автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Начальный этап обучения актеров драмы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Скандаров, Михаил Вартанович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Начальный этап обучения актеров драмы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Скандаров, Михаил Вартанович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА

1. Педагогическое управление психическим состоянием при симультанной коррекции.

1.1. Индивидуальные и групповые приемы педагогической саморегуляции.

1.2. Снятие стресса и управление эмоциональными состояниями при симультанной коррекции.

1.3. Негативный аспект сценических эмоций.

1.4. Адаптация к сценической среде и коррекция дезадаптаций.

1.5. Пространственно-временные ¿параметры сценической среды.

1.5.1. Особенности сценических условий как среды.

1.6. Дезадаптивные состояния в условиях сценического пространства и времени.

1.6.1. Возможные отрицательные факторы прерывание этюда.

1.6.2. Фрустрация в условиях сценической среды.

1.6.3. Невротические и характерологические декомпенсации в условиях сценической среды.

1.6.4. Нравственность содержания учебного этюда.

1.6.5. Взаимосвязь личности студента с тематикой учебного этюда.

1.6.6. Эффект психодрамы в этюдах на первом курсе театральной школы.

ГЛАВА

2. Элементы актерской техники как фактор симультанной коррекции первокурсников

2.1. Сценическое внимание как фактор выявления и коррекции акценту анта.

2.2. Сценическая оценка как фактор выявления и коррекции акценту анта.

2.3. Сценическая пристройка как фактор выявления и коррекции акцентуанта

2.4. Сценическая задача как фактор выявления и коррекции акцентуанта.

2.5. Методы педагогической коррекции первокурсников.

2.5.1. Коррекция симультанная сценическому действию.

2.5.2. Коррекция симультанная сценическому мотиву действия.

2.5.3. Коррекция симультанная сценическому приспособлению.

2.6. Сценическое общение как фактор выявления и коррекции первокурсников-акцентуантов.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по искусствоведению, Скандаров, Михаил Вартанович

-> : г

Актуальность исследования определяется противоречивостью литературы и недостаточностью научно-педагогических исследований обучения на первом курсе театрального института. Монографических исследований на эту тему в доступных материалах не обнаружено.

Рост социальной напряженности, стремительный поток перемен, вносящих экстремальные, стрессовые ситуации в жизнь человека требуют высокого уровня психологической готовности к профессиональной деятельности. Необходимо осмысление условий и методов педагогической подготовки студентов с заострениями характерологических особенностей с, так называемыми, акцентуациями характера и личности, затрудняющих эмоционально-напряженную деятельность актера, особенно в период адаптации на начальном этапе профессиональной подготовки студентов первого курса театрального учебного заведения.

Известно, что обучение актера непосредственно связано с творчеством. Феномен творчества, развитие творческой личности, формирование условий, при которых протекают творческие процессы - это весьма значимые явления в современном развитии теории и практики театрального искусства. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта, в рамках которых существует указанная проблематика:

1. Социально-философский аспект.

2. Психолого-педагогический аспект. ^

3. Творческо-практический аспект.

Нас интересует освещение этого вопроса в свете исследования психолого-педагогических особенностей обучения первоюдрсников, их ха-* рактелогических различий и выбора индивидуальных методических приемов обеспечения эффективного обучения мастерству актера в условиях появившихся дезадаптаций.

Методология и методики исследования. Методологической основой диссертации явилась получившей одобрение мировой театральной практикой и системой обучения и воспитания актера в школах К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, а также их учеников и последователей (Е.Б.Вахтангов, М.А.Чехов, А.М.Лобанов, Г.А.Товстоногов, А.А.Гончаров и др.).

Методология исследования опиралась также на специальную литературу как по общим вопросам искусства и эстетики, так и на труды по методике преподавания актерского мастерства и режиссуры, исследования по педагогике и психологии.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что это первый опыт монографического изучения, обобщения и внедрения психолого-педагогических приемов диагностики и коррекции личностных акцентуаций у первокурсников театральных учебных заведений.

