автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Журавский, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Журавский, Александр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА Ь Деятельность Казанской духовной академии в Российской империи с 1884 до 1917 гг.

1.1.Влияние академического устава и общественных настроений на деятельность академии в условиях российского абсолютизма на рубеже XIХ-XX вв.

1.2.Влияние государственной религиозной политики и важнейших общественно-политических событий в России на деятельность академии в условиях Думской монархии.

ГЛАВА П. Научная деятельность Казанской духовной академии

2.1.Формирование и развитие научных школ.

2.2.Связи с научным миром. ;.

2.3.Библиотечные фонды и издательская деятельность.

ГЛАВА П1. Миссионерское образование н наука в Казанской духовной академии

3.1 .Деятельность миссионерского отделения.

3.2.Миссионерскиекурсы

ГЛАВА IV. Особенности исторического развития Казанской академии после падения Российской империи

4.1 .Деятельность академии при Временном правительстве и Советской власти (1917-1921).

4.2.Судьба профессоров, выпускников и академической библиотеки после закрытия академии.

ЗАВДОШННЕ

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Журавский, Александр Владимирович

Актуальность и обоснование темы. Коренные социально-политические изменения 80-90-х годов, приведшие к крушению СССР и возникновению постсоветского общества, позволили отечественной исторической науке попытаться выстроить менее идеологизированную модель исторического прошлого, в котором важная роль справедливо стала признаваться за Русской православной церковью, с одной стороны, как за господствующей когда-то конфессией, с другой - как за общественным институтом, оказавшим громадное влияние на развитие отечественной культуры и государственности. Одновременно выявилось существование значительных исторических лакун в исследовании как общей истории православной церкви, так и отдельных конфессиональных институтов, среди которых - и православные духовные академии.

Для советской исторической науки духовное образование и церковно-научные исследования долгое время представлялись чем-то второстепенным, лишенным исторического будущего, социально далеким и, оттого, не имеющим научного интереса. Этим обусловлено и отсутствие сколь-нибудь значительных исследований в советский период даже по частным вопросам истории духовных академий. Между тем, роль духовных академий, и, в частности, Казанской не ограничивалась одной только образовательной задачей - подготовкой будущих клириков. Казанская духовная академия являлась крупным научным, образовательным и миссионерским центром, влияние которого распространялось не только на Среднее Поволжье, но и на всю восточную часть дореволюционной России, а также на многие православные восточные миссии за границей (Пекинскую, Японскую, Урмийскую и др.). Таким образом, религиозное и культурное развитие многих народов находилось в прямой связи с переводческой и миссионерской деятельностью Казанской академии. Одновременно и уровень научных исследований в академии ничем не уступал университетскому, а в отдельных дисциплинах (в религиоведении, этнографии, философии, богословии) подчас превосходил. Многие выпускники академии занимали профессорские кафедры в Казанском, Московском, Новороссийском, Харьковском, Томском университетах, Демидовском лицее, в других российских вузах. Таким образом, исследование научного и культурно-исторического значения Казанской духовной академии актуально сегодня, как никогда. Тем более, что на рубеже Х1Х-ХХ веков деятельность Казанской академии проходила в условиях во многом сходных с условиями существования современного российского общества на рубеже XX и XXI вв. - кризисные явления, межнациональная и межконфессиональная напряженность, обсуждение проблемы "свободы совести" и веротерпимости, сопутствующие, при этом, общему росту религиозности (или, точнее - росту интереса к религии) и интереса к духовному образованию, поиску светскими и церковными учеными решения проблемы веры и разума.

Объектом исследования настоящей диссертационой работы является история Казанской духовной академии как в условиях сложных политических процессов и кризисных явлений конца XIX - начала XX в, так и при новой общественно-политической системе, антирелигиозная государственная политика которой была направлена, в частности, на упразднение православных духовных академий.

Хронологические рамки исследования определены периодом с 1884 по 1921 год. Нижняя граница исследования соответствует времени введения в действие нового - охранительного, по своей сути - академического устава, принятие которого следует рассматривать, как часть государственной религиозной политики, формировавшейся в тот период в условиях общегосударственных контрреформ. Правление императора Александра III ознаменовалось отказом от политики либеральных реформ Александра П. Одним из следствий этого стала отмена действия академического Устава 1869 года, предоставлявшего академиям значительные свободы, и введение нового Устава 1884 года. Кроме того, выбор нижней хронологической границы связан еще и с тем, что период до введения Устава 1884 года наиболее изучен в дореволюционной исторической литературе. Последующий после 1884 года период характеризуется: общественной напряжевйостью и кризисными явлениями на рубеже Х1Х-ХХ вв., и, особенно, в начале XX века; введением и отменой Временных правил, даровавших академиям автономию; и, наконец, сменой исторических эпох, падением монархии и формированием нового государственного строя, в идеологической концепции которого не находилось места религиозному образованию, церковной науке и, тем более, православной миссионерской деятельности. Печальным итогом существования Казанской духовной академии в условиях нового строя было ее упразднение в 1921 году. Эта дата служит верхней границей исследования. Тем не менее автору диссертационной работы - в целях более полного раскрытия темы и анализа влияния тех или иных факторов на деятельность академии - приходится иногда выходить за хронологические рамки исследования, что, впрочем, каждый раз аргументированным образом обосновывается.

Таким образом, целью исследования является изучение истории Казанской духовной академии в период сложных социально-политических и кризисных процессов в российской империи на рубеже Х1Х-ХХ веков, а также в услових формирования и развития новой общественно-политической системы, антирелигиозная государственная политика которой была направлена, в частности, на упразднение православных духовных академий.

Исходя из цели настоящего исследования предпринимается попытка разрешения следующих задач: оценить характер влияния академических уставов и временных правил, как элементов государственной религиозной политики Российской империи, на учебную и административную деятельность Казанской духовной академии в период сложных социально-политических и кризисных процессов в обществе; - определить роль и значение Казанской духовной академии, как научного и учебного центра восточной части Российской империи; выявить этапы развития, цели и историческое значение миссионерской деятельности Казанской духовной академии в указанный период;

- исследовать деятельность духовной академии в условиях советского атеистического государства.

Методы исследования

Необходимость исследования истории Казанской духовной академии по периодам, совпадающим с действием новых уставов или временных правил (отражающих, в частности, изменение государственной религиозной политики), а внутри перидов - по проблемам, определяет применение в настоящей работе хронологического метода. Кроме того, при оценке характера влияния академических уставов и временных правил на учебную и административную деятельность академии потребовалось проведение аналитического сравнения с подобным влиянием на другие академии для определения общих и частных тенденций в историческом развитии Казанской духовной академии. Это, в свою очередь, потребовало использования синхронного и проблемно-исторического методов исследования. Для представления динамики изменения численности студенчества при анализе влияния на эту динамик)' общественно-политических событий и различных положений академических уставов, использован статистический анализ.

Наряду с вышеуказанными методами в настоящем исследовании, в частности, при составлении приложений, применялись библиографические методы: аналитический - разыскания, отбора, библиографического описания и синтетический, позволивший обощигь материал и дать ему научную организацию.

Научная значимость диссертационной работы состоит в том, что впервые на основе изучения и использования источников различных типов и метода исторического анализа всесторонне исследуется деятельность Казанской духовной академии, как научного, педагогического и миссионерского центра, в условиях сложных общественно-политических процессов на рубеже Х1Х-ХХ вв., а также определяется место и значение академии в отечественной истории.

В диссертации впервые предпринимается попытка исследовать цели и этапы эволюции миссионерства в Казанской академии. Вводится и научно обосновывается периодизация развития востоковедения в академии. Периодизация предполагает существование трех периодов: миссионерско-полемического, переходного и этнографического.

Впервые в современной научной литературе исследуется вопрос о Миссионерских курсах при Казанской академии и эволюции их развития, приводится и анализируется статистика численности студентов.

Также впервые так полно исследуется вопрос о формировании в академии на рубеже Х1Х-ХХ вв. новых научных школ, и об их коммуникации с международными научными центрами; оценивается состояние академической науки и издательского дела в Казанской академии в преддверии социально-политических потрясений 1917 года. При этом аргументировано, в том числе и на основе статистического анализа, отвергается историографический миф об упадке церковной науки в период действия Устава 1884 года.

Также впервые так полно и на архивных материалах исследуется последний период деятельности Казанской академии (1917-1921) и влияние в этот период деструктивной религиозной политики Временного правительства и антирелигиозной политики советского государства; впервые ставится и исследуется вопрос о роли профессоров и выпускников академии в развитии советской науки и восстановлении Московской духовной академии в 1946 году.

