автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Лирика Насими

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Шихиева, Саадат Мамед кызы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Лирика Насими'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирика Насими"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ НИЗАМЙ

На правах рукописк-

ШИХИЕВА СААДАТ МАМЕД кызы

ЛИРИКА НАСИМИ Специальность 10.01.03. — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Баку—1991

Работа выполнена в отделе текстологии Ордена Дружбы народов Института литературы им. Низами АН Азербайджана.

Научный руководитель:

доктор филологических паук Кендли-херисчи Г. А.

Официальные оппоненты:

член-корреспондент АН Азербайджана, . доктор филологических наук Сафарли А. К.

доктор филологических наук, заслуженный деятель науки Рустамова А. Д.

Ведущая организация — Институт Рукописей АН Азербайджана

Защита состоится « » УУхО^ул^уХ^в! г- в 14 часов

на заседании специализированного совета /Д. 004.14.01/ по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами АН Азербайджана /Адрес: 370143, г. Баку, пр. М. Азизбекова, 31, Академгородок, Главный корпус, 5-й зтаж/.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азербайджана.

Автореферат разослан « \\ » <з \с\ -Я 1991 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат филологических наук

СМАНЛЫ С. Ю.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. Литературное наследие выдающегося азербайджанского поэта Сейида Имадеддина Насими /1369-1417/ во все времена привлекало внимание исследователей, однако многие проблемы образно-поэтического мира творений этого корифея поэзии Востока не нашли еще должного научного решения. Исследование лирики такого крупнейшего мыслителя, как Насими, занимает важное •место в изучении философских течений и художественных стилей средневековой азербайджанской литературы. Творчество поэта, в котором синтезированы и получили развитие достижения поэтики и философии Востока, оказало серьезное влияние на тематику,форму и язык поэзии многих тюркских народов. Искусное использование всевозможных смысловых нюансов тюркских слов позволило ему максимально расширить их семантический объем. В связи с этики и другими вопросами роль и место Насими в истории азербайджанской литературы, языка и философии должны рассматриваться особо.

Несмотря на заметные научные достижения ь области изучения в Азербайджане творчества Насими, некоторые проблемы его поэзии и мировоззрения, богатейшей системы литературно-философских образов не получили всесторонней научной оценки. В круг этих вопросов входит основательное исследование многогранного поэтического мира поэта, религиозного,мирского и мистшсо-философского аспектов содержания и системы смысловых уровней его стихов, а такке их образного отражения-в.поэтических формах и фигурах.

Объект, цель и задачи диссертации. В реферируемой работе объектом исследования /с учетом большой научной значимости/ являются "Диваны" Насими на азербайджанском и персидском языках. В диссертации использованы трехтомник "Сочинений"Имадед-дина Насими , ^ охватывающий большинство произведений поэта на родном азербайджанском языке,. а также древнейшие источники и новые издания. В целях более полного представления о наследии поэта к рассмотрению привлечены и персидские сочинения, яздан-

I Имадэддик Нэсиш. бсэрлари,' 3 чидвда, Баки, 1973.

ные Г.Мамедзадс * и Р.Алиевым. 2

Полью диссертации шляется исследование лирики Кмадеддина Насими на урогне содер;хателыго-поэтическкх особенностей его поэзии, а такхе определение основных источников творчества этого выдающегося мастера слова.

Аостатегше указанной цели предусматривало решение следующих задач:

- освещение истории изучения творчества Наснял;

- выявление путег.г комплексного анализа основных мотивов и образной системы поэзия Насими;

- определение через систему ядейно-лудолчс-ствекних поисков поэта главных направлений его мировоззрения;

- характеристика особенностей литературного наследия поэта, определение его роли в обогащении поэтических фигур и форм тюркской поэзии.

Тооп^тичеокая основа к методика диссертации. Б работе использован опит средневековых тезкпре, поэтологпчестах исследований азербайджанских, русских, турешеих литературоведов, так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой.

В псслодовашш предмета сочетаются принципы исторпко-лите-. ратурного и теоретического подходов. Спецификой предмета продиктовано комплексное использование^ "лптературно-фюософского" анализа я сопоставительного принципа при определении мировоззренческих мотивов и поэтических фигур лирики Насга.и.

Научная новизна диссертации обусловлена те:.:, что она представляет собой опит, первого специального исследования лирики Насими в комплексе ее идейно-содержательных и художественно-поэтических особенностей. .

Впервые исследованы,фплософско-поэтглеские образы, занимающие значительное место в творчестве поэта и определяющие.его ведущие мотивы. Выделены и рассмотрены стилистические и столовые фигуры, обеспечивающие изящность формы. и изложения стиха.

«VVг * о '-У."'<1

Уточняется место поэта в тюркской лирико-философской традиции, выявлены новые аспекты в изучении проблемы преемственности, т.е. связи философии и поэзии Насими с предшествующим и последующим духовным опытом. Пересмотрены некоторые традиционные оцешш ли-рико-философского наследия поэта.

диссертация по своей научной значимости является попыткой восполнить пробел, который образовался в последние годы в области изучения азербайджанской классической поэзии, в частности творчества "божественного творца" /М.Ф.Кепршю/, создавшего драгоценные яемчу>;:ины национального стиха.

Практическая ценность работы состоит в том, что ее материалы и научные еыводы могут быть использованы в трудах по истории азербайджанской литературы, в исследованиях по, классической восточной поэтике.

Апробация работы. Диссертация выполнена в Институте литературы им.Низами АН Азербайджана. Работа обсуждена и допущена к зашите на совместном заседании отделов "Азербайдаанская литература древних и средних веков" и "Низамиведение". •

Некоторые научные выводы и основные положения работы изложены в 8 статьях, опубликованных в периодических изданиях, д(?ло~ кены на республиканских конференциях.

Структура диссертации обусловлена исследуемыми в ней научными проблемами» Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЕ!

Во введении обоснованы научная значимость диссертации и актуальность теш, определены цель, задачи, методика исследования, зго научная новизна и практическая ценность.

Первая глава - "Из истории изучения наследия Насими" -посвящена аналитическому обзору источников и исследовательских работ о творчестве поэта. В тезкире и некоторых других произведениях, в том числе созданных еще при жизни поэта, упоминание его ;:;.'еня сопровождается высшими религиозными и суфийскими зпк-

тетами. Исследования, посвященные жизни и творчеству поэта, исходя из ях характера, условно разделены в диссертации на три группы: а/тезчире и джунги, религиозные, (Тшюсофские, исторические сочинения средневековья; б/ труды об эпохе поэта и его философии, современниках, предшественниках и последователях; в/ сслрекешше работы о жизни и творчестве Насю.ш.

Анализ "Дивана" Насими обнаруживает весьма скупые сведения о его жиэйй, эпохе, литературных связях, в силу чего возникает необходимость обращения к литературным, историческим и философским средневековым источникам. В диссертации отмечается, что многие из этих произведет!!] не лишены проти. эречивости и ограниченности, что обусловливает критический подход к содеряапдося в них (Тактам. Наиболее ранние сведения о Насими содержатся в тезкире Лятифи Гастамоншш "Тезкпре-йе Лятифи" /"Антология Лятифи", 1546/. * Автор дает ценные сведения о существующих "Диванах" Насими на трех языках, из которых только два "Ддвана" /на азербайджанском л персидском языках/ и немногочисленные стихи, написанные на арабском языке, дошли до наших дней. Автор отзывается о поэте как о святом, говорит о том, что он из рода пророка '.^хашеда. В тезкире обращает на себя внимание тот факт, что поэт в молодости, до того гак примкнул к философского точению хуруфкзма, был одним из приближенных хазрета Шейха Шиб-ли.е Значимость этого факта в том, что он помогает уточнить, один из источников философии поэта. Но эта сторона мировоззрения Наошли, взаимоотношения поэта и Шейха ¡абли, до сих пор остается неизученной. По мнения Лятифи, Насга.к является презде всего божественным даром, /а потом уже хуруфитом/, и именно такое отношение к выдающемуся поэту-философу было правильным во все^ре-мета. '

Шамседдин Саш в сочинении "Гаглус-уль-алам" 2 называет ' Насими самым знаменитым из всех поэтов. В отличие от Лятига, автор отмечает не три, а два "Дивана" Наскж.

