автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Галаган, Галина Яковлевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания'

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Галаган, Галина Яковлевна

Творческое наследие Толстого по богатству идей необозримо. 'И в нашейне и за рубежом Толстой - один из самых изучаемых писателей. Последние два десятилетия четко обозначили и ведущий аспект интереса к его наследию современного человека: проблематика социально-этического плана становится главным объектом внимания общественно-литературной мысли.

Выбор в качестве предмета исследования художественно-этических исканий Толстого обусловлен и той актуальностью, которую обрела нравственная проблематика в современный период развития нашего общества и тем обстоятельством, что в западных работах о писателе именно эта проблема подвергается превратным либо тенденциозным толкованиям,

Ленинская концепция единства Толстого-художника и мыслителя, основанная на анализе и оценке всей "совокупности его взглядов, взятых как целое"^ и всего его творчества - методологический фундамент всего нашего литературоведения^. Старой теории, основанной на противоречии между Толстым-художником и мыслителем (причастным к которой оказался даже такой сильный мыслитель как Г.В.Плеханов) В.И. См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.37, с.210. 2

См.: Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1963; :йзд. 4-е. М., 1978; Щербина В.Р.1) В.И Ленин и вопросы литературы. М., 1961; изд. 2-е.М., 1967; 2) Проблемы литературоведения в свете наследия В.И.Ленина. М., 1971; 3) В.И.Ленин и художественная литература. М., 1974.

Ленин противопоставил анализ противоречий реальной исторической жизни, особеннстей крестьянской революции в России, показав полную историческую закономерность появления Толе3 того с его "кричащими" противоречиями .

В работах В.И.Ленина речь идет об отражении в наследии Толстого художника и мыслителя объективного исторического процесса - перелома во взглядах миллионов русских крестьян. Психология именно этой части населения России, подчеркивается В.И.Лениным, переносится Толстым и в его критику и в его учение. Отсюда - страстность, искренность и бесстрашие критики Толстого. Отсюда - и слабость его учения: "Толстой отражает их настроение так верно, что сам в свое учение вносит их наивность, их отчуждение от политики, их мистицизм, желание уйти от мира, "непротивление злу", бессильные проклятья по адресу капитализма и "власти денег". Протест См. об.этом: Луначарский A.B. Ленин и литературоведение. - В кн.Л.: Собрание сочинений, т.8. М., 1967, с.404-464; Эйхенбаум Б.М, 0 взглядах Ленина на историческое значение Толстого. - Вопр. лит-ры, 1957, № 5, с.Пб-127; Лиф-шиц М. По поводу статьи И.Видмара "Из дневника". - Новый мир, 1957, № 9, с.202-225; Бочаров С.Г. Огатьи В.И.Ленина о Толстом и проблема художественного метода. - Вопр. литры, 1958, № 4, с.91-120; Купреянова E.H. Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л,, 1966, с.14-21, 41-43, 270-272; Ломунов К.Н. Ленинская концепция Толстого и.ее современное значение. -В кн.: Толстой и наше время. М., 1978, с.9-30; Вишневский А. 0 жизни и судьбах искусства. - Коммунист, 1982, № 2, миллионов крестьян и их отчаяние - вот что слилось в учении Толстого" \

В статье "Толстой и его эпоха" (1911), написанной в период, когда извлечение уроков из поражения первой русской революции закончилось и встал вопрос о революционности сознательной, критический аспект в оценке В.ИЛениным слабых сторон Толстого-художника и мыслителя усиливается. Однако и в этой статье подчеркивается объективная закономерность появления учения Толстого как органического следствия эпохи, "которая могла и должна была породить учение Толстого - не как индивидуальное нечто, не как каприз или оригинальничанье* а как идеологию условий жизни, в которых действие тельно находились миллионы и миллионы в течение известного „5 времени" . .

Именно в статье 1911 года В«И Ленин отмечает, что уче« ние Толстого "безусловно утопично,, и по своему содержанию^ реакционно.в самом точном и в самом глубоком значении этого. слова"?«.Но-далее.- подчеркивает: ". отсюда вовсе не с.б5-73. . Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.20, с.40.

