автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Народная медицина Коми в конце XIX - первой трети XX вв.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Ильина, Ирина Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Народная медицина Коми в конце XIX - первой трети XX вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народная медицина Коми в конце XIX - первой трети XX вв."

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ'ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Р Г 5 од

| п М?? ■

На правах рукописи

ИЛЬИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

, НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА КОНИ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВВ.

Специальность 07.00.07 - этнология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ИЖЕВСК 1995

Работа выполнена в дтделе- этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской''Академии Наук.

Научные руководители - доктор исторических наук

Т. В. Станюкович! , --

кандидат исторических наук Н. Д. Конанов -

Официальные, оппоненты - доктор исторических Наук

Н. Ф. Мокшин,

кандидат исторических наук Г. А. Никитина

Ведущее учреждение - Сыктывкарский государственный университет

Защита состоится 25 .апреля 1995 года в 10.00 на заседании диссертационного совета К"064.47.05 по защите, диссертаций на .соискание ученой степени кандидата исторических наук при Удмуртском "государственном университете.

Адрес: г.Ижевск, ул. Красногеройская, 71.

г

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета.

Автореферат разослан 25 марта 1995 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета доцент О.М.Мельникова.

Актуальность работы Обязательным составным элементом культуры каждого народа является медицина, которая в определенной степени обеспечивает'защиту от неблагоприятных для. жизни природных факторов, компенсирует возникающие нарушения физического и психического здоровья, поддерживает необходимую для существования этноса продолжительность жизни. Наибольший интерес представляет традиционная, медицина, поскольку -именно она, как неотъемлемая часть традиционно-гбытовой и духовной культуры, несет основную этническую н&грузку. ~ Именно к ней восходят конкретные особенности • массовых медицинских' знаний ^повседневной .меда- ' цинской" практики, отразившие самобытные представления, познания того или иногэ народа об окружающем 'мире и человеке.

' Материалы по традиционной медицине представляют исключительный интерес для истории-развитая духовной культуры, понимания ранних стадий народного мировоззрения, - поскольку рациональный опыт и .своеобразные достижения.в освоении природных богатств неразрывно сочетались в ней с иррациональными представлениями, религиозно-магическими действиями и обрядами.

Актуальность изучения традиционной медицины в' значительной, мере, обусловлен^ практической важностью исследования" многовекового опыта народов мира_в области лечения и предупреадения заболеваний, необходимостью использования его в современной лечебной практике. ' - •

Немаловажен и еще один практический аспект проблемы. На основе возросшего интереса к традиционным способам лечения в настоящее время, возникло немало негативных- явлений. Это М попытки самолечения, непроверенными и не всегда-'безвредными средствами,-и деятельность, ^различных" лекарей, выдающих себя за народных врачевателей, .и неоправданное в плане медицинской целесообраз- * ности увлечение мистикой, религиозно-магическими ритуалами. Формирование правильного отношения к^народной медицине возможно лишь на- основе всестороннего изучения многовековых медицинских традиций в контексте культурно-исторического развития народов, ознакомления с ними широких слоев населения.

В силу указанных причин традиционная медицина активно изучается специалистами различных областей. Однако, до сих пор от-

сутствуют обобщающие работы'По.медицинской культуре многих народов. • Во многих регионах по-прежнему первоочередной,задачей остается' как можно более' полный сбор фактического материала.

■В частности,' практически была не изучена традиционная медицинская культура .одного гиз народов Европейского Севера -. коми. ~В отчетах научных экспедиций, литературных и публицистических произведениях имеются сведения об употреблении коми лекарственных трав, продуктов-животного и минерального происхождения, использовании в лечебных целях бани, впечатления о санитарном быте деревенского населения. К сожалению, авторы этих работ, зафиксировавшие интересные этйографические детали, не ставили пе-рел собой цель охарактеризовать традиционную медицинскую культуру коми. Поэтому сведения как- о народных медицинских знаниях, ' так и Ы. их носителях сравнительно немногочисленны и фрагментарны. Исключение, составляет книга. А.С.Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми", в которой опубликован богатейший фактический материал по лечебной магии, сделана попытка его научного осмысления.

Цель и задачи исследования Главной целью диссертации являе-тется этнографическое изучение медицинской культуры коми в конце XIX - первой трети XX вв.. выявление объема и особенностей народных медицинских знаний, их взаимосвязи с другими элементами традиционно-бытовой культуры. Исходя из цели исследования были поставлены и решались следующие задачи: , <

- рассмотрев в общем плане уровень развития государственного здравоохранения г.ъ Коми крае, определить характер медицинской культуры коми в конце XIX - первой трети XX вв.;

- охарактеризовать различные категории народных врачевателей и их положение в традиционном обществе; выявить особенности их медицинской практики, правила передачи медицинских знаний;

- систематизировать традиционные лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения,. физиотерапевтические и хирургические методы лечения и профилактики заболеваний, рассмотреть традиционные приемы ухода за детьми, представления о здоровом образе жизни;

проанализировав. традиционный набор лекарственных средств и

лечебных»приемов, выявить наряду с общими для народной медицины коми чертами региональные особенности и факторы, влияющие на их формирование; 4 '

- реконструировать народные -представления о причинах заболеваний и систЬматизированно описать религиозно-магические способы, диагностики и лечения.

Следует отметить, что вопросы, связанные с народной этиологией заболеваний, семантикой лечебно-предохранительных обрядов, требуют специального изучения и являются темой особого исследования, посвященного традиционному мировоззрению коми.

