автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Научно-техническая революция как фактор преодоления религиозных предрассудков в СССР

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бойко, М.С.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Научно-техническая революция как фактор преодоления религиозных предрассудков в СССР'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бойко, М.С.

ВВЕДЕНИЕ.

Глава Г. ВЛИЯНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА РЕЛИГИИ В РАЗВИТОМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

§ I. Особенности проявления научно-технической революции при социализме и ее воздействие на мировоззренческую ориентацию личности.

§ 2. Эволюция обыденного религиозного сознания в условиях научно-технической революции

§ 3. Специфика проявления религиозного модернизма в условиях научно-технической революции

Глава П. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО АТЕИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АТЕИСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

§ I. Влияние изменения характера и содержания труда на отмирание религиозных предрассудков

§ 2. Основные направления дальнейшего повышения эффективности атеистической работы в условиях научно-технической революции

§ 3. Возрастание позитивных функций атеизма - важный фактор укрепления атеистической убежденности

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Бойко, М.С.

Актуальность темы исследования. Одной из важнейших задач коммунистического строительства - наряду с созданием материально-технической базы и становлением коммунистических производственных отношений - является формирование нового человека. "Строить новый мир,- подчеркивал на внеочередном февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко,- это значит неустанно заботиться о формировании человека нового мира, о его идейно-нравственном росте"*.

Проблема становления нового человека - это полиаспектный процесс, включающий в себя преобразования всех сфер жизнедеятельности личности. Одним из главных направлений ее решения является воспитание у советских людей марксистско-ленинского мировоззрения. Формирование научно-материалистического мировоззрения - процесс крайне сложный и многоплановый, приобретающий в эпоху научно-технической революции ряд качественно новых аспектов.

Бесспорным фактом является то, что в наши дни влияние НТР на общественную жизнь углубляется, в результате чего возникают новые проблемы, требующие специального философского анализа, который бы учитывал все то, что уже сделано в плане осмысления философско-социологических, мировоззренческих последствий революции в науке и технике. Глубоко затрагивая духовный мир нашего современника, НТР преобразует всю сферу его мировоззренческих ориентаций, что требует тщательного, системного и в то же время оперативного научно-атеистическо

I, Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета

КПСС, 13 февраля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с.16. го исследования. Ведь в сфере воздействия НТР оказывается весь спектр отношений человека к религии и атеизму - от приверженности к вере в бога к практическому и теоретическому отрицанию религии, завершающегося формированием атеистических убеждений. Поэтому в связи с развертыванием научно-технической революции на рубеже 70-80-х годов возникает ряд новых проблем, осмысление которых требует раскрытия роли НТР в общественной жизни, ее влияния на преодоление религиозных предрассудков, на создание условий, благоприятствующих формированию атеистической убежденности личности.

Воздействие НТР на духовный мир личности, на ее отношение к религии нельзя представлять упрощенно, в виде простой функции, как непосредственно атеистическое по своим результатам, как это подчас делалось в некоторых публикациях 10-15-летней давности. Влияние НТР на мировоззрение - процесс сложный и диалектически противоречивый, В чистом виде эта противоречивость проявляется в тех специфических условиях, в которых НТР реализуется в буржуазном обществе. В наших условиях неоднозначное, подчас противоречивое воздействие НТР на духовный мир личности относится к сфере проявления присущих зрелому социализму неантагонистических противоречий, о которых говорилось на июньском /1983 г./ и февральском /1984 г./ Пленумах ЦК КПСС.

В трудах советских ученых неопровержимо доказано, что в условиях развитого социализма НТР способствует возрастанию культурно-образовательного и профессионального уровня приверженцев веры в бога, вовлечению трудоспособных верующих в современное высокомеханизированное и автоматизированное производство. Культура и наука все шире проникают в трудовой процесс и быт верующих, которые в своей производственной деятельности все чаще используют элементы научных знаний. В результате создаются условия, благоприятные для размывания религиозности верующих, их постепенного перехода на позиции атеизма.

Как правило, воздействие современной революции в науке и технике на мировоззрение личности не является прямолинейным и однозначным. В последнее время в сочинениях ряда католических и протестантских теологов нередко имеют место спекуляции на трудностях и противоречиях НТР, ставящие своей задачей адаптацию религии к бурно меняющемуся миру под воздействием социального и научно-технического прогресса. Для распространения подобных взглядов широко используются новейшие научно-технические достижения. Религиозные идеологи, а также некоторые идеалистически настроенные естествоиспытатели стремятся включить в религиозную картину мира новейшие положения современной науки, предварительно подвергнув их религиозно-идеалистической интерпретации /например, концепцию замкнутой Вселенной, ее возникновения из сверхадрона, гипотезу о космическом одиночестве человечества, учение о необратимости биологической эволюции и т.п./. Богословы открыто спекулируют на экологических трудностях, сложностях процесса насыщения духовным содержанием конвейерного производства, страхе людей перед ядерной опасностью, новейшими в техническом отношении видами вооружений, перемещением гонки вооружений в космос /лазерное оружие, системы антиспутников и т.п./.

Наряду с довольно обстоятельно исследованными в советской литературе кризисными явлениями в традиционных религиях, как специфические для эпохи НТР продукты распада религии возникают и исчезают различные полусветские формы иллюзорного сознания, у некоторой части населения появляется интерес к ЕЛО, "пришельцам" из космоса, экстрасенсорному восприятию, к восточным оккультно-мистическим системам /трансцедентальная медитация, "сознание Кришны", антропософия и др./. И хотя эти религиозные или околорелигиозные течения имеют крайне незначительное распространение в нашей стране, их учет и понимание причин интереса к ним со стороны некоторой части населения необходим для правильного понимания эволюции религии в условиях НТР и осуществления научно обоснованного комплексного подхода в атеистической работе.

Более серьезным по своей значимости является другое мировоззренческое последствие НТР. Под ее воздействием в широких масштабах размывается религиозность различных слоев населения, прежде всего непосредственных участников НТР. Однако в отдельных случаях при недостаточно высокой эффективности атеистической воспитательной работы процесс размывания религиозности может остановиться подчас на стадии простого неверия, индифферентизма по отношению к религии и атеизму, отсутствия стойкой атеистической убежденности. Поэтому сформировать целостное научно-атеистическое мировоззрение не только у приверженцев веры в бога, но и неверующих - важная задача атеистического воспитания в современных условиях, на нынешнем этапе протекания НТР. В связи с этим особую значимость приобретает исследование секуляризирующих последствий НТР и соответствующих этой новой мировоззренческой ситуации форм, путей и методов атеистической работы среди населения, находящегося в сфере влияния НТР, прежде всего ее непосредственных участников.

Таким образом, познание процессов, происходящих в общественном бытии и общественном сознании под воздействием НТР, необходимо для научно обоснованного, отвечающего требованиям времени атеистического воспитания советских людей.

Потребность осмыслить мировоззренческие аспекты последствий НТР и их роли в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения в значительной степени обусловлена также тем, что выдвигаемые ею проблемы являются объектом ожесточенной идеологической борьбы, в которых далеко не безразличную позицию занимает современная церковь.

Наконец, актуальность исследуемой проблемы обусловлена еще и тем, что в условиях становления в СССР общества массового атеизма богословы пытаются спасти религию с помощью модернизации, приспособления ее догматов к изменившимся социально-экономическим, политическим и идеологическим условиям путем теологической интерпретации важных проблем современности, порожденных влиянием НТР. В этой связи возникла необходимость показать несостоятельность религиозной трактовки достижений НТР и ее социальных последствий, вскрыть антинаучность схоластических конструкций современных теологов.

В свете вышеизложенного изучение специфики преодоления религиозных предрассудков в условиях современного этапа научно-технической революции и сознательное использование ее атеистического потенциала является актуальным с теоретической и важным с практически-воспитательной точки зрения.

Состояние исследования проблемы. Вопросы преодоления религиозных предрассудков и формирования научно-материалистического мировоззрения трудящихся в условиях НТР занимают большое место в современной атеистической литературе. Исследователями данной проблемы достигнуты значительные результаты. Так, в работах Бабосова Е.М., Великовича Л.Н., Дулума-на Е.К., Иванова И.Г., Кирюшко Н.И., Колодного А.Н., Лобови-ка Б.А., Митрохина Л.М., Новикова М.П., Онищенко А.С., Окулова А.Ф., Сапрыкина В.А., Танчера В.К., Угриновича Д.М., Черняк В.А., Шинкарука В.И., Яблокова И.Н., Яроцкого П.Л. и др. глубоко и обстоятельно разработано положение об имеющем глобальные масштабы кризисе религии в условиях НТР, убедительно показано, что нынешний кризис религии является наиболее глубоким из всех проявившихся в истории и что он имеет необратимый характер. Следствием происходящего в условиях социализма освобождения духовной жизни от религии и атеизации сознания трудящихся масс является общество массового атеизма*.

