автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Молчанова, Надежда Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Молчанова, Надежда Александровна

Введение.3

Глава I. "Художественный фольклоризм" в литературе

1900-х годов и "мифотворчество" символистов.,.11-52 •

Глава 2. Фольклорная стилизация в лирике символистов

1906-1907 годов .53

Глава 3. Лирика А.Блока 1901-1907 годов в ее связях с народно-поэтическим мышлением.96

Глава 4. Образ России в лирике А.Белого и А.Блока

1907-1910 годов.127

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Молчанова, Надежда Александровна

Освоение поэзией русского символизма национальной фольклорной стихии - специфический и сравнительно мало изученный факт в истории этого литературного направления. Правда, вопросы фольклоризма творчества наиболее значительных поэтов-символистов рассмат

X 2 риваются в ряде исследований (Э.В.ПомеранцевойА, П.С.Выходцева , о

Э.С.Литвин и других). Однако на сегодняшнем этапе изучения советским литературоведением истоков символизма ощущается необходимость более широкого подхода к проблеме "символизм и фольклор". Этим мотивируется историко-литературный аспект актуальности темы, разработка которой, на наш взгляд, представляет интерес как в смысле обогащения понимания творчества отдельных поэтов-символистов, так и для уяснения некоторых черт национального своеобразия русского символизма начала века в целом.

Повышенное внимание современной науки к проблемам символа и мифа делает актуальным теоретический аспект темы диссертации. Обращение к национальному фольклору имело у символистов 1900-х годов сложный, философски окрашенный характер, было неразрывно связано с их ориентацией на миф. Опыт русского символизма имеет важное значение как предвосхищение некоторых более поздних эстетических теорий, ставших сейчас предметом острых идеологических споров, поэтому в его объективной оценке особенно необходима "мировоззренчет'

Померанцева Э.В.А,Блок и фольклор. - В кн.: Русский \ у ольклор. Материалы и исследования. Т.2. М.;Л., 1958, с.203-224. Выходцев П.С. Блок и народная художественная культура (к эволюции идейно-эстетических взглядов). - Русская литература, 1980, № 3, с.64-92. 3

Литвин Э.С. Брюсов и русское народное творчество. - Ясский фольклор. Кн.УП. 1962, с.136-152. т екая четкость, методологическая дисциплина мысли".

Для советского литературоведения не приемлем тот культ мифа, который сложился в современной западной эстетике, резко противопоставляющей категории "мифического" и "типического", стирающей грани между художественными произведениями разных исторических р эпох . В работах советских исследователей последнего десятилетия: монографиях Е.М.Мелетинского "Поэтика мифа" (1976), А.Ф.Лосева "Проблема символа и реалистическое искусство" (1976), М.И.Стебли-на-Каменского "Миф" (1976), статьях, вошедших в сборники "Литература и мифология" (Л., 1975), "Миф. Фольклор. Литература" (Л., 1978), вопросы мифологизма литературного процесса рассматриваются с позиций марксистской эстетики, т.е. конкретно-исторически, с учетом особенностей мировоззрения писателя и его творческой индивидуальности.

Критически оценивая концепции "мифологизма без берегов" в зарубежной науке и литературе, Е.М.Мелетинский вместе с тем приходит к обоснованному выводу, что "мифологизм XX века оказывается в чем-то шире модернизма, явлением более сложным и противоречи3 вым" . Изучение мифологических проекций иногда становится необходимым элементом литературоведческого анализа, так как углубляет •наше представление о творчестве ряда крупных .писателей. "Анализ т

Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., 1983, с.35. См.: Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе. - Вопросы философии, 1971, № 7, с.163-171; Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. М.: Высш. шк.,1984. 3

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, с.9. отношения мифа к поэтическому творчеству в наши дни представляет собой серьезную историко-методологическую проблему"^, - отмечает Р.Вейман.

Определенным показателем усилившегося интереса к этой проблеме в советской литературе явились дискуссии 1978 года в "Литературной газете" (Проза: реальность и условность) и 1976-1978 гг. в "Вопросах литературы" (Современный литературный процесс и фольклор В ходе последней дискуссии В.Кубилюс высказал предположение, что обращение к мифу - этапное явление для всего современного литературного процесса, поскольку представляет собой "третий шаг литературы в фольклор". Это - крайняя точка зрения, по-видимому, права У.Б.Далгат, которая полагает, что "обращение к мифу следует рассматривать не как общее явление., а как частный, конкретный случай творческой реализации писателем его определенного художест4 венного замысла" .

Однако высказывая различные мнения по поводу места мифологических моделей в современной литературе, советские исследователи

Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. - М., 1975, с.264. ^См.:Кубилюс В. Формирование национальной литературы -подражательность или художественная трансформация (три шага литературы в фольклор). - Вопросы литературы, 1976, № 8, с.21-57; Джусойты И. Уходя от фольклора. - Вопросы литературы, 1977 № 6, с.83-96; Осетров Е. Апология фольклора. - Вопросы литературы, 1978, № 5, с.54-77; Энобаидзе А. .Не храм, а мастерская. - Вопросы литературы, 1978, № 5, с.78-104; Я к и м е н к о В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе). - Вопросы литературы, 1978, № II, с.82-105. ^Кубилюс В. Указанная работа, с.51-52. ^ Д а л г а т У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М., 1981, с.205. стоят на единой методологической платформе в понимании мифа как исторически обусловленной формы народного сознания, представляющей собой "выражение коллективного единства, всеобщности и целостности"^.

Необходимо также отметить усложнившийся характер методики современного исследования литературно-фольклорных связей. По мнению П.С.Выходцева, "исследователи вплотную подошли к изучению вопроса о взаимодействии фольклора и литературы как двух художествен-р ных систем".

3 4

В работах А.А.Горелова , Д.Н.Медриша , статьях, включенных в коллективный труд "Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века)" , намечаются интересные аспекты анализа "сознательного или бессознательного использования писателем фольклорной поэтики, вплоть до самых незаметных и опосредствованных форм" . г*-"— Понятия "миф", "мифологизм", "мифологема" прочно вошли в литературоведческий и фольклористический обиход. В.данной диссертации под термином "мифологизм" понимается сознательное обращение писателя к определенным национальным мифологическим образцам. В отличие от него "мифологизация" характеризуется как художествен-.

