автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Клавирное исполнительство и педагогика Англии второй половины XVIII века (на материале трактатов и школ)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Заславский, Игорь Иосифович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Автореферат по искусствоведению на тему 'Клавирное исполнительство и педагогика Англии второй половины XVIII века (на материале трактатов и школ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Клавирное исполнительство и педагогика Англии второй половины XVIII века (на материале трактатов и школ)"

ю 09 9®

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.А. РШСКОГО-КОРСАКОВА

На правах рукописи

ЗАСЛАВСКИЙ ИГОРЬ ИОСИФОВИЧ

УДК 78И +781.2+ 783

КЛАВИРНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИКА АНГЛИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХУШ ВЕКА (на материале трактатов и школ)

Специальность В 17.00.02 - музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ленинград - 1990

Диссертация выполнена на кафедре теории, критики и прак-^ тики музыкального искусства Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории имени H.A. Римского-Корсакова. Научный руководитель:

доктор искусствоведения, профессор Л.Е.ГАККЕЛЬ Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Ю.К.Евдокимова кандидат искусствоведения, доцент В.А. Фролкин. Ведущее учреждение: Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова.

Защита состоится " £ " 1990 года в /¿Г

часов на заседании специализированного совета К 092. 09. 01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова.

Адрес: 190000, Ленинград, Театральная площадь, 3. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Ленинградской консерватории.

Автореферат разослан W&'We/MQ 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат искусствоведения З.М.1усейнова

•ОТ£пЛ

, . , ( 0Б2ДЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

1.2. .¡нш) .

Отдел

сергом*»^:

Клав ирное искусство - исполнительство х педагогика - шеет вековую исторгю с характерными для каэдой эпохи худохествен-ными пргкшшгст, направлениями, различными методами обучения. Английское клазиряое искусство эпохи Просвещения представляет собой своеобразное и значительное .талекие. В ХУ11 веке в Англии активно работают композиторы и исполнителя иностранного происхождения, сложилась и национальная композиторская скола. Высокого уровня. достигло английское исполнительское искусство. Особенности) музыкальней культуры Англии в ХУШ веке явился ее расцвет в провинции, в исполнительской аскусстве сформировалось ноЕое явление - участие в публичных концертах музыкантов-любителей. Процесс музицирования входит в. быт строках слоев населения.

3 этот период наблаяается стремление к новым, базее совер-пенным методам обучения. Появляются в печати многочисленнее ш-тодические руководства, посвященные обучении игре на клавире, предпринимался попытки научного освоения принципов клавирной педагогики и исполнэтельстза.

Творческие достижения английских я иностранных композиторов»» клавнрпстов, ас ттсполщтельская и педагогическая деятельность представляют несомненный интерес в наши дни. Многие гх научно-теоретические принципы не потеряли своей актуальности сегодня-и служат основой фортепианного исполнительства * педагогики. Исследовании данных принципов в посвясана данная диссертация;

Актуальность исследования. Особенности развития английского клавирпого искусства в ХУШ веке до сих пор остаются недостаточно изученными. Существующие исследования, посвявднныв английской музыке, либо вовсе.не касаются проблем ХУЕ века, либо рассматривают их мельком и поверхностно. Что касается исследований в области английского клавирного исполнительства я клавирной седа-

гогики ХУШ века, то они вовсе отсутствуют в нашем музыкознании. На это имелись свои причины, главная из которых заключается в распространенном представлении о том, что в ХУШ веке в Англии отсутствовала национальная композиторская школа. В последнее время подобные представления стали меняться: появились новые концепции относительно роли композиторов и исполнителей иностранного происхождения, обнаружились сведения о наличии английской профессиональной композиторской школы, стали анализироваться английские клавирные трактаты и другие источники, подтверждапюге высокий уровень английской исполнительской культуры я кламрИо* педагогики в ХУШ веке. Исследование английского клавиризма ХУШ века ликвидирует "белое пятно" в истории развития клавирного искусства. Английские источники содержат неоценимый материал по изучение принципов интерпретации английской клавирной музыки, они помогают приблизиться к исторически верному понимании исполнительской практики, что особенно важно для современной музыкальной культуры с ее. тенденциями ко все более широкому охвату эпох, стилей, направлений, анализу различных методов обучения.

Цель работы - выявить, дополнить, уточнить особенности развития клавирного "искусства Англии ХУШ века, сравнить его достижения с достижениями европейского клавиризма, определить его значение в развитии исполнительства и педагогики последующих времен.

П~редметом исследования стали английские кла вирные трактаты второй.половины ХУШ века: Н.Оаскуали, Р.Фолкенера, Д.К. Хика, Д.Хука, Р.Бродрипа, Я.Дуссека и анонимного автора. Приведенные английские клавирные трактаты практически не изучались глубоко, ни у нас в стране, ни да рубежом, а некоторые из них вообще фигурируют впервые.