В научный оборот вводятся непубликовавшиеся ранее материалы государственных и ведомственных архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

Практическая значимость исследования определяется значительным фактологическим и статистическим материалом, содержащимся в диссертационной работе. Статистические таблицы, характеризующие динамику изменения численности академического студенчества по годам и по категориям (своекоштные, казеннокоштные, стипендиаты, клирики и проч.), списки магистерских и докторских диссертационных работ с указанием времени их защиты и утверждения, безусловно могут быть использованы другими исследователями для последующих научных изысканий.

Выводы настоящей работы относительно неоднозначного влияния академических Уставов на административную и учебную деятельность академии, на изменение численности студентов и условия научной деятельности, могут быть, при определенной экстраполяции, использованы при исследовании истории других духовных академий.

Несомненную практическую ценность представляет и составленный автором диссертации 'Тематический указатель к статьям "Православного Собеседника" за 1910-1918 гг.", дополняющий дореволюционные указатели, составленные до 1910 г.,* и позволяющий значительно облегчить работу исследователям, в научных изысканиях которых требуется привлечение материалов этого академического журнала.

Историография темы. История дореволюционной Казанской духовной академии (одной из четырех высших духовных учебных заведений Российской Империи) не может пожаловаться на отсутствие интереса исследователей. Особенно хорошо изучены периоды: с 1797 по 1818 годы (время существования "старой академии", истории которой посвящены работы А.А.Благовещенского,2 И.П. Гвоздева,3 А.Ф.Можаровского,4 П.В.Знаменского5) и с 1842 по 1892 годы (период существования "новой" академии). Последняя дата (1892 год), обусловлена празднованием 50-летия новой академии, что было отмечено изданием сразу нескольких работ по истории Казанской духовной академии. Так, помимо фундаментального сочинения П.В.Знаменского "История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842

1 Люстрицкий В.Ф. Указатель к "Православному Собеседнику" за 20 лет его издания (с 1855 по 1875 г.). -Казань, 1876. - 55 с. (На С.49-55 прибавление: Статьи, напечатанные в 1875-1876 гг.); С.Е.Е. Указатель статей "Православного Собеседника" 1877-1891 гг. - Казань, 1892. - 62 е.; Указатель к "Православному Собеседнику" за 1892-1909 гг.- Казань, 1910.-46 с.

2 Благовещенский A.A. История старой Казанской академии, 1797-1818 гг. - Казань, 1876; Благовещенский A.A. История Казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за 18-19 столетия. - Казань, 1881.

3 Гвоздев И.П. 25-летие Казанской духовной академии//ПС, 1868, Т.З.

4 Можаровскнй А.Ф. Старая Казанская академия. - М., 1887.

70)" (в трех выпусках),6 принесшего ее автору славу главного историографа Казанской академии и одного из главных исследователей дореформенного духовного образования, непосредственно к 1892 году были изданы: "Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-92)"7 профессора С.А.Терновского; "Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лет ее существования. 1842-1892 гг." И.С.Бердникова. Последний очерк при некоторой своей компилятивности (вышел он уже после опубликования более фундаментальных трудов П.В.Знаменского и СА.Терновского), имеет то достоинство, что при своей краткости удачно освещает наиболее важные события из академической жизни и часто дает личное видение академической истории именитым отечественным канонистом. Кроме того, к 1892 году был опубликован ряд статей, очерков и речей в "Православном Собеседнике" и "Известиях по Казанской епархии", и посвященных истории высшей духовной школы в Казани. Наконец был издан юбилейный сборник статей и очерков "Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии, 21 сентября 1892 г.",9 вышедший под редакцией экстраординарного профессора академии АДаревского и доцента АЛопова. В позднейший период появилось только одно систематически изложенное краткое обозрение академической истории. Это -очерк К.В.Харламповича по истории Казанской академии (до 1907 года), опубликованный в Православной богословской энциклопедии, выходившей под редакцией профессора Н.Н.Глубоковского.10 Помимо фактологического материала, вполне доступного и по материалам текущего делопроизводства,

5 Знаменский П.В. Казанская семинария в первое время ее существования//ПС, 1868, Т.2.

6 П.В.Знаменский. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-70), Выпп. 1-3. - Казань, 1891-92. Вып.1. Состояние административной части в академии до 1870 г. - 380 е.; Вып.2. Состояние академии по учебной части. - 592 е.; Вьш.З. Часть экономическая. Жизнь студентов. Списки студентов Казанской Академии, окончивших полный курс 33 1846-1870 года.-466 с.

7 С.А.Терновскмй. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870-92). - Казань, 1892. - 652 с.

8 И.С.Бердннков. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пятьдесят лег ее существования. 1842-1892 гг. - Казань:Типо-литография Императорского ун-та, 1892. -115с.

9 Пятидесятилетний юбилей Казанской духовной академии, 21 сентября 1892 гУ/под ред.А.Царевского, доц. АЛопова. - Казань, 1893. - 468 с.

Харлампович излагает и некоторые важные факты, не придававшиеся широкой огласке. Очерк отличается определенным субъективизмом в изложении материала.

Кроме отмеченных работ, представляющих систематизацию доступных авторам источников, систематических изложений истории Казанской академии не появлялось. Однако следует отметить ставшее доступным совсем недавно двухтомное (увы, незавершенное) фундаментальное исследование русского историка И.К.Смолича "История Русской Церкви. 1700-1917", опубликованное в 1964-м (1-й том) и 1991-м (2-й том) годах в Германии на немецком языке, а в 1997 году вышедшее в качестве приложения к юбилейному изданию "Истории Русской Церкви" митрополита Макария.11 В этом исследовании И.К.Смолича глава V (§§19-21) полностью посвящена истории духовного образования в России. В том числе рассматриваются вопросы принятия новых академических уставов, приводится краткая характеристика научных достижений каждой из четырех российских академий. Но поскольку исследование посвящено прежде всего общим вопросам развития духовного образования в России, то освещению исторического развития конкретно Казанской духовной академии уделяется незначительное место. Не рассматривается и история академий после 1917 года. Этот пробел отчасти восполняет работа протоиерея В.Цыпина ""История Русской православной церкви. 1917-1997", XII глава которой посвящена религиозному просвещению в XX веке. Здесь описание истории разгрома Казанской академии12 излагается по опубликованным статьям автора настоящей диссертации.

С 1907 года историческая наука обогатилась несколькими исследованиями, посвященными частным аспектам истории Казанской духовной академии. Это Диссертация на соискание степени кандидата богословия священника Павла Павлова "Обзор фонда Казанской духовной академии ЦГИА

10 К.В.Харлалшович. Казанская духовная академия новая (1842 - 1907). Исторический очерк.//Православная Богословская Энциклопедия. Ред.Н.Н.Глубоковский., Т.8. - С.-Пб., 1907. - Стб. 702-853.

11 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч.1-11/История Русской Церкви. Книга VIII. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.

11 Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1917-1997. - Москва: Изд-во Спасо-Преббраженского м-ря, 1997.-С.616-617.

ТАССР, ф. 10/2'% которая была защищена в 1988 г. и представляет собой систематизацию курсовых сочинений (по которым присуждались степени кандидатов богословия) студентов Казанской духовной академии. Курсовые сочинения хранятся в Национальном Архиве Республики Татарстан (НА РТ, ф.10 - "Казанская Духовная Академия", оп. 2 - "Курсовые сочинения").

Вторая работа также принадлежала представителю церковной науки -игумену Константину (Горянову).13 Его диссертация на соискание степени кандидата богословия "Русская религиозно-философская антропология на рубеже Х1Х-ХХ веков: В.С.Соловьев и В.И.Несмелов", была написана в Московской духовной академии в 1990 г., и посвящена преимущественно богословско-философскому анализу сочинений двух известных русских философов (один из которых являлся профессором Казанской академии). Работа содержит некоторые полезные для настоящей работы исторические и биографические данные о судьбе профессора В.И.Несмелова.

Впервые интерес светской науки к Казанской академии был проявлен относительно недавно. Кандидатская диссертация А.К.Пагасия 'Изучение проблем раннего христианства в Казанском университете и Казанской духовной академии в XIX - начале XX вв.",14 была написана автором в 1995 году. Эта работа представляет собой обзор научно-исследовательской деятельности, проводившейся в Казанском университете и Казанской духовной академии по изучению раннего христианства. Как представитель протестантизма, автор исследования вносит в историографическое изложение материала элементы протестантской теологии, что выражается в позитивной оценке раннехристианского хилиазма, протестантской критике работ академических и университетских историков, бывших исследователями преимущественно православными. Тем не менее, впервые в современной отечественной истории предметом исследования было изучение определенных проблем (вопросов раннего христианства) не только университетской, но и академической наукой.

