автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Образы и мотивы русской свадебной поэзии: поэитическая семантика и этнографический контекст (на материале Рязанской области)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Самоделова, Елена Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Образы и мотивы русской свадебной поэзии: поэитическая семантика и этнографический контекст (на материале Рязанской области)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Образы и мотивы русской свадебной поэзии: поэитическая семантика и этнографический контекст (на материале Рязанской области)"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЙЫ.А.«.ГОРЬКОГО

Но правах рукописи

САКОДШВА ШНА АЛЕКСАНДРОВНА

ОБРАЗЫ И ЙОТИВЫ РУССКОЙ СВАДЕБНОЙ ПОЭЗИИ: ПОЭТИЧЕСКАЯ СШМШ И ЭТНОГРАЭИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ /НА НАТШШЕ РЯЗАНСКОЙ СШСТК/

10.01.09 - фольооркетккз

АВТОРЕФЕРАТ диссертации нл соискании ученой ст«ияня хлняи'дат» филолпгичвских н*ук

Москв* - 1992

* *

jpïiûcm адиоаваиа s отделю, фольклора Института мирона датера-турн а* Д, И. Горького. Российской. #кад«маж яаук

ЦецрошЙ рууо^одатедь« доишют; фвдвдогидадкшс

и/щ

Сфчциа^нзда одлюдедтв:. ||,Ц..КирД8Ц». ярххо$. фвлологчеткик Kit-

ук» upcí!ecaop¡

Т.ДДгйКхдиа^ кандидат фклол,огвдвсккх

ESVTt

Эадувд.е учр<?*д%яи.э ¡ Мр.с,^овскя2 х'хюударотвйявый у наворсят mi,Ы,В,Ломоиосо Ra

QOû.TOKïçji , ;........^ ^ ,,, _„Щ? в _¿ИЗР»

аз, дае«Д5ш«ц Ска^ал^зд^ЕаяйОГО. оовда по ф^сцорвчаскяа наукам при. lineЪЧ'.ЩХЪ мироьой ^атяратуря

р.Мосда,, м.^ровакоро^ 25га/.

О цоряо. о^^щриятщои, a, ко ¡'¿¡атигущ

етровр|; лягературы кн.А .У.Горького РАЛ.

пааоола; _______„__1092 г.

■V' иг.rj 5 oî>i<.j'fj та pif Oiio^a^zsapow vaîion» O-U*v.t«, ^^ол&хиЧйС.'.и^ imj'K

urtt/jufi

РОС'./-'.:.'. , . • ' .

■ _ j ,

0Е2АЯ ХАРШБР5КЯШ

во»кяорясг», обрлдарглтггя к еедявОг.ой uosskIî, s sss ¡ной степени ечтрвпгаади вопрос о позтичзего.й сеиютюз я гт-гогрофя<к»ско.и коктзкста овразой я ктивба ррссетй свадьба. Ьуулзл новизна данной лиссвргедия ввключвгтся a csmà fiocfa-■nsK.«1 укааая1Юй лроОлвкы >т ч пгосл9лов2тогы!ои детально» «палз-în каиГ-сяое типичных свадрСньк образов и кэфивоз, прмЧ'а гг^ко-•орье, -из kîîx /нплр.. образ рыби/ иссмдуэгся апзрвкэ.

Cv,zt*-k\ c-Cpisos a wothbob, ¡« поатйчвеко« соа«р«зхкэ тюр,-(HWîHti «диной ^палебной вдте, вьгогаяяой ггуОэкяга пркчятааа икоовозарвнчгскогй гторялкл S с&сю очерздЦ- йрвьш осноаа ш-еесооСрааностн ?лпт, внралянна* гелсиййссм- ^кнр^Ш'-еоароа-проявляется в прои«,«вёикяг «вэьчёб^о® bûsssî 0 вохьвзй чем в Других фоЛЬК^орЙЬИ шзраа. '

Пзль роботы вякогдаетса а тоа, чтобн 6 согтаг® ^«кгтгого :гадебног'о обряда п «го рвгяокагыюЯ. tpa^REW» прйсзздЛЬ «зкза-чкку поэти**5с*ях стразов я мотйвов, баредодомув тposai тшя-¡ент&да-. 1 /сдан солерямием stïis стругсгурзик еднащ а щ свя-•якт с, коккрч Tv iwv! оСряяовьзд» s ретуахага; 2/вх

