20-40-е гг. прошлого столетия на северо-восточном побережье Кореи в районе города Чондин, ныне находящегося на территории КНДР. Новшш, помимо прочего, была духовным центром русской эмиграции. Здесь в течение нескольких лет функционировал православный храм, настоятелем которого был священник Иоанн (Тростяиский), прибывший в Корею из Харбина.

В постсоветское время тема настоящего исследования привлекла внимание ряда российских историков. В 90-е годы XX в. к исследованию деятельности Русской

православной миссии среди корейцев обратился М.В.Белов. Автор собрал и обработал достаточно большое количество статистических данных. Вместе с тем, трудно согласиться с М.В.Беловым, проводящим параллель между миссионерской политикой Русской церкви на территории России в 1910-х гг. и образовательной политикой Японии в Корее в период колониального правления. В частности, на основании имеющихся источников, можно со всей уверенностью утверждать, что Русская церковь достаточно лояльно относилась к использованию корейского языка в церковно-приходских школах и прилагала все усилия для перевода религиозной литературы на корейский язык. Деятельность Русской православной церкви среди корейцев на территории России также рассматривали в своих статьях исследователи И.О.Сагитова и Г.В.Прозорова.

Одним из первых светских российских корееведов, проявивших интерес к исследуемой проблематике в постсоветское время, стал С.О.Курбанов. Большой вклад в критическое переосмысление результатов опубликованных исследований, введение в научный оборот новых документов и материалов внесла Т.М.Симбирцева, опубликовавшая на рубеже столетий несколько статей и докладов на тему истории православия в Корее. Тема Российской духовной миссии в Корее затрагивалась в работах А.А.Волоховой, посвященной вопросам истории российской политики на Дальнем Востоке, а также С.В.Волкова по проблематике русской эмиграции. Добротностью и обстоятельностью отличается опубликованная в 2009 г. работа М.В.Шкаровского, использовавшего в своем исследовании ряд новых источников. В труде Г.Е.Бесстремянной затрагиваются вопросы, касающиеся контактов Российской духовной миссии в Корее и Японской православной церкви.

История Российской духовной миссии в Корее привлекла внимание и церковных исследователей. В 1991 г. в "Журнале Московской патриархии" появилась публикация Л.Анисимова, посвященная 90-летию со дня основания Российской духовной миссии в Корее. Вскоре свои статьи на эту тему в сборниках Санкт-Петербургского государственного университета и Международного центра корееведения МГУ опубликовали, соответственно, архимандрит Августин (Никитин) и священник Дионисий (Поздняев). В 1999 г. вышел юбилейный сборник статей "История Российской духовной миссии в Корее", посвященный столетию православия в этой стране. В 2010 г. на сайте русской православной общины храма

свт. Николая в Сеуле появился материал представителя Русской православной церкви в Республике Корея игумена Феофана, посвященный истории Русской православной миссии в Корее.

Полезными для настоящего исследования являются опубликованные в последние годы фундаментальные труды по истории Кореи и российско-корейских отношений под редакцией А.В.Торкунова, Ли Ги Бэка и других российских и корейских ученых, содержащие упоминание о деятельности Православной миссии, а также работы Б.Б.Пак, Л.В.Забровской, А.З.Жебина, С.С.Суслиной, Г.Д.Толорая и других авторов. Их ценность состоит в том, что они дают возможность более полно понять политические, социально-экономические и культурные условия эволюции миссионерской деятельности в Корее на разных ее этапах.

Следует отметить монографию С.Г.Нам "Российские корейцы: история и культура (1860-1925)", в которой автор, подробно раскрывая вклад корейцев в освоение Южно-Уссурийского края и их хозяйственную деятельность, отмечает приобщение корейских переселенцев к русской культуре через православие и образование. Востребованными оказались две монографии А.И.Петрова, посвященные истории корейской диаспоры в России. Традициям семейно-брачных отношений корейских переселенцев и их трансформации в процессе взаимодействия с преимущественно православным славянским населением Дальнего Востока посвящена глава в монографии О.А.Васильченко. В работах Н.И.Дубининой отмечается, что политика приамурских генерал-губернаторов по отношению к корейцам, включая ведение в их среде православной миссионерской проповеди, часто зависела от личного отношения к ним начальников края.

Немалый интерес для целей исследования представляют труды корееведов независимых государств - республик бывшего СССР. В их числе необходимо, в первую очередь, назвать профессора Казахского национального университета Г.Кима, посвятившего значительную часть своих исследований вопросам изучения истории религий Кореи.

