автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Блашенкова, Вера Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Блашенкова, Вера Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В СВЕТСКОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

§1. Историография житийной и проповеднической литературы РПЦ XI - XIX вв.

§2. Политический лидер как творец истории светской и религиозной

§3. Принципы канонизации святых на Руси

ГЛАВА II УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗА СВЯТЫХ КНЯЗЕЙ

§1. Образ святых князей: «типы» святости

§2. Добродетели политических лидеров в учении о спасении

ГЛАВА III. ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОШЛОМ И В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

§1. Имидж политика и образ святого князя: сходства и различия

§2. Механизмы построения имиджевых конструкций

§ 3. Личность лидера и ее влияние на образ

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Блашенкова, Вера Сергеевна

Актуальность темы исследования

В последнее десятилетие российское общество переживает глубокие качественные изменения, связанные с радикальной перестройкой фундаментальных составляющих социально-политической системы. Успех перемен во многим обусловлен созданием эффективной системы государственного управления, которая напрямую связана с действиями и личностью политического лидера. Различные аспекты темы политического лидерства привлекают все большее внимание ученых, и в то же время этот феномен остается недостаточно изученным в контексте современных российских реалий.

Появление различных трактовок необычайного роста популярности и повышения уровня доверия со стороны населения к одним политическим лидерам и отторжению других способствует более глубокому осмыслению природы лидерства и связи лидерства с историей, культурой и религией народа. Так, трансформация основ российской государственности нередко соотносится с той или иной позицией, избранной политическим лидером. В этом смысле выявление новых взаимосвязей между становлением образа лидера и его функциями, между ожиданиями населения и идеалами лидера, между политикой, проводимой лидером, и государственным порядком расширят существующую научную базу в исследованиях политического лидерства.

Несмотря на то, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, исторически сложилось так, что национальная самобытность России рассматривалась в контексте Православного вероисповедания. Однако в послереволюционный период церковная мысль оказалась вне поля зрения политических, и в целом - гуманитарных исследований. Обращение к данной проблематике на современном этапе сопряжено с формированием идеологий, основанных на национально-патриотических ценностях, нередко включающих в себя элементы Православия. Вместе с тем, идеологические трактовки и интерпретации Православного учения порой искажают оригинальные произведения. В этой связи непосредственное обращение к первоисточникам позволит уточнить выводы и обобщения, а также экстраполировать результаты исследования на современные реалии.

Кроме того, анализ житийной и проповеднической литературы позволяет иначе взглянуть на теоретические разработки, связанные с поиском самобытного пути развития. Последнее чрезвычайно актуально в связи с тем, что элементы стратегии развития, «национальной идеи» являются составной частью государственной политики, в т.ч. концепции национальной безопасности, законов о языке и образовании и т.д. Поэтому осмысление трудов церковных писателей дает возможность понять специфику выбора пути в контексте политической культуры русского народа: менталитета, основ правосознания и правопорядка.

В этом отношении литературное наследие Русской Православной Церкви обогащает существующие концепции социальной и политической психологии в сфере изучения национальных особенностей политического сознания народа, мотивации политических лидеров. Методы обнаружения и конкретизации мотивов, предложенные церковными мыслителями, оценка влияния мотивов на действия и поведение политических лидеров позволяет предугадать принципы становления нового порядка (политических союзов, политического режима, государственного устройства и пр.). Анализ житийной и проповеднической литературы России дает возможность по-новому оценить влияние лидеров и их образов на политический процесс в России, выработать критерии оценки роли политического лидера в истории.

Помимо прочего, в эру информационных технологий особенно важным становится осмысление идеальных представлений: образов и символов в политике. Данная проблематика подробно рассматривается в трудах церковных писателей, ориентированных на изучение процессов самосознания, самосовершенствования, убеждений и иных идеальных конструкций и их связи с деятельностью человека. Отказ от постановки проблемы в данном ключе ограничивает возможности исследователя по систематизации способов формирования и механизмов актуализации образов политических деятелей, а также препятствует определению некоторых закономерностей в политическом процессе, прогнозированию негативного или позитивного воздействия идеальных представлений на государственную политику.

Актуальность темы также обусловлена серьезным разрывом, существующим между теоретическими разработками относительно политического лидерства и прикладными методами в сфере гуманитарных коммуникаций и технологий, направленных на создание представлений о лидере и на усиление их влияния на общественность. Сокращение этого разрыва предусматривает оценку операциональности отдельных теоретических постулатов в практическом смысле, а также обоснование и систематизацию прикладных методик и технологий, используемых при построении имиджа политических лидеров.

