автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Конфуцианский взгляд на историю и Вьетнамская литература X-XV вв.

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Чинь Ба Динь
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Конфуцианский взгляд на историю и Вьетнамская литература X-XV вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Конфуцианский взгляд на историю и Вьетнамская литература X-XV вв."

Ловиагрэдский ордэна Ленина я ор^оаа Грудопого Красного Знамени государстлешлй уиизерсятег

На правах рукописи

• таь в. л::-з>

КОНФУЦИАНСКИЙ ВЗГЛЯД 11А ИСТОНЕ) И ВБЕШКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Х-ЗУ во.

Спецаальвоать 10.01.03 - Литература народоз . зарубежках стран Азии •

АВТОРЕФЕРАТ диссорташи аа соиокавиэ учено:"! степени кандидата филологических наук

Ленинград 19 9 1

Диссертация выполнена па кафедре китайской филологии Восточного факультета ЛГУ.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Е.А.СЕРЕБРЯКОВ

Официальные оппоненты - доктор исторических наук П.В.ПОЗНЙР

- кандидат филологических наук Е.Ю,КНОРОЗОВА

Ведущая организация - Ленинградская часть Института этнологии и антропологии АН СССР

Защита состоится " астяоАЯ 1991 года

® "на заседании специализированного совета Д 063.5T.oS при Ленинградском государственном университете по адресу: 199034, Ленинград, Университетская наб., дом II, ауд.167.

С диссертацией можно ознакомиться з Научно!! библиотеке им.М.Горького при ЛГУ.

Автореферат разослан " " 'Ь'91 года.

Учений секретарь специализированного совета

Лоц.¡О.В.Козлов

Г. ХЛРАКГЗЕХЖ-СА РАБОТУ

Средневековая литература Востока оби ару кивает более тесную, н стала сопрев енпал, связь с рзлцтаозно-йалософсу.шт учсз— Н1ШУК, под чозцеАстзкем которюс формировалось мрстюззрэшю лпсаталеЛ " поотоз. Тратяшошшо рэлигаозпо-фплосойскае поз-зреапя на ясторко, общество, человека я значительной иорэ обусловливала той атаку а капрозпе йор^н художественных произведений, определяя тати образом я обто попраяленае раэзптпя литератур:!, "деологачеокая основа срвпюззко^оГ; тзьетнаыекой литературы к пасгояиеиу времени всо е:зо остается недостаточно изученной.

Основу ¡/цровоззрепия писателе!! л поэтов средневекового Вьетнама составляло соединение различных элементов трах сио-тоу - конбук^апства, лаос:;з:/а, буддизма, породко о добавлением тох ила иных исатиюс изровазяй. Подобна синкротиза, обус-.-кшлсштП споеоо'рао:'с5/ кавдоК кз пероч::сл'?гшшс р<злиг::оззо-ф:-лоооФскпх сксте« к особенностям! социальной кцзиа, бил. хаоак-терэи и для китайской классической поэзия*.

Цоль работн заключается в вцягзяевда традиционного для средневекового Вьетнама коийушшнекою взгляда ка история ц его отраэдния во вьетнамской средневековой литэратуро, что в свою очередь связано с доследовании/ исторических взглядов вьатиауокях авторов Х-ХУ веков а худо::: оственпой трактовка исторической тотатгаи з сх проязвэдоалях. Этой цалыа .чродоп-рзделязтея постановка олсдунаах задач:

- Ксслодованно понятая "пан" а традиционной вьетнамской культура, характеристика хавров летописи, фу, поазаи;

- Исследование конфуцианского взгляда на петорай а в связи с этик - трактовки исторических событий во вьетнамской фольклоре, а такжо в авторских произведениях Х-ХУ аз.

I Алексеев 3.1!. Китайская поэча о поэте Стансы Сшсун Ту.Пг., 191в. - С.35; Серебряков Е.А, Китайская поэзия Х-Х1 взкоп. Кайры ¡га и ик. - М., 1079. - С.4-5.

- Наследование соотношения осноених составлжялх традиционного религиозного синкретизма при трактовке исторических событий в литературных произведениях.

Научнея .новизна, работа. Впервые на вьетнамском катеша-лэ рассматривается воплощение исторических взглядов во вьетнамской литературе Х->Г/ вв. Прослеживается связь исторических взглядов с фэдьклориой традицией и китайской литературой. Трактовка исторических событий исследуется на ыатериало сауых "разных литературных гшаров.

