автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Критика современного католического прозелитизма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мирошникова, Елена Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Критика современного католического прозелитизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мирошникова, Елена Михайловна

ВВВДЕНИЕ

ГЛАВА I. МЕСТО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРОЗЕЛИТИЗМА

В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЦИЗМЕ.

§ I. Концептуально-гносеологические особенности евангелизации как современной модификации прозелитизма.

§ 2. Социальные, гносеологические и психологические причины существования современного католического прозелитизма

§ 3. Структура современного католического прозелитизма.

ГЛАВА П. ПРОЗЕЯИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА . НО

§ I. Социальная сущность "новой" концепции труда и ее прозелитичеекая роль

§ 2. Роль концепции "евангелизация молодежи" в теории и практике современного католицизма

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Мирошникова, Елена Михайловна

Актуальность теш данного исследования определяется как практическими задачами атеистического воспитания, так и потребностями теоретической разработки проблем научного атеизма.

На фоне обостряющейся борьбы за углы людей все большее значение приобретает проблема совершенствования идеологической работы. "Надо добиваться, - отмечалось в документах ХХУ1 съезда партии, - чтобы ее содержание стало более актуальным, а формы отвечали запросам и потребностям людей".^

Это положение имеет прямое отношение и к вопросам научно-атеистического воспитания, к разработке злободневных проблем в области научного атеизма и критики религии. В связи с этим в материалах Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС указывалось на необходимость "активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, уделять больше внимания атеистическому р воспитанию".

Поскольку в странах социалистического содружества религия является единственной формой немарксистского мировоззрения, наши идеологические противники апеллируют к ценностям данной формы общественного сознания. Поэтому большое значение для лучшего проведения контрнаступательной работы имеет изучение форм и методов деятельности современных религиозных организаций. В этом отношении большого внимания заслуживает католицизм - самое крупное направление христианства. В современном католицизме следует

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.75.

2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. ГЛ., 1983, с.72-73. особо отметить его прозелитическую направленность, т.е. ориентированность на борьбу против инакомыслия, а такие на деятельность по привлечению новых приверженцев. Поэтому к числу насущных проблем идеологической работы в целом и научно-атеистического вое-" питания, в частности, относится критический анализ современного католического прозелитизма, показ несостоятельности попыток католической иерархии противопоставить свое учение прежде всего марксистско-ленинской идеологии, попыток воспрепятствовать дальнейшему распространению научных идей о сущности и ходе исторического процесса, развитию реального социализма. Задачи дальнейшего совершенствования научно-атеистического воспитания настоятельно требуют изучения не только традиционной догматики данной конфессии, но и совремешшх приемов, используемых католической церковью в своих прозелитических целях.

В связи с этим критический анализ и оценка сущности современного католического прозелитизма и различных его аспектов имеют весьма актуальное как теоретическое, так и практическое значение. Последнее обстоятельство уже само по себе служит основанием для выбора темы.

Даже в условиях небывалого и всеобъемлющего кризиса церкви как социального института и религии как мировоззрения руководители современного католицизма уделяют самое серьезное внимание вопросу осуществления политики укрепления и распространения своей конфессии. Б силу качественных изменений, происшедших в обществе с победой социализма, существенные изменения претерпела теория и практика прозелитизма в современном католицизме.

В истории католической церкви акцент делался на обращение инаковерующих и борьбу с инакомыслием. Ныне - акцент па поисках путей упрочения влияния религии и католической церкви. Даже термин "прозелитизм" сменился в официальных документах Ватикана на термин "евангелизация". При их определенной сущностной идентичности евангелизация имеет ряд особенностей. Поэтому мы считаем правомерным определить евангелизацию как современную модификацию прозелитизма.

Однако сразу отметим, что в объеме одного диссертационного исследования невозможно раскрыть полностью сущность и особенности современного католического прозелитизма. В связи с этим мы выделяем прежде всего наиболее значимые аспекты стратегической линии католической церкви.

