автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Культурологические истоки и логико-гносеологическое обоснование философской инженерии

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Оконешников, Василий Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Якутск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Культурологические истоки и логико-гносеологическое обоснование философской инженерии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурологические истоки и логико-гносеологическое обоснование философской инженерии"

ГосударетаенныЛ комитет Российской Федерации по высшему образованию Якутский государственны!! университет им. М. К, Аммосопа

: г;] л

о - 'I ......1

На правах рукописи

ОКОНЕНПШКОВ Василий Иванович

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ истоки И ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Специальность 09.00.01 - теория познания и диалектика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук

Якутск 1993

РаСоти выполнена при кафедре философии Якутокого государственного университета кмани и К.Аммосова

Нчучнце руководители -

Ио&инов Анатолий Георгиевич, доктор философских наук, профессор кафедри философии ЯГУ

Михайлов Виктор Данилович, кандидат философских наук, доцент кафндри философии ЯГУ

Офиинальние оппон«нты -

Разуиовскнй Олег Сергеозич, доктор философских наук, црофессор (НавослОирс'г' 1

Крымский Герыогсн Филиппович, член-корреспондент РАН (Якутск)

Ведущая организация -

Иг;стигуг повышения квалификации Новосибирского государственного университета (НогосиОлрск)

Задать состоится декабря 1993 г. в члсов нэ

зиседыши Соайта К £64 67.и: по присуждению ученой степони кандидата философских каук по специальности C9.CJO.Oi - теория познания л диалоктнка при Якутском государственном университете кы.М.К.Аниииов*

С диссертацией мо«но о'-гапкс-митьсп в Библиотеке Якутског-.) государственного университета.

Автореферат разослан ?2 ночСрл 1993 г

мета, [//луЗеММ^/ их наук' / Т.к.»

Ученый секретарь Совета, кандидат философских наук. / Т.М.Михайлова

Актуальность «тлело!' я нив заключается в тон. что инженерия. как деятельность, как искусство угсрлилежт средствами, в широком .-мислв определяем':« как филпсофскпя инженерия. приникает эпистемологический статус, заключпшг.:!) в cebe интегрятивный (холистский) характер гюзнивптельигсй деятельности при принятии онтологических, практических решений. В силу всеобще.1! вэимооГ>усло&леиност1! природных явлении, целостное по:<нанне объекта исследования и сщчгч познающего субъекта ставится как актуальная задача первой значимости в сор.рекенной наук«».

Степень разработанности определяется тех , что представляемая как прототип или раздел философской икхенории, философия деятельности не оЭщспризляна научным

сообщество«.

Постановка проблемы представляется как соотношений теории и практики: теоретического (легитимного) познания с познанием экоперименгалистским (историетическим), интуиционистской логики с логикой объективного реализма.

Ц^лып диссертации является формализация философской ин*2нерии как иьтегратквной концепции науки, определение культурологических истоков и логико-гносеологических обоснований предмета, отражение возможных методологических приложений и организационных взаимодействий по вопросам его развития.

Задачами диссертации являются обозначение культурологических истоков ; философской инженерии на примере импликаций элементов натурфилософии саха, лексической атрибутики и метафизики каианизиа саха с анализам аномальных природных явлений, связанных с шаманизмис воооще, с парапсихологическими явлениями. основы которых нуждаются а холистском исследовании предмета; логико-гносеологическое обоснование предмета па примере ' верификации сферической аналитической модели; разработка сферической аналитической модели как инструментария философской инженерии с отражением возможных методологических приложений и организационных взаимодействий по вопросам развития исследований предмета.

;'¡т'г.м- т философская кнжонернп, как

И1<Т1'грк1кичм,й концепция ¡муки. вииодкммя из тркадичной, структуры основных ю'ддуньродних научных сообществ. П1>ннг!;;,'нкой в тайлице 1 . и прйдстьвляенич через сферическую тц-ормилогичег.-куя иодеяь (аналитическуэ матрицу) системного и пали чч пилений, о'чкиишноп на триаднчной формуле.

научных Oil ¡»ОТО А Ы^сунгфодний Сонет научных cov/ioc (I'.CHC) Метдуниродный Coi-ет СОЦИНЛЬНКХ наук (ИССЙ) Международной Со-рет по филосчхрни ¡: гуманитарным наукам ■ (МС4-ГН) .

