автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Концепция мировой пролетарской революции: Социально-психологический аспект

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Лобза, Екатерина Валериевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Концепция мировой пролетарской революции: Социально-психологический аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция мировой пролетарской революции: Социально-психологический аспект"

САРАТОВСКАЯ ГОСУДЛРСПНТШЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЛКАД1-МНН

Р Г Б ОД

■) 7 лет ■

! ■'¡.и На и])аиах рукописи

ЛОБЗЛ IÍKAIÍ IM1HA ÍJAJI EÍ'llliBllA

ЛОЛНЫЩШ! ЛШРОКОЙ lH'OJIiiTACCKOli РЕВОЛЮЦИИ : С01ЩЛД МО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 07.00.01 История, общеетвениих движений

и политических -шртий

;.ЗТОРЕФК(-лТ дпе^ртгиуш на соискание "пеной стегни :'-'1НДЛдата исторических ¡ta у к

Саратов, 1995

Работа выполнена на кафедре политологии Саратовской Государственной Экономической Академии

Научный руководитель- доктор исторических наук,

профессор Полп'цук'В.КП

Официальные оппоненты- доктор исторических наук,

профессор Л в рус А.И.

кандидат исторических наук доцент Донин А. II.

Ведущая оргашиация-

Иосковский Педагогический

Государственный Университет

Защита состоится 14 ьирта iS9o года в 15 часео' на заседании Диссертационного Совета Д 064,31.02 но присуждению ученой степени доктора »исторических наук при Саратопской Государственной Экономической Лкадеапи (Саратов, ул. Радищева, ВО, а уд. 201)

С диссертацией можно ознакомиться в читальном оале библиотеки Саратовской Государственной Экономической Академии,

Автореферат раоослаи 10 фсърал« 1095 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совс-та, кандидат исторических наук,

доцент и*ро>: В.В.

Актуальность и стонет, изученности темы исследования

Доктрина мировой пролетарской революции - основной постулат классического марксизма, воплощенный в лозунге К.Маркса и Ф.Энгельса "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", стержень политической философии марксизма и политической истории Советского государства. Эта доведенная до логического конца максималистская концепция стала той идеей, вокруг которой складывалось тоталитарное общество и Советском Союзе.

Большевики рассматривали революцию в России как первый начальный этап такой революции, как ее могучий детонатор. В мировой революции, в политической, материальной и технической помощи победившего пролетариата передовых стран виделось вождям российских большевиков средство разрешения трудных дилемм строительства социализма п отсталой стране. "Мы и начинали наше дело исключительно п расчете на мировую революцию"1. Поначалу - до осени 1920 г. - В.И.Ленину и его единомышленникам казалось, что пролетарская революция в более развитых странах победит "или сейчас жо, или, по крайней мере, очень быстро"2 . Для руководства такой мировой революцией и был создан III Коммунистический Интернационал.

Мировой революции не произошло, и в конце 30-х годов термин "мировая социалистическая революция" исчезает из официального лексикона Коминтерна и Коммунистической партии. Острая идейная борьба в партии по вопросу о возможности победы а одной, отдельно взятой стране без помощи мировой революции, развернувшаяся в 20-е годы, оставила свой след в историографии. Если идеологические противники Советского строя, подчеркивая ориентацию большевиков и Коминтерна на мировую революцию, трактовали ее весьма упрощенно, запугивали "жупелом всемирного коммунизма", то коммунисты, открыто провозглашавшие такой курс до второй половины 30-х годов, в дальнейшем стремились не упоминать о ней, обходя прямые высказывания В.И.Ленина и заявления конгрессов Коминтерна о мировой революции. Теория построения социализма в одной стране в отрыве от международного разделения труда поязилась значительно

»Ленин В.И. Поля. собр. соч. Т. 42. С. 1.

*Там же. Т. 39. С. 323.

ио.чжс, и, постфактум, спроецирована на первые послереволюционные годы. В результате мы имеем, по меткому выражению Л Д.Троцкого "сталинскую школу фальсификации". Именно по политическим причинам термин ''мировая революция'', ла которым стояла конкретная, принципиальная программа, был заменен абстрактно-расплывчатым и выражениями типа "мировой революционный процесс" или "интернациональное »качение Великого Октября". Слишком тесной была связь между теорией мировой революции как окончательного условии социалистического пути России (известно, что и Ленин, и Троцкий связывали судьбу СССР с подготовкой и со сроками наступлении мировой революции... или с со поражением, и в отом с; учае перерождением в тоталитарную диктатуру) и судьГм нашей страны. Поэтому эта тема до второй половины 80-х годин подвергалась идеологическому табу п советской исторической литературе.

