автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурный менталитет предпринимателя

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Толмачев, Николай Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Культурный менталитет предпринимателя'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Толмачев, Николай Иванович

Стр.

Введение.1

Глава 1. Мировоззренческая культура предпринимателя. 9

Раздел 1. Понятия "предприниматель", "культура", "менталитет". 9

Раздел 2. Ведущие цели и ценности предпринимателя.19

Глава 2. Пространство, время, свобода в предпринимательском менталитете.43

Раздел 1. Переживание пространства и времени.43

Раздел 2. Свобода и ответственность в предпринимательском менталитете.55

Глава 3. Психологическая и этическая культура предпринимателя.69

1. Психологическая культура.69

2. Этическая культура предпринимателя.89

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по культурологии, Толмачев, Николай Иванович

Актуальность темы исследования.

Культурный менталитет предпринимателя" - тема, которая вряд ли могла рассматриваться в нашей стране еще лет десять тому назад. Причиной тому было отсутствие предпринимательства, господство такой системы социально-экономических отношений, которая исключала экономическую самостоятельность и индивидуальную инициативу. Слово "предприниматель" воспринималось тогда, скорее, как ругательство, более того, существовала статья закона "за частное предпринимательство", предполагающая наказание для излишне экономически активных граждан.

Однако, времена меняются, и в последние десять лет все мы стали свидетелями и участниками мощных социально-экономических процессов, показавших, что фигура предпринимателя с необходимостью должна быть ключевой в экономике России, если наша страна действительно идет по рыночному пути и наследует опыт индустриальной "западной" цивилизации. Предприниматель властно выходит на отечественную социальную арену, и должен быть осмыслен как "идеальный тип", как носитель определенного склада сознания и культуры.

Чтобы в перспективе понять •-феномен современного российского предпринимателя, который находится лишь в стадии своего становления, необходимо проанализировать духовный мир и культурные стереотипы предпринимателя западного, который давно сложился и состоялся. Именно поэтому в нашем исследовании мы опираемся на представления о предпринимательском сознании, выработанные западными социологами, культурологами, психологами. Гуманитарная наука рыночного общества не обошла своим вниманием предпринимателей, являющихся поистине движущей силой развития человечества в XIX и XX веке. Однако западные исследования предпринимательства носят во многом практико-прагматический характер: это конкретные рекомендации, советы, поучения, наставления. Что же касается нашего замысла, то мы стремимся рассмотреть целостность предпринимательского сознания, взятого в его культурологическом аспекте, выявить специфику установок, ценностей, целей, типичных для бизнесменов-инноваторов, вскрыть противоречия, характерные для их поведения и мироощущения.

Следует подчеркнуть, что в своем анализе мы соблюдаем один-единственный ракурс видения филосовско-культурологический. Этот момент необходимо особо оттенить, поскольку предпринимательство и предприниматель являются предметом интереса многих разнородных дисциплин: экономической науки, теории управления, юриспруденции, теории менеджмента и маркетинга, психологии и т.д. Учитывая данные всех этих специальных исследований, мы, тем не менее, стараемся не изменять избранному подходу и анализировать не что иное как менталитет предпринимателя - совокупность форм его мироотношения. Думается, такой анализ всегда актуален, ибо именно внутренний мир человека - в данном случае человека-предпринимателя - является главным источником всех его поступков по отношению к другим людям, обществу и миру в целом. В этом смысле наша тема важна для политиков и управленцев, признание которых -координировать в обществе взаимодействие разных социокультурных групп.

Таким образом, избранная нами тема не может остаться достоянием чисто-академического круга. Они представляют интерес и для самих предпринимателей, способных увидеть в подобном тексте как в зеркале собственный духовный портрет. Описание типичных черт предпринимательского менталитета способствует самопознанию, самоосознанию и личному росту тех бизнесменов, деятельность которых не сводиться лишь к стяжанию денег, а предполагает возможность и иных, не менее значимых целей.

Степень разработанности проблемы.

Понятие "предпринимательство", "предприниматель", специфические черты предпринимательской деятельности, вопрос о "духе предпринимательства" рассматриваются в работах таких авторов как Агеев А.И., Бусыгин А.В., Вебер М., Верхан П.Х., Верховин В.И,, Волкер Г., Гинс Г.К., Глущенко Е.В., Гршценко Ж.М., Друкер П., Заславская Т.И,, Зомбарт В., Кайманаков С., Капцов А.И., Королев В., Кузьмичев А.Д., Лапша И.Н., Новикова Л.Г., Питере М., Половинкин П.Д., Рябков В.Г., Савченко В.Е., Самуэльсон П., Серван-Шрейдер Ж.-Д., Смольков В.Г., Спиваковский В.М., Сущенко В. А., Тихонов Ю.В., Хизрич Р., Хоскинг А., Шумпетер Й.

