автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кистова, Анастасия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии"

На правах рукописи

Кистова Анастасия Викторовна

Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии

Специальность 09.00.11 — социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

5 ДЕК 2013

Красноярск - 2013

005542738

005542738

Диссертация выполнена на кафедре культурологии Гуманитарного института ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Копцева Наталья Петровна

Официальные оппоненты: Панюков Александр Иванович, доктор

философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», кафедра философии, профессор кафедры

Черняева Александра Сергеевна, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», кафедра философии, доцент кафедры

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный

педагогический университет имени В.П. Астафьева»

Защита состоится 27 декабря 2013 года в 16:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.099.17 при ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» по адресу: 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79, ауд. 8-06.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Автореферат разослан «26» ноября 2013 года

Ученый секретарь Диссертационного совета

Петров

Михаил Александрович

сильной исследовательской программы социальных исследований рассматривается в работах Х.Г. Кеглера, Дж. Александера, Ф. Смита, В.Г. Кузнецова1 и др.

Специфика этнографического подхода раскрыта в работах по истории этнографии (С.А. Токарев, С.М. Широкогоров2). Наиболее активно вопрос о новом значении и применении этнографического подхода в социокультурных исследованиях обсуждается в рамках социологии культуры (A.C. Готлиб, В.А. Ддов, Л.Г. Ионин, Е.В. Полухина, В.В. Семенова, В.П. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова, A.B. Филькина, И.Ф. Девятко, М. Хаммерслей, П. Эткинсон3 и др.), этносоциологии (Г. Гарфинкель, Н. Гончарова, Т.Г. Стефаненко, A.B. Сухарев, С.А. Бухарова4 и др.), культурной антропологии (Р. Торнтон, Дж. Маркус, П. Бергер, Т. Лукман, B.C. Малахов, Е.О. Труфанова, А.Г. Пондопуло5 и др.).

Ключевыми трудами, раскрывающими методологический потенциал этнографического подхода как эмпирической основы социально-философских исследований, являются работы П. Рикера6 и К. Гирца.

редактор A.A. Грицанов. — Минск: Книжный дом, 2003. — С. 323 — 326.; Визгин В.П. Силуэт первый: Вильгельм Дильтей // Философские науки. - М., 2010. — № 5. - С. 5 — 20.; Самылов O.B. Принцип историзма в философии В. Дильтея // Социально-гуманитарные знания. - M., 2012. - № 5. - С. 69 - 79.; Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. - 1999. - № 1 (11). - С. 3 - 10.

1 Kögler H.H. The Power of Dialogue. - London: The МГГ Press Cambridge, 1996. - 323 p.; Апександер Д., Смит Ф. Сильная программа в культурсоциологии // Социологическое обозрение. — 2010. — Т.9. - № 2. — С. 11 —30.; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. — М. : Изд-во МГУ, 1991. — 192 с.

2 Токарев С.А. Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира: в 2 т.- М.: Наука, 1999; Токарев С.А Истоки этнографической науки: до середины 19 века.- М.: Наука, 1978.- 167 е.; Широкогоров С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов [Электронный ресурс] // http://www.shirokogorov.ru; Широкогоров С.М. Избранные работы и материалы: в 2 кн. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001-2002.

3 Готлиб А.С Методологические основания количественного и качественного подходов в социологическом исследовании. - М.: Флинта, 2005. - 384 е.; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2000. - 596 е.; Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - M.: PITY, 1995. - 151 е.; Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические чтения. Вып.1. - М.: Ин-т социологии РАН, 1996. - С.49 - 95.; Полухина Е.В. Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях // Социологические исследования. — 2010. - № 7. — С. 143 — 147.; Семенова B.B. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию. — М.: Добросвет, 1998. — 290 е.; Романов В.П., Ярская Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в социологии [Электронный ресурс] // Социологический журнал. — 1998. - № 1/2. — С. 145 — 160. — Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/12roman.htm; Филькина A.B. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции: автореф. дис. ... канд. социолог, наук. - М., 2009. — 30 е.; Девятко И.Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России (тезисы к VIII Харчевским чтениям) // Социологические исследования. — 2007. - № 9. — С. 35-37.; Hammersley M. What's Wrong With Ethnography? - London: Taylor & Francis, 1991. - 240 p.; Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Third Edition. - London: Taylor & Francis, 2007. — 275 p.; Atkinson P. The ethnographic imagination. - London: Routledge, 2012.-210 p.

