автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Концепция трагической личности в драматургии раннего Фридриха Геббеля

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Максикова, Наталия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Концепция трагической личности в драматургии раннего Фридриха Геббеля'

Текст диссертации на тему "Концепция трагической личности в драматургии раннего Фридриха Геббеля"

/-■ /

•У „......

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Максикова Наталия Александровна

КОНЦЕПЦИЯ ТРАГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДРАМАТУРГИИ РАННЕГО ФРИДРИХА ГЕББЕАЯ

Специальность 10.01.05 - Литературы народов Европы, Америки и Австралии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Ханмурзаев К. Г.

Махачкала - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА I Философско-эстетические искания раннего Ф.Геббеля.........18

1.1. Формирование взглядов на мир и общество...................18

^1.2. Концепция личности и теория драмы..............................37

ГЛАВА II Концепция трагической личности и особенности ее

художественного воплощения в драматургии Ф.Геббеля......79

2.1. Проблема трагического героя в драме "Юдифь".............79

2.2. Особенности реализации концепции личности

в трагедии "Геновева".......................................................113

2.3. Человек и мир в трагедии "Мария Магдалина"...............147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................178

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ..............................................................................184

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................185

Введение

Фридрих Геббель (1813-1863) по праву считается продолжателем традиций идейной драмы, заложенных в немецкой драматургии Лессингом, Гете и Шиллером. Место художника на литературном Парнасе Германии точно определил Г.Гейне, назвав Геббеля "последним римлянином нашего великого литературного периода" (57,280). Геббель - художник с ярко выраженным стремлением не только отразить, но и познать, более того, философски осмыслить действительность. Символические обобщения сочетаются в его творчестве с пристальным вниманием к глубинам внутреннего мира человека, который всегда мыслился художником в духе романтической эстетики как неординарная личность, способная бросить вызов "общему", т.е. социуму и - шире - эпохе.

Повышенный интерес Геббеля к личностной проблематике объясняется не только спецификой его творческой индивидуальности, но и объективными факторами. Драматург вошел в литературу в постромантический период, когда современники осознали беспочвенность иллюзий о неограниченных возможностях индивида, когда общество все больше удалялось от желаемого идеала гармонии личного и общественного. Ф.М. Достоевский охарактеризовал эту тенденцию общественного развития Европы как "начало особняка, усиленного самосохранения,самопромышления, самовыражения в своем собственном Я, сопоставления этого Я всей природе и всем остальным людям, как самоправного отдельного начала, совершенно равного и равноценного всему тому, что есть кроме него." ( 68, т.5, 79 ). Внимание художника, живущего в эпоху становления в европейской литературе реализма с его девизом: "Исследуем !", привлекает не результат противостояния личности и общества, исход которого был

заведомо известен, а психологическая мотивация поступков героя, логика его поведения перед лицом необходимости. В обществе, где деньги контролируют мораль, личность примитивизируется, поэтому начинающий литератор, которому импонировали яркие и неповторимые индивидуальности, искал своих героев в прошлом, обращаясь к историческим и историко-мифологическим сюжетам. Материал легенды и мифа, по мысли художника, предоставляет наилучшую возможность для демонстрации извечного конфликта между единичным и общим, сквозь призму которого Геббель рассматривал процесс общественно-исторического развития. Перенеся противоречие между единичным и общим из сферы метафизики в область человеческого общения, он пришел к выводу, что трагической личностью становится человек, лишенный внутренней гармонии, реализующий свою индивидуальность в "деяниях", которые следует рассматривать как попытки части оторваться от целого. Через столкновение личности и мира, неизменно завершающегося уничтожением личности, проявляется всеобщий трагический закон бытия, который, по Геббелю, наиболее ярко и наглядно выражает искусство драмы.