13 Ныне - епископа Тихвинского, ректора Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии

14 Погасий А.К. Изучение проблем раннего христианства в Казанском университете и Казанской духовной академии в XIX - начале XX вв.: Дисс. канд.ист.наук. 07.00.09/ Казан.гос.ун-т; научн. Рук. Жигунин В.Д. - Казань, 1995. - 179 л.

Результатом диссертационной работы стала высокая оценка академической науки в области изучения раннего христианства.

Отдельным аспектам религиоведческой и востоковедческой деятельности Казанской духовной академии была посвящена глава в монографии, изданной Р.М.Валеевым в 1998 году, "Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. - 20-е гг. XX в.)". Автор привел ряд интересных оценок ведущими дореволюционными и советскими востоковедами академической миссионерской щколы. Но при всей важности дальнейшей легализации в исторической науке тем, связанных с историей духовных академий, автор не избежал предвзятости и отживших свой век идеологических представлений. Валеев значительно упрощает проблему, сводя востоковедческие исследования в Казанской академии исключительно к исполнению "социального заказа. официальной буржуазно-дворянской идеологии" Российской империи.15 Автор, вслед за советскими исследователями Б.В. Луниным, А.ЮЛкубовским, И.Ю.Крачковским дает общую критическую характеристику казанскому миссионерскому востоковедению, фактически отказывая исследованиям Казанской академии в научной ценности и признавая их значимость только для истории науки; игнорирует этнографическое и религиоведческое направления в академической науке; рассуждает о миссионерской направленности академических исследований в категориях современной политологии, тем самым, исполняя определенный социальный заказ, сформировавшийся специфическими условиями развития татарстанского региона. Отсюда по внешней форме будто бы справедливой, а, по сути, глубоко ошибочный и тенденциозный вывод: "Через нсламоведческую практику преподавателей Казанской духовной академии осуществлялась важная идеологическая задача царизма - реализация русификаторской политики на восточных окраинах России. Признание определенной ценности исследований исламоведов-миссионеров не означает примирения с их политической идеологией, в частности, христианским

15 Валеев Р.М. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. -Каз.ун-та, 1998.-С.200.

20-е гг. XX в.). - Казань: Изд-во миссионерством". Подобная точка зрения высказывается Р.М.Валеевым и в ряде других его публикаций.16

Более взвешенной представляется оценка востоковедческой школы Казанской духовной академии, сделанная С.ММихайловой и О.Н.Коршуновой в исследовании 'Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья", где отдельная глава посвящена казанской ориенталистике. Анализируя неоднозначный характер миссионерской деятельности духовной академии, авторы, тем не менее, делают вывод, что "языковая и образовательная сторона деятельности академии входила порой в противоречие с официозной установкой на борьбу с нехристианскими верованиями и религиями, внося вклад в изучение народов России, их истории, религии и языка".17

Проблема тенденциозной оценки казанского миссионерского востоковедения в отечественной историографии исследовалась Е.В.Колесовой,18 сделавшей вывод, что очевидная несостоятельность критической оценки отечественными исследователями казанского миссионерства во многом предопределила негативный подход советских историков к трудам востоковедов из Казанской духовной академии. Исключение составляет личность Н.Ф.Катанова, профессора Казанской академии и университета, чья научная и педагогическая деятельность в последние годы стала предметом исследований И.Ф.Коковой,19 В.Е.Майногашевой, И.С.Насипова, О.СубраковоЙ, ДХ.Тумашевой20 и др.

Описанию последнего периода деятельности Казанской духовной академии посвящены несколько работ автора настоящей диссертации: "Казанская Церковь в эпоху гонений. Страницы истории"21, где помещено

16 Валеев Р.М, Исламоведческие исследования в Казани в XIX - начале XX в.// Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тезисы и краткое содержание докладов международной конференции - Казань, 1997. - С.256-259.

17 Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья. - Казань: ФЭН, 1997.-С.74.

18 Колесова Е.В. Проблема оценки Казанского миссионерского востоковедения в отечественной историографии// Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тезисы и краткое содержание докладов международной конференции. - Казань, 1997. - С.96-98.

19 Кокова И.Ф. Н.Ф.Катанов. Документально-публицистическое эссе. - Абакан: Хакасское книж.изд-во, 1993.- 128 с.

10 Катановские чтения. Сборник статей. - Казань: Изд-во "Мастер Лайн", 1998. - 192 с.

21 Журавский A.B. Казанская Церковь в эпоху гонений. Страницы истории. - Казань: Тан-Заря, 1994. - 36 с. жизнеописание профессора Казанской академии В.И.Несмелова и краткое описание последних лет существования академии; "Жизнеописания новых мучеников Казанских. Выпуск 1-й"22, где, среди прочего, подробно, на основании архивных материалов, хранящихся в архиве КГБ республики Татарстан, исследуются обстоятельства ареста, следствия и расстрела в 1918 году эконома академии священника Филарета Великанова; и доклад "Последний период деятельности Казанской Духовной Академии",23 где впервые собраны и систематизированы архивные и частью непубликовавшиеся ранее документы о последних годах существовании и закрытии Казанской академии.

Богословская и научная деятельность наиболее известных профессоров и ректоров духовной академии В.И.Несмелова, митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Никанора (Бровковича) и др., исследовалась в разное время различными отечественными историками и философами (в основном, находившихся за рубежом), такими как: протоиерей В .В .Зеньковский,24 протоиерей Г.Флоровский,23 Н.Н.Глубоковский,26 архимандрит Амвросий (Погодин),27 протоиерей Александр Лебедев28 и др. При этом тонкий анализ развития русского богословия представлен в труде Г.Флоровского "Пути русского богословия", а основные тенденции развития отечественных церковно-научных школ представлены в сочинении Н.Н.Глубоковского "Русская богословская наука в ее историческом и новейшем состоянии".

Историографический обзор показывает, что в современной исторической науке история духовных академий вообще и Казанской духовной академии, в частности, изучены слабо. Нет фундаментальных работ по истории духовного образования и церковной науки в пореформенный период, нет исследований по

22 Журавский A.B. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Сборник первый. 2-е изд., испр., доп. -М: нзд-во св.Игнатня Ставропольского, 1996. - 200 с.

23 Журавский A.B. Казанская Духовная Академия в последний период ее существования// Материалы Казанской юбилейной нсторико-богословской конференции, 17-19 октября 1995 года. - Казань: издание Казанской епархии и братства свт.Гурия Казанского, 1996. - С.95-102.

24 Зеньковский В.В., протоиерей. История русской философии. Т.1,2. - Ленинград: Эго, 1991.

25 Флоровскнй Г., протоиерей. Пути русского богословия. Репринт. - Вильнюс, 1991.

26 Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии.

27 Амвросий (Погодин), архим. Отзыв о книге проф. В.И.Несмелова "Наука о человеке'7/Православный Путь. Прилож. к журналу "Православная Русь" - Джорданвилл, 1997. - С.185-204. истории Казанской духовной академии в период после 1884 года. Все имеющиеся публикации и статьи не затрагивают основных проблем исторического развития Казанской академии, а некоторые отличаются тенденциозностью подхода, или, напротив, излишним сервилизмом и идеализацией академической истории. В силу этого успешному решению цели и задач исследования служат опубликованные и неопубликованные источники, используемые в настоящей работе.

Источниковая база диссертации. В диссертационной работе использованы источники следующих видов: законодательные акты, материалы делопроизводственной документации, периодическая печать, мемуарная литература.

Актовые источники представляют собой важнейшие законодательны акты - законы, указы, манифесты, распоряжения, инструкции, которые определяли направление и характер развития учебно-административной, воспитательной и, отчасти, научной деятельности духовных академий. Указами и инструкциями направлялся ход академических реформ. Часть нормативных актов представлены в "Полном собрании законов Российской империи", однако, фактически все они дублируются в официальных изданиях духовных академий, в частности в "Православном Собеседнике" или приложениях к нему. Важнейшими и определяющими для исследуемой темы актовыми источниками являются академические уставы 1884 и 1910-19 И гг., формулирующие желательное направление предстоящего по настоящему уставу преобразования академии, и потому косвенно отражающие общественно-политическую действительность, в которой появился этот устав.

Вместе с тем, при всей принципиальной важности и определяющем значении актовых источников дня развития высших духовных школ, сами по себе эти источники не могут дать целостной картины процессов, происходивших в действительности. Акты указывают направление, тенденцию к развитию, но само это развитие отразить не могут. Для исследования исторической

28 Лебедев А., прот. Пастырское Богословие по Митрополиту Антонию (Храповицкомуу/Православный Путь. Припож. к журналу "Православная Русь". - Джорданвилл, 1996. - С.23-51. действительности, тех изменений и преобразований, которые были последствием принятия новых уставов, необходимы материалы текущего делопроизводства.

