автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Концепция "Жизненного разума" в философском учении Хосе Ортеги-И-Гассета

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Монтон, Феррер Херардо
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Концепция "Жизненного разума" в философском учении Хосе Ортеги-И-Гассета'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концепция "Жизненного разума" в философском учении Хосе Ортеги-И-Гассета"

. АКАДЕМИЯ НАУК ОСС" ОРДЕНА ТРУДОЕОГОКРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

На правьх рукописи

МОНТОН ФЕРЕЕР Хврардо

УДК

КОНГЩЦШ "ЖИЗНЕННОГО РАЗУМА" В ФИЛОСОФСКОМ • 7Ч2ШИ ХОСЕ ОРТЕГИ-И-ГАССЬ. -А

Специальность 09.00.03 - история философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1989

i н,

I

Работа выполнена в Секторе истории философии стран Запада Ияогитута философии АН СССР

Научный руководитель - кандидат философских каук А.Б. ЗЫКОМ Официальные оппонента - доктор фидософоких наук В.У. БДБЛШШ,

N

каадвдат филооофских наук Г. Г. КРШБВТ

Ведущая организация - кафедра философии Университета Дружбы Народов имени Патриса.Луцум<Зы !

Защита состоится "_1989 года в часов

во заседании Специализированного совета по истории философии Д 002.29.01 при Инотитуте философии АН СССР: 121019. Ыозква, ул. Волхонка, 14.

С диссертацией иояно ознакомиться в научной кабинете Института философии АН СССР.

Автореферат разослан " "_.1889 года.

7ченн5 секретарь

Специализированного оовета ^г

кандидат филооофоких наук ^ '-у-'___ Л.В. Полисов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Сегодня, в конце XX столетия, в мире происходят события настолько сложные, что для их осмысления необходимо опираться на весь совокупный опыт человеческой мысли. Поэтому мы должна изучать и осмчслять идеи видных философов современности, в том числе и тех, чьи взгляды очевидно отличаюгоя от наших. Учение наиболее известного испанского философа первой половины нашего века Хосе Ортеги-и-Гассета представляет в этой плане особый интерес, поскольку, с одной стороны, он был одним из тех, кто попытался критически проанализировать многие аспекты современного западного мира, с другой - достаточно определенно выразил тенденции в понимании философского творчеотва, характерные для широкого направления европейской философии, представленного предке всего феноменологией и экзистенциализмом.

Актуальность тещ. Актуальность исследования предложенное диссертантом теш связана о тем, что, хотя в марксистской историко-философской литература написано уже несколько серьезных работ, посвященных идеям Оргепи однако все они так или иначе обращены к одной из проблем, поставленных этим философом (проблеме человека, проблемам социальной философии, проблемам эстетики и др.), во до сих пор не было проведено комплексное исследование исходных постулатов этой философия, связанных с но-нятнвкГжианенный разум" я вытекающим из него понятием "исторический разум". А между тем именно иэ них исходит Ортега в попытке осуществить рефорцу философии в создать новое онтологическое учение. Актуальность предлагаемого исследования определяется, таким образом, задачей вновь поставить вечный вопрос о природе философского екания. Анализ философского учения од-

ного bs наиболее влиягвльньос мыслителей испаноязцчной философии XX зека находился а русле каучних разработок оэктора сов-реманной западной философия.

Актуальность хеш связана зак&е с необходимостью исследования вдей этого философа кубинскими марксистами. Дело в том, чго философское творчостзо Ортеги во шогом определило развитие лсданояЛчной философии IX века, на только .введя в нее актуальный проблема заиадноЛ толя, но в способствуя созданию современного испаноксго философского языка. Поэтому диссартациопяое , исследований основных положений. философии О ртеги представите-, дам кубинской иарксис#ской мысли привносит в stj работу досол-аителькую.актуальность.