4 Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. - СПб.: Питер, 2006. - 335 е.; Полевая кухня: как провести исследование / Под ред. H.B. Гончаровой. — Ульяновск: Симбирская книга, 2004.; Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.

- М.: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 е.; Сухарев A.B. Особенности этнической идентичности в этнически ориентированных учебных центрах / A.B. Сухарев, С.А. Бухарова // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 82-91.

5 Thornton R. The Rhetoric of Ethnographic Holism // Cultural Anthropology. - 1988. - Vol. 3. - № 3. - P. 285 - 303.; Marcus G. Imagining the Whole: Ethnography's Contemporary Efforts to Situate Itself // Critique of Anthropology. — 1989. — Vol. 9. - № 3. - P. 7 - 30.; Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. — 323 е.; Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии.

— 1988. — № 2. — С. 43—53.; Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. - 2010. -№ 2. — С. 13 — 23.; Пондопуло А.Г. От этнографии-описания к этнографии-диалогу // Одиссей: Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. -М.: Наука. 1991. — С. 115 - 124.

6 Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. — М.: Медиум, 1995.-415 с.

Проблемам изучения социальных культурных и этнических идентичностей посвящено множество исследований и в России, и за рубежом. Наиболее значимы для данной диссертации конструктивистские подходы к пониманию идентичности, представленные в трудах Ф. Барта, B.C. Малахова, В.А. Тишкова1 и др.

Возможности изучения культурных и этнических идентичностей на материале анализа произведений изобразительного искусства в качестве культурных текстов и методология таких исследований представлены в трудах Н.П. Копцевой, A.A. Семеновой, К.В. Резниковой, H.H. Пименовой, H.H. Середкиной, Н.М. Либаковой2 и др.

Возможностям философской интерпретации произведения «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова посвящены работы М.П. Сокольникова, М.А. Волошина, Г.Л. Васильевой-Шляпиной, М.В. Москалюк, Т. Кожевниковой, Н.Г. Машковцева, Т.В. Постниковой, В.Я. Шанина, Е. Зотовой, В. Цагараева3 и др. Наиболее полная характеристика образов картины и истории создания содержится в трудах В .С. Кеменова4. Исследование композиционных структур и их общекультурного символического значения осуществлено В.И. Жуковским5.

Опыт использования комбинированных методов и междисциплинарных подходов для изучения особенностей культурной и этнической идентичностей в рамках практических экспериментов представлен в исследованиях российских и зарубежных ученых, утверждающих эффективность совмещения социологических, философских и этнографических методов: Е.В. Полухиной, Г.Г. Татаровой,

1 Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: сборник статей. — М.: Новое издательство, 2006. — 200 е.; Малахов B.C. Символическое производство этничности и конфликт [Электронный ресурс] // Язык и этнический конфликт. — М.: Гендальф, 2001. — Режим доступа: http://iph.ras.ru/page52332382.htm; Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. - 1997. - № 3. — С. 3 — 21.; Резникова К.В. Социальное конструирование общенациональной идентичности в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. философ, наук: 09.00.11.- Красноярск, 2012.- 20 с.

2 Семенова A.A. Модификации древнерусского концепта «государство» в российской культуре XXI века: методологический аспект: дис. ... канд. философ, наук: 24.00.01. - Красноярск, 2009. — 198 е.; Копцева Н.П., Пименова H.H., Лузан B.C., Семенова A.A., Сертакова Е.А., Бахова H.A. Этнообразующие механизмы и формы самосознания коренных народов в условиях внешнего цивилизационного давления (на примере якутского этноса) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — Красноярск: СФУ, 2012. — Т. 5, № 7. — С. 988 — 1004; Пименова H.H., Марышева A.B. Деревянное зодчество Красноярска как пространство процессов территориальной и этнокультурной идентичности // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Красноярск: СФУ, 2011. - Т. 4, № 12. - С. 1784 - 1793; Неволько H.H. Визуализация этнической темы в живописных и графических произведениях искусства хакасских мастеров // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Красноярск: СФУ, 2011. - Т. 4, № 8. - С. 1109 — 1126; Либакова Н.М., Копцева Н.П. Отечественная культура рубежа XIX — XX вв. в поисках истины. Истинность реального бытия человека в философии всеединства Владимира Соловьева и творениях русской живописи // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — Красноярск: СФУ, 2009. — Т. 2, № 1. — С. 67-83.