Результаты исследований западных историков и историков - эмигрантов, свободные от идеологического пресса, до сих пор, к сожалению, в России остаются малоизвестны. Впрочем, эти исследования в ряде случаев тоже оказывались ограниченным» как вследствие недоступности архивов, так и в результате дистанции между их авторами и интересующим их советским опытом1. Несчастно общество, правда о котором пишется другими; но и эта правда бывает ущербна - неполна и монологична.

Первые, осторожные шаги по изучению собственно концепции мировой революции проложила дискуссия "Глубоко,

'F.Borkenau. World Communism. A History of the Communist International. Michigan, 1962; A.Rosenberg. Gesshichte des Bolschewismus. Frankfurt am Main. 1966; J.Braunlhal. Die Geschichte der Internationale, Bd II, Hannover, 1963; Bd III, Hannover, 1971; K.E.McKenzie. Comintern and World Revolution (1928-1943), London - New York, 1964; O.K.Flechtheim. Wcltkommunismus im Wandel. Köln, 1965; C.L.R.James. World Revolution 1917-1936. The Rise and Fall of the Communist International. London. 1937; "Utorie und Mythos der Weltrevolution. Zur Geschichte der Komintern 1920-1940". Hrg. von T.Pirker. München, 1964; J.W.Hulse. The Forming of the Communist International. Stanford (Calif.), 1964

всесторонне, правдиво исследовать историю Коминтерна"1 состоявшаяся в 1987 году в ИМРД АН СССР. В ней приняли участие д.и.н. Ф.И.Фирсов, К.К.Шириня, А.Л.Галкин, И.М.Кривогуз, Я.С.Драбкин, И.А.Ундасынов, З.П.Яхимопич и др. Затем появляются статьи Ф.И.Фирсова, К.К.Ширини "Коминтерн: опыт деятельности"2, Л.М.Минаева, Ф.И.Фирсова, К.К.Ширини "Ленин и Коминтерн"3. В этих коллективных публикациях ставится вопрос о необходимости изучения теории мировой революции, ставшей идейно-политической основой Ксминтерна .периодов ее развития и т.д. Общим для 'этих статей является философский характер, постановка проблемы, а не конкретный историко-политический анализ. Тот факт, что изучение теории мировой революции тесно связано с политической обстановкой, интересно проследить по публикациям одного из ведущих'исследователей Коминтерна -д.и.н. И.М.Кридогуза4. Хотя не совсем корректно сравнивать такие разные публикации как в "Аргументах фактн.ч" и сугубо научном журнале "Новая и новейшая история", ясно, что общий ток его работ становится все радикальнее.

Неудивительно, что первая вышедшая литература о мировой -революции группируется вокруг проблем Коминтерна. Причины этого видятся в следующем: в деятельности, стратегии и тактике Коминтерна идея мировой пролетарской революции получила наибольшее воплощение, в конце концов, эта идея - цель Комингерна"; допустить критику в печати неправительственной организаций, даже такой как Коминтерн, легче чем принципиальных основ стратегии большевиков и нашего государства; но первый, самый главный шаг был сделан.

Интересно было проследить эволюцию идеи мировой пролетарский революции с ее зарождения, выяснить

1 Материалы дискуссии опубликованы в журнале "Вопросы истории КПСС". 1987. № 10. С. 137-153.

1 Фирсов Ф.И., Ширина К.К. Коминтерн: опыт деятельности// Новая и новейшая история. 1989. № 2.

1 Минаев Л.М., Фирсов Ф.И., Ширина К.К. Ленин и

Коминтерн // Правда. 3 марта 1989.

* Ср. выступления ИЖКривогуза в дискуссии. - См,

•Чривогуз И.М. Судьбы Мировой революции // Аргументы и факты. 1989. N 14. С.5-6. Кривогуз И.М. Судьба и наследие Коминтерна // Новая и новейшая история. 1990. N 6. С. 3 -21.

социально-политические, идейные и психологические корни этой теории. Полезным подспорьем в этом непростом деле стали соответствующие разделы, написанные Жан-Жаком Мари и Владленом Сироткиным в книге "50/50: Опыт словаря нового мышления"1, цель которых - сопоставить точки зрения на понятие "мировая революция", которое неодинаково трактуется в контексте разных культур и историке политических традиций Франции и СССР. Ке менее интересны и другие публикации Владлена Сироткина, профессионала-историка, занимающегося более тридцати лет проблемами революций, войн и дипломатии ХУШ-ХХ веков2 Он проводит исторические параллели между русскими фанатиками мировой революции и французскими якобинцами, объявившими в свое время мировую войну всем дворцам и самому Богу.