В задачи исследования не входила медико-биологическая оценка народных лекарственных средств и приемов, хотя в ряде случаев привлекались данные научных" исследований для различения, рационального и иррационального в традиционной медицинской практике.

Источники В основу диссертации положены полевые материалы, собранные автором в ходе этнографических экспедиций ИЯЛИ КНЦ УрО РАН в 1980-1990 гг. Сбор данных проводился на основе опроса информаторов.по специально разработанному опроснику, а также в процессе непосредственного наблюдения за практикой народных врачевателей. В качестве источников использовались этнографические и краеведческие публикации XIX - первой трети XX вв., а также работы фольклористов, лингвистов, ботаников. Ряд сведений был почерпнут в архивах гг. - Вологды, Санкт-Петербурга, Сыктывкара. Значительный интерес в плане сравнительного анализа, представляют материалы по народной медицине русских, коми-пер-•мков, ненцев, хранящиеся в фондах и архивах Российского этног-зафического музея. Российского географического общества.

Объектом исследования являются коми, проживающие в пределах Республики Коми. В ходе полевых работ были обследованы прилузс-<ая, удорская, ижемская, верхнепечорская, вычегодская, сысоль-жая этнографические группы. Информаторами являлись в основном июли старше 70 лет, помнящие и применяющие народные, лечебные средства, хорошо осведомленные о народных традициях и обрядах. Сак правило, все они получили эти знания от своих родителей, гго .позволяет нам дать характеристику народной медицинской сультуры конца XIX - первой трети XX вв.

Научная новизна Диссертация является первой специальной работой, в которой традиционная'медицина народа коми рассматривается во многих аспектах. Обобщение литературных данных и введение в научный оборот уникальных полевых и архивных материалоЕ значительно расширяет представления-'о традиционно-бытовой и духовной культуре народа, создает источниковедческую базу дл? дальнейших исследований.

Практическая значимость Материалы ' дисрертации используютс* при подготовке лекций и спецкурсов по традиционной культуре коми, ^'в исследованиях по•реконструкции мифопоэтическях представлений коми. •

Данные, приводимые в диссертации, могут быть использованы е работе по созданию новых лекарственных препаратов. На основе обобщения и сопоставления традиционных рецептов, используем'ьи различными этносами, выявляются наиболее перспективные пути поиска новых "лекарственных средств. Определенный интерес работе вызывает у специалистов по истории медицинских знаний, ботаников, физиологов.

Апробация работы проводилась в форме докладов на У1 и У1] Международных конгрессах финно-угроведов (Сыктывкар. 1985; Деб-рецен, 1990); Международных конференциях "Арктические и северные религии" (Хельсинки, 1990). "Народные- верования сегодня' (Тарту, 1990), "Идентитет и народная культура" (Йоэнсу, 1994); Всесоюзными республиканских конференциях (Черновцы. 1984; Архангельск, 1986; Ижевск, 1987; Петрозаводск, 1990; Сыктывкар, 1985. 1987, 1990), на заседаниях отдела этнографии. Основные положения и выводы были изложены в опубликованных.работах.

Структура работы Диссертационное исследование состоит и; введения, трех глав, заключения, библиографического указателя, списка сокращений и приложений (две таблицы, рисунки).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы; характеризуются цель, задачи исследования, определен круг используемых источников, рассматривается степень разработанности проблемы в историографии.

- т -

Глава I посещена характеристике медицинской культуры народа-. коми в конце XIX - первой трети' XX вв. и народным врачевателям. Медицинская культура■этноса характеризуется сочетанием всех видов медицинских знаний -'традиционно-устных (собственно народных), традици'онно-письменных и научных. На различных этапах социального и культурного" развития это сочетание имеет свои . особенности как в отношении пропорций, так и содержания, не исключая того, что один из видов может вообще отсутствовать. Влияние научной -медицинб на массовые$ медицинские знания и повседневную лечебную практику широких слоев Населения в основном определяется • развитием государственных мер по охране здоровья, профилактике и лечению заболеваний. На Европейском Северо-Востоке развитие государственного здравоохранения связано с деятельностью земства, до образования которого (1869'г.) сельское .население края- фактически'было лишено квалифицированной медицинской помощи.- В Усть-Сысольском и Яренском уездах имелось по одной' -больнице с-двумя врачами, в Печорском уезде стационарные лечебные учереждения вообще отсутствовали. >

Земская медицина создала новые организационные формы медицинского обслуживания, заменив разъездную систему на стационарную. расширила оказание стационарной и амбулаторной помощи, от'крыв к началу^ХХ века 7 больниц. 7 покоев, 38 фельдшерских пунктов. Однако сеть лече&йых учереждений была развита слабо и неравномерно, . не хватало денежных средств и медикаментов, квалифицированных кадров':' в среднем по Архангельской губернии на одного врача'приходилось до 25 тысяч населения, проживающих на 41260 кв. верст, а в Печврском уезде - 176 тыс. кв. верст. Плохо развитая' сеть лечебных- заведений не позволяла крестьянам, проживающим небольшими группами на огромной территории, получать систематическую врачебную помощь. .Не только эффективность помощи, но и авторитет официальной медицины были крайне невысоки. Показательны данные доктора С.В.Мартынова, согласно которым в Печорском крае из 1043 опрошенных в 1903 г. 19^человек лечи-7 лись у коновала, 177 - у бабок и знахарей. 262 - "своими средствами". 41 - "при болезни обращались к богу", 394 - совсем не

лечились и лишь 150 человек обращались к врачу.или к.фельдшеру . С 1914 г. в связи с'1 мировой войной уровень медицинское обслуживания -значительно ухудшился., и на протяжении первой чет верти века существенных положительных сдвигов в области здраво охранения не было. По-данным 1927 г. на весь Коми край, было ( больниц, 6 амбулаторий,18 фельдшерский пунктов, обслуживавших ся 11 врачами, на одного врача,- 15^48 человек. Радиус обслужи вания лечебными учереждениями составлял 30 км.