к'сиочеиность я один или кесколыго ssfipoS ttxn кзкрой® рзшга» iàjïSôcTefl; З/ашнмаемм kîcîom е вобзмэкшеа свадьба

актуальность ешВЕяа с®йгаз©в» йр{?шзш; 1Лга-

гсшев мючяте.лмшй рязанская фодмиорво-зтяогра^врасм® iKtts /я порой гсСнет по с?Няетгвньа прячпикм s арххДО/. epst-saaEMSç« во smemra 9 научпыЗ oOdpoï « 8 *«бр$«Р»сяо& сеш-!«вдй1 ; ?./QVcyîciayvt овобтаязве фэюкЕоряеУячвскзЯ рв&яя па lyccKoâ свадьбе; з/н®т »ссягдоеаина ршэаяекоЯ свадьбы, ^ гор-«3rî ход взупенкя свадьба русски Б цэдои; 0ДЕ8®©га ete-»нь изгчвкяостн го8тйч5Ской cegaufiew pas®a cSpsao» s ъюгн-)йе а к* этнографического коиткжго; 6/ï{»6yeT юсчймви вейке- о сгваевных жзкраг г юяревш рвавэмыностяс, «кйехиа roscro ¿ркмеганвя вхайдак s ssx теястоз /да»вого {¡ам&еяая s прнуроченязет* к о^яемшон prayasaa cMibfjy, А жая <so-ipoc о штдвзх о сгадеваой соэеш. '

фактическая цеиюсть peBota oapeJSeiSeîcJt «й. чк> пму-результаты ио«яо испольвовать pespaSona cCfflstî -тео-кн сеаго>бы русских, яри составления своваря яеыкв ^айьюгора ( 4одыш5рислических терминов, при изучения оробде«а фрйькгэ- ■

рюю писателей, в гшш» применять в курсам н спецкурсах по фольклоркстикв и русское литературе XX века.

Апробацдя диссертации проходила при пров«дени1ьстуденчв-оккх сеыиаароа по устному народному творчеству и & докладах ка еаседаяки фольклорного кружка в ЩИ /ШГУ/ иы. В. И.Лаии-на: основное содержащий работы отражено » научных публикациях,

Диссертация состоит ш введения, двуа основных глав /с днутрвинМм делением на равделы/ и дополнительной главы "Творчество С, А. Есенина в крестьянская свадьба", вакдачания, приза-взят, списка литературы и аркивиш иатериалоа и вашшает объем 106 стр. /с приложением х би&шюграфичвскнш! материалами -870 стр. /.

содавАШь РАБОТЫ Во "Введении" показаны главные направления иаучания русской свадебной позвии ртишл учеными /гемевяс и семантика ос-аозных оСрааов * мотивов; отдельные жанры и И1 система; вваи-мод&йствие поавки с обрядом; свявь с календарной, родильной и вогре Саль ной позе вей; талы свадьбы и ее локальные особенности; Ерсшшю&виие свадебных, элементов в др. фольклорные кайры; историческая эяолхцкд свадьбы'; специфика суирстэования свадьбы русских г иаоэтнйческом окру*» нии; сходство и различие свадеб-цой обрядыосты русски* с соседними неродственными ьиродама; осабеаност!! Сьгсования свадьбы в крестьянской и городской.среда?; современное состояние свадебной традиции; от раж пне свадьбы в »Удояаствевиой лмтсратурэ; составление сюжатно-тематичес-гаа указателей свадебкой позаим разных регионов/ и поставлена цель ,сойотЕзк:юго исследования; проводимого на основе ряваяс-;гэго сЕадей:!ого фольклора /еы. вьеа/. "

В'-Раеваской ойл. /губ. / ваиатны две свадейнкз традиция: цреоЗайдагкдаа'.сраднёрусскаа /ведущя знвия сесён с каличаэы груша иш?рщ";- обряди с елочкой, курочкой;' куркшюы, йвредхо -»«¿йааь«й головой; с обсевшша хивльи, с хоаденкеи ш*одыс к !кцрДЦу'; •d/•7l)плaшвaяiJви••п6кo'fiaикв•' и др". / а севернорусская /о&шэ' генчгшад, станый ритуал и проодше с иде-

вьэй' крёсмой", приговорки-дружа, пироги с начшшоа ж т. д. / -Еа ¡сэЬеро-ЁМтеш в аостокз /напр. .'в Касимовкском, Кадочкой, гр»ааичада с Владимирское и Нижегородской обдай-тяиа в с Уор£5«й/. - Евроатно,. это сьяааяо с аассгвш&гы разав-

:ких вемель славянскими племенами - кривичаая и вктичама, а гшсда древнейшим автохтонным субстратом кещэрой к зрея.