Степень научной разработанности проблемы

Характерной особенностью темы образа политического лидера является ее недостаточная изученность именно в рамках религиозной мысли в целом, и в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви (РГПД), в частности. Причин дистанцирования ученых от церковной литературы несколько.

Во-первых, длительная антирелигиозная пропаганда, существовавшая в СССР. В большинстве работ по изучению политического лидерства религия рассматривается в рамках социально-культурных феноменов1. Во-вторых, долговременное противопоставление науки и религии, как истинного знания и веры, привело к значительному ограничению области исследований в сфере богословия светскими учеными. В-третьих, официальная позиция самой Церкви по ряду социальных проблем была открыто высказана лишь недавно, в т.ч. и взгляд на проблему политического участия («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» были приняты в 2000 г., поэтому их широкое обсуждение еще продолжается) . Четвертой причиной является широкая популярность политического маркетинга3, методики, используемой в избирательных кампаниях для построения образа политического лидера. Политический маркетинг выдвинул на первый план

1 Абрамова М.А. Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида. - Дис. кан. филос. наук. - М. 2001, Ким O.JI. Социокультурные факторы политического лидерства на примере России и Японии. - Дис. канд. полит, наук., М. 2000, Тихенький В.Г. Факторы эффективности политического лидерства в современной России. - Дис. канд. полит, наук., М., 1998 г.

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М., 2000 г.

3Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. - М.: РАУ Университет, 2000 г., Максимов A.A. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. - М.: изучение представлений о лидере со стороны избирателей, привлекая внимание к данной теме политологов, психологов, социологов, управленцев4. Однако область применения политического маркетинга оказалась существенно ограниченной в условиях борьбы приблизительно равных по ресурсам и возможностям кандидатов, более того, этот метод не всегда эффективен при построении стратегии избирательной кампании. В результате, возникла необходимость рассмотреть образ политического лидера с новой точки зрения - с позиции церковных деятелей, изучающих идеальные представления и оперирующих ими на протяжении тысячелетия.

В этой связи представляется целесообразным систематизировать житийную и проповедническую литературу, так или иначе связанную с проблемой политического лидерства3, с учетом следующих условий. Во-первых, с учетом того, что многие источники и произведения допетровской эпохи либо вообще не сохранились, либо сохранились лишь в списках, часть которых так и не была переиздана, а именно на этот период приходится жизнь и творчество большинства русских церковных авторов. Во-вторых, изучение наследия житийной и проповеднической литературы в богословской мысли России началось сравнительно недавно: первые шаги в этой сфере были сделаны в середине XIX века, со времени

Дело», 1999 г., Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. - М.: «Русская панорама», 2000 г.

4 Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: «Новая школа». 1996 г.; Политическое консультирование. - М.: «Николло М», 1999 г.; Почепцов Г.Г. Имиджелогия. -М.: Рефл-Бук, 2000 г.; Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. - М., РОССПЭН, 2000 г.; Манякина Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа. Дис. канд. полит, наук. -М, 1994 г.; Смолякова В.В. Имидж политического лидера в структуре коммуникативного пространства // Вестник МГУ, Сер. 18, 2000 г. №2; Психология власти. Хрестоматия в 2-х т.т. -Самара, ИД «БАХРАХ», 1999 г.; Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. - М. 1999 г. и др. переиздания творений церковных писателей, но дальнейшее развитие было прервано революцией 1917 г. Поэтому слова Е.Голубинского об истории церкви и богословской мысли в России довольно правдивы: «История нашей письменности домонгольского периода, как и последующее долгое время, есть не столько настоящая история, в которой бы нельзя было изменить и нарушить внутренней связи, сколько механическая библиография, в которой по произволу можно начать откуда угодно - с начала, середины и конца»6.

Значительный сегмент теоретической базы диссертации составляет житийная литература, представленная сборниками жизнеописаний святых, в т.ч. святых правителей, которые, тем не менее, не выделены в самостоятельный подраздел житий7. Житийная литература позволила выявить условные типы святых князей, уточнить механизм формирования вербального образа и провести сравнение с современными реалиями построения имиджа политического лидера8.

При изучении различных аспектов мотивации политических лидеров автор опирался на проповедническую литературу Русской Православной Церкви9, в которой нашли свое отражение учение о святых, о спасении и о страстях. Анализ проповедей позволил

5 Историография рассматривается в §1 первой главы

6 Голубинский Е.Е. История русской церкви в 2-х т.т. - М.: «Крутицкое патриаршее подворье и Общество любителей церковной истории», 1997 г., Т. 1, С.742

7 Святитель Димитрий Ростовский. Жития Святых (Чегьи-Минеи) в 12-ти т.т. - Рождество Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь. 1997 г.; Русские святые. 1000 лет русской святости. - С-Пб. - Азбука - 2000 г.

