автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Литературно-критические взгляды Шарафа Рашидова

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бозоров, Эркин
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Литературно-критические взгляды Шарафа Рашидова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бозоров, Эркин

ВВЕ.ДЕНИ.Е

Глава I,. СОЦИАЛИСТИЧЕСКШ РЕАЛИЗМ И ТВОРЧЕСКОЕ

МНОГООБРАЗИЕ

Глава П. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ -ЛЕЙТМОТИВ ТВОРЧЕСТВА

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Бозоров, Эркин

Актуальность темы. В процессе коммунистического строительства все более возрастающую роль играют советская литература и искусство, первостепенной задачей которых: является обогащение духовного мира советских людей, воспитание масс в духе социалистических идеалов. "В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и- искусства"-'*, - отмечалось на ШГ съезде КПСС.

Одним из известных писателей, способствовавших росту всей литературы социалистического реализма, внесших, большой вклад в развитие узбекской литературы, укрепления ее:; общесоюзного и мевдународ-ного авторитета, является Шараф Рашидов. Дважды герой Социалистического 1£уда, лауреат Ленинской премии, крупный партийный и государственный деятель, он известен также в качестве видного художника слова не только в нашей стране, но и за рубежом. Его дилогия "Победители", "Сильнее бури", роман "Могучая волна", повести "Кашмирская песня" и "Веление сердца" сегодня стоят в ряду заметных явлений многонациональной советской литературы. Выпуск пятитомного собрания сочинений Шара<|а Рашидова центральным издательством "Художественная литература" является бесспорным свидетельством этого, фактом широкого признания узбекской литературы в целом,

Шараф Рашидов известен также как пламенный публицист. Его публицистические произведения отличаются политической направленностью, широким тематическим диапазоном, охватывающим важнейшие: проблемы экономического и культурного развития народов СССР. Ша

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М. ,1981, с.,61 раф Рашидов раскрывает и глубоко анализирует истоки всестороннего расцвета Советского Узбекистана в их братской семье и превращения его в маяк социализма на Востоке. Такие известные его книги, как "Знамя дружбы" /1967/, "Торжество ленинской национальной политики" /1974/» "Язык дружбы, братства и содружества" /1979/ и др., стали щжими образцами современной публицистики, ее патриотического и интернационального пафоса.

Широко известен Шараф Рашидов и как зрелый литературовед и талантливый критик. Более сорока лет активно работая в этой области:, он многое сделал для развития науки и литературного процесса в республике. Естественно, что эта многогранная творческая деятельность Ш.Р.Рашидова привлекает внимание научной и литературной общественности.

Первым откликом явилась еще довоенная статья У.Рашида "Наша литература и таланты" /1939/, особенно интенсивный характер изучение творчества Ш. Рашидова приобрело после выхода в свет повести "Победители" /1953/, а ныне оно приняло всесоюзный масштаб.

Шарафу Рашидову - писателю посвящен ряд монографий и научных работ, в совокупности всесторонне раскрывающих существенные грани его художественного мастерства в контексте узбекской и всей т советской литературы.

Опубликовано множество литературно-критических работ во

I Аброров А. Писатель, и соверменность. Ташкент, 1964. Единство дружбы и труда, Ташкент, 1967; Захидов В. Творец прекрасного, Ташкент, 1967; Мамаджанов С. Лирический мир и эпичность. Ташкент. 1979; Хакимов А. Творящие весну, Ташкент, 1979; Ибрагимо--ва Р. Соверменники-победители. Ташкент, 1979; Шадиев Н. Мир могучих волн. Ташкент, 1982. I всесоюзной периодикех.

Защищено также несколько диссертаций2. Однако за исключением диссертации Ф.Эшимова, где /до 1968 г./ освещены некоторые литературно-критические взгляды Ш.Рашидова, все указанные выше работы полностью посвящены его художественной прозе.

Литературно-критические воззрения писателя и их значение лишь в общих чертах кратко анализируются А.Абраровым. в небольшой статье "Талантливый критик" в связи с 50-летием Ш.Рашидова^. Зас

1 Абашидзе Г. Добро побеждает. Лит.газ.,1958, 9 янв.; Брайнина Б. Хорманглар, дорогие друзья. Октябрь,1959, $5; Она же. Героиня современности. Октябрь, 196Г, $3; Владимиров Г. Образы наших людей. Известия, 1958, .10 фев. Дыхание современности. Москвз196Г, ЖЗ; Гринберг И. Принципы постоянного движения. Знамя,1959, №8; Он же. Смысл человеческого существования. Знамя,1974, №9; Зелинский К. Рождение нового. Правда, 1959, 18 февр.? Кедрина 3. Живущие среди нас. Дружба народов, 1975, ЖЕ; Она же. Под знаменем дружбы. Литературная Россия,1979, 19 окт.; Кешоков А. Зоркость. Новый мир, 1978, М; - Кожевников В. Шарафу Рашидову 50 лет. Лит. газ., 1967* 15 ноября;: Озеров В. Романтика народного подвига. Лиг.газ.,1977, 26 октября;. Его же.Живые потоки народной жизни, /вступит, статья/; Рашидов Ш. Собр.соч. в 5-ти тт. М.,Худ.лиг., 1979, г Л; Салохян А. Содружество талантов. Правда,1965, 23 янв.; Султанов И. Сильнее бури. Лиг.газ. ,1962, 6 апреля; Степанова В. О повести Ш.Рашидова "Айкыз и Алимджан". Дружба народов, 1968, ШГ; Суровцев Ю. Идущие впереди. Известия, 1975, 23 апр.; Тихонов Н. Высокая радость творчества. Знамя, 1977, Ш); ' Кошчанов М. С жизнью сверяя шаг. Дружба народов,1977, №Г0 и др.

2 Миразизова Р. Язык и стиль произведений Ш,Рашидова. Канд.дисс. Самаркаад, 1967; Эшимов Ф. Творческий путь писателя Ш.Рашидова. Канд.дисс. Ташкент,1968; Мухамедова Г. Проблемы современной действительности, в творчестве Ш.Рашидова. Канд.дисс. М.,1970; Хаджиметова Д. Национальное и интернациональное в творчестве Ш.Рашидова /на маг.романов/. Канд.дисс. Самарканд,1982.

