автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Массовая и популярная культура в современном обществе

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Савельева, Ирина Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Массовая и популярная культура в современном обществе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Савельева, Ирина Геннадьевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ МАССОВОЙ И

ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные теории массовой и популярной культуры.

1.2. Эволюция массовой и популярной культуры в обществе: предпосылки возникновения и развития.

1.3. Формы проявления массовой и популярной культуры в современном обществе.

ГЛАВА II. РОЛЬ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ,РАСПРОСТРАНЕНИИ И ПОТРЕБЛЕНИИ МАССОВОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Масс-медиа в совреценном.обществе: трансформация системы духовного производства.

2.2. Массовые коммуникации в современном российском обществе: проблема пропаганды и идеологического влияния.

2.3. Современные средства распространения медиа-культуры, медиа-источники и их воздействие на общественное сознание.

ГЛАВА III. ДИНАМИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЫ В

УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

3.1. Общие характеристики развития и функционирования постсовременной культуры: процессы глобализации и виртуализации.

3.2. Конструирование идентичности в современной массовой и популярной культуре.

3.3. Российская массовая и популярная культура в глобальном контексте: особенности развития.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Савельева, Ирина Геннадьевна

Актуальность темы исследования. Социология имеет особый взгляд на становление и развитие того аспекта культуры или той ее части, которую принято называть "массовой культурой" или "популярной культурой". Последнее выражение за последние десятилетия приобрело более научный статус. Это, в частности, связано с тем, что все сложнее определить четкие критерии различения массовой и элитарной культуры, культуры "высокой" и культуры "низкой". Это также связано с тем, что современная социология не рассматривает "массу" как определенное социальное образование, способное служить базой или субъектом "массовой культуры". Поэтому социологи используют понятие "массовая культура" достаточно условно, указывая на то, что роль соответствующего социального феномена значительно изменилась по истечении десятилетий с момента возникновения дискуссий о массовой культуре и массовом обществе. Например, наряду с изменением роли массовой культуры в обществе и ее медиазацией внутри этого социального явления происходит определенное расслоение, равно как и расслоение ее аудитории; многие сюжеты, жанры, принадлежавшие ранее исключительно элитарной культуре, ныне заимствуются и массовой. Отношение к традиционно элитарной культуре также меняется, равно как и взгляды на то, что причислять к элитарной культуре.

Понятие "популярное" является широко распространенным, тем не менее, в современной отечественной социологии оно еще только начинает приобретать статус рабочего термина. Наряду с этим следует отметить, что прилагательное "массовый" является чуть ли не более общеупотребительным: мы говорим о массовом производстве и потреблении, массовых движениях, организациях, массовой коммуникации и массовом сознании. "Массовость" стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов в самых разных областях социально-экономической и культурной жизни.

Исследование массовой и популярной культуры в коммуникационном аспекте приобретает особое значение в сегодняшней России. Радикальные изменения в период реформирования российского общества происходят во всех сферах общественной жизни, в том числе и в популярной культуре, которая представляет собой не только значительную часть телевидения, прессы, литературы, кинематографа, но и образ жизни, и культуру труда, и нормы поведения. Иначе, популярная/массовая культура — это все то, что составляет повседневную жизнь людей.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется все более возрастающим влиянием массовой и популярной культуры на общественное сознание, а также на состояние и функционирование всего общества. Кроме того, трансформационные процессы в постсоветском пространстве приводят к смещению ценностей и необходимости построения, трансляции и стимуляции потребления новых культурных образцов, кодов, стилей жизни, — именно это и является функцией массовой и популярной культуры. Кроме того, медиазиро-ванная массовая и популярная культура является одним из основных пространств и ресурсов для конструирования идентичности и саморепрезентации.

Особую актуальность проблеме функционирования и потребления массовой и популярной культуры придают интенсивно развивающиеся средства массовой коммуникации, которые оказывают растущее влияние на формирование и распространение культурной продукции в обществе. Другими словами, средства массовой коммуникации должны пониматься как "культурные посредники", развитие которых рассматривается как «фундаментальная непрерывная трансформация способов производства и циркуляции символических форм в современных обществах»1. Именно таким образом понимается медиазация культуры как процесс, характерный для современного общества.

Идеологический заряд массовой и популярной культуры не без оснований сводится критиками к идеализации действительности, а зачастую вообще к тенденциозному искажению ее в интересах правящих кругов. Особенно актуаль

1 Thompson, J.B. Ideology and Modern Culture, Polity Press, 1990, p. 124. ным этот аспект массовой культуры представляется при обращении к сегодняшней ситуации в России. Идеологическое влияние, осуществляемое через средства массовой коммуникации, хотя и отрицается правящими кругами, тем не менее присутствует. Провозглашение намерения построить демократическое общество не избавляет нас автоматически от манипулирования массовым сознанием. Проблема объективного освещения средствами массовой коммуникации событий в стране и за рубежом особенно остро проявилась во время войн в Чечне, Косово и различных предвыборных кампаний.