Научная новизна диссертации заключается в следующем.I.Рас-

сгатрпвавтся. спещг.Тическиа чертн английского музыкального ис-кусст:л; приводятся £акти, снндетельстзутаге о нал; пин английской профессиональной 1:с;~озпторсксй ¡лсолы. 2. Зперпге з "."'зшсс— ведческой литературе английская клавирнал скола второй половины ХУь века рассматривается з коьялексэ ксгдтснентсз. На основе первоисточников я научной литературы раскрывается основкке проб-леш английского кдазпрлз:.'д ХУи века. 3. Приводится описание устройства л гетодов гастрочки харпслхорда - распространенного в Англии клавпгного инструмента. 4. Впервые в методической литературе р2сс:.стривастся англ^скпе педагогические принципы (обучение нотной записи, правила посадки за инструментом, постановки игрового аппарата, исполнительские дгикения и клавесинные туше), приводится метод обучения транспонирования. 5. Рассматриваются различные типы аппликатур, используете англи?скп:.гл клавириста-ми; показано широкое приме некие позиционного типа аппликатуры, впервые теоретически обоснованного англичанами я обозначенного термином "позиция"; указывается зависимость аппликатуры от строения мотива, артикуляции, фактуры. 5. Систематизирована тер-^ино-логия, относящаяся к орнаментике, показаны распяфровка различных орнаментальных знаков, установлены взаимосвязи орнаментики, аппликатуры, артикуляции. 7. Анализируются проблемы английского исполнительства ХУШ века, заключающиеся в изучении "авторского стиля, темпа и туше"; проводится идея отожествления понятия стиль с понятием а^хрект; систематизируется терминология, откосяеуя-ся к выражение аффекта и темпа.

Практическая значимость работы. Основные положения диссертации могут найти применение в курсах истории и теории, фортепианного искусства, истории музыки к методики обучения игре на клавишных инструментах; они могут оказаться полезными для дзльнейш-

го исследована,! развития фортепианного исполнительства; могут быть использованы редакторами и исполнителями старинной английской клавирной музыки.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации отражены в выступлениях на научно-теорет^еских межвузовских конференциях в .Дальневосточном педагогическом институте искусств, в лекциях по методике обучения игре на клавишных инструментах кафедры специального фортепиано Дальневосточного педагогического института искусств. Результаты исследования обсуждались на кафедре теорея. критики и практики музыкального искусства Ленинградской государственной консерватории.

Структура диссертации. •Материал диссертации излагается в пяти главах: первая - "Музыкальная культура Англии ХУШ века"; вторая - "Педагогические принципы"; третья - "Аппликатурные ' принципы"; четвертая - "Орнаментика"; пятая - "О музыкальной экспрессии". Предиествует главам Введение, основные выв'ти диссертации содержатся в Заключении. Библиография использованных материалов подразделяется на: I. литературу на русском языке; 2. английские клавирные трактаты; 3. другие английские, первоисточник;!; 4. немецкие клавирные трактат ХУШ века; 5. другие зарубежные издания; 6. музыкальные словаре и справочники. В библиографии приводится перечень английских клавиршх трактатов второй половины ХУШ зека по каталогу Британской библиотеки.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ВоВВЕДЕНИИ сформулированы задачи работы, дано обоснование ее проблематики; систематизированы основные теш публикаций, прямо ели косвенно имеющие отношение к данной проблеме, сбь.- нпетск структура диссертации.

Сложный процесс 'развития клавпрного йскусстза есс во шогоы не изучен, з его пстор::л существуют "белые пятна", что затрудняет верное и. объективное понжание эволюции клавпризш. Особенно это опутс-'о при соприкосновении с клавирнцм искусством эпох, которые сравнительно далеко отстоят от соэрегенности. Србди них выделяется ХУШ век, так как шекно в Х7Ц веке осусествлялись попытки научного освоения принципов клавирной педагогики и исполнительства. ¡Многие научно-теоретические принципы клавиризма ХУЕ века слузат оснозой. фс/>телнаяного исполнительства и педагогики. Еще и поэтов ХУЛ ьеку следует отвести- особое место в истории члавирного искусства.

Бресте с тем дело изучекня клавпрной культура ХУШ века оставляет желать лучшего. Существующие в настоящее время работы, посвященные этой проблематике, либо далеко не полно освежают многочисленные аспекты-клавлризма ХГи века, либо содержат спорные и дане.ошибочные пологекия.

Не ставя задачу дать подробный обзор зсех существупспх публикаций, ш ограничились краткой систематизацией оскозкых типов работ, имеющих отношение к данной проблеме.

К первому тип? относятся облгте работы по историк музыкального исполнительства, включавшие клавдрнов исполнительство как составную часть данной проблеш. 3 этих публикациях рассматриваются общеисторические аспекты эстетических, культурно-социальных проблем музыкального искусства прошлого, а такга затрагиваются проблемы клавпрного искусства.

Ко второму типт относятся исследования, посвявднные изучению клавирной музыки, клавпрного искусства, а также «клавир-ного исполнительства и. педагогики. Отмечается, что из-за' много-проблеьшости данных работ от них трудно сигкдать подробного ос-

вещения и оцеи.ет каждого упоминаемого трактата; не находят в них отражения и те тонкие, но весьма важные и своеобразные изменения в исполнительских традициях, без анализа которых невозможно восстановить особенности стиля и характер исполнения музыки соответствующей эпохи.

К третьему типу следует отнести исследования, посвященные одной конкретной проблеме и рассматривающие ее только в сфере клавярного исполнительства. В этих изданиях отражены проблемы эволюции клавирной техники, развития инструментария, импровизации, орнаментики, интерпретации и стиля, педагогики и исполнительства. В .ряде изданий содержатся краткие сведения информативного характера, касающиеся английского клавпрпзма ХУ1 века.