Документы делопроизводства учреждений центрального и местного уровня представлены нормативными актами (указы, инструкции и пр.), исполнительными актами (рапорты, отчеты и т.д.), документами коллегиального управления (протоколы, журналы и т.д.), служебной перепиской. В настоящей работе использовались документы делопроизводства Св.Синода, Учебного комитета при Св.Синоде, других учреждений центрального и местного уровня. Однако, важнейшими в этом отношении документами, несущими наибольшую информационную и фактологическую нагрузку, являлись материалы текущего делопроизводства Казанской духовной акдемии.

К таковым прежде всего относятся 'Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии" за весь изучаемый нами период. В них содержится обширный материал по кругу вопросов, подведомственному академическому Совету. Это, прежде всего, учебные дела - вопросы, связанные с приемом и отчислением студентов, проведением экзаменов, переводом на следующий курс, присуждением степени кандидата богословия за курсовые работы. Здесь же фиксировались дела, связанные с принятием на рассмотрение диссертационных работ и присуждением ученых степеней магистра и доктора богословия. В протоколах отражались все административные изменения в жизни академии, замещение вакантных академических кафедр, научные командировки, присуждение премий за лучшие научные работы и т.д. Важным источником являются также приложения к "Протоколам.", в которых помещались отзывы на представляемые к защите диссертации, а также "Отчеты о состоянии Казанской духовной академии" за минувшие учебные годы. В последних документах, зачитывавшихся ежегодно на торжественных годичных актах, происходивших в Казанской академии 8 ноября, содержались в концентрированном виде важные статистические и фактические данные о деятельности академии за минувший год (избрание новых почетных членов, изменения в административном и педагогическом составе академии, присужденные ученые степени, краткое описание педагогических и научных занятий академической профессуры, статистические сведения о библиотечных фондах на данный период и студенчестве и т.п.). Для настоящего исследования трудно переоценить значение издавашихся протоколов и отчетов. Так, несмотря на официальноый статус издания, и вполне консервативные формы представления информации, протоколы отражают полемику и дискуссии, которыми часто сопровождались заседания академического Совета. Протоколы заседаний академического Совета были изданы вплоть до протоколов 1914 года. Весь объем этих печатных материалов периода 1884-1914 гг. был исследован автором и активно использовался в диссертационной работе.

Годичные акты", издававшиеся и в качестве приложений к "Протоколам заседаний Совета Казанской духовной академии", представляли собой "Отчет о состоянии Казанской духовной академии" с предваряющей его академической речью того или иного профессора академии (обычно недавно получившего ученую степень). Из годичных актов автором извлекались ценные статистические сведения и факты, нашедшие отражение и в многочисленных приложениях.

Важными источниками, в статистическом и биографическом отношении, являются статистические источники, составленные на основании других материалов текущего делопроизводсга. Среди таковых - "Памятные книжки Казанской духовной академии" на тот или иной учебный год, содержащие краткие послужные списки личного состава служащих академии и сведения обо всех студентах, обучающихся в настоящий период. Памятные книжки издавались в период с 1892/93 по 1914/15 учебный год.

Однако значительная часть делопроизводственных материалов -послужные списки профессуры, переписка с учреждениями различных ведомств и проч., не была публикуема в печати, и могла быть доступна только в архивах. Основную часть неопубликованных источников, использованных в настоящей работе, составили документы из следующих фондов: Национального архива республики Татарстан (НАРТ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки (ОРРК РНБ), Центрального государственного исторического архива

Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.) и архива Комитета государственной безопасности республики Татарстан (АКТЕ РТ).

Наибольший исследовательский интерес представляли дела фонда №10 "Казанская духовная академия", Оп.1, 2, 5 НАРТ, а также дела фондов №№796, 797, 802 РГИА. Дела фонда №10 содержат неопубликованные протоколы заседаний, послужные списки профессоров академии, дела, связанные с миссионерской деятельностью академии, академическими изданиями, различными академическими комиссиями, официальную и личную переписку ректора академии с различными учреждениями, светскими и религиозными деятелями и т.д. Особенно важные документы содержатся в этом фонде по периоду с 1915 по 1921 год, когда по условиям военного времени, а затем по причине изменившегося общественно-политического строя, стало невозможно издавать "Протоколы заседаний Совета академии". После того, как в начале 1918 года выходит последний номер "Православного собеседника", архивные материалы становятся единственным столь значительным по фактологии источником для исследователя истории академии. В архиве (благодаря архивной деятельности И.М.По1фовского и И.Стратонова в 20-е годы), сохранились даже протоколы заседаний академического Совета 1921 года, впервые привлекаемые автором в настоящем исследовании.

Дела фондов РГИА содержат официальную переписку Св. Синода и Учебного комитета с Казанской академией, в том числе по делам, связанным с забастовками казанского студенчества в 1905-1907 гг., по миссионерским вопросам, проблемам академической реформы разных лет, в том числе, предполагавшейся реформы 1917 года и т.д.

Важными для глубокого изучения исследуемой нами темы являются периодические издания, и, прежде всего, издания академические -"Православный собеседник", "Инородческое обозрение", "Церковно-общественная жизнь", "Протовомусульманский сборник". В них отражена преимущественно научная и миссионерская деятельность академии. Анализ характера публикуемых материалов и присутствующей в этих изданиях полемики, позволяет исследовать эволюцию целей и характера миссионерской деятельности академии, рост интереса академической среды к общественно-политической ситуации в России и за рубежом. Наконец, "Православный собеседник" позволяет оценить научный рост исследований академической профессуры в исследуемый нами период, проследить формирование и развитие новых научных школ и направлений. В приложениях к академическому журналу "Православный собеседник" публиковались уже упоминаемые "Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии", "Отчеты о состоянии Казанской духовной академии" и речи на академических годичных актах.

Важный в историческом отношении период 1905-1906 гг. представлен интересными публикациями аналитического и полемического характера в журналах "Православный собеседник" и "Церковно-общественная жизнь". Оценка материалов этих публикаций позволяет определить существование внутри академии групп профессоров разных политических предпочтений, исследовать развитие либеральных взглядов в академической среде. Помимо этого на страницах упомянутых изданий помещалась хроника академической жизни.

Кроме архивных материалов автор настоящей диссертационной работы пользовался двумя неопубликованными источниками, представляющими мемуарную литературу. Один из которых - "Очерки из жизни русских епископов" - являются мемуарами бывшего профессора Казанской духовной академии и Казанского университета, а впоследствии - профессора богословия Петроградского университета, доктора богословия, члена Государственной Думы и Поместного Собора 1917-18 гг. священника Александра Васильевича Смирнова.29 Мемуары, охватывающие период с 60-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в., были любезно предоставленны родственниками А.В.Смирнова. Для этого источника характерна чрезвычайная степень субъективности, тем не менее, он содержит множество малоизвестных подробностей академической истории, поскольку А.В.Смирнов повествует и о викарных епископах - ректорах Казанской академии. С другой стороны этот источник позволяет оценить сложность взаимоотношений монашествующих и белого духовенства на рубеже

29 Автором настоящей диссертационной работы готовится публикация мемуаров протоиерея А.В.Смирнова с комментариями и вступительной статьей.

XIХ-XX вв. Другой источник - машинописная "Записка об истории Казанской епархии в период с 1917 по 1923 гг." (название - условное, дано мной - А.Ж.). Этот исторический очерк неизвестного автора (по всей видимости, священника) был обнаружен в одном из следственных дел архива КГБ республики Татарстан.

Значительное количество источников представляют собой печатные издания, посвященные памяти профессоров (некрологи, жизнеописания и проч.). Часто панегиричные по содержанию, эти документы, тем не менее, хранят дух эпохи, личностное восприятие современниками того или иного исторического деятеля. Некрологи и жизнеописания выходили как самостоятельными изданиями, так и отдельными оттисками из "Православного Собеседника". В рассматриваемый нами период были изданы некрологи и работы, посвященные памяти почивших членов академической корпорации: профессора Д.В .Гусева;30 профессора А.А.Некрасова;31 протоиерея А.П.Владимирского,32 бывшего ректора Казанской духовной академии; ординарного профессора А.Ф.Гусева,33 известного своими работами по старокатоличеству и толстовству; доцента В.В.Зефирова;34 профессоров А.КЗолкова,35 А.И.Гренкова,36

Н.Ф.Красносельцева;37 экстраординарного профессора Н.П.Родникова;38 известного церковного правоведа профессора И.С.Бердникова;39 профессора Сергея Алексеевича Терновского;40 профессора М.И.Богословского41 и др. Немолот тех профессоров Казанской духовной академии» что пережили события 1917-18 годы, содержат помимо уже известной из дореволюционной литературы информации еще и сведения о послереволюционной деятельности

30 Димитров Васильевич Гусев (некролог). - КазаныТипо-литография Императорского ун-та, 1894. - 38 с.