-А-

2 Шэмсэддин Саги.. Гамусул - э"лам, "Л, ИстамбулДЗИ, с.4576.

В тезкире "Медаалиси-ушшак" * /"Собрание влюбленных"/ Амир Кемаладдсна Хусейна Казургахи и "Ахсенут таварих" 2 /"Замечательные истории"/ Гасана Руг/щу даны одни и те же отрывки из стихов и предания, выдаваемые авторами за действительность.

В тезкире "Рийазуль-арифин" 3 /"Сады сведущих"/ Риза Кули-хана Хидайата отмечается, что "Дизан" Насиш состоит из трех тысяч бейтов и что это лишь часть литературного наследия поэта.

Сведения о Насиш содержатся не только в тезкире,.но и в 'философских сочинениях. Одним из таких сочинений является чисто исмаиллитское произведение "Усули-адаб". ^ Б числе аскетов древности, которые, замкнувшись в себе,.стремились к совершенству и достигали божественности, неизвестный автор называет к Насиш.

В процессе исследования были использованы назире /подражания/, написанные на стихи 'Насиш, и отдельные стихи, в которых упоминается имя поэта и которые способствую выявлению некоторых характерных особенностей и направлений его лирики. Данные источников помогают уточнению ряда обстоятельств суда, казни,а также освещению некоторых сторон его творчества. Назире на стихи Насиш позволяют более точно определить значение литературного наследия поэта, выявить его место в тюркской .литературе,

В работе на примерах стихов' Рафии /"Гяданаме" и "Бешарет-наме", НУ/, нензвестного современника Насими /в одном бейте/. Кула Несими, Усули, ¡<!ухиеддина Абдала, Пир Султана, Койуноглы впервые прослеживается огромное влияние Насиш не только на форму, но и на тематику и идейный мир тюркской поэзии.

Сейид Нмадедцин Насими создал высокохудожественные произведения, отвечающие требованиям, родного тюркского языка и кано-

par 04-85. •

2.г il-n^MI.^

. - г uji^LO jfo^Uvtf LLcloLe

4 А.Е.Бертельс. Пять философских трактатов на талу "Афаг ва анфус", ,1964,с.135,146. . ..

- о -

нам арабо-персидскоГ: поотига, основы которой били заложены и усовершенствованы в течснне столетий.

В азербг>11п.".анскогл литературоведении начало исследований о жизни, творчестве и философии поэта приходится на двадцатые го-дн XX в^ка.

В реферируемой дисссртацни дана оценка исследованиям таких авторов, как Ю.В.Чемснзсмлнли, 1 С.Цуглтаз, 2 О.Г.очарли, 2 П.Хик-мет, 4 Г.Лраслы, 5 Г.Орудии:, 6 А.А.Сопд-заде, 7 м.Кулизаде,й З.Кулнзаде, ® А.Са.Тярли ;; др, комментируется научные концепции, сугдоння об идейной направленности творчества Ласимп и его художественном мастерстве.

1 Л.В.Чэмэноэминли. 'Аззри эдэбл11атыка битз нзззр, "Аззрбалчан",

Я? О, c3h. 159-160. * ^ .J '

2 С,;.!умтаэ. Аээрбазчан эдзбиззатынын гаднагларн, ¡'акы, 1936; онун: Азэрбалчан шаирлзринцон Нэсими, - ".'-'аариф вз мздэнизззг',' 1л<~3, I; зенз онун: Имадэдцин Нэсими, ¿акы, 1926.

3 ^.Кочэрли. АззрбаЗчан эдзбиззаты, I ч,, Бакы, 1973. .

4 И.Ьикмэт. Азэрбазчан здэбиззаты тарихи, I ч., Гаки, 1923, csh. I24-144.

5 н.Лраслы. Нмадэдцин Нэсими, Еакы, 1У72; онун: "1?эдакар шаир" /¡¿адэдцин Нэсими/, Пакы, 19-12. ■

6 п.Оручзли. ЬэЗати ахтарышлар, бэдии тапынтылар, "акы, 1979,

cah. 9-26,

7 :.A.A. 1'еш'-ззде. ."атериализм -»основа Философии Яасими, "Труда

Института философии", шку, 1916, стр. 23—39; его не: Несши -поцт-мислитель,."Доклады" АН Азер5.С.-Р, т. П., ü3 7, 19-16, стр. ¿05-307.

8 1<МУгсузадэ. BejYK ццеаллар шаири, Бакн, 1973.

9 3.А.Гулу.заде. Об эпохе и философии Гмадеддина ¡дсими, "Нзвео-тия" лЬ Азерб.С!;'?, сер. ист., Фил. и права, 1973, К? 3, стр. 96-¿[05; ее жо1 Закономерности развитие еосточно!! философии XL-XIY вв. /регион ислама/ и псоОлема Запзд-Носток. 1лку, [Г-33: ее же; Насими, - "Очерки по истории азербайджанской философии; т. I., Гаку, 1964, стр. £13-235: ^ее :;:е: Хусуфизм и его представители в Азербайджане, шку, 1970 и т.д.

10 З.Софэрли, л.оусифов. Гэдим вэ орта эерлзр Агэрбазчан яц&биз-даты, ии), 1Ш2/сэЬ. 107-202; -.¡н соз". - ¡мадздцин Нэсими. •Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, I'JGb, cah. 3-17; 5пг ку.чзви, - !!мадэд-дин Нэсими. .&н бу чаЬана сыгмаэам, -аки, I99T, csh. 5-<i2,

Б диссертации по достоинству оценивается труд первого издателя и исследователя поэта Салмана ¡.¡умтаза /Аскерова/, с которого и начинается азербайджанское насимиведение.

При восстановлении полного поэтического наследия Наскми ио-ключителыюе значите имеет обнаруживание и издание новых рукописей. Новое издание иракской рукописи поэта привлечет внимание своими оригинальнш.ш качества!,га. В книге "Иракский диван" йладеддипа Насими ^ впервые в истории издагаш произведений поэта дани комментарии М.Аскерова, ^ и это является существенной попыткой обогащения и научного разрешения проблем в области комментариев к стихам Насими. В диссертации^дана и критическая оценка этих комментариев, в частности, искажающих главные образы и'мотивы творчества поэта.

Особое значение в изучении литературного наследия позта-мыс-лнтеля имеют и' исследования азербайджанских философов. Определенную научную ценность представляют работы З.Кулизаде. Автор в своих трудах приводит многочисленные высказывания о философии Насини и определяет его место в истории азербайджанской философской мысли, В книге З.Кулизаде "Хуруфизм и его представители в Азербайджане", наряду с самьки обширными сведениями о хуруфизме как философском течении, более отчетливо представлены политические стороны этого течения. 2

К исследованию привлечено также юбилейное издание "Дивана" Насими, осуществленное Абдуллятифом Беццероглы, иракским тюркме-ном. В предисловии о жизни и творчестве поэта,.высоко оценивая его генпй, автор верно отмечает, бессмысленность спора по поводу происхождения и места рождения мастера, ибо Насими - явление всего тюркского мира. Вместе с тем А.Вендрроглы, вслед за азербайджанскими литературоведагли, повторил ошибочное положение о принадлежности стихов, условно названных "Хебсиййе" /"Стихи о неволе"/,

1 Имадзддин Нэсими, Ираг диваны,Бакы,1988.