В последние годы советскими учеными достаточно полно изучена секуляризирующая роль НТР в условиях капиталистического общества, показана эволюция современных религиозных представлений под воздействием научного и технического прогресса в условиях капиталистической действительности, дана критика ря

I. Онищенко А.С. Социальный прогресс, религия, атеизм.- Киев: Наукова думка, 1977; Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1978; Т а н ч е р В.К. Религиозные пережитки и их преодоление. - Киев: Политиздат Украины, 1979; Кудряшов Г.Е. Кризис религии.- Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1981; Становления i розвиток масового атех'зму в зах1дних областях Укра1нськ01 РСР.- Khib; Наукова думка, 1981; Яроцкий П.Л. Эволюция современного иеговизма. - Киев: Политиздат Украины, 1981; Дулу -м а н Е.К. Кризис религии в современных условиях. - Киев: Вища школа, 1982; Бабий А.И., Гольден-б е р г М.А., Табакару Д.Н. Преодоление религии и утверждение атеизма в Молдавской ССР.- Кишинев: Штиинца, 1983; Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие.- Л.: Лениздат, 1983; Карповский Е.А. Мы - атеисты: Советский образ жизни и религия.- Горький: Волго-Вят.кн.изд-во, 1983; Письманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление,- М.: Мысль, 1984 и др. да попыток теологов подчинить достижения науки и техники нуждам религии, показана несостоятельность трактовки вопроса о соотношении научного знания и религиозной веры^.

В атеистической литературе достаточно полно раскрыта и проблема влияния прогресса научного знания на отмирание религиозных предрассудков в условиях социализма, а также проблема возможности научно-атеистической переориентации сознания трудящихся нашей страны, показана роль науки как важнейшего мировоззренческого фактора, способствующего секуляризации и атеизации общественного сознания^.

В работах ряда авторов успешно анализируются структура и функции научно-материалистического атеистического мировоззреQ ния в условиях НТР . При этом глубоко проанализировано зна

1. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизм католицизма. - Минск: Наука и техника, 1971; X а -рахоркин Л.Р. Дренделева Л.А. Атеизм и современная научно-техническая революция. - Л.: Лениздат, 1977; Рябков И.А. Научно-техническая революция и религия. - Минск: Беларусь, 1978; Кудайберген о в Б.К. Научно-технический прогресс и религия в современном капиталистическом обществе: Автореф. дисс. . канд.филос. наук. М., 1979; Васильев В. А. Наука и религиозный модернизм. - Минск: Беларусь, 1981; М ч е д -лов М.П. Религия и современность. - М.: Политиздат, 1982; Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия.-М.: Мысль, 1982; Философия. Религия. Культура: Критический анализ современной буржуазной философии /Отв. ред. Г.М.Тавризян/- М.:Наука, 1982; М е д в е"д е в М.Й. Человек и его отражение в религии.- Минск: Изд-во ЕГУД983; Беликов и ч Л.Н. Современный капитализм и религия.-М.: Политиздат, 1984 и др.

2. Ч е р н я к В.А. Научный прогресс и религия,- Алма-Ата: Наука, 1976; Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и утверждение атеистического мировоззрения.- М.: Знание, 1982; Джалилов М.Ф. Научно-техническая революция и атеистическое мировоззрение.- Баку: Азернешр, 1982 и др.

3. Черняк В.А. Формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения.- Алма-Ата: Наука, 1969;

Д у л у м а н Е.К., К и р ю ш к о Н.И., Я р о ц -кий П.Л. Научно-техническая революция и формирование атеистического мировоззрения. - Киев: Наукова думка,1980; Б у к и н а И.Н. Научно-техническая революция и религичение принцшов атеизма в построении научной картины мира, адекватного осознания новейших достижений науки и техники^.

В последнее время в нашей стране проведены многочисленные конкретно-социологические исследования уровня и характера религиозности среди различных слоев населения, достаточно полно изучена зависимость степени религиозности верующего от рода его занятий, уровня образования и квалификации, возраста, пола, вовлеченности в процесс осуществления НТР. На основании данных этих исследований сделаны обобщающие выводы о том, что условия НТР определяют специфику атеистического воспитания городского и сельского населения, особенности воспитательной работы среди различных социальных слоев и профессиональных групп^. Уделялось внимание исследованию атео истической работы в трудовом коллективе . Многие из указанных проблем нашли свое отражение в ряде диссертационных исозная ориентация личности. - В кн.: Научно-техническая революция и личность. Л.: Лениздат, 1982; Взаемозв"язок атегстичного та морального виховання.- Киспв: Наукова думка, 1983 и др.

1. Атеизм и современное естествознание. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977; Магомедов A.M. Естествознание против идеализма и религии: Критика мировоззренческих основ фидеизма в современном естественнонаучном познании. - Махачкала: Дат,кн.изд., 1982; Воронов Г.В. Массовый атеизм: Становление и развитие. - Л.: Лениздат, 1983 и др.

2. Ф и л и с т Г.М. Процесс урбанизации и его влияние • на формирование атеистического мировоззрения. Автореф. дис. . канд.филос. наук. Л., 1979: Сапрыкин 'В.А. Урбанизация. Атеизм. Религия: Проблемы формирования научно-материалистического мировоззрения в условиях социалистического города. - Алма-Ата: Казахстан, 1981; Колодный А.Н. Атеистическая убежденность личности. - Киев: Вища школа, 1983; Взаемозв"язок атегстичного та морального виховання. - Кизёв: Наукова думка, 1983; 0 комплексном подходе к атеистическому воспитанию /Сост. Л.С.Кра-совская/.- Л.: Лениздат, 1984 и др.

3. Организация и методика атеистической работы.- Киев: Политиздат Украины, 1982 и др. следований, на которые опирался автор^.

Таким образом, по проблеме мировоззренческого значения НТР за последние годы создана значительная литература, многие ее мировоззренческие последствия освещены достаточно полно и глубоко. Вместе с тем ряд важных аспектов этой совокупности проблем /особенно новейших/ не получил должного освещения. Ведь в ходе развертывания НТР неизбежно возникают новые проблемы, требующие своего решения, а также появилась необходимость рассмотреть ряд известных ранее проблем по-новому, с учетом накопленных знаний.

Прежде всего следует отметить, что еще недостаточно полно разработан вопрос о степени и глубине влияния НТР на мировоззрение верующих и индифферентных в условиях социалистического общества, а также вопрос об основных этапах и особенностях их перехода на атеистические позиции. Хотя в литературе единодушно указывается на глубокие изменения, проис

I. Колемасоьа Н.Х. Формирование атеистического мировоззрения студенческой молодежи в период современной научно-технической революции: Автореф. дис. . канд. фи-лос. наук. - Ташкент, 1975; Кренделева Л.А. Научно-техническая революция и преодоление религии в условиях развитого социализма в СССР: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1977; Дмитриева Л.М. Формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения учащихся профессионально-технических училищ: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Л., 1980; Я р о цк и и П.Л. Современный иеговизм: философско-социологи-ческий анализ идеологии и обыденного религиозного сознания: Автореф. дис. . докт. филос. наук.- М., 1980; Д-у -б о в е н к о Н.Ф. Проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения современной рабочей молодежи: Автореф. дис. . канд. филос. наук,- Киев, 1981; Я х ш и -ликов Ж. Роль научно-технической революции в формировании научно-материалистического атеистического мировоззрения колхозного крестьянства в условиях развитого социализма: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Ташкент, 1982; Аптекман Д.М. Формирование атеистической убелщенности рабочего класса в обществе развитого социализма: Автореф.дис. . докт.филос.наук.- Киев,1982; Голяк В.А. Социалистический труд как фактор формирования научно-атеистического мировоззрения: Авторе®. дис. . канд. филос. наук.- Киев, 1983. ходящие в обыденном религиозном сознании под воздействием атеистического потенциала современной науки и техники, но понимаются эти изменения по-разному. Одни авторы утверждают, что обыденное религиозное сознание изменяется в процессе непосредственного соприкосновения с достижениями научно-технического прогресса, другие же считают, что оно изменяется лишь вследствие опосредованного влияния технизированного производства и повышения профессионально-квалификационного уровня верующих-1-.

Несмотря на то, что проблемы модернизации идеологии современного русского православия и некоторых протестантских сект под влиянием научно-технического и социального прогресса нашли свое отражение во многих фундаментальных исследованиях, все же в большинстве из них внимание концентрируется главным образом на раскрытии общефилософских аспектов современного модернизма. Что же касается освещения богословских попыток сохранить религию посредством ее максимального "онаучивания" путем использовании конкретных научных фактов и п положений, то они хотя и отражены в нашей литературе , од

1. Кобецкий В. Д. Социологическое исследование религиозности и атеизма. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1978; Религия в век научно-технической революции. - М.: Политиздат, 1979; Аптекман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. - Л.: Изд-во Лен. ун-та. 1979; Гуров Ю.С. От безразличия - к убежденности /Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи/. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1982; Котов О.В., Р о г а ч е в М.Б. "В бога не верю." Молодежь: религия и атеизм.- Сыктывкар:Ко-ми кн.изд-во, 1984 и др.