Впервые описаны приемы управления эмоциональными состояниями при симультанной творческому процессу коррекции дезадаптивных состояний у первокурсников, пространственно-временные особенности сценических условий как среды, формирование психотехники и коррекция психологических дезадаптаций.

Этапы исследования.

На первом этапе (1994 - 1995) проводились исследования и на основании теоретического анализа методической и психолого-педагогической литературы и опыта работы преподавателей РАТИ определились цель, гипотеза и задачи исследования.

На втором этапе (1996 - 1997) скорректированы гипотеза и задачи исследования, проведена опытно-экспериментальная часть работы на актерском факультете.

На третьем этапе (1998-1999) была завершена и проанализирована опытно-экспериментальная часть исследования, обобщен теоретический материал, были сформулированы выводы, практические рекомендации, оформлен основной текст диссертации.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения, практические рекомендации и выводы, опыт формирования личности первокурсников при их обучении актерскому мастерству с учетом характелогических и личностных особенностей при соответствующей психотехнологии этюдов могут быть использованы преподавателями в системе вузовской подготовки первокурсников и педагогическим коллективом многочисленных театральных школ.

Достоверность исследования обусловлена тем, что оно проведено с учетом теоретических и эмпирических методов современных данных театроведения и психолого-педагогических исследований, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам, поставленными в диссертации.

Апробация исследования осуществлялась согласно планам научной работы РАТИ, в котором запланирована данная тема и в результате ежедневной практической работы диссертанта-педагога кафедр режиссуры и актерского мастерства.

Основные положения диссертационного исследования на протяжении 1997 - 1999 г.г. доложены и опубликованы в материалах сборников научных работ по прикладной психологии и педагогики Института проблем сознания Международной академии информатизации, на кафедрах актерского мастерства и режиссуры РАТИ и на годовой сессии аспиран6 тов и ассистентов-стажеров, посвященной 120-летию РАТИ (ГИТИС) в 1999 г.

Структура диссертации определяется ее основным замыслом и состоит из введения, двух глав и заключения. Список использованной литературы насчитывает 144 источника, из них 16 на иностранных языках.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Начальный этап обучения актеров драмы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном научном исследовании на уровне поставленных задач проанализированы психолого-педагогические проблемы общения педагога со студентами, имеющими акцентуации характера.

Была изучена научная и художественная литература по этой проблеме, установлены типологические особенности и психологические заострения характера (акцентуации), мешающие оптимальному профессиональному общению театрального педагога и снижающие результативность обучения.

В работе были выявлены психолого-педагогические основы коррекции личностных черт характера учащихся и рекомендована специальная методика.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводьк

1. Регуляции психических процессов памяти, внимания, работоспособности и общения -^тудентов на первом курсе неотделима от занятий по актерскому мастерству.

2. Возрастные и характерологические особенности учащихся проявляются психологическими заострениями и акцентуациями личности, требующими применения психолого-педагогических приемов их коррекции.

3. Анализ современных методов оптимизации педагогического общения указывает на необходимость внедрения в театральную педагогику элементов активного социального обучения, коммуникативным навыкам общения и тренировки эмпатического потенциала учащихся.

4. Перспективой дальнейшего исследования проблемы является изучения содержания структуры личностно-ориентированного общения и создании экспериментального учебного курса с установлением его эффективности в процессе профессионального обучения будущих актеров и режиссеров.

5. Апробация работы, выводы: Регуляции психических процессов памяти, внимания, работоспособности и общения студентов на первом курсе неотделима от занятий по актерскому мастерству.

6. Возрастные и характерологические особенности учащихся проявляются психологическими заострениями и акцентуациями личности, требующими применения психолого-педагогических приемов их коррекции.

7. Анализ современных методов оптимизации педагогического общения указывает на необходимость внедрения в театральную педагогику элементов активного социального обучения, коммуникативным навыкам общения и тренировки эмпатического потенциала учащихся.

