автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Народная медицина в западной Грузии

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бурдули, Медея Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Народная медицина в западной Грузии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Народная медицина в западной Грузии"

АКЛДйШ НАУК ГРУЗИНСКОЙ ССР

инзтит жторщ.АГХвмот и этнографии ии. и.а.жавашнши

На правах рукописи

БУР ДУЮ! Мадоа Ивановна '

УДК 902.7(47.922)

61 (47,922) (09)

НАРОДНАЯ ЭДЗДША В ЗАПАДНОЙ ГРУЗИИ (по сванским этнографическим материалам)

Специальность 07.00.07 - Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации,представленной на ооиоканив ученой отвпонв -кандидата исторических ■ } ПауК

Тбилиси - 1990

Работа выполнена в Институте истории, археологии и этно-граТяи ш.1, й.А.Джавахишкии дн Грузинской ССР

Научные руководители: доктор исторических наук

т.л.отаоти

доктор медицинских паук

б.к.рачвипеши

Официальные оппокентн: доктор исторических наук

Д.А.РТХАДЗЕ

доктор медицинских наук,

npajioccop М.С.ПЕЕГНШ-Н

Ведущая организация - Тбилисский государственный университет им. И.А.Дкавахишвют •

Защита состоится " "_'1990' г.в " " часов

на заседании специализированного совета Д.007.13.01 при Институте истории, археологи и этнографии им. ^И.А.Дяавахишвяли Академии наук Грузинской ССР (380009, Тбилиси, ул. Меликишвшш, 10).

С диссертацией мояно ознакоштьоя в библиотеке Института истории, археологии "и этнографии шл. И.А.Дяавахиивали АН ICCP.

Автореферат разослан " "_,1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета, |/ С /' '

доктор исторических наук л UHmZbtisi „!-■ М.В. КАНТАРИА

ОЕЦАЯ ХАРАКТЕРЖТЖА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. На изучение народной медицина внимание было обращено еще в прошлом веке. Особотшй интерес к ней стал проявляться в последнее время. Иэучешю народной медицины наряду о теоретическим имеет практическое назначение, поскольку дает возможность использования пол сиятельных эюгаряческих знаний, сформяроваишгхся на протяжении веков. Современная научная медицина с успехом применяет множество народных средств.

Особенно ватта сегодня фиксация народах целебных средств и в дальнейшем та изучение о точки зрения научной медицины .Грузинская народная медицина достаточно богата и разнообразна. Высокоразвитая культура и тысячолетние традиция давала грузинским народным лекарям возможность выработать рациональные метода лечения болезней. Поэтому пренебрсгаомые у нас и признанные вредными, достойными осуждения, народное лечение и народные лекаря-практики, нуждаются в широком развертывании исследований на уровне научных достижений последнего времени, что выявит богатые, еще сохранишиеся народные медицинские знания. Не изучено еще множество народных целебных средств - растительных, органичэо-ких или минеральных, успешно применяемых народными лекарями прш гех или иных заболеваниях.

В то же время народная медицина является составной частью 5нта и культур народа, определенной сферой народных знаний, грузинская народная медицина охватывает как эмпирические знания, гак и письменные сведения о грузинских традиционных медицинских таших, поэтому ее изучение о этнографической точки зрения да-(Т возможность определения культурного уровня народа на том ют ном этапе истории.

Недь я задачи исолеловагтя. Цалью исследования является изучение народной медицины С валета, одного из уголков Западной Грузии, выявление ее рациональных и иррациональных сторон, региональных особенностей, ее специфики и отнояений с народной н грузинской традиционной письменной медициной других уголков Грузии. Рациональность же лечения выявлена путем сравнения с данными современной научной медицины.

Методологические обнови. Исследование проводилось с использованием комплексно-интенсивного метода, что подразумевает изучение этнографических явлений во взаимосвязи базисных и надстроечных явлений, с соблюдением принципа иоторязка*.

Исгочкпковедчесгса/? база исследование. Работа опирается на полевой этнографический материал, собранный «втором в период командировок в С валета в 1979-1982 гг. и в экспедициях 19821985 гг., проводашихся отделом этнографического изучения духовной культуры Грузии Института истории, археологии и этнографии им. И.Дааватпвнли, на этнографические материалы, хранящиеся в Меогайском краеведческом музее и архиве отдола этнографии Института истории, археологии я этнографии им. И.Джавахшпвкли; использованы материалы,' имеющиеся в Музее истории медицины Грузли, данные периодической прессы XII века, а также древние грузинские медицинские рукописные книги (Х1-ХУ1 вв.); изучена специальная и общая литература.