Анализ массовой и популярной культуры осуществляется в значительной мере в рамках социологии культуры — дисциплины, занимающейся изучением формирования, строения и функционирования культуры в отношении к социальным структурам и институтам в контексте конкретных исторических ситуаций1. Кроме того, при изучении современной массовой и популярной культуры также зачастую применяется культурный анализ, как «направление теоретического исследования, применяющее методологию и аналитический аппарат культурной антропологии, социологии и философии культуры и ставящее своей целью обнаружение и анализ закономерностей социокультурных изменений»2.

Зачастую популярная культура воспринимается лишь как многообразие способов проведения досуга. Однако массовая или популярная культура в современном обществе в целом остаются связанными с идеологией и политикой. Массовая/популярная культура — понятие, указывающее на особенности формирования и воспроизводства культурных ценностей в современном обществе массового производства и потребления. Все, что окружает современного человека и составляет его повседневную жизнь, — одежда, предметы быта, образование, информация — является частью популярной культуры и поступает к индивиду через механизмы ее распространения и воздействия — прежде всего через средства массовой коммуникации.

1 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. С. 16.

2 Там же.

Актуальность анализа массовой и популярной культуры в коммуникационном аспекте связана прежде всего с тем, что выявление сущности этого типа культуры оказывается принципиально важным для понимания происхождения и роли массовой и популярной культуры в современном обществе, а также для выявления функциональных особенностей тех разновидностей современной культуры, которые претендуют на элитарность. Наконец, важность рассмотрения этого феномена заключается и в том, что он, по мнению многих авторов (Г.К. Ашин, А.В. Кукаркин и др.), будет развиваться в ближайшем будущем, знаменуя собой новую фазу в развитии современной культуры. Известный отечественный исследователь Л.Г. Ионин, говоря о современной ситуации, справедливо полагает, что «постмодерн (или то, что называют постмодерном) осуществляется именно в культуре и через культуру. Поэтому культурно ориентированная социология неизбежно становится основным инструментом анализа этой исторической трансформации. В конечном счете не важно, будет ли она называться социологией культуры или как-то иначе; ясно, что исследование культуры на долгое время становится предметом социологии»1.

Изучение массовой и популярной культуры как социального феномена, присущего современному обществу, актуально еще и потому, что она обладает высокой жизнеспособностью и проникающей способностью, пронизывая все стороны общественной жизни, в значительной степени благодаря массовым коммуникациям; поэтому ее иногда называют "глобальным средством психотерапии"2. Кроме того, изменение характера распространения массовой и популярной культуры существенным образом сказывается на состоянии современного общественного сознания.

Степень научной разработанности темы. Как явление массовая культура возникла в конце XIX века с распространением популярной литературы, лег

1 Там же. С. 266.

2 Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и основные функции. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. С.4. кой музыки и изобретением кинематографа. Однако сам термин "массовая культура" был введен в научный оборот лишь в 40-е годы XX века и стал широко использоваться для обозначения низкопробной стандартизованной продукции. До этого времени массовая культура не имела теоретического объяснения и истолкования. Первые теоретики массовой культуры были и ее критиками. Наиболее заметный вклад внесли ученые Франкфуртской школы. Почти одновременно появились и апологетические концепции массовой культуры, утверждавшие, что массовая культура способствует интеграции общества. Итак, при систематизации теорий массовой и популярной культуры принято условное разделение их на критические ("пессимистические") и апологетические ("оптимистические"). Кроме того, в последние десятилетия появляется все больше исследователей, заявляющих о необходимости формирования аналитического, или синтетического, подхода к изучению массовой и популярной культуры, что представляется наиболее целесообразным и автору данного диссертационного исследования.

Следует отметить, что генезис, эволюция, а также основные теории, касающиеся оценки роли массовой культуры в общественной жизни, описаны и исследованы в отечественной социологической литературе достаточно полно и подробно1. Однако определенный пробел содержится в освещении последних западных теорий массовой и популярной культуры, а также в изучении истории массовой культуры в СССР (и позднее в России), так как в основном в отечественной литературе до недавних пор этот термин нес негативное значение и не признавался как факт "советской действительности". Также недостаточно разработана тема форм проявления массовой культуры, так как под этими формами обычно понимается лишь массовое искусство, хотя феномен массовой культуры намного шире.

Кроме того, в отечественной социологической литературе появилось не

1 См. например: Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета: (Что популяризуют средства массовой информации США). — М.: Мысль, 1986; Смольская Е.П. "Массовая культура": Развлечение или политика? — М.: Мысль, 1986; Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М.: Искусство, 1988. мало исследований, посвященных массовым коммуникациям и проблеме распространения массовой и популярной культуры1. Эти исследования также затрагивают проблемы манипулирования и пропаганды, а также освещают процессы, характеризующие развитие современной отечественной массовой и популярной культуры.

Определенная часть литературы посвящена проблемам глобализации, виртуализации культуры и конструирования идентичности в постсовременном мире, однако следует вновь отметить, что большинство работ по данной про

-у блеме было опубликовано на Западе .