М>> годило • гнччгкан ТрИИДИ соооще-'- н Иi «дункгодный ОЧ'Ч i!.-TO!'i!i: и г.»и нлуки lUr/.^H) Цо + ЯУШ'ГОЛНКЙ Ц<-Нтр »ИЛ'ОСОФСКОЙ ИК?КН£Р;'.И (ИЦФИ) (предполагаемый) Цоадуняродная $ч?д<'рацня ^ИЛОСОфСЮ-.Х обществ <Ы«ФО).

Триода ШучНЫХ НИприплс- f.cTi'CTEt-HHO- H/iV4Hi:e и«.' ;'-Tt-,"on;tH!W оитолегнчесние Экономические, г.олнтологич»-ские и социальны*») холнетекие Философские н гуманитарные псследоаанкя

Т.!?:" 1. 7}1«а.":1 оснсвип Мездуциродннх научных сообществ, их метояилсгичесьио образования и. ооъентц ;!сследов.-»ки;4.

,»'•.ьуит •■••■':•.••" иеясс 7;.ий гкгтхт и силтематизапил

гтоо.бгкчеснию -( ¡и., -ноги знания, в ■*|Цлософского, нак -необходимее услониа возможности объективного *наят:> лхя пгчачтия конкретных практических

. ■..¿диваник язляитея работа Ьогдыкова д. л. по ■гектологт:. КотарОнньскогс Т. по' праксиологии, Кедрова Б.М. и Граьданннкова Е.Д. по клагснуИ-кишш нчук. К.Полпера по государственной к социальной

ин+аиер:;», дч. Холтонд по темг.тическому анализу науки, Лс-ви-Стро.-еа по структурному анализу культурологических истоков; практг.кч филосоус'.чо-нн'кенерной деятельности автора. . связанной о. участием в попытке разработки первой в СССР Сз 1974-1975

гг.) битовой видеокамеры, с участием е космическом научном Приборостроении, в системном анализе И обслуживании военных рако-пшх комплексен, космических рлдиотояовичкониих станций 'Орбита" на фоне активного наСлг.дпшш общоотпешю-политичискоП и социальной обусловленности успоход и поряжелиЛ ОТеЧССТРОШОЙ науки и инженерии; философские первоисточники, материалы 2-х последних (Международного в Швеции, 1991-го и Московского Всемирного, 1993-го) философских форумов. гда били представлены попроси философской инженерии; материалы изучении национальной роли гни и верований соха .

Методология ЯССЛеЛОВ.ЧНИН заклкчается п использовании герменевтики п сочетании с системно-структурным анализом, в аналитическом матрицинроуинии. пиводимох иу сферической модели системного анализа «пленив, а истоде выделения контрастом

Теоретическая новизна занлпчается в формализации философии деятельности как философской Инженерии, обоснование предмета через разрпйогку сферической мололи, разработки аксиомы грех субстанций; верификации аналитически!*! матрицы, определение материк как концептуальный реализм явлеий. выраженный черед трех субстанциональное редуцпиропание

Практическая значимость- использование аналитической «одели в первичной систеиатизвнии знаний как пространства признаков исследуемых явлений

Апробации тематики. Основополагапщие тезиси философской инженерии обсуждены на 9-м Международном конгрессе по логике, методологии и философии наухн в Швеции в 1991 г.. на 19-и1Всемирном философском конгрессе в Цоскве в 1993 г., на совещаниях Института философии в Москве, Института философии и права р Ноьосибкрске, на семинарах академика Казначеев» В.П в Институте клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске, на специальных заседаниях кафедры философии Якутского государственного

университета, на занятиях философского кружка школь,' "Кут-Сср", нг круглой столе "О культурологическом и естественнонаучном представлениях об окружающем шпе", проведенном в Институте космофизичеечих ягеяедоэзний и аэрономии по программе Международной конференции по шаманизму в Якутске в 1993 г. ''птается автором курс лекций в ВУЬе

. Реализация результатов: по рекомендации Международной конференции по шаманизму Правительством Республики Саха (Яку-

тин) оОразовцнв комиссия по изучению возможности организации Ыо^дуниродного Центра философский янлеиерни, по рекомендации рогионильной философской конференции согласовано проведение аиочной конференции по подготовке Международного конгресса по философской инаенерии ни 1995 г.

Структура » оАу.'М пябогн. Диссертация состоит из вводечич, три* глав, заключения, словаря терминов, списка использованной литературы (около ЗВИ наименований) и приложении, что составляет Оеа учета приложений 140 страниц.

