автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Категория когезии в сопряженности с категорией информативности в художественном тексте

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Курьянова, Ирина Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Категория когезии в сопряженности с категорией информативности в художественном тексте'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Категория когезии в сопряженности с категорией информативности в художественном тексте"

Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет

На правах рукописи

КУРЬЯНОВА Ирина Сергеевна

КАТЕГОРИЯ КОГЕЗИИ В СОПРЯЖЕННОСТИ С КАТЕГОРИЕЙ ИНФОРМАТИВНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Специальность № 10.02.04 — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва —

1991

Работа выполнена на ксфеаре стилистики английского языка Московского ордша Дружбы народов государственного лингвистического университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук профессор М.Я.Елох

О&пщшлъныа оппоненты - доктор филологических наук,

профессор А.Т.Кривоносоа - кандидат.филологических наук, доцент Н.Ы.Пригоровскоя

Ведущая организация - Ярославский государственный подаго-* гичаский институт т. К.ДДшинского

Защита состоится "¡0" =¿-1^ в час.

на заседании специализированного Совета К 053.17.01 по присук-деншз ученой степени кандидата филологических наук .в . Московской государственном лингвистическом университете по адресу: 119800, Москва, ГОП-3, ул. Остоженка, д. 38. '

О ¡диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного лингвистического университета.

Автореферат разослан " 199 '/ г.

Ученый секретарь специализированного совета

4

Н.М.Освотгц'лсг.ая

Реуерируемяя диссертация посвяшеиа исследования текстовой вариативности, проявляемой в особом характере взаимодействия (сопряженности) когезии как вепущей структурно;! категории текста с информативностью как его ведущей коммуникативной категорией.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретическими потребностями современной лингвистики в изучении многообразия {стм"текстовой вариативности (информативной, структурной, языковой), в уточнении номенклатуры текстовых категорий и характера их взаимодействия.

Научная новизна работы определяется выявлением механизма сопряженности текстовых категорий через корреляцию их параметров в английском художественном тексте.

Теоретической базой исследования послужили важнейшие положение теории парадигматического синтаксиса, разработанной в трудах М.Я.Блоха и его учеников, а именно: положение о пик-теме как-элементарной тематизиругацей единице текста, полояе-

• 'Г ■

' ние о критериях классификации основных типов связи между предложениями в тексте, а также положение о неразрывной связи двух ■ фундаментальных аспектов •гекстообразования: семантического (тематического) единства текста и его семантико-синта'ксичес-кой когезки.

Целью исследования является рассмотрение когезии в аспекте ее сопряженности с информативностью, центральной коммуникативной' категорией текста. Сопряженность ванных категорий поня-

- I -

мйотоя как такое «гашол^йствие между их параметрами, при котором устанавливается определенная корреляция между варьированием ¿ормпльио-структурных (когезкя) и коммуникативно-прагматических (информативность) характеристик текста. В соответствии с даль» исследования в работе ставятся к решаются следующие задачи:

- установить параметры когезии и информативности, конституирующие их текстовок статус;

- на основе соотьошения предметно-логической ("фактуаль-ной") и субъективно-оценочной ("модальноЛ") инфорлаша: выделить базовые информативные типы художественного теиста;

- сопоставить специфику вариативности параметров когевии в ^актуальном и модальном художественных текстах;

- на основе прагматического аспекта информативности выявить коммуникативно-прагматические факторы, обусловливающие вариативность параметров когезии в фактуальном и модальном художественном тексте.

В соответствии с целью к задачами исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

- структурно-семантический и формально-языковой параметры категории когезии по-разному проявляются в художественных текстах разных информативных типов, что выражается в различном соотношении основных видов когезии, в различном соотношении структурно-семантических цоделей диктемн, а такие в комбинаторике формально-языковых средств когезии, характеризуемых по способу выраженности смысловых связей меяду компонентами текста и с точки зрения выполняемой юли функции;

- данные параметры когезии находятся в корреляции с ее-

мантйч<?ским и прагматическим параметрами де^оржтшаоетя, что наиболее наглядно демонстрируется на материале иомумчх информативных типов художественного текста, фактуадьного и модального;

- для параметров когезии в (¡актуальном хуяохоствошгсм тексте характерны: доминирование консеквентного когезии, преобладание синсемантви над автосемадтие;: в аранжировке предложений, высокая сипень языковой выраяэннссти смыслового взаимодействия предложений в тексте, низкя;! о'жглеточесиил потенциал ксгезквных средств;

