автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Обоснование внешней политики Египта в царских надписях XVIII династии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Дейнека, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Обоснование внешней политики Египта в царских надписях XVIII династии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Обоснование внешней политики Египта в царских надписях XVIII династии"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ ИНСТИТУТА ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН

На правах рукописи

ДЕЙНЕКА Татьяна Александровна

ОБОСНОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕГИПТА ' В ЦАРСКИХ НАДПИСЯХ XVIII ДИНАСТИИ

Специальность 07.00.03 - всеобпая иотория

Автореферат диссертации на соискание ученоп степени кандидата исторических нау;<

Москза - 1992

Работа

выполнена в секторе Древнего Востока Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН

Научный руководитель - ведудий научный сотрудник, доктор исторических наук Е.С.Богословский Официальные оппоненты:

доктор исторических наук В.А.Якобсон кандидат исторических наук А.О.Большаков

Ведупая организация — Институт всеобвей истории РАН

Запита состоится "26" июня 1992 г. в </3 часов на заседании специализированного совета Д.003.01.Об по заците диссертаций в СПб. филиале Института востоковедения РАН по адресу: 191065. Санкт-Петербург. Дворцовая наб., 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПб. филиала Института востоковедения РАН

Автореферат разослан ZZ vsU&J) 1992" г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Проблема империи начинает привлекать внимание востоковедов с конца 70-х гг. Советские исследователи И.М.Дьяконов и В.А.ЯкоБсон разрабатывают теорию, согласно которой империя на Древнем Востоке представляет собой определенный зтап обцественного развития. Эта теория в основном базируется на анализе ассирийской и персидской государственных структур, которые и рассматриваются как первые империи древности.

Характер некоторых других сходных государственных образований, в частности, Египта эпохи Нового царства, остается невыясненным. Вопрос о том, иок-но ли рассматривать Египет этого времени как империю, довольно много дискутировался в историографии» но специальных монографий, посвященных этой проблеме, так же как однозначных выводов, нет.

Цели и'задачи исследования. В настоящей работе не ставится задача всестороннего анализа египетской империи. Ее цели - установление самого Факта существования империи в Египте, выделение основных этапов ее развития и, главное, рассмотрение развития во времени официальной (т.е. зафиксированной в царских текстах) системы предстап-ленип о внешней политике Египта.

Хронологические рамки работы охватывают период XVIII династии (XVI -XIV вв. до н.э.) ~~ отрезок времени, достаточно однородный с точки

^ Дьяконов И.П., Якобсон В.А. "Ноковне государства", "территориальные царства", "полисы* и "империи". Проблемы типологии // В ЛИ. 1982. N 2 . С . 3 -1 б .

зрения культурного развития» ключевой для поминания египетской империи (поскольку это было время ее отановления и первого расцвета) и, о то же время, наименее изученный специалистами» занимавшимися египетской' политической идеологией вообпе

и, в частности, анализом фразеологии царских над-2

писей .

Научная новизна работы определяется тем, что впервые делается попытка параллельного рассмотрения .изменений политической ситуации, обусловленных ими идеологических сдвигов и литературных форм (моделей'^), приспособленных для раскрытия той или иной тематики, связанной с деятельность!) царя. Анализ строится не на "каталогизировании" фразеологии текстов - прием, наиболее часто использовав-

4

шийся в исследованиях подобного рода - но на

2 •

"Работы по XVIII династии: Hornuns Е. Zur geschichtlIchen Rolle des Königs in der IB. Dynastie // HDAIK. 1957. Bd 15. S.120-133: Spalinser A. J. Aspects of the nilitary documente of the ancient Egyptians. New Haven - L.. 1982: Lorton D. The Juridical terminology of international relations in Egyptian texts through dynasty XVIII. Baltimore - L., 1971s idem. Terninology related to the laus of uarfare in Dynasty XVIII // JARCE. 1973. V.10. P.53-68.

3 Термин Спзлинхера - Spalinger. Aspects...

Fassim.

4

См., например: Blumenthal E. Untersuchungen zun ägyptischen Königtums des Mittleren Reiches. Die Phraseologie. В., 1970; Grimai N.-Chr. Les terBPE de la propagande royale égyptienne de la XIXe dynastie à la conquête /Alexandre, P., 1986.

подходе к тексту как к целостной структуре, на сопоставлении между собой текотов одной модели и попытке зафиксировать и объяснить возниковение новых моделей.

Методологическую основу работы составляют концепция дискурса, "диалога текстов", введенная в

Ч g g

египтологии Я.Ассманок . и теория Г.Фехта , согласно которой египетские текты представляют собой сложнуп иерархическуи структуру (основанну» на метрическом членении и принципе параллелиана) соподчиненных друг другу, логически "рифмующихся" строк, строф, "песен", глав и т.д.

"Метрический анализ" Фехта позволяет выделить в текстах структурные части и, в пределах отдельных частей, куски, несущие основную смысловую нагрузку, т.е. дает возможность сопосавления надписей, относящихся к одной литературной модели.

Ассмановская концепция дискурса, предполагаю-пая обусловенность появления некоторых ("эксплицитных" , т.е. связанных с теоретическими рассух-дениями, жанров) общественными изменениями, ситу-

^ Assraann J. Ägypten: Theologie und Frön — raiskeit einer frühen HochUultur. Stutt-aart - D. , 1904; idem. Re und Anun. Die Krise des polytheistischen Weltbilds in Xsypten der lß.-20. Dynastie. Freiburg - Göttingen, 1983.

Fecht G. Die Form der a1täsyptisehe Literatur: Metrische und styl Istische Analyse // ZAS. 1964. Dd 91. S.11-63: 1965. Bd 92. S.10-32: idem. Literarische Zeugnisse zur , "periön 1 i chen Frömmigkeit" in Ägypten. Analyse der Beispiele айв den ramessidisehen Schuipapyri. 1. Abh. Hei delbers. 1965.

пцияни кризиса прежних идеологических ценностей, применялась ее автором в основном в отношении религиозной литературы. В данной работе общие принципы ассмановского подхода впервые были перенесены на сферу царских 'политических" надписей и использованы для анализа эволюции литературных моделей.

Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших дискуссиях относительно характера общественного строя и идеслогии Египта эпохи Нового царства и характера древневосточных империй вообще, при разработке отсутствующей■пока в египтологии концепции литературного жанра, при чтении обцмх и специальных курсов по истории, литературе и текстологии Древнего Египта, при составлении учебных пособий.

В приложении к работе даются 50 метрических схем важнейших царских "политических" надписей XVIII династии. Они Углубляют и в ряде случаев модифицируют понимание этих текстов.

Апробация выводов диссертации. Материалы и основные выводы работы были представлены в качестве статей и докладов в секторе Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН С19В8 г.), в секторе Древнего Востока

-1

Института востоковедения РАН (1990 г.) и на Шам-поллионовских чтениях в Москве (1991 г.). Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании сектора Древнего Востока Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения•РАН.

Источники. В качестве основных источников были выбраны царские тексты, образующие верхний, "официальный" плас-.т египетской идеологии, содержащие рассуждения о внешней политике Египта и/или качествах царя кгк военного пр2дводителя. Деталь-

но рзссиатривоютоя только такие памятники, которые, в силу их хором eft сохранности, могут быть подвергнуты метрическому анализу.

Для корректировки полученных таким образом данник были привлечены и другие, дополнительные! источники. Это, зо-первнл, надписи крупмнх вель-мох, либо даяние объективное продстазлеие о реалиях управления завоеванными территориями (надпиои Инени и Хор-мени начала XVIII династии, Мин—месу и Рехмира времени Тхутноое III, Мери-мсзсу и Ха-емха времени Лменхота III, Майи времени Тутакхо-муна), либо содержащие оригинальные концепции mie-инеполитичеоких отноаенип ("Повесть Синухс" и стола Хора времени Сенвосре I, надписи мемфисской гробницы Харемха). Частично привлекаптся также письма ханаанейскнх князей из амарнокого архива и гробничные надписи из Ахетатона. Последние, в силу своей зависимости от официальной идеологий, позволяют лучше понять царские тексты времени Зхнейота. Во-зторых. в последней главе рассматриваются царские надписи, образуйте "массовый фон" анализировавшихся ранее памятников: надписи египетских храмов на территории Нубии, состоящие в основном из имен и эпитетов почитавшихся там египетских бо-зееств. а также фрагментарные либо очень краткие надписи о военных походах.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка литературы и приложения, содержащего метрические схемы текстов.

Материал рассматривается в хронологическом порядке, в главе I - по периодам (начало, середина и конец XVIII династии), в главах II - III - по тем усе периодам и, внутри них, по правлениям от-

дельных форвонов, в главе IV - также по периодам» внутри которых выделены правления Хашепсове: Тхутмосе III и Аненхотпа II (вместе); Тхутиосе IV. По0ле разделов, посвященных отдельным периодам, а также в заключительных частях глав имеются выводы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении формулируются цели работы, обосновывается ее структура, отбор источников, рассматривается историография (поскольку специальных работ, посвященных царской идеологии XVIII династии, почти нет, анализируются в основном методологические подходы в исследованиях подобного рода по другим периодам египетской истории), ставится вопрос о границах применения методики Фехта и способах верификации полученных реультатов.

Глава I 'Египетская империя и этапы ее развития" начинается с обзора существующих точек зрения по проблеме древневосточных империй (концепция И.И.Дьяконова-В.А.Якобсона, взгляды ассириологов М.Т.Ларсена, С.Н.Айзенитадта. С.Франкенштейна, Р. Мак Адамса, египтологов К.Зибелиус-Кен, В.Адамса, Дж.Вайнштайна, В.Хелка, Р.Гундлаха, Б.Кемпа, П.Дх. франдсена и других).

Отсутствие общепринятой концепции империи заставляет пойти по пути выработки "синтетической", предварительной гипотезы, согласно которой древневосточная империя представляет собой систему контроля над несколькими инокультурными территориями и является этапом общественного развития, которому обязательно предшествует создание "территориального" государства. Ее основные признаки - 1) наличие постоянно действующей системы экономической эксплуатации территорий и 2) обеспечение политической

отабкльноотн плаотн путем оотвУАНичеотпа о неот-поп элитой или создания попой, инонациональной ал? министрации. Возникноапкие империи бывает обусловлено резким возрастанием экономических потребностей обцества, которое может быть связано с экономическими и/или социальными факторами.

Рассмотрение в свете этой гипотезы истории египетского обцества включает краткий обзор внешнеполитических событий периодов Раннего - Среднего царств. Если государственный строй Египта в эпоху Раннего и Древнего царства однозначно не подпадает' под определение "империи'", то вопрос о характере взаимоотношений Египта с Нубией в эпоху Среднего царства оказывается более сложным. О этот период совершаются частые военные походы, в результате которых не только устанавливается новая граница ниже вторых нильских порогов, по создается сеть египетских крепостей с военными гарнизонами, эксплуатируется минеральные ресурсы Нубии, причем к работам привлекается и местное население . В работе высказывается предположение о доянперскоЯ или "квазиимперской" стадии развития египетского обцества в этот период, когда власть над зависимыми территориями (не только нал Нубией, но также над ханаанейским городом Виблом) была "дискретной" (т.е. существовавшей внутри построенных египтянами крепостей) и выражалась не в управлении местным населением, а в контроле над территориями, возможности организовывать экспедиции для

^ Cm., ococehho, Berlev O.D. A social experiment in Nubia during the years 9-17 of Sesost-ris I // Labor in the Ancient Near EastJ. New Haven, 19B7. P.143-157.

аивооа не попользовавшихся местными жителями рудных богатств страны.