М этою лот стег.хя; ронозд работц. Методологическую осиову диссертации составляют монографические исследования о истории редлгпозно-фадософских учений и их роли в развитии художественного творчества в средние века, а таив о взаимосвязи сред-невекошсс литератур. Замоо ыесто среда этих исследований занижают труды соботсккх и вьетнамских востоководов.

Результаты исследования могут быть использованы для лекционных курсов ло истории вьетнамской литература Х-ХУ веков, а такте для изучения исторической тематики во вьетнамкой литературе последующих периодов. Материалы работы могут быть полезны при исследовании вопроса о взаимосвязях литератур сграв Дальнего Воотока, о роли рологиозно-философжих учоаий в развитии худо&есгвезного гаорчвогяа.

Ацпобаиия. Работа йыла ойсувдана'на заседаниях кафедры китайской филологии восточного факультета Ленинградского государственного унавороитота, и ва заседаниях кафедры дрепно-■вьетыаиской литературы филологического факультета Ханойского государственного университета. Ее основные результаты были опубликованы на вьетнамской языке в следующих работах: Х."0 патриотизма во вьетиаиокой литературе средних веков" (ван до тп нгиа аеу нкок чоиг ван хок вьет нам тхоа чунь тхе га) / Нураал изучение литературы. X. 1984. Уе 4.С.4-6. 2."Поэзоя и фу Х-ХУ вв." Стхо и фу Х-ХУ) / Еурнал "Наука". ХТУ.1988. »2. С.4-7.

Оововные материалы диооертации составляют токсты Х-ХУ веков различных жанров: философского, политического, исторического, ли те ратурв о-фо льклорн ого,

С?р;/:;?'/га д:юсертшгил. Работа состоит из содомия,пяти глав, Захлвчзаия в списка использованной литературн.

Глава I. Понятие 'ваа" со вьетнамской традиционно;! культуре.

Глава II. 1<оа йу циан с ick £i взгляд на историю. Исторические сочинения как часть общелитературного процесса.

Глава HJ. Фольклор я историчосгето сочинения.

Глава Г/. Оды - фу Х21-ХУ та.

Глава У. Эпические герои в лирика Х-ХУ вз.

Список литературы содержит 73 наименований.

П. СОДЗРШИЕ РАБОТЫ

Первая глава "Понятое 'сан" во вьетнамской традиционной культуро" и основной отвечает на вопрос: Что считалось литературой а стщнопекотюм Вьетнаме?

3 порток разделе данной главы прослоамается стаиопле-«ив понятия '^ан* тга вьотяаь'скоЯ литературе Х-ХУ пкив.С^ар-уирочазиатся к ХУ веку вьетнамская филология.представленная собрания/и каст прошлого, ко^аентарияни а заыоткоып, пырэяаэ-е дан так оценку произтзепеияй, так и литорчт.урно-остогические взгляни авторов, позталяот составить представление и о категории 'а аз".

3 ХУ в. появился рди литературных сборников, как стихотворных, так а прозаических. К числу последних относятся, в частности, "Сборник древних ¡i современных указов" {ко к им тье ты тан) "Сборник установления s/инувиих династий", "Ода ыудрых лэдей" (куаа хиен фу тан). Во втором из сборников представлены благодарения, надписи аа стенах, распоряжения и у казн - вс о она входили в состав категория "зав*' В оценке обисстсеаноЯ роли, а гаккэ самой суикоотп литературы ряд авторов рассматриваемого периода склоаялоя к взглядам, характерней для ХШ века - эпохи расцвота буддизма, Чан Тихай Toar (I2I8-I277) считая литературу приятиыи, ао бесполсзннм развлечение«. Взгляд этот лрдао пропшоиолог.еа ков^уциааско-иу подходу, г соответствии с которым литературе доступны не-преходяшю духовные пеивоотп.

По ыаокиэ вьотнадсках яоэгоа Нгуен Чая (1383-1442) и lo Тхань Тонга (1442-1487) вац выражает "Дао", а в эстетической плане ''ван" - сношая красота. Нгуен Чай писал: "Без кора ой н-з уошзт крепко держаться дерево, нет 'пан" - не свершить (славнкх) детшЯ. Ш:р - это корзл уузкхи, мелодии -это"вая'кузики^. Bt/еств с тем понятием 'ван" охваткваотся и ввелаторатурныо (о современной точки зрэаия) жанры,иалркиер, "доклады и проаоияя сановников «а выя императора" (Ло Кyíí Доа).

