автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Концепция философской антропологии в русском масонстве последней трети XVIII века («новиковский круг»)

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Федоров, Александр Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Н.Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Концепция философской антропологии в русском масонстве последней трети XVIII века («новиковский круг»)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция философской антропологии в русском масонстве последней трети XVIII века («новиковский круг»)"

-л п

V /-1

На правах рукописи

ФЕДОРОВ Александр Александрович

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В РУССКОМ МАСОНСТВЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА

(«новиковский круг»)

Специальность - 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Нижний Новгород -1998

Диссертация выполнена на кафедре философии Нижегородского государственного педагогического университета

Научный руководитель

Официальные оппоненты

Ведущая организация

доктор философских наук, профессор Шапошников Лев Евгеньевич

1. доктор философских наук, профессор Маслин Михаил Александрович

2. доктор философских наук, профессор Попов Владислав Маркович

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, кафедра социальной философии

Защита состоится « I у » _ 1998 г. в ^ часов на

заседании диссертационного совета по философским наукам Д. 113.11.03 в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, Москва, ул. Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического университета по адресу: 107005, Москва, ул.Радио, д. 10а.

Автореферат разослан «_

¿3» 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного Совета доктор философских наук, профессор / - —И.И.Семаева

1.0БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования. Интерес человека к самому себе, как уникальному ворению Вселенной, на протяжении тысячелетий является свидетельством непреходящей ажности изучения антропологической проблематики для самосознания человеческого ущества, определения его места в мире и поиска смысла жизни.

Последнее десятилетие уходящего века, в событиях и идеях которого как в линзе реломилось все напряжение историко-культурного процесса эпохи современности, [редъявило требование поиска новых подходов к изучению человека, обстоятельной «флексии над его неизменной природой.

Нынешние традиции отечественной антропологии дают возможность увидеть фактически весь спектр направлений размышления о человеке и его свойствах, сложившихся I текущем столетии: комплексно-сциентическое (И.Т.Фролов), глобалистское (Н.ИМоисеев), ииверсально-методологическое (Ю.М.Федоров, Г.Ф.Хрустов), "синергетическое" (С.С. (оружий), религиозно-философское (А.Лозов, А.Кураев) и др.

Столь широкий спектр интересов мыслителей, являющийся залогом многоплановости щенок и творческой перспективности размышлений, предполагает необходимость рефлексии вд традициями отечественного философствования, нового осмысления их человековедческой 1роблематики, которая есть одна из "сквозных концепций" русской философской мысли. Заряду с "мелиоризмом" (термин А.Введенского), антропологизм представляет здесь собой 'предельную мировоззренческую универсалию" (А.Ф.Замалеев), эвристически-активное пространство национального культурно-философского космоса, в разные эпохи заполняемое завно и религиозныи и философским содержанием.

Исследование идейных истоков этой проблематики, ее еще не достаточно изученных фрагментов в истории традиции русской философии, предопределяет актуальность темы ?астоящей диссертации. Хронологические рамки работы - последняя треть Х\ТП ст. -определяют как раз тот момент в "философском пространстве" эпохи Просвещения, когда зришла пора подводить первые предварительные итоги важнейшей темы русской и всей гвропейской философии XVIII в. - проблемы человека. Именно тогда в национальной культурно-философской среде был сделан первый серьезный шаг к теоретическому эсмыслению философской антропологии, о которой П.А. Флоренский писал, что "Понимание цели, ради которой существует все в человеке и будет антропологией, ибо цель всего в

человеке и есть человек"1.

Помимо коренного интереса отечественной философской мысли к антропософской проблематике, существует ряд причин, обеспечивающих настоящему исследованию, посвященному проблеме человека в трудах мыслителей "новиковского круга" русских масонов, статус актуального.

Первая из них заключается в том, что несмотря на существование обширной историографической традиции - в истории и истории философии - изучения воззрений русских масонов (особенно "новиковского круга"), до сих пор отсутствуют исследования монографического плана, посвященные собственно концепции философской антропологии, сложившейся в "братстве вольных каменщиков" России посл.трети XVIII в.

Вторая причина состоит в необходимости уточнения вообще возможности рассмотрения идей, возникших в среде русского масонства, как предмета истории русской философии. Именно здесь возникают два сюжета, предполагающие дополнительные исследования: каким образом возможно выделение в доктрине масонских лож разных систем как "теоретически аморфного явления" собственно философских или философско-антропологических воззрений, и имеются ли достаточные основания для рассмотрения этих воззрений в качестве концептуальной ментальной конструкции.

Наконец, третья причина заключается в целесообразности продолжения изысканий I исследовании контекста (отечественной культурно-философской среды) и идейных истокое (европейской мистической традиции) антропософских воззрений, сложившихся в масонской среде, уточнения их места в "философском пространстве" XVIII ст. и их структурно-смыслового значения для дальнейшего развития русской философии.

Особым образом следует отметить тот факт, что на фоне возрождения в России и ближнем зарубежье в 90-е гг. XX ст. масонских организаций, тема изучения "внутренней жизненно!; среды" дискретных сообществ, как организаций деятельной элиты, представляет собо{ безусловный общественный интерес с точки зрения поиска истоков национальны} политических и культурных традиций.

Степень разработанности темы. В разноплановой мировой историографии, посвящешки русский масонам XVIII - пер.чегверти XIX вв., следует выделить три содержательны) комплекса, по преимуществу определяющих всю систему проблем, характерных для изучеши тейы: 1 - мировоззренческие и идейно-политические основания русского масонствг

1 Флоренский П.А. Пути и средоточия// Флоренский П.А. Соч. в 2-х тт. М.,1990.Т.2.С.39.

"новиковского круга"); 2 - философско-религиозные и философско-антропологические идеи в усском масонстве посл.трети XVIII ст.; 3 - "новиковский круг" и европейская мистическая радиция.