3 Сокольников М.П. Идеи и образы «Боярыни Морозовой» // В.И. Суриков. 1848 - 1948. К столетию со дня рождения.-М.: Изд-во АХ СССР, 1948.-163 е.; Волошин М.А. В. И. Суриков. - Л.: Художник РСФСР, 1985.-223 е.; Васильева-Шляпина Г.Л. В. Суриков. - СПб.: Иван Федоров, 2002. — 350 е.; Москалюк М. В. Творчество Сурикова в русле православной традиции русской культуры // Медный Всадник-Сибирский регион: журнал-альманах. - Красноярск, 2004. - №1. - С. 94 - 108.; Кожевникова Т. Суриков. - М: Белый город, 2003. - 48 е.; Машковцев Н.Г. В.И. Суриков. - СПб.: Искусство, 1994. - 192 е.; Постникова Т.В. Суриков. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 127 е.; Шанин В.Я. Суриков, или Трилогия страданий: роман-исследование. - Красноярск: Дом искусств, 2005. — 779 е.; Зотова Е. Василий Суриков: подборка статей // Искусство - Первое сентября. — М., 2006. - № 5. — С. 8.; Цагараев В. Василий Суриков. Известный живописец и неизвестный философ [Электронный ресурс]: Сайт Валерия Цагараева. - Режим доступа: http://www.anaharsis.ru

4 Кеменов B.C. В.И. Суриков: историческая живопись, 1870-1890. - M.: Искусство, 1987.- 302 с.

5 Жуковский В.И. Формула гармонии: Секреты шедевров искусства. - Красноярск: Бонус, 1999. - 206 с.

М.Буравого, H.K. Дензина, Й.С. Линкольна, Р. Крюгера, С. Квале, Д. Сильвермана6 и др.

Достаточное количество научных трудов, посвященных проблемам обновления методологической базы современной социальной философии для исследования социальных культурных и этнических идентичностей, их дискуссионная направленность указывают на открытый характер процессов формирования новых концептуально-методологических оснований современных социогуманитарных исследований.

Однако вопросу применения этнографического подхода в качестве эмпирической основы для раскрытия социально-культурных смыслов, содержащихся в произведениях изобразительного искусства как в репрезентативных текстах культуры, уделено недостаточно внимания. Эффективность этнографического подхода для конструирования этнокультурной и общенациональной идентичностей требует серьезного исследовательского внимания. При этом создание и восприятие произведений изобразительного искусства выступает в качестве одного из важнейших средств конструирования позитивных общенациональных и этнокультурных идентичностей. Остается высоким потенциал герменевтических процедур для обновления методов социального познания и формирования сильной исследовательской программы современной социальной философии.

Объектом диссертационного исследования являются процессы социального конструирования общенациональной и этнокультурной идентичностей.

Предметом исследования выступают возможности этнографического подхода в осмыслении процессов конструирования общенациональной и этнокультурной идентичностей.

Цель исследования — раскрыть и обосновать эффективность этнографического подхода в контексте герменевтических процедур для социально-философского моделирования процессов конструирования общенациональной и этнокультурной идентичностей.

Гипотеза исследования заключается в следующем: социально-философское моделирование процессов конструирования общенациональной и этнокультурной идентичностей нуждается в обновлении и расширение методологической базы. Эффективность этнографического подхода связана с новым применением герменевтических процедур для современных социально-философских исследований. Герменевтические процедуры, в свою очередь, предполагают создание определенных условий для реконструкции ситуации со-переживания, сотворения значимых социально-культурных (в том числе, этнокультурных) смыслов, норм, идеалов, ценностей. Эта реконструкция осуществляется с помощью

6 Полухина Е.В. Этнографическая фокус-группа как метод: особенности и процедура проведения: автореф. дис. ... канд. социолог, наук: 22.00.01. — М., 2012. - 25 е.; Татарова Г.Г. Методологическая травма социолога. К вопросу об интеграции знания // Социологические исследования. 2006, № 9. — С. 3 — 12.; Буравой М. Развернутое монографическое исследование: между позитивизмом и постмодернизмом // Рубеж. — 1998. -№10-11. — С. 154-176.; Denzin N.K., Lincoln Y.S. Introduction: the discipline and practice of qualitative research II The sage handbook of qualitative research. 3rd ed. — London: Thousand Oaks, 2005. — P. 1-32.; Крюгер P. Фокус-группа. Практическое руководство. — M.: Вильяме, 2003. — 256 е.; Kvate S. Dominance Through Interviews and Dialogues // Qualitative Inquiry. - 2006. - Vol. 12. - № 3. - P. 480 - 500.; Qualitative Research. Theory, Method and Practice / Edited by D. Silverman. -London: SAGE Publications, 2004. - 378 p.