3 Абраров А. Талантливый критик. Узбек гили ва адабиёги,1967, №2. лунивают внимания две статьи известного узбекского литературоведа М.Кошчанова "Активные партийно-эстетические взглдды" /рецензия на 4-й том пятитомника писателя/ и "Партийно-эстетические . взгляды", в которых верно определены основные грани эстетических: г взглядов Ш.Рашидова .

Как видим, эта сторона деятельности писателя еще крайне недостаточно освещена в узбекском литературоведении, по существу только начинает привлекать внимание.

С этим связан и другой важный аспект вопроса. За время,прошедшее после постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", она заметно повысила свою активность, поднимая актуальные проблемы метода социалистического реализма и современного литературного процесса, национального и интернационального в советских литературах., вопросы литературных взаимосвязей и т.д. Усилилась боевая целенаправленность нашей критики в вопросах: идеологир ческой борьбы в области литературы и искусства . Создан ряд коллективных работ по методологии современной критики и литературоведения3.

1 Кошчанов М. Активные партийно-эстетические взгляды. Узбек тили ва адабиёти,198Г, $2; Его же. Партийно-эстетические взгляды.Узбеки сгон адабиёти ва санъати,1983, 4 февр.

2 См.: Метченко А.И. Кровное, завоеванное, изд.2-е, М.,1975; Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской лиг. Изд. 2-е, М. ,1975; Борщуков В. И. Поле битвы и идей. М.,СП, 1983; Акимов В. В спорах о художественном методе. Л,,1979; Дымшиц А. Нищета советологии, и ревизионизма. М. ,1975; Беляев А. Идеологическая борьба и литература. Изд.2-е, М.

3 Советская литературная критика. Вопросы теории и методологии. Сб. статей. М.,1977; Актуальные проблемы художественной критики. М.,1974; Бурсов Б. И. Критика как литература. М.,1976; Кузнецов Ф. За все в ответе. Нравственные искания в совр.прозе с продолжение на след.е./

На подъеме находится также узбекское литературоведение и критика. Они обогатились серьезными работами И.Султанова, В.Захи-дова, Г.Каримова, А,Хайитметова, Л.Каюмова, М.Кошчанова, Х.Якубова, Х.Абдусаматова, С.Мамаджанова, А. Шарафутдинова, У.Норматова, Н.Худайберганова, П.Шермухамедова, И.Гафурова и др., посвященными формированию принципов социалистического реализма в узбекской литературе, национальной литературе периода зрелого социализма, психологии творчества, процессу формирования и развития литературных жанров и т.п. Возросло внимание к развитию самой критики, к ее истории, проблемам мастерства критика, стилю критических работ-*-. Пробел в этой области начал восполняться появлением диссертаций и литературных портретов, раскрывающих литературно-критическую деятельность известных писателей, ученых и критиков Айбека, А.Каххара, М.Шейхзаде, К.Яшена, В.Захидова, И.Султанова, Х.Якубова, М.Кошчанова, Л.Каюмова, А.Шарафутдинова и т.д. и методология критики. М. ,1978; Современная литературная критика. Актуальные проблемы. Л. ,1975;: Зельдович М.Г. Уроки критической классики. Вопросы теории и методологии критики. Очерки.Харьков, 1976; Щукина Г. 0. Теоретические проблемы худ. критики. М., 1979; Борев Ю.В. Роль лит. критики. Л. ,1976; Он же. Русская сов. лиг. критика. М. ,1981.

I Якубов X. Взгляд в историю критики и литературоведения. В кн.: Полвека нашей литературы, Ташкент,1967; Салихов Т. Узбекская литературная критика 30-х. гг. в борьбе за социалистический реализм. АКД.,Ташкент, 1979; Махмудов Т. В.И.Ленин и некоторые вопросы эстетики. Ташкент,1976; Умаров X. Проблемы мастерства в узбекской лит.критике /1956-1966/ А1Щ.,Ташкент,1970; Он же. Искусство анализа. Т. ,1978; Нурматов М. Критика и эстетика. Ташкент, 1976; Назаров Б. Ленинское учение и узбекская критика. Ташкент,1977; Он же. Узбекская литературная критика /идейность,метод, герой/. Ташкент,1979; Утаев У. Почерк критики. Ташкент, 1979 и др.

Оиесге с тем в данной сфере есть еще немало нерешенных задач. Справедливо отмечалось в предисловии к сборнику "Современная литературная критика": "У нас нет ни одного научного груда, ни одного учебного пособия по теории критики. История же русской критики подробно, в соответствии с современными научными требованиями, с учетом индивидуальности каждого большого критика, еще не исслет дована."х Это можно ^ отнести и к узбекской критике, творчеству многих видных ее представителей, требующих дальнейшего специального углубленного исследования, в том числе и к литературно-критической деятельности Ш.Рашидова.

Его первая рецензия на постановку в Джизакском театре пьесы "Любовь и честь" была напечатана в республиканской молодежной газете "Ёш Ленинчи" еще в 1937 г. С тех пор писатель постоянно выступал в литературно-критическом жанре. До Великой Отечественной войны Шараф Рашидов опубликовал на страницах самаркандской областной газеты "Ленин юлы" и других газет около 40 литературно-критических работ на различные темы. Уже в этих работах совсем молодого литератора были заметны стремления охватить основные явления литературной жизни республики, большой общественный темперамент. Однако во многих ранних статьях, как справедливо отметил А.Абра-ров, "над эстетическим анализом преобладал еще пересказ сюжета, увлекшись анализом идеи произведения, автор мало уделял внимания

Сг раскрытию художественных особенностей" .

Однако постепенно эти недостатки преодолевались, на помощь таланту приходил опыт. В середине 40-х гг. Ш.Рашидов публикует в газете "Кизил Узбекистан" и в литературно-художественном журнале

1 Современная литературная критика. Вопросы теории и методологии, с.7.

2 Абраров А. Писатель и современность. Ташкент,1964, с.24.

Шарк юлдузи" серьезные статьи, например, "О пьесе "Судьба" /1945/,."Безыдейные и слабые произведения" /1946/, "Первенец нового творческого устремления" /1947/ и т.д. Эти выступления уже отличались четким партийным подходом к анализу литературных явлений, зрелостью эстетических позиций и стиля. Они сыграли большую роль в формировании Ш.Рашидова как литературоведа и щэитика. С конца 40-х гг. критические выступления стали часто появляться и на страницах центральной печати. /"Правда", "Литературная газета", "Культура и жизнь", "Октябрь", "Нева", "Дружба народов", "Юность", "Литературное обозрение" и др./. В них освещались важнейшие проблемы узбекской советской литературы, особенности путей ее развития и в то же время общность литературного процесса под эгидой социалистического реализма.