1. Ориентация на комплексную характеристику института масонства как части русской .ультуры и важного элемента социально-политического развития общества возникла в отечественной, а затем и в эмигрантской историографии в последней трети ХГХ -[ер.половине XX века, когда появились работы Н.С.Тихомирова, ПЛЪПекарского, Л.Н.Лонппюва, А.Н.Пьшина, В.Тукалевсхого, Г.В.Вернадского и др. В них впервые 1редпринималась попытка многопланового осмысления масонства последней трети XVIII в. сак целостного культурно-исторического явления и совершались первые опыта по ^следованию его идейных оснований.

ГШ.Милюков, Г.В.Флоровский, Н.А.Бердяев, Г.В.Плеханов предприняли фундаментальные опыты строгой, научно-философской оценки, зависимой от их реологических и идейных позиций, "ментальной среды" и культурно-философского значения яасонства "екатерининского времени".

Именно тогда сформировались четыре основные точки зрения на институт масонства, господствующие по сей день: наиболее полное выражение присущего русской культуре и философии утопизма (Милюков); наиболее непродуктивное, творчески-тупиковое и реакционное направление мысли, сложившееся в поел, трети XVIII ст. (Плеханов); первое гамодеятельное движение русской интеллигенции, в рамках которого сложились важнейшие идеологические и культурно-философские линии русской культуры XIX в. (Бердяев); ведущее направление религиозного обновленчества, в котором черты православной культуры смешались с западным мистицизмом (Флоровский).

Комплексное влияние размышлений в рамках вышеописанных четырех тенденций собственно и способствовало выработке в отечественной историографии общего смыслового пространства размышлений над организационно-политическими и культурно-философскими аспектами деятельности "новиковских" масонов в 50-90 гг. XX ст. в трудах Г.П.Макогоненко, Ю.МЛотмана, П.Н.Беркова, В.И.Краснобаева, И.Ф.Худушиной, ДД.Лотаревой и др.

Русское масонство посл.трети XVIII в. воспринимается здесь как культурно-исторический феномен, имеющий глубокие традиции в европейской мистике и оказавший многоаспектное влияние на русскую культурно-философскую и литературно-публицистическую мысль первой трети XIX в.

В весьма обширной западной традиции исследования русского масонства и в частности

"новиковского круга" в "рамках этого блока отметим только трех авторов, рассматривающих "вольных каменщиков" поел, трети ХУШ ст. как элемент национальной просветительской культуры и элемент специфической субкультуры, сложившейся под влиянием западного масонства и сформировавший собственную "силовую линию" в культурных событиях русской истории Х1Х-ХХ вв. - Л.Хасса, П.Нудона, А.Герджи.

2. В рамках первого историографического блока формируется следующий, не менее обширный комплекс собственно историографии истории философии, авторы которого сосредотачиваются на системно-целостной оценке философско-религиозных взглядов масонов "новиковского круга", или на антропософских представлениях мыслителей.

Прежде всего следует отметить идеологически противоположные, но достаточно продуктивные размышления В.В.Зеньковского и И.Я.Щипанова.

Близость концепций этих исследователей заключается в том, что в русском гуманизме, связанном с масонством, на первом плане рассматривается моральная философия и как производные от нее "религиозно-философские и натурфилософские интересы" (Зеньковский).

В 70-90 гг. эта линия находит свое развитие в трудах С.М.Некрасова _ я ряде фундаментальных исследований С.В.Аржанухина. Последнего автора, его монографическую работу и докторскую диссертацию, характеризует целенаправленная комплексная оценка всего многообразия мысли в русском масонстве ХУШ в. - этической, эстетической, историософской, утопической при особом выделении нравственной и антропологической проблематики.

Намерение целостной систематической оценки масонского мировоззрения содержится в работах Т.В.Артемьевой. Автор, анализируя нравственно-эстетическую, историософскую и пневматологическую проблематику в трудах "новиковского круга", приходит к выводу о невозможности говорить об особой "масонской" философии насчитает, что "...синкретизм масонского учения соответствовал традиционным ментальным структурам и служил...своеобразной духовно-теоретической оппозицией узаконенным государством формам мышления."2

В 60-90 гг. в контексте системно-целостной оценки взглядов масонов поел, трети ХУШ ст. складывается и особая линия исследований, в центре которой находились те или иные аспекты антропологической проблематики:

- проблема человека в его этико-эстетических основаниях как существенного элемента

2 Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб.,199б.С.249.

ентименталистской традиции и как "консервативного религиозно-мистического" образа в >амках традиции русской эстетической мысли в контексте эпохи Просвещения (Ю.М. Лотман, 1.Д. Кочепсова, К. А. Назаретская, А.П. Валицкая);

- проблема человека в ракурсе «масонского утопизма» и «масонской истории» в работах >.С.Солодкого, Л,А. Вдовиной, К.С. Максимова, С. Баэра, К. Крейвена и др.;

- проблема человека как самостоятельная или регулятивная тема размышлений в новиковском круге" в трудах Б.С. Солодкою, А.И. Болдырева, C.B. Аржаяухина, I-К.Гаврюшина.3 Это историографическое направление характеризуется: представлением о злостности и оформленности антропософской проблематики у «новиковцев» как уммативного единства; представлением о сложных идейных истоках концепции, где ючетаются как элементы национальных, так и европейских мистико-религиозных традиций; федставлением об антропологии «новиковцев» как полноправного элемента русской ¡¡илософской традиции.