Подобное разнообразие подходов и концепций массовой и популярной культуры обусловлено несколькими причинами. Во-первых, как уже указывалось, сама массовая и популярная культура в современном обществе далеко не однородна. Расслоение ее связано со сложностью и разнородностью самого общества. В данный момент, скорее всего, уже неправомерно говорить о единой массовой культуре. Во-вторых, оценки социального значения массовой и популярной культуры колеблются от непримиримо-критических (Т. Адорно, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет) до вполне нейтральных и даже положительных (Д. Белл, Э. Шиллз). В-третьих, существует не меньший диапазон взглядов на проблему взаимодействия и взаимовлияния массовой культуры и массовых коммуникаций. В-четвертых, массовая культура как социальный феномен характеризуется особой динамичностью, что также усложняет процесс ее изучения. Наконец, в-пятых (и как следствие всего вышеуказанного), само понятие массовой культуры трактуется совершенно по-разному в современной отечественной и западной социологии; как уже упоминалось выше, до конца не опре

1 См. например: Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического взаимодействия. Исследование опыта Запада. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998; Засурский И.И. Масс медиа второй республики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999; Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.:УРСС, 1999.

2 См. например: Featherstone М. "Global Culture": Nationalism, Globalization and Modernity. SAGE, 1990; Featherstone M. Undoing Culture. Globalization, Postmodernism and Identity. SAGE, 1995; Thompson, J.B. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Polity Press, 1995. делено соотношение понятий "массовая культура" и "популярная культура", "массовое" и "элитарное".

Следует отдельно оговорить понятийный аппарат данного диссертационного исследования, в частности, осветить проблему соотношения понятий "массовая культура" и "популярная культура". Как уже отмечалось выше, сам термин "массовая" культура был принят научным сообществом только в середине 1940-х годов. Соответственно еще позже, как производные, появились и получили широкое распространение термины "массовая" литература, "массовое" искусство. До этого времени массовая литература имела много красноречивых определений, таких, как "бульварная", "коммерческая", "популярная", "лубочная", "тривиальная", "низовая", "рыночная".

В современной социологии существует несколько взглядов на проблему соотношения понятий "массовая культура" и "популярная культура". Ряд социологов, как западных, так и отечественных, считают эти понятия синонимами, употребляя их без какого-либо оговаривания различия в их смысловой нагрузке1. Другие исследователи определяют популярную культуру как сравнительно новый слой культуры в современном обществе (например, Г.К. Ашин предлагает обозначить этим термином культурный слой, существующий наряду с массовой и элитарной культурой, занимая промежуточное положение между ними1).

Тем не менее, следует отметить, что понятие популярной культуры уже имеет широкое хождение на Западе, обозначая для большинства исследователей синоним массовой культуры, однако в новой ее форме. Британский исследователь Д. Маккуэйл, отличая социологический термин "популярное" от более широко употребимого понятия "массовое", указывает на то, что популярная культура — это культура, которая не претендует на массовость, буквально — это культура, которая популярна ,в различных слоях общества. Кроме того,

1 Разлогов К.Э. Культура для необразованных?// Общественные науки и современность. 1990. №4. С.168 - 183. употребление термина "массовая культура" предполагает определенный снобизм в критике "масс", якобы не обладающих достаточным образованием или тонкостью эстетического суждения . Собственно массовую культуру в ее устоявшемся понимании он наделяет следующими характеристиками: нетрадиционность (отличие от "традиционной" культуры), не-элитарность, массовость производства, популярность, коммерциализованность и гомогенность3. Основываясь на этих характеристиках, мы можем выделить те, которые отличают популярную культуру от массовой — это сравнительная близость к элитарной культуре, гетерогенность и более высокая избирательность производства и потребления.

Однако с ним не соглашается Дж. Холл, утверждая, что при всей своей уничижительности, «термин 'массовый' охватывает важнейший аспект современной культуры, а именно — то, что в конце двадцатого века большая часть. культуры массово производится, массово распределяется и потребляется на массовой основе». Трансляция культуры через масс-медиа дает основания для "озабоченности" появлением массового общества. «Лишенный своих уничижительных значений (коннотаций), термин 'массовый' выявляет фундаментальный аспект современной культуры, — тот, которому культурные исследования будут вынуждены противостоять»4. Подобной точки зрения придерживается и отечественный культуролог А. Генис. Называя словосочетание "массовая культура" "нелепым", — ведь «культура, как воздух, не может не принадлежать массам», — он при этом утверждает, что «уничижительный характер термина скорее связан со способом производства культуры, чем ее потребления»5.

1 См.: Ашин Г.К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная "массовая культура". М.: Сов. Россия, 1985.

2 См.: McQuail,D. Mass Communcation Theory: an Introduction, 3rd ed. SAGE, 1994.

3 Ibid., p.40.

4 Hall, J. R. Culture: Sociological Perspectives/ J.R. Hall and M. J. Neitz. USA, Prentice-Hall Inc., 1993, P.6.

5 Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени/ Эссе. М.: "Независимая газета", 1997. С. 69.

Автору исследования представляется целесообразным использование терминов "массовая культура" и "популярная культура" как равноправных понятий (однако, с учетом различия в их смысловых нагрузках), поскольку оба явления — как массовая, так и популярная культура — характерны для современного общества. Кроме того, следует учитывать сложившуюся в отечественной научной публицистике традицию равноправного использования этих понятий. Еще одной причиной этому служит попытка избежать дальнейшего усложнения и без того запутанного положения в понятийном аппарате. Тем не менее, понятие "массовая культура" употребляется нами для подчеркивания массового характера производства и потребления некоторых видов продукции, тогда как "популярная культура" чаще используется для обозначения культуры, более разнородной и дифференцированной по сравнению с первой.