5 Там же, с.ЮЗ. с Там же, с.103.В указанной выше статье Б.М.Эйхенбаума (Вопр* лит-ры,. 1957, № 5, с.126) отмечено, что в работе Ленина "К характеристике экономического романтизма" (1897) анализ "утопичности" и "реакционности" теорий Сисмонда и Прудона сопровождается следующим подстрочным примечанием к слову "реакционный": "Этот термин употребляется следует ни того, чтобы это учение не было социалистическим, ни того, чтобы в нем не было критических элементов, способных доставлять ценный материал для просвещения передовых п классов" . В этойже статье ("Толстой и его эпоха") В.И.Ленин в истдак^ смысле, характеризуя только ошибку теоретиков, берущих в пережитых порядках образцы своих построений. Он вовсе не относится ни к личным качествам этих теоретиков, ни к их программам. Всякий знает, что реакционерами в обыденном значении слова ни Сиомонди, ни Прудон не были. Мы разъясняем сии азбучные истины потому, что гг# народники, как.увидим ниже, до сих пор еще.не усвоили их себе" (Ленин В.И.Полн» собр» соч., т.2, с.2П). К наблюдению Б.М.Эйхенбаума добавим, что аналогичное пояснение слова "реакционный" даетоя Лениным и в статье "От какого наследства мы отказываемся?" (1897) при анализе эволюции исторической роли народничества, сбивающего "с толку" (в конкретно-исторических условиях 1890-х годов) "общественную мысль", играющего" на руку застою и всяческой азиат« чине": "Я.уже имел случай заметить выше в статье об экономическом романтизме, что наши противники проявляют поразительную близорукость, понимая термины: реаадиюнный, мелко*" бущ^зный как полемические выходки, тогда как эти выражения имеют совершенно определенный историко-философский смысл" (Там же, с.531).

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.20, с.ЮЗ. указывает на универсальную значимость для толстовского сознания "вечных" начал нравственности. В.И.Ленин отмечает, что для Толстого "определенная, конкретно-историческая постановка вопроса есть нечто совершенно чуждое. Он рассуждает отвлеченно, он допускает только точку зрения "вечных" начал нравственности, вечных истин религии, не сознавая того, что эта точка зрения есть лишь идеологическое отражение старого ("переворотившегося") строя, строя крепостного, о строя жизни восточных народов" .

В этом суждении "вечные" начала нравственности не отрицаются. В.И.Ленин указывает лишь на невозможность их абсолютизации и противопоставления историческому прогрессу. Вместе с тем, в этом суждении фиксируется характер мышления Толстого, которым были обусловлены и сильные и слабые стороны его творческого сознания.

Важно отметить и то обстоятельство, что указывая на стороны учения Толстого, которые шли от старого Востока,

В.И.Ленин называет 1905-й год "началом конца "восточной" 9 неподвижности" и годом позднее говорит о Востоке, усваивавшем европейские идеалы и перерабатывавшем свою идеологию:*® "Что же? Не значит ли это,что сгнил материалистический Запад и что свет светит только с мистического, религиозного Востока? Нет, как раз наоборот. Это значит, что Воео

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.20, с.101. 9 Там.же, с.103.

См.: Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Изд. 2-е. Л., 1967, с.44-46. ток окончательно встал на дорожку Запада, что новые сотни и сотни^милда1анов^людей примут отныне участие в борьбе за идеалы, до которых доработался Запад. Сгнила западная буржуазия, перед которой стоит уже ее могильщик - пролетариат. А в Азии есть еще буржуазия, способная представлять искреннюю, боевую, последовательную демократию, достойный товарищ великих проповедников и великих деятелей конца ХУИ1 века во ТТ

Франции" .

Вскрывая глубинный социальный смысл мирового исторического процесса, В.И.Ленин подчеркивает, таким образом, живую связь конкретно-исторического и общечеловеческого.