К четвертому типу относятся издания, посвященные творчеству отдельных композиторов и затрагивающие проблеш клавирного исполнительства и педагогики.

К пятой группе следует отнести книги, освещающе различные •области'английского искусства - литературу, живопись, театр, и" помогающие более глубоко понять проблеш английского музыкального искусства.

. В современном музыкознании образовалась область ыузыкально-исторлческоЗ англистики, представленная, быть может, не столь бодыаш числом, но имеющая свои бесспорные завоевания: здесь и оригинальная трактовка проблеш национальной композиторской вколы, и разработка основ периодизации, и анализ культурной и духовной жизни Англии. Несмотря на достижения современной англистики, многое в музыкальной культуре страны остается неясным: недостаточно изученным остается музыкальное искусство 2УШ - первой половины III веков,

3 данной работе исследуется кдавнрное искусство Англии вто-

рой половины ХУШ века. Представлена п.проанализированы соответ-ствуьдие материалы, раскрывайте достижения английского клавлриз-ма, помогавшие уточнить типичные и основополагающе принципы европейского клавиризка второй полов;шы Х7Е века. Кыеюадася материал говорит о том, что английское клавирнов дслолнительстзо и педагогика ХУШ века были незаслуженно обойдены вниманием исследователей.

В основе работы лелот анализ теоретического наследия ангип?-ского клавирного исполнительства и педагогики второй половины ХУЩ века. Изучение клавярннх трактатов представляется нам чрезвычайно ватным делом, поскольку в них тщтельно собраны и в пол- . ном объема сосредоточены сам;е существенные проблемы клавирязга: эстетические, теоретические, практические. В трактатах сироко разработаны и достаточно ясно изложены музыкально-воспитательные проблеш. Являясь синтезом науки к творчестза, отражая различные -эстетические, педагогические, исполнительские - прингушы и идеи своего времени, старинные трактаты и руководства по клавиркоку обучении является самыми верными источниками, позволязэциш проследить эволюцию клавирного искусства.

Изучение клавирного исполнительского искусства и педагогики ХУШ века невозможно без сопоставлений с аналогичными источниками, созданными в другие исторические периоды. Поэтому мы использовали наиболее значительные работы в области английского музыкального' и исполнительского искусства, относящиеся к ХШ - первой половине ХУШ веков (Г.Перселл, Э.Бедфорд, Т.Мэйс, Р.Норт,' Д.Перселл, Д.Плэйфорд, Т.Сэлмон, К.Сишсон). Для того, чтобы с больией объективностью выявить и показать особенности английской клавир-ной школы ХУШ века, необходимо сопоставить ее принципы с припш-

пами других европейских национальных клавирных школ. С этой целью по мере надобности использовались немецкие клавирные трактата ХУШ века (К.Ф.Э. Бах, Я.Адлунг, Ф.Марпург, И.Мильх-мейер, И.Петри, И.Кванц , И.Рельштаб, Д.Тюрк , Г.Вольф).

Клавирное исполнительство и клавирная педагогика Англии являются неотъемлемой частью музыкальной культуры страны. Чтобы правильно оценить специфику их развития, необходимо увидеть важнейшие особенности английской музыкальной жизни, приведшие к бурному расцвету исполнительского искусства и педагогики. Поэтому первая глава исследования посвящена музыкальной культуре Англии в ХУШ веке. Несмотря на то, что идеи, принципы, направления дидактического характера пронизывают все разделы клавирных трактатов, авторы трактатов не выносят их в отдельную главу. Мы сочли необходимым это сделать в исследовании, объединив дидактические идеи различных авторов в одно целое. Такое структурное расположение, на наш взгляд, способствует наглядному показу сходств и различий методических принципов, дает возможность сравнить "педагогические воззрения авторов трактатов. Последующее изложение материала в главах исследования структурно, соответствует порядку его изложения в английских клавирных .ггатах.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. "Музыкальная культура Англци в ХУШ веке". Как известно, к началу ХУШ вгка Англия представляла собой развитую промышленную страну с многообразной и самобытной культурой. Английскому культурному движению эпохи Просвещения присуще новое художественное мировозрение, стремление к обучению, улуяяению образования, системы воспитания. Новое мировоззр ни© проникло в различные с ({еры науки и культуры. В английской 5

&

лософии Д.Локк, а впоследствии Д.Гартли и Дж.Пристли разрабатывает ¡материалистические идеи, предпринимается попытка вывести знания и представления человека из чувственного опыта, сшухение признается источником человеческой мысли. Передовая английская наука, в том числе музыкальная, провозгласила опыт источником человеческого познания. В английской исторической науке наблюдается стремление вывести принципы разумного общественного порядка. Б литературе зарождается сентиментализм, а а последней трети ХУЕ века возникают новые веяния, предвосхищающие романтизм XIX века. £ивые зарисовки музыкального быта мы встречаем на страницах романов Т.Смоллета, Г.Сглдинга, О.Гс.чдс^гита. В ХУНТ веке сложилась англ;;,* окая щкола живописи; работы мастеров-живописцев знак;.'«т нас с жизнью англичан в ХУЕ веке, помогают узнать их музыкальные и художественные вкусы. Чрезвычайно развилось в ХУШ веке в Англии издательское дело.