К анализу привлечены во многом дискуссионные, полемичные исследования современных отечественных авторов с новых концептуальных позиций рассматривающих проблемы Октября - А.П.Бутенко, В.П.Булдакова, А.Ципко, П.Волобуева, С.Евгеиьева, Г.Лисичкина, Б.Ливчака, и др.3

Условно говоря, изучение интересующей нас проблемы' за последние несколько лет прошло ряд этапов: I этап - жесткое, даже жестокое отрицание прежних схем и концепций,

1 50/50: Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М.Ферро и Ю.Афанасьева. - М.: Прогресс. 1989. С. 80-90.

2 Сироткин В. От гражданской войны к гражданскому миру-// Иного не дано. М. 1988; Революция в согнании //Век XX и мир. 1988. N 7; Марксизм и мифы, о марксизме // Марксизм: PRO и CONTRA. М.: Республика. 1992. C.86-1Q5; О мировой революции и России, которую мы потеряли//Свободная мысль. 1893. № 13; Вехи отечественной истории. М.,"Международные откошеиия."1992.

3 Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник?: [Сб.ст.) М.:Наука, 1992 ; Марксизм: PEO и CONTRA. М.: Республика. ,1992 ; Реформы или революция? Россия 1861-1017: Материалы междунар. коллоквиума историков. СПб.: Наука, 1992 ; Евгеньев С. Строители земного рая // Слово. 1989. N° 11 ; Лисичкин Г. Большой подлог // Коммунист. 1990. №. 10 ; Ливчак Б. Октябрь и "мировой ложар"(Перечитывая Ленина) // Урал. 1989. № 11.

общеконцептуальная попытка подхода, не опирающаяся на документальный массив. II этап - активное изучение документов, попытка анализа частных проблем, создание . европейской рабочей группы по сравнительному исследованию коммунизма и сталинизма, международного журнала "Newsletter or Comintern History"1.

Попытка постичь реальную историю Коммунистического Интернационала на основе неизвестных архивных документов предпринята молодым исследователем А.Ю.Ватлиным. Его монография "Коминтерн: первые десять лет" написана в форме исторических очерков. Деятельность Коминтерна рассматривается автором в двух измерениях - внешнем, с алыми флагами и громкими лозунгами, призванными разжечь пожар мировой революции, и внутреннем, раскрывающем смысл тайных операций, * сложной аппаратной борьбы, превратившей III Интернационал в один из придатков сталинской машины власти3.

Сейчас исследователи находятся на пороге нового, III этапа - синтеза, без перехлеста эмоций, на научной основе. Необходимо понять этот феномен XX века не только как часть рабочего движения, но и как феномен общеполитической и духовной жизни . Важной вехой на этом пути стала состоявшаяся в октябре 1994 года международная научная конференция "История Коминтерна в свете новых документов" (Москва, ' РЦХИДНИ). На этой конференции концепция мировой пролетарской революции оказалась в центре дискуссии, вызвала накал страстей и столкновение мнений. Так, в докладе Я.С.Драбкина "Идея мировой революции к ее трансформация", отмечалось, что понятие "мировая революция'' принадлежит в наши дни к числу наиболее мифологизированных и мистифицированных. Его нередко трактуют не только как иллюзию или утопию, но и как сознательный обман, как символ стремления коммунистов к мировому господству посредством войны и агрессии. С одной стороны, раздаются вопли, будто большевики "использовали" доверчивый русский народ в качестве "вязанки хвороста,

' "The International Newsletter of Historical Studies on Comintern, Communism and Stalinism". Vol.1, Berlin,1993,N1,2.

Ватлин А.Ю. Коминтерн: первые десять лет. Исторические очерки . М.: РИЦ "Россия молодая", 1993

бросаемого в костер мировой революции" (В.Кожинов).1 Появилась и другая версия: российско-американский историк Ю.Фельштинский в монографии "Крушение мировой революции. Брестский мир" утверждает, будто Ленин сначала продал Россию германскому генштабу, а оатем уже саботировал германскую революцию, предал ее, а заодно и мировую революцию2 С точки зрения Михаила Наринского (ИВИ РАН) сама идея мировой революции трактовалась большевиками и Коминтерном упрощенно - как захват власти, а не изменение отношений в обществе

Как видим, проблемы "цель или средство", "идея и ее | адаптация", периодизация, причины притягательности концепции мировой революции, сз:.зь концепции мировой революции и мировой партии революции, метафора о крови наполнявшей тело Коминтерна (идеи или деньги) - вот далеко не полный перечень вопросов, поднятых исследователями.

Таким образом, подводя итоги историографическому обзору, можно сказать, что изучение теории мировой революции - это новая проблема, не получившая достаточного отражения в научной литературе. Несмотря на свою несостоятельность, концепция мировой пролетарской революции заслуживает самого серьезного внимания. Прежде всего потому, что она являлась с 121? года официальной стратегией РКПб и идейно-политической основой значительной международной организации - Коминтерна, объединявшего партии, насчитывавшие к 1939 году около 4,2 миллиона человек. Более того, идея мировой социалистической революции была важнейшим компонентом сознания и своеобразной веры миллионов коммунистов и части революционных демократов, во многом определяя их политическое поведение и действия.

