автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Метафизика места

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Чирков, Владимир Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Метафизика места'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чирков, Владимир Федорович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА L БЫТИЙСТВЕННОСТЬМЕСТА И ЛОКУСА.

§ 1. ЕДИНОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ В МЕСТЕ И ЛОКУСЕ.

§2. ХРОНОТОПИЧНОСТЬ МЕСТА.

§3. ПРИРОДНЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕСТА.

ГЛАВА П. МЕСТО В ПОВСЕДНЕВНОМ БЫТИИЧЕЛОВЕКА.

§ 1. САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ МЕСТА.

§2. АРХИТЕКТОНИКА МЕСТА.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Чирков, Владимир Федорович

Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена несколькими причинами, носящими проблемный характер и требующими для своего разрешения нового взгляда на метафизическую природу места и его роли в бытии человека.

Во-первых, интеграционные процессы, в которые вовлечены практически все современные цивилизации и культуры, нередко приводят к исчезновению уникальных, самобытных культур, тесно связанных с конкретным местом. Место - это то генетическое начало, которое дает жизнь многочисленным неповторимым культурам. Однако, место как явление бытия человека выпало из поля зрения современных онтологов, предпочитающих традиционно вести речь об абстрактном пространстве, а не о конкретных местах. В связи с этим назрела острая необходимость в философском осмыслении места как метафизического основания, способствующего сохранению и развитию уникального в бытии человека.

Во-вторых, глобальная унификация и стандартизация бытия приводит к переоценке роли места в бытии человека. При этом место чаще всего воспринимается как фон, на котором разворачивается человеческая драма, а не как генетическое основание уникального в человеке. В этих условиях назревает острая потребность в философско-метафизическом исследовании роли и значения места в бытии человека и культур.

В-третьих, в современной науке, как правило, не выделяется местная культура и культура места, что говорит о приоритете в исследованиях культурных процессов общего над частным и недооценке влияния места на своеобразие отдельных культурных явлений. Таким образом осуществляется сведение культуры к неживым формам, а культурные процессы нивелируются. Отсюда, особую актуальность приобретает введение в науку идей и образов культуры, тесно связанной с местом.

Степень разработанности проблемы. Проблеме места уделялось внимание древнегреческими философами Парменидом, Платоном, Аристотелем, стоиками, скептиками. Однако в их работах место рассматривалось как часть пространства, занятая какой-либо вещью вне связи с человеком и культурой.

Связь места с бытием человека стала объектом в исследованиях Ш.Монтескье, Ж.Бодена, И.Г.Гердера, К.Риттера, А.Гумбольдта, Л.И.Мечникова, И.Тэна по локальным цивилизациям. В этих работах место понималось как природное, географическое явление, детерминирующее бытие человеческих сообществ. Однако, методология географического детерминизма не позволяла исследовать влияние места на уникальные, неповторимые, единичные явления в культурах.

Впервые идея о взаимосвязи уникальной культуры и места прозвучала в исследованиях Н.Я.Данилевского, которая нашла свое дальнейшее развитие в трудах О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, П.Н.Савицкого, П.Н.Милюкова и др. Но в их работах место не подвергается метафизическому, онтологическому анализу.

Феномену места большое внимание уделяется в работах Верной Ли, Н.К.Пиксанова, И.М.Гревса, Н.П.Анциферова, В.Л.Глазычева, М.Г.Ганопольского, П.Вайля и других. Однако эти работы носят публицистический, педагогический характер, и феномен места не становится предметом метафизического анализа.

В новейшей философской литературе, посвященной локальностям, в частности в трудах С.А.Азаренко, А.В.Павлова, Л.А.Мясниковой, Г.Д.Гачева, А.А.Сыродеевой, М.Г.Ивановой, Д.В.Котелевского, С.Г.Банных, фиксируется и анализируется феномен локальностей с позиций индивидуального бытия и социальной философии. Однако в их трудах отсутствует собственно метафизический, онтологический анализ места как начала, которое порождает культуру.

В культурологических, искусствоведческих и иных отраслевых исследованиях локальных культур Ю.А.Веденина, СЯ.Сущего и А.Г.Дружинина, И.Я.Богуславской, Э.Е.Алексеева, Л.Л.Абаевой, Б.В.Асафьева, Т.П.Григорьевой, Е.В.Завадской, Г.Е.Светлова, С.Иэнага рассматриваются отдельные факты взаимосвязи места и культуры, но без философского, онтологического анализа этой взаимосвязи.

Таким образом, несмотря на большое количество работ, посвяш;енных феномену места, не исследованным остается место с философско-онтологических позиций и место как по-рождающее начало уникальных культурных образований.

Основная проблема исследования заключается в выявлении онтологического статуса места как метафизического основания, порождающего уникальные местные культуры. Эта проблема может быть зафиксирована в вопросах: 1) каковы природные, средовые, сакральные смыслы места; 2) каковы механизмы влияния места на уникальность культуры; 3) как проявляется место в локальных местных культурах.

Основная цель исследования заключается в выявлении онтологического статуса места и установление его влияния на формирование и развитие уникальных культур.

Задачи исследования:

1 .Исследовать единое и множественное в месте и локусе.

2.Зафиксировать пространственно-временные параметры (хронотоп) места как организма.

3.Раскрыть природные основания места и их влияние на повседневное бытие человека и культуру.

4.Выявить метафизическую сущность сакральности места.

5.Исследовать архитектонику места как механизма повседневного бытия человека.

Теоретико-методологическая основа исследования. Для конструктивного решения основной проблемы исследования и эффективности решения задач исследования использовались следующие теоретико-методологические принципы.

Во-первых, диалектический метод с его законами и категориями, отраженными в трудах философско-методологического характера античных философов Аристотеля, Парменида, Платона, Плотина, в работах Гегеля, Декарта, Канта, Монтеня, Телезио.

