автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Критика фальсификации католическими "советологами" материалистического понимания истории

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Стокяло, Валентин Андреевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Критика фальсификации католическими "советологами" материалистического понимания истории'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Стокяло, Валентин Андреевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК

ОТПРАВНОЙ ПУНКТ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ КАТОЛИЦИЗМА

I.I. Томистская онтология как основа философской антропологии католицизма

1.2 Католическая философская антропология о проблемах антропогенеза

1.3. Католическое учение о душе как носительнице разумной жизни человека

1.4. Проблема личности и общества в философской антропологии католицизма

ГЛАВА П КАТОЛИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

2.1. "Факторы" человеческой истории и провиденциализм

2.2. Имманентная история и проблемы католической эсхатологии и хилиазма

ГЛАВА Ш НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ "СОВЕТОЛОГИЧЕСКИХ" ВЫМЫСЛОВ О "НЕНАУЧНОМ" ХАРАКТЕРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

3.1. Измышления "советологов" о "догматизме" марксистского учения

3.2. Несостоятельность попыток "советологов" свести материалистическое понимание истории к "экономическому материализму"

3.3. Вымыслы "советологов" об "умозрительном0 характере исторического материализма

3.4. Католические "советологи" о "несовместимости" партийности и научности исторического материализма

3.5. Вымыслы "советологов" о "несоответствии" марксистско-ленинской теории общественно-экономических формаций конкретному ходу истории

87-152 87-119 120

153-246 I53-I8I

182-194 195

ГЛАВА 1У. КРИТИКА ФАЛЬСИФИКАЦИИ КАТОЛИЧЕСЖИМИ "СОВЕТОЛОГАМИ" ОБЩЕСОЩОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА

4.1. Основной вопрос исторического материализма о соотношении общественного бытия и общественного сознания в трактовке "советологов"

4.2. "Советологическая" интерпретация основного социологического закона определяющей роли способа производства в общественном развитии

4.3. Извращение католическими "советологами" марксистско-ленинского учения о базисе и надстройке

ГЛАВА У НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ "СОВЕТОЛОГИЧЕСКОЙ" ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЖСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ КОРЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

5.1. Фальсификация "советологами" марксистско-ленинского учения о классах и классовой борьбе

5.2. Извращение "советологами" марксистско-ленинской теории социальной революции

5.3. Фальсификация "советологами" марксистско-ленинского учения о социалистическом государстве и Коммунистической партии

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Стокяло, Валентин Андреевич

В современную революционную эпоху мировое развитие опреде-1яется историческим противоборством двух противоположных социаль-*о-экономических и политических систем - социализма и капитализма. )дним из стратегических плацдармов этого противоборства является 5орьба марксистско-ленинской и буржуазной идеологий. Она оказыва-зт огромное воздействие на экономику, политику, международные этношения, на темпы и характер общественного процесса.

Пытаясь ослабить революционизирующее воздействие реального социализма на ход мировых событий, воспрепятствовать дальнейшему распространению в мире марксистско-ленинских идей, укрепить колеблющиеся устои капитализма, буржуазные идеологи, используя широко разветвленную, гигантскую "индустрию пропаганды", развернули тщательно скоординированную "психологическую войну", острие которой 1аправлено прежде всего против СССР и других стран социалистического содружества. "Империалисты и их пособники, - указывается в )тчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии, - системетически доводят враждебные кампании против социалистических стран. Они 1ернят и извращают все, что происходит в этих странах. Для них самое главное отвратить людей от социализма" . Запад "пускает з ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира

Идеологическая борьба как одна из форм классового противоборства капитализма и социализма не исчерпывается 'ныне только политическими вопросами: она включает в себя теоретические проблемы Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: 1олитиздат, 1981, с.9. современности. Одну из главных своих задач буржуазные идеологи усматривают в фальсификации марксистско-ленинского учения, в том числе исторического материализма.

На передний край буржуазной идеологии выдвинулась "совето- ' погия", составляющая теоретическое ядро современного антикоммунизма.

Возникновение "советологии" явилось, как известно, реакцией буржуазной идеологии на победу Великой Октябрьской социалистической революции и установление в нашей стране Советской власти.

После второй мировой войны в борьбе против мировой системы социализма "советология" вступила во второй, качественно новый этап своего развития, сформировалась в одно из ведущих направлений современного антикоммунизма. На этом этапе она разрослась в разветвленную систему учреждений,организаций и центров,куда входят высшие учебные заведения, специализированные "научные" институты, эбщества, отделы и службы в звеньях государственного аппарата и частных организаций монополистического капитала. Так, лишь в США в настоящее время имеется около 200 "советологических" центров и эрганизаций, а в ФРГ их насчитывается свыше 70*.

Выдвижение "советологии" на передний план буржуазной идеологии обусловлено не только углубляющимся кризисом последней, но и 1евиданным возрастанием роли марксистско-ленинских идей в сплочении народных масс на борьбу за мир, демократию и социализм.

Советология" лицемерно выдается ее приверженцами за "науку ) коммунизме". В действительности же, как об этом свидетельствуют яногочисленные факты, основная функция "советологии" состоит в по-1ытках ее сторонников фальсифицировать, прежде всего философские )сновы марксизма-ленинизма, в стремлении "опровергнуть" его с по См.: Развитой социализм и кризис "советологии" /Отв.ред. шад. М.Б.Митин. -М.: Наука, 1982, с.108, 109. иций якобы "объективной и беспристрастной научной критики"*.

Так, большинство "советологов", подвизающихся в различных советологических" учреждениях и центрах ФРГ, выступают в роли кспертов по "проблемам коьщунизма". Их теоретическая и пропаганистская деятельность скоординирована с политическими акциями р ападногерманского государства . Маститые профессора, занимаюиеся "объективными советологическими исследованиями Увопреки декламируемой ими "независимости", являются исполнителями социальых заказов монополий и буржуазного государства, которые обильно шансируют деятельность многочисленных организаций и учреждений иЗ советологии . Эта функция "советологии" отчетливо прослеживается в издан-:ом в 1966-1972 годах шеститомнике "Советская система и демокра-ическое общество.Сравнительная энциклопедия".Это издание общим •бъемом около 7500 страниц подготовлено ведущими западногермански-[и "советологами" при широком участии их коллег из США, Англии, гранции и др. Большая часть статей "Сравнительной энциклопедии" меет откровенно антикоммунистическую,антиленинскую направленность,

I чем мы сможем убедиться в дальнейшем.Этим опровергается утвержение ее редакции о том, будто бы задачашторов работы состоит в объективном сопоставлении" противоречивых точек зрения /См.: Sojetsystem und demokratische Gesellschaft. Eine vergleichende Ensyklopadie.Hrsg.von G.D.Kernig.Bd.1-6.-Freiburg:Herder,1966-1972/. p

Об усилений политизации западногерманской "советологии", ie дальнейшем подчинении политическим интересам государственно-юнополиешического капитализма ШРГ свидетельствует осуществленная i 70-х годах реорганизация учреждений и служб "остфоршунга" исследования Востока - автор/, цель которой усматривается в том, [тобы совершенствовать "сотрудничество институтов и ведомств". 'См.: Reorganisation, der bundesgeforderten Osteuropaforschung. -)steuropa, 1980, N 8/9, S. 694-697/. См.: Реальный социализм в СССР и его буржуазные фальсифи-;аторы /Под ред.Ю.А.Волкова, Е.Д.Модржинской. -М.: Мысль, 1977, j.369; Развитой социализм и кризис "советологии", с.107 - 110.