этнографического подхода, который позволяет достаточно адекватно восстановить культурно-историческое время и пространство возникновения репрезентативных культурных текстов, создание и восприятие которых «запускает» и поддерживает процессы формирования позитивной этнокультурной и общенациональной идентичности. Возможно выделить наиболее репрезентативные культурные тексты, которые инициируют создание позитивных идентичностей, необходимых для современного российского общества. Одним из наиболее репрезентативных культурных текстов, активно влияющих на процессы этнокультурной и общенациональной российской идентичностей, является произведение В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Социально-философский анализ данного культурного текста поможет раскрыть конкретные механизмы формирования позитивной российской социально-культурной идентичности.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Раскрыть методологическую необходимость применения этнографического подхода для социально-философских исследований процессов конструирования этнокультурной и общенациональной идентичностей. Обосновать интеграцию этнографического подхода и «понимающей герменевтики» для данных исследований.

2. Выявить концептуально-методологический потенциал герменевтических процедур, разработанных В. Дильтеем и К. Гирцем, для социально-философского моделирования процессов формирования общенациональной и этнокультурной идентичностей;

3. Проанализировать содержание этнографического подхода в контексте осуществления герменевтических процедур, а также обосновать его необходимость для социально-философского моделирования процессов конструирования общенациональной и этнокультурной идентичностей;

4. Исследовать возможности применения новых методологических принципов для изучения процессов конструирования этнокультурной и общенациональной идентичностей на материале культурно-семиотического анализа живописного произведения В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» и практического эксперимента.

Теоретико-методологическим основанием диссертационного исследования выступили этнографический подход, разработка которого характерна для современной социальной философии, социальной антропологии, социальной психологии; концептуально-методологические положения «понимающей герменевтики» Вильгельма Дильтея, методологические принципы «насыщенного описания» Клиффорда Гирца, теория социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, концепции символического производства этничности Ф. Барта, B.C. Малахова, В.А. Тишкова и др.

Социально-философский анализ конструктивистских возможностей произведения изобразительного искусства основывается на семиотическом подходе, принципы которого представлены в исследованиях Ч.С. Пирса, P.O. Якобсона, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, К. Леви-Стросса, Р. Барта, Ю. Кристевой, Дж. Александера, Ф.К. Смита, К. Гирца, Р. Анхейма, представителей Тартусской семиотической школы, в работах В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой и др.

приобретает этнографический подход, который обладает большим методологическим и методическим потенциалом, а также способен встраиваться в эффективные методологические стратегии. Методологическую ценность для исследования актуальных социальных процессов представляет интеграция этнографического подхода и «понимающей герменевтики».

2. Методологический потенциал «понимающей герменевтики» связан с ее способностью преодолеть разрыв между субъектом социального познания и его объектом. В широком смысле «понимающая герменевтика» определяется как непрерывный и незавершенный процесс понимания и истолкования текстов культуры в контексте соотношения социального целого и его составляющих частей. Начало этого процесса находится в постижении психических взаимосвязей и от них идет к постижению взаимосвязей исторических. В качестве метода исследования социально-культурных феноменов «понимающая герменевтика» раскрывается как изучение результатов творческой деятельности духа культуры, их последовательное описание, переживание, основанное на реконструкции породивших их жизненных взаимодействий, и понимание с целью приближения к постижению самого «духа культуры», «духа народа».

Необходимость тщательной реконструкции исторического времени и исторического пространства, где был создан репрезентативный культурный текст, предполагает интеграцию «понимающей герменевтики» и этнографического подхода. Этнографические знания и модель исторического времени и исторического пространства, полученные с помощью этнографических научных данных, создают возможность достаточно адекватно понять и пережить социально-культурную эпоху, в которую был создан данный культурный текст.

