автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Ламаистская церковь в Калмыкии в 1917-1943 гг.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Басхаев, Арлтан Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Элиста
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Ламаистская церковь в Калмыкии в 1917-1943 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Басхаев, Арлтан Николаевич

Введение

Глава 1. Ламаистская церковь в Калмыкии в годы революций и гражданской войны. 1917-1920 гг.

1. Положение калмыцкой ламаистской церкви в начале XX века.

2.Ламаистская церковь Калмыкии в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года.

3.Калмыцкая ламаистская церковь в условиях гражданской войны. 1917-1920 гг.

Глава 2. Оживление религиозной жизни в Калмыкии в годы "НЭПа". 1921-1929 гг.

1. Религиозное возрождение в Калмыкии. 1921-1929 гг.

2. Накануне "Великого перелома". 1926-1929 гг.

Глава 3. Ламаистская церковь Калмыкии в конце 20-х -первой половине 40-х годов (1929 - 1943 г.г.)

1. Начало массовых репрессий против калмыцкого ламаистского духовенства. 1929-1932 гг.

2. Ламаистская церковь в Калмыкии в предвоенные годы. 1933-1941 гг.

3. Калмыцкое буддийское духовенство в период Великой Отечественной войны. 1941-1943 гг.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Басхаев, Арлтан Николаевич

XX век является важным и интересным периодом в истории России, где сплошной чередой происходят войны, революции, экологические катастрофы. Но, наверное, одной из самых страшных катастроф, постигших Россию в XX веке, стала катастрофа духовная. Всего за один век России пришлось испытать и пережить многое : крушение старых духовных символов, и ориентиров, введение и возвеличивание новых, новая и не менее крутая переориентация идеологии, общественного сознания и духовных ценностей.

Церкви всех конфессий, имеющихся в России, как общественные институты, как часть народа и общества, не могли остаться в стороне от происходивших в стране процессов и преобразований. Калмыцкая ламаистская церковь и духовенство, вместе с калмыцким народом испытала и перенесла все испытания, которые выпали на его долю в XX веке.

До недавнего времени, в соответствии с официальной идеологией, роль религии (как "реакционного мировоззрения") и хурулов в жизни Калмыкии оценивалась как сугубо негативная, как один из главных тормозов в развитии народа и общества. Государство и правящая партия не могли позволить существовать общественному институту, не подвластного им, к тому же имеющему огромное духовное влияние на народные массы. Но без научного анализа государственной политики по отношению к церкви и религии всех конфессий, и отношения духовенства к Коммунистической партии и Советскому государству, непредвзятое рассмотрение этой истории невозможно.

В настоящее время развернулся интенсивный процесс возрождения религии и церкви, восстанавливаются и строятся хурулы 4 и молитвенные дома. Таким образом, религия, вопреки жестоким гонениям и несмотря на, казалось бы, почти полное уничтожение, в значительной степени сохранила свое влияние и остается одной из составных и неотъемлемых частей национальной культуры народа.

Современный интерес к проблеме истории калмыцкой ламаистской церкви после революций 1917 года и вплоть до незаконной депортации калмыцкого народа в 1943 году обусловлен так же и тем возросшим интересом к отечественной истории , к ее "белым пятнам" -темам , раннее малоизученным.

Необходимость исследования истории калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в период после революций 1917 года и вплоть до депортации калмыцкого народа в Сибирь в 1943 году диктуется так же и тем, что в течение длительного времени отечественная историческая наука была лишена возможности дать объективную картину, объективный анализ, проходивших в этой сфере исторических процессов. Причин здесь несколько: это и относительная узость круга привлекаемых источников, когда большая масса архивных документов по истории калмыцкой ламаистской церкви после революции 1917 года оставалась недоступной для исследователей; и идеологический (классовый) подход к анализу исторических событий и фактов; и попытки судить о них с позиции безусловной "правоты" политики коммунистической партии и Советского государства; и ограниченность методологии, в основе которой лежали только положения классиков марксизма-ленинизма; и принцип партийности исторической науки; и зависимость историков от официальных политических решений, не подлежавших пересмотру и уже заранее предопределявших их выводы; и введение стереотипов в отношении ряда событий и исторических деятелей, чья объективная оценка была невозможна и т.д. 5

Лишь в последние годы появилась возможность, как ознакомиться с ранее недоступными архивными материалами, так и провести настоящее исследование. С сожалением приходится констатировать, что эта проблема и сейчас имеет немало "белых пятен" в отечественной историографии. Вот почему настоящее диссертационное исследование представляет собой попытку проследить главные аспекты истории калмыцкой ламаистской церкви в период с 1917 по 1943 годы.

Целью диссертации является дать как можно более объективную картину истории калмыцкой ламаистской церкви и духовенств в 1917 -1943 г.г. на широком историческом фоне развития отношения церкви и государства, церкви и общества в данный исторический период.

При определении хронологических рамок исследования учитывалось то, что 1917-1943 годы являлись совершенно особым периодом в истории калмыцкой ламаистской церкви. Это было время двух революций, время гражданской войны, время послевоенного восстановления и строительства не только экономики страны, но и идеологии государства, время надежд и стремлений, сменявшееся временем страха и всеобщего недоверия. Время, когда " кавалерийские атаки" на церковь и духовенство, сменялись потеплением взаимоотношений, временем, когда на смену " религиозному НЭПу" пришли новые веяния и на церковь , религию и духовенство всех конфессий обрушилась новая волна притеснений и массовых репрессий.

1917-1943 годы - особый период в истории калмыцкой ламаистской церкви. Типичным для этого этапа истории было стремление ее иерархов, простых священнослужителей и верующих мирян сохранить калмыцкую ламаистскую церковь как общественный институт, примирить ее с Советским государством и ВКП(б). И 6 одновременно с этим происходила борьба в лоне калмыцкой ламаистской церкви между сторонниками " обновленческого " движения и традиционалистами, и в конечном итоге к концу исследуемого периода истории калмыцкое ламаистское духовенство было почти полностью уничтожено, так же как и ламаистская церковь в Калмыкии, уничтожена не только идейно и организационно, но нередко и физически. Таким образом, хронологические рамки исследования замыкают собой не просто определенный, но наиболее трагический период в истории калмыцкой ламаистской церкви.

Необходимо отметить, что в целом в области изучения буддизма в Калмыкии сделано немало. Многие аспекты изучены довольно полно: этапы проникновения и распространения буддизма среди калмыков, социальная роль буддизма в калмыцком обществе, история отдельных монастырей (Г.Ш.Дорджиева(1)), административная система и функционирование монастырей в XIX веке (А.О.Авляеев(2)), социальная структура духовенства в XIX веке (А.И.Карагодин(З)) и в начале XX века (И.И.Орехов(4)), хурульные школы и программа обучения в них (Ц.К.Корсункиев(5),В.Ф.Ефремов(6)), правовое положение церкви (Л.С.Бурчинова(7)). Достаточно полно исследована история христианизации калмыков (Г.Ш.Дорджиева (8), В.И.Марковин (9)). Опеределенные шаги сделаны и в вопросе изучения культового искусства: архитектуры (Д.Б.Пюрвеев (10), И.В.Борисенко Б.В.Мошулдаев (11)), живописи и скульптуры (Г.С.Батырева (12)). Историческая судьба ламаистской церкви в Калмыкии в первые десятилетия XX века были освещены А.Н.Команджаевым (13), Ю.О.Оглаевым (14), С.И.Убушиевой (15).

О буддизме в Калмыкии, было написано две диссертационные работы. Одна из них касалась социальной роли религии и христианской миссии среди калмыков (Г.Ш.Дорджиева (16)), другая 7 освещала борьбу с религией в Калмыкии в период 1917-1936 гг. (С.И.Убушиева (17)). Диссертация К.А.Наднеевой (18) больше затрагивала общее положение буддизма, проблемы его нравственности. Кроме того, вышли в свет три сборника по истории ламаизма в Калмыкии (19), отдельные статьи появились и в других изданиях (20).

Однако в отечественной исторической науке до сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные истории калмыцкой ламаистской церкви в 1917 - 1943 годах. Некоторые аспекты деятельности калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в этот период рассматривались в отдельных работах и диссертациях, исследующих историю Калмыкии после Октябрьской революции 1917 года - историю революционного движения и гражданской войны, становления и развития органов Советской власти на территории Калмыкии, развития атеистической пропаганды и агитации. Начало этим исследованиям было положено в 20-е годы, хотя надо признать, что работы этого периода не равноценны по своему уровню. Частично посвящены этой проблеме или рассматривают ее косвенно несколько книг и статей, вышедших в середине 20-х годов, но они явно не удовлетворительно освещают ряд проблем и вопросов и подходят к проблеме калмыцкой ламаистской церкви с точки зрения " воинствующего" атеизма.