Во-вторых, методы междисциплинарной методологии, позволяющие рассмотреть сущность проблемы с разных точек зрения, от философских до естественнонаучных и гуманитарных, которые раскрываются в сочинениях зарубежных и отечественных авторов XIX и XX веков: Л.Л.Абаевой, С.А.Азаренко, И.С.Алексеева, Э.Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, В.Г.Афанасьева, М.М.Бахтина, В.Блауберга и Б.Г.Юдина,

И.Я.Богуславской, Нильса Бора, В.И.Вернадского, Леонардо да Винчи, Г.Витвицкого, Г.Д.Гачева, В.Гейзенберга, К.М.Герасимовой, И.В.Гёте, Г.В.Гивишвили. В.Л.Глазычева, Л.Н.Гумилева, Э.Гуссерля,

Н.Я.Данилевского, Ч.Дарвина, Ж.Делёза и Ф.Гваттари, Ж.Деррида, Ф.Г.Добржанского, Н.Л.Жуковской, В.В.Иванова, М.Г.Ивановой,

М.С.Кагана, Н.И.Конрада, К.Леви-Стросса, Д.С.Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, Л.И.Мечникова, П.Н.Милюкова, Н.Н.Моисеева, А.Монтескье, А.М.Мостепаненко, Л.А.Мясниковой, Е.В.Назайкинского, А.П.Окладникова, М.Т.Петрова, В.А.Подороги, И.Пригожина, В.Я.Проппа, А.М.Пятигорского, П.Г.Раппопорта, Р.Рорти, Б.А.Рыбакова, П.Н.Савицкого, А.А.Сыродеевой, Э.Б.Тайлора, А.Тахтаджяна, А.Тойнби, В.Н.Топорова, А.Уайтхеда, А.А.Ухтомского, М.Фуко, М.Хайдеггера, Г.Хакена, Дж.Холтона, Г.Ц.Цыбикова, К.В.Чистова, М.Шелера, О.Шпенглера.

Теоретическими источниками осмысления метафизического смысла места выступили работы Августина, Д.Л.Андреева, Аристотеля, Э.Гуссерля, Р.Декарта, Л.В.Денисовой, Н.О.Лосского, А.П.Огурцова,

Платона, К.Субири, П.А.Флоренского, СЛ. Франка, М.Хайдеггера, А.Н.Чанышева, П.Тейяра де Шардена.

Особое значение для исследования хронотопичности места имеют труды М.М.Бахтина, М.Г.Бархина, Н.Н.Волкова, Г.В.Ф.Гегеля, Г.А.Гуковского, А.В.Иконникова, Г.З.Каганова, И.Канта, А.М.Кантора, Л.В.Мочалова, Е.Б.Муриной, С.В.Норенкова, Б.Рассела, Н.Н.Тарабукина, И.Тэна, В.А.Фаворского, С.Г.Щукина и др.

Постижение смысла места, его духа, образа осуществлялось с привлечением произведений художественной и публицистической литературы, авторами которых являются Г.Х.Андерсен, Н.П.Анциферов,

A. А.Ахматова, А.Белый, А.А.Блок, И.Бродский, М.А.Булгаков, П.Вайль, Е.Ф.Вихров, Д.А.Герман, А.И.Герцен, Г.Гессе, И.В.Гёте,

B. А.Гиляровский, Н.В.Гоголь, Дж.Джойс, Конан Дойл, Ф.М.Достоевский, М.Ю.Лермонтов, Верной Ли, Г.К.Лукомский, Л.Н.Мартынов, А.Н.Некрасов, ОТенри, А.С.Пушкин, А.Н.Радищев, М.И.Цветаева, А.Штифтер, произведений архитектуры и изобразительного искусства А.Н.Бенуа, А.Гауди, Эль Греко, Я.Вермеера, Г.П.1Сичигина, К.Моне, А.С.Остроумовой-Лебедевой, А.Палладио, К.Росси, Питера де Хооха, и др.

Основные результаты исследования и его научная новизна сводятся к следующим положениям:

1. Исследовано единое и множественное в месте и локусе. Разграничены понятия место и локус по смысловым значениям. За местом закреплен сущностный, онтологический смысл явления, за локусом -границы, в пределах которых происходит осуществление смыслов бытия места. Показано, что бытие культуры осуществляется в конкретных местах, что позволяет ввести в научный оборот термины: локальные местные культуры; топ, топическое, которые раскрывают темпорированный характер места от рождения и бытия в месте рождения до трансляции его в другое место бытия в качестве универсальной ценности.

2. Выявлен механизм бытия места как организма. Зафиксированы и описаны пространственно-временные параметры места, как начала, порождающие культуру. Установлено, что хронотопические характеристики места оказывают прямое влияние на культурное бытие человека.

3. Исследованы и показаны природные основания места, сочетание которых придают ему уникальность. Раскрыто взаимозависимость между природой как таковой и природой человека, их взаимообусловленность и в собственно природном бытии, и в культурной практике.

4. Раскрыта специфика сакральности места, прежде всего через его проявление в природе; традиционное определение сакрального как священного, святого, божественного расширено за счет понимания сакрального как духовного, этического, бытийного.

5. Исследованы архитектонические параметры места. Архитектоника представлена такой формой организации и рационализации пространства, которые связывают его различные элементы в единое целое и придают ему завершенность. Таким образом архитектоника способствует трансформации пространства в место и организует повседневное бытие человека.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: во-первых, результаты исследования могут быть использованы для прояснения онтологической, гносеологической, аксиологической проблематики, обусловленной метафизикой места; во-вторых, выявленные онтологические основания места могут составить теоретическую базу исследований различных аспектов культуры; в-третьих, материалы диссертации могут быть использованы в качестве теоретической базы в практической работе по культурному строительству на местах (например, при создании музеев локальных местных культур); в-четвертых, материалы и результаты исследования могут быть использованы для разработки учебных курсов по философии, культурологии, теории и истории культуры, регионоведения.