2. Т а н ч е р В.К. Критика социального фидеизма.- КиевгВи-ща школа, 1975; Гордиенко Н.С.,К у р о ч к и н П.К. Особенности модернизма современного русского православия. - М.: Знание, 1978; П о д о л я к В.А. Модернизация христианской идеологии как проявление кризиса религии.- Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1979; Новиков М.П. Тупики православного модернизма.- М.: Политиздат, 1979;

Ф глоненко М.В. Сощальний 1деал - реальний i уявний.- Китв: Полттвидав Украгни, 198I и др.

- 12 нако не с достаточной полнотой, в особенности когда речь идет о новейших попытках такого "онаучивания". А ведь НТР в условиях развитого социализма постоянно порождает новые ситуации, которые нуждаются в своевременном атеистическом осмыслении. В противном случае атеистическая критика будет сражаться с религией на уже оставленных ею позициях.

Различные авторы по-разному решают и вопрос о влиянии развития характера и содержания труда в условиях НТР на формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения. Например, А.А.Кренделева считает, что переворот в характере и содержании труда под воздействием научно-технического прогресса способствует разрушению религиозных верований и практически доказывает ненужность религиозного "восполнения" мира. В противоположность ей, Е,М.Бабосов,И.А.Рябков, И.И.Кравченко указывают на противоречивое влияние изменения содержания и характера труда на религиозный комплекс, отмечают, что оно далеко не всегда способствует преодолению религиозных предрассудков в сознании и поведении человека.

Наконец, в современной атеистической литературе крайне недостаточно исследуются проблемы, связанные с позитивной стороной атеизма. И хотя по этой проблематике в последние годы появились достаточно глубокие работы Д.М.Аптекмана, Н.Н.Кирюшко, А. Н. Ко л одного, М.П.Новикова и др., все же изучение жизнеутверждающего конструктивного смысла научного атеизма, его роли в формировании коммунистического мировоззрения находится лишь в начальной стадии. А ведь в условиях общества массового атеизма дальнейшее повышение эффективности атеистической работы непосредственно связано с пропагандой позитивной стороны атеизма.

Это свидетельствует о том, что, несмотря на усилия многих ученых, целый ряд проблем, касающихся влияния НТР на преодоление религиозных предрассудков и формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения личности социалистического типа, на сегодняшний день остается пока нерешенным. В частности, недостаточно четко вскрыт механизм влияния НТР на мировоззренческую ориентацию верующего и индифферентного, не в полной мере исследована противоречивая подчас роль научных и технических достижений в разрушении религиозных взглядов, религиозной картины мира и в становлении диалектико-материалистических воззрений на мир. Назрела потребность в более углубленном анализе основных направлений отмирания религиозных предрассудков под воздействием НТР,что позволит конкретизировать те теоретические положения, в которых отражены общие закономерности становления научно-материалистического, атеистического мировоззрения, и тем самым будет способствовать выработке практических рекомендаций, ускоряющих процесс формирования нового человека. Не показаны коллизии, возникающие в сознании индифферентных в мировоззренческом отношении лиц, особенно тех, кто активно участвует в осуществлении НТР. Практически не рассмотрен важнейший вопрос о динамике изменений в соотношении критического и позитивного в атеизме, происходящих в условиях специфического для зрелого социализма развертывания НТР,

Осмысление взаимосвязи и субординации указанных проблем позволило определить цель данной работы, которая состоит в логико-методологическом и социологическом анализе особенностей влияния НТР на углубление кризиса религии и процесс формирования атеистической убежденности в условиях развитого социализма.

Для достижения поставленной цели диссертанту необходимо было решить следующие задачи:

- изучить специфику влияния современного этапа развертывания НТР на углубление кризиса религии в развитом социалистическом обществе;

- вскрыть характерные для условий зрелого социализма особенности эволюции обыденного религиозного сознания под воздействием научно-технического прогресса;

- показать несостоятельность и бесперспективность новейших теологических попыток приспособить религию к достижениям НТР;

- конкретизировать механизм воздействия изменения характера и содержания труда на отмирание религиозных пережитков и утверждение научно-атеистической убежденности трудящихся;

- выяснить специфику проявления позитивных функций атеизма в условиях НТР;

- исследовать специфику атеистического воспитания на нынешнем этапе научно-технической революции, оценить эффективность его осуществления и выработать рекомендации по ее повышению.

Методологической основой исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС по идеологической работе и атеистическому воспитанию трудящихся.

При изучении проблемы были использованы труды советских и зарубежных ученых-марксистов, исследующие философско-миро-воззренческие аспекты НТР, касающиеся критики современной теологической интерпретации НТР, вскрывающие апологетические цели современной богословской модернизации религии, а также

- 15 работы, в которых анализируются закономерности эволюции обыденного религиозного сознания и процесса утверждения атеистического мировоззрения в современных условиях. Диссертант опирался на труды общефилософского характера, содержащие анализ специфики формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения в условиях социализма. При написании работы обобщены данные конкретно-социологических исследований уровня и характера религиозности, проведенные в последние годы советскими учеными в различных регионах нашей страны.

Научная новизна исследования заключается прежде всего в том, что в диссертации осуществлен системный анализ специфики влияния НТР на сознание верующих и неверующих в условиях развитого социализма, в результате чего автор обосновывает и раскрывает положение об интенсификации процесса прекращения воспроизводства религиозности, повышения уровня атеистической зрелости среди лиц, непосредственно причастных к освоению и реализации достижений НТР; предложены формы и методы воспитательно-атеистической работы, наиболее эффективно функционирующие в нынешних условиях.

В процессе исследования диссертант пришел к следующим выводам, отличающимся новизной:

- НТР в условиях развитого социализма в целом способствует атеизации сознания личности; однако рационализация общественной жизни приводит иногда к "эмоциональному голоду", вследствие чего люди с нестойкими убеждениями и с несформированны-ми способностями к освоению разнообразных сфер духовной культуры подчас ищут удовлетворения своих духовных потребностей в религии, которая при социализме может сохраняться прежде

-16 всего в форме эмоционального отношения человека к действительности;

- современные достижения НТР, естествознания раскрывают свой атеистический потенциал лишь в условиях социалистического общества, где их истинное, марксистско-ленинское мировоззренческое осмысление является достоянием широчайших масс трудящихся;

- хотя НТР различается своими социальными последствиями в условиях различных общественно-экономических систем, но обыденное сознание человека не всегда схватывает это различие, что служит одной из причин возникновения у некоторой части населения мировоззренческого индифферентизма; в то же время недостаточное мировоззренчески-атеистическое истолкование достижений НТР порождает мнение об ограниченности атеизма как мировоззренческого явления, создает условия для эсхатологических истолкований богословами этих достижений; поэтому научно-атеистическое осмысление и истолкование достижений современной науки и техники имеет важное значение для преодоления религиозных предрассудков и формирования стойких атеистических убеждений;

- в условиях социалистического общества атеистическую зрелость личности определяет не столько объем усвоенных ею научных знаний, сколько уровень реализации представленных ей научно-технической революцией возможностей утвердиться в действительной человеческой сущности в ходе творчески-созидательной деятельности, активного включения в систему общественных отношений;

- уровень секуляризации и атеизации сознания находится в прямой зависимости от степени интеллектуализации труда, ква

- 17 лификации и социальной активности личности.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что исследование основных тенденций влияния НТР на религиозное сознание в условиях развитого социализма дает возможность выявить и эффективно использовать новые социальные и мировоззренческие предпосылки для ускоренного протекания взаимосвязанных процессов освобождения сознания верующих от религиозных предрассудков и формирования атеистического миропонимания, совершенствования механизма управления процессом становления научно-материалистического, атеистического мировоззрения личности, формирования у нее общественно-политической активности, коммунистического отношения к труду, творческой самодеятельности в борьбе за выполнение задач коммунистического строительства, позволяет вскрыть и отыскать более эффективные средства усиления критики теологической трактовки социальных проблем, взаимоотношения науки и религии, наметить новые подходы в раскрытии атеистических аспектов современных научных представлений.

Выводы и результаты диссертационной работы могут быть теоретической основой при проведении конкретно-социологических исследований, направленных на изучение процессов отмирания религиозных пережитков в СССР, эволюции религиозного сознания и становления научно-материалистических, атеистических взглядов и убеждений трудящихся.

Выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы и при составлении планов социального развития трудовых коллективов, непосредственно участвующих в осуществлении НТР. Отдельные положения диссертации можна использовать в учебном процессе при чтении соответствующих тем курсов по научному атеизму и историческому материализму, при освещении ряда тем программ для сети политического просвещения, университетов марксизма-ленинизма, в лекционно-пропагандистской работе по научному атеизму средствами радио, телевидения и периодической печати.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Тернопольского финансово-экономического института, на республиканских научно-теоретических конференциях /Ивано-Франковск, 1977; Ужгород, 1982/, в 5 публикациях, а также используются в преподавательской работе в ТФЭИ и в лекционно-пропагандистской работе по линии общества "Знание'.'

