автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Мифология тюркских народов

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Халипаева, Империят Арсланбековна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Мифология тюркских народов'

Текст диссертации на тему "Мифология тюркских народов"

На правах рукописи

ШИПАЕВА ИМПЕРШТ АРСЛАНВЕКОВНА

МИФОЛОГИЯ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

( на материале мифологии кумыков и их диаспоры )

Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук.

Специальность 10.01.09 - Фольклористика

В А К У - 1995

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . ... 3

Глава I Космогония изначала и до наших дней ... 14

Глава 2 Охотничьи персонажи мифологии тюркских

народов Северного Кавказа и их диаспоры ... 57

Глава 3 Персонажи низшей мифологии сверхъестественные силы природы в сознании людей ..114

3.1. Предания об Албаслы. Албаслы в антропоморфном и зооморфном проявлении. ..114

3.2. Мифологические персонажи Суванасы, Еранасы, Периште, Басдырык, Сулах, Кантулук, Шайтан ..138

Заключение ..163

Библиография ..169

Приложение I ..188

Тексты

Приложение 2 ..312

Дагестанское зарубежье

ВВЕДЕНИЕ

Истоки дагестанского фольклора уходят в седую древность. Вместе с тем, сбор и изучение его начались сравнительно недавно. Первые, в основном фрагментарные, записи осуществлялись русскими и иностранными учеными, путешественниками и военными деятелями, начиная с ХУ-ХУ1 вв. Однако публикации и научное изучение отдельных произведений дагестанского, в частности кумыкского, фольклора относятся к XIX веку.

Мифологическая проза кумыков какому бы влиянию она .не подвергалась, неизменно сохраняет в себе национальный колорит. Мифы, легенды, предания кумыков отличаются национальной спецификой, особенностями мышления. Они в красочной поэтической форме рассказывают о древнейших мифологических представлениях наших предков и дают возможность ощутить всю прелесть художественного творчества народа. Создавая мифологические образы, народ наделял их чертами, характерными для народного творчества древности. При этом графическое соседство и взаимные контакты тюркоязычных народов способствовали порождению многих общностей в их мифологии.

Несмотря на то, что территория Дагестана, в особенности ее легкодоступная равнинная часть, в различные исторические эпохи подвергалась нашествию многочисленных иноземцев, кумыки сумели пронести через века и сохранить свою культуру и духовное богатство.

Автор данной работы разделяет мнение С. Ш. Гаджиевой и А.М.Аджиева относительно того, что наличие у южных кумыков наиболее архаичных словесных памятников связано с большей

прочностью у них связей с древними тюрками, большей консервацией здесь, чем в других кумыкских районах, элементов тра-

1

диционнои архаики.

Взаимные контакты и влияние между тюркоязычными, кавка-зоязычными и персоязычными племенами очень древние. И то обстоятелство, что сегодня в кавказском и персидском фольклоре встречаются традиционные сюжеты и образы тюркоязычных народов, и с другой стороны - в устной поэзии тюркоязычных народов отражены кавказские, персидские сюжеты, есть результат не только типологии, но и взаимных контактов, близости этих народов в разные исторические периоды.

Исследование архаичного пласта фольклора имеет важное научное значение по целому ряду причин: это и истоки художественного творчества, определившие не только особенности генезиса фольклорных жанров поэтики, но и во многом повлиявшие на дальнейший ход их эволюции; по ним можно определить типологию генезиса и эволюцию архаичного фольклора, а также явлений взаимосвязей; в них непереоценимые, а во многих случаях и просто единственные сведения о своеобразии художественного мышления древнего человека о его верованиях и др. Вместе с тем, архаичные пласты народной прозы, а к ним относятся и мифологические жанры - это наиболее быстро исчезающая сейчас область устно-поэтического творчества, что связано как с необычайно большой протяженностью времени их устного бытования, так и с определенным расхождением их с историко-культурными процессами, происходящими в наши дни.

Из сказанного следует, что научное осмысление мифологических жанров, включающее и сбор материала, и его анализ,

выдвигается в ряд наиболее актуальных проблем современной фольклористики. Следует отметить также, что необходимость исследования данной проблемы усиливается потому, что народная архаическая проза кумыков до сих пор практически остается неисследованной, несобранной, хотя носитель богатого материала, испытавший в своем этногенезе и историко-культурном развитии влияние самых различных этносов, в особенности тюркских и кавказских, дает возможность сделать интересные выводы по вопросам архаичных фольклорных взаимосвязей и типологии.