8 Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relation. 215 примеров, 130 учебных задач и 18 Практических приложений. - С.-Пб., ИД «Бизнес- пресса», 2001 г.

9 Собрание русских проповедей - С.-Пб.: «Мартин Баго», 1852 г.; Избранные поучения 12 архипастырей Русской Церкви с их портретами. -М.: Типография Лазаревского института восточных языков, 1861 г.; Иаков. Русское проповедничество исторический его обзор и взгляды на современные его направления. - С.-Пб., 1871 г.; Схиархимандрит Иоанн. Святитель Тихон выявить взаимосвязь между духовным миром политика, с одной стороны, и его убеждениями, целями, действиями, с другой. Кроме того, исследование проповеднической литературы дало возможность предположить наличие зависимости между духовным миром политического лидера и устанавливаемым им правопорядком, между представлениями о политическом лидере и его личностью.

Непосредственно при рассмотрении связи личности политического лидера и его образа в диссертационной работе были использованы работы св. Григория Паламы, В.Вернадского, Л.Гумилева и В.Бехтерева10. В данном случае был затронут вопрос о влиянии энергетических импульсов человека на формирование представлений о нем.

Кроме того, в качестве теоретико-методологической основы диссертации, автор посчитал необходимым использовать работы, связанные с анализом «буржуазных» концепций лидерства11, впоследствии подвергшихся критическому переосмыслению12. Среди научных публикаций последнего десятилетия, отражающих общую теоретическую разработанность темы, можно отметить работы К.Г.Ашина, Г.А.Авциновой, Е.В.Кудряшовой,

Задонский и его учение о спасении. - М.: «Самшит», 1995 г.; Святитель Феофан Затворник. Письма о вере и жизни. - М.: «Правило Веры», 1999 г. и др.

10 Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. -М.: «Канон», 1996 г.; Вернадский В. Философские мысли натуралиста. - М., 1988 г.; Гумилев Л.Н. Этносы и антиэтносы // Звезда, 1990 г., №№ 1-3; Бехтерев В.М. Избранные труды но психологии личности в 2-хт.т. -С-Пб.: «Алетейя», 1999 г., Т. 1

Липсет С. Политическая социология // Социология сегодня: проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины 20 в. -М.: «Прогресс». 1965 г., С. 119 -149; Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии. - М., 1984 г.; Ашин К.Г. Критика современных буржуазных концепций лидерства. - М., 1978 г.; Вятр Е. Социология политических отношений. - М. «Прогресс», 1979 г. Бирюков Н.И. Критика современных буржуазных теорий политического лидерства. Дис. канд. фил. наук-М., 1983 г.

12 Давыдов Ю. Вебер и Ленин: кто прав? // Диалог, 1991 г., №15, С. 53-60; Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: критика социологии М.Вебера. - Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1988 г.; Комоцкий Б.О. Мишель Крозье как политолог // Социально-политические науки, 1990 г., №9, С. 89-100 и др.

Н.П.Пшцулина, А.С.Панарина13 и др. Важным элементом теоретической базы исследования также выступали разработки современных западных авторов, затрагивающих проблемы определения эффективности политического лидерства в сфере принятия решений, вопросов рекрутирования лидеров и механизмов взаимодействия вождей и электората14.

В целом, очевидным остается дефицит специальных работ, рассматривающих образ политического лидера в церковной литературе и в отдельных ее направлениях в контексте российских реалий. Подробному анализу данных вопросов и посвящена настоящая диссертация.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является анализ образа политического лидера в житийной и проповеднической литературе РПЦ XI - XIX в.в. (образа святого князя) и сравнение его с современными идеальными представлениями о политическом лидере.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

13 Ашин К.Г. Лидерство: социально-политические и психологические аспекты. // Политика: проблемы теории и практики в 2-х ч.ч. - М., 1990 г.; Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Госдуарство и право, 1993 г., №5; Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. - Архангельск. 1996 г. Пищулин Н.П., Сокол С.С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. - М., 1992 г.; Панарин A.C. Политология. -М.: «Проспект», 2001 г.