Начало XVIII династии (период Ахиосе - Хо-шепоове) характеризуется крупными военными завоеваниями в Нубии и Ханаане, появлением постоянной администрации в Нубии (должность "царского сына (Коша)", учрекденнаая, возможно, еае при Камосе), первыми упоминаниями постоянных — ежегодных - поступлений из Коша (надписи Инени времени Хапепсо-ве и.стела.Хор-мени, которую, по палеографическим данным^ также можно отнести к этому периоду), строительством на территории Кова крепостей и храмов. Во взаимоотношениях Египта с Азией экономический интерес не играл определявяей роли: походы носили .частично карательный ("месть" гиксо-сам ). частично грабительский характер, контроль над завоеванными территориями был очень непрочен и должен был подкрепляться регулярными демонстрациями военной силы.

Этот период можно считать "прологом", периодом генезиса египетской империи, сама хе империя складывается в ходе реформ Тхутмосе III, когда и в Нубии и в Ханаане была введена египетская система налогообложения ( налог на урожай и поставки зерна из царских имений — smw: налог на неземледельческую продукцию - ЬЗки; "подарки" местных князей - jnw, вероятно, соответствовавшие отчислениям с доходов крупных египетских чиновников - s3Jjt), была введена должность царских наместников в Ханаане и создана система личного вассалитета, связы-

g

См.: Weinstein J. The Esyptian enpire in Falestine: a reassesseraent // BASOR. 19B1. TP 241. P.l-10.

aaDocro узами клятвы нубийских и ханаанейоких князвй с правившим фараоном. Однако в первый период существования империи (Тхутмосе III - Тхут — носа IV) власть над Ханааном оставалась непрочной, местные князья постоянно восставали, частично из-за того, что еще не смирились со своим зависимым положением, частично же подстрекаемые полити-

I

ческими соперниками Египта - Питании, Тунипом и Кадошем.

Второй период, период расцвета египетской империи. начинается со времени Аменхотпа III и заканчивается правлением Харемха. . _

К этому времени происходит перелом в отношении правящей элиты завоеванных стран к египетской власти, связанный с ослаблением или разгромом основных противников Египта, невозможностьи для карликовых ханаанейских государств осуществлять самостоятельную политику (Египет являлся для них гарантом политической и. частично, также ¡экономической стабильности), а также так imh субъективными факторами, как тяга этой элиты к более оысокой египетской культуре и "уровню жизни" и отсутствие с еги- , петской стороны дискриминации в отношении тех иноземных подданных, которые готовы были сотрудничать с фараоном. В это время местная элита по-судеству превращается в египетскую администрацию, осуществляющую политику фараона и отчитывающуюся перед ним d своих действиях.

Система экономических повинностей, сложившаяся в предшесвующип период, не только сохраняется (о чем свидетельствует, например, надпись Хаямха, согласно которой территория Египта распространялась "начиная от земли этой Коша, кончая -раницей Наха-рины (= Питании)" й на всем этом пространстве дей-

ствовала единая система налогового обложения), но возрастает вмешательтво центральной власти в экономическую жизнь провинций (освоение районов золотодобычи в Нубии, строительство там же новых городов и храмов и организация сельскохозяйственного производства по египетскому образцу, расвиреиие площадей царских имений в Ханаане), происходит экономический обмен между.частями государства.

Глава II ""Властитель всего, что окружает солнечный диск"» притязания Фараона на мировое господство б свете обпей концепции царской власти" по-свяаена анализу текстов, относящихся к литературной модели "славословий", которая может быть самостоятельной или входить как составная часть э более "крупные" модели: надписи о военных походах, строительные, коронационные надписи и др. Славословия царе как литературная модель появляются в эпоху Среднего царства, после кризиса Первого переходного периода, вызвавшего к жизни дискурс, обосновывавший право фараонов на власть.

Сравнительный анализ метрических структур славословий показал, что несмотря на кажущееся однообразие и обязательный набор тем: божественное сы-новство, обязательства царя перед богами (и подданными), характер отношений, связывающих царя и богов, сферы царской деятельности, определение в географическом, правовом и других планах объема власти фараона - их смысловая наполненность очень быстро меняется, иногда по нескольку раз в пределах одного царствования, за счет смещения акцентов, преимущественного внимания к тек или иным вопросам, порядка их рассмотрения.

Идея господства Фараона над всеми странами, .известная со времени Древнего царства по эпитету

фараона и богов "владыка чужеземных стран (всех)", иконографическому мотиву избиения иноземцев, некоторым другим данным, не находит отражения в царских славословиях Среднего царства, т.е. не включается в этот период в набор канонических представления о царскоп власти. Формула "властитель вов-го, что окружает солнечный диск" появляется в правление Сенвосре I (строительная надпись 3 г.). В этом тексте, однако, ничего не говорится о внешнеполитической активности Фараона и Формула моясет подразумевать просто власть над Египтом (так же, как в текстах Неферхотпа и Рахо-па» фараонов Второго переходного периода). В другом смысле, возможно, она употреблена в надписях чиновников Сенвосре I - "Повести Синухе" и стеле Хора. Соответствующие структурные части надписей посвяиены именно внешнеполитической деятельности Фараона и пропагандируют идею добровольного сотрудничества иноземцев с Египтом. Эти тексты, однако, являются, исключением и их идеи но находят продолжения о позднейшей традиции.

С начала XVIII династии, с правления Ахмосе, Формула "властитель всего, что окружает солнечный диск" становится обязательным компонентом всех царских славословий и псегла употребляется а гсоноя связи с мотивами покорения других стран и/или их "приноиенип" -фараону. С этого момента ми мохом говорить об оформивпепся концепции мирового господства .

Для славословий начала XVIII династии характерна ярко выраженная ненависть к иноземцам, сисионнал с презрением к ним, мотивами их неизбежного поражения в случае "мятежа" против Египта,

Такое отношение, скорее всего. яаляется следствием освободительной борьбы против гиксосов, тена "неправедности" которых была вполне актуальна еве для Хашелсове (надпись в Спеос Артенидос), а также борьбы с Ковитскин царством, которая завершилась только при Тхутмосе III.

Власть над другими народами обычно понимается как часть наследства, полученного царем от своего божественного отца (исключение - абидосская надпись Тхутмосе I, подчеркиваюавя, что он сам установил новые границы Египта). Большую роль играет концепции "возмещения"! царь получает от богов власть и должен отблагодарить их. строя и обогавая храмы и непременно используя для этого богатства иноземных территорий.