В историографии дальнего зарубежья нет специальных исследований по теме диссертации. Вопросы истории Православной духовной миссии затрагивались в рамках некоторых исследований по истории российско-корейских отношений и корейской диаспоры в России. Определенную ценность представляют работы

корейских и других зарубежных историков и миссионеров Ким Док Хвана, Чо Гвана, Ли Чжан Сика, Ли Гван Нина, Ким Ин Су, Ким Чжон Дона, Юн Ген Но, А.Кима, С.Палмера, Ч.Даллета, М.Фенвика, Курата Масахико по истории христианства в Корее. В книге южнокорейского историка Ким Док Вона "История религий в Корее" имеется раздел, посвященный православию. Деятельности Православной церкви среди корейцев посвящено также исследование Чо Чон Хвана. В монографии Пак Чон Хё в рамках анализа политики России на Корейском полуострове на рубеже XIX - XX веков затрагиваются вопросы, связанные с деятельностью российских специалистов в Корее, учреждением Российской духовной миссии и приобретением для нее земельного участка в Сеуле. В работе Пак Чэ Гына отмечается, что, в отличие от других народов, корейцы, желая остаться в России навсегда, с готовностью принимали православие и знакомились с русской культурой.

Среди англоязычных авторов, помимо упомянутого выше А.Гамильтона, следует выделить двухтомный труд английской путешественницы И.Бишоп, которая с марта 1894 по март 1897 гг. совершила четыре путешествия в Корею. Одна из глав ее книги посвящена российским корейцам. Успех миссионерской деятельности Православной церкви среди корейцев путешественница видела в терпимости, с которой Россия относится к любой религии, если только она не вступает в прямой конфликт с существующими нравственными нормами.

Для проведения сравнительного анализа форм и методов распространения христианства среди корейцев важное значение имели работы иностранных миссионеров, работавших в Корее. Вместе с тем, необходимо признать, что история корейского православия остается практически неизвестной на Западе, о чем свидетельствует, к примеру, более чем схематичное ее изложение в изданном в 1999 году в университете города Дурхэма (Англия) словаре корейской истории и культуры.

В целом анализ литературы по проблематике диссертации дает основание утверждать, что изучение православия в Корее для большинства исследователей вплоть до последнего времени не имело самостоятельного значения и носило вспомогательный характер. Усилия авторов были сосредоточены, главным образом, на сборе и первичной обработке разнородных фактов, документов и материалов. Подобная ситуация привела к тому, что по изучаемой теме пока не создано полноценного обобщающего труда.

Основные положения и выводы диссертации, выносимые на защиту:

1. Приход христианства и, в частности, православия в Корею был исторически обусловлен и вызван как политическими нуждами колониальных империй Запада, так и запросами переживавшего глубокий системный кризис корейского общества. На рубеже XIX - XX вв. христианство воспринималось корейцами как надежная гарантия поддержки со стороны западных держав перед лицом японской угрозы. В условиях колониальной Кореи христианство было для местного населения, своего рода, протестной религией, дававшей надежду на обретение свободы и национальной независимости. Особая роль христианства на Корейском полуострове привела к тому, что сегодня Республика Корея является одной из наиболее христианизированных стран во всей Азии.

2. Сложившаяся к концу XIX в. в Корее и вокруг нее политическая ситуация вынуждала Сеул искать в лице России помощника в борьбе с японским влиянием на полуострове, заметно усилившемся после японо-китайской войны 1894 - 1895 годов. Одним из результатов сближения России и Кореи в этот период стало учреждение Российской духовной миссии в Сеуле. Светские власти России придавали большое значение учреждению миссии, не без оснований полагая, что распространение православия в Корее будет способствовать продвижению здесь российских государственных интересов.

3. В условиях Кореи проявились характерные особенности православной миссионерской деятельности: стремление не столько к количественному росту, сколько к качественному совершенствованию паствы, использование в богослужении родного языка, привлечение к духовному служению представителей местного населения, придание, где это возможно, нового христианского содержания сложившимся в местном обществе культурным традициям. Реализация на практике указанных принципов способствовала тому, что Православная церковь, несмотря на относительно скромные показатели в количественном отношении, заняла прочное место в современном южнокорейском обществе, получив официальное признание местных властей.

4. Деятельность Православной миссии имеет большое значение для расширения присутствия, укрепления позиций и влияния России в Корее, углубления взаимопонимания между российским и корейским народами. Сегодня Православная

церковь играет особую роль в жизни наших соотечественников, проживающих в Республике Корея, являясь не только духовным, но и национально-культурным объединяющим центром, с помощью которого люди возвращаются к своим историческим и культурным истокам, получают помощь и возможность свободного общения друг с другом. Укреплению позиций России в Корее способствовало возрождение православного присутствия на Севере полуострова. Цели и задачи Православной миссии в Корее полностью соответствуют государственным интересам и внешнеполитическому курсу России на Корейском полуострове.