- особенности варьирования параметров когвэия в фактуаль-ном худояественном текста коррелируют с такими особенностями прагматического параметра кн<1орматшшоск:, как: преобладая»» ооъективации над субъективапией при передача текстовой информации, ^ преобладание внешней адресованное?:* над свмоакросовзи-ностьга;

- охличительнши особенности параметров когозки в мояа-• льном ^дожественнои тексте являются: аемкнированйв ассоияа-

тивного вида когезии, большой удельный вес ав«госемаитяи з

, аранжировке предложений в< тексте, ослабление реляционных свя-

*

■ зей между предложениями, сопровождаемое возрастанием роли дистантной и имплицитной когезии, усиление стилистического потенциала когезЕввнх средств;

- указанные вам особенности параметров когвзки я.козалъ-ном художественном тексте обусловлены так®« »ом:#яи,чз?йвио~ прагматическими факторам;;, как; докшлрм-ание субъактивадаи

Н:-я объективацией при передаче гзкстоасЯ ни.Гс/шяии, дивиниро-в"п:1в самоадресеванносп: заа зднеие-. еявоегы) зш.ЭДрча-

ЦЙИ.

Теоретическая значимость работа заключается в том, что л ней на материале английского языка осуществляется поиск закономерностей текстообразования, связанных с взаимодействием текстовых категорий. Полученные результаты будут способствовать углублению представления о специфике текста как объекта лингвистического исследования. Принципы, положенные основу ■диссертации?, могут бить использованы для изучения в этом плане текстов различных яанрово-стшшвнх разновидностей.

Практическая ценность работы заключается в том, что полу-г ченнне результаты могут быть использованы в курсах стилистики и теоретической грамматики английского языка, лингвистики текста. Они могут также найти применение в разработке методики интерпретации художественных текстов. Проведенное исследование окажет помощь преподавателям при отборе текстов для разных этапов обучения.

Материалом исследования послушли 100 рассказов американских, британских и австралийских авторов 1'9-20 веков. Общий объем проанализированных текстов 200 тлсяч печатных знаков.

В ходе исследования применялась комплексная методика, включающая традиционный аналитико-описательный, компонентный и трансформационный методы исследования,

Структура диссертации. Исследование включает введение, одну теоретическую и две исследовательских главы, заключение и приложение, библиографию и список использованных литературных источников.

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна темы, определяются цели и задачи исследования, указывается

теоретическое и практической значение работы.

В первой главе рассматривается комплекс проблем, связанных с текстовым статусом категории когезии и информативности. В данной главе определяются основные параметры данных категорий и выявляются базовые информативные тепы художественного текста.

Во второй гдэле устанавливаются закономерности варьирования параметров когэзии в корреляции с параметрами информативности в фактуалшом художественном тексте.

В третьей главе корреляция мекоу параметрами когезии я информативности рассматривается на материале художественных текстов модального типа.

Заключение отражает основные выводы проведенного исследования.

В.приложении приводятся сопоставительные данные по параметрам когезии и информативности в фактуальных и модальных художественных текстах.

• г

Библиография-включает 279 работ на русском и 67 работ на английском языках. *

Содержание диссертации. Понимание когезии как одной из фундаментальных лингвистических категорий претерпело'значительные' изменения. -Эволюция взглядов на донную категорию шла в двух основных направлениях, которые в определенной степени отражали важные тенденции развития лйнгвисглки в целом. Во-первых, но линии укрупнения объекта лингвистического исследования, в качество признака которого 'рассматривалась когезия, . ви-вторых, от знязления и классификация формальных средств ка: зз7.и к поискам кежмуншгативно-ярягматвчветпе (факторов, кото-

рыэ в конечном итоге определяют комбинаторику языковых средств когеоии в тексте.

В настоящее время когезия признается в качестве ведущей категории текста подавляющим большинством лингвистов. Существует обширная литература, посвященная различным аспектам данной текстовой категорий: от классических работ И.Р.Гальперина, Кв.Кожевниковой, Н.Д.Арутшовой, М.АДалдаея, В.Гутвински, Т. ван Дойка, Я.Петофи до работ, написанных в самое последнее время (И.Н.Днмарская-Гзбаяк,-М.Г.Вейзе, М.М.Коровкин, И.К.Ка^-дович и др.). Категория когезии исслепуется на разнообразном языковом материале: художественный прозаический текст, поэтически й текст, народная сказка, научннй текст. Наряду с когези-ей в монологическом тексте изучается и когезия в диалогическом тексте; ведется активная работа по изучению когезии в устных текстах. В центре внимания исследователей находится стилистический аспект когезии текста. Несмотря на многообразие работ, в которых исследуется когезия,' до настоящего времени данная категория текста не рассматривалась комплексно в единстве ее содержательного, структурного и языкового планов. Отсутствие четкости в понятийном аппарате когезии, акцент на одном из ее планов в ущерб другим не только затрудняет понимание текстового статуса когезии, но и не позволяет достаточно объективно установить формы взаимодействия когезии с другими текстообра-зующими категориями.