¡ч т.,-д. ■..и- креме вышеуказанной статусной атриОутики диссертации, раскригпятое философские моменты отражающие значение философской инленории. автобиографические ситуации, позволившие пвтору заниматься данной тематикой, и что под философской ин*йиьрией поминается не только лосевское "конструирование в философии* но к философия деятельности, включая и социальную, государственную инженерии, и

гипотетическую инкенерип ларапоисологических интеракцнй, и генную и медицинскую инженерии, и инженерию компьютерной метафизики вплоть до ин&вкерин знаний, восходящей до «иистемологичееиой ипостаси (в смысле отношений объект-информация-субъект, как эпистемологической троицы).

При обзор« семантического стр.туса предмета указывается что философская ннжензрия отличается от праксиологии Котарбиньского (Трактат о хорошей работе. У. 19"'5) тем, что в первой, как и и Физической инженерии конечные цели выносятся за пределы технологии (К.Пояпер. Нищета историикзми //Вопросы философии. NN8,9,10. 1992).

То есть, если праксиология является телеологической, то в философской инженерии "технология деятельности" рассматривается как изначальная данность со самой "природе волей", не коррелнрующаяся с конечной цель». Таким образом, философская инженерия, руководствуется иэоморфизкани "законов природы" в рационализации "внутренней" технологи;; в человеческой физической, интеллектуальной, и духовной деятельности -

Высказывание Уакса Планка (Религия и естествознание '' Вопросы философии. 199Й. ' N3 "С. 33).'. ХОТЯ !! ИМбсТ телеологическую окраску, иллюстрирует рациональную "технологи*1 деятельности природы": "Существует другой,, гораздо более универсальный закон, особенность которого состоит в том, что

он дает однозначный ответ на кажднй осмысленный вопрос, касающийся протекания естественного процесса. Этот чакон равно как и принцип сохранения энергии, не потерял своего »качении и в современной физике.

Однако самым большим чудом следует считать тот факт. что адекватная формулировка этого закона вызывает у каждого непредубежденного человека впечатление, будто природой правит разумная, преследующая определенную цели воля. Поясним это ня частном примере. Как известно, луч света, падаяций под углом на поверхность прозрачного тела, например води, отклоняется от своего направления, входя в это тело. ...Это искривление объясняется следующим простым законом: из всех траекторий, которые ведут от звезды к глазу наблюдателя, свет всегда выбирает как раз ту, для прохождения которой ему, с учетом различия скоростей распространенна а различных слоях атмосферы, требуется меньше всего времени. Иначе говоря, фотоны, образующие луч света, ведут себя как разумные существа". Далее мысль завершается: "Из всех находящихся в их распоряжении кривых они выбирают всегда ту, которая быстрее всего приводит н цели," - высказыванием, подчеркивающим праксиологичность цитированного .текста, при высвобождении от которой выводится -значение философской инженерии: луч света ведет себя так, как положено вести себя согласно закону природы. Так же когда, например человек подходит к опушке леса (рис.1) уже заранее меняет траекторию своего движения, чтобы

Источник света.

след при одинаковой плотности среды.

Рис.1. К идентифицируемости явлений.

добраться до вышки самым технологичным образок, подобно тому, как это делает луч света. То есть, цель ясна: добраться до

в

вышки. Она остается вне самой технологии выполнения задачи. А технология заключается в том, чтобы делать так, как бы это сделала это сама природа, ее инженерия, ее искусство управления средствами - природная (философская) инженерия, имплициируемая с категорическим императивом Канта как с физической, интеллектуальной и нравственной деятельностью сообразно всеобщему законодательству Универсума: из всех "кривых" пути жизни выбирать единственно вернув - путь Дао, определяемого в китайской философии как "мудрость Природы".

Термин "инженерия" не вполне признается научным сообществом, в особенности специалистами из области гуманитарных исследований: "Несмотря на нежелательные ассоциации, связанные с термином "инженерия", я все же буду использовать термин "частичная социальная инженерия" (К.Поппер).

Фмлоясги, с одной стороны, не приводят термин "инженерия" в отечественных словарях, с другой - специалисты технического профиля не часто обращаются за методологической помощью к философии. А в философской инженерии объединены эти две непримиримые направления научно-исследовательской деятельности: гуманитарной (абстрактной и истористической) и естественно-научной (конкретной и легитимно-теоретической).

В предмете исследования коррелированы так-же общие точки соприкосновения методологий двух супершкол: западноцентристс- • кой н востокоцентрнстской. Такая широта сциентированности определяет дисциплинарную теиатику философской инженерии как систему только конечных выводов наук, в следствие бесконечной эпистемологической интегрированности объекта ее исследования.