Научная новизна и практическое значение работы. Научным достоинством работы может считаться то, что она представляет

I Читая Г.С. Принципы и метода полевой этнографической работа.

Советская этнография, 1957, Л 4.

собоЯ первую попы псу монографического изучения народной медицины Западной Грузии, в частности Свалом с этнографической точки зреиля. НаЗдены и введены а научный оборот новые значительные полевые этногра^гчоскио материалы, выявлены традиционные целебные средства, установлен рациональный характер многих пз них, что прядает работе и практическое значение.

Апробация работы. Диссертационная работа била обсуздена и апробирована на заседании отдела этнографического изучения духовной культуры Грузия Института истории, археологии и этнография им. Джавахишвшш. По отдельным вопросам исследования били сделаны доклада на институтской и республиканской конференциях.

Структура работы;. Диссертация состоит из введения, двух частей - первая из двух глав, а вторая - из трех глав, выводов н списка использованной литературы. Работа включает Г70 страниц машинописного текста.

• Осцовпое оодешакио работа. Во введении рассмотрены актуальность теш, цель исследования, методологическое и источниковедческое основания, а тшеко сделан краткий обзор тлеющейся по вопросу специальной и общей литературы, архивного материала.

Первая часть, посвященная эмшрихо-рацяонашюй медицине, состоит из двух глав.

Гдара В ней рассмотрены народные средства для лечения хирургических заболеваний. Особое внимание уделено деятельности народных целителей (ак1дН ), уровню их знаний, передаче эти* знаний из поколения в поколение, ооблвдению тайны лечения, порядку и обычаю определения вознаграждения, месту я авторитету целителей в обществе. Достаточно подробно описаны разнообразные средства для лечения ранение, переломов, вывихов, ожогов, применявшиеся лекарями.

Согласно этнографическим мате риал ам, своим уровнем медицинских знаний в Земо Сванети бшш известны тря рода: Гвячиани (Латачьское общество), Хоргиани (Мосткйское общество) а Маргво-лани (Кальское общество).

Лекара имели свое боаество - Барбаре, которая считалась покровительницей их ремесла. Они пользовались хирургическими инструментами, изготовленными местными кузнецами, которые перед употреблением протирала водкой или водили над огнем,а для их хранения имели кожаные сумки с карлажами.

Имелась также специальная посуда для приготовления различных лекарств и мазей, которая хранилась в маленьком ларце.

Вознаграждение за лечение ранения било определено обычаем и зависаю от тягести ранения. Лекари начинали обработку и'лечение раны с ее очищения, затем различными средствами останавливали кровотечение и ухе по тяжести ранения определяли лечение.

Для лечения раны приготовлялась мазь (то Ь £ о т), которую лекари далали из смолы ели, пихта или сосны, несоленого животного жира (коровьего, козьего, свиного), меда, воска и порошка различных лекарственных трав. Следует отметить, что способ приготовления мази, записанный в XIX веке Б.Нижарадзе, засвидетельствован нами и сегодня. На протяжении целого века этот способ не претерпел больших изменений.

'Нам представляется интересная мазь, приготовленная из костного мозга и животного жира. Отмеченное в быту подтверждает соображение археолога Г.Ниорадзэ о том, что обнаруженная в результате археологических раскопок смесь животного жира и костного мозга била лечебного назначения.

Для лечения осложненных, нагноившихся ран готовили спецн-

альную мазь „ к ü х 1/ г- ü"

3 лечении глубоких ран применялся тампон (putn'Kll patruO, что аналог;гчно лечению тампонами в современной медицине. Раны лечили и порошком специального камня. Целебный камень считался семейнш сокровищем. По цвету и назначению имелись целебные шли двух видов. У лекарей "для объедания испорченной плотя" в нагноишейся рано, а также вычищения костной ткани тлелось сильное, хранящееся в болызой тайне лекарство, которое называли "гай ÍY<nV,s".

В Сванетя засвидетельствовала трепанация черепа при травмах голош. На месте дофокта лекари ставили медную пластинку так, чтобы она заменяла собой кость. Как видно, таких случаев било немало, поскольку помимо архивных и литературных данных отмоченный факт подтвержден и нами. Бшеотмеченное идентично современной алопластаческой операции. Они умели извлекать поврежденную кость помимо галош и из конечностей. Интересный материал о пересадке на место поврвадегаюй костя соответствующей кости свеяезабитого теленка засвидетельствован нами в Квемо 3валета. Упомянутый факт засвидетельствован З.Твлиа еще раньше (в 1949 г.) во время полевых экспедиционных работ.