Кесседи К.Ф. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству. - Вопросы философии, 1966, № 5, с.97. ^Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимосвязей литературы и фольклора. - русская литература, 1977,№2, с.4. ^Горелов A.A. Насущные проблемы освоения культурного насле; ства (фольклористика). - русская литература, 1977, №4, с.33-49. ^Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

Русская литература и фольклор (Вторая половина XIX века). Л., Наука, 1982.

Егоров Б.Ф. Предисловие к названной монографии Д.Н.Медриша с. 5. ный прием, обусловленный непреднамеренной ориентацией на самые различные формы мифологического сознания. Как известно, "мифотворчество" - это утвердившееся в нереалистическом искусстве XX века стремление создать новые мифы, зачастую совершенно не связанные с фольклорными источниками. Поэтому применительно к эстетике модернизма целесообразно введение понятия"неомифологизм"которое используется в некоторых работах о русском символизме.

Неомифологизм символистов - явление полигенетичное, сложно соотнесенное с опытом русской и мировой реалистической, а в особенности, романтической литературы. Ориентация русских символистов на древние мифологические образцы, а также настойчивые попытки создать новые тексты-мифы мотивировались их стремлением осмыслить вечные трагические вопросы человеческого бытия, создать свой особый тип искусства^"Искусство не требует признания его произведет ний за действительность" , - писал В.И.Ленин в "Философских тетрадях". Символистское искусство 1900-х годов претендовало на такое признание, более того, оно выдвинуло концепцию "жизнетворчества", т.е. коренного переустройства мира и человека по законам искусства. Философские основы символистского понимания искусства-"жизне-творчества", как уже неоднократно отмечалось исследователями, восходят к Платону, Гегелю, Шеллингу, более непосредственно - к Р. Вагнеру и Ф.Ницше, а теургов - к Вл.Соловьеву. Идеалистическая эстетика русского символизма придавала мифу особую, внеисторическую значимость.К.Маркс, оценивая первобытный миф как "бессознательно художественную переработку природы", отмечал, что "всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, сле Л е н и н В.И. Философские тетради. - Полн. собр.соч.,т.£9,сЛ0£ довательно, вместе с наступлением действительного господства над этими силами природы"*. Писателям-символистам мифологическая фантазия, которая субстанциально "отождествляет идейную образность р вещей с вещами как таковыми , представлялась: вечным, универсальным образцом. Художественные искания русских поэтов-символистов 1900-х годов в области мифа и фольклора были весьма неравноценными и по своим исходным позициям и по результатам. Они имели разный социально-эстетический смысл как у различных школ внутри символизма, так и в непосредственной практике каждого отдельного поэта. Главная цель диссертации заключается в том, чтобы с помощьк конкретного анализа поэтических текстов "изнутри" раскрыть эстетическую неоднородность, многообразие русского символизма начала века. Этой целью определяются задачи: 10 показать индивидуальные способы освоения поэтами-символистами фольклорно-мифологического материала, 2) выделить определенные структурно-поэтические типы символистского неомифологизма.

В диссертации рассматриваются мотивы национальной мифологии и фольклора в лирике четырех поэтов: А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта и раннего С.Городецкого. Хронологические рамки работы - первое десятилетие века, однако преимущественное внимание уделено 19061909 годам, т.е. периоду наивысшего развития и одновременно серьез ного кризиса в русском символизме.

Научная новизна диссертации состоит в следующем: I) В ней определено (применительно к эстетике символизма) содержание таких понятий,как "миф", "мифологизм", "мифологизация", "мифо М а р к с К. и Энгельс- Ф. Соч.,2 изд.,т.12, с.737. ^ Л о с е в А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976, с.167. творчество", "неомифологизм", "художественный фольклоризм".

2) В качестве материала привлечены первые издания поэтических сборников А.Блока, А.Белого, С.Городецкого и К.Бальмонта, выпущенные в 1900-е годы и ранее не являвшиеся предметом диссертационных исследований. Это позволяет внести некоторые коррективы в понимание индивидуального своеобразия названных поэтов и особенностей их эволюции.

3) Предложена классификация основных типов освоения лирикой символистов национальной мифологии и фольклора, отмечены в них как плодотворные, так и бесперспективные тенденции.

На защиту выносится положение о существовании трех способов художественного освоения русскими поэтами-символистами 1900-х годов национальной мифологии и фольклора: субъективно-лирического, объективно-мифотворческого и "полифонического",т.е. совмещающего в себе фольклорное и индивидуально-авторское начала. Каждый из этих способов получал конкретное идейно-стилистическое выражение на определенных этапах творчества рассматриваемых поэтов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Мотивы русской мифологии и фольклора в лирике символистов 1900-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Одной из существенных черт русской культуры XX века стало оживление интереса к мифу и национальному фольклору. Прямо или опосредованно связанный с подъемом освободительного движения в стране, интерес этот имел разный характер у писателей различных литературно-эстетических направлений. В творчестве А.М.Горького он был обусловлен последовательным становлением концепции героической личности. У молодого М.Пришвина в его фольклорно-собира-тельской деятельности и художественной практике рассматриваемая тенденция соприкасалась с ремизовскими поисками истоков русского национального характера. Для Н.Клюева обращение к фольклорной образности - излюбленный способ выражения лирического "я", осознаваемого как неотъемлемая часть коллективного, крестьянского "мы". Пролетарских поэтов (А.Богданова, Е.Тарасова, А.Гмырева и др.) привлекают в фольклоре ноты социального протеста. В эстетике русского символизма второй половины 1900-х годов ориентация на миф

и фольклор явилась следствием кризиса индивидуалистического сознания, тяготения к общезначимым, народным началам творчества.

2. Специфической особенностью обращения к национальной фольклорной стихии писателей-символистов представляется его "космическая" окраска и синтетичность. В мотивах и образах русской мифологии и фольклора символистов привлекает прежде всего их обобщенно-универсальное значение, отголоски древних пантеистических воззрений на мир природы и человека. Художественное освоение фольклор' ного материала русскими символистами нередко сочеталось с иссле-довательско-филологической работой в этой области, получало теоретическое осмысление.