При таком уровне развития-государственного здравоохранения естественно, что -народное врачевание по су^ству было основно] формой лечебной помощи населению, и медицинская культура коми 1 конце XIX - первой трети.XX в. определялась знаниями, базирую-щимися<на устной традиции и.восходящими к народному опыту. . Основными хранителями эмпирических медицинских знаний явля лись народнуе врачеватели. Условно их можно.разделить• на дв! группы: первая группа - это костоправы, повитухи, травницы, за начавшиеся оказанием конкретной'медицинской помощи, и вторая это знахари, колдуны, . сочетавшие функции лекарей, гадателей исполнителей обрядов, к которым обращались в случае "болезней вызванных по народным представлениям действием сверхъестествен ных сил- и,-'"неизлечимых обычными" средствами. . <

Костоправы' (веськёдчысь, нойтчысь. зырасьысь) "и ^ повитух: (бабитчысь, гбгинь) сопровождая лечение заговорами, в цело: опирались в своей,практике на рациональные'знания и навыки, по лученные в процессу обучения-и приобретенные на личном., опыте Хладнокровие, выдержка. -терпеливость в обращении с- больным; считались среди них необходимыми профессиональными качествами Наличие постоянной связи врачевателя и больного в процессе ле чения, было одной'из причин эффективности народной медицины«

Обращает 6а себя внимание наличие большого числа опытны костоправов у северных коми, что является характерным -примеро. влияния хозяйственной деятельности народа на структуру меди циндких знаний. Именно переход.к'оленеводческому хозяйству со действовал развитию у ижемцев такой отрасли народной медицин: как травматология. Условия оленеводческого быта с высоким уров нем травматизма, отдаленностью от населенных^пунктах при кочев

ках требовали от каждого .оленевода умения оказать срочную помощь. А.повседневная ветеринарная практика обеспечивала накопление необходимых знаний в области анатомии и спвсобствовала формированию соответствующих приемов и методов лечения.

Особое положение в традиционном обществе занимали знахари -лица, способные, по народным, представлениям, устанавливать контакты со сверхъестественным миром. Общее название для этих лиц тбдысь. В то же время существовали термины, характеризующие и определенные стороны их деятельности - тун, пывсьодчысь. пб-лясьысь, ним видзысь. В негативном плане использовались термины тшыкбдчысь, а также кбддун, еретник. производные от русских колдун, еретик, употребление которых, вероятно, было связано 'с осмысление* деятельности этих лиц христианской церковью.

По своему могуществу знахари располагались в своеобразной иерархии. Одни из них просто обладали знанием правил, по которым можно обратиться за помощью к потусторонним силам, и выделялись из общей массы деревенского населения лишь суммой имеющихся знаний. Могущество других объяснялось тем, что знания и сила получены ими непосредственно от духов или добыты в сверхъестественном мире.

Мифологический образ знахаря обладает рядом признаков, сближающих его с шаманом. Вероятно, разрушенный как система,• как мировоззрение, шаманизм в виде отдельных элементов продолжал существовать в традиционных верованиях коми длительное время, в том числе и в представлениях о знахаре-колдуне.

Передачу и сохранность специальных знаний обеспечивалась культурными механизмами, которые выступали в виде семейных и общественных традиций, в виде довольно устойчивых представлений и. обрядов. Сведения о магических и рациональных способах' лечения, • передавались по наследству. Потомственному врачевателю приписывались особые способности, и он пользовался наибольшим доверием окружающих. Заинтересованность знахаря в передаче имеющихся сведений определялась традиционными представлениями, согласно которым не передавший своих познаний считался обреченным на долгую мучительную смерть. Если среди родственников лекаря не было желающих перенять его опыт и знания, то он обяза-

тельно старался найти постороннего человека, склонного к занятиям врачеванием й согласного на обучение.

С обучаемого орычно брали три обещания: все полученные знания передать только- младшему по возрасту;- .не делать их предметом хвастовства й источником.денежных доходов; испробовать свое умение прежде всего на ком-либо из родных. Если соблюдение первого требования обеспечивалсГ передачу важной и ценной для этноса информации следующему.поколению', ¡то два последних налагали определенные этические обязательства на человека,, получавшего специальные.сведения и навыки.

Передача медицинской информации осуществлялась исключительно устно-зрительным путем. Сведения о лечебных средствах и приемах, нормы общественной и личной гигиены, стереотипы здорового образа жизни закреплены в пословицах и поговорках, народной бо-танической^терминологии,'обычаях и обрядах. Рукописные лечебники. травники, имевшие хождение среди крестьян Русского Севера,, у коми на сегодняшний день неизвестны.

В главе II систематизированы .-народные лечебные средства, представления'^ .здоровом образе жизни*, общие принципы лечения и ухода за больными. /Рассмотрен комплекс приемов и обычаев, призванных обеспечить'благополучное рождение и развитие ребенка.

. В процессе многовековых наблюдений'над природой и повседневной практической деятельности по. ее освоению коми выделили из ^растительного и животного мира^ряд продуктов, обладающих целебными свойствами, и использовали их для'лечения и предотвращения различных заболеваний.