Переломы лечили в основном по принципу иммобилизации. Для »того применяли различные средства. Из дранки готовили шшш. Гслченые корта растений - окопник лекарственный - rn-fe 21 ni (Sy -mpKi.twM о}'|¿с ¡notei) и дурман обыкновенный - ticr-s С\ ( S¡~ mphiium apt^uf»} клали слоем на ткань и перевязывали первло-íamtyn кость; эти корни отличаются слизистостью, которая после шенханил твердеет, что приблизительно сходно гипсу.

При открытых переломах поврежденный участок перевязывали ак, чтобы рана оставалась незабинтованкой для облегчения доо-

тупа при ео лечении.

При переломах pedop применяли акуРУ свепезабитнх теленка

ИЛИ ОЩЫ.

Увибн лечили компрессами, а в случаях осложнения - кровопускание:.!.

Различала два вида огогов: I - сухой ожог, когда коаа краснеет к П - язвенный, когда 1юея вздувается и наполняется жидкость!).

Состав и способ приготовления глазей, предназначенных для лечения различного вида огогов, несколько отличались друг от друга и дераались знахарями в секрете. Знахари же, лечащие ожоги, бьш: почти во всех деревнях.

Мы поаытаяиеь народные целебные средства и метода лечения травматических повреждений, а такво медицинские термины, засвидетельствованные в Сванети, сравнить с народной медициной других уголков Грузии и старинными- грузинскими медицинскими руко-: гшеяш.а рациональнооть того или иного средства или метода установить путем сравнения с данными современной медицины. Исходя из этого, мозно заключить, что применяемые при лечении хирургических заболеваний народные лечебные средства: подорожник tnajarvyö 1 tficihi&qc' мй-сг ), чистотел -svapa гщчг- ' (ctetidoniunt тщьь ?.".), ромашка -najvicofo(НаЫеаЫа

окопшфж кавказский —Еа£к.С)^о амахИиш)% сос-

новая -ejaej ¡£{tW>s;ivÄ<ris и пихтовая — пел-? (¿¿¡е з ),

смолы, мед, воск, животные жиры и др. богаты витаминами, эфирными шмали, алкалоидами, жирными кислотами, характеризуются бак-иерацвдными асептическими свойствами, способствуют восстановлению поврежденных тканей, защищают от инфекций; лечебные метода

отоят очень близко или идентичны лечебным методам и средствам соответствующих заболеваний, описанных в древних грузинских медицинских памятниках ( о и Ь » с) I п.). Сванская народная медицина проявляет близость к лечебника« и с терминологической точки зрения.

Глава 2. Посвящена лечению внутренних и некоторых других заболеваний. Заострено внимание на профессиональном уровне лечения указанных заболеваний, народной классификации внутренних болезней и объяснения вызывающих их причин, симптомах, факторе наследственности, а тагаэ на заболеваниях, вызываемых воздействием географических и бытовых условий, на отнопения общества к лицам, больны» некоторыми заболеваниями. Произведена классификация средств, применяемых для лечения, выявлена их рациональность и традиционный характер. Для этой дели почти все народные средства сравнены как о данными современной медицины,так я

0 грузинской традиционной письменной медициной.

Лечение желтаочно-ишечтщ заболдпаниЦ. Дня лечения жалу-дочно-киаечных заболеваний применялись растительные, органические и минеральные средства. Народные медицинские знания подробной классификации этих заболеваний не дам. Различали: вздутие живота, желудочную боль, вызванную отравлением, расстройство желудка, запор. Все эти виды упоминали в основном одним термином -йольг в животе - уаСЧ

Растеши применяли как в сыром виде, так я в виде порошков, настоек идя отваров.

Из органических средств применяли желт животных (кроме

1 виной). в особенности дм грудных детей.

Из минеральных средств применяли минеральную воду „ гт* • "кислую воду* и водные растворы целебных камеей. Эти тают бм-

ли у знахарей и снискали "большую славу". В церквях Сванети во множества сохранялись пожертвованные камни, которым народ приписывает целебную силу.

Согласно историческим и этнографическим дагашм, целебные камни имели в Грузии широкое распространение. Даже в аристократических семьях такие камни передавались из поколения в поколение как драгоценное целебное средство.

Не исключено, они р в салом дало приносили положительные лечебные результаты, что .подтвердилось во время последних лабораторных исследований.

Большинство применяемых при лечении желудочно-кишечных заболеваний растений, как било выявлено путем сличения о медико-фармакологическими словарями, содержат такие вещества, которые положительно действуют при лечении отмеченных заболеваний.

Лечецие заболеваний печени. Вызывающими болезнь печени народ считал простуду, отравления, тяжелый физический труд. Для лечения в основном применяли настойки и отвары растений как отдельно, так и с медом.