В долголетней деятельности Ш.Рашидова-критика были, конечно, и упущения, особенно в ранний период 40-х- начала 50-х годов. Он не избежал общих для нашей критики недостатков, например, завышения оценок тех или иных произведений на злободневную тематику, но слабых в художественном отношении. Оцнако в своей совокупности и эволюции литературно-критическое наследие Ш.Рашидова отличается фундаментальностью и широтой проблематики, глубоким пониманием и страстной пропагандой ведущих тенденций общественно-литературного развития. Именно это определяет его своеобразие и вклад.в узбекскую литературно-критическую мысль. Шараф Рашидов в течение всей своей литературно-критической деятельности постоянно вел борьбу за партийность и народность литературы, за ее идейное и художественное совершенство. В оценке литературного процесса и отдельных его явлениц он всегда прочно опирался на марксистско-ленинское учение и с этих позиций вел борьбу против теории бесконфликности, вульгарного социологизма, пустого формогворчеотва. Он страстно отстаивал чистоту метода социалистического реализма, тем самым давая отпор идеологическим противникам. Литературно-критические статьи писателя внесли существенный вклад в разработку проблем национального и интернационального, вопросов взаимовлияний и взаимосвязей. Каждое выступление Ш.Рашидова было обращено к самой существенной цели, говоря словами великого писателя нашего времени М.Шолохова, было проникнуто стремлением ". сделать нашу литературу еще более могучей помощницей партии в деле коммунистического воспитания масс, еще более достойной нашего ве-иГ ликого народа .

Вот почему нельзя полно представить путь, который прошла узбекская критика, ее воздействие на рост узбекской советской литературы, ее задачи, не изучив литературно-критических взглядов Шарафа Рашидова. Именно этим определяется актуальность темы нашего исследования.

Пели и задачи исследования. Основная цель и задача диссертации - проследить главные направления борьбы, которую вел Шараф Рашидов за высокую идейность и художественность нашей литературы, раскрыть индивидуальные особенности, и мастерство его как критика, роль его литературно-критического наследия в развитии узбекской советской литературы.

Литературно-критические взгляды Шарафа Рашидова изучаются в диалектическом единстве времени и литературного процесса. Мы стремимся обобщить деятельность Шарафа Рашидова как теоретика и литературного критика, освещая такие принципиальные вопросы,как партийность и народность литературы, современность и творческий метод, национальное и интернациональное, вопросы взаимосвязей и

I Шолохов М. По велению души. М.,Молодая гвардия,1970, с. 266 взаимовлияния литератур, традиции и новаторства. В работе уделяется внимание и таким вопросам, как общественная функция критики, понимание критиком своего гражданского долга, раскрытие им положительных сторон и недостатков художественных явлений, его воздействие на литературный процесс.

Мы не ограничиваемся при этом лишь раскрытием литературно-критических взглядов Шарафа Рашидова, а делаем попытку показать, какую роль сыграли его эстетические принципы в художественном творчестве самого писателя, в развитии, современной узбекской критики, обретение ею идейно-эстетической зрелости.

Научная новизна и практическое значение работы.

В данном исследовании впервые специально и полно рассматриваются и систематизируются литературно-критические взгляды Шарафа Рашидова и на этой основе впервые обосновывается его вклад как критика в развитие литературного процесса и узбекской литературно-критической мысли. Многие статьи писателя, рассматриваемые в диссертации, до сих пор находились вне поля зрения исследователей, а ныне вводятся в научный обиход. Изучение направленности, мастерства и своеобразия литературно-критического творчества Шарафа Рашидова имеет серьезное научное и практическое значение, гак как пополняет страницы истории и картину современного развития узбекской советской критики, оказывает помощь молодым исследователям в овладении критическим мастерством.

Данное исследование может быть использовано при создании курса истории национальной литературной критики, а также в качестве спецкурса для филологических факультетов высших учебных заведений по программе литература народов СССР и истории критики.

Методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов КПСС и партийные постановления по вопросам общественных: наук, литературы и. искусства,, груды и выступления крупных, советских ученых., критиков и писателей о художественной критике.

Апробация работы.Основное содержание работы изложено в четырех, статьях /"Главная теш творчества",. "Гулисган"г 1982, Ш, 0,4 изд-л.,;: "Заботливый наставник молодежи", "Ёшлик", 1982, JS2, 0,3 изд. л,;- "Вдохновляющее воздействие великой литературы", "Совет макгаби", 1982, №12, 0,3 изд. л.;; "Важное средство воспитания в духе интернационализма", "!Совег мактаби",1983, 17, 0,4изд.л./, и научно-практических конференциях профессорско-преподавательско-до состава Джизакского государственного педагогического института /1980,1981/.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава называется "Социалистический реализм и творческое многообразие"., В ней рассматриваются следующие вопросы:: Шараф Рашидов о социалистическом реализме, партийность и народность, партийность и. свобода творчества, партийность и совре- . менносгь, проблема традиции и новаторства и воспитание творческой молодежи.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Литературно-критические взгляды Шарафа Рашидова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ш. Рашидов оставил заметный след в развитии узбекской советской литературы не только как крупный писатель и пламенный публицист, но и как критик и литературовед. Литературно-критическая деятельность явилась для писателя одной из форм служения своему народу, обществу, коммунистическим идеалам.

В своей литературно-критической деятельности Ш.Рашидов охватывает фундаментальные проблемы литературы социалистического реализма, актуальные вопросы и направления литературного процесса. В поле его зрения попадают такие проблемы, как партийность и народность литературы, идейность и свобода творчества, традиция и новаторство, интернациональный пафос литературы,взаимосвязь и взаимодействие литератур, в частности, узбекской и русской, особенности развития литератур стран. Азии и Африки. При этом многообразие проблематики в критическом творчестве Ш.Рашидова целенаправленно, подчинено решению одной задачи:, утверждению метода социалистического реализма как самого передового и плодотворного метода прогрессивной литературы и искусства, показу его благотворного влияния на развитие многонациональной советской литературы. И прежде всего узбекской советской литературы с начала ее зарождения до наших дней» Этот путь глубоко раскрыт в литературно-критических работах Ш.Рашидова.