5. Результаты православной миссионерской деятельности на территории Кореи свидетельствуют об историческом единстве этого процесса не зависимо от юрисдикционной принадлежности миссии в различные периоды ее существования. Сохранение межправославного единства способствует повышению эффективности миссионерской деятельности в Корее, укреплению авторитета Православной церкви и позиций государств - носителей православной духовной и культурной традиции.

Апробация работы. Основные выводы и положения настоящей диссертации выносились на обсуждение кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД России (протокол № 9 от 12 мая 2011 г.). Результаты исследования были использованы автором в выступлениях на конференциях корееведов России и стран СНГ «Корея: взгляд из России» (29-30 марта 2007 г., Москва, Институт Дальнего Востока РАН) и «Корея: на пороге перемен» (27-28 марта 2008 г., Москва, Институт Дальнего Востока РАН). Кроме того, диссертационные материалы апробировались автором в ходе его практической работы в Посольстве России в Сеуле и Генконсульстве России в Пусане, а также в ходе неоднократных выступлений в университетах Республики Корея и перед широкой корейской и иностранной аудиторией.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура диссертации определяется целями и задачами, поставленными автором. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, двух приложений и библиографического перечня использованных источников и литературы.

Во введении обосновываются актуальность диссертации и ее хронологические рамки, определяется предмет и объект, цели и задачи исследования, раскрывается его

научная новизна и практическая значимость. Указывается методологическая основа исследования, представлен обзор использованных источников и литературы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Предпосылки начала проповеди православия в Корее» содержит исторический анализ духовно-идеологических, политических, экономических и социально-культурных факторов, обусловивших приход христианства в Корею в конце XVIII века. Рассматриваются особенности распространения христианства в Корее западными миссионерами после открытия страны внешнему миру, а также миссионерская деятельность Русской православной церкви среди корейских переселенцев на территории России.

В первом параграфе «Кризис корейского конфуцианства в эпоху, предшествовавшую организованной христианской миссионерской деятельности в Корее (до XVIII в.)», рассматриваются основные причины и следствия духовно-идеологического тупика, в котором оказалась корейская школа традиционного схоластического конфуцианства, продемонстрировавшая неспособность адаптироваться к быстро меняющимся социально-политическим и экономическим условиям жизни корейского общества.

Второй параграф «Особенности распространения христианства в Корее в XVII - XX веках. Проблема перевода Библии на Корейский язык» посвящен начальному этапу миссионерской деятельности в стране представителей западных христианских исповеданий. В качестве важнейшего аспекта миссионерской деятельности рассмотрена проблема перевода Библии и другой христианской литературы, в рамках которой велся поиск адекватного выражения средствами корейского языка христианских богословских терминов и понятий.

Третий параграф «Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди корейских переселенцев на территории России (60-е гг. XIX - начало XX вв.)» рассматривает причины, исторические обстоятельства и основные результаты работы миссионеров РПЦ среди российских корейцев в предреволюционные годы в контексте начавшейся на рубеже веков проповеди православия непосредственно на корейской земле.

Во второй главе «Начальный этап истории православия в Корее (1897 - 1967)» рассматриваются исторические и политические условия начала проповеди

православия в Корее русскими миссионерами на фоне укрепления российского влияния в стране в конце XIX века. Прослеживается путь выживания православной миссии в период японского колониального правления в Корее и послевоенные годы, а также обстоятельства, приведшие в середине 50-х гг. прошлого столетия к выходу миссии из юрисдикции Московского патриархата.

В первом параграфе «Политика России в Корее в конце XIX века. Учреждение и деятельность Российской духовной миссии в Корее в дореволюционные годы (1897 - 1917)» показана роль, которая отводилась Санкт-Петербургом Российской духовной миссии в Сеуле в контексте внешнеполитической линии России на Корейском полуострове и в регионе Восточной Азии в целом. Особое внимание уделено анализу негативного влияния, которое оказало на деятельность миссии, равно как и в целом на российские позиции в Корее, поражение России в войне с Японией.

Во втором параграфе «Критический период (1917 - 1950)» анализируются внешние и внутренние причины, приведшие к тяжелому положению миссии в послереволюционные годы. Раскрываются объективные и субъективные факторы, сделавшие неизбежным уход из Южной Кореи последнего русского православного священника в условиях сложившейся после Второй мировой войны военно-политической ситуации на Корейском полуострове.

В третьем параграфе «Переходный период (1950 - 1967)» обосновывается историческая закономерность перехода православной миссии после Корейской войны 1950 - 1953 гг. в ведение Вселенского патриархата в условиях невозможности поддержания контактов корейской православной общины с московским церковным центром.

Четвертый параграф «Православие в Северной Корее в 20 - 40-е гг. XX века» посвящен преимущественно истории православной общины, располагавшейся на территории русского эмигрантского курорта «Новина» в северо-восточной части полуострова.