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории атеизма Киевского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции государственного университета им.Т.Г.Шевченко и была рекомендована к защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Научно-техническая революция как фактор преодоления религиозных предрассудков в СССР"

Советский народ сделал грандиозные шаги на пути комму нистического строительства. Важнейшим итогом созидательной деятельности братских народов является построение в нашей стране развитого социалистического общества и формирование нового исторического типа личности - советского человека.Однако жизнь постоянно выдвигает новые, все более сложные и масштабные задачи. Успешное решение этих задач требует тео ретического осмысления явлений общественной жизни, анализа и обобщения тех процессов и тенденций, которые возникают в ходе совершенствования развитого социалистического общества и его постепенного перерастания в коммунистическое. Среди комплекса проблем, требующих первостепенного изучения, ве сомое место занимает вопрос о путях формирования научно-ма териалистического атеистического мировоззрения личности в условиях НТР. Изучение этой многосторонней проблемы осуществляется в различных ракурсах. Одной из плоскостей исследования явля ется анализ влияния социальных последствий НТР на религиоз ный комплекс в условиях развитого социализма и изучение то го, как это способствует становлению научного мировоззрения советских людей, Религия является самостоятельной, одной из наиболее от даленных от общественного бытия формой общественного созна ния. Этой природой религии обусловлено то обстоятельство, что, с одной стороны, воздействие НТР на религиозное созна ние осуществляется не непосредственно, а опосредуется произ водственными и всеми другими социальными отношениями, пре- 179 -

ломляется через внутренние закономерности его развития, а с другой, специфика и тенденция эволюции религии как общест венного феномена зависят и определяются в итоге экономичес ким базисом общества.Исходя из этих основополагающих принципов марксизма-ле нинизма, мы и попытались решить поставленную в работе задачу.Проведенное исследование привело диссертанта к выводам, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом.1. В условиях развитого социализма ЫТР активно способст вует разрушению религиозного комплекса в сознании современ ных верующих и тем самым ускоряет процесс формирования науч но-материалистического атеистического мировоззрения новой личности,

2. Важную роль в ускоренном отмирании религии играет из менение содержания и характера социалистического труда. В условиях БТР труд становится более интеллектуальныгл и твор ческим, что способствует раскрытию всех сущностных сил чело века. Производственная и социально-политическая деятельность верующего служит объективной основой для интенсивного осу ществления демистификации религиозного сознания,

3. Под воздействием ИГР, социалистического образа жизни изменяются основополагающие догматы религии: идея бога, уче ние о личном бессмертии, аде, рае, искупительной жертве Ии суса Христа и т.д. Их антропологический характер постепенно отодвигается на задний план. Идеи деизма и пантеизма все ча ще становятся в центр религиозного сознания. Все это являет ся признаком углубляющегося кризиса религии.4. С целью упрочения позиций религии богословы становятся

на путь религиозного модернизма. Сегодня они уделяют внима ние как социальным, так и естественнонаучным проблемам сов ременности. В этой связи пересматриваются социальные доктри ны многих современных религий, В частности, происходит пере смотр взглядов на столь актуальные проблемы современности, как вопросы войны и мира, социальных революций, классовой борьбы, социального равенства, смысла жизни и т.д. Присталь ное внимание уделяют богословы и естественнонаучной пробле матике. Здесь их больше всего интересуют мировоззренческие аспекты ИГР и ее социальные последствия: теоретике- познава тельные сложности в определенных областях человеческого зна ния, экологические и социальные проблемы современного мира и другие. Богословы утверждают, что все эти проблемы порож дены не трудностью человеческого познания и практики, а на рушением союза между человеком и богом. По их мнению, чтобы восстановить такой союз, нужно все социальные и естественно научные вопросы преломлять сквозь религиозную нравственность.Только это может разрешить возникшие сегодня противоречия между человеком и природой, с одной стороны, человеком и бо гом,- с другой. Разумеется, все это является ничем иным, как очередным "откровением" современного богословия,

5. Комплексный подход к атеистическому воспитанию в усло виях ИГР должен стать более эффективным и целенаправленным: для этого в каждом отдельном pailone нужно координировать всю атеистическую деятельность партийных, комсомольских, профсо юзных организаций и первичных организаций общества "Знание"; улучшить организационное руководство по составлению текущих и перспективных планов атеистического образования и воспита- 181 -

ния трудящихся с учетом новых явлений современной НТР.

6. Повышению эффективности атеистического воспитания бу дут способствовать более регулярные региональные конкретно социологические исследования, направленные на выяснение от ношения к атеизму и религии, результативности научно-атеис тической работы в трудовых коллективах, причин сохранения религиозных пережитков и мировоззренческого индифферентизма среди отдельных групп и слоев населения, трудовая деятель ность которых связана с использованием современных достиже ний науки и техники. С этой целью необходимо в полной мере использовать социологические лаборатории региональных науч но-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами об щественных наук.7. Учитывая возросший уровень образованности, информиро ванности и культуры трудящихся социалистического общества, необходимо более активно и полно использовать данные естес твенных и общественных наутс с целью раскрытия принципиаль ной несовместимости научного и религиозно-идеалистического мировоззрения, знания и веры, для разоблачения модернизиро ванных современными богословами религиозных установок о со отношении науки и религии, о цели, смысле и ценности земной жизни человека. В связи с этим необходимо усилить нравствен ный аспект атеистического воспитания эпохи НТР, разоблачая богословские попытки совместить религиозное учение о нравст венности с коммунистическими идеалами и раскрывая гуманисти ческий характер коммзгнистической морали.8. Современный этап социалистического строительства нас тоятельно требует усилить пропаганду позитивного содержания

атеизма, его роли и места в культуре и духовной жизни социа листического общества, во всестороннем развитии личности.9. В условиях НТР важно максимально применять возможности дифференцированного подхода для повьшения действенности раз личных форм и средств атеистического воспитания. Сегодня уже недостаточно проводить атеистическую работу без использова ния технических средств пропаганды. Слово пропагандистов атеизма будет более весомым, если оно будет усилено "языком" наглядности и музыки. В этом смысле нужно совершенствовать работу самодеятельных дискотеатров и автомузеев областных советов по атеизму. Их атеистический потенциал может быть более эффективным, если в его работе будут принимать участие представители науки, культуры, искусства.10. Целесообразно постоянно расширять контингент пропа гандистов атеизма за счет специалистов конкретных наук и особенно из числа инженерно-технических работников. Часть из тех, кто имеет высшее, незаконченное высшее и среднее специ альное образование, может сразу, а другие - после предвари тельной подготовки, включаться в естественнонаучную и атеис тическую лекционную пропаганду, в индивидуальную атеистичес кую работу, особенно с обычными и колеблющимися верующими.11. Активизировать и совершенствовать индивидуальную ра боту с верующими, так как на ряде предприятий и учреждений очень часто имеет место формальное отношение к этому дейст венному виду атеистического воспитания. В этом отношении большое воспитательное воздействие может оказать коллектив хозрасчетных бригад, в которых работают обычные и колеблющи еся верующие. В условиях НТР эта форма воспитания приобрета- 183 -

ет весомое значение, ее нужно умело сочетать с традиционными формами воспитания» Сочетая испытанные и новые формы идеологической работы на основе комплексного подхода к постановке всего дела вос питания, используя благоприятные условия, сложившиеся в развитом социалистическом обществе под воздействием научно технической революции, преимущества социалистического образа жизни, в каждом коллективе можно успешно решать важнейшую социальную задачу - добиваться форшрования научного миро воззрения у каждого члена социалистического общества.

 

Список научной литературыБойко, М.С., диссертация по теме "Философия религии"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. М а р к с К,, Предовица в J^^ 179 "Kolnische Zeitung".Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.93-113,

3. М а р к с К. К критике гегелевской философии права.Введение. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.

4. М а р к с К. Тезисы о Фейербахе. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

5. М а р к с К. Речь на юбилее "The People* s Paper"произнесенная в Лондоне 14 апреля 1856 года. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т,12, с.3-5.

6. М а р к с К, Капитал, т.1. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.23, с.5-784.

7. М а р к с К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

8. Запись беседы К.Маркса с корреспондентом газеты"CMcasoTribune" . - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., T.45, с.467-477.

9. М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Немецкая идеология.Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

10. М а р к с К., Э н г е л ь с Ф, Манифест Коммунистической партии. - Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

11. М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Рецензия на книгуГ.Фр.Даумера "Религия нового века. Опыт комбинаторноафористического основоположения". - Соч. 2-е изд., т.7, с.208-213.

12. II. Э н г е л ь с Ф. Положение Англии. Томас Карлейль 185 "Прошлое и настоящее".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т,1, с.572-597. 112 . Э н г е л ь с Ф. Фридрих-Вильгельм Л, король прусский. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.487-495.

13. Э н г е л ь с Ф, Крестьянская война в Германии.Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, 0,343-437.