Прежде всего она стремится изменить те положения своего вероучения, которые не соответствуют образу жизни современного верующего, сделать их созвучными духу нашего времени, т.е. осуществить так называемую "теологизацию" земных ценностей ввиду отхода от церкви и от веры большого количества масс трудящихся, в особенности рабочих.

При этом первостепенное значение отводится современной католической концепции труда. Необходимость прозелитической деятельности заставляет идеологов католицизма вносить коррективы в ортодоксальные воззрения на труд, переосмысливать его сущность и значимость, т.е. видоизменять непререкаемые ранее постулаты вероучения.

Интерпретация труда как основной стороны жизни человека на земле, как "блага" его сущности придает современной католической концепции видимость социальной прогрессивности, повышает престиж католической веры не только у верующих, но и у людей, индифферентных по отношению к религии. К тому же внешне характеристика тру

- о да как решающего фактора человеческого бытия, данная католическими идеологами, может быть созвучна духовным запросам градцан социалистического общества. Поэтому особенно необходим тщательный анализ, который бы наглядно показал, что модернизация подхода к проблеме труда в современном католицизме направлена прежде всего против марксистско-ленинского учения, являющегося главным препятствием на пути современного католического прозелитизма.

Из самого факта обращения к мировоззренческим вопросам, занимающим первостепенное место в современном католическом прозелитизме, вытекает и следующее обстоятельство. Поскольку будущее любой организации, любого социального института определяет молодежь, постольку она является одним из основных объектов еванге-лизации. Для католической церкви проблема молодежи выливается в проблему существования самой католической веры. Вот почему мировоззренческая ориентация подрастающего поколения становится важным объектом евангелизаторской деятельности церкви.

Укрепление и распространение католической веры среди молодежи, активизацию деятельности самых различных католических организаций следует рассматривать как базу современного католического прозелитизма. Поэтому необходим критический анализ роли концепции "евангелизации молодежи" в теории и практике современного католицизма.

Все это, вместе взятое, не оставляет сомнений в актуальности той проблемы, которая стала темой данного диссертационного исследования.

Состояние исследования проблемы.

В советской атеистической литературе проблема критического анализа идеологии католицизма отводится значительное место. Советскими учеными, осуществляющими такой анализ, создан ряд работ, в которых получили освещение отдельные аспекты исследуемой проблемы. В разделах, посвященных анализу сущности и отдельных аспектов современного католического прозелитизма, автор опирался на труды этих ученых.

Прежде всего здесь нужно отметить исследования, содержащие критический анализ всей совокупности католической идеологии. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли работы Великовит ча Л.Н., Ковальского И.А., Мчедлова М.П. В них прослеживается эволюция католицизма, вскрываются причины модернизации этой конфессии в современных условиях, дается критический анализ новых положении в идеологии католической церкви.

Ряд исследований посвящен критическому анализу отдельных аспектов социально-этических воззрений современного католицизма. Здесь следует назвать работы Андреева М.В., Гарадаи Б.И., Григулевича И.Р., Калиничевой З.В., Кантерова И.Я., Нюнки В.Ю.,

I. Великович Л.II. Церковь и социальные проблемы современности. М., Наука, 1964; его же. Католицизм в современном мире. М., 1981; Современный капитализм и религия. ГЛ., 1984; Ковальский H.A. Католицизм и мировое социальное развитие. М., 1974; его же. Эволюция социальной доктрины церкви. М., 1974; Мчедлов М.П. Эволюция современного католицизма. М., 1967; его же. Под сводами собора св.Петра. М., 1964; Религия и современность. М., 1982. т

Поташинской H.H. Значительный вклад в разработку данной про2 блемы внесли также и зарубежные марксисты.

В них вскрывается ложность теологического тезиса о социальной индифферентности современного католицизма, прослеживается эволюция его социально-этических воззрений, раскрывается вопрос о способах и методах, применяемых церковью в процессе обращения в католическую веру язычников и неверующих, дается содержательный анализ концепций "теологии освобождения", "новой" теологии труда и т.д.

