автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Калинин, Станислав Станиславович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского"

Калинин Станислав Станиславович

ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭЗИИ ЮРИЯ КУБЛАНОВСКОГО

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

втиои

Москва 2013

/

005060795

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века Историко-филологического института в Московском государственном областном университете

Научный руководитель: Алексеева Любовь Федоровна,

доктор филологических наук, профессор, Московский государствешгый областной университет, кафедра русской литературы XX века

Официальные оппоненты:

Редькин Валерий Александрович,

доктор филологических наук, профессор, Тверской государственный университет, кафедра филологических основ издательского дела и документоведения

Яковлев Михаил Владимирович

кандидат филологических наук, доцент Московский государственный областной гуманитарный институт (г. Орехово-Зуево), кафедра литературы

Ведущая организация: Московский государственный

гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

Защита состоится 20 июня 2013 года в 75 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению при Московском государственном областном университете но адресу: 105005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21а. '

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.

Автореферат разослал « {(> » мая 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета /у

доктор филологических наук, доцент ' Т.А. Алпатова

Общая характеристика работы

Литературное творчество Юрия Михайловича Кублановского (родился в 1947 г.) представляет собой своего рода культурный феномен, свидетелями и современниками которого мы являемся. В 1981 году в предисловии к первому сборнику стихов поэта И.Л. Бродский написал, что творчество Кублановского - «событие чрезвычайно значительное, с последствиями которого русской поэзии придется считаться на протяжении многих десятилетий»

С тех пор прошло более тридцати лет, но лирика Кублановского по-прежнему не стала предметом самостоятельных специальных литературоведческих исследований, его имя пока еще редко упоминается в большинстве литературно-критических трудов о путях развития современной поэзии.

Исследование формирующихся на наших глазах культурных феноменов создает сложную с методологической точки зрения ситуацию: наука чаще всего изучает уже ушедшие в прошлое явления. Однако незавершенный процесс - продолжающийся сегодня творческий путь ноэта Ю.М. Кублановского - даст нам уникальную возможность сориентироваться в реальности происходящего на наших глазах, разобраться в тенденциях развития лирики и вообще словесного искусства за последние полвека.

Литературное творчество Кублановского представляет несомненный интерес для филолога, ибо в его поэзии непрерывно происходит процесс осмысления истории России, формирования поэтического языка, образования новых смысловых форм. Не случайно И.Л. Бродский отметил тот факт, что Кублаповский «обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после Пастернака»2. Как заметил нобелевский лауреат, стихи Кублановского не поддаются ни тематической, ни жанровой классификации, поскольку для его поэтического мышления характерно преобладание личного начала над какой бы то ни было тенденцией, и он способен «говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина». Личное начало - условие лирической поэзии, оно распространяется и на публицистику.

Неотъемлемыми качествами лирики Кублановского А.И. Солженицын считал «глубинную сроднснность с историей и религиозную насыщенность чувства»3. В эссе о Кублановском, написанном по поводу вручения поэту литературной премии 2003 года, он назвал отличительной особенностью поэзии своего младшего современника «верность традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры

' Кублаповский Ю.М. Избранное / Сост. И. Бродский. США: Ардис, 1981. [kulichki.net/moshkow/BRODSKIJ/brodsky_prosc.txt_Piece 40.10]

2 Там же.

3 Похвала филологии: Литературная премия Александра Солженицына (1998-2007) / Вступ. сл. Н.Д. Солженицыной. М.: Русский путь, 2007. С. 88.

обновлённой метафоричностью». Ценность поэзии Кублановского, по авторитетному мнению эссеиста, в том, что она «сохраняет живую <...> полноту» русского языка в то время, когда «вся литература в целом понесла потери в русскости языка, сужается в лексике»1.

Кублановский удостоился, как мало кто из современных поэтов, двух столь высоких отзывов от классиков современной русской литературы, весьма далеких друг от друга по мировоззрению и эстетическим принципам.

Однако до сих пор монографий о Кублановском не существует. Настоящая работа - один из первых шагов на пути специального изучения его литературного творчества.

Актуальность темы настоящего исследования определяется необходимостью изучения такого значительного и целостного художественного явления, каким является творчество нашего современника Ю.М. Кублановского. Диссертация посвящена исследованию творческого пути поэта, заметно обогатившего отечественную литературу и повлиявшего на формирование литературного процесса последней четверти XX - начала XXI века.

Научная новизна работы заключается в выборе объекта изучения: ни лирика как целостный художественный мир, ни публицистика Кублановского, ни более или менее развернутые биографические сведения о нем до сих пор не стали предметом обстоятельных литературоведческих исследований. Настоящая диссертация предпринимает попытку провести комплексный анализ образно-эстетической системы Кублановского в литературном, общественном и философском контексте последней трети XX - начала XXI века, а также очертить религиозно-духовный аспект его творчества. В центре пристального изучения - ряд произведений, которые не привлекали до настоящего времени специального внимания исследователей.

Предметом исследования является творчество

Ю.М. Кублановского: его лирика, т.е. стихотворные произведения, включенные в многочисленные авторские книги (сборники стихов), публицистические статьи литературоведческого и общественно-политического характера; интервью, опубликованные в периодической печати, прозвучавшие по радио или показанные по телевидению; дневниковые заметки писателя, опубликованные в журнале «Новый мир» в 2009-2013 гг.

Цель исследования заключается в определении отличительных особенностей, художественного своеобразия произведений Ю.М. Кублановского, места и значения их в литературном процессе.

' Похвала филологии: Литературная премия Александра Солженицына (1998-2007). М.: Русский путь, 2007. С.88.

В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

- провести целостный анализ образно-эстетической системы Кублановского;

- определить главные черты художественного мироощущения поэта, нашедшие воплощение в образно-эстетической системе его поэзии;

- определить жанровые особенности произведений поэта в историко-литературном контексте и в связи с индивидуальной эволюцией автора;

- выделить этапы развития, существенные для периодизации творчества поэта;

- проанализировать гражданскую лирику Кублановского, выделив ведущие лейтмотивы, определить особенности восприятия художником образа России, се истории и современного состояния, исследовать эволюцию взглядов поэта на причины национального кризиса;

- раскрыть религиозно-философские аспекты лирики Кублановского;

- исследовать позицию Кублановского но отношению к духовной природе слова, а также целям и задачам поэтического творчества и места поэта в мире, в том числе на материале его публицистических трудов и интервью журналистам.

Объектом исследования является широко понимаемая проблема лирического пространства поэзии Кублановского (пространства географического, исторического, духовного, тематического, формально-эстетического), своеобразие его художественной системы в целом.

В методологическом отношении настоящая диссертация является историко-литературным исследованием, в основе которого лежит традиционный аналитический подход к динамике литературного процесса. При анализе художественных произведений диссертант применяет метод целостного и выборочного анализа текстов, а также биографический, сравнительный, историко-эстетичсский, герменевтический и аксиологический методы.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Творческое развитие Ю.М. Кублановского тесно связано с основными тенденциями современного литературного процесса и одновременно противостоит им;

- поэзии Кублановского свойственно преобладание лирического начала над публицистическим;

- гражданская лирика Кублановского эволюционирует от его юношеских представлений о «литературе нравственного сопротивления» к убеждению о наступившей эпохе гражданского апокалипсиса;

- Кублановский принадлежит к типу творческой личности, стремящейся реализовать гражданские задачи литературного

творчества в возможности прямого воздействия на общество поэтическим словом, которое сродни проповедническому;

— образно-эстетическая система лирики Кублановского основывается на представлениях поэта о «духовной природе слова», соответствует религиозно-философской традиции русской поэзии;

— представление о поэтическом творчестве как о высокой миссии, по мнению Кублановского, требует противостояния идеологии бесконечного потребления, характерной для современной цивилизации;

— поэзия Кублановского включается в современный литературный процесс как оригинальное и глубоко содержательное художественное пространство.

Научно-практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения его положений, выводов и методологических подходов для дальнейшего изучения истории русской литературы. Впервые собранный и систематизированный биографический материал, а также систематизированная библиография, основные выводы диссертации, касающиеся проблематики и тенденций, развиваемых в лирике и публицистике Ю.М. Кублановского, могут быть использованы при подготовке вузовских и школьных учебных курсов по истории русской литературы, истории литературной критики и культурологии XX в.

В рамках апробации результатов исследования по теме диссертации опубликовано три работы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ, а также одна в сборнике научных статей по итогам международной конференции. Материалы диссертации апробировались в выступлениях на конференциях и на заседаниях кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета.

Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, двенадцати параграфов, заключения, библиографии.

Основное содержание работы Во Введении к диссертации обоснованы актуальность и научная новизна заявленной темы, обозначены объект и предмет изучения, сформулирована цель и намечены задачи работы, высказаны предположения о научно-практической значимости исследования, выделены основные положения, выносимые на защиту. Кроме того, в этом разделе дан обзор опубликованных в 1981—2012 гг. литературно-критических статей и рецензий о поэтических книгах Кублановского. Открывают его отзывы двух лауреатов Нобелевской премии — И.А. Бродского и Л.И. Солженицына - о значении литературного творчества Кублановского. Затем в обзоре уделено внимание большинству литературоведческих отзывов, прозвучавших в адрес Кублановского, -начиная от статей его коллег по эмиграции Л.П. Радашксвича и Ю.И.

Колксра и заканчивая публикациями, посвященными творчеству Кублановского после возвращения поэта в Россию1. Уделяется внимание кратким рецензиям на сборники стихотворений, а также первоначальным попыткам систематизировать лирику Кублановского и даже очертить ее главный «поэтический миф».

В главе 1 «Творчество и биография Ю.М. Кублановского в историко-поэтичсском контексте последней трети XX века» впервые в литературоведческом монографическом исследовании предпринята попытка рассмотреть этапы творческой эволюции поэта в связи с основными фактами его жизни — участием в самиздате и молодежном поэтическом объединении СМОГ, политической эмиграцией, возвращением на родину. В этой главе впервые собраны и соотнесены с темами стихотворных сборников поэта некоторые факты его биографии.

В параграфе 1.1 «Поиск творческого пути: проба пера, СМОГ, письмо Кублановского "Ко всем нам" (к двухлетию высылки Солженицына)» освещены биографические факты о семье, детстве и юности поэта, годах его учебы на историческом факультете МГУ. Анализ стихотворений разной поры, проведенный в настоящем параграфе, позволил реконструировать картину детства как одну из важнейших составляющих лирического пространства поэзии Кублановского. С помощью различных источников проведен анализ той культурной среды, в которой рос молодой поэт, - и провинциальной, послевоенной, и столичной, времен «хрущевской оттепели», отмеченной появлением «поэзии стадионов». Стихотворения Кублановского, написанные в этот период, не объединены в циклы, хотя представлены в двух десятках его поэтических сборников, вышедших в свет в 1992-2012 годах. Закваску нонконформистского молодежного течения СМОГ, к которому принадлежал поэт в середине 60-х, легко обнаружить в большинстве стихотворений конца 1960-х- 1970-х годов.

Необходимость покинуть Москву, работа экскурсоводом в «пропитанных историей» географических точках страны — на Соловках, в Киршшо-Белозерске, Муранове - подтолкнула поэта к глобальному анализу отечественной истории. Опыт «изучения на местности» трагических страниц России формировал мировоззрение мыслителя и художника. Тогда впервые отчетливо зазвучали в его поэзии глубокие размышления о прошлых и настоящих судьбах Отечества. В диссертации этот момент соотнесен со временем появления на свст мотивов, в которых проявляются историзм, религиозное чувство — те качества лирики Кублановского, которые отметил в его творчестве как основополагающие А.И. Солженицын.

Открытое письмо Юрия Кублановского «Ко всем нам», написанное но поводу двухлетия высылки из страны А.И. Солженицына и сыгравшее решающую роль в судьбе поэта, было впервые опубликовало в

1 Среди авторов - В.Л. Губайловский, Б. Ш. Кенжеев, Н.А. Котова, М.В. Крупин, П.М. Крючков, О.Г. Рогов, Е.В. Сафронова, О.Л. Чернорицкая.

отечественном самиздате в 1976 году. Когда эту публикацию повторила зарубежная печать, Кублановского вызвали на Лубянку, ему запретили работать по специальности и публиковаться.

В параграфе 1.2 «Поэтическое творчество Кублановского в период политической эмиграции» отражена эволюция взглядов поэта с момента высылки из страны в 1982 г. до возвращения в 1990-м. В период изгнания становится отчетливой гражданская позиция Кублановского, связанная, прежде всего, с понятием служения поэта и отказом от сомнительных ценностей западной цивилизации потребления. Попав в среду русской эмиграции конца XX века, поэт пережил разочарование, полагая, что «у политического эмигранта должны быть свои твердые обязанности». Однако Кублановский не перестал верить «в воскрешение Лазаря русских смыслов». Главным настроением его «чужбинных» стихотворений оставалось, по его собственным словам, «напряженно-внимательное отношение к родине».

Анализ лирики подводит к выводам о месте и значении для творчества Кублановского контактов с Нобелевскими лауреатами И.А. Бродским, составившим первый сборник стихов Кублановского и выпустившим его в свет в США в 1981 году, и А.И. Солженицыным, предсказавшим поэту возвращение на родину. С первым Кублановского связывал глубокий интерес к стихии языка, к исследованию истоков и смысла поэтического творчества, природы вдохновения. Со вторым главной общей темой была судьба России - прошлая, настоящая и будущая. Кублановский был убежденным антикоммунистом и православным христианином. Такое сочетание не было характерно для эмигрантской среды третьей волны. Его отчетливая гражданская позиция скоро стала заметной: Кублановский печатался в «Русской мысли», «Гранях», «Континенте» и других изданиях, входил в состав редколлегии журнала «Вестник русского христианского движения». На радио «Свобода» вел передачу «Вера и слово». В период эмиграции вышли в свет три сборника его стихотворений: «С последним солнцем» (Париж: La Presse Libre, 1983 , послесловие И. Бродского); «Оттиск» (Париж: YMCA-Press, 1985); «Затмение» (Париж, YMCA-Press, 1989). Однако Кублановский так и не «прижился» за границей. Намеки на этот факт есть не только в стихотворениях эмигрантской норы, но и в его публицистических статьях 1990-х годов, а также в переписке с Солженицыным, упоминания о которой встречаются в отдельных интервью и дневниковых записях поэта.

В настоящем исследовании собраны большей частью все доступные сведения о контактах поэта с Солженицыным и сделан вывод о существенном влиянии взглядов писателя на формирование убеждений Кублановского. В связи с кончиной корифея, поэт отметил в своем дневнике: «Собственно, существует только два полярных варианта: жизнь как служение и жизнь как проект. Первая - бескорыстна, вторая -

мотивирована наживой»1. В контексте размышлений Кублановского высказывание звучит, в первую очередь, как вывод о смысле творческой деятельности, что особенно актуально сегодня, когда в обществе широко распространено отношение к жизни как к «проекту».

Параграф 1.3 «Возвращение в постсоветскую Россию» охватывает, по сути, весь период творчества поэта, с момента возвращения его в Россию в 1990 г. до сегодняшнего дня. Возвращаясь на родину, Кублановский всерьез верил в добрые перемены, надеялся на её преображение. Глубинная Россия противостояла в его сознании «загранице», явно разочаровавшей его своим равнодушием к центральным, мировоззренческим вопросам человеческого бытия. Однако, по выражению Б.Ш. Кснжссва, драма Кублановского в том, что он «застал превращение России в ту же самую заграницу, только нозахудалее»2.

В данном параграфе проведен последовательный анализ публицистических выступлений Кублановского, доказан тот факт, что его гражданской позиции свойственна страстная эмоциональность в осмыслении трагизма происходящего в родной стране и в мире. Боль и тревога Кублановского за судьбу родины, его жизненные принципы остаются неизменными, - и в лирике, и в статьях, опубликованных, в основном, в журнале «Новый мир». Кублановский публицистическим словом откликнулся не только на наиболее значительные события в мире литературы и поэзии, но и на самые острые и злободневные вопросы политического, мировоззренческого, культурологического характера. Автор реферируемого исследования вводит в научный обиход не только публикации Кублановского в столичной прессе, но и знакомит с региональными материалами - первыми его статьями, опубликованными за несколько недель и месяцев до возвращения в Россию на его малой родине, в городе Рыбинске Ярославской области. Главная тема этих публикаций конца 1980-х - неравнодушное отношение к гибнущему на глазах архитектурному, историческому, культурному наследию прошлого.