3. Достаточно независимо от контекста рассмотренных выше историографических сомшхексов формируется проблематика исследований взаимоотношений "мисгако-[шлософского пространства" (термин А.Фэвра) "новиковского круга" и европейской мистической традиции средних веков и нового времени:

- изучение собственно влияния мистических традиций на воззрения авторов 'новиковского круга" (А.И. Болдырев, C.B. Аржанухин, Н.К. Гаврюшин, Е. Бешенковский, Я.Мартынов, М.Я. Блинке, И. Лапшин, А. Фэвр, С. Баэр, К. Крейвен и др.). По прежнему троблемным остается в этой тенденции вопрос об уровне оригинальной и самостоятельной разработки "новиковцами" идей западноевропейской мистики XVI-XVIII вв.;

- изучение.. влияния мистической традиции на русскую философию XVHI-XIX вв. В.В.Кравченко и др.);

- теоретические аспекты влияния мистических традиций на философский дискурс и условия развития и эволюции собственно европейской мистической традиции (в работах З.С.Соловьева, Н.А. Бердяева, С.С. Хоружего, А.П. Хосроева, М. Фуко, В.Л. Рабиновича, î-Г.Грошевой, А. Койре, В.Г. Левена, Фр. Хайлера, Фр. Йейтса, Ф. Фэвра и др.).

В мировой практике исследования идейных оснований русского масонства поел, трети

1 Солодский Б.С. Проблема человека в русском масонстве// Проблемы гуманизма в русской философии. Краснодар, 1974. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVD1 в. VÎ..1986.C.78-112. Аржанухин C.B. Философия русского масонства XV111 в. Екатеринбург 1995. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии// Вопросы философии. 1996.№5.С. 145-148 и др.

XVIII в. возникает ряд противоречий, которые определяются четырьмя детерминантами:

- идеологической разноплановостью, что ведет к гипертрофированности оценок и кризису идентичности традиции историографии как традиции: от лишения всяких прав ш самостоятельность антропософских рассуждений до рассмотрения докгринальных основаши как "философских";

методологической непоследовательностью, выражающейся в отсутствш общепризнанныхг методологических канонов исследования философско-религиозных i антропологических воззрений, формирующихся в рамках дискретных сообществ;

- тематическим разнообразием, заключающимся в чрезмерно углубленном нсследованш отдельных тем (образ Н.И.Новикова), что порой создает деструктивные стереотипы, i практически полной неисследованности других;

- однотипностью источников - практически отсутствием работ, где бы разрабатывались например, подходы к изучению "нелинейных текстуальных кодексов" (термин Г.Гадамера как полноправных источников по истории философии (масонские письма).

Объектом исследования диссертационной работы служит сумма воззрений, сложивших« в рамках "новиковского круга" русских масонов, существовавшего в России в поел, треп XVIII в. и представлявшего собой в организационном и идеологическом плане наиболе« систематически целостное "дискретное сообщество" в отечественном братстве "вольны? каменщиков".

Предметом исследования являются антропософские воззрения, сложившиеся в труда> мыслителей "мира Новикова - Кутузова" (термин Ю.М. Логмана) "новиковского круга1 русских масонов (Н.И.Новиков, A.M. Кутузов, И.Г.Шварц, СЛ.Гамалея, И.В.Лопухин И.П.Тургенев, М.М.Херасков, А.А.Петров, молодой Н.МКарамзин и др.). Они представлял! собой сложное структурно-смысловое единство философско-религиозных взглядов рядг 'авторов "на' проблему человека и существовали как элемент русской философско-антропологической традиции XVHI-XIX вв., европейской мистической традиции нового времени и в этом контексте являлись неотъемлемой конструктивной частью "философского пространства" эпохи Просвещения.

' Воспринимаемый в таком ракурсе комплекс антропологических воззрений "новиковцев' может быть действительно определен как "философский".

сложившихся в среде определенной творчески настроенной части «новиковского круга» кап концептуального единства во всем их многообразии.

является анализ и реконструкция антропософских идей.

Собственно главные задачи исследования заключаются в следующем:

- выявить специфические черты и логические основания философско-мистической рефлексии, составляющей основу антропософской концепции;

- проанализировать идейные источники, на базе которых происходило формирование штропологических представлений, и уточнить степень их влияния на воззрения "новиковцев";

- выявить принципы организаций идей, которые бы позволяли расценивать сумму штропософских взглядов как концептуальную конструкцию;

- проанализировать представления "новиковцев" о "целом" и "разделенном" человеке и эбозначить их основополагающие характеристики;

- исследовать историософские и утопические воззрения мыслителей "мира Новикова -Кутузова";

- определить место концепции философской антропологии, сложившейся в среде 'новиковского круга", в истории отечественной философской мысли и уточнить степень ее эригинальности и культурно-философское значение.

Методология и теоретические источники исследования формировались в контексте предварительных итогов прочтения источников и имеют в своем основании универсальные принципы комплексного подхода, где специфика поставленных задач (сводящихся к анализу и интерпретации философских и мистических текстов) предполагает максимально корректное сочетание методов герменевтического анализа (Г.Гадамер, Э.Бетти) и принципов структуралистской концепции (Ж.Делез, М.Фуко, М.Бахтин, Ю.Лотман, В.Успеяский).

Объект исследования здесь - философствующий человек, предмет исследования -философский текст. Последний есть та специфическая особенность, которая выделяет человека как объект гуманитарного познания, "прием", охватывающий многообразие явлений внутреннего мира человека и их объективаций.

Именно в этом случае культурно-семантическая модель философского процесса предполагает апелляцию ко внутренней точке зрения самих участников процесса: значимым признается то, что таковым является по их мнению.

Существенную помощь в создании изложенного в диссертации концептуального подхода и применению его к действительности "философского пространства" России поел, трети XVIII ст. оказали работы современных исследователей - историков русской философии (А.Ф.Замалеев, Н.К.Гаврюшин, С.С.Хоружий, ЛЕ.Шапошников) и историков европейской мистической традиции (А.Койре, Фр Дейте, А.Фзвр, Ч.Тарт).

Достоверная реконструкция целого дюмняекса философской антропологии

обуславливается использованием широкого круга источников, различных в типологическом, жанровом, хронологическом отношениях.

Особенностью анализа трудов авторов "новиковского круга" является концептуальное выделение среди • них доктринальных ритуально-символических текстов и собственно мистических и философско-мистических произведений.