14. Э н г е л ь с Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, C.306-3I4.

15. Э н г е л ь с Ф. Из подготовительных работ к "АнтиДюрингу". - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.629-654.

16. Э н г е л ь с Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд., т.20, с. 5-338.

17. Э н г е л ь с Ф. Юридический социализм. - Маркс К,,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.495-516.

18. Э н г е л ь с Ф. Людвиг Фейербах и конец классическойнемецкой философии, - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

19. Э н г е л ь с Ф.К истории первоначального христианства,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, 0,465-492.

20. Э н г е л ь с Ф. Введение к английскому изданию "Развитие социализма от утопии к науке". - Маркс К,, Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.22, с.294-320.

21. Э н г е л ь с Ф. Эдуарду Бернштейну в Цюрих.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.36, с.161-162. - 186

22. Л е н и н В.И, Социалистическая партия и беспартийнаяреволюционность. - Поли.собр.соч., т.12, с.133-141.

23. Л е н и н В.И, Социализм и религия. - Поли.собр.соч.,т,12, с.142-147.

24. Л е н и н В.И, Предисловие к русскому переводу брошюры К.Каутского "Движущие силы и перспективы русской революции". - Поли,собр.соч., т,14, с.221-227.

25. Л е н и н В.И. Об отношении рабочей партии к религии. - Поли,собр.соч., т,17, 0,415-426.

26. Л е н и н В.И. Материализм и эмпириокритицизм.Поли,собр.соч., т.18, 0,7-384.

27. Л е н и н В.И. А.М.Горькому, ноябрь I9I3 г. - Поли.собр.соч., т.48, с.230-233.

28. Л е н и н В.И. Крах II Интернационала. - Поли,собр.соч., Т.26, 0,209-265.

29. Л е н и н В.И. Как организовать соревнование?Поли.собр.соч., т.35, с.195-205.

30. Л е н и н В.И. Третий Всероссийский съезд Советоврабочих, солдатских и крестьянских депутатов 10/18 /23-31/ января 1918г.-Поли.собр.соч.,т.35,0.259-290.

31. Л е н и н В.И. Выборы в учредительное собрание идиктатура пролетариата.-Полн.собр.соч.,т,40,с,1-24.

32. Л е н и н В.И. Набросок плана научно-технических работ. - Поли.собр.соч., т.36, 0,228-231.

33. Л е н и н В,И, Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября I9I8 года. - Поли.собр.соч., т,37, с.185-187.

34. Л е н и н В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному- 187 образовании 6I9 мая I9I9 г. - Поли.собр.соч., т.38, с.327-372.

35. Л е н и н В.И. О задачах женского рабочего движенияБ Советской Республике. Речь н^ U Московской общегородской беспартийной конференции работниц 23 сентября

36. I9 г, - Поли.собр.соч., т.39, с.198-205.

37. Л е н и н В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. - Поли.собр.соч., т.41, с.398-408.

38. Л е н и н В.И. Задачи союзов молодежи. - Поли.собр.соч., т.41, с.298-318. Г.38. Л е н и н В.И. О значении воинствующего материализма, Поли.собр.соч., т.45, с.23-33.

39. Л е н и н В.И. О кооперации,- Поли.собр.соч., т.45,с.369-377.

40. Л е н и н В.И. Предложения к проекту постановленияПленума ЦК РКП/б/ о пункте 13 программы партии. Поли.собр.соч., т.54, с.440.

41. Официально-документальные материалы

42. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Политиздат, 1977. - 62 с.

43. Материалы ХХН съезда КПСС. - М.: Политиздат, 198Г.223 с.

44. Материалы ХХУ1 съезда Коммунистической партии Украины.Киев: Политиздат Украины, I98I. - 144 с.

45. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983. - 80 с. \ - 188

46. Материалы Пленутла Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984. - 32 с,

47. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 года. - М.: Политиздат, 1984. - 31 с,

48. Об усилении атеистического воспитания населения. Постановление ЦК КПСС от 16 июня I97I г. - В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сборник докутлентов. - М.: Политиздат, 1977, с.309-310.

49. К а л и н и н М.И. Из речи на юбилейной сессииЦИК Казахской АССР. 25 октября 1935 г. - Избранные произведения в 4-х т. - М.: Наука, 1962, т.З, с.176-181.

50. К р у п с к а я Н.К. Вопросы атеистического воспитания: Сборник статей и выступлений, - М.: Просвещение, 1964. - 178 с.

51. Ч е р н е н к о К.У". Избранные речи и статьи. 2-еизд., доп. - М.: Политиздат, 1984, - 670 с.

52. Ч е р н е н к о К.У. Народ и партия едины: Речь навстрече с избирателями Куйбышевского изб,окр, г.Москвы 2 марта 1984 г. - М.: Политиздат, 1984. - 30 с.

53. Ч е р н е н к о К.У. Речь на встрече с рабочими Московского металлургического завода "Серп и молот" 29 апреля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984. - 31 с»

54. Ч е р н е н к о К.У. По-ленински жить, работать, бороться: Речь на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций 28 мая 1984 г. - М.: Политиздат, 1984. - 16 с.

55. Ч е р н е н к о К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме прав- 189 ления Союза писателей СССР 25 сент. 1984 г, - М.: Политиздат, 1984. - 15 с, 3, Книги

56. А б б ы л д а е в М. Формирование атеистического мировоззрения. - Фрунзе: Кыргызстан, 1982. - 100 с.

57. А б д у л л а е в Г.Б., И с м а и л о в А.Ш., М аг о м е д о в A.M. Естествознание против идеализма и религии: Критика мировоззренческих основ фидеизма в современном естественнонаучном познании. - Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1982. - 238 с,

58. А и т о в Н.А. Советский рабочий. - М.: Политиздат,1.8I. - 158 с.

59. Актуальные вопросы атеистического воспитания. - АлмаАта: Наука, 1976. - 450 с.

60. Актуальные вопросы научно-технической революции. - М.:Наука, 1982. - 153 с.

61. А л т ы н о в М.А, Атеизм и социалистическая культура. - Ташкент: Фай, 1984. - 94 с.

62. А н д р и а н о в Н.П. Эволюция религиозного сознания. - I.: Лениздат, 1974. - 171 с.

63. А н д р и а н о в Н.П., Л о п а т к и н Р.А.,П а в л ю к В.В. Особенности современного религиозного сознания. - М.: Мысль, 1966. - 247 с.

64. А н д р и а н о в Н.П. Советский образ жизни и атеисTi-raecKoe воспитание. - М.: Политиздат, I98I. - 64 с.

65. А^н.у ф р и е в Л..,. К о б е ц.к и й, В. Религиозность и атеизм. - Одесса: Маяк, 1974. - 152 с...

66. А п т е к м а н Д.М. Формирование атеистической убеж- 190 денности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. -Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1979. - 131 с.

67. А р е с т о в В.Н. Баптизм без маски: Критика идеологии и практики современного баптизма.- Харьков: Вища школа, Изд-во при Харьк,ун-те, 1983. - 119 с.

68. А с т а х о в а В.Г. Сотворение или эволюция? - М.:Политиздат, I98I. - 95 с.

69. Ате1зм i культурний прогрес /Вхдпов.ред.О.СОнищенко/.- Ки1в: Наукова думка, 1977. - 303 с.

70. Атеизм и современное естествознание. - М.: Изд-воМоск. ун-та, 1977. - 120 с.

71. Атехзм i суспхльний прогрес. - Ки1в: Полхтвидав Украхни, I98I. - 151 с.

72. Атеистическое воспитание: Справ, для идеол. актива/В.А.Башкалова, И.С.Голодненко, В.А.Зоц и др./.- М.: Политиздат, 1983, - 175 с.

73. А ф а н а с ь е в В.Г. Научно-техническая революция,управление, образование. - М.: Политиздат, 1972.-431 с.

74. Б а б и й А.И., Г о л ь д е н б е р г М.А., Т а б ак а р у Д.Н. Преодоление религии и утверждение атеизма в Молдавской ССР. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 196 с.

75. Б а б о с о в Е.М. ИГР и модернизация католицизма.Минск: Наука и техника, I97I. - 456 с.

76. Б а б о с о в Е.М. НТР и утверждение атеистическогомировоззрения. - М,: Знание, 1982. - 64 с.

77. Б а б о с о в Е.М. Духовный мир советского человека.Минск: Беларусь, 1983. - 333 с.

78. Б а й р а м с а х а т о в Н. Духовная культура народаи атеизм. - Ашхабад: Илым, I98I. - 223 с. - 191

79. Б а й р а м о в Э.З. В ответе за человека: Заметкипропагандиста атеизма. - М.: Политиздат, 1983. - 80 с,

80. Б е з п а л ь ч и й В.Ф, Прапд та рел1Г1Я. - Ки1в:Наукова думка, I98I. - 207 с.

81. Б е л о в А.В. Святые без нимбов. - М.: Сов.Россия,1983. - 213 с.