Западногерманский "советолог" Г.Кениг, касаясь вопроса об отношении "остфоршунга" к политической жизни ФРГ, без обиняков признает, что "политики вновь и вновь ставят вопросы о действит тельных условиях, изменениях и тевденциях в восточном блоке .

Остфорщунг является резервуаром, из которого можно черпать отве9 ты на указанные вопросы" .

Как идеологи империализма "советологи" сочетают фальсификацию теории и практики коммунизма с откровенной или едва прикрытой апологетикой капиталистического строя. "Большинство остфорше-ров, - заявляет Г.Кениг, - работает не в безвоздушном пространстве. Напротив, они приглашены на службу и именно поэтому испытывают трудности в объективном исследовании и описании господствую-„3 щей системы." .

Благоприятная обстановка для антикоммунистической деятельности реакционных сил западногерманской "советологии"^, включая ее католическую разновидность, создалась с приходом к власти в стране коалиции политических партий ХДС/ХСС - СвЖ1 и избранием I октября 1982 г. председателя христианско-демократического союза Г.Коля на пост канцлера ШРГ. Следует иметь в виду, что в широком смысле слова в предмет "советологии" многие ее представители включают интерпретацию в духе антикоммунизма различных проблем коммунистического,рабочего и национально-освободительного движения. 2

Konig Н. Bilanz und Ausblick.- Osteuropa,1975, M 8/9,S.806.

3 Ibid. Ее главным печатным органом является выходящий с 1951 г. ежемесячный журнал "Остойропа" /"Восточная Европа"/. На страницах журнала публикуются статьи западногерманских и зарубежных "советологов", в которых тенденциозно, а зачастую откровенно клеветнически оценивается социалистическая действительность,фальсифицируются различные проблемы марксистско-ленинской теории. .

Обещанный населению Западной Германии правящей коалицией "экономический подъем" обернулся в 1983 г. новым ростом безработицы, падением реальной заработной платы трудящихся,сокращением социальных фондов.Наступление государственно-монополистического капитализма ФРГ на жизненные права рабочего класса и всего трудящегося населения страны неразрывно связано с военными приготовлениями западногерманского империализма, идущего в фарватере агрессивных сил НАТО.

Правительство Федеративной Республики Германии вопреки воле большинства народа и национальным интересам страны дало согласие на размещение американскихпПершингов-2"и крылатых ракет на территории ФРГ. Эта антинародная акция превращает Западную Германию в заложника рейгановской политики конфронтации и антикоммунистического "крестового похода".

В отчетном докладе Правления Германской Коммунистической партии УП съезду ГКП, который состоялся в Нюрнберге в январе 1984 г., Председатель партии товарищ Г.Мис подчеркнул, что в борьбе против размещения американских ракет движение сторонников мира ФРГ стало подлинно всенародным. Оно доказало "возможность и необходимость объединения усилий социал-демократов, коммунистов, христиан,либералов, "зеленых", а также профсоюзов в борьбе за мир,против разт вертывания американских ракетно-ядерных средств первого удара .

Докладчик, далее, заявил, что ГКП выступает за самое радикальное решение проблемы ядерных вооружений в Европе,поддерживает все предложения, которые ведут к сокращению арсеналов ядерного оружия.

Мы за то, - сказал товарищ Г.Мис,- чтобы ФРГ поддержала соответр ствующие инициативы СССР и других социалистических государств" . См.: Правда, 1984 , 7 янв.

2 Там же.

Наряду с сохранением мира, отметил докладчик, важнейшей зада-[ей является борьба за осуществление права на труд. Борьба за мир г борьба за труд - неразделимы. Ее успех невозможен без единства $ рядах пролетариата ФРГ. "Борьба за мир и труд,- подчеркнул Пред-юдатель ГШ1, - неразрывно связана с борьбой против политического щвига ФРГ вправо, против ущемления демократических свобод, про-юзглашенных в конституции, а также против попыток реакции возводить в стране идеологию фашизма"*.

Хотя иерархи и теоретики западногерманского католицизма,учитывая растущую борьбу трудящихся ФРГ, в том числе католиков, за лир и разоружение, конструктивные тенденции в восточноевропейской юлитике правительства, перестраивают тактические приемы своей деятельности, все же центральное место в ней по-прежнелгу занимает 5орьба с марксизмом и основанным на нем научным атеизмом.

Настоятельный призыв к такой борьбе сформулирован в документах П Ватиканского собора и в посланиях главы Ватикана. Так,например, в энциклике "Экклезиам суам" папа римский Павел У1 заявил: "Атеизм - самое серьезное явление нашей эпохи. Это теория,посредством которой утверждается отрицание Бога.Церковь,верная своему цолгу по отношению к людям,не может не осуждать,как это она делар па и в прошлом,со всей решительностью. это пагубное учение. .

В целях пропаганды церковного вероучения,идеологической борьбы против марксизма-ленинизма и научного атеизма,нападок на реальный социализм идеологи католицизма, в том числе и католические "советологи", издают многочисленные книги, широко используют сред

1 Там же. См.: Атеизм и религия в современной борьбе идей /Сборник/ Под ред.В.И.Гараджи /председатель/» Е.К.Дулумана и др. -Киев: Политиздат Украины, 1975, с.189. зтва массовой информации и устных выступлений с церковных амвонов, в кафедр католических учебных заведений и т.д., регулярно публикуют статьи на страницах западногерманских католических журналов "Гердер корреспонденц", "Штиммен дер цайт", "Франкфуртер Гефте" и ДР.1.

Этим же целям служит католическая "советология" ФРГ,которая включает в свою структуру восемь институтов.Три из них функционируют при Боннском,Вюрцбургском и Нюрнбергском университетах страны, остальные являются самостоятельными "советологическими учреждениями" .

Крупнейшим из них является Восточноцерковный институт немец ких августинцев, созданный в 1952 г. Его возглавляет профессор Вюрцбургского университета Г.Бидерман. Сотрудниками института разрабатывается многотомное исследование "Восточное христианство", издается ежеквартальный журнал "Восточноцерковные исследования". Институт имеет библиотеку, насчитывающую II тыс .томов книг, 200 названий журналов. Свою главную задачу сотрудники института усматривают в "налаживании контактов и обмене информацией с теологами восточных церквей". Этому-де призваны способствовать публикации института, специализирующегося на исследовании русской церковной истории и истории духовной культуры России, а также на изучении советской атеистической литературы^.

Характеризуя деятельность института, авторы опубликованного в журнале "Остойропа" обзора К.Штрикер и П.Мазер декларативно утверждают, что она якобы ограничивается "строго научными исследо См.: Eirschmann J. Prasenz und Wirken der katholischen [irche in der OffentlichkeitAus Politik und Zeitgeschichte, 1977, N 29/30, S. 23. 2

См.: Strieker G., Maser P. Theologische und kirchliche )steuropaf orschung.- Osteuropa, 1980, 11 8/9, S. 905,908. $аниями". В то же время они признают, что католические институты 1РГ находятся в тесном контакте с учреждениями западногерманского 'остфоршунга"1.