Источники, использованные при написании диссертации можно разделить на четыре группы: 1 - оригинальные философско-мистические произведения авторов "мира Новикова -Кутузова"; 2 - доктринальные тексты; 3 - тексты авторов европейской мистической традиции; 4 - сочинения авторов западной и отечественной философской и философско-антропологической традиций XVIII-XIX вв.

К первой группе источников относятся: "трактаты", прежде всего мистико-религиозные и философско-мистические сочинения ИВЛопухина и И.Г.Шварца; статьи и речи, публиковавшиеся в журналах "новиковского круга" или содержащиеся в архивах, посвященные антропософской или философско-мисгаческой проблематике; письма, среди которых выделяются особо необходимые для данного исследования "письма-трактаты" (Кутузов, Гамалея, Трубецкие), письма-комментарии (Лопухин, Тургенев, Новиков, Кутузов, Карамзин, Петров), дружеские письма; беллетристика (мистшсо-утопический роман Хераскова); переводческие работы. В ходе исследования установлено - и это может быть расценено как творческая новация - что в ряде случаев итоги обширной переводческой деятельности "новиковского круга" могут быть использованы как источники по истории философии ("Хризомандер", "Мессия", "Плач" в переводе Кутузова).

Из второй группы источников в исследование умышленно привлекается их достаточно ограниченное, количество, в том числе: Устав вольных каменщиков 1782г., Обрядники теоретического градуса ложи "Ищущих манны", хранящиеся в ОНИ ГИМ, Протоколы, Уставы и Обрядники "Великой ложи Астреи" из фондов Архива ИР ЛИ и рукописная брошюра, пользовавшаяся популярностью в масонских кругах в 80-90 гг. ХУШ в., "Теоретический градус Соломоновых наук" из Архива Ланского и Ешевского РО РГБ.

Третья группа источников - тексты авторов европейской мистической традиции необходимые для анализа идейных истоков антропософских воззрений. К исследованию привлекаются труды Т.Парацельса, Я.Беме, В.Вейгеля, Л.К. де Сен-Мартена, И-Пордеджа, Фомы Кемпийского, И.Арндта, И.Мейсона, К.Эккартсгаузена» Э.Сведенборга, Э.Рамзея, И.Штарка, С.Эли. В ряде случаев были сделаны переводы фрагментов текстов этих авторов с латинского, немецкого, французского, английского языков.

Четвертая группа источников - произведения авторов западной и отечественной философской и философско-ангропологической традиции ХУШ-ХГХ - нач.ХХ вв., которые даособсгвуют уяснению места философской антропологии "новиковцев" в контексте 'философского пространства" эпохи Просвещения и в традициях отечественного философствования ХУШ-Х1Х вв.

В работе используются произведения В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, В.ШЗышеславцева, С.Н.Трубецкого, С.ЛФранка, Н.И.Несмелова, И.Канта, В.Лейбница, Ф.Шеллинга, Вольтера, а также труда позднего Карамзина, А.Н.Радищева, В.А.Левпшна.

Научная новизна диссертации. В диссертационном исследовании впервые проделан в достаточной мере целостный и всесторонний анализ философско-антропологических взглядов мыслителей "новиковского круга" русских масонов в последней трети ХУШ ст. В работе обоснован ряд положений и выводов, характеризующихся научной новизной:

- уточнены некоторые исходные моменты формирования антропологической проблематики в среде русского масонства посл.трети XVIII в. относительно культурно-философской среды эпохи русского Просвещения, отечественной философской традиции и европейской мистической традиции;

- дана характеристика оригинальных черт метода философско-мистической рефлексии, сложившейся в среде мыслителей "мира Новикова - Кутузова";

- выявлены идейные принципы организации антропологических воззрений мыслителей "мира Новикова - Кутузова", позволяющие оценить их как концептуальную конструкцию;

- проделан целостный анализ антропософской проблематики как взаимодействия двух основных тем - образа "целого человека" и образа "разделенного человека";

- проведен анализ и структурализация основных элементов "теории" деятельности как составной части антропологической концепции:

- обозначены оригинальные черты историософских воззрений, как сочетания идей "эйтопического" и "исторического";

- определено место и значение идейного наследия мыслителей "мира Новикова -Кутузова" в контексте отечественной философской традиции поел, трети ХУШ-ХЗХ вв.

Научно-практическое значение исследования состоит в углублении и расширении знаний о воззрениях русских масонов посл.трети XVIII в. как о предмете истории русской философии и формировании представления об их антропософских взглядах как о концептуальной конструкции.

Исследование дает опыт изучения "жизненной среды" дискретных сообществ

"тайного/закрытого" типа с точки зрения историко-философского анализа, имеет определенный выход на историко-социологическую проблематику и ценно с точки зрения изучения культурно-философских традиций формирования отечественной интеллектуальной элиты.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке проблем отечественной истории философии, при чтении базовых лекционных курсов и спецкурсов по истории философии, истории религии, истории культуры, истории России, при работе над учебно-методическими пособиями.

Результаты исследования получили практическое применение при чтении спецкурсов по истории философии, истории религии, истории России в Нижегородском педагогической университете, тематике студенческих докладов и рефератов, в выступлениях и научных сообщениях.

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав (девять параграфов), Заключения, Списка сокращений, Списка источников и литературы и Приложения. Общий объем диссертации составляет 179 м/п стр.; 160 м/п стр. текста диссертации, 17 м/п стр. Списка источников и литературы (всего 297 наименований: 113 -источников, 184 - литературы), 2 м/п стр. Приложения.

Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой исследования и реконструкции концепции философской антропологии мыслителен "мира Новикова - Кутузова", целью и задачами анализа.

Во Введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее изученности, формируются цели и задачи исследования, характеризуются методологические основы и теоретические источники, дается обзор источников.