К этим работам относятся статьи и выступления представителей Советской власти в Калмыкии. Уже в одном из самых ранних публичных выступлений: " О калмыцком народе и его современном положении ", на Первом съезде коммунистов X Красной Армии 2 декабря 1918 года Х.Б.Кануков критикует ламаистскую церковь, подчеркивает что светские и духовные феодалы зайсанги и ламы " 8 живут очень богато" , а трудящиеся калмыки - "очень бедно" , Х.Б. Кануков пытается вскрыть причины этого явления.

В одном из своих агитационно-пропагандистских листовок "Голос калмыка" ( "Товарищам сознательным калмыкам") , опубликованной в декабре 1918 года и в открытом "Письме донского калмыка к калмыкам Сальского округа", в январе 1919 года, Х.Б.Кануков энергично обличает калмыцкое ламаистское духовенство. В другой своей листовке "Товарищи донские калмыки"(апрель 1919 года) , Х.Б.Кануков обвиняет церковь и духовенство в том, что они, распростроняют религиозную рознь между калмыками, - с одной стороны, и соседним русским крестьянством, - с другой. Эта антирелигиозная пропаганда, заложенная Х.Б.Кануковым, была подхвачена и продолжена современниками.

А.Ч.Чапчаев в статье "Калмыки и Октябрьская революция" , опубликованная в сборнике "Три года борьбы Астраханского пролетариата"(Астрахань , 1920 ), и в статье "Калмыкия за пять лет революции"(Астрахань, 1922) отмечает, что "калмыцкий народ находиться под тлетворным влиянием своего суеверного духовенства".

Частично о ламаизме в Калмыкии и ламаистском духовенстве в своих статьях, опубликованных в "Ойратских Известиях" в Астрахани в 20-х г.г., писали Ф.И. Плюнов и А.Л. Маслов.

Этими очень немногими публицистическими работами в сущности исчерпывается советская историография нашей проблемы периода революции и гражданской войны. Но даже и такое скромное начало было принципиально важным, ибо положило начало разработке этой проблемы.

С окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике положение существенно изменяется -снижается декларативность и повышается доказательность 9 антирелигиозной публицистики, появляется большая конкретность в анализе и дифференцированность в оценках, усиливается историографическая и источниковая база, наконец, заметно расширяется проблематика появляются попытки теоретического осмысления различных проблем ламаизма.

Из общих книг и статей, данного периода, наиболее интересными представляются нам следующие: статья Ф.И.Плюнова "Некоторые моменты из жизни калмыцкого народа, предшествующие революционной эпохе в России" - "Ойратские известия", Астрахань, 1922 год (21); книга А. Хирьякова "Человек, которого зовут Антон"(М., 1924 год)(22); книга А.М.Амур-Санана "Мудрешкин сын"(М., 1925 год)(23).

В ряду этих работ можно выделить несколько книг: среди них книга Т.Борисова "Калмыкия. Историко-политический и социально -экономический очерк"(М.-Л.,1926 год)(24). Она представляет собой сжатый очерк истории калмыков со времени прихода их на Волгу до первых лет Советской власти. В своей книге Т.Борисов освещает и состояние калмыцкого ламаистского духовенства до и после Октябрьской революции 1917 года. Автор, правда, без каких либо ссылок на источники, пытается социально и экономически дифференцировать калмыцкое духовенство, и пишет что 75% духовных лиц составляли середняки, а 25% - кулаки. Кроме того, автор не указывает, к какому времени относится данная дифференциация, данная, судя по всему, на глазок и потому - очень приблизительная.

Но несмотря на эти более или менее существенные недостатки, книга Т.Борисова составила весьма заметное явление в историографии нашей проблемы - в ней предпринята первая попытка воссоздать историю ламаистской церкви и духовенства в Калмыкии в революционную эпоху, в частности от Февраля до Октября 1917 года, а

10 также в период гражданской войны и первые годы мирного строительства. При этом автор широко использовал конкретно-исторические материалы последних лет.

Значительный интерес представляют также и освещаемые Т.Борисовым, хотя и в общих чертах, международные связи калмыцкой ламаистской церкви. Калмыцкое духовенство, этот, по образному выражению Т.Борисова, "осколок буддийского духовенства Монголии и Тибета", несмотря на трехсотлетнее относительно изолированное от важнейших буддийских центров существование, все же поддерживало с ними связи и через приезжавших духовных лиц получало оттуда те или иные указания. В революционную эпоху и, пожалуй, в особенности после гражданской войны эти связи несколько даже оживились и приняли более систематический характер.

Таким образом, в книге Т.Борисова, затронут довольно широкий круг вопросов, так или иначе связанных с историей ламаистской церкви Калмыкии в революционную эпоху. Она и сейчас сохраняет свое значение не только как ценный источник, но и как значительное явление калмыцкой историографии, с оценками и выводами которого можно спорить, но это не уменьшает значения ее в целом.

В 1926 году в Астрахани вышла книга И.К.Глухова "От патриархальщины к социализму"(25), но она лишь частично касается вопросов буддийской религии и ламаистской церкви в Калмыкии в середине 20-х годов. Эта книга мало что добавляет нового в этом вопросе по сравнению с книгой Т.Борисова, и во многом повторяет приведенные им факты, имена и пр., и в целом книга И.К.Глухова и по широте проблематики, и по оснащенности источниками, и по точности сообщаемых автором фактов значительно уступают анализировавшейся выше книге Т.Борисова.

11

Так же в Астрахани в 1928 году вышла книга Х.Б.Канукова "Буддо-ламаизм и его последствия"(26). В ней содержится богатый материал из жизни калмыцкого буддийского духовенства, дается описание различных религиозных обрядов и народно-религиозных праздников, таких как Цаган-Сар, Ур-Сар, Зул и др., но эта книга представляет скорее этнографический интерес, а сама она написана с позиций атеистической пропаганды.

Вместе с тем для нас в работе Х.Б.Канукова особую ценность представляют те факты и их оценки, которые касаются состояния ламаистской религии, церкви и духовенства в современную ему советскую эпоху. Ценность этих сведений обусловливалась не только научной добросовестностью Х.Б.Канукова, но и тем значительным кругом источников, литературы и в особенности текущих материалов Областного Исполнительного Комитета (ОИКа), которыми автор имел возможность пользоваться, как председатель Калмыцкого облисполкома. Его статистические данные о церкви и духовенстве этого периода представляются наиболее достоверными.

В Астрахани, в 1928 году вышла и книга У.Д.Душана "Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними"(27), в которой автор описывает многочисленные религиозные обряды, суеверия, народные обычаи. К сожалению, У.Д.Душан не объясняет корней этих обычаев и верований, и работа его носит в основном описательный характер, но как богатейший фактический источник она может быть полезной и для современного исследователя.

Все эти работы Х.Б.Канукова, У.Д.Душана, Т.Борисова, И.К.Глухова написаны по горячим следам событий и содержат большой фактический материал, однако все эти книги носили во многом пропагандистский и научно-популярный характер, а на глубину их анализа и широту обобщений определяющее влияние оказали

12 отсутствие временной дистанции, незавершенность исторических процессов и неполнота привлекаемых источников. Следует так же отметить, что эти работы написаны в 1926-1928 годах, когда ВКП(б) и Советское государство все еще проводили с одной стороны политику нэповской либерализации, а с другой - политику усиления антирелигиозной пропаганды и агитации , одной из главных задач которых была идеологическая борьба с влиянием религии и духовенства.

Вместе с тем в 20-30-х годах была предпринята попытка изложения всей истории буддизма и ламаизма с момента их возникновения вплоть до 30-х годов XX века. Из работ этого рода следует выделить, прежде всего, статью М.Кобецкого "Ламаизм", вышедшую в журнале "Антирелигиозник" в 1926 году за N93. В ней дается сжатый очерк истории ламаизма в Калмыкии и Бурятии, его догматики и социальных функций. М.Кобецкий отмечает, что буддизм пережил значительную эволюцию и, распространяясь вширь, подчинил себе местную религию монгольских народов - шаманизм. Но в то же время рассмотренная им ламаистская иерархия не полна. Из других работ этого периода, носивших, в достаточной мере общий характер и затрагивавших проблему ламаизма в Калмыкии и Бурятии следует указать работы С.Урсынович(28), А.С.Долотова(29), Б.Д.Тогмитова(ЗО), А.Н.Кочетова(31).

Из этих работ, хотелось бы, выделить работы С.Урсыновича "Религия туземных народностей Сибири", вышедшую в Москве в 1930 году, и его же - "Буддизм и ламаизм", вышедшую в Москве в 1935 году. С.Урсынович считал ,что ламаизм - это "вульгарный", упрощенный вариант буддизма и справедливо считал, что буддийское философо-религиозное учение - сложное, синкретическое мировоззрение, складывавшееся в течении нескольких столетий.