В постсоветском общеполитическом поле гражданская публицистика Юрия Кублановского, продолжающая лучшие традиции отечественной литературы XIX и XX веков, до последнего времени оставалась вне значительного общественного внимания. Однако эволюция его гражданских взглядов не прекратилась, и сегодня Кублановский один из немногих бесстрашно продолжает отстаивать бескомпромиссные убеждения, незыблемые ценности. В центре внимания Кублановского творчество Ф.И. Тютчева, философия Г.Г. Шпета и П.Б. Струве, В.В. Розанова и И.Л. Ильина, К.Н. Леонтьева и А.Ф. Лосева, "ковровые" бомбардировки Сербии, духовный мир Семена Франка, история любви A.B. Тимиревой и адмирала Колчака... Кублановский говорит о

1 Кублановский Ю.М. Год за год // Новый мир. 2010. № 10. С. 155.

2 Кенжеев Б.Ш. Оберег против века. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. 2002. №3.

наболевшем: «Что там, на глубине, за плёнкой реальности, где много и хорошего и дурного, — идет ли там собирание народной души или же ее разрушение?»1. В исследовании подвергаются анализу не только статьи Ю.М. Кублановского 1990-х годов, но и выступления поэта 2011-2012 годов, прозвучавшие на радио и телевидении.

В этом же разделе проведен построенный на хронологическом принципе обзор стихотворных сборников, вышедших в свет в России в 1991-2012 гг.

В главе 2 «Образно-эстетическая система лирики Юрия Кублановского» проведен анализ лирики и публицистических статей поэта, позволивший выделить несколько наиболее важных, центральных тем в его творчестве. В соответствии с этим построена и структура всей второй главы. Она состоит из трех параграфов, посвященных разбору гражданской лирики Кублановского, его литературно-критических и мемуарных работ, а также теме души России, как понятия, содержащего в сегодняшней поэтической реальности прошлое, живые истоки отечества.

Параграф 2.1 «Образ России в творчестве Кублановского» состоит из трех разделов, первый из которых — раздел 2.1.1 «Эволюция темы родины в "стихотворных посланиях" поэта» — содержит литературоведческий разбор нескольких произведений, посвященных образу Родины. Здесь высказана мысль, что тема России присутствует у Кублановского постоянно, находит воплощение во всех книгах стихов, открывается разными гранями. Даже любовная лирика почти всегда трепетно устремлепа к образу России, соединена с этим образом.

Выбирая разные по времени создания и тематике литературные произведения, автор данной работы не только «вписывает» их в биографический контекст, но и прослеживает эволюцию образа Отечества - от "программного", вошедшего в большинство изданных сборников поэта стихотворения «Россия, ты моя!..» (1978), содержащего предвидение опыта изгнания и возвращения, до «Ночи в Ярославле» (2001), где сквозь призму большого жизненного и творческого опыта всё так же прямо обозначены глобальные пространственно-временные параметры России. В этом разделе проведено сопоставление двух литературных источников -эссе И.А. Бродского «Путешествие в Стамбул» и ставшего ответом на него у Ю.М. Кублановского стихотворения «Систола - сжатие полунапрасное...»,

Среди анализируемых стихотворений - большой цикл произведений поэта, отразивших гражданские перипетии в России в 1990-х годах. Сострадание, ощущение себя частицей обездоленного народа - без этого, вероятно, не может быть настоящего русского поэта. В то же время эта мысль никогда не звучит декларативно, а лишь является общей атмосферой лирического пространства. Верно отметил литературный критик Ст.А. Золотцев, что «народность» Кублановского «совершенно не

1 Кублановский Ю.М. На обратном пути. М.: Русскш м1ръ, 2006. С. 290.

противоречит ни внутреннему глубинпому, ни единой нотой не декларируемому аристократизму его мироощущения, ни иным "родимым пятнам", издавна присущим почти каждому российскому интеллектуалу»1.

Далее уделяется внимание метафорам в стихотворениях Кублановского, сделан вывод, что именно метафорическая ассоциация является основным инструментом творческого метода поэта. При этом исторический подход в творческом методе поэта становится залогом цельности всего лирического пространства Кублановского.

В разделе 2.1.2. «Осмысление судьбы России в литературно-критических и мемуарных сочинениях Кублановского» диссертант оттолкнулся от тезиса, что гражданская лирика Кублановского представляет собой своего рода «концентрат» точных, пронизанных глубоким чувством исторической правды выводов о судьбах отечества, и перешёл к разбору публицистических выступлений писателя, состоявшихся во второй половине 1990-х годов, а также в начале XXI века. В этих статьях дан анализ событий прошлого и настоящего, высказаны тревожные размышления о судьбе России, ее особом историческом времени, ее будущем.

Кублановский исследует не только события истории и культуры России, но и специфические черты национального менталитета, а также господствовавшие в разные времена общественно-политические концепции и идеалы. В современной России Кублановского удручает ставшая повсеместной ошеломляющая моральная, социальная и демографическая деградация. Диссертант обращает внимание на тот факт, что и в нашей сегодняшней действительности Кублановский демонстрирует, что поэт способен своей творческой деятельностью влиять на процессы общественной жизни. Так, обращаясь к новым господам, пришедшим во власть, Кублановский вычленяет самую суть, некое высшее задание, мерило любой государственной идеи: «Народ вымирает. И нет задачи выше и актуальнее, чем его сбережение»2.

В чем увидел Юрий Кублановский пути к спасению нации? Не претендуя на всеохватность, поэт выделил самое главное: «Неуклонное восстановление генофонда и экологии, патриотическое, без ксенофобии, разумеется, воспитание на национальной основе, заботливое обустройство всех желающих вернуться из ближнего зарубежья... Все мы, кто в отличие от демократизированных мародеров — верит в существование "великой, сверхличной, народной души", обязаны трудиться именно для её воскрешения»3. Так завершил Кублановский статью 1995 года. Но и сегодня эти выводы даже более актуальны, чем восемнадцать лет назад.

' Золотцев Ст.А. Хранитель света // Сибирские огии. 2004. [Электронный ресурс] / http://www.ф-

net.ru/storc/cIcment.php?IBLOCK._ID=30&SECTIONJD=260&ELEMENT_ID=3008#Pcцeнзии

2 Кублановский Ю.М. Мертвым не больно? // На обратном пути: Стихи и статьи. М.: Русскш мфъ, 2006. С. 322.

3 Там же.

Тема беззащитности России перед лицом глобальных политических процессов, нивелирующих не только национальную самобытность, но и стирающих грани различия «между добром и злом», — одна из важнейших для поэта в новом веке. В 2010 году журнал «Новый мир» начал публикацию дневниковых заметок поэта Юрия Кублановского «Год за год»1. В работе исследован и этот «дневник писателя», написанный в особом жанре неторопливого и вдумчивого собеседования с читателем. Здесь образ России — некая «копилка» впечатлений, озарений, открытий.

В лирическом пространстве поэзии Кублановского особое место занимает исследование «Души России как религиозно-философской и лирической темы», чему посвящен раздел 2.1.3. Подступы к этой проблеме у Кублановского интуитивны, и связаны с поиском наиболее точных художественных образов. Они рождаются, очевидно, в таком времени и пространстве, где сходятся прошлое, настоящее и будущее, — и живая, текучая реальность, приобретающая многомерность, содержит в себе признаки бессмертной сущности. Тема души России в философском плане была разработана B.C. Соловьевым, И.Л. Ильиным, Н.Л. Бердяевым2. Каждый из больших русских поэтов по-своему понимал и трактовал этот предмет. Что касается Кублановского, то его интуитивный поиск, по мнению автора данной работы, наиболее ярко проявляется в раскрытии картины детства и мотивов обретения веры. Анализируя литературные произведения в этом разделе, диссертант подчеркивает, что дом детства («Этого домика нет»3, 1978) имеет у Кублановского вполне определенные, не идеализированные очертания. Его интерьер наполнен предметами, каждый из которых может стать своего рода материалом в рассказе о конкретном историческом времени - послевоенной срединной России, об особенностях скромного быта, остро воспринимаемых сердцем ребенка и запечатлевшихся в памяти на всю жизнь. Однако эти простые подробности теперь - достояние вечности, антураж пространства («на льду огнедышащей Петы»), в котором нет времени. Каждая деталь -одновременно характеристика свойств пространства, в котором персонаж чувствует себя защищенным, понятым, любимым, - пространства души его Родины. Для понимания этого факта нужен вдумчивый и неравнодушный читатель.

Тема обретения веры наиболее подробно раскрыта в статье Кублановского «Пастырь добрый», разбор которой приведен в этом разделе диссертационного исследования.

1 Кублановский Ю.М. Год за год // Новый мир, 2010. № 9,10.

2 Соловьев B.C. Русская идея // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 227-256; Бердяев H.A. Судьба России // Там же. С. 289-317; Ильин И.А. О русской идее; О России (Три речи 1926-1933); Почему мы верим в Россию // Там же. С. 402-448.