В третьей главе «Современное состояние православия на Корейском полуострове» рассматривается активизировавшийся в последние десятилетия процесс расширения православной миссионерской деятельности в Южной Корее. Обосновывается большое значение для укрепления российских позиций в Корее

возвращения на Корейский полуостров Русской православной церкви, которое показано в контексте социально-политических процессов, развернувшихся в нашей стране в 90-е гг. прошлого столетия, а также развития политической и религиозной ситуации в обоих корейских государствах.

В первом параграфе «Развитие православной миссионерской деятельности в Южной Корее (с 1967 г.)» показан процесс укрепления и расширения православной общины на территории РК под влиянием комплекса духовно-культурных, социально-политических и экономических факторов, логически увенчавшийся созданием в 2004 г. Корейской митрополии Вселенского патриархата.

Второй параграф посвящен рассмотрению процесса зарождения и укрепления русскоговорящей православной общины на территории Южной Кореи после установления дипломатических отношений между двумя странами в 1990 г., ставшего примером успешного взаимодействия Константинопольской и Русской православных церквей. Отдельно освещены обстоятельства возрождения православного присутствия в Северной Корее, решающую роль в котором имела личная инициатива руководителя КНДР.

В заключении подводятся итоги исследования.

1. Приход христианства в Корею был исторически обусловлен и вызван как политическими нуждами колониальных империй Запада, так и запросами переживавшего духовный кризис и искавшего выход из 1упика Востока. Подавляющее большинство представителей корейской религиозной и философской мысли периода Чосон (1392 - 1910) являлись носителями конфуцианской традиции, уделяя основное внимание построению крайне абстрактных метафизических систем. Педантичная преданность конфуцианству правящей элиты становилась причиной обострения борьбы между противоборствующими кланами и политическими группировками, что, в конечном счете, ослабляло государство. К середине XIX в. кризисные явления охватили практически все стороны жизни корейского общества. Неспособность традиционной бюрократии и деградирующего янбанства (корейской аристократии) эффективно управлять страной содействовали «открытию» Кореи на условиях, продиктованных извне.

Растущий интерес разочарованных в неоконфуцианской схоластике корейских мыслителей новой волны (реформаторов движения сирхак, представителей школы

западных наук сохак и других) к научным и культурным достижениям Запада, с которым в Корее XVIII в. ассоциировалось католичество, в значительной мере способствовал успеху этой новой для Кореи религии. Усиление позиций нехристианской Японии парадоксальным образом содействовало беспрецедентно быстрому для Азии распространению христианства в Корее в конце XIX - начале XX вв., которое воспринимаюсь корейцами не как угроза, а как надежная гарантия поддержки со стороны западных держав. В двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия христианство в условиях колониальной Кореи было для местного населения, своего рода, протестной религией, дававшей надежду на обретение свободы и национальной независимости. Особая роль христианства на Корейском полуострове привела к тому, что сегодня Республика Корея является одной из наиболее христианизированных стран во всей Азии.

2. Активное проникновение колониальных держав в Восточную Азию привело к коренному изменению обстановки вокруг Корейского полуострова к середине XIX века. Страны Запада, стремясь обеспечить в Корее свои торгово-экономические и военно-политические интересы, оказывали активную поддержку христианским миссиям. Не стала в этом смысле исключением и Российская империя. Помимо увеличения объемов приграничной торговли росту интереса России к Корее способствовал приток на российскую территорию корейских переселенцев, в среде которых велась активная миссионерская работа. В период подготовки и подписания первого российско-корейского договора о дружбе и торговле 1884 г. российская политика на Дальнем Востоке была нацелена на поддержание баланса сил между Японией и Китаем. Сложившаяся в Корее на рубеже XIX - XX вв. политическая ситуация вынуждала короля при поддержке пророссийской группировки при дворе искать в лице России помощи в борьбе с японским влиянием на полуострове. Одним из результатов сближения России и Кореи в этот период стало учреждение Российской духовной миссии в Сеуле. Светские власти России придавали большое значение учреждению миссии, полагая, что распространение православия в Корее будет способствовать продвижению здесь российских государственных интересов. К числу факторов, оказавших негативное влияние на расширение православной миссионерской деятельности в Корее, отнесены поражение России в русско-японской войне и революционные события 1917 года.

3. На основе опыта православной миссионерской деятельности на территории Кореи показаны отличительные черты православной миссии: использование в богослужении родного языка народа, к которому она обращена, привлечение к духовному служению представителей местного населения, придание, где это возможно, нового христианского содержания сложившимся в данном конкретном обществе культурным традициям. В работе обосновывается тезис о том, что важнейшей принципиальной особенностью внутренней мотивации православной миссионерской деятельности, в значительной мере обусловившей роль и место Православной миссии в процессе христианизации корейского общества, является преимущественное стремление Православной церкви не столько к количественному увеличению, сколько к качественному совершенствованию паствы. Указанные особенности православной церковной практики позволили относительно немногочисленной православной корейской общине не только выжить в тяжелейших исторических условиях, но и сохранить мощный потенциал роста.