82. Б е л о в А.В, Секты, сектантство, сектанты. - М.:Наука, 1978. - 151 с.

83. Б л и н о в Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. - М.; Наука, 1979. 143 с.

84. Б р а ж н и к И.И. Право, Религия. Атеизм; Правовоесодержание назгчного атеизма. - Киев: Наукова думка, 1983. - 206 с.

85. Б у д о в А.И, Религиозные иллюзии на пороге жизни,М.: Молодая гвардия, 1980. III с.

86. Б у к и н В.Р,, Е р у н о в Б,А. На грани веры и неверия. - Л.: Наука, 1974. - 164 с.

87. Б у р к о в В.В. Под маской "христианской любви".Л.: Лениздат, 1983. - 64 с.

88. Б у х а л о в А.Ю. Социальные факторы формированиякот1унистического отношения к труду. - Киев: Наукова думка, 1983. - 118 с,

89. В а р и ч е в Е.С. Православная церковь: История исоциальная сущность.- М,: Сов.Россия, 1982. - 191 с.

90. В а с и л ь е в В,А. Наука и религиозный модернизм,Минск: Беларусь, I98I. - 63 с.

91. В а с и л ь е в а А.В. Эволюция пантеизма и его рольв современных религиозно-философских концепциях. - 192 Киев: Наукова думка, 1978. - 127 с.

92. В е л и к о в и ч Л.Н, Современный капитализм и религия, - М.: Политиздат, 1984. - 238 с,

93. Взаемозв"язок атехстичного та морального виховання.Ки1в: Наукова думка, 1983. - 191 с,

94. Б и т ю к Г.В., К и с е л е в С П . Убеждающее словоатеиста. - Одесса: Маяк, 1982. - 75 с.

95. В л а д и м и р о в СВ. , В о л к о в В.А. Разумпротив догмы. - М.: Наука, 1982. - 165 с.

96. В о л к о в Г.Н, Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники, - М.: Политиздат, 1976. - 335 с.

97. В о р о ш и л о в А.С Молодежь: атеизм и религия.Ростов н/Д: Ростов, кн. изд-во, 1979, - 97 с.

98. В о р о н и н I.E. Адвентизм и реформизм, - Ставрополь: Кн. изд-во, 1983. - 112 с.

99. В о р о н ц о в Г.В. Массовый атеизм: Становление иразвитие, - Л.: Лениздат, 1983, - 183 с.

100. В р у б л е в с к и й В.К. Труд на пороге третьеготысячелетия. - Киев: Политиздат Украины, 1980. - 450 с.

101. Г е р а с и м ч у к А.А. Человек и природа. Критикарелигиозно-идеалистической интерпретации экологических проблем, - Киев: Вища школа, I98I, - 143 с.

102. Г л а г о л е в В.Г. Современная научно-техническаяреволюция: сущность, направления развития и значение,М,: Знание, 1983, - 64 с,

103. Г о п ч е н к о П.Г. Социальный прогресс и богословские утопии. - Одесса: Маяк, 1980, 103 с.

104. Г о р д и е н к о М.С, К у р о ч к и н П.К. Особенности модернизации современного русского православия.М.: Знание, 1978. - 64 с.

105. Г о р д и е н к о М.С. Атеизм и религия в современнойборьбе идей: Критика клерикального антикоммунизма, Л.: Лениздат, 1982. - 175 с.

106. Г о р д х е н к о РЛ.С. Православн! святх: хто вони?Переклад на укр.мову, з доповн. - 1{и1в: Полхтвидав УкpaiHH, 1983. - 292 с.

107. Г р и к а G.B. Атехстичне виховання схльсько! молод!.Ки1в: Пол1Твидав Украхни, 1982, - 103 с.

108. Г р и ш а н о в А.К. Атеизм как утверждение бытия человека. - Кишинев: Штиинца, 1973. - 224 с.

109. Г у д и м а A.M. Правда життя та 1люз11 вхри. - Львхв:Каменяр, I98I. - 101 с.

110. Г у р о в Ю.С Мировоззрение молодежи и атеизм. - Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1976, - 127 с,

111. Г у р о в Ю.С От безразличия - к убежденности: Актуальные проблемы атеистического воспитания молодежи /Науч. ред.А.ФвОкулов/.- Чебоксары: Чувашки.изд-во, 1982.112 с.

112. Д ж а л и л о в М.Ф. Научно-техническая революция иатеистическое мировоззрение.- Баку: Азершешр,1982.-105с. - Г94

113. Д у л у м а н Е . , Л о б о в и к Б . , Т а н ч е р В.Современный верующий.- М,: Политиздат, 1970,- 176 с.

114. Д у л у м а н Е.К., К и р ю ш к о Н.И., Я р о цк и й П.1. ИГР и формирование атеистического мировоззрения. - Киев: Наукова думка, 1980. - 312 с.

115. Д у л у м а н Е.К, Кризис религии в современных условиях.- Киев: Вища школа, 1982. - 64 с.

116. G р и ш е в А.О. Досв1д соцхологхчних дослхджень рел1Г1Йност1. - Ки1в: Наукова думка, 1967. - 164 с.

117. И т к и н СМ. Атеистическому воспитанию - высокуюидейность. - Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1984. - П О с.

118. К а л а ш н и к о в М.Ф., К у р о ч к и н П.К. Формирование научно-материалистического мировоззрения молодежи. - М.: Знание, I98I. - 64 с.

119. К а л и н и н 10.А. Критика религиозно-идеалистическойкартины мира. - Киев: Вища школа, 1982. - 55 с.

120. К а л и н и н Ю.А. Модернизация идеологии современного русского православия. - Киев: Знание, 1983. - 47 с.

121. К а н т е р о в И.Я. Критический анализ клерикальныхфальсификаций научного атеизма.- М.: Знание,1983.- 64с. - 195

122. Капитализм, социализм и научно-техническая революция,М.: Прогресс, 1983. - 182 с.

123. К а р д о в с к и й Е.А. Мы - атеисты: Современныйобраз жизни и религия.- Горький: Волго-Вят,кн.изд-во, 1983. - 127 с.

124. К и р ю ш к о Л.И., Р ы б а ч у к Н.Ф, Атеизм, труд,культура: Личностный аспект. - Киев: Ыаукова думка, 1.8I. - 246 с.

125. К и с е л е в С П . Вопросы атеистического воспитания.М.: Сов.Россия, 1982. - 112 с.

126. К л о ч к о в Б.В. Социалистическое государство, право и религиозные организации. - М.: Знание,1984. -64с.

127. К о б е ц к и й В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. - Л.: Изд-во Лен.ун-та,1978.- 118 с.

128. К о ж е в н и к о в А.С. Атеистическое воспитаниесельского населения. - М.: Наука, 1974. - 144 с.

129. К о л е с н и к Н.А. Социалистическая свобода совести. - Киев: Вища школа, 1983.- 78 с.

130. К о л о д н ы й А.Н. Атеистическая убежденность личности. - Киев: Вища школа, 1983. - 152 с.

131. К о н д а к о в а Е.К. Научно-техническая революция иразвитие общественного труда в условиях зрелого социализма. - Л.: Лениздат, 1983. - 144 с.

132. К о н о в а л о в Б.Н. Комплексный подход в научноатеистическом воспитании.- М.: Знание, 1982. - 48 с.

133. К о н о в а л о в Б.Н., Н о в и к о в Б.И. Человексвободный от религии.- Тула: Приок.кн.изд-во, 1977.108 с.

134. К о р о т к о в Н.Д. Социальный аспект проблемы чело- 196 века в религиозной философии. - Киев: Наукова думка, 1978. - 284 с.

135. К о с т е н к о Н.А. Атеизм к нравственность: Рольнаучного атеизма в формировании коммунистической нравственности. - М.: Шсль, 1982, - 175 с.

136. К о с у х а П.И. Научный атеизм в системе духовныхценностей социализма.- Киев: Вища школа, 1983.- 72 с.

137. К о т о в О.В., Р о г а ч е в М.Б. "В бога не верю... "Молодежь: религия и атеизм. - Сыктывкар: Коми кн,изд-во, 1984. - 93 с.

138. К р а в ч е н к о И. И, Научно-техническая революцияи кризис религии. - М.: Знание, 1976, - 64 с.

139. К у в е н е в а В,М, Критика ревозионистской фальсификации научного атеизма. - Киев: Политиздат Украины, 1983. - 159 с.

140. К у д р я ш о в Т.Е. Кризис религии, - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, I98I. - 112 с.

141. К у р о е д о в В.А. Религия и церковь в советскомобществе, - М,: Политиздат, 1984. - 256 с.

142. К у р о ч к и н П,К. Научно-атеистическое воспитаниев системе идеологической работы, - М.: Знание, 1980. 64 с.