31 Профессор А.А.Некрасов (некрологу/ПС, 1905, июнь, С.296-319.

32 Профессор А.Царевский. Александр Поликарпович Владимирский, бывший ректор Казанской Духовной Академии (f29 апреля 1906 г.). - Казань: ЦТ, 1906.

33 Колокольцев В. Профессор Александр Феодорович Гусев (некролог). - Казань, 1904; Григорьев К.Г. Памяти профессора А.Ф.Гусева

34 ПС, 1898,1, C.59S-606.

35 ПС, 1903,1705-750.

36 ПС, 1901, П 728-742.

37 ПС, 1898, П, С.573-584; 1899, И, 790-792.

38 Николай Павлович Родников.f21 декабря 1912 года. - Казань: Центральная типография, 1913.

39 Красножен М. Профессор И.С.Бердников (Некролог)//Вгоантийское Обозрение, Львов, 1917, Т.З, С.30-34.

40 Профессор Сергея Алексеевич Терновский. - Казань, 1916.

41 Памяти профессора Михаила Ивановича Богословского. - Казань: ЦТ, 1917. -158 с. бывшей академической профессуры. Таковы статьи, посвященные памяти профессоров: Ф.А.Курганова,42 И.М.Покровского, П.В.Знаменского43 и др.

Интерес представляют для исследователя и некрологи правящих архиереев, чья деятельность в Казанском крае приходилась на рассматриваемый нами период и (по Уставам 1884 и 1910 гг.) имела самое непосредственное отношение к административной жизни академии. Таковы некрологи: архиепископа Павла (Лебедева);44 известного миссионера архиепископа Владимира (Петрова);45 архиепископа Димитрия (Самбикина);46 архиепископа Никанора (Каменского).47

Юбилейные даты (годовщины преподавательской и научной деятельности и пр.), также неизменно отмечались публикациями как в "Православном Собеседнике", так и отдельными изданиями. Например, пятидесятилетний юбилей в 1896 году бывшего ректора Казанской академии протоиерея Александра Владимирского был отмечен изданием двух брошюр,48 отдельные брошюры были посвящены сорокалетию в 1911 году службы МИ.Богословского49 и Ф.А.Курганова;50 по поводу 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного ординарного профессора

42 Соколов ИИ. Ф.А. Курганов//ВВ> 1926, Т.24, С. 103-104.

43 Харлампович К.В. Историк-художник (ПЗ.Знаыенскийу/Изв СВАЭИ. - Казань, 1920, Т.1. С.58-105.

44 Член Святейшего Синода, Высокопреосвященнейший Павел, Архиепископ Казанский и Свияжский. -Казань: Типография Губернского правления, 1892.

45 Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. - Казань: Типолитография Императорского Университета, 1898; ИЛстребов. Миссионер Высокопреосвященнейший

Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. - Казань: Типо-литография Императорского

Университета, 1898. - 416 с.

46 Высокопреосвященнейший Димитрий (Самбшсин), Архиепископ Казанский и Свияжский. Некролог и надгробные речи. - Казань: Центральная типография, 1908. - 96 е.; Профессор А.А.Царевский. Речь пред погребением Высокопреосвященного Архиепископа Димитрия. - Казаны Центральная типография, 190$. - 16 е.; Высокопреосвященнейший Димитрий, Архиепископ Казанский и Свияжский (1839-1908). -Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1908. - 268 е.; А.А.Царевский. Святитель-молитвенник, архиепископ Димитрий. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908; Бронзов А. Димшрий, архиепископ Казанский и Свияжский. - ЦВ, 1908. №12.

47 Высокопреосвященнейший Никанор, Архиепископ Казанский и Свияжский (некролог). - Казань: Центральная типография, 1910. - 38 с.

48 50-летний юбилей протоиерея Александра Поликарповича Владимирского. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1896. - 108 е.; Царевский A.B., проф. На память о 50-летием юбилее о.протоиерея Александра Поликарповича Владимирского. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1897. - 51 с.

Сорокалетие службы профессора Михаила Ивановича Богословского. - Казань, 1911.

50 Сорокалетие службы профессора Ф.А.Курганова. - Казань, 1911; Соколов И.И. Сороколетие учено-литературной деятельности профессора Ф.А.Курганова. - Ист.вестн., 1911, март, С. 1069-1076.

И.С.Бердникова51 в академии был проведен даже особый юбилейный акт, торжественность которого не смогли стушевать даже обстоятельства военного времени.

Существуют отдельные публикации по истории академического Михаило-Архангельского храма,52 этнографического музея, библиотеки Соловецкого монастыря, хранившейся в академии и пр.

Таким образом, источниковая база диссертации представляет собой значительное количество опубликованных и неопубликованных разнохарактерных материалов, позволяющих успешно решить поставленные задачи.

51 Юбилейное торжество в академии в день 50-летия учено-учебной и церковно-общественной деятельности заслуженного профессора академии И.С.Бердникова. - Православный Собеседник, 1915, янв. С.189-222, февр. С.363-382; Лапин П.Д. Профессор И.С.Бердников (к 50-летию его ученой и профессорский деятельности). - ПС, 1914, нояб., С.569-587; Лапин П.Д. Профессор И.С.Бердников. - ПС, 1915, окт., С.1-16.

52 Антоний (Храповицкий), епископ. Храм в Казанской духовной академии (хроника последних лет). -Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898. -8 с.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В отечественной истории период с 1884 по 1921 год характеризуется сменой нескольких эпох. Так эпоха либеральных александровских реформ, для высших духовных школ реализовавшаяся в академическом Уставе 1869 года, сменилась эпохой контрреформ императора Алекснадра III, означавших для академий принятие охранительного по своей идеологии Устава 1884 года. Социально-политические кризисные явления периода 1905-1907 гг. отразились и на жизни академии, студенческая среда оказалась захвачена революционными идеями и волнениями. Им сочувствовала и часть профессорской корпорации. Партийные симпатии и антипатии профессорско-преподавательской среды в это время начинают играть определяющую роль в решении вопросов, относящихся к компетенции академического Совета. В общем контексте развития отечественного парламентаризма и открытости российского общества возникает и проект Временных правил, даровавших академиям "автономию" от правящего архиерея и значительные административные свободы.

С середины 1907 года общероссийская тенденция торжества охранительных сил начинает сказываться и на жизни академий, что приводит к отмене в 1909 году либеральных Временных правил и появлению нового охранительного Устава 1910 года, консерватизм основополагающих идей которого еще более усиливается "Изменениями" 1911 года. Академии вновь становятся зависимы от епархиальной власти, выявляется тенденция нового устава на постепенное вытеснение светской профессуры из академий. Для Казанской академии введение Устава 1910-11 гг. связано с уходом целой плеяды известных заслуженных профессоров, что позволяет говорить если не о разгроме, то о существенном ослаблении академической науки в этот период. Эту тенденцию И.К.Смолич характеризовал, как "настоящий поход, который организовал епископат против светской профессуры, так много сделавшей для развития науки и обучения в академиях"".559

559 Смолич И.К. Ук.соч. - С.477.

Однако часть завоеванных академиями в период 1905-1907 гг. свобод была сохранена и Уставом 1910-11 гг. Так, за женатым (белым) духовенством сохранилось право (полученное в 1906 г.) обучаться в духовных академиях, хотя и по особому в каждом случае разрешению Св.Синода. Кроме того, важные положительные изменения последовали и в отношении миссионерского отделения Казанской академии, получившего возможность значительно расширить число своих воспитанников. Совокупность этих двух факторов привела к небывалому росту числа студентов Казанской академии. Одновременно в преддверии общественно-политических потрясений 1917 года, намечается тенденция прихода в Казанскую академию студентов университета, что объясняется рядом факторов, среди которых - процесс обращения русской интеллигенции к своим религиозным корням, рост интереса к религиозной философии, качественный выход церковной науки на уровень мировых научных исследований.

Можно было надеяться, что эта едва намечавшаяся тенденция "исхода" студентов из университетов в духовные академии могла со временем стать каким-то совершенно новым явлением в истории русских духовных школ. Накануне февральского переворота 1917 года системы высшего светского и духовного образования в России стояли на пороге какого-то нового этапа в их коммуникации. Процессы формирования новых общественных институтов делали более открытыми и академии, готовили их к миссии высших богословских ученых заведений. Нужен был только толчок к развитию этой тенденции в академиях. Таким толчком мог послужить трагический для всей отечественной истории 1917-й год, принесший России падение монархии, а Русской Церкви - возможность осуществления церковных реформ и, впервые за всю синодальную эпоху, проведение Поместного собора, где предполагалось рассмотреть и будущность духовных академий. Однако вместо этого 1917 год положил начало разгрому академий и всей академической науки.