Перечисленные работы в своей совокупности дают объективное и разностороннее представление об идеологии католицизма и его эволюции в различные исторические эпохи, раскрывают содержание его вероучения, догматики, традиций, моральных установок и т.д. и, конечно, практических мероприятий по осуществлению модернизации учения в современных условиях.

1. Андреев М.В. Клерикальный антикоммунизм. М., 1977; его же; Современный клерикализм и национально-освободительное движение. М., 1974; Гараджа В.И. Кризис религии и католический "модернизм". М., 1969; Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М., 1981; Калиничева З.В. Политика и религия. Л., 1984; Кантеров И.Я. Ватикан под натиском атеизма. ГЛ., 1972; Нгон-ка В.Ю, Эволюция социально-политических позиций Ватикана.-Вопросы научного атеизма. М., 1981, вып.28, с.22-40; Пота-шинская H.H. Католический клерикализм и народные массы. Система организаций католического действия. М., 1971.

2. Канала Ж. Социальная доктрина церкви и современность. М., 1964; Штайгервальд Р. Марксизм, религия, современность. М., 1976.

Вполне закономерно, что в этих работах отражена динамика прозелитических стремлений папства. Однако сам прозелитизм как явление и система деятельности не исследован. Не раскрыты концептуально-гносеологические особенности прозелитизма, его эволюции, не подвергнута критическому анализу сама структура современного католического прозелитизма, взятая в сопоставлении традиционного и модернистского аспектов.

В процессе работы мы столкнулись с трудностями, кроющимися в самом понятийном аппарате. В связи с этим было важно определить четкие рамки самого понятия "прозелитизм", а также пришедшего ему на смену понятия "евангелизация".

Таким образом, хотя в советской и зарубежной научно-атеистической литературе нашли отражение критика и характеристика отдельных тенденций в идеологии и практике современного католицизма, однако католический прозелитизм, взятый в динамике сопоставления прошлого и настоящего подходов в.деле укрепления и распространения своей веры, еще не стал предметом специального, только этому посвященного исследования и объектом многосторонне углубленной критики. Это определило цель и задачи данной диссертации.

Цель и задачи исследования.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе марксистско-ленинской методологии раскрыть сущность прозелитизма, как общей политики католицизма, выявить специфические особенности современного католического прозелитизма и критически проанализировать отдельные аспекты деятельности церкви, имеющие прозелитическую направленность.

Для реализации поставленной цели автор счел необходимым решить следующие задачи:

- показать, что прозелитизм является неотъемлемой чертой любой религии, в том числе и католицизма. Анализ данного вопроса позволит понять концептуально-гносеологические особенности современного прозелитизма, обозначенного католическими идеологами как евангелизация; раскрыть вопрос о социальных, гносеологических и психологических причинах существования современного католического прозелитизма, чтобы выяснить, почему в условиях глобального кризиса католическая церковь ставит перед собой прозелитические цели;

- дать критический анализ теологических приемов, используемых для достижения прозелитических целей, и в ходе этого анализа показать, что определенные изменения, вносимые в тактику современной католической церкви, являются следствием изменений общественно-экономических условий и особенностей существования католицизма в современном мире;

- показать, что современный католический прозелитизм не сводится к случайному и выборочному действию по укреплению и распространению веры, а составляет продуманную и целенаправленную структуру;

- вскрыть неизменную мировоззренческую сущность социальной доктрины католицизма, занимающей важное место в прозелитических планах данной конфессии. Особое внимание обратить на критический анализ современной католической концепции труда как основы социального вопроса;

- критически проанализировать роль концепции "евангелизации" молодежи в теории и практике современного католицизма. Анализ данного вопроса необходим для выработки у молодежи научного понимания социальной роли религии и церкви в современном обществе.