При обпепризнаннссти достижения'англичан в области общественных наук, литературы, театра, живописи, несколько по-другому . принято оценивать английскую музыкальную культуру эпохи Просве-иения. Чтобы ясно представить себе специфику развития музыкального искусства Англии в ХУШ веке и различные взгляда на эту специфику, необходимо было вкратце осветить основные моменты развития английского музыкального искусства в предшествующие эпохи. В эпоху правления Тюдоров (1485- 1603 гг.) сложилась английская профессиональная композиторская школа; наибсльиго расцвета английская музыка достигла в период царствования, королевы Елизаветы (1558 - 1603 гг.), в композиторском искусстве складываются различные музыкальные жанры, в исполнительско-• искусстве появляется блестящая школа верджиналистов. Принято епитать, что на-

чикая со второго десятилетия ХУЛ века в английской музыкальной искусотве наблюдаются признаки упадка. Этот спад обычно связывают с событиями в общественно-политической жизни страны - пуританским движением. Однако традиционная точка зрения на отношение пуритан х музыке в последнее время поколебалась. Обнаруженные материалы свидетельствуют о том, что и в период Республики английское музыкальное искусство продолжало развиваться в различных формах и видах деятельности. В период Реставрации начинается .процесс иностранного влияния на Англию, который был заметен уже в начале ХУ1 века при Генриха УШ, но во времена правления Карла Ц получил наиболее мощное., развитие. В это сложное для-английского музыкального искусства время возникает яркая и самобытная фигура Г.Перселла - крупнейшего английского композитора, отношение к которому современников 1 было противоречивым и по мнению которых "он мог бы стать главой английской школы, если бы его достижения не были бы полностью заслонены Г.Генделем, неидем по происхождению, принявшем английскую манеру..." (О.Голдсмит). Существует другая точка зрения, согласно которой музыкальный язык Г.Перселла, основанный на сочетании принципов "дотональной" музыки с при типами классической гармонии был непонятен современникам, обрушившимся на "странные созвучия" и "бесформенную ритмику" Перселла.

В ХУШ веке английская музыкальная культура связана с творчеством Г.Генделя. В главе приводятся факты, свидетельствующие об отношении англичан к Г.Генделю; рассматриваются взгляды на творчество Г.Генделя с точки зрения английских традиций; анализируется няавирная цузыка Г.Генделя; приводятся многообразные мнения относительно вклада Г.Генделя в европейскую музыку. В главе утверждается, что-именно английская музыкальная культуре

дала Г.Генделю нечто такое, .что подготовило и привело его к созд нил лучших музыкальных образцов, и, наоборот, ияенно Г.Гендель оказал мойное воздействие на английскую музыкальную традиции. Поэтом!' оценивать английскую иузккальную культуру ХУШ века без учета творчества Г.З.Генделя было бы неверным. 3 главе рассматриваются различные трактовки термина "национальная школа Отмечается,-что с точки зрения национальных традиция национальная принадлежность ¿'»мпсзитора не является существенным фактором, гораздо важней взаимосвязи и взаимодействия его творчества с национальной культурой. С этой точки зрения следует оценивать деятельность композиторов иностранного происхождения: Г.-5.Генделяк О.Дкеминиани, К.Ласкуали, П.Хелендэла, И.К. Баха и многих других, живеих и работавших в Англии в ХУШ веке.

Как свидетельствуют {акты, в ХУШ веке продуктивно работала плеяда английски композиторов: Д.Экклс, Т.Рсзенгрэйв, У.Есйс, Т.Арн, Дя.Хук и другие. Их творчество достаточно разнообразно, но на сегодняшний день псчти не изучено. 3 гласе дается обгая. характеристика сочинений и жанровых тенденций английских композиторов ХУШ века.

Проделанное исследование позволяет утверждать, что существующие мнения относительно того, что музыка в Англии в ХУДвеке находилась в состоянии "летаргии", "застоя" неверны, а довод об "отсутствии национальной композиторской школы" как причины упадка исполнительского искусства - несостоятелен.

В ХУШ веке трудно найти страну с более интенсивней концерт-, ной жизнь». Именно в ХУШ веке в Англии сложились разнообразные формы публичного концерта, отмечается высокий уровень исполнительского искусства. Особенностью культуры Англии ХУШ века является расцвет музыкальной жизни в провинции, сбеспе-

1.2

чивавшийся деятельностью различных ¡-гузыкальных клубов и обществ. Усиливается стремление к обучению, новым, более совершеглым педагогическим методам. Музицирование перестает быть щжвилегией знати, процесс обучения музыки входит в общий процесс воспитания, охватывая широкие слои населения. В исполнительском искусстве Англии в ХУШ веке формируется новое явление - публичнее выступления музыкантов-любителей (имеются свидетельства о том, что некоторые провинцияльныо музыканты-любители отправлялись, в Лондон показать свое искусство).

На протяжении всего ХУШ века в Англии сохраняется увлечение игрой на харпсихорде*, инструменте, который применялся не только для домаинего музицирования,, айв качестве концертирующего инструмента^ камерном ансамбле и оркестре. История клавирного и фортепианного искусства показывает, что в течение нескольких веков происходили постепенные изменения в способах, стиле исполнения, на клавире. Для того, чтобы познать особенности клавирной игры, необходимо изучить не только искусство владения инструментом, а и выявить исторические, эстетические, теоретические проблемы клавиризма. Становится необходимостью слияние искусства с наукой. Здесь немаловажную роль играют знания старинного инструментария, особенности его устройства, которые е свою очередь помогают раскрыть специфические черты исполнения. С этой целью в главе приводится описание различных типов харпсихордов, принципа работы клавияно-передаточного механизма, регистров, Вперше помещаются схемы настройки харпсихорда, используемые английскими мастерами лУл века. В связи с различиями э устройстве харпсихорда (клавесина) и фортепиано анализируются различия мевду фортепианной и клаг весинной техникой, принципах туше, атаки звука.