Развивая концепцию классовости морали, В.И.Ленин подчеркивал необходимость осмысления этой проблемы в прямой связи с отношением к общекультурному наследию прошлых веков. Эта мысль развивается В.И.Лениным в многочисленных работах и выступлениях.

К числу богатств, которые "выработало человечество", В.И.Ленин относил, как свидетельствует работа "Государство и революция" (август-сентябрь 1917), и выработанные веками правила общежития, осмысленные в перспективе их исторического развития. В главе "Экономические основы отмирания государства" указанной работы В.И.Ленин писал о том, что только в коммунистическом обществе "будет осуществлена демократия действительно полная, действительно без всяких изъятий". Возможность полного торжества демократии В.И.Ленин связывал с тем, что "избавленные от капиталистического Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.21, с.402. рабства, от бесчисленных ужасов, дикостей, нелепостей, гнусностей капиталистической эксплуатации, люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для

12 принуждения, который называется государством" .

Вечные" начала нравственности являются неизменной принадлежностью общекультурного наследия. Значимость их роли в творческом сознании Толстого закономерно ставит перед наукой проблемы: в чем состояли конкретные особенности осмысления этих начал Толстым-художником, внутренне мотивированные характером устремлений русского патриархального крестьянства? каково эстетическое проявление внимания Толстого к "вечным" началам нравственности? Решение этих проблем связано с выявлением этического пласта художественной части наследия писателя. Этой задачей диктуется, в свою очередь, обращение в ходе исследования к философским трактатам и статьям позднего Толстого.

В советской науке о Толстом, неизменно развивающей методологически важное положение о нераздельности Толстого-художника и мыслителя, самое пристальное внимание занимает проблема творческого решения писателем взаимосвязи этического и эстетического. Значение нравственного аспекта толстовских исканий для нашей современности раскрыто в ра

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.33, с.89. ботах М.Б.Храпченко1^, Б.И.Бурсова^, ТЛ.Мотылевой15, Ifi

Н.М.Пруцкова . Б.И.Бурсовым показано также, что Толстой как писатель сложился на нравственной проблематике. Нравственное как главная форма осмысления социального - одна из центральных проблем исследований о Толстом Е.Н.Купреяно-Т7 вой . В монографии E.H.Купреяновой "Эстетика Л.Н.Толстого" прослеживается (на материале "Анны Карениной" и "Исповеди" - с опорой на образ Левина) характерная для творческого сознания Толстого особенность - возможность первичности художестве иного .решения- идей, предваряющей их логическое оформ Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. М., 1963; изд. 4-е. М., 1978. Бурсов Б.И. I) Лев.Толстой. Идейные искания и.творче« ский метод. I847-I862. M«, i960; 2) Лев Толстой и русский роман. M.-Л«, .1963. тс

- J Мотылева ТЛ. "Война и мир" за рубежом. Переводы, критика, влияние. М.,-1978. См. также статью Т.Л.Мотылевой "Нравственная проблематика как.сфера проявления партийности. - В кн.:.Социалистический реализм оегодня. Проблемы и суждения. М., 1977. . .

Пруцков Н.й. Буржуазный прогресс и- патриархальный мир в истолкованиях русских писателей и мыслителей второй половины XIX века. - Русская лит-ра, 1978, № 4, с.3-24;.

2) Л.Н.Толстой, история, современность. - В кн.: Л.Н.Толе-той и русская литературно-общественная шсль. Л., 1979, с.5-33. .

Т7

Купреянова E.H. I) Молодой Толстой. Тула. 1956; 2) Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л., 1966; 3) Лев Толстой и

TO Sf ление . В специальной главе^Эстетика есть выражение этики" то книги К.НЛомунова показывается, что Толстой, считавший нравственную деятельность высшим призванием человека, не только сближал этику с эстетикой, но порою (в ряде дневниковых и эпистолярных высказываний) и отождествлял их, и всегда максимализм воздействия творческого сознания на внутренний мир человека и человечества ставил в прямую зависимость от гармонии этического и эстетического начал в "духовном рычаге,

20

А.П.Скафтымовым показано, что философский смысл прозы Толстого открывается через ее эстетические законы. Единство структуры "Войны и мира" и ее идейно-этической концепции - тема исследований А.В.Чичерина, А.А.Сабурова, С.Г.Бо-*

21 чарова, Г.В.Краснова . социализм. - В кн.: Идеи социализма в русской классической литературе. Л., 1969, с»310-333; 4) Национальное своеобразие русской литературы. 1976, с,344-375.