Второй раздал освещает представление о литература Лэ Куй Дона (1726-1784) а Оаи Хюи Тю (1782-1840).

Ле Куй Дон шдраздзяяя лисьаонныэ t/атеряалн на четыре

вида:

- Деловая литература (тхдон шонг): юридические и географические сочинения, ритуал, и обязанности должностных лап;

- Достовераыз знавия (фцонг Kir): книги по уатоиатакз, кановичеакио произведения буддизиа а даосизма;

- Стиха и проза (тхо ваа): поэзия, толкования конфуцвда-ного канона;

- Запиаа (гиен хи): летописи, исторические сочинения, а такае "Пространные записи рассказов ос5 удивительном" (чюеа ка ыаа лук) Нгуен Su (ХУ| в.).

Ле Куй Дон следушим образок определяет понятие 'ван": Терцовая внутри, изысканность во вакввоы проявлении, установление пределов Heda' и Зеклд - такова взявшая словесность. Составление указов., иыогапео прямое касательство к управлению вародоы, равно как и поэзия, и сочинительство, и учаныз изыскания - все это слозесвость". Как вадао из этого определения, понятие 'ваз" у Лэ Куй Дона включает все, написанное с помощью иороглийов а в содержательном плана соответствует понятии культуры в сааои широко« егшеяе слова.

Тахш образом, Яе Куй Лов не ввделал собственао литературу кап спепифическое явление, противопоставляемое астори-

I Нго Ши Лаен. Полный овод исторических записей Великого Вьета (дай вьет ты ки тоаа гхы). Т.Ш. X. IS67. С.113. •

ческим ссчлиенияи п толкованиям каноничосиих книг. Эта задача бнла выполнена Фан Хин Тю, последователен Ле Куй Дона, что я предопределило оужевиа термина 'пан" от обозначения поого.'ото написаяо о помощь» иероглифов, до понятия словесности в отлито от философских, исторических и других произведена!}.Однако "старые значения не откирают полностью", так что в ро-зультате "образуется букет значений"-1.

Подобно Jle Куй Дону, Фан Хш Тю подразделяет паоьыениыо произведения прошлого на 4 разряда, однако в ого классификации отсутствует рубрика "достоверные знания" и соответствующие произведения отнесены к разряду "залкоя". Кроме того, ои выделяет спенаальяую рубрику "история и канон" (кинь шз), в которую пклгочаптся исторические летописи и толкования кои— фу цаавакого канона.

3 средневековом Вьетнаме понятие 'ван", выработанное еаа во времена Конфуцяя, не подверглось какому-либо существенному изменения. Прямое отношение к этоыу вопросу имеет и экзаменационная система средневекового Вьетнама.

3 данной главе освещается влияние экзаменационной системы на развитие латоратурно/f t/ысля.

3 средневековом Вьетнаме экзаменационная систпь/а,установленная а 1075 г., т.е. сразу после обретения Вьетнамом государстнснной независимости, представляет собой крупномасштабный , хорошо организованный институт по отбору необходимых ладей для адаинистративного аппарата. Все представители образованного сословия, безотносительно к социальному происхождения, прошли через горнило конкурсных экзаменов, Экзалеиадмоишге требования нкллчала толкования конфуш-аиского канона, сочинения в отихах и птозе на заданные темы, опять-така в русле конфуцианского мировоззрения. Просуществовавшая в течение многих веков, экзаменационная система ориентировалась в большей степени на проверку памяти,вожелп творческих возз/омюстеЯ личное та. Этим бнла ва долгие годы обеспечена стабильность конфуцианской концепции литературы. Теория литературы вое более отдалялась от непосредственного,

I Лисепич И.О. Литературная мысль Катая.-М,,1979.-0.30-31,

¡много творческого процесса. Новыа, иароздалииеся канры третировались как недостойные высокого звания литературных, отар;« яаврк, асчерпаапаз свои возмоааоагп, теа вв ивввв постоянно находили официальную поддеркку. Показателен пример поэмы "Кпеу" - величавшего произволения вьетнамской литературы, в течение долгого времена после своего появления к истинной литературе не причислявшегося.