4. В исследовании показано большое значение деятельности Православной миссии для расширения присутствия, укрепления позиций и влияния России в Корее, углубления взаимопонимания мевду российским и корейским народами. Русская православная община и сегодня в значительной мере способствует улучшению имиджа нашей страны в РК, служит каналом общения представителей двух народов, проводником знаний и лучшего понимания местным населением истории и культуры нашего отечества. С другой стороны, Православная церковь выполняет для многих наших соотечественников, проживающих в Республике Корея, особую миссию, являясь не только духовным, но и национально-культурным объединяющим центром, с помощью которого люди возвращаются к историческим и культурным истокам своего отечества, получают помощь, а также возможность свободного общения друг с другом.

Укреплению позиций России на Корейском полуострове способствовало возрождение православного присутствия на севере полуострова, ставшее возможным благодаря личному интересу и участию, проявленному высшим руководителем КНДР Ким Чен Иром. Возведенный в Пхеньяне православный храм остается единственным реально действующим религиозным учреждением в КНДР, организационно входящим в структуру Московского патриархата.

На основании проведенного исследования делается вывод, что цели и задачи Православной миссии в Корее полностью соответствуют государственным интересам и внешнеполитическому курсу России на Корейском полуострове.

5. В результате анализа военно-политической ситуации, сложившейся на Корейском полуострове после Второй мировой войны и приведшей к фактически полному вытеснению СССР из его южной части, признается неизбежным уход из Южной Кореи последнего русского священника. В условиях, когда местная православная община оказалась фактически оторванной от церковного центра, не имея возможности общаться с Московским патриархатом, признано обоснованным решение православных корейцев обратиться к Вселенскому (Константинопольскому) патриарху с просьбой принять миссию под свое покровительство. Показано, что изменение юрисдикционной принадлежности, носившее вынужденный характер, позволило миссии выжить в трудное время и сохранить преемственность традиции.

На основе использования исторического материала, значительная часть которого впервые вводится в научный оборот, сделан вывод о большом значении сохранения межправославного единства для укрепления авторитета Православной церкви и позиций государств - носителей православной духовной и культурной традиции. К числу основных итогов деятельности миссии отнесено существенное укрепление авторитета и статуса Православной церкви в Южной Корее, что нашло свое отражение в ее официальном признании светскими властями РК. Была также заложена прочная основа для распространения православной миссионерской деятельности на проживающих на территории РК представителей русскоговорящей и других иностранных диаспор, а также на другие страны азиатско-тихоокеанского региона.

Полученные в ходе исследования данные подтверждают тот факт, что Православная миссия в Корее на протяжении всего периода своего существования неизменно ставила своей задачей проповедь православия на территории всего Корейского полуострова. В этом контексте отмечено значение инициатив Православной церкви РК, касающихся реализации совместных межкорейских проектов.

Результаты, достигнутые в ходе осуществления православной миссионерской деятельности на территории Кореи, свидетельствуют об историческом единстве этого

процесса. Православная церковь на сегодняшний день занимает хотя и скромное, но прочное место в корейском обществе. По мнению автора, главным вызовом, от ответа на который будет зависеть успех православной миссии в будущем, является сохранение церковного единства в условиях эвентуального объединения Кореи. Сохранив единство, Православная церковь в Корее сможет не только словом, но и делом достойно и убедительно свидетельствовать о христианской любви, внося, тем самым, вклад в преодоление духовно-нравственного кризиса современного общества в Корее и за ее пределами.

В своем выступлении на встрече с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и участниками Архиерейского Собора Русской православной церкви, состоявшегося в Москве в январе 2011 г., Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подчеркнул особую роль церкви в деле консолидации Русского мира, объединения наших соотечественников за рубежом. Думается, в интересах российского государства было бы оказывать Православной миссии в Корее всю возможную поддержку. Этим мы не только отдали бы дань памяти и уважения нашим предкам, но и способствовали бы эффективному использованию огромного потенциала Православной церкви для продвижения российской политики на корейском направлении, формирования положительного образа России на Корейском полуострове, укрепления мира и дружбы между российским и корейским народами.

Ключевые положения и выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях:

1. Волков М.Г. Из истории деятельности Русской православной церкви на российском Дальнем Востоке и в Маньчжурии (XIX -начало XX вв.) // Проблемы Дальнего Востока. - 2010. - № 2. - 1,2 п.л.

2. Волков М.Г. Православная церковь в Корее // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 4. - 0,5 п.л.

3. Волков М.Г. Исторический путь православия в Корее: основные вехи // Корея: взгляд из России. Сборник докладов, представленных на XI научной конференции корееведов России и стран СНГ. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2007. - 0,5 п.л.