Купреянова E.H. Эстетика Л.Н.Толстого. М.«Л., 1961, 0.287-291. Ломунов К.Н. Эстетика Льва Толстого. М», 1972. Скафтымов А.П. I) Диалектика в рисунках Л.Н.Толстого. - В кн.5 Литературные беседы, вып.1. Саратов, 1929; также, в кн.С.: Нравственные искания русских писателей.- М., 1972;

2) Образ Кутузова и философия истории в романе "Война и мир". - Русская лит-ра, 1959, № 2; также в.кн. С.: Нравственные искания русских писателей. М., 1972.

ОТ х Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1958;

Вслед за Купреяновой и в основном на том же фактическом материале проблема приоритета общего над личным, альтруистического над эгоистическим в наследии Толстогоар художника разрабатывается в монографии И.В.Чуприны , излишне полемичной по отношению к своим предшественникам. Затрагивается в этом исследовании и проблема осмысления Толстым христианства в 60-е - 70-е года. Однако в толковании этой проблемы не учитывается ни тот социальный водораздел, который от начала и до конца жизни писателя являлся главным в его восприятии религиозных воззрений "сословия образованного" и "сословия необразованного", ни тот автобиографический комментарий нравственно-философского плана, который был дан Толстым в его религиозно-философских трактатах 80-90-х годов собственной духовной эволюции 40-70-х годов.

Толстовское осмысление религии стало проблемой ряда исследований уже в конце XIX века. Сведение религии к этике, обращение к народному сознанию как источнику-самосозидающей силы ставились Толстому в вину в-ряде работ этого

23 периода,, связанных с.его этическими исканиями . В после

СабуровА.А. "Война и.мир" Л.Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959; Бочаров С. Г. Роман.Л.Н.Толстого."Война и мир". М., 1963; изд. 3-е. М., 1978; .Краснов Г.В. Изрой и народ. 0 романе.Льва Толстого "Война и мир". М., 1964.

22

Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л.Толстого в 60-е и 70-е.годы. Саратов,. 1974.

23

Оболенский Д*Е, Л.К.Толстой. Его философские.и нравственные идеи. Изд. 2-е. Спб., 1887; Греков A.M. Граф Л.Н. революционный период специальным исследованием, посвящен

24 ным этике Толстого, явилась книга Д.Ю.Квитко . Анализ творческого наследия писателя дается в ней с позиций вульгарно-социологического метода, а нравственно-философские воззрения Толстого рассматриваются во многом как следствие его религиозных исканий. В последних при этом не вскрывается их специфически толстовский аспект.

Сущность толстовского осмысления религии была вскрыта в исследованиях В.Ф.Асмуса и Е.Н.Купреяновой. Прослеживая основные этапы религиозных исканий Толстого, В.Ф.Асмус до-25 казывает , что религия Толстого сводится к этике, что толстовское понятие религии превде всего отрицательно: "Это » критика духовного состояния современного Толстому капиталистического общества пореформенного и предреволюционного периода <(*.> Религия.Толстого - не столько вера <.>,

26 сколько протест" . Е.Н.Купреяновой показано, что религиоз

Толстой (Эстетические и этические начала в развитии личное** ти художника). Таганрог, 1889; Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой. М., 1893; Бобров Е. Этические воззрения графа Л.Н.Толстого и философская их критика. Юрьев, 1897.

24

Квитко Д.Ю. Философия Л.Н.Толстого. М., 1928. . рс

Асмус.В.Ф. Мировоззрение Толстого. - В кн.: Лит. наследство, т.69,.кн.I. М.» 1961, с.35~102.