В начале творческого пути Геббель пытался реализовать свой трагический талант в разных литературных родах и жанрах. Сохранившийся архив художника вессельбуренского периода, т.е. до 1835 года, свидетельствует о широте его литературных интересов. Начинающий литератор сочинял стихи, пробовал себя в прозе, написал несохранившуюся комедию "Der poetische Kaufmann", делал попытки писать драмы в духе Шиллера-штюрмера ("Mirandola"). Знакомство с поэзией J1. Уланда не только духовно обогатило будущего драматурга, но и переориентировало его внимание с внешних факторов на внутренний мир человека и во многом определило угол зрения на общественно - исторический процесс и место в нем личности. Увле-

чение романтической поэзией отвлекло на некоторое время молодого Геббеля от драматургических опытов. В период 1835-1839 г.г. он занимался поэзией, эссеистикой и, наконец, остановился на драме как роде и жанре литературы, наиболее подходящем для реализации его теории трагического. Драматург разделил судьбу многих собратьев по перу: его творчество, особенно до 1848 года, не было в должной степени оценено современниками. Из ранних драм достаточно быстро была поставлена лишь "Юдифь", но, по собственному признанию автора, " была холодно принята публикой" (11, 23 ). "Ге-новева" нашла своего зрителя спустя много лет, а премьера " Марии Магдалины" также не принесла драматургу желаемого успеха. "Трагедия на Сицилии" и "Юлия", начатые художником во время его итальянского путешествия в 1845 году, вовсе не были поставлены.

Нелегкая сценическая судьба пьес Геббеля в определенной степени объяснялась спецификой его персонажей, которые своей экзальтированностью и необузданными страстями шокировали немецкую публику и критику, привыкших к сдержанному проявлению эмоций на сцене. Современник Геббеля, драматург Отто Людвиг, назвал его героев "психологическими препаратами" ( 194, VI.). Известный критик второй половины XIX века Роберт Прутц подчинил доминанту творчества художника эстетике безобразного, обозначив Геббеля как "поэта абсолютного уродства", который "не только разбивает божественные образы красоты, но и оживляет из их осколков идолов уродства " ( 179,773 ).

Еще при жизни драматурга появились пародии на его "Юдифь": пьеса Нестроя "Юдифь и Олоферн" и Г.Кайзера "Иудейская вдова". Из ранних драм Геббеля благоприятных откликов критики удостоилась лишь "Мария Магдалина". Г.Хеттнер в монографии " Das moderne Drama" (1852) отметил, что пьеса, "несмотря на отдельные не-

достатки, является самым значительным явлением нашей новейшей драматургии" ( 146,109). Серьезное изучение творчества Геббеля началось лишь после его смерти, когда в конце 70-х годов XIX века были опубликованы первая биография (E.Kuh. "Biographie Friedrich Hebbels". 1877) и воспоминания о нем (Е. Kulke. "Erinnerungen an Friedrich Hebbel". 1878). Первое издание писем и дневников художника в 1890-1892 г.г. вызвало новую волну интереса к его творческому наследию: вышло в свет первое полное собрание сочинений Геббеля в 12-ти томах под редакцией Г.Крумма. Затем появляются собрание сочинений Геббеля под редакцией Р.М.Вагнера, а следом -под редакцией Т. Поппе, а также первые исследования Г.Крумма, Т.Поппе, P.M. Вагнера, А.Кучера, И. Френкеля, А Шойнерта и др. С начала XX века и по настоящее время творчество драматурга остается в поле зрения немецкой критики. На родине Геббеля, в Шлезвиг -Голштинии, образовано общество по изучению его литературного наследия, издающее ежегодник "Hebbel-Jahrbuch". Аналогичная организация существует в Вене, с которой связан венский период биографии художника.

Специфика творческой индивидуальности Геббеля, тяготевшего к широким философским обобщениям, стала причиной неоднозначного, порой прямо противоположного толкования его литературного наследия. В истории геббелеведения отчетливо прослеживаются две тенденции, разрывающие единство его творческой личности на две ипостаси: Геббеля-художника и Геббеля-мыслителя.Исследователи, ориентирующиеся преимущественно на дневники и письма художника ( А. Шойнерт, О.Вальцель, К.Циглер, Т.Хоппе, Г.Кайзер и многие другие), делают акцент на Геббеле-философе, помещая его в один ряд с такими представителями немецкой философской мысли, как Кант, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Основы традиции вне-