8. Перспективой дальнейшего исследования проблемы является изучения содержания структуры личностно-ориентированного общения и создании экспериментального учебного курса с установлением его эффективности в процессе профессионального обучения будущих актеров.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРА

Осуществление, предложенной автором симультанной формы процесса педагогической коррекции дезадаптивных состояний актеров-первокурсников театральной школы рекомендуется подразделить на три этапа:

1. Коррекция на этапе замысла учебного этюда.

В данном случае мы предлагаем отойти от сложившейся традиции, где разработка сюжета этюда предоставляется исключительно самим студентам и проходит без участия преподавателя. При выявленных дезадаптивных состояниях, по нашему мнению, преподаватель, на самом первом этапе создания его сюжетной канвы, в отдельных случаях должен стать соавтором своих студентов.

Придумывая вместе со студентами этюд, преподаватель должен: а) определить является ли сюжет этюда, предложенный студентом аналогичным тем обстоятельствам, в которых этот студент когда-либо находился в реальности; б) если это так, то преподаватель должен выяснить на каком эмоциональном фоне (положительном или отрицательном) проходили реальные события, отраженные в этюде; в) следуя предложенным в данной диссертации методам и способам симультанной коррекции, преподаватель должен определить, в какой степени студент адаптирован к тем обстоятельствам, которые были выбраны им для этюда.

После проведенного данного анализа, преподаватель может вмешаться в процесс видоизменения предлагаемых обстоятельств этюда, причем сделать это как можно корректней. При этом следует избегать прямой дидактики, но в беседе со студентами подвести их к мысли о необходимости внести поправки в замысел этюда таким образом, чтобы у них сложилось ощущение того, словно то, что они делают, происходит не по принуждению, но согласно их собственной внутренней потребности.

Как показал наш опыт, работа преподавателя на данном коррекци-онном этапе достаточно сложна. Так, например, нередки случаи прямого сопротивления студента тому или иному предложению преподавателя. Это особенно часто случается в тех случаях, когда студент-первокурсник икеет установку на сценическое поведение лишь как на процесс публичной демонстрации своих личных качеств, что, естественно, накладывает свой отпечаток и на сюжет этюда. При этом этюд, как правило, направлен не в сторону освоения того или иного элемента актерской техники, но целиком подчинен процессу самоутверждения студента. Очевидно, что перед нами стремление к гипертрофированному демонстрационному типуповедения.

Исходя из наших эмпирических наблюдений, один из наиболее эффективных коррекционных приемов заключается в том, что с помощью преподавателя, этюд трансформируется таким образом, чтобы студент был бы поставлен в условия, где. проявить свою демонстрационность ему было бы затруднительно, а именно:

- в сюжете данному студенту отводится роль «ведомого»;

- в предлагаемые обстоятельства вводится его чрезвычайно активная забота о партнере (в роли врача, учителя, старшего брата или сестры и т.п.).

- находятся предварительные мизансцены, ни в одной из которых данный студент не оказывался бы повернутым в фас к зрителю и т.д.

2. Коррекция на этапе первого показа учебного этюда.

В момент первого показа, очень важно обратить внимание не только на успешность овладения студентами элементами актерского мастерства, но и на реакцию курса (группы) на работу своих товарищей. Эксплуатация сценического поведения с целью выявления своей акцентуации кого-либо из студентов, как правило, вызывает негативную реакцию со стороны однокурсников. В результате этого, у «осмеянного» или «ошиканного» студента на фоне отсутствия критики к самому себе может дезадаптация может развиться еще больше.