13

Так же С.Урсынович сравнивает калмыцкую и бурятскую формы ламаизма и отмечает их различия, однако он не указывает причин этих различий. Отмечая роль царизма в оформлении ламаистской церковной организации, С.Урсынович в какой-то мере преувеличивает эту роль, так как он по существу не раскрывает внутренних социальных, экономических и политических причин, породивших объективную возможность и необходимость принятия буддизма, в его ламаистской форме, в качестве официальной религии в Калмыкии и Бурятии и оформления его церковной организации. Впрочем, этот последний недостаток был свойственен в той или иной степени и работам ряда других авторов, отстаивавших и придерживавшихся только марксистско-ленинских основополагающих выводов и оценок в области теории и истории религии и церкви.

В ряде работ этих лет также можно отметить книгу Б.Тогмитова "Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним", вышедшей в 1932 году в Верхнеудинске.

Правда, эта работа имеет лишь косвенное отношение к Калмыкии, преимущественно как источник многочисленных аналогий и вместе с тем специфических особенностей положения одной и той же буддийской конфессии в двух крупнейших в России районах распространения буддизма в форме ламаизма, в Калмыкии и Бурятии.

Можно так же сказать, что не все эти работы были целиком посвящены проблеме ламаизма - большинство затрагивало ее лишь попутно и в связи с другими вопросами истории Калмыкии в период строительства социализма. Наконец, многие из этих работ принадлежали перу не профессиональных историков и философов, а, как правило, партийными, советскими, комсомольскими и иными общественными деятелями, что, конечно, не могло не наложить отпечаток на содержание и форму этих работ.

14

В 20-е годы публикуются так же статьи и по вопросу борьбы с ламаизмом, авторами, которых выступают, как правило, представители советской общественности Калмыцкой Автономной области Б.Г.Майоров(32), К.А.Долгин(ЗЗ), и другие. Так, в статье К.А.Долгина "Роль гелюнгов в жизни калмыка и наши задачи", вышедшей в "Вестнике Калмыцкого обкома РКП(б)" (Астрахань, 1925, N22-3), говориться, что гелюнги "имеют огромное моральное влияние", что "без гелюнга не обходится ни один ничтожный случай в жизни калмыка", и поднимается вопрос о усилении атеистической, антирелигиозной работы, пропаганды и агитации, особенно среди молодежи.

О ламаистской церкви и духовенстве в Калмыкии в 20-30-х годах писали не только деятели антирелигиозного фронта и общественно-политические деятели, но и писатели, журналисты и иные творческие работники. Образцом такого рода является произведение М.Е.Кольцова "Элиста-город живых"(34). В своем публицистическом очерке автор противопоставляет "городу мертвых" - Чойра-хурулу "город живых" -Элисту. Хотя, разумеется, эти публикации не могли претендовать на научную глубину и всесторонний охват проблемы, но все равно и эти материалы, дававшие освещение даже частных вопросов, "работали" на проблему, создавая ее историографию.

После незаконной депортации калмыцкого народа в Сибирь, в 1943 году изучение данной темы прекратилось, и вплоть до начала 60-х годов не появлялось ни каких публикаций .

Отдельные вопросы истории, роли и места ламаистской религии, церкви и духовенства в калмыцком обществе рассматривались и позднее в 60-80-х годах. Так, частично они нашли свое отражение в двухтомной работе "Очерки истории Калмыцкой АССР"(35), вышедшей в Москве, в издательстве "Наука" в 1967-1970 годах, из которых нас интересует в данном случае лишь второй том, освещающий советскую

15 эпоху. Но даже в этой работе, представляющей собой историю калмыцкого народа и его автономии с древнейших времен до 60-х годов XX века, не были освещены и даже затронуты многие проблемы истории калмыков, например, депортация калмыцкого народа в Сибирь в декабре 1943 года. Не освещалась так же и история калмыцкой ламаистской церкви и духовенства после революций 1917 года. К тому же вся деятельность ламаистской церкви в этот период была представлена тенденциозно и почти исключительно негативно.

Затрагивался этот вопрос и в работе профессора У. Э. Эрдниева "Калмыки. Историко-этнографические очерки."(Элиста. 1970 г.)(36). Но в ней вопрос истории калмыцкой ламаистской церкви освещался лишь попутно, в связи с общей историей Калмыкии, которую автор описал до начала XX века.

В 1977 году Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории выпустил сборник " Ламаизм в Калмыкии"(37), в 1980 году вышел сборник " Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма"(38), а в 1987 году этот же научно-исследовательский институт, выпустил сборник "Вопросы истории ламаизма в Калмыкии"(39). На данный период эти три сборника являются наиболее полными собраниями трудов, хоть и в форме статей по истории калмыцкой ламаистской церкви, затрагивающими различные аспекты жизни и деятельности калмыцкой ламаистской церкви и духовенства.

Работы первого сборника: "Ламаизм в Калмыкии" затрагивали ряд вопросов: формирование ламаизма, как специфической ветви северного буддизма и его последующее распространение у калмыков, правовое оформление калмыцкой церкви в государственной системе России в первой половине XIX века, состояние ламаистской церкви в начале XX века, идеология и тактика поведения калмыцкого духовенства в предреволюционный и послереволюционный периоды отечественной

16 истории. Сборник "Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма" охватывал уже более широкий диапазон проблем: это статьи по атеистической практике первых советских лет и обновленческому движению в среде калмыцкого буддийского духовенства и историографический обзор литературы по изучению ламаизма в Калмыкии вышедших в 1960-1980 годах. Третий сборник "Вопросы истории ламаизма в Калмыкии" продолжал и развивал тематику двух первых, это статьи по культовому зодчеству калмыков, о калмыцких монастырских школах и о преподавании в них гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (XIX - начало XX вв.), и историографический обзор литературы 1917-1937 годов, посвященных ламаистской церкви в Калмыкии.

На сегодняшний день эти сборники являются наиболее полными изданиями, статьи которых подробно освещают общую историю появления, принятия и развития буддизма, в форме ламаистской школы Гелугпа, у ойратов (калмыков) с середины Х\/-го до начала ХХ-го века.

Из статей сборника "Ламаизм в Калмыкии" (Элиста. 1977г.) надо особо выделить статью И.И. Орехова "Ламаистское духовенство Калмыкии в начале ХХ-го века", в которой подробно, с обилием исторических фактов и материалов излагается история калмыцкой ламаистской церкви и духовентсва в начале ХХ-го века. Это одна из немногих работ, в которой подробно рассказывается об общественно-политической жизни калмыцкого духовенства в период Февральской революции 1917 года.

Среди статей опубликованных в сборнике "Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма"(Элиста, 1980 г.), надо выделить работу Ю.О.Оглаева "Обновленческое движение ламаистского духовенства в Калмыкии в 20-30-х годах". Это единственная на данный момент статья, целиком посвященная проблеме обновленческого движения, идеи

17 которого широко распространялись среди калмыцкого буддийского духовенства в 20-30-х годах нашего века. В работе приводится немало интересных исторических материалов и фактов, и автор со свойственной ему высокой научной добросовестностью использует широкий круг источников. Кроме того, эта - одна из немногих работ, затрагивающих общую историю калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в период после революций 1917 года.

В 1986 году в Элисте, Калмыцким книжным издательством была выпущена книга С.И.Убушиевой "Атеистическая пропаганда в Калмыкии"(40). Роль ламаистской церкви и духовенства в жизни общества дается, к сожалению, только с негативной стороны, а сама книга посвящена истории атеистического движения и антирелигиозной, антицерковной борьбы в Калмыкии в период после Октябрьской революции 1917 года.

Советскими историками вопрос истории калмыцкой ламаистской церкви в послеоктябрьский период, как отдельный, не рассматривался, а только иногда затрагивался попутно, как, например, в работе Н.Л.Жуковской "Ламаизм и ранние формы религии", вышедшей в Москве, в издательстве "Наука" в 1977 году(41), или в работе А.Н.Кочетова "Ламаизм", так же вышедшей в Москве в издательстве "Наука" в 1985 году(42).

В целом советские историки, изучая калмыцкую ламаистскую церковь и духовенство в послеоктябрьский период, особое внимание уделяли консервативной роли ламаистской церкви и борьбы с ней органов Советской власти и ВКП(б) . В этот момент выходит ряд содержательных работ, но они не детализируют историю калмыцкой ламаистской церкви, много внимания уделяя лишь истории и роли антирелигиозной, атеистической борьбы. Вопросы истории калмыцкой ламаистской церкви в период после 1917 года, за исключением

18 некоторого их рассмотрения в работе Ю.О.Оглаева , не были освещены. Не разрабатывались советскими историками детально и вопросы развития калмыцкой ламаистской церкви, ее политики на основании материалов съездов калмыцкого буддийского духовенства и верующих мирян.