2 Там же-, с.280-308.

3 Э.Вэндэроглу. Имадэдцин Насими эл-Еагдади. Аращцнрма вэ сечил-миш ше"рлэри, Багдад, 1973..

перу Насими. Это положение опровергается в диссертации следующими доводами: во-первых, в'стихах подробно описивается сцена суда и казни по?та; во-вторых, в них о поэте говорится как о третьем лице: "Шол Несшлуи 11элэб иэИринда бердар етдилгр", * "Квр бу горчак ашиги сарпа ^арлар, агрымаз" ^...'/"Казнили того Н&оими в городе Алеппо","Взирай на несчастного ашуга, с него кожу сдирают, а он не плачет.,."/. В-третьих, "Хабснййе" написано с сюжетом в стиле газели-мусалсал. Однако .глубокое изучение творчества поэта дает право утверждать, что в "Ливане" поэта превалируют газели-паракавде /рассеянные газели/, где обычно каадый беЛт по форме и в смысловом отношении закончл! и самостоятелен. Исключением является газель, начинающаяся с матла:

Шэнбе кунг уградым ол сэрви-рзванз, Шв,3да гылыбан салды мэни чумлэ чэЬанэ.^ /"В субботний день я встретил стан подобный кипарису, Сделав безумцем меня,отправила /блуждать/ по всему

свету"/

Предположение о том, что к кошу долгого пути он изменял овое творческое кредо и стремился т.олько к газелям с егаеташ /газели-мусалсал/, является ошибочным.'

Наконец, описание различных орудий казни дает основание утверждать, что "Хебсиййе" не имей? никакого отношения к Имадед-' дину Насими: , ' ■

Со^дулар хэнчэрлэр илэ чаным илэ тэшми, Лас дутуб кевдэ мэлэклэр чгмлэси зар еттилзр.-

Чтн бычаг дурэкэ ¿етди, ^урэким дард езлэди?

А

Ьэг билир б1ф зэррэ нештэрдэн чнк^рлэр агрымаэ.

1 З.Еэвдзроглу. Имадэддин Иэсими эл-Багдади. Лрашдарма -вэ сечкл-. миш ше"рлэри, Багдад, 1973, с. 20.

2 Там же, с. 23.

3 Имадэддин Насими. Сечилмит.эсэрлёри, Еаюы, 1973, с. 61.

, 4 З.Бэвдэроглу. Имадэддин Насими эл-пагдади, -Лшшдырма вэ се-чилмш ше"рлэри, Ьагдад, 1973, сэЬ, '¿I.

5 Там нее, его. 22; .'■■',".

6 Там. же, стр. 23....'.....

/"Содрали кинналаш тело мое Погрузившись в печаль все ангелы заплакали". "Как ноя дошёл до сердца, /здесь/ душа опечалилась" "Бог знает: от одного скальпеля не заболеет душа /буквально: сердце/"/.

Более правдоподобии, суждения о принадлежности "Хебсиййе" другим авторам, так как под псевдонимом /тахаллусом/ Насцш писали многие поэты. Ддахит Озтелли был прав, когда при составлении сочинений Кула Насини приписал некоторые из стихов "Хебсиййе" последователю поэта. " .

Способ повествования и частое обращение к одной и той же теме в условно названном цикле' "Хебсиййе" не оставляют сомнения в том, что стихи не принадлежат ни'одному из авторов, имевших, тахаллус Насшда.

В азербайджанском литературоведении бытует мнение, что Насими, в отличие от своих современников, ни в одном из бейтов не прославлял правителей и верил народным массам.. Однако'глубокое изучение его философии дает основание утверждать, что, пропагандируя свою веру, Насими надеялся на индивидуальное совершенствование человека, независимо от его социального положения. Велшше мутасаввифы были духовно связаны с религиозно-духовными наставниками, чем и объясняется тот факт, почему Насими не воспевал светских правителей. . '

Специальное внимание уделяется в диссертации трудам турецких ученых - Ыехмеда фуада Кёпршю, 2 Абдулбаги Гёлпынарлы, 3

1 Шэмсаддин Сами. Гамусул-э'лам, Истамбул, 1314 Ь., сэЬ.4576; о.и.гркун. Вэкташи-эдэби^аты антол<£жиси, Истамбул, 1955, сэЬ. 15-19; Ч.озтелли. Гул Нэсими: ХУН ^уз^цл тэккэ шаири, Анкара,

А.С.Лэвэнд. Гурк эдэбио¿аты тарихи, Анкара, 1934, сэЬ. ' ¿л3,344; зЬрэманов. Нэсими эезрлэринин тэнгиди мэтнинин тэртиби, - "Имадэдцин Нэсими. Эсэрлэри", 3. чилдцэ, I ч., 1973, сэЬ. 68-7/; Э.1Д. Ахмедов. Системы раскрытия хуруфитской символики в^средневековой азербайджанской поэзии, автореф. док. дис., шку, 1985, стр. 43.

2 М.З.Квпрулу. Азэри эдэби^затына дайр'тздги'глэр, Гакы, 1926, • отр. его же: Гурк эдэби^атында илк мутэсэввифлэр, Ан, кара, 1966, сэЬ. 104,105,145,240,^65,276,230,300,301.

3 Э.Келпынарш. Нэсими-Усули-РуЬи /Иэ^аты, сэнэти, ше"рлэри/, ¡Ис-

тамбул, 19оЗ. ■

Ибрагима Опгуна 1 и Лдохита Озтелли, 2 обогативших насимиведе-ние.

Ы.Ф.Кёпрплм в своих исследованиях стремится определить место поота и шслителя в тюркской литературе. Определенную научную ценность представляет произведение "Насиш-Ус.ули-Гухи" А.ПЗллычарлы, где автор, проанализировав и сопоставив лирику Насими Д1У/, Усули /Ш/ и Рухи /ХУП/, дрчходит к выводу об огромном влиянии поэта на турецкую поэзию. Мв. высокую оценку индивидуальному стилю Насими, А.Гёлпынарлы отмечает преимущество его лпршш над философией и дидактикой. Последователышй хуру-фит Насими, по мнению автора, оказывал влияло п на мастеров слов бекташиШ'т, гшьшаншШе, календериййе, кызылбашк и др.

Заслуживает вшмашя и статья И.Сйгупа "Заметки по СеШйщу Насими", где автор отмечает влияние Насими не только на тюркскую, но и персоязычную и арабскую литературу. Касаясь сшглой и спорной проблемы отношешш поэта к исламской религии, суфизму и суфиям, автор статьи приходит к выводу, что Насими в какой-то мере отрицает их. Существует несколько путей воссоедпнешш с богом, -но претворение этих путей в хшзнь не является достижением цели. На основе анализа конкретных -поэтических фрагментов исследователь показывает, что Насими так яе, как и все суфии, осуждает тех, кто останавливается на полпути, не постигнув фувдамен-

о •

тальной философии. '

Суждения турецкого исследователя внесли ценный вклад в изучении поэтического к философского наследия Насягдг п в;лесте с тем прояснили некоторые вопросы азербайджанской классической литературы. В работе И.Олгуна в определенной степени восполнен пробел в области изучения отношения Наедай к вакзам, хетибом, захпдам /аскетам/ и духовенству, мечетям к Каабе, а тагле к некоторым . представителя:.! суфийской секты, вследствие чего исследователь опровергает ошибочное мнение о.творческом наследии поэта* который считал, что догмы ислама не могут указать верну» и короткую

1 Й.Олгун. Нэсими узэрин'э котлар, - "Турк дили араедырмалары", буллетек, сады 338, Анкара, 1971, с. 195-207. .