литературного подхода в изучении творчества художника были заложены немецким исследователем Арно Шойнертом в фундаментальном труде "Der Pantragismus als System der Weltanschauung und Ästetik Friedrich Hebbels" (1903), который охарактеризовал Геббеля как "поэта абсолютной философии" (184, 9). Ученый оперирует термином "пантрагизм", которым обозначает философские взгляды Геббеля, рассматривая их как своего рода универсальную теорию, призванную служить средством познания и преобразования действительности. Другая часть критиков, к которой принадлежит большинство отечественных исследователей, исходит из предпосылки, что Геббель-художник превалирует над Геббелем-мыслителем. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает точка зрения О.В.Шведовой, предложившей отказаться от "разложения феномена творчества Геббеля на составляющие" (127,36 ) и исходить при анализе его драматургии из синтеза философских и лирических начал.

В немецкоязычной критике творчество драматурга рассматривается преимущественно в контексте анализа его философско - этических воззрений или в русле литературных традиций, выявляемых в структуре, жанровой специфике и художественной ткани его произведений. Концепция личности, являющаяся для художника средством выражения его теории трагического, связанная со всем творческим процессом создания системы художественных образов, осталась вне поля внимания исследователей. Геббелеведы либо только намечают постановку проблемы в философском аспекте, либо ограничиваются исследованием художественного образа человека и созидающих его средств. А.Шойнерт, скрупулезно исследовавший в монографии "Der junge Hebbel. Weltanschauung und früheste Jugendlyrik" (1908) все написанное рукой будущего драматурга в период до 1835 года, т.е до переезда в Гамбург, лишь вскользь касается

проблемы личности, обозначив в самых общих чертах ее контуры в философско-этическом плане. В качестве отличительной черты геббелевского индивида А.Шойнерт называет двойственность: с одной стороны, он обречен на грех и несовершенство, позднее,- на вину, а с другой - он не в силах порвать свою связь с божественным, т.е. нравственным идеалом, неосуществимым при жизни. Сама жизнь рассматривается с традиционно-христианской точки зрения как состояние терпения и страдания, как время испытания, а смерть -как переход в более высокое состояние, когда человек "разрывает застывшие формы земного бытия, в котором чахнет его нравственное содержание, никогда не достигающее при жизни своего полного развития" (183,6). Гармония между склонностью и долгом в человеке достижима лишь в смерти, поэтому как личность он может состояться только по ту сторону бытия, резюмирует исследователь. Оскар Вальцель, продолжая традиции А. Шойнерта, анализирует в монографии "Friedrich Hebbel und seine Dramen" (1927) драматургию Геббеля через призму "пантрагизма" как философской концепции, посредством которой выявляются в наглядной форме закономерности исторического развития через трагические события, разворачивающиеся на подмостках сцены. Показательно,что ученый отводит главное место в системе "пантрагизма" личности, рассматривая ее как "точку пересечения метафизики и этики драматурга"(195, 49). Бенно фон Визе, предпринявший попытку осмысления творчества Геббеля в контексте развития немецкой драмы, начиная с XVIII столетия ("Die deutsche Tragödie von Lessing bis Hebbel". 1983), интерпретирует концепцию личности в системе его учения о драме в абстрактно-религиозном плане. Он объясняет трагедию бытия геббелевского индивида фактом "богооставленности", отсюда вывод исследователя - "индивидуальное существование воз-