Первые неформальные дискуссии по семантическому статусу философской инженерии проводились на 9-ом Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки, состоявшемся в Уппсальскок университете Швеции в августе 1991 года, где отмечалась необходимость подобной прагматической концепции науки.

Предлагаемая организационная претензиозность на высокий статус неразработанной дисциплины обосновывается спецификой самого предмета, на подобии того, как в инженерной деятельности эмпирический материал приводится в реализацию без необходимой эпистемологической проработки по причине

ситуативной прагматической обусловленности. А социальный

заказ на образование организационных структур для исследований ПО философской инженерии является актуальной задачей современности: "...инженерное мышление еще но стало предметом широкого философского интереса: если философия науки общеприэнана в качестве одного из основных разделов философии, философия инженерной деятельности еще не существует" (Кочанов З.В. Широкая и узкая интерпретация философии технологии // Общественные науки за рубежом. Серия 3. 1990. N8. С.50).

Предпринимательский характер инженерной деятельности, также подразумевает форсирование необходимых научно-

организационных мероприятий без. традиционных для науки предшествующих образований виол, институтов и других научных сообществ.

Так, в результате кружковой деятельности в Институте космофизических исследований и аэрономии (философский кружок образован решением Ученого совета Института от 20 января 1992 Года, научный руководитель - доктор философских наук, профессор Новиков А.Г.), по рекомендации Международной конференций "Шаманизм как религия: традиции, генезис, реконструкция", состоявшейся в 1992 году в городе Якутске, Правительством Республики Саха образована Комиссия по изучение возможности организации в Республике Кеждународного Центра философской инженерии; по рекомендации региональной научно-практической конференции "Логос, культура,

цивилизация", проведенной в 1993 году в ЯГУ, с ' Вице-президентом Президиума Российской академии наук, академиком Кудрявцевым В.Н. и с Аналитическим Центром при Президенте Республики Саха (Якутия) согласовано проведение заочного симпозиума по "электронной почте" (телеконференции) по подготовке первого Международного конгресса по философской инженерии на 1995 год в г.Якутске; во время проведения 19-го Всемирного философского конгресса о проекте программы мероприятия информированы экс-президент Комитета Международной федерации философских обществ Э.Агасси (США), член Комитета П. да Тоит (Претория, ЮАР)члены Комитета (до новых выборов Генеральной Ассамблеи ИФФО, проведенных при конгрессе) Э.Хубер (Италия) и Т.Икамиии (Япония), Руководитель Аналитического центра по общей политике Президента России А.И.Ракитов, Президент Российского философского общества И.Т.Фролов и

другие зару(н>»ные и отечественные специалисты.

Семантика инженерной деятельности предполагает и государственную технологию управления, социальную инженерию, которач занимает приоритетное положение в современной политике. в особенности в переустройстве российской государственности, в соответствии с Федеративным Договором.

Актуальность тематики (в предметном плане) подтверждает доклад Ы.Кунге (Канада): "Интегральная технологическая демократия (техноголодемократия): альтернатива капитализма и социализма" (приглашенный доклад 19-го всемирного философского конгресса), имеющий непосредственное отношение к политологическим явлением в России. О философской инженерии как возможной теоретической базе реализации сформулированной VI Бунге формации информирован Ьице-премьер Российского правительства С К Еахрай, при его посещении республики Саха.

8 ШЧЧ11У шин диссертации описываются дефиниции и культурологические истоки философской инженерии, метафизик* шаманизма и парапоихологические явления Как истоки и объекты анализа фи.-.ссофгкгЛ инженерии, ысыах как квинтэсценция национальной культуры саха и как один из истоков формализации п; <дме~.а исследояаи'/.ч.

Оправданность метафизической сущности культурологических истоков философской инженерии подкреплена фундаментальными исследованиями Георг Хенрик фон Вригта - одного из г.ыдающихся философом современности, первого президента Отделения логик:!, методологии и философии науки Международного союза истории и философии науки, экс-президента Академии наук Финляндии На 9-м конгрессе отделения в Швеции фон Бригт во вступительном докладе "Логлка и философия в XX зеке" оцегнв состояние философии нашего столетня, опркделя-; фИлоссфнг как

"изменчивую форму человеческой духорно'ти" (Вригт уон Г X Логика и фалогофир а XX веке -V Ьопрссы философии 199*^ N6*, отметил: "Я вполне ногу придет &еигь. что ккснаиду-лльнио мыслители всегда найдут в логике сырой материал лч с»- ^. мум^иличеени» меччх-ч-ий. В качестве примерь моъно взять гегелевский концептуальный реализм, который перекликается с Платоном и Лейбницем".