Цель исследования: определить основные тенденции развития массовой и популярной культуры в условиях интенсификации влияния средств массовой коммуникации в трансформирующемся обществе. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: описать генезис и эволюцию массовой и популярной культуры в мировой цивилизации; раскрыть объективные и субъективные предпосылки этой эволюции; выполнить критический анализ основных методологических подходов к изучению массовой и популярной культуры; проанализировать содержание понятия "массовая культура"; выявить функции массовой и популярной культуры в современном обществе, определить ее роль в системе духовного производства и основные формы проявления; охарактеризовать механизмы формирования, распространения и потребления массовой и популярной культуры; проанализировать роль средств массовой коммуникации в этих процессах; выполнить анализ тенденций и перспектив развития массовой и популярной культуры в контексте общества постмодерна, представив при этом средства массовой коммуникации как фактор формирования нового типа культуры — "медиа-культуры"; определить специфические черты и характеристики, присущие современной российской массовой и популярной культуре; охарактеризовать воздействие процесса культурной глобализации на развитие отечественной популярной культуры.

Методологическая основа. Данное исследование опирается на методологию структурно-функционального и институционального подходов. В результате был выработан комплексный, многофакторный подход к предмету исследования. В ходе работы использовались типологический, исторический, логический методы анализа; также были использованы элементы социокультурного анализа. Основным методом исследования был выбран системный анализ и интерпретация подходов к массовой и популярной культуре и оценок ее роли в обществе. Эмпирическим методом явился качественный анализ содержания медиа-текстов с элементами дискурс-анализа в ходе изучения материалов российской прессы, результаты которого представлены во второй главе диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования была выбрана массовая и популярная культура как социальный феномен современного общества. Предметом исследования является изменение роли массовой и популярной культуры в условиях интенсификации влияния средств массовой коммуникации в трансформирующемся обществе.

Положения, выносимые на защиту: генезис и эволюция массовой и популярной культуры обусловлены со-циально-историческим контекстом, в котором данный тип культуры функционирует; происходит методологический сдвиг от эссенциалистских концепций массовой и популярной культуры, основывающихся на полярных оценках роли массовой и популярной культуры в обществе, к аналитическим/синтетическим, акцентирующим внимание на процессе функционирования этого феномена (включая и изучение роли масс-медиа в этом процессе); в связи с бурным развитием масс-медиа, особенно интерактивных видов, появляется новый принцип распространения массовой и популярной культуры — сетевой, отличающийся от иерархического способом распространения культурной продукции в обществе; среди остальных функций массовой и популярной культуры, традиционно играемых ею в обществе, на передний план выдвигается социализирующая функция. Массовая и популярная культура, превращаясь в медиа-культуру в условиях глобализации и виртуализации современного общества, становится основным ресурсом конструирования идентичности и полем для репрезентации, предоставляя индивиду набор культурных образцов, кодов, стилей; масс-медиа обеспечивают циркуляцию этих конструктов в культурном пространстве.

Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотрение явления массовой и популярной культуры в контексте трансформирующегося общества предпринимается не с критической точки зрения, а с аналитической. Иными словами, выбранный подход имеет целью избежать "снобистского" понимания массовой и популярной культуры как низкопробной продукции и выработать аналитический подход к ней как к сложившемуся явлению социальной реальности. Кроме того, большинство работ, посвященных современной отечественной массовой и популярной культуре написано, как правило, на публицистическом уровне либо является культурологическими исследованиями, что создает определенную потребность в появлении социологических и междисциплинарных работ, посвященных этой теме и содержащих ее целостный анализ. Кроме того, детально проанализирована социализирующая функция массовой и популярной культуры в коммуникационном аспекте и охарактеризована ее новая роль в трансформирующемся обществе, что представляется весьма важным для изучения проблем конструирования идентичности. Относительно новой областью изучения также является рассмотрение медиа-культуры как средства манипуляции и пропаганды в российском обществе. Кроме того, в третьей главе данного исследования представлен новый — сетевой — способ распространения медиа-культуры, характерный для постсовременного информационного общества, в отличие от традиционного иерархического.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученное знание может быть использовано при формировании некоторых принципов государственной культурной политики, в особенности касающихся массовых коммуникаций.

Научная значимость состоит в том, что в контексте трансформирующегося общества данное исследование отвечает новым потребностям теории культуры и культурного анализа. В условиях вестернизации/американизации массовой и популярной культуры, а также культурной глобализации, для обновления обществоведческого дискурса необходимы новые, не основанные на антагонизме подходы в изучении отечественной популярной и массовой культуры.

Апробация работы. Отдельные положения работы были представлены на научных конференциях — Итоговой научной конференции КГУ за 1996 г., республиканской научно-практической конференции "Власть и общество: грани взаимодействия" (Казань, КХТИ, июнь 1996 г.), и международной конференции "Кому принадлежит культура?" (Казань, КГУ, май 1998 г.)