4. Волков М.Г. К вопросу об истории православия в Северной Корее // Корея: на пороге перемен. Сборник докладов, представленных на XII научной конференции корееведов России и стран СНГ. -М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. - 0,7 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ № 638.

Издательство «МГИМО-Университет» 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии и множительной техники МГИМО(У) МИД России 117218, Москва, ул. Новочеремушкинская, 26

 

Текст диссертации на тему "История православия в Корее"

61 12-7/247

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ВОЛКОВ Максим Геннадьевич

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В КОРЕЕ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XXI ВВ.)

Специальность 07.00.03. - Всеобщая история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор В.И.Денисов

Москва, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ НАЧАЛА ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВИЯ В КОРЕЕ 30

1.1 Кризис корейского конфуцианства в эпоху, предшествовавшую началу организованной христианской миссионерской деятельности в Корее (до XVIII в.) 30

1.2. Особенности распространения христианства в Корее в XVII - XX веках. Проблема перевода Библии

на корейский язык 34

1.3 Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди корейских переселенцев на территории России (60-е гг.

XIX - начало XX вв.) 48

ГЛАВА II. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В КОРЕЕ (1897 - 1967) 58

2.1 Политика России в Корее в конце XIX века. Учреждение и деятельность Российской духовной миссии в Корее

в дореволюционные годы (1897 - 1917) 58

2.2 Критический период (1917 - 1950) 82

2.3 Переходный период (1950 - 1967) 95

2.4 Православие в Северной Корее в 20 - 40-е гг. XX вв. 98

ГЛАВА III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА КОРЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ 108

3.1 Развитие православной миссионерской деятельности в Южной Корее (с 1967 г.) 108

3.2. Возвращение на Корейский полуостров Русской

православной церкви 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

139

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МИССИОНЕРСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КОРЕЕ

В СТРАНАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 149

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ В КОРЕЕ 155

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 164

ВВЕДЕНИЕ

Особую актуальность в современном мире приобретает тема значения религиозного фактора в жизни общества. Нашу эпоху нередко именуют постсекулярной, поскольку невозможно отрицать значимость возвращения религии в социально-политическую жизнь отдельных государств и мира в целом.

С особой наглядностью процесс набирающего обороты религиозного ренессанса можно наблюдать в России на примере заметно возросшего в постсоветское время авторитета и духовно-нравственного влияния ведущих религиозных конфессий страны и, в первую очередь, Русской православной церкви. Велико значение религии и в жизни Кореи. Хорошо известно, что основные стороны жизни корейского общества на протяжении последних столетий в значительной степени определяет заимствованная из Китая конфуцианская культурная традиция, которая легла в основу государственного строительства и социальных отношений, как на Юге, так и на Севере полуострова. В последние годы в Республике Корея заметна тенденция усиления социально-политического влияния христианского мировоззрения. В качестве примера можно назвать во многом религиозную мотивацию политики «солнечного тепла» бывшего президента РК Ким Дэ Чжуна - убежденного католика, и ярко выраженный, иногда даже вызывающий протестантский дух политического курса нынешнего президента страны Ли Мён Бака.

С учетом поставленной президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым задачи модернизировать деятельность МИД, в т.ч. за счет более эффективного взаимодействия с гражданским обществом, использование «религиозного ресурса» в качестве канала продвижения внешней политики становится для российского внешнеполитического ведомства одним из приоритетов. Как отметил в своем выступлении на состоявшейся в декабре 2010 г. встрече членов Коллегии МИД России с патриархом Московским и всея Руси Кириллом министр иностранных дел России С.В.Лавров, глобальный финансово-экономический кризис наглядно показал несостоятельность идей либерального капитализма, которые сформировали общество безудержного потребления. Сегодня все шире осознание того, что забвение нравственной природы человека,

ценностей и норм, составляющих духовную основу общечеловеческой солидарности, приводит к катастрофическим последствиям. Причем укрепление нравственного основания международных отношений, по словам С.В.Лаврова, рассматривается сегодня руководством российского МИД в качестве части большой политики. Патриарх Кирилл, со своей стороны, акцентировал роль ценностного базиса в реализации провозглашенного российским руководством курса на модернизацию страны, подчеркнул важность ликвидации либеральной монополии на понимание и трактовку свободы человека, которая приводит человечество в состояние усугубляющегося морального кризиса.

Созвучность такого подхода задачам российской внешней политики очевидна. Традиции сотрудничества российской дипломатии и Русской православной церкви уходят вглубь веков. И сегодня между МИД России и РПЦ имеется широкое поле для взаимодействия. Интересы Русской церкви органично дополняют работу МИД с соотечественниками за рубежом, миротворческие усилия на пространстве СНГ и в других регионах, создают предпосылки для наращивания межгосударственных отношений. МИД и РПЦ вместе выступают против любых проявлений расизма, ксенофобии, нетерпимости, попыток расколоть мир по религиозному, этническому или цивилизационному признакам, разделяют общее понимание важности межконфессионального, межцивилизационного диалога.