Проблемы культурного менталитета в его содержательных и методологических аспектах представлены в исследованиях Вебера М., Верховина В.И., Гинса Г.К., Гуревича А .Я., Друкера П., Ионина Л.Г., Карнеги Д., Логинова С.Б., Маркса К., Николаева В.Г., Ассовской М., Парсонса Т., Рютенгера Р., Сунягина Г.Ф., Франклина Б., Фромма Э., Хилла Н., Хубера Р., Шкуратова В.А., Эрхарда Л.

Этическая сторона предпринимательского сознания освещена у таких авторов как Апресян Р.Г., Бакштановский В.И., Вебер М., Куликова Н.Н., Медзгова Я., Согомонов Ю.В., Хубер Р., Чурилов В.А., Шепель В.М., Шостром Э. и др.

Автобиографический материал, связанный с предпринимательским сознанием и психологией, взят из работ Дж.Сороса, Г.Форда, Л.Яккоки.

Методология и теоретические основы исследования.

Методологической основой диссертации выступают принципы сравнительного культурно - исторического анализа: исследование ведется при постоянном сопоставлении черт сознания, присущих людям "традиционного общества" (с опорой на работы представителей школы "Анналов", прежде всего А.Я.Гуревича) и сознания предпринимателя, выступающего в качестве типичного образца менталитета, характерного для "открытого" рыночного общества.

Сам предмет исследования : цели, ценности, пространственно-временные характеристики, конкретно-исторический образ и способы реализации свободы и ответственности взяты как «экзистенциальные категории», которые присутствуют в разных исторических эпохах и могут подлежать сравнению. Такое сравнение помогает лучше выявить специфические особенности менталитета современного предпринимателя.

Мы опираемся также на диалектические принципы, в первую очередь на принцип противоречия, который активно «работает» в исследовании при рассмотрении диалектики предпринимательской деятельности и сознания.

Предприниматель в нашей работе выступает как некий «идеальный тип». Возможно, далеко не всякий бизнесмен найдет в нашем описании самого себя, но взятый нами на вооружение метод «идеальной типизации» и не претендует на то, чтобы быть прямым отображением любого эмпирического факта. «В идеальном типе фиксируется «культурный смысл» того или иного явления. Он не является гипотезой, а потому не подлежит эмпирической проверке, выполняя скорее эвристические функции в процессе научного поиска. Но он позволяет систематизировать эмпирический материал и интерпретировать актуальное состояние дел с точки зрения его близости или отдаленности от идеально-типического образа.»(Ионин Л.Г. Вебер М.// Современная западная философия. Словарь. МЛ 991. С.56.)

Важным методологическим моментом, присутствующим в нашей работе, выступает то, что исследование культурного менталитета не может быть сведено к простому перечислению установок, целей и ценностей. Это особенно очевидно при работе с категориями необходимости, свободы и ответственности. Переживание свободы (необходимости, ответственности) не просто присутствует во внутреннем мире, но проявляется в свободном или несвободном, ответственном или безответственном поведении, то совпадая, то приходя в столкновение с теми характеристиками, которые можно дать, глядя извне.

Поэтому описание составных менталитета как бы постоянно переходит в описание характеристик поведения и действия, и обратно. Их далеко не всегда можно однозначно разделить.

Цель и задачи исследования

Автор ставит перед собой следующие задачи:

- Очертить круг ведущих целей и ценностей предпринимателя;

- Выявить основные характеристики переживания пространства и времени в предпринимательском сознании;

-Рассмотреть роль необходимости, свободы и ответственности в предпринимательском менталитете;

-Проанализировать особенности психологической культуры предпринимателя; -Выяснить главные установки предпринимательской морали.

Научная новизна исследования может быть выражена в следующих положениях:

-Очерчен круг ценностей, свойственных предпринимательскому сознанию, указаны верховные цели, дифференцированные для разных типов предпринимателей;

- Выявлены специфические культурно - исторические формы переживания пространства и времени в предпринимательском сознании;

- Рассмотрена роль свободы, необходимости и ответственности в менталитете предпринимателя;

- Проанализированы особенности психологической культуры предпринимателя;

- Выявлены главные установки предпринимательской морали и ее основное противоречие.