3 Кублановский Ю.М. «Этого домика нет...» // Кублановский Ю.М. Дольше календаря. М.: Время, 2005. С. 130.

Автор подводит к выводу, что тема России, развернутая в лирике Кублановского, органично вписывается в культурный контекст сегодняшнего дня, когда речь идет о событиях, имеющих безусловную духовную ценность. 4 ноября 2012 года, в День 400-летия освобождения от Смуты, в Московской консерватории была исполнена опера-оратория композитора Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» на стихи Кублановского. Как уточнил поэт, текст к этой оратории был написан еще в 1999 году. А в своих комментариях Кублановский так пояснил мотивы сотворчества с композитором Дмитриевым: «Наши творческие задачи схожи: он - в музыке, я — в стихах стремимся сочетать новизну с традицией, избегать тотального разрушения форм, гармонии, смыслов, свойственного авангарду»1.

Диссертант уверен, что и сегодня «душа России» по-прежнему для Кублановского — объект его веры, святыня, своего рода духовная опора и одновременно предмет творческого познания. Написанные еще в 1978 году простые и, на первый взгляд, безыскусные строчки стихотворения «Россия, ты моя!..» — проникновенно, хотя и с новыми оттенками смыслов звучат сегодня. Внешне отечество значительно изменилось: внедряются новые технологии, укореняется новый политический строй, целью развития становятся новые общественные ориентиры. Но душа России - «мечта о том, какая ты», - живет сокровенной жизнью в народе, в языке, в творчестве лучших поэтов. И остается глубинной основой существования национального духа.

Параграф 2.2 «Концепция искусства и творческой личности в художественном мире Кублановского» содержит четыре раздела, посвященных духовной природе слова, задачам литературного творчества, образу поэта и истории отечественной поэзии как предмету художественного осмысления. Саму же концепцию искусства и творческой личности Кублановский выразил чётко: «настоящая поэзия не может без сверхзадачи. Это и только это придаст ей лирическую и культурную глубину, без которой она всего лишь более-менее удачная словесная вязь»2.

Раздел 2.2.1 «Новизна в каноне»: поэт о духовной природе слова и поэтического вдохновения» содержит иследованис той формы, в границах которой Кублановский варьирует технику и стиль, непрерывно добиваясь максимальной непринужденности интонации. «Моя - смолоду -лирическая задача - это новизна в каноне, - формулирует он в 2007 году. -Все в стихотворении должно быть свежо, ново, но и канонично

1 «Чтение в непогоду». Интервью Елены Новоселовой с Юрием Кублановским // Российская газета. 2012. Федеральный выпуск. №5939 от 19 ноября 2012 г. // [Электронный ресурс] http://www.rg.rU/2012/l 1/19/а699178.Мт1 (Дата обращения 17.03.2013 г.)

2 «Русская цивилизация рухнула - драматический и яркий мир». Интервью Андрея Кульбы с Юрием Кублановским // Нескучный сад. 2006. № 7. [Электронный ресурс] // http://www.radonezh.ru/monitoring/10927.htrnl (Дата обращения 25.03.2013 г.)

одновременно. Искусство русской иконы в этом смысле мой идеал»'. При этом в слово «канон» Кублановский, как полагает автор данного исследования, вкладывает не только понятие формы, но и тот факт, что природа слова - духовна и русская высокая поэзия всегда была поэзией философского содержания.

Рассматривая особенности поэтического мышления, автор диссертации толкует этот термин как основу философии творчества, которое протекает вне сухого рационализма и предполагает внерационалыюе схватывание того, что невозможно уловить с помощью логического усилия. Кроме того, имеется в виду и общеупотребительное значение этого словосочетания -мышление образами. Поэтическое мышление неразрывно связано с метафоричностью, создающей в поэзии Кублановского особый, многомерный мир.

Имея в виду мнение ряда исследователей, что метафорические переносы в языке подчинены достаточно жесткой закономерности и осуществляются в определенных направлениях от одной семантической сферы к другой и что общепринятые метафорические номинации выражают условно-схематические типовые значения, автор реферируемой работы обращает внимание на тот факт, что особую оригинальность, неповторимое своеобразие художественным текстам придают авторские метафорические переносы, основанные на неожиданном и ярком образном сравнении. В поэзии Кублановского традиционные метафоры встречаются редко. Особенность его поэтики - в обилии качественных метафор. Знаковыми являются те метафорические конструкции, которые отражают оригинальное представление поэта о действительности.

Отмечая тот факт, что Кублановский был далеко не первым русским поэтом, в изобилии использовавшим качественные метафоры, диссертант предполагает, что в приверженности общепризнанному русскому стихотворному «канону» - доказательство «кровного родства» Кублановского с Пушкиным и его «предтечами», разрабатывавшими «поле» русского литературного языка, - В.К. Тредиаковским, К.Н. Батюшковым, Последователем Батюшкова и русского сентиментализма, как известно, назвал Ю.М. Кублановского и И.А. Бродский.

Это родство проиллюстрировано в работе как своеобразная стихотворная перекличка Кублановского и Батюшкова, произведения которых отстоят друг от друга едва ли не на двести лет.

Иначе осмыслено поэтическое «родство» поэзии Кублановского с творчеством О.Э. Мандельштама. Проведено наблюдение, что многие формулировки из статьи Мандельштама «О природе слова» находят

'«Русская цивилизация рухнула - драматический и яркий мир». Интервью Андрея Кульбы с Юрием Кублановским // Нескучный сад. 2006. № 7. [Электронный ресурс] // http://www.radonezh.ru/monitoring/10927.htrnl (Дата обращения 25.03.2013 г.)

подтверждение при анализе поэзии Кублановского. «Самое удобное и в научном смысле правильное — рассматривать слово как образ, то есть словесное представление, - писал Мандельштам. - Этим путем устраняется вопрос о форме и содержании, буде фонетика — форма, все остальное — содержание. Устраняется вопрос о том, что первичная значимость: слово или его звучащая природа? Словесное представление, сложный комплекс явлений, связь, «система». Значимость слова можно рассматривать как свечу,( горящую изнутри в бумажном фонаре, и, обратно: звуковое представление, так называемая фонема, может быть помещена внутри значимости, как та же самая свеча в том же самом фонаре»1.

В этом разделе обращается внимание на то, что, касаясь природы поэтического творчества и вдохновения, Кублановский не раз высказывается о «спонтанности», «ниспосланности лирической речи»2. Однако это вдохновение подобно вдохновению иконописца, сродни молитвенному экстазу, и никогда не дается просто так. Возможна «нскультивируемость, непринужденность стихослагательства», по наилучший результат лишь тогда возможен, когда «вся остальная жизнь как подготовка к нему, чтобы весь год, когда "ни гу-гу", шла невидимая работа "на повышение", вдохновение заставало не врасплох, а во всеоружии духовного роста»3. Природа слова - духовна, и потому условие подлинного творчества - непременная духовная работа поэта.

Однако, как отмечено в диссертации, для мироощущения большинства современных поэтов и писателей характерен обратный процесс — разделения творческого и сакрального. По мнению автора, этот факт является одной из главных причин упадка, переживаемого современным искусством, и поэзией в частности.

В разделе 2.2.2 «Сущность и задачи литературного творчества в трактовке Ю.М. Кублановского» выводы о том, что для Кублановского характерно драматическое ощущение конца русской литературной традиции последних трех столетий, автор связывает с резким изменением социокультурной ситуации в России и в мире в первом десятилетии XXI века. В то же время, эта ситуация постмодернистского кризиса не представляется поэту безысходной. Кублановский видит задачу сегодняшнего литературного творчества в создании религиозно-философской концепции бытия, в развитии литературного направления реализма, а также в освоении художественного опыта модернизма, отчасти и постмодернизма.

Настоящее стихотворение, как считает Кублановский, - откровение, плод вдохновения. «Зависит ли вдохновение от внешних причин — вопрос

1 Мандельштам О.Э. О природе слова // Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 4 т. М.: Арт-бизнсс-цситр, 1993. Т.1. С. 217-237.

2 Кублановский Ю.М. Перекличка. М.: Время, 2012. С. 102.

3 Кублановский Ю.М. О возможностях творчества // Новый мир. 1995. № 4.