Смысловая наполненность славословия начинает меняться со времени Хамепсиие. Во-первых, дискурс о царской власти все более тесно сливается с религиозным дискурсом. Пытаясь противопоставить что-то распространяющимся идеям "личного благочестия", объективно оедуцим к падению авторитета фараона , царица настойчиво подчеркивает свою особую близость к Амуну. свое "подобие" верховному богу, деятельность под его руководством. Во-вторых, если в надписях начала правления (Легенда о юности Ха-шепсове, карнакская надпись) боги предрекают царице военные победы, а ее отец назван "расширяющим границу Египта", то в более поздних памятниках акцент смещается на мирную деятельность; "открытие путей" в Пунт и другие страны, строительство храмов. заботу о благополучии подданных-египтян. Ха-шепсове не "захватывает", как Тхутмосе I, мировое господство, но получает его -от богов в готовой виде, "и обмен" на свою созидательную активность.

¥

Образование империи при Тхутиооо III при-пело но первых порах не к стабилизации политчас-ко(1 обстановки, но, наоборот, 1С ПРООРОПОНИЙ военных походов в обязательный компонант ПОООйдМООНОП жизни Египта. В идеологической 09ЭР0 атому яопвни» соответствовал гипертро^ироапшшй ннтороо К ЛШШЛЙ доблести и силе фараонэ. этот ИОЭНП мотио о начало 'правления Аменхотпа IX становится гпапнин доказательством права фараона на проотол ("Большая cts-ла* ) .

Параллельно с завоевательными и каратолышмм походами вел процесс организации упраояанмй ио sa воеванных территориях, налаживалось сотрудничестве с местной элитой. Тезис о двойственном oônичьи иО" рекой власти - милостивой э отноаонин египтян И устрапавпс-зестокой для чужеземцог» - был пврсгоона-слен теперь в том плане, что царь карает мятокни-иоо, послушные же подданные}, независимо от опоиП кационольноьтк, находятся под его аапитогь Клпсои-часкня оаракош!эм этой идеи стало орзонониэ царя о 'Сором и Сетом ( "Стоял о^иккса' Тяутмооя IV ) ,

Продолжается "оопорничаотво* парокоп идеологии и "личного блогочсстия". В олпааолопилк царь объп-зляот себя "культовой статуой" н "иороглифом" бога, т.о. посредником нежду богом и людьми, иопол-нитолом и рупором божественной воли. Большее распространение , по сравнения с началом династии, по-лучввт описания "чудес" - случаев непосредственного вмешатольстЕга бога в дела царя - будь то вмешательство о ход военной кампании, или же предсказание будущего воцарения.

Во второй пьриод существования империи, уже при Аменхотпе III, одной из главных тем в славословиях становится тема взаимоотношений царя

и подданных. Решающее значение имеют теперь не воинские доблести царя, но его забота о людях, царь часто характеризуется как "пастырь" подданных, податель пипи и света. В текстах нет противопоставления египтян и неегиптян, противопоставляются лишь лояльные подданные и "злоумышленники"; исключительно против последних обращаются гнев и сверхчеловеческое могущество царя.

В эпоху Анарны сохраняются представления о мировом господстве как обязательном компоненте власти тараона (включая идея божественного сыноаства, концепцию "возмь«1ения", образ царя-'нанестника", управляющего землей для бога). С О г. правления. Эхнейота эпитет "властитель всего, что окружает солнечный диск"' становится постоянным компонентом царской титулатуры Йота (вообще в титулатуру вводились наиболее значимые лозунги-идеи царствова-

9 '

ния )•• "Мировое господство" является в это время

синонимом любящей заботы о подданных, а сам эпите\ понимается в буквальном смысле, как основная характеристика жиоого действующего лица: круговое движение Солнца есть одновременно утверждение мирового господства и созидание жизни.

При Тутанхамуне в текстах вновь появляется .тема воинской доблести фараона, понятная в свете потери части азиатских территорий и начала борьбы Египта с новым сильным соперником - Хеттским государством. , Тем не менее тема заботы «рараона. обо

всех подданных остается основной - после Эхнейота g

Об этом см.: Griaal. Termes... P.637; As-snann. Re und Аюип. S.146; Bonhêne M.-A. Les nome royaux dans l'Egypte de la -troisième période intermédiaire. Caire, 1987. P.253-254.

понятия "зоняя", "земля до края ее", "Египет", "оба берега" употребляются в качестве синонимов, обозначающих империи как едины« организм. При Ха-ремха эта тома даже конкретизируется: в надписи туринской скульптурной группы успешная служебная деятельность будущего «рараона, впаивавшая удовлот-иорение египтян и иноземцев, является одним на

I

главных доказательств его права на престол.

В глаае III ""Список случаев доблести и победи": интерпретация событий военных походов" рассматриваются "военные" надгиси, относящиеся к различным литературным моделям. Разграничение моделея осуществляется по признаку основной темы и наличия адекватной ее раскрытию своеобразной композиционной структуры.

Илеологическое потрясение, связанное с изгнанием гиксосоп из Египта, вызвало к жизни новую литературную модель, которая должна была отразить подвиг Камосе. Воспроизводя основные структурные части "царскоя новеллы"*^ (заседание во дворце, принятие царем репення и его осуществление, дидактическая концовка),, она имела другую тему (поенный поход) н ряд композиционных особенностей (описание нескольких сражений, мотивы военного совета, жестокого истребления противников, военного триунта.и др. ) .

Лля Фараонов начала XVIII династии важно было не столько описание новой завоевательной'политики, сколько ее теоретическое обоснование. Для итоя оа-

10 О "царской новелле" см.: Hernonn Л. Die ägyptische Könissnove11е. Ups,, 1938: Osins J- Kö-nlasnovelle // LA. Bd III. Sp.556-557; Spalinaer. Aspects... P.101-114.