В этом случае процессу симультанной коррекции акцентуанта должно предшествовать оценка проделанной студентом работы педагогом с выявлением всего того положительного, с точки зрения профессии, что было проявлено в этюде. Таким образом, педагог противопоставит себя общей негативной реакции на этюд и создаст, вследствие этого, благодатную атмосферу для коррекционной работы. Здесь важно отметить, что педагог ни в коем случае не должен идти на поводу у сту " ^О дентов-зрителей, т.к. его авторитет может весьма понизиться не только в глазах данного студента, но и всего курса.

Только создав все условия для доверительного контакта между собой и студентом, преподаватель с. целью симультанной коррекции может начать трансформировать предлагаемые обстоятельства этюда. Здесь важно учесть, что процесс видоизменения предлагаемых обстоятельств должен быть проявлен не как очевидная симультанная коррекция, но как обычное занятие по совершенству и обогащения арсенала актерской техники данного студента.

111

3. Коррекция на этапе экзаменационного показа учебного этюда.

Очевидно, что на репетиции экзаменационного показа и, особенно, на самом этом показе осуществить вмешательство в этюд и осуществить симультанную коррекцию почти невозможно. Однако здесь необходимо учесть, что сам порядок чередований этюдов на показе - это весьма сильный психологический фактор. В данном случае необходимо перемежать этюды, которые выполняют дезадаптированные студенты с этюдами, в которых участвуют их однокурсники с более высокими показателями адаптации. Это, как показал наш опыт, помогает и дезадаптив-ным акцентуантам в некоторой мере улучшить свое адаптационное состояние.

 

Список научной литературыСкандаров, Михаил Вартанович, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Абрамян Д. Н. Специфика художественного воображения и проблемы психологии личности. Ереван, 1985.

2. Акимов Н.П. Не только о театре. Л-М. 1966.

3. Актерский тренинг по Ежи Гротовскому. /Составитель КХА.Тя-Сен. Самара, 1991.

4. Александровский Ю.А. Состояния психической деятельности и их компенсация. М., 1976.

5. Ананьев Б. Г Опыт психологической трактовки системы К.С.Станислав-ского. Л.; М., 1941.

6. Анохин A.M., К проблеме разработки педагогической среды как условия развития творческой личности студента, в сб. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных ВУЗов, выпуск 3, М., 1996

7. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М. 1987.

8. Баныкин Н.П. Семь лекций о Живой Этике. Новосибирск, 1991.

9. Басин Е.Я. Двуликий Янус М. 1996.

10. Бердяев H.A. ^Самопознание. Опыт философской автобиографии. М., 1991.

11. Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика мночгостороннего исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М., 1976.

12. Березкина-Орлова В .Б., Баскакова М.А., Телесно-ориентированная психотехника актера. Сб. Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике М. 1993.

13. Беспрозванный Л. П. Упражнения для души. М., 1993.

14. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. -СПб., 1903.

15. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. ЛГУ, 1965.

16. Бодалев A.A., Об особенностях понимания преподавателем студента, в сб. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы, ЛГУ, 1978, вып. 4,

17. Бродецкий А.Я. Азбука молчания. М. 1998

18. Брук П. Лекции во МХАТе // Театр. 1989. - № 4.

19. Брук П. Цустое пространство. М., 1976.

20. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. М., 1969,

21. Буров А.Г. Проблема воспитания личности актера. В кн. От упражнению к спектаклю. М. 1974. Вып. IV

22. Вахтангов Е. Б. Записки. Письма. Статьи. М., 1939.

23. Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом воздействии. Сб. научных трудов. Пермь 1982.

24. Владимирова З.В. М.О.Кнебель М. 1991.

25. Вопросы театрального искусства. Сб., «ГИТИС», М., 1977.

26. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

27. Галин АЛ. Личность и творчество. Психологические этюды. Новосибирск. 1989.

28. Гершунский Б.С. О взаимоотношениях категорий «целостность», «системность», «комплексность». // Проблемы повышения эффективности педагогического процесса на основе идей оптимизации. М, 1985.

29. Гиппиус С.В., Гимнастика чувств, Л. 1967.

30. Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. Учебное пособие. М., 1990.