Когезия определяется нами как облигаторнэя категория текста, отражающая структурно-семантические особенности организации текста и реализующая текстовую системность. Когезия как категория текстового ранга характеризуется такими параметрами, как: I) структурно-семантическая аранжировка предлотени'г текс-

та и 2} комбинаторика формально-языковых-ерелете, маркирующих различные вицы смыслового взаимодействия, в которые вступай? компоненты текста. В основе аранжировки предложений в тексте лежат разнообразные виды смысловых связей, которые можно свести к трем наиболее обобщенным, универсальным видам. В качестве таковых выделяются: а) консеквентный, б) ассоциативный и .. в) деструктивный в"ды когезии,

Когойсвентный вид когезия реализует динейно-поелвяователь-ное сцепление контактных предложений и СяЗ к включает в себя тематическую, логическую и ситуативную разновидности. Ассоциативный вид когезии устанавливает взаимодействие контактных и дистантных компонентов текста на основе ассоциаций, которые устанавливаются говорящим субъектом между элементами дастралинг-вистической ситуации, описываемой в тексте. Ассоциативные связи мог-^т быть более или менее мотивированными. £ретруктивяий вид когезии является проявлением автосемантии структурно-семантических единиц текста, в основа которой неравнозначность • >

коммуникативного (информационного) статуса текстовых одишш. Консеквентный, ассоциативный и деструктивный"виды когезии по-разному соотносятся в текстах разных типов.

В "структурном плане аранжировка предложений реализуется за счёт взаимодействия основных структурко-семзитичосках моделей диктемы, минимальной тематической единица текста С&юх, 1884_] . Диктема по объему может совпадать с преалояетш или аЕ, которые в тексте выступают з качестве ее базовых моделей. Наряду с базовыми моделями диктеш вндоляотся пшорпронжтшпн; как промежуточная модель. Глперпродложенле представляет собой ( .'пуктуру, состоящую яз ко.мпонентоа-иредлокений, объеланошшх

'^ссоюзной связью. Эти предложения-компоненты моено легко тран-йлояирозбть в текстовое объединение контактных предложений, так как характер их смыслового взаимодействия аналогичен характеру смыслового взаимодействия самостоятельных предложений в рамках С£Е. Гиперпренлокение имеет двойственную природу; в структурном отношении это сложное предложение, в семантическом - объединение контактных предлоконий, достаточно автономных в тематическом плане.

0ормально-языково£ параметр когезии характеризуется по способу выраженности смысловых связей (имплицитная/эксплицитная когезия) и с точки зрения функции, выполняемой когезивныш средствами. Сигналами в плане выражения категории когезии выступают единицы разных уровней языковой системы как традиционные, специализированные, так и окказиональные, неспециализированные.

Ло способу связи- между компонентами текста они делятся на сред)

ства конъюикционной связи1 (конъюнкторы) и средства коррелятивной свяаи (коннекторы).

Вышеуказанные параметры категории когезий представлены в тексте любого типа. Однако характер их проявления отличается вариативностью. В основе вариативности параметров когезии заключается функциональное перераспределение видов "когезии, моделей диктемы и формально-языковых средств когезии на доминирующие и факультативные. Функциональное перераспределение параметров когезии на доминирующие и факультативные выраяшется как в количественном, так и в качественном планах, что позволяет учитывать данный фактор в типологических исследованиях текста.

Параметры когезии, отражающие в себе текстовую системность, в свою очередь, обусловлены коммуникативными факторами, зажвек-

- В -

шил и" которых является информативность. Категория информативности текста определяется как коммуникативное распредолешш в тексте- различных видов и аспектов содержательной информации, тлеющей источник и адресат. Коммуникативная сущность категории информативности лредполагает рассмотрение ее в семантическом и прагматическом аспектах. Семантический параметр информативности определяется как соотнесенность текста с экстраликгвистичес-кой реа.~ь!гостью. Прагматический параметр информативности определяется как соотнесенность текста с участниками ■ опосредованной - текстовой - коммуникации (автором и читателем). Являясь, как и когезия, облигаторной инвариантной категорией текста, информативность также отличается вариативностью проявления своих параметров, которая проявляется в самом общем плане: I) в различном соотношении предметно-логической ( 'фактуальной ) и субъек-тивно-гоненочной ( модальной ) информации, 2) в характере соотношения субъективации и объективации при передаче текстовой информации). внешней адресованное™ с ее самоаяресованностыо.