Научная деятельность Казанской академии характеризуется в исследуемый период развитием прежних и формированием новых научных школ. Настоящее исследование опровергает историографический миф, возникший еще в дореволюционной литературе и принятый современной, о том, что введение Устава 1884 года отрицательно сказалось на позициях церковной науки, и время действия Устава 1884 года - есть период упадка академической науки и всякого интереса к ней. Анализ статистики и уровня диссертационных работ тех лет свидетельствует о том, что период с 1884 по 1910 г., напротив, являлся временем наиболее интенсивных научных исследований в Казанской академии, особенно по сравнению с периодом действия Уставов 1869 и 1910 годов. Охранительный характер Устава 1884 года был компенсирован созданием института профессорских стипендиатов, исторически оправдавшим себя. Преимущественно схоластический, школьный характер русской богословской и церковно-исторической науки, характерный для периода до 1869 г., в период 1869-1884 гг. обретает формы научного исследования. И хотя в методологическом отношении отечественные историки и богословы все еще находятся под сильным влиянием исследований западных ученых, тем не менее, уже в 80-90-е годы XIX в. отечественная наука выдвигает из своей среды ученых практически мирового уровня. В Казанской академии таковыми можно признать А.СЛавлова, Н.Ф.Красносельцева, А.А.Дмитриевского, И.С.Бердникова, П.А ЛОнгерова, Д.В.Гусева, ФА.Курганова. Статьи этих ученых переводятся на иностранные языки, монографии становятся явлением в отечественной науке. Все чаще в публикациях профессоров и доцентов академии встречается аргументированная критика западных исследований, полемика с ними, причем в этой полемике участвуют и западные ученые. В отечественной науке делаются и научные открытия, перевода наиболее авторитетных зарубежных статей и монографий осуществляются практически сразу после выхода этих изданий на западе, научные поездки за границу становятся естественным и обычным явлением для отечественной науки.

На рубеже веков и, особенно, в начале XX века отечественная наука вообще, и академическая, в частности, переживает невиданный прежде творческий расцвет. В Казанской академии преподают и занимаются научными изысканиями философ В.И.Несмелов, патролог Л.И.Писарев, этнограф Н.Ф.Катанов, историк И.М.Покровский, догматист П.П.Пономарев, богословсвященник Н.В.Петров. Налаживается коммуникация Казанской академии с ведущими учебно-учеными центрами Европы (Гарвардардский университет, Берлинский университет, Ватиканская библиотека, Софийский университет и пр.), в академической библиотеке на рубеже Х1Х-ХХ вв. появляется ранее недоступная западная научная литература и периодика, у академических ученых возникает возможность быть в курсе всех западно-европейских гуманитарных и теологических исследований.

Для Казанской академии 1910-1911 годы стали определенным рубежом, когда академию покинули многие заслуженные ординарные профессоры, цвет академии, чья научная деятельность начиналась в конце 60-начале 70-х годов. На смену им пришли молодые, малоопытные в научном и педагогическом отношении кандидаты богословия. Лишь немногие из них успели в этот краткий предвоенный и предреволюционный период зарекомендовать себя научными и педагогическими трудами. Многообещающее научное будущее большинства было прервано поначалу военными событиями (не позволившими многим напечатать свои магистерские и докторские диссертации), а затем и событиями революционными.

Несколько иначе представляется эволюция развития миссионерских отделений в исследуемый период. Здесь явно прослеживается три этапа; миссионерско-полемический (до 90-х годов), переходный (с конца 90-х до 1905-1910) и этнографический (с 1910), каждый из которых отличается своеобразием научных целей, задач и педагогических концепций. Указы о веротерпимости 1905 года в значительной степени дезориентировали представителей практической миссии, сделали неопределенными цели и задачи их деятельности в современных условиях российской действительности. В этом смысле естественным, и, в то же время, качественно новым явлением на миссионерском отделении стало формирование в период 1905-1910 гг. нового этнографического направления, главным представителем которого являлся Н.Ф.Катанов, успевший в несколько предреволюционных лет создать новый академический журнал "Инородческое обозрение", этно1рафический музей и этнографическую библиотеку на основе подаренного собственного книжного собрания в 5000 томов.

Казанская миссионерская школа, несмотря, на тяжелое положение в период 1910-1917 гг., продолжала оказывать существенное влияние на российские и восточные миссии, воспитывая кадры для Японской, Пекинской, Урмийской и прочих миссий, готовя епархиальных миссионеров, опытных переводчиков и т.д. Одновременно и в научном отношении деятельность миссионерского отделения и его выпускников должна быть оценена весьма высоко. Религиоведческие, востоковедческие и этнографические труды протоиерея Е.Малова, ММашанова, П.Жузе, архимандрита Гурия (Степанова), Н.Никольского, Р.Даулея, наконец, С .Е.Малова представляют интерес не для одной только истории науки.

Подводя итог изучению влияния академических уставов на различные аспекты деятельности академии в период с 1884 до 1917 г., мы вынуждены признать, что это было влияние, во многом определяющее ход внешнего развитая Казанской академии. В то же время, охранительный характер Устава 1884 г. не смог изменить последовательного развития научных исследований, как процесса более глубинного, подчиненного скорее общему ходу эволюции отечественной и мировой науки. Таким образом, Устав оказывал влияние прежде всего на те аспекты академической жизни, которые напрямую зависели от администрирования (количество студентов, состав академического Совета, упразднение специализации, создание института профессорских стипендиатов и пр.). Однако и к простому механическому воздействию влияние уставов свести нельзя. Устав, в частности, и административным воздействием создавал предпосылки, условия к развитию академии в том или ином направлении. Поэтому следует учитывать влияние двоякого рода. В справедливости подобного вывода убеждает и изучение последнего послереволюционного периода (1917-1921), во время которого влияние устава на жизнь академии было сведено к минимуму. Гораздо большее влияние на жизнь академии оказывали внешние события - политическая ситуация, отношение местных властей, военные действия и пр.

Действительно, развитие церковной науки и новой этнографической школы в Казанской академии было трагически прервано событиями 1917 года, причем начало разгрома академии было положено уже Временным правительством, ничего не сделавшим для того, чтобы освободить академические здания от расположения в них Псковского кадетского корпуса, а затем и военных мусульманских отрядов.

При всех невероятно сложных условиях советской действительности, при полном безденежье и негативном отношении местной власти Казанская академия сущела просуществовать вплоть до 1921 года, когда последовали аресты всех тогда живых и находившихся в Казани профессоров. Однако, вскоре после освобождения профессурой был инициирован проект восстановления академии в виде Богословского института, однако этого осуществить уже не удалось. Институт просуществовал менее года.

После упразднения Казанской академии участь большинства преподавателей и выпускников академии была трагической - аресты, ссылки, концлагеря и расстрелы. Научная карьера многих из начинающих доцентов была прервана. Судьба Н.Ф.Катанова показала, что педагогические и научные силы большей части профессоров академии оказались невостребованными в советской действительности. Тем не менее, такие выпускники академии, как С.Е.Малов, Н.В.Никольский, Р.П.Даулей и др., внесли весьма значительный вклад в становление и развитие советской этнографии, педагогики и культуры народов Поволжья.

Как это ни парадоксально, но Казанская академия, упраздненная в 1921 г., сыграла важнейшее значение в деле восстановления духовного образования в СССР в 1946 г. Это значение определяется тем, что у истоков возрождения Московской духовной академии стояли выпускники Казанской академии: архиепископ Гермоген (Кожин), протоиерей Т.Д.Попов В.С .Вертоградов, НЛХДоктусов, протоиерей А.А.Ветелев, оказавшие серьезное влияние на формирование академических учебных планов. При этом, именно выпускники Казанской академии являлись первыми ректорами восстановленной Московской духовной академии.

Казанская духовная академия к 1917 году являлась влиятельным научным, педагогическим и миссионерским центром. Библиотечные фонды академии хранили не только обширную фундаментальную библиотеку по всевозможных областям научного знания, но и рукописи Соловецкого монастыря. Заслуга профессоров академии состоит в том, что после упразднения академии они не устранились от попечения над архивными и библиотечными фондами, а предприняли все возможное для сохранения целостности архивных и библиотечных собраний. Благодаря усилиям И.М.Покровского, В.Протопопова, В.Керенского и др. профессоров современные исследователи имеют сохраненные от уничтожения архивные фонды и рукописные собрания Казанской академии. Рукописи, архивные документы и фундаментальная библиотека Казанской академии пополнили фонды Российской национальной библиотеки им.Салтыкова-Щедрина, библиотеки Казанского университета, Национального архива республики Татарстан (НАРТ), Национальной библиотеки республики Татарстан, а теперь еще и библиотеки Казанского епархиального управления. Благодаря этому рукописи, документы в книга Казанской академии исполняют великую историческую миссию служения науке.