Все это, вместе взятое, позволяет сделать необходимые выводы для дальнейшего углубления критического анализа современного католицизма и общего совершенствования научно-атеистического воспитания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем дан не предпринимавшийся другими исследователями целостный анализ современного католического прозелитизма, в результате чего:

- показаны роль и место прозелитизма в католицизме на различных этапах его эволюции, выявлено, каким образом католическая церковь обращала в свою веру инаковеруюцих и инакомыслящих;

- выявлены специфические особенности современного католического прозелитизма, определены рамки основных понятий, выражающих идеологическую функцию церкви, а именно: прозелитизм и евангели-зация, исследована их сущностная идентичность и отличив;

- вскрыты причины, позволяющие католической церкви даже в условиях глобального кризиса ставить перед собой прозелитические цели;

- выявлена структура современного католитического прозелитизма, которая включает в себя основные направления, формы, средства, носителей;

- проанализирована прозелитичеекая направленность современной католической концепции труда, являющейся главным звеном нынешней социальной доктрины Ватикана;

- указаны способы нейтрализации последствий современного католического прозелитизма по отношению к одному из главных его объектов - молодежи, что особенно ваяно в процессе атеистического воспитания, раскрыта мировоззренческая противоположность научного и религиозного миропонимания, показана несостоятельность попыток католических идеологов представить свою веру стоящей над борьбой двух противоположных мировоззрений.

Методология и источники исследования.

Методологической основой данного диссертационного исследования явились разработанные основоположниками марксизма-ленинизма принципы анализа религии как формы общественного сознания, ее реакционной роли и путей ее преодоления.

Первостепенное значение для диссертанта имели указания, содержащиеся в документах Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, определивших ведущие направления повышения уровня политико-воспитательной работы и формирования научного мировоззрения.

Важную роль в работе над диссертацией играл анализ основных работ советских философов, историков, социологов, в которых рассматривается идеология и практика современного католицизма.

Большое внимание диссертант уделил критическому анализу католической литературы. В качестве объекта критики были использованы материалы из следующих источников: статьи в журналах Kori-í^ionde/ьг . и .botumi/t-fcii/o/i aajioáfyM труды рим ских пап, материалы синодов служителей католической церкви, католические словари и энциклопедии, работы некоторых ведущих католических идеологов.

Основная часть зарубежных источников впервые введена в научный оборот.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в результате анализа современного католического прозелитизма выявлена реакционная роль и несостоятельность попыток католической церкви укрепить свою веру, дана новая аргументация для критики как традиционных, так и модернизированных форм католической идеологии.

Выводы и основные положения диссертации могут найти применение :

- в процессе преподавания вузовского курса "Основы научного атеизма": в частности, в темах "Религия как социальное явление", "Современные религии", "Католицизм", "Современная идеологическая борьба и религия", "Атеизм и общественный прогресс", "Мировоззренческие основы атеизма";

- во внеучебной и научно-исследовательской работе студентов педагогического института: в тематике студенческих докладов и рефератов, а также лекций для учащихся средних школ и профессионально-! е хниче ских училищ;

- в лекционной работе, проводимой обществом "Знание", а также в курсе научного атеизма вечерних университетов марксизма-ленинизма.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшей разработки поставленных в исследовании проблем, а также оформлены в виде спецкурса и читаться студентам педагогического вуза.

Характер и цели исследования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Критика современного католического прозелитизма"

Данные выводы необходимо учитывать при чтении лекций по научному атеизму в университетах марксизма-ленинизма, в работе с лекторами-пропагандистами, со студенческой лекторской группой, в вузовском курсе "Основы научного атеизма" /темы: "Католицизм", "Христианство", "Современная идеологическая борьба и религия", "Мировоззренческие основы атеизма"./, а также в работе общества "Знание".

4. В планах современного католического прозелитизма значительное место отводится важнейшему аспекту католической идеологии - социальной доктрине. В этой связи необходимо показать прозелитическую роль и социальную сущность так называемой "новой" теологии труда. Поскольку кризис веры особенно значителен среди рабочих, идеологи католицизма в целях привлечения трудящихся на свою сторону пытаются модернизировать свою концепцию труда, объявляя его "благом человеческой сущности". Однако за внешней словесной привлекательностью важно рассмотреть пропаганду традиционных идей провиденциализма и креационизма, апологетику буржуазных отношений.