Апробация работы/Основные положения и результаты исследования прошли теоретическую экспертизу и практическую апробацию в ходе создания автором диссертации музея художественно-культурологического типа «Городского музея «Искусство Омска» (1991-1999 г.г.). Проверка положений проблематики диссертации происходила также путём разработки концепций и проведения кураторских выставок - симпозиумов местного, межрегионального, международного уровня (1994, 1995, 1996, 1999, 2001 г.г.). Основные идеи и положения диссертации обсуждались на заседаниях Ученого совета Городского музея «Искусство Омска». Тематика места и его культуры получила свое развитие на Омских искусствоведческих (культурологических) чтениях и в изданных по результатам их работы материалах (1996, 1998, 1999, 2002 г.г.). Основные положения диссертации так же излагались в ряде публикаций, уточнялись на различного рода научных сессиях: Всероссийской конференции «Русский вопрос: история и современность» (Омск, 1992 г.); Международной конференции «М.М.Бахтин и современные гуманитарные практики» (Красноярск, 1996 г.); Региональной выставке-конференции «Человек в пространстве времени» (Омск, 1996 г.); Международном симпозиуме «Internationalism and Genius Loci» (Варшава, 1997); Втором Российском философском конгрессе «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999 г.); XXX^ конгрессе AICA-UNESKO «Visual art or visual culture?» (Лондон, 2000 г.); Международной научно-практической конференции «Диалог: музей и общество на пороге XXI века» (Якутск, 2000 г.). Международной научной конференции «Декабрьские диалоги» ( Омск, 2001 г.) и др.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Омского государственного педагогического университета и была рекомендована к защите.

10

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Содержание работы изложено на 137 страницах. Библиография включает 320 наименований на русском и английском языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Метафизика места"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование темы «Метафизика места» вскрывает глубинный вопрос бытия человека, его мировоззрения, затрагивает не только исследователя, но актуализирует данную проблему в науке в целом. Место понимается как микромодель преосуществленности двух основополагающих данностей. Во-первых, как сверхчувственная форма бытия Абсолюта, истины. Бога. Во-вторых, как неразумная и разумная природы в сверхчувственных формах познания. Онтологические представления о сущем возводят нас к основам бытия, включающим реальные, природные и ирреальные, метафизические миры, беря в приоритет идеальное, божественное - сберегающее реальное.

Данное исследование в качестве основного вывода предполагает следующее. В метафизическом постижении места важную роль играет мое индивидуальное знание о мире. Моё индивидуальное (со)знание всегда внутреннее. Ретенциальное или актуальное, оно представлено в моем экзистировании здесь и сейчас. Мир и Я есть предельные значения. Мир -предельное значение в дискурсе универсального, общего, единого. Я -предельное значение в качестве конкретного. Философская метафизика не исключает возможности помысления общего через конкретно-чувственное, которое я должен переживать в повседневном своем бытии. Я как предельное конкретное могу помыслить предельное общее через 8ра1шт мира - место, в котором я бытию и который дан мне в моих ощущениях, моих экзистенциальных состояниях и переживаниях. Я и место соразмерны по законам архитектонического, которое дано в опыте меня в месте. Именно опыт данного места я могу о-сознать в чувственной или в сверхчувственной форме.

Метафизика, будучи философским учение о первых родах сущего, самополагает относительность знания о сущем. И чем больше дистанция между Я и объектом познания, тем проблематичнее достижение истины.

Если мир есть род, то я избираю для себя посильную ношу познания вида, через раскрытие сокрытости которого я познаю род. Видом мира является место. Метафизическое места предстает в моем предельном опыте-с-ним. Онтология бытия места осуществляется в моем (со)знании, которое есть составная часть моего бытия в нем. Место рядом и во мне, точно также как Я в месте, то есть мы вместе. Метафизика места двояка. Во-первых, место контаминирует сверхчувственное, которое я постигаю в духовном опыте, в прозрении Божественного в повседневном своем бытии. Прозрить Бога в «просёлке», в месте, значит прозреть в Боге самому. Во-вторых, Я переживаю место чувственно, на базе чего строю свои логические конструкты - формулы, которые постигаются только в сверхчувственных формах, ибо они не могут переживаться чувственно. Метафизический опыт места темпорирован: от конкретно-чувственного к сверхчувственным формам познания сверхчувственного бытия. От отдельного, множественного к единому, универсальному.

Универсальное метафизическое бытие соподчинено с конкретным метафизическим бытием места. В своем опыте повседневного бытия Я абсолютен лишь в части совместного конкретно-чувственного бытия с ним, что не означает абсолютного познания мною места, потому что оно сверхчувственно. Тем не менее в опыте места я познаю мир больше, чем я познавал бы его вообще, в абстракции, в категории. Я и Мир не соизмеримы. Я и место соразмерны. Моя метафизичность есть откровение самому себе в той степени, насколько метафизичность места стала для меня не сокрытой в опыте познания . Место для меня различённое, выделенное, я его «схватываю» в метафизическом опыте бытия и в своем опыте духовного и интеллектуального знания о нем. Помышление онтического, сущего места возможно только через прозрение и в интеллектуальной форме бытия, что есть онтологическое.

Место есть ёа-зет, в котором я с о-присутствую. Место без меня не обходится, ибо я его «оживляю» своим мыслием о нем. Метафизика места есть индуктивный опыт знания, таящий в себе силы выстроиться в дедуктивное метафизическое представление о мире вообще. Место и Я есть оптимальная формула бытия вида в виде для познания всеобщего, рода. Место есть предельное метафизическое бытие, в котором Я есть предельная субстанция, мыслящая данное место.

Данное исследование следует рассматривать как работу, стоящую в ряду современных исследований, посвященных проблеме локальностей, топологии культурного воспроизводства, имеющей актуальное значение для теоретического и практического осмысления бытия человека. Дальнейшее изучение проблемы метафизики места видится в следующих направлениях: теоретико - методологическом; крайне важным представляется углубленное изучение конкретных природных и надбиологических оснований, объясняющие истоки и каузальные процессы бытия человека в месте; онтологическом; учение о сущем нуждается в осмыслении «превышающее разум разнообразие» место, порождающее местную культуру; установление онтологического статуса местной культуры позволит отличать ее от культуры места; гносеологическом; знания о месте репродуцируется непосредственным опытом бытия в месте, проходя обязательную проверку знаний через универсальное; культурологическом, аксиологическом; методологическая, онтологическая, гносеологическая база данных о месте позволяет выстроить предельно оптимальные подходы в понимании ценностности культуры, вскрыть объективные основания и функциональные свойства культуры; социальном; объективные знания о метафизике места, преломленные через субъективный разум, открывают перспективы самоидентфикации личности и сообществ места;

117 этическом; понимание места на метафизическом уровне, знание о местобытии человека формирует (со)знание, сберегающее место и служит защитным механизмом перед «мировым выравниванием» в новейших условиях глобализации; креативном; перцептуальное и концептуальное переживание места человеком интенцируется в творчески активную деятельность всего сообщества субьектов места, обогащающих метафизическую картину мира в целом посредством своей деятельности.