Отдельные, но весьма красноречивые эпизоды, свидетельствующие об отношении представителей органов Советской власти к ламаистской церкви и духовенству Калмыкии на разных этапах истории содержатся и в некоторых других работах калмыцких авторов, в частности в книгах: A.M. Амур-Санана "Мудрешкин сын" (М; 1969г.), А.Г. Балакаева "Тринадцать лет, тринадцать дней" (Элиста. 1995г.), Ю.О.Оглаева "Одна, но пламенная страсть" (Элиста, 1982 г.).

Таким образом, отмечая неоспоримые достижения отечественной исторической науки в советское время в вопросе изучения истории калмыцкой ламаистской церкви, необходимо отметить, в первую очередь ее стереотипно односторонние оценки. Чрезмерная идеологизация, недоговоренность, умолчания, а то и прямые передержки не позволили исследователям создать объективную картину действительности.

Один из главных недостатков советской историографии калмыцкой ламаистской церкви состоит в том, что при изучении отношений калмыцкой ламаистской церкви и духовенства с Советской властью, Советским государством и Коммунистической партией главный упор делался на консервативной роли церкви, ее изображали как правило очагом мракобесия, контрреволюции , и ее борьбе с Советской власти.

Односторонний подход отечественных историков в советское время не позволил решить проблему на более или менее высоком и объективном уровне, в условиях безраздельного господства

19 коммунистической идеологии писать по-иному было практически невозможно.

Объективно оценивая предшествующую литературу, необходимо заметить так же и то, что советские историки все же открыли немало драматических, а порой и трагических,страниц сложной и противоречивой истории калмыцкой ламаистской церкви и способствовали движению вперед отечественной исторической науки.

Снятие идеологических и политических запретов привело к созданию определенных условий для преодоления указанных недостатков и выхода отечественной исторической науки на новую ступень развития. Во второй половине и особенно в конце 80-х и первой половине 90-х годов подход к истории калмыцкой ламаистской церкви стал более объективен, шире стала источниковая база. В этот период появляются авторы, которые предпринимают попытки, в русле новых подходов, исследовать узловые проблемы истории калмыцкой ламаистской церкви и духовенства, дать их деятельности объективную всестороннюю оценку. Историки могли уже использовать в своих работах и публиковавшиеся за рубежом материалы по данной проблеме(43), которые до этого умалчивались, а если и упоминались, то лишь для того, что бы отвергнуть, опровергнуть или подвергнуть критике.

В последнее время в газетах и журналах стали публиковаться отдельные статьи различных авторов по данному вопросу, который привлекает к себе все большее внимание исследователей.

Так, в газете "Известия Калмыкии" периодически публикуются статьи И.В.Борисенко, посвященные православным храмам, буддийским хурулам Калмыкии и судьбам отдельных священнослужителей обеих конфессий. Сведенные воедино, эти материалы были опубликованы отдельной книгой(44). В издающихся в Элисте научно-публицистических

20 журналах "Мандала" и "Шамбала" так же дается очень интересный фактический материал по истории калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в период после революций 1917 года.

Интересная статья И.Ломакиной "Голова Джа-ламы" была опубликована в журнале "Наука и религия" в 1991-1992 годах(45). Она была посвящена жизни и деятельности Дамбы Джанцанова, торгута из Западной Монголии, известного как Дамба Джанцан и Джа-лама и считавшегося перерожденцем легендарного Амурсаны.

В 1992 году в Санкт-Петербурге вышел в свет первый выпуск альманаха "Orient", посвященный 250-летию буддизма в России. Истории калмыцкой ламаистской церкви были посвящены две интересные статьи: А.Н.Команджаева "Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе( конец XIX - начало XX века), и А.И.Андреева "О закрытии высшей буддийской конфессиональной школы Цаннид-Чойра в Калмыкии". В этих публикациях были использованы раннее не публиковавшиеся материалы.

Совсем недавно появились статьи Бакаевой Э.П. посвященные данной проблеме, "Агван Доржиев в Калмыкии" и "Калмыки: религия и ее этическая специфика" опубликованные в журнале "Буддизм России" в 1998 г. № 29-30, и ее доклад "Из истории процесса над буддийским церковным руководством: Дело Тепкина и других", опубликованный в Сборнике докладов российской делегации на 7 Международном конгрессе монголоведов, состоявшемся в Улан-Баторе в августе 1997 г.

В последнее время стали выходить и новые книги, посвященные буддизму в Калмыкии. В 1994 году в Элисте вышла в свет книга Э.П.Бакаевой "Буддизм в Калмыкиим (Историко-этнографические очерки)"(46), в которой автор рассказывает о распространении и особенностях буддизма в Калмыкии, о взаимовлиянии этой мировой

21 религии и традиционных верований калмыков. Так же в книге дается интересная хронология основных этапов истории калмыцкого буддизма.

В 1994 году в Элисте вышла в свет книга К.А.Наднеевой "Буддизм в Калмыкии: нравственные основы"(47), в которой автор в сжатой форме рассматривает вопрос возникновения буддизма в Калмыкии, а также преломление нравственных принципов буддизма в мировосприятии калмыков.

В 1996 году в Волгограде вышла в свет книга И.В.Борисенко и А.Т.Горяева "Гражданская война: калмыцкий исход"(48). В ней приводятся интересные материалы о деятельности калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в годы гражданской войны .

В 1998 г. в Элисте вышла новая книга этих авторов "Очерки истории калмыцкой эмиграции", в ней помимо других фактов о жизни и деятельности калмыков вынужденных эмигрировать за границу после окончания гражданской войны приводятся материалы о деятельности той части калмыцкого ламаистского духовенства, которая была вынуждена отправиться в эмиграцию.

Но, к сожалению, во всех этих книгах вопрос истории калмыцкой ламаистской церкви в период после революций 1917 года и вплоть до депортации калмыцкого народа в Сибирь в 1943 году, как отдельный не рассматривался, а если и рассматривался, то кратко и вскользь.

Появилась так же возможность использовать работы, которые выходили и выходят по данной теме за рубежом. Так, в работах профессора А. Борманджинова исследуется вопрос истории ламаистской церкви и духовенства среди калмыков-казаков в Области войска Донского(49).

Таким образом, с приходом гласности, и особенно с возможностью использовать ранее закрытые архивы Коммунистической партии, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, был

22 сделан огромный шаг вперед в вопросе изучения истории калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в период после революций 1917 года. Были реабилитированы незаконно репрессированные калмыцкие буддийские священнослужители. Изучены и опубликованы биографии многих калмыцких гелюнгов(50). Можно сказать, что в конце 80-х -начале 90-х годов создана теоретическая и практическая основа для более конкретного и документально обоснованного изучения истории калмыцкой ламаистской церкви.

В заключении обзора отметим, что, несмотря на успехи отечественной историографии, анализ деятельности калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в период после революции 1917 года еще только начат. Специальных работ - исследований обобщающего характера по данной проблеме пока еще не создано. Отсутствует анализ причин и условий изменения и трансформации деятельности калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в период после 1917 года.

В связи с этим вырисовывается и основная цель настоящего исследования. Целью нашей работы является изучения процесса развития калмыцкой ламаистской церкви и духовенства во временном периоде с 1917 по 1943 годы. В плане реализации этой цели решались следующие конкретные задачи:

• анализ направлений, форм и методов деятельности калмыцкой ламаистской церкви и духовенства в очерченный выше период;

• определение основных этапов деятельности калмыцкой ламаистской церкви в 1917 - 1943 гг.;

• рассмотреть политику государства по отношению к калмыцкой ламаистской церкви в исследуемый период;

• дать характеристику лидеров калмыцкого ламаистского духовенства;

23

• показ внутренней борьбы в калмыцкой ламаистской церкви в исследуемый период;

• выявление причин и факторов, обусловивших прекращение существование калмыцкой ламаистской церкви, как общественного института, а так же ближайшие и отдаленные последствия этого в основе своей искусственно прерванного процесса.

Для реализации поставленной цели, автор широко использовал всю совокупность историографии нашей проблемы, заново осмысливая и переосмысливая ее достижения и привлек весьма значительные пласты опубликованных и особенно не опубликованных источников.

Источниковая база исследования обширна и разнообразна. Основу источниковой базы исследования составили:

1. Законодательные акты. К ним в первую очередь относятся "Устав об управлении религиозными делами буддистов, живущих в России", принятый Временным Правительством в октябре 1917 г.(51); "Собрание узаконений" №18 за 1918 г. СНК РСФСР(52), постановления ЦИК и СНК СССР "О борьбе с контреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений"(53) и т.д.Они дают возможность проследить изменения отношения государства в разные периоды к церквям различных конфессий в общем и калмыцкой ламаистской церкви в частности.