Хронологически ряванская свадьба обкитэт осекнв-вишга-5есенний период - с Покрова до Красной Горки, а в Согее юродам смысле вк/пчает в себя релдаовый обряд первого надевания юневч - сигнал к сватовству и посэсэнкэ югодьаш родственяв-сов жены на 1&слеиицу.

Разножанровая свадебная поэега Ряваявкны повво-вяет проредить генезис и становление шопа образов и иэтивоз, ksiís-|рние их в процессе бытования - гаюгда вплоть до перзоскакло-шя и/или превраврния в стилистические Смгуры и тропи.

Ь^тодкка исследования опирается на пояогэш» о гвнмичйе-«эм.родстве фольклорных гаяров и евююЯ скстеив входкейх в йях Ыьклорно- этнографических образов и мотивов н поэтов для Colee точного уяснения их поэтической сетнтккн предполагав? [ривлечение дополнительного и контрольного материале. Do-пер-ых, это сувесгвупиие одновременно со свадебными другкэ гаяры ольклора Рязшппины, в первую очередь - отрагаизга пароакш ерованяя: бшмчки, колядки, пркьеты, трокшснэ й хороподпш пени, з такте родильный и похорснкьй обряды, ретуал пгргого ка-евания поневы и предметы материальной культуры - й&ючягасп ц окплексы одежды. Во-вторых, это обс^руссккй 4олькгор - екаэ-и, былкны, заговори, духовныэ сткхк й др.; и свалеЗкая позакя обряды других славянских кародов.

Анализируемый рязанский свадебный кзгернад шшкаэт в сэ-я 164 описания обряда и 1230 поэтических текстов - в оскоепо« лачей и песен, иногда - болькизг приговорок друакн. Д&гашй ts-ериал охватывает период с 1846 по 1GS1 гг. и рагиз&етея в -к видах источников: 1/публикации а фольклорных сборниках, рудах краеведов и периодической печати; 2/подроСпоэ спуОяяко-анное описание архивов: 3/рукописи в госархивах г. ¡Ъсквы -оссийская гос. библиотека. Центральный гос. архив литературы и скусства, Институт этнологии и антропологии км. Н. Е iSccsyxo-зклая РАН, Мэсковская гос. консерватория им. Е И. Чайковского, эссийская академия музыки /Высгоя вкода им. ГиесиныхЛ к 8 г. *зани - Рязанский гос. обл. архив, Рязаяский ксторико-архетек-грний мугей-валоведник, Ряванскнй гос. пединститут км. С. А. Есе лна, Рязанское иузучадизг км. Г. и А. Еироговых; 4/галкси авто-з и отдельные тексты, записанные А. В. Беликовым, Е Шркеловсй,

а Ыихашои. и. Д Макскыоаой, Т. А. Никологорской.

В связи с неоднозначной трактовкой учеными принятых в фольклористике терминов определены ключевые для диссертации понятия /обрав, ьотив, сшет, «аир н кадровая разновидность/ -инструмент исследования.

В главе 1 "Шэтико-сеиангические аспекты »кров свадебно» псэаия" делается упор на канровой обусловленности поэтики и семантика образов и ютиаов.

Раздал 1 "Образы святых Кузьмы-Демьяна и Уихаила-архангела в закдинательной песне и приговорке" посвяшен проблеме свадебного обращения именно к этик христианским персонажам /в др. регионах в этих аанрах встречается иной подбор святых/.

День св. Коэьыы и Дами&ка отмечается 14 ноября /1 ноя. ст. ст. /. "Кувьыинки" считались девичьим праздником, на котором имитировалась свадьба: накануне одна девушка наряжалась в «гн-скую одежду /поньку и кружевнкк/ и пародировала свадебный причет -"Грязные пришли...народ заходил в небу посмотреть; на "Куаьмуыки" "невеста" одевалась будто бы к венцу с "хзниаом"-наряженной в ыужеку» венчальную одежду другой девушкой, все выходили на улицу играть песни и плясать -"вроде свадьбу игра от".

За 1-2 дни до Цузьшиок деяушси собирали по всем долгая а «йоге других продуктов яйца, на праздник устраивать "ссыпки". а 50 дворах гозпоеа рэзали кур -"чтобы куру бшш цэ,ш" круглый год, и цзркоаиь'А прйчт собирал доыатао птицу. 'Курица .Сиг ¡5 сведвйзш атрибутом: .молодому каязю полагалось вриаосит-ь "куря к казу", посге пара тть вручала дочери нпрагкшну» кура чку -"ив паэйй пускали, вроде невестина будет"., сфаз ¡¿алодо Кс«-: бы СжЛЕазеп с образом курицы - "невеста - курочке" и "рядят курочку - продаст невесту- дурочку" Образ курочки встреча етсл к свадеб!Ш яесвЕХ, сопровождающих ритуал укладывания »а ходах спеть /ют: петушок спеют аа курочкой на насест - в вьсдьСе др. с-йл.*„сге1-;/, к в кодблаздних, првдаеиаядах свадьбу /шх1"Ь'. курочка в^г^пьаиэт еолотое кольцо наш перетень/.

- покровитель- кур и едноврененно гзнышй пежрэ&кмяь: в пергой дгкь «жтьи, нажав по снопу, одет яйца, врнго£ар!;ьал: "К/вьь'а-Декьяна, ииздк к нам, сама десята есть, й ЕЗХ41 ««»гать л.£4-ь'71йясуров А. Л. И 20/; по Чатти ¡¿¡шеяи, урок.» ресохагогась со св. братьями-лекарями исцеленная

ими Пелагея.

Другой "род деятельности" Куэъш-Демьяна свявая с кузнечным делом: на хоругви цеха Кузнецов 1839 г. иэобраиэна икона св. Козьмы н Дамиата, церкви в их честь построены в кузнечных слободах разных городов; в украинских легендах святые' выступа-то как кузнецы-змееборцы /ср. с гая г ы волвебянх сказок, о борьбе со змеем/; в белорусских заговорах Кузьма-Демьян упомянут с 12 молодцами с 12 молотами /ср. мотивы ваговора - просьба "приковать" любимого, и"наблюдной" песни -"кузнец, скуй мне венец"/.

Кузьма-Демьян выглядит демиургом й культурным героем: он победитель змея и первый кузнец, выковавитй первый плуг, а также покровитель брака.

В день Михаила-архангела 22 ноября /8 коя. ст. ст./ справляли свадьбы и братчины-михайловиины, и с его именем свяэаны три мотива, обшив для свадебных песен, белорусских ваговорой и христианских легенд. Во-первых, з заговорах Йиханл-архангел владеет огненным или золотым мечом, либо с г кем, либо долгим копьем, либо железным прутом или кнутом; в свадебной песне сообщается о женихе -"Он ударял верешку копьем*', друяок -"кнутник" наделен обязательным атрибутом - кнутом иди плетьв. Во-вторых, в. заговорах Михаил-архангел появляется "с тучею я с хмарью", насылает на змей 3 тучи - огненную, каменную, скадовую или громовую; в Западной Европе он мог прийти в виде покера с неба или урагана с гор; в свадебной поэзии туча имеет огненную и каменную природу - она "белгорючка","грозная", из нее выпадает "бел-горюч" или "белый камень", а невеста-сирота обладает способностью /иногда с помощью удара в колокол/ заставить ветры буйные и бури "раскрыть" могилу и разбудить умершего родителя /эсхатологический мотив в сиротских плаче и песне/. В-третьих, в заговорах Михаил-архангел с помощь» трубы изгоняет и истребляет гмей; в Апокалипсисе громкий голос, как бы трубный, и трубные звуки ? ангелов возвещают конец света; в свадебной "Трубоньке" звук трубы предрекает несчастье и гибельный конец: невеста расстается с девичьей косой и волюшкой, в конечном счете - с девичьей жизнью.

Наблюдаются сходные черты образов св. Кузьмы-Демьяна и Михаила-архангела: 1/приуроченность дней этих христианских персонажей к началу морозов, которые показаны в месяцеслове как результат кузнечного дела -"Козьма закует, а йихайло раскует"

- б -

/В. И. Ладь/, к близость праздников в церковном кышндаре /1 и 8 ноя. ст. ст. /; 2