 

Список научной литературыЧирков, Владимир Федорович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абаева Л .Л. Культ гор и буддизм в Бурятии - М,: Наука, 1992

2. Августин А. Исповедь СПб.: Азбука, 1999

3. Азаренко СЛ. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры) Екатеринбург: УрГУ, 2000

4. Алексеев И.С. Концепция дополнительности. Историко-методологический анализ М.: Наука, 1978

5. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект -М.: Советский композитор, 1986

6. Андреев Д. Л. Роза мира М.: Клышников-Комаров и К, 1992

7. Анциферов Н.П. «Непостижимый город.». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина Л.: Лениздат, 1991

8. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т.т. М., т. 1, 1975

9. Аристотель. Органон // Сочинения в 4-х т.т. М., т. 2, 1978

10. Асафьев Б.В. О народной музыке Л.: Музыка, 1987

11. П. Астафьев В.П. Край жизни // Комсомольская правда, 1994, 30 апреля

12. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии М.: Мысль, 1964

13. Ахиезер A.C. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии, 2000, №9

14. Ахматова A.A. Сочинения в двух томах М.: Правда, 1990

15. Банных С.Г. Географический детерминизм русских мыслителей 11 половины Х1Х-ХХ веков. Истоки и смысл. Автореферат диссертации. кандидата философских наук Екатеринбург: УрГУ, 1996

16. Бархин М.Г. Архитектура основа синтезированной среды города // Взаимодействие и синтез искусств - М.: Наука, 1978

17. Батуев A.C., Соколова Л.В. Экология духа // Человек, 2000, №5

18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики -М.: Художественнаялитература, 1975

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979

20. Бахтин М.М. Работы 20-х годов 1Сиев: NEXT, 1994

21. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985 -М., 1986.

22. Белый А. Старый Арбат // С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы. Сост.: В.П.Енишерлов, В.А.Матусевич М.: Советский писатель, 1990

23. Берг Л.С. Homogenes Hr., 1922

24. Бергсон А. Творческая эволюция. Перевод с французского -М.-СПб.: Русская мысль, 1914

25. Бердяев H.A. О назначении человека М.: Республика, 1993

26. Библия. Книги ветхого завета. Книги нового завета-М.: СЕП; СМИ, 1987

27. Бирженюк Г.М. Методология и технологии региональной культурной политики // Панорама культурной жизни Российской федерации. Выпуск 2 -М., 2000

28. Блауберг И.В., ЮДИН Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании-М., 1972

29. Бобринская E.H. Концептуализм М.: ГалАрт, 1994

30. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка М.: Искусство, 1972

31. Бор Н. Избранные научные труды. В 2-х т.т. М.: Наука, т.1, 1970

32. Бор Н. Избранные научные труды. В 2-х т.т. М.: Наука, т. 1,1971

33. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии, 2000, №4

34. Бродель Ф. Что такое Франция. Книга первая: Пространство и история М., 1994

35. Бродский И. А. Часть речи. Избранные стихи. 1962-1989 М.: Художественная литература, 1990

36. Бродский И.А. Юбилейная лекция // Сочинения в 4-х т.т. СПб.:1. МСМХСП, T .1, 1992

37. ЗТ.Бубер М. Два образа веры. Перевод с нем. М.: Республика, 199538.«БЫТИЕ и ВРЕМЯ» Мартина Хайдеггера в философии XX века. Материалы обсуждения // Вопросы философии, 1998, №1

38. Вагнер Т.К. Старые русские города. Справочник-путеводитель М.: Искусство, 1984

39. Вайль П. Гений Места М.: Независимая газета, 2000

40. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства М.: РНИИКиПН; СПб.: «Дмитрий Буланов», 1997

41. Вернадский В.И. Мысли и заметки о Гёте как натуралисте // Избранные труды по истории науки М.: Наука, 1981, с.242-289

42. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста М.: Наука, 1988

43. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера М.: Наука, 1989

44. Вздорнов Г.И. Вологово. Фрески церкви Успения на Вологовом поле близ Новгорода-М.: Искусство, 1989

45. Витвицкий Г. Зональность климата Земли М., 1980

46. Витрувий М.П. Об архитектуре. Книги 1-3. Перевод с фр. В. Баженова -СПб.: Императорская Академия наук, 1790

47. Вихров Е.Ф. Палех Ярославль, 1974

48. Власов В.Г, Иллюстрированный художественный словарь М., 1991

49. Войгечев С А. Послесловие // Данилевский Н.Я. Россия и Европа М.: Книга, 1991

50. Волков С. Разговоры с Иосифом Бродским // Звезда, 1998, №1, №5

51. Ворбьёва И.А. Язык Земли. Местные географические названия Западной Сибири Новосибирск, 1973

52. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос М.: Прогресс-Культура, 1995

53. Ганопольский М.Г. Региональный этос: Истоки, становление, развитие -Тюмень: ТюмГНГУ, 1998

54. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. Избранные работы М.: Прогресс, 1986

55. Гегель Г.-В.-Ф. Эстетика, т.З -М.,1971

56. Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1 -М.,1975

57. Герасимова K.M. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма Новосибирск: Наука, 1989

58. Герцен А.И. Письма об изучении природы М.: Госполитиздат, 1944

59. Герцен А.И. Москва и Петербург / Собрание сочинений в 30-ти т.т. М.: ГИХЛ,т.2, 1954бГГейзенберг В. Физика и философия. Перевод с нем. под ред. М.Э.Омельяновского-М.: ИПЛ, 1963

60. Гельвеций К.А. Истиныый смысл системы природы // Счастье М.: Советская Россия, 1987

61. Гершензон М.О. Славянофильство // Вопросы философии, 1997, №12

62. Гессе Г. Кнольп // Собрание сочинений в 4-х т.т. СПб.: Северо-Запад, т.2, 1994