2 Ч,Озтелли. Гул Нэсими: ХУЛ зуэЗыл тэккэ шаири, Анкара, 1959.

дорогу к абсолютной истине /богу/. С точки зрения уточнения личности Кула Насини как фактора, способствующего определению места литературного наследия Нмадедцина Насими, большую историческую ценность,имеет сочинение Ддаахита Озтелли - "Кул Насиии-сок-тантский поэт ХУЛ века".Этот источник, определяющий проявления творческой преемственности, занимает особое место в насимиведе-нии благодаря наиболее полным научным сведениям о сектантской принадлеглости Кула Нас юли.

В диссертации обращается внимание и на неточные предположения о наследии Кула Насими. В частности, не уделяя доляного внимания назире и тахмисагл, написанным на произведения Сейида Има-дедцина Насими, турецкий исследователь считает Кула Наскш автором и тех произведений, на которые были написаны назире и тахми-сы в предыдущие века /ХУ-ХУ1/. Газель с редифом "Бар" /"есть"/ Сейида Насими,- на основе которой поэт ХУ1 века Усули написал тахмнс, является одним из таких стихов. Приписываемые Кулу Наси-ш стихотворения, начинающиеся лолустшиями "МэрЬеба, шюани -камил, чанымын чананеси" /"Добро пожаловать, совершенный человек, влюбленный души моей..."/, "Зузун хэттиндэ, ej дилбэр, ачылди чумлэ бабуллаК" /"В пушке твоего лица, о влюбленная, открылись нее божьи двери"/, с точки зриния языка, стиля и идеи несомненно принадлежит Сейиду Насими, -

Анализ языковых особенностей, созвучий с ашугской поэзией смысловых наполнений и т.д. включенных: в трехтомник стихотворений с редифами "Бэн сэнден jyз девдэрмэзэм" * /"Не отвернусь я от тебя"/, "Кезлэр кезлэрим" ® /"Сйидаю взором'1/, приводит к опровержению авторства Сейида Насими-

В диссертации впервые выявлено отличие произведений Сейида Насими от Кула Насими 'с 'научной, источниковедческой точки зрения, что способствует верному определению места литературного насле-. дня обоих мастеров слова.

Примечателен тот факт, что в период преследования хуруфитов секта бекташиййе дала им убежище. В последующие столетия философия и поэзия Сейида Насими"повлияли.на философские и религиозно-

•X Имацэдцин Нэсиыи. Эсэрдэри, 3 чидодэ, I ч;, Ракы, 1973,с.522.

2 Орада, 1ч., с..470. '

лирические произведения поэтов-бекташитоэ. Последователь традиций Сейвда Насими - Кул Насими испытал и воздействие бекташит-ской секты. Особенно отчетливо это проявляется в тахаллусе поэта, где слово "кул" является бекташитским символом. Влияние бек-талштов заметно и в вышеупомянутых стихотворениях с редисом "Бэн саидэн ^уз девдэрмэзам", "Кезлэр квзлэрго.:", что позволяет исключить авторство Сейвда Насини.

История исследования в Азербайджане бесценного наследия Сейида Насими резюмирована в диссертации следующим образом:

С начала двадцатых годов XX века начинается научное изучение творчества Насими. Б связи с тем,.что кг.лга Ф.Кочарли содержит слишком краткие сведения о поэте, она не может считаться научным исследованием о Насими, Ю.В.Чемензекияли в своей работе показал роль поэта в истории-азербайджанской литературы. Его исследования по сой день используется как первоисточник. Но оспо-вополокником азербайджанского насгс.зшедепкя можно считать Салмана Цуотаза, специально изучившего часть наследия поэта. Исследования С.;.1умтаза и й.Хикмета основаны на первоисточниках и содержат ценный фактический материал об эпохе, ек.зни и творчества Сейида Наедай.

Период 20-70-х годов вошел в. История как время борьбы с религией всегда средствами, вследствие чего Нас гаи начали представлять как атеиста к материалиста * Искаженное восприятие литера" турного наследия поэта привело к тому, что поэтический мир Насими бил оторван от своих корней, Корана и суфизма. Творчество великого мыслителя превратилось в оружие против религии, будучи противопоставлено современным вдейнш течения?.! /например,европоцентризму/ и т.д.

Данная тема стала особо актуальной с политической точки зрения в 40-х годах. Еизнь, трагическая смерть поэта, пожертвовав-. шего собой рада идеи, привлекали исследователей в период Великой Отечественной войны.

В диссертации использованы и труды турецких литературоведов 1 в которых,несмотря на незначительные ошибки, литературное наследие Насими получило истинно научную оценку.

Безусловно, ценные сведения о творчестве Пасет! представлены

в глубоких научных исследованиях европейских и американских ученых, основанных на средневековых тезкире и'первоисточниках. Исследования таких авторов, как Гаммер, Пургшталл, Гибб, Франс Бабингер, Эдвард Браун, Алессио Бомбачи, Катлин Бурил и др., способствовали выявлению новых источников, определению основных направлений творчества и философии поэта, его литературной школы и т.д. При освещении трудов зарубежных ученых в диссертации использованы работы таких исследователей, как С.Мамедова, *

о Л С

.М.Кулизаде, с В.Асланов, ° К.Азимов, 4 Л.Алиева, ° а также И.Ол-гун. 6 , ■

Все это подготовило основу для изучения поэтических проблем, в частности лирики мастера в йонтексте его философско-ли-тературного наследия.

Исследование творчества Се^Ыда Имадеддина Насими и по сей день продолжается в мировых тюркологических и востоковедческих центрах, в частности в Азербайджане.

Во второй главе - "Основные мотивы-лирики Насими" - исследуются в основном идейно-эстетические истоки образов и мотивов творчества поэта. Особое место в этом ряду принадлежит фольклор-иш традициям.. В поэтическом мире Насими встречаются различнее элементы народного творчествам мифические и религиозные представления, народные сказания, приметы различных верований, пословицы, поговорки к т.д. И.Хикмет был прав, когда говорил о том, что у Насиш исламский тип мышления. Но в творчестве поэта наличествуют и архаические формы тюркского поэтического сознания. Так, особый интерес.вызывают мотивы,.связанные с мифическими веровани-

1 'С.Мамедова. Европейские ориенталисты о Насими. - В сб."Насими",

Баку,1973,с.183-191. »

2 М.Гулузадэ. Бе^ук идеаллар шаири.Бакы,1970,с.113-114.

3 В.Асланов. Рецензия на монографию Катдин Бурил..., "Советская

тюркология",д з, стр. 99-105.

4 К.Эзимов. Нэсиминин муаеир Гэрб тэдгигатчылары, "Улдуз", Я? Ю, .

с. 54-57.

5 Л.Элилева. Кибб вз Лзэрбазчан эдэби^аты, "Азэрба^чан", 1984,

К? 5, с. 1&3-164. . . '

е У'Олгун. Несша узоринэ нотлар, Ттрк дали араэдыриалары Зшишги,

п. ¡т>ЬлУ. ¡П. 1

ями и дровнями религиями. Таковы встречающиеся в стихах Насини мотивы существования духа-отдельно от тела в форме птицы в стеклянной клетке, миф о любви Луны и Солнца, народное верование и религиозный миф о священности граната и др. Элементы народного художественного сознания гармонично вписаны в творчество поэта, что е немалой степени объясняется и великолепным владением тонкостями родного языка. .