можно только как трагическое" (201, 553).Позиции Б.фон Визе близка точка зрения известного немецкого геббелеведа Клауса Циглера, который обозначил тип личности, воплощенный в образах Олоферна ("Юдифь") и Голо ("Геновева") как "титанический" ("прометеевский","фаустовский"), родственный героям "Бури и натиска", драматургии Клейста и Бюхнера. Исходя из "амбивалентной сущности" (206, 2272) геббелевского индивида, которая представляет собой, по мнению ученого, парадоксальное "единство божественного и дьявольского" (206, 2272), К. Циглер объясняет титанизм героев Геббе-ля актом отчаяния, а не демонстрации избытка сил. Интересное мнение о взаимосвязи концепции личности и теории драмы у Геббеля высказывает Фриц Мартини ("Deutsche Literatur im bürgerlichen Realismus 1848 bis 1898"), который рассматривает концепцию личности в качестве определяющего момента жанровой специфики драматургии Геббеля. По мысли ученого, Геббель воплощал в своих произведениях дуализм, заложенный в идее и человеке, поэтому в жанровом отношении его пьесы являются психологическими драмами характеров. Отождествляя понятия "личность" и "судьба", Ф. Мартини приходит к выводу, что личность в творчестве Геббеля - "это человеческая судьба в ее индивидуальной психологии" ( 164, 139). Отто Манн ("Geschichte des deutschen Dramas", 1960) полагает, что "идея человека" Геббеля близка представлениям Гегеля и Шопенгауэра и "находится под воздействием его метафизики" (163, 423). Поэтому характеры драматурга легко превращаются в воплощение трагической идеи, теряя при этом "жизненную достоверность" (163, 423). С О.Манном солидарен Г.Кайзер, исследовавший драматургию Геббеля с позиции "эстетического пантрагизма" - трагического закона бытия, согласно которому принесение индивида в жертву общему провозглашается необходимым и нравственным. Отталкиваясь от утвер-

ждения драматурга, что примирение в трагедии происходит в интересах общего, ученый приходит к парадоксальному выводу: Геббель "хотел освободить трагедию от индивида" (150, 161). Чешский исследователь Д. Голчниг пытается выявить прямую зависимость между концепцией личности в творчестве Геббеля, его эстетическими воззрениями и политическими взглядами. Ученый утверждает, что консерватизм политических принципов драматурга после 1848 года соответствует его эстетическому принципу примирения, доминирующему в позднем творчестве. Принцип примирения вносит свои коррективы в концепцию личности: героя-бунтаря ранних трагедий сменяет герой, смирившийся с судьбой ( 143, 115-116).

В целом, немецкоязычная критика, касаясь проблемы трагической личности, сводит ее решение к одному аспекту: биографическому (последователи культурно-исторической школы П. Борнш-тайн, К.Штреккер, В.Шольц и др.), философскому (А.Шойнерт, О.Вальцель, О. Манн и др), абстрактно-религиозному (Б. фон Визе, К.Циглер), сексуальному (представители психоаналитического направления во главе с Э.Дозенхаймер) и т.д. Однако сложность проблемы, ее значимость в философско-эстетической программе драматурга, в его теории драмы требует многоаспектного подхода. В этой связи представляется интересным мнение Саладина Шмита ( "Hebbels Dramatechnik". 1907), одного из ранних исследователей драматургии Геббеля. С.Шмит выделяет два аспекта в теории личности художника: философский и психологический. В философском плане развитие личности определяется борьбой мировой и индивидуальных воль, конфликтом свободы и необходимости. Истоки трагизма личности кроются в совпадении ее индивидуального бытия и судьбы, поэтому герои Геббеля не могут изменить своей природе и отказаться от попытки вырваться за пределы всеобщего. "Их вина уже роди-

и

лась вместе с ними, они скорее грехи, чем грешники" (186, 18), - утверждает исследователь. Изображая характеры, в которых демонстрируется идея нравственного мирового порядка, Геббель обращается к сюжетам из истории и современности. Взаимоотношения истории и личности носят в творчестве драматурга диалектический характер: человек является одновременно объектом и субъектом истории. В этом смысле личность не только творит историю, но и сама является продуктом своего времени. "Время и нация - родители великой личности" (186, 22), - делает вывод ученый. Каждый герой Геббеля неповторим в своей индивидуальности, что составляет, по мнению С. Шмита, психологический аспект теории личности драматурга. Исследователь считает, что анализ системы образов в трагедиях Геббеля возможен лишь при учете всех составляющих (философского и психологического моментов) его концепции личности.

В отечественном литературоведении творчество Геббеля изучено далеко не достаточно. Массовому читателю в дооктябрьской России имя художника было практически незнакомо, хотя первые переводы его стихов были сделаны В. Жуковским, А.Плещеевым и Д. Михайловым еще при жизни автора. А. Плещееву принадлежит перевод некоторых фрагментов трагедии "Мария Магдалина". Знакомство отечес