Наибольшей популярностью среди лекарственных средств природного происхождения пользовались растения. . С их сбором'и применением связано немало^преданий и легенд, в которых растениям приписываются чудодейственные свойства. Наиболее интересным и самобытным является поверье об аслад .цвете 'свой цветок', имею^ щемся якобы в природе у каждого человека и обладающем магическими силами. Показывается этот цветок только" разгв жизни, и человек, сумевший найти и распознать его, обезопасит себя от всех болезней и несчастий. Понять, каким же образом мо5кно узнать "свой цветок",' трудно: тот не имее^ конкретного вида, времени и

места цветения. Сохранились лииь очень неясные представлений о том, .что стоит надл'омить стебель, как вместо сока- на срезе появляется кровь. . Поверья об аслад-цвете в настоящее-время- тесно переплелись, а кое-где слились-с широко распространенными среди европейских народов преданиями о-папоротнике,

' Чудесными целительными силами' наделялись венерин оащмачок, первоцвет весенний, прострел луговой-, характеризующиеся в'народе как травы от "ста болезней". Их поиск окутывался тайной, а при сборе требовалось соблюдение полной тишины, иначе, по поверью, растения'вообще могли "не показаться" сборщикам.

Наибольшей лекарственной силой обладали, по общему мнению, травы, 'собранные на Иванов день: женщины., одетые в чистые белые одежды, переправлялись на луга, расположенные за рекой, и. идя по кругу, - соблюдая полную тишину, собирали лекарственные растения. Собирали и употребляли как-лечебное средство и росу. В Прилузье долгое время сохранялся обычай кататься в купальскую ночь по росной траве, приговаривая: "С семидесяти семи трав роса - семьдесят семь болезней исчезните". ■ •

^ Вера в очистительную и продуцирующую силу, свежей зелени проявлялась в обычае париться накануне Иванова дня в бане вениками, составленными из березовых и"рябиновых веток, а также цветов купальницы. Купальницей, цветение которой в народном календаре коми было непосредственно связано с летним солнцеворотом, устилали пол.и полки в бане.'- Считалось, что во время.парения человек очищается от всякой скверны, приобретенной в течение года, и набирается.здоровья до следующего лета. Использованные веники оставляли для гадания!.

В народе хорошо осознается особая эффективность применения для лечения цветущих растений, а Иванов день рассматривается, как день наивысшего расцвета всей' природы. Возможно. ■ традиция сбора тонв 24' июня потому-и нашла столь широкое распространение. что она ритуально закрепила многовековой народный .опыт, показавший, что наибольший запас полезных веществ .собирается в травах в период цветения. Корни рек'омендовалось собирать-в конце лета, а кору и почки заготавливали ранней весной в период активного движения соков.

Обращает на себя внимание традиционно бережное- отношение населения к природному лекарственному сырью. Места произрастания наиболее ценных и редких видов лекарственных растений были поделены между травницами, и каждая из них собирала травы.лишь на своем участке, следила за постоянным восстановлением запасов.

Формы лечебных средств из растений были довольно разнообразны, но технология их приготовления была несложна. Единственным правилом, существовавшем при изготовлении лекарств, был принцип: "Каждому человеку - своя горсть". Поэтому, как правило, лекарства готовились индивидуально для каждого больного, распространенными формами применения лекарственных растений являлись отвары, экстракты, настойки, порошки, компрессы, мази.

Зафиксировано использование более. 140 видов растений.-Значительное место в арсенале народных лечебных средств занимали и продукты охоты: желчь, кровь, костный мозг, печень, жир медведя, лося, оленя, черной утки, диких гусей, рыбы; заячьи и оленьи шкурки, а также лекарственные средства,-' приготовленные из муравьев, земляных червей, гусениц. С-развитием животноводства в народную медицину вошли продукты, получаемые от домашних животных, однако они не получили того признания, каким пользовались органу и ткани диких животных. Лишь целебные свойства молока и молочных продуктов оценивались высоко, и они широко использовались в практике народного врачевания. Часто в практике врачевания прибегали к.наружному применению некоторых естественных выделений: мочи,"слюны, навоза.

Набор лекарственных средств минерального происхождения был сравнительно беден. Применялись соль, квасцы, зола, белемниты, доманик, нефть. Из природных целебных факторов широко использовалась вода некоторых источников и солнечное тепло.

Значительное место в народной практике занимали физиотерапевтические методы лечения и профилактики заболеваний: банные процедуры, ванны, натирания, массажи. кровопускания.

Традиционная коми баня, а также связанные с ней обычаи и обряды имеют широкие аналогии на всем Европейском Севере. В народном быту она использовалась как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости после тяжелого физического тру-

да, закаливания и укрепления организма. Порядок посещения бани был строго .регламентирован. При лечении простудных, кожных, травматических заболеваний целебное действие высокой температуры, воды, массажа березовым веником подкреплялось применением различных компрессов, ванн, ингаляций из отваров лекарственных трав. Длительное время в народной медицинской практике сохранялся архаичный способ нагрева воды с помощью мелких булыжников, лежащих поверх каменки.

В ряде Случаев лечение теплом проводили в домашних условиях: к больному месту прикладывали мешочки с горячей золой, песком, солью, овсом, травяные и жировые компрессы, свежевыпеченный хлеб, который затем отдавали собаке. Полезным считалось прогревание подошв стоп ног. Простуженных больных прогревали на печи, в Прилузье - укрывая их распаренной овсяной соломой.