Настоящая диссертационная работа выявила роль и место Казанской духовной академии в отечественной истории, определила тенденции развития академической науки и казанской миссионерской школы, исследовало историю академии в период сложных социально-политических и кризисных процессов в российской империи на рубеже Х1Х-ХХ веков, а также в услових формирования и развития нового государственного строя. Вместе с тем, следует признать, что настоящее исследование, конечно, не исчерпало всех проблем, связанных с историей Казанской духовной академии. Поэтому следует надеяться, что данной диссертационной работой положено только начало новой исследовательской тематики.

 

Список научной литературыЖуравский, Александр Владимирович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Х.Источники1. Опубликованные источники

2. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1884.

3. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1885.

4. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1886

5. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1887.

6. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1888.

7. ГодичныЙ акт в КазДА Императорского университета, 1889.

8. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1890

9. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1891.

10. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1893.

11. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1894.

12. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1895.

13. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1896.

14. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1897.

15. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1898.

16. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1899.

17. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1900.

18. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1901.

19. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1902.

20. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1903.

21. Годичный акт в КазДА Императорского университета, 1904.

22. Годичный акт в КазДА 8 ноября 1911. Казань: Центральнаятипография, 1911.

23. Годичный акт в КазДА 8 ноября 1912. Казань: Центральнаятипография, 1912.

24. Отчет о состоянии КазДА за 1889-1890 учебный год. Казань: Типография Императорского ун-та, 1890132.0тчет о состоянии КазДА за 1890-1891 учебный год. Казань: Типография Императорского ун-та, 1891.

25. Отчет о состоянии КазДА за 1896-1897 учебный год. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1897.

26. Отчет о состоянии КазДА за 1897-1898 учебный год. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1898.

27. Отчет о состоянии КазДА за 1898-1899 учебный год. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1899.140.0тчет 0 состоянии КазДА за 1899-1900 учебный год. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1900.

28. Отчет о состоянии КазДА за 1900-1901 учебный год. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1901.142.0тчет о состоянии КазДА за 1901-1902 учебный год. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1902.

29. КазДА за 1909-1910 учебный год. Казань: КазДА за 1910-1911

30. Отчет о состоянии Императорской КазДА за 1914-1915 учебный год. -Казань: Центральная типография, 1915.

31. Отчет о состоянии Императорской КазДА за 1915-1916 учебный год. Казань: Центральная типография, 1916.

32. Памятная книжка КазДА на 1892-1893 Типолитография Императорского ун-та, 1892.

33. Памятная книжка КазДА на 1893-1894 Типолитография Императорского ун-та, 1893.

34. Памятная книжка КазДА на 1894-1895 Типолитография Императорского ун-та, 1894.1 .бО.Памятная книжка КазДА на 1895-1896 Типолитография Императорского ун-та, 1895.

35. Памятная книжка КазДА на 1896-1897 Типолитография Императорского ун-та, 1896.

36. Памятная книжка КазДА на 1897-1898 Типолитография Императорского ун-та, 1897.163 .Памятная книжка КазДА на 1898-1899 Типолитография Императорского ун-та, 1898.

37. Памятная книжка КазДА на 1899-1900 Типолитография Императорского ун-та, 1899.165 .Памятная книжка КазДА на 1900-1901 Типолитография Императорского ун-та, 1900.

38. Памятная книжка КазДА на 1901-1902 Типолитография Императорского ун-та, 1901.

39. Памятная книжка КазДА на 1903-1904 акад. Типолитография Императорского ун-та, 1903.

40. Памятная книжка КазДА на 1904-1905 акад. Типолитография Императорского ун-та, 1904.170 .Памятная книжка КазДА на 1905-1906 акад. Центральная типография, 1905.

41. Памятная книжка КазДА на 1906-1907 акад. Центральная типография, 1907.

42. Памятная книжка КазДА на 1907-1908 акад. Центральная типография, 1908.

43. Памятная книжка КазДА на 1908-1909 акад. Центральная типография, 1909.

44. Памятная книжка КазДА на 1909 1910 акад. год. - Казань: Центральная типография, 1910.

45. Памятная книжка КазДА на 1910-1911 акад. год. Казань: Центральная типография, 1911.

46. Памятная книжка КазДА на 1911-1912 акад. год. Казань: Центральная типография, 1911.

47. Памятная книжка КазДА на 1912-1913 акад. год. Казань: Центральная типография, 1912.

48. Памятная книжка Императорской КазДА на 1913-1914 акад. год. -Казань: Центральная типография, 1913.

49. Памятная книжка Императорской КазДА на 1914-1915 акад. год. -Казань: Центральная типография, 1914.

50. Памятная книжка Императорской КазДА на 1915-1916 акад. год. -Казань: Центральная типография, 1915.

51. Памятная книжка Императорской КазДА на 1916-1917 акад.год. -Казань: Центральная типография, 1916.

52. Памятная книжка Миссионерских курсов в пКазани за 1911-1912 учебный год. Казань, 1911.

53. Памятная книжка Миссионерских курсов в г.Казани за 1914-1915 учебный год. Казань, 1914.

54. Прсггоколы заседаний Совета КазДА за 1871 год. Казань:

55. Типография Каз.ун-та, 1871.

56. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1874 год. Казань:

57. Типография Каз.ун-та, 1874.186 .Протоколы заседаний Совета КазДА за 1884 год. Казань:

58. Типография Каз.ун-та, 1884.

59. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1885 год. Казань:

60. Типография Каз.ун-та, 1885.

61. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1886 год. Казань:

62. Типография Каз.ун-та, 1886.

63. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1887 год. Казань:

64. Типография Каз.ун-та, 1887.1,90.Протоколы заседаний Совета КазДА за 1888 год. Казань:

65. Типография Каз.ун-та, 1888.год. Казань:год. Казань:год. Казань:год. Казань:год. Казань:год. Казань:

66. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1889 год. Казань Типография К аз.ун-та, 1889.

67. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1890 год. Казань Типография Каз.ун-та, 1890.

68. Протоколы заседаний. Совета КазДА за 1891 год. Казань Типография Каз.ун-та, 1891.

69. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1892 год. Казань Типография Каз.ун-та, 1892.

70. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1893 год. Казань Типолитография Каз.ун-та, 1893.

71. Протоколы заседаний Совета КазДА за 1894 год, Казань Типолитография Каз.ун-та, 1894.197 .Протоколы заседаний Совета КазДА за 1895 год. Казань Типолитография Каз.ун-та, 1895.

72. Российский государственный исторический архив (РГИА)

73. Фонд 796 "Канцелярия Святейшего Синода": Оп.196, I отдел, П стол, д.112; Оп.439: д.86, д.322.

74. Фонд 802 "Учебный комитет Святейшего Синода": Оп.Ю, д.78; On.ll,1. Д.78.

75. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.)

76. ЦГИА СПб, ф.14, оп.1, д.1104323.0тдел рукописей и редких кциг Российской национальной библиотеки им.Салтыкова-Щедрина (ОРРК РНБ)

77. Фонд 194, оп. 1, ед.хр.715, ед.хр. 896, ед.хр. 303,

78. Фонд 717 "Соловецкая библиотека": ед.хр.1483

79. Национальный архив республики Татарстан (НАРТ)

80. Фонд 10 "Казанская духовная академия":

81. Оп.2 "Курсовые сочинения студентов Казанской духовной академии" за 1852-1901 гг.".

82. Оп.5 Рукописный фонд библиотеки Казанской духовной академии: ед.хр.312, ед.хр.314, ед.хр.315, ед.хр.356, ед.хр.468, ед.хр.1101, ед.хр.1102, ед.хр.ИОЗ, ед.хр.1104, ед.хр.1105, ед.хр.1106, ед.хр.1197.

83. Фонд 1172-Р "Казанский епархиальный совет": Оп.З, д.15.

84. Архив Комитета государственной безопасности республики Татарстан (Архив КГБ РТ>

85. Фонд следственных дел: д.9867, д.2-2527, д.2-13537; д.2-18199.26.Личные архивы

86. Личный архив семьи Смирновых. Смирнов A.B., протоиерей. Очерки из жизни русских епископов. Машинопись. 318 с.2.Литература

87. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковной Власти: 1917 1943. - М.: ПСТБИ, 1994.