143. Л а м о н т К. Иллюзия бессмертия. Пер. с англ. 2-еизд. - М.: Политиздат, 1984. - 286 с,

144. JD; и в ш и ц Г.М. Религия и церковь в истории общества. - Минск: Вышейшая школа, 1980, - 351 с.

145. Л и в ш и ц Г.М. Критика В.И.Лениным идеализма и религии /Науч. ред. А.А.Круглов/. - Минск: Наука и техника, 1983. - 280 с. - 197

146. Л о с е н к о в В.А. Социальная информация в жизни городского населения: Опыт социол. исследования. - Л.: Наука, 1983. - 102 с.

147. М а г о м е д о в A.M. Естествознание против идеализма и религии: Критика мировоззренческих основ фидеизма в современном естественнонаучном познании, - Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1982."235 с.

148. Б у к и н а И.Н. Научно-техническая революция и религиозная ориентация личности. - В кн.: Научно-техническая революция и личность. Л., 1982, с.85-95.

149. Б а б о с о в Е.М. П р о к о ш и н а Е.С, Реальныйсоциализм и утверлщение атеистической убедценности. В сб.: Научный атеизм и атеистическое воспитание. Вып.

150. Минск: Беларусь, 1983, с.3-23.

151. Г а р а д ж а В.И. Научно-технический прогресс и кризис католической теологии. - В кн.: Религия в век научно-технической революции. М.: Политиздат, 1979, с.84-112.

152. Г о л о в е Ё В,М. Научно-технический прогресс и секу^ляризация религиозного сознания. - В сб.: Вопросы атеизма, вып.13.- Киев: Вища школа, 1977, с.90-97.

153. И в а н е н к о С И . Критика современных религиозныхвоззрений на научно-технический прогресс. - В кн.: Молодежь и назгчно-технический прогресс. М. ,1982, 0.97-98.

154. К о м а р о в В. Религия, человек, наука. - Политическое самообразование, 1982, 1Ь 5, с.68-75.

155. К р а в ч е н к о И.И. Современное научное познание икризис религии, - В сб.: Вопросы научного атеизма, - 205 ВЫП.26. М., 1980, с,91-93.

156. К у д а й б е р г е н о Б Б.Н. К вопросу о сущностипонятия "секуляризация" в условиях современного научно-технического прогресса. - В кн.: Калмщкая АССР в условиях развитого социализма. Элиста,1978, с.163-173.

157. К у р о ч к и н П. Убежденность. - Наука и религия,1980, Jt^ I, с.2-5.

158. М о с к а л е н к о В., Ш и ш к и н А. НТР и религиозное сознание. - Наука и религия, 1978, }h 4, с.52-55.

159. М ч е д л о в М.П. О современных процессах в религии.- Вопросы философии, 1984, В 2, с.141-155.

160. Н е ч и т а и л о З.Ф, Несостоятельность религиозногоистолкования отрицательных последствий НТР. - В сб.: Вопросы атеизма, вып.14. Киев, 1978, с.107-114,

161. О н и щ е н к о А.С. Актуальные задачи атеистическойработы. - В кн.: Организация и методика атеистической работы. Киев, 1982, с.7-44.

162. О в ч и н н и к о в Ю.А. Марксизм-ленинизм и научнотехнический прогресс- Вопросы философии, 1983, Hi 5, с.24-33.

163. П и щ и к Ю.Б. Религия против науки: история и современное состояние конфликта. - В кн.: Актуальные проблемы истории религии и атеизма. Чебоксары, 1982, с.59-73.

164. С о л о в ь е в B.C. Взаимосвязь научно-атеистического воспитания и развития духовной культуры. - Информационный бюллетень Ин-та научного атеизма,1977, № 17, с.92-94.

165. Т а н ч е р В.К. Становление мировоззрения. - Наука ирелигия, 1982, № I , с.23-26, В 3, с.21-23. - 206

166. Т а н ч е р Б,К. О повышении эффективности научноатеистической пропаганды, - Научный доклад высшей школы. Научный коммунизм, 1982, В I, с.81-84.

167. Ускоряя шаги пятилетки. Об итогах выполнения Государственного плана экономического и социального развития СССР в 1983 году. Сообщение ЦСУ СССР. - Правда, 1984, 29 янв.

168. Ф и л и м о н о в Э. Проблемы атеистического воспитания молодежи. - В сб.: Молодежь, религия, атеизм. /Сост.Ю.А.Кимелев/. М., 1984, с.64-75.

169. Ф е д о с е е в П.Н, Научно-техническая революция иборьба двух общественных систем. - В кн.: Социология и современность. М., 1977, т.1, с. 10-77

170. Х а р а х о р к и н Л.Р., К р е н д е л е в а I.A.Модернизация современным русским православием христианской концепции труда. - В кн.: Критика религиозного модернизма. I., 1978, с.35-39,

171. Ц у р к а н И.М. Социальный прогресс и^атеизм. - Бкн.: Вопросы комплексного подхода к научно-материа- 208 ма; Автореф. дис. ...доктора филос.наук.- Киев, 1982.37 с.

172. Б а ж а н о в а И.М. Критика православно-богословскойинтерпретации социальных явлений: Автореф.дис. ...канд. филос.наук. - Л., 1983. - 18 с.

173. Г о л я к В.А. Социалистический труд как фактор формирования научно-атеистического мировоззрения: Автореф. дис. ...канд.филос.наук. - Киев, 1983. - 24 с.

174. Г о р т о п а н Н.А. Утвервдающая сущность научногоатеизма: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. -Кишинев, 1982. - 25 с.

175. Д у б о в е н к о Н.Ф» Проблемы формирования научноатеистического мировоззрения современной рабочей молоделш: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. -Киев,I98I.-21с.

176. Д м и т р и е в а Л.М. Формирование научно-материалистического атеистического мировоззрения учащихся профессионально-технических училищ: Автореф. дис. ... канд. ф11яос.наук. - Л., 1980. - 24 с.

177. К л ю е в а Т.А. Христианское сектантство в условияхурбанизации: Автореф. дис. ... 1санд.филос.назгк. -М., 1980. - 21 с.

178. К о л е м а с о в а Н.Х. Формирование атеистическогомировоззрения студенческой молодежи в период современной НГР: Автореф. дис. ... канд.филос.наук, - Ташкент, 1975. - 23 с.

179. К р е н д е л е в а Л.А. НТР и преодоление религии вусловиях развитого социализма в СССР: Автореф, дис. ... канд.филос.наук. - Л., 1977. - 19 с.

180. К у д а й б е р г е н о в Б.К. Научно-техштчесгай- 207 листическому атеистическому воспитанию жителей села. Кишинев, 1980, с.180-186.

181. Ч е р н я к В.А. Атеистическое значение нового отношения к труду. - В кн.: НТР и духовный мир человека, Алма-Ата, 1979, с.335-349.

182. Ч е р н я к В.А. Опыт интервальных социологическихисследований атеизма рабочего класса. - В сб.: Вопросы научного атеизма, вып.26. М., 1980, с.178-191.

183. Ш и н к а р у к B.I. Науково-технхчна революцхя - переворот у продуктивних силах суспхльства. - В кн.: Фхлософсько-соц10лог1ЧН1 проблеми сучасно! науково-техН1ЧН01 революц!!. Ки1В, 1976, с,13-74.

184. Ш и н к а р у к В.И. Диалектический материализм - методологическая основа научного атеизма. - В кн.: Атеизм и религия в борьбе идей. Киев, 1975, с.53-69.

185. Ш у д р и к И.А. Влияние НТР на преодоление религиозности в условиях развитого социализма. - Вестник Харьков,политех. ин-та, 1979, №149,философия, Бып.б, с. 45-49.

186. Я р т и с ь А.В., С т е ц е н к о B.I, Радянськийcnoci6 життя - об"ективна основа формування науковоатехстичного свхтогляду трудящих. - BICHHK ЛЬВХВ.ун-ту. Серхя сусп1льних наук, 1979, вып.15, с.119-127.

187. Я х ш и л и к о в М. НТР и ее влияние на формированиенаучно-атеистического мировоззрения трудящихся, - В кн. Проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения в социалистическом обществе. Самарканд,1980,с.II-I6. 5, Авторефераты

188. А п т е к м а н Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в обществе развитого социализ- 209 прогресс и религия в современном капиталистическом обществе: Автореф.дис. ... канд.филос.наук. -М., 1979.16 с.

189. Н о с о в и ч В.И. Сущность, структура и функции религиозной психологии: Автореф.дис. ... доктора филос.наук. - М., 1983. - 39 с.

190. П а в л ю к В.В. Особенности формирования эволюции ипреодоления психологического комплекса современного религиозного сознания: Автореф. дис. ... канд.филос.наук. - М., 1980. - 21 с.

191. Ф и л и с т Г.М. Процесс урбшшзации и его влияние наформирование атеистического мировоззрения: Автореф. дис. ... канд.филос.наук. - Л., 1979. - 19 с.

192. Я р о ц к и й П,Л, Современный иеговизм: философскосоциологический анализ идеологии и обыденного религиозного сознания: Автореф. дис. ... доктора филос наук, М., 1980, - 50 с.