5о второ1.! главе рассматриваются конфуцианские взгляды на ксгорио. Главг содержит два раздела.

Первый посвяиен развития исторических взглядов конфуцианства от Конфуция (551-479 тг. до н.э.) до Дун Чжуншу (160-1X5 гг. до н.э.) и Сына Цяая (145? -.87? гг. до н.э.). Перэыа взгляда ва исторический процесс, не без идеализации глубокой древности, "Золотого века", намечены уке у Конфуция, Мэвкзн (381-305 гг. до н.э.) впервые высказал идеи цикличности исторического процесса, понш/аэыую как непрерывная смена добрых и злых правителей. Цзоу Яню, младшему соврем еииику Ыэалзы, принадлежит распространение на историю ученая о пята стихиях. Согласно воззрениям Цзоу Яня процесс исторического развития осуществляется в форме круговорота. Эта концепция используется Сша Няне« для изложения конкретного исторического материала.

Процеоо исторической яазаа варлчсаегся через расцвет и упадок политической власти, верховный носителем которой выступает император. Небо вручает власть императору, и за свой поступок он отвечает только перед Небо«. По истечению определенного срока Небо посылает нового совераевноыудрого императора, чем и определяется двизизаз история. Если пие-ратор нарушает волю Неба, оно «ожег его сыестить и передать власть другой династии. Правитель, келаюшй удержаться на престоле, должен усердно учиться, чтобы делаться все более 1'удрш и идти по истинному пути. Сановники долкны верно служить государю. Эти взгляды на отношения меаду Небом и' Человеке« чы встречаем у Дун Чжунпу.

Во второй раздала - исторические сочинения как часть

обызл1:те;.атурного процосса - рассматриваются два вида летописей и их роль з развитии художественной прозы. Один из этих двух видов - биограф:«:. По иношш Лз Kyit Дона,традиция биографии (яизнеописавия) ведет свое начало от Еуцзина. Биографии представляют собой кизноопясапия тадтинхся личностей, оиграаспх за^егауо роль а истории. 3 конечной итого они создают определенные стереотипы хороших и .дурных правителей.

Пвраши произведениям в канрэ биографии были появившиеся в ХШ вено "Собрание видающихся праведников из сада тхиен" (тхион уон тад аиь) и "Истинные записи о трех патриархах" (та!/ то тхык лук). 3 в их описывается кизнь, деяния и поучения aDTopnToraCiteix последователей буддизма. Повествования изобилуют Заатастпчосккып цогпляуп, призвап-tiivn продемонстрировать исключительные способности адептов школы созерцания в пропаганде своего учения во Вьетнаме»

Другой вид летописей - анналы - по мнении Ла Куй Дона Ее дет евде начало от "Чуаьш". Hwcuho п фор^о анналов создавалось большинство зьотнансках летспасе?! Х-ХУ вв. Анналы опозсыалд об исторических событиях, привязывая их к определен аьм датам, так что времсиная связь становилась основой организации s/атераала. Связь событий с расцветом и упадком династий была призвана выразить "путь Неба".

Исторические труды древности и средневековья сыграла выдающуюся роль в развитии художестпенной прозы. Для биографий и анналов характерно стремление к беллетризации повествования. Эта беллетризация приводит к появяоншо в сроднив века аоаелла и исторического роыана. Для вьетнамской литературы Х-ХУ веков характерно создавав новелл.,гаге-нушкхся кизнеописанион такого-то персоналка. Первый роман Вьетнама "Император Ло объединитель страиы" (хоанг ла нет тхоаг тп) - ХУШ в. - создай как "имитация исторического повествования" (Рафтш Б.Л.). 3 летописях содораалпсь тщательно отредактированные речи, доклады трону, построенные по веса канонам тогдашнего искусства красноречия, однако наряду с этик использовалась и сюжетные произведения - ле-

- 10 -

ганда, рассказы об исторических лицах, а также стихи и пасни. Историки Вьетнама Х-ХУ веков вводили в свои исторические труды многие элементы богатой фольклорной традиции.Она считали фольклор важным коь/понэнтоа исторического описания. "Тзиаствсшше силы зеулх Вьет" (вьет диен у линь) - произведение Ли Те Сюйзна (Х1У в.) - стало первой попыткой вьетнамкой худокестЕЭНной прозы отойти от исторических трудов. В произведении много вымысла и ряд рассказов построен в соответствии о требованиями "apevoнa искусства", а из строгой ' исторической хронологии.