Идея мировой пролетарской революции апеллировала прежде всего к эмоциям части трудящихся. Она питалась искренностью их веры в неизбежность торжества идеалов добра и справедливости. Конкретные исторический условия тех лет, связанные с четко выраженными классовыми

1 Научно-информационный бюллетень РЦХИДНИ. Выпуск

3. М. 1953, С. 10..

г.Фелып тинский 10. Крушение мировой резолюции, Брестский мир. М.: ТЕРРА. 1992.

противоречиями и сильным обнищанием большой части населения в России и ведущих странах капиталистического мира, позволили утвердиться в массовом сознании взглядам на будущее устройство общества исключительно с классовых позиций. Многие люди искренне поверили в осуществимость идеи мировой пролетарской революции, потому что она привлекала своей простотой, обещала быстрое разрешение серьезных проблем своего времени, но не была еще апробирована в ходе общественно-исторического развития.

По-видимому, ближе всего к пониманию этих явлений стоят те, кто ищет причины случившегося не только в социально-политической, но и в социально-психологической области, в самой природе человека. Постоянное взаимопересечение психоанализа и социализма - давно отмеченное явление истории идей. Можно выделить определенный круг интересующих нас проб; эм, сложившийся в отечественной и зарубежной литературе:

1. "Русская ментальность" и революция. Сущность феномена российской интеллигенции. "Русская идея". Интеллигентское сознание как предтеча тоталитарного менталитета. Современные психоаналитические концепции русского революционно-демократического движения.

Наиболее разработанная концептуалпная традиция в трактовке специфики "русской души" связана, как известно, с работами группы мыслителей русского Зарубежья, продолжавших интеллектуальное наследие сборника "Вехи". Речь идет о трудам Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, Ф.А.Степуна, С.Л.Франка и др. В наиболее концентрированном виде "веховская" концепция об особенностях русской ментальности и их влияния на утверждение в России тоталитарного режима была сформулирована в работе С.Л.Франка "Из размышлений о русской революции" (1923) а также в работе H.A. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) в которой с максимальной последовательностью генезис тоталитаризма в России связывается с влиянием ментальных констант русского народа.

2. Тоталитаризм как социальный, культурный и социально-психологический феномен. Антропологический г; .поиент тоталитаризма. Концепция авторитарной личности;

3. Религиозная суть идеи освобождения пролетариата. Элементы религиозного и мифологического сознания в

восприятии доктрины мировой революции. Сущность и социально-политические функции утопического сознания. Социа~ьная мифология ;

4. Социально-психологические проблемы в социологии и революционное движение. Массовые полети -¿ские взгляды и представления. "Народный монархизм" и "революционная харизма" Марксистский подход к формированию техники пропаганды. В.И.Лекик о психологии классов и социально-психологических способах воздействия на нее. Некоторые аспекты психосоциальной эволюции советского общества. Формирование "нового человека" ;

5. Психоаналитический подход к жизни и деятельности видных политиков.

Цель и задачи исследования. Ленинской концепции "мировой революции" было посвящено немало и капитальных трудов апологетического характера, и публицистических ст .тей с прямо противоположным зарядом. Для систематического освещения концепции мировой пролетарской революции в целом потребовалась бы работа значительно большего объема, чем та, которая предлагается вашему вниманию. По теме каждой из глав предлагаемой работы существует колоссальная литература, содержащая множество концепций, не только освещающих разные аспекты рассматриваемых явлений, чо и противоречащих одна другой. Разбор этих концепций, ориентировка читателей во всем многообразии взглядов, высказывавшихся разными школами и учеными по вопросам недостижимы в рамках одной работы. То же относится и к анализу и оценке источников. Автор ограничивается минимумом и шеит в текст изложения лишь выводы, Необходимые для общей последовательности и внутренней связи самого текста. Ему приходится в ряде случаев отказаться, по тем же соображениям, и от полемики со сторонниками некоторых неприемлемых для него концепций. Такой характер придает тексту некоторую "догматичность*, что впрочем не мешает реализации главной цели, которую ставит перед собой автор:

1)На основе изученных источников к литературы рассмотреть концепцию мировой пролетарской революции, выдвинутую РКПб и Коминтерном, выстроить логическую цепь, характеризующую этапы возникновения, развития и воплощения доктрины мировой пролетарской революции; 2)дать

авторскую интерпретацию ключевых политических идей Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого составляющих концепцию мировой пролетарской революции, показать их преемственность . и противоречия; 3) выяснить идейные и психологические корни этой теории; вчявить элементы религиозного, утопического и мифологическо о сознания в восприятии доктрины мировой революции; 4) ¿скрыть механизм проникновения идеи мировой революции в массовое сознание, показать гигантские идеологические усилия (в , т.ч. массовые революционные празднества, Ленинский план монументальной пропаганды, Пролеткульт, интернациональный календарь праздников) по ее пропаганде и выяснить их результат; 5) решить ряд спорных проблем, на которых советская историо^фия не акцептировала своего внимания.