разом и деликатный, и интересный, потому как природа вдохновения - и это говорю я, имеющий сорокалетний опыт стихослагатсльства, -загадочна. Не было, конечно, поэта, который не пытался б об этом думать. Это все-таки сверхъестественно, когда полгода двух слов связать не можешь, как писал Пушкин, "насильно вырываешь у Музы дремлющей бессвязные слова", и вдруг - идут строки, образы, только успевай записывать. Есть ощущение, что это свыше. Вот почему поэт, если он не полный версификатор, не может быть, по-моему, атеистом...»1.

В настоящем исследовании выдвинуто предположение, что Кублановский принадлежит к тину творческой личности, стремящейся реализовать эти задачи литературного творчества в возможности прямого воздействия на общество поэтическим словом, которое сродни проповедническому. В этом смысле ему всегда был близок пример знаменитого современника, о котором Кублановский писал: «Само писательское служение Солженицына - в соответствии с национальной нашей традицией - <...> несет в себе элемент служения проповеднического; непреклонная воля и постоянное труженичество — его непременные составные»2. Автор реферируемой работы отмечает, что столь высокие требования к сущности и задачам литературного творчества - одна из причин того факта, что Кублановский выглядит одинокой фигурой в ландшафте современного литературного процесса.

В разделе 2.2.3 «Образ поэта в лирике разных лет» даны несколько характеристических черт, присущих творческой личности в стихотворениях Кублановского. Это бунтарь, пророк, идеалист, по отнюдь не анахорет. Это человек, для которого совесть - движущая сила, наравне с вдохновением. «Возможно, это и суеверие, но мне всегда казалось, что стоит хоть однажды подмахнуть лжи, не заметить фальши - и поэзия от тебя отлетит...»3, - высказал Кублановский свое нравственное кредо в одном из интервью. По его убеждению, для поэта, у которого «традиционное русское культурное сознание, постулатом должно быть то, что творчество — это служение, что поэт выполняет определенную миссию...». Отвечая на вопрос об определении миссии поэта в современном мире, Кублановский говорит, что это «миссия участия в красоте мира и умножение этой вот красоты. Сколь бы ни был мир уродлив, все мы знаем, что красота все-таки его составная часть. Клюев

1 «Русская цивилизация рухнула - драматический и яркий мир». Интервью Андрея Кульбы с Юрием Кублановским. // Нескучный сад. 2006. № 7 [Электронный ресурс] // http://www.radonezh.ru/monitoring/10927.ЫгЫЩата обращения 25.03.2013 г.)

2 Кублановский Ю.М. Спасение через слово // Новый мир. 1996. № 6. «Журнальный зал» [Электронный ресурс] //http://magazines.russ.rU/novyi_mi/1996/6/knobos04.html)

3 «Русская цивилизация рухнула - драматический и яркий мир». Интервью Андрея Кульбы с Юрием Кублановским. //Нескучный сад. 2006. № 7. [Электронный ресурс] // http://www.radonezh.ru/monitoring/!0927.Ь1т1(Дата обращения 25.03.2013 г.)

говорил: "Ile железом, а красотой спасется русская радость". Л поэзия -это одна из главных составляющих красоты»1.

Диссертант фиксирует внимание на сомнении Кублановского в том, что выбрать служение как путь жизни и творчества человек способен осознанно, только лишь но собственному решению. «Стиль - это человек»,

- записано в дневниковых записях «Год за год»2. - «В этом смысле меня всегда настораживает, когда говорится, что, мол, поэт выбирает свой путь, свой стиль, свою поэтику. Выбор предполагает волевое решение. Тогда как стиль связан с поэтом более тесно; тут, кажется, в выборе он не властен (во всяком случае, не вполне властен). Стиль первичнее выбора, выбор только отшлифовывает и подкрепляет данность лирической манеры, вытекающую из характера личности»3.

Образ поэта в лирике Кублановского, с одной стороны, идеален, ибо состоит из лучших черт русских поэтов. С другой стороны, этот образ неразрывно связан у поэта с реальным современником и собратом по перу

- Иосифом Бродским. Эволюцию этой составляющей образа поэта можно проследить ио нескольким стихотворениям Кублановского. Одно из последних — «На обратном пути», посвященное И.Л. Бродскому, -появилось в 2002 году. Его предваряет эпиграф: «И стану просто одной звездой». Семь строф стихотворения «На обратном пути» похожи, по сути, на продолжение диалога двух поэтов не столько о смысле творчества, сколько о смысле жизни вообще и возможности ее поэтического и философского осмысления — это диалог, продолжающийся за гранью жизни, за гранью «земного шара заиндевелого»:

<.. >Л я подумал на террасе, придя со станции домой, о двуединой ипостаси любви - с бедой.

О том, что тоже закатилась моя судьба на трети две и звездочкою закрепилась душа собрата в синеве <...>4.

Название «Па обратном пути» получила и книга Кублановского, вышедшая в свст в серии «Литературная премия Александра Солженицына» в 2003 году. Поясняя это название в одном из интервью, Ю.М. Кублановский сказал: «Уже лет пять, как я чувствую себя "на обратном пути". И дело не в конкретном возрасте, а в самоощущении. Есть

1 "Сегодня поэт должен быть лукавцем" Интервью Славы Сергеева с Юрием Кублановским // Огонек. 2012. №16 (5225), 23 апреля. [Электронный ресурс]// http://kommersant.ru/doc/1917181 (Дата обращения 12.04.2013 г.)

2 Кублановский Ю.М. Год за год // Новый мир. 2010. №10. С. 141.

3 Там же.

4 Кублановский Ю.М. На обратном пути // Кублановский Ю.М. Дольше календаря. М.: Время. 2005 . С.694.

чувство, что основная работа выполнена, что время, для меня актуальное, тоже в значительной степени позади»1.

В разделе 2.2.4 «История отечественной поэзии как предмет художественного осмысления в лирике и литературно-критических трудах Кублановского» раскрываются особенности восприятия поэтом опыта его предшественников. Исследуя этот опыт, отраженный в литературном наследии И.Л. Бунина, Н.В. Гоголя, О.Э. Мандельштама, Л.Л. Ахматовой, И.Ф. Лннснского, Ф.М. Достоевского, он делает весьма ценный для современников вывод, что «хорошее» для поэзии время со временем благополучным, очевидно, не совпадает. «Но все-таки разряженный воздух свободы, понимаемой как потребительский беспредел, для поэзии совершенно губителен, - подчеркивает он. - Поэту необходимо ощущать свою миссию - культурную и даже духовную»2. Настоящее поэтическое творчество находится как бы вне времени, и потому его контекстом служит далеко не только время и место, в котором живет поэт, но вся история и самой поэзии, и самого появления и развития человеческого общества, и даже то, что лежит за пространственными и временными границами внешнего мира. Вот почему история отечественной поэзии не может не волновать поэта, который, живя в ней, пребывает как бы вне времени и пространства.

Автор данного исследования проследил ход мысли поэта и отметил, что, продолжая работу над художественным осмыслением истории отечественной поэзии и — шире - культуры, Кублановский в 2012 году выиес беспощадный приговор современному искусству: «По сравнению с нынешним псевдокультурпым хламом, имеющим тотальные возможности для порабощения беспомощных душ, даже соцреализм - это детский лепет на лужайке. И этот хлам носит общемировой характер. Искусство в большой степени превратилось в средство для наживы, поэт должен быть сейчас пиарщиком, лукавцем и шоуменом. Известность можно получить, только переступая через собственное достоинство. Я не говорю, разумеется, что нет отдельных хороших художников»3. История отечественной поэзии, будучи предметом художественного осмысления в поэзии и публицистике Юрия Кублановского, получаст, таким образом, применительно к литературной и общественной ситуации сегодняшнего дня новые, весьма отчетливые и заслуженные оценки. Кроме того, выводы поэта создают весьма убедительную картину закономерностей

1 "Сегод1и поэт должен быть лукавцем" Интервью Славы Сергеева с Юрием Кублановским // Огонёк. 2012. №16 (5225), 23 апреля. [Электронный ресурс] //http://kommersant.ru/doc/1917181. (Дата обращения 12.04.2013 г.)

2 Кублановский Ю.М. Ноль девять // Новый мир. 2012 № 2. («Журнальный зал» [Электронный ресурс] http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/2/ки 10.html).

"Сегодня поэт должен быть лукавцем" Интервью Славы Сергеева с Юрием Кублановским// Огонёк. 2012. №16 (5225), 23 апреля. [Электронный ресурс] //http://kommersant.ru/doc/1917181. (Дата обращения 12.04.2013 г.)

современного литературного процесса - прошлого, настоящего и, возможно, будущего.

