автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Мен де Биран и французский спиритуализм XIX века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Кротов, Артем Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Мен де Биран и французский спиритуализм XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кротов, Артем Александрович

Введение

Глава I.Жизнь и произведения Мен де Бирана. Теоретические источники бирановской философии

Глава 2.Первый этап философской деятельности Мен де Бирана: сенсуалистическая трактовка познавательного процесса

§1.Ранние наброски: "Первый дневник". Политические взгляды

§2.Основные положения философии

§3.Активные и пассивные привычки

Глава 3.Второй этап философской деятельности Мен де Бирана: учение о волевом усилии как первоначальном факте внутреннего чувства

§1. Метод "анализа мышления"

§2.Фундамент метафизики: первоначальный факт сознания

§3.Непосредственная внутренняя апперцепция.

Проблема метафизической очевидности

§4.Волевое усилие: его основные характеристики

§5.Критика материализма. "Антропологический" спиритуализм

§6.Проект "примирения" философских систем

§7.Трудности и противоречия биранизма второго этапа: дедукция категорий и теория верований

Глава 4.Третий этап философской деятельности Мен де Би-рана: поворот к религиозной философии

§1.Проблема религиозного опыта: сущность морали и основания религии

§2.Историко-философский процесс как выражение вечных религиозных и моральных истин

§3."Новая антропология": жизнь животная, человеческая и духовная

§4.Представления о Боге. Отношение к христианству

Глава 5.Мен де Биран и последующее развитие французского спиритуализма

§1.Биран и Кузен

§2.Биран и Равессон

§3.Биран и Бутру

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Кротов, Артем Александрович

Предметом исследования в рамках настоящей диссертации является философское учение Мен де Бирана, традиционно считающегося родоначальником французского спиритуализма девятнадцатого века.

Лднная теш носит актуальный характер, поскольку влияние, которое оказал Мен де Биран на французскую философию двадцатого века, чрезвычайно велико /достаточно указать на генетическую связь между биранизмом.и персонализмом, экзистенциализмом, "философией жизни" А.Бергсона, "католическим спиритуализмом" Л.Лавелля и Р.Ле Сенна/. Актуальность избранной темы определяется также тем обстоятельством, что без изучения бирановского наследия нельзя обойтись в ходе реконструкции тех изменений, которые происходили во французской философии начала девятнадцатого века: без учета бирановских идей представления о развитии французской мысли будут оставаться весьма неполными. Общеизвестно, что в девятнадцатом веке просветительская философия утрачивает во Франции свое былое влияние; на смену ей приходит спиритуализм, а затем и позитивизм. Биран же первоначально выступил как сторонник философского учения Кондильяка, присоединившись к школе "иде^ ологов". Спиритуализм Бирана, таким образом, возник как бы в недрах просветительской философии, ведь школа "идеологов" - последнее звено в развитии философии французского Просвещения. Поэтому биранизм - один из ключевых пунктов, изучение которых необходимо для понимания той трансформации, которую претерпела французская философия на рубеже восемнад

5. цатого и девятнадцатого столетий.

Актуальность данной работы во многом связана с тем, что бирановская философия до сих пор малоизучена отечественными исследователями. Об актуальности избранной темы говорит также тот факт, что в двадцатом веке на Западе значительно усиливается интерес к биранизму /свидетельство чему - не только все возрастающий поток книг и статей о Мен де Биране, но и начавшаяся в конце столетия публикация очередного, наиболее полного по сравнению с уже имеющимися, собрания его сочинений/.

Дели и задачи исследования. Главной целью настоящей работы является анализ философского учения Мен де Бирана, послужившего отправным пунктом для разнообразных концепций, развивавшихся различными представителями французской спиритуалистической школы девятнадцатого века. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотрение главных теоретических источников, под влиянием которых происходило формирование биранизма;

- выявление центральных положений бирановской философии и способов их обоснования;

- исследование бирановской философии в процессе ее развития, выявление основных причин, определивших эволюцию взглядов французского философа;

- выявление специфики бирановского спиритуализма по сравнению с другими формами этого философского направления;

- рассмотрение влияния, оказанного биранизмом на учения крупнейших представителей французского спиритуализма девятнадцатого века.

6.

