автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Категория "состояние" и "связь состояния" как предмет субстанциального подхода

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Сорокин, Борис Федорович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Категория "состояние" и "связь состояния" как предмет субстанциального подхода'

Текст диссертации на тему "Категория "состояние" и "связь состояния" как предмет субстанциального подхода"

/

На правах рукописи

СОРОКИН БОРИС ФЕДОРОВИЧ ^ £ с.

КАТЕГОРИИ "СОСТОЯНИЕ" И "СВЯЗЬ СОСТОЯНИЙ" КАК ПРЕДМЕТ СУБСТАНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - 09.00.01 - ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ

ПОЗНАНИЯ

ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ НАУЧНОГО ДОКЛАДА НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

/

[к:

/

Диссертация в виде научного доклада выполнена на кафедре философии и культурологии Орловского государственного университета.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Глинский Б.А., РОССИЙСКАЯ доктор философских наук,

ГОСУДАРСТВЕННАЯ профессор Ксенофонтов В.Н., БИБЛИОТЕКА доктор философских наук,

профессор Яшин Б.Л.

о оо) » ЯЧ

I

Ведущее учреждение - Российский государственный Гуманитарный университет.

Защита состоится"^ "__199$ г. в^Г час на заседании

диссертационного совета Д 053. 01.05. в Московской педагогическом государственном университете по адресу: 117331, Москва, проспект Вернадского, 88, кафедра философии.

С диссертацией в виде научного до > томиться в Научной

библиотеке Московского педагогнчео ?ого университета

по адресу: Москва, ул. М. Пирогов»

Диссертация в виде научного р 199^1

Ученый секретарь диссертационного совета

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Наша работа представляет результат 25-летнего исследования категорий "состояние" и "связь состояний". Предлагаемое автором решение поставленной проблемы не рассматривается . им как окончательное и единственное: оно открыто для иных точек зрения и дальнейшего развития.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Одной из основных задач философии (в том числе и диалектико-материалистической) является обогащение и развитие категориального аппарата. Концепция детерминизма, как существенная часть философской теории, была и остаётся предметом пристального творческого внимания. В процессе философского анализа многоразличных связей детерминации всё более эксплицитно формулировалась задача изучения двух типов связи: 1. Связь между сущностью, с одной стороны и конкретными формами её бытия, - с другой. 2. Связь между этими конкретными формами бытия сущности.

Отдельно взятая конкретная форма бытия сущности всё чаще в философской литературе (последние четыре десятилетия) находила своё выражение в понятии "состояние"; так что второй вид связи постепенно стал определяться как "связь состояний". Уточнение онтологического содержания и гносеологической функции понятия "состояние" имеет не только самодовлеющее значение, но необходимо для выявления соответствующих характеристик понятия "связь состояний". Однако следует отметить,что как то,так и другое понятия не получили ещё фундаментальной философской разработки ни в отечественной,ни в зарубежной литературе. Особенно слабо в ней представлены историко-философский, логико-теоретический и методологический аспекты исследования этих понятий. Отсутствуют специальные философские работы, в которых рассматривались бы концепции состояния и связи состояний современных зарубежных учёных и философов.

Таким образом, определённая философско-познавательная потребность в исследовании предлагаемой темы зиждется на том, что:

а) ускоряется и расширяется процесс проникновения конкретнонаучного знания в сущность собственного предмета;

б) продолжает расти ряд пограничных научных дисциплин, изучающих специфические закономерности "смежных" явлений и процессов объективной и с убъективной реальностей;

в) усиливается необходимость в философской рефлексии конкретнонаучного и общенаучного знаний;

г) возрастает потребность общественной (в узком и широком смыслах) практики в философско-методологическом объяснении, интерпретации и организации её формальной и содержательной сторон, в универсальной оценке её целей, средств и возможных последствий.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ. Вот уже около сорока лет представители философской школы диалектического материализма предпринимают попытки выяснить формальные и содержательные определения категорий "состояние" и "связь состояний", раскрыть их познавательный и методологический потенциал, стремясь доказать их философский статус. Геннадий Александрович Свечников первым из российских учёных обратил внимание на указанные категории (Категория причинности в физике. - М., 1961 г., Причинность и связь состояний в физике. -М., 1971 г.), предложив их рабочие дефиниции. Он включил категорию "состояние" в подсистему категорий "количество-качество-мера", что лишило её самостоятельного философского значения. Отмеченный недостаток стремились преодолеть немногочисленные последователи Свечникова Г.А.,предложившие два варианта определения категории "состояние":

1. Операциональное, или классификационное - "Состояние - это философская категория, отражающая специфическую форму реализации бытия, фиксирующая момент устойчивости в изменении, движении и развитии материальных объектов в некотором данном времени при определённых условиях" (Симанов Л.А.).