В первой главе "Становление концепции философской антропологии в трудах мыслителей "новиковского круга" русских масонов" решаются следующие вопросы: в какой степени сообщество "вольных каменщиков" в совокупности его организационных и культурно-философских характеристик может рассматриваться в качестве предмета именно истории философии; каким образом происходило становление места "новиковского круга" в культурно-философской среде России посл.третн XVIII в. и складывалась система взаимовлияний; в чем состояли особенности философско-антропологических рассуждений и специфика метода философско-мистической рефлексии, сформировавшегося в рамках "коллективного произведения" концепции. Третий параграф главы посвящен проблеме изучения идейных истоков а источников антропологии "новиковцев": подробно анализируется

дияние, оказанное на воззрения мыслителей европейской мистический традицией ХУ-ХУШ 1В..(мистическое богословие и мистическая философия ХУ-ХУШ вв., частные эзотерические юктрины^европейской философской традицией (неоплатонизм, стоицизм, рационализм, ;убъекгавизм, сенсуализм) и литературными традициями Англии и Германии (предромантизм I сентиментализм).

Вторая глава "Принципы организации концепции философской антропологии и образ целого человека" посвящена исследованию двух главных вопросов: на какой основании юзможно суждение о сумме антропософских воззрений мыслителей "мира Новикова-(утузова" как о концептуальной конструкции; какова основная проблематика концепции, что :е формирует и каким образом развивались важнейшие темы размышлений. Внимание юсредотачивается иа схеме концептуальных элементов и концепций истины, как важнейших [»акторов, составляющих единство дискурса в характеристике образа "целого человека", его юложения в мире и способов осуществления и анализе основных параметров "пространства гущи" человеческого существа.

В третьей главе "Образ "разделенного человека": действие самотворения в концепции философской антропологии мыслителей "новиковского круга" русских масонов" исследуется (торой важнейший элемент антропософской проблематики (образ "разделенного человека") в сонтексте масонской "теории" деятельности, ее важнейшего фрагмента - действия ямотворения. Исследование включает в себя три темы: этико-эстетические основания сонцепции поступка, составляющие идею повода к началу процесса самосовершенствования; юбственко концепцию действия самотворення; проблему актуализации действия :амотворения в предметном мире в плане вдей "масонской утопии" и "масонской истории" на гримере воззрений И.ВЛопухина, А.М.Кутузова, М.М.Хераскова.

В Заключении подводятся общие итоги исследования проблемы, формулируются ¡ажнейшие выводы и дается оценка значения концепции философской антропологии новюсовцев" в истории русской философии.

Приложение к диссертации (к §1 гл.П) представляет собой таблицу, составленную на »сновании 103 известных писем А.М.Кутузова, и демонстрирует специфику употребления шслителями «мира Новикова-Кутузова» концептуального элемента «истинное» как атегории мистико-философского дискурса и одного из важнейших факторов организации :уммы антропософских воззрений в концептуальную конструкцию.

П. ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

1. В последней трети ХУП1 в. в среде русского масонства в итоге коллективных усилий мыслителей "мира Новикова-Кутузова" сложилась достаточно оригинальная по форме своего выражения и некоторым содержательным элементам интеллектуальная конструкция, о которой можно говорить как о "коллективном произведении" конпегпми философской антропологии.

Автором установлено, что по своим основным характеристикам концепция определяется

как:

а) самостоятельное творческое событие, возникшее в итоге оригинальной философско-мистической рефлексии, парадоксальной в своих основаниях, что проявлялось в интуитивном следовании канонам герменевтической логики и использовании трехуровневой схемы метафорических выражений в текстах "философов-мистиков".

Сочетание представления о поиске истины в человеке и поиске человека в ястве как процесса внутреннего "преображения" с "опытом вероятностных доказательств" предполагало тесную взаимосвязь событий реальной жизни и мистико-философского текста, сочиняемого субъектами творческого процесса. Это приводило к выработке и использованию в размышлениях наряду с традиционными логическими операциями специфического аппарата интерпретации-понимания в текстах разных авторов в виде так называемых энтимематического и мериологического следований.

Исследование мнстико-антропологических текстов во всем их многообразии позволяет выделить три вида метафорических выражений: 1) концептуальные элементы, как специфические конструкции философско-мистического дискурса, интуитивно или осознанно формируемые субъектами творческого процесса и выполняющие посредническую роль между "Я" философа-мистика, "коллективным произведением" концепции и многообразием философско-мистических текстов; 2) метафора как отражение философско-мистических понятий, не имеющих четко закрепленного терминологического эквивалента и служащих одной из форм и моделей диалектического выражения ментальных процессов; 3) метафора как эмблематическо-ритуальный комплекс, художественно-обрядовый образ;

б) самостоятельное творческое событие, "коллективное произведение" философско-мистической мысли, где самоценная антропологическая проблематика противоположна в своих основаниях доктрине европейского масонства как идеологии-самоописании дискретного сообщества "братство вольных каменщиков";

в) самостоятельное творческое событие, которое состоялось в эпоху русского 1росвещения благодаря органическому родству своих глубинных посылок "топике русской ультуры", выраженной через категории православной духовности. "Жизненная среда" идей, оставлявших масонское учение, оказалась в границах определенного "горизонта ожиданий" [ациональной обыденной философии, уже установившейся "преждевременной связи". Как раз по и способствовало тому, что масонское учение в "новиковском круге" обрело себя не как юминалистическая доктрина, форма идеологической конструкции на манер германских, пведских или английских образцов, но в виде философско-антропологической концепции;

г) сложноорганизованное и творчески самостоятельное явление, идейные истоки которого юсходят к идеям европейского мистического богословия (особенно Фомы Кемхгайского, 1-Арндга, И.Мейсона), европейской мистической философии (особенно Т.Парацельса, З.Вейгеля, Я. Беме), фрагментам европейской философской традиции (особенно - стоицизма, ициояализма, сенсуализма, субъективизма) и литературным традициям Англии и Германии КУШ в. (Э.Юнг, Ф.Г.Клопшток, "Буря и натиск").