Из минеральных средств преимущество отдавалось железосодержащей кислой воде. ■

Соблюдалась определенная диета. Воздерживались от кислой и острой шпци.

Лечение больного легким^. Симптомами заболевания считались - затрудненность дыхания, слабость, отсутствие аппетита, кашель и наконец кровавая мокрота. Это заболевшие было довольно распространенным в Сванети, особенно в Земо Сванетн; одной из причин ».южно считать проживание больного шесте с другими членами семьи. В Квеш Сванети более или менее со<&юдалясь „определенные правила предосторожности, в силу чего заболевание было менее

разпрос-гранено.

В лочсшш особоо вишашга удалялось питанию и пробиванию больного на чистом воздухе.

Из применяемых для лечения указанного заболевания народных сродств некоторые (например - ярый воск) действовали непосред-ствешю против заболования, а правильное питалио усиливало сопротивляемость оргшмзма болезни.

Лекатютво от эадотага мочи. Для лечения задержки мочи примстится отвар игл мояаевелыюка-с ^ е г- \(3»п(ре (¿""^'Ы^). Это средство считается мочегошшм и в современной медицина.

По этнографическим материалам, знахари имели специальный камень вишюго цвета; его растирали в воде я поили больных.

Лечение тевматэтоских заболеваний { к- 0 г- с Ь> ). Причиной, вызывающей болезнь, считается простуда. Симптомы - силышв боли и затруднения при ходьбе. В качестве целебного сродства применяются минеральные ванны, грязи, нагретый посок, медвежья желчь и различные растения. Из перечисленных средств наиболее эффективными считаются вашш минеральной воды, в которую иногда примешивают различные целебные растения. Достойно внимания народное наблюдение - если больного ревматизмом беспокоили и легкие, то ему запрещали минеральные ванны. У больного ревматизмом часто выпускали "дурную* кровь.

Лечение головных болей. Вызывающими причинами считают алкоголь, "избыток крова", переутомление, простуду.

Для лечения применяются растительные лекарства, ингаляции, кровопускание.

Лечение глазной боли. Различают заболевания следующего ро-ха - механическое повреждение глаза, образование бельма г покраснение глазного яблока и вела.

Самые распространенные целебные оредства: яйцо, свежий несоленый сыр, зсятай яир, куриный кишечный аир, сахар-леденец, сосновая смола, крапива.

Лечение талой боля. Причиной считали простуду или какого-либо рода нагноение.

Большинство лекарств для лечения отмеченного заболевания характеризует тепловое действие, что обуславливало их эффективность.

Лечение этбной боли. Пленяемые в этих целях целебные средства делятся ка три группы - лекарства для ингаляции, для поло-окашй и помещаемые в больной зуб.

Визшшхщш зубнуг боль в основном считала мелких червей,и ингаляционное лечение служило для изгнания этих "червей" из зуба. Для достижения указанной цели применяли .семена дурмана -ме-ti Sl\£c) [«¡Patue-t ь1.г-аьсл!иfn X". ) в белены - f^OKSiiuno {Hycscy&tnk s n\ijti- )t иоторие в большое количествах содержат алкалоиды, атропин; к тому же дурман щдеет наркотическое дейотше. Поэтому их применение щи указанном заболевании, бесспорно было бояеутоляпцкы. Боли зуб выглядел здоровым, но был болезненный, то его протыкали раскаленной сшщей. Беля учесть, что вскрытие зуба при кариесе обуславливает снятие боли,то и этот метод основывается на этой принципе г служит для достижения желаемого результата.

Доение кожных я оцтхолвшх задеваний. В Сванега засвяде-тельотвованы различного рода кожные заболевания - лишаи, чесотка, два вида »кэши, ногтоеда, чирий, прыща, волчанка.

лекарства для лечения отмеченных заболеваний очень разнообразны я дадбираяиоь s основном правильной Большинство ив них имело способность к положительному действию, поскольку в кзоби-

яии оодеряаяо вит шипи, фитонцида, жиры (крапива, сосновая смола, свиной жир и др.), что является необходимым для восстановления и питания тканей и, следовательно, рациональным.

Заболеваемость зобом в Сванеги. До 50-х годов ЕС века зоб являлся наиболее распространенным эндемическим заболеванием в Сванети. Он был распространен в общинах Мужали и Бечо Верхней Сванети, а в Нижней Сванети - в общинах Чолури и Лентвхи (ущелье Хеледи).

Население не считало зоб постыдным заболеванием и при заключении брака не придавало этому никакого значения, т.к. его не считали наследственным заболеванием.