3. Неомифологизм поэтов-символистов 1900.гх годов был неоднородным по своей эстетической и стилистической природе.

4Ф Конкретный анализ художественной практики четырех поэтов: А.Блока, А.Белого, К.Бальмонта и раннего С.Городецкого показывает, что приобщение русских символистов к национальной мифологии и фольклору осуществлялось тремя основными способами:

I) Субъективно-лирический, когда народно-поэтический контекст использовался для выражения личностной авторской позиции. Этот способ получал своеобразное идейное наполнение в зависимости от мировоззрения каждого отдельного поэта. С точки зрения структуры он явился непосредственным продолжением романтической традиции русской лирики, однако у символистов он серьезно осложнялся попытками конструировать собственные, индивидуальные мифы на фолькло ной основе. Субъективно-мифотворческая тенденция особенно отчетливо проявилась в лирике К.Бальмонта эпохи первой русской революции, в оставшемся за пределами рассмотрения в данной диссертации творчестве Ф.Сологуба, отдельные ее элементы можно обнаружить у А.Блока и А.Белого. Стремление привлечь фольклорную образность в качестве "символа своих переживаний" не' всегда приводит поэтов-символистов к ощутимым творческим достижениям. Эклектическое соединение субъективно-импрессионистического стиля с народно-поэтическими традициями обрекает на неудачу сборник К.Бальмонта "Жар-птица. Свирель славянина".В ранней же лирике А.Блока возникает сложный, но внутренне цельный стилевой комплекс, в котором фольклорные мотивы, почти теряя свою первооснову, приобретают новое, мистико-мифологическое звучание♦ В 1910-е годы, после распада русского символизма как единого направления, субъективно-лирический принцип освоения фольклора получит наиболее плодотворное раз-

витие в творчестве крестьянских поэтов (Н.Клюева, С.Есенина, П.Орешина и др.)

2) Объективно-мифотворческий, предполагающий полное слияние личности творца с "психеей" народа. Последовательным теоретиком такого метода был Вяч.Иванов, создавший утопическую социально-эстетическую концепцию преодоления декадентства на путях "от символа к глифу", сфорь?улировавший принципы синтетического "реалистического символизма". Ивановская теория являлась исторически бесперспективной и поэтому не мосла быть реализована в лирике рассматриваемого периода, однако подобная тенденция существовала (у раннего С.Городецкого, переходного А.Блока в сборнике "Нечаянная Радость"). А.Блок и С.Городецкий, каждый по-своеь^у, в 19061907 годах "соприкоснулись" с мыслями Вяч.Иванова о "стихии фолькл ра" как непреходящем и вечном достоянии народной души и, преодолев их влияние, пошли далее другими, несхожими творческими путями. В историко-литературном плане концепция "мифотворчества" Вяч. Иванова подготовила почву для возникновения акмеизма, отдельные

ее положения позднее позаимствовали русские футуристы с ин лозунгом искусства-жизнестроения. Теоретические работы Вяч.Иванова -прямее предвосхищение некоторых западных модернистских учений, в частности, юнгианского понимания архетипа.

3) "Полифонический", т.е. представляющий равное "право голоса" народно-поэтическому и индивидуально-авторскому началам. К нему тяготеет в своей ориентации на живой, современный фольклор А.Белый в "Пепле", но в полной мере этот тип творческого освоения фольклора воплощается только в лирике А.Блока, проявившись в цикле "Родина", а впоследствии - в поэме "Двенадцать". Следует отметить, что обращение к народным истокам было связано с жанровым движе-

нием внутри символистской лирики, поисками выхода к эпическим формам мышления.

5. Опыт русских символистов показывает, что включение национальных фольклорных элементов в модернистскую эстетическую систему при всей неоднозначности и противоречивости этого процесса, при наличии в нем "общих мест" и творческих срывов, способно было нести в себе и позитивные тенденции, приводя к плодотворному художественному результату.

 

Список научной литературыМолчанова, Надежда Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Маркс К. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. -Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения,2 изд., т.12,с.736-737.

2. Ленин В.И. Философские тетради. - Полн.собр.соч. Т.29. М.Политиздат,1977.

3. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года.-М.:Политиздат,1983.-80с.

4. Бальмонт К. Горные вершины. Художественные:впечатления /Статьи и мысли/. Кн.1.- М.:Гриф,1904.-210с.

5. Бальмонт К.Злые чары.Книга заклятий.-М.¡Золотое руно,1906.-116с.

6. Бальмонт К.Письмо Т.А.Полиэвктовой от I февраля 1906 года,-ЦГАЛИ,ф.57,оп.1,ед.хр.95,л.ЗО.

7. Бальмонт К.Письмо Т.А.Полиэвктовой от 10 августа 1906 года.-ЦГАЛИ,ф.57,оп.1,ед.хр.95,л.37.

8. Бальмонт К.Поэзия как волшебство.-М.-.Скорпион,1915.-93с.

9. Бальмонт К.Поэзия стихий.-В кн.:Белые зарницы.Мысли и впечатления. Спб.: М. В.Пирожко в 1908 с. 13-59.

10. Бальмонт К.Полн.собр.соч.в X томах.Т.У11.Жар-птица.Свирель славянина.-М.¡Скорпион,1907.-238 с.

11. Бальмонт К.Преображение жертвы/солнечная мысль/.-Весы,1908, Ш,с.66-67.>

12. Бальмонт К,Рубиновые крылья.-В кн.¡Морское свечение.Спб.: М.0.Вольф,1910,с.55-101.

13. Бальмонт К.Символизм народных поверий.-В кн.¡Белые зарницы. Мысли и впечатления.Спб.¡М.В.Пирожков,1908,с.165-173.

14. Белый А.Арабески.Книга статей.-М.¡Мусагет,1911.-508 с.

15. Белый А.Золото в лазури.Стихи.-М.¡Скорпион,1904.-260 с.

16. Белый А.Кубок метелей.Четвертая симфония.-М.¡Скорпион,1908.-229 с.г - 165

17. Белый А.Луг зеленый.Книга статей.-М.¡Альциона,1910.-249 с.

18. Белый А.Между двух революций.Воспоминания.1905-1911.- Л.: изд-во писателей в Ленинграде,1934.- 503 с.