2. Документы КПСС. Среди них необходимо отметить "Резолюцию XII съезда РКП(б) о постановке антирелигиозной агитации и пропаганды", " Постановление бюро Калмыцкого обкома ВКП(б) о весенне-летнем культштурме. 1931 г.", "Тезисы Калмыцкого обкома ВЛКСМ по антирелигиозной работе", " Отчет о работе

24

Калмыцкого обкома ВКП(б), с июня 1937 по июнь 1938 г." и другие документы. В большинстве своем они сведены в сборники документов и материалов по истории калмыцкой организации КПСС и ВЛКСМ, такие как "Очерки истории Калмыцкой организации КПСС" (54), "Первые десять лет Калмыцкой областной комсомольской организации. 1921-1931 гг. (55), "Установление и упрочнение советской власти в Калмыкии" (январь 1918-апрель 1919 гг.), Сборник документов" (56), "Национально-государственное строительство в Калмыцкой АССР" (57), а также сборники документов по истории КПСС общего характера - "Коммунистическая партия в период упрочнения советской власти" (58), "Об идеологической работе КПСС" (59), "Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви" (60) и др. Эти документы наглядно показывают, как развивалась политика КПСС по отношению к церквям различных конфессий, и в частности к калмыцкой ламаистской церкви в 1917-1943 гг.

3. Делопроизводственные материалы государственных учреждений и общественных организаций. В свою очередь здесь выделяется несколько подвидов(групп). Так, к организационным документам относятся "Устав о внутренней жизни монашествующих в буддийских хурулах Калмыцкой автономной области" и "Положение об управлении духовными делами верующих калмыков - буддистов Калмыцкой области", протоколы 3 Духовного съезда автономной области Калмыцкого народа, а также различные распорядительные документы - решения, резолюции, распоряжения и инструкции. Эти материалы хранятся в различных архивных фондах. Наибольший

25 интерес представляют фонды Национального архива Республики Калмыкия, архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия, архива Министерства внутренних дел Республики Калмыкия, фонды Калмыцкого республиканского краеведческого музея им. Н.Н.Пальмова, Государственного архива Астраханской области, Астраханского историко-краеведческого музея, Ставропольского государственного краевого архива, фонды Ставропольского краеведческого музея им. Г.К.Праве и Г.Прозрителева, Государственного архива Волгоградской области, а также ряд фондов архива Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской Академии Наук, Санкт-Петербургского отделения Архива Российской Академии Наук, Российского государственного исторического архива и Государственного архива Российской Федерации (г. Москва).

4. Публицистика состовляет еще одну большую по объему группу источников. В первую очередь это различного рода газетные и журнальные публикации. Так впервые была использована газета "Ойратские Известия" издававшаяся, на калмыцком языке, в 19171918 гг. ЦК по Управлению калмыцким народом в г. Астрахани(61). Были использованы также и "Вестник Астраханского казачьего войска" за 1917 г.(62) и "Жизнь национальностей" за 1918 г.(63) и ряд газет и журналов выходивших в Калмыкии в 20-40 гг.

5. Источники личного характера. Это воспоминания О.И.Городовикова(64), Б.Б.Городовикова(бб), К.И.Ерымовского(бб), Б.Г.Майорова(67), А.Г.Маслова(68). Они написаны по "горячим

26 следам" и содержат большой фактический материал. Были использованы при написании работы и полевые материалы, собранные путем записи воспоминания различных лиц: близких родственников калмыцких буддийских священнослужителей, подвергшихся репрессиям, лиц проживавших вместе с калмыцкими буддийскими священнослужителями на спецпоселении в Сибири, во время выселения калмыцкого народа и других незаконно репрессированных народов.

Привлечение широкого круга источников было необходимо в связи со слабой изученностью истории калмыцкой ламаистской церкви в рассматриваемый период, что позволило рассмотреть основные аспекты исследуемой проблемы, провести всесторонний научный анализ, сделать аргументированные выводы, дать объективные оценки происходившим событиям и фактам.

Методология исследования. Методологической основой исследования являются основные принципы исторического познания. При отборе и обобщении фактического материала автор руководствовался критериями объективности и историзма. В диссертации применяются основные методы исторического исследования: историко-генетический (последовательное изучение истории калмыцкой ламаистской церкви); историко-системный( рассмотрение событий, происходивших в стране, и на их фоне исследование истории калмыцкой ламаистской церкви в 1917-1943 гг. открывает возможность показать, что все события изучаемого периода имеют причинно-следственную связь).

27

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной историографии анализируется и изучается история калмыцкой ламаистской церкви и духовенство в 1917 - 1943 годах. На основании вновь вводимых в научный оборот материалов выделены основные этапы развития калмыцкой ламаистской церкви. В отличии от целого ряда предшественников, путем переосмысления, а ряде случаев и первопрочтения и сравнительного анализа документов, автор стремился дать объективную картину истории калмыцкой ламаистской церкви в 1917 - 1943 годах, сделать менее пристрастными и односторонними свои выводы и оценки.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе изучения и исследования результаты могут быть использованы в лекционных курсах в Высших учебных заведениях по истории Республики Калмыкии и калмыцкого народа, по истории буддизма (ламаизма) в нашей стране, при подготовке обобщающих работ по истории Калмыкии и калмыцкой ламаистской церкви и духовенства.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры Отечественной истории Калмыцкого государственного университета. Основные положения и исследования нашли отражение в ряде статьей.

28

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Ламаистская церковь в Калмыкии в 1917-1943 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Устранение идеологических запретов, открывшаяся возможность изучения и использования в научных трудах ранее недоступных архивных материалов, позволили отечественным историкам-исследователям создать теоретическую и практическую основу для более конкретного и документально обоснованного изучения и анализа различных этапов отечественной истории, учитывая все их многообразие и противоречивость. История буддийской, ламаистской церкви и духовенства в Калмыкии в период после революции 1917 года является одной из самых малоизученных тем в отечественной истории. Настоящее исследование, проводившееся нами в ключе объективности, с учетом всех противоречий и сложностей периода отечественной истории, касающейся данной проблемы, привело автора к следующим выводам.

Анализ научной литературы по истории ламаистской церкви в Калмыкии в период после революции 1917-го года позволяет отметить, что рассмотрение и изучение деятельности калмыцкого ламаистского духовенства в эту историческую эпоху еще только начато. Обобщающих, цельных исследований по данной проблеме пока еще не издано. До сих пор отсутствовал анализ причин, условий, ближайших и отдаленных последствий изменения и трансформации политики калмыцкого ламаистского духовенства в отношениях с Советской властью, государством, местными органами власти, отдельными руководителями, причин возникновения нового,

175 обновленческого движения в лоне самой ламаистской церкви, сложный процесс раскола и борьбы, происходившей в рядах ламаистского духовенства Калмыкии в связи с этим новым течением, связи калмыцкого буддийского духовенства с буддийским духовенством Бурятии, Тувы, Монголии, Тибета, Внутренней Монголии, Китая. Даже сами факты этих связей ныне пока еще далеко не всегда очевидны и еще менее - изучены и исследованы.

Комплексное рассмотрение и изучение истории калмыцкой ламаистской церкви показало, что она на протяжении времени после Февральской и Октябрьской революций 1917-го года неоднократно претерпевала весьма серьезные изменения, конечные итоги которых достойны глубокого сожаления. В истории калмыцкой ламаистской церкви в период с 1917 по 1943 гг., просматриваются, на наш взгляд, следующие этапы, каждый из которых существенно отличается как от предшествующего, так и от последующего и несет в себе значительную и только ему свойственную специфику.

1. 1917-1920 гг. - этап революций и гражданской войны. В начале этого этап, после Февральской революции 1917-го года, отмечается бурный всплеск деятельности калмыцкого буддийского духовенства, его лидеры активно включились и участвовали в общественно-политических событиях, происходивших в стране. Однако после Октябрьской революции 1917-го года, с началом гражданской войны, большая часть калмыцкого ламаистского духовенства стала держать себя нейтрально по отношению к борющимся сторонам, занимая выжидательную позицию. И эту позицию калмыцкое ламаистское духовенство с большей или меньшей степенью последовательности продолжает выдерживать по всем вопросам, касающимся общественно-политической жизни и страны в целом , и калмыцкой степи в частности вплоть до

176 окончания гражданской войны , делая некоторые исключения лишь в вопросах , касающихся непосредственно дел церкви и религии.

2.1921-1929 годы - На этом этапе можно выделить два периода:

1)1921-1925 гг. - период так называемой религиозной оттепели, которая наблюдается по всей стране , период своеобразного религиозного НЭПа для верующих всех религий и конфессий России. В этот период в Калмыкии среди ламаистского духовенства активно действуют сторонники обновленческого движения - сторонники Полномочного представителя Далай-ламы в России ,Хамбо-Ламы Агвана Доржиева , стремившиеся приспособить буддийскую религию и церковь к реалиям времени, найти общий язык с властью , правящей партией и государством . Именно на этот период приходится проведение 1 (3) Духовного съезда калмыцкого духовенства и верующих мирян, принявшего два основных документа, сыгравшего важную роль в жизни калмыцкого буддийского духовенства. Это - Устав о внутренней жизни монашествующих в буддийских хурулах Калмыцкой автономной области и положение об управлении духовными делами верующих калмыков-буддистов Калмыцкой области .