Состоите литературы по теме исслазовашп. В марксист-окой литературе всть ужа определенное количество исследований учения Ортвги. Это, в первую очередь, работы сотских г?екыг K.M. Долгова, П,П. ГаЯдэнко, А.Б. Зыковой, А.Ы. Ругкевича и некоторых других: болгарского марксиста С.И. Леви, польского • марксиста Э, 1"урского. В них в целом виясягиы филооофскае основа'мировоззрения этого ыыслителя, его социально-политические взгляды, выполнен анализ отдельных, наиболее существенных его произведений. Однако вое они, как щ<авило, посвящены какей-ли-бо одной части }чания Ортеги. В то ке вреия, боз достаточно серьезного акалива осталась основная его часть - концепция . "рацяовигалиеиа" - определяющая и Odaсновнвавщая все остальные Цедду Тбы она является не только определявшей, но и самостоятельной частью. Именно о введением понятия "живненшй разум" ■а смену понятие "чпотнй разу»«" рационадзсуяпвсаой философии свазывал 'Орт^га'воымоисогь нового "когортаковзкого переворота" в фнлософю, ч.ч, возможность создания ноеой философ«;,

которая, но его задасду. должна била преодолеть ограниченности классической философии, преядо всего, клясспч-эского рациона- . лиэш, я ответить на вопроси, вогавдяе лчред чоловеггм XX века.

Нагтаач новизпа ценного исследования захдвшвтся в следующем:

1. В диссертация шэрвке» срвдярияята попнтка вадвияугй яз. иервнй нлан, систематически оилсагь п ироаналязяровзть учениэ . X. Ортеги с "аязпешюм рагумэ".

2. Во второй главе вводится зов.чй штериал, коовяцегшый . влиянию философга Ортеги на филоосфжие концепции латиноамериканских мыслителей.

3. Двосерталт привлекает также иовкй дснолнитеяьннЗ материал звропкоки Ортеги о представителшлх испанскоЯ интеллигенции его врашки, до сих лор не испсльвовазяоа в гкарксгстской . литература.

4. Диссергзпт ареднриншаэт попытку сопоставления отдельны! элаыонтов учения (;р:гогн о нололенвямв марксистской «асли.

5. Обрыщете к аозштил паяанэгаого разума" как осЕове. ан-' тронолснтачеокой оетокогии» задача которой в той, чтобн дать

..новой аонямаяае дара как мара чэдолока, открывай во»!я:жпосгь для зонкышшя философии Орзоги как определенного целого.

П.9ЛЯ и аалатл зосцедрвзнрд. Основой нобоЯ £>алософги яля\ Оргвга додана была стать новая онтология в провда всяго ксзоэ понятие бытия человека, освобожденное о'г ого иятураяяотзчес- ч кого яогимагая. В диссертация ставится цель исследовать иотсд-яыо основания рпгозовиталяотачвской иондазцки Ортоги, выявив его аходство в поисках, новой фзлософии о другими представите-дяки экйиотию^алыю-^гноызкологической фплософзи (Хайдегтор,

Гуссерль), но подчеркнув такае и оригинальность его поисков; показать, что и поиски новой философии, и "преодоление идеализма" Ортега пытается осуществить в раыках самой идеалистической философии, выступая претив философии материалистической.

Целью диссертационного исследования является также проследить влияние философского учения Ортеги, прежде всего, его концепции "перспективизиа", на философскую мысль в странах Латинской Америки, неоднозначное отношение к ней различных латиноамериканских философов: показать, ч:) влияние Ортеги на развитие историко-философского процесса в странах исноамериканского континента имело различные формы. Но одновременно диссертант пытается раскрыть тот факт, что влияние было взаимным, что и Латинская Америка, которую триада посещал Ортега, в свою очередь, оказала на него обратное воздействие. Этот момент еще никогда не отмечался в марксистской литературе, между тем представляется, что для понимания в полном объеме философского творчества этого наиболее влиятельного испаноязьгчного мыслителя Н века он является существенным.

Тооретико-ыегодологические основы марксистской философии дают возможность проследить эволюцию основного понятия ортего-вокой философии - понятия "жизненного разума". В ранних работах философа еще присутствует понятие "чистый разуй", но в трактовке Ортеги егй основной характеристикой является устремленность в мир. Затем Ортега попытался рассмотреть "разум" как существующий в единстве со спонтанностью *жй8ни" человеке, посудная отановитоя центральный понятием его исследований. В истолковании етого понятия он разделял ряд исходных положений "философия жизни", однако пытался объединить их с некоторыми