Содержание работы отражено в семи печатных публикациях.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы, построенного по алфавитному принципу. Первая глава посвящена генезису и сущности массовой и популярной культуры. Характеризуются основные подходы к изучению этого феномена — критические, апологетические, аналитические. Рассматривается эволюция массовой и популярной культуры, обусловленная некоторыми закономерностями развития общества — в частности, процессами массовизации и индустриализации производства культурной продукции. Кроме того, один из параграфов первой главы посвящен основным формам проявления массовой популярной культуры — на примере кино, музыки, изобразительного искусства и дизайна. Вторая глава данного диссертационного исследования посвящена массовым коммуникациям как одному из важнейших факторов, влияющих на производство, распространение и потребление массовой и популярной культуры. Именно развитие массовых коммуникаций обусловило трансформацию системы духовного производства, изменилась роль аудитории в процессе коммуникации. Также показана значимость проблемы манипулирования и влияния на общественное мнение с

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Массовая и популярная культура в современном обществе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Массовая и популярная культура - явление гораздо более сложное и укорененное в социально-исторической действительности, чем это представляется ее многочисленным критикам и у нас в стране, и на Западе. Массовая и популярная культура — понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Значимость массовой и популярной культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа и стиля жизни. Культурные образцы, коды, стили и моды поступают к человеку через механизмы массовой и популярной культуры. Кроме того, понятие массовой и популярной культуры включает в себя нормы поведения, культуру труда, популярную науку и искусство — все то, что составляет повседневную жизнь людей.

Поэтому большинство современных социологов рассматривают массовую и популярную культуру как общечеловеческий феномен, базирующийся на определенных тенденциях современной техники и технологии, особенно технических средствах массовой информации. Французский социолог Ж. Фридман, в частности, определяет массовую культуру как совокупность культурных потребительских ценностей, предоставляемых в распоряжение широкой публики при помощи средств массового общения1.

Позиция исследователя, традиционно ставившего себя вне/выше массовой культуры, ныне изменилась. Каждый член общества так или иначе потребляет популярную культуру и ее продукцию; исследователь старается избежать противопоставления массового и элитарного. Следует отметить методологическое смещение, произошедшее в современном социальном знании — от эссен-циалистских подходов, исследующих сам феномен массовой и популярной культуры и дающих положительную либо отрицательную оценку ее роли в обществе, к аналитическим/синтетическим подходам, ставящим своей целью изучение того, как именно она функционирует в обществе и какие каналы при этом задействует. И в этом ключе акцентирование внимания на коммуникационном аспекте массовой и популярной культуры выдвигается на передний план — как области изучения, снимающей давнее противостояние и напряжение между апологетическими и критическими концепциями. При осуществлении социологического анализа и попытке уйти от оценочного подхода к феномену массовой и популярной культуры, ее функциям и формам проявления, оказывается, что это — не жесткое, фиксированное социальное образование с набором определенных признаков, а динамичный конструкт или скорее некоторое состояние культуры, обусловленное современным этапом развития общества. Можно сказать, что массовая и популярная культура является отражением всех перемен и трансформаций, происходящих в обществе. При этом массовость распространения продукции массовой и популярной культуры не является заведомо отрицательным признаком, — решающее значение принимает содержание этих культурных продуктов. В сфере массовой и популярной культуры в одно и то же время могут оказаться различные и даже противостоящие друг другу образцы и коды, в том числе и заимствованные из классической культуры, и из фольклора. Именно поэтому мозаичность и коллажированность стала одной из главных характеристик популярной культуры постмодерна.

Значительное влияние на современную массовую и популярную культуру оказывают интенсивно развивающиеся средства массовой коммуникации. При этом, несмотря на демократичность современного общества, проблема идеологического влияния через масс-медиа не только не утратила своей актуальности, но и приобрела новое звучание в связи с глобализацией средств массовой коммуникации, и следовательно, возможностью влиять на международные политические отношения.

Поэтому изучение психологических элементов формирования и потребления массовой и популярной культуры, по мнению автора, приобретает особое

1 Цит.по: Ашин Г.К. Вторжение без оружия.,.М.:Сов.Россия, 1985. С. 44. значение для нашей страны, где проблема манипулирования массовым сознанием в современном обществе изучается недостаточно активно. Перспективным представляется также изучение проблемы применимости западных концепций (в том числе и концепций, касающихся революции в масс-медиа и переоценки массовой культуры) к российской действительности.

Исследование генезиса и эволюции массовой и популярной культуры раскрыло четкую зависимость развития этого феномена от особенностей различных этапов развития всего общества. Например, "культурные индустрии", появившиеся в "массовом обществе" как ответ на возросшую потребность в массовом потреблении культурной продукции, сопровождавшуюся при этом возможностями производства, постепенно трансформировались в культурные производства продукции, ориентированной на более дифференцированные аудитории.

Кроме того, динамика развития массовой и популярной культуры в обществе зависит от функций, которые она призвана выполнять в этом обществе, и от потребностей, которые испытывает аудитория. Несомненно, основными функциями остаются социализирующая функция, эскапистская, рекреационная и манипулятивная. Каждая из них обуславливает развитие определенных характеристик, присущих массовой и популярной культуре.