63. Гессе Г. Путешествие в Нюренберг // Знамя, 1994, №5

64. Гёте И.В. Избранные философские произведения М.: Наука, 1964

65. Гёте И.В. Максимы и рефлексии // Собрание сочинений в 10-ти т.т. М.: Художественная литература, т. 10, 1980

66. Гёте И.В. Об искусстве и древности на землях по Рейну и Майну // Собрание сочинений в 10-ти т.т. -М.: Художественная литература, т. 10, 1980

67. Гёте И.В. Из моей жизни // Собрание сочинений в 10-ти т.т. М.: Художественная литература, т.З, 1976

68. Гёте И.В. Итальянские путешествия // Собрание сочинений в 13-ти т.т. -М.: Художественная литература, т.11, 1935

69. Гёте И.-В. Фауст. Трагедия. Перевод с нем. Н.Холодковского М. ,195472. гивишвили Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии, 1997, №4

70. Гиляровский В.А. Москва и москвичи Минск: Народная асвета, 1980

71. Глазычев В.Л. Дух Места // Освобождение духа. Сборник статей М.: ИПЛ, 1991

72. Глазычев В.Л. Городская среда. Технология развития. Настольная книга архитектора-М.: Ладья, 1995

73. Гоголь Н.В. Мертвые души // Сочинения М.: ГР1ХЛ, 1959

74. Гоголь Н.В. О малороссийских песнях; Письма // Собрание сочинений в 6-тит.т.-М. :ГИХЛ, т.6, 1959

75. Гранин Д.А. Картина. Роман // Новый мир, 1980, №1,2

76. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии, 1997,№3

77. Губман Б.Л. Концепции локальных цивилизаций. Учебное пособие к авторскому курсу Тверь: ТвГУ, 1994

78. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя М.: ГИХЛ, 1959

79. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли Л.: ЛГУ, 1989

80. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь М.: Клышников-Комаров и К,1992

81. Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы М.: Прогресс, 1993

82. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры М., 1972

83. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. Собрание сочинений, Т.1 -М.: Гнозис, 1994

84. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.т. СПб.: Диамант, 1996

85. Данилевский Н.Я. Россия и Европа М.: Книга, 1991

86. Дарвин Ч. Происхождение видов СПб., 1991

87. Дедюхина B.C. Культура дворянской усадьбы // Очерки русской культуры ХУШ века. Часть 4 М.: МГУ, 1990

88. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. Пер. с фр. С.Н.Зенкина СПб.: Алетейя, 1998

89. Денисов С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды -Омск: ОмГПУ, 2001

90. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М. Естественные и технические науки в мире культуры Омск: ОмГТУ, 1997

91. Денисова Л.В. Догматические основания метафизических систем Омск: ОмЮИ, 1999

92. Денисова Л.В. Природа в контексте метафизики // Сибирский пейзаж: пространство мифов. Сборник материалов.- Омск: Курьер, 2000

93. Декарт Р. Правила для руководства ума // Собрание сочинений в 2-х т.т. -М.: Мысль, т. 1, 1989

94. Джохадзе И. Неопрагматизм Р.Рорти и аналитическая философия // Логос, 1999, №6

95. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Выпуск 1: От древнейших времен по ХУ1 век М.: Искусство, 1986

96. Добржанский Ф.Г. Мифы о генетическом преодолении и о Tabula Rasa // Человек, 2000, №1

97. Дрожалкина E.H. Злобина СВ. Роль изменения типа кетского жилища в развитии национального сознания // Этнография Алтая и сопредельных территорий Барнаул: БГПУ, 1998

98. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии М., 1977

99. Жуковская Н.Л. Бурятская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.т. М.: Советская энциклопедия, т. 1,1991

100. Завадская Е.В. Японское искусство книги М.: Книга, 1986

101. Зайцев Б. Улица Святого Николая // С любовью и тревогой. Статьи, Очерки. Рассказы М. : Советский писатель, 1990

102. Замятин Д.П. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам // Вопросы философии, 2001, №9

103. Зинченко В.П. Гипотеза о происхождении учения А.А.Ухтомского о доминанте // Человек, 2000, №3

104. Зуев С.Э. Особенности региональной ситуации и культурной политики // Культура: политика модернизаций Псков, 1999

105. Иванова М.Г. Типология культуры: диалектика локальности и универсальности. Автореферат диссертации. кандидата философских наук -М.: МИГУ, 1994

106. Игнатович А.Н. «Судьба обитания» в системе буддистского мировоззрения // Человек и мир в японской культуре М.: Наука, 1985

107. ПО. «Изборник». Сборник произведений литературы древней Руси М.: Художественная литература, 1969

108. Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре М.: Стройиздат, 1986

109. Искусство Японии. Альбом. Автор-составитель Н.А.Виноградова М.: Изобразительное искусство, 1985

110. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи. Проблемы взаимоотношения предметного мира и пространственной среды М.: Советскиий художник, 1981

111. Каган М.С. Философия культуры СПб.: Петрополис, 1996

112. Каган М.С. История культуры Петербурга. Учебное пособие СПб.: СПбГУП, 2000

113. Каган М.С. Морфология искусства Л.-М., 1972

114. Каганов Г.З. Обитаемая среда: апология воображения // Человек, 1993, №4

115. Каганов Г.З. Санкт-Петербург: образы пространства М.: Индрик, 1995

116. Каганов Г.З. Город как личное переживание // Искусствовознание. 2/99 -М., 1999

117. Каганов Г.З. Горожанин в городе: идентификация с землей и небом // Человек, 2001, №4

118. Казаринова Н.В. Народная сибирская икона // Сибирская икона. Альбом Омск: «Иртыш-92 LTD», 1999

119. Казначеев В.П. Учение о биосфере -М.,1985

120. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 6-ти т.т. М.: Мысль, Т.4, 1964

121. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия М.: Интертранс, 1995

122. Качановский Ю.В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства М., 1971