Тезисы, выносимые на защиту, таковы:

1. Главной универсальной целью большинства предпринимателей выступает достижение социального успеха, отождествляемого в современном рыночном обществе с получением предпринимательской сверхприбыли. Эта цель рассматривается как естественная и прогрессивная. Однако, узкий круг выдающихся предпринимателей полагает для себя также «суперцель» -внесение крупных усовершенствований в социальную и культурную жизнь человечества.

2. Спектр ведущих предпринимательских ценностей является конкретизацией принципов индивидуализма и утилитаризма.

Принципы индивидуализма представлены через ценности индивидуального счастья, самореализации, самоутверждения, личного достоинства, свободы и ответственности, равенства возможностей.

Принципы утилитаризма раскрываются в таких ценностях как практическая полезность, эффективность, рациональность, трудолюбие и упорство. Риск не может выступать в качестве самостоятельной ценности и являет собой лишь неизбежное условие предпринимательства.

3. Для современного предпринимательского сознания культурно-географическое пространство выступает как однородное, обратимое, космополитичное. Оно открыто для активной предпринимательской деятельности и не предполагает для нее принципиальных препятствий. Вертикальная иерархия «социального пространства» обнаруживает себя как преодолимая для усилий индивида, стремящегося «подняться вверх».

4. Время в сознании предпринимателя открыто в будущее, подчинено современным индустриальным ритмам, строго количественно учитываемо. Оно сугубо инструментально: является средством достижения социального успеха. Именно поэтому предприниматель ориентирован на скорость, интенсивность и рациональность использования времени. Преобладает тенденция доминирования рабочего времени над свободным.

5. Свобода действий предпринимателя находится в прямой зависимости от того, насколько точно им уловлены ведущие экономические и социально-психологические тенденции в обществе, сколь верно он «схватил» необходимость, плохо обнаруживающую себя в обстановке высокой неопределенности рынка. Это «схватывание» имеет спонтанный и интуитивный характер, хотя опирается на опыт, знания, и воображение. Важнейшим ментальным фактором, суживающим возможности свободного выбора, адекватного ситуации, является страх риска, страх будущего, страх ошибки.

6. Крупный предприниматель, разрабатывающий и внедряющий фундаментальные инновационные проекты, несет, по крайней мере, троякую ответственность: перед самим собой; перед сотрудниками н работниками своей фирмы; и, наконец, в случае выдающейся социальной значимости его деятельности - перед будущим и актуально живущим человечеством.

7. Психологическая культура предпринимателя выражается в достижении им гармонического (сочетания черт «твердости» (воля, целеустремленность, страстность, стойкость и т.д.) и «мягкости» (гибкость, умение идти на компромисс, диверсификация интересов и целей, элементы игры, самоирония и т.д.) Резкое нарушение гармонии способно привести либо к краху предприятия, либо к личностному саморазрушению бизнесмена-инноватора.

8. Центральным противоречием предпринимательской морали является противоречие между господством «деловой этики», тяготеющей к расчетливо-формальной коммуникации и манипуляторству, с одной стороны, и общечеловеческой моралью, взятой в ее коллективистских и эмоционально-личностных интерпретациях - с другой. Это противоречие в рамках обычной предпринимательской деятельности оказывается до конца принципиально неразрешимо. Оно разрешается только в экстремальных ситуациях за счет подчинения предпринимательских ценностей общечеловеческим, либо наоборот.

Научно-практическая значимость и апробация.

Результаты диссертационной работы позволяют существенно углубить наличные теоретические представления о целостном менталитете предпринимателя как определенного социокультурного типа. Они могут быть использованы в политической и управленческой деятельности, будут уместны в преподавании дисциплин, связанных с менеджментом и обучением теории и практики предпринимательства.

Диссертация прошла апробацию на кафедре философии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук при РГУ, где получила положительную оценку. Основные результаты исследования отражены в брошюре общим объемом 130 пл.

Структура работы

Диссертация состоит из Введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурный менталитет предпринимателя"

Заключение

Культурный менталитет предпринимателя - огромная и во многом еще не освоенная тема. Разумеется, в нашем небольшом исследовании мы не претендуем на полный ее охват, на исчерпывающее выражение всех ее разнообразных сторон и граней. За пределами диссертации осталось множество интересных проблем, которые в дальнейшем могут стать предметом самого пристального изучения.

Первейшей из этих тем является изменение культурного менталитета предпринимателя в связи с «компьютерной революцией», с преобразованием места и роли информации в процессе производства, распределения, потребления социальных и культурных благ. В этом смысле предприниматель конца XX века действует и мыслит принципиально иначе, чем его собрат XIX века или же начала нашего столетия.