В третье^ главе выясняется общий исторический взгляд хронистов Х-ХУ веков, а также объединение конфуиааиской коацетхип и народного мировосприятия. Исследование опирается на анализ фольклорного влияния в хрониках.

Первый раздел посвялен фольклорной традиции Вьетнама а исторической теыатике в фольклоре. Уделяется внимание двуа видам фольклора: ыифш о первопрэдко а пародии/, песням об исторических героях. В народном мировосприятии история выступает как "родословное дерево". Ряд мифов и преданий рассказывает о родоначальнике, о самом возникновении вьетоа, о нравах а обычаях страны. В порвие века вайей эры аоявилиоь народные пеона об исторических героях. Эта песни, исполняааио во вреыя народакх праздников прославляли героев , зашатавших свой народ. Таким образом в народном мировосприятии история предстает как возникновение и существование рода.

Во второй разделе.рассматривается сочетание конфушав-. ского подхода с использованием мифов а предавай в летописях, ошрашшмя на хронику.Нго Ши Лиэна (ХУ в.) "Полный овод аоторачеоких записей Великого Вьета".

Отбор мифов и преданий, выполненный Нго Ей Лаеном,как это явствует пра сопоставлении со сборником "Дивные повествования зеиля Яииьааи'Ч^лкнь нам чек куай") Ву Куаня (ХУ-в.) а Кьау Фу СХУ в.), дает основания для следувдпх выводов:

а) Хроаисг извлекал фольклорные материалы аз. двух ио-

- II -

гочников: местного фольклора а китайского фольклора - ыи-фц а. легенды Китая входила л коифушанокай канои а в древнекитайские исторические труди.

Материалы, заимотаозаниыо из "Шуцзина" и "Исторических записок" Сша Цяия, используются во введении к "Полному своду исторических зап::сей Великого Бьзта". Здесь вэ указываются даты исторических событий, вместо которых следуют замечания типа: "а древности Xyau-дн оснотая десять тисяч стран ...". Большая часть сюжетов является продолжением фольклорной китайской традиции. В "Полной свода..." прэвдгавлевы и соединения нескольких рассказов из сборника "Дктащ© повествования земли Линьнаы". Таково, например, повзствованио "Ки Хонг Банг", составленное из рассказов "Хунт Выопг", "Тхань Зоаг", "Тан Зиеа".

d) Вводя фолыслорние произвольная в хронику, автор отбрасывал "лишние детали", т.е. все, не соответствующее авторским воззрениям на историю и общество. Например,почти соаершенно отсутствуют разного рода чудеса. Главные мифы и предания, помоиенныэ в хронике в "Неосиовниа анналы" по- • свяиенн основателям государства. Этими преданиями, хронист хотел доказать:

- Независимость государства "Великий Зьет": мифы о той, что Хуан-да вручил территории государю Зьет, что Ca Шу установил границы земель Зао-Ти.

Здесь уместно.провести сопоставление с японскими историческими хрониками Кодзики (УШ э.). Хах вьетнамские, тгж и японские хроники выводят происхождение своего государства от некой священной силы, с тем"лишь различием, что в яшшских хрониках эта сила - местного проасховдания, а во вьетнамских "заимствована" из конфуцианской исторической литературы.

- Гооудара "Великого Вьета", как и государи Китая -потомки Иэнь Нуна (Божественного земледельца).

Первые правители земли Дай Вьет согласно народный легендам были местного проаоховдения, Хронист выздгает Персию, согласно которой первый правитель земли Дай Зьет : -

- 12 -

Киць Зыонг - Выонг - принадлежал к роду Шэнь Нука. Те скупка данные, которые соойщагэтся о делах я речах древнейших вьетнамках государей, характеризует их скороа как фольклорных порсоаа-ой. Само по себе обращение к атш государям. преследует адиксменнуп цель - доказать, что праЕлтелк Вьетнама - столь ко высокого проиохоздения, что и правители Китая.

Таким образом, Нго Ии Лион обосновывал знатность рода основополонников зьотнакского государства. В хроиике отчетливо различимы дза мотива - предания, перодавняа события прошлого, и комментарии самого историка, стромякегося с конфуцианских позиций оцехшть достоверность передаваемых событий.