дийтема как элементарная единица тематизации текста является тем звеном, которое маркирует сопряженность категорий ко-гезии и информативности. С одной стороны, дактема отражает специфику ¿лформативности текста, с другой стороны, соотносясь со структурно-семантическими единицами текста, способными передавать различные аспекты его темы (предложение, СОЕ, гиперпредло-яепие), она дает представление о способе структурного оформления содержательной информации, об особом монтаже текстовых сегментов. Таким образом в диктеме и через дпктеглу выявляются стилистические .погазате;.л, которые позволяют судить о характере е-'прля-.епностк категорий кого зли и информатязности в том дл:: киом

типе текста.

Для более наглядной демонстрации параметров когезии и информативности корпус хуг.ожественных текстов, послуживших материалом исследования, был разделен на две базовые группы. В основу целения был положен наиболее универсальный критерий: соотношение предметно-логичсзкой и субъективно-оценочной информации. Художественные текст с предметно-логической доминантой информативности можно условно отнести к ^актуальному типу художественного текста. Л художественных текстах ^актуального типа доминирует информация о событии, эпизоде ("¿пакте") либо жизнеописание персонажа (персонажей), то есть передается фак-туальная '("бытийная" в терминологии В. фон Гумбольдта) информация. Художественные тексты с субъективно-оценочной доминантой условно относятся к модальному типу художественного текста, В основе информативности художественных текстов модального типа заключается реакция (эмоциональная или рефлексирующая) на события и факты, описываемые в тексте.

Выделение крайних, полярных информативных типЬв художественного текста не отрицает наличия подтипов и смешанных типов, но позволяет более наглядно представить типологическое своеобразие выделенных типов художественного текста через корреляцию параметров категорий когезии и информативности.

х х X

Анализ фактуальных художественных текстов выявил ряд закономерностей в отношении структурно-семантического к у:оргкиш;о-язнкового параметров когезии, которые шев* типологическую значимость. Содержательный план когез1н1 хартггврпзуегсл птгмчро-

ваниёг консеквентного вида когезия. В основе консеквентного вида когезии выделяются тематическая, логическая и ситуатип-ная разновидности. При доминировании тематической разиовшшо. сти консеквентного вида когезия предложения отличаются высокий степенью синсем^итпи и легко объединяются в CSE на основе едг^ • ства предмета описания, понимаемого широко, ^актуальные художественные тексты, в которых основным видом смыслового взоимоаей • ствия мчжду предложениями и СФЕ является тематическая разновидность консеквентной когезии, отличаются четкой композицией, в основе которой целая иерархия тем.

При доминировании логической разновидности консеквентной когезии в ^актуальном художественном тексте наблюдается определенная закономерность в характере логического взаимодействия предложений на межфразовом и сверхфразовом уровнях. На непереходной ступени присоединения предложений (то есть в рамках СШ) в основе 'смыслового взаимодействия лежат логические отношения, характеризующие основные формы мышления: общее и частное, абстрактной и конкретное,-причина и следствие и другие. 3 сгиу прозрачности логических отношений нередко отсутсевуют формаадше средства, маркирующие эти отношения. Например:

Thi'j was the whole secret of it. ~t—---»-He believed in the

good -little boys, they put in the Sunday - school books; he had overy confidence in them (Twain).

В приведенном примере второе предложение поясняет содержание первого; оба предложения находятся в отношении "общее - коя кретное".

На переходной ступени присоединения предложений (то есть "я сверхфразсвои уровне) более характерна координация на основе

таких логических отношений, как временные, локальные и.следование, которые передают пространственно-временные параметры описываемых в художественном тексте событий.

Доминирование ситуативной разновидности консеквентного вида когезии свидетельствует о повышении информативной ценности предложений, соотносимых с диктемой. В большинстве случаев связь таких предложений маркирована языковыми средствами, однако в некоторых случаях ситуативное взаимодействие предложений оказывается настолько сильным, что можно говорить о синсг-мантии предложений на экстралингвистическом (ситуативном) основании. Например:

There was о day when the old prospector approached within a few yards of the дгеу kangaroo. She awaited his coming, standing with head extended, eyes half-closed, nostrils working with curiosity. He remained motionless, and they regarded each other (llarahall).