14 Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем. // Американская социологическая мысль- М.: Издательство Московского Университета, 1994 г.; Маркузе Г. Одномерный человек. И Там же, Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки, 1990 г., №9, С. 67-74; Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Диалог, 1990 г., №№ 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18; Сытин А.Г.Политическая социология Мориса Дюверже // Социально-политические науки, 1990 г., №12, С. 77-87; Комоцкая В.Д. Тихомирова Е.Б. Гарольд Дуайн Лассуэлл -классик американской политической науки // Социально-политические науки, 1990 г., №11, С. 84-94; Поппер К. Открытое общество и его враги - М. 1992 г.

• выявить специфику формирования образа политического лидера в светской и религиозной исторической литературе;

• обосновать значимость идеи спасения при построении образа политического лидера в житийной и проповеднической литературе РПЦ;

• продемонстрировать взаимосвязь между построением образа канонизированных политических лидеров и построением образа современных политических лидеров;

• сравнить цели, задачи и механизмы влияния на общественность образа канонизированного и современного политического лидера;

• определить значимость и форму проявления личностного фактора при формировании образа политического лидера

В качестве объекта исследования выступают идеальные представления о политическом лидере в житийной и проповеднической литературе РПЦ XI - XIX в.в., при этом за пределами исследования остался целый пласт богословской литературы Восточной Церкви, который в то же время широко использовался Русской Православной Церковью. Ограничением области исследования является и то, что церковные писатели не ставили своей задачей создать некую концепцию идеального политического лидера, а рассматривали вопросы, связанные с политической властью и лидерством в контексте других проблем.

Методологические основания работы.

В качестве теоретико-методологической базы исследования в диссертационной работе выступает сравнительный (компаративный) анализ, позволяющий сопоставить идеальные представления различных эпох, выявить функциональные различия и имиджевых конструкций политических лидеров и образов святых князей, найти идентичные формы и механизмы влияния.

Поскольку в настоящей работе представления о политическом лидере в житийной и проповеднической литературе и в современных реалиях рассматриваются как целостное, саморегулирующееся явление, находящееся в непрерывном взаимодействии с внешней средой, можно говорить об использовании системного подхода.

В связи с заявленной целью в исследовании использовался нормативно-ценностный подход, на основе которого было дано объяснение значения православного вероучения для общества и личности, а также рассмотрены пути практического воплощения идеальных представлений. В рамках указанного подхода идеальные представления оценивались в контексте субъективно-идеалистической парадигмы исторического анализа13. Данная парадигма предполагает, что констатация и оценка фактов социальной (в т.ч. и исторической) действительности во многом предопределена позицией историка и представлениями (или идеологией), присущими его эпохе.

Обоснование обусловленности явлений политического сознания не только социальными факторами, но и природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор потребностей позволяет говорить об использовании элементов антропологического подхода, а также метода интерпретации.

Методологическая часть исследования разработана с опорой на общие достижения истории политической мысли, теории

15 Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. - М.: «Наука», 1987 г., С. 128-130 политики, прикладной политологии, политической социологии и маркетинга.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые в современной литературе рассматривается влияние элементов догматического православного учения на формирование идеальных представлений о политическом лидере, в частности, учения о спасении и учения о святых.

• Всесторонне анализируется житийная и проповедническая литература в контексте православного учения о спасении, которое рассматривается как фактор легитимации не только политической деятельности, но и любой деятельности личности в различных сферах жизни общества.

• Обосновывается значимость абсолютных ценностей, проявляющихся в целеполагании и действиях политического лидера, демонстрируются механизмы воздействия абсолютных ценностей, исповедуемых политическим лидером, на общественность и его последующую оценку историками.

• Проводится сравнительный анализ имиджевых конструкций с образами святых князей, в ходе которого выясняется сущностная разница в, казалось бы, схожем алгоритме построения идеального представления.

• Рассматривается энергетическая сущность харизмы с позиций православного и материалистического учений и ее влияние на массовое сознание.

Положения, выносимые на защиту

1. Церковные писатели РПЦ исходят из учения о спасении, как базовой основы для прославления и оценки деятельности того или иного политического лидера. Поэтому в житийной и проповеднической литературе отсутствуют идеальные типы политического лидерства, в силу концептуальной ограниченности любой типологии, а также не существует программы единственно верных целей и действий, ведущих к воспроизведению идеального лидерства на земле.

2. Имиджевые конструкции лидеров являются аналогом представлений о святости князей и принципиально отличаются от последних тем, что процесс их формирования строится на основе ситуационных факторов. Представления же о святости формируются только по результатам деятельности человека и по определенным критериям соответствия канонам.