Католическая интерпретация труда, будучи искаженным отражением действительности, дезориентирует определенную часть людей и верующих и неверующих, сковывает и ограничивает их общественную, трудовую и познавательную деятельность.

Данный вывод, на наш взгляд, важно учитывать и в работе с лекторами-пропагандистами, и со студенческой молодежью в процессе изучения курса "Основы научного атеизма".

5.В процессе атеистического воспитания особое значение приобретает критический анализ роли концепции "евангелизации" молодежи в теории и практике современного католицизма. Необходимо указать, что в силу специфических особенностей современного прозелитизма, наряду с испытанными собственно религиозными формами укрепления веры церковь во главу своей деятельности среди юношей и девушек ставит сакрализацию чисто светских общечеловеческих проблем и, прежде всего, самых животрепещущих проблем для современного подрастающего поколения - труда и мира на земле.

В современной борьбе идей очень важно показать, как апологеты католицизма пытаются удержать молодежь от активной политической борьбы, навязать ей свое понимание места и роли данной части населения в обществе. При этом следует помнить о необходимости воспитания у молодежи классового подхода в понимании роли религии и церкви в обществе.

Таковы краткие выводы и практические рекомендации данного диссертационного исследования. Автор надеется, что они окажут помощь лекторам-пропагандистам, преподавателям основ научного атеизма в их работе по дальнейшему совершенствованию атеистического воспитания.

- 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последнее время характеризуется неоспоримым усилением влияния социализма на международной арене. Однако, чем ощутимее его реальные достижения, тем ожесточеннее нападки на.идеологию и практику научного коммунизма со стороны апологетов империализма. В настоящее время происходит небывалое обострение борьбы двух полярно противоположных мировоззрений. "Поэтому особую важность, - отмечалось в [Датериалах Июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС, - сегодня приобретают классовая закалка тру-, дящихся, бескомпромиссная борьба против буржуазной идеологии".-^

Это указание полностью относится к такой сфере идеологической работы, как утверждение научно-материалистических взглядов и атеистических убеждений. Поэтому вопросы, связанные с критикой религиозной идеологии, являются весьма актуальными.

В связи с этим особое значение приобретает критика идеологии и практики самого крупного направления христианства - католицизма. Именно в данной конфессии нашел свое наиболее яркое выражение прозелитизм, то есть деятельность, направленная на обращение в свою веру инаковерующих и неверующих.

В условиях обострившейся идеологической борьбы прозелити-ческие отрешения Ватикана особенно наглядно просматриваются в пропаганде тезиса о якобы надклассовом характере веры, в попытках представить христианскую идеологию стоящей над борьбой двух полярно противоположных мировоззрений, как некий третий единст

I. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года. - М., Политиздат, 1983, с.72-73. венный путь к длительному и прочному миру. Поэтому необходимо показать истинную социальную сущность прозелитизма в современном католицизме, вскрыть несостоятельность и реакционную роль социальной доктрины Ватикана, занимающей важнейшее место в про-зелитических планах католической церкви.

Подводя общий итог проделанной работе, обобщая результаты анализа и оценки проблем, связанных с критикой современного католического прозелитизма, можно сформулировать следующие выводы и дать рцд практических рекомендаций.

1. Современный католический прозелитизм представляет собой не какие-то единичные обособленные действия отдельных представителей католической церкви, а определенную структуру деятельности католической церкви. Именно эта структура должна стать объектом научно-атеистической критики, включающей в себя анализ теории и практики прозелитизма в современном католицизме и результатов его воздействия на различные слои населения, прежде всего на рабочих и молодежь. Раскрытие и критический анализ структуры современного прозелитизма могут быть использованы в лекционной и пропагандистской работе по критике современного клерикализма.