Цитированный тезис воспринято кокгре-сом как призыв, обращенный к современным исследователям на закате

постпозитивстской методологии науки.

Освобождаясь от позитивизма в науке, для оснований метафизического смысла семантического статуса философской инженерии, и признавая как глазный исходный материал в обозначении культурологических истоков тематики, использован доклад профессора Рокфеллеровского университета Нью-Йорка Ван Хао: "Новые направления в науке и социологии: от традиций К инновациям" (приглашенный доклад 19-го Всемирного философского конгресса).

В докладе отмечалось, что идолизация науки ограничивает наши познания. Наука подчинена системе, а философия абстрактна и таит в себе огромный потенциал возможности способствования к познанию. Наука и физический мир немного раскрыли каши возможности, но не дали избавиться от аддиктов. Критикуя релятивность западной науки, воспринятой как идеал, Зак Хао провел глубоки;"! анализ специфики восточного подхода к проблеме на примере китайской науки. Охарактеризовал ее как менее точную и систематичную, но как более практичную чем западная - "умозрительная", в которой ошибочно отбрасывается интроспекция в решении проблем психофизического и психологического параллелизма.

Эти два основных доклада двух авторитетных форумов международного научного сообщества определяют стратегию тематики.

В данной главе приводятся 15 определений философской инженерии, из которой дефиниция предмета как холистская концепция пауки приняла приоритетный характер.

Описаны в главе метафизика шаманизма саха как один из культурологических истоков философской инженерии, как основной инструментарий построения сферической аналитической модели. Определены субстанциональные понятия натурфилософии саха.

В представляемой во второй главе фрагментарной систематизации философских наук посредством сферической »одел:!, использованы последовательности и определения значимости хавдого из 9-ти "Айыы" - Добрых Божеств традиционного верования народа саха (Афанасьев Л.А. к др. Учение н'лыы. Намекая рай. типография. 1990. На я"чка саха). Названия Айыы приведены в таблице 2., представляемой в виде развертки сферы (аналитической матрицы).

сектор "Буор - Кут" сектор "Салгын - Кут" сектор "Ийэ - Кут"

ВЕХНИЙ МИР N 7 "ТАНХА. БИЛГЭ, ДЬЫЛ5А" N 8 "ДЫГЫН, ЧЫНЫС" N 9 "УРУН АЙЫЫ"

СРЕДНИЙ МИР N 4 "ХОТОЙ АЙЫЫ" . N 5 "УХУУ СУОРУН" N 6 "СУН ДЬААШН"

«ияний «ИР N 1 "ЛЙЫЫЪЫТ" N 2 "ИЭЙЭХСИТ" N 3 "ДЬ0Ь0Г0Й"

Таблица 2. Предлагаемая версия соотношений 9-ти Айыы как изоморфизмы классификационных названий философских наук (табл.3).

Шарообразность, как самая рациональная "конструкция" Природы, выражаемая не только в формах небесных светил, планет и звезд, активно отражается и в мифологии и верованиях народов. Так, например, субстанционально редуциируемое понятие "Кут" в статье "Словаря" якутского языка" Э К-Пекарского, определяется как "— ки1ш кута (человеческая душа) - душа в виде маленького шарика, приносимая шаманом с разных сторон (кроме восточной)" ( М.1958. Т.1. Колонна 1262).

Презентованный доклад на Международном конгрессе в Швеции по философии науки. назывался "Шар Дао",

представляемый как сферическая модель методологии анализа явлений, где концептуальный анализ основы самого предмета, исходный материал которого, с точки зрения автора, заложена на субстанциональном выражении сущего на фольклоре саха. Точнее, на трех субстанциональном представлении мира, в частности, на основных понятиях атрибутики шаманизма саха: "Буор Кут", "Салгын Кут" и "Ийэ Кут", где в названиях присутствует единое для всех трех субстанциональных "элементов", понятие - "Кут", семантическое значение которого истолковывается в литературе как "Душа", хотя этимология слова не исследована.

При философском имплициировании этнографических

материалов значение слова коррелируете* с гипотетическим физическим носителем всего материального, информационного и интеллектуального, соответственно: Буор-Кут (приблизительный перевод - "Земля-Душа"), обозначающего основу телесной материи, формалиэируемого как феномен-объект не только телесной, но и материи как философской категории; Салгын-Кут ("Воздух-Душа") носителя "мира информации"; Ийэ-Кут ("Мать-Душа") описываемого как основа интеллектуального.