Новизна диссертационной работы определяется следующим:

- впервые в отечественной историко-философской литературе дается систематический очерк развития бирановской философии;

- впервые в отечественной литературе разбирается вотрос о влиянии, оказанном на биранизм школой "идеологов" /Дестют де Траси и Кабанис/;

- в диссеитации впервые ставится вопрос об имманентных противоречиях, присущих бирановскому проекту создания научной метафизики на базе "первоначального факта сознания":

- впервые в исследовательской литературе дается подробный обзор бирановской аргументации против материализма;

- в данной работе впервые рассматривается историко-философская концепция Мен де Бирана;

- впервые в отечественной литературе исследуются политические воззрения французского философа;

- впервые в отечественной исследовательской литературе рассматривается проблема соотношения биранизма и последующих учений крупнейших представителей французского спиритуализма девятнадцатого века.

Практическая ценность диссертации. Она определяется тем, что содержание диссертационной работы может послужить основой для одного из специальных курсов, читаемых на философских факультетах и отделениях высших учебных заведений.

Степень разработанности темы. Вопрос о соотношении биранизма и последующих форм французского спиритуализма до сих пор не подвергался специальному исследованию./хотя наличие связи между ними признавали многие историки философии/. Сказанное справедливо как в отношении отечественных, так и зарубежных авторов. В*связи с этим важно отметить, что на сегодняшний день

7. в мировой историко-философской литературе нет ни одной обобщающей монографии, которая была бы посвящена развитию французского спиритуализма в XIX веке. Что же касается публикаций о Мен де Биране, то их количество весьма велико. Многие авторы подчеркивают решающую роль Мен де Бирана в процессе становления французского спиритуализма XIX века /Дельбос, Жане, Гуйе, Монет и др./. Ряд исследователей отмечает антипросветительский характер мировоззрения Бирана /Крессон, Кудрявцев/. В целом же в различных интерпретациях бирановской философии нет недостатка: так, например, Лавалет-Монбран трактует философию Бирана как "позитивный спиритуализм"; Раймон Ванкур квалифицирует ее как "реализм", противоположный кантовскому идеализму; для Габриэля Мадинье биранизм - это "эмпирическая философия"; Леон Брюнсвик оценивает биранизм как несостоятельную "спекулятивную доктрину" Зме Форе характеризует "развитие мысли" Мен де Бирана как "возврат к августинианству"; Пьер Леме усматривает суть биранизма в "сенсуализме", родственном материализму. И все же большинство историков философии рассматривают биранизм как разновидность спиритуализма; правда, мнения специалистов нередко расходятся в вопросе о том, каково основное содержание и главные достижения этой своеобразной формы французского спиритуализма.

Исследовательская литература о Мен де Биране на русском языке весьма небогата. Большой раздел посвящен Бирану в книге А.И.Введенского /1894/, которая носит по существу компилятивный характер. Впрочем, автор и не особенно старался скрыть, что строит свое изложение на основе второисточников. Эти второис-точники на сегодняшний день безнадежно устарели уже в силу только того обстоятельства, что значительная часть текстов французского философа в середине девятнадцатого века еще не была

8. издана. Неудивительно, что работы Ростана и Жерара, на которые в основном и опирался Введенский, с точки зрения современного бирановедения содержат целый ряд совершенно неверных утверждений, чем и объясняется то, что ссылки на них практически отсутствуют в публикациях исследователей, изданных во второй половине двадцатого века. Другой очевидный недостаток работы Введенского - ее автор стремился дать "общее или суммарное" изложение идей Бирана, совершенно отказавшись от мысли отразить эволюцию воззрений Французского философа. Все же книга Введенского исключительно важна в том плане, что она представляла собой первую попытку ознакомить русскоязычного читателя с идеями классика французской философии. Небольшая работа Н.Кудрявцева /1911/ выгодно отличается от сочинения Введенского тем, что ее автор демонстрирует глубокое знание первоисточников. К большому сожалению, Кудрявцев ограничился анализом только первого, наименее важного для дальнейшей эволюции французской мысли, этапа философского развития Бирана. К тому же не все идеи биранизма первого этапа нашли свое отражение в работе Кудрявцева из-за того, что исключительно важный в философском отношении "Дневник" французского мыслителя,- по-видимому, совершенно не был им использован. Таким образом, несмотря на высокую оценку, данную идеям Мен де Бирана классиками российской философии /например, Л.Лопатиным в статье "Вопрос о свободе воли", Н.Бердяевым в работе "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения", С.Франком в книге "Душа человека"/, задача освоения би-рановского наследия отечественными историками философии все еще остается невыполненной.

9.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мен де Биран и французский спиритуализм XIX века"

Заключение.