Взаимодействие МИД и Русской православной церкви находит свое проявление и на корейском направлении. Важным элементом российского присутствия в Республике Корея после восстановления дипломатических отношений между двумя странами в 1990 г. стало возрождение здесь русскоязычной православной общины. С 2006 г. функционирует православный храм в Пхеньяне, построенный как памятник российско-корейской дружбе по личному указанию руководителя КНДР Ким Чен Ира. Опыт последних лет однозначно свидетельствует о том, что Православная церковь в условиях Кореи способна не только оказывать благотворное влияние на развитие отношений России с обоими корейскими государствами, но и вносить важный вклад в работу с соотечественниками в контексте реализации концепции «Русского мира» как идеи превращения русской диаспоры за рубежом в центр притяжения для всех ассоциирующих себя с нашей страной этносов.

Теоретическая и практическая актуальность исследования

определяются тем, что Православная церковь, доказавшая свою жизнеспособность и получившая признание как на Юге, так и на Севере Кореи, остается одним из важных факторов продвижения государственных интересов, усиления культурного влияния, улучшения имиджа России на Корейском полуострове, углубления взаимопонимания между российским и корейским народами. Православные приходы на территории Кореи выполняют не только религиозные функции, но фактически играют роль российских культурных центров, где наши соотечественники из России и других стран СНГ и дальнего зарубежья могут получить духовную помощь, а, порой, и материальную поддержку.

Объектом исследования в настоящей работе являются этапы, периоды, характер и основные аспекты истории православной миссионерской деятельности в Корее в контексте процесса христианизации корейского общества, активизировавшегося после открытия Кореи внешнему миру в конце XIX века.

Предметом исследования являются цивилизационные, мировоззренческие, культурные и исторические условия распространения православия в Корее, роль Православной миссии в развитии российско-корейских отношений, расширении присутствия и усилении влияния России и других стран православной христианской культурной традиции на Корейском полуострове, перспективы расширения православного миссионерского служения в Корее с учетом ее эвентуального объединения. Деятельность миссии рассматривается с учетом комплекса социально-политических, экономических и культурных факторов внутреннего и международного характера, складывавшихся в различные исторические эпохи и периоды ее функционирования.

Целью диссертационного исследования является комплексное и всестороннее изучение истории православия в Корее как единого закономерного исторического процесса, обусловленного наличием определенных духовно-культурных, исторических, политических и экономических предпосылок и прошедшего в своем развитии ряд этапов от возникновения первой православной общины до создания самостоятельной православной корейской митрополии.

Для достижения поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:

- выявление культурно-цивилизационных и конкретно-исторических предпосылок начала проповеди православия в Корее;

- рассмотрение основных этапов православной миссионерской деятельности на территории Кореи как единого исторического процесса не зависимо от юрисдикционной принадлежности миссии в различные периоды ее существования;

- выявление на примере Кореи характерных особенностей деятельности православных миссий, отличающих их от миссионерских организаций других христианских конфессий;

- анализ роли Православной миссии в процессе христианизации корейского общества, активизировавшегося после открытия Кореи во второй половине XIX в., определение места православия в конфессиональной мозаике современной Кореи;

- обоснование значения деятельности Православной миссии для расширения присутствия, укрепления позиций и влияния России в Корее, углубления взаимопонимания между российским и корейским народами;

- обоснование значения сохранения и укрепления межправославного единства в условиях Кореи для эффективности миссионерской деятельности, укрепления авторитета Православной церкви и позиций России и других государств - носителей православной духовной и культурной традиции.

Хронологические рамки работы охватывают в основном период с середины XIX в. по настоящее время. Дан также исторический очерк распространения христианства в преимущественно конфуцианской Корее времен династии Ли (1392 - 1910) с XVII до начала XX вв., т.е. до появления в Корее первых православных миссионеров. Такой выбор обусловлен тем, что начало проповеди православия на Корейском полуострове не было исторической случайностью и представляло собой закономерное следствие как идейно-политического и духовно-нравственного развития самого корейского общества, искавшего выход из духовного тупика в разработке новых религиозных доктрин и изучении западной религиозной мысли, так и прямого влияния на него западной христианской культурной традиции, резко усилившегося после открытия Кореи внешнему миру в конце XIX века. Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в Корее и вокруг нее к концу XIX - началу XX вв., способствовала тому, что в тот период христианство в корейском обществе, несмотря на свое «иностранное» происхождение, стало

восприниматься сквозь призму всегда имевших для корейцев первостепенное значение национальных чувств как религия, не только определяющая преемственность традиции, но и способствующая сохранению национальной независимости и самостоятельности страны перед лицом японского порабощения. В своем исследовании автор пытается показать значение, которое имела деятельность православной и других христианских миссий в Корее для развития процесса укрепления национального самосознания корейцев, а также вклад современной Православной церкви в межкорейский диалог.