ДОЧИ больше подходила модель "славословия", из надписей же Наносе заимствовались в то время лишь отдельные мотивы, заключавшие в себе "дидектичес-кув* оценку происходядего> интерпретация действий Противнике как "мятежа", презрительное отноиение к чуяооенцам. мотивы вневней представительности <ра-PtlQHO, предреиенности его победы, картины наказания DparOD. V

СяодУйИИй этап в развитии военного повествования починается с всуонской надписи Тхутмосе II. Своообрв DHC темы (бесперспективность мятежа) и структуры (соединение базовой композиции надписи Квмоое, ОООКОДяаея к строительным надписям, но по-оеотвуюивп о поенных событиях, и "славословия")

ПООВОЛЯОТ ОТНООТИ эту надпись к новой модели -1J

Jw,tu ,

В пропленне Ткутмосо III война на короткий промежуток времени становится главной сферой деятельности царя. Новые тсии дискурса о царской вла-оти - материальная выгодность поиодо0 и доблесть царя — трактуются вначале о рпмках "славословий" и посвятительных надписей. Идет накопление новых эпитетов, частично передавай* уже но "ролнсыг»"*2, о индивидуальные, личностные качестве царя. В тоо-

11

См.! Spalinser. Aapects... Pasein.

12

О ролевых" эпитетах царя см.; Hornuni

Е. Geechichte als Fest Ii Hornung E. Geist der

.. . 2 Pharaonenzelt. Zürich - München . 1990. S.147-

163; idea. Politische Plänuns und Realität iia Alten Ägypten // Saeculum. 1971. Bd 22. Ht 1. S.46-58; Assmann J. Politik zwischen Ritual und Dogma. Spielräume polltischen Handeln im pharaonisehen Ägypten // Saeculum. 1984. Bd 35. Ht 2. S.97-114

ретимеские рассуждения о царской власти вклиниваются описания реальных военных эпизодов, списки пленных. Необходимость негатигзмой оценки действия "нятехников" теряет актуальность, и соотпетстпую-яая этой теме модель Jw.tw временно исчезает из египетской литературы.

Новая модель, специально приспособленная для

возвеличивания индивидуальных качеств, заслуг и

побед царя-военачольника, возникает, однако, лишь

в начале 30-х гг. правления Тхутмосе III. Это -

"список случаев доблести и победы" (ормантская

13

надпись, "Анналы", дхебель-баркальская стела , карнакская и мемфисская стелы Аменхотпа II, фрагмент надписи Аменхотпа III из Бубастиса) - модель, возможно, позаимствовавшая некоторые, ранее не использовавшиеся в военном повествовании, черты надписей Камосе (интерес к реальным событиям, мотивы военного совета, сдачи городя, добычи войска,. захвата вражеского гонца). Более важная, структурная черта этой модели - "стремительность" повествования - эффект, достигаемый за счет отказа от иополкаоианип формульных описаний! ирвмвнноп, а но логической связи между эпизодами! пирокого использования абсолютных инфинитивоа.

В правление- Тхутмосе III - Лмонхотпа TI "списки случаев доблгасти и победы" становятся одним из пвдудих литературных направления - они наносятся на стены наиболее значимых храмов, именно в них

13

Спэлинжер отиооит, джеболъ-Зоркпл biiKy» стелу к подели "риторической композиции" (Spalinsar. Aspects... P.202-206). которую я, наряду с анналами, считаю разновидностью "списка случаев доблести и победы".

р'аоокатриваитоя вахнейиие для духовного развития страны проблемы "личного благочестия" фараона, божественного чуда, отношения к иноземным подданным. Однако уже очень скоро, с окончанием периода внешних завоевании, эта модель вытесняется на перифе-рив литературной жизни и затем исчезает. Личная доблесть фараона прославляется ewe какое-то время

: .; г. .

после того, как исчезают факторы, делавшие ее не-' обходимой для общества. Так, фрагментарная надпись Лнеш:отпа III на Бубастиса, видимо, представляла собой описание одного похода, стилизованное под

"список побед"' путем перечисления отдельных сраже-

t

11йй и келких стычек с противником. Еще более показателен в этом плане скарабей Лнеихотпа III в память об охоте на диких быков: события охоты в Фаю-ме описываются по схеме "военной" модели ju.tw, построение же главы II восходит к описания« "малых" походов в "Анналах" Тхутиосе III.

Военные надписи конца династии описывают отдельные случаи подавления мятежей, они устанавливаются за пределами собственно Египта, глобальные проблемы эп/эхи в них не затрагиваются. По структуре большинство атих текстов можно отнести к модели jwr-tw, предназначенной для демонстрации бесперспективности сопротивления фараону, однако в них ощущается сильное влияние "списков победы": события трактуются с "историческом", а не в.мифологическом плане: минимально используются традиционные Формулы и эпитеты; последовательность эпизодов передается путем ."нанизывания" абсолютных мнтинит! bos .

Внимание к теме жестокого подавления мятежа (наиболее характерный пример - надпись Эхнейота из Бу.хена) на первый взгляд возвращает нас к идеоло-

гии начала династии. На самом деля это сходство лииь кажущееся. Гнев фараона обращен теперь не против чуяоионцеп вообще, но против определенной их группы, нарушившей свои обязательства в отнотяет нии Египта. Даже в военных^надпиоях. специализирующихся на рассмотрении конфликтных ситуаций, уга-

. ( ■ » дыпаются черты нового, "космополитического" мировоззрения (мотив мипооердия к побежденный в асуанской надписи Лменхотпа III: выступление в поход по просьбе самих иноземцев, для того, чтобы защитить их от врагов, во флорентийском фрагменте из мемфисской гробницы Харемха).

В конце династии, в правления Эхнейота(1)-Тут-анхамуна-Харемхэ зарождается новый жанр военного повествования — иллюстрированный отчет » в котором слово и изображение имеют одинаково важное, взаимно-дополняющее значение. Сцены второго двора мемфисской гробницы Харемха сохранили графическое изображение концепции двойственного обличья власти царя. "Военный" и "мирный" комплексы изображения противопоставлены друг другу, причем бедственному положению иноземцев, в сценах первого комплекса соответствует их эполне достойный вид во втором (египтяне и иноземцы вместе стоя приветствуют фараона; один из иноземцев имеет при себе кинжал, другие - посохи, знаки высокого общественного ранга).