Мен де Биран эволюционировал от деизма и кондильяковс-кого сенсуализма к безрелигиозному спиритуализму и далее -к христианскому мистицизму. Ученик и последователь "идеологов" впоследствии приобрел репутацию одного из крупнейших противников просветительской философии. Однако, несмотря на столь значительную эволюцию бирановской философии, можно выделить некоторые черты, характерные для биранизма всех трех этапов:

- 1/отказ от попыток построения всеобъемлющей философской системы;

- 2/стремление последовательно провести различение активного и пассивного элементов опыта;

- 3/сосредоточенность преимущественно на гносеологической проблематике и связанных с ней вопросах антропологии;

- 4/ориентация на самонаблюдение как главный метод философского познания, превращение свидетельства "внутреннего чувства" в основное средство решения важнейших метафизических проблем /уже в "Первом дневнике" именно "внутреннему чувству" принадлежит главная, роль при решении проблем бессмертия души и бытия Бога;

- 5/убежденность в невозможности научной онтологии;

- 6/отрипание врожденного знания;

- 7/утверждение независимости философии от теологии.

Все это позволяет говорить об определенном единстве бирановской философии, о наличии связи между последовательными этапами в ее развитии. Принимая во внимание то обстоя

150. тельство, что многие из отмеченных характерных черт бираниз-ма сформировались под непосредственным влиянием учений Кон-дильяка и "идеологов", следует сделать вывод о том, что полного рызрыва между бирановской философией и идеями просветителей все же не произошло; была сохранена известная преемственность. Нелишне отметить, что позитивизм Конта также воспринял ряд фундаментальных установок просветителей: антиклерикализм; признание исторического прогресса; идею о том, что история направляется мнениями людей; ориентацию на "доступные наблюдению факты" /ДЗдламбер/ и скептическое отношение к метафизическим "системам" /Кондильяк/. Учитывая сказанное, вполне правомерно сделать вывод о том, что во французской философии девятнадцатого века вовсе не произошло "окончательного" вытеснения просветительских идей, как и полного "преодоления" просветительской философии.

Более того, бирановский спиритуализм может быть истолкован как прямое порождение философии эпохи Просвещения. Прежде всего потому, что "волюнтаризм" Мен де Бирана /или "антропологический спиритуализм", связанный с разработкой учения о волевом усилии в таких произведениях, как "Об анализе мышления", "Опыт об основаниях психологии", "О непосредственной апперцепции" и др./ носил подчеркнуто безрелигиозный характер. Первый вариант бирановского спиритуализма. /1804-1818/ последовательно исключал любые ссылки на Бога. Даже сама проблема бытия Бога никак не затрагивается в сочинениях, относящихся ко второму этапу философского творчества французского мыслителя. В бирановских работах 1804-1818г.г. философия предстает как дисциплина, вполне

151. могущая обойтись и без теологии, и без понятия "Бог" - антиклерикализм просветителей оказал прямое воздействие на создателя "учения о волевом усилии". Биран выдвигает учение о независимости духовного начала в человеке от телесной организации; в то же время он стремится устранить понятие Бога из "научной метафизики" - соединение подобных мировоззренческих установок /которое еще в дебюте восемнадцатого века, скорее всего, осталось бы непонятым и, вероятно, вызвало бы обвинения в вопиющей противоречивости/ оказывается вполне приемлемым и представляется оправданным мыслителю, работающему в начале девятнадцатого столетия. "Век философов" не прошел бесследно: он подготовил почву для рождения подобного "синтеза" /как и для благосклонного восприятия подобных идей общественным сознанием/.

В целом же можно сделать вывод о том, что Биран, этот влиятельный критик просветителей, прочно впитал некоторые из идей своих оппонентов.

Затронув вопрос о соотношении биранизма и просветительской философии, невозможно обойти вниманием следующее обстоятельство: некоторые специалисты защищали тезис, согласно которому французский материализм эпохи Просвещения утратил свое общественное влияние во многом потому, что потерпел "теоретическое поражение" в столкновении со спиритуализмом. В связи с этим необходимо отметить, что Биран /являющийся в глазах своих многочисленных почитателей одним из наиболее, значительных противников просветительского материализма/ на страницах своих работ фактически не дает критического анализа той аргументации, которая была выдвинута

152. представителями французского материализма восемнадцатого века. Для Бирана олицетворением материализма скорее выступало учение Демокрита, чем воззрения Ламетри или Дидро /которые в сочинениях Бирана даже не упоминаются/. Характерно, что в бирановских работах отсутствует какой-либо разбор идей "Системы природы" - этой "библии материализма", не знать о существовании которой Биран просто не мог. Единственный представитель просветительского материализма, упоминаемый в сочинениях Бирана - Гельвеций. Причем и в этом случае мы не встречаем какого-либо содержательного анализа критикуемого учения: Гельвеций просто фигурирует в списке ав торов, воззрения которых характеризуются Бираном как ложные. Таким образом, вряд ли правомерно говорить об опровержении аргументации просветительского материализма в работах Бирана.