В бане костоправы осуществляли лечение различных травм. Предварительно . распарив больного, растерев его маслом или жиром. они вправляли вывихи, делали массажи при растяжении мышц, ушибах, ломоте в суставах, надсаде; ставили банки при опущении органов брюшной полости. Массажем пытались лечить упорные головные боли, головокружения, вызванные, по народным представлениям. "смещением мозга" после ушиба. Своеобразные приемы были выработаны народными врачевателями для лечения переломов..

Ряд приемов врачевания был обусловлен представлениями о причине болезни как "скоплении- дурной крови", для устранения которой применялись процедуры кровопускания и прижигания. От ненцев, видимо, был заимствован ижемцами способ лечения воспаления глаз при помощи надреза верхних век. '■

Наряду с общераспространенными приемами лечения наиболее искусные врачеватели владели своими индивидуальными навыками ока-зани лечебной помощи! особенно травматологической.

Одним из важнейших видов медицинской помощи были уход за ребенком, лечение и посильное предупреждение детских заболеваний, а также тесно связанная с ним забота и роженице и матери., Здесь исключительно тесно переплетались элементы медицинской практики и религиозно-магические обряды.

Забота о здоровье будущего ребенка ^проявлялась задолго до его-рождения: запрещались браки между близкими родственниками, выяснялось наличие в роду предполагаемых жениха и невесты больных, беременной женщине 'рекомендовалось соблюдать ряд предосторожностей, удовлетворялись ее. пищевые прихоти. Случаи искусственного прерывания беременности были.редкими и рассматривались окружающими как нарушение морально-нравственных норм. Есть сведения,- что женщины; не желавшие.иметь детей, собирали в лесу траву, ■ обладающую противозачаточными свойствами и известную под названием кага вайтом турун - "трава, не дающая ребенка". Однако' не. только употребление, но и сбор этой,' по народным представлениям, "убивающей ребенка" травы резко осуждался.

С приближением родов, приглашали по.вивальную бабку. Нередко к роженице, . у которой не выживали дети, приглашали многодетную женщину. Считалось,- что младенец, принятый-такой женщиной, бу-■ дет жизнеспособен и здоров. Как правило, роды происходили в ба-' не. Подобный, выбор был связан в народном сознании р религиоз-Н07магическими представлениями, хотя, следует признать-, что она являлась наиболее подходящим.местом и с точки зрения санитарии.

Рожали чаще всего стоя на коленях или ,сидя -на корточках, держась руками за скамью или брусья. . Наряду с магическими средствами для облегчения родов повитухй использовали ряд рациональных приемов и методов. Родившегося ребенка повитуха подх-' ватывала на руки с■ благословлением и осуществляла первичный ' уход за ним. С первого же дня в течение недели роженицу и ребенка парили и "правили" в бане.1

В течение'трех или семи дней роженица и ребенок оставались в' бане, затем переходили в дом. Занеся в дом< новорожденного сразу прикладывали лбом^к печи, произнося заговор-пожелание и'укладывали в колыбель. На дно колыбели стелилась солома и пеленки. В оленеводческих семьях колыбель устилали оленьим шейным волосом, под который'насыпали.сухие березовые гнилушки - на такой подстилке ребенок всегда оставался сухим. Колыбель обязательно занавешивалась для защиты ребенка от посторонних взглядов. света, комаров, мух. В качестве оберегов в колыбель всегда клали соль, хлеб, иголку с обломанным ушкЬм, ножницы, нож.

К^ 8-9 месяцам, когда .ребенок начинал ползать, а'затем хо--дить, для него делали специальние приспособления, которые.помогали ему стоять и передвигаться.

Ежедневный уход за ребенком сводился к его кормлению и пеленанию. Перед первым кормлением для предупреждения воспалительных заболеваний закапывали в глаза, уши и носик новорожденного молозиво. Материнское -молоко было основной пищей ребенка.'Однако' обеспечить регулярное кормление грудью былц трудно ввиду занятости женщин в хозяйственных работах, поэтому с первых дней ребенка начинали прикармливать: Серьезное внимание обращалось на сон детей. Одной из причин детской бессоницы считали "щетинку", кот.орую выпаривали в бане. , .

Традиционная медицинская культура народа состоит не только' из эмпирически выработанных способов лечения заболеваний, но и разнообразной системы их предотвращения, в которую входят личные и -общественные гигиенические нормы, представления о разумном рационе и режиме.питания, гигиене жилища. Представления о здоровом образе жизни отражены в многочисленных .пословицах и поговорках. Некоторые санитарно-гигиенические рекомендации не всегда были выполнимы, но це'нность их хорошо осознавалась.

В заключении главы . проанализирован традиционный набор лекарственных средств и обозначены факторы, влияюи1ие на его формирование: природные условия, занятия населения,, этнокультурные контакты. Выявляется много общего в ассортименте и использовании леЧебных средств у коми, коми-пермяков и северных русских (См.Таблица II). Возможно, дальнейшие исследования позволят говорить, о существовании единой.народной медицинской системы населения лесо-таежной зоны Европейского Севера с ее ,локальными •вариантами.