Причиной этого заболевания народ считал в основном непригодность питьевой воды, что и подтвердили нзучные исследования.

В настоящее время зоб в Сванети почти полностью ликвидирован.

Часть Ц посвящена религиозно-магическим средствам исцеления. Состоит из трех глав.

Глава I. В ней рассмотрены народные представления о причинах, вызывающих заболевания. Непознанные причины заболеваний народ связывал о сверхъестественными силами. По их убеждению заболевание вызывал дурной глаз, дух покойного, злые силы и божества. В конкретных случаях, какой сверхъестественной силой вызвано то или иное заболевшие узнавали с помощью гадалки. Исходя га из этого, ооответствугщий религиозно-магический ритуал выполняли в основном по совету гадалка или обету семьи. По народным представлениям, человеческий паз наделен сверхъестественной силой. Сила его действия связана с фазами луны. Известно, что человеческий глаз отождествлялся древними культурными народами о солнцем и полной луной. Исходя из этого становится понятной и вера в

то, что глаз, наделен большой сверхъестественной сотой. Болезни, вызываемые силой дурного глаза, относятся к ряду нервно-поихиче-ских заболеваний. 1арактерныш1 симптомами являются - общая слабость, вялость, дурное настроенно, отсутствие аппетита, потливость, головная боль, улунье. Для того, чтобы нейтрализовать и развеять вредное действие дурного глаза, сформировались сложные ритуалы.

По народному убеадешш, заболевания могут вызвать также дух покойного,, если оставшиеся в этом rape близкие ооответствугцдм образом не заботятся о его душе. Когда причиной, вызвавпей болезнь, признавали дух покойного (дух покойного, как верили в народе, мог вызвать всевозможные болезни), семья для его задабривания обращалась к различным средствам.

С этими представлениями тесно связана та сторона глубоко укоренившегося в Сванети культа покойного, которая предполагает почитание памяти предков и тем самым завоевание их йлагОраСПСйО-

ЖОНИЯ ,

Возбудителями забелевший считаются сверхъестественные злые силы, kotojuo вызывают бслезяь нопосродствегао или по поручению божества. Местонахоадоние злых спя - дремучий лес, недоступные места, старке развалины. По народному убеадешш, свои деяния они совершают по ночам, поэтому встретиться о ними и заболеть на почве стреха было возможно скорее ночью. Злые духи не били равны по своей силе, поэтому в тяжесть болезни зависела от мощя, вызвавших ее out. Для защиты от них прибегали к разным средствам. Прежде всего выкаливали у Святого Георгия покровительство. Редко выходили из дому ночью, особенно оберегала детей. Бали необходимость требовала вывести ребенка из дому, то ему лоб мазали углем (вообще уголь считали сродством, оберегающим от алых духов я

дурного глаза).

Б некоторых случаях злой дух наказывал человека по поручению божоства. Если человек соверпал перод ним какой-либо трех, божество напускало на него алыо силы и вызывало падучую болезнь.

Большим грехом перед божеством считалось "обесчестить икону", т.е. поклясться пород иконой на лги. В таких случаях кара ико1ш переходила и на потомков. Бслезнь вызывали и другие причины, например, осквернение церкви, неправильное выполнение ритуала жертвоприношения и др.

По народному убевдеш®, у кавдого заболевания было свое божество, и в каждом отдельном случае молили божоство,"напустившее эту болезнь". "Это отраслевое распределение бнло определено бохсстпом великим богом коизмешю и навечно".

Бохсство тогда накаэшзало человека, когда тот забывал служить еглу, нарушал установленные яорш, Исходя из этого, проводимые в случае болезни религиозно-магические ритуалы предусматривали приведение в пор/г/ отношений установленных мевду божеством и людьми.

Глава 2. В этой главе рассмотрены профилактика заболеваний и религиозно-магические средства лечения. Религиозно-магические ритуалы для предупреждения (профилактики) и лечения тех шш иных заболеваний рассмотрены по общинам. Исходя из причин, вызывающих заболевание, для лечения больного с течением времеш! вырабатывалась сложная система религиозно-магических ритуалов .целью которой было излечение больного, однако указанные ритуалы проводились и для предупродцения возможной болезни (можно сказать, в профилактических целях).

Для таких заболеваний,как головная боль, кашель, ушная боль, суставные, кожные заболевания, боль в кивоте, паралич.

глазная боль, - указанные ритуалы выполнялись в отведенные для них дни, которые в различных общинах Сванети иногда были разными. Ритуалы выполнялись как в церкви, так и на дому и у священных деревьев в честь "божества, напустившего болезнь" или костного божества. Из них некоторые семейные ритуалы должны были выполняться оо строгим соблюдением правил.