3. Изучение механизмов построения образа может быть использовано в прогностических целях, поскольку житийная и проповедническая литература содержит основополагающие знания по психологии, которые нашли свое экспериментальное подтверждение в научных разработках по биологии, психологии и нейрофизиологии.

4. Механизм построения образа политического лидера оказывает влияние на формы и продолжительность воздействия этого образа на общественное сознание: влияние образа святых князей оказывается более продолжительным и сильным по времени по сравнению с имиджем политических деятелей, т.к. базируется на нравственных ценностях, в основе которых лежат заповеди и образ Иисуса Христа. Влияние имиджа изменяется в соответствии с изменением стереотипов аудитории и, чтобы сохранить и усилить влияние, политическому лидеру необходимо по мере актуализации имиджа, совершенствовать его.

5. Идеальные представления о политическом лидере не могут быть полностью оторваны от его личности, а сила влияния личности проявляется в энергетических импульсах, источник которых находится как внутри человека, так и вне его.

Практическая значимость работы

Результаты диссертационного исследования могут способствовать дальнейшему изучению творчества церковных писателей России в контексте современной политической, культурной, духовной ситуации в стране, а также постановке и разработке проблем взаимодействия церкви и государства, формирования политических институтов, осмыслению вопросов личностного влияния на политико-правовые отношения.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе, при разработке курсов лекций, спецкурсов, спецсеминаров, а также учебно-методических пособий по истории социально-политической мысли России, политической философии, прикладной политологии.

Ориентация результатов исследования на практическое применение в деятельности информационно-аналитических подразделений, службах public relations органов государственной власти, политических партий и движений, служб политического консультирования позволяет говорить об их прикладном характере.

Апробация работы

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры Истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите. Основные положения диссертационной работы нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Образ политического лидера в житийной и проповеднической литературе Русской Православной Церкви XI - XIX вв. и современные реалии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такие отрасли русского богословия, как житийная и проповедническая литература, до последнего времени оставалась вне поля зрения современной политической науки. В то же время вклад церковных мыслителей в историю философской и социально-политической мысли огромен. Творения духовных наставников России, часть из которых до сих пор не переиздана, представляют большую ценность, как с точки зрения, их практической применимости, так и с точки зрения, осмысления духовных основ правосознания, политического лидерства, государственного строительства. Диссертационное исследование позволяет лишь вкратце оценить значимость психологических и социально-философских изысканий русского духовенства в области политического лидерства.

В этом смысле представляет особый интерес изучение православными церковными писателями вопросов волевого воздействия, его энергетической природы, вопросов управления эмоциями и ощущениями посредством волевых усилий и сопряжение этих усилий с благодатью, что стало предметом современных исследований биологов, психологов и физиологов. Так, учение о страстях и их преодолении послужило основой для дальнейших разработок в сфере психологии влияния. В то же время политическая наука пока не переосмыслила данное учение, оставив в стороне его связь с процессом достижения власти, его легитимацией и использованием механизмов выработки кредита доверия.

Изучение политического сознания также оставляет в стороне осознание догматического влияния на формирование представлений и образа жизни граждан, хотя данный аспект все чаще становится предметом изучения в контексте влияния социокультурных факторов на политику. В этой связи дальнейшая разработка таких тем, как соотношение догматики с нравственными ценностями граждан и личности, связь религиозного и гражданского права, влияние религиозности на форму правления и государственное устройство может оказаться весьма перспективной.

Рассмотренные в диссертационной работе учение о святых и о спасении позволяют говорить о сущностных различиях в оценке деятельности политических лидеров со стороны светских и религиозных историков. Релятивизм светской истории, опирающийся на признание плюрализма ценностей и эталонов, может быть дополнен историей религиозной, базирующейся на абсолютном идеале Иисуса Христа. В этом смысле изменяющиеся трактовки в отношении деятельности политических лидеров отнюдь не способствуют выработке критериев позитивной или негативной оценки, важной для процесса социализации личности. Этим объясняется и ограничения влияния представлений о политических лидерах на общественное сознание.

Влияние религиозно-догматических основ, являющихся одним из базовых элементов идеальных представлений, таких, как образы святых князей и имидж современного политического лидера, представляет собой разноплановый процесс, сущность которого выражается не только в определенных механизмах воздействия, но и в формах познания действительности, формах самосознания личности. Это обуславливает различия в содержательном аспекте современных идеальных конструкций (имиджа) и конструкций, выработанных в ходе векового развития (образ святых). Ключевой особенностью первых является их нравственная ориентированность, в основе которой лежит недостижимый эталон - Иисус Христос. Что же касается имиджа, то его воздействие зависимо от изменений стереотипов аудитории, более того, эталон, заложенный в имидж, достижим, он является относительным, и потому со временем может быть отвергнут аудиторией. Следствием этого становится усложнение задач, стоящих перед политическим лидером: чтобы сохранить и усилить влияние, политическому лидеру необходимо по мере приближения к эталону, совершенствовать его.