^ Английское название клавесина.

Во ВТОРОЙ ГЛАВЕ "Педагогические принципы" рас-сматр"ваются педагогические взгляды английских клавиристоэ второй половины ХУш века.

Английские клавирные трактаты, издавагаиеся ео второй половое ХУ1П века, предназначены для начинающих и представляют собой тип учебников, объединят:« метода обучения на инструментах клавишной группы - органе, спинете, харпсихорде, фортепиано. При наличии обаих методических принципов в обучении на этих инструментах, английские кланиристы отмечали и сушестЕенныв различия, но научиться тонкостям исполнения, по их мнению, могло только в процессе практики. Именно в клавирной педагогике (в испанской раньзе, в английской псз*.е) созрели принципы последовательности, постепенности, систематичности обучения. Английский автор й.Дус-сек, например, разделил начальный период на десять уроков, четко определяя тему каждого занятия. В клавирной педагогике Англии второй половины ХУи! века сложились различные подходы к начальному периоду обучения. В одном случае предлагают начинать обучение со знакомства с клавиатурой инструмента, переуодя в дальнейшем к изучению теоретического материала; в другом - рекомендуют оригинальные методы, основанные на подборе музыки по слуху, импроЕизации и сочинении музыки. В этом процессе развирается, звуковысотный и ладоЕЫй слух, обучение нотной грамоте проходит па интересном, 'Чиеом" материале, ученик сразу включается в исполнительский процесс. 3 трактате Р.-2олкеяера встречается методические рекомендации, направленные на слияние исполнительских и композиторских задач. Отмечается, что в английской клэеионой педагогике ХУШ века существовал многосторонний поттод.к проблеме воспитания музыканта - воспитание через ГЕсрчестЕО.

В диссертации анализируются ваа:ные моменты, касающиеся цршщипов посадки за клавиром, "позиции-рук", постановки игрового аппарата, различных игроках движений, освоения клавесинного удара и овладения клавесинным туше. Отмечается, что сведения относительно клавесинных туше, содержащиеся в английском трактате Н. Паскуа'ли, являются уникальными. Они содержат метс.",ические рекомендации по -поводу исполнения, определяют значение тузе в сфере выразительности музыки, указывают на особую роль артикуляции в исполнительском процессе. Приводятся разновидности обозначений туше, что особенно вакно и имеет практическую ценность для исполнителей английской музыки ХУ1Л века.

Большое -значение в английской клавирной педагогике ХУЛ века придавалось воспитанию умения чтения нот с листа. Советы английских клавиристов заключались в систематичности занятий по чтению нот, концентрации внимания, 'выборе темпа. Их советы справедливы, полезны и для нашего времени. Впервые описывается метод обучении транспонированию, тесным образом.связанный с принципом чтения ' нот в ключах. И в том', и в другом случае, по мнению английских клавиристов следует уделять внимание двум моментам: изучению ключевых знаков и свободному чтению нот в любом ключе. Оперируя нужным ключом, можно осуществлять транспонирование на любой интервал.

Большинство анализируемых английских трактатов по клавирному обучению содержат учение о генерал-басе. Включение в английские учебники правил исполнения генерал-баса объяснялось тем, что владение генерал-басом было частью светского образования на приемах и званых вечерах ценилось не только умение сыграть соло, а и "владение правилами аккомпанемента для свободного музицирования с пеЕцом или инструменталистом"; без знания ке системы за-

писи музыки, в которой партия аккомпанемента, как правило, обозначалась цифроЕкой невозможно было научиться аккомпанировать). Общеизвестно, что практика овладения генерал-басом внлючала изучение гармонии, а исполнение по цифрованному басу предусматривало знание сигнатур (обозначений) и правил голосоведения. В диссертации рассматриваются английские сигнатуры, которые не всегда схожи с обозначениями, принятыми у немецких или французских клавиристов; приводятся примеры аккомпанементов, соответствующих той или иной сигнатуре. Опыт английских музыкантов может иметь ценное значение для исполнителей старинной клавирной музыки сегодня.

Особая роль в английской клЗЕИрной педагогике ХУи века отводилась подбору репертуара. Мнения авторов всех анализируемых клавирных трактатов относительно подбора репертуара едины: обучение должно проходить на интересном, современном материале, написанном выдающимся мастером. Первоначальный этап обучения игре на клавире в различных национальных школах всегда строился, в основном, на материале упражнений. Английские клаЕиристы' также использует упражнения: различные гамму, хроматические пассажи, всевозможные виды арпеджио, терцовые, секстовые и октаиные пассажи. В английской клавирной педагогике был екдеИ-нут принцип "чистого", качественного исполнения упражнений. Для развития клавирной техники использовались сочинения, написанные в различных жанрах: танцы, входящие в состав скиты: рондо, романсы, арии, вариации, сонатины. В каждом сочинении техничес-' ки трудный пассаж служил упражнением; таким образом английские клавиристы создавали систему упражнений на разли- ше е"цды техники, встречающиеся в практической музыке. В диссертации приводится описание старинной английской сюиты с характе-

рлстикой каждого ганца. Свитный жанр был давно известен в Англия и пользовался у англичан особой любовыз. Раскрываются специфические английские особенности в трактовке сюитного жанра. В диссертации освещается принцип вариационного развития музыкального материала, который использовался английскими каави-ристами в качестве метода обучения основан композиторской техники и импровизации.