Имеющиеся по теме работы немногочисленны, но весьма ценны. Отдельные авторы касались некоторых вопросов мифологических жанров. Еще в начале XIX века в журнале "Этнографическое обозрение" учителем А.Шемшединовым были опубликованы "Легенды и предания кумыков"2 и "Легенды и сказания кумыков"3. Значительно позже в 1930-х годах А.Н.Греном были опубликованы сказки и легенды кумыков, извлеченные из материалов Л. Г. Лопатинского4. Некоторые архаичные памятники прозы рассмотрены и в работе С.Ш.Гаджиевой "Кумыки" (раздел "Устное народное творчество")5. В связи с нартским эпосом архаические образы дагестанского фольклора исследованы У.Б.Далгат6. В статьях М.Р.Халидовой7 мифологические образы рассматриваются в контексте общедагестанского фольклора. Исследователь выделяет древнейшие пласты дагестанского фольклора, прослеживает процесс их исторической эволюции и трансформации. Отдельные вопросы архаичных памятников народов Дагестана, в том числе и кумыкского фольклора, исследованы А.М.Аджиевым8, X.М.Халиловым9. Нельзя не отметить также

работы Ф.И.Вагабовой10, А.М.Ганиевой11, А.А.Алихановой12, Ф. 3. Абакаровой13 и др. в которых рассмотрены отдельные вопросы архаичных жанров фольклора различных народов Дагестана. Заслуживают внимания тематические сборники "Мифология народов Дагестана", "Проблемы мифологии и верований народов Дагестана", являющиеся первым опытом разностороннего исследования проблем дагестанской мифологии, рассматривающего проблему на основе данных фольклора, этнографии, археологии и лингвистики.

В общетеоретическом плане определенный вклад в дагестанскую 'фольклористику внесли Г.Г.Гамзатов, С.М. Хайбуллаев, И.X.Асеков, А.А.Ахлаков, в трудах которых затронуты вопросы генезиса, типологии фольклора.

Богатый опыт фольклористики, в частности работы В.Я.Проппа, В.М.Жирмунского, Э.В.Померанцевой, Е.М.Мелетинс-кого, М. Я. Чиковани, Е. Б. Вирсаладзе, В.М.Гацака, К.В.Чистова и других, имеют большое научно-теоретическое значение и для исследования кумыкского фольклора. Большой вклад в изучение эпоса тюркоязычных и ираноязычных народов внес Х.Г.Короглы. Актуальной проблеме мифологии посвящена его монография "Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана"14. Между тем, проблемы общего и специфического в генезисе и развитии системы образов мифологической прозы кумыков, определения ее природы, многообразия поэтической сущности и многие другие вопросы были предметом специальных научных исследований.

Исходя из этого, а также с учетом специфики подвергаемого исследованию национального материала, рассматривая ис-

токи и эволюцию мифологических персонажей несказочной прозы кумыкского фольклора, нами в данной работе поставлены следующие задачи:

- на основе предлагаемой классификации жанров народной прозы кумыков изучить в ней систему мифологических образов, определить художественный тип, специфику, а также место и роль этих образов в народной прозе;

- проследить эволюцию мифологических образов, их функции и идейно-художественную сущность;

- исследовать архаичные образы кумыкского фольклора в контексте с общедагестанской мифологической прозой, определить межрегиональные их обличил;

- выявить процессы типологического, генетического и контактного характера во взаимосвязях кумыкского фольклора с тюркским, кавказским и иранским "мирами".

Эти задачи- определяют и общую цель работы - научное обоснование существования кумыкской мифологической прозы как самостоятельного вида творчества и определения его места в историко-культурном развитии народа.

В фольклористике существуют разные теории и взгляды на .проблемы классификации мифологических жанров. Так английский ученый Э.Тейлор разделил мифы на: философские; биологические; мифы о родстве между обезьянами и людьми; мифы, основанные на заблуждении, извращении и преувеличении; мифы, относящиеся к легендарным или историческим личностям; этимологические; экономические и прагматизированные15.