88. Александров А. По поводу перехода в католичество княжны Елены Черногорской//ПС, 1896, Ш. С.564-586.

89. Амвросий (Погодин), архим. Отзыв о книге проф. В.И.Несмелова "Наука о человеке'V/Православный Путь. Прилож. к журналу "Православная Русь" Джорданвилл, 1997. - С. 185-204.

90. ЗААмфилохий (Скворцов). Переводческое дело среди калмыков// Миссионерский съезд в городе Казани 13-26 июня 1910 года. Казань: ЦТ, 1910. -С. 199-204.

91. Антоний (Храповицкий), епископ. Храм в Казанской духовной академии (хроника последних лег). Казань: Типо-литография Императорского Ун-та, 1898. - 8 с.

92. Бердников И. Краткий очерк учебной и ученой деятельности Казанской духовной академии за пять лет ее существования. 1842-1892, Казань, 1892.

93. Бердяев Н. Опыт философского оправдания христианства: О книге Несмелова "Наука о человеке"// Русская мысль. 1909, № 9. - С.55-72.

94. БиблиотекаВ.И.Ленина. Каталог.-М., 1961.

95. Благовещенский A.A. История Казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за 18-19 столетия. Казань, 1881.

96. Благовещенский A.A. История старой Казанской академии, 1797-1818 гг. Казань, 1876;

97. Благовидов Ф. К работам комитета министров и особого совещания по вопросу о цензуре и печати//ПС, 1905,1. С.640-650.

98. Благовидов Ф. Публичная речь, произнесенная в актовом зале Казанской академии 22 сентября 1896 года по случаю столетнего юбилея императора Николая I. ПС, 1896, III, 338-358.

99. Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Александра П//ПС, 1891,1.31 б.Богословские Труды. МДА. 300 лет. М.: изд-во МП, 1986.

100. Богословские Труды. Сборник, посвященный 175-летию ЛДА. М.: Изд-во МП, 1986.

101. Валеев P.M. Исламоведческие исследования в Казани в XIX начале XX в.//Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тезисы и краткое содержание докладов международной конференции. - Казань, 1997. - С.256-259.

102. Валеев P.M. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. -20-е гг. XX в.). Казань: Изд-во Казанского университета, 1998.

103. Высокопреосвященнейший Никанор, Архиепископ Казанский и Свияжский (некролог). Казань: Центральная типография, 1910. - 38 с.

104. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г./Ред. В.Г.Кинелев. М.: НИИВО, 1995. - 347 с.

105. Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. - 184 с.3.27Глухов М. Tatarica. Казань: Ватан, 1997. - 504 с.

106. Гордун С., свящ. РПЦ в период с 1943 по 1970 год//ЖМП. 1993, №1,2.

107. Горохова Л.В., Двоеносова Г.А. Документальное наследие Н.Ф.Катанова в Национальном архиве Республики Татарстан// Катановские чтения. Сборник статей. Казань: Изд-во "Мастер Лайн", 1998. - С.176-190.

108. З.ЗОХригорьев К.Г. Памяти профессора А.Ф.Гусева. Казань, 1904.

109. Гумеров Афанасий, священник. Три четверти века академического богословия//Богословский Вестник. № 1, Вып. 1,1993.

110. Десять лет тому назад. Прощание Московской Духовной Академии с о.ректором архимандритом Антонием. Почаев: Типография Почаевско-Успенской Лавры, 1905. - 24 с.

111. Димитрий Васильевич Гусев (некролог). Казань:Типо-литография Императорского ун-та, 1894. - 38 с.

112. Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М.: Московский рабочий, 1994. - 624 с.

113. Евсевий (Рождественский), иеромонах. Памяти профессора Михаила Ивановича Богословского. Казань: ЦТ, 1917. -158 с.

114. Ермолаев И.П. Проблема колонизации Среднего Поволжья и Приурадья в русской историографии (Вторая половина XIX начало XX вв.). Автореф.дис. канд.ист.наук. Куйбышев, 1965.

115. Жузе П.К. Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Миссионерский противомусульманский сборник. Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при КазДА. Вып. XXII. Казань, 1899.

116. Журавский А.В.Долгая дорога к храму//Татарстан,№ 3,1993. С.58-61.

117. Журавский AB, Жизнеописания новых мучеников Казанских. Сборник первый. 2-е изд., испр., доп. М.: изд-во св.Игнатия Ставропольского, 1996.-200 с.

118. Журавский A.B. Казанская Церковь в эпоху гонений. Страницы истории. Казань: Тан-Заря, 1994. - 36 с.

119. Журавский A.B. Миссионерская деятельность в Казанском крае на рубеже XIX-начале XX вв.//Христианское просвещение и русская культура. Материалы научно-богословской конференции 23-24 мая 1998. Йошкар-Ола. -С .20-28.

120. ИвановскиЙ Н. Накануне объявления полной веротерпимости. ПС, 1905,1,600-618.

121. Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Тезисы и краткое содержание докладов международной конференции. Казань, 1997.-304 с.

122. Катановские чтения. Сборник статей. Казань: Изд-во "Мастер Лайн", 1998. - 192 с.

123. Керенский В.А. Духовенство как сословие. Его права и привилегии (Историко-канонический очерк). Казань, 1918.

124. Кокова И.Ф. Н.Ф.Катанов. Документально-публицистическое эссе. -Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1993.

125. Колокольцев В. Профессор А.Ф.Гусев (некролог). Казань, 1904.

126. Константин (Горянов), игумен. Русская религиозно-философская антропология на рубеже Х1Х-ХХ веков: В.С.Соловьев и В.И.Несмелов. Дисс. . канд.богосл. Загорск, Троице-Сергиева лавра, 1990.

127. Лапин П.Д. Профессор И.С.Бердников (к 50-летию его ученой и профессорский деятельности). ПС, 1914, нояб., С.569-587363 .Лапин П.Д. Профессор И.С.Бердников. ПС, 1915, окт., С. 1 -16.

128. Малов С.Е. Н.Ф.Катанов, профессор Казанского университета (1862-1922)//Вестник АН Казахской ССР, №5, 1958. С.88-94.

129. Миссионерский съезд в городе Казани 13-26 июня 1910 года. Казань, Центральная типография, 1910.

130. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России.-К.: Изд-во Казанского ун-та, 1991.-360с.

131. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья.-Казань: ФЭН, 1997. 112 с.

132. Можаровский А.Ф. Старая Казанская академия. М., 1887.

133. Муфтахутдинова Д.Ш. Эволюция политики российского государства по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья (вторая половина XVI -начало XXвв.). Автореф.дис. . канд.ист.наук. Казань, 1999.

134. Наречение и хиротония Ректора Казанской Духовной Академии архимандрита Алексия во епископа Чистопольского и первое служение в академическом храме. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1900. -32 с.

135. Некрасов А. К вопросу о "свободе совести"//ПС, 1905,1. С.92-94.

136. Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1,2. Репринт. Казань: Заря-Тан, 1994; Несмелов В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. - Казань: МП Вернисаж, 1992.

137. Павлов П.П. Обзор фонда Казанской духовной академии. ЦГИА ТАССР, ф.10/2. Диссканд.богосл. Загорск: Троице-Сергиева лавра, 1985.

138. Памяти С.В.Смоленского. СПб, 1910.

139. Писарев Л.И. Кому быть на "всецерковном" русском соборе? ПС, 1905, II. - 350-360.

140. Писарев Л.И. По поводу объявления полной веротерпимости 17 апреля//ПС, 1905, II. С.159-168.

141. Питирим (Нечаев), архиепископ Волоколамский. В единении традиции и актуальности. Богословские Труды. Юбилейный сборник. Московская духовная академия 300 лет (1685-1985). -М.: Изд-е МП, 1986.

142. Погасий А.К. Изучение проблем раннего христианства в Казанском университете и Казанской духовной академии в XIX начале XX вв.: Дисс. канд.ист.наук. 07.00.09/ Казан.гос.ун-т; научн. Рук. Жигунин В.Д. - Казань, 1995. -179 л.

143. Покровский И.М. Памяти профессора Н.Ф.Катанова. Казань, 1922.

144. Положения о правах и преимуществах служащих и учащихся на миссионерских курсах при Казанской духовной академии и штат сих курсов. -Казань: Типо-литография Казанского Университета, 1902.

145. Полянский ЕЛ. Профессор С. А. Терновскнй. Казань, 1916.

146. Пономарев П.П. О спасении. Вып.1Казань, 1917.

147. Православная Богословская Энциклопедия /под ред. H. Н. Глубоковского. T. VIII. С.-Пб., 1907.