Различия касаются и форм построения идеальных конструкций. Принципиальная сложность, открытость и содержательная незавершенность образа святых князей основывается на учении о спасении и познании духовной жизни личности. Отсутствие идеальных типов политического лидерства в житийной и проповеднической литературе объясняется концептуальной ограниченностью любой типологии. Кроме того, церковные писатели не предлагают единственно верные цели и действия, ведущие к воспроизведению идеального лидерства на земле. Напротив, имиджевые конструкции политиков должны быть максимально адаптированы для восприятия и ориентированы на конкретные шаги и программные действия.

Данные факторы предопределяют длительное и более сильное влияние образов святых князей на общественность. Схематизм и упрощенность имиджевых конструкций, а также их целевое назначение, направленное на решение конкретных задач, снижает уровень влияния на население во времени и ограничивает влияние в пространстве.

Близкая по сути функциональная направленность рассмотренных идеальных представлений свидетельствует об увеличении их значимости в эпоху массовых коммуникаций, а также о расширении механизмов их влияния. При этом механизмы воздействия имиджевых конструкций нередко заимствованы у служителей культа и трансформированы под конкретные условия политической действительности. Данный феномен объясняется тождественностью постановки задач, выработанных Церковью с целью прославления Бога и святых, с одной стороны, и усвоенных политическими консультантами и имиджмейкерами для скорейшего достижения популярности при использовании имиджа, с другой. Вместе с тем, тождественные и схожие средства не обеспечивают равного влияния образа святого князя и имиджа политического лидера, что объясняется разными целями их формирования, отличными идеалами, лежащими в их основе, и противоположным алгоритмом построения.

Алгоритм построения имиджевых конструкций основан на определении качеств аудитории и формируется с целью положительного влияния на нее, при этом реальные качества могут не соответствовать идеальным. Представления же о святости формируются только по результатам деятельности политического лидера и по определенным критериям соответствия канонам, вне зависимости от того, насколько качества являются востребованными аудиторией.

Кроме того, идеальные представления, как имидж, так и образ святого, во многом обусловлены личностными факторами политических лидеров, по подобию которых созданы данные представления. Личностные особенности проявляются в волевых устремлениях человека, базисом которых выступают энергетические импульсы. Энергетическая природа лидерства предполагает наличие соответствующего избытка энергии не только внутри человека, но и получение человеком этой энергии из вне (от Бога).

Таким образом, дальнейшее изучение различных аспектов политического лидерства в богословской мысли России позволит наметить решение таких важных проблем, как сущность иерархии и место в ней политического лидера, духовные основы власти, формирование лидером символического и вербального пространства и др.

 

Список научной литературыБлашенкова, Вера Сергеевна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Американская социологическая мысль М.: Издательство Московского Университета, 1994 г.

2. Антология мировой политической мысли в 5 т.т. М.: «Мысль», 1997 г.

3. Архимандрит Георгий (Тертышников). Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: «Правило веры», 1999 г.

4. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. -М.: «Паломник», 1996 г.

5. Ашин К.Г. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978 г.

6. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности в 2-х т.т. С-Пб.: «Алетейя», 1999 г.

7. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992 г.

8. Великие духовные пастыри России (под редакцией А.Ф.Киселева). -М.: «Владос», 1999 г.

9. Вебер М. Избранные произведения М.: «Прогресс», 1990 г.

10. Ю.Вернадский В. Философские мысли натуралиста. -М., 1988 г.

11. П.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relation. 215 примеров,130 учебных задач и 18 Практических приложений. С.-Пб., ИД «Бизнес- пресса», 2001 г.

12. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: «Прогресс», 1979 г.

13. З.Гавриил. Полное собрание поучительных слов, сказыванных в высочайшем присутствии государя императора Петра Великогопреосвященным Гавриилом Бужинским. М., Иждив. Н.Новикова, 1784 г.

14. Голубинский Е.Е. История русской церкви в 2-х т.т. М.: Крутицкое патриаршее подворье и Общество любителей церковной истории, 1997 г.