В-данном примере предложения, составляющие "ситуативное единство", следуют друг за другом согласно протяженности во времени и пространстве экстралингвистической ситуации, которую они моделируют. Помимо прономинализации, в качестве своеобразных показателей смыслового взаимодействия на ситуативной основе выступают слова, передающие перемещение референтов в пространстве • (approached —— his coming — — re:,mined —— motionless). Именно корреляция этих слов в каждом из трех предложений эксплицирует, хотя и косвенно, их ситуативное взаимодействие.

Наряду о абсолютным доминированием консеквентного вида когезии были отмечены случаи соотношения консеквентного вида когезии с ассоциативным и деструктивным видами, которые в йактуа-

льном художественном тексте являются факультативными. Появление элементов ассоциативной когезии в данном типе художественного текста обусловлено незначительными вкраплениями модальной информации. С точки зрения речевой структуры текста предложения и СФЕ, передающие модальную информацию, представляют собой отступления от основной тематической линии фактуального текста. Анализ показал, что в данном типе художественного текста отступления представлены в виде: I) философско-публицистических и 2) лирических отступлений. Общим для обоих видов отступлений является их мотивированный характер и тесная связь в семантическом и языковом планах с контекстом.

Ешементы деструктивного вида когезии, тлеющие в фактуальном

художественном тексте локальный характер, встречаются в текстах,

*

в которых предложения в наибольшей степени взаимодействуют на ситуативной основе. Наличие элементов деструктивной когезии в фактуальном художественном тексте обусловлено особым монтажом

4

элементов-эк стралингвиетической ситуации, при котором постигается эффект драматизации действия. Например:

It struck eight. Bella waited. Nobody селе (i/augh).

В данном примере при полном отсутствии формальных показателей когезии и при подчеркнуто "рубленом" характере структуры трех предложений смысловое взаимодействие между ними можно установить лишь на подтекстовом уровне. Носителями подтекстовой информации являются следующие элементы этих предложений: указатель времени (it struck eight ), глагол waited и отрицательное местоимение nobody. Именно соположение этих элементов (eight -waited - иоЬоау) создает в компрессированном виде эффект нарастания напряжения героини и его спад в последнем предложении

(nobody cane).

Анализ соотношения моделей диктемы в ^актуальном художественном тексте показал, что доминирование той или иной модели диктемы определяется преобладанием той или иной разновидности консеквентного вида когезии. Преобладание тематической и логической разновидностей консеквентной когезии реализуется в доминировании синсемантии предложений (4С$ всех ^актуальных текстов). Синсемантия реализуется в тематизации предложений на семантической основе (в рамках СФЕ) либо в их объединении на синтаксической основе (в рамках гиперпредложений и структурно осложненных предложений). Смысловое взаимодействие между компонента!,га гипер-препложений основывается либо на логическом, либо на ситуативном основагаи.

Доминирование ситуативной разновидности консеквентного вида когезии реализуется в преобладании азтосемантии в аранжировке' предложений. В атом случае доминирующей моделью диктемы является предложение, как правило, не входящее в иерархические тематические группировки предложений. В целом следует отметить, что авто-семантия не является характерной для структурно-семантического параметра когезии в ^актуальном художественном тексте и представлена в качестве ведущего способа аранжировки предложений лишь в

2555 всех ^актуальных текстов. Важной характердстикой-фактуально-

»

го художественного текста является сбалансированное соотношение моделей диктемы, отмеченное в 35£ текстов данного типа.

Формально-языковой параметр когезии' в фактуальном художественном тексте характеризуется преобладанием эксплицитной контактной когезии, что отмечено в 95% текстов данного информативного типа. Ведущей функцией эксплицитных средств когезии япляотся ко-

гезивная. В основе комбинаторики формально-языковых средств ко-гезии в фактуальном художественном тексте единицы, по образному выражению М.А.К.Халлидея, "встроенные в язык". Отличительной особенностью формально-языкового параметра когезии в фактуальном художественном тексте является широкое использование повторного наименования микроситуаций как разновидности текстового замещения. В семантическом плане ситуативное замещение представлено повторным наименованием действий или событий, что обусловлено "бытийным" характером фактуальной информации. В языковом плане ситуативное замещение чаще всего выражено отглагольными существительными ( his arrangement, the deed, these movements )t существительными широкой семантики (this experience, his efforts),

существительными, в семантике которых имеется сема "бытийности"

*

(this chronicle of small disasters).