Отмечено также, что нередко народная медицина свои • рациональные рекомендации и запреты, выражала в.иррациональной форме, закрепляя тем самым полезную информацию, или объясняла-лечебное действие тех или иных эмпирически выработанных приемов с помощью религиозно-магических представлений. -

Глава III посвящена реконструкции традиционных представлений коми об этиологии заболеваний и характеристике лечебно-маГической обрядности. •'•

Йри изучении традиционной медицинской культуры коми весьма .сложным является выяснение народных взглядов на этиологию заболеваний.. Уже во второй половине XIX в. исследователи отмечали, что коми, имеют "немногосложные понятия о происхождении болезней".- -Тем не менее, анализ фольклорных, лингвистических, этнографических материалов позволял выявить существование в прошлом довольно разнообразных представлений о причинах заболеваний, как рациональных, так и иррациональных.

В фольклоре имеется множество пословиц и поговорок.в которых говорится о Необходимости для сохранения здоровья соблюдать правила гигиены и рационального питания, учитывать погодные условия и соблюдать осторожность на промыслах, разумно чередовать труд и отдых; избегать ссор и сохранять душевное равновесие. Несоблюдением этих правил объяснялось большинство травматичен ких, простудных, кожных, желудочно-кишечных заболеваний!

Происхождение инфекционных, психических, внезапно и остро начавшихся, а также хронических и детских заболеваний связыва-.лось в традиционном мировоззрении с действием сверхъестественных сил, влиянием "иного мира".

Для традиционного мировоззрения коми были характерны предо-, тавления о тесной связи мира живых и мира предков. Благополучие и здоровье, живущих зависело от благорасположения ушедших р иной мир. Гнев умерших родственников, вызванных неуважительным отношением к их памяти, нарушением традиционных норм и правил поведения, -мог стать причиной неожиданных болезней.

Взгляды на болезнь как результат вторжения "иного"- мира прослеживаются в быличках, где-болезни вызываются появляющимися среди людей духами, ' иногда не имеющими плоти, иногда принимающими материальную форму. Несмотря на единичные сообщения, следует отметить, что .для коми была не характерна антропоморфиза-ция образов болезней. • Гораздо более характерны представления о шеве - духе в виде мышонка, бабочки, червяка, личинки, волоса, проникающем в чбловеческий организм и.вызывающем различные патологические состояния. Считалось, что шева содержится колдуном в подполье дома в специальном туесочке (шева-чуман), вскармливается им собственным т-елом и затем обязательно насылается на

людей." Проникнув с пищей, водой или по воздуху, она поселяется в человеческом организме и вызывает различные болезни.

В связи с выяснением народных взглядов на причины заболеваний интерес вызывают сведения об особом отношении коми к ящерице. Уже в названии - пеж гаг "поганое насекомое" - заключена негативная оценка ящерицы как существа нечистого, '-а в медишшс-к<Й практике ящерица считалась^ существом, способным - вызывать глазные и кожные заболевания. Эти представления становятся объяснимы, если сопоставить их с верованиями эстонцев, согласно которым некоторые глазные и кожные заболевания вызываются духами, живущими под землей л носящими название "подземные". Такие поверья, . зафиксированные у прибалхийско-финнских народов, по мнению исследователей, имеют очень древнее происхождение. Вероятно, аналогичные представления существовали в прошлом и у коми, и традиционное отношение ^ящерице связано с тем. что она как представительница хтонического мира являлась зооморфным .воплощением духов, вызывающих определенные заболевания.

Среди представлений о сверхъестественных существах, вредивших, в первую очередь-.матери и ребенку, большое распространение имели поверья о банных (пывсян айка, гураиька), водяных (васа). леших (ворса). Согласно народным верованиям, они могли подменить ребенка, как во время его внутриутробного развития, так и после рождения, подложив вместо здорового человеческого младен^ ца своего или деревянного чурку, которой придавали человеческий облик. Как правило, подменой объясняли рождение неполноценных, с явными физическими недостатками детей, а также отстабание некоторых детей в физическом и умственном развитии. •

В традиционных верованиях многих народов физическое и психическое здоровье человека связывалось с-состоянием 'его души или других »воплощений его жизненных сил - личного имени, тени, сердца, дыхания. Похищение, нанесение им вреда злыми духами или умершими сородичами вызывали болезнь, приводили к омерти. Охраной и поисками'похищенной "души" занимались особые сакральные лица. Вероятно, подобные представления существовали в прошлом и у коми. Неслучайно один из терминов, обозначавших доброго, занимавшегося исключительно лечением зн'ахаря - ним видзысь - бук-

вально переводится как "имя охраняющий". В соответствии с по-, добными взглядами находит объяснение и термин для обозначения оберегов вуджор 'тень'. Тень человека (морт вуджор) считалась у коми "частью самого человека", тесно связанной с его здоровьем и смертью. Утрата тени, нанесение ей вреда, по народным представлениям, влекли за собой тяжелую-болезнь и смерть. Поэтому основные обереги, предохраняющие от вредонрсного влияния, объединяются термином вуджор. -

Наиболее поздними по происхождению являются представления о болезни как божьей каре." насылаемой на людей за грехи. Появление и распрбстранение их ^ыло рвязано с принятием христианства.

Мистическим взглядам на причины заболеваний соответствовали магические приемы-их лечения. ^рассматриваемый период они не представляли единой системы, и смысловое содержание обрядов не всегда осознавалось не только населением, но и знахарями. Тем не менее существовали устойчивые формы ритуалов, направленных на излечение и предупреждение заболеваний, строго соблюдались .требования, -предъявляемые к исполнителям, времени и месту4про-' ведения обрядов.

Чаще всего"исполнителями обрядов являлись знахари. В некоторых случаях для лечения привлекались младший и старший члены неродственной больному Сегмьи, люди, прошедшие большие расстояния. Выбор в качестве лекарей .детей. стариков и странников объяснялся их символической чистотой. Представления о ритуальной чистоте отразились и в требовании к врачевателю одевать при лечении чистую, иногда обязательно "белую одежду, и в запрете вра-

J

чевателям-женщинам лечить во рремя месячных. .