В главе IV ""Пастырь добрый, бодрствующий для людей всех"; тема -имперского управления в царских надписях" параллельно рассматриваются носко—

14 ..

Термин Бруннера - Brunner Н. Grundzjse

einer Geschichte der а1täayptisehen Literatur.

Darmstadt, 1980. S.98.

лько вопросов:

- представления египтян о статусе завоеванных территорий и их отношение к местному ниселению;

- изображение функционирования египетской административной системы;

- религиозная политика <pupaonoD как косвенное свидетельство о характере .восприятия египтянами внопь присоединенных территорий.

В правление Ахносе - Ткутноон IJ проблема управления новыми территориями получает минимальное освиасние в источниках: определяется их юридический статус ("принадлежность плоти (фараона)" -при Тхутмоое IX), упоминаются основные повинности (Jnw и ЬЗкм). Отношение к иноземцам резко негативное.

Египетские храмы в Нубии строились уже с эпоху Среднего царства. Тогда в них почитались ипостаси египетских бозсеств,' связанные с определенными местностями (Хор владыка Бухена в Бухене, Монту владыка Икенс в Икене=Миргиссо и т.д.). Это были "придуманные" новые боги, без которых построенные

и населенные египтянами нубийские крепости ко МО!—

15 _

ли стать подлинно-египетскими городами . Во время

Второго переходного периода этим богам начало по-

16

клоняться и местное население

В начале XVIII династии религип^иая ситуация

15 "

См.: Aeamann. Aeypten. S.27-35; Cannuyer

Chr. Variations eur la theme de la ville dans les maximes cap ienti a 1 es de l'ancienne Eeypte // CdE. 1989. V.64. Facc.127-128. P.48.

16 См.: Snitlv-H.S. The fortress of Buhen. The Inscriptions. L.. 1976. P.55-56, 73, 76-77. Pl. LXXXI, 1.

в Нубии судоственно не изменилась. Краны вооотаиа-оливались и строились, но с небольшим размахом М из дешевых материалов. Множественность "ну 6 л Леки::" Оогов отражала, видимо, представление о Нубии как о совокупности свмостояте; >них территория. Амун не почитался в храмах, но часто упоминался на стелах, устанавливавшихся за пределами Египта. Это, возможно, было связано с его центральной роль» в концепции, обосновывавшей право фараона на мировое господство.

При Хаыепсове впервые ставится задача управления ({»гр) империей; усиливается интерес к материальным поступлениям в Египет (мотив "открытия" новых земель и их богатств; появление цифровых данных, связанных с поступлениями, а также, понятия "ежегодного налога"). Отношение к чужеземцам становится более благоприятным, чем в начале династии; они снова, как при Сенвосре I, могут мыслиться в качестве получателей "дыхания жизни", даруемого фараоном.

В более широких масштабах, чем прежде, осуществляется храмовое строительство .в Нубии; от этого времени мы имеем перв,ые свидетельства существования в южных провинциях прижизненного культа фарай-на (Каср Ибрин) и храмового культа лмуна (БухеЮт в фактически независимый, но согласно доктрине мирового господства находящийся под властью Египта

i

Пунт посылаютя статуи Хашепсове и имперского бога Лмуна. *" ' ..

В правление Тхутмосе , 111 - Аненхотпа ''П мотй-вы, связанные с имперским управлением, становятся самостоятельной, хотя и не главной темой дискурса о царской власти. В изображениях нубийских святи-

лии и в надписях объясняется и магическим образок закрепляется система повинностей иноземцеа (святилища Тхутмосе III и Аненхотпа II в Каср Ибрин. "Аинапи", джебель-баркальская стела).

Происходит постепенный процесс стирания различий между статусом кителей северных и южных провинций, а также провинций в целом и исконной территории Египта. Ухе при Тхутмосе III иноземцы, ка-кстся, включаются в категории "людей" (nut), иноземные правители воспринимаются как чиновники фараона: они "назначаются (dim)" последним на свои должнооти. Иноземцы информируются о важнейших событиях политической и религиозной жизни страны (джебель-баркальская стела, стелы Аменхотпа II но Элефантино и ,в Амада). Со времени Тхутмосе IV начинаются поиски термина, который мог бы обозначать империю как единый организм - в качестве такого термина (пока неустоявшегося) употребляется слово ~t3" "земля".

Фараоны осуществляют на практике, а также пропагандируют на местах (стелы Аменхотпа II на Эле-фантине и в'-Амада) расширенное храмовое строительство в Нубии. В нубийских храмах наряду с главными локальными богами изображают теперь совокупность божеств основных административных центров этой провинции, а позже, (при Тхутмосе IV) и Египта. Ши-J3OU05 распространение получает культ имперского бога Амуна. со времени Аменхотпа II - также Рз. Некоторые (вновь построенные) храмы специально го-:свяиа»тсл атии йожестпам. Приведенные ©акты свидетельствуют, как кажется, о том, что из культов, связанных с опродела51ными городскими центрами, сложился обценуСияский пантеон; территория, подвластная "царскому сыну Коша", стала воспринимать-

оя как единый в культовом отношении регион, затем - как интегральная часть повп империи.

D конце династии (Лменхотп III - Хпрпнхп) тона устроительной деятельности царя выдвигается на одно из первых мест в царских надписях (наряду с темой его взаимоотношений с богами). Иноземцы упоминаются в благожелательном духе даже в религиозной литературе, включая памятники частных лиц (гимн Лмуну Хора и Сети).

Культ общеимперских божеств (Лмуна. Ра—Харах-тн, в период Амариы - отчасти йота) начинает играть преобладающую роль в нубийских храмах, как во вновь построенных, так и в тех, где традиционно почитались локальные божества. Почти столь же значительную роль играет теперь культ обожествленного правящего фараона и членов его семьи.