Социализирующая функция выполняется ею за счет того, что она абсорбирует, воспроизводит и представляет аудитории весь набор культурных образцов, стилей, кодов, ценностей, существующих в обществе на данный момент. Выбирая наиболее подходящие для себя ценности, нормы, образцы и потребляя их, индивид конструирует свою идентичность и ищет свою культурную нишу, в некоторых случаях примыкая к определенному культурному сообществу. В случае если эта идентичность или ниша перестают соответствовать его потребностям или ожиданиям социального окружения, он вновь выбирает новые социальные конструкты из тех, что предлагаются массовой и популярной культурой. Перемещаясь между взаимопересекающимися и взаимопроникающими культурными полями, современный индивид обретает "текучую идентичность", характерную для общества постмодерна.

Несомненно, весьма актуальной остается и эскапистская функция. Высокий темп современной городской жизни, маргинализация сознания, мозаич-ность и интервальность культуры — эти факторы побуждают индивида искать "убежище" в доступной и понятной продукции массовой и популярной культуры.

Процессы формирования, распространения и потребления массовой и популярной культуры подвергаются постоянно возрастающему влиянию средств массовой коммуникации. Если несколько десятилетий назад масс-медиа отводилась роль примитивных трансляторов поп-культурной продукции, то на современной ступени развития они играют все более активную роль в создании культурных кодов, образцов и формировании ценностей. Медиа-культура является ярким свидетельством экспансии масс-медиа в культурной сфере, она принимает на себя роль структурирующего агента в современном обществе. Кроме того, масс-медиа трансформируют систему духовного производства таким образом, что аудитория начинает непосредственно участвовать в процессе формирования медиа-культуры и "предпочтительных значений" культурных кодов. Такое превращение процесса творчества в процесс со-творчества и соавторства является одной из наиболее ярких характерных черт современной популярной и массовой культуры, дающей человеку широкие возможности для саморепрезентации.

По мнению британского социолога X. Дэвиса, современное культурное производство по своей природе представляет собой «интерпретативную, не поддающуюся полной рутинизации деятельность, сосредоточенную, в первую очередь, на передаче идей и эмоций в постоянно меняющейся среде1», — иными словами, процесс взаимодействия с аудиторией или по крайней мере ориентация на ее вкусы и устремления не вызывает сомнений. Кроме того, другим "ключевым моментом" в разделении труда в системе медиа и культурных орга

1 Дэвис Г. Как "организовать" творчество: о некоторых последствиях коммерциализации медиа, искусства и культуры// Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социокультурных перемен: 4.1. Казань: Терра-консалтинг, 1999. С. 246. низации X. Дэвис считает сложившуюся «совокупность ролей и профессий, связанных с концептуализацией, интерпретацией, передачей и обоснованием мотиваций творческого процесса», причем в основе такой интерпретативной деятельности лежат различного рода процессы — рефлективные, интерактивные и интуитивные, что приводит зачастую к непредсказуемым результатам1. Итак, в основе деятельности современных творцов медиа-культуры лежат интерпретация, творчество и активное задействование аудитории как соавтора.

Другая тенденция, не менее ярко выраженная в процессе развития современных масс-медиа — это слияние различных средств коммуникации, и, соответственно, образцов медиа-культурной продукции, производимой и распространяемой ими. Не подлежит сомнению тот факт, что и на ранних стадиях своего развития тиражирование наиболее удачных культурных продуктов было характерным для массовой и популярной культуры, однако в современном обществе эта тенденция приобретает совершенно иные масштабы и новое звучание.

Общество постмодерна задает контекст, в котором массовая и популярная культура все более дифференцируется, ориентируясь соответственно на более разнородную аудиторию. Важнейшую роль в этом процессе играют различные медиа-источники. Одна из основных тенденций развития массовой и популярной культуры — мифологизация общественного сознания, то есть создание в социальном пространстве мифов — определенных социальных конструктов, служащих для развития и поддержания чувства общности в культурном сообществе, чему немало способствует распространяемая медиа-продукция.

Другая важная тенденция развития популярной и массовой культуры заключается в том, что она становится одним из основных источников конструирования идентичности, влияя тем самым на сознание людей. Массовая и популярная культура не только предлагает индивиду набор образцов поведения и стилей жизни в условиях ослабления социальных связей и социального контро

1 Там же. »» ля над повседневной жизнью, она при этом постоянно этот набор обновляет, побуждая индивида "примерять" на себя все новые идентичности, конструировать "разорванную" или "текучую" идентичность, характерную для постмодерного человека. Неудивительно, что, став творцом поп-культурной продукции, такой индивид воспроизводит и репрезентирует себя в своих творениях, тем самым стимулируя свою аудиторию также искать все новые стили и моды для потребления.

Динамика развития отечественной массовой и популярной культуры, рассматриваемая в контексте процесса глобализации, может быть охарактеризована следующим образом. С одной стороны, отечественная массовая и популярная культура не избежала влияния тенденций, имеющих место в современной мировой культуре — она в значительной мере подвержена вестернизации или американизации, виртуализации, процессу переопределения понятий "пространство-время" ("здесь" и "сейчас"), коммодификации культурной продукции и взаимопроникновению одной категории зрелищ в другую. Кроме того, несомненной является тенденция к слиянию различных масс-медиа в современной России.