ТРЕТЬЯ ' Г Ж А В А посвящена аппликатурным принципам английских клавиристов второй половины ХУШ века. Рассмотрение аппликатурных принципов необходимо по ряду причин: во-первых, национальная специфика аппликатурных принципов английской школы до сих-пор оставалась неисследованной; во-вторых, в конце ХУШ века в клавирном исполнительстве наблвдается развитие виртуозного стиля и изучение аппликатурных принципов поможет выявить .значение аппликатуры в становлении этого стиля; в -третьих, в процессе анализа аппликатурных принципов.становится возможным выяснить влияние аппликатуры на другие элементы исполнительского искусства, выявить ее художественную функцию в исполнительстве. Для решения подобных научных задач английские клавдрные трактаты ХУШ века являются поистине уникальными источниками,поскольку аппликатурные указания в них выписаны авторами чрезвычайно детально и полно. Это связано с тем, что английские клавиристы считали возможным овладение аппликатурными принципами только в процессе практики.

В старинной английской аппликатуре в основном использовались три средних пальца. Подчеркивается, что объяснение такой аппликатуры следует искать не только в особенностях строения пальцев, айв фактуре^ гармоническом и мелодическом языке музыки. В качестве .основных аппликатурных приемов англичане использовали перелечивание и перекладывание пальцев. Происходит разделение

пальцев на "хорси.;:е" и "плохие" ("сильные" я "слабые"), причем в различных национальных ¡ьколах до-разно-ху. Такое разделение сзязано с особенностям, сзойстБеншся той пли иной национальной музыке', а аппликатура, выполняя различные функции, способствовала проявлению этих особенностей в исполнительстве. Во второй половине ХУЩ века, с развитием гомофонно-гармонического склада' музыки, от исполнителя потребовался "новый образ шатания" и, естественно, разнообразие аппликатурных реданнй. Новый музыкаль-' кый язык требовал качественно обноа?енной аппликатуры. В действие широко вводится перагй палец д связанный с ним прием подкладывания. Отмечается, что приоритет в описании этого полегла принадлежит Н. Паску алк а не К.*'. о.Баху, как считаюсь (работа первого вышла на три года раньше трактата К.С.Э.Баха).

Впервые во второй полозшю 1УШ века в английской аппликатурной теория обосновывается применение позиционной аппликатуры и вводится термин "позиция". Заслуга в этом принадлежит Н.Иаскуали, ученику Г.¿.Генделя, итальянцу по происхождению, жившему и умершему в Англии. В. главе подробно рассматривается распределение позиций с учетом фактуры произведения, фразировки, ко-тивного строения, артикуляции, что позволяет установить связь художественных замыслов исполнителя со средствами их реализации, в данном случае с аппликатурой. Отмечается, что использование позиционной аппликатуры обуславливает минимум движений, а это чрезвычайно важно для решения проблем, связанных с виртуозной игрой, ибо любая экономия движений способствует .быстрому темпу исполнения.

Особое внимание в диссертации уделяется подкл?",даанла первого пальца - аппликатурному приему, широко и разнообразно' используемому англичанами. Подчеркивается, что подкладывание пер-

вого пальца с келью связывания позиций способствует легатноыу исполнению, а. в гаммообразных пассажах еще и> скорости движения.

Аппликатурные средства английских клавиристов в ХУШ века были достаточно многообразны. Наряду с подкладыванием первого пальца ими широко использовались перекладывание, перекрещивание. пальцев, смена пальцев при репетиция, скольжение. При-, водится аппликатура исполнения двойных нот, октав, .хроматической гаммы.

Следует заметить, что все аппликатурные примеры взяты из» английских клавирных трактатов.

Диссертант проводит мысль о том, что английские аппликатурные принципы ХУШ.века оказали влияние на формирование аппликатурных принципов композиторов-романтиков, в частности Ф.Шопена. Советы английских клавиристов по поводу постановки руки нанши отражение в знаменитой шопеновской формуле: невозможно представить исполнение музыки композиторов-романтиков без примечания позиционной аппликатуры, впервые описанной Н.Паокуалп; идеальное легато, напевность исполнения, свойственные манере романтиков, достигаются аппликатурными приемами, во многом,-разработанными английскими клавирлетами; прослеживается известная преем-отвелность Ф.Шопена от английского клавйризма г аппликатурах двойных нот и хроматических пассажах. Остается удивляться прозо]>-ливости в дальновидности английских музыкечтов ХУШ века, которые' ' не только стройно изложили аппликатурные принципы своего времени.-а и заложили фундамент для возникновения новых аппликатурных идей.