31. Гончаров А.А. Режиссерские тетради М. 1980

32. Горбунов Г.Д. Учись управлять собой. Л. 1976.

33. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., 1952.

34. Горчаков Н. Г. К.С.Станиславский о работе режиссера с актером. М.1958

35. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М., Медицина, 1969.

36. Гройсман А.Л. Проблемы ролевой психотерапии. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. 1979

37. Гройсман А.Л., Психогигиена творческого труда студентов театральных институтов, М., 1984.

38. Гройсман А.Л. Психогигиена творческого труда актера. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985.

39. Гройсман А,Л., ^Психология, личность, творчество, регуляция состояний (учебник для театральных ВУЗов), М., 1993.

40. Гройсман А.Л. Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1998.

41. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М., 1965.

42. Демин В.П., Формирование личности режиссера, Саратов, 1983.

43. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М. 1980.

44. Емельянов Ю.Н. Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л. 1983. ~

45. Ершов П. М. Технология актерского искусства, Очерки. М., 1959.

46. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология, взаимодействие людей в жизни и на сцене. М., 1972.

47. Ершов П.М. Искусство толкования. Дубна, 1997.

48. Жоров П.А. Методы физической, психической м другой регуляции в подготовке актеров. М. 1988.

49. Занков JI. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.

50. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.

51. Зейгарнйк Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М. 1982.

52. Иванов O.K., К.Е.Кривицкий Вахтангов и вахтанговцы М. 1984 .

53. Кабанов М.М. Личко А.Е. Смирнов Е.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.'1983.

54. Казанский Б.В. Метод театра (Анализ системы Н.Н.Евреинова). -Л., 1925.

55. Калашников Ю.С. Театральная этика К.С. Станиславского. М., 1965.

56. Карамуратова Р.Б. Психологические исследования оценочной эмпатии в педагогическом процессе, Автореф. канд. психол. наук. Тби-Олиси, 1985.

57. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980.

58. Кедров М. Н. Статьи, речи, беседы, заметки. Статьи, воспоминания о М.Н.Кедрове. М., 1978. .

59. Китов А.И. Психология управления. М. 1979.

60. Кнебель М.О., Поэзия педагогики, М., 1978.

61. Ковалев; Г.А. Активное социально-психологическое обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. М. 1980.

62. Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969.

63. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М. 1996.

64. Коломинский Я.JI. Человек, психология. М. 1986.

65. Кон И.С. Открытие Я. М. 1978

66. Корогодский З.Я. Первый год. Начало. М., 1973.

67. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.

68. Кугель А.Р. (Homo Novus). Утверждение театра. М. 1923.

69. Лащенная В. Н. Ступени творчества. М., ВТО, 1964.

70. Лейтц Г. Психодрама, теория и практика. М. 1994.

71. Лейтц Г. «Классическая психодрама Я.Л.Морено». М. 1994

72. Лернер М.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

73. Либих С.С. Коллективная психотерапия при неврозах. Л. 1974.

74. Лисицин Ю.П., Жиляева Е.П. Искусство и здоровье, М., 1974.

75. Лисицын Ю.П. Жиллева Е.П. Союз медицины и искусства. М. 1985.

76. Ломов В.Ф. Проблема общения в психологии. В кн., Проблема общения в психологии. М., 1981.

77. Мамардашвили М.К. Время и пространство театральности // Театр. 1989.№ 4.

78. Марков М."Е. Искусство как процесс. М. 1970.

79. Марченко Т.А. Театр воспитывает. М. 1976.

80. Мейерхольд В.Э. Хрестоматия актерского мастерства. М., 1937.

81. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М., 1968.

82. Мердак Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Художественное творчество. Л., 1983.

83. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М. 1964.

84. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1970.

85. Народная педагогика воспитания детей, подростков и молодежи. Материалы VII Виноградовских чтений, В 2-х частях. Екатеринбург,

86. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси. 1972.

87. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры, Записки педагога, М., 1961.

88. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. М., 1952. Т.1.

89. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. JL,1983.

90. Новиков О.В., Элементы тренинга актерской психотехники как средства повышения психической работоспособности учащихся, в сб. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов, выпуск 3, М., 1996.

91. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. М. 1969.

92. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актера. Тренинг и муштра. М., 1969.

93. Обозов H.H., Межличностные отношения, Л. 1979.

94. Пашенная В.Н., Ступени творчества, М., ВТО, 1964.

95. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М. 1982.

96. Петровский A.B., Личность, деятельность, коллектив, М., 1982.

97. Платонов К.- К. Система .психологии и теория отражения. М., Наука, 1982.

98. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М.1957.

99. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1980.

100. Попов А.Д., Художественная целостность спектакля, М., 1959.

101. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов , сборник статей под ред. А.Л.Гройсмана, М., ГИТИС,1984.

102. Рождественская Н. В. Проблема сценического перевоплощения. М., 1978.

103. Рождественская Н.В., Психологические методы определения актерской одаренности в процессе профотбора, ЛГИТМИК, 1984.

104. Рожнов В. Е. К теории эмоционально-стрессовой психотерапии Л., 1962.

105. Рунин Б.М. О психологии импровизации. Психология процессов художественного творчества. Л., Наука, 1980.

106. Савостьянов В., Единство познания и творчества в искусстве, М., Изобразительное искусство, 1977.

107. Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М. 1984.

108. Симонов П.В., Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций, М., Наука, 1967.

109. Слуцкий A.C. Поведенческая психотерапия. Руководство по психотерапии. Ташкент, 1979.

110. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Вахтангов М. 1987 .

111. Ш.Собкин B.C., Опыт исследования личностных характеристикстудента-актера,^ сб. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих ВУЗов, под. ред. А.Л.Гройсмана, М., 1984.

112. Станиславский К.С. Собрание сочинений, В 8-ми т. М., 1964.

113. Станиславский К.С. Этика. М., Искусство, 1981.

114. Станиславский К.С. «Об искусстве театра». Сб. М. 1982 г.

115. Сценическая педагогика. Сб. трудов ЛГИКМиК. Л. 1978.

116. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера М. 1967.

117. Топорков В.Н. К.С.Станиславский на репетиции. М., 1950.

118. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., Наука , 1966.

119. Флоренский П.А. Время и пространство // Социологические исследования. 1988. № 1.

120. Чехов М.А. Литературное наследие, в 2-х томах М. 1978.

121. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск. 1996.

122. Шихматов Л. М. От студии к театру. М., 1970.

123. Шошмин Г. Возвращение в жизнь. М., 1969.

124. Щепкин М.С. Жизнь и творчество, В 2-х т. Л., Искусство, 1984.

125. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978.

126. Эфрос A.B. Репетиция любовь моя М. 1975 .

127. Юнг К. Аналитическая психология. Сб. История зарубежной психологии. М. Изд-во МГУ, 1986 .

128. Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М., 1936.

129. Anderson H.H. (ed.) Creativity and its Cultivation. N.Y., 1959

130. Berlyne D.E. Conflict, Arousal and Curiosity. N.Y., 1960.

131. Biorstedt A. Preparation Process and Product in Teacher-Pupil Interaction. Maimo, 1968.

132. Bower G.H. Mental imagery and associative learning // L.W. Gregg (ed.) Cognition in Learning and Memory. N.Y., 1972.

133. Broadbent D.E. Decision and stress. N.Y, 1971.

134. Brogden H.E., Sprecher T.B. Criteria of Creativity // Taylor C.W. (ed.) Progress and Potential N.Y., 1964.

135. Goorden W.J J. Synectics. The Development of Creative Ca-pacity. -N.Y., 1961.

136. Gupta A.K. A study of classroom teaching behavior and creativity. New Delhi; Light & Life, 1980.