Псточанковая база исследования. Дальнейшее изучение темы облегчает возможность использования широкого круга разнообразных источников. Использованы и подвергнуты анализу а соответствии с рассматриваемой в диссертации проблематикой работы Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Парвуса, Плеханова,- Луначарского, дру-ix деятелей Российской компартии и Коминтерна, а также отечественных и аарубе:::ных ученых и политиков; документы партийных органов и организация ( протоколы V (Лондонского) и стенографический отчет VII экстренного съезда РКПб, Программа РКПб, принятая VIII съездом РКПб ); документы Коммунистического Интернационала (в том числе протоколы I Конгресса и стенографический отчет И Конгресса ), а также всходящий с мая 1919 года журнал "Коммунистический Интернационал", Кроме' того, для написания работы были использованы такие документы органов государственной сластя, как стенографический отчет Государственного совещания 12-15 августа 1917 года , протоколы заседания ВЦИК 1-го п 2-го созывов , Конституция РСФСР 1913 года. Важным источником служат книги, дневники, воспоминания Горького, Блока, Богданова, Пильняка и др.

Методологическая и информационная база исследования.

Для историка важно сейчас выработать ноБые критерии" и оценки в изучении XX века, дополнить старые методы чисто хронологического- подхода синтетическим исследованием важнейших проблем и тенденций, отойти от прежней практики,

когда идеологизированные схемы заслоняли реальности жизни. Необходим синтез методов исторической, экономической, философской наук, социологии, права и политологии. Особенности XX века требуют для его анализа использования также методов естественных и технических н ук. Теоретической и методологической основой написания диссертации послужили системный, структурно-функциональный и факторный анализ, труды выдающихся политически." мыслителей прошлого. Использованы л подвергнуты анализу в соответствии с рассматриваемой и диссертации проблематикой работы и практическая деятельность классиков марксизма-ленинизма, видных социал-демократов, а также отечественных и зарубежных ученых и политиков.

В основе диссертационного исследования лежат следующие методологические принципы: принцип историзма, поскольку без него невозможен теоретический анализ нашей отечественной истории; принцип системности.

На основе этих методоло.иче ких принципов используется большой набор методов и методик исследования:

логическо-теоретический метод позволяет дать характеристику различным научным концепциям, сравнить и критически проанализировать большое количество общих и частных положений;

ретроспективный метод помогает проследить изменения как в самом общ- ственно-политическом процессе, так и в эволюции идеи мировой пролетарской революции, и сделать при этом определенные промежуточные уточнения и выводы;

структурно-функциональные методы ' помогают определить характер влияния партий на политический процесс;

текстологический анализ: исторические фигуры возникают перед читателями в основном в том, что написано и произнесено ими самими, либо их современниками о них.

Вклад автора в разработку проблемы и степень новизны получеппых результатов. Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы. Представленная диссертационная работа является одной из первых попыток целостного междисциплинарного подхода к рассмотрению доктрины мировой проле- арской революции в современной отечественной историографии. Совершенно самостоятельный'

является авторский подход к анализу социально-психологических аспектов этой концепции.

Автором предпринята попытка выделить несколько пластов идеи мировой пролетарской революции:

внешни i (организационный) - создание Коммунистического И к'; -рнационала как штаба по. руководству мировой революцией, громкие лозунги и передовицы в газетах и журнале "Коммунистический Интернационал", массовые праздники Советской власти л принципы внешней политика, записанные в первой Конституции Советского государства, светловский паренек, что "хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать" и т.д. На этом уровне доктрина мировой революции стала пропагандистским лозунгом, клише, мифом массового сознания;

интеллектуальный ' (история, идея ее

метаморфозы) - по логике мысль идет вглубь - от 20-го года -к 1917, от лрограммных документов Коминтерна - к Апрельским тезисам Ленина и далее - к самим истокам концепции мировой пролетарской революции, выдвинутой Марксом и модернизированной Парвусом, РозоГ Люксембург и Троцким;

внутренний (психологический) - в каких условиях и при каких обстоятельствах рсдилась доктрина мировой пролетарской революции ? Как люди находили эту идею и как доктрина находила исполнителей? Какие психологические механизмы были использованы? В чем секрет притягательности концепции мировой революции для одних и отторжения для других?