Исходя из вышеуказанного, Ш.Рашидов особое место отводит ведущим принципам метода социалистического реализма - партийности и народности. Верный этим принципам, в своем творчестве, он подходит к творчеству и других писателей именно с такими критериями. Как известно, высокая идейность - одно из основных условий партийности литературы. Вместе с тем Ш.Рашидов, в соответствии с основным принципом марксистско-ленинской эстетики -принципом единства формы и содержания, не рассматривает идейность литературы в отрыве от ее художественности. Он постоянно утверждает в качестве самой важной задачи литературы - быть высокоидейной и высокохудожественной и тем самым выполнять свою главную функцию воспитания нового человека, строителя коммунистического общества, его духовного совершенствования.

Для успешного выполнения этой задачи, для того, чтобы произведение воздействовало на сознание и эмоциональный мир людей, всегда подчеркивал Ш.Рашидов, советский художник должен быть неразрывно связан с жизнью народа, с практикой коммунистического строительства. В этой связи Ш.Рашидов придает первостепенное значение активности жизненной позиции, общественному облику художника. Насколько активна общественная деятельность писателя, настолько сильно, социально значимо его творчество -вот кредо самого Рашидова и суть его требований к художникам слова. Творческая и общественная деятельность Ш.Рашидова, их ор-ганическае слияние в этом отношении является примером для творческой молодежи., о которой он так заботился.

Ш.Рашидов всегда считал, что литературная критика оказывает существенное влияние на развитие литературы.

На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС говорилось, что"главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско-ленинская критика, активная, чуткая, внимательная и вместе с тем непримиримая к идейно чуждым, профессионально слабым произведениям"^.

Именно гакова была литературно-критическая деятельность Ш.Рашидова, осуществляемая в соответствии с общими задачами критики, в двух основных направлениях: в плане непосредственного воздействия на творческий процесс и в плане совершенствования методологии самой критики. Благодаря последовательному осуществлению этих функций в их взаимосвязи, Ш.Р.Рашидов, наряду с другими ведущими учеными и критиками республики, внес большой конкретный вклад в борьбу против "теории бесконфликтности", в восстановление : ленинского отношения к национальному культурному наследию. Все это в совокупности сыграло благотворную роль для дальнейшего развития современной узбекской литературы, ее реалистических идейно-содержательных и художественных основ, обретения ею зрелости, всесоюзного и международного авторитета.

Как известно, публицистичность - одна из важнейших особенностей, душа литературной критики. Публицистический дух, социальная направленность, присущ® художественным произведениям ПЗ. Рашидо-ва, являются характерным качеством и его литературно-критических статей, важной стороной творческой индивидуальности Ш.Рашидова-критика. Эга особенность,наряду с эстетическим анализом, чуткостью к художественным поискам, несомненно, оказала воздействие на развитие современной узбекской критики, усиление ее социологического начала, действенности.

В литературно-критической деятельности И]. Рашидова большое место занимают вопросы интернационализма советской литературы,

I Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. Журн. "Коммунист Узбекистана", 1983, № 7, с. 13. развития национальных литератур, их взаимодействия. Как подчеркивал критик, "Ицеи интернационализма одухотворяют искусство социалистического реализма, они открыли невиданные просторы для писательской мысли, для творческих поисков" /с.241/. Вместе с тем интернациональный пафос, общий для всех советских литератур, возможен только на основе национального, рождается внутри него. Эти важные выводы Ш.Рашидова о диалектическом единстве национального и интернационального отражают сущность социалистического интернационализма и дают решительный отпор и космополитическим, и буржуазно-националистическим "теориям" идеологических противников.

В литературно-критических статьях Ш.Рашидова проблемы интернационализма разработаны исключительно широко. Он анализирует различные формы и способы его проявления в художественной литературе на основе теории и практики литературных взаимосвязей и взаимовлияний, исходя из того, что в наше время нельзя рассматривать развитие любой национальной литературы вне развития других национальных литератур, что взаимовлияние литератур и на этой основе взаимообогащение их - один из важных объективных и закономерных факторов культуры развитого социализма.

Тем самым-Ш. Рашидов одним из первых в узбекской критике и литературоведении осуществил глубокую разработку проблем интернационализма, внес в них плодотворную традицию рассмотрения явлений узбекской литературы в широком типологическом контексте всесоюзного и мирового литературного процесса.

Теоретические суждения Ш.Рашидова о художественном переводе, его функциях и задачах на соверменном этапе, его организационная деятельность в этой области также сыграли важную роль во вз аим о о б олащенит национальных: культур1.,

В своей публицистике^ литературно-критических статьях Ш.Рашидов отводит большое место русскому языку, убедительно раскрывает благородную миссию.; языка Ленина во взаимном обогащении национальных культур:, в пропаганде их замечательных достижений.

Постоянно отмечая воздействие,, которое оказывала и оказывает русская литература на развитие национальных литератур-, в частности:,, на развитие узбекской литературы, IbVРашидов тем самым внес существенный вклад в развитие современных узбекско-русских литературных связей

Разрабатывая, проблему взаимовлияния и взаимообогащения, литератур и культур, Ш.Рашидов не ограничивался исследованием литератур народов СССР, а рассматривал их. в международном аспекте. В этом отношении характерны, его исследования и организаторская деятельность, связанные с развитием культур и литератур; стран: Азии и Африки, прогресс которых;, он связывал, как с развитием собственных национальных традиций, так и с освоением прогрессивных, традиций всей мировой литературы. В этой связи Ш.Рашидов всегда подчеркивал, огромное значение исторического опыта,: идеологических основ самой передовой, самой гуманной литературы мира - советской литературы, для развития литератур двух континентов

Этим определяется теоретический и практический вклад Ш.Рашидова в укрепление интернациональных писательских связей,, в усиление. влияния литературы на судьбы мира и прогресса.

Как нельзя отделить творческую деятельность Ш.Рашидова от партийной точно так же его публицистика неотделима от литературнокритической деятельности. Их сближает общая идейная направленность, масштабность и актуальность проблематики., коммунистическая страстность. Говоря словами вице-президента Академии Наук СССР акад. П.Федосеева, "Публицистика Ш.Рашидова - неутомимого пропагандиста и проводника интернационализма и братской дружбы советских народов - в своеобразной форме" продолжает исследование современности. Будучи неразрывной органической частью творчества большого и оригинального художника, она, как и все его произведв' ния, служит великому делу борьбы за коммунизм"-*-. Эти слова можно по праву отнести и к литературно-критическим произведениям Шарафа Рашидовича Рашидова, которые, как и художественное наследие писателя, требуют дальнейшего изучения.,

I Федосеев П„ Во имя братской дружбы. Послесловие к 5 тому пятитомника Ш.Рашидова. М. ,1980, с.459.