элементами философии экзистенциализма. 3 учяит Ортеги возникло понятие "жизненный разум", которое, по его аамкслу, доляно было выразить единство "жизни" человека и его "раауыа", показать последний как составную часть жизнедоятваьнеаги человека в целом. Именно в "жизнз" и "казненном разуме" (а эти дзэ по-ютия временами сливаются, рассматриваются кач равнозначные) видел Ортега выражение всей совокупности связей человека с миром, поэтому через фидософсжбо иселедовалсе "жяаня" он а предполагал раскрыть природу згой оеязи. Понятие "жизнь", но замыслу Ортеги, и должно было полонить начало новому этапу р&звл-тия философии. Показать, в чем эти замасли Ортеги не осуществились в одновременно ооветить тс интереонне а плодотворные идеи, которые выдвинул Ортега, является одной из задач нашего исследования.

Теосетяко-метолологичес^в основ? диссертационной работЕ ооставляит труды классиков марксизма, а гатаа видных советских и кубинских исследователей истории фияееофйи и современной философской мысли. Ведущими методологическими сряртфйами продета-* вленнойдиссертации являются следующие: котдэетко-исторический подход к исследованию* современной западной философзд; положение о социальной летерюишрованностя культурно-ясторйческих (а, следовательно, ? философских) образований; дмяектопвсклй характер развития историко-философсхого^процесс®.

Научно-практическая значимость исследования заключает- • ' оя в том, что его результаты могут быть использованы, я прежде воего кубинокикг философами, в курсах лекций в учебных лО- ; собиях по истории философии несовременной западной философ. Материал диссертации может найти тзяже применение в прогадай-

дистской и политигл-прооветительской деятельности.

Алообация шооты. Диссертация обсуждена на заседании оэк-тсра современной западной философии Института философии Ш СССР в октябре 1589 г.

Сттг-'ктура работы, Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Основное содержание диссертации

Во,„введении обосновывается выбор темы исследования, ое актуальность, а такие характеризуется степень еэ изученности. Здесь же определяются цели и задачи исследования, его теорети-ко-мегодологичьская основа, научная новизна и практическая значимость.

В лоряой тааве "Основное содернание учения "радиовитализ-маи" предпринимается попыт:са рассмотреть формирование центральных идей "рацисвятализыа" Ортеги, определивших затем цела его философской реформы и, прежде всего, его замыоед создать новую (аН'х'ропалогЕ18СЗчую) онтологию.

В первом параграфе "Истоки "рациовигалирма0 Ортеги и кон-потщия "перспектевизна" рассматривается попытка раннего обращения Ортеги к феноменологии Гуссерля, становление методологии и формулирование центральной идеи филооофки "жизненного разума". Здесь же рассматривается содержание важного тезиса 'Ортеги, иыенгего принципиальное значение: "Я - ею я а мои обстоятельства, а еслл я на спасу моя обстоятельства, я не спасу себя". Этот теьпс кн еяходигл в работе Ортбхя "Гаамшлення о Дон Кн-хоте'*. Он рассматривается в диссертации пак основа перопекти-

вистской гносеологии, утвзрвдагацей, что мир предстает перед чзловеком в определенной "перспективе". опрвделягтоЙ его "точкой видензя" мира, т.е. его положением в мире. Одновременно показало, чго познавательная деятельность человека рассматривается Ортегой как форма его бытия и сиотзетстввнно его гносеология содержит в себе элементы онтологии.

Во втором параграфе "Понимание Ортегой идей к задач философии "жизненного разума" . Отношение раадэватастзма курению Калта" показано, как Ортега в своих ¿¿илософсюж работах последовательно развивав! разрабатываемую им концепции. Задачу современного ему этапа философского мышления он видит в том, чтобы заменить философию, основанную на понятии "чяотнй разум", философией, основанной на понятии "жизненный разум". В связи с этим в диссертации отмечается, что Ортэга ей в коем случае не отряпдет значения разума, разумной деятельности юловага для познашя действительности, но он отмечает нэобходигость того, чтобы разум зашит другое место в гизни человека. Он выражает это словами о том, что не. .казнь человека долша служить его разуму, а разум должен стоять на службе человеческой жизни. Для того, чтобы окончательно решить данную задачу, Ортега выдвигает следующие требования}

1. Зкорнв обновить понятие бытия, представляющее ооновноэ понятие любой философии.