Еще одной особенностью фактуального художественного текста является широкое использование отсылочных конституентов в качестве конъюнкторов на переходной ступени присоединения предлоие- , ний. В качестве таковых выступают фразы или предложения, которые не передают тот или иной аспект темы текста, а лишь регулируют, оптимизируют развертывание темы текста. Они выполняют служебную, мотивирующую функцию, обеспечивая взаимодействие ретроспективной или проспективной направленности меяду контактными и дистантно соотнесенными OS. Приведем пример отсылочного констятуента проспективной направленности:

What happened was thia (Cheever).

Пример отсылочного коисстгуента ретроспективной направленности:

There wasn't much to the property but the natural advun-- 15 -

tещеэ X have already described (Higgins).

В функциональном плане .формально-языковые средства когезии ■ в фактуальном художественном тексте характеризуются низким стилистическим потенциалом. Единичные случаи стилистического использования когезивных средств отмечены лишь в 8% всех фактуаль-ных текстов. Три важнейших фактора (позиционный, количественный и семантический) позволяют языковым средствам когезии выполнять ряд стилистических функций и участвовать в передаче содержательно-концептуальной информации художественного текста.

Анализ параметров когезии в фактуальном художественном тексте показал, что их варьирование в конечном счете обусловлено прагматическим параметром информативности, который в данном типе художественного' текста характеризуется следующим' образом.

Коммуникативная установка в фактуальном художественном тексте реализуется за счет доминирования объективации при передаче текстовой информации. Данная коммуникативная установка может вы-, ражаться эксплицитно с помощью особых метатекстовых' вставок либо имплицитно за счет"реализации ряда коммуникативных требований к объективной передаче текстовой информации. В метатекстовых вставках утверждается эксплицитно характерная для ^актуального художественного текста коммуникативная установка на объективность (истинность) передаваемой информации. Например: ' •

Such, was the end ■<£ Tom ftalker and his ill-gotten wealth* Let all gripiiig money-brokers lay this storj to fceurt. "he truth of It is not to be doubted (Irwing).

Опосредованное-бы дарение коммуняка7,:твной установки на объективен;® передаваемой л фактуальном художественном тексте инфор-мгцак р?р.ь:зуо:'С.ч за счет выполнения ряда требавпявК к еС-ьектив-

ности (достоверности) информации, а именно: I) за счет точного соответствия пространственно-временных параметров художественного текста пространственно-временным параметрам моделируемой в художественном тексте ситуации, 2) за счет своевременной идентификации референтов текста, 3) за счет преобладания собственно фактуальной информации над информацией субъективно-оценочного характера, представленной в ^актуальном художественном тексте в форме отступлений.

Для коммуникативной направленности ^актуального художественного текста определяющим фактором является доминирование внешней адресованности к читателю как реципиенту текстовой информации. Внешняя адресованность может выражаться как непосредственно в форме прямого обращения к читателю (употребление существительного reader, личного местоимения you, местоимений we, our, с помощью которых говорящий как бы ставит себя на место читателя, "солидаризируется" с ним) либо опосредованно, за счет соблюдения коммуникативных прав читателя как адресата текстовой информации.

хх X

Проведенный анализ модальных художественных текстов в сопоставлении с ¿актуальными художественны!® текстами выявил отличительные особенности э варьировании параметров когезии в художественных текстах модального типа. Семантический аспект когезии в данном типе текста характеризуется доминированием ассоциативного вида когозии. Доминирование данного вида когезии обусловлено спецификой модальной информации, в основе которой петхическ.чя реакция говорящего субъекта на воздействие внешнего мир?. Л це-

- 17 - Г'

лом следует отметить, что смысловое взаимодействие мекду ксмпо-яентами модального художественного, текста допускает большую или меньшую мотивированность. Эта мотивированность обусловлена соотношением логической и эмоциональной доминант в модальной информации.

При доминировании эмоциональной доминанты усиливается субъективная произвольность смыслового взаимодействия предложений и С£Е, ослабляется его мотивированность вплоть до полной ее утраты. Соответственно доминирующим видом когезии становится ассоциативный. Крайним проявлением подобной произвольности является возрастание роли деструктивного вида когезии, который в модальном художественном тексте может стать ведущим видом смыслового взаимодействия.