Еще один важный вывод настоящей диссертации состоит в том, что наследие Бирана было лишь в малой степени использовано последующими представителями французского спиритуализма. Сторонники спиритуализма главным образом опирались на бирановскую критику материализма /которая является только одним из аспектов учения о волевом усилии/. Основную заслугу "учителя" они видели в обосновании тезиса об автономности духовного начала в человеке. Другие же стороны биранизма использовались сторонниками спиритуализма крайне избирательно и по существу не имели среди них единодушного признания .

Быть может, спиритуалисты акцентировали внимание на самом важном в бирановской философии, отбросив, так сказать,

153. второстепенные детали? - Вряд ли можно принять такую точку зрения. Например, непросто согласиться с тем , что не имеет отношения к "ядру" бирановской философии проект построения метафизики на основе "первоначального факта сознания". Трудно признать несущественными идею Ьирана о необходимости сведения философии к антропологии, программу изучения религии исключительно на основе данных психологического опыта и т.д.

Косвенным подтверждением того, что биранизм интересен не только своим учением о несводимости воли и мышления к физической природе человека, могут служить многочисленные и разнообразные интерпретации бирановской философии, получившие распространение в двадцатом веке. Для одних Биран -"великий предшественник" Фрейда /66, 5/, для других -"первый из экзистенциалистов" /88, У/ или просто значительный представитель "экзистенциальной философии" /41, 79/, для третьих - "основатель французской психологии" /91, 88/. Многие исследователи усматривают идейное родство биранизма с "философией жизни" А.Бергсона, с персонализмом, с философской антропологией и т.д. При этом сторонники перечисленных интерпретаций стремятся выдвинуть на первый план как раз те идеи бирановской философии, которые остались невостребованными со стороны представителей спиритуалистической школы.

Нелишне также подчеркнуть, что игнорирование спиритуалистами агностической тенденции биранизма /равно как и принципиальной установки Бирана на отказ от построения всеобъемлющей философской системы/ приводило к существенной

154. деформации образа бирановской философии в глазах представителей философской общественности. Девятнадцатое столетие ушло в прошлое и на пороге двадцать первого века уже нелегко придерживаться той весьма упрощенной интерпретации бирановской философии, которая вполне удовлетворяла многих ее "продолжателей".

Специфика бирановского спиритуализма /по сравнению с другими формами французского спиритуализма девятнадцатого века/ состоит в том, что он ограничивается рамками учения о человеке. В произведениях Бирана человек превращается в главный объект философских исследований, в то время как изучение метафизической сущности внешнего мира признается безнадежным и бесполезным занятием устаревшей проблематикой философия перестает быть всеобъемлющей системой знаний о мире, трансформируясь в антропологию; при этом убежденность в ограниченности познавательных возможностей человеческого разума сопровождается признанием иных средств познания "высших истин". Указанные черты биранизш позволяют говорить о том, что Мен де Биран является предтечей ряда направлений западной философии двадцатого столетия /возможно, этим обстоятельством и объясняется тот факт, что среди всех представителей французской спиритуалистической школы именно Биран привлек наибольшее внимание исследователей двадцатого века, в то время как в девятнадцатом столетии ситуация была иной - большей популярностью пользовались воззрения В.Кузена/.

 

Список научной литературыКротов, Артем Александрович, диссертация по теме "История философии"

1.Бутру Э.,0 случайности законов природы,М.,1900.

2. Введенский А.И.,Очерк современной французской философии, Харьков,1894.

3. Декарт Р.,Сочинения,тЛ,М.,1989.

4. Кабанис П.,Отношения между физическою и нравственною природою человека,т Л-П,Спб. ,1865.

5. Кондильяк Э.Б.,Сочинения,т.1-3,M.,1980-1983.

6. Кудрявцев Н.,Философия Мэн де Бирана в начальной стадии ее развития,М.,1911.