Ч Е Т В.Е Р Т А Я- ГЛАВА поеввдена проблешпорнаментики. Зафиксированный в нотном тексте орнамент представлен либо терминами, либо условными" знаками - крестиками, черточками,

точками, занятыми и т.д. Зто создает одну из сложностей в расшифровке орнамента, ибо нередко один и тот ¿е термин сопутствует различным видам орнамента и, наоборот, одно п ю ге украшение обозначается различными терминами и знаками. Изложение правил орнаментики является сложным еще и потому, что обилие и многочисленность вариантов и комбинаций различных ■ видов орнамента порой невозможно классифицировать. 3 процессе работы мы спстематп-зпровали терминологию, так что под разными названиями рассматривается один и тот же вид орнамента.

Стремясь к точному изложению английских орнаментальных систем ХУШ века, мы использовали только мления авторов старинных аш> лийских трактатов, их системы записи орнаментальных знаков, расшифровки обозначений, нотные примеры. Сравнивая источника,• мы установили, что орнаментальная система Д.Плейфорща полностью совпадает с принципами орнаментирования К.Симпсона; с другой стороны, ссылки современных исследователей старинной орнаментики на правила орнаментирования Г.Перселла едва ли обоснованна, так как в указываемом исследователями сборнике Г.Перселла "Пьесы для харпсихорда или спинета", 1696 г. эти правила отсутствуют. Зато нами установлено, что правило орнаментирования, якоб:: принадлежащие Г.Перселлу, полностью совпадают с правилами Д.Перселла,-органиста, брата знаменитого композитора. В связи с этим,, все орнаментальные знаки принадлежащие Г.Перселлу, мы расшифровываем согласно.таблице Д.Перселла.

Форшлаг. В диссертации отмечается, что использование этого вида орнамента англичанами наблюдается еще в ХУЛ веке (приводится его терминология, обозначения и расшифровки). '1то касается английской вердаинальной музыки, то имеющиеся там орнаменталь-. ше обозначения в виде одной или двух черт до сих пор остаются ■

2.0

неясными с точки зрения их интерпретации. В 2УШ веке под одним термином подразумевается как длинный, так и короткий форшлаг, а по. графическому расположении вспомогательной ноты определяется нисходящее или восходящее направление форшлага. Пригодятся мнения английских клавиристов по поводу исполнения форшлага.

Шдейфер. В ХУШ веке этот вид орнамента встречался под различными терминами. Во1 второй половине ХУШ века в Англии стало традицией шлейфер' выписывать в текст. Отмечается различие.в исполнении шлейфера главиристами друтих европейских школ.

пЮрдедт. Отмечается, что в английской орнаментике мордент мот обозначаться различными знаками, но всегда одним термином. Исполнение мордента зависит'от направленности движения мелодической линии /поэтому встречается исполнение но только "вниз",' а" и "вверх" /, темпа и характера музыки.

Группетто. В процессе исследования нами обнаружены два орнаментальных знака, фигурирующие в орнаментике Г.Дерселля, ко-торуе до сих лор не упоминались:- сочетание группетто с морде'н-' том, сочетание группетто с трелью. Судя по расшифровке, найденной, нами в трактате Д.Хука, последний знак является обозначением аятизвучного группетто. Это дает основание утверздать, что англичане пользовались этим видом групветто задолго до того, как его описал Э.Бах, которому и предписывается изобретение этого вида' орнамента.. В главе приводятся четыре вида группетто, использовавшихся англичанами в ХУШ веке.

Тоель. 3 диссертации рассматриваются и классифицируются различные виды трелей:•"истинная" или "чистая" трель и ее разновидности-, а, также совмещенные типы трелей. Каадому виду трелей дается определение. Рассматриваются два способа записи трелей в английской орнаментике'ХУШ века, приводятся варианта исполне-

нзя трело;:, сравниваются исполнительские манеры англичан с ш-нераьи яспслнен::д трелей негхямз и фраЕузаш.

¿"¿¡угле У!:пз:::е:-птя. Рассматриваются обозначения и различные камеры исполнения арпедгато, обращается вкл^акие на использование англичанами антиципированного укранения ("после нота"), приводятся прибери на импровизационные варианты украшений, <тер-ъат и каденций.

В главе рассматриваются взаимосвязи орнаментики с арти»у-хяцпеп :: аппликатурой. ¿иссертан? устанавливает, что в результате определенно- артикуляции укорачивались длительности звуков,, что в английском исполнительстве относилось к ¡.гакера^ орнаментирования и называюсь "экспрессивны:.::: паузами". Экспрессивные паузы содействуют гпзо.му дыханию з^узккалькой речи и подобны структурно-ритмические паузам з поэтической речи, су^ествув:^ для вдоха. Отмечается, что употребление различных видов орнамента способствует исполнителю з выборе аппликатуры, необходимой для достижения слитной артикуляции. Приводится уникальный ыер П.Паскуалн, додтверядаю:цлй рассматриваемые взаимосвязи.

ПЯТАЯ Г Л А В А - "О музыкальной экспрессии" - содергспт анализ обс^з проблем английского исполнительства Еторой полози-ны ХУШ зека. С дазних времен науке о музыке присутв двойственность. С одной стороны она тяготеет к технологии музыкального творчества, с другой - сближается со сферой гуманитарной мысли. Не отрицая точность музыкальной науки, английские нузбТканты отдавали предпочтете гуманитарной ее стороне. Видя в музыке зооб=- ■ ще и в музыкальной интерпретации в частности искусство выражения звуками мыслей и чувств, английские клавиристы утвергдали их приоритет перед другими искусствами. Под выразительность® зли

экспрессивности исполнения английские музыканты ХУ!П Еека подразумевали исполнительскую манеру, позволяющую выявить характерный образ, содержащийся в композиции. К исполнителю в связи с этим предъявлялся ряд требований, главными из которых являлись "изучение авторского стиля, движения и туше", 3 данном аспекте диссертант рассматривает проблемы английского исполнительства второй половины ХУЕ в.