При исследовании вопроса о связях Насини и ашугского творчества отмечается, что, в отличие от озанского стиха, ашугская поэзия созрела в новой общественной среде, и ее первые представители были тесно связаны с философскими сек :ами. * И поэтому более верной с исторической точки зрения представляется постановка вопроса о воздействии стиха поэта на ашугское творчество, а не наоборот. Некоторые поэтические фигуры и формы стиха /радц ал- 'адтуз *ала - с - сацр, дкам» - о тафрик, алиф лам и др./ в азербайджанской поэзии связаны с тлене.'.; Пасши, н позднее они получили развитие в сшугском творчестве. Первые образцы таких специфичесюис к ■традиционных форм ашугской поэзии, как дивани, кыфылббвд, можно встретить в творчестве Наскмп. ,

Исследователи, изучающие связи- стиха Наскми с народным творчество:.!, обычно приводят в пример его тедонпсы.' В диссертации отмечается, что стих с тедкшеом является общей стихотворной формой" в классической и народной литературе. В работе оспаривается •точка прения, согласно которой Насшли в стихах использовал хеджа в арузе и этим приблизил классическое стихослоиешге к народному творчеству. Согласно М.Ф.Кёпршю, эта форма стнхослоаения была создана в ХУ11 в. 2 Как ошибочное квалифицируется и мнение исследователей, считающих Сейвда Насими автором стихов, написанных в метре хеджа в арузе, хотя можно предполагать принадлежность их перу Кула Насими.' • • '

Философской основой лирики Насими является хуруфитское мировосприятие действительности,;Заимствовавший бунтарство у манпй-

Д И.Ьикмэт. Азэрбазчан эдэби.юаты тарихи, I ч,, ,.акы,

сэЬ. 197: ¡,!,Ф,КопртлУ. 'Гурк саз шаирлэри, пнкара, 196^,;. ■cah.185-186: А.Йзшрымлы. Элэвилик-оэкташшшк бэ адэбизоаты, Истамбул, 1У35, сэЬ. 28.

2 М.Ф.Кепурул«. 'Гурк саз шаирлэри, Анкара, I?62, cah. 02:

цев, маздаитов и хуррамитов, хуруфизн в истории философских те- ■ чений занимает особое место благодаря своей гуманистической сущности. Теоретические основы хуруфизма комментируются в "Дта-видан-наме", ".'Лахаббат-ламе", Арш-1 гаме","Ноум-наме" и "Диване" Фазлуллаха Нага.®, основоположника этого учения, суть которого содержится в его "Дкавидан-е кабир". Хуруфизм но получил достойной оценки - как течение в истории философской мысли Востока. Хуруфитское учение разъясняет тайны существования вселенной символами, базируясь на арабском алфавите. Значимость хуруфизма среди распространенных в ту эпоху философских течений состоит в том, что предметом его интереса являются масштабы возможностей человека - части природы; Хуруфизм носил не только философско-религиозную, но и политическую направленность, будучи одним из идейных источников в борьбе против тимуридов,

В лирике Насими хуруфктекпе идеи представлены достаточно определенно. Исследование хуруфитского течения дает основание утверздать, что функция и эпитеты "души" в традиционной суфийской литературе параллельно переносятся на буквы. Божественная субстанция, проявляемая в природе, упоминается у Насини так же, как "абдлад", "херф" /"буква"/, "ногте" /"точта"/, "сетир" /"строка"/. Идея двустишия Насими -

Катибэм, килкэм, дэватэм, эбчэдэм, левЬэм, Ьеча, Кегтэзэм, Ьэрфэм, бу Ьэрфйн еэтри^эм, мэстури;)эм. в.том, что буква, абджад, точка... являются одним,из проявлений бога и отождествляются с боаеством. По Насими, бог не только во всех явлениях земного бытия: реальных и нереальных, абстрактных и конкретных понятиях, но также в буквах и цифрах, с помощью которых обнаруживает своп сущность.

В толковании некоторых философских вопросов хуруфизм.допускает ряд неясностей, что создает сложности в его изучении, как на уровне философского течения, так и в определении роли Насими в этом движении.

В суфизме главной целью является достижение слияния и растворения в божестве; Могло достичь воссоединения с божественной субстанцией с помощью любви /"ешг"/. Бог не является силой,карающей и внушающей страх, он возлюбленный и друг. И поэтов Насими,

I Цмададдин Нэсими. Эсэрлари, 3 чилдце, I ч., с. 28.

как и некоторые суфии, упошнает бога как возлюбленного - "яр"» "дилбэр" и т.д. Если цель суфиев одна, то пути достижения этой цели разные. ^ У хуруфитов постичь эту цель можно посредством букв.

Познание букр - это путь постияения истины и совершенствования, т.е. слияния с божеством. Мировоззрение и мировосприятие Насими основываются именно на тают рассуждениях. В некоторых стихах он призывает человека к самопознанию: Киши ким мэ'рифзтдэ камил ornas, Она нури-инаЗэт Ьасил олмаз.^

Ej езувдэн бихэбэр гафил, о^ан, Ьэггэ кэл ким, har декил батил, о;)ан, Олма фани алэмэ маил, одан, Мэ'рифэтдэн нэснэ гыл, Ьасил, одан.^

Во втором отрывке .стиха первое слово "хакк" в хуруфитском учеши означает истинный путь, а второе является синонимом слова "бог". Бейт .комментируется следующим образом: "Бог .не является невиданным,'пойми/ что он в_ тебе самом".

Хуруфизм основывается на Своеобразном "вахдати-вудауд" /пантеизм/, вццвйгая положение о тождество и единстве бога с природой.

ЕУ долу сзндэн «эЬан, сзндзн чэЬан, Ьэм чэЬанын еЗнисзн, Ьэм чисмт чан.^

5

Алэмул-геЗбин в y чуду, каинатын еднисзн.

Но это единство по является неизменным и вечным. Воссоеди-

1 И.Шлицова. Рэгс1 Чэлалэдцин Руми дозумувда, "Гобустан",1ЗД5, IP 4, cah. II; Р.З^аоглу. ЛллаЬа кедэн доллар вэ гутсал ма-Ьаллар туризми, йстанбул, 1969, cah. 75.

2 Имадэддин Нэсими. Эсэрлэри, 3 чилдцэ, I ч., с. 532.

3 Орада, I ч., с. 304. .

4 Орада, с. 455,

5 Орада, с. 182.

зние и тождество всемогущего творца с его творением - челове- • зм происходит на определенном этапе эволюции. Согласно этой зактовке, в отличие от тождества, связь божества с человеком гпна, т.к. она осуществляется посредством "души". Душа облада-: свойством развиваться от простого к сложному, от неодушев-:нного к одушевленному.. Об этом с достаточной очевидностью сви-зтельствует матла-газель Иасими:

Чун хавдан е;)лэр,сэфэр, мэ"дэн нэбат олур шэчэр, Ревшэн керур эЬли-нэзэр кол те"ме,]и-пеЗван калир.*

Этот процесс эволюции, указывающий на путь совершенствова--1я души,,осмысливается,как единство вселейной.

Особый интерес вызывают суждения Б.Аталая о танасухе, кото-¡й, по его мнению, связан с древнетюркскиш верованиями, так ж в мусульманстве нет этого понятия. ^ Вера Насими в танасуг герсселешге души/, иттихад и хулул /переселение божественной пип в человека и слияние души с толом/ наша свое поэтико-фило->фское выражение в его поэзии.

В фшюсофско-лирическнг стихах Насини значительное место ■ шатает воспевание Человека и Любви в расширенном сшсле этих юв. В своем восприятии этого высокого чувства он прежде всего груфит,_ трактуя любовь как философскую-категорию. Мистическое -греклешге к богу, совершенству .являются лейтмотивом лирики /1а-17-я. Весьма тонко раскрывая сущность любви, поэт-хуруфит видит 'ней единственно возможный путь достижения истины -бога. Путь, эдупдай в рай, закрепленный в исламе, был заменен поэтом любовью 'эшг тариги"/, которая ведет непосредственно к богу, приводит их духовному слиянию.