Там же, с.59. См. также: Виноградов И.И. Критический анализ религиозно-философских взглядов Л.Н.Толстого. М., 1981, 64 е.; Толстых В.И. Человек человечества. - В кн.: С ная мистика замещается в учении Толстого "психологической и в этом смысле рациональной потребностью в нравственном абсолюте, в "знании" его", потребность, которую Толстой именует религиозным чувством',' а предмет последнего, т.е.

27 нравственный абсолют - богом" •

В работе Е.Н.Купреяновой вскрыт и метафорический характер религиозной терминологии Толстого и соотношение в сознании писателя "христианского", "крестьянского" и "общечеловеческого".

Уяснение с марксистских позиций сущности переосмысления Толстым христианского учения является в настоящее время задачей первостепенной важности, поскольку религиозные искания Толстого подвергаются в зарубежных работах о писа

28 теле.превратным-и-тенденциозным толкованиям . В этом плане чего начинается личность. Изд. 2-е. Под общ, ред. Р.И.Косолап ова, М,, 1983, с.133~250.

27 .Купреянова E.H. Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л., 1966, с.256. .

OQ

Анализ зарубежных исследований о Толстом, искажающих нравственно-философские воззрения писателя, дан в работах М.Б.Храпченко ("Лев Толстой.как художник". М., 1978, с,557~ 565) и Т.Л.Мотылевой ("Война и.мир".за рубежом", М., 1978, с«267~29б). См. также статьи В.Горной ("Л.Толстой в оценке критики стран, буржуазного Запада (60-е годы) и Д.Жантиевой ("Английское литературоведение 50~60«*х годов о Тургеневе, Толстом и Достоевском") в сб,2 Русская литература и ее зарубежные критики, М., 1974. ро наиболее показательна книга Н.Вейсбейна^ "Религиозная эволюция Толстого", в которой отсутствует проблема социальной направленности религии Толстого. В концепции Н.Вейсбей-на не принимается во внимание Толстой-критик, обличитель и бунтарь. Толстому-художнику (который затрагивается лишь попутно) противопоставляется Толстой-религиозный мыслитель. х х х

Проблема конкретных особенностей ориентации Толстого (художника и мыслителя) на "вечные" начала нравственности (как неизменную принадлежность общекультурного наследия) и внутренняя зависимость этих особенностей от характера устремлений русского патриархального крестьянства в науке о Толстом предметом специального внимания до сих пор не являлась. Между тем, исследование этой проблемы позволяет увидеть диалектическую взаимосвязь художественной части наследия Толстого и его этических воззрений, показать первостепенную значимость социального фактора в нравственно-философской доктрине писателя, вскрыть внутреннюю противоречивость его. учения, состоящую в проповеди идеи непротивления и одновременном противлении узаконенным и общепринятым нравственным нормам, нашедшем художественную реализацию в его наследии, выявить особенности нравственного аспекта в подходе к истории Толстого - художника и мыслителя. ро Y/eisbein П. L'évolution religieuse de Tolstoi. Paris, 1960, 524 p.

В нравственно-философском комплексе - "вечные начала нравственности" - на протяжении веков в качестве основной оставалась категория добродетели. Хотя понимание добродетели исторически менялось (четырем основным добродетелям древнегреческих этических концепций - мудрости, мужеству, справедливости и умеренности - христианская этика противопоставила - веру, надежду, любовь, обусловливающие сущность всех остальных устремлений к добру), с понятием "добродетель" и в древнем и в новом мире неизменно связывались положительные нравственные качества личности. Столь же неизменной оставалась и проблема извращенных представлений о 30 добродетели, внешне противостоящих пороку, но внутренне тождественных ему.