Ознакомление с публикациями данного института и других 'академических" учреждений католического "остфоршунга" ЗЕТ позво-шет сделать вывод, что "строго научные исследования" религиоведов, занимающихся одновременно "советологическими" изысканиями, не только носят классовый характерно и тесно связаны с идеологией и юлитикой антикоммунизма и антисоветизма.Исследуя религии,находящиеся в условиях секуляризованного социалистического общества,они *звращают марксистско-ленинскую концепцию свободы совести ,заяв-1яют,что она якобы "не обеспечивает права человека".А многие из шх,например,антисоветчик из <£РГ Г.Симон и швейцарский католиче-ший "советолог" Й.Бохенский, тесно связанный с западногерманской 'советологией", в своих'писаниях клеветнически разглагольствуют з "притеснениях верующих", о "гонимой церкви" в СССР и т.д.^

Эти измышления идеологов антисоветизма опровергаются нашей зоциалистической действительностью. Хорошо известно, что в СССР зсем гражданам гарантируется Конституцией свобода совести, т.е. 1раво исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести атеистическую пропаганду^.

1 См.: ibid., 905. р

См.: Simon G. Der sowjetische Staat und die Kirche.-Aus Po-litik und Zeitgeschichte,1969, N7» S.11-50; Bochenski J. Kommuni-smus und Religion. In: Handbuch des Weltkommunismus. Hrsg. von J.Bochenski, G.Niemeyer.- Freiburg etz.: Herder, 1953. См.: Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. -М.: Известия Советов народных депутатов, 1978, с.19.

Неопровержимые факты-свидетельствуют о том, что в СССР веующие имеют все возможности для удовлетворения СВОИХ релМУйбзНШС отребностей. Вопреки злонамеренным вымыслам идеологов антисоветиз-:а о какой-то "дискриминации" в СССР религиозных граждан, в дейст-ительности верующие плечом к плечу с атеистами строят новое обществ о*.

Весьма показательны в этой связи свидетельства иностранных раждан, побывавших в СССР, о положении религии и церкви в нашей :тране. "За последние 25 лет, - пишет, в частности, патер из ФРГ 'ерберт Мохальски, - я много раз бывал в СССР и воочию убедился, [то свобода совести является неотъемлемой частью советской демоп2 ратии .

Все сказанное выше о политическом религиоведении свидетель-;твует о его антикоммунистической, прежде всего антисоветской на-[равленности.

Но и представители так называемого теоретического религиоведения, стремясь обосновать богословский тезис о благотворном влиянии религии на жизнь общества, фальсифицируют с позиций теологи-шской концепции исторического процесса материалистическое понима-ше истории. Проповедуя христианское вероучение,в частности, фило-юфско-историческую концепцию католицизма, они пытаются затормо-шть процесс формирования классового сознания трудящихся, прежде зсего католиков, и тем самым воспрепятствовать их включению в революционное движение. Q

Для обслуживания верующего населения западногерманская ка См.: Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. -М.: Политиздат, 1981, с.120-261. о См.: там же, с.249. Согласно переписи, проведенной в ФРГ в 1970 г., из 60 с толическая церковь и ее светские организации* пополняют кадры за счет выпускников теологических факультетов, имеющихся при университетах Бонна, Вюрцбурга, Мюнхена, Тюбингена и др., католических высших школ /например, в Кенигштейне/, академий и семинаров, а также школ при иезуитском и доминиканском монашеских орденах^.

В целях подготовки будущих священников к борьбе с марксистско-ленинским учением, его растущим влиянием на широкие народные массы,Секретариат по делам неверующих,учрежденный папой Павлом У1 в 1965 г., вынес рекомендацию ввести изучение марксизма в духовных о семинариях католической церкви . лишним миллионов человек населения страны 44,6 процента составляли католики /Gm.: Религия и церковь в капиталистических странах/ Под ред.М.В.Андреева и др. -М.: Мысль, 1977, с.246/ т

Среди светских католических организаций ФРГ наиболее влиятельными являются Общество католических мужчин, Центральный союз католических женщин и матерей, Союз католических предпринимателей и др. Их деятельность координирует и направляет Центральный комитет немецких католиков, куда наряду с мирянами избираются представители духовенства, особенно деятели иезуитского и доминиканского орденов. Теоретики католицизма, входящие в состав Центрального комитета, проводят большую работу в массовых организациях по пропаганде католической социальной доктрины /См. там же/. См. там же.

3 Следует отметить, что "изучение" марксизма-ленинизма в католических учебных заведениях западных стран, осуществляется, как правило, с привлечением работ "советологов", в которых это учение представлено в превратном,фальсифицированном виде.Так,например, в ряде католических вузов буржуазных стран используются книги австрийского "советолога" Г.Веттера "Диалектический материализм. Его история и система в Советском Союзе" чи "Советская идеология сегодня", чЛ. Диалектический и исторический материализм".В этих работах, неоднократно переиздававшихся на Западе, их автор,прикрываясь камуфляжем "объективной полемики", подвергает марксистско-ленинскую философию изощренной фальсификации.

В опубликованной в этой связи ватиканской газетой "Оссерва-торе романо" 25 ноября 1970 г. Записке Секретариата указывается, что знание будущими священниками марксизма-ленинизма,включая его учение о политической сфере, чрезвычайно важно при ведении "диаI лога с коммунистами" .

Председатель Секретариата по делам неверующих кардинал Ф.Ке-ниг, формулируя ватиканскую концепцию диалога, указывает,что последний должен быть использован в целях "идеологического разоружер ния коммунистов" . В качестве приемлемых для церкви собеседников кардинал называет отступников от марксизма Э.Блоха,Р.Гароди,М.Ма-ховца и др., идущих на идеологический компромисс с религией. Не без оснований он усматривает в них союзников в борьбе против марксистско-ленинской теории и практики реального социализма в СССР и других странах социалистического содружества.

Коммунистические и рабочие партии, выступая за широкий диалог с католиками по вопросам современной борьбы за мир и социальный прогресс^, вместе с тем решительно отвергают попытки толковать такое сотрудничество как отказ коммунистов от марксистско-ленинского мировоззрения. Видный деятель Французской коммунистической т

См.: Нюнка В.Ю. Современный Ватикан. -М.: Знание, 1980.с.25. 2

См. там же. о

Известный западногерманский философ-марксист,член правления ГКП Р.Штайгервальд, выражая позицию своей партии по проблеме диалога, пишет: "Мы стремимся к совместным антиимпериалистическим действиям народных масс. Это делает необходимым диалог с христианами, и не только с прогрессивными. Мы стремимся также к диалогу с официальными представителями церквей, чтобы найти точки соприкосновения для совместных действий. Диалог между марксистами и христианами, таким образом, является для нас преимущественно политической проблемой" /См.:Штайгервальд Р. Марксизм, религия, современность. -М.: Политиздат, 1976, с.51, 52/. партии Ги Бесс в этой связи пишет: ".Некоторые видят в диалоге показатель того, что настало время приготовить нечто вроде идеологического коктейля из исторического материализма и той или иной разновидности идеализма""''.

Марксисты, решительно отвергая эту ревизионистскую установку, показывают, что отказ от материализма и атеизма,прикрываемый лицемерными фразами о творческом развитии марксистско-ленинского учения, не только ведет к его засорению чуждыми идеями, но и находится в непримиримом противоречии с коренными интересами международного коммунистического и рабочего движения.

На антимарксистской, антикоммунистической платформе происходит сближение католической "советологии" с ревизионизмом.При этом именно ревизионизм,как справедливо указывает С.Ф.Одуев,представляет образцы" извращений марксизма,которым охотно следует "официальр пая буржуазная марксология" и,добавим, "советология", включая зе католическую разновидность.