Третий раздел - культурные герои в фольклоре и в летописях - посвяшен сравнению основателей государства в хронике Нго Ши Лиена и в сборнике "Дивные повествования земля Линьнам". Сравнение свидетельствует о том, что хрошют представляет основателями государства культурных героев. В фольклоре эти герои выступают как создатели народных обычаев, тогда как в хронике становятся государями, содействующими укреплению государства (строительство крепостной стены, изобретение волшебного лука). Основатели государства являются тахзэ и основателями его культуры. Это конфуцианский взгляд аа истории а культуру. Небо вручает культуру государству через его правителей.

Как видим, подход к исторической тематике в хрониках представлял ообой своего рода объединение фольклора с представлениями конфуцианства, причем последние играли толь оептщевинц.

Четвертая глава вооит название "Оды - фу ХШ-ХУ веков".

Первый раздел, посвяшенный характеристике Фу, строится аа материалах сборника Хоань Туй Фу (ХУ а.) "Оды мудрых лвздей". •

- 13 -

Основные полокения диссертации:

- Ода создавались лвдьми высокообразованной,ш/епкимя возможность использования саккос соэегнсннцх литературных средств. Во Зьетнаг/е оди появилась одновременно с появлением интеллигенции (ХШ в.).

Особенно интенсивное развитие данного яанра. приходится на то вреия, когда в связи с укрепленном дозаилй конфуцианства возрастает число и влияние конфуцианских ученых.К ХУ в. вьетнамские оды в количестве 103 произведения были представлен:-! в сборнике "Оды мудрых ладей". В ХУ1-ХУП вп. оды создавались даосскши отшельниками; внразая возвышенные умонастроения даосской философии, они по большей часта била исписаны по-зьетаамски (с помогаыз иероглифами). В ХУШ-Х1Х ев. оды на вьетнамском язнкэ продолжала бытовать в творчестве городской интеллигенция.

- Функция яанра - прославление достоинства государя и могушесгза страны (оды ХШ-ХУ вэкоп ), а после ХУ в. - наставление, выражение идеалов благородного ыуг.а (Цчгоньцзи).

3 одах содержатся описания событий, что отличает данный канр ог поэзии о ее устреуленностьв к авторски« переживания!/, Не чувды одаы и описания порсонакей, а определенные сдаетиые повороти, пусть а ве слишком сложные.

- По форме ода представляет собой объеданение стихотворных и прозаических элементов. 3 процесса разлития литературы происходило обложение Су с поэзией, никогда однако не доходишоо до полного совпадения.

Язык од отличается тшательнейшей отделкой и предельной изоиреаноотья. Это своеобразная лаборатория по-совершенствованию литературного языка, однако для современного читателя восприятио од представляет немалые трудности.

Во втором раздела рассматривается выражение исторической темы в Оу ва хаавапе в проазводеэцях ХШ-ХУ веков. Главные произведения 5у аа хаиваао ХШ-ХУ веков - это славословия в честь государя я страны через прославление известных исторических мест, связанных о расцветом а упадком

- 14 -

государства или династии (места победоносных битв; родина государя...). Иногда ряд произведений Фу, объединенных обида назвали3V, постшаастоя описанию одного и того г:е исто-ричоского места.

Воодушевленные описания природы встречаются в одах всех эпох. 3 одах буддийских свяшенноолукителеЯ (ХШ в.) -ото светлые лунные пеНэахл, живительное дуновение прохладного ветра, т«хие пагода в горах. 3 одах даосских отшельников (ХУ1-ХУП вв.) перед читателей/ предстает бе&мятокная облъекая природа. В одах ХШ-ХУ вв., написанных по-китайски, природа - это свшеинке, пааятние ыеста, как бы сш/вомзиру-нм19 само государство. Природа предстает во всеохватывающем ракурсе: Восток, Запад, Юг, Сепер, Небо, Земля.

Описание начинается изображением гор и рек, етвогвого и растительного мира. Мотив гор и рек восходит к пейзажной поэзии Китая. Его основу составляют геомантичеокае пред-стаэлешщ о чудесаья свойствах овяаеявых мест. Священная зеяяя создает талантливых лицей. Гори и рэкя предстают,как правило, в каком-то исключительное виде, подчеркивагаиы их садненную природу: гора Яаа/шон прогшша всех гор (царила гор), река Лыонгтхюи - бурная и строптивая, в воз зтекамт другие реки, и потоки (паравд рек). 3 таком окру?.:еию1 и появился на свет le Лой ("Ода о горе Лам и реке Jluoar").