2. В качестве основного объекта философии рассматривать йдзнь человека, поскольку она сама по сеое является системой

в придает, вследствие этого, системность и философскому исследованию.

В третьем параграфе "Сущность концепции "рациовигалигма"

анализируется содержание фадософской реформы, идею которой выдвини Ортега.

Здесь ее раоцрышется характер коитики, которой Ортега

,ся

подвергает свтодогвга радисвшгастичеокой философии; показывав?1 что а результате этой критики испанский философ црвходит к отрицанию градационны* рзтологий, поскольку, по его мнению, все они всходят из натуралистического понимания человека. По-'етоыу ни одна из этих онтологий Ее .лнсет дать правильного понимания того особого вида бытвя, каким является человек.

£ третьем параграфе цдаей работы подчеркивается антропологический характер разшвлений Ортоги, его стремление создать совокупность принципов для нового ехала б анализе человека. В соответствии о этим юпаяский философ выдвигает полоаввяе о том, что новой формой бытия, из которого и надо исходить в исследовании человека, является его жизнь. Очень ваино при это*, утверждение Ортега, что жизнь человека состоит из "я" и "обстоятельств" , т.е. аз человека и его мира, находящихся в динамической взаимосвязи.

Параграф 3 дает понимание «взяв Ортегой как всего того, что делает человока и поэтому вить - анач» находиться в игре, аанииаясь вещами и оуществами этого мира. Йар есть то, что воздействует на то и любое оуществованив есть занятие чем-либо, пряпедяокадиы. окрукаищему миру. Тем самым Ортега тюдтверздает овою мысль о том, ч'а'0 наша жизнь гошгааот в себя и мир вашх •'обстоятельств*. йтал, яить - заачит постоянно решать, чем мы бурей 8аня1йятьс&» повтому всегда она устремлена вперед, ивнь

еоть проектирование настоящего в будущее.

Но одновременно мы показь^аем, что в гоадмавии яшрчи Optera пытается исход. ;ть не из абстрактна: теорий, и поэтому в 1838 а', д-.jï такую схему t

1. Любая жизнь разворачивается, сдирать sa конкретные представления о мире м человеке.

2. Человек живет з определенном физичес..Л1 и определенном социальном миро.

3. Социальный мь^ формирует определенней систем? «ценностей, ^зависим*"-. от человека, но состаъ,швди часть ôro жизни.

4. ¿¡изнь есть постоях лая деятельность, и^одове" всегда находит готовую определенную с- г.ему деятельдаизм.

5. И система ценностей и характер деятадоооти зависят от системы 1 -роветй и от у; ;вня технического развит* i общества, с кс орими сталкиваем ; человек; они даны человеку и о * их помощью он создает новые идеи и -ношэ тех лчзакзе инстру-меы'ы.

В третьем параграфе отмечается также блязооть фз эсофии

I

жизненного разума" о философским; идеями экзистенциализм^. Речь идет правде всего б t. о идее о том, ч^о жизнь И к особая фор-¡V. г бытия - это не есть нечто данрое раз и навсегда, ее необходимо неустанно создавать, постоянно рртулц; лв&ть. Яхобн не потерпе:поражение в деле создания собственной виэьи, требует-оя постоянное уевлиь. Родньт Ортеху с философией экзистенциализма также и то, что в процеосе разъяснения нового были Органа арибег~зт к товедаевлому, обыденному языку, питаясь „делить философские размышления состар^ой час.ью каждочяппной ю-

ю •

зни человека и одновременно ^делат*- саму ату жизнь предметом философских тазмнш эней.

3,г"5Ь же расгацатривается вопрос об о .ношении Ортеги к основному вопросу фддософии. Оргега счь.ал, что оба решения оо-вовило вопроса ¿вдпсофии - и идеальотическое и ме. .эррчдистя-яес-.ае - имеют скррее характер лг этеиы, векели четкого исходного тезис©. ■'

1Ьгтэдя, которую занимае.. сам Ортева по отношению к основному вопросу фил~-!офви, изгагаетоя в диссертации основной пункт кгтэдг-и "рацк „витализма . В решении г^ого вопроса' Ор-тэрб. пытается встать над вдеалвзг?м " реализмом, отвергая в -^твэ исходного начала философского исследован: : как обра-п©на<з к сознанию человека, так и обращение к _ эальности дфидего мира. Философия должна : ходить из данотва человека а пара, воплощением которого является его жизнь;- она должна с„зешггь на допрос не о то**, что является первичным, а о «ом* что является наиболее бесопопнкм. Наиболее бесс: эрнш Ортега Елизавет гг?нь челове-а. Это позволяет диосертаигу сделать вывод, чтг в решении основного -оцр за Ортеха примыкает в соврэ-ыенг чу идеализму эь^истенциальнс-феноыенигогичеокого пла.