С точки зрения социальной структуры западногерманская "сове-гология", как и антикоммунизм в целом, не представляет собой чего-ро однородного.Центральное звено этой структуры составляет собственно буржуазное "советологическое" направление^ которому принад-яежат буржуазные философы,социологи,экономисты,политологи,историки и др.специализирующиеся на "исследовании" различных проблем йарксистско-ленинской теории, практики социалистического и ком Ги Бесс. Роль марксистско-ленинской философии в современ-■юй идеологической борьбе. - Коммунист, 1968, № 8, с.18. о

См.: Одуев С.Ф. Марксистско-ленинская философия и современная идеологическая борьба. -В кн.: Философские проблемы идеологической борьбы /Рук. авт.кол. С.Ф.Одуев. -М.: Мысль, 1978, 3.2II . лунистического строительства, мирового революционного движения.

Одной из разновидностей указанного направления антикоммунизма является католическая "советология". В сочинениях ее представителей традиционная религиозная проблематика,дискредитированная гигантскими успехами научно-технического и социального прогресса, зачастую оттесняется на задний план антикоммунистическими мотивами. Эти мотивы пронизывают работы католических авторов,посвящение рассмотрению различных мировоззренческих,философско-антропо-погических, социально-психологических,гносеологических,этических и др.проблем. Целый ряд католических "советологов" из ФРГ,Австрии, Швейцарии,США в своих работах подвергают фальсификации марксистско-ленинскую теорию и практику реального социализма.

Важно подчеркнуть, что на платформе антисоветизма, на фабриковании и пропаганде вздорных и клеветнических антисоветских вымыслов нивелируются частные особенности, присущие различным отрядам "советологов".

Для католической "советологии" характерен фидеизм. Ее приверженцы, в большинстве своем неотомисты, провозглашают приоритет "истин откровения" по отношению к "научным истинам", объявляют философию "служанкой" или в лучшем случае "младшей сестрой" теологии.

Прикрываясь вывеской "научности", католическая "советология", как и светские разновидности, этой лженауки,преследует цель способствовать преодолению кризисного состояния буржуазной идеологии, т обусловленного дальнейшим углублением общего кризиса капитализма .

Хотя бутафорский наряд "научности" не выводит католическую "советологию" за пределы идеологических мифов, составляющих ее См.: Вопросы научного атеизма. Вып.28 /Отв.ред.П.К.Ку-рочкин. -М.: Мысль, 1981, с.302-308; Мчедлов М.П. Религия и современность. -М.: Политиздат, 1982, с.128-135» Гараджа В.И. В.И.Ленин и критика современного фидеизма. -Mi: Знание, 1970. зодлинное содержание, все же он усложняет для неискушенных,к толу же нередко религиозно настроенных людей возможность уяснить антинаучный и клеветнический характер "советологических" построений, в которых фальсифицируется марксистско-ленинское учение, неадекватно изображается современная социальная действительность.

Среди проблем марксизма-ленинизма, составляющих предмет "советологических" фальсификаций, значительное место занимают узловые вопросы исторического материализма. Столь пристальный интерес, проявляемый католическими "советологами" к материалистическому пониманию истории, свидетельствует о том, что они правильно оценивают его огромное значение для теории научного коммунизма и революционной практики социалистического и коммунистического строительства, мирового коммунистического движения в целом.

В своих "исследованиях" исторического материализма они предпринимают безуспешные попытки доказать его "научную несостоятельность", "несоответствие" его положений и выводов современной социальной действительности.

Предмет исследования. В предлагаемой диссертации на основе критического анализа работ католических, главным образом западногерманских, "советологов" раскрывается антинаучность и реакционность предпринимаемых ими попыток фальсификации общесоциологических законов и принципов исторического материализма, материалистического понимания коренных социально-политических проблем общественного развития. Попыткам католических "советологов" извратить в духе идеализма и метафизики материалистическое понимание истории в диссертации противопоставляется научно обоснованный и подтвержденный жизнью вывод о том, что исторический материализм не только успешно познает наиболее общие законы строения, функционирования и развития общества, но и служит теоретическим оружием его революционного преобразования.

Актуальность исследуемой проблемы

Четкая, научно обоснованная программа борьбы с буржуазной и ревизионистской идеологией содержится в Программе КПСС, докумен-гах съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, международных Совещаний коммунистических и рабочих партий, в трудах Л.И.Брежнева,Ю.В.Ан-цропова, Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко.

Программным политическим и теоретическим документом долговременного действия является постановление ЦК КПСС от 26 апреля Е979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспи-гательной работы". В этом важном документе творческого марксизма зодчеркивается настоятельная необходимость строить всю идеологическую работу с учетом резкого обострения идеологической борьбы за международной арене, когда империалистическая пропаганда развернула массированную атаку на марксизм-ленинизм и реальный со-диализм. В постановлении ЦК КПСС выдвинута задача: ".своевременно давать достойный отпор идеологическим диверсиям империализI ла и его приспешников" .

В документах июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС подчеркива-зтся, что для успешной борьбы против идеологических происков империализма необходима динамичная и эффективная система контрпропа-?анды*\

Осуществление указанных задач требует от марксистских философов и социологов бескомпромиссной наступательной борьбы против 5уржуазной идеологии, в частности, против настойчивых попыток католических идеологов фальсифицировать исторический материализм. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: 1олитиздат, 1979, с.9. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 4-16 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с.7.

Актуальность исследуемой в диссертации проблемы определяется следующими основными факторами:

1. "Советологическая" ветвь антикоммунизма в послевоенные годы вьщвинулась на передний план буржуазной идеологии.

2. Западногерманской "советологии", прежде всего ее католической разновидности, принадлежит в буржуазной Европе ведущая роль в выработке и пропаганде идеологических и политических концепций антикоммунизма и антисоветизма, в систематических попытках фальсификации марксизма-ленинизма,особенно марксистской философии.

3. В яростных нападках на исторический материализм идеологи католицизма, в большинстве своем неотомисты, прямо или завуалированно исходят из тех или иных вариантов католических концепций человека и исторического процесса.

В этой связи весьма актуальной является задача раскрытия научной несостоятельности и реакционности указанных концепций.Это тем более необходимо, что многие установки христианской антропологии не только используются в нерелигиозных и немарксистских фило-софско-антропологических концепциях, но и противопоставляются марксистскому учению о человеке.

В то же время католическая философско-историческая концепция, которая, как в своих традиционных, так и в модернизированных вариантах, основывается на мистическом принципе "божественного управления" историей и фаталистической идее ее "предопределенного всевышним" "эсхатологического конца"^", используется идеологами католицизма в борьбе с материалистическим пониманием истории, с теорией научного коммунизма.

4. В своих бесплодных попытках доказать "ненаучный" характер материалистического понимания истории католические "советологи", Эсхатология - религиозное учение о "конце мира". претендующие на роль застрельщиков в критике марксизма-ленинизма, берут на вооружение целый ряд научно несостоятельных и опровергнутых жизнью идеологических мифов буржуазных и ревизионистских идеологов о "догматизме" и "умозрительности" исторического материализма, "несоответствии" его основоположений и выводов конкретному ходу истории, особенно современной социальной действительности. Они пытаются свести это философско-социологическое учение ' об обществе к "экономическому материализму" и в то же время извращают в духе идеализма категории и принципы,общесоциологические законы исторического материализма,материалистическое решение коренных социально-политических проблем общественного развития.С позиций злобного антисоветизма они предпринимают попытки дискредитировать принцип и практику руководящей роли КПСС, очернить советскую демократию, общенародное социалистическое государство.