123. Квятская Н.К. Марфино. Альбом М.: Советская Россия, 1985

124. Келле В.Ж. Культура как формообразующее начало цивилизации // XXI век: Будущее России в философском измерении. Второй Российский философский конгресс Том 3 Философская антропология и философия культуры. Часть 2 - Екатеринбург: УрГУ. 1999

125. Кереньи К. Элевсин. Архетипический образ матери и дочери. Пер. с англ. М.: Релф-бук, 2000

126. Кибиров Т. «Пере-живать время». Интервью // Литературная газета, 1996, 27 ноября

127. Кириллов В.В. Ансамбль Тобольского Кремля // Русское искусство первой четверти ХУШ века М.: Наука, 1974

128. Кислов A.A. Теория климата М., 1989

129. Клриченко Е.И. Архитектурные ансамбли Москвы 1830-1860-х годов // Архитектурное наследство. Выпуск 24. Проблемы архитектурного ансамбля -М.: Стройиздат, 1976

130. Кнабе Г. С. Древний Рим история и повседневность - М., 1986

131. Князева E.H., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии, 1997, №3

132. Козлова М. С Эволюционная судьба Homo sapiens // Человек, 2000, № 1

133. Колесник СВ. Основы общего землеведения М., 1955

134. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи М., 1972

135. Котелевский Д.В. Понятие локального дискурса и его границы //

136. Многообразие жанров философского дискурса. Коллективная монография -Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001

137. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири М.: Стройиздат, 1978

138. Кочедамов В.И. Тобольск. Как рос и строился город Тюмень, 1963

139. Красиков В.И. Предельные значения философии Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997

140. Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии М.: Искусство, 1981

141. Крейцер А. О «духе местности» Царского села. Пушкин и Гоголь летом 1831 года//Нева, 1996, №11

142. Крючкова Т.Н. Иконы земли сибирской // Сибирская икона. Альбом -Омск: «Иртыш-92 LTD», 1999

143. Кубанова Т.А. Нанайская ритуальная скульптура конца Х1Х-ХХ веков как выражение духовного опыта народов Амура. Афтореферат диссертации . кандидата культурологических наук СПб.: СпбГУ, 1997

144. Кузанский Н. Об ученом незнании // Антология мировой философии в 4-X т.т. М.: Мысль, т.2,1970

145. Курбатский Т.Н. Человек социум - природа в тувинской мифологиии // Народная культура Сибири. Материалы научно-пратического семинара -Омск: ОмГПУ, 1998

146. Кусто Ж.И. Станет ли Земля островом Пасхи? // Литературная газета, 1996,18 декабря

147. Лавренова O.A. Философия ландшафта и геокультурного пространства в творчестве Н.К. Рериха и СП. Рериха // Человек, 2001, №1

148. ЛазареваВ.Н. История византийской живописи, т. 1,М., 1947

149. Лазарев А.Н. Андрей Рублев и его школа М.: Искусство, 1966

150. Лайфут Ф. Новый подход к культурам // Museum, 1983, №139

151. Латино-русский словарь. Составитель Д.И.Фомицкий Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

152. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. Перевод с французского

153. А.Б.Островского М.: Терра; «Республика», 1999

154. Леонардо да Винчи. Избранные произведения в 2-х т.т. СПб.: Нева; М.: Олма-Пресс, 1999

155. Лесков Н.С. Левша // Собрание сочинений в 12-ти т.т. М.: Правда, т.2, 1989

156. Лифшиц И.М. Второе начало термодинамики // Физический энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1983

157. Лихачев Д.С. Семьсот лет русской литературы // «Изборник» М.: Художественная литература, 1969

158. Лихачев Д.С. Экология культуры // Памятники Отечества, 1980, №2

159. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей —Л.: Наука, 1982

160. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Земля родная М.: Просвеш;ение, 1983

161. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир, 1994, №8

162. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир, 1996, №6

163. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура М.: Политиздат, 1991

164. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении -М.: Мысль, 1989

165. Лосев А.Ф. Жизнь и творческий путь Платона // Платон. Собрание сочинений в 4-х т.т. М.: Мысль, т. 1, 1990

166. Лосский Н.О. Бог и мировое зло М.: Республика, 1994

167. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М.Лотман и Тартуско-московская семиотическая школа-М.: Гнозис, 1994

168. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХУШ-нач. Х1Хв.- СПб.: Искусство-СПб., 1994

169. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь -М.: Просвеш;ение, 1988

170. Лукомский Г.К. Вологда в ее старине Вологда: КИИС (репринтноеиздание 1914 года)

171. Люстих E.H. Земная кора // Большая Советская энциклопедия М., 1973, Т.9

172. Майцер К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии, 1997, №3

173. Майстровская М.Г., Севан О.Г. Музейный комплекс г. Елабуги // Музееведение. На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов М.: НИИкультуры, 1989

174. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации М.: АГРАФ, 1997

175. Мамардашвили М.К. Неизбежность мысли // Человек, 1999, №4

176. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций- Ереван,, 1962

177. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука М.: Мысль, 1983

178. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории -СПб.: Лань, 1997

179. Мартынов Л.Н. Воздушные фрегаты Омск, 1985

180. Маслих CA. Русское изразцовое искусство ХУ-Х1Х веков М.: Изобразительное искусство, 1976

181. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии, 1997, №12

182. Мень А. Сын человеческий М.: «P.S», 1991

183. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современного общества Киев-Харьков: Изд-во Ф.А.Иогансона, 1899

184. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х т.т. М.: Прогресс-Культура, 1994

185. Мифынародов мира. Энциклопедия в 2-х т.т. М., 1992

186. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции Новосибирск: Наука, 1987

187. Моисеев H.H. Человек и ноосфера М.: Молодая гвардия, 1990

188. Монин М.А. Пути Парменида // Вопросы философии, 1997, №3

189. Монтель Ш. де Опыты М. : Правда, 1991

190. Монтескье А. О духе законов СПБ.: Изд-во Л.Ф.Пантелеева, 1900

191. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи Л., 1977

192. Мостепаненко A.M. Виды пространства и времени в искусстве // Проблемы ритма, художественного времени и пространства в искусстве Л. 1970

193. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-, и микромире -М.:ИПЛ, 1974

194. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины М.: Советский художник, 1983