19. Белый А.Мысль и язык /философия языка Потебни/.-М. :Мусагет, 1910,с.241-258.

20. Белый А,Начало века.Мемуары.-М.;Л.:ГИХЛ,1933.-503 с.

21. Белый А.На рубеже двух столетий.Воспоминания*-М;Л.:ЗИФ,1930.-496 с.

22. Белый А.Пепел.Стихи.-Пб.¡Шиповник,1909.-224 с.

23. Белый А.Почему я стал символистом и почему я не перестал им быть во всех фазах моего идейного и художественного развития.-ЦГАЛИ,ф.53,оп.1,ед.хр.74,с.7.

24. Белый А.Серебряный голубь.-М.¡Скорпион,1910.-327 с.

25. Белый А.Символизм.Книга етатей*-М.¡Мусагет,1910.-638 е.

26. Блок А.Записные книжки.1901-1920.-М.¡Гослитиздат,1965.-664 с.

27. Блок А.Земля в снегу.Третий сборник стихов.-М.¡Золотое руно, 1908.-194 с.

28. Блок А.Нечаянная Радость.Второй сборник стихов.-М.¡Скорпион, 1907.-167 с.

29. Блок А.Ночные часы.Четвертый сборник стихов/1908-1910/.-М.¡ Мусагет,1911.- 143 с.

30. Блок А.Собрание сочинений в восьми томах.-М.;Л.:ГИХЯ,1960-1963.

31. Блок А.Собрание стихотворений.Тт.1-3.-М.¡Мусагет,1911-1912.

32. Блок А.Стихи о Прекрасной даме.-М.¿Гриф,1905.-139 с.

33. Городецкий С.М.Ближайшая задача русской литературы.-Золотое руно,1909,№4,с.71-73.

34. Городецкий С.М.Перун.Стихотворения лирические и лиро-эпические. -Пб.:0ры,1907.-123 с*

35. Городецкий С.М.Сказочные чудовища.-В кн.'.История русскойАлитературы /под.ред.Е.В,Аничкова/.Т.Х.М.:изд-во Т-ва Сытина, 1908,с.159-172.

36. Городецкий С.М.Ярь.Стихи лирические и лиро-эпические.-Пб.: Кружок молодых,1907,-127 с.

37. Иванов Вяч.Автобиография.-В кн.¡Русская литература XX века. Под ред.С.А.Венгерова.Т.З.М.:Мир,1916,с.81-96.

38. Иванов Вяч.Б.Бугаев и (1га£ога,. -Весы, 1908,№7,с.73-77.

39. Иванов Вяч.Вдохновение ужаса.-В кн.¡Родное и вселенское. Статьи. М.¡Г.А.Леман и С.И.Сахаров,1917,с.89-101.

40. Иванов Вяч.Две стихии в современном символизме.-В кн.:По-звездам.Статьи и афоризмы.Спб.:0ры,1909,с.247-290.

41. Иванов Вяч.Дионис и прадионисийство.-Баку,1923,-303 с.

42. Иванов Вяч.Достоевский и роман-трагедия.-В кн.¡Борозды и межи.Опыты эстетические и критические.М.¡Мусагет,1916,с.3-72.

43. Иванов Вяч.Древний ужас.-В кн.:По звездам.Статьи и афоризмы. Спб.;0ры,1909,с.393-424.

44. Иванов Вяч.Живое предание.-В кн.¡Родное и вселенское.Статьи. М.,1917,с.47-58.

45. Иванов Вяч.Заветы символизма.-В кн.¡Борозды и межи.Опыты эстетические и критические.М.¡Мусагет,1916,с.119-144.

46. Иванов Вяч.Копье Афины.-В кн.:По звездам.Статьи и афоризмы. Спб.,1909,с.43-53.

47. Иванов Вяч.Легион и соборность.-В кг.¡Родное и вселенское. Статьи.М.,1917,с.37-46.

48. Иванов Вяч.Ницше и Дионис.-В кн.¡По звездам.Статьи и афоризмы. Спб.:0ры,1909,с.1-20.

49. Иванов Вяч.О веселом ремесле и умном веселии.-В кн.¡По звездам.Статьи и афоризмы.Спб.¡Оры,1909,с.220-246.

50. Иванов Вяч. О русской идее. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб.: Оры, 1909, с.309-337.

51. Иванов Вяч. Поэт и чернь. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, с.33-42.

52. Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, с.189-219.

53. Иванов Вяч. С.Городецкий.Ярь. СПб., 1907. - Критическое обозрение, 1907, № 2, с.47-49.

54. Иванов Вяч. Символика эстетических начал. - В кн.: По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909, с.21-32.

55. Иванов Вяч. Собрание сочинений. Под ред. Д.В.Иванова и О.Де-шарт. Т.1-3. - Брюссель, 1971-1979.

56. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога. - Новый путь, 1904, № I, 2, 3, 5, 8.

57. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.-Г.Юнга и закономерности творческой фантазии. - Вопросы литературы, 1970,№ 3, с.113-144.

58. Аверинцев С.С. Поэзия Вяч.Иванова. - В кн.: Иванов Вяч. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1976, с.5-62.

59. Аверинцев С.С. Структура отношения к поэтическому слову б творчестве Вячеслава Иванова: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А.Блока и русская культура XX века". -Тарту, 1975, с.152-155.

60. Авраменко Л.А. Поэзия А.Белого: Автореф. дис. канд. филолог, наук. М., 1970. - 24 с.

61. Авраменко Л.А. Сборники "Золото в лазури" и "Пепел" А.Белого (к вопросу о традиционности и новаторстве в поэзии символизма). - Филологические науки, 1965, № 5, с.15-29.

62. Азадовский K.M. и Максимов Д.Е. Брюсов и "Весы" (к истории издания). - Литературное наследство. Т.85. М.: Наука, 1976, с,257-324.

63. Азадовский K.M. Олонецкая деревня после первой русской революции (статья Н.Клюева "С родного берега"). - Русский фольклор. Т.15. М^Л., изд-во АН СССР, 1975, с.202-205.

64. Азадовский K.M. Путь Александра Добролюбова. - В кн.: Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Блоковский сбор-ник-3. Тарту, 1979, с.121-147.

65. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2. М., 1963. - Гл. Русская фольклористика конца XIX-начала XX века, с.253-323.

66. Александр Блок в воспоминаниях современников. Тт.1-2. М.: Художественная литература, 1980. Т.1-552, е.,Т.2-527 с.

67. Александр Блок. Новые материалы и исследования. - Литературное наследство. Т.92, кн.1. М.: Наука, 1980. - 564 с.

68. Александр Блок. Новые материалы и исследования. - Литературное наследство. Т.92, кн.2. М.: Наука, 1981. - 414 с.

69. Александр Блок, Новые материалы и исследования. - Литературное наследство. Т.92, кн.З. М.: Наука, 1982. - 860 с.

70. Альфонсов В.Н. Тема России с лирике А.А.Блока I905-I9I6 гг. -Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1957, т.164, ч.1, с.З-39.

71. Аничков Е.В. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. СПб.: тип. имп. АН., 1903. - 4.1. От обряда к песне, с.З-392.

72. Аничков Е.В. Народная поэзия и древние верования славян.

73. В кн.: История русской литературы. T.I. М.: изд. Т-ва Сытина, 1908, с.48-80. ^

74. Аничков Е.В. Поэты "Скорпиона",- В кн.: Литературные образы и мнения. СПб., 1904, с.143-184.

75. Аничков Е.В. Реализм и новые веяния. - Пб., Освобождение, 1909. - 87 с.

76. Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. - СПб.: тип М.М.Стасю-левича. 1914. - 386 с.

77. Анненский И.Ф. Античный миф в современной французской поэзии (оттиск из журнала "Гермес"). СПб., 1908, с.5-39.

78. Анненский И.Ф. Книга отражений. - СПб.: бр.Башмаковы, 1906. -213 с.

79. Асмус В. Философия и эстетика русского символизма. - Литературное наследство. Т.27-28. М.: Наука, 1937, с.1-161.

80. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982. - 464 с.

81. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. ТД. М., 1865.

82. Базанов В.Г. "Гремел мой прадед Аввакум" (Аввакум, Клюев. Блок). - В кн.: Культурное наследие Древней Руси. М.: Наука, 1967, с.334-348.

83. Басин Е.А. Семантическая философия искусства (критический анализ). - М.: Мысль, 1973. - 216 с.

84. Бахтин М.М. Из лекций по истории русской литературы. Вячеслав Иванов. - В кн.: Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979, с.374-383.

85. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.

86. Беленький М.С. 0 мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. - 167 с.

87. Белый А. Блок А. Нечаянная Радость. - Перевал, 1907, № 4, с.51-59.

88. Белый А. Вяч.Иванов. - В кн.: Русская литература XX века (Под ред. С.А.Венгерова). Т.З. М.: Мир, 1916, с.114-140.

89. Белый А. Ремизов А. Посолонь. - Критическое обозрение, 1907, № I, с.34-36.

90. Белый А, Сирин ученого варварства (По поводу книги Вяч.Иванова "Родное и вселенское"). - Берлин: Скифы,1922. - 24 с.»

91. Белькинд Е.А. Белый и А.А.Потебня (к постановке вопроса): Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А.А.Блокаи русская жультура XX века". Тарту: изд-во ТГУ, 1975, с.160-165.

92. Белькинд Е. Блок и Вяч. Иванов. - В кн.: Блоковский сбор-ник-2. Труды второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока. Тарту, 1972, с.365-384.

93. Блоковский сборник. Труды научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока, май 1962 года. - Тарту: изд-во ТГУ, 1964. - 574 с.

94. Блоковский сборник - 2. Труды Второй научной конференции, посвященной изучению жизни и творчества А.А.Блока. - Тарту: изд-во ТГУ, 1972.- 590 с.

95. Блоковский сборник-3. Творчество А.А.Блока и русская культур ра XX века. - Тарту: изд-во ТГУ, 1979. - 168 с.

96. Блоковский сборник-4. Наследие А.Блока и актуальные проблемы поэтики. - Тарту: изд-во ТГУ, 1981. - 277 с.

97. Бочаров А. Свойство, а не жупел. - Вопросы литературы, 1977, № 5, с.65-108.

98. Брюсов В.Я. Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912. - 214 с.

99. Брюсов В.Я. К.Бальмонт. Злые чары. - Весы, 1907, № I, с.69-71.

100. Брюсов В.Я. Новые сборники стихов. - Весы, 1907, if« 10, с.45-53.

101. Брюсов В.Я. Городецкий. Ярь. - Весы, 1907, № 2, с.83-84.

102. Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта северного края. T.I. СПб.: тип Брокгауз-Ефрон, 1902. T.I. - 348 е., т.2-250 е., т.3-346 с.

103. Бутырин K.M. Проблема поэтического символа в русском литературоведении. - В кн.: Исследования по поэтике и стилистике. Л.: Наука, 1972, с.248-260.

104. Вейман Р. История литературы и мифология. Очерки по методологии и истории литературы. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1975. -344 с.

105. Венгров Н. Путь Александра Блока, М.: изд-во АН СССР, 1963. - 415 с.

106. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха. - В серии: Сборники отделения русского языка и словесности имп. АН. Т.46, № 6. СПб., 1889. - 106 с.

107. Веселовский А.Н. Собрание сочинений. T.I СПб., изд-во Отделения русского языка и словесности имп. АН. 1913. -622 с.

108. Ветухов А. Заговоры, заклинания, обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова (Из истории мысли). - Варшава, 1902. - 529 с.

109. Виноградов И.И. "Вторая реальность" искусства и современная эстетическая мифология. - Вопросы философии, 1966, № 3,с.51-63, № 4, 76-87.

110. НО. Вольпе Ц. О поэзии А.Белого. - В кн.: А.Белый. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1940, с.3-52.

111. Выходцев П.С. Блок и народная художественная культура (к эволюции идейно-эстетических взглядов). - Русская литература, 1980, № 3, с.64-92.

112. Выходцев П.С. Об исторических закономерностях взаимодействия литературы и фольклора. - Русская литература, 1977,№ 2, с.3-20.

113. Выходцев П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.;Л.: изд-во АН СССР, 1963. - 549 с.

114. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. Л.: Советский писатель, 1974. - 407 с.

115. Гиппиус 3. Стихи о Прекрасной Даме. - Новый путь, 1904, № 12, с.271-280.

116. Горелов A.A. Насущные проблемы освоения культурного наследства (фольклористика). - Русская литература, 1977, № 4,с.33-49.

117. Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. А.Блок. Л.: Советский писатель, 1970. - 511 с.

118. Городецкий С.М. Ремизов Ал. Посолонь. - Перевал, 1907, № 4, с.61-62.

119. Городецкий С.М. Тень прочтенной книги (К.Бальмонт. Жар-птица).- Весы, 1907, № 8, с.5-64.

120. Гофман В. Язык символистов. - Литературное наследство. Т.27-28. М.: Наука,.1937, с,54-105.

121. Гофман М. Романтизм, символизм и декаденство. - В кн.: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана, СПб.; М.:М.О.Вольф, 1909, с.4-32.

122. Гофман M.С. Городецкий. - В кн.: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана. Шб.-М., 1909, с.333-342.

123. Григорьев А.Л. Мифы в поэзии и прозе русских символистов. -В сб.: Литература и мифология. Сборник научных трудов. Л.: изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1975, с.56-78.

124. Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники. М.-Л.: Советский писатель, 1966. - 568 с.

125. Грякалова Н.Б. Фольклорные мотивы в творчестве А.Ахматовой. -русская литература, 1982, № I, с.47-64.

126. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - Пг.: Мысль, 1923. -224 с.

127. Гуревич Л. Заметки о современной литературе. - Русская мысль, 1910, № I, отд.2, с.64-65.

128. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. М.: Наука, 1981. - 303 с.

129. Дикман М. Поэтическое творчество Федора Сологуба. - В кн.: Федор Сологуб. Стихотворения* Л.: Советский писатель, 1975, с.5-47.

130. Долгополов Л.К. В поисках самого себя: к 100-летию со дня рождения А.Белого. - Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка, 1980, т.39, № 6, с.499-511.

131. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX-начала XX вв. - Л.: Советский писатель, 1977. - 366 с.

132. Долгополов Л.К. Неизведанный материк (заметки о Белом). -Вопросы литературы, 1982, № 3, с.100-139.

133. Долгополов Л.К, Поэзия русского символизма. - В кн.: История русской поэзии. Т.2. Л.: Наука, 1969, с.253-329.

134. Долгополов Л. К. Поэмы А.Блока и русская поэма конца XIX-начала XX веков. М.;-Л.: Наука, 1964. - 189 с.

135. Дорошевич А. Миф в литературе XX века. - Вопросы литературы, 1970, № 2, с.122-141.

136. Дьяконов И.М. Введение. - В кн.: Мифология древнего мира. Пер с анг. М.: Наука, 1977, с.5-54.

137. Евреинова H.H. Цикл стихов А.Блока "На поле Куликовом" и его источники в древнерусской литературе. - В кн.: ^сскаясо советская поэзия и стиховедение (Материалы межвузовской конференции). - М., 1969, с.151-172.

138. Ермилова Е.В. Поэзия "теургов" и принцип "верности вещам". -В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX в. М.: Наука, 1975, с.187-206.

139. Жирмунский В.М. Поэзия А.Блока. - Пб.: Картонный домик, 1922. - 103 с.

140. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.I1. Л.: Наука, 1977. - 407 с.

141. Замотин И.И. А.В.Кольцов и русские модернисты. - Русский филологический вестник, 1909, № 3-4, с.312-334.

142. Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. Вып.1. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 19X6. - 312 с.

143. Зелинский Ф.Ф. Вячеслав Иванов. - В кн.: Русская литература XX века. Под ред. С.А.Венгерова. Т.З, кн.УШ. М.: Мир, 1916, c.I0I-II3.

144. Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губернии. - Этнографическое обозрение, 1900, №4, с.68-119.

145. Иванов Вяч. А.Белый. Пепел. СПб., 1909. - Критическое обозрение, 1909, № 2, с.44-48.

146. Иванов-Разумник P.A.Белый. - В кн.: Русская литература XX века. Под ред. С.А.Венгерова. Т.З. М.: Мир, 1916, с.13-64.

147. Иванова Е.В. Самоопределение раннего символизма. - В кн.:\

148. Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х-нача-ла XX вв. М.: Наука, 1975, с.171-186.

149. Измайлов A.A. Помрачение божков и новые кумиры (Новые- веяния в литературе). М., 1910. - 251 с.

150. Кагаров Е. Очерк современного состояния мифологической науки. Типологическое развитие религиозно-мифологического творчества. - В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. Т.5. Харьков, 1914, с.293-416.

151. Кагаров Е. Религия древних славян. М.: Практические знания, 1918. - 72 с.

152. Казаркин А. Художественная перспектива в цикле А.Блока "На поле Куликовом". - В кн.: Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1976, вып.1, с.79-90.

153. Кесседи -Ф.Х. Миф и его отношение к познанию, религии и художественному творчеству. - Вопросы философии, 1966, № 5, с.96-106.

154. Кирпичников А.И. Очерки мифологии XX века. - Этнографическое обозрение, 1899, № 4, с.1-42.

155. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. М.: 'Высшая школа, 1984. - 175 с.

156. Колобаева Л.А. Человек и его мир в художественной системе А.Белого. - Филологические науки, 1980, № 5, с.12-20.

157. Кондратьев Ал. С.Городецкий. Ярь. - Перевал, 1907, № 3, с.57-58.

158. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма. - В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX вв. М.: Наука, 1975, с.207-251.

159. Корецкая И.В. 0 "солнечном" цикле Вяч.Иванова. - Изв. Ан СССР, отд. литературы и языка. Т.37, № I, 1978, с.54-60.

160. Краснова Л. Поэтика Александра Блока. Очерки. Львов: изд-во Львовского ун-та, 1973, - 230 с.

161. Крук И.Т. Поэзия Александра Блока. - М. : Просвещение, 1970.263 с.

162. Кубилюс В. Формирование национальной литературы - подражательность или художественная трансформация (три шага литературы в фольклор). - Вопросы литературы, 1976, № 8, с.21-57.