2. Содержательное, через указание совокупности существенных свойств и связей объекта, взятого в определённом временном срезе бытия и известной системе отношений (Симанов Л.А.). И первое и второе определения содержат как онтологический,. так и гносеологический аспекты. Были намечены некоторые типы состояний (преимущественно на естественнонаучном материале):

а) внутреннее и внешнее; б) возможное и действительное: в) устойчивое и переходное (Симанов Л.А.). Однако содержание указанных разновидностей состояния не было подвергнуто философскому анализу. Большинство работ (а их вышло за последние 20 лет очень мало) изучает существенные признаки объективного состояния на материалах естествознания (Аскин А.Ф.,Баженов Л.Б.,Разумовский О.С. и др.). Понятие "связь состояний" введено в философский "обиход" также Свечниковым (в вышеуказанных работах); он понимал эту связь как связь последовательно-разновременных состояний одного и того же объекта, что существенно ограничивало онтологическое содержание и познавательно-методологическую функции этой категории. Российские (в основном последователи Свечникова Г.А.) философы, наряду с названной разновидностью связи, выявили ещё один тип: связь внутреннего и внешнего состояний одного м того же объекта. Необходимо отметить, что и категория

"связь состояний" также исследовалась преимущественно на естественнонаучном материале (Аскин, Разумовский, Симанов), и рассматривалась она как общенаучная. Хотя имели место единичные попытки изучения этой связи в сфере социально-исторических явлений и процессов (Кемкин В.И.). Кемкин предложил своеобразную систему аргументации философского статуса категории "связь состояний".

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Используя достигнутое в отечественной и зарубежной философии в разработке категорий "состояние" и "связь состояний", диссертант ставит своей целью обосновать философский статус этих познавательных универсальных форм как элементов подсисхемы категорий "сущность-становление-состояние", в которой они являются "продуктами" самодетерминации сущности. Поставленная цель требует решения следующего ряда задач:

1. Эксплицировать формальные и содержательные признаки категорий "состояние" и "связь состояний" в процессе анализа трудов выдающихся мыслителей Древней Греции, Нового времени, немецкой классической философии, в которых (трудах) непосредственно или опосредованно обращались к рассмотрению внешних и внутренних характеристик данных познавательных универсальных форм, их познавательной и методологической функций.

2. Выяснить соотношение категорий: "сущность", "становление" (изменение, движение, развитие), "состояние" и "связь состояний".

3. Раскрыть диалектико-материалистическую концепцию состояния и связи состояний, применяя основные законы диалектики, её принципы и категориальный аппарат.

4. Решить трёхсоставную задачу: а) продолжить выявление формальных и содержательных определений состояния и связи состояний в трудах современных учёных и философов, представляющих три философские направления - структурализм (лингвистика, семиотика, поэтика), экзистенциализм (социология, историософия) и постпозитивизм, или критический реализм (социология и историософия);

б) выяснить, как используют исследователи названных сфер знания методологическую, систематизирующую и эксплицирующую функции категорий "состояние" и "связь состояний";

в) показать, как подсистема категорий "сущность-становление-состояние" "работает" в качестве методологического "инструмента" критического исследования конкретнонаучных и философских теорий;

г) Дать философско-методологический анализ прогностических концепций экзистенциалистского и постпозитивистского толка.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В процессе решения вышеозначенных задач теоретико-методологическим основанием служили

законы, принципы и категории материалистической диалектики. В ходе работы диссертант использовал результаты научны* поисков советских, российских и зарубежных учёных и философов по проблеме разработки категорий диалектики: "сущность", "становление", "связь", "отношение", "структура", "детерминация", "прогноз"; по теоретическим и методологическим проблемам лингвистики, семиотики, поэтики, социологии и философии истории. Данная работа представляет собой попытку всестороннего (историко-философского, логико-теоретического и методологического) рассмотрения категорий "состояние" и "связь состояний", результатом которого явилось, по нашему мнению, относительно целостное понимание этих универсальных форм бытия и познания. Мы считаем возможным подчеркнуть следующие моменты новизны:

- Философский анализ (и его выводы) историко-философского материала, призванный обосновать философский потенциал категорий "состояние" и "связь состояний";

- существенное расширение конкретнонаучиого и философского "пространства" изучения формальных, содержательных характеристик состояния и связи состояний, их функций в гуманитарном познании (лингвистике, семиотике, поэтике, социологии и историософии);

- выявление и всестороннее исследование подсистемы диалектически взаимосвязанных категорий: "сущность-становление-состояние";

- философский формально-содержательный анализ введённого нами понятия (категории) "объект-состояние" с определением его познавательной и методологической возможностей;

- философский формально-содержательный анализ переходного состояния, определение его познавательной и методологической функций как субстрата связи последовательно-разновременных состояниий;

- стадийный анализ устойчивого и переходного состояний посредством основных законов диалектики;

- философский анализ формальной и содержательной сторон категории "связь состояний"; - типология связей состояний и философский формально-содержательный анализ её разновидностей;

- философский анализ прогностической функции категории "связь состояний";

- разработка прогностических моделей в зависимости от типа связи состояний;

- применение подсистемы категорий "субстанция-становление-состояние" как методологического "инструментария" критического "снятия" экзистенциалистских и постпозитивистских социологических и исторических теорий;

- философский анализ экзистенциалистской и постпозитивистской прогностических концепций с привлечением познавательной и методологической функций категорий "состояние" и "связь состояний";

- выяснение познавательного и методологического потенциала категорий "состояние" и "связь состояний" в области филологических наук.