В качестве рабочей' гипотезы автор выдвигает следующее предположение - в психологическом плане глубинная притягательность марксизма состоит в переживании древней мифологической концепции "мирового пожара" - разрушения и возрождения обновленного мира и рождения нового человека

Личное участие автора d получении паучпых результатов. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в научных публикациях автора, апробированы в выступлениях на международной конференции "История Коминтерна в свете новых документов" (Москва, 1994 год); российско-германском си позиуме "Молодежь и здоровье", (Сар,«')В, 1992 год); научной конференции историков г. Саратова "История. Общество. Личность" (Саратов, 1993 год); 56

и 57 научных конференциях СГТУ, всероссийской конференции "Культура и цивилизация" (Саратов, 1994).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка источников и литературы.

Основное содержание работы. Во Введении обосновывается актуальность темы, предпринята попытка {одна из первых в научной литературе) дать новейшую историографии проблемы, формулируются цели и задачи исследования, определяется его научная новизна и практическая значимость, рассматривается методологически- я теоретическая основа исследования.

В первой гласе диссертации "Мировая пролетарская революция: идея и ее метаморфозы" показана противоречивая эволюция понятия мировой пролетарской революции. Осмысление теоретических основ концепции мировой пролетарской революции - фундаментальная тема для самостоятельного научного • сследовапкя. Автором предпринята лишь попытка приблизиться к этой чрезвычайно сложной задаче, логически необходимая для дальнейшего рассмотрения социально-психологических аспектов данной проблемы. На основе изученных источников и литературы удалось выстроить логическую цепь, характеризующую этапы возникновения, развития и воплощения идеи. В этой главе дана авторская интерпретация ключевых политических идей Маркса, Энгельса, Парвуса, Троцкого, Ленина* составляющих концепцию мировой пролетарской революции, показаны их преемственность и противоречия.

Изучение отдельных аспектов проблемы позволило нам сделать некоторые выеоды. Доктрина мировой пролетарской революции - основной постулат классического марксизма, воплощенный в лозунге К.Маркса и Ф. Энгельса "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В качестве обязательного условия некапиталистического пути развития России они выдвигали победу социалистической революции в развитых капиталистических странах Запада. В годы I русской революции 1905-1907 годов большевики, меньшевики, Троцкий были едины в признании, необходимости европейской революции как условия осуществления социалистической революции в России. В годы I мировой войны В.И.Лении приходит к следующим выводам: война ускорила нарастание

предпосылок революции и мировая капиталистическая система в целом 'уже созрела для перехода к социализму. Так как предстоящая революция будет всемирной, То не имеет значения, что она началась в отсталой стране, демократическая революция в России должна была дать толчок социалистическому перевороту в Европе, которая затем вовлекла бы и отсталую Россию в свой водоворот. Многие историки, экономисты, публицисты сходятся в настоящее время в том, что с 1917 года мировая революция рассматривалась большевиками как всеобщая, непосредственно данная форма революционной практики, как факт, а революция в России - ее непосредственное начало. В период, который закончился к началу 1921 года господствовал именно такой, абстрактно-всемирный взгляд на саму мировую революцию кэч среди русских марксистов, так и пошедших за ними в III Интернационал представителей револ щионного крыла европейской социал-демократии. Ленин рассматривал русскую революцию ни в коей мере не как чисто русское явление, уходящее, своими корнями d специфически русскую действительность, а как русскую форму всемирного движения, обусловленного разнообразным и неравномерным развитием. Поэтому он всегда явно или неявно связывал свои предложения в области внутренней политики со стратегией мировой революции. Понятие концепции мировой революции воедино связано с ролью- Коммунистического Интернационала как "мировой партии революции". Осью теоретической деятельности, стратегии, и тактики этой организации была концепция мировой революции. Она не подвергалась каким-либо сомнениям, поскольку от всех, кто не верил в мировую революцию, Коминтерн освободился еще в период своего формирования. Борьба шла в другой плоскости - на какой стадии находится эта революция.

Автором предпринята попытка вычленить этапы процесса трансформации доктрины мировой пролетарской революции в РКПб и Коминтерне и связать их с внутрипартийной борьбой, показат- переход к идее построения социализма в одной стране.