Как правило, -обряды проводились ночью или ранним 'утром до" восхода солнца, -чаще "всего в среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным-является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту же фазу луны, в период которой его "испортили". ■ " Регламентировалось традицией место проведения обрядов. Многие знахари -избегали лечить в. жилом помещении, особенно в том, где находилиоь'иконы, объясняя, что "заговоры в доме с образами не действуют". Существовал запрет проводить обряды в построй-

ках. на крыше которых имеется земляная прослойка: "нельзя лечить между двумя землями". Если лечение все-таки проводилось в доме, то все действия происходили под'матицей или же на пороге жилого помещения, которые в пространственной организации жилища играли роль границы между "своим" и "иным" миром.

. Наилучшим, а нередко и единственно возможным местом ведения магических обрядов считалась баня. Анализ всего комплекса поверий и обрядов, связанных'с баней, -раскрывает ее- семантику как места сакрального, связанного с хтоническим миром, как места возможного перехода из мира живых в мир мертвых и наоборот.

Процесс подготовки бани и необходимых магических средств носил ярко выраженный ритуальный характер и происходил в глубокой тайне: вода приносилась из три-девяти колодцев или лесных ручьев, дрова в печь закладывались трижды по девять поленьев, Ееник собирался с трех берез или можжевельников по девять веточек с каждого дерева (счет при этом велся от девяти к единице).

По народным представлениям' считалось, что болезнь можно удалить, заставить покинуть тело больного - "смыть", "выпарить", "выгрызть", уничтожить - "запечь", "зарубить". Для этого в ле-чебнЛТ магии коми использовали воду, дым, огонь, пар, жар.

Большой очистительной силой наделялась вода. Специально приготовленной водой больного умывали и обрызгивали: обливали через решето, укрепленное на брусьях; гаданием на воде определяли виновника болезни. Для усиления очистительных свойств воды в решето клали нож,серп, соль, брусок, которым в традиционных верованиях коми приписывалась способность отпугивать злых духов.

Широко был распространен обряд очищения больного от "порчи" с помощью окуривания. Для этого использовали дым от костра, зажженного "живым огнем" (дзурк би). Больного окуривали дымом от подожженных можжевеловых веток, древесного мха-бородача, собранного в лесу с 12 елей, паутины из углов подполья; стремились достать стружки с порога или ступеней лестницы, ведущей в подполье дома колдуна, волосы или кусочек одежды человека, подозреваемого в колдовстве. При затяжных, трудных родах, объясняемых "сглазом" и "порчей", женщину окуривали дымом от стружек с трех порогов дома или мышиного гнезда.

Выделяется группа обрядов, имеющих несмотря на различное народное толкование единую семантику и восходящих к древним мифологическим представлениям о возможности перехода человека из одного мира в другой и возвращении уже в новом качестве. Ряд обрядов символизировал акт повторного рождения и связанного с этим обновления организма. . Тяжело больного человека, долгое время находившегося на грани жизни и смерти; ребенка, предположительно подмененного, "рубили" под корытом, "запекали" в печи, протаскивали сквозь калач из сырого теста,- хомут, вырытую- в земле нору, деревянный обрубок с выдолбленной сердцевиной. Родители заболевшего ребенка выносили его на улицу и "продавали" прохожему, получая в виде платы мелочь. "Купивший" ребенка вносил затем его в избу и передавал родителям как нового, чужого:

Как уже отмечалось, наиболее эффективным считался обряд, проводившийся в бане. Основу его могли составлять уже описанные магические действия: умывание, обливание через решето, окурива-, ние, "рубка" под корытом, протаскивание сквозь Хомут, но наибольшее значение придавалось выпариванию болезни. Чрезвычайно показательна примета, согласно которой, если больной во время парения открывал глаза, то считалось, что он "вернется на этот свет" - будет жить; если же глаза будут закрыты, то больной -"не жилец на этом свете". То есть здесь происходило не просто физическое очищение больного, а его символическое уничтожение, перерождение, возвращение в мир уже в новом качестве.

Для избавления от болезней, вызванных "находом на дом" умерших, необходимо было совершить поминки. Очевидно, что пища, приносимая на могилы, являлась жертвой, умилоствляющей предков.

Таковы были основные методы лечения заболеваний, вызванных, по народным представлениям, сверхъестественными силами. Одновременно с производимыми действиями произносились заговорные формулы - ним кыв. Чаще всего они являлись дополнением магического обряда, подкрепляли и объясняли его. Заговоры, используемые в качестве самостоятельной магической силы, имели молитвенную форму и. как отметил еще А.С.Сидоров, часто представляли заимствование с русского.' Из-за плохого знания русского языка они искажались и в лексическом, и в грамматическом отношениях

до неузнаваемости. Такие заговоры обычно наговаривали на воду, хлеб, соль, молоко, которые затем давали съесть больному.

При характеристике магической обрядности следует отметить, что народные объяснения смысла тех или'иных магических действий не выявляют истоков их происхождения, так как в живой культуре они выступают лишь как пережитки более древней мировоззренческой системы. Именно общностью происхождения объясняется тот факт, что практически все элементы религиозно-магической обрядности коми и связанные с ней представления находят широкие аналогии в мировоззрении и обрядовой практике народов Евразии.