Логическая доминанта в модальной информации отмечена в 29% модальных текстов. Это выражается в преобладании консеквентного вида когезии. В число этих текстов входят модальные художественные тексты "резонирумцего" типа и модальные художественные' тексты "импрессионистского" типа. В первом случае логика изложения соответствует логике рассуждения. В жанровом отношении эти тексты представляют собой пародийную стилизацию научной статьи. В модальных художественных текстах "импрессионистского" типа модальная информация о состоянии говорящего субъекта передазтся объективно-аналитически. Так как изменения в состоянии говорящего субъекта фиксируются описательно, почти с научной точностью, то предложения, передающие эту информацию, оказываются тесно связанными в структурном, семантическом и формально-языковом планах. Изменения в ощущениях, чувствах, настроении говорящего субъекта приобретает мотивированность, так как представляют ссбо;2 чувст-

ченную реакцию на изменения во внешней среде. Таким образом последовательно-линейное развертывание модальной информации опосредованно отражает последовательное изменение параметров экстралингвистической реальности (пространственных, временных и других). Например:

... Very suddenly there came back to my soul motion and sound - the tumultuous motion of the heart, and, in my ears, the sound of its beating. Then a pause in which all is blank. Then again sound, and motion, and touch - a tingling sensation pervading ray frame. Then the mere consciousness of existence, without thought - a condition which lasted long. Then, very suddenly, thought and shuddering terror, and ernest endeavor

to comprehend my true state. Then a strong desire to lapse into

»

insensibility. Then a rushing revival of soul and a successful effort to move. And now a full memory of the trial, of the judges, of the sable draperies, of the sentence, of the sickness, of the swoon (Рое)... '

В приведенном примере консеквентный вид ногеэш, лежащий в основ'е взаимодействия восьми контактных предложений, эксплицируется с помощью повтора наречий времени then и now, предваряемого коннектором and. "'¡мпрессионистский" характер модальной информации выражается с помощью отбора лексики, передающей различные ощущения и впечатления персонажа: motion, sound, touch, sensation, consciousness of existence, thought and shuddering terror, endeavor to comprehend, a strong desire, revival of soul, an effort to move, a full memory of the trial.. Характерно, что комбинаторика лексики четко фиксирует постепенное прояснение сознания человека: от регистрации изменений в окру^пщей

среде на уровне ощущений до подключения аналитического мышления и памяти.

Эмоциональная доминанта характерна для подавляющего большинства модальных художественных текстов. Субъективно-произвольный характер взаимодействия предложений на основе ассоциативных связей проявляется в модальном художественном тексте в следующих случаях: I) когда произвольность ассоциативных связей обусловлена субъективно мотивированным переключением тематических и временных планов, 2) когда прихотливая произвольность ассоциативных связей передает эмоциональное напряжение говорящего субъекта, 3) когда автор перелает поток сознания персонажа в форме "внутреннего проговаривания". Проиллюстрируем вышесказанное: ... Slowly the stare are swinging across the sky, and he does not know if the night is at its beginning or its end. He can only wait for the dawn and suffer. Though the new day can mean no more for him than his last day on earth yet, since he still lives, he cannot help awaiting it with faint Impatience, as if it could bring him something upon, whioh to fasten hope. And thinking of the sunrise he suddenly remembers from years ago, the sunrise of a long-hoped-for day, behind him an all -night journey, its fatigue washed away by gladness (Sommerfield)...

Ослабление мотивированности ассоциативны" связей в модальном художественном тексте маркируется увеличением удельного веса деструктивного вида когезии. Следует отметить, что ослабление и разрыв смысловых связей проявляется не только в отсутствии эксплицитных средств когезии, но и на структурно-семантическом уровне взаимодействия предложений. Это выракаотся в том, что: I) в качестве основных структурных типов предложений выступают назнв-

ныв предложения, 2) наряду с назывными предложениями широко представлены эллиптические и присоединительные предложения. Например:

Расе. Hsr face. Flash of light. A camera, somewhere. Someone In the building at the. time might have recorded her features. Must have done, something must be од negative, in camera (Gordon), ;

Анализ модальных художественных текстов в аспекте соотношения структурно-семантических моделей диктемы свидетельствует об усилении тенденции к автосемантии предложений. Автосемантия и синсемантия представлены примерно в равном количестве модальных текстов. В отношении гиперпредложений в модальных художественных текстах следует отметить, что семантическая характеристика этой промежуточной модели диктемы меняется в зависимости от лица, выступающего в роли говорящего субъекта: если в качестве такового выступает автор, на передний план выдвигается лога-ческая разновидность консеквентной когезии, если в качестве говорящего- субъекта выступает персонаж, ведущим видом смыслового взаимодействия между компонентами гиперпредложения становится ассоциативный вид когезии.