Во второй главе диссертации "Идея мировой революции: '?*:аисипацил" человека от национализма и религии" показано, что доктрина мирозой пролетарской революции, по сути была идеалом всемирного человечества, идеей,

происходящей по своему размаху, идеалы всех существовавших цивилизаций, в т. ч. капиталистической. Эта доведенная до логического конца максималистская концепция и стала той доктриной, вокруг которой складывалось тоталитарное общество в Советском Союзе. . 1деологи и вожди тоталитаризма сделали все, чтобы фрагментировать и атомизиоовать общество, лишить человека унаследованных от прошлого социальных связей и институтов. Беспощадная война была объявлена национализму и религии. Им была противопоставлена интернациональная доктрина мировой пролетарской революции. Для дальнейшего анализа необходимо было наметить контуры диалектической дихотомии "национализм" - "интернационализм" примет.тельно к теории мировой пролетарской революции; выяснить как произошло соединение лозунга классического марксизма "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" с т.н. "русской идеей", i деей избранничества России - от "Москвы III Рима - к III Интернационалу"?; проанализировать работы мыслителей т.н. "веховской" традиции, рассматривающей марксизм и ленинизм как "утопический мессианизм", а коммунизм - как "безбожную религию".

Какова же логическая цепь на одном конце которой находится "борьба с Богом и религией", а на другим -разветвленное учение марксизма? На такой вопрос вряд ли можно получить окончательный ответ, который не порождал бы новых вопросов. Перечислим лишь некоторые, значимые на наш взгляд звенья: первая совместная работа Маркса и Энгельса называлась "Святое семейство". Девиз Союза справедливых "Все люди - бра ья" христианский по своей сути был заменен лозунгом Союза Коммунистов "Пролетарии всех стран -соединяйтесь!", лозунгом, в котором воплощен основной постулат марксизма - доктрина мировой пролетарской революции. Программный документ 1 Конгресса Союза Коммунистов - проект "Коммунистического Символа веры", написан в форме катехезиса: в нем 22 вопроса с ответами. Пункт 22 гласит, что все когда-либо существовавшие религии "являлись выражением исторических ступеней развития отдельных народов или народных масс. Коммунизм же является той ступенью исторического развития, которая делает

излишними и снимает /aufhebt/ все существующие религии1. Второй проект программного документа Союза Коммунистов "Принципы Коммунизма" Энгельс начал с определения, что такое коммунизм: это - "учение об условиях освобождения пролетариата" /пункт 1/. Здесь же /пункт 19/ был поставлен и отрицательно решен вопрос о возможности пролетарской революции в одной стране, рассмотренный аналогично ранее -во второй из "Эльберфельдских речей" Энгельса и в "Немецкой идеологии"2 . Обосновывалось это тем, что общественное развитие основных буржуазных стран в значительной мере выровнено крупной промышленностью, превратившей буржуазию и пролетариат в решающие классы общества, и что эти страны уже прочно связаны крупной промышленностью и мировым рынком в относительно цельный организм. Энгельс, хотя и ставил развертывание пролетарской революции в каждой из стран в зависимость от их особенностей, находил, что революция произойдет в них более или менее одновременно. Может быть фамилия духовного учителя (Фейербах в переводе с немецкого означает "огненный поток") подтолкнула Маркса и Энгельса к идее "мирового пожара"? У левых радикалов готовность умереть связана с ненавистью и презрением к "лежащему во зле" общестзу, в ней сквозит пафос отрицания мира сего, заслуживающего лишь гибели. Ради мирового пожара революции, в котором сгорит дотла этот старый мир и родится новый, идеальный, - вот ради чего идет на смерть революционер. Тут налицо ненависть к бытию, принимающая формы отрицания существующего общества во имя утопии. Такова метафизическая подоЬлека революционного сознания, в которой так редко дают себе отсчет сами революционеры.

В третьей главе "Миф и утопия мировой революции (психологический аспект)" автор ставит задачу дифференцировать рамки понятий "идеология", "миф", "утопия", "религия", часто неоправданно применяющихся философами и политологами к идее мировой революции.

Проще всего объявить ленинские (и не только ленинские) прогнозы на мировую революцию "химерой", "утопией", как в 1917 г. это сделал Г.В.Плеханов, э 1922 году - Питирим

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т, 42. С. 359-360.

г Там же. Т. 4. С322. Т. 2. С. 551.

Сорокин, в 1924 г. - Николай Бердяев, а уже в наши дни -Василий Гроссман (повесть "Все течет"), Александр Солженицын ("Архипелаг ГУЛАГ"), наши соотечественники -историки-эмигранты Михаил Восленский ("Номенклат- ра"), Александр Некрич и Михаил Геллер ("Утопия у власти") и некоторые зарубежные исследователи, часто неоправданно применяющие к идее мироцой революции понятия "идеология", "миф", "утопия", "религия", наполняя их лишь отрицательным эмоциональным смыслом. Поэтому нам необходимо было представить развернутую типологию этих определений в философской литературе и на основе научной типологии выявить элементы религиозного, утопического и мифологического сознания в воспри: тии доктрины мировой революции.