Описанием природы подчеркивается величие человека -мудрые государи, талантливые военачальники в полаом согласии о принципами конфушанства добиваются успехов (установление кара в государстве, восстановление законной династии), ибо руководствуются высокм/u моральными нормами, Зта идея четко выражается либо в стихотворениях, резгамаруюаиэ содержание произведения, либо в самой, произведении. Например, в "Ода о горе Лам и реке Лыонг". Яе Тхань Тонго фигурируют два персонажа, одка из которих утверждает репатаую роль священной горы Лай и реки Лыонг в победе, другой - роль человека (гооударя Лэ Лоя).

■ Такии образом, хотя геоиантические представления а обусловила определенный подход к описанию природа, в объяо-

- 15 -

нонгл двнтупей силы истории авторы фу стояли на позициях коийупианства.

В одах ХШ-ХУ вв., нопиоанншс на ханзало, постоянно присутствует противопоставление дпух мотивов: проповедуемого даооизйоц подхода, утверудооаего магические свойства зеу-ла, как основу успеха, и конфуцианской концепции человеческих добродетелей. В ряде случаев это противопоставление осу-иествлпется косвенно, когда магические свойства природы дают себя знать в тех или пшх исторических событиях, а других случаях противопоставление оказывается цопооредатвеннт!,оау-шестпллемхм через контрастные образы псрсонакеи, как в "Оде о гора Лам а реке Лноаг". Однако в любой случае на доле конфуцианского персонажа. остается закяячательное суждение.

Ода ХШ-ХУ вв. на хаавано представляют собой погодиуе исторические записи, выполненные рш.-пческой прозой а расска-зызеюаиэ о восстаниях, сражениях и других событиях. События ■распогокзиы в историческом времена и описывается весьма детально. Например, в оде Нгуен Чая о горе Та Линь прославляется восстание Ле Лоя: не одно крупкоэ сракеале не обходится виы/аииеи автора, все восяачальвшм обеих отороя оказываются упоыяяутыиа. Сгааетаоэ построение од начинается с описания причт: события, затем следует собственно процесс, а, вако-поц, результат (восстановление мира и спокойствия). Географические t/еста, персонаж! сопоставляются в целях прослаяле- ■ ния, с престижными по конфуцианским взглядам географическими местами а персонажами Катая,

Чтобы более контрастно оттенить характерные особенности фу на ханваие с их отчетливой ориентированностью иа истора-чэскую тематику, э третьей разделе данной главы дазтоя краткая характеристика появившихся в ХШ-ХУ вв. произведений тан-ра фу, написанных аа вьетнамском языке ( ноы ). Фу на вьетнамском языке появилась в ХЙ в. Первые произведения создавались буддистами. По rjopae фу на вьетвзаокои яыжэ су-пвотаенно отличается от фу на ханване. Здесь пи видна произведения на обычные казненные темы: "Фу о воспитанна детей" (зао га фу) ,"Оу о пагоде на roí л Хоа Иен" (хоа иен ты бу)

. - 16 -

буддиста Хюсн Куанга (1254-1334 гг.). Они близки к стиха« н яе содержат каких-либо исторических воспоминаний. Соответственно и читатели од на вьетнамское языке не обязательно принадлежали к высшему культурному сдою.

Пятая гл;\ад носит название "Эпический герои в лирике X -ХУ веков". В этой главе изучаются исторические взгляды, представленные в произведениях известных поэтов.

Первый раздел посвякон развитии поэзии X -ХУ вв., которая подразделяется на дна периода. Первый (Х-ХП) представлен в основном буддистскими стихотворениями - уроками монахов для своих учеаиксн. Второй (ХП1-ХУ вв.) - произведения конфушавцев. Ваниойаей особенностью мировоззрения средневековых поэтов Вьетнама является смешение трех учений, как бы разделивших между собой "сферы влияния":сфера политика я общественных отвошовий рассматривается под кон-йушашжим углом, зрения, природа - с буддистских и даосских позиций. Это приводит к появлению двух типов героя в поэзии Х-ХУ веков: эпически!} герой и уединенный герой. Последний появляется под влиянием философия буддизма и даосизма. Стихотворения самые разнообразные даот достаточно богатый материал для уяснения особенностей уединенного героя.