Впрочем было бы неправильно связывать оживление только с появлением в Калмыкии Хамбо-ламы Авгана Доржиева и его агитацией и не учитывать внутренних процессов , происходивших в лоне калмыцкой ламаистской церкви и исподволь готовивших и подготовивших обновленческое движение , уходившее своими корнями в дореволюционную , а точнее - предреволюционную эпоху.

Исследование деятельности калмыцкой ламаистской церкви в 1921-1925 гг., позволило автору прийти к выводу о том , что

177 обновленческое движение в лоне калмыцкой ламаистской церкви было стремлением приспособить буддийскую религию к реалиям общественной и политической жизни того времени , а позже сохранить калмыцкую ламаистскую церковь как общественный институт . Причины обуславливавшие трансформацию политики ламаистской церкви Калмыкии в отношении к государству и Советской власти , были следующего порядка : а)Изменение курса ВКП(б) и Советского государства по отношению к религии и верующим всех конфессий , и , как следствие этого изменение отношения руководства на местах к церкви и духовенству. б)Острая внутренняя борьба между обновленцами и консерваторами в лоне самой ламаистской церкви. в) Приход к руководству калмыцкой ламаистской церкви той или иной группы , приводившей к изменению форм и методов отношений с правящей партией и государством.

2)1926-1929 гг. - канун "Великого перелома" , время когда шел процесс искусственно форсируемого угасания НЭПа, когда НЭП как комплекс мер экономического, политического , идеологического характера повсеместно сворачивался и заменялся тоталитарным курсом. В то же время , именно в этот период (январь 1927 г.) в Москве состоялся Всесоюзный Духовный Буддийский Собор , явившийся первым общероссийским съездом буддийского духовенства и верующих мирян-буддистов России.

В результате , именно в этот период (1921-1929 гг.) , в жизни калмыцкой ламаистской церкви произошли важные события , деятельность калмыцкого буддийского духовенства на этом этапе в общественно-политической жизни общества достигла небывалых ранее масштабов . Никогда еще калмыцкое буддийское духовенство

178 так активно не участвовало в жизни общества. Анализ взаимоотношений калмыцкой ламаистской церкви и государства доказывает , что почти всегда в рассматриваемый период калмыцкая ламаистская церковь и духовенство испытывали сильное давление со стороны правящей партии - ВКП(б) и Советского государства. В то же время рассмотрение деятельности калмыцкого буддийского духовенства позволяет сделать вывод о том ,что в его среде не существовало единого мнения о том , как относиться и какую политику проводить по отношению к новому руководству страны.

3.1929-1943 гг. - третий и по существу заключительный этап истории ламаистской церкви Калмыкии в советскую эпоху . Именно в эти три предвоенные пятилетки был нанесен сокрушительный удар по калмыцкой ламаистской церкви и по калмыцкому буддийскому духовенству , предопределивший судьбу их на многие десятилетия вперед. На этом этапе можно выделить несколько отдельных и существенно значимых периодов:

1)1929-1932 гг. -период когда был нанесен первый мощный репрессивный удар по калмыцкой ламаистской церкви и духовенству. Удар , от которого калмыцкое духовенство уже не смогло оправиться во все последующие годы. Эти годы надо выделить как годы решающих и открытых репрессий против калмыцкого буддийского духовенства - эта была их кульминация. Именно в этот период по обвинению в контрреволюционной , антисоветской деятельности незаконным репрессиям были подвергнуты руководители и лидеры калмыцкой ламаистской церкви и духовенства . В это время калмыцкая церковь и духовенство понесли страшные людские , моральные , идейные и материальные потери.

179

1933-1941 гг. - это период , когда государство и правящая партия , последовательно нанося по поверженному противнику завершающие и добивающие удары репрессивного характера , вместе с тем все активнее проводят политику атеистического воспитания и антирелигиозной работы . Осознавая , что церковь и духовенство все еще имеют большое влияние на народные массы, правящая партия и государство все чаще рассматривают церковь и религии всех конфессий как внутреннего врага , и как пособницу мирового империализма. В этот период партия и государство, развивая достигнутый на предыдущем этапе стратегический успех, закрепляет его, казалось бы окончательно и бесповоротно. Именно в этот период совпавший с победой социализма в СССР и принятием его новой конституцией, был нанесен окончательный и, как тогда казалось непоправимый удар по калмыцкой ламаистской церкви и по калмыцкому буддийскому духовенству , в результате чего в конце 30-х началу 40-х годов все хурулы на территории Калмыкии были закрыты , сами здания были либо переданы различным общественным организациям , либо разобраны и использованы как строительный материал при сооружении общественных зданий и хозпостроек. Духовные лица были либо высланы, либо же принуждены к сложению духовного сана.

Итак к концу 30-х - началу 40-х годов в Калмыцкой АССР не осталось ни одного действующего хурула, ни одного официально зарегистрированного служителя буддийского религиозного культа. Калмыкия стала полностью, по официальным отчетам, атеистической.

3)1941-1943 гг. - период, когда представители калмыцкого буддийского духовенства вели свою деятельность в условиях Великой Отечественной войны, вплоть до незаконной депортации

180 всего калмыцкого народа в Сибирь. Особо следует оговорить следующие факты из истории калмыцкой ламаистской церкви: с августа 1942 года по январь 1943 года значительная часть территории Калмыкии была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Новые оккупационные власти, стремившиеся к тому, чтобы их признало население, дало разрешение на отправление религиозных культов. Но духовенство отреагировало на это по разному, в некоторых местах вновь были открыты хурулы, но духовенство служившее в этих хурулах , вознаграждения от оккупационных властей не получало и с ними не сотрудничало. После того как 28 декабря 1943 года все калмыки были незаконно выселены из мест постоянного проживания, а Калмыцкая АССР ликвидирована, положение религии еще больше усугубилось. Наступило время прямого и длительного по времени регресса, когда вся религиозно-философская практика буддизма вольно или невольно сводилась лишь к ритуальным обрядам. Продолжались гонения на бывших духовных лиц. При дисперсном расселении калмыков, обращение верующих к ним стало практически невозможным. Основная часть храмовых вещей и предметов культа во время депортации калмыцкого народа безвозвратно погибло. И, наконец, самое главное - совершенно прекратилась подготовка каких-либо кадров духовенства. Возникла реальная угроза прерывания преемственности традиций и невосполнимой утраты огромного исторического пласта духовной, материальной и , наконец, интеллектуальной культуры калмыцкого народа.

Следовательно, цель политики калмыцкой ламаистской церкви и калмыцкого буддийского духовенства на любом рассмотренном автором историческом этапе вытекала из необходимости стараться найти компромисс с государством. Это была политика, стремившаяся сохранить калмыцкую ламаистскую церковь в новой России как общественный институт и примирить калмыцкую ламаистскую церковь и Советское государство. В то же время внутри калмыцкой ламаистской церкви обновленческое движение стремилось приспособить буддийскую религию к реалиям времени, они даже добились проведения ряда реформ и приступили к их практической реализации. "Обновленцы" стремились развивать принципы лояльности к Советской власти, пропагандировали идеи общности между буддизмом и коммунизмом. Следовательно, главная задача калмыцкой ламаистской церкви в данное время заключалось в том, чтобы сохраниться как общественный институт, как естественный и объективно необходимый элемент исторического бытия калмыцкого народа не только в настоящем, но и в более или менее обозримом будущем.

Однако калмыцкой ламаистской церкви не удалось реализовать тогда этой главной задачи своей политики. Этому помешали неадекватные формы и методы антирелигиозной работы правящей партии ВКП(б) и Советского государства, не прекращавшаяся внутренняя борьба в среде самого калмыцкого буддийского духовенства, а также относительная изолированность калмыцкого буддийского духовенства от всех других буддийских регионов страны и мира.

182

 

Список научной литературыБасхаев, Арлтан Николаевич, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Законодательные акты.

2. Об отмене вероисповедных и национальных ограничений// Внестник Временного правительства. 20 марта 1917.

3. О свободе совести// Вестник Временного правительства. 14 марта 1917.

4. Устав об управлении религиозными делами буддистов, живущих в России// Ойратские известия. 11 января 1918.

5. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах//Правда. 23 февраля 1918.

6. Об отделении церкви от государства и школы от церкви// Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. № 18. М. 1918.

7. Конституция РСФСР// Известия. 19 июля 1918.