3. Анализ современных представлений об этнографическом подходе позволяет указать на основополагающее значение концептуальных и методологических принципов «понимающей герменевтики» для его применения. Задача этнографического подхода в современных условиях - сделать доступными для понимания конкретные исторические условия формирования живых смыслов социальных (символических по сути) процессов этногенеза, культурогенеза и социогенеза в их тесной взаимосвязи с жизненным опытом и переживаниями современных людей. Ключевые особенности методики, разработанной диссертантом, предполагают следующие процедуры: 1) исследование шедевра как культурного текста, фиксирующего наиболее глубинные и общие культурные этнические и национальные смыслы; 2) ориентированность анализа произведения искусства на выявление и понимание смыслов культурного текста (применение основ «понимающей герменевтики»); 3) достижение результата анализа -формирование сценария взаимодействия реципиента и произведения искусства, способного дать живой опыт переживания, со-творения этнокультурных и общенациональных смыслов; 4) на заключительном этапе созданный сценарий применяется для организации взаимодействия конкретного зрителя с изученным произведением искусства, активно используется метод «насыщенного описания», чтобы создать возможности «оживления» культурных смыслов и их понимающее переживание реципиентом.

4. Социально-философский анализ художественного произведения В.И.

и

 

Текст диссертации на тему "Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии"

Федеральное государственное автономное образовательное учреадение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет»

На правах рукописи

04201455471

Кистова Анастасия Викторовна

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

Н.П. Копцева, доктор философских наук,

профессор, зав. кафедрой культурологии

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный

университет»

Красноярск - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Этнографический подход и «понимающая герменевтика» в современной социальной философии 20

1.1. Методологические основания применения этнографического подхода в исследовании социокультурной реальности 2 \

1.2. Концептуально-методологический потенциал «понимающей герменевтики» В. Дильтея ^

Глава 2. Возможности этнографического подхода для конструирования этнокультурной и общенациональной идентичностей

2.1. Интеграция этнографического подхода и «понимающей герменевтики» как методологическая стратегия конструирования социальных идентичностей

78

2.2. Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей в художественном произведении «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова

101

Заключение 130

Список использованных источников 139

Приложения 166

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с динамичными социальными процессами, многие из которых имеют принципиально иное качество, чем сто или даже пятьдесят лет назад. Новая социальная реальность предполагает и существенное обновление научной методологии, связанной с ее адекватным отражением. Современный человеческий мир представляет собой пространство возникновения и функционирования сложных социально-культурных процессов, наполненных многоуровневым знаково-символическим содержанием и требующих для своего освоения адекватных и эффективных методологических подходов. Поиски таких подходов ведутся во многих областях социально-гуманитарного знания. Ключевая роль в этом процессе принадлежит социальной философии. В современной социальной философии разрабатываются новые концептуально-методологические подходы, на основе которых возможны интеграция существующих методов и разработка новых междисциплинарных методологических стратегий, соответствующих сложным, многогранным и динамичным современным социальным объектам. Одним из самых актуальных подходов в начале XXI века выступает герменевтика, способная преодолеть существующую обособленность различных моделей социальной реальности и удержать гуманистическую ось социально-философских исследований.

Процессы глобализации и выступающие в противовес им процессы локализации выдвигают на первый план изучение проблем формирования социальной и культурной идентичностей как сложных и противоречивых явлений, определяющих и направляющих жизнь различных социальных групп, страт, человечества в целом как особой биосоциальной системы.

Складываются новые взаимоотношения между конкретными науками и социальной философией, идет взаимное обогащение методиками, методами, подходами, среди которых чрезвычайно эвристичным оказывается

этнографический подход. Его актуальность для социально-философских

3

исследований связана, прежде всего, с необходимостью эмпирической основы для расшифровки и декодирования смыслов, скрытых в символах и знаках этнической культуры как особой формы организации социальных связей. Существует богатый и длительный исследовательский опыт опоры социальной философии на накопленные этнографией сведения о различных этнокультурных группах, этногенезе, социогенезе, культурогенезе.

Второй аспект актуальности обращения к этнографическому подходу состоит в его внутреннем методологическом потенциале для изучения процессов социальной и культурной идентификации, позволяющем реконструировать уникальные и значимые моменты культурно-исторического времени и пространства достаточно точно. Реконструкция культурно-исторического времени и пространства является одной из задач «понимающей герменевтики», созданной Вильгельмом Дильтеем и предполагающей со-переживание, со-участие исследователя, его сотворчество с автором того или иного репрезентативного культурного текста. «Понимающая герменевтика»1 Вильгельма Дильтея, дополненная культурно-семиотическим подходом к анализу социальных процессов Клиффорда Гирца и ориентированная на постижение современных социально-культурных феноменов, обращается к этнографическому подходу для моделирования конкретной исторической среды, в которой возник определенный культурный текст, по отношению к которому выстраиваются герменевтические процедуры понимания, переживания и т.д.