Во втором разделе проводится анализ эпического героя в стихотворениях Х-ХУ вв. Эпический repoli - это герой приняв/анший активное участие в вакшх исторических событиях своей страны. Выделяются дна типа эпического героя:

I. Военачальники. Социальной основой возникновения этого типа героя послужило формирование слоя военной аристократии в результате военных событий Х-ХУ веков. Основные действия этих гароев - зашита государства.

Генералы Чая Нот Tour (1258-1308) я Чан Куаяг Хай (1248-1294) были известными поэтами ХШ века. В их коротких стихотворениях (поэтических миниатюрах) представлена смена -периодов войны - мира, бедствия - порядка государства. Мир по взглядам этих поэтов не только порядок в государстве,но и возыокаоать для человека наслаждаться красотами природы

- 17 -

(в образах поэзии здесь слышны и буддистские а даосские потки).

Идеал Оаи Нгу Лао (1255-1320) и Дан г Зуая СИУ в.) -последних поэтов династии Чаи - верность государи и следован по примеру древних (известных китайских исторических героев). 3 трахтозко героев заметно увлечение изоаранао-лра-увеличенной символикой. Человек сопоставляется нэ только с псторнчоакпми событиями, но дяде с космическими явлениями. Здесь явно чувствуется влиявао фольклора.

Сравнение эпических гороев рассматриваемых произведений с эпическими городки фольклора позволяет заключать, что образы добродетельных военачальников служат поэтам для выражения конфуцианских взглядов на история и на человека.

2. Зысокопоставленццз сановники. Этот тип гороя возник в конце ХШ в. в произведениях поэтоз-тояфулианцеэ.гйчь идет о государственных деятелях, которые по приказу государя отправлялись з разного рода миссии, осуществляли деловые поездки, выполняла дипломатические поручения. Эти пераоыаги часто вспоминают о прошлой истории, о событиях, связанных с судьбой государства. Исторические события прошлого используются поэтами для размышлений о судьбе государства.

Национальный герой и государстненный деятель Нгуен Чай был первым поэтом, который ввел ватауто общественную тематику в поэзии яа родном языке. Его произведения характеризуются вниманием к исторической кизпи, ее подробным описанием,

Сиы.пагаей к народу пронизана вся обиестзенно-политиче-ская деятельность Нгуен Чая, Зга симпатия проистекала не только от глубокого понимания аотории, но и от сшой жаз- . аонной практика, поэта и государственного деятеля, преете с Ло Лот возглавившего победоносное восстание, в успешном завершении которого решающую роль сыграла народные массы.О роли народа в истории и в общественной жизни сам Нгуен Чай ; говорил образно: "Народ - как поток, поток несет лодку, но мэг.ет и опрокинуть ее". Под лодкой здесь имеется в виду го-

- 13 -

сударсгво, императорски;* дзор. По уыслп НЗгуоп 7ая, "воля народа - воля Неба", и в чаяниях народных дает себя знать небесное предначертание.

Как и друтпэ авторн этого периода, вывод Нгуев Чая, не яыходя'шЯ за рамки конйупяаиского подхода,сводится к тоуу, что расцвет а упадок государства определяется а конечном итого полой Ноба. Стихотворения, написанные буддистами, ли-цеиы подобных исторических мотетов.

Заключение.

3 Заключении содержится ряд выводов обобщавшего характера. До X века Зьетнам входил в состав Китая, а вьетнамская литерагуда в своеы развития опиралась как на собственную фольклорную традицию, так а на китайскую литературу. Зъетваы-ское образованное сословие, уоваиванаое в средние века положения хоищудаанатва а ютайскао исторические сочинения постелен «о освамаот различные литературные напри, з той числе поэтические, что приводит к становлению вьетнамской литературы. ориентированной на китайские образы. 3 выражении исторической теын в литературе, кокфуиианский взгляд сочетается о другими рэлпгиозао-фялософокпни подходами, а та:скэ с фольклорными интерпретациями событий (с фольклором в летописи, с фэкшуй в фу, о даосизиок и буддизмом а поозии). 3 таком соединении. вовфуциаиские элементы всегда играла роль сердцевины.