 

Список научной литературыБозоров, Эркин, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. I., К-Маркс ва ©.Энгельс санъат. тугрисида: В 2-х т.-Тошкеят:1 Гафур Гулом, номидаги Адабиёт. ва санъат нашриё-ти,1975-Г977.

3. В.И.Ленин адабиёт тугрисида. -Тошкент:. Гафур Гулом номидаги

4. Адабиет ва санъат нашриеги, 1974. 404 е.

5. Ленин В. И. О литературе и искусстве}. М.^Художественнаялитература, 1976.- 827.

6. Официально-документальные материалы

7. Х. Программа ШСС.-М. ^Политиздат, 1976.- 133 е.2.2- Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- IL:Политиздат, 1981. 223 с.

8. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня1983 г. 80 е.,

9. XX съезд Коммунистической партии Узбекистана, 3-5 февраля1981 г.-Ташкент.:. Узбекистан, 1982. 552 с» •>139 3.- Книги

10. I. Абдусаматов X. Традиция ва новатор лик, проблемаси.-Тошкент:

11. Азимова М. ,Солиев А., Ижод сабоклари.—Тошкент: Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1979.-Г64 с.

12. ЗЛЗ-Арисготель Поэтика: Поэзия оанъати хакида.-Тошкенг: Га

13. ФУР Гулом номидаги Дцабиёг ва санъат нашриё-ги,1980.-152 с*

14. Мысли разных лет:. По литературным тропам /сборник/ Алма-Ата:: Казгослигиздаг,1961.-554 е.

15. Самед Вургун.:: Очерк творчества.-М. :Советский писатель,1981.-272 с. ЗЛ6.Бадий ижод хакида.,- Тошкенг:: Узадабийнашр,1960.-276 с. ЗЛ7.Баранов В.И.,Бочаров А.Г. .Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика.-М.: Высшая школа, 1982*207 е.

16. Беленькая Ф- А.М.Горький и молодые писатели. -Иваново:

17. Книж. издательство, 195.6.-109 с.

18. Белинский В.Г. Полн. собр.соч:. В 13-ти т. Ред.коллегия

19. Н.Ф.Бельчиков /глав.ред./ и др.-М»: Изд.Акад. наук СССР, 1954, т.5. 3-20.Белинский В-Г- Танланган асарлар.-Тошкенгг Узадабийнашр,155.-609 е.

20. Оружием слова:. Эстетические взгляды и творчество И.Бех?Ра .-Л.-: Советский писатель,1959.-286 е.

21. Бугаенко П. А- А.В.Луначарский и. советская литературнаякритика. -Саратов: Приволжски„изд.,1972.-408 с.

22. Будущее. рождается сегодня. Современная литература и советский образ жизни: Статьи.-М.гСовегский писатель, 1980. -384 с.

23. Мастерство Чернышевского-критика.-Л. :.Советс-кий писатель, 1959.

24. Критика как литература. -Лениздат,1976.-320 е.

25. Преемственность в развитии литературы.-Л.: Наука,I975.-I60 с.

26. Горький литературный критик. -М. Гослитиздат, I960.-375 с.

27. Владимиров Г.П. Знамя дружбы:: Статьи о литературе.-Ташкентг

28. Гослитиздат Уз-ССР, 1964.-448 с. 3.ЗГ.Владимиров Г. П. Лиги дунё инсонларварлиги.,-Тошкент: Гафур

29. Гулом номидаги Адабиёт ва санъаг нашриёти, I980.-352 с.

30. Владимиров С.В. Об эстетических взглядах Маяковского.-Л.:

31. Советский писатель, 1959.-240 е. 3.33.Владимирова Н., Султанова М. Узбекский советский рассказ.

32. Гамзатов Р. 3.35.Горький М.3. 36. Гроз нова ILL338. Дояиёров I.339.Дубровин А.340. Ёкубов X.3.4I. Залыгин. С.3.-42.Зелинский К.

33. Дмитриев В.А. Гуманизм советской литературы,- М.: Мысль,1.8Q.-256 е. Мирзаев С.,Шермухамедов С. Адабиёг ва санъаг-да паргиявийлик. принщшлари., -Тошкенг: Узбе-киотон,1966.—183 с.

34. ЙНкилоб ва адабиёг. -Тошкенг: Гафур Гулом номидаги Адабиёгва санъаг нашриёти,1977.-448 с.

35. Истоки, формирование и развитие социалистического реализмав литературах Советского Востока /материалы все союз. науч.конф„/'Ред.коллегия:. М. К.Нурму-хамедов /огв.ред.,/ и др.-Ташкент: Фан, 1976.259 с.

36. Главное человек.- М.:Советский писатель, 1972.-408 с.

37. Наследство и современность.-2-е изд.доп.-М.: Советский писатель,1971.-416 с. Самая кровная связь. М.: Просвещение:, 1977.222 е.

38. Так растет и дерево. -М.:: Современник,1975.-463 с.

39. Кедрина 3. 3.46.Климович А.347.Кузнецов Ф.348. Кулиев К.

40. Узбек романи.-Тошкент:, Фан,Г969.-314 с. Гоявийлик байрогимиз.-Тошкенг:: Гафур Гулом номидаги Дцабиёг ва санъат нашриёти,1980.-Г60 с.

41. Дустлар даврасида:. Адабий уйлар.-Тошкент:: Ёш гвардия, 1980.-160 с. Ёш дусгларимга: Адабий сухбаглар. -Тошкенгг Ёш гвардия,., 1971.—173 с*

42. Муминов Г. 3.68. Михалков С. В.369.Базаров Б.370.Назаров Б.3.7!.Ваз ар о в Б.374.Норматов У.3.-75.Норматов У.3.78.Озеров В. Коммунист наших, дней в жизни и литературе. 2.е изд.-M.: Художественная литература, 1978, ЗОГ с.

43. Павленко П.А. • Писатель и жизнь.-М.: Советский писатель,.1955г-368 с.

44. Пархоменко М.Н., Многонациональное единство советской литературы.,-М.: Просвещение,1978.-287 с. 3.81.Проблемы теории литерат-урной критики:. Сборник статей.-ГЛ.:.