Господствующая в современном мире аудиовизуальная культура по-новому оформляет социальное конструирование различных типов идентичностей. В рамках конструктивного подхода современная социальная философия обращается к анализу произведений изобразительного искусства как социокультурных текстов, содержащих этнокультурные и общекультурные смыслы и способных формировать положительные

1 Термин «понимающая герменевтика» указывает на специфическую форму философской герменевтики,

характерную для Вильгельма Дильтея, в отличие от «онтологической герменевтики» М. Хайдеггера,

«философской герменевтики» Г. Гадамера, «феноменологической герменевтики» П. Рикера и др

4

этнокультурные и национальные идентичности при взаимодействии

определенных культурных текстов с их реципиентами. Применение этнографического подхода для анализа этнокультурных смыслов, заложенных в произведениях изобразительного искусства, позволяет найти эффективные механизмы формирования позитивной этнокультурной и общенациональной идентичностей внутри сложного в социально-политическом и социально-культурном отношении современного российского общества.

Степень разработанности темы исследования. Проблема обновления методологической базы современной социальной философии обсуждается в российских исследованиях с 90-х годов XX века, в западноевропейской социально-философской и социально-антропологической мысли - с 60-х годов XX века, не теряя своей актуальности до сих пор. В работах таких отечественных исследователей, как В.Г. Федотова, В.Е. Кемеров, В.Ж. Келле, A.A. Сомкин, М.Э. Рябова, М.Е. Соболева, П.К. Гречко, зарубежных мыслителей - Дж. Александера, Ф. Смита, М. Сомерса, В. Гризвольда, Р.

I

Джейкобса, И. Валерштайна, С. Милеса, К.-О. Апеля, Ю. Хабермаса1 и др.

1 Федотова В.Г. Социальная философия и науки об обществе // Эпистемология и философия науки. - 2004. -Т. 2, № 2. — С. 119 — 135.; Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 61-78.; Келле В. Ж. Социальная философия: актуальные проблемы // Философия и общество. - 2006. - № 1 - С. 5 - 18.; Сомкин А.А. Специфика интегративной функции социальной философии в современном социогуманитарном познании // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2009. -№ 2. — С. 149 - 157.; Рябова М. Э. Социальная философия — методология ответа на современные проблемы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sarki.ru/studium/publ2/ryabova.pdf; Соболева М.Е. К методологии гуманитарных наук на пути реформы логики // Кантовский сборник. — 2012. — № 3. - С. 57 — 65.; Гречко П. К. Предмет социальной философии: опыт рефлексии // Личность. Культура. Общество. - 2004. -Вып. 1. - С. 88 - 107.; Alexander J. С. Introduction: Understanding the «Relative Autonomy» of Culture // Culture and Society: Contemporary Debates / ed. by J. C. Alexander and S. Seidman. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. - P. 1 - 27; Alexander J. C. Cultural Sociology or Sociology of Culture? // Culture. 1996. Vol. 10. № 3-4. - P. 1 - 5.; Smith Ph. The New American Cultural Sociology // The New American Cultural Sociology / ed. by Ph. Smith. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - P. 1 - 14.; Somers M. Narrating and Naturalizing Civil Society and Citizenship Theory // Sociological Theory. - 1995. - Vol. 13. - № 3. - P. 229 - 274.; Griswold W. The Devil's Techniques: Cultural Legitimation and Social Change // American Sociological Review. 1983. - Vol. 48. - № 5. - P. 668 - 680.; Jacobs R. Race, Media and the Crisis of Civil Society. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 189 p.; Wallerstein

I. Unthinking Social Science: the Limits of Nineteenth-Century Paradigms: Second Edition. - Temple University Press, 2001. - 296 p.; Miles S. Social Theory in the Real Word. - London: Thousand Oaks, 2001. - 192 p.; Апель К.-О. Трансформация философии. — М.: Логос, 2001. — 344 е.; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Весь мир, 2003. — 416 е.; Философская интеграция современного социально-гуманитарного знания. Круглый стол // Вопросы философии. - 2004. - № 7.; Современная социальная философия: Предмет и пути развития (материалы заочного обсуждения) // Личность. Культура. Общество. — 2002. — Т. 4. - Вып. 3 -4(13- 14). - С. 50 - 106.; Современная социальная теория // Личность. Культура. Общество. - 2003. - Т. 5. -Вып. 1-2 (15-16).-С. 33-83.