7. Кузнецов В.Н.»Французская буржуазная философия XX века,М.,1970

8. Кузнецов В.Н.,Мееровский Б.В.,Грязнов А.Ф. »Западноевропейская философия ХУШ века,М., 1986.

9. Э'.Локк Д.,Сочинения, т. 1-3,M. ,1985-1988.

10. Ю.Соколов В.В.,Европейская философия ХУ-ХУП веков,М.,1996. П.Стрельцова Г.Я.,Паскаль и европейская культура,М., 1994.

11. Фихте И.Г.»Сочинения,т.1,Спб.,1993.

12. Antoine A.,Maine de Biran et Fenelon //Revue de métaphysique et de morale/1995n. 3

13. Aster E.,Geschichte der Philosophie/Lpz.,1932.

14. Azouvi F.,L1 affection et l'intuition chez Maine de Biran //Les études philosophiques,1982/n°l.

15. Azouvi F.,Genèse du corps propre chez Malebranche,Condillac, Lelarge de Lignac et Maine de Biran //Archives de philosophie t.45,1982.

16. Azouvi F./Conscience/identification et articulation chez Maine de Biran //Revue de métaphysique et de morale/1983,n°4.

17. Baertschi B.,Les fondements de la morale de Maine de Biran //Revue de métaphysique et de morale/1983/n°4.

18. Beaufret J.,Notes sur la philosophie en France au XIX siècl De Maine de Biran à Bergson/P.,1984.

19. Behler E./Die Leitidee Maine de Birans //Philosophisches Jahrbuch,Bd.62,1953.

20. Benrubi I.,Kant,Maine de Biran und die philosophische Bewegung der Gegenwart //Kant-Studien,Bd.30,1925.

21. Bergson H.,L'âme et le corps //Le matérialisme actuel,P.,19

22. Bergson H.,Ecrits et paroles,t.II,P1959.

23. Bergson H.,Cours,t.I,P1990.25•Berning V.,Gabriel Marcel und Maine de Biran //Theologie und Philosophie,1972,Hf.3.

24. Boutroux E.,De l'idée de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaine,P1901.

25. Boutroux E.,La nature et 11 esprit,P.,1926.

26. Brehier E.,Histoire de la philosophie,t.2-3,P.,1988-1989.

27. Brunschvicg LL'expérience humaine et la causalité" physiqu P.,1949.

28. Chevalier J./Histoire de la pensée,t.III,P.,1961.

29. Clavaud E.,Le biranisme: évolution ou conversions? //Les études philosophiques,1971,n°4.

30. Colonna d'Istria FL1 influence du moral sur le physique d'après Cabanis et Maine de Biran //Revue de métaphysique et de morale,1913,n°4.

31. Cousin V.,Fragments philosophiques,t.I-IV,P.,1847.

32. Cousin V.,Du vrai,du beau et du bien,P1862.

33. Cresson A.,La philosophie française,P.,1948.

34. Cresson A./Maine de Biran.Sa vie/son oeuvre,P./1950.

35. Delbos V./Sur les premières conceptions philosophiques de Maine de Biran //Revue de métaphysique et de morale/1912,n°6.

36. Delbos V.,Malebranche et Maine de Biran //Revue de métaphysique et de morale,1916/n°1.

37. Delbos V./La philosophie française/P.,1919 .

38. Delbos V.,Maine de Biran et son oeuvre philosophique,P./1931.

39. Delhomme J./Biranisme et philosophie de l'existence //Revue de métaphysique et de morale/1950/n°1.

40. Destutt de Tracy A.,Eléments d'idéologie,t.I-II,1824-1825.

41. Drevet A.,Maine de Biran/P.,1968.

42. Dugas L.,La théorie de la mémoire affective chez Maine de Biran //Revue de métaphysique et de morale/1935/n°l.

43. Ferraz M./Histoire de la philosophie en France au XIX siècle/ t.III : spiritualisme et libéralisme/P./1887.

44. Ferraz M./Histoire de la philosophie pendant la révolution (1789-1804),P.,1889.

45. Fessard G./Du moi a Dieu d'après l'anthropologie de Maine de Biran //Recherches de science religieuse/t.38,1938.

46. Forest A./L'augustinisme de Maine de Biran //Mélanges offerts a Etienne Gilson de l'Académie française/Toronto-P1959.

47. Forest A./L'intériorité*biranienne //Revue internationale de philosophie/n°75/1966.

48. Gouhier H./Introduction //Maine de Biran,Oeuvres choisies/ P.,1942.

49. Gouhier H./Psychologie et théologie dans la philosophie de Maine de Biran //Revue philosophique de la France et de1'etranger,t.135,1945.158.