Возможность расценить сумму антропософских воззрений мыслителей "мира Новикова -Кутузова" именно как концепцию основывается на трех главных тезисах:

- существование общеупотребимой схемы концептуальных элементов, организованной аерархически, где особенным образом выделяются "метакатегории" - "целое", "место", 'посредник", "троичность" - "действие" - "истинное";

- подробно разработанном на семантическом уровне "коллективном" представлении об истине, в своих четырех статусах (гносеологическом, этическом, эстетическом, антологическом) формировавшего понимание человека в качествах целого-как-целого и целого-как-разделенного;

- единство антропософской проблематики, включавшей в себя две основные темы - образ "целого человека" и образ "разделенного человека".

2. Проблематика концепции Философской антропологии мыслителей "мира Новикова -Кутузова" включала в себя две основные темы, в рамках которых формировались основные философско-мистические интуиции и содержательные элементы размышлений - образ "целого человека" и образ "разделенного человека". В их контексте сложились пготивовоположные в своих философско-антропологических основаниях и в то же время концептуально неразделимые представления о совершенном ("истинном". "целом") существе человека.

Автором установлено, что в создании образа "целого человека" ведущую роль играли три метафорические категории, являющиеся разновидностью концептуального элемента "целое" -

"цепи", "польза", "предел". Идея "предела", разрабатывавшаяся в работах А.М.Кутузова, представляла собой критерий самоидентичности человеческого существа, на основании которого появлялась возможность рассуждать о "целом человеке" независимо от идеи эволюции человека от состояния "внешнего" ко "внутреннему". Основополагающими характеристиками образа "целого человека" являлись: 1) его статус в мире как посреднического и при этом самоценного субстационального единства - "смеси"; 2) его статус по отношению к Богу, как существа "подобного", облеченного "кредитом" уникальности-целостности, формирующим характеристику "самоуважения", 3) статус его целостности в предметном мире, основанный на идее самоуважения-уникальности и состоящий в интуиции "антропного принципа" у Н.И.Новикова и представления о "пределе человека" как особого рода свободе-необходимости.

Последнее, в качестве характеристики универсальной для всей проблематики концепции, наилучшим образом было представлено в сочинениях А.М.Кутузова посредством идеи "чистое понятие о вольности".

Она представляла собой целостное единство свободы воли, свободы выбора, ожидаемое™ любых событий и принятия их как блага. Последние два компонента достижимы лишь посредством работы разума, что существенным образом отличало предел человека от пределов других творений и дает возможность определять его как деятельностный предел самотвореная.

Размышления над образом "целого человека" в концепции философской антропологии "новнковцев" были ориентированы на создание сложного телеологического определения места человека в "целом" мире и основ его существования.

В этой телеологии сочетаются принципиальные мотивы ортодоксальной христианской теологии, элементы рационалистического фатализма, детерминизма, фрагменты стоической дивинации, интуиции идеи волюнтаризма, где человек, почти что в кантовском смысле, воспринимается как самоцель.

Представление о внутреннем мире "целого человека" организовывалось посредством "восточно-христианского" (термин П.А.Флоренского) понимания целостности в совершенной триаде "Дух - душа - тело". В ее контексте формировались рассуждения о важнейшем пневмагологическом

элементе антропософской конструкции - "пространстве души" как: 1) месте, где происходит познавательная деятельность, которая в разработке Кутузова выглядит сложным, но достаточно упорядоченным,продуманньш и "современным" для 80-90 гг. XVIII в. сочетанием

гносеологических теорий сенсуализма, рационализма, субъективизма и немецкой мистики нового времени; 2) сфере "истинного", несущей в себе отпечаток подобия Творцу, эвристически активной точки отсчета и "полигона" для действия самотворения; 3) месте, где в традиционном для отечественной антропологии представлении наличествует гарант существования человека целого-как-целого - сердце ; 4) наконец, сфере действия воображения; роль которого оценивается в целом позитивно (Шварц, Гамалея, Новиков), или резко негативно (Кутузов).

Создание образа "разделенного человека" происходило в контексте "теории" деятельности -ее важнейшей разновидности, определяемой посредством метафорической категории "действие самотворения".

В этой части концепции обнаруживается сильная зависимость антропологии "новиковцев" от нравственно-эстетической проблематики. Вполне допустимо утверждать, что по крайней мере в плане мотивации в концепции поступка антропософия приобретает очевидные и концептуально доминирующие черты моральной философии. В концепции поступка важнейшим элементом являлось представление о добродетели как поводе для поступка-действия самотворения и - единовременно - априорно существующем телеологическом качестве-месте, к которому устремлен путь деяний по истине. В этом случае добродетель выступает как "повод для повода", основание многообразия отношений любви-дружбы, где реализуется идея жертвы по долгу.

Все дело в том, что является "порождающей причиной повода". Если он формируется "сродственным законом", по воле Божией, по добродетели, то в таком случае деяние находится в "пределе человека", отвечает его предназначению и определяет смысл его жизни. Ме1а-ка1гб5 (повод для повода) действия должен быть сверхсущностным, капгов (повод) для действия должен быть имманентным. Иначе нарушаются условия "чистого понятия о вольности", человек принуждается к поступку другими людьми.

Действие самотворения, существующее в двух основных видах - как цель и как процесс -сформировалось как система этапов в духе "мистического рационализма" (термин А.Фэвра) и представляло собой род транссубъективашш, существующей в форме разрыва и изменения внутри собственного "Я" в трех основных вариантах (Шварц, Лопухин, Кутузов).

Оно по сути дела являлось диалектическим процессом изживания "случайного'* из внутреннего мира человека, где под "случайным" подразумевалось все многообразие качеств индивидуальности.

В этом действии существует возможность выделить четыре основных стадии: "преуготовление", "уединение", "самотворение" и "преображение" как итоговая трансформация "пространства души" и возникновение "нового".