Глазная боль была одним из оамых распространенных в Сванети заболевания, что должно объясняться бытовыми и экологическими условиями жизни населения, поэтому особенно разнообразны обряды, исполняемые для лечения или предупреждения глазной боли,которые исполнялись почти во всех селах Сванети в различное время года.

15 июля (по старому стилю) в Квемо Сванети был праздничным день, предназначавшийся для моления за здоровье га аз. Ритуах выполнялся и в семьях, и в церкви. Над головой больного глазным заболеванием обводили круг петухом, которого затем выпуская в церковный двор.

День, предназначенный дм моления за здоровье таз, приходится и на февраль. Это оемейный праздник "пиз$1»гаЬ tadex".

На каждого члена семьи выпекали по две сросшиеся между оо-бой малых размеров булочки - к 11 л i , складывали их в сито ж молились у молитвенного окна.

В Квемо Сванети целителышцей глаз считалась святая Барбаре я молитву возносили ей.

Суббота также считалась Христовым дном. В день воскресения господня несли в церковь приказания и собравшийся народ молился за здоровье глаз , жертвователя.

В Земо Сванети молитвы, предназначенные для здоровья глав, проводились в церкви святого Локы (Латали), в церквах в чеоть святой Барбаре,которые отояля почти во всех селах Балозэмо Сване-

ти, в цоркви Уплиши - Господней (Ушгули), а также у священных деревьев (в Ипарп, Цхумари).

В Ушгули во время "I сппрг^оСй " (2-оа февраля по старому стилю) и женского праздника "Ке с 1>! I " (июнь) в церкви Уштши молились за здоровье глаз.

В Латали 9 декабря по старому стилю в церкви св.Ионы (этот день называют е г> 51 ел") здоровье глаз к,1 все население Бал-эсемо Сванети вымаливало у св.Ионы, также как и у святой Барбаре.

Вообще же из божеств в Сванети наиболее мощно представлен культ святого Георгия и при всевозможных затруднениях к нему обращаются за помощью. Он добрый святой, "помогает и защищает человека, где только ни упомянешь его юля".

Профилактическим средством предупреждения возможных заболеваний признан талисман. Он первейший защитник от дурного глаза. 1 ЗемсГСванёти его называют к^пя^иг^ Цг- ¡^\rr\-iun-Cij ¡/к'ча^" а в Квемо Сванети — ?1 л с > I- и г-. Заговаривающая талисман женщина делает талисман в великий четверг на Пасху или на Вознесение из кожи или ткани черного цвета. Она пьет треугольный маленький мешочек, куда помещает различные заговоренные предметы. Талисман напивается на одежду или носится на шее.

Распространешшми были и магические действа передали заболевания другому.

Очистительной и магической силой наделялись огонь и железо, как отдельно, так и вместе с заговором, наиболее распространенным и популярным средством магического лечения.

Заговаривали в основном женщины, падучую же болезнь и ранения заговаривали мужчины. За это они получали определенное вознаграждение.

Зауюворы условно могут быть разделены на двэ грушш:

1. Лечение заболевания заговором основывается только на магической силе слова (например: сглаза, испуга, парачича);

2. Наряду с заговором проводится а лечение лекарствами,что частично отражено и в тексте заговора (например: ногтоеды, кожные заболевания, опухоли и др.).

В тех случаях, когда лечение внутренних болезной не давало результатов, обращались к божествам за помощью и для излечения такого больного выполнялись религиозные ритуалы. Гадалка советовала - когда, какому святому и какого рода жертвеприношение следовало произвеота. Бали больной была женщина, жертвоприношение производилось в основном в честь богоматери, а в случае болезни мужчины - святого Теория или в имеющейся в этом селе церкви какого-либо святого. Если жертвоприношение должно было быть выполнено скоро, то обет давали на быка или корову, если нет,то на имя божества зарекали молодняк, которой забивался через несколько лет. Обет на убой скота давали в семье, исполнение же происходило кшс дома, так и в церкви.

В этой же главе рассмотрены религиозно-магическио ритуалы, связанные с нервно-психичосшшя заболеваниями, а также отношение общества к нервно-психическим больным. Подробно описаны народные воззрения на причины, порождалцае отмечензше заболевания, их фо^ш, течение. В таком нервно-психическом заболевании как эпилепсия, народ различал наследственную и приобретенную форыы и проводил соответствующее лечение. Врожденную или наследственную форму считали неизлечимой.

Для излечения заболевших эпилепсией ( Ьло£ ) религиозно-магические ритуалы проводились в церкви святого Квиряке (сел. Кала Зомо С взлети) к церкви архангела Гавриила (сел. Еечо

Земо Сванети). Эта молельни считались излечивающими от отмеченной болезни. Как известно, мезду религией и медициной с самого начала установилась тесная связь. Дольше всех в руках религиозных слрнттелей оставалось лечение дуиевноболымх. Особое место в этом лечении занимала молитва, заговор, жертвоприношение. Положительная сторона упомянутого выражалась в целительном воздействии на психику больного. Его не может обойти стороной и современная медицина, поскольку оно содержит определенные рациональные элементы в виде внупения, гипноза и др.

Улана 3. Посачщается связанным с детскими инфекционными заболеваниями верованиям, представлениям и обрядам. Рассмотрены все виды известных народу детских юфекционных заболеваний,представлена народная классификация этих заболеваний, сачзашше о шили верования и представления, предания и сказания о божествах, "напустивших эти болезни", а также вопросы ухода за больным,созданной вокруг него атмосферы, диеты. Весь этот материал сравнен со связанными с аналогичными заболеваниями верованиями и пред-о*авлениямя других уголков Грузия.

Отмеченные заболевания почтительно называли " feо tone Ь i (feaíone ci - господин), оспу поминали эпитетом "é>áí ¿ate Все виды "feptepe b'i " народ поминал с осторожностью и уважением, особенно боялись оспы. Она считалась заболеванием, насланным божеством, которым оно их карало за совераегоше грехи.Таким страшным божеством был "Sundu*. áíCts " (небесный Сундук). Бели оспа била распространена в тяжелой фор.га, населепие соседнего села переселяло подраставшее поколение в отдаленные деревни, а из деревни, где появлялась болезнь выходить уже было нельзя.

В то же время, поскольку считалось, что указанными детскими заболеваниями болеют лишь однажды, население старалось (если

болезкь била распространена в легкой форле и не влекла за собой смертности), чтобы их дети переболели и оспой. С древних времен им было знакомо "приглашение оспы". "Приглашали" гостя, подобного великому богу, встречали с большим почтением. Один из членов семьи шал в семью больного оспой, прорывал оспенный гнойничок, гной нес домой и мазал на голую кожу какому-нибудь малшу.Этот материал подтверждает соображение о том, что в Грузии о древних времен до открытия Дженера была известна вариоляция.

Вообще же, во время всевозможных " fcei.cn е£'с" старались создать больному тихое, спокойное окружение. Соблюдались чистота, спокойствие, красивое убранство комнат; проводились различные запреты и обряда для задабривания "божества, наславиого болезнь",в целом ряде случаев действия были рациональны, создавая такую атмосферу вокруг больного, которая оказывала положительное воздействие на его психику и способствовала улучшению его общего состояния.

Существующие в С валета обряда, связанные с иден-

тичны соответствующим обрядам в других уголках Грузии.

Выводы. Для народной медицины в Сванети характерна тесная связь с общими грузинскими медицинскими традициями, хотя определенные особенности дахкг о себе звать. Особой популярностью в грузинском народе пользовались медицинские рукописные книга (ко Ь-а с( | п> ), Одной из причин сходства,встречающегося в народной медицине различных уголков Грузии, проистекает и ив факта пользования отмеченными рукописями. Сванские лекари, по-видимому, были знакомы с указанными карайадашами, поскольку сравнение применяемых ими лечебных средств, методов, а также медицинской терминологии выявляет довольно большое сходство со своими аналогами в рукописных книгах, иногда между ними полная идентих-

ность.

О высоком профессионализма лекарсЗ говорят следующие факты:

Существовала практика приема и лечения больного на дому,за лечение лекарю давалось определенное обычаем вознаграждение в зависимости от тягости травмы;

Подтверждается факт наличия учеников у лекарей, за обучение которых лекарь брал определенную мзду; лекарями производились довольно сло.таше операции. Они пользовались болыим уважением в народе, об их деятельности било известно и в соседних регионах.

И, иаконец, на высокие моральные принципы локарой указывает то, что в помощи нользя было отказать даже врагу. Господствовал неписаный закон - лекарь принадлежит всему обществу. 3 том случае, если у больного после леченая наступал рецидив болезни, то его лечили бесплатно.

В зависимости от характера лечения народная медицина в Сва-яети содеркит эмпирико-рациональные и религиозно-магические средства. Подобная классификация народной медицины и рассматривание лечебных средств в отдельности является условным, поскольку эмпирико-рациокальное и религиозно-магическое лечоние представляют собой одно целое, и, в большшетве случаев (кроме хирургических заболеваний) проводятся параллельно.

И все ке, на основе анализа этнографического материала становится ясным, что в лечении того или иного заболевания один метод являлся ведущим, а второй - подчиненным. На этой основе выделяются три вида лечения.

I. Когда лечение проводится в.основном эмпирико-рациональ-1шми методами (главным образом травмы), хотя не исключены и заговор!;

П. Лечение смешанного характера, когда народное врачевание

лродстаалено во ела своими "рациональными" и "иррациональными" сторона'ж (внутренних, копиос и др. болезней);

Ш. Лечение в основной ролигиозно-магичоскими средствами (нервно-психячсишо, дотсгао ¡пг^екцпогето заболевания).

I, Из многообразных средств лечения травматических повре-здениЗ, к которым обращались сванские лекари, большинство является рациональным. Классифицировали лекарства по назначению. Для лечения переломов, растяжений и вывихов применяли метод иммобилизации, что в основном оправдано с точки зрения современной медицины. Прибегали к кровопусканию из различных частей тела (виска, затылка, локтя и др.), что свидетельствует об определенном уровне анатомических знаний.

П. Народным лекарям относительно трудно было полностью разобраться в причинах, вызывающих внутренние заболевания, поэтому в их лечении применялись оба метода. Как народная медицина вообще, так и сванская,носила в основном симптоматический характер, кевозмоаио, чтобы народные лечебные средства для всевозможных заболеваний были рациональными. Однако, если учесть специфический характер указанных заболеваний, то тогда, правильно найденные народш лечебные сродства при некоторых болезнях, говорят в пользу народной медицины.

Ш. Бели рассматривать религиозно-магическое лечение о точки зретхя положительного или отрицательного влияния на психику больного, то увидим, что оно могло принести определенные положительные результаты. Во-первых, известно, что, согласно идущим с древнейших времен верованиям и представлениям, причиной болезни считалось вселение злых духов в тело больного, и, иоходя из этого, исцеляющие ритуалы ставили целью изгнание из тела больного причины заболевания, Здесь же обязательно следует учесть время

и обстановку, в которой протекаю указанное лечение. Глубокая вера больного в заговаривавшего и специально созданная обстановка, в которой происходило заговаривание (типина, монотонный шепот заговора, массаж тела и конечностей), оказывали положительное аяиянио на психику больного, успокаивали его и вселяли веру в выздоровление; последнее ко и на сегодняшний день считается одним из положительных факторов. Во-вторых, не исключено, что часть заговаривающих все же обладала той силой, которая сегодня известна под названием усиленного магнитного биополя. Недаром современная медицина старается поставить т.н. эстрасен-сов себе на службу.

'Л, наконец, в процессе исследования выявлен целый ряд болезней, которые наиболее характерны для Сванети (зоб, заболевание зрительных органов и легких, частне травмы), что может быть объяснено бытовши условиями населения, а также экологической обстановкой.

СПИСОК ОПУБЯЖОЗАШШХ РАБОТ

1. Народные средства лочения ранений в Сванети (по этнографическим материалам). Материалы Ш республиканской конференции молодых ученых.-Тбилиси, 1981. - С.163-164.

2. Представления о причинах, вызывающих заболевания (по этнографическим материалам). Материалы 1У республиканской конференции молодых ученых-историков. - Тбилиси, 1982. - С.287-289.

3. Народные способы лечения в Сванети некоторых травматических повреждений (по этнографическим материал ал). Вест. АН ГССР. - сер. ист., арх.,.этн. и ист.иск. - 1983,- № 2,- С.120-126.

-244. Религиозно ритуалы в Сванети, связанные с внутренними за-бодевшшг.га (по этногро^этескш материалом). Историко-этно-графлческие штудии, - Тс'ииси, 1385. - С.209-215,

5. Сведения о сванских лекарях. Материалы для этнографии Грузии. - Тбилиси, 1987. - т.23. - С.267-272.

6. Воровакия, представления и обряды в Свалети, связанные о детскими шфекцпошшми заЗалевшшг.га. Традиционная хозяйственная я духовная культура грузинского народа. Тбилиси, 1987. -С.56-63.

7. Религиозные ритуалы в Сваноти, связанные с нервно-психическими заболеваниями (по этнографическим материалам). Иоторико-этнографическне штудии. - Тбилиси, 1988. - С.110-115.

Ь^Ь-^лп Э^о^обо ^оОо^О01 Ьо¿З^кп^^г^п

печ.л. 1,5 Бесплатно

Заказ 2672 Тира* 150

Тип. АН ГССР 380060 Тбилиси ул. Кутузом * 19