В диссертации показано, что позиция Ортега отражает кризис фалософкш, шташе^ся в свои" иссдедоваЕрйв опираться на абстрактные модели о^-ясвения человека, еги попытку максимально приблизить 1^00офию к кошер тному миру человека и ^бооно-вать нову методологию для изучения этих вопросов. Именно о ато£ точки зрения испансюы философ подеоргает критике гонятгг чистого сознания фьаоманодота.. Гуссерля, з^лечая, чи созна-

зе с^ть гипотеза, которую человек взвивает апостериори. Оно )зникает, по Ортеге, как воспоминание о г-нтакте человека с ?ром вещей. Ллл Орте га из эг. -го следует, что мышление всегда то вторичным но отношены к миру

В диссертытш показано, что Орте га пытается сор!' гь оре-I мистич^ста с деятельности разума; обмечая, что он должен ¡ужить жизни, он определяет деятельность разума : л особую >р.:у технической деятельности челог'-са, кото; -тэ он т. нг бхо-агости вш ,/вден осуществлять для того, чтобы егть.

Онтологических мобильность, кото±лй Ортега пытае-зя надень но-эе понятие бытия, вынувд. л его ^с.сать и новые понятая, помощью ".отор^ можно его исследовать. Дцея создай. новое (нят^а бытия, в котором отракалос" бы его да- , показыва-! .лм нгтерение зспапского философа построить философскую кон-1пщ ), ооновьиэаяоь на некоторых диалектических предположени-:. Ортега исходит из цредотявления о том, что старый класси-1ске". идеализм, вскормленный, в большой лепек , ва ь.нятии гоия само.^овольнг как определяет его тппагский фяло^оф, И эк" оказался без перспективы его дальнейшего ^лзвзтия, 'О I. привело в необходимости реформы основного понятия £ ¡дофин - понятия бытия.

В третьем параграф уделено большое внимание переписке ггега, поскольку г вей отречены некоторые мог нтн, трак:г"че-з не присутствующие в его опубликованных раС~.тат. В атой пе-ишоке го всей пностью проолс^ивается отношение мзжду тагт-[ понятиями ортеговско?. философии, как пш.зненшА раз; 1" и ¡с.орический разум". Первый - это концентрированное, абстракт-

нов рчражение вюрого, который, в свою очередь, есть ни что иное, как рьа-чзация изрвслэ. Понятие "жиь^енннй разум" пред-п_.:агает применение его к изучению "стории человечества. Изначальная : е.- Ортеги о с...анстве "я" в его "обстоятельств", человека и мира, расширяется, в нее включаю® ; и уровень технического развития общее' за и система существующих в нем веро-ва_лй, ср^йс^зенных для живущего в н-.л человека. Ортегой дви-1шг желание обратг ься, испс содержание понятий "жизненный" и "исторический" разум к жизни человека в ее оторичес-ком ре-чзитии. В •"о же врем* он :.отел дать человеку философское уче^е, которое служи -о бы инструментом для понимания "рискованного", по словам философа, существования в мире.

В этом же парах, дфе автор анализиг/ет одну пз последних ¡-"„бот Орг^ги "Нг. ало и эпилог философии", яде возникают новые для него пог :о.тщ к понимают философии. Испанский философ исходи'! здг,зъ из того, что специфической . -дачей философии является тознание "саленной, и этим она отличаемся от конгчет-1имХ наук, которые изуага частные сферы нашего мира. Данный параграф пре^стаь. лет собой в -том -числе самую важную часть диссераоДии, т .с. в .хеы отмечаются методологические принципы, к к орл пришел Ортега, такие, как автономия фидософии. обес-печивашдая рч независимое!., и возможность развивать свои идеи " ш своей собственной основе, путем развит..л собственной внут-ранней логики. Другим, не менее важным является при;дип паьго-homw £ лософи.., который говорит о постоя 'ной связи каждой ^в.-^оофаи со .лей cor купгэстыс :сторикс философского целого.