Установлено, что в рамках "коллективного произведения" философской антропологии мыслителей "мира Новикова-Кутузова" присутствовало три основных варианта представлений о "преображении" человека:

- выраженное И.Г.Шварцем, где в процессе самосовершенствования происходит такое изменение внутренней жизненной среды "разделенного" человеческого существа, благодаря которому осуществляется достижение онтологического статуса истины как целого, отождествление с Высшим существом и "закрытие" человека в своем новом, ставшим имманентным, внутреннем сверхсущностном пространстве. Достижение такого уровня самодостаточности, по отношению к которому внешний мир есть акциденция и не есть даже объект воздействия;

- выраженное И.В.Лопухиным, где в итоге "преображения" на место самоустраняющейся человеческой личности приходит такая самодостаточная сверхличностъ, которая в силу своей совершенной целостности имеет дальнейшей целью своего развития воплощение в себе всего наличествующего бытия;

- выраженное А.М,Кутузовым, где в итоге "восполнения" человеческих несовершенств до уровня целостности истинного личного подобия Божеству, возникает самоценная личность, в которой индивидуальное сочетается с универсальным и которая необходимо стремится к воплощению в "тварном" мире.

Последние две модели действия самотворения составляют основу социально-антропологических взглядов "новиковцев" и воплощаются в виде процесса актуализации "истинного человека" во внешнем мире.

В итоге действия самотворения "разделенный человек" "преображается" в человека истинного или "целого". Складывается положение вещей, при котором становится очевиден тот факт, что происходит не предусмотренное "удвоение" представлений о "целом человеке".

Интуиция человека целого-как-целого не просто сложно совместима с интуицией человека целого-как-совершенного, произошедшего в итоге действия самотворения, но почти что противоположна ей в своих философско-антропологических основаниях.

В первом случае речь идет о попытке осмысления проблемы человека как философской абстракции, вне характеристик его эволюции по отношению к онтологическому статусу

л'ины. Во втором случае - о мистико-антропологическом образе деятельного самотворящего :ловека на пути его преображения в совершенное, богоподобное существо.

Концептуальное единство двух образов человека основывалось на представлениях, о ьмоидентичности человеческого существа, идее самоценности личности, идее свободы воли ш необходимости высшего свойства.

3. Реализация совершенства "истинного человека" в предметном мире рассматривалась ыслителями "мира Новикова - Кутузова" как акт "эйтопического" и оказала решающее таяние на формирование историософских представлений.

Актуализация действия самотворения в предметном мире рассматривалась "новиковцами" 1К своего рода продукт сочетания мистико-антропологического. и социально-топологического планов, что вызывало к жизни идею "мистического глобализма" внутренняя церковь") у И.В.Лопухина, или мистико-социальную антропософию у ..М.Кутузова и М.М.Хераскова.

Важно также отметить, что некоторые черты действия самотворения в пространстве души разделенного человека" обнаруживают сходство с исихастской (И.В.Лопухин) и зятоотческой (социальное служение) традициями. Кроме того установлено, что в "масонской гопии" сильны мотивы зйтопического, идеи "блаженного места", что подчеркивало условия шоценности личности в размышлениях "новиковцев" и оказало решающее влияние на кладываяие историософских представлений.

Утопия, как строительство Царства Божьего путем искоренения и изобличения зла, а тачит, по сути дела, уничтожения "коренного противоречия", создания небытия, уступает есто эйтопическому. В нем инициатива открытия в душе Царства Божьего и дальнейшее его остроение в мире (в русле концепции "чистого понятия о вольности") предполагает зансцендентную причину, не зависимую от тварного существа человека, которое в любом яучае подвержено заблуждениям. А.М.Кутузов выражал это вверение себя высшей воле так: я не ищу, но бываю взыскуем".

Историософская концепция мыслителей "мира Новикова - Кутузова" может быть характеризована тремя основными положениями: во-первых, очевиден ее "библейский" онтекст, убеждение в цикличности движения от Ветхого Адама к Новому Адаму, извращение в Царство истинного совершенства; во-вторых, оригинальные положения онцепции, касающиеся стадиальной преемственности (пред-история - "место покоя" -эбственно история), качественных изменений исторических событий, идеи Отечества и идеи ациональной культуры, позволяют видеть в ней черты казуально связанной цепи линейной

истории И.Г.Гердера, в-третьих, следует признать, что "масонское историческое" может быт: адекватно понято лишь в контексте "масонского утопического". Последнее есть довольнс оригинальное сочетание эскапистских и либерально-пиетических черт "утопии места 1 времени", традиционных для "орденской утопии" идей элитаризма и прагматизма I эйтопическими мотивами актуализации действия самотворения.

Реализация "масонской истории" представляла собой осуществление в предметном мир) "чистого понятия о вольности", что позволяет обратить внимание на близость концепцш историософии воззрениям, сложившимся в немецкой философии (Ф.В.Шеллинг) в начале XI) в., с той существенной разницей, что в отечественной "мистико-антропологической" традици1 "историческое" происходите пределах "эйтопического".

4. Концепция философской антропологии мыслителей "мира Новикова Кутузова", будуч! органической частью национального культурного космоса, отечественной философскр] мысли XVIII ст. и европейской мистической традиции нового времени, как самодостаточное 1 самоценное явление оказала лишь опосредованное влияние на развитие русской философскр! мысли XIX в.

По мнению автора, в итоге сочетания разноплановых идейных источников, особенносте, формирования проблематики и осуществления философствования вопреки принципа; организации "жизненной среды" дискретного сообщества "масонская ложа" - ситуацию, которой существовала концепция философской антропологии можно оценить как постоянн воспроизводимый кризис самоидентичности.

Будучи явлением негативным с точки зрения сохранения целостности концепции и е дальнейшего развития он, тем не менее, способствовал тому, что мыслители "мира Новикова Кутузова" оказывались не только органической частью национального культурного космоса отечественной философской мысли, но и элементом европейской мистической традици нового времени, частью общеевропейского философского процесса.

В этом плане заслуга мыслителей "мира Новикова - Кутузова" заключалась в первом серьезном и вдумчивом - опыте самостоятельной коллективной философско-мистическо рефлексии над обширнейшей мистико-философской традицией еврокультуры в "философско! пространстве" второй половины XVIII в. Это был своего рода эксперимент предельног погружения традиций европейской культуры, европейской мистики в "когнитивно пространство" культурно-философской ситуации России последней трети XVIII ст.

Позже, особенно во второй половине XIX - первой четверти XX вв., в уже знакомых п веку восемнадцатому поисках национальной идентичности, крупнейшие представител

русской философской мысли - П.Д. Юркевич, B.C. Соловьев, С.Н, Булгаков, П.А.Флоренский, В.И. Несмелое, С.Н. Трубецкой, H.A. Бердяев, С.Л. Франк - понуждались обратиться к интуициям "неакадемических" философско-мистических течений. Использовать - посредством применения, отторжения или критики - содержащиеся в них идеи в опытах синтеза или философского эксперимента, начало чему положили "новиковцы".

Оценивая итог и деятельности мыслителей "мира Новикова - Кутузова", можно говорить о своего рода трагедии философствования в контексте масонских сообществ России поел, трети XVIII ст. j которая заключалась не в отсутствии оригинальных идей или "недостаточной подготовленности" мыслителей. Дело в другом - в невоспринятости "суммативного единства" идей как традиции; в отсутствии систематизаторов и эпигонов собственно антропософских представлений тех людей, которые некогда составляли "мир Новикова - Кутузова". Все влияние этих мыслителей на отечественную философско-антропологяческую мысль сводится, вероятно, к миссии трансляции учений западно-европейской мистики в национальную культурно-философскую среду.

В этом смысле в философско-антропологической концепции, сложившейся в среде "новиковского круга", можно видеть пример "неразвернувшейся" философии, тупик, крушение [энтелехии] возможного дискурса, один из нереализованных путей русской философской мысли. '

Апробация основных положений диссертации осуществлялась автором в докладах, научных сообщениях на конференциях и симпозиумах в вузах Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Киева, ННовгорода, а также на методологических семинарах кафедры философии и конференциях профессорско-преподавательского состава НПТУ в 1994-1998 гг.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Семантический концепт "истинное" в контексте употребления в эпистолографии московских масонов 1788-1797 гг.//Исследования по аналитической философии и структурной аналитике. Тезисы конференции молодых ученых,Новосибирск/'Крон", 1994. 0,2 п.л.

2. Представления о "природе" государства и исторического процесса в мировоззрении московских розенкрейцеров 90-х гг. XVIII в.// Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. Исторические и философские науки. Ярославль,ЯГУ, 1995. 0,1 п.л.

3. Формирование гражданского общества и принципы организации масонства в России i XVIII - нач. XIX вв.//История и гражданственность. Тезисы докладов международно! конференции.С-Пб.,ЛОПИ, 1996. 0,1 п л.

4. Немецкая мистическая традиция XV-XVII вв. и философская антропология русски? масонов поел, трети XVIII в: Аналитика текстологического пространства//Исследования пс истории ментальное™. Западная Европа и Россия. XIV- XVII вв Со. науч.статейКиев,"В1ра", 1996. 0.5 п л.

5. Я.Беме и В.Вейгель о концепции "истинной исповеди": структурно-семантически! анализ//Человек и человеческое в истории науки и философии. Тезисы докладов. Новосибирск - Москва,"Ромод",1996. 0.2 п.л.

6. Стереотип деятельности в концепции "истинного знания" в русском мистицизм* посл.трети XVIII в.//Проблемы традиции и стереотипа в истории философии и культуры Тезисы научной конференции молодых ученых и аспирантов. М., ИЭА РАН,1996. 0,1 п л.

7. Особенности самоописания дискретных сообществ как самореферентных систем i социально-семантических структурах//История и политика: методология, историография практика. Н.Новгород, ВВАГС, 1996. 0,2 п л.

8.Термины " " и "Ungrund" в метаморфически обратимо) пространстве сочинений Псевдо-Ареопапгта и Я.Беме: моделирование "семантическоп фрактала"// Компьютерные методы исследования виртуальных пространств в гуманитарно! знании. Тезисы конференции молодых ученых. Тексты докладов и сообщений.//Нова виртуалистика. Материалы конференции. Новосибирск - Москва,"Крон",1996. 0,3 п.л.

9. Суфизм и европейская мистическая традиция нового времени// Современный ислам диалоге культур. Тезисы докладов. Н.Новгород, 1996. 0.2 п.л.

10. О мистических основоположениях опыта в "Хризомандере, аллегорической сатирической повести..." в переводе А.М. Кутузова (1783 г.)// Исследования по истори России. Сб. науч. трудов. Н. Новгород, HI ПУ. 1997. 1,0 п.л.

11. "Концептуальные элементы" в социально-философских воззрениях русских масоно поел, трети XVHI в. Метакатегория "посредник"// Проблемы истории и творческое наследи С.И.Архангельского. Тезисы докладов. Н. Новгород, НГПУ,1997. 0,1 п.л.

12. Идеал "грядущего": утопические и футурологические представления в русско масонстве поел, трети XVIII вУ/Судьба России. Тезисы научной конференции. Н.Новгоро; ВВАСА,1997. 0,1 п.л.

13. Концепция "истинного" в философской антропологии русских масонов посл.трети XVIII в.: эпистолография А.М.Кутузова//Истина в контексте социума. Сб. научных статей. [Б.М.], "Крон",1997. 0,5 п.л.

14. Критерии личного и индивидуального в социальном служении: церковь и дискретные сообществаУ/Православие и социальное служение.Н.Новгород.НГЦ,1997. 0,5 п л.

Подписано в печать: 21.04.98 г. Печать трафаретная. Объем: 1,0 п.л. Тираж 80 экз. Заказ 165

Полиграфический участок МУК НГПУ г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1