Чун бака ешгин тэригидир сирати - мустэгим, Догрудур Ьэггим, тэригим, не^лэр эг^ар авда вар.^

! Имадэщин Нэсими. Усэрлэри, I ч., с. 12. ! Б.Атала;). Бэкташилик вэ эдэби^аты, Истамбул, 1935, сэЬ. 49.

3 Имадэдцин Нэсими. ?сэрлэри,'3 чидадэ, 1ч., с. 192.

/"Для меня мост через геенну- дорога любви, Истинный мой бог /=истина/ к моя дорога, и соперник мой беспомощен в этом пути"/.

Б связи с тем, что "сирати-лгустаким" /мост чзреэ геенну/ ведет в рай, а любовь - к божественному слиялию, первый путь был опровергнут как цутасаввифаш, так и Насими.

Образ женщины, как и любви, также носит философский характер, так как в его лирике гораздо чаще земной звучит воспевание божественной красоты и любви.

В реферируемой диссертации обосновывается новый подход к концепции Совершенного. Человека и Бога. В частности подчеркивается, что,утверждая величие своего учителя йазлуллаха, Насими видит в нем воплощение божественного в конкретном человеческом о„бразе, при этом нисколько не принижая величия творца Вселенной. Образ духовного наставника, как человека, достигшего божественного макама, познающего тайны истины и бога, занимает особое место в творчестве Насими, В трактовке Насими понятия "Фазлуллах" и "Бог" носят различный смысл. Насими не отрицает владыку мира, но Яг злуллах, его духовный наставник, человек со-взршенный, в нем сконцентрирована божественная сила, и на земле он заменяет бога. Анализ целого ряда газелей Насими, комментирование содергащихся в них эпитетов, обращенных к Фазлуллаху, подтверждают отмеченный тезис.

Воссоздание полной картины идейного содержания творчества Насими невозможно без рассмотрения отношения поэта к древности и сотворению мира. Вцо издревле считалось, что природа /-бог/ представляет собой макрокосм, а человек - микрокосм. Признание древности," извечности мира Абу Гамид Разали считал основным философским вопросом, противоречащим религии. *

Согласно трактовке Насими, мир древен в сравнении с человеком, при этом не отрицалось его божественное происхождение.

Каф* нунун ыэбдэи, Ьзм каинатын мэншэзи, _Ламэканын шэмсиву бэдру щзб рэнчури^эм.

1 3,Мэымэдов. АзэрбаЗчавда Х1-ХШ эсрлэрда фэлсэфи фикир, Вакы, 1У78, сэЬ. 106. • .

2 Нмадзвдин Насими, Зсэряэри, 3 чй&адэ, I ч., сзЬ. 25.

. с!, ЫОI /V'

/"Я сеть начало и причина /буквально: происхождение/ мира, Я солга;е и луне вездесущего, измучен тьмою". "Мир - древняя красота и любовь вечного /т.е. бога/, Несмотря на тесноту в городе, нет страха за несчастье"/.

Среди различных проблем философ® хуруфизма содержание и ¡мысловые синонимы известного образного выражения "яки чаЬан" '"два мира"/ по сей день являются предметом полешки. Среди су-юствующкх гипотез наиболее распространешюй является трактовка ¡го как реального и потустороннего, а также материального и ду-:овиого мира.

Внимательное изучение творческого наследия Насими убеддает ! сттисловой близости выражений "ига джахан", "ду алем", "даану дахан", "ковну макан", "аломи - кубраву сугра".

Приписывая большинство атрибутов и эпитетов бога человеку, 1асиии обосновывает идею о человеке, отражающем божественную ;убстакцюз.

Вар бу маЬандан оэкэ бизим бир чаЬанымгз, Сурэти - бу алэм олду бизэ ол мэканымыз. ' ... Шол ким бизим чэЬанымыз олмупг бу чанымыз.^

3

'•'аИан одцум чаЬан, олдум чаЬацдан.

СэдЬезаран гэфэсдэ бу 6ул6ул'

Тэн чаЬашчда нэгмэхан олду.^ 5

Вф нэзэр илэ долу кор ким, ч&Ь;.ни-бэшэр нэдир.

/"Кроме этого мира, мы имеем и другой мир.

Изображение того мира стало жилищем нашим.

гдчи я v г.и i(у^о и.-»

2 Имадэдцин Нэсими. Эсэрлэри, 3 чилдцэ, 1ч., с. 267.

3 Орада, П ч.,' с. б.

4 Орада, П ч., с. 317.

5 Орада, I ч., с. '193.

...Так пак душа стала миром нашим".

"Став миром,-я отделился от мира".

"Этот соловей /т.е. душа/ в ста тысячах, клеток Стал певцом в мире тела".

"Одного взгляда достаточно для то^о,чтобы увидеть, чем является мир человека"/.

Вышеуказанную мысль подтверждает смысловое тождество "джан" /душа/, т.е. малый мир, и "джахан" /вселенная/, т.е. большой мир. Такое восприятие и понимание двух миров было заимствовано арабами у греков и в дальнейшем нашло свое отражение и в Коране.

Как явствует* из-наследия поэта, Насиш отрицал загробный мир, состоящий из ада и рая. В настоящем тасаввуфе главная и конечная цель человека - не освобождение от бренного мира и переселение в мир иной, а приобщение к богу. Для того чтобы достигнуть этого, ариф стирает с небосклона свою цель достижения двух миров, так как оба зависят от сверхъестественной силы /т.е. бога/. Истинный ариф должен стремиться к приобщению к божеству на земле. * Слияние человеческой и божественной души и есть по суфиз-'ыу рай, а переселе? че в камень, землю, человека и его муки -это кара всевышнего, т.е. ад. Тсш*,ко путем любви можно достичь высшей цели - соединения с богом.

Проявление бога в образе человека является одним из главных художественно-философских мотивов творчества Насими.

Во многих стихотворениях поэта затрагивается концепция возвращения совершенного человека, достигшего божественного макама, к людям, для суфийской проповеди. Таким духовным наставником,по мнению Насими, бил '¿азлуллах, отождествляемый с, самим богом.Это один из часто встречающихся мотивов в лирике поэта. Поэт для достижения этой цели часто использует образ "хиджаб" /"перде", "ни-габ"^и т.д./, который символизирует человеческое лицо, покрывающее его божественный лик.

В лирике поэта одним из часто встречающихся выражений является "неимение рта" /"деЬэнин рхлуту/, В этом выражении сокрыт

1 Т.Ф.Хусров. Ислам тэригэтлэри, '¡Стамбул, илсиз,' сэЬ. 57.

2 Б.Атала^. Бэкташилик вэ эдэбадаты, Анкара, 1935, сэЬ. 49-^0.

глубокий философский смысл, так как "рот" свойствен человеческой душе - божественной сущности. Человек, по убеждению мыслителя, в состоянии раскрывать божественную истину и тайны с помощью "рта".

Чгн оегин биди Носима агашшн вар одцугун,

Ол дэшни овн кгыан етмэк дилерсен, етмекил.^"

/"Так как Насиш точно узнал о существовании своего рта,

Если есть у тебя сомнение об этом,не делай этого"./.

Познание и проповедь божественных тайн в пределах возможностей Совершенного Человека.'Соединившись с богом,достигнув озарения,Человек возвращается на землю, и лишь на ссй ;.3?аз, овладевший всеми " : таинствами, т.е. истиной, которую необходимо донести людям.