М. Ш. Шахнович выделяет мифы: космогонические, тотемичес-кие мифы о происхождении родов и предков; мифы об огне и

сотворении мира и т.д.16 По Е.М.Мелетинскому, мифы делятся на группы: тотемические, этнологические, антропогенетичес-кие, космогонические, шаманская мифология, календарные мифы

1 7

И Т.Д.

Мифолог В.Г.Богораз-Тан, описывая чукотские мифы, отмечает, что "самым древним типом их являются космогонические и .мифологические рассказы и предания"18.

Основываясь на классификациях видных ученых, и с учетом специфики кумыкского фольклорного материала, на наш взгляд, приемлема следующая классификация легенд и преданий: природные (анимистические, фетишистские, тотемические); космого-нистические; охотничьи; демонологические.

Такая классификация позволяет систематизировать мифологические образы, оценить их в исторической эволюции, отметить при этом их стадиальные типы. Кроме того, рассмотрение ■образов в "лоне" определенного жанра помогает ярче очертить их идейно-художественную сущность, функции, особенности трансформации, типологическую общность и др.

Следует отметить, что поскольку анализируемые нами мифологические памятники возникли в глубокой древности, в них трудно установить достаточно четкие жанровые границы, которые мы наблюдаем в более поздние периоды. Этот синкретизм не мог не отразиться и в характеристике жанров кумыкской мифологической прозы, где многие памятники представляют собою ■промежуточные жанровые образования. В работе мы оперируем известными в фольклористике терминами, которые в приложении к кумыкскому материалу приобретают и некоторые специфические особенности. Так, термин "миф" нами используется в известной

мере условно, ибо кумыкские архаичные памятники не дают четкую мифологическую систему, а являются рудиментами мифов, большей частью трансформировавшихся в другие жанры: мифологические легенды, предания, былички и даже притчи. Лишь в результате научного анализа удается реконструировать собственно мифологические представления кумыков, которые в древности, очевидно, представляли собою достаточно развитую мифологическую систему. В разрушении языческой мифологии кумыков существенную роль сыграло проникновение ислама, а также восточной культуры, которая не могла не составлять "конкуренции"19 местным традициям. Многие из кумыкских мифологических памятников сближаются с жанром, определяемым в русской фольклористике быличкой, побывальщиной20.

В объект нашего исследования привлечены лишь те сказания, легенды, предания, в которых отразились мифологические представления. Мифологическая проза кумыков представляет интерес для нас не только как оригинальный памятник фольклора, но и содержит материал исторического, этнографического и лингвистического характера. Она может служить хорошим подспорьем при изучении мировоззрения и культуры кумыков на ранних этапах истории.

Фактический материал, подвергаемый нами анализу, извлечен из разных источников. В работе использованы дореволюционные и послереволюционные публикации. Поскольку они очень немногочисленны, значительное место в исследовании занимают рукописные материалы, среди которых особо следует отметить записи, -хранящиеся в рукописном фонде института ИЯЛ Даг.ФАН СССР, НИФЛИ, кафедры народного творчества и литературы Да-

гестана ДГУ им.В.И.Ленина. Немаловажное место в работе заняли материалы, хранящиеся у частных лиц. Источниковедческую базу исследования составили экспедиционные полевые материалы, собранные автором в 1976-1982 гг. в районах расселения кумыков, и вводимые в научный оборот впервые, среди которых особый интерес представляют записи из Южной Кумыкии, где фольклор, как мы отмечали выше, сохранил в себе больше элементов архаики. Этим и обусловлено то, что в нашей работе значительное место занимает южнокумыкский фольклорный материал.

В качестве сравнительно-сопоставительного материала привлечены фольклорные произведения народов Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, а также Средней Азии, Казахстана, Поволжья, Сибири, Алтая и другие, извлеченные как из сборников текстов, так и из данных научных исследований.

Материал проведенного нами исследования может быть использован при дальнейшей разработке проблем дагестанской фольклористики, в частности мифологических жанров, их типологических, генетических и контактных аспектов, связей кумыкского фольклора, особенностей его поэтики, а также при изучении фольклора в школе, создании методических пособий в помощь учителю, учебников, хрестоматий для дагестанской национальной школы.

Предлагаемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена изучению и анализу космогонических преданий в сопоставлении с мифологическими (солярными и лунарными) сюжетами у народов северокавказского, общекав-

- и -

казского, а также среднеазиатского региона. Научный интерес представляют космогонические мифологические произведения: "О мирах"; "О происхождении людей"; "О Верховном божестве Тенг-ри"; "О солнце и луне"; "О звездах", записанные со слов сказительницы Айханум Пашаевой.

Во второй главе представлены результаты исследования персонажей охотничьих легенд и преданий. Кроме работ дагестанских ученых, автором привлечены труды по исследуемому -вопросу М. Я. Чиковани, Е. В. Вирсаладзе, М.О.Косвена, И.С.Брагинского, Л.П.Потапова, С. М. Абрамзона, А. Ф. Анисимова, М.И.Артамонова, Л.Н.Гумилева и др. Сделана попытка определить роль и место персонажей охотничьих легенд и преданий в устном народном творчестве. Интерес в этой главе представляют охотничьи предания: "О Кылычтёше" (саблегрудом), "О топо-рогрудом", "Об Унанай", "Об Аймеседу", о древнем способе добывания огня и др.

Исследованию демонологических персонажей фольклора посвящена третья глава. В этой главе исследуются образы Албас-лы,. Суванасы, Еранасы, Басдырык, Кантулук, Периште, шайтанов, сюжеты заклинания против зверей, волков, змей, болезней и др.

В кратком заключении приводятся наиболее общие выводы, а также теоретическое и практическое значение исследования. Приложение содержит мифологические тексты, собранные автором, а также извлеченные из сборников, книг и рукописей.

1. Похоронный обряд и причитания кумыков//Семейный быт народов Дагестана: Дагестанский этнографический сборник.-Ма-

хачкала, 1980.-С.48.

2. Этнографическое обозрение.-1905.-N 2-3.

3. Там же.-1910.-N 1-2.

4. Фольклор Азербайджана и прилегающих стран/ Ред. Баг-рия А.В.-Баку, 1930.-С.3-54.

5. Гаджиева С.Ш. Кумыки.-М.:Изд-во АН СССР,1961.-С.301-

314.

6. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. -М. : Изд-во вост.лит-ры, 1962; Ее же.-Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты.-М.: Наука, 1972.

7. Халидова М.Р. Отражение мифологических воззрений в легендах и преданиях народов Дагестана//Жанры фольклора народов Дагестана.-Махачкала, 1979.-С.182-207; Ее же.-Об эволюции мотивов культа близнецов в дагестанском фольклоре// Поэтика фольклора народов Дагестана.-Махачкала, 1981.-С.25-43; Ее же.-Образ покровителя охоты, зверей в преданиях и легендах народов Дагестана//Дагестанская народная проза.-Махачкала, 1982.-С.24-41.

8. Аджиев A.M. Дальние дороги песни.-Махачкала,1977.-С.31-54,74,100; Его же.-Нартский прозаический фольклор кумыков и его место в кавказской нартиаде//Дагестанская народная проза.-С.4-23.

■ 9. Халилов Х.М. Барг, Вацилу, Каж, Кини, Кушкафтар, Ма-мав, Чассанси, Рикирал//Мифы народов мира: в 2-х томах.-М.: Изд-во СЭ. -Т. 1.-1980; Т.2.-1982.

10. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы.-Махачкала, 1970.

И. Ганиева A.M. Предания и легенды лезгин//Фольклор и

историческая действительность: Тезисы докладов.-Махачкала, 1976.-С.72; Ее же.-Образ Шарвили в богатырских сказках//Жан-ры фольклора народов Дагестана.-С. 139.

12. Алиханова А.А. Слушая предания старины. Мифы и легенды, связанные с аулом Мекеги и его окрестностями//Друж-6a.-1974.-N 2.-С.113-123; на дарг.яз.; Ее же.-Древние сюжеты в преданиях аула Мекеги//Памятники эпохи бронзы и раннего железа в Дагестане.-Махачкала, 1978.-С.160-161.

13. Абакарова Ф.3. Отражение мифологических воззрений в детском фольклоре народов Дагестана//Мифология народов Дагестана. -Махачкала, 1984.-С.119-129.

14. Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджан