автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Золотухин, Александр Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г.'

Текст диссертации на тему "Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г."

< ;

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Золотухин Александр Васильевич

Национальное своеобразие изобразительного искусства

Удмуртии 1975 - 95 г.г.

Специальность 17.00.04. - Изобразительное и декоративно - прикладное

искусство и архитектура Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель:

Поляк А.И., профессор, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики

Ижевск, 1998.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ............................................................................................................................3

Глава 1. Живопись...........................................................................................................15

1.1. Тематическая картина...........................................................................17

1.2. Портрет.....................................................................................................44

1.3. Пейзаж...................................................................................................... 65

1.4. Натюрморт...............................................................................................86

1.5. Творческие объединения........................................................................94

1.6. Особенности творчества художников коренной национальности... 99

Глава 2. Графика...........................................................................................................106

2.1. Станковая графика..............................................................................106

2.2. Книжная графика.................................................................................124

2.3. Плакат....................................................................................................135

Глава 3. Скульптура......................................................................................................140

Заключение.....................................................................................................................165

Список использованных источников..........................................................................172

Приложение. Словарь художников.............................................................................176

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования.

В настоящее время в нашей стране, несмотря на серьезные трудности во всех сферах жизни происходят глубокие изменения: возникают новые формы и механизмы управления в области экономики, политики, появляются новые структуры, процессы, явления в духовной сфере, в частности, происходят значительные изменения и в сфере искусства. Поэтому актуальная задача искусствознания обусловлена насущной потребностью в научном анализе жизненно важных и объективных закономерностей своевременного развития изобразительного искусства народов Российской Федерации.

На современном этапе усиливается необходимость выявления ведущих тенденций развития искусства каждой национальной республики, его национального своеобразия.

В этом плане важное значение приобретает практическое исследование и теоретическое осмысление современного профессионального изобразительного искусства Удмуртии, с присущим ему многообразием художественных явлений, которое характеризуется новыми чертами и особенностями, не имевшими места прежде.

Это связано с усилившимся влиянием народного художественного творчества, а также с тем, что профессиональное искусство аккумулирует поток этнического самосознания, вырабатывает символы и визуальные концепции, адекватные этническому менталитету. В профессиональном искусстве Удмуртии на современном этапе особенно ощутимо преломляются особенности национального характера, мировосприятия удмуртского народа.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение национального своеобразия изобразительного искусства Удмуртии 1975-95гг.

Степень разработанности вопроса.

Творчество художников Удмуртии получило отражение в ряде диссертаций, монографий, книг, периодических изданий.

Определенный материал для осмысления процессов современного состояния изобразительного искусства содержат каталоги выставок, буклеты об отдельных художниках, подборки репродукций, газетные статьи и рецензии на выставки.

Из всего многообразия источников выделим следующие:

Диссертации.

Выполнена в 1972 г. диссертация Поляк А.И "Становление и развитие изобразительного искусства Советской Удмуртии".

Это первая попытка сбора, обобщения, научной систематизации материала по изобразительному искусству Удмуртии 1917-70 гг. В ней прослеживаются процессы зарождения, формирования, развития профессионального творчества художников вплоть до 1970г.

Диссертация Розенберг Н.А. "Становление и развитие книжной графики в автономных республиках Поволжья и Приуралья" выполненная в 1986 году, лишь частично касается творчества художников Удмуртии, в частности, М.Г.Гарипова, Г.Г.Верещагина,В.В.Окуня, Р.К.Тагирова, И.Н.Нурмухаметова, А.Р.Балтина.

Думается, что локальное исследование данной работы ограничило автора в выявлении проблем и общей характеристики изобразительного искусства Удмуртии. Кроме того, трудно согласиться с автором и в оценке некоторых принципиальных моментов, в частности, с утверждением о имевшем место в графике Удмуртии "сурового стиля".

Монографии.

Поляк А.И. Художники Удмуртии. - Ижевск, Удмуртия, 1970г.

В работе впервые дается периодизация изобразительного искусства Удмуртии,

анализируется творчество ведущих мастеров (1917-1970гг.), выявлена роль художественных учреждений республики, показано развитие искусства в непосредственной связи с национальным и культурным строительством в республике.

Поляк А.И. Художники Удмуртии. - Художник РСФСР, 1976г.

В контексте основных социальных и культурных этапов истории Удмуртии, автором характеризуются черты изобразительного искусства республики, вплоть до середины 1970-х годов. Монография насыщена богатым фактическим материалом, дан глубокий анализ лучших произведений художников.

Розенберг H.A. Развитие удмуртской графики. - Ижевск, Удмуртия, 1977г.

Как положительную сторону данного издания, можно отметить предпринятую впервые попытку автора, проследить пути развития удмуртской графики, с момента зарождения до середины 1970-х годов. Автором обширно проанализировано разнообразное и разнохарактерное творчество художников на всех этапах его развития, вместе с тем, в исследовании не сохранено равновесие между разными областями графики, уделяя много внимания прикладной графике, автор недостаточно анализирует искусство станковой графики.

Монографии об отдельных художниках.

Матвеева Т.А. Художник Н.А.Косолапов - Ижевск, Удмуртия, 1982г.

Автор реконструирует события прошлого, знакомит с жизнью одного из первых профессиональных художников республики, чье творчество формировалось в первые годы советской власти. Выявляет и анализирует работы художника, в которых наиболее ярко и полно раскрылось дарование живописца, внесшего своеобразный вклад в развитие искусства живописи Удмуртии.

Поляк А.И. Скульпторы Удмуртии. Очерки о творчестве А.Аникина и В.Цибульника. - Ижевск, Удмуртия, 1982г.

В книге, в живой и образной форме рассматриваются истоки творчества ведущих скульпторов республики. Автор выявляет особенности их пластического языка, намечает перспективные пути развития искусства скульптуры. Один из разделов книги посвящен творчеству А. Аникина - первого профессионального национального скульптора Удмуртии.

Поляк А.И. Творчество П.С. Семенова - Ижевск, Удмуртия, 1984г.

На обширном, познавательном материале, служащим своеобразным фоном монографии, автор прослеживает творческий путь П.С. Семенова - одного из ведущих мастеров живописи Удмуртии.

Структура книги, выстроенная из нескольких разделов, дает возможность не только проследить основные этапы творчества художника, но и увидеть в целом пути художественного развития многих жанров искусства живописи периода 1960-х, начала 1980-х годов.

Поляк А.И. Петр Елкин. - Л, Художник РСФСР, 1990г.

Монографический очерк знакомит с творчеством П.В. Елкина, искусство которого, вписало яркую страницу в культуру Удмуртии. В контексте анализа основных работ художника, автор стремится показать связь профессионального искусства с традиционными национальными формами.

Шумилов Е.Ф. А.П. Холмогоров, Л., Художник РСФСР, 1988г.

Структура монографии выстроена из многих разделов, позволяющих автору дать полную характеристику творчества художника. В тексте книги акцентируется внимание на том, что полотна художника вошли в число лучших произведений советской живописи периода 70-80-х годов, с чем трудно не согласиться. Вместе с тем, в основательном издании, с хорошим зрительным рядом как нам кажется, присутствует оттенок субъективности автора, чрезмерно уделяющего внимание работам, о которых можно было не

упоминать. Кроме того, можно отметить и невнимание автора к датам, что не допустимо для издания такого уровня.

Справочники.

Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии. - Ижевск, Удмуртия, 1974г.

В нем дана краткая биография, перечень работ, список литературы о художниках. Впервые систематизированы и обработаны сведения о выставках, в которых участвовали художники Удмуртии.

Шумилов Е.Ф. Художники Удмуртии. В кн.: Писатели, художники, композиторы Удмуртии. Краткий справочник. - Ижевск, Удмуртия, 1981г.

Справочное издание дает краткие сведения о художниках республики с указанием их тематической направленности творчества и с перечислением основных работ. Вместе с тем, беглая и скупая информация не способствует емкости содержания, что утрачивает ценность данного издания.

Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии. События. Мастера. Памятники. Справочник. - Устинов, Удмуртия, 1986г.

В справочнике в сжатой форме дана краткая характеристика изобразительного искусства Удмуртии, рассмотренная автором в контексте основных исторических этапов развития республики. Материал издания, состоящий из нескольких разделов, отличается четкостью и логикой построения. Вместе с тем, своевольное обращение автора в отношении справок о художниках, где допущена бездна неточностей, портит общее впечатление издания.

Научные статьи.

Познавательны и разнообразны по своему характеру, выступления местных искусствоведов, внесенные ими в разные периоды времени на страницы журналов и научных сборников, являвшиеся своего рода, подготовительным материалом для последующих

монографических изданий.

Среди этих статей выделим следующие:

Поляк А.И. Некоторые тенденции современной живописи Удмуртии. - В сб.: Вопросы искусства Удмуртии. - Ижевск, 1976г.

Поляк А.И. Современность в творчестве молодых художников Удмуртии. - В сб.: Вопросы искусства Удмуртии. - Ижевск, 1976г.

Шумилов Е.Ф. Образ Удмуртии в живописи А.П. Холмогорова. - В сб.: Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. - Ижевск, 1979г.

Шумилов Е.Ф. О людях земли удмуртской. Искусство, 1982г. N 5.

Розенберг Н.А. МенсадыкГарипов. В сб.: Советская графика, 1985г, N 9.

По теме нашего исследования, в рассмотренной выше литературе об изобразительном искусстве Удмуртии, можно встретить лишь отдельные высказывания. Кроме того, вопросы, поставленные в этих исследованиях, безусловно не могли быть окончательными без анализа творчества художников двух последних десятилетий, предмета нашего исследования. Наконец, в комплексе не рассматривалось и творчество художников коренной национальности. По этой причине авторы не позволяли себе высказываний о становлении и развитии художественной школы, равно как и о своеобразии изобразительного искусства Удмуртии. Все это говорит о том, что эти вопросы, связанные с освоением традиций и наследия, их отражением в современном творчестве мастеров и, особенно в творчестве художников удмуртской национальности, до настоящего времени не привлекали должного внимания исследователей изобразительного искусства Удмуртии.

Безусловно, этот вопрос очень сложный и, в силу своей специфики, долгое время находился вне поля зрения. Между тем, вопросы близкие к предмету нашего исследования, уже давно нашли свое разрешение в этнографии и литературоведении Удмуртии.

Настоящая работа является первым опытом осмысления в искусствоведческом аспекте преемственности традиций, национального художественного мышления в творчестве художников Удмуртии на основе большого культорологического материала.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертации является изучение и обобщение ведущих тенденций развития изобразительного искусства Удмуртии последних двадцати лет. В ходе изучения материала, автора интересовали в первую очередь следующие проблемы: преемственность художественных традиций; динамика развития структуры художественного образа в изобразительном искусстве Удмуртии названного периода; пути преломления особенностей национального характера, мировосприятия удмуртского народа в изобразительном искусстве.

Исследование строится на материалах художественного собрания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Удмуртского республиканского краеведческого музея. Кроме того, изучались произведения мастеров искусства Удмуртии, экспонировавшиеся на выставках последних лет, хранящиеся в Союзе художников Удмуртии, в частных собраниях, являющиеся собственностью художников.

В качестве источников послужила имеющаяся литература, перечень которой приведен в библиографии, а также личные архивы некоторых художников, записи бесед автора со многими из них.

В настоящей работе пристальному рассмотрению подвергается профессиональное станковое искусство художников коренной национальности, обогативших своим самобытным творчеством и новыми художественными находками изобразительное искусство республики.

Ретроспективный взгляд на творчество этой группы художников позволяет обнаружить, что художественный опыт предшественников был весьма незначительным, а еле-

довательно, не было той надежной базы, которая бы дала толчок и послужила дальнейшим ориентиром для вновь формирующегося профессионального национального искусства. Вместе с тем, сегодняшнее общее состояние изобразительного искусства Удмуртии убеждает в том, что на каждой новой ступени своего развития творчество художников удмуртской национальности обретало не только профессиональный опыт, но и углубляясь к истокам народной жизни, накапливало и осмысливало ее самобытные традиции.

Национальная направленность творчества, заложенная первыми художниками удмуртской национальности, в дальнейшем получила свое развитие в творчестве художников следующих поколений, каждый раз вбирая в свою орбиту новые темы и жанры, отражающие современную жизнь и историю своего народа. В целом, творчество художников коренной национальности рассматриваемого нами периода, пожалуй, впервые в истории изобразительного искусства Удмуртии стремится со всей полнотой и силой обрести и освоить богатые культурные и национальные традиции.

Современная художественная жизнь Удмуртии, - не простое, но, в то же время, очень выразительное явление. В своем исследовании мы попытались показать и проанализировать многообразие общих и специфических явлений двух последних десятилетий, что в итоге, определяет сегодняшнее состояние изобразительного искусства республики и позволяет предопределить дальнейший процесс его движения, выявив при этом и главные составляющие. Это, - прежде всего, прочность реалистического развития изобразительного искусства и взаимодействие и взаимообогащение двух национальных культур со своеобразными особенностями и чертами каждой из них.

Научная новизна работы.

Данная работа является первой попыткой сбора, обобщения и научной систематизации материала об изобразительном искусстве Удмуртии 1975-95 гг.

Автор впервые обращается к изучению ведущих тенденций развития трех важней-

ших видов изобразительного искусства Удмуртии: живописи (станковой), скульптуры (станковой, монументальной, мемориальной), графики ( включая основные разновидности станковой - рисунок, акварель, эстамп, а также книжное оформление и плакат). Каждый из этих видов искусства рассматривается во всей его специфике в его основных жанрах, в свойственных ему традициях.

За пределами рассматриваемого в диссертации материала остались другие области художественной культуры Удмуртии 1975-95гг., а также смежные виды искусства, требующие специальных исследований: декоративно-прикладное (как профессиональное, так и народное), дизайн, сценография.

Лишь частично отдельные факты и некоторые вопросы творчества мастеров смежных искусств затрагиваются в диссертации в связи с необходимостью показать генезис ряда явлений живописи, скульптуры, графики или чтобы показать многогранность творчества того или иного художника.

В исследовании на передний план выдвинут углубленный анализ структуры видов и жанров изобразительного искусства. Автор стремится рассмотреть и выяснить не только тематическую направленность творчества художников, богатство их художественного языка, индивидуальных пристрастий и систему подготовки, но и ряд вопросов, непосредственно касающихся искусства художников удмуртской национальности, творчество которых, в целом ба