2. Для того, чтобы полнее раскрыть сущность современного католического прозелитизма, необходимо рассмотреть эволюцию данного феномена и нынешнее состояние католицизма как определенной конфессии. Как отмечает М.П.Мчёдлов, "без учета современного состояния религиозного феномена, сегодняшних характеристик индивидуального и массового религиозного сознания трудно понять модифицированную политику и тактику руководства религиозных организаций, равно как и мотивы, поведение, социальные действия масс верующих".^

Вашю показать, что прозелитизм прошлого характеризовался применением откровенно экспансионистских средств при обращении в католическую веру и тлел внешнюю направленность, когда основным объектом прозелитизма были инаковерующие стран Азии, Африки, Америки. На протяжении всей истории католицизма прозелитизм выполнял определенные функции, которые в теологической форме отражали интересы эксплуататорских классов.

Материалы диссертации по данному вопросу могут быть использованы в вузовском курсе "Основы научного атеизма" при изучении тем: "Религия как социальное явление", "Социальные функции и роль религии", "Современные религии", "Христианство", "Католицизм" .

3. Современный католический прозелитизм есть отражение качественных изменений, происшедших в обществе, начало которым положил Великий Октябрь. Процесс приспособления церкви к новым общественно-историческим условиям охватил и прозелитизм. Даже сам термин в официальных документах Ватикана сменился на новый и обозначается теперь как "евангелизация". Однако данная замена не означает отказа католической церкви от постановки прозелити-ческих целей даже в условиях глобального кризиса религии и церкви, которым характеризуется современная эпоха. По существу, евангелизация - это прозелитизм в современных условиях, иначе говоря, современная модификация прозелитизма. Но важно отметить,

I. Мчедлов М.П. Религия и современность. М., Политиздат,1982, с.7. что при определенной сущностной идентичности, евангелизация имеет ряд особенностей по сравнению с прозелитизмом.

Необходимо указать, что для современного католического прозелитизма характерна нетерпимость не к инаковерцам, а к се-куляризму и атеизму. В связи с этим следует подчеркнуть, что ныне католическая церковь отказалась от практики насильственного обращения в свою веру; при этом совершенно очевидна смена региона евангелизаторской деятельности католической церкви. В центре внимания современного католического прозелитизма - Европа - континент, с которого когда-то начиналась практика обращения в католицизм, то есть современный прозелитизм имеет внутреннюю направленность. Тем самым, если для прозелитизма характерно прежде всего обращение в католицизм людей другого вероисповедания или неверующих, то для евангелизации существеннейшим является момент укрепления веры среди уже крещенных в католицизм .

 

Список научной литературыМирошникова, Елена Михайловна, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с. 414-429.

2. Маркс К. Коммунизм газеты "Я/ьШ/^ьеГ Марко К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,~т.4, с. 194-207.

3. Марко К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс -Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 65185.

4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с. 41-174.

5. Морализующая критика и критикующая мораль. %ркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 291-321.

6. Маркс К. Критика Готской программы. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2ое изд., т.19, с. 9-32.

7. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. T.I. Книга I. Процесс производства капитала. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с. 5-И; 43-93.

8. Маркс К. Капитал. Т.1У. Приложение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч.Ш, с. 471-568.

9. Маркс К. Рецензии из " fcitlflüeld Za^cat^. Po&tildoisO/wrwScJüb /tetnct-" j<3 2. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2ое изд., т.7, с. 208-223.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология,' -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2ое изд., т.З, с. 7-544.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 419-459.

12. Энгельс Ф. Фридрих-Вильгельм 1У, король прусский. -Маркс К., Энгельс Ф. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с. 487495.

13. Энгельс Ф. Успехи движения за социальные преобразования на континенте. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1,с. 525-541.

14. Энгельс Ф. Положение Англии. Восемнадцатый век. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.572-597.

15. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с. 322-342.

16. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с. 306-314.

17. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

18. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 5-338.

19. Энгельс Ф. Диалектика природы. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 339-626.

20. Энгельс Ф. Книга откровения.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с. 7-13.

21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с. 269-317.

22. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с. 465-492.

23. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов. (Ответ на статьи "Русского богатства" против марксистов). -Полн.собр.соч., т.1, с. 347-534.

24. Ленин В.И. Социализм и религия. -Полн.собр.соч., т.12, с. 142-147.

25. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч., т. 17, с. 415-426.

26. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии. -Поля, собр.соч., т.17, с. 427-438.

27. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. -Полн.собр.соч., т.18, с. 7-384.

28. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма. -Полн.собр. соч., т.45, с. 23-33.

29. Ленин В.И. Духовенство и политика. -Полн.собр.соч., т.22, с. 80-81.

30. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. -Полн.собр.соч., т.23, с. 40-48. .

31. Ленин В.И. Государство и революция. -Полн.собр.соч., т.33, с. I-I20.

32. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. -Полн.собр.соч., т.37, с. I0I-II0.

33. Ленин В.И. 0 государстве. -Полн.собр.соч., т.39, с. 1-29.

34. Ленин В.И. А.М.Горькому. Ноябрь 1913 г. -Полн.собр.соч., т.48, с. 226-228, 230-233.

35. Ленин В.И. Философские тетради. -Полн.собр.соч., т.29, с. 3-620.

36. Материалы ХХУ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1976. 256 с.

37. Материалы ХХУТ съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981. 223 с.38. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1979. 15 с.

38. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик. М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

39. Пленум Центрального Комитета КПСС. 14-15 июля 1983 г. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1983 г. 159 с.

40. Черненко К. У. Идеология революционного созидания и мира. -В кн.: Черненко К. У. Избранные речи и статьи. -М.: Политиздат, 1984, с. 626-642.

41. Андреев М.В. Современный клерикализм и национально-освободительное движение, -М. : Знание, 1974, të 7, 64 с.

42. Андреев М.В. Клерикальный антикоммунизм. Ч М., Знание, 1977, JÊ 12, 64 с.

43. Аргументы. 1982. М., Политиздат, 1982. - 144 с.

44. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Шнек, 1971» Наука и техника. 456 с.

45. Берар Петру. Религия в современном мире. М.: Политиздат, 1979. - 144 с.

46. Великович Л.Н. Церковь и социальные проблемы современности. М., Наука, 1964. - 219 с.

47. Великович Л.Н. Кризис современного католицизма. М., Наука, 1967. - 160 с.

48. Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. -М., Мысль, 1970. 287 с.

49. Великович Л.Н. Католицизм в современном мире. М., Знание, 1981, Я> II. - 64 с.

50. Великович Л.Н. Современный капитализм и религия. -М., Политиздат, 1984. 238 с.

51. Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М., Наука, 1978. - 112 с.

52. Гараджа В.И. Неотомизм, разум, наука. -М., Мысль, 1971. -215 с.

53. Гараджа В.И. Кризис религии и католшеский модернизм. -М.,- 182 1. Знание, 1969, й 5. 32 с.

54. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. Движение за единство христианских церквей. -М., Наука, 1972. 20Ö с.

55. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей. Критика клерикального антикоммунизма. -JI., Лениздат, 1982.175 с.

56. Горфункель А.Х. Томмазо Кампанелла. -М., Мысль, 1969. -247 с.

57. Григулевич И.Р. Инквизиция. Изд. 2-е, испр. М., Политиздат, 1976. -463 с»

58. Григулевич И.Р. Папство. Век XX. 2-е изд., доп.тМ., Политиздат, 1981, - 532 с.

59. Гуревич П.С. Ленинские принципы наступательности в борьбе с буржуазной идеологией и современность. -М., Центральный Комитет ВЛКСМ, 1983. 40 с.

60. Донини А.У истоков христианства (от зарождения до Юстиана). Пер. с ит.И.И.Кравченко. Под общей ред. И.С.Свенцицкой. -М., Политиздат, 1979. 341 с.

61. Казанова А. Второй Ватиканский собор. Критика идеологии и практики современного католицизма. -М., Прогресс, 1973. -371 с»

62. Калиничева З.В. Политика и религия. -Л., Знание, 1984. -32 с.

63. Канала Ж. Социальная доктрина церкви и марксизм. -М., Прогресс, 1964. 415 с.

64. Кантеров И.Я. Ватикан под натиском атеизма. -М., Наука, 1972. 150 с.

65. Ковальский H.A. Католицизм и мировое социальное развитие.67