Будузи сыном своего времени, выросший в мусульманской среде, получивший великолепное религиозное образование, Насини основательно освоил суфизм, основанный на фундаменте Корана. Известно,какое огромное влияние оказывала мусульманская религия на суфизм, хотя общеизвестно отрицание суфизмом основных догм этого вероучения /т.е. "столпов веры"/. Объяснение этого достаточно противоречивого подхода к исламу следует искать в психологических и Фвдософских особенностях тюркоисламского мшигония эпохи поэта. Некоторые секты, в том числе и бекташиййе /хуруфизм после разгрома принял облик бекташитов, сохранив свои основные, идеи, которые были соединены с бокташитск;ши/, по формо1обрядов непосредственно связани и имеют' много общего с.ша- • манизмом.

Прекрасный.знаток Корана, Насимл часто ссылался На него, в чем признается в следующем бейте:

Себехакем, Ьафизэм, Гур"анда устал олмутпам.

/"Я чтец и мастер по Корану''/.

Называя Коран наукой /"елм", "елми - 1ур"ан"/« часто обращаясь К хадкеам, мыслитель комментирует религиозные выражения с хуруфит-ской точки зрения. Воспевая пророков и имамов, шстик-суфий видел в себе , святых. Эта интерпретация ислама не долкна истолковываться рак противоречие и обоснование ереси. Согласно философскому учению Наспмп душа обладает свойством переселяться, из чего следует,что божественная душа проявляется в образе совершенных людей. Философ-поэт подразумевает- то, что душа, совершившая долгий-путь и вопло-тизшись в образ святых /пророков и имамов/, передана Насини.Таким образом душа,является связунтаи звеном между яша и его ^редшествен-нпкамп. ' . ' ' '

Икадвддкл Неси* л. 'бсэрлерк, чилдае, I ч., с. 481." 2 .'¡иадаалин- Нэа;ьш. Сдоицзи еспрлори» 1ак1', 1573, с. 122.

- ?л-

Ыногие исследователи - В.Аталай, Л.Гёлпыиарли, Е.Е.Шалалё и особенности З.Кулизаде - питались определить внеисламские.а точш христианские истоки идей Насши. В связи с данным вопросом в дис( тации высказывается точка зрения, согласно которой более целесоов разним представляется изучение христианских образов и мотивов в <

■ ношении к традициям восточной, в частности арабской поэзии,кото длительное время, формировалась и арабскими христианами. Не следо ло бы обходить вниманием и индивидуальный подход поэта к данному вопросу.

Своеобразное отражение христианского влияния в хуру'оизмо пр ле;;сивается в идее• Совершенного Человека - полубога, прообразом к торого явился богочеловек Иисус лристос.

Исследование становления и эволюции философского шрозоззре {¿асиш приводит к выводу о неоднозначности этого процесса. Лналг поэзии Насими обнаруживает, наряду с хуруфистскиш идеями и мотг ш, соотношение в ней суфийских элементов с такими течениями, кг сифатизм, песторизм, ятубизм, в особенности исмаиллизм.

Литературные и исторические'источники свидетельствуют о toi

■ что Насими был крупчейшю авторитетом у тюркских поэтов в течей последующих столдтий. Влияние его идей ощущали и авторы, не при) лежавшие к хуруфитским сектам.

Достаточно ясное художественное выражение хурушистских иде лирике Насими дает основание считать-,■.ошибочными суждения о соз: тельном использовании поэтом большого количества суфийских и ху фитских терминов в целях предосторожности. Целесообразнее связы частое обращение поэта к суфийской терминологии прежде всего с дициями суфийской литературы, с религиозно-философской атмосфер в поэзии. "

Детальный анализ стихотворений поэта приводит к заключение о тематическом различии лирических, философских, фшюсофско-шс чеекпх стихов, которые зачастую почти аналогичны по форме, поэт художественным средствам.

Сравнение теоретико-философских сочинений о хуруфитском те нки со стихшли Наснии приводит к выводу о совершенном поэтичесг знракенил s последних идей хуруфизма, Неудивительно,что Лятпфи, зываясь о его творчестве, -отметил: -"Стихи Насиш - дар божий.X1 физм на него оказал лишь воздействие".

Параллелизм букв и чисел как примета хуруфизма в стихах а

м внракает идею гармонии между человеком и природой. Анализ лирики поэта показывает,что объем ее содержания отличает ее от хуруфит-:кой школы поэзии и что она не является стихотворным эквивалентом [дей "Дтавиданиамэ", как это утверждает ¡¡.Улкмст. Хотя влияние "Дяа-шданпамэ" весьма очеьлдио. Но, в отлично от своего наставника,Иа-:шли духовное - душу воспевает больгсе, ногслп материальное - букву.

;.!ировоззренческая позиция ¡¡аспми, основанная на философии ис-гамского Востока, занимает особое место в истории восточной философ-:ко-худояестпснной мысли сноси мшнвкдуалыюстьп, оригинальностью : неповторимой образностью.

Богатство поэтических средст!, языка, образность выражений и :ркое художественное воплощение философских идей в творчестве Наси-:и и после поражения хуруфизыа обеспечили его идеям право на яизнь течение последующих столетий. Благодаря Hacm.ni гуманистические отивы этого философ кого течения продолжали жить в сектантской текке/, классической /Ливан/ и аиугской поэзии.

Третья глава диссертации - "мастерство Пасими"" - посвящена ассмотрешпо средств художественной выразительности,богатой систе-ы тропов и поэтических фигур. Стихи Нас шли отличаются ярким поэти- " еским языком и игриво:! '[ормой,глубоким филос^Тюко-мистическигл со-еркапиегл. В творчестве мастера слова обращают на себя внимание йн-ереенне1трансформации в системе образов, обусловленные исторкчес-эй обстановкой, а такие его убеждениями. Новые средства худ'ожест-;::ной выразительности отвечают требованиям нового содераяния.Высоте мастерство поэта .таинственные тонкости его поэтического мира лкутулиропагш в основном в жанре газель. Несмотря на то,что хуру-'.текпе идеи Насш.п: находят свое худо/лественное решение в разнооб-хзпых поэт;;чс-ск:--х структурах, предпочтение .угадывается в канре га-;ЛП - лаконично!! я излюбленной форме любовной и философской лирики.

Сравнительный анализ поэзии Насшли с предшественниками и сов-ялегашгеами явствует о том, что зарождение и яркое выражение неко->рнх поэтических .Гюрм и Фигур в тюркской литературе связаны с имел: Насими. В некоторых случаях обращают на себя внимание модифика-:и традиционных арабских и персидских поэтических форм и фигур творчестве Насели Поэт создат образцы с оригинальными структурами «их поэтических фигур, как такси.;, радцус-садр »алал-пкуз,тош<5и-:-тасвипе, ;лусаммлт и др.

Касип: остается, великим мастером не только в любовной,но я

философско-мистической лирике. Главное различие мезду любовной и (Та лософской лирикой заключается в количестве тех или иных поэтически: фигур. Так,одним из.наиболее часто используемых средств является тайбих /сравнешю/. В творчестве Насими выявлены следующие виды та! биха: ташбихи-вдмар /скрытое сравнешю/, тащбпхи-тасвшю /повторно! ■сравнение/, ташбихи-»акс /противоположное сравнение/, саиостоятель ное сравнение я др., о которых впервые говорится в диссертации.При-чем некоторые ташбихи являются плодом индивидуального творчества. Для ташбиха основной темой является человек и его черты.Проявление святых на человеческом лице обосновывается автологнзмом.Поэт- мыслитель иногда представляет как реальность некоторые абстрактные по нятия,использованные поэтами предшественниками в качестве образных средств при 'выстраивании ташбихов и мубалига /гипербола/.

В стихах с ташбихи - «акс до Пасими обычно образ превосходил предает, что было характерно и для Пасши. Однако, если до Насими образ "аби-хайат" /"вода вечности"/ использовался для сравнения "слюни" /философское традиционно-символическое выражение/ и несомненно превосходил "аби-хайат",то в сочинениях поэта эти два основ-•ных элемента ташбю:! отождествляются. Иногда даже превалирует пред мет, т.е. второй элемент.