Ь это»- па^^.:_жфе отмечается также, что Ортега привел к

дзоду, что философия должна вернуться .к онтологии Гераклита Ясского, поскольку она рассматривает бытие в ого протзвог-е-т. В последние года эта концепция бала наиболее близка его гитова нею мира.

В четвертом караграфе "Понятие "истории" б ученик рацио-аталазт" доказан большой интерес Орте га к изучению истории его попытки применить здеоь идеи рациовиталисгсксго учения, зтория рассматривается Ортегой как такая систематическая ре-льностъ, из которой человэк может вычитать логику своего су-зотвования о ввдцаигч, с "обстоятельствами", т.е, того, что Ор-зга называет новим поникшем бытия в о обоснования которого, э его замуеду, должен начаться новый этап в познании челэзола.

Ортега утверждает, что совреметшй человек потерял то арие к разуму, которое било у человека Поесгс ерешш;. "тс, т го. мнению, вызвано среда прочего и там, что физико-матешти-эский разум не способен уловить постоянно меняющуюся суть чэ-эвека.

Этот вид рааума, по Ортеге, продэлваэт рассматривать че~ звена как оущеотпо природное. Ортога не утЕервдает, *го "чею-эк не имеет природы, по г.мэет РсторЕР*1. Иги, инктаг слогами: природа - мя вещай, а и?> <рия как бчтчо - кия «еловэча".

В обобщенном виде аргумента1®* Ортеги сформирован?. е иосертацииволодулц'лх ?езисах1

1. Основной реальностью, гадерую доляча язеледавр.тЕ флло-

офия, является гаопь человека, ,

2. Одним из осиозных кош-'неьтол структуру «из:а, рггът*. 01,1 фактором исторического процесса яашэтоя сущостьуицад в об4, еотЕе систе'-а воротагтИЙ.

3. Для анализа конкретных явлений, связаышх с жизнью человека, аонятпе "физически разум" должно ¿нть заменено понятием "асторстескпй разум".

В диссертации показано, что Ортега-и-Гассот в своих рас-судцениях смог выйти за ражи философских конструкций, которые рассматривали историю со стороны ее вепгных проявлений, перенося на нее метода, свойственные для исследования естественных наук и пригодный дай изучения механического, физическо го или биологического движения. Ортога лш пытается согда^ь "о тологию асгоричускок реальности", в которой жизнь человека и логсо истории взаимосвязаны и первая лежит в основе второго.

Поэтому Ортега заявлял, что настал момент обратиться к наследию Гераклита, который рассматривает бытие в его противо речивости, как процесс постоянных измерений.

В данном параграфе анализируется и острая критика, которой Ортега подвергает учение Тойнби за натуралистическую, по мнении ьспанского философа, концепцию исторических реальностей. 2о словам Ортеги. Тойпбч, обращаясь к историческому субъ екау, исходит пз идэи бытия, которую испаьский философ считаем нэобходкши преогигеть. Ортега обвинял Тойпбз в утверзде-нии того, что действительность не иожэт быть противоречивой, поскольку является бытиеи достаточный, полней и совершенный.

В диссертации подчеркивается, что применение концепции "рацповиаллЕмз" к исторьи не чосиг у Ортеги механистического характера; испанский философ видит в нэй действительность, ностоянео меняющуюся, находящуюся в далазнеи, каадое мгновение которой двтермяущювано строго по отношению к другому, что не позволяет окончательно установить ее гакояомэрдостн. Внвод

'вги: человек находит свою сущность, в том числе и обраща-. х: своей истории, которая, в конечном счете, его создает юрмирует.

В пятом параграфе диссертации, доторий называется "Фило-юкая социология Ортеги" показано развитие социологических й испанского философа.