Третья глава «Религиозно-философская проблематика в лирике Кублаповского» состоит из двух параграфов. Параграф 3.1 «Поэт об истоках вдохновения: проблема художественного познания» посвящен предпринятому Ю.М. Кублановским исследованию природы вдохновения. Соглашаясь с откровением И.Л Бродского, что «стихосложение — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения»1, Кублановский однажды многозначительно заметил: «Всё дело только в природе "ускорения": по наитию оно или механистично»2.

Не единожды в своих статьях цитируя известное высказывание Баратынского «дарование есть поручение», Кублановский анализирует опыт предшественников на поэтическом поприще, при этом не только раскрывая «технологию творчества», но и демонстрируя свойственную высокому дарованию способность к глубокому анализу происходящего «в уме и сердце», а также к творческому предвидению. Для Кублаповского честность и ясность гражданской позиции, голос совести - качества, тесно связанные с природой творческого импульса, с истоками вдохновения. Эти качества смыкаются с христианским идеалом человека, Кублановский понимает позицию поэта вовсе не как пассивное ожидание «милости с нсбсс». Он не склонен вверять поэтическое вдохновение исключительно мистике, Божьему Промыслу. Внутренняя работа поэта, его непрекращающееся стремление к художественному познанию мира - вот необходимые условия для вдохновения, «дарованного свыше».

В то же время, составляющая русской поэзии, основанная на ценностях христианской веры, для Кублаповского представляет собой неотъемлемую, глубинную ее суть. «Пусть Пушкин не знал Рублева, заметил поэт в одной из статей, — пусть заехавший в Ферапонтово Шевырев не заметил там Дионисия — корень их культуры один..,»3.

Параграф 3.2 «Религиозно-философские аспекты лирики Юрия Кублаповского» предлагает своего рода систему образов, «организующую» пространство лирики Кублаповского. Здесь помещён разбор примеров ранней поэзии Кублаповского, начинавшей приобретать религиозно-философское звучание поначалу благодаря историческому подходу к событиям и явлениям. С течением времени поэт совершенствовал этот прием - «на местности» исследовал узловые события истории России, чтобы по-новому увидеть сегодняшнюю реальность, понять ее скрытый смысл, провидеть будущее. В поэзии Кублаповского часты соотнесения,

' Бродский И.Л. Нобелевская лекция 1987 //Иосиф Бродский. Стихотворения. Таллинн: Ээсти раамат, 1991. С. 17-18.

2 Кублановский Ю.М. О возможностях творчества // Новый мир. 1995. № 4 // «Журнальный зал» [Электронный ресурс] //

http://rnagazines.russ.rU/novyi_mi/1995/4/kublan.html (Дата обращения - 15.02.2013).

3 «Феномен, которому нет рационального объяснения»: Интервью Андрея Жукова-Щербак с Юрием Кублановским. // НГ ЕхГлЬш, 17 мая 2007 г.

придающие вещественность невещественным, и даже несущественным явлениям. «Историософия Кублановского имеет мистический характер»1, -справедливо заметила литературовед H.A. Котова. На восприятии действительности через призму трагических страниц истории и православной веры построено немало стихотворений Кублановского начала 1970-х годов, вошедших в сборник «С последним солнцем», открывающий наиболее полное (700-страпичпое) издание произведений поэта «Дольше календаря».

В этом разделе диссертации проведен анализ ранних стихотворений, написанных на ветхозаветном «материале». Но тема христианского спасения, как и сущности ветхозаветного человека, в тс годы пока еще скрыта от поэта, не прочувствована, не осознана. Она начинает раскрываться с появлением нового жизненного опыта, связанного с невозможностью печатать свои стихи на родине, да и просто работать по специальности — в связи с преследованиями по идеологическим причинам. В этот период в лирике Кублановского всё большую отчетливость приобретают христианские символы и их значение для современного человека, находящегося в поисках истины. Наряду с этим всё отчетливей становится смысл поэтического творчества, направленного «в сердцевину бытия». Так, в стихотворения начала 1980-х входит новозаветная тема креста и крещения. Затем - образ храма. В дальнейшем этот образ эволюционирует — от образа «Спаса» в 1970 году, или «Софии, сравнимой с началом начал» в «Ефросинс» (1972), — к храму, в котором «ты дома», за оградой которого — истинное отечество.

В 1980-е годы система образов поэзии Кублановского формируется во взаимосвязи с его христианскими идеалами и ценностями. Тогда же в его поэзии появляется образ разрушенного, взорванного, покинутого всеми, утраченного храма, который имеет вполне вещественный, исторический прототип - святыни города Мологи и его окрестностей, затопленные в 1940-е годы водами рукотворного Рыбинского моря. Этот городок стал в новом времени олицетворением легендарного града Китежа, ушедшего под воду, а в зрелой религиозно-философской концепции Кублановского - мощным собирательным образом духовного противостояния неправде. Неправде гражданской, поэтической, духовной. «Настоящее жутче минувшего», — писал поэт в 1994 году, когда стали широко доступны сведения из архивов НКВД о переселении народа с затопленных территорий и нечеловеческих условиях труда заключенных, силами которых строили самую высокую на Верхней Волге плотину и самые глубокие шлюзы в каскаде всех волжских гидроэлектростанций. «Жутче» — потому что и теперь нет надежды на справедливое устройство жизни в Отечестве, потому что уже пережит новой Россией и август 1991-го, и октябрь 1993-го года.

1 Котова ILA. Современная духовная поэзия: автореф. дисс ... канд. филолог, наук. М„ 2008.

Именно образ града Китежа - затопленной Мологи, как полагает автор данного исследования, со временем становится основным поэтическим мифом Юрия Кублановского, его "потерянным раем". Эта новая категория в дальнейшем порождает немало глубоких сквозных образов в творчестве поэта. Кроме того, она становится логическим обобщением предыдущего опыта раскрытых в поэтическом творчестве тем путешествия, возвращения на родину, утраченного храма, креста.

Заключение к настоящей работе предварено высказыванием итальянской исследовательницы русской литературы Донателлы Браво, чей ёмкий и точный вывод интересен уже тем, что высказан «сторонним наблюдателем» русского литературного процесса: «Если исходить из того неоспоримого факта, что высшей формой реализации русского языка является русская поэзия, то значит и поэзия, в свою очередь, будет представлять для русского мира основную ценность»1. К сожалению, сегодняшняя русская поэзия дает не много оснований, чтобы признать ее основной ценностью русского мира. Однако, несмотря па все исторические перипетии трех последних столетий, она не утратила способности к совершенствованию. Эта эволюция в творчестве лучших представителей русского поэтического цеха продолжается и в наше время всеобъемлющей эклектики и нивелирования различий. И лирика Кублановского убеждает нас в этом.

Настоящее историко-литературное исследование нацелено на активизацию изучения такого значительного и целостного художественного явления, каким является творчество Ю.М. Кублановского, значительно обогатившее отечественную литературу и повлиявшее на формирование контекста литературного процесса последней четверти XX - начала XXI века.

Сопоставление биографического материала с литературным творчеством автора позволило выделить этапы развития, существенные для периодизации творчества поэта. Её лейтмотивы определил анализ гражданской лирики Кублановского. В работе получили первоначальную интерпретацию особенности восприятия художником образа России, её истории, её судьбы, связанной с преобразованиями конца XX века, и современным состоянием, исследована эволюция взглядов поэта на причины общественного кризиса.

Кроме того, предпринята попытка комплексного освещения концепции Кублановского, связанной с духовной природой слова и религиозно-философскими аспектами его лирики, а также целями и задачами поэтического творчества и определением места поэта в мире, в том числе на материале его публицистических трудов.

' Браво Д.Ф. Поэзия, язык и языковое сознание у Пушкина // Поэтика русской литературы. (Сборник работ, посвященных 70-летию Ю.В. Манна. Под ред. Г.А. Белой, II.Д. Тамарченко и др.) М.: РГГУ. 2002. С. 241.

Полученные в настоящем исследовании выводы, как полагает автор, важны для специалистов по истории русской культуры и литературы. Впервые собранный и систематизированный биографический материал, а также выводы диссертации, касающиеся основной проблематики и тенденций, развиваемых в лирике и публицистике Кублановского, могут быть использованы при подготовке вузовских и школьных учебных курсов по истории русской литературы, критики и культуры XX - XXI в. Отметим здесь кратко, что целью таких курсов должно быть формирование у студентов и школьников гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры, среди которых литература занимала с давних времен центральное место. Однако стандартный программный перечень явно устарел, т.к. завершается именами и названиями прозаиков и поэтов 1960-1970-х годов. Между тем, прошедшие с тех пор полстолетия заметно обогатили отечественную литературу, в значительной мере изменили лингвокультурологичсскую восприимчивость современного человека, и, вполне очевидно, пришло время дополнить школьную программу произведениями современных русских поэтов, среди которых лирика Юрия Кублановского представляет собой один из достойнейших образцов.