163. Кузьмин М. О прекрасной ясности. - Аппллон, 1910, № 4, с.5-10.

164. Куприяновский П.В. Из истории раннего русского символизма. -В кн.: Сквозь время. Статьи о литературе. Ярославль: Верх-не-Волжское книжное изд-во, 1972, с.7-37.

165. Лавров A.B. Мифотворчество "аргонавтов". - В кн.: Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978, с.137-171.

166. Левинтон Г.А. Заметки о фольклоризме А.Блока. - В кн.: Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978, с.171-186.

167. Левинтон Г.А., Смирнов И.П. "На поле Цуликовом" Блока и памятники Куликовского цикла. - В кн.: Куликовская битваи подъем национального самосознания. Л.: Наука, 1979, с.72-95.

168. Леви-Стросс. Структура мифов. - Вопросы философии, 1970, № 7, с.152-164.

169. Лекции по истории русской литературы, читанные профессором

170. Шляпкиным. Народная словесность (1902-1903 уч.год). - Пб.: литография Богданова, 1903. - 176 с.

171. Литвин 3.G. Брюсов и русское народное творчество. - русский фольклор. Кн.УП, 1962, с.136-152.

172. Лифшиц М. Критические заметки к современной теории мифа. -Вопросы философии, 1973, № 8, с.143-153, № 10, с.138-152.171» Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М.: изд-во МГУ, 1982. - 470 с.

173. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.- 367 с.

174. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф-имя-культура. - Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып.308. Тарту, 1973. Труды по знаковым системам. У1, с.282-303.

175. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. - Тарту: изд-во ун-та, 1973. - 95 с.

176. Максимов Д.Е. Брюсов. Поэзия и позиция. Л.: Советский писатель, 1969. - 240 с.

177. Максимов Д.Е. О мифопоэтическом начале в лирике Блока. -В кн.: Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Тарту, 1979, с.3-34.

178. Максимов Д.Е. О том, как я видел и слышал Андрея Белого: Зарисовки издали. - Звезда, Ï982, № 7, с.167-178.

179. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал.Блока. Л.: Советский писатель, 1981. - 551 с.

180. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., Т-во Р.Голике и А.Вильборг, 1903. - 526 с.

181. Мандельштам 0. О поэзии. Сборник статей. Л. : Aecuà/nia,^ 1928. - 99 с.

182. Махлин B.C. Неопубликованное письмо А.Блока к Т.Н.Гиппиус. -В кн.: Филологический сборник, вып.5. Алма-Ата, 1966,с.47-53.

183. Махлин B.C. Фольклорные мотивы в ранней лирике А.Блока. -В кн.: Материалы научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава. Павлодар, 1967, с. 7375.

184. Машбиц-Веров И. Русский символизм и путь А.Блока. - Куйбышев: книжное изд-во, 1969. - 349 с.

185. Машинский С.И. Вступительная статья к кн.: С.Городецкий. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1974, с.5-52.

186. Машкин А.С. Материалы по этнографии Курской губернии, ч.З. -Курский сборник, вып.1У. Курск: губ. стат. ком., 1903. -117 с.

187. Медведев П. Творческий путь А.Блока. - В кн.: Памяти Блока. Пб.: Полярная звезда, 1922, с.9-71.

188. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики.- Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1980. -295 с.

189. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе. -Вопросы философии, 1971, № 7, с.163-171.

190. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

191. Мережковский Д.С. О причинах упадка и новых течениях современной литературы. - Полн. собр. соч. Т.ХУП. М.: изд-во Сытина, 1914, с.214-216.

192. Минц З.Г. Блок и русский символизм. - Литературное наследство. Новые материалы и исследования. Т.92, кн.1. М.: Наука,- 1980, с.98-173.

193. Минц З.Г. Из поэтической мифологии "третьего тома": Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А.А.Блока и русская культура XX века". - Тарту, 1975, с.47-53.

194. Минц З.Г., Пустыгина Н. "Миф о пути" и эволюция писателей-символистов: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество A.A.Блока и русская культура XX века". - Тарту, 1975, с.147-152.

195. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов. - В кн.: Творчество А.А.Блока и русская культура XX века. Тарту, 1979, с.76-121.

196. Минц З.Г. Функции реминисценций б поэтике А.Блока. - Учнные записки Тартуского ун-та, вып.308. Труды по знаковым системам. У1. Тарту, 1973, с.387-417.

197. Минц З.Г. Частотный словарь "Стихов о Прекрасной Даме" А.Блока и некоторые замечания о структуре цикла. - Ученые записки Тартуского ун-та, 1967, вып.198. Труды по знаковым системам-3, с.209-211.

198. Мирза-Авакян M.JI. Из истории поэзии русского модернизма 90-900-х годов (вопросы становления поэтических школ): Автореф. дис. на соискание уч. степени доктора филолог, наук. - Ереван, 1975. - 25 с.

199. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. - М.: Советская энциклопедия. T.I. 1980. - 671 с. Т.2. 1982. - 718 с.

200. Михайловский Б.В. Символизм. - В кн.: Русская литература конца XIX-начала XX вв. I90I-I907. М.: Наука, 1971, с.229-318.

201. Молдавский Дм. Из писем С.Городецкого (Воспоминания о поэте). Нева, 1969, № 7, с.180-182.201202203204205206207208209210211212213214

202. Неизданная глава из "Исторической поэтики" А.Веселовского. Публикация В.М.Жирмунского. - Русская литература, 1959, № 2-3, сЛ75-191, с.89-124.

203. Неизданные статьи А.Белого (публ. А.В.Лаврова). - Русская литература, 1980, № 4, с.160-176.

204. Никитина Е.П. Русская поэзия на рубеже двух эпох. Под ред. проф. Е.И.Покусаева. 4.1. - Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1970. - 205 с.

205. Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 г. Т.2 М.; Л., 1950.

206. Орлов В.Н. А.Блок и А.Белый в 1907 г. - Литературное наследство. Т.27-28. М.: Наука, 1937, с.371-403. Орлов В.Н. Александр Блок. Очерк творчества. М.: ГИХЛ, 1956. - 261 с.

207. Орлов В.Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л.: Советский писатель, 1980. - 728 с.