Некоторую идентифицируемость научных терминов с понятиями натурфилософии саха мо^но проиллюстрировать следующими примерами из фольклорного материала: после смерти чэловека, тело превращается в землю, т.е. земля и физическое тело человека есть единая телесная материя - Буор-Кут; спящего саха не переносят, опасаясь того, что его Салгын-Кут, улетевший собрать информацию, не найдет своего хозяина; Ий'э-Кут заселяется Высшим Добрым Духом "Айыы" в женщину в момент зачатия, или в ребенка при его рождении, т.е заселяется особый Кут, обладатель начала человеческого интеллекта. И эта основа триадного мировосприятия саха, после анализа других философских триад принято за основу разделения составляющих сферической модели анализа явлений - тара Дао.

Таким образом, из всего пространства признаков для формализации критериев систематизации интегративного знания цивилизации (философских наук) принята триад.ччная формула; материальное - информационное - интеллектуальное, или Вуср-Кут - Салгын-Кут - Ийэ-Кут с позиций более практической эпистемологической триадной Ипостаси: телесного реизма (конструкционного), информационной онтологии (конституционного) и феноменологической трансцекденции (конститутивного).

Независимо от того, какой смысл содержит понятие Кут, потсму как он присутствует во всех трех субстанциональных обозначениях, характеризуется как единая "лепта" формализации трех Ипостасей, как единый лептон - изначальная материя всего косного, информационного и интеллектуального (Не тот "лептон", которым окрестили в конце 60-х физики, казавшийся в то время наилегчайшей частицей, а философский лептон -первомагерия),

• Но понятие пйрзоматерии нз имеет концептуальной обоснованности, равно как и "основной вопрос философии", вопрошающий что появился на свет первым: материя или разум? не

имея нк малейшего представления об основах ни первого ни второго, как показали достижения квантовой физики и компьютерной науки. (И в этом вопросе высвечивается потребность в философской инженерии: философии нужна онтологическая физика, а физике нужна действенная философия; философам нужны физики, и инженера, и теоретики, а физикам нужны философы - нужны кшкенера-фшхософы.)

Таким образом, к вопросу о субстанциировании концептуальным становится говорить об изначальном, из которого состоит формализованное нами же понятие, которому и нужно придать субстанциональное значение.

К такому тезису соответствуат избранная Триада.

А единое Кут - это Дух - пустота наших знаний о нем, как об его действительно монистическом значении, которое со своими эпитетами Буор, Салгын и Ийэ составляют три различные субстанции, соответственно материальная - та^ из чего состоит материя как философская категория; информационная - та, что определяется в информатике как, единица информации; интеллектуальная субстанция - это то, которое состоит из единиц последовательных логических операций, в той мере, где начинается качественный скачок, приводящий тому, что называем интеллектом. *

Со значением Кут коррелируете« дефиниция китайской философии Дао - незримый двигатель Вселенной (Дэ - его проявление в мире вещей, вместе - весь Кир). Как наиболее формализованный термин - Дао принят как единое субстанционное начало з формализации сферической модели : "Шар Дао". (Предлагается аналитическую сферу называть и как "Сфера Кут-Сюр", сообразно лексической атрибутики саха шаманизма, придавая к значению "Сюр", определяемого Пекарским, как "высшая степень чего-либо", совмещенность или "слиянность" эпистемологической ипостаси "Кут".)

Концептуальным предполагается и то, что явления палингекезии, метемпсихозы (термины неоплатонизма и софистики,, обозначающие "перевоплощение душ"), связанные с мифологическими перевоплощениями шамана подчиняются параллелизму с компьютерной метафизикой, если воспринимать компьютерную голографию реализацией "идеи" машины. Все живое растет воспроизводя "идеи" генов. Присутствие информации в генах наука признает, а воспроизводящий эту программу компьютер

(возможно, это и есть разум) - нет. Любке голографические "перевоплощения" по программе машины, которой мы создали сами - воспринимаем, а в природные явления, которые создали нас, не варим что могут так хн воспроизводить любые явления, рекомОшшруя свой арсенал природной атрибутики, многое иа которой мы еще не знаем, хотя и признаем всемогущество Природы. Познанию. этой силы должна способствовать и философская инженерия, так же и Познани» не менее сложных вопросов инженерии. и собственного (индивидуального!, И общественного бытия.

бтотзл гдач содержит логико-гносеологическое обоснование философской инженерии на"примере сферической модели системного анализа явлений, его разработки, формализации семиотики, ворифицируемости и аксиоматики структуры.

Описывается объемная модель методологии систематизации философских наук представляющая собой, условно разделенное на 9 сферических сегментов, абстрактное сферическое пространство определения координат гипотетически "локализованных"

систематизируемых знаний.

Вертикальная временная ось, одновременно являющаяся геометрической осью сферы - есть изоморфизм гиперболической (тангенсиальной) проекции в сознании индивида горизонтальной линейной оси реального времени. В центре иара определен центр гиперболы (центр - точна перегиба кривой тангенциальной гиперболической функции проективного времени от линейного).

Шар можно представить как абстрактную интегратцвнув мировуа информацию, в центре которой определен

метафорический познашций субъект, на который, радиально проецируются всо "области" (информации) иара. Эти "сбластл" к весь шар и обозначены универсальным субстанциональным понятием китайской философии - Дао. которая по своему определении содержит в себа безграничную и качественную, и количественную значимость.

Образование вера можно пояснит^, законом самоорганизации космлчоских тел, подобна тому, как, например, зода " в космоса (в невесомости) обретает форму иара

Верхний полсс шара Дао - '"прогностический минимум", нижний полсс - "исторический минимума экваториальное сечение - максимум гипотетической интегративной "наличной" всемирной информации настоящего времен.

Шар радиилько разделен неркдианальными плоскостями сечения на три части:, конструктивный (материальный, определяя материю как философскую категории, обозначающую концептуальный реализм), конституционный (имплициирун категорический императив Канта, как формализацию руководства к деятельности информацией всеобщего •законодательства Универсума) и конститутивный сферические сектора. Шар, также, разделен на три части по вертикали двумя субэкваториальными образованиями на пояса прошедшего, настоящего и будущего времени, названных соответственно субинтенциоаалььым, интенцнональным и праинтенциональным поясами шара .Дао (для обозначения подразделений использованы термины интенционэльно'П и конститутивной феноменологии Э.Гуссерля, Бабушкин В,У. Феноменологическая философия науки. М. 1985) (табл 3).

За основу аксиоматики принята формула определения длины свободного пробега частиц броуновского движения из теории диффузии, которая выведена А.Эйнштейном.

Под философской импликацией равновесности частиц (эпистем - квантов знаний, информации) и их определенной концентрации подразумевается кнтенциональная единоопределяемость субстанций на основе провозглашепногэ . Кантон принципа всеобщей универсальности и иэоформизма (фок Берталанфи) законов Природы. "

Принимая во внимание равновероятность "длины пробега субстанций" (пути Дао) для данной "системы" сформулирована аксиоматика трех субстанций шара Дао: три смежные субстанции равновесной системы взакморасположены с наибольшей вероятностью равноудаленности крайних по отношению к средней

Акцентируя на равнозначность подхода к анализу информации прошедшего, настоящего. и будущего, значение аксиомы иллюстрируется на онтологических примерах■ Земля вращалась вокруг солнца миллионы лет назад, вращается и р данный момент, будет вращаться, наиболее вероятно, и в миллионы лет в будущем; прогнозы состояния общества на ' де.сять . лет вперед можно составить учитывая его настоящее состояние по сравнении с его прошедшим хотя бы на десятилетний срок давности. (Философские интервалы времени не математические.)

Примеры приведены так, что в обеих системах временные дистанции крайних событий по отношению к средней примерно одинаковы. Прл этом, в первом примере информации о "крайних"

событиях локализованы по вкепней (эксгрпвертивной) сфер-:1, ао втором - в средней (амблр.ертивной) или в центральной (интровертивней) сферах модели (термины обозначения 'Лер заимствованы из психологии). То есть. в центральной оф«ре локализованы более философские, трудно прогнозируемые сожития (субстанции равновесной системы первого примера содержат большую "массу" исследуемых г.роблсу). во гношней - более конкретные (субстанции с меньшей "массой", с более длинным пробегом пути до "столкновения") научно предсказуемые событии, а в средней сфере предлагается "разместить" науки методологического характера, "объединяющие" конкретные и философские дисциплины.

Т:»-г|.» пмп.д содержит приложение сферической модели как инструментария философской инженерии с исследовании культурологических учений; отражение философских систем в сферической подели с иллюстрацией классификации дисциплин философской инженерии с эвристической алфавитной систематизацией статей-персоналий из словаря современной западной философии; политологическая редукция сферической модели (табл.3).