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Основополагающим утверждением нашей диссертации, на доказательство истинности которого направлено содержание всех трёх её разделов, является: "Состояние суть философская категория". Методологическим средством обнаружения "философской универсальности" содержания этой категории выступает "субстанциальный подход".

2. Всякий объект, взятый в определённом пространственно-временном срезе своего бытия, по отношению к себе (от возникновения и до исчезновения) и другим объектам должен рассматриваться в единстве его онтологического и гносеологического аспектов, что выражается в категории "объект-состояние".

3. Анализ содержания переходного состояния выявляет субстрат самоотражения объекта во времени, то есть связи его последовательно-разновременных состояний, которая в зависимости от типа отрицания различается на: "деградирующе-деструктивную", "трансформативную" и "прогрессирующую". Философская категория "связь состояний" является следующей (после "универсальной мировой связи") формой конкретизации абстрактной категории "связь".

4. Существенной функцией категории "связь состояний" является "прогностическая". Доминирующий (в конкретном сочетании) тип связи состояний обусловливает и соответствующий доминирующий метод прогностической деятельности.

5. В прогностической деятельности важно учитывать уровни целостности прогнозируемого объекта и условий его бытия. Это находит своё выражение в трёх типах "мерной модели": простой, системной и реальной.

6. Категории "состояние" и "связь состояний" как элементы системы {("субстанция")- (субстанция-становление) - (субстанция-состояние)} играют существенную познавательную и методологическую рель в гуманитарной сфере знания. Они позволяют не только раскрывать свойства и отношения реальных объектов, недоступные иным универсальным когнитивным формам, но также выявлять и критически преодолевать существенные недостатки в гуманитарном познании, в частности, структуралистского, экзистенциалистского и постпозитивистского направлений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты и методология (субстанциальный подход) работы применимы в философском и конкретнонаучном (в том числе и прогностическом) познании; а также в практической, прежде всего управленческой (планирующей) деятельности. По нашему мнению, способ выведения и обоснования философского статуса категорий ^состояние" и "связь состояний", их разновидностей, а вместе с тем и сами эти категории могут быть использованы в лекциях по курсу философии в разделе: "Законы и категории материалистической диалектики".

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и результаты диссертационного исследования соискатель ймел возможность:

1. Высказать и обсудить на всесоюзном симпозиуме - "Современный детерминизм и наука", Новосибирск, июнь 1971 г. Всероссийские конференции - "Методологические проблемы социального познания", Саранск, октябрь 1979 г. "Бахтинские чтения" - "Наследие М.М. Бахтина в контексте мировой культуры", Орел, декабрь 1997 г. Межвузовская конференция - "Российская ментальность и мировая цивилизация", Орел, июнь 1995

2. Изложить в ряде опубликованных статей, брошюр и пяти депонированных монографий (всего более 37 п.л.)

3. Разработать спецкурс (16 часов) на тему: "Философские аспекты прогностики" и прочитать его в Орловской Академии управления при Президенте Российской федерации, - Орел, ноябрь 1995 г.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ Доклад является обобщенным и проблемным изложением пяти монографий, брошюры и семи статей по теме диссертации. В тексте доклада даны необходимые ссылки на основные работы соискателя. Он состоит из вводной части, трех разделов и Заключения.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. КАТЕГОРИИ «СОСТОЯНИЕ» И «СВЯЗЬ

СОСТОЯНИЙ» КАК ПРЕДМЕТ СУБСТАНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДА (Историко-философский анализ)

1. Категории «состояние» и «связь состояний» в философии Платона

В учении о бытии (о "Едином и многом", "движении и покое", "существовании и изменении", «душе и теле", о "бытии чистом, истинном и смешанном, неистинном" др.) Платон неоднократно обращается к термину а "состояние". Однако он непосредственно не анализирует формальные и содержательные свойства этой универсальной формы бытия и познания, так что их приходилось выявлять в процессе рассмотрения его произведений. Состояние, по его мнению, - это специфически-существенное определение "Единого": оно- совокупность качеств. Он использует категорию "состояние" в тех актах познания, когда ему необходимо выразить: а) преходящий характер качественной определенности вещи; б) ее способность изменяться, сохраняясь, способность вещи "к одновременному существованию и несуществованию" (5. с. 13). Платон намечает ряд типов реального состояния: а) устойчивое и "смешанное"; б) внутреннее и внешнее: в) идеальное и телесное. Причем, в ходе анализа соответствующих фрагментов его произведений можно выяснить познавательную и методологическую функции этих разновидностей. Следовательно, "вещь-изменение-состояние" диалектически взаимосвязаны. Поскоьку вещь и в границах своего существования проходит некоторый ряд конкретных форм, постольку можно утверждать, что �