Методологической основой диссертации являются принцип исторического познания, опирающийся на такие его составляющие, как диалектика, объективность, сравнительно-исторический анализ событий и фактов, система научного поиска. Теоретический системный анализ сочетается с хронологическим и проблемным подходом к изложению рассматриваемых исторических процессов. Комплексный подход позволяет решать задачи исследования с учетом социально-экономических, идейно-политических и культурных факторов.

Научная новизна работы заключается в объективном анализе деятельности Православной миссии в общем контексте духовно-нравственного, идейно-политического и социально-культурного развития Кореи. Проблематика распространения православия в Кореи как единого исторического процесса вплоть до настоящего времени практически не изучалась в отечественной корееведческой литературе и впервые является объектом специального исследования. Диссертант, использовав в своей работе ряд источников и документов, впервые вводимых в научный оборот, предпринял попытку выработки на исследуемом материале новых подходов к анализу православной миссионерской деятельности, причем ее внутренняя логика понимается не только с точки зрения позиции и интересов направляющих государств, но и с учетом наднационального по своей природе характера церкви. В диссертации впервые в отечественной литературе нового и новейшего времени обосновывается тезис о важности осознания значения и практического укрепления единства вселенского православия, что в условиях Кореи не только является необходимым условием эффективности миссионерской деятельности церкви и политики направляющих государств, средством укрепления их духовно-нравственного авторитета, но и полностью соответствует

национальному самосознанию корейцев, как на Юге, так и на Севере полуострова. Сказанное подтверждает тезис о том, что цели и задачи Православной миссии в Корее полностью соответствуют государственным интересам и внешнеполитическому курсу России на Корейском полуострове.

Практическая значимость работы состоит в том, что собранный в ней фактический материал и основные положения могут быть использованы при дальнейшем изучении истории Кореи нового и новейшего времени, включая такие ее аспекты, как процесс открытия, модернизации и освоения корейцами достижений западной цивилизации, сопровождавшийся обращением в христианство значительной части населения страны, национально-освободительное движение, эволюция идейно-политической и религиозной ситуации в стране. Диссертация может быть полезна ученым, занимающимся изучением российско-корейских отношений на разных этапах их развития, а также дипломатам, деятелям культуры, представителям деловых, академических кругов и широкой общественности нашей страны, стремящимся строить отношения с корейскими партнерами на основе осознания исторических и духовно-нравственных корней российского присутствия в Корее. Работа может быть также использована при чтении лекций по истории Кореи в высших учебных заведениях востоковедческого профиля, проведении семинаров по истории корейской мысли и культуры. Диссертация может стать основой для чтения самостоятельного спецкурса по исследуемому предмету в рамках изучения истории Кореи. Кроме того, работа может быть использована для дальнейшего изучения истории миссионерской деятельности Православной церкви на Дальнем Востоке, а также при проведении занятий по церковной истории в профильных вузах.

Источники, использованные в настоящем исследовании, можно разделить на шесть категорий.

Первая - это христианская вероучительная литература, а также работы ученых - богословов и церковных историков нового и новейшего времени, имеющие большое значение для понимания внутреннего смысла, характера и мотивации деятельности Православной миссии в Корее.

Вторая категория - проповеди, статьи и выступления начальников и сотрудников Православной миссии в Корее, а также опубликованные материалы по

ее истории. В этих работах, нередко содержащих уникальный фактологический материал, можно почерпнуть сведения не только по различным аспектам миссионерской деятельности в Корее, но и интересные данные о социально-политической и экономической ситуации в стране, характере, условиях жизни и быта корейцев, дающие представление о внешней среде, в которой приходилось

трудиться миссионерам.

К третьей категории источников относятся воспоминания видных духовных и светских лиц, в разные годы посещавших миссию, а также простых членов корейской православной общины - русских, корейцев, греков, хранящиеся в личном архиве автора и почерпнутые в ходе личной переписки и бесед с участниками и очевидцами деятельности миссии. Эти материалы нередко служат единственным источником, позволяющим пролить свет на многие неизвестные страницы истории миссии.

Четвертая категория - материалы российских и зарубежных архивов. Содержащиеся в их фондах документы - послания российского и корейского монархов, дипломатическая и служебная переписка, отчеты начальников Православной миссии и другие материалы дают представление о многих сторонах и аспектах деятельности Православной миссии, в т.ч. в контексте ее влияния на расширение российского присутствия в Корее и развитие российско-корейских отношений.

К пятой категории относятс