15. Гордиенко Н.С. Православные святые: кто они? Л.: «Лениздат», 1979 г.

16. Гордиенко Н.С. Новые православные святые. Киев.: «Украина»,1991 г.

17. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: «Новая школа», 1996 г.;

18. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. С.-Пб.: «Глагол» и «Университетская книга», 1997 г.

19. Димитрий Ростовский. Жития Святых (Четьи-Минеи) в 12 т.т. -Рождество Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский Монастырь, 1997 г.

20. Добротолюбие. В 3-х т.т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,1992 г.

21. Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. -М.: «Гнозис», 1994 г.

22. Житие Преподобного Сергия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная типография., 1904 г.23.3еньковский В.В. История русской философии. Л.: «Эго», 1991 г., в 2-х т.т.24.3еньковский В.В. Основы христианской философии. М.: «Канон», 1996 г.

23. Епископ Иаков. Русское проповедничество исторический его обзор и взгляды на современные его направления. С.-Пб., 1871 г.

24. Избранные поучения 12 архипастырей Русской Церкви с их портретами. М.: Типография Лазаревского института восточных языков, 1861 г.

25. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. М.: «ИМА-пресс», 2000 г.

26. Иоаков. Слово на день Святого Благоверного князя Александра Невского в тезоименитство Его Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича. С-Пб., 1812 г.

27. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Р.-н-Д., «Приазовский край», 1992 г.

28. История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. М., 1995 г.

29. К канонизации новомучеников российских. Комиссия Священного Синода Русской Православной Церкви по канонизации святых. -М.,1991 г.

30. Канонизация Святых в 20 веке,- Издательство Сретенского монастыря, 1999 г.

31. Карташов A.B. Воссоздание Святой Руси. М.: «Столица», 1991 г.

32. Ключевский В.О. Православие в России. -М.: «Мысль», 2000 г.

33. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: «Наука», 1987 г.

34. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. -М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991 г.

35. Критический анализ понимания общества и личности в Православии. Казань., Издательство Казанского Университета, 1985 г.

36. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. Архангельск, 1996 г.,

37. Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск., 1995 г.

38. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 г.4¡.Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. М.: РАУ Университет, 2000 г.

39. Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: критика социологии М.Вебера. Ростов -на -Дону, Издательство Ростовского университета, 1988 г.;

40. Макарий (Булгаков) Православно-догматическое богословие в 2-х т.т. Репринтное издание, М.: «Профиздат», 1993 г.

41. Максимов A.A. «Чистые» и «грязные» технологии выборов. М.: «Дело», 1999 г.

42. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М.: «Русская панорама», 2000 г.

43. Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи. \ Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых. -Б.м., «Софрино», 1997 г.

44. Митрополит Никифор. Послание к Владимиру Мономаху о посте и внимании к себе. 1815 г.

45. Новая философская энциклопедия в 4-х т.т. М.: «Мысль», 2000 г.

46. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М., 2000 г.51 .Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер или О том, как создавать свой имидж. -М.: «Дело», 2001 г.

47. Панарин A.C. Политология. -М.: «Проспект», 2001 г.

48. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? или о том, как создавать имидж. М.: «Дело», 2001 г.

49. Панфилова А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. С-Пб.: «Знание», 2001 г.

50. Пищулин Н.П., Сокол С.С. Политическое лидерство: теоретические и методологические основы исследования. М., 1992 г.

51. Политика: проблемы теории и практики в 2-х ч.ч. М., 1990 г.5 7. Политическая психология М.: Академический проект, Екатеринбург: «Деловая книга», 2001 г.

52. Политическое консультирование. М.: ЦПК «Никколо М», 1999 г.

53. Поппер К. Открытое общество и его враги М., 1992 г.

54. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: «Рефл-бук», 2000 г.

55. Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993 г.

56. Преподобный отец авва Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - 1898 г.

57. Райе Э., Траут Дж. Позиционирование: битва за узнаваемость. -С.-Пб.: «Питер», 2001 г.

58. Русские святые. 1000 лет русской святости. С-Пб.: «Азбука», 2000 г.

59. Сафронов А.Г. Психология религии. Киев.: «Ника-Центр», 2002 г.

60. Св. Григорий Палама Триады в защиту священнобезмолствующих. -М.: «Канон», 1996 г.

61. Святитель Феофан Затворник. Письма о вере и жизни. М.: «Правило Веры», 1999 г.

62. Святоотеческая хрестоматия \Сост. протоиерей Николай Благоразумов. М.: «Круг чтения», 2001 г.