D Ханаане не строились египетские храмы (за исключением Библа и, может быть. Газы), но и там, очевидно, велась пропаганда египетских взглядов. Именно от эпохи Амарны до нас доили свидетельства

усвоения сиро-палестинскими князьями египетской 17

идеологии . ,

Усиление культов Амуна и божественной ипостась царя не было, как кажется, политикой, рассчитанной специально на Нубию, но характеризовало религиозную жизнь всего государства. Суть этих явлений мо-

См.: Liverani MÍ Contrasti е confluenze di concezioni polltlche nell'eta di El-Amarna // RdA. 1967. V.61. N 1. P.1-18;_ Idem. Rib-Adda,vgiusto sofferente // Alt-Orientalische Forschungen I. В. . 1974. S.175-205; idea. Azlru. servitore di dúo рг~ droni // Studi orientall in ricordo di Franco Pintore. Pavía, 1983. P.93-121.

гяв ваклвчатьоя в углублении процесса централизации управления (и, соответственно, религиозной жи-аии). в крайней обострении соперничества царской .идеологии и идеологии "личного благочестия" (име-ето» в виду попытка поставить на место локальных божеств единого общегосударственного бога и царя, чрляоцегоая полным выразителем его воли, в эпоху Амарны - фактически только царя, ибо возможность

i:»noo[iBACTtienMoro обращения подданных к Йоту была

10

Исключена), На блоке из солебского храма почитаемая ипостась царя именуется "(Неб-маат-Рэ)-оыелу-¡аивцвчиа-моляиего", т.е. обожествленный царь присваивает себе важнейшую функцию "личного" бога.

-Харемха кок будто бы. сознательно отходит от религиозной политики эпохи Амарны. Он возрождает традицию изображения совокупности божеств Нубии (святилище в Абу Ода) и не пропагандирует(?) на Юге и в Египте культ своей божественной ипостаси. Интерес к локальным-богам и, особенно, к богу родного города будущего фараона т Хору владыке Хут--нисут (надпись туринской скульптурной группы) сближает Харемха с правителями следующего периода - Рамессидами.

В заключительном экскурсе IV главы "Египчт-ская держава: границы и *. .■рритории" предпринята попытка статистического анализа закономерностей локализации надписей о военных походах (с учетом их принадлежности к той или иной литературной модели). В результате все известные сейчас надписи распадаются на четыре группы:

I. Надписи, встречающиеся только на территории -- —-- , ^

Schiff Giorsinl И. Soleb. campaena 195*9-60 Kush. 7Ч1В6. Fiß.3.

Нубии: краткие упоминания походов, надписи модели-Jvi.tи и примыкающие к ним памятники.

II. Надписи, встречающиеся на территории Нубии и Ханаана, но не в Египте: пограничные отелы.

III. Надписи, встречающиеся почти исключительно на территории Египта: "списки случаев доблести и победи" (исключение - дгсебель-барка'льскгя стела).-

IV. Надписи, встречающиеся в Нубии и в Египте, но не в Ханаане: славословия, "иллюстрированные отчеты" .

Надписей о военных походах, обнаруженных на территории Египта, не просто меньше, чем таких жа нубийских надписей, и большая их часть связана о религиозным центром империи Карнаком - почти всв они (за исклвчением "иллюстрированных отчетов") датируются промежутком времени между, правленияни Тхутиосе III и Анёнхотпа III» который совпадает о распространением представлений о фараоне как воине -герое - идея, которая, су,дя По нашим Чанным, пропагандировалась прежде всего в Египте, сначала п рамках традиционных моделей (славословий, надписей о пожертвованиях в храмы, коронационных надписей), затем - в "списках случаев доблести и победы"

(вторая половина правления Тхутмосе III - Аменхотг

>

III). Соответствующая группа надписей, следовательно, связана с определенным - ограниченным во

времени - этапом развития концепции царской влас-

t

сти.

Распределение надписей других типов, а также Факт отсутствия египетских храмов э Азииювмдв-тельствуют о том, что территория империи, в официальных надписях конца династии описывавшаяся как единое целое, на уровне полсознания воспринммалас как состоящая из трех частей: Египта, Нубии и Ха-

■ наана.

}■ Поскольку "цивилизованны!-! нир", с точки зрения египтянина, состоял из территория, подчинявшихся

фараону, находившихся под покровительством локоль-

;i _ 19

них богов и имевших свои границы , мы можем предположить, что империя XVIII династии казалась «е современникам-египтянам совокупностью:

- .Основной территории., Египта, где существовали давно сложившиеся "естественные" границы, и установление пограничных и других надписей, акцентировавших военное могущество фараона, не имело смысла. ' ; - •

- "Цивилизованной" провинции, Xhiiaaim; где внутренние границы (свидетельство развитой политической структуры) и "внутренние" = локальные Ge-.-и уже имелись и необходимо было только установить самую внешнюю пограничную стелу, закрывающую доступ на эту территорию врагам фараона,

- "Нецивилизованной" провинции, Нубии, представлявшей собой с.точки зрения египтян "культурный ва-

„ , 20 куун (почти полное отсутствие городов , нераз-

19

_ , 0 границах ch.: Hornunc Е. Grenzen und Symmetrien // Kornuns. Geist... S.01-G2; Helck H. Zur Vorste1 lung von der Grenze In der ägyptischen Fr.ûhseÉch 1 chte . Hildeshein, 1951; Zibo1 lus-Chen K. Die ägypticchei Expansion nach Nubien. Eine Darlegung derf Grundfaktoren; Wiesbaden,'198B. S.200-204.

20 ■ • ' ■

j. Сейчас ; известны два автохтонных городских

центра r'Kèpiià и Ареика:. Ancient Egypt. A social -hietçryv.Canbr id&e, ,1983. P.162-168; Säve-Söder-bèrih. T.'/.Asypten und Niibien. Ein Beitrat zur Geschichte a 1täeyptlscher' Aussenpo1itIk. Lund. 1941. 'S; 131-135.'.