193. Я х ш и л и к о в Ж. Роль научно-технической революции в формировании научно-материалистического атеистического мировоззрения колхозного крестьянства в условиях развитого социализма: Автореф. дис, ... канд. филос. наук. - Ташкент, 1982. - 20 с.

194. Материалы конкретно-социологических исследований

195. Материалы конкретных социологических исследовшшй Института общественных наук АН УССР, ф.1, оп.1, д.35, л.12, 17, 49, 50, 136, 144, 149, 176.

196. ЖСИ ИОН, ф.1, оп.1, д.24, л.28.

197. ЖСИ ИОН, ф.1, оп.1, Д.27, л.20.- 210 "

198. МОИ ИОН, $.1. 0П.1, Д.36, л.18.65. МКСИ ИОН, т,45. л.4-5.

199. ЖСИ Института философии АН УССР, т,45, л.17, 24, 45,67. ЖСИ ИФ, T.I6, Л.27.

200. ЖСИ по изучению эффективности атеистической работы/анкета для пропагандиста/ в Киевской обл., 1977, оп,5, л.Х, C.I,

201. ЖСИ Института философии АН УССР в г.Ивано-Франковске,т.45, л,1-2, 610. ЖСИ ИФ ИФ, Т.47, Л.31.

202. Текущий архив Тернопольского производственного объединения "Ватра" имени 60-летия Советской Украины, ф,4, 0П.1, д.5, л.6. 7, Религиозная литература

203. Архиепископ В л а д и м и р , Экклезиология в русскомбогословии в связи с экуменическим движением. - Богословские труды, М.: Изд-во Московской патриархии, 1980, № 21, с.157-170.

204. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета, - М.: Изд. РЛоскоБской патриархии, 1968. 1370 с.

205. Б ы ч к о в А,М, Отчетный доклад о деятельности ВСЕХБза I970-I974 годы,- Братский вестник,1975, Ж , с,21-57.

206. Б ы ч к о в A.M. Отчетный доклад ВСЕХБ 42-му Всесоюзному съезду ЕХБ. - Братский вестник, 1980, А^1-2, с.14-36.

207. В.К. "И на земле мир". - Братский вестник, 1972, № I,с.5-7.

208. Всемирная конференция "Религиозные деятели за спасениесвященного дара жизни от ядерной катастрофы". Обращение к руководителям и последователям всех религий, - Журнал Московской патриархии, }h 6, 1982, с. 19-22.

209. Г о р д е е в И. Жертвенное служение русских афонскихмонахов. - Журнал Московской патриархии, 1974, ih 8, с.56-60.

210. Доклад на пленарном заседании 6 июня 1977 года. - Журнал Московской патриархии, 1977, }Ь 8, с.34-42.

211. Доклад президента ХМК митрополита Ленинградского иНовгородского Н и к о д и м а , - Журнал Московской патриархии, 1973, В 8, с.32-38.

212. Епископ В е н и а м и н Мшюв/, Преподобный СимеонНовый Богослов о цели христианской жинни, - Журнал Г^сковской патриархии, 1980, ih 3, с.63-77,

213. З а б о л о т с к и й Н.АДрирода и человек, - ЖурналМосковской патриархии, 1972, I 4, с,44-49.

214. З а б о л о т с к и й Н.АГСлава в вышних Богу, и наземле мир в человецех благоволения". - Журнал Московской патриархии, 1974, У? 7, с.26-34.

215. З а б о л о т с к и йН,АРазвитие в совершенствованииэкуменическая тема? - Журнал Московской патриархии, 1979, Ве, с.57-62.

216. З а б о л о т с к и й Н,А, Диакония и социальная ответственность церкви. - Журнал Московской патриархии, - 212 1979, ^ ^ 8, с.62-65.

217. З а б о л о т с к и й Н.А. Общество будущего - справедливость, всеобщее участие и жизнеустойчивость. Журнал Московской патриархии, I98I, И^ I, с.61-69.

218. Заявление глав церквей и религиозных объединений Советского Союза. - Братский вестник,1984, Щ , с.39-42.

219. Иеромонах А в г у с т и н /Йикитин/. Православноеучение о примирении между богом и человеком. - Богословские труды. М.: Изд-во Московской патриархии, 1988, _^ 18, C.I88-223.

220. И.М. Будущность верующих. - Братский вестник, 1984,_}Ь I, с.30-32.

221. К а р е в А.В. Образы Христа в Новом Завете. - Братский вестник, 1977, № 4, с.41-50.

222. К знаменательному юбилею в жизни Русской ПравославнойЦеркви: 988-1988. - Журнал Московской патриархии, 1982, № I, с.5-8.

223. Консультация "Паке Кристи интернационалис". - ЖурналМосковской патриархии, 1980, !^ II, с.37-45.

224. Л о с с к и й В.Л. Очерк мистического богословияВосточной церкви. - Богословские труды, М.: Изд-во Московской патриархии, 1972, В 8, с.7-129.

225. М и р о н о в и ч И.Ц. О богословских воззренияхмитрополита Никодима, - Богословские труды. М.: Изд-во Московской патриархии, 1979, В 20, с.5-15.

226. Митрополит А л е к с и й . Христианский взгляд на экологическую проблему, - Журнал Московской патриархии, 1974, 1^ 3, с,43-48. - 213

227. Митрополит А л е к с и й . В силе святого духа - служение миру. - Журнал Московской патриархии, 1980, № 2, 0.62-66.

228. Митрополит Н и к о д и м /Ротов/. Иоанн Х Ш , папаРимский. - Богословские труды. М.: Изд-во Московской патриархии, 1979, )^ 20, с.83-241.

229. Митрополит И и к о д и м . Речь на юбилейной сессииСоветского Комитета защиты мира. - Журнал Московской патриархии, 1967, № 12, с.36-38.

230. Митрополит Пражский Д о р о ф е и . Неизгладимые впечатления. - Журнал Московской патриархии, 1974, В 4, C.47-5I.

231. М и ц к е в и ч А.И. О воспитании верующих в правильном отношении к своим христианскигл обязанностям. Братский вестник, 1974, В 4, с.54-59.

232. М и ц к е в и ч А.И. Христианин и общество. - Братский вестник, 1979, № I, с.36-40.

233. Ответы Святейшего Патриарха П и м е н а на вопросыАПН.- Журнал Московской патриархии, 1983, Ш, с.2-5.

234. Патриарх П и м е н . Поздравление с 60-летием ВеликойОктябрьской социалистической революции. - Журнал Московской патриархии, 1977, Г^ 12, с.4-5.

235. Патриарх П и м е н . Речь на заседании Советского Комитета защиты мира. - Журнал Московской патриархии, 1977, 1^ II, C.36-4I.

236. Патриарх П и м е н , Слово на открытии конференции.Речь на приеме в честь участников конференции^ - Журнал Московской патриархии, 1979, № I, с.34-37.

237. Протоиерей Б л а г о в е щ е н с к и й И. О царстве- 214 Божием. - Журнал Московской патриархии, 1979, ^Ь 3, с.76-79.

238. Протоиерей К р а в ч е н к о А, Служение церхсви длясправедливости в мире. - Журнал Московской патриархии, 1979, В II, C.48-5I. 738. npOToiepefi Михахл В и ш н я к о в . Слово на Великдень, - Православний в!сник, 1977, В 4, с.14-16.

239. Протоиерей Резухин А. О деятельной вере /Слово в неделю 7-D по пятидесятнице/. - Журнал Московской патриархии, 1980, }!> 12, с.38.

240. Протоиерей С о к о л о в с к и й П. Христианство, вреволюции. - Журнал Московской патриархии, 1967, № 9, с.34-40.

241. Речь иштрополита Киевского и Галицкого Ф и л а р ет а , Патриаршего экзарха Украины, при вручении диплома доктора богословия Прешовского богословского ф-та 20 мая 1980 года. - Журнал Московской патриархии, 1980, 1. 10, с.41-48.

242. Свидетельство и служение. Основной доклад X Генеральной Ассамблеи Синдесмоса. - Журнал Московской патриархии, 1980, В II, с.47.

243. Слово на Пассии. - Журнал Московской патриархии, 1980,В 3, с.36-38.

244. С м и р н о в В. Возбранный России воевода. - ЖурналМосковской патриархии, 1980, № 4, с.48-55.

245. С п е р а н с к а я Е. В борьбе за "землю живых".Журнал Московской патриархии, 1980, № 8, с,41-43.

246. Т р о и ц к и й Г. Социальное служение христиан и богословие революции. - Журнал Московской патриархии, - 215 1969, В II, с.36-40.

247. Т я р к О.А, Послание к Ртишнам. Глава 6. /Продолжение/. Второе послание апостола Петра. Глава 3, /Окончание/. А.И.Мицкевич. - Братский вестник, 1973, № 3, с.53-62.

248. Ш и м а н с к и и Г. О православной молитве. - ЖурналМосковской патриархии, 1969, В 6, с.64-68.

249. Экуменическая молитва. - Журнал Московской патриархии,1979, № 5, с.64-65,