Однако, российская массовая и популярная культура имеет и ряд характерных особенностей, что объясняется рядом факторов, обусловивших ее специфичность — прежде всего, это особенности исторического развития, обеспечившие ей относительные консерватизм и гомогенность, и географическое положение, выразившееся в активном взаимодействии культурных суперсистем Восток — Запад в гораздо большей степени по сравнению с западной культурой. Кроме того, следует отметить и особую роль полиэтничности как культурного наследия советского времени, которая продолжает сказываться на массовой и популярной культуре на всем постсоветстком пространстве.

Следовательно, массовая и популярная культура современной России — 1 это специфическая локальная культура, обладающая своими характерными особенностями, которая в то же время вовлечена в процесс глобализации. Кроме того, в ней также можно наблюдать процесс, характеризующий и глобальную популярную культуру. Благодаря стремительному развитию масс-медиа и все возрастающему участию аудитории в процессе производства культурной продукции, а более всего — сравнительно новым интерактивным видам массовых коммуникаций (Интернет), распространение культурной продукции утрачивает свой иерархический характер. Медиа-сообщения распространяются не только и не столько "сверху вниз", от доминирующих слоев к массам, сколько по сетевому принципу, от реципиента к реципиенту, от пользователя к пользователю, каждый из которых имеет возможность внести свой вклад в процесс создания нового текста или новой интерпретации уже существующего текста культуры.

Не подлежит сомнению, что изучение манипулятивных стратегий доминирующих слоев и использования ими медиа-культуры в своих целях остается актуальным. Маловероятно, что ситуация радикально изменится в ближайшие несколько десятилетий, но наметившиеся тенденции смещения акцентов доминирования могут повлиять на дальнейшее развитие масс-медиа и популярной культуры.

Итак, анализ массовой и популярной культуры невозможен и не имеет смысла без изучения социального контекста, в котором она развивается и функционирует. Массовая и популярная культура во всех ее проявлениях охватывает все стороны жизни человека в обществе, определяя его образ жизни, образ мыслей и стиль поведения и оставаясь фактом социальной реальности. Поэтому, несмотря на полярность оценок роли массовой и популярной культуры в обществе, массовое производство, распространение и потребление культурной продукции является неотъемлемой составной частью современной цивилизации.

 

Список научной литературыСавельева, Ирина Геннадьевна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.

2. Ашин Г.К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная "массовая культура". — М.: Сов. Россия, 1985. — 160 с.

3. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". — М.: Политиздат, 1971. — 191 с.

4. Ашин Г.К., Мидлер А.П. В тисках духовного гнета. (Что популяризуют средства массовой информации США). — М.: Мысль, 1986. — 253 с.

5. Беннет Т. Политика "популярного"/ Контексты современности. Хрестоматия.

6. Казань: АБАК, 1998. — С. 33-36.

7. Бергер А. Нарративы в массовой культуре, средствах массовой информации и повседневной жизни/ Контексты современности. Хрестоматия. — Казань: АБАК, 1998.— С. 13-24.

8. Бовоне JI. Глобальная коммуникация и культурные ниши// Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социокультурных перемен: 4.1. — Казань: Терра-консалтинг, 1999. — С.130 141.

9. Геворкян Г.Х. Интерактивное искусство, виртуальная реальность и кибер-культура (обзор)// Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.

10. М., 1996. — Вып.5. — С. 23-26.

11. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени/ Эссе. — М.: "Независимая газета", 1997. — 256 с.

12. Ю.Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой // Социологические исследования. — 1990. —№8. — С.106-114.

13. П.Гурьянова А.Н. Современная культура и ориентальные традиции: возможность диалога / Социальная динамика и духовная культура: Сб. науч. тр. — Тверь: ТГУ, 1991. — С.38-45.

14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 1998. — 208 с.

15. И.Дубицкая В.П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации / Институт Социологии РАН. — М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. — 144 с.

16. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов: В 2-х ч. — М.: АО "Аспект-Пресс", 1994. — Ч. 2 — 239 с.

17. Засурский И.И. Масс медиа второй республики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. —272 с.

18. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Социология и социальная антропология. — СПб.: Изд-во "Алетейя", 1997. — С. 291-302.

19. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М.: Логос, 1996. — 280 с.

20. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1985. — 400 с.

21. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф — число — сущность. — М.: Мысль, 1994. —919 с.

22. Маккуэйл Д. Теория массовой коммуникации / Контексты современности. Хрестоматия. Пер. с англ. — Казань: АБАК, 1998. — С. 7-11.

23. Маркова Г.И. Массовая культура: содержание и основные функции. Авто-реф. дис. канд. филос. наук. — М., 1996. — 22 с.

24. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. — М.: REFL-book, 1995. — 341 с.

25. Мусиенко Н.Б. и др. Буржуазная "массовая" культура: новые времена, старые проблемы: Очерки / Н. Мусиенко, П. Яковенко, Е. Голубь. — Киев: Мыстэтцтво, 1988. — 204 с.

26. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М.: УРСС, 1999. — 240 с.

27. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс// Вопросы философии. — 1989. — № 3.

28. С. 119-155; № 4. — С. 114-155.

29. Полуэхтова И.А. Американские фильмы на российском киноэкране// Социологические исследования. — 1994. — № 10. — С. 113-120.

30. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. — М.: Центр, 1998. — 352 с.