8. Конституция СССР. М. 1937.

9. О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений// Правда. 22 февраля 1930.

10. I. Делопроизводственные материалы государственных учреждений и общественных организаций

11. Государственный архив Российской Федерации. (г.Москва)11127. ф.821. оп.150. л.42811128. ф.821. оп.133. д.44811129. ф.821. оп.150. д.47611130. ф.1102. оп.2. д. 11011131. ф.1291. оп.84. д.14111148. ф.51. on. 1. д.80011149. ф.29. on.29. д.29

12. Материалы политических процессов.

13. Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия.11194. д.414-р. "Онкоров Джембей"11195. д.931-р. "Сайков, Карвенов и др."11196. д.940-р. "Шаран Тепкин".217

14. V Источники личного характера1. Мемуары, воспоминания.

15. У.122. Городовиков Б.Б. Орденоносная Калмыкия. Элиста.:ККИ, 1972. 142 с.

16. У.123. Городовиков О.И. Воспоминания. Исследования. Документы.

17. Элиста. :ККИ, 1976.154 с. У.124. Городовиков О.И. Воспоминания. Элиста. :ККИ, 1969.198 с. У.125. Ерымовской К.И. Степные были. Очерки и рассказы. Элиста.:ККИ, 1960. 148 с.

18. У.126. Ерымовский К.И. Путешествие в Калмыкию. Элиста.:ККИ, 1967.124 с.

19. У.127. Ерымовский К.И. Легенда о лотосе. Элиста.:ККИ, 1969.115 с.

20. У.128. Ерымовский К.И. Между Волгой и Манычем. Элиста.:ККИ, 1984. 123 с.

21. У.129. Маслов А.Г. Страницы былого. Элиста.:ККИ, 1965. 126 с. У.130. Майоров Б.Г. Великая перемена. Элиста.:ККИ, 1965.112 с.219

22. У.131. Надбитов Э-Г. Л. Воспоминания старого большевика. На калмыцком языке. Элиста.:ККИ, 1979. 98 с.

23. VI32. С интернациональной миссией. Воспоминания участников Монгольской народной революции. Элиста.:ККИ, 1970. 140 с.1. VI ЛИТЕРАТУРА.

24. УЫЗЗ.Авляев Г.О. Калмыцкие хурулы в 19 веке. //Ламаизм в Калмыкии.

25. Элиста. 1977.С.27-31. VI. 134.Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политическая литература, 1991.437 с.

26. VI.135. Амур-Санан A.M. Мудрешкин сын. М. :Детгиз, 1969. 358 с.

27. VI. 136. Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ.:

28. Orient" (альманах). Вып. I. СП б. 1992. С. 15-16 VI. 13 9. Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ.:

29. Агенство ЭкоАРТ. 1991. 38 с. У1.140.Анджур Пюрбеев: жизнь и деятельность. Элиста.:Джангар, 1991. 198 с.

30. VI. 143.Бакаева Э.П. Калмыки: религия и ее этническая специфика.// Буддизм России. 1998. № 29-30. С.51-55

31. VI. 144.Бакаева Э.П. Агван Доржиев в Калмыкии. // Буддизм в России. 1998. № 29-30. С.88-92

32. У1.145.Бадмаев А.Б. Страна Бумба. М.: Детская литература, 1981. 192 с.

33. У1.146.Бадмаев И. В Сарпе расцветает колхозная жизнь. Элиста.: Калмиздат, 1933.115 с.

34. У1.147.Бадмаев И.М. 10 лет большевистской печати в Калмыкии . Элиста.: Калмиздат, 1931. 27 с.

35. У1.148.Бадмаев И. О националистическом уклоне Чапчаеве. Элиста.: КалмГИЗ, 1935. 35 с.

36. У1.149.Бадмаев С.Б. Развитие экономики Калмыкии. Элиста.:Калмыцкое книжное издательство(в дальнейшем ККИ), 1979. 230 с.

37. У1.150.Бадмаев С.Б. Экономическое развитие Калмыкии в эпоху империализма. (1892-1917 гг.,) Элиста.: ККИ, 1980. 280 с.

38. У1.151.Бадмаев Н. Домашне религиозный быт приволжских калмыков. Астрахань. 1989. 178 с.

39. У1.152.Бадмаев Н.Х. Партийное строительство в Калмыцкой Автономной области (1921-1929 гг.). Элиста.: ККИ, 1969. 340 с.

40. У1.153.Бадмаева Т.Б. Калмыцкие танцы и их терминология.Элиста.: ККИ, 1992.146 с.

41. VI. 154.Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста.: ККИ, 1991.72 с.

42. У1.155.Бембеев В.Ш., Бурчинова JI.C. Комиссар. Элиста.:ККИ, 1977. 92 с.

43. У1.156.Боваев Б. Чикна худжар (Усложнение слуха). //Поэзия народов СССР XIX века. (Библиотека всемирной литературы). Т. 102. М.:Детская литература, 1977. 497 с.221

44. VI.157.Белое дело. (Генерал Корнилов). М.: Голос, 1993. 236 с.

45. У1.158.Боффа Д. История Советского Союза, т.1. (1917-1941 гг.) М.: Международные отношения, 1994. 480 с.

46. У1.159.Борманджинов А. Лама Аркад Чубанов: его предшественники и приемники. Глава из истории калмыцкой ламаистской церкви в области Войска Донского. Нью-Йорк (США), 1984. 42 с.

47. У1.160.Борманджинов А. Ламы калмыцкого народа: ламы донских калмыков. Элиста.: Джангар, 1997. 58 с.

48. VI. 161.Борисов Т. Калмыкия. Историко-политический и социально-экономический очерк. М.-Л.: 1926. 104 с.

49. У1.162.Борисенко И.В. Храмы Калмыкии. Элиста.:Джангар, 1994. 114 с.

50. У1.163.Борисенко И.В. Времен минувших отраженье. Краеведческие заметки о Калмыкии. Элиста.: ККИ, 1990. 132 с.

51. У1.164.Борисенко И.В. Горяев А.Т. Гражданская война: калмыцкий исход. Волгоград. 1996.98 с.

52. У1.165.Борисенко И.В. Возвращались через Новороссийск. //Известия1. Калмыкии 6 января 1992.

53. У1.166.Борисенко И.В. Сколько их ушло к чужим берегам. //Хальмг унн. 10 апреля 1996.

54. У1.167.Борисенко И.В. Знак начала жизни. //Хальмг унн. 9 сентября 1994.

55. У1.168.Борисенко И.В. Реабилитирован посмертно. //Известия Калмыкии. 2 февраля 1995.

56. У1.169.Борисенко И.В. Святого судили безбожники. //Известия Калмыкии. 10 марта 1994.

57. У1.170.Борисенко И.В. Пути и судьбы калмыцкой эмиграции. //Хальмг унн.27 мая 1994.

58. У1.171.Борисенко И.В. Танцы в божьем храме. //Известия Калмыкии. 28 января 1994.222

59. У1.172.Борисенко И.В. Союз помощи буддистов России.// Российскиевести в Калмыкии. 11 марта 1995. У1.173.Борисенко И.В. Горяев А.Т. Очерки истории калмыцкой эмиграции.

60. Элиста.: Джангар. 1998. 235 с. VI. 174. Борисенко И.В. Мошулдаев Б.В. Хошеутовский хурул.

61. КНИИЯЛИ. "Ученые записки". Вып. 5. Элиста. 1967. С.14-18. У1.180.Вангъял. Лестница, украшенная драгоценностями. Элиста.: Либон, 1993. 158 с.

62. Верт Н. История Советского государства. М.: Прогресс-Академия, 1992. 498 с.

63. VI. 189. Дорджиева Г.Ш. Ламаистская церковь в Калмыкии как феодальный собственник и эксплуататор. //Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста.:КНИИЯЛИ, 1980. С.37-42.

64. VI. 190. Дорджиева Г.Ш. Ламаистские хурулы (монастыри) и духовенство в Калмыкии во второй половине XIX начало XX вв. //Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста.:КНИИЯЛИ, 1980. С.57-62.

65. VI. 191.Дорджиева Г.Ш., Оглаева Ю.О., Убушиева С.И. Современная историография ламаизма в Калмыкии в период строительства социализма (обзор литературы 60-70 гг.) //Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста.:КНИИЯЛИ, 1980. С.137-146.

66. VI. 192.Дорджиева Г.Ш., Оглаев Ю.О., Убушиева С.И. Ламаистская церковь в Калмыкии. Начальный этап советсткой историографии проблемы. 1917-1937 гг. //Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста.:КИОН, 1987. С. 14-17.

67. У1.193.Душан У.Д. Вредные обычаи и суеверия у калмыков и борьба с ними. Астрахань.Типография КалмоблиздатаД923. 86 с.