Положения настоящей диссертационной работы отражены в статьях, опубликованных в изданиях, включённых в перечень ВАК:

1. Калинин С.С. Гражданская публицистика Юрия Кублановского // Ярославский педагогический вестник. Серия «Гуманитарные науки»: научный журнал. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. № 3. T.I (Гуманитарные науки). С. 202 - 206. ISSN 1813-145Х.

2. Калинин С.С. Картина детства в поэзии Юрия Кублановского // Начальная школа. М.,2012.№ 11. с.112. С.103-106. ISSN 0027-7371.

3. Калинин С.С. Своеобразие поэтического мышления Юрия Кублановского // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». М.: МГОУ, 2013. № 2. С.46-49. ISSN 2072-8522.

А также в научном сборнике статей:

4. Калинин С.С. Волжские мотивы в поэзии Юрия Кублановского // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи. М.: ООО «ЮНИАКС», 2012. С. 327-336. ISBN 978-5-7017-1846-1.

Подписано в печать 13.05.13. Формат 60x84'/|б

Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая белая.

Объем 1,5 п. л. Тираж 130 экз.

3аказ№3691.

Отпечатано в ОАО «Рыбинский Дом печати» г. Рыбинск, ул. Чкалова, д. 8.

 

Текст диссертации на тему "Лирическое пространство поэзии Юрия Кублановского"

московский государственный областной университет

Кафедра русской литературы XX века

На правах рукописи

04201358762

КАЛИНИН Станислав Станиславович

ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЭЗИИ ЮРИЯ КУБЛАНОВСКОГО

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Л.Ф. Алексеева

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

0 Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1. ТВОРЧЕСТВО И БИОГРАФИЯ Ю.М. КУБЛАНОВСКОГО В ИСТОРИКО-ПОЭТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX ВЕКА......................................26

1.1. Поиск творческого пути: проба пера, СМОГ, письмо Кублановского «Ко всем нам» (к двухлетию высылки Солженицына).................................................................................27

1.2. Поэтическое творчество Кублановского в период политической эмиграции...........39

1.3. Возвращение в постсоветскую Россию..........................................................................48

ГЛАВА 2. ОБРАЗНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЛИРИКИ ЮРИЯ КУБЛАНОВСКОГО....................................................................................................................64

2.1 Образ России в творчестве Кублановского....................................................................64

2.1.1. Эволюция темы родины в «стихотворных посланиях» поэта.............................65

2.1.2. Осмысление судьбы России в литературно-критических и мемуарных

^ сочинениях Кублановского................................................................................................83

2.1.3. Душа России как религиозно-философская и лирическая тема...........................93

2.2. Концепция искусства и творческой личности в художественном мире Кублановского.........................................................................................................................99

2.2.1. «Новизна в каноне»: поэт о духовной природе слова и поэтического вдохновения.......................................................................................................................104

2.2.2. Сущность и задачи литературного творчества в трактовке Ю.М. Кублановского .............................................................................................................................................110

2.2.3. Образ поэта в лирике разных лет...........................................................................113

2.2.4. История отечественной поэзии как предмет художественного осмысления в лирике и литературно-критических трудах Кублановского.........................................120

ГЛАВА 3. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ЛИРИКЕ * КУБЛАНОВСКОГО..................................................................................................................124

3.1. Поэт об истоках вдохновения: проблема художественного познания.....................125

3.2. Религиозно-философские аспекты лирики Юрия Кублановского............................141

Заключение................................................................................................................................161

БИБЛИОГРАФИЯ.....................................................................................................................164

*

*

Введение

Русская поэзия конца XX - начала XXI века переживает время зримого многообразия, нередко это мнимое богатство сопровождается внутренней пустотой и противоречивостью содержания, отсутствием у подавляющего большинства авторов цельной концепции мира и человека. Попытки увидеть «системность» развития этого вида искусства пока не увенчались определенным успехом. Потому отнюдь не закономерен тот факт, что есть современные поэты, которые сохраняют, по слову А.И. Солженицына, «живую полноту русского языка», а также способность видеть историческую реальность целиком, вместе с прошлым и будущим.

Бесспорное место в коротком списке хранителей истинного русского языка принадлежит Юрию Михайловичу Кублановскому (род. в 1947 г.). Его литературное творчество, обогатившее русскую поэзию конца XX - начала XXI века, представляет собой своего рода культурный феномен, свидетелями и современниками которого мы являемся. Настоящая работа - один из первых шагов на пути его изучения.

Имя Кублановского редко упоминается в большинстве литературно-критических трудов о путях развития современной литературы, не говоря уж об учебных пособиях. Хотя еще в 1981 году И.А. Бродский в предисловии к первому сборнику стихов1 поэта написал о том, что творчество Юрия Кублановского - «событие чрезвычайно значительное, с последствиями которого русской поэзии придется считаться на протяжении многих

1 Кублановский Ю.М. «Избранное». Ардис. США. 1981. Сост. И.А. Бродский. [Электронный ресурс] // kulichki.net/moshkow/BRODSICIJ/brodsky_prose.txt_Piece40.10 (Дата обращения 12.11.2012 г.)

десятилетий». С тех пор прошло более тридцати лет, однако поэзия Кублановского по-прежнему остаётся за рамками большинства современных литературоведческих исследований.

' Мы далеки от того, чтобы подозревать литературоведческое сообщество в предубеждении против поэта. Исследование сегодняшних культурных феноменов создает сложную с методологической точки зрения ситуацию: наука чаще всего имеет предметом изучения уже ушедшие в прошлое явления. Однако незавершенный процесс - продолжающийся сегодня творческий путь поэта Юрия Кублановского - дает нам уникальную возможность сориентироваться в реальности происходящего на наших глазах, разобраться в тенденциях развития лирики и вообще словесного искусства за последние полвека.

После первого, выпущенного в США И.А. Бродским сборника стихов, Ю.М. Кублановский стал известен как поэт третьей волны русской эмиграции. Эта утвердившаяся в общественном сознании репутация противоречит тому факту, что значительное число известных сегодня ранних стихов поэта написано до 1982 года, когда он вынужден был покинуть Россию, и в самом полном на сегодняшний день сборнике стихотворений поэта «Дольше календаря», изданном в 2005 году, произведения, написанные до 1981 года, занимают едва ли не половину книги - триста из семисот страниц.

В течение восьми лет, проведенных в эмиграции, поэт участвовал в неподцензурном альманахе "Метрополь", печатался в «Вестнике Русского христианского движения», «Гранях», «Континенте», «Глаголе» и других эмигрантских изданиях. Его слышали и соотечественники на родине - он вёл свою передачу «Вера и слово» на «Радио "Свобода"». В Париже вышли в свет три сборника стихотворений Кублановского: «С последним солнцем» (Paris: La Press Libre, 1983), «Оттиск» (Paris: YMCA-Press, 1985), «Затмение» (Paris: YMCA-Press, 1989).

В 1990 году он вернулся в Россию, заведовал отделом публицистики, затем - отделом поэзии в журнале «Новый Мир». В том же году в «Библиотеке журнала "Огонёк"» вышел в свет первый опубликованный в России его сборник стихов «Возвращение». С тех пор Кублановский много печатался как поэт и публицист. В 1993-м вышел сборник стихотворений «Чужбинное», в 1994-м - «Памяти Петрограда» и «Число». В 1995-м этот ряд пополнила книга с блоковским названием «Голос из хора», а в 1998-м -«Заколдованный дом». В 2001 году опубликован сборник «Дольше календаря», который был значительно дополнен и переиздан в 2005-м, и книга «В световом году» (2003).

В 2003 году Юрию Кублановскому была вручена литературная премия Александра Солженицына за «правдивую точность поэтического слова, за богатство и метафоричность языка», за ясную гражданскую позицию. В 2006 году в серии «Литературная премия Александра Солженицына» вышел сборник Ю. М. Кублановского «На обратном пути» (М.: Русскш м1ръ, 2006), в котором впервые сведены в один сборник не только стихотворения, но и наиболее значительные за предыдущее десятилетие публицистические выступления писателя. Тогда же вышла в свет еще одна книга стихов «Избранное» (М.: Эксмо, 2006).