рассматриваются возможные функции социально-философского знания в

современных условиях, выявляются новые методологические подходы, обозначаются перспективы развития социальной философии в качестве платформы для междисциплинарных социокультурных исследований. Необходимость междисциплинарных социально-гуманитарных исследований обосновывается в работах таких ученых, как Дж. Томпсон, Р. Палмер, В. Джост, М. Гайд, Дж.Л. Брунс, И.С. Дудник, С.Ф. Самойлов, Н.Е. Чертакова, Т.Г. Кислицына, Н.Ю. Тараненко1 и др.

Особое внимание в контексте диссертационного исследования имеет концептуально-методологический потенциал «понимающей герменевтики» Вильгельма Дильтея2 и современные ее разновидности в работах Клиффорда Гирца3. Разностороннее изучение наследия В. Дильтея и герменевтической традиции в контексте обновления методологической стратегии социальной философии содержится в трудах О.В. Орловой, A.B. Лызлова, О.В. Печенкиной, В.В. Архангельской, C.B. Ивановой, Ю.М. Шаева, Ф. Роди, P.A. Маккрила, Н.С. Плотникова, О.Б. Пановой, Т.Г. Румянцевой, В.П. Визгина, О.В. Самылова, В. Малахова4 и др. Значимость герменевтики В. Дильтея и К.

1 Thompson J.B. Critical Hermeneutics: A Study in the Thought of Paul Ricoeur and Jürgen Habermas. -Cambridge University Press, reprint edition, March 2003. - 268 p.; Palmer R.E. Hans-Georg Gadamer: Philosophical Writings. Edited by Lewis E. Hahn. - LaSalle, IL: Open Count Press, 1997. - 232 p.; Jost W., Hyde M., eds. Rhetoric and Hermeneutics in Our Time: A Reader. - New Haven: Yale, 1997. - 406 p.; Bruns G.L. Hermeneutics Ancient and Modern. - New Haven: Yale, 1992. - 318 p.; Дудник С.И. Философия как самосознание культуры: к генезису культурологических идеологем XX века: дис. ... д-ра философ, наук: 09.00.13, 09.00.03. - СПб., 2001. - 354 е.; Самойлов С.Ф. Метатеоретическая интерпретация философии культуры: дис. ... д-ра философ, наук: 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2009. - 274 е.; Чертакова Н.Е. Философские основы гуманитарного знания // Социально-гуманитарные знания. - М., 2012. - № 5. - С. 110

- 119.; Кислицына Т.Г. Понимание в структуре гуманитарного знания: дис. ... канд. философ, наук: 09.00.11.

— М., 2004. — 174 е.; Тараненко Н.Ю. Понимание культуры как научной проблемы современного западного философского и культурологического знания: диалектический аспект: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2007. - 23 с.

2 Дильтей В. Описательная психология. — СПб.: Алетейя, 1996. — 160 е.; Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. — Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 421 е.; Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. / Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. - Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе. - М.: Три квадрата, 2004. - 424 с.

3 Гирц К. Интерпретация культур. - М.: РОСПЭН, 2004. - 560 с.

4 Орлова О.В. Герменевтическое измерение языковой картины мира в контексте взаимодействия культур:

дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. — М., 2010. — 292 е.; Лызлов A.B. Истоки гуманитарного направления в психологии: на материале трудов В. Дильтея: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. - М., 2006. - 141 е.; Печенкина О.В. Коммуникативные модели в герменевтике и психоанализе. Компаративное исследование: автореф. дис. ... канд. философ, наук: 24.00.01. - СПб., 2009. - 29 е.; Архангельская В.В. Значение идей Дильтея для современной практической психологии: «жизненные понятия» и «категории жизни» [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. — 2005. — №2. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/mpj/2005/n2/2601.shtml: Иванова C.B. Влияние идей гуманизма на формирование

6

Гирца для появления сильной исследовательской программы социальных

исследований рассматривается в работах Х.Г. Кеглера, Дж. Александера, Ф. Смита, В.Г. Кузнецова1 и др.

Специфика этнографического подхода раскрыта в работах по истории этнографии (С.А. Токарев, С.М. Широкогоров2). Наиболее активно вопрос о новом значении и применении этнографического подхода в социокультурных исследованиях обсуждается в рамках социологии культуры (A.C. Готлиб, В.А. Ядов, Л.Г. Ионин, Е.В. Полухина, В.В. Семенова, В.П. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова, A.B. Филькина, И.Ф. Девятко, М. Хаммерслей, П. Эткинсон3 и др.), этносоциологии (Г. Гарфинкель, Н. Гончарова, Т.Г.