Одной из поэтических особенностей лирики Насими является способ использования с одним предметом нескольких образов во множественном числе,что служило усилению поэтического воздействия стиха. На философском же уровне эффект связывался с образным выражением "идеи вахдати-вуджуд, воплощением божественной субстанции в 'множественности феноменов мира.

Анализ поэтических фигур в лирике поэта дал возможность услов но их систематизировать, В этом плане'было выявлено сходство между танасуб /соотношение/, тансикус - сифат /соединение атрибутов/ и разновидности! ташбиха. Посылкой здесь послужило то,что указанные поэтические Ф.игуры содержат элементы сравнения.

В диссертации впервые исследуется поэтическая функция в творчестве масими такс: художественных фигур и форм, как таджахул-и ариф,- хусн - и та'лил, талмих, иштихак /иктибас/, шибни -штикак, ихам, ихам-и танасуб, нхам-и васл, мура'ат ан-назпр. Образы,свой-ствежше классической любовной лирике или сектантской поэзии, в произведениях Нас;а.51 попользуются как в отдельности, так и в сочетаниях. Гтспми вносит в газель х7руфитские образы, внедряя их в

ткань любовного и традиционного суфийского стихотворения, создавая тем самым более сложную и разноуровневую структуру текста.

Одной из индивидуальных особенностей творчества Насими является выражение в первом тематическом пласте традиционной лирической смысловой функции, а в шиш, втором тематическом пласте-мистичсс-кого, религиозного, философского и т.д. содержания.

Гылшщан, билин, инчэ кердум сэни, Вели инчэдэн инчэдяр бу хэбэр.

/"Пойми,что я увидел тебя некнее пушяки, Но это один из тончайших вопросов"/

13 этом стихотворном отрывке автор намекает на изящество .души, где Философское содержание находится в ткнем тематическом пласте. Наряду с этим, наблюдается и уровновешеннооть-.иегду суфийскими и земннми тематическими пластами.

Мрика Гази Бурханодцпна и Сейида Насими дает возможность ут-юргдать.что джг.касы тюркского происхождения имеют обширные сшс-ювно возможности.Это показывает ошибочность суздения И.В.Стебле-юй*о том, что теджписы тюркского происхождения малочисленны, и чоркоязычные авторы смогли создать теданясн только с помощью арабо-['ерсидсшк слов.

5 творчестве Насггми некоторые поэтические формы и фигуры' -усаммат, раддул-татла, атап--лам- имеют философско-мистическое, в :астности хуру&итское содержание.

Одним из неизученных художественных средств изобразительности азербайджанском литературоведении является переход тропов,замена дного тропа другим. Лирика Насими - р'дкий и благодатный материал этой области.

Чаиылын чаны гэмнндир, бу сэбэбдэн, е] никар,

1;':ад олур чаным ки, чанда даим ол чан кизлидир.

/"Душой моего тела является твоя печаль,и поэтому, о красавица,

Радуется моя дула тому,что в теле скрыта та душа /т.е.

страдание"/.

В первом полустишии бейта суфийское представление выражено эотичоми-нТадософсК!;:.?;! образами. В качестве символического синода слова "душа" /"джан"/ выступает многозначное'выражение "гам" ' "страдание"/. Во втором'полустишки слово "джан",которое стоит на хотоследнем местом в ряде случаев-выступает и как'метафорический

Л.й.Стеолова. Связь форма и содержания .в жанре туюг, -"Теория-жанров литератур .'метека", '•!., 19 85, стр. 56.

синоним "страдания". В связи с тем,что поэт в первом полустишии объяснил,что "душа" есть "страдание", во втором полустишии говору ся только о "душе", т.е. "страдании". Раскрытие бейта таково: "Ci дание о боге /о божественном начале/ является единственным средез вом,данным человеку в разлуке с богом и соединяющшл человека с бс гом. Это страдание /"гам"/ - страдание дули разлученного с божеез венншл началом, т.е. с богом. Этот бейт является неповторимым в своем роде обшзцом замеш символического сравнения /"длсан" - "гг метафорой/Идаан"/, т.е. перехода тропов.

В творчестве Насими встречается множество канонических художественных фигур восточной поэзии. Некоторые поэтические фигуры, созданные поэтом, в последующие столетия были утрачены или вообще не использовались в поэтической практике поэтами. !! поэтому нзуче ние стиха этого великого мастера имеет исключительное значение и точки зрения истории азерба!|деанского стиха.

В заключении обобщены основные положения исследования,кото] резюмируются следующим образом;

- Сейид Имадеддан Насшли занимает особое место в истории twj ской поэзии и философской мысли.•Наследие поэта связано с исламсг философией, буду-:., своеобразным поэтически;.! сшлволом хуруфизма;

- в основе лирики Насшл! - общечеловеческие философские иди гуманистической направленности; наследие поэта дает основание дл5 разговора о влиянии на него не только "Дршвнданнаые", по и ряда ; гих «¿¡лосбфСйи т'очекяй;

- ? ворчоотво !!ас;:;,й занимает? ведуиую позицию в истории хуру-Флтской Л:г';сраг',урно;: уколи после смерти дазлуллаха;

<* tiôoïû лу-одстайляет богатейший иагстриая для изученш

йСгюльзопанхя ttettsfopii'iocjcûi би;.шолзгчоокйх о'цмоп "хндхпб" /на;:; tiivo/é "АЗУ.-м::и WJtjrу" /»ио'Л'.Шо ]>та"/, "йкя J№:<aW /два tsrpc к V»Ai t hrpar.eumix Через mx яоглъол, û tok.îo рассмотрения худо:.« h: mu,и lynwr.u; têicî* Jiifyp M С,<>]ЛЛ,гж

окособетт? расвйрот» йрблйтййяейий об >y,o!;Jio-<ljyioccx;cj fct'Atn -i.iûrn Y. ш>ъг.:а> T!ijiKCKôi4) ema} ikuniz и сам оказал ьо»доЙ( luii1 n-1 ttac.vjffl&vih покоясшя ярйДбицш&ли) œriyi'cicoft литератур!/;

n »ilïîsïkf Hnomt tl]'OOJib;'jî/(£)î!tî:h K-jttliiO ьогрг-шйя TpanmtiîOHIIJDC

îio3ii!«ir'jfcii ôi'toзон/ йоз.-с>:оа -¿j'oîion., что сиадотельлтйует о ш НоМ к-■•",{ я 'ovîo.'wttiit -¡».ригкой Ноши и т.£/

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ НАЛШ ОТРАЖЕНИЕ В СЛНДШда ОПУГЛИКОВАШШа АВТОРОМ РАБОТАХ:

1. Фузули ше"ривдэ Ьуруфи терминлэри. - Труда конференции молодых ученых Академии Наук "Великий Октябрь и современность: актуальные проблемы обществоведения", Баку, "Элм", 1938, с.186-18?.

2. Гул Нэсиминин бэ"зи тэлмиЬлэри. - "Школа-семинар молодых учёных и специалистов". Медцисцип линарный синтез и перспективы развития науки", Баку, 1989.

3. Нас ими ше"риндэ е^ам. - "Азэрбазчан муэллими", 17 ноЗабр,

1389.

4. Нэсими поеэ^асы вэ халг ^арадычылыгы. - "$олклор вэ ыэ-цэнидзэт!' Кэнч филологларын У1 Республика конфрансынын материал-пары /13-14 декабр, 1939-чу ил/, Еакы, "Еш", 1990, сэЬ. 37-38.

5. Нэсими вэ турк эдэбиооаты. - "Языкоше контакты и литературные связи" /Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых учёных/,Баку, 1990, стр. 145-146.