В сделаны юнг/?--: 1. Семантический статус

философской инженерии определен как интегративная концепция науки, нацеленная к дисциплинарной формализации философии деятельности. 2 Культурологическими «стоками являются метафизика «атрибутика .шаманизма. религиознее верование к учение Айцы народа саха, учение Псевдо-Дионисия "9 чинов Архангельских", китайская философия даосизма, и русская логика Три«д::ноетн, 3-. Логико-гносеологическое обоснование проведена импликацией субъект-с-бъектных отношений. формализацией семиотической матрицы, аксиомы трех субстанций, редукцией интенциональной логики. 4. Как пример методоло-

гической формализации философской инженерии, разработана сферическая модель анализа явлений, названная "Сфзра Кут-Сюр" или "Шар Дао". 5. Приведены ряд примеров аналитических

построений, з.том числе в аналитическую матрицу приведена структура исполнительной власти России. 6. Определние

культурологических истоков и логико-гносеологическое обоснование философской ' инженерии выполнена на примере сциентизма философии науки, .по традиции западноцентризма и философских воззрений востокоцентризма.'

конструктивный мерпдианяльнып сектор конституционный иеридианальный езктор конститутивный меридиональный сектор

пра-интен-цпональ- !ШЙ пояс N 7 прн- конотруктизнып сектор (Философское НАУКОВЕДЕНИЕ)- МИНИСТЕРСТВО образования к науки N 8 ПР-1- конституционный сектор (философское ПРАЬОР,ЕД£НИЕ) МИНИСТЕРСТВО юстиции . М 9 пра- . . конститутивный сектор (философская КОСМОЛОГИЯ) . МИНИСТЕРСТВО экологии

интен-циональ-. КУЙ пояс N конструктивный сектор (Философская ИНЖЕНЕРИЯ) МИНИСТЕРСТВО управления и социальной зачити N 5 конституционный сектор (философская ИНФОРМАТИКА) МИНИСТЕРСТВО информатизации к связи .' N С . конститутивный сектор (философская ИНТЕЛЛЕКТИКА) МИНИСТЕРСТВО , экономики и финансов

суб- ■ьинтек- цисчаль- ныл пояс N 1 . суб- конструктив.чыГ: -сектор (философское ПРИРОДОВЕДЕНИЕ) МИНИСТЕРСТВО промышленности, транспорта и торговли N 2 ■ 1' с уб- конституциокный сектор (философская КУЛЬТУРОЛОГИЯ) МИНИСТЕРСТВО культуры N3 .-суб- констнтутивний сектор • (философская АНТРОПОЛОГИЯ) МИНИСТЕРСТВО здравохрзненин

Таблица 3. Совмещенное изображение обозначения секторов развертки сферы, классификационных названий философских наук и фрагмента структурирования кабинета министров

В процессе формализации философской инженерии намечена основная значимость предмета в методологии политологической технологии, пс причине ситуативной обусловленности: сложности политической обстановки в стране, образовавшегося социального заказа на методологии аналитической деятельности длч правительственных структур. Поэтому в тексте заключения кроме

общего вывода метафорически описывается общая характеристика современной отечественной философской ситуации, связанной с тематикой диссертации и его основным выводом.

Основные положения н результаты диссертации отражены в следующих статьях:

• 1. Оконешников В.И К вопросу о метафизике якутского шаманизма // Тезисы Международной конференции "Шаманизм: традиции, генезис, реконструкция". Якутск. 1992.

2. Оконешников В.И. Сфера Кут-Сюр (Шар Дао) // 'Илии. Якутск. 1992.

3. Оконешников В.И. Ысыах как интегратмвноа представление якутской национальной культуры // Тезисы Республиканской научно-практической конференции "Якутский национальный праздник - Ысыах" Якутск. 1992.

4. Оконешников В.И. Об одном примере, сведенном к триадичкому логосу // Тезисы Региональной научно-практической конференции "Логос, культура, цивилизация". Якутск. 1993.

5. Okotieshn Ikov V. Тао Boíl. A Boíl Model of Syst.ema tiaatí on Hethodolcgy of Philosophical Sciences // Abstracta. 9-th International Ccngress of Logic, Methodology and PhUosophy of Science. August, 7-14 1991. Uppsala, Swerien. V.2. P.63. -

/^ОйИ

Культурологически^ истоки и логшсо-гносеолопгческое обоснование философской инженерии

В. И. Оконешников

Подписано в печать 18.11.93. Формат 60x84/16. Бумага теп. №2 Печать офсетная. Печ. л. 1,25. Уч.-изд. л. 1,56. Тираж 80 Заказ

Издательство ЯГУ. 677891, г. Якутск, ул. Белинского, 58