195. Муратов П.П. Образы Италии М.: Терра; «Республика», 1999

196. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств (Очерки теории) М.: Искусство, 1982

197. Мысливцива Г.Ю. «Себя познающий - ландшафт» Омска // Вторые Омские искусствоведческие чтения. Сборник материалов - Омск: Альтернатива APT, 1998

198. Мясникова Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия Екатеринбург: УрГУ, 1993

199. Мостепаненко Л.А., Нагевичене В.Я. Опыт: обретение открытости и откровение Екатеринбург: УрАГС, 1997

200. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки М.: Музыка, 1988

201. Нестеров В.Н. Восток и всемирная история М.,1977

202. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии ХУ1-ХУШ в.в. От Кано Эйтоку до Огайа Корина М.: Изобразительное искусство, 1989

203. Норенков СВ. Архитектоника предметного мира Нижний Новгород: НГГУ, 1991

204. Носова Г.А. Традиционная обрядность русских: родильная и погребальная обрядность М., 1979

205. Огурцов A.n. Метафизика // Современная западная философия. Словарь-М.:ИПЛ, 1991

206. Оокладников А.П. Лики Древнего Амура. Петроглифы Сакачи-Аляна -Новосибирск, 1968

207. Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии Л.: Наука, 1980

208. Островский А.П. Письма // Полное собрание сочинений в 12-ти т.т. -М.: Искусство, т. 12, 1979

209. Палов A.B. О средообразующей роли отдельно стоящего дерева // Взаимопонимание культур. Сборник научных трудов. Выпуск 1 Тюмень: ТюмГУ, 1998

210. Парменид // Антология мировой философии в 4-х т.т. -М.: Мысль, т.1,1969

211. Паршин А.Н. Дополнительность и симметрия // Вопросы философии, 2001, №4

212. Петров М. Прирастаем провинцией // Русская провинция, 1998, № 1

213. Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Спорные вопросы региональных ренессансов Л.: Наука, 1989

214. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия -М.: Искусство, 1982

215. Петякшева Н.И. Диалог цивилизаций: Восток Запад // Вопросы философии, 1993, №6

216. Пивоваров Д.В. Сакральное // Современный философский словарь М., Бишкек, Екатеринбург, 1996

217. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация в России на пороге XXI века: антропокультурная парадигма // Социокультурное пространство диалога -М.: Наука, 1999

218. Платон. Парменид // Собрание сочинений в 3-х т.т. М.: Мысль, т.2,1970

219. Платон. Диалоги М.: Мысль, 1986

220. Плотин. Из «Эннеад» // Антология мировой философии в 4-х т.т. -М.:1. Мысль, т. 1,1969

221. Плотников В.И. Дух и его культурно-исторические модификации // Духовность и культура, Духовность мироотношения: Материалы. -Екатеринбург: УрГУ, 1994

222. Подорога В.А. Феноменология тела М.: Ad Marginem, 1995

223. Полищук Н.С. Местные праздники // Русские: Народная культура (история и современность), т.4 М.: ИЭиА, 2000

224. Потанин Г.Н. Областные тенденции в Сибири Томск, 1907

225. Пржевальский Н.М. От Кяхты на истоки Желтой реки М.: Географиздат, 1948

226. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой-М.: Прогресс, 1986

227. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки Л.: ЛГУ, 1986

228. Прохоров Б.Б. Популяционное здоровье во времени и пространстве // Человек, 1995, №5

229. Пушкин A.C. Собр. соч. в 3-х т.т. М.: Художественная литература, 1975

230. Пятигорский A. M. Философия одного переулка М.: Прогресс, 1992

231. Раппопорт П.Г. Древнерусская архитектура Л.: Стройиздат, 1995

232. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы М.: Терра; Республика, 2000

233. Рахимов В.Г. Тобольский Кремль. Проблемы реставрации // Русские сторожилы. Материалы Ш Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» Тобольск-Омск, 2000

234. Резниченко Л. Пейзаж души зрителя и художника // Человек, 1995, №5

235. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Перевод с английского В.В.Целищева Новосибирск: НГУ, 1997

236. Руднев В.П. Словарь культуры XX века М.: АГРАФ, 1997

237. Русский космизм. Антология философской мысли М.: Педагогика1. Пресс

238. Руссо Ж.-Ж. Опыт о прохождении языков, а также о мелодии и музыкальном подражании // Избранные сочинения в 3-х т.т. М.: ГИХЛ. Т.1, 1961

239. Рыбаков Н.И. Живопись, графика. Каталог Красноярск: Ситалл, 2000

240. Рыженко В.Г. Омские историко-культурные исследования 1980-90-х годов: Тенденции и характерные черты // Вестник Омского университета. Выпуск 3 Омск: ОмГУ, 1997

241. Сабашникова М.Н. Детство в старой России // С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы М.: Советский писатель, 1990

242. Саваренская Т. Я родилась в Арбатских переулках // Дом Остроухова в Трубниках. Альманах 1998. -М.-СПб.: Златоуст, 1998

243. Савицкий П.Н. Евразийство // Русская идея в 2-х т.т. М., т. 1, 1994

244. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования М.: Советский художник, 1980

245. Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля Омск: ООМИИ. 1997

246. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории М.: ИПЛ, 1989

247. Семенова З.Ф. Концепт рождения в якутской традиции // Этнографический сборник. Выпуск 1 Якутск, 2000

248. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. Сборник статей-М.: Паука, 1978

249. Синергетике 30. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии, 2000, №3

250. Смирнова Э.С. Московская икона Х1У-ХУ11 в.в. Л.: Аврора, 1988

251. Смит Р. Человек между биологией и культурой // Человек, 2000, №1

252. Словарь географических понятий и терминов по разделу «Климат» -Омск, 2000

253. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции М.: Искусство, 1980

254. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. Специальный выпуск-1990, 18 сентября

255. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века // Новый мир, 1994, №8

256. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика М.: Искусство, 1991

257. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек, 2000, №2-5; Человек, 2001, №1

258. Суродина Н.Р. Специфика русского «пустого пространства» // XXI век: Будущее России в философском измерении. Второй Российский философский конгресс -Том 3. Философская антропология и философия культуры. Часть 2 Екатеринбург: УрГУ, 1999