В рассматриваемом параграфе поназано, что социологическое ние концепции "рациовиталпзма" в большой сточеки рсдствен-представлониям философов-экзистенциалистов. Социальное по-яется для Ораеги как нечто, возникащее кз жизни человека, ллшенное тэх свойств, которые характерны дая подлинно чело-вского действия. Для последнего, согласно Ортеге, харак-ш свобода в выборе и ответственность за его исполнение.

В результате анализа позиции Орте^я здесь показано, что шеккй философ понимает .од социалышмв фактами обычаи, )рые, по ого ьшению, исполняются автоматически, они лише-тднвидуальных характеристик, хотя, с другой стороны, цо-1ягт сосуществовать внутри социального целого. В этом сш-резкое противопоставление общественного как ооезлячецного цдаввдуального как человеческого отражало острые лротяво-!я, присущие буржуазному обществу того временя.

В этом параграфа делается ьывод, что Ортега яо смог рао-ъ природу социального бытия человека, в результате чего ■я смог также раскрыть и проблему взаимодоЧствяя прдаиса щеотва. Диалектика взаимедейотгил дндивида и общества алась недоступной исследованию, осяовацнэцу на мвтодоло-фаяоеофии "гациовиталч8!ла". В диссертации г.окаяанс», ччо ее деншаиия необходимо соотнести ее о прагкатЕо-ооцлаль-

ной деятельностью человека.

Бо второй главе "О влиянии учения Ортоги на философскут мысль з странах Лаглнсней Америки" рассматривается вопрос о влиянии учения "рациовиталкэма" на ряд латиноамериканских фи лософов различных стран континента.

В первом параграфа данной главы "Идеи "перспективизма" р ЛагяЕсксй Амерште" исследуется воирос о взаимном влиянии Ортегк на л&тиаоэмерикакокую философскую мноль и Латинской Америки на Ортегу. Обратное влияние этот континента, оказш нов на Ортогу, помогло ему развить свое видение мира и сфо^> шрозать свое учение о человеке. Именно в Латинской Америке яспгнсгсий философ впервые азложил свои наиболее оригинальны; идея. С другой стороны, примечательно^ что Ортега не пытала раЕявать на континенте свои взгляды, а старался лишь подтолз путь латиноамериканских мыслителей, к самостоятвлгнооти мыши нга р дальнейшее развитию философии на континенте. Ортега" очи лол, что сами латиноамериканские мыслители должны опреде дать, но таксе смэриканское бнтие и какова должна быть фил софлл оюго континента,

В параграфе рассматриваются также социально-историческ условна, коториэ способствовали тому, что некоторые аспекты концепции "рацЕОЕИгаллЕма" былл хорошо эосприняты на латино акерскснском континенте. Прежде всего имеется ввиду интенси ноь фэршрованиэ национального самосознания, которое наблщ лось в то ьрома, что явилось основным фактором, определивши отзос.чтельзо быструю ассимиляцию пэрсяентивастеких и истор! цлстскшс элементов учеяю» Ортега, 7тв«рвдашпх гравоыерносп особого i лагипоамерикакского, взгляда ьз мир л ем проблемь

Здесь же рассказывается о поездках Ортеги в страны наше) континента, прежде всего в страны Южного Конуса и отмеча-гся, что знакомство с его личностью сыграло не менее важную ш> в философской жизни континента, чей его идеи.

Анализу идей "серспектщзизма" отводится в диссертации юьма важное место не только в силу того заынсла, который юлил в него сам философ, шш особенностей "исторического понта, когда он получил развитие, а пралдэ всего потому, что, лраясь на эти идеи, латиноамериканские мыслители оправдали существование многообразия философского видения мира и о их позиций пытались оценить вклад Латинской Америки в ш-вую философскую культуру.

Во втором параграфе "Латиноамериканские мыслители о фи-софских идеях Ортеги" приводятся мнения ряда латиноамериканце философов. Первым упоминается имг: Алехандро Корна. Не-этря на то, что на него Ортега не оказал значительного влаги, оч отмечает его большой методологический вклад в разви-з философской мысли на латиноамериканском континанте и в гентинв. Корн ясляется классическим выразителем уде упоми-«пегося процесса разьития национального самосознания контента на философском уровне, а его философия свобода, о >3 точки зрения, отражает социальные условия Аргентины то-времани. Но кроме того Корн стад основателем Кантовского ¡ества в Аргентине, свою роль сыграло здесь то, что он подо семинары Ортеги, на которых последний комментировал «тику чистого разума". В диссертации показано, как Ортега ¡ественно способствовал распространению влияния немецких лигелей на латиноамериканском континенте и, прежде всего, ргентине.