63. Священник Алексей Николин. Церковь и государство. Издание Сретенского монастыря., 1997 г.

64. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. -С-Пб.: «Наука», 2000 г.

65. Слово на день восшествия на престол Его Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича Самодержца Всероссийского. С-Пб., 1814 г.

66. Слово на день Святого Благоверного князя Александра Невского в тезоименитство Его Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича. С-Пб., 1812 г.

67. Собрание русских проповедей С.-Пб.: «Мартин Баго», 1852 г.

68. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии. М., 1984 г.

69. Социология сегодня: проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины 20 в. -М.: «Прогресс», 1965 г.

70. Срезневский И.И. Древние жизнеописания русских князей Х-Х1в.в. 1853 г.

71. Схиархимандрит Иоанн. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. -М.: «Самшит», 1995 г.

72. Таранов П. Секреты поведения людей. М.: ИТД «Гранд», 1999г.

73. Творения преподобного Максима Исповедника. «Мартис», 1993 г.

74. Технология и организация избирательных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993 г.

75. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре в 2-х т.т. М.: «Гнозис», 1995 г.

76. Уортман P.C. Сценарии власти М.: ОГИ, 2002 г.

77. Успенский JI.A. Богословие иконы Православной Церкви. -Париж, 1989 г.

78. Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: «Московский рабочий», 1990 г.

79. Филарет Черниговский. Историческое учение об Отцах Церкви, изд. 2,1856 г.

80. Филарет (Архиепископ Черниговский и Гумилевский). Православное догматическое богословие С.-Пб., 1882 г.

81. Филарет (Архиепископ Черниговский и Нежинский). Обзор русской духовной литературы Чернигов.: Типография Ильинского монастыря., 1863 г.

82. Хорошев A.C. Политическая история русской канонизации 11-16в.в. М., Издательство Московского Университета, 1986 г.

83. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х т.т. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1995г.

84. Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М.: Книжный Дом «Университет», 1999 г.

85. Шейдина И.Л. США: «фабрики мысли» на службе стратегии. -М.: «Наука», 1973 г.

86. Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. М.,1993 г.

87. Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., РОССПЭН, 2000 г.

88. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 г.

89. Публикации в периодической печати

90. Авцинова Г.А. Политическое лидерство // Госдуарство и право, 1993 г., №5

91. Гринстайн Ф. Личность и политика // Социально-политические науки, 1990 г., №9

92. Горяинов В.П. Динамика и прогнозирование доверия политическим лидерам в России. // Политические исследования, 1997, №4

93. Гумилев Л.Н. Этносы и антиэтносы // Звезда, 1990 г., №№ 1-3

94. Давыдов Ю. Вебер и Ленин: кто прав? // Диалог, 1991 г., №15

95. Комоцкая В.Д. Тихомирова Е.Б. Гарольд Дуайн Лассуэлл -классик американской политической науки // Социально-политические науки, 1990 г., №11

96. Комоцкий Б.О. Мишель Крозье как политолог // Социально-политические науки, 1990 г., №9

97. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии//Диалог, 1990 г.,№№3, 5,7,9, 11,13, 15,18

98. Мощелков E.H. Переходные общественные процессы: вопросы для современного исследователя. // Вестник МГУ, сер. 12, 1995 г., №5

99. Ю.Рыскова Т.М. Лидерство в современном российском обществе: региональные изменения // Вестник МГУ, Сер. 12, 1998 г., №6;

100. Святитель Феофан. О повиновении властям и служении Отечеству // Душеполезный собеседник. 1906 г.-Январь.

101. Смолякова В.В. Имидж политического лидера в структуре коммуникативного пространства // Вестник МГУ, Сер. 18, 2000 г., №2;

102. Сытин А.Г. Политическая социология Мориса Дюверже // Социально-политические науки, 1990 г., №12

103. Шамшурин В.И. Традиция «кардиогнозиса» в русской культуре. // Социологический журнал, 1995 г., № 4

104. Диссертационные исследования

105. Абрамова М.А. Фактор религиозности в системе мотивации индивида. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: 2001 г.

106. Бирюков Н.И. Критика современных буржуазных теорий политического лидерства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук -М., 1983 г.

107. Богатова Е.В. Коммуникационные модели лидерства в современной теории управления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М. - 1997 г.

108. Ким О.Л. Социокультурные факторы политического лидерства на примере России и Японии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук - М., 2000 г.

109. Манякина Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук М, 1994 г.

110. Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1997 г.

111. Тихенький В.Г. Факторы эффективности политического лидерства в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М. - 1998 г.