45. Изд.Моск. ун-та, 1980.-262 е., О литературе. М.:: Художественная литература, 1962.-56Г с.

46. К проблеме взаимовлияния и взаимообогащения русской и узбекской литератур „-Ташкент: .Фан,. 1977.-287 е.

47. Сочинения:. В 5-ти г.-М.: Художественная литература, 197 8.-I98I.

48. Кашмир кушиги.-Тошкент:; Ёш гвардия, 1978.80. с.

49. Дил амри.-Кисса.-Тошкент.:. Ёш гвардия, 1983.,-208 с.

50. Миллий адабиётлар; равнаки.-Тошкент:. Фан, , I98I.-II2 с.

51. Пушкин А. С. 3.83-Расули М.М.3.-84.Рашидов Ш. 3.85.Рашидов Hi. 3.86.Рашидов Ш. 3.87.-Рахимов А. 3.>88.,Садыков А.3.91.Современный литературный процесс и критика. -М.:: Мысль,1975-.296 с.

52. Султон И.С* Адабиёт назарияси.-Тошкенг: Укитувчи, 1980.392 с.3.93-Твардовский А,. 0 литература;. -М.:: Современник,Г973.-44"5 с. 3.94.Творческие взгляды советских писателей. -Л.:. Наука, 1981.288 е.,

53. Тихонов Н. С марксистской, жаждою творить.,-М. г Молодаягвардия,,1979.-239 е.

54. ТОЛСГОЙ Л.Н„ 0 литературе. -М.* Советский писатель,Г956.468 с.3.97-Умуров Х- Тахлил санъаги.-Тошкенг:, Га фур гулом номидаги Адабиёг ва санъаг нашриёги,1978. 3. 98.Фадеев А.А. За тридцать лет. -М»:. Советский писатель,1957.-887 е.,

55. Храпченко М.Б. Тщзрчеекая индивидуальность писателя и развитие литерагуры. Собр.,соч. в 4-х т.-М. г Художественная литература,1983, г.З. З.ЮС.Худайберганов Н. Сени уйлайман,замоядошк „.-Тошкенг.:: Гафур

56. Гулам номидаги Адабиёг ва санъаг нашриёгиг Г983.-294 с.

57. ЗЛ15„Кушжонов М. ЗЛ16.Кушжонов М.

58. С.„ Мирзаев С. Ленин ва адабиёг.,-Тошкент: Га-фур Гулом номидаги Адабиёг ва санъат нашриёги „Г970.-315' с.

59. По велению души: Сгагьи,очерки, выступления,, документы.,-М.г Молодая гвардия,1970. -399 с. Интернационалисты Мы1 -Л. :. Советский писатель, 1982.-368 с.

60. Традиция ва новаторлик проблемаси, -Тошкент: Фан,Г965.-209 е.

61. Годы, события,книги.-Ташкент:: Изд. литературы и искусства им .Г. Гуляма, 1980.--216 с, Танкид ва ус луб.-Тошкент:, Гафур Гулом номи-даги Адабиёт ва санъат нашриёти,1979,—152 с. Бадий.ижодда ленин.ча таълимот.-Тошкент:: Ёш гвардия,;I97I.-160 е.

62. Аср ва наср. -Тошкент: Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёги,1975.-288 с. Ёшлар билан сухбат.-Тошкент: Ёш гвардия, 1968.-144 е.

63. Замонавийлик ва ижодий метод.-Тошкент:. Гафур Гулом номидаги Адабиёг ва санъат нашриёги, 1976.-256 с.

64. Хает ва кахрамоа.-Тошкент: Гафур Гулом номи-даги; Адабиёг ва санъат нашриёги Д979.-368 с-Ижод масъулияти:: -Тошкенг:. Гафур Гулом номидаги Адабиёг ва санъаги, I98I.-344 с.

65. ЗЛ17.Гафуров И» Ям-яшил. дарахт:. Адабий ганкидий маколалар,

66. Тошкенг: Га фур Гулом номидаги' Адабиёг ва са-ньат нашриёги.,1976.-232 с.

67. ЗЛ18.Хайитмегов А.- Алишер Бавоийнияг. адабий-ганкидий карашлари.-Тошкенг: Фан,1959^-196 с.

68. ЗЛ19-Хамидова Т. Рус-узбек адабий алокалори гарихидан.-Тошкенг:

69. Га фур Гулом номидаги Адабиёг ва санъаг наш-риёги,1977.4. Статьи

70. I. Абдуллаев О- Махсуд Шайхзада адабий ганкидчи.-Узбек тили. ва адабиёги,1977,. i£5, с. 56-60.

71. Абдуллаев 0. Изкод оламининг. сехри.-Шарк юлдузи, 1980,ЩО,с.211-217.

72. Адабиётимизнинг интернационал, пафоси. Гули с г он, 1972, М, с. 17-18. Адабий ганкиднинг партиявийлиги. - Узбек гили ва адабиёти.,1983,. Ш, с.3-5. Ойбек эстетик карашларининг7 шаклланишига дойр. - Узбек тили, ва адабиёти Д971, $2, с. II-15.

73. Ойбек социалистик реализм хакида. Узбе-кисгон маданияги,1971, 21 дек. Тарих. сабокларининг замонавийлиги:: - В кн. г Адабиёг ва замон:. -Тошке-нт:: Гафур Гулом номидаги: Адабиёт ва санъат нашриёги,1980, с.197-203.

74. Нормагов У., Социалисгик реализм назариясн ва хозиргиадабий жараёнишг баъзи масалалари:: -В кн.:: Адабиёт ва замон.-Тошкент: Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти„1981, с.,117-149.

75. Озеров В.М- Литературно-художественная критика и современность: Доклад на Пленуме Союза писателей СССР.-Литературная газета, 1972,. 3 фев., 4.2Г. Равшанов А. 1&ФУР Гуломнинг адабиёгшунослик фаолияти.

76. Узбек тили ва адабиэг. 1973,. №4Г с.26-33. 4. 22. Расулов А. йчки конуниятлар* алжабридан. йир масала:: -В кн. ::

77. Адабиёт ва замон. -Тошкенгг Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёги,1980г с. 185-196.

78. Сулгон й., Шарафиддинов О- Замон хизмагида. -Узбекисгон адабиёти ва санъати,1982, 22 янв„ 4.24- Суровцев Ю. Итоги, заботы, перспективы. -Литературноеобозрение „1982, Ж, с. 3-8.