5. Многие идеологи католицизма и буржуазные "марксологи", убедившись в бесплодности лобовых атак на марксистскую философию, толкуют о ее "религиозной природе", проводят плоскую аналогию между христианской легендой об "эсхатологическом будущем" человечества и научно обоснованным марксизмом-ленинизмом, подтвержденным революционной практикой народов выводом о закономерном переходе стран от капитализма к социализму, о торжестве I

Так, с точки зрения Г.Веттера, "коммунизм и его мировоззрение - диалектический и исторический материализм - являются разновидностью псевдохристианства" /Wetter G.Der dialektische Materiali-smus.Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion.-Freiburg: Herder,1956,S.639/. А по мнению антрополога из ФРГ Ю.Хюллена учение К.Маркса о человеке - это "эсхатологическая антропология", обосновывающая вывод о том, что лишь при коммунизме преодолевается изначальное отчуждение индивида путем примирения его существования и сущности / См.: ffillen J. Entfremdung und Versohnung als Grunds truktur der An:thropologie.-FreiTiurg:Alter,'19e2,S.'102,89/социализма и коммунизма во всемирном масштабе*.

Раскрытие научной несостоятельности и реакционной социально-политической направленности указанных концепций и установок католической "советологии" представляет собой важную задачу предлагаемого исследования, характеризуют его актуальность.

Состояние исследования темы

В полемике с католическими теоретиками в диссертации использованы работы 60-70- начала 80-х годов советских и зарубежных марксистов, в которых специально исследуются либо попутно затрагиваются те или иные аспекты философии истории, философской антропологии и сощологии католицизма.

В глубоком марксистском исследовании И.С.Кона "Философский идеализм и 1фитика буржуазной исторической мысли" /М., 1959/ имеется раздел, посвященный анализу христианской философии истории.

Скрупулезный марксистский анализ проблем католической философии истории,философской антропологии и социологии католицизма содержится в работе "Философия преступления" немецких философов из ГДР Г.Гейдена, М.Клейна и А.Козинга /М., 1962/.

Однако в обеих указанных работах, опубликованных в предсо-борный период,недостаточно отражена тенденция.к модернизащи католического учения. Небезынтересно отметить, что в докладе "Ццеология и философия", с которым Г.Веттер выступил на международном философском конгрессе в Вене /1968 г./,он из тактических соображений переставил акценты в "обосновании" измышления о "религиозности марксизма". Если раньше Г.Веттер,по словам В.В.Мшвениерадзе, предсказывал "поглощение марксизма религией", то теперь он заявляет о необходимости "признания марксизмом религии, ищет места для религии в марксизме. Лобовая атака не удалась, предпринимается обходной маневр" /См.: Мшвениерадзе В.В.Антикоммунизм и религия. -В кн.:Религия в планах антикоммунизма.-М.:Мысль,I970,с.48/.

Специальному исследованию неотомистской философии истории посвящены кандидатские диссертации Г.Е.Смирновой "Проблемы диа- , лектики исторического развития в философии истории западногерманского неотомизма" /Л., 1966/ и М.Н.Талантовой "Критика неотомистской философии истории" /№., 1970/.

В этих работах, на наш взгляд, не в полной мере рассмотрены те обновленческие тенденции, которые значительно усилились в по-слесоборном католицизме и нашли, в частности, выражение в попытках поборников католического модернизма переосмыслить традиционные умозрительные философско-исторические вопросы католического учения с позиций реальных общественных проблем современности.

Глубокий марксистский анализ модернизированных концепций католической философской антропологии, философии истории и социологии католицизма, влияния на религию научно-технического и социального прогресса, 1фитика клерикального антисоветизма и сощаль-ного фидеизма содержатся в трудах Е.М.Бабосова "Научно-техническая революция и модернизация католицизма" /Минск,1961/, "Научно-техническая революция и ее влияние на религию"*,Б.Э.Быховского "Эрозия "вековечной" философии" /М., 1973£ Л.Н.Великовича "Кризис современного католицизма" /М., 1967/, "Католищзм в современном мире" /М., 1981/; М.П.Гапочки "Материализм против фидеизма" /М., 1980/; В.И.Гараджи "Социальный прогресс и кризис религии.Кризис религии и религиозный модернизм.Христианская теология и проблемы сов

2 3 ременного социального развития", "Современный католицизм и наука .

1 См.: Религия и церковь в современную эпоху /Редколлегия: Л.Н.Великович, В.И.Гараджа и др. -М.: Мысль, 1976. 2

См. там же.

3 См.: Католицизм-77 /Редколлегия: П.К.Костиков ,М. П.Мчед-лов, Т.Ярошевский. -М.: Политиздат, 1977.

Научно-технический прогресс и кризис католической теологии"*,а |также в работах М.В.Андреева, П.Г.Гопченко, И.Я.Кантерова, Н.А.Ковальского, Я.В.Минкявичгоса, М.П.Мчедлова, К.И.Никонова, М.П.Новикова, В.Ю.Нюнки, Ф.Г.Овсиенко, А.Ф.Окулова, А.С.Онищен-ко, В.К.Танчера, Д.М.Угриновича и др.

Марксистскому анализу и критике неотомистской концепции личности, философской антропологии католицизма посвящены работы неР мецкого философа из ГДР Р.Миллера , известного польского теорео л тика марксизма Т.Ярошевского , его соотечественника М.Новачика .

В трудах А.С.Богомолова, В.И.Гараджи,В.Н.Кузнецова7 М.В.Шелс. гу нова? болгарского философа Р.Радева обосновывается марксистское понимание взаимодействия философского идеализма и религии,в частности, неотомизма и католической теологии.

В работах В.И.Гараджи "Трансценденция и история - диалог хриО стианской философии с современностью , "Научная и христианская интерпретация истории" /М., 1980/ проанализированы основные нал См.: Религия в век научно-технической революции /Под ред. В.И.Гараджи и О.Клора /ГДР/. -М.: Политиздат, 1979. См.: Миллер Р. Личность и общество: К критике неотомистского понимания личности. -М.: Прогресс, 1965. о

См.: Ярошевский Т. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973; Размышления о практике. -М.: Прогресс, 1976. См.: Новачик М. Неотомизм и изменения в католической социальной мысли. - В кн.: Католицизм-77, е.91-111. См.: Современная буржуазная философия и религия /Под ред.А.С.Богомолова. -М.: Политиздат, 1977. См.: Желнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. -М.: Изд-во Моск.ун-та, 1971.

7 См.: Радев.Р. Критика неотомизма. -М.: Прогресс, 1975. См.: Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. -М.: Наука, 1978, с.337-361. равления эволюции христианской теологии и неотомистской философии. Глубокому анализу подвергнуто, в частности, ориентирующееся на современную социально-политическую действительность, направление, представленное в протестантизме концепцией "теологии надежды" протестантского богослова из ФРГ Ю.Мольтмана. В католицизме указанное направление нашло выражение в "политической теологии" западногерманского богослова И.Метца. Эта концепция, лишь вскользь упоминаемая в названных выше трудах В.И.Гараджи и других марксистских авторов, критически исследуется в предлагаемой диссертации.