50. Gouhier H./Les conversions de Maine de Siran,P.,1947.

51. Gouhier H.,Maine de Biran et Bergson //Etudes bergsoniennes, t.1,1948.

52. Gouhier H.,Expérience religieuse et philosophie dans la pensée de Maine de Biran //Revue internationale de philosophie, n°75,1966.

53. Gouhier H-,Maine de Biran par lui-meme/P.,1970.

54. Guibert-Sledziewski E.,Maine de Biran et la dynamique du sujet //Les études philosophiques,1982,n°l.

55. Janet P./Un précurseur de Maine de Biran //Revue philosophique de la France et de 11 étranger/1.XIV/1882.

56. Janet P./Les problèmes du XIX siecle/P.,1872.

57. J anet P./La philosophie française contemporaine/P./1879.

58. Janicaud D.,L'habitude selon Ravaisson et Maine de Biran //Revue philosophique de la France et de 11 étranger /1.158, 1968.

59. König E./Maine de Biran/der französische Kant //Philosophische Monatshefte,Bd.25/1889.

60. Lacroze R.,Maine de Biran,P1970.

61. Lalande A.,Vocabulaire technique et critique de la philosophie, P.,1983.

62. Lassaigne J.,Maine de Biran,homme politique/P.,1958.

63. La Valette Monbrun A.,Essai de biographie historique et psychologique: Maine de Biran,P.,1914.

64. Lemay P.,Maine de Biran et la société" médicale de Bergerac, P.,1936.

65. Lemoine A.,Maine de Biran //Revue européenne,1859,v.3.

66. Le Roy G.,Maine de Biran //Les philosophes célébrés,P1956.

67. Madinier G.,Conscience et mouvement,P.,1938.

68. Maine de Biran M.F.P./Oeuvres philosophiques,Publ.par V.Cou t.I-IV,P.,1841.

69. Maine de Biran M.F.P.,Oeuvres/Publ.par P.Tisserand,t.1-14, P.,1920-1949.

70. Maine de Biran M.F.P.,Journal intime,t.1-2,P.,1927-1931.

71. Maine de Biran M.F.P.,Journal,t.1-3,Neuchâtel,1954-1957.

72. Maine de Biran M.F.P.,De 1'aperception immediate,P.,1963.

73. Merleau-Ponty M.,L'union de l'âme et du corps chez Male-branche,Biran et Bergson,P.,1968.

74. Michelet G.,Maine de Biran,P.,1906.

75. Monette A-,La théorie des premiers principes selon Maine de Biran,Montreal-Ottawa-P.,1945.

76. Naville E.,Maine de Biran,sa vie et ses pensées,P.,1857.79.0dy H.J.,Vom Atheisten zu christlichen Metaphysiker.Die

77. Eintwicklung der Philosophie Maine de Birans //Philosophisches Jahrbuch,Bd.50,1937.

78. Palliard J.,Le "cogito" biranien et l'expérience personnell //Les etudes philosophiques,t.XIV,1940.

79. Ravaisson F.,La philosophie en France au XIX siècle,P.,1868

80. Ravaisson F.,De 1'habitude,P.,1927.

81. Robberechts L.,Essai sur la philosophie reflexive/ v.I: de Biran a Brunschvicg,Namur,1971.

82. Robef E./Leibniz et Maine de Biran,P.,1925.

83. Taine H.,Les philosophes classiques du XIX siecle en France P.,1905.

84. Thibaud M.,L'effort chez Maine de Biran et Bergson,Grenoblereo.

85. Tilliette' X.,Nouvelles reflexions sur le cogito biranien //Revue de métaphysique et de morale/1983,n°4.

86. Vancourt R.,La théorie de la connaissance chez Maine de Bi-ran.Le réalisme biranien et 1 ' idéalisme / Lille , 1941.

87. Vancourt .R./La théorie de l'acte volontaire chez Maine de Biranet l'unité" de la doctrine biranienne //Revue philosophique de la France et de 1'étranger/t.133/1942-1943.90 . Vorlâ'nder K./Franzosische Phi losophie / Breslau /1923 .

88. Voutsinas D./Maine de Biran(1766-1824),fondateur de la psychologie française //Revue internationale de philosophie/ n° 75/1966.

89. Wahl J./Tableau de la philosophie française/P./1966.