Концепция мировой пролетарской революции имеет определенные черты общие для идеологии, мифа и утопии. Все это - иллюзорные явления духовной жизни, коренятся в самой природе человека. Они ориентированы на высшие ценности, но их обратной стороной обычно является поиск врага и террор как механизм психического баланса: Дают человеку цель и смысл жизни, являются средством социализации.

Идея мировой социалистической революции утопична по своей сути. Это подтверждают такие ее черты как альтернативность и крайний максимализм; претензия на всемирноеть. Она дает. надежду "измученным путникам на жизненном пути" и в этом во многом совпадает с народными утопиями и хилиастическими ожиданиями. В переходные периоды истории создает эффект ложной реализации идеала.

Став мифом массового сознания доктрина мировой революции проявляется в коллективном бессознательном -образ мирового пожара, огня - архетипический миф.

В марксизме есть нечто, заставляющее людей жертвовать своими повседневными жизненными интересами, да и самой жизнью - а это типичная черта религиозных учений. Однако, несмотря на существенные черты, общие у марксизма и религии, (а это: религиозная схема мышления; мессианство, апокалиптичность, эсхатология; психология жертвенности; выполняют функции психологической защиты, сублимации и эскешш.ша и др.)у них имеются не менее фундаментальные отличил. Основной чертой каждой религии является вера в то, что кроме нашего "земного" мира существует другой, "высший"

мир, в котором, собственно и содержится объяснение нашего мира, оправдание наших страданий; и с которым в то же время мы способны общаться. Ничего подобного мы не встречаем в марксизме: все категории, которыми он оперирует, исчерпываются пределами "нашего мира". В марксизме имеются очень существенные черты, общие с религией, но религией - в том смысле, как это понятие всегда употреблялось, - назвать его нельзя.

Для дальнейшего хода мысли необходимо было показать | тенденцию к появлению мифологических форм сознания в самой большевистской партии в период, последовавший за поражением первой русской революции 1905-1907 годов - ярко проявившуюся в богостроительстве, рассмотреть некоторые аспекты психосоциальной эволюции советского общества и формирования "нового человека", вскрыть механизм формирования, воспроизводства ч проникновения идеи мировой революции в массовое сознание, показать ее роль в социальной динамике.

Концепция мировой революции, принятая на вооружение правящей партией, стала активно внедряться в сознание масс через систему пропаганды, агитационное искусство, массовые революционные праздкестза, Ленинский план монументальной пропаганды, Пролеткульт, интернациональный календарь праздников, песни. Революционный романтизм господствовал в настроениях масс, эсхатологическая идея мировой революции нашла благодатную почву, была принята как обещание рая на земле, стала'мифом массового сознания.

В Заключении диссертации сформулированы выводы и обобщении, являющиеся результатом реализации поставленных целей и задг.ч исследования.

Научпо-практическаи значимость работы.

Методологические разработки и практические рекомендации, содержащиеся в диссертаций, могут быть использованы для дальнейших исследований как по проблеме собственно концепции мировой пролетарской революции, так и ее социально-психологических аспектов. Данная работа является обобщением современных научных результатов в исследовании этой темы, включает новейшую историографию отечественнного и зарубежного обществозначия. Основные материалы и выводы могут быть применены при подготовке

лекционных курсов но отечественной и всеобщей истории новейшего времени, политологии, спецкурсов по истории общественных движений, политической Идеологии и культуре в высших и обзорных курсов в средних учебных заведениях, в системе переподготовки кадров. Кроме того, в целях оптимизации конкретных политических решений на любом уровне, совершенствования политической системы России, изучения и формирования социальной психологии массовых политических движений.

По теме диссертации опубликозаЕы следующие работы:

1. Утопия как надежда (о лозунге мировой революции) // 5С декада науки СГТУ. Тезисы докладов и сообщений. Саратов, Изд-во СГТУ. 1993. С. 33 - 36.

2. Пути мировой революции: идея и ее метаморфозы // История. Общество. Личность. Научная конференция историков г. Саратова. Саратов. Изд-во СГТУ. 1994. С. 64 - 65.

3. О метафизическом смысле идеи мировой революции // 57 декада науки СГТУ. Материалы. Саратов. Изд-во СГТУ. 1994. С. 47 - 52.

4. К историографии идеи мировой революции ' //. Экономика и политология в переходный период к рынку, Саратов. Издат.центр СЭИ. 1994. С. 75-80.

. 5. Социально-психологические корни теории мировой революции // "Культура и цивилизация". Всероссийская, конференция. Тезисы докладов и выступлений. Саратов. Изд-во СГТУ.

ЛОБЗА Екатерина Валериевна.

Концепция мировой пролетарской революции : социально-психологический аспект

АВТОРЕФЕРАТ

Ответственный за выпуск к.и.н., доцент__Л.И.Мерзлякор.

.Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Подписано в печать 1. 02. 95. Типография №_. Заказ № ИИ