259. Сущий С.Я., Дружинин А.Г. Очерки географии русской культуры Р. -на-Дону, 1996

260. Сыродеева A.A. Локальность как характеристика социокультурной реальности II половины XX века. Автореферат кандидата . кандидата философских наук М.: ИФ РАН, 1994

261. Сыродеева A.A. Опыт описания феномена локальности // Человек, 1995, №5

262. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. Перевод с англ. Д.А.Коробчевского М.: Политиздат, 1989

263. Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи // Вопросы искусствознания 1/93 -М.: ГалАртД993

264. Тарковский A.A. Благословенный свет. Стихи СПб.: Северо-Запад, 1993

265. Тахтаджян А. Дарвин и современная теория эволюции // Дарвин Ч. Происхождение видов СПб., 1991

266. Телезио Б. О природе вещей в соответствии с её собственными началами

267. Антология мировой философии в 4-х т.т. М.: Мысль, т.2, 1970

268. Толстая СМ. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и мир молчащий. Семантика звука и речи в традиционной культуре славян М.: Индрик, 1999

269. Толстой В.П. Монументальное и декоративное начала в синтезе искусств // Художники и город. Материалы симпозиума «Социалистическое градостроительство и синтез искуссств» М.: Советский художник, 1973

270. Топоров В.Н. Славянская мифология // Славянская мифология. Энциклопедический словарь М.: ЭЛЛИС, 1995

271. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев XIX -нач. XX В. В. Новосибирск: Наука, 1978

272. Трубецкой Н.С Россия между Европой и Азией // Евразийский соблазн -М., 1993

273. Тургенев И.С Рассказы // Собрание сочинений в 6-ти т.т. М.: Правда, Т.6,1968

274. Туровский М.Б., Туровская СВ. Концепция В.В.Вернадского и перспективы эволюционной теории // Вопросы философии, 1993, J№6

275. Тэн И. Философия искусства. Часть 1, глава 1 // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т.т. М.: Искусство, т. 3, 1967

276. Тэн И. Философия искусства. Живопись Италии и Нидерландов М.: Изобразительное искусство, 1995

277. Уайтхед А. Избранные работы по философии М., 1990

278. Унамуно Мигель де. Большие и маленькие города; Городские окрестности, пейзажи, воспоминания // Избранные произведения в 2-х т.т. -Л.: Художественная литература, т.2,1981

279. Ухтомский A.A. Учение о доминанте // Избранные труды Л.: Наука, 1978

280. Ухтомский A.A. Дневники // Человек, 2000, №5

281. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. Сост. и вст. статья Е.С.Левитина-М.: Книга, 1986

282. Фёдоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Философия общего дела. Сочинения М.: Мысль, 1982

283. Фирсова К. Сокровища недр новгородских // Русская провинция, 1997, №1

284. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины М., 1991

285. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Оправдание космоса СПб.: РХГИ, 1994

286. Франк СЛ. Духовные основы общества М.: Республика, 1992

287. Франс А. Мысли перед возвращением в город. Земля и язык; Народные песни старой Франции // Собрание сочинений в 8-ми т.т. М.: ГИХЛ, т.8, 1960

288. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук М., 1977

289. Хайдеггер М. Бытие и время // Работы и размышления разных лет. Перевод А.В.Михайлова М.: Гнозис, 1993

290. Хайдеггер М. Время и бытие // Статьи и выступления. Перевод В.В.Бибихина-М.: Республика, 1993

291. Холтон Дж. Тематический анализ науки М.: Прогресс, 1991

292. Хоружий С С Трансформации славянской идеи в XX веке // Вопросы философии, 1999, №11

293. Художник и город М.: Советский художник, 1973

294. Цветаева М.И. Стихи о Москве // Стихотворения. Поэмы М.: Советская Россия, 1988

295. Цветаева М.И. Наталья Гончарова (Жизнь и творчество) // Мой Пушкин -Алма-Ата: Pay он, 1990

296. Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в 2-х т.т. Новосибирск: Наука, 1991

297. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности // Культура в свете философии -Тбилиси: Хеловнеба, 1979

298. Чавчавадзе Н.З. Внутренние и внешние факторы развития культуры // Культура и общественное развитие Тбилиси: Мецниереба, 1979

299. Чанышев А.Н. Аристотель М.: Мысль, 1987300. «Человек в пространстве времени». Региональная выставка-конференция. Каталогконцептпресс. Омск: ГМИО, 1996

300. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка в 2-х т.т. М.: Русский язык, 1993

301. Чистов К.В. Традиция и вариативность // Советская этнография, 1983, №2

302. Шайхтдинова H.H. Железопросечное искусство Тюмени XX века // Русские сторожилы. Материалы Ш Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» Тобольск- Омск, 2000

303. Шарден П.Т. де Божественная среда М.: Гнозис, 1994

304. Шаров A.C. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия- Омск: ОмГПУ, 2000

305. Шелер М, Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. Сборник переводов -М.: Прогресс, 1988

306. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Гештальт и действительность, т.1 -М.: Мысль, 1983

307. Штифтер А. Предисловие к «Пестрым камешкам» // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти т.т. М.: Искусство, т.3,1967

308. Шубарт В. Европа и душа Востока М.: Альманах «Русская идея», 1997

309. ХДукин В.Г. Социокультурное пространство и проблема жанра // Вопросы философии, 1997, №6

310. Югай Г.А. Диалектика части и целого в живой природе М., 1966

311. Ядринцев Н.М. Народно-областное начало в русской жизни // Сборник избранных статей Красноярск, 1919

312. Ямпольский М.Б. Памяти Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф- М.: Ad Marginem, 1993137

313. British contemporary sculpture 97/98 London, 1998

314. Grabska E. «Internationalism and Genius Loci» //AICA Newsletter, 1997, №10

315. Expedition. Treasures from 125 Years of Discovery -New York: American Museum of Natural History, 1995

316. Schama S. Landscape and Memory New York: Vitage Books, 1996

317. The British museum. Press London: B M, 2000

318. The Tower of London. Guide book London: Tower, 2000

319. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1994