В заключении дается общая характеристика традиционной медицинской культуры коми конца XIX - первой трети XX вв.; выявляется специфика, свойственная народной медицине ижемцев и при-лузских коми; показывается современное состояние народной медицинской практики.

В народной медицине коми широко представлены средства для лечения простудных, травматических, желудочно-кишечных заболеваний, а также общеукрепляющие и профилактические средства. Подавляющее большинство их приготавливалось из дикорастущих растений, тканей и органов диких животных, природных минералов.

Одним из главных принципов традиционной медицины коми являлся принцип индивидуального подхода к больше-человеку, проявившийся в требованиях к личности и практике врачевателя, в правилах приготовления лекарственных средств, в рекомендациях по уходу за больным.

Характерно для традиционной медицинской практики коми сочетание рациональных и иррациональных средств лечения.

Наряду с общим чертами выделяется ряд региональных особенностей. Яркая культурно-бытовая специфика, проявившаяся и в народной медицине, свойственна ижемцам - этнографической группе коми сложившейся в бассейне Нижней Печоры в зоне лесотундры и тундры и занимающейся оленеводством. Попав в новые экологические условия, ижемцы практически утратили богатые традиции использования в лечебных целях растений. Однако ассортимент лекарственных средств пополнился за счет применения продуктов оленеводства. В практику народного врачевания вошли также ре-

цепты. заимствованные из народной медицины ненцев. Переход 1 оленеводческому хозяйству повлиял и на структуру медицински: знаний, содействовав преимущественному развитию такой отрасл] народной медицины как травматология. '

Обращает на себя внимание большой рационализм народной меди цины ижемцев:■ магические способы врачеЕания известны преиму щественно на уровне быличек; термин полясьысь. этимология кото рого., связана с приемами магического врачевания, используетс. для обозначения костоправов.., Переняв у ненцев рациональны средства и методы лечения,' - ижемцы пренебрежительно- оценивал шаманские камлания по случаю болезни.

Этнографическое своеобразие _ свойственно^, народной медицин южных коми-прилузцев. Сравнительно развитые производящие Форм хозяйства позволили широко включать в лечебную практику сель скохозяйс!венные культуры, вместо тканей и органов диких живот ных использовать продукты животноводства. Медицинская практик характеризовалась разнообразием магических обрядов, направлен ных на излечение и предупреждение заболеваний. В большой степе ни это объясняется"постоянными контактами с русским населением имевшим богатые традиции в области лечебной магии.

Наряду с этими существует ряд менее значительных, локальнь: вариантов, связанных с особенностями местной фауны, традицион ными занятиями'населейия, особенностями быта. Все это позволяе рассматривать народную медицину как один из социокультурных ме ханизмов адаптации этноса'к окружающей среде.

В настоящее время характер медицинской культурй коми коренным образом изменился и определяется не столько традиционно! сколько научной медициной, в то же время-исследования-показал! что во многих населенных пунктах Республики Коми практикуют не родные врачеватели. Население не только осведомлено, но- и пр> меняет средства эмпирической медицины. Более того, в последи« время в силу различных причин> социально-экономического, мед! цинского, этического планов резко повысился интерес к традищ онным способам-лечения со стороны жителей городов, рассматривг ющих народную медицину как альтернативу медицине научной,, также со стороны профессиональных медиков." пытающихся включи' многовековой народный опыт.в свою практику.

Основные-положения диссертации изложены в следующих публика-(йях: '

Лекарственные средства растительного, животного и мий'-ераль-юго происхождения" в народной медицине коми^ // Тр. ИЯЛИ КФАН* :ССР. Вып.. 28. Сыктывкар, 1983. 1,0 п. л.

Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка у коми// Тр. ИЛИ КФАН СССР. .Вып. 28. Сыктывкар, 1983. 0,8 п/л.

Народные врачеватели коми // Тр. ЮЛИ КФАН СССР. Вып. 37. :ыктывкар, 1986. О, 6-п. л.

Традиционные способы лечения у ииемеких коми // Тр. 'ИЯЛИ МН СССР.. Вып. .39. Сыктывкар, 1987. 0.5 п. л.

Как в старину лечились // Родники Пармы. Сыктывкар.. 1989. 1,5 п. л. ~

Баня в народной медицине коми' // 1Мтериалы YI Международного юнгресса финно-угро&едов. М., 1989. Т. 1. .0,3 п. л.

Колдун - профессия древняя // Родники Пармы. Сыктывкар. 993. о", 4 п. л. '

Народная■медицина коми. Традиционная родильная обрядность // радиционная культура народа коми. Сыктывкар, 1994. 1.5 п.л.

Материалы'по лечебной магии коми /7~Тр. ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, ыц..-60. Сыктывкар. 1995. 0.6 п. л.

■ Sauna Komlen perlnteisessa elamantavassa // Sauna: fl 4. 985. N 1. 1986. 0,7 п. л. (в соавторстве с Шабаевым Ю. П.)

Komilainen kansansatu saunapelkosta // Sauna. N 1. 1986. 0,2 .л. .

Traditional koml notions about disease ethiolcgy // Tradlti-nal folk belief today. Tarty. 1990. 0,2 п.л.

"Todys" in the folk beliefs of the Komi people // Ethologica ralica. T. 3. Budapest-Helsinki, 1992. 0,4 п.л.

Sofcerers and some traditions of folk medicine among the koi people // Traditions, ethnical concsiousness and transforma-/ ion of society. Joensuu, 1.0 п.л. (в печати)

Традиционная медицинская культура коми. Сыктывкар, 1995. О п.л. (в печати)