79. Шарафиддинов 0. Шбек адабиёгшунос ва ганки дчи.-Гули с гон,1975, №8, с. 13-15.

80. Шарафиддинов 0. Танкидчилик касби хакида.-Шарк юлдузи,1976,

81. Кушжонов М. 4.37.Кушжонов М.

82. Адабиёгда замонавийлик ва паргиявийлик.-Шарк юлдузи, 1982,; №7, С.-Г94-202. Баркамол бирлик, миллий колорит, интернационал рух.-Шарк юлдузи, 1983, с.,188-Г97.

83. Литературно-критические работы Шарафа Рашидова, изданные.: на узбекском языке.51.Раъно- Ёркин. хаёг, $5-6, с.24.

84. В данном разделе, а также в следующих разделах газетные статьи о творчестве Ш.Рашидова и литературно-критические, статьи его не включены.

85. Янги ижодий ингилишнияг гунгич меваси.-Шарк юлдузи,1947,с. 83-90.

86. Бадиий публицистика хакида. Шарк юлдузи,1948, ЖГ2, с.106117.

87. Узбекистон. болыневикларининп X съезди ва узбек совет адабиетнинг вазифалари.-Шарк юлдузи,1949, Щ, с. 82-92.

88. Узбек совет адабиёти 25 йил ичида.-Шарк юлдузи Д950„ Щ, .с.172-184.5. б.Узбек совет адабиётининп ахволи хакида. -Шарк юлдузи,1950,й2, с. 3-8.

89. Адабий ганкид хакида. -Шрк юлдузи,1950, JS5, с. 9Г-107. 5. 8.Хаег ва адабиётда янгиликлар. -Шарк юлдузиД953, №7, с.116119.

90. Социалисгик реализм байроги осгида. -Шарк юлдузи,Г954, №12,1. C.XI4-I22.

91. Г0^Бадиий ва гаявий юксаклик сари. -Шарк юлдузиД956, $8,с.3-^8.5.1Г.Юксар идеаллар йулида. Узбек гили ва адабиёти масалалари,1958, $2, с. 5-8. 5Д2.ТИНЧЛИК ва халкларнинг бахг-саодаги учун. Шарк юлдузи

92. Г958, №9. С. 3-12. 5.13.Калб даъаги. билан. -Шарк юлдузи,. I960,. $8, е., 154-157.

93. Халкка, Ваганга, паргияга муносиб хизмаг килайлик. -Шаркюлдузи ,1960», 19, с. 8-И.

94. Журналист сиёсяй арбоб. - МухбирД972, №3.

95. Мустахкам кардошлик. -Шарк юлдузи,1972г J&I2, с.3-9.

96. Совет Узбекистони санъатининг равнаки учун. Совет Узбекистони санъаги,1978, Ж, с. 1-2.5.-26."Тошкент рухи." халклар виждони. -Шарк юлдузи,1978, ЖГТГс. 3—7.527.,Улуг Ленин ишига садокат. Шарк юлдузи,1978, №7,. с„5-9.

97. Дустимиз, биродаримиз. -Шарк юлдузи,1981„ №10, с.203-206.532.,"0дам, гулдан нозик, гошдан мусгахкам. " -Шарк юлдузиД981,с. II-L4.

98. Литературно-критические работы Шарафа Рашидова, изданные на русском языке.

99. Хамид Алимджая. -Звезда Востока, 1949,, №7, с. 93-98.,

100. Узбекская советская литература за 25 лег. Ташкент:: Госиздат1. Уз ССР, 1949.б.-З.Во имя мира, во имя счастья народов. -Звезда Востока, 1958,9, с. 3-10.

101. Добро пожаловать в Ташкент. Современный Восток, 1958, JI9.65.,Писагели Азии и Африки объединяются. -Проблемы мира и социализма, 1961,. 1ЬЗ, с. 34-39.6.6-Современность душа литературы и искусства. -Коммунист Узбекистана, 1961, 1§7, с. 9-21.

102. BO имя человека. Знамя, 1961, Ml, с. 9-10.

103. Браг среди братьев. Дружба народов, 1972, 1610, е.,3-14*

104. В семье советской. Литературное обозрение, 1974, J£I0,c.3-5.6*10.Сила Шолоховского слова. Литературное обозрение, 1975, №5,е., 63.6.1Г.Рождено Октябрем. Литературное обозрение, 1977, JSI0,.c.3-6.

105. I2*Ответственность журналиста., -Журналист, 1977,. Щ'О.

106. Для детей значит для будущего. -Детская литература,1982г8, с. 2-3.6.,18.Энергия породненных сердец. -Дружба народов, 1982, №12,с. 29-33.72. Ван Фэн.73.Heapиддинов Ф.

107. Абдуллаев В. ,Дониёров X. ,Мирзаев С. Шиддатли одамлар киссаси.

108. Шарк юлдузи, I960, №2, с.115-122. Инсон гузаллигининг бадиий ифодаси. Узбек тили ва адабиёти масалалари,1961,№1,с.З-7. Шароф Рашидов ижоди. - В кн.: Адабиётни се-виб.- Тошкент; Узадабийнашр,1963. Адиб ва замонавийлик. - Тошкент: Фан, 1964. - Г74 с.

109. Кулжонов А. 7.П.Ёкубов X. 7.12. Аброров А.713.3охидов В.7.15-Иброхимов М. Салом сенга, биродар! -Шарк юлдузи,1967.11, с.25.7.16-Совег воквлигинанг огашиа куйчиси. Ш.Рашидов 5Q ёшда. -Узбекгили ва адабиёги",1967, №6, с. 13-16.

110. Тихонов Н- КУдрагли хаёг окими. -Шарк юлдузи ,.1967, Ш),с.24-29.

111. Турсунзода М„ Самимияг ва махораг. -Шарк юлдузи, 1967, ЖЕ1Гс. 24-25.7*19. Турсунов У., Носиров У. "Кудрагли гулкин" романида персонажлар ну тки., -Шарк юлдузи, 1968, №1, с.,211-214

112. Иброхимова Р. Замондошларимиз голиблар. -ТошкенгУзбекисгон,1979

113. Каримов Н. Услуб жилолари. -Узбек гили ва адабиёги,,1977 „ JS6* с.4-8.

114. Лирик олам, эпик кулам. -Тошкент:Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти,1979,-336 с.