В этом ss параграфе рассматривается влиянию, которое косвенно оказал Ортега-и-Газсет на такого крупного представ) теля латапоеидериканской философия, каким бил Фраясиско ЗгОМе-рО.

В данном параграфе рассматривается и влияние Сртеги ва лагакояшриканских философов тех стран, где ему не пришлось : побивать, в тастнссти, на философов Мексики. Имеются в виду эмигрировавший из Ислагага Хосс Гаос и молодой мексиканский < лософ Леопольде Cea, который унз в двадцатпвосьшдетЕЭМ возрасте воспринял Еаиболее вакнае аспекты "рацзовиталазма" Ор-тога, использовав их в своем собственной учении применителы к потребностям развития мексиканской философской науки.

Cea очень быстро понял, что з основе философии Ортеги . жала онтология челозека, которая дааала возможность сгазияь проблему исторически кинкреиюго человеку. Сем мексиканский . философ постоем поред собой задачу создать фвлософию чзлов' жа, яивущего в американских "обстоятельствах", что являлось жизненно важным вопросом для Америки. Желание видэть Датина Амэрику свободной и независимой привело Coa ко асе более ан: имшряаяистзческим позициям, к демократическим взглядам.

В атск параграфе приводятся ш»на я других латиноамеры-кгнскшс мыслителей, например, пуэрториканского философа Анн юю О. Подрзйра, которой также воспринял некоторые поломим, философия Ортеги о точки зрения возможности ах применении к анализу латиноамериканских проблем¿ в данной случае пройдем пуэрториканской ладил, чья территории с конца ИХ века иахо-дилаоь код американской военной; оккуиацпэй. Социальные астр, сения того времени, а также принадлежность Парейры к елктар

л слоям объясняют то, что из рацЕ0ви?алпсгской концепции заимствовал глазным образом элементы духовного аристонра-}ма учения Ортеги.

Влияние вдей "рациовлтализгла" испытал и ряд кубинских хлителей, но острая социальная .борьба ЗО-х годов привела к шрязации интеллигенции страны и к тсау, что значительная часть, выходцы из мелкой и средней буржуазии, перешла на Шб позиции, что ограничило влкянло.на ноо испанского фило-ia. Выступление Ортеги против идеи евроцентризма, ого 1И5М и "перспэк'сивизм", социально-политические взгляды ис-[ского философа имели большое влияние вплоть до 50-х годов, ■да произошел значительный поворот в его взглядах, которрй сих пор еще недостаточно исследован-.

Б заключении ш подводим итог основных результатов ис.сле- . ¡ания и кратко формулируем общие филооофсно-матодологичес-внводы исследования, намечаем возможные перспелтявы дальнеЗ-о анализа учения рациовитализма Ортогн и его судьбы в ис-ояеыяной философии. Мы обращаем внимание на ^рн глазных мота:

1. Среда экзистенциалистских и антропологических теч«ни£, орав существуют и по сей день, рациовиталдстская концэещн

дставляет большой интерес, прежде всего, тем, что подвергав

«

критике традиционную идеалистическую онтологию я предлра-ает попытку повести философскую мысль по пути диалектики., ропологическая он?ология Ортеги в рэиках современного идеала представляет собой одну ия самых серьезных исныгоя еы- . гк философию на новый рубеж,

2. Концепции "жизненного.разума" - oto фклософслю кое-

цепция, созданная в условиях обостряющихся противоречий, раз диравших само общество и духовный мир западноевропейской бур жуазии XX века. Эта концепция была создана для того, чтобы слуяить человеку ориентиром в его жизни, а не для того, чтобы направлять деятельность всего общества или какой-либо социальной группы.

3. Социально-исторические условия южноамериканского кон тивента в поездки Ортеги в зтот регион обусловили распростра некие влияния "рациовитализма" на широкие круги латиноамериканской интеллигенции. Латиноамериканские философы воспринял некоторые яз аспектов рациовитализма Ортеги, особенно, элеие ты "пврспективвзма" и исторпцизма.