Внимание к бытию общечеловеческих нравственных норм в

30

Симптоматично и закономерно, что в ленинской "Искре" в мае 1901 г., в разделе "Из нашей общественной жизни" был опубликован "адрес" Толстому рабочих Прохоровской мануфактуры, свидетельствующий о внимании В.И Ленина к проблеме истинных и извращенных представлений о нравственных нормах, о добродетели и учете им того воздействия на общественное сознание, которое оказывало снятие "всех" и "всяческих" масок с извращенных представлений о нравственных нормах, выдававших себя за истинные. В обращении к Толстому, в связи с его отлучением от церкви, говорилось: ". Мы понимаем, что Ваши литературные произведения направлены не для ниспровержения великих истин, а, напротив, для разъяснения их. Но мы знаем также, что во все времена люди, стоявшие мире существующем (как неотъемлемое начало художественного осмысления действительности) не являлось во второй половине

XIX века особенностью лишь толстовского сознания. Напротив,

31 оно объединяло очень разные творческие индивидуальности, порою радикально несхожие в осмыслении конкретных путей общественного преобразования.

Эта проблема являлась объектом внимания революционно-демократической и народнической мысли. О характере ее осна стороне благочестия, и великие вожди народа по пути человеколюбия и правды всегда были отчуждаемы от себя теми, которые попирают ногама свободу, добродетель и честь" ("Искра", 1901, № 4, с.12; опубл. также в кн.: "В.И.Ленин о Толстом". М., 1978, 0.145-146).

Сам Толстой, например, прямо указывал в этой связи на Тургенева и Достоевского. В черновых материалах к роман/ "Воскресение" отмечается: "Она /Катюша, - Г.Г.^ читала Тургенева и Достоевского и верила в то, что есть добродетель и порок, что можно и должно быть хорошей. Но с того времени, как он соблазнил ее и уехал, в особенности с той ночи, когда она.хотела убить себя, она поняла, что все </-.)> вздор <.>, что все эти слова: добродетель и порок, все вздор и обман" (33, 98). Об осмыслении Достоевским середины 1870-х гг. проблемы "зло и добро" (в конкретном аспекте представлений о путях к общему благу) см.: ГЪлаган Г.Я. Творческая история романа "Подросток". - В кн.: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, т.ХУП. Л., 1976, с.256-321, 337-345. мысления Чернышевским конца 40-х - 50-х годов (гносеологически обусловленном "антропологическим" пониманием человеческой природы) будет сказано ниже (см. с. 145-171). Что касается мысли народнической - Н.К.Михайловский в 1869г. (статья "Что такое прогресс?'^ писал: "Истины науки общественной, вводя в свои формулы такие понятия как справедливость, право, нравственность, должны пробиваться на свет <.> под гнетом общественного расстройства или неустройства, под градом ругательств, доносов, клевет и насмешек".32

В социальной утопии Толстого тема человеческого единения на основе равенства, братства, любви и справедливости - одна из стержневых. Возможность движения к такому едиоо

Михайловский Н.К. Сочинения, т.1. Спб., 1896, с.64. Это высказывание Михайловского сопряжено в статье "Что такое прогресс?" с разъяснением читателю возможности предвзятой, извращенной апелляции к этим понятиям в современной ему действительности. Так, например, говоря об импульсах, мотивирующих все решения "криминалиста-объективиста", Михайловский подчеркивает: "Его идеал общественных отношений не возвышается над действительностью: он считает справедливым именно данный порядок вещей и достойным возмездая только нарушение этого порядка. Несмотря на свою объективность и свое устранение от предвзятых мнений, от всего эмпирического содержания, он втайне, бессознательно руководится предвзятым мнением о разумности и справедливости, выработанных историей отношений" (там же, с.126). нению ставится писателем в прямую зависимость от человеческих представлений о благе общем и путях его достижения. Эта последняя проблема неизбежно предполагала исследование представлений о добродетели (их истинности либо извращенности)"^, поскольку именно ими определялись не только пути к общему благу, но и само его осмысление.

Как следствие практической деятельности Толстого комплекс проблем, связанных с бытием добродетели в современной ему действительности, встает перед писателем в начале творческого пути, определяет собою обширный пласт художественного исследования действительности в 50-70-е годы и становится позднее, в публицистике Толстого 80-х - 90-х годов, самостоятельным и специальным "объектом" анализа, поскольку моральные искания писателя обретают в этот период "автономность существования".