гуманитарного знания // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 19 - 28.; Шаев Ю.М. Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа: автореферат диссертации ... кандидата философских наук: 09.00.01. - Волгоград, 2009. - 16 с.; Роди Ф. Интенсивность жизни: К вопросу о месте графа Йорка между Дильтеем и Хайдеггером // Логос. - 1999. - № 10 (20). - С. 29 - 42.; Маккрил P.A. Творческая сила истории и построение исторического мира у Дильтея // Герменевтика. Психология. История (Вильгельм Дильтей и современная философия): материалы научной конференции РГГУ / Под ред. Н.С. Плотникова. - M.: Три квадрата, 2002. - С. 41 - 64.; Герменевтика. Психология. История (Вильгельм Дильтей и современная философия): материалы научной конференции РГГУ / Под ред. Н.С. Плотникова. - М.: Три квадрата,-2002. -208 е.; Панова О.Б. Философия культуры в метафизическом поиске. Статья 2: Культура как жизненный мир человечества. Метафизические вариации философии жизни // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2011. - № 343 (февраль). - С. 55 - 62.; Румянцева Т.Г. Дильтей // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / Сост. и гл. науч. редактор A.A. Грицанов. — Минск: Книжный дом, 2003. - С. 323 - 326.; Визгин В.П. Силуэт первый: Вильгельм Дильтей // Философские науки. - М., 2010. — № 5. — С. 5 — 20.; Самылов О.В. Принцип историзма в философии В. Дильтея // Социально-гуманитарные знания. - М., 2012. -№ 5. - С. 69 - 79.; Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. - 1999. - № 1 (11). — С. 3-10.

1 Kögler H.H. The Power of Dialogue. - London: The MIT Press Cambridge, 1996. - 323 p.; Александер Д., Смит Ф. Сильная программа в культурсоциологии // Социологическое обозрение. - 2010. - Т.9. - № 2. - С. 11 — 30.; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

2 Токарев С.А. Избранное. Теоретические и историографические статьи по этнографии и религиям народов мира: в 2 т.- М.: Наука, 1999; Токарев С.А. Истоки этнографической науки: до середины 19 века.- М.: Наука. 1978.- 167 е.; Широкогоров С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов [Электронный ресурс] // http://www.shirokogorov.ru; Широкогоров С.М. Избранные работы и материалы: в 2 кн. -Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2001-2002.

3 Готлиб А.С Методологические основания количественного и качественного подходов в социологическом исследовании. - М.: Флинта, 2005. - 384 е.; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2000. - 596 е.; Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. - М.: РГГУ, 1995. - 151 е.; Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические чтения. Вып.1. — М.: Ин-т социологии РАН, 1996. - С.49 — 95.; Полухина Е.В. Этнографический метод в отечественных социологических исследованиях // Социологические исследования. - 2010. - № 7. - С. 143 - 147.; Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию. — М.: Добросвет, 1998. — 290 е.; Романов В.П., Ярская Е.Р. «Делать знакомое неизвестным...»: этнографический метод в социологии [Электронный ресурс] // Социологический журнал. - 1998. -№ 1/2. -С. 145 - 160. - Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/12roman.htm; Филькина A.B. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции: автореф. дис. ... канд. социолог, наук. - М., 2009. — 30 е.; Девятко И.Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России (тезисы к VIII Харчевским чтениям) // Социологические исследования. — 2007. - № 9. - С. 35-37.; Hammersley M. What's Wrong With Ethnography? - London: Taylor & Francis, 1991. - 240 p.; Hammersley M., Atkinson P. Ethnography. Principles in Practice. Third Edition. - London: Taylor & Francis, 2007. - 275 p.; Atkinson P. The ethnographic imagination. - London: Routledge, 2012. - 210 p.

Стефаненко, A.B. Сухарев, С.А. Бухарова1 и др.), культурной антропологии

(Р. Торнтон, Дж. Маркус, П. Бергер, Т. Лукман, B.C. Малахов, Е.О. Труфанова, А.Г. Пондопуло2 и др.).

Ключевыми трудами, раскрывающими методологический потенциал этнографического подхода как эмпирической основы социально-философских исследований, являются работы П. Рикера3 и К. Гирца.

Проблемам изучения социальных культурных и этнических идентичностей посвящено множество исследований и в России, и за рубежом. Наиболее значимы для данной диссертации конструктивистские подходы к пон