В том же 2006 году Ю.М. Кублановский был удостоен «Новой пушкинской премии» (первая премия) «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру». В 2012 году он стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области культуры1 - за сборник стихов «Перекличка» . Это издание вышло в свет в 2010 году и получило немало одобрительных откликов коллег по творческому цеху, ко многим из которых мы обратимся во второй главе настоящей работы. В целом же 2010 -

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 2492-р г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2012 года в области культуры // Российская газета - Федеральный выпуск. 29 декабря 2012 г. № 5975.

2 Кублановский Ю.М. Перекличка. М.: Время. 2010. 112 с.

2012 годы были плодотворными для поэта - за короткое время, кроме «Переклички», были выпущены еще три книги его стихотворений: «Посвящается Волге» (Рыбинск: Медиарост, 2010), «Изборник» (Иркутск: Издатель Сапронов, 2011), «Чтение в непогоду» (М.: Русский путь, 2012). В целом же за сорок лет творческой деятельности вышло в свет девятнадцать книг стихотворений Ю. Кублановского.

Казалось бы, творчество Кублановского в минувшее десятилетие достигло признания, поэт много публиковался и выступал на телевидении и на радио. Однако в подавляющем большинстве литературоведческих трудов, посвященных путям современной литературы, а также недавно изданных пособий и учебников, предназначенных для студентов-филологов, в обширных списках современных участников литературного процесса нет имени Ю. Кублановского. Небольшой раздел, посвященный Кублановскому, есть, среди немногих, во втором издании четырехтомного учебника для вузов «История русской литературы XX века» под редакцией Л.Ф, Алексеевой1. Авторы отмечают «ассоциативную многомерность и глубину» его лирики, ориентированность на традиции русской поэтической классики, «стремление к нравственно-этическим высотам и аксиологической тонкости», и относят его творчество к реалистическому типу. Отметим, что раздел, посвященный Кублановскому, в этом издании помещен между упоминанием о поэзии русского зарубежья и разделом современной духовной поэзии, что тематически отражает представление о месте поэта в современном литературном процессе.

Если же вернуться к определениям И.А. Бродского, напутствовавшего Юрия Кублановского на пути в «большую поэзию», то в том же предисловии к первому сборнику стихов поэта публикатор предлагал сравнить «изящную

1 История русской литературы XX века: учебное пособие. В 4 кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. Кн. 4. - М.: Студент, 2012. С.338-339.

словесность с растущим деревом». И «по появлению того или иного поэта ...судить о том, которым из его ветвей суждено разрастись и окрепнуть, которым - отсохнуть и отпасть». И там же он писал о Кублановском, что «сделанного им за последнее десятилетие вполне достаточно, чтобы оценить, какой крепости оказалась ветвь русского сентиментализма, пущенная в рост Батюшковым»1. В целом же Бродский высоко оценивал поэзию Кублановского как удачную попытку свести воедино «гармоническую школу» русской поэзии и опыт акмеистов.

Поэт конца XX - начала XXI века, Кублановский вырос в большей степени на почве русского модернизма. У него акмеистическое понимание «стихии русского языка», и именно в том ключе, о котором так метко написал О.Э. Мандельштам в статье «О природе слова»: «Русская культура и история со всех сторон омыта и опоясана грозной и безбрежной стихией русского языка, не вмещающегося ни в какие государственные и церковные формы» . Вместе с тем Бродский заметил, что для поэтического мышления Кублановского характерно преобладание личного начала над какой бы то ни было тенденцией. Вот почему он способен «говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина». В этом же Бродский видел и причину того факта, что стихи Кублановского, по его мнению, не поддаются ни тематической, ни жанровой классификации.

Вероятно, здесь мы находим еще один ответ на вопрос, почему столь многогранное и цельное одновременно творчество нашего современника остается сегодня всё ещё так мало изученным.

1 Кублановский Ю.М. Избранное. США: Ардис. 1981 / Сост. И. А. Бродский. // [Электронный ресурс] // kulichki.net/moshkow/BRODSKIJ/brodsky_prose.txt_Piece40.10 (Дата обращения 12.11.2012)

2 Мандельштам О.Э. О природе слова//Мандельштам О.Э. Собр. соч.: В 4 т. Т.1.М.: Арт-бизнес-центр,1993. С. 217.

Еще один ответ на этот же вопрос, правда, достаточно эмоциональный, мы найдем в статье Ю.И. Колкера, посвященной Кублановскому (2006). «Время для стихов оказалось похуже 1930-х, - написал автор. - Интерес к стихам, доверие к поэтам упали в наши дни до нулевой отметки. Поэзия ушла в катакомбы. В отношении к стихам Россия почти догнала Америку. Вернется ли былое? Не должно вернуться: от века к веку, по мере отдаления от алтаря, из которого все они вышли, искусства значат всё меньше. Но мы исходим из того, что они вернутся. Исходим из веры. В катакомбах живут верой, без нее там не выжить. Символ этой веры прост: без стихов жизнь гроша ломанного не стоит. А если так, то и Кублановского рано или поздно прочтут и оценят по-настоящему. Не станем же откладывать эту работу»

Прежде чем перейти к обзору опубликованных за три десятилетия, прошедших с момента выхода в свет первого сборника стихов Кублановского, литературно-критических статей и разборов его творчества, обратимся к тому же предисловию И.А. Бродского. Ибо именно в этом источнике дана не только ясная и полная творческого оптимизма картина развития всего литературного процесса, но и убедительно расставлены акценты, касающиеся места поэта в этом процессе.

И.А. Бродский, как уже упоминалось, назвал Кублановского последователем К.Н. Батюшкова и отметил «свойственное сентиментализму преобладание личного начала над смысловым». Далее речь идет о том, что в русской поэзии есть некий «стилистический маятник, раскачивающийся между пластичностью и содержательностью». Но были в истории русской поэзии моменты, когда удавалось «привести оба эти элемента в состояние равновесия». Это, по Бродскому, сумели сделать A.C. Пушкин и акмеисты. Третья «удачная попытка» такого рода принадлежит, по его мнению, Юрию Кублановскому: «Заслуга Кублановского, прежде всего, в его замечательной

1 Колкер Ю. И. Певчее зево России.//[Электронный ресурс] http://yuri-kolker.narod.ru/articles/Kublanovsky.htm [Дата обращения 14 марта 2013 г.]

способности совмещения лирики и дидактики, в знаке равенства, постоянно проставляемом его строчками между двумя этими началами.

Ход мысли в них [стихотворениях Кублановского - С.К.~\ всегда предопределён тональностью; о чём бы ни шла речь, читатель имеет дело, прежде всего, с событием сугубо лирическим. Его техническая оснащённость изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарём после Пастернака. Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии»1.

Далее Бродский убеждал: Кублановский «лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания». «Эффект от столкновения этих средств и этого содержания» превосходит, по оценке Бродского, достижения модернизма, особенно отечественного. «Средства, употребляемые Кублановским, не маска, не способ самозащиты: ровно наоборот, они обнажают качество содержания. Пользующийся данными средствами не может спрятаться в недоговоренность, в непонятность, в герметизм. Он, перефразируя Ахматову, должен быть ясен современнику, должен быть весь "настежь распахнут". То, что он говорит, обязано, благодаря наследственному достоинству формы, обладать смыслом и, более того, смысл этот превосходить качеством» . Отметим здесь, что столь высокой оценки лауреата Нобелевской премии И.А. Бродского, насколько

нам известно, не удостоился ни один из современных русских поэтов. * * *

1 Кублановский Ю.М. "Избранное". Ардис. США. 1981. Сост. И.А. Бродский. // [Электронный ресурс] // kulichki.net/moshkow/BRODSKJJ/brodsky_prose.txt_Piece40.10 (Дата обращения 12.11.2012)

2 Там же.

Нельзя не упомянуть здесь и оценку, данную творчеству Ю.М. Кублановского А.И. Солженицыным. По случаю вручения поэту солженицынской премии Александр Исаевич написал короткое эссе, в котором отметил: «Поэзия Юрия Кублановского отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновлённой метафоричностью никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругости стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию»1. В эссе по поводу вручения литературной премии Юрию Кублановскому Солженицын также отметил: ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время, когда русская литература «понесла потери в русскости языка». Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства. Также А.И. Солженицын упомянул о вынужденной эмиграции поэта, его работе над «русскими темами» за границей и возвращении на Родину в 1990-м году.

Два столь исчерпывающих, единодушно высоких отзыва самых крупных представителей современной русской литературы, - очень разных, в чем-то диаметрально противоположных по взглядам, - свидетельствуют о своего рода универсальн