Неизбежность извращения представлений о добродетели связывается в художественно-этической системе писателя с той социальной общностью людей, которая именуется им сословием образованным; бытие истинной добродетели - с миром крестьянским. Крестьянские добродетели сливаются в сознании Толстого с добродетелями христианскими (как он их погур В настоящей работе выдерживается историческая при-крепленность этических категорий к философской терминологии Х1Х-го века. В осмыслении этих категорий учитывается их трактовка в наиболее авторитетных советских философских изданиях. Именно такой метод в подходе к этическим категориям отличает наши ведущие работы по истории этиченимал) и противостоят ориентации образованного сословия на извращенные представления о мудрости, мужестве, справедливости и умеренности.

Эта социально-нравственная антитеза, оформившаяся в начале творческого пути Толстого, и предопределила собою последующее уяснение писателем источников духовного самосозидания и осмысление им "истинного" христианства как гуманистического учения, общечеловеческого по своей нравственной первооснове.

Идея подвижности личности по отношению к истине, лежавшая в основе толстовской концепции единения людей, обусловливала веру писателя в возможность преодоления извращенных представлений о добродетели. А самый процесс этого преодоления (не только в его этапных стадиях, но и движении внутри стадиальном) рассматривался Толстым как изменение отношения человека к миру. /

В художественно-этической системе Толстого с этим процессом связана теснейшим образом и его философскот-исто-рическая концепция, поскольку общественное мнение (т.е. сумма однородных представлений об истине) осмысляется писателем как "движущая сила" человеческой истории. В обосновании движения человечества к "истинно христианскому" общественному мнению и вскрывается с наибольшей очевидностью внутренняя противоречивость нравственно-философской концепции Толстого. ской мысли (Л.М.Архангельский, 0.Г.Дробницкий, А.И.Тита-ренко, О.П.Целикова, А.Ф.Шишкин и др.).

Основное внимание в настоящей работе уделяется художественно-этической системе Толстого в ее движении.

При выявлении социально-этического пласта художественной части наследия писателя в диссертации учитывается, что идеи Толстого как художника и мыслителя держатся не только на системе логических связей, но и на системе образных, художественных сцеплений. Раскрытие подобных сцеплений, хода их изменения и развития на разных этапах творческого пути Толстого - одна из задач работы, которая до сих пор почти не освещалась.

Анализ художественного и нравственного мира писателя опирается в настоящей работе на характер толстовского восприятия истории культуры и истории философии: имеется в виду, во-первых, устранение писателем временной и эстетической дистанции между хронологически отдаленными друг от друга духовными обретениями человеческой истории, и, во-вторых, "художнический" аспект толстовского отношения к нравственно-философской мысли прошлого, выразившейся, в частности, и в том предпочтении, которое оказывалось Толстым "поэтам" - в широком смысле этого слова (именно их писатель именовал "учителями" жизни, "истинными" мудрецами) перед умствующими философами.

В качестве узловых периодов исследования избирается период 1847-1852 гг. - "выход" Толстого к проблеме представлений о добродетелях сословия образованного и добродетелях крестьянских (христианских), 60-е годы - педагогические статьи, "Война и мир" (толстовский анализ преодоления извращенных представлений о добродетели), 70-90-е годы - время создания "Анны Карениной", "Исповеди", трактатов "О жизни", "Царство божие внутри вас" и романа "Воскресение" (вскрытие взаимосвязи между представлением о добродетели и общественным мнением) и 900-е годы - период свершения первой русской революции, в итоге которой надежды на жизнеспособность идеи непротивления были связаны Толстым (и в его публицистике и в художественных замыслах) с пробуждением социального сознания народа под воздействием "политических".

Выбор привлекаемых к исследованию русских и западноевропейских источников и характер их анализа определяются аспектом означенной проблематики работы в соотнесении.с толстовскими автосвидетельствами в письмах и дневнике.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания"

Заключение.370