31. Проблема модерна и постмодерна в современной социологии/ Социология. Уч. пособие для студентов вузов. Под ред. С.А. Ерофеева и J1.P. Низамовой.

32. Казань: Изд-во КГУ, 1999. — С. 67-78.

33. Разлогов К.Э. Культура для необразованных? // Общественные науки и современность. — 1990. — № 4. — С. 168-183.

34. Смольская Е.П. "Массовая культура": Развлечение или политика? — М.: Мысль, 1986. — 144 с.

35. США глазами американских социологов: Политика, идеология, массовое сознание. — М.: Наука, 1988. — 243 с.

36. Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического взаимодействия. Исследование опыта Запада. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1999. — 170 с.

37. Томпсон Дж.Б. Основные концепции культуры/ Контексты современности: актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории. Хрестоматия. Пер. с англ. — Казань: "Форт-диалог", 1995. — С. 87-93.

38. Уледов А.К. Духовное обновление общества: Проблемы методологии исследования. — М.: Мысль, 1990. — 334 с.

39. Фролов А.И. Культура в виртуальном пространстве (по материалам еженедельника «Компьютерра», 1995-1997 гг.) // Наука о культуре: итоги и перспективы. — М., 1997. — С. 56-84.

40. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. — Москва-СПб: "Медиум", "Ювента", 1997. — 310 с.

41. Чередниченко Т.В. Типология советской массовой культуры. Между "Брежневым" и "Пугачевой". — М. : РИК "Культура", 1993. — 256 с.

42. Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. — 1998. — № 2. — С. 129-140.

43. Шестаков В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". М.: Искусство, 1988. — 224 с.

44. Анисимов Е. "Томагавк" — это топор в руках Зюганова // Комсомольская правда. — 1999. — № 61 (6 апреля).

45. Зюганов Г. Остановить агрессию! (Заявление народно-патриотического союза России) // Завтра. — 1999. — № 13 (март).

46. Кабанников А. В доме секс-хулигана не говорят о насильниках // Комсомольская правда. — 1999. — № 65 (10 апреля).

47. Катин В. Адская машина пропаганды // Независимая газета. — 1999. — № 67 (14 апреля).

48. Комментарий редколлегии // Российская газета. — 1999. — № 56 (25 марта).

49. Лапский В. Первый шаг к миру на Балканах // Российская газета. — 1999. — № 61 (1 апреля).

50. Паклин Н. Они развязали свою первую войну// Российская газета. — 1999. — № 57 (26 марта).

51. Прокопенко С., Баранец В. Помогает ли наш Генштаб Югославии? // Комсомольская правда. — 1999. — № 57 (31 марта).

52. Смоленцев В. Янки просят пощады // Завтра. — 1999. — № 14 (апрель).

53. Трофименко Г. Международный разбой// Завтра. 1999. — № 15 (апрель).

54. Шурыгин В., Тукмаков Д. Война, которую у них отобрали // Завтра. 1999. — № 16 (апрель).

55. Docker, J. Postmodernism and Popular Culture. A Cultural History. Cambridge University Press, 1996.

56. Featherstone M. "Global Culture": Nationalism, Globalization and Modernity.1. SAGE, 1990.

57. Featherstone M. Consumer Culture and Postmodernism. SAGE, 1996.

58. Featherstone M. Undoing Culture. Globalization, Postmodernism and Identity. SAGE, 1995.

59. Fiske, John. Reading the Popular. Unwin Hyman, London, 1989.

60. Habermas,J. The Philosophical Discourse of Modernity: Twelve Lectures, Cambridge, Mass., MIT Press, 1988

61. Hall, J. R. Culture: Sociological Perspectives/ J.R. Hall and M. J. Neitz. USA, Prentice-Hall Inc., 1993.

62. Hall, S. (ed) Representation. Cultural Representations and Signifying Practices, SAGE, 1997.

63. Hall, S. "Encoding/decoding", in Hall,S. Dobson,D. Lowe,A. and Willis,P. (eds). Culture, Media, Language, University of Birmingham, Centre for Contemporary Cultural Studies, 1984.

64. Jay, M. The Dialectical Imagination: A history of the Frankfurt school of Social Research, 1923 1950. University of California Press, 1996.

65. McGuigan,J. Cultural Populism, London, Routledge, 1992.

66. McQuail D. Mass Communication Theory: an Introduction. 3rd ed. SAGE, 1994.

67. McRobbie, A. Postmodernism and Popular Culture. Routledge, 1994.68.0'Sullivan, Т., Dutton, В., Rayner, Ph. Studying the Media. An Introduction. 2nd ed. London, Arnold, 1998.

68. Stites, R. Russian Popular Culture. Entertainment and Society since 1900. Cambridge University press, 1995.

69. Thompson, J.B. Ideology and Modern Culture. Polity Press, 1990.

70. Thompson, J.B. The Media and Modernity. A Social Theory of the Media. Polity Press, 1995.

71. Toffler,A. The Third Wave, Pen Books, 1980.

72. Turkle, S. Life on the Screen. Identity in the Age of the Internet. New York: Simon and Schuster, 1995.

73. Williams, R. Keywords. Fontana Press, 1988.

74. Williams, R. The Long Revolution. Penguing Books, 1961.

75. Willis, P. Common Culture. Open University Press. 1993.