Для осуществления главной цели данного исследования - раскрытия антинаучности и реакционности попыток католических "советологов" фальсифицировать в идеалистическом духе исторический материализм - в диссертации используются опубликованные в последние цва десятилетия работы советских и зарубежных марксистов, посвященные критическому анализу различных аспектов "советологии" и антисоветизма.

Первостепенную важность для предлагаемого исследования представляют труды И.Т.Якушевского1, особенно его работа "Ленинизм и "советология" /Л., 1970/, в которой дается определение предмета этой ветви антикоммунизма, раскрываются антинаучные и реакционные цели "советологии", характерные приемы и методы "советологической" критики марксистско-ленинской теории и практики реального социализма, основные направления фальсификации "советологами" узловых проблем исторического материализма.

В коллективных монографиях "Антисоветизм на службе империализма" /М., 1976/, "Реальный социализм и его буржуазные фальсификаторы" /№., 1977/, "На фронтах идеологических битв" /М., 1979/ критически анализируются основные разновидности современного ан

1 См.: Якушевский И.Т. Ленинизм,революция и "советология". исоветизма, разоблачаются фальсификация буржуазными и ревизио-истскими идеологами социально-экономических,политических и иде-логических основ развития социализма в СССР, антисоветская нап-авленность деятельности основных центров "советологии" в Задад-ой Европе и США.

В совместной работе "Кризис антисоветизма" /М., 1978/, напи-анной учеными СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Чехослова-ии, анализируются главные направления антикоммунизма, его связь основными течениями современной буржуазной и ревизионистской цеологии, разоблачается научная несостоятельность и реакционность го нападок на марксистско-ленинское учение и реальный социа-изм.

В коллективных исследованиях "Несостоятельность антикоммуни-тических концепций общественного развития" /Киев, 1982/, "Раз-итой социализм и кризис "советологии" /М., 1982/ анализируется рганизационная структура "советологии", раскрывается несостоя-ельность попыток "советологов", выполняющих социальный заказ уржуазии, извратить марксизм-ленинизм, очернить достижения зре-ого социализма в СССР.

В книгах Б.И.Королева "Антисоветизм в глобальной стратегии мпериализма" /М.» 1974/, "Реальный социализм и идеологическая орьба" /М., 1983/ выявляются место и функции "советологии" в си-теме антикоммунизма, раскрывается несостоятельность концепций уржуазных и ревизионистских "советологов", фальсифицирующих марк-истско-ленинскую теорию и практику реального социализма,миро-юбивый курс внешней политики КПСС.

Марксистская критика различных аспектов антисоветизма,разоилософский очерк. -Л.: Лениздат, 1968; Диалектика и советология. Л.: Наука, 1975; Революция и современность. -Л.: Лениздат,1977; етодолог!чн1 проблеми критики антилен1н1зму.-ФЬлософська думка, 978, № 2, с.97-105. качение попыток "советологов" фальсифицировать марксистско-ле-[инское учение и достижения социализма содержатся в трудах ;.Д.Модржинской "Ленинизм и современная идеологическая борьба" 'М., 1972/, марксистов из ГДР Р.Бауэрмана, К.Гейера, Э.Юлиера 'Нищета марксологии" /М., 1976/, Р.Бауэрмана, Г.-Й.Речера "Лени- ' изм и классовая борьба" /М., 1976/, а также в работах Д.И.Кун

12 Д добы , Б.И.Марушкина , М.Н.Перфильева , В.Л.Савельева , Б.Г.Смос а п о янского , О.Ф.Соловьева, С.Л.Титаренко , Б.А.Шабада и др.

В публикациях А.Д.Мазылу и Ю.К.Малова обращается внимание ia то, что в последние годы ведущие буржуазные "советологи " предпринимают попытки вывести "советологию из научной изоляции", при->бщить ее к новейшим концепциям буржуазной социологии и политологи, вооружив тем самым новыми аргументами в полемике с марксизмом^.

1 См.: Кундюба Д.И. Правда жизни против домыслов фальсификаторов. -Киев: Политиздат Украины, 1979. р

См.: Марушкин Б.И. Советология: расчеты и просчеты. -М.: 1олитиздат, 1976 . о

См.: Перфильев М.Н. Советская демократия и буржуазная 'советология", М.: Юр.лит., 1971.

4 См.: Савельев В.Л. "Советология" в лабиринте лжетеорий.-Сиев: Политиздат Украины, 1982. См.: Смолянский В.Г. Развеянные мифы советологов. -М.: Молодая гвардия, 1981. См.: Соловьев О.Ф. Триумф Ленина и банкротство его критиков. -М.: Политиздат, 1978. п

См.: Титаренко С.Л. Против фальсификации ленинизма. -М.: 1олитиздат, 1961• о

См.: Шабад Б.А. Кризис идеологии антикоммунизма. -М.: Лысль,1973. См.: Мазылу А.Д. Прогресс социализма и "методологические" злоключения буржуазной советологии. -В кн.: Философские проблемы

В советской и зарубежной философской литературе 50-х - 60-х одов опубликован ряд марксистских анализов и рецензий, в которых а материале отдельных работ католических "советологов" рас!фыва-тся несостоятельность аргументов, приемов и методов, используе-ых ими в целях фальсификации марксистской философии"*.

Проведенный анализ советских и зарубежных марксистских тру-ов, посвященных критическому исследованию антисоветизма и "сове-ологии", показал, что в их числе нет работ, которые бы содержали колько-нибудь развернутую и систематическую марксистскую критиу фальсификации материалистического понимания истории католир ескими "советологами ,представляющими собой один из наиболее водеологической борьбы. -М.: Мысль, 1978, с.341; Малов Ю.К. 0 современных тенденциях в буржуазной "советологии". - В кн.: Против уржуазных фальсификаторов истории и политики КПСС. -М.: Политиз-,ат, 1980, с. 125. См.: Быховский Б.Э. Философствующие скоморохи. -Коммунист, 963, № 2; Копнин П.В. Уловки и маневры наших критиков. 0 книге '.Веттера "Советская идеология сегодня, ч.1. Диалектический и ис-'орический материализм". - Вопросы философии, 1964, № 12; Ситков-;кий Е.П. Против философского антикоммунизма. В кн.: Антикоммунизм

• враг человечества /Материалы обмена мнениями марксистов ряда тран Европы, Америки, Азии и Африки/. -Прага: Мир и социализм, '962; Якушевский И.Т. Ценные признания одного из наших критиков о "советологии" господина Бохенского/. -Вопросы философии,1964, > 10; История философии в кривом зеркале антикоммунизма. -В кн.: 'ейден Г.,Клейн М.,Козинг А. Философия преступления.Против идео-югии немецкого милитаризма.-М.: Иностранная литература,1962; Ley G. Jemerkungen ztim V/esen echten Menschlichkeit. Auseinandersetzung rait ГакоЪ Hommes. Der technische Eros. Freiburg, 1955» In: Beitrage zur Critik der gegenwart. biirgerliclaen Geschichtsphilosophie. Hrsg. von ?.Schulz.-Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1958. Следует отметить, что в работе М.А.Шалина "Антикоммунизм [ идеологическая борьба на современном этапе" /Казань,1973/ имейся два раздела, в которых автор полемизирует с идеологами антисоветизма, в том числе с клерикальными "советологами" Г.Фальком, инствующих и разветвленных отрядов современного антикоммунизма. Этот пробел призвана в какой-то мере восполнить данная диссертация. Она подготовлена автором на материале марксистской критики работ западногерманских /а также австрийских, швейцарских и др./ католических "советологов" с учетом того немаловажного обстоятельства,что последним принадлежит в Западной Европе ведущая роль в разработке и пропаганде концепций антикоммунизма и антисоветизма, в систематических нападках на марксистско-ленинскую философию.