внтость религиозных верования). "Культурное освоение" этой территории в простейшем пиле предполагало установление "военных" стел, выполнявших функции магического закрепления влйсти фараона на данной территории; обеспечения (посредством изоб-,> рвзсений и подписей к нин) присутствия на этой территории одного из египетских богов и самого фараона; пропаганды идеи бесполезности сопротивления фараону; в более сложном варианте - строительство городов и храмов. •■ ■

Обилие "угрожающих" акцентов в нубийских надписях, а также факт их скопления у первых порогов, на границе о Египтом, свидетельствуют о том, что египтяне всегда подсознател«но ощущали разницу между египетским и нубийским населением, относились к последнему с недоверием, подозревая потенциальную угрозу мятежа. Есть данные о подобных.. "этнических границах" также на западе и востоке Дельты (строительство в этих районах крепостей, действие там в эпоху Ракессидов пограничной слу« бы). Презрительно-недоверчивое отношение к инозем цан было достаточно распространено и существовало в то самое время, когда в общественной жизни страны не было уже никаких ограничений для их карьеры, а религиозные и политические тексты утверждали мысль о необходимости любящей заботы о них верховного бога и фараона.

В Заключении обобщается материал по смене концепция внешнеполитических отношений в' Египте, развитию политической идеологии и ее соотнесенности с исторической реальностью.

Показателем того, что концепция внеансх отношений становится в Египте частью официальной идеологии, может служить ее включение в систему обос-

новация царской власти, т.е., на уровне текстов, рассмотрение соответствующих вопросов ы тех надписях или их частях, s которых дается всесторонняя характеристика власти фараона.

Не протяжении Арепнего и Среднего царства внешнеполитические отношения но играли существенной роли е развитии страны и, следовательно, в официальной идеологии. В тгхотах встречаются отдельные формулировки принципов внешней политики фараона, однако,эти принципы не обосновываются. Идеологии этого периода можно условно назвать "нилоцентрист-скоп

В правление Сенвосре Х'в надписях вельмож (Сипухе, Хора) формулируется концепция активных мирных контактов с ^иноземцами. Она. однако, не стала частью официальной идеологии, поскольку в царских надписях никакого отражения не нашла.

Концепция активной завоевательной политики ("экспансионистская"), истоки которой восходят к Древнему и Среднему царству (идея власти фараона' над в<~еми странами, восхваление воинских качеств царя) окончательно оформляется и становится частью официальной идеологии со времени Лхмосе. Новые взгляды вначале формулируются в "славословиях", подели, предназначенной для всестороннего дискурса .о царской власти, позже - в раичах моделей, специально созданных для изложения новой теории или ее частей - "jw.t*/", "списках случаев доблести и по-

& СлЛ « "

21

Термин Лоприено - Loprieno A. Topos und И i -mesSs; Zum Auelander in der asypt 1 cchen Lltera-tur. Mlssbaden, 1988. S.8.

Классическая "экспансионистская" идеология предполагает взгляд на иноземцев как на существ низшего порядка по сравнении с египтянами, в ней большое место занимают идеи внушаемого фараоном страха, жестокого истребления противника, отсутствия каких-либо оСязательств монарха в отношении покоренных народов.

Идея "мирового господства", основное звено "экспансионистской" идеологии, являлась зародышей "имперской" идеи, "экспансионистская" идеология -

- первой, неразвитой формой "имперской" идеологии.

Переход к новому этапу - "управленческой" (развитой имперской) идеологии можно индексировать по очень кратковременной вспышке интереоа х новым, невиданным ранее административным мероприятиям Фараона (мотивы, связанные с регулярными податями покоренных стран, в надписях Хагаепсове и ТхутмЬсе III), в основном же он прослеживается по косвенным данным:

- Исчезает необходимость военных экспедиций, а вместе с нею

- интерес к воинским качествам фараона, его карательным мероприятиям, наконец, к тем литературным моделям, в которых эта тематика преимущественно раскрывалась.

- Наоборот, возрастает интерес 'к организующим, со

зидательным аспектам деятельности фараона, прояв-

(

ляпдинея одинаково на .территории метрополии и провинций. Происходит' как бы возврат к "нилеценгрмет-ской" идеологии, только теперь под государством понимается не долина Нила, а вся империя.

- Иноземцы включается в категорию "подданных", их качества теперь оцнниваются не эприорно-отрииа-тельно, а з зависимости от личных заслуг, позинз-

,вения или неповиновения фараону. Последний имеет ;в отноиении них те же обязательства, что и и отношении египтян.

Рйнняя, "экспансионистская" форма имперской идеологии возникает ь период военных походов, когда' империи как таковой еце нет. Политической реальности "опцией империи" (Тхутмосе III - Тхутиосе

г 1 ■ -

IV) соответствует сосуществование двух идеоло-СйЙ экспансионистской" и 'управленческой", преобледеюцуо роль "управленческая" идеология начинает играть ухее со времени Анеихотпа III. Именно в этот период, между правлениями Тхутмосе III и Анеихотпа III, ведутся активные поиски новых литературных моделей и средств пропаганды (к последним можно отнести "эмиссию" памятных скарабеев и "комментирование" в специальных надписях царской титулатуры, появившиеся при Аменхот-пе III).

Совпадение границ выделенных нами периодов об-кертвенного и. идеологического развития, "накладывание" "управленческой" идеологии на "экспансионистскую" свидетельствуют о большой гибкости египетской культуры, ее способности почти мгновенно реагировать на политические изменения.

По теме лисоертаиии опубликованы следующие E-Sjiazm

1. Имперская идеология египтян и ее отражение в текстах 18 династии. Тезисы // Древневосточная культура, и вопросы ее преподавания. Даугавпилс, 1SÖS. С.90-92.

2. Обоснование внешней политики Египта в титулату-рс Аменхотпа,III // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М.,

1999. 4.1. С.01-В&.

3. Идеологическое обоснование внешней политики Египта n XVI-XIV па. до н.э. // Вестник древней истории. 1990. H2. С.135-154.

4. Ряц. на кн.! Grlraal H.-Chr. Les ternes de la propoaanda royale osyptlenne de la XIX dyriastle à la conquête d'Alexandre. P.; 1986,// Ввотпик древней истории. 1991. ИЗ. С.197-203.

ИНИОН РАН* .ЗаКк' 107. Тир!, 100.■ Объем 1,2 п.л*-