208. Пискунов В. Тема о России (Россия и революция в литературе начала XX века). М.: Советский писатель, 1983. - 375 с. Письма Александра Блока к родным. Т.1-2.Л. '.ДсасЛг^иа, 1927-1932.

209. Померанцева З.В. Блок и фольклор. - В кн.: Русский фольклор. Материалы и исследования. Т.Н. М.»Л. : изд-во АН СССР, 1958, с.203-224.

210. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. - М.:Наука, 1975. - 191 с.

211. Потебня A.A. Из записок по теории словесности. Поэзия и проза. Тропы и фигуры. Мышление поэтическое и мифическое. Приложение. - Харьков: изд-во М.В.Потебни, 1905, - 652 с.

212. Потебня A.A. Мысль и язык. Изд.3-е Харьков: тип. Мирный труд, 1913. - 225 с.

213. Правдина И. Из истории формирования третьего тома лирики

214. А.Блока: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество A.A.

215. Блока и русская культура XX века". Тарту, 1975, с.38-43.

216. Привалов Н.И. Очерки славянской мифологии по различным источникам. Пг.: Т-во худож. печати, 1916. - 19 с.

217. Пустыгина Н. К изучению эволюции русского символизма: Тезисы I Всесоюзной (Ш) конференции "Творчество А,А.Блока и русская культура XX века". Тарту, 1975, с,143-147.

218. Пяст В. А.Белый. - В кн.: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана. M., 1909, с.139-150.

219. Пяст В. Вяч.Иванов. - В кн.: Книга оррусских поэтах последнего десятилетия. Под ред. М.Гофмана. - Пб.: М. О.Вольф, 1909, с.265-275.225226227228229230231232233234235236237238

220. Ремизов A.M. Луг духовный. Пб.: Оры, 1907. - 133 с. Ремизов A.M. Посолонь. Сказки с рис. Н.П.Крымова. М.: Золотое руно, 1907. - 78 с.

221. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М.: изд-во АН СССР, 1963. - 361 с.

222. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. -607 с.

223. Русская литература XX века. Т.1-3. Под ред. С.А.Венгерова. М.: Мир, I9I4-I9I8.

224. Русская литература XIX-начала XX вв. М.: Наука, 1972. -Гл.4 Модернистские течения в поэзии межреволюционного десятилетия, с.215-371.

225. Садовской Б. Жар-птица. К.Бальмонт. - Русская мысль, 1907, № II, с.215-216.

226. Сборник Кирши Данилова. СПб.: тип имп. АН, 1901. - 284 с. Северные сказки (под ред. Н.Е.Ончукова). СПб.: тип А.С.Суворина, 1909. - 646 с.

227. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Собранные И.П.Сахаровым. СПб., 1836. 4.1. Сказания русского народа о чернокнижии.- 201 с.

228. Селиванов Ф.М. Сюжет и композиция былин о Вольге. - Вестник МГУ, 1969, № 3, с.30-39.

229. Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. - М.: Наука, 1977. - 203 с.

230. Саймонов А.Д. Борьба за передовые традиции народного поэтического творчества в русской науке и искусстве конца XIX в.: Автореф. дис. канд. филолог наук. Л,, 1958. - 20 с.

231. Соловьев Б. Поэт и его подвиг.Творческий путь А.Блока. М.: Советский писатель, 1965, - 696 с.

232. Соловьев B.C. Мифологический процесс в древнем язычестве. -Православное обозрение, 1873, № II, с.635-665.

233. Соловьев B.C. Первобытное язычество, его живые и мертвые остатки (1890). - Собр. соч. Т.6 (1886-1897). СПб., 1904, с.166-214.

234. Соловьев С.А. Белый. Пепел. СПб., 1909. - Весы, 1909, № I, с.82-86.

235. Соловьев С.С. Городецкий.Ярь. СПб., 1907. - Золотое руно, 1907, № 2, с.88-89.

236. Сперанский М.Н, История русской литературы. Под ред. Е.В. Аничкова. T.I. - Критическое обозрение, 1909, вып.1, с.36-38.

237. Станкеева З.В. Национальное своеобразие поэзии А.Блока, -Пермь: изд-во Пермского гос. ун-та, 1981. - 84 с.

238. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 104 с.

239. Степанов Н. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М.: Советский писатель, 1975. - 280 с.

240. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М.: Искусство, 1970. - 293 с.

241. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М.: Искусство, 1976. - 222 с.!!

242. Тимофеев Л.И. Творчество А.Блока. М.: изд-во АН СССР, 1963. -199 с.

243. Тарасенков С. Тема России в поэзии А.Блока. - Ученые записки Краснодарского пед. ин-та, 1961, вып.24, с.52-84.

244. Франк С.Л, Артистическое народничество (Вяч.Иванов. По звездам). - Русская мысль, 1910, № I, отд.2, е.27-38.

245. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. - 605 с.

246. Харциев В. Мифотворчество, поэзия и наука. - В кн.: Вопросы теории и психологии творчества. Т.У. Теория творчества и мифотворчество. Харьков, 1914, с.310-357.

247. Хмельницкая Т.Б. Поэзия А.Белого. - В кн.: А.Белый. Стихотворения и поэмы. М.;-Л.: Советский писатель, 1966, с.5-66.

248. Цветаева М. Пленный дух. - Москва, 1967, № 4, с.113-147.

249. Цветник Ор. Кошница первая. Сборник лирический и драматический. СПб., 1907.

250. Чистякова Э.И. Эстетико-философские взгляды А.Белого: Авто-реф. дис. канд. филолог, наук. М., 1979. - 25 с.

251. Чулков Г.О. О мистическом анархизме. Со вступительнойстатьей Вяч.Иванова о нерриятии мира. - Пб.: Факелы, 1906. • 81 с.

252. Шестов Л. Вячеслав Великолепный (К характеристике русского упадничества). - Русская мысль, 1916, № 10, отд.2, с.80-110

253. Зллис. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910. - 338 с.

254. Якименко В. Границы и возможности (миф и притча в современной литературе). - Вопросы литературы, 1978, № II, с. 82105.

255. James West.A stady of Vacheslav Jvanov andlj. the Russ.ian sumbol.ist.ic aesthetic.London. J970. 250 s.