Цели и задачи исследования

В целях выявления специфики философских позиций католических интерпретаторов исторического материализма в первой и второй главах диссертации в связи с критическим анализом основных посту

И.Фетчером и др., в связи с их нападками на исторический материализм. Однако, во-первых, полемика ограничивается главным образом вопросами, связанными с извращением буржуазными идеологами материалистического понимания коренных социально-политических проблем общественного развития. В ней не рассматриваются позиции клерикальных "советологов" по таким фундаментальным проблемам материалистического понимания истории как общесоциологические законы, принципы исторического материализма и др.

Таким образом, указанная работа не дает достаточно полного представления о "советологической" интерпретащи материалистического понимания истории.

Во-вторых, полемика автора работы с католическими противниками ведется, как правило, недостаточно доказательно, а по некоторым вопросам подменяется приведением пространных цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма, документов международных Совещаний коммунистических и рабочих партий /См.: Указ. раб., с.146, 148/.

В-третьих, работа изобилует серьезными стилистическими погрешностями, пестрит грубыми орфографическими ошибками в подстра-ничных немецкоязычных сносках. латов католической философской антропологии и философии истории католицизма ставятся следующие конкретные задачи:

- показать, что католические теоретики - представители традиционного экзистенциального томизма - подменяют социально-историческое определение сущности человека онтологической теоцентри-ческой характеристикой его "природы" как "сотворенного сущего", а модернисты - приверженцы так называемого "ассимилирующего томизма", - исходящие из богословского принципа "редукции к тайне", усматривают эту сущность в мистической "внутренней обращенности" личности как обладательницы сотворяемой богом "бессмертной души" к "абсолютной божественной первопричине";

- доказать, что те представители католической антропологии, которые включают человеческую личность в социальную и этническую структуру общества, все же остаются на позициях креационизма и провиденциализма, поскольку социальную среду они рассматривают как реальность, существующую параллельно с независимой от нее личностью и подобно последней создаваемую и управляемую богом;

- раскрыть бесплодность попыток католических ортодоксов обнаружить в проблемах антропогенеза дополнительные аргументы для обоснования христианской легенды о сотворении души богом;

- показать, что в основе ортодоксально-томистской философско-исторической концепции лежит религиозное учение о "божественном управлении" историей и ее предопределенном богом "эсхатологическом завершении"; обосновать положение о том, что модернизированные католические концепции истории - ориентированный на кантианство и экзистенциализм антропологизированный "трансцендентальный неотомизм? "политическая теология", историческая концепция П.Тейяра де Шар-цена - представляют собой в конечном счете идеалистическую мистификацию исторического процесса,противостоящую материалистическому пониманию истории.

Для осуществления главной цели исследования - доказательства научной несостоятельности и реакщонной социальной направленности попыток западногерманских и др. католических "советологов" фальсифицировать материалистическое понимание истории - в третьей, четвертой и пятой главах диссертации ставятся следующие узловые задачи:

- раскрыть антинаучный и эпигонский характер, гносеологические и социальные корни спекулятивных построений католических "советологов", предпринимающих настойчивые попытки свести марксистское философско-социологическое учение об обществе к "экономическому материализму", обвинить исторический материализм в "умозрительности" и "догматизме ", в "несоответствии" его основоположений конкретному ходу истории, в "несовместимости" его партийности и научности;

- показать, на каких реальных трудностях развития марксистско-лешшского учения, мирового революционного процесса паразитируют католические "советологи" в интерпретации узловых проблем исторического материализма, современного рабочего движения;

- обосновать положение о том, что в трактовке идеологами католицизма общесоциологических законов исторического материализма, марксистско-ленинской теории классов и классовых отношений,социальной революции обнаруживается характерная для католической "советологии" линия на дематериализацию и теологизацию исторического процесса, коренных социально-политических проблем развития общества;

- разоблачить клеветнический характер измышлений католических "советологов", направленных на дискредитацию всенародной социалистической демократии, деятельности КПСС как политического авангарда советского народа;

- показать несостоятельность типичных для католической "советологии" приемов и методов фальсификации материалистического понимания истории и практики реального социализма в СССР.

Противопоставить антинаучной "советологической" интерпретации законов, категорий и принципов исторического материализмакоренных социально-политических вопросов общественного развития марксистское решение указанных проблем.

Целями и задачами диссертации, сформулированными во введении к работе, обусловлена ее структура. В исследовании ведется полемика с католическими "советологами" в связи с их нападками на исторический материализм.Поэтому в первой и второй главах диссертации 1фитически анализируются философско-антропологическая и философско-историческая концепции современного католицизма, с позиций которых многие католические "советологи" фальсифицируют материалистическое понимание истории.

В третьей, четвертой и пятой главах работы раскрывается научная несостоятельность и реакционная социальная направленность попыток католических "советологов" доказать "ненаучный" характер исторического материализма, фальсифицировать в духе идеализма и метафизики его общесоциологические законы и принципы, материалистическое понимание коренных социально-политических цроблем общественного развития.

Полученные научные результаты исследования резюмируются в заключении к диссертации.

Диссертантом выносится на защиту доказываемые в диссертации положения, которые до введении к работе сформулированы в качестве узловых задач исследования.

Теоретико-методологической основой диссертации явились произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, Программа КПСС, материалы партийных съездов и Пленумов ЦК КПСС,новой Конституции СССР, ркументы-международных Совещаний коммунистических и рабочих пар--ий,труды Л.И.Брежнева,Ю.В.Андропова,Генерального секретаря ЦК КПСС, [редседателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко.

В полемике с католическими идеологами диссертант руководст-ювался положениями и выводами ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС об гсилении идейного противоборства капитализма и социализма, опился на содержащийся в постановлении июньского /1983 г./ Пленума J{ КПСС глубокий вывод о том, что сегодня, когда империалистиче-;кая реакция во главе с империализмом США ведет против Советского 1оюза, других стран социализма беспрецедентную по своим масштабам [ оголтелости "психологическую войну", стремясь очернить социалис-'ический строй, подорвать социально-политическое и идейное един-тво нашего общества, особую важность приобретает "бескомпромист нал борьба против буржуазной идеологии" .

В диссертации использованы речи и статьи видных партийных и 'осударственных деятелей нашей страны, мирового коммунистического .вижения по различным проблемам современной идеологической борьбы, руды советских и зарубежных марксистов по узловым вопросам [арксистско-ленинской идеологии, исторического материализма, соци-логии, философским проблемам исторической науки.

Основным объектом осуществленного в диссертации критического нализа явились работы западногерманских /а также австрийских, [вейцарских и др./ католических "советологов", в которых подвергайся фальсификации различные проблемы исторического материализма, ючинения теоретиков католицизма по католической антропологии [ философии истории, материалы П Ватиканского собора и палских •нциклик. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 гоня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.68.