Второй очевидно важный сюжет - динамическое, диалектическое соотношение прагматического и непрагматического, утилитарного и неутилитарного в сознании современного человечества, ярким выражением специфики которого является менталитет наиболее активных и деятельных его представителей - бизнесменов-инноваторов.

Наконец, выяснение особенностей сознания «западного предпринимателя» может и должно стать трамплином для анализа менталитета предпринимателя российского. Такой анализ - весьма сложная и неоднозначная задача.

Отечественное предпринимательство только возникает, оно не могло прямо почерпнуть свои представления и традиции у предшественников -выдающихся бизнесменов старой России (конца прошлого, начала нынешнего века). Сознание нынешнего российского предпринимательства выступает как сложный синтез заимствований с запада и психологических установок, свойственных хотя и ушедшему в историю, но еще реально влияющему на события «советскому человеку». Оно порождено переходной эпохой и поэтому не только конструктивно, но и деструктивно. Разумеется, мы не отождествляем не отождествляем истинного предпринимателя с «новыми русскими», являющимися, скорее отечественной пародией на «человека бизнеса», и все-таки нарождающееся племя российских предпринимателей - это сложный феномен, в котором позитивное и негативное тесно связаны, который не может быть идентифицирован с аналогичными явлениями в развитых индустриальных странах.

Быть может, анализ менталитета наших крупных бизнесменов наиболее целесообразно строить именно через его противопоставление менталитету западного предпринимательства, поднимаясь над базисными совпадениями к пониманию культурной индивидуальности и уникальности.

Однако, для этого следует знать типичные черты сознания экономических лидеров рыночного общества. Выявить ряд таких основополагающих черт мы и попытались в нашей работе. Хочется надеяться, что этот анализ будет полезен для дальнейшего исследования сознания в современном обществе.

 

Список научной литературыТолмачев, Николай Иванович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Адаме В. Брок Дж.В. Адам Смит шагает по Москве: диалог о радикальной реформе М.1994.

2. Апресян РХ. Добро и польза //Этическая мысль МЛ992.

3. Апресян Р.Г. Ориентация на успех как моральная проблема// Этика успеха1. Вып. 3.1994.

4. Арсеенко А.Г. Предприниматели в прошлом и настоящем: кто они? (генезис западных концепций)// Философская и социологическая мысль 1993. № 1. Бакштановский В.Н. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М.1983.

5. Бакштановский В.И.,Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика успеха. Введение в доктрину. Тюмень-Москва 1996.

6. Балабанов С.С., Воронин Г.Л.,Французова Л.Я. Имидж предпринимателя упедагогов и учащихся // Социологические исследования 1993, № 2.

7. Берн Э. Игры, в которые шрают люди. Люди, которые играют в игры М. 1988.

8. Берн Э. Секс в человеческой любви М. 1990.

9. Берне Д. Хорошее самочувствие (новая терапия настроений). 1995.

10. Бизнесмены Росии.40 историй успеха М.1994.

11. Бродель Ф. Игры обмена. М. 1988.

12. Бродель Ф. Динамика капитализма М.1993.

13. Булгаков С.Н. Философия хозяйства// Булгаков СЛ. Сочинения в 2-х томах T.l. М.1993.

14. Бусыгин А.В. Предпринимательство М.1997. Бурстин Д. Американцы? Демократический опыт М.1993. Вебер М. Избранные произведения М.1990.

15. Верхан П.Х. Предприниматель: Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность Минск. 1992.

16. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа// Социс 1994 № 10.

17. Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Практическое руководство для начинающих. Минск 1991. Вудкок М.,Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер М. 1991. Генон Р. Кризис современного мира М.1991. Гинс Г.К. Предприниматель М. 1992.

18. Глущенко Е.В.ДСапцов А.А.,Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства М.1996.

19. Гршценко Ж.М., Новикова Л.Г. Лапша И.Н. Социальный портретпредпринимателя // Социологические исследования 1992. № 10.

20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли М.1994.

21. Гуревич А.Я. Категории средневековой кудьтуры Л. 1972.

22. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства1. М.1990.

23. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества М.1979. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество МЛ 969. Давидович В.Е.^Жданов Ю.А. Сущность культуры Ростов н/Д, 1979. Драйзер Т. Финансист Нальчик 1993.

24. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.1992. Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен Автореф. канд. дисс. по филос.наукам Ростов н/д 1993.

25. Заславская Т.И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус //Социс 1995, № 3.

26. Захаров А.,Чухлеб С. Предпринимательство и этика// Свободная мысль, 1992, №17.

27. Зеленкова И.Л.,Беляева Е.В. Этика Минск 1995.

28. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человекам. 1994. Ионин Л.Г. Социология культуры М.1996.

29. Ионин Л.Г. М.Вебер // Современная западная философия. Словарь.М.1991. Кайманаков С. К концепции предпринимательства // Российский экономический журнал 1992. № 3.

30. Как добиться успеха (практические советы деловым людям) М. 1991. Капра Ф. Дао физики С-Пб 1994.

31. Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы М.1991.

32. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить М. 1989.

33. Кертман Л.Е., Рахшмир П.Ю. Буржуазия Западной Европы и Северной

34. Америки на рубеже XIX-XX веков М.1984.

35. Климова С.Г. Дунаевский Л.В. Новые предприниматели и стараякультура//Социологические исследования 1993. № 5.

36. Королев А. Гонка за лидерами// Новое время 1996 № 40.

37. Королев В. Феномен предпринимательства // Российский экономическийжурнал 1992 № 4.

38. Крегер О.,Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес М.1995. Крыштановская О. Один день «нового русского» // Аргументы и факты 1997 № 18.

39. Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена М.1996.

40. Кузьмичев А.Д., Шапкин ИЛ. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М.1995.

41. Куликова Н.Н. Медзгова Я. Этика утилитаризма и современная борьба идей М.1986.

42. Культурология (учебное пособие) Ростов н/Д 1995. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке Т.1-2. М.1992. Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования 1995 № 1.

43. Макиавелли Н. Государь М.1990.

44. Предприниматель: Экономико-психологический профиль// Психологический журнал 1992. Т.13.№3.

45. Предпринимательство в конце XX века М.1992.

46. Рябова Л.В. Проблемы самореализации человека Ростов н/Д 1993.

47. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции М. 1991.

48. Резник Т.Е.резник ЮМ. Жизненные стратегии личности // Социологическиеисследования 1995, № 12.

49. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск 1995. Рюттенгер Р. Культура предпринимательства М.1992.

50. Салицкий А.И. Бизнес по-китайски// Социологические исследования 1989 № 5. Самосозхнание европейской культуры XX века М.1991.

51. Самуэльсон. Экономика. Вводный курс. М. 1964.

52. Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности// Социс № 2,1994.

53. Современное отечественное предпринимательство. М.1996. Согомонов Ю.В. Введение в этику предпринимательства Владимир 1994. Сорос Дж. Сорос о Соросе М.1996.

54. Спиваковский В.М. Если хочешь быть богатым и счастливым, не ходи в школу! Киев 1996.

55. Сунягин Г.Ф.Промышленный труд и культура ВозрожденияЛ.1987. Сущенко В.А. История российского предпринимательства Ростов н/Д 1997. Тичи Н.,Днванна М.А. Лидеры реорганизации (из опыта американских корпораций) М. 1990.

56. Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования 1987 №5.

57. Тузова Т.М. Ответственность личности за свое бытие в мире Минск 1987. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех Л.1990.

58. Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства: Концептуальное введение в проблему // Социологические исследования 1993. №1.

59. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения М. 1989. Франкл В. Человек в поисках смыслаМ. 1990. Фромм Э. Иметь или быть? М.1986.

60. Фромм Э. Бегство от свободы М. 1990.

61. Фурсов А.И. Возникновение капитализма и европейское общество сквозьпризму конъюнктурного подхода// Социологические исследования 1991 ,№ 11.

62. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.1992.

63. Хайер В. Как делать бизнес в Европе М.1990.

64. Хаммер А. Мой век двадцатый.Пути и встречи. М.1988,

65. Херцберг Ф. Майнер М.У. Побуждение к труду и производственная мотивация

66. Социологические исследования 1990 № 1.

67. Хизрич Р. ДТитерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное делои добиться успеха Вып. 1-5, М.1992.

68. Хилл Н. Думай и богатей М.1997.

69. Хорни К. Невроз и личностный рост Сп-б 1997.

70. Хоскинг А. Курс предпринимательства. Практическое пособие М.1993.

71. Хубер Р. Моральные диллемы успеха // Этика успеха 1994. № 3.

72. Хубер Р. Почему люди стремятся преуспеть?// Этика успеха Вып.4. Тюмень1. Москва 1995.

73. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности М.1972. Эрхард JI. Благосостояние для всех М. 1991. Юнг К. Психологические типы Сп-б -М 1995. Яккока JI. Карьера менеджера М. 1991.

74. Яковлев В.М. Теоретические и методологические проблемы становления предпринимательства // Автореферат дисс.докт экон.наук М. РАУ, 1994. Яковлев В.П. Социальное время Ростов н/Д 1980.1. US