С целью выяснить представления о музыкальном стиле английских клавпристов в ХУШ веке ш обратились к работе "Эссе о стилях в музыкальной экспрессии", написанной в 1752 г. Ч.Эби-сонок, английским композитором, органистш, ученым. Данное "Эссе" делилось самой значительной работой Х7Ш века по этой проблеме. Систематизируя псалмы Б.1.1арчелло, Ч.Эвисон поясняет, что. каждый стиль отражает страсти и чувства, определить которые можно изучая "тематику текстов, при этом рассматривая объем произ- ' ведения, наличие• солистов, хоров, состав оркестра, учитывая теш, ритм, лад, тональность произведения, мелодику, гармонию, динамаку я другие выразительные средства музыкального языка, а также инструментарий, отражающий тот ели иной стиль.

Следуя взглядам И.Ыаттесона Ч.Эвисон считал, что инструментальная музыка способна быть носителем различных чувств и шслей. В диссертации высказывается предположение, что идеи Ч.Звизона являются отражением теории афлектов и, следовательно, термин "стиль" включал в себя понятие "аффект".

Идеи Ч. Эвисона- получили дальнейл»е развитие б английской музыкальной эстетике: изображение аффектов стачо рассматриваться в движении, фщи:.' из следствий этого в исполнительстве стала проблема темпов, появилось требование точной фиксации

темдоз в произведениях, возникла необходимость в соответствующей терминологии. 3 диссертации систематизирована музыкальная терминология, относящаяся к обозначению темпа и аффекта, как их представляли себе английские музыканты второй половины ХУС века; дается сравнительная характеристика обозначений в английских источниках и словарях И.Ьальтера и I.I.Руссо; приводятся темповые характеристики танцев в клавирной стоите.

Английски:.:;: клазирпстами расстатрлвавтся проблем туга, причем ке только в егере артлку.гпгил, но л с точки зрения 'г.е-кусства благоразумно управлять звуком инструмента, различным . градациями мягкости и громкости тона"^. Это не удивительно, так как английские клазирные трактаты не только отражают принципы обучения игре на харисихсрде, a л затрагивает проблеш обучения игре fis фортепиано. 2 частности, проблеш туъе з н;п ггерлкэ связываются с проблема динамики. .Англичане не даю? оценке различных способов тупе, считая, вероятно, что иш мезко озладеть лишь в процессе практики, зато приводят терминологию, относящуюся к области динамики; в конце ХУЛ века эта терминология прочно входит в арсенал английского нлавяриста.

3 ЗАКЛЮЧЕНИИ сформулированы основные выводы• диссертации, которые свидетельствуют о том, что во второй поло-•вине ХУЛ века, как следствие специфики развития английской музыкальной культуры, получило активное развитие клавирное■искусство. Именно з Англии слсенллсъ и развивались различные'прог-рессивше формы исполнительской деятельности. Бурное развитие

I 3roderlp R. Plain and easy introductions for 7<mng perforsera on the Pianoforte or Harpsichord. - London, 1794.- 2.12-13

английского клаг ¡рного искусства способствовало активизации клавирной педагогики, поиску новых методов обучения. Методический и исполнительский опыт английских клавиристов не устарел и сегодня.

Вместе с тем, очерчивается круг проблем английского клавириз-иа, требующий дальнейших исследований. К числу таких проблем следует отнести изучение деятельности М.Клементи - одного из основоположников фортепианного искусства, создателя блестящей пианистической Лондонской школы.

Не исследованным , остается влияние фортепианного творчества М.Клементи на фортепианные стили Моцарта и Бетховена, а также на фортепианные стили романтиков - Мендельсона, Шумана, Вебера.

Дальнейшего анализа требует проблема влияния традиций английской клавирной околы через учеников М.Клементи - Кадькбреннера, Крамера, Чернк, Мошелеса, Филда - на немецкую и русскую фортепианные школы.

Основные публикации по теме диссертации:

I. Из истории английской клавирной педагогики второй половины ХУШвека // Методические записки по вопросам музыкального образования и воспитания.- Владивосток, 1985.- С.16 -' 24.

2.. Роль и значение аппликатурных принципов в английском клавирной исполнительстве второй половины -/Ш века,- Владивосток, 1989. - 32 с. 3. Актуальные проблемы исторического наследия немецкой клавирной околы ХУШ века /I часть/. - Иркутск, 1968.- 31 с.

4. Актуальные проблемы исторического наследия немецкой кла-вирной школи ХУШ века (2 часть).- Иркутск, 1939.- 32 с.

5. О некоторых педагогических и исполнительских принципах

К.Ф.Э.Баха на основе трактата "Опыт истинного искусства игры на клавире // Школа-училище-вуз. Проблемы и перспективы: - Владивосток, 1988. - С.49-58.

Ротапринт НПО "Дальрыбсистемотехника" г. Владивосток, Тираж 150 экз. Заказ !Ь 2113.