Для модального художественного текста характерно увеличение роли имплицитной, а также дистантной когезии, что вызвано ослаблением реляционных связей между предложениями как в смыс-■ ловом, так и в формально-структурном планах. Нерегулярной появление эксплицитных средств когезии табо полное их отсутствие между контактными предложениями приводит к тому, что средства "поверхностной" когезии между ксглюнгнтакш педального художественного текста оказываются менее гнячпшк, чем гдус.ашще оулра-

линеарные связи. В связи с ослаблением контактной когезии- между компонентами модального художественного текста и с увеличением роли неспециализированных средств когезии отмечается усиление стилистического потенциала когезивных средств. Стилистический потенциал когезивных средств отмечен в 43$ всех модальных художественных текстов. Он проявляется в использовании стилистических приемов в качестве формальных средств когезии (прежде всего синтаксического параллелизма), в выполнении неспециализированными средствами когезии в результате дистантного повтора стилистических функций, а также в стилистической транспозиции специализированных средств когезии.

Рассмотрение коммуникативно-прагматических факторов, обусловливающих вариативность параметров когезии в модальном художественном тексте позволяет сделать вывод, что для данного типа художественного текста характерна коммуникативная установка на субъективацию текстовой информации. Основным критерием субъек-тивацки информации является представление эв не в соответствии с параметрами экстралингвистической реальности, а в соответствии с ценностной ориентацией говорящего субъекта, личностной значимостью для него описываемых з художественном тексте предметов, лиц, событий, что позволяет ему устанавливать связи между элементами описываемой в тексте ситуации субъективно-произвольно.

Определяющим видом коммуникативной направленности для модального художественного текста является самоадросованность (монологичность) . Самоалресовзнность, проязляшаяся в ориентированности-говорящего субъекта на себя, а не на читателя гак реципиента текстовой информации. приводят к большему или меньшему на-

рушению коммуникативных лоаз читателя.

X X X

Итак, проваленное исследование не только позволило уточнить текстовой статус категорий когезии и информативности, но и'установить характер их взаимодействия.

При сопоставлении ^актуального и модального художественных текстов как крайних, полярных типов выяснилось, что для фактуального типа художественного текста доминантным является контактно-линейный способ передачи текстовой информации, при котором параметры когезии реализуют характерную для данного типа худонественного текста коммуникативную установку на объективность (истинность) информации.

»

Установленная корреляция параметров когезии и информативности в модальном художественном тексте позволяет заключить, что для указанного типа художественного текста определяющим является дистантно-корреляционный способ передачи текстовой информации, при котором вариативность параметров когезии обусловлена коммуникативно.,! установкой на субъективно-оценочное представление информации.

Проведенное исследование, лшъ в общих чертах наметившее подход к сложной проблеме сопряженности базовых текстовых категорий когезии и информативности, открывает простор для сти-листико-типологического анализа художественных текстов. В частности представляется перспективным исследование структурно-семантических и £уяккяонал?ных характеристик гиперпредлсгенля - модели диктемы, которая в силу своего промежуточного положения по отношению к преплишото я С£В, наиболее чутко реагед-

- -

ет на вариативность коммуникативных параметров художественного текста. Большой интерес вызывает реализация деструктивного вида когезии на материале текстов разных типов. Исследование корреляции параметров когезии и информативности в тексте короткого рассказа тз диахроническом аспекте могло бы внести некоторые коррективы в становление панного литературного канра.

XX X

По теме диссертации опубликованы следуюдие работы:

1. Стилистические функции союзных средств когезии в художественном тексте // Категории текста. М., 1984. - С. 170-182. Тр./ лГГПИИЯ им. М.Тореза; вып. -228. - 0,5 п.л.

2. 0 композиционно-графическом аспекте когезии в некоторых типах текста //Прагматика и стилистика. М., 1985. - С. 69-81. Тр./ ПШ им, М.Тореза; вып. 245. - 0,5 п.л'.

3. Прагматические функции когезии ь художественном тексте. - М., 1385. - 1,7 п.л. - Рукопись депонирована в ИШЙН АН СССР Л 21192 от 19.06.85 г.: Библиографический указатель ИНИСН ЛН СССР "Новая советская литература по общественным наукам. Языкознание", Ц II, 1985.

Нчди к печати ||([-пг!ыф|1Ч МГЛУ

"¿ЦК // 199/г Уч-илд. л. Л (ум п. ллКЗ' Тир./ЛГэкз

зак. /зы и-«« —

Адрес учдшшин: Москва, ул. Остоженка, :18 Телефон: 246-27-39