Научная"новизна работы

Диссертация представляет собой первое комплексное исследование, посвященное раскрытию научной несостоятельности и реакционной социально-политической направленности попыток западногерман-зких /а также австрийских, швейцарских и др./ католических "советологов'1 фальсифицировать материалистическое понимание истории. В этой связи подвергаются развернутой марксистской критике работы Й.Бохенского,Г.Веттера,Я.Гоммеса, Р.Кариша, А.Кюнцли, 3.Мюллера-Маркуса, Г.Фалька и других католических теоретиков, специализиру-ощихся на фальсификации марксистско-ленинского учения, в том числе исторического материализма.

В первой части исследования в целях критического анализа философской антропологии и философии истории современного католицизма, с позиций которых многие католические "советологи" фальсифицируют материалистическое понимание истории, используется целый ряд работ католических богословов и философов, изданных на немецком языке. Значительная часть этих работ впервые критически анализируется в советской философской литературе*.

Так, в диссертации дается детальный марксистский анализ традиционной томистской концепции истории, представленной в мало известной советским читателям работе западногерманского католического теоретика А.Дельпа и его единомышленников, исследуются сочинения по философской антропологии и философии истории идеолога католицизма из ФРГ Э.Корета, который является видным представителем католического модернизма, одним из авторов концепции антро-пологизированного "трансцендентального неотомизма".

Впервые в советской философской литературе в диссертащи дан развернутый критический анализ концепции "политической тео См. список иностранной литературы. чогии", которая в католицизме разрабатывается прежде всего запад-10германским теологом И.Метцом. Марксистский анализ его работ тучно актуален для доказательства псевдогуманистической и псев-зрреволюционной сущности одной из ведущих концепций современного лодернизированного католицизма.

Раскрытие классовых корней и социальной направленности спе-сулятивных построений католических интерпретаторов материалистиче-зкого понимания истории позволило сделать вывод, что в их напад-сах на исторический материализм преследуются цели идейно разоружить пролетариат, затормозить процесс формирования его классового юзнания, противопоставить марксизм ленинизму, провозгласить ревизионистов и, разумеется, "советологов" наследниками "творческо-чо марксизма", а подлинных марксистов обвинить в "догматизме" ia том "основании", что они, развивая марксистско-ленинское учете, сохраняют суть его основных положений.

В диссертационной работе обосновывается важное научное половине о том, что в интерпретации узловых проблем исторического ма-ериализма, современного рабочего движения в ведущих капитэлистинских странах католические "советологи" зачастую паразитируют на еальных трудностях развития марксистско-ленинского учения, миро-ого революционного процесса.

Так, в диссертации показано, что в своих безуспешных попыт-ах доказать "ненаучный" характер марксистско-ленинского учения б общественно-экономических формациях теоретики католицизма ссы-аются на антинаучные концепции ряда реакционных буржуазных исто-иков /Ф.Виттингофа, С.Лауфера и др./» в которых отрицается рабо-яадельческий характер антинаучного греческого и римского обществ, также предпринимаются научно бесплодные попытки обнаружить полое совпадение логики всемирной истории и ее конкретно-историческо-э проявления. При этом нашими идеологическими противниками игюрируется тот факт, что определение формационного типа указанных обществ не может сводиться к выяснению численности и положения ра-!ов, а должно состоять в нахождении общественного уклада, который, ie преобладая количественно, тем не менее характеризует все об-[ественные отношения. Таким системообразующим укладом в античном обществе был рабовладельческий уклад.

В связи с полемикой с католическими идеологами, истолковываю-ими в идеалистическом духе вопрос о соотношении общественного ытия и общественного сознания, в исследовании, доказательно раскры-а диалектика объективных и субъективных сторон жизни общества,про-нализирован сложный и противоречивый процесс формирования классо-ого сознания пролетариата, обусловленный в конечном счете его бщественнш бытием.

В полемике с католическими "советологами", дискредитирующими остижения реального социализма в СССР, извращающими его суть,дис-ертантом раскрыты диалектика объективного и субъективного факто-ов в зрелом социалистическом обществе, особенность действия объ-ктивной закономерности его развития как естественноисторического роцесса, показаны основные направления развития советской демокатии, закономерный характер возрастания руководящей роли КПСС.

Практическая ценность исследования

Теоретические положения, выдвинутые в диссертации в связи полемикой с католическими "советологами", могут быть использо-аны в курсе "Основ научного атеизма", в вузовских лекциях по арксистско-ленинской философии /в темах: "Общественно-экономи-еская формация", "Материальное производство - основа существова-ия и развития общества", "Базис и надстройка", "Социальная груктура общества", "Политическая организация общества", "Социаль-ая революция", "Формы общественного сознания", "Общественный зогресс", "Критика современной буржуазной социологии"/, в агитаионной и контрпропагандистской работе по критике фальсификации атолическими идеологами исторического материализма. Основные те-ретические положения диссертации нашли практическое применение лекционных курсах и спецкурсах в ряде Одесских вузов: электро-ехническом институте связи, госуниверситете, педагогическом ин-титуте, в университетах марксизма-ленинизма при Одесском обкоме омпартии Украины и Политуправлении Одесского военного округа, выступлениях перед пропагандистским активом города Одессы и цесской области.

О практической ценности выдвинутых в диссертации положений видетельствует также и тот факт, что опубликованные диссертантом

0 теме исследования статьи "Проблеми соц1ального розвитку в кри-эму дзеркал1 клерикальних "радянолог1в" /1975/, "Критика фаль-иф1кац1й клерикальними "радянологами" марксистського гуман1зму" [978//в соавторстве с Ю.И.Зуевым /и "Проблеми молод1 в сучаснН ^еолог1чн1й боротьб1" /1984/ /в соавторстве с Л.А.Рувинским/ лли рекомендованы редакцией журнала "Ф1лософська думка" в помощь тушателям теоретических семинаров системы партийного просвеще-т и пропагандистам республики.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре филосо-т и научного коммунизма Одесского электротехнического института шзи /май 1981 г./, а также на заседаниях кафедры философии гу-шитарных факультетов МГУ /ноябрь 1981 г./ и кафедры истории и юрии атеизма философского факультета МГУ /октябрь 1983 г./.

1 основные положения излагались диссертантом на Всесоюзных и юпубликанских научных конференциях: "Комплексный подход к 1учному поиску: проблемы и перспективы" /Свердловск, 1979/; взрастание руководящей роли КПСС в период развитого социализма" 1осква, 1981/; "Единство мировоззренческой и методологической тощий марксистско-ленинской философии" /Киев, 1980 г./,"Мировозренческие и методологические проблемы взаимосвязи теории и прак-ики" Диев, 1983 г./; "О дальнейшем совершенствовании препода-ания научного атеизма в высших и средних специальных учебных за-едениях в свете решений ХХУ1 съезда партии и июньского /1983 г./ ленума ЦК КПСС" /Одесса, 1984 г./» а также на межвузовском научно-рактическом семинаре по проблемам критики буржуазной идеологии и ационализма, посвященном 60-летию образования СССР /Одесса,1982 г./.

Тема диссертации утверждена отделом критики буржуазной фило-офии АН УССР и включена в опубликованный перечень тематики док-орских и кандидатских диссертаций по философии и научному комму-мзму в Украинской ССР на I98I-I985 годы.

Общий объем опубликованных печатных работ по теме диссертации юставляет более 28 п.л., включая монографию "Критика фальсификации :атолическими идеологами исторического материализма", Киев-Одесса, 'оловное изд-во издат.объедин. "Вища школа", 1980 /11,85 п.л./.