115. Замондошларимизнинг ёркин образ лари, -Шарк юлдузи, 1981,, Ю, с.225-226. Фаол. ва партиявий эстетик карашлар. -Узбек гили ва адабиёти, 1981, №2, с.7-15. Кудратли калам сохиби. -Гулистон,1981. №12, с. 8-9.

116. Кудратли гулкинлар олами. -Тошкент: Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1982.-160 с.

117. Катга хаёгий хакикаг. -Гулисгон,1983, №3, с. .6-7.

118. Работы о творчестве Шарафа Рашидова, изданные на русском языке.

119. Г.,Брайнина Б. 8.2-Владимиров Г. 8.3. Гринберг И. 8.-4. Пармузин Б. 8.5. Степанова В.

120. Хорманглар, дорогие друзья!: -Октябрь, 1959, Щ, с. 228-230.

121. Пафос утверждения и радость творчества. -Звезда Востока, 1959, гёГ, C.140-151. Принцип постоянного движения. Знамя,1959, J&8, с. 214-219.

122. Поэтическая повесть. -Звезда Востока,1957, с.147-148.

123. Повести Ш.Рашидова Айкыз и Алимджан.-Дружба народов, 1968, М, с.200-281.86.,Брайнина Б.,87.Владимиров Г.88.Владимиров Г.8.Э.Владимиров Г.8. 10. Гафуров Г.8.II. Генина М812. Семенов В.,8.I3. Тол че нова Н.

124. Г4.Яковлев Б. 8.15.Владимиров Г.8.,Г6.Григорьев М.

125. Сбитнев Ю. 8.18-Молдовский Д.8. 19. Якубов А.820.Гринберг И.

126. Героиня современности. -Октябрь,1961, Ш, с. 216-219.

127. Дыхание современности. -Москва, 1961,. №3, с. ,205-206.

128. Творчество это труд. -Звезда Востока, 196Г, №7, С.148-Г60.

129. Художник и народ.-В кн.:; Знамя дружбы. -Ташкент.: Гослитиздат УзССР,1964, с. 128-259. Раздумья над переводами. -Звезда Востока, 1965, №12, с. 159-163. До скорой встречи, Булат!; Знамя, 1964, №12, с. 243-244. .

130. Весна в Бахмале. -Дружба народовД965, №2, с. 173-275.

131. Чтобы каждую изюминку пополам. -Огонек, 1964, №51, с. 21.

132. Это сильнее бури. -Огонек, 1959, №5, с.24. На главных магистралях современности. -Звезда Востока, 1967,. №1, с. 9-28. Могучая волна. Октябрь,1966, №4, с.194-196.

133. Знамя дружбы. Огонек, 1967, №4, с. 8. Мир.в весеннем горении: 0 творчестве Ш.,ра-шидова. -Звезда, 1972, №2, C.209-2I4. Рождение романа. - Литературное обозрение,1973, №8, с. 39-40.

134. Смысл человеческого существования. -Знамя,1974, №9, с. 227-232.821.-Иванов Д. Там,где бежит Алтынсай. -Молодая гвардия,1975, №4, с. 305-309. 8.22,Кедрина 3. Живущие: среди нас. Дружба народов, 1975,1, с. 252-254.

135. Кошчанов М- С жизнью сверяя шаг. -Дружба народов, 1977,10, с.257-263.

136. Енишерлев В. Певец счастливой земли. Огонек, 1977, №46,с. 26.

137. Домбровский Б. Первыми встречают солнце орлы. -Радуга, 1978,8, с. 145-148.

138. Кешоков А. Зоркость. Новый мир, 1978,. №4, с. 285-287. 8.-ЗГ.Озеров В. Живые токи жизни: Над строками книг Шарафа

139. Рашидова. Октябрь, 1978, №1Г, с.210-219. 8.-32.Хакимов А. Творящие весну. -Ташкент: Изд.литературы иискусства им.Г.Туляма,1979.-24 с.9. Авторефераты

140. Абдуллаева М. Эстетические принципы творчества Айбека: Автореф.дисс. канд.филол.наук. -Ташкент, 1975., 27 е.

141. Алимирзаев X. Литературно-критические взгляды Джалила Мамедкулизаде: Автореф.дис. кандгфилол.наук. -Баку, I964.-20 с.

142. Аскеров Ю.Ш. Литературно-критические взгляды Назима Хикмета: Автореф.дис. д-ра фи л ол „наук. -Баку ,,1974.

143. Кайгородова В.Е. Литературно-критические взгляды Л.М.Леонова:

144. Авгореф.дис. канд.,филол. наук. -Л., Г979*-22 с.

145. Автореф. дисканд.филол.наук. -М. ,1977.25. с».

146. Солод Ю.Д. Литературно-критическое наследие Максима

147. Рыльского: Автореф. дис.,., канд.филол.на-ук. -Киев,Г973.-23 е. 9.9.Хайтметов А. Литературно-критические взгляды Алишера Навои: Автореф. дис.,. канд.филол.наук. -Ташкент. „195 4. -16 с. 9-10.Цейтлин. Е.Л. Литературно-критические взгляды Всеволода

148. Иванова:. Автореф.дис. канд.филол.наук.,-М. Д977.-Г6 с.16210. Диссертации.

149. Абдуллаев А» Литературно-критические взгляды Максуда

150. Шейхзаде. Дис. канд.филол.наук.«Ташкент, 1981.

151. Азимова М. Литературно-критические взгляды Камиля

152. Яшена. Дис. канд.филол.наук. - Ташкент, 1977.

153. Касымов У. Литературно-критическое наследие Абдуллы

154. Каххара и вопросы художественного мастерства в узбекской советской литературе. -Дис. канд. филол.наук.- М.,1978.

155. Мухамедова Г.И Проблемы современной действительности в творчестве Ш. Рашидов а. Дис. канд. филол. наук. -М.,1970.

156. Назаров Б. Роль Айбека в формировании марксистко-ленинской литературной критики в Узбекистане.- Дис. канд.филол.наук.-Ташкент, 1971.

157. Эшимов Ф. Творческий путь писателя Шарафа -^ашидова.

158. Дис. канд.филол.наук.- Ташкент, 1968.

159. Ходаиметова Д.Дж. Национальное и интернациональное в творчестве Ш.Рашидова /на материале романов/.-Дис. ;.канд.филол. наук. -Самарканд, 1982.'