68. VI. 194.Ефремова В.Ф. Из истории религиозного образования в Калмыкии.// Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста. 1980.С.27-31.

69. VI. 195.Жуковская К.И. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977.120 с.

70. VI.196. Записки КНИИЯЛИ. Вып.1. Элиста.:КНИИЯЛИ, 1960. 240 с.

71. VI. 197. Записки КНИИЯЛИ. Вып.5. Элиста.:КНИИЯЛИД967. 257 с.224

72. У1.198.3аятуев И.З. Цанит-хамбо Агван Доржиев (1853-1938 гг.) Улан-Удэ.: Объединение детских писателей Бурятии, 1991. 48 с.

73. VI. 199.Иванов М.П. Осуществление ленинской национальной политики в Калмыкии. Элиста. :ККИ, 1976.112 с.

74. У1.200.Илишкин Н.У., Оглаев Ю.О. Родина помнит. Элиста.:ККИ, 1988. 104 с.

75. VI. 201.Шишкин Н.У.,Илишкин JI.H. Сладкий запах полыни. Элиста. :Джангар, 1994. 87 с.

76. VI.202. История России. СПб.: Изд. Дом. "Нева". 1996.378 с.

77. У1.203.Кануков Х.Б. Буддо-ламаизм и его последствия. Астрахань.:Типография Калмоблиздата, 1928. 124 с.

78. VI.204. Кануков Х.Б. Избранные статьи, речи и выступления. (1918-1927 гг.) Элиста.:ККИ, 1973.178 с.

79. VI.205. Калмыцкая АССР. Сборник статей. Элиста.Калмиздат, 1938. 68 с.

80. У1.206.Карагодин А.И. Калмыцкое духовенство в 17-первой половине 19 вв.//Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987.С.81-86.

81. VI.207. Кичиков M.JI. Во имя победы над фашизмом. Элиста.:ККИ, 1970. 142 с.

82. У1.208.Команджиев А.Н. Положение ламаистской церкви в калмыцком обществе (конец XIX начало XX вв.) // "Orient" (альманах). Вып. I. СПб. 1992. С.26-31.

83. У1.209.Корсункиев Ц.К. О преподовании гуманитарнных и естейственнонаучных дисциплин в калмыцких монастырских школах 19-начало 20 века.// Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста. 1987.С.24-29.225

84. У1.210.Корсункиев Ц.К. Программа обучения в школах при калмыцких хурулах.// Ламаизм в Калмыкии. Элиста. 1977.С.29-34.

85. VI.211.Краткий политический словарь. М.:Политической литературы, 1980. 480 с.

86. VI.212.Кочетов А.Н. Буддизм. М.: Наука, 1983.137 с.

87. VI.213.Кочетов А.Н. Ламаизм. М.: Наука, 1985. 126 с.

88. VI.214. Ламаизм в Калмыкии. Элиста.КНИИЯЛИ, 1977. 142 с.

89. VI.215. Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста.:КНИИЯЛИ. 1980.250 с.

90. VI.216.Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста.: КНИИИФ Э. 1987.300 с.

91. VI.217. Ленин в Калмыкии. Сборник документов и материалов. Элиста. :ККИ, 1979.180 с.

92. VI.218.Ломакина И. Голова Джа-ламы.// Наука и религия. 1991. N11.С.24-27., 1992. N1-2. N.25-34.

93. VI.219.Максимов К.Н., Наберухин А.Н. Советская Калмыкия в составе СССР. Элиста.:ККИ, 1983. 116 с.

94. VI.220.Максимов К.Н. Развитие Советской национальной государственности (на территории Калмыцкой АССР). Элиста.:ККИ 1981.137 с.

95. VI.221.Максимов К.Н. Органы государственной власти и государственного управления Калмыцкой Автономной области (1920-1935 гг.). Элиста.:ККИ, 1970. 186 с.

96. VI.222. Мануйлова Д.Е. Церковь как социальный институт. М.: Наука, 1978. 186 с.226

97. VI.223. Марков А. Забытые страницы. М.Наука, 1984. 134 с.

98. У1.224.Матлаш B.C., Пинчук Б.Б., Убушаев В.Б. Верность комсомольскому знамени. Элиста. :ККИ, 1971. 127 с.

99. VI.225. Михайлов Г.И. Калмыцкая литература. //Из истории культуры дореволюционной Калмыкии. Волгоград. 1967. С.38-43.

100. VI.226. Мезенцев В. В краю легенд и сказок. Элиста.:ККИ, 1969. 98 с.

101. VI.227. Наберухин А.И. Калмыкия в трех российских революциях. Элиста.:ККИ, 1987. 187 с.

102. VI.228. Навеки вместе. Элиста.:ККИ, 1984. 145 с.

103. VI.229. Надбитов Э-Г.Л. Отречемся от старого мира. Элиста.:ККИ, 1989. 112 с.

104. VI.230. Наднеева К.А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. Элиста.:Джангар, 1994. 115 с.

105. VI.231. Никитин В.П. Астрахань и ее окрестности. М.:Детская литература, 1981. 87 с.

106. VI.232. Овчинников B.C. К вопросу об антисоветской деятельности ламаистского духовенства. //Ученные записки. Читинский пединститут. Вып.15. 1968. С. 42-57.

107. У1.233.0глаев Ю.О. Обновленческое движение ламаистского духовенства Калмыкии в 20-30-х годах.// Ламаизм в Калмыкии и вопросы научного атеизма. Элиста. 1980. С.68-75.

108. VI.234. Оглаев Ю.О. Одна, но пламенная страсть. Элиста.:ККИ, 1982 98 с.

109. У1.235.0глаев Ю.О. Осуществление ленинского кооперативного плана в Калмыкии. 1917-1937 гг. Элиста.: ККИ, 1987. 145 с.

110. VI.236. "Orient" (альманах). Вып.1. СПб. 1992. 280 с.227

111. VI.237. Орехов И.И. Ламаистское духовенство Калмыкии в начале XX века. //Ламаизм в Калмыкии. Элиста. 1977. С. 14-18.

112. VI.238.Орехов И.И. Первая мировая и развитие калмыцкого общества. //КНИИЯЛИ. Ученые записки. Вып.5. Элиста. 1967.С.5- 12

113. VI.239. Очерки истории Калмыцкой АССР. т.2. М.:НаукаД970. 380 с.

114. У1.240.0чиров Н. Астраханские калмыки и их экономическое состояние в 1915 году. Астрахань.:Типография Калмоблиздата 1925.67 с.

115. VI.241. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Хабаровск. 1982. 108 с.

116. VI.242. Рерих Н.К. Цветы Мории. Путь благословения. Сердце Азии. Рига.: Виеда, 1992. 112 с.

117. VI.243. Санджиев Б. Установление Советской власти в Калмыкии. Элиста. :ККИ, 1959. 120 с.

118. У1.244.Скрынников Т.Д. Ламаистская церковь и государство. (Внешняя Монголия XVI начало XX вв.). Новосибирск.:Наука, 1988. 158 с.

119. У1.245.Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвящения Калмыцкой АССР. Элиста.:ККИ, 1969. 104 с.

120. У1.246.Убушаев В.Б. Калмыки: выселение и возвращение (1943-1957 гг.) Элиста. :Джангар, 1991. 98 с.

121. У1.247.Убушаев В.Б. Советы Калмыкии в борьбе за построение социализма. Элиста.:ККИ, 1979. 137 с.

122. У1.248.Убушиева С.И. Атеистическая пропаганда в Калмыкии. Элиста. :ККИ, 1986. 114 с.

123. VI.249.Уланов Б.Н. Калмыки. Париж (Франция) 1974. 87 с.

124. VI.250.Ульянов И. Астраханские калмыки, их домашне религиозный быт и общественно - религиозные нужды. СПб. 1910. 98 с.228

125. У1.251.Урсынович С. Буддизм и ламаизм. М.:Рабочий, 1935. 89 с.

126. У1.252.Цыбиков Г.Ц. Избранные труды. Новосибирск.: Наука, 1991. 480 с.

127. У1.253.Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков. Элиста.:ККИ, 1982. 87 с.

128. У1.254.Шучинов Э. Антирелигиозная работа в системе партпросвещения. //Калмыцкая степь. 1928. N8-9. С.8-14.

129. У1.255.Эзрин Е.И. Государство и религия. М.:Наука, 1974. 120 с.

130. VI.256.Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста.:ККИ, 1985. 214 с.

131. VII. Литература на иностранных языках.

132. VII.257. Bormanshinov. A. Lama Arkad Chubanov, His Predessors and Successors: A Study of the History of the Kalmyk Lamaist Church in the Don Cossack Region of Russia. College Park. Maryland: Birchbark Press. 1980. 52 p.

133. VII.258. Hoffman J. Deutshe und Kalmyken 1942 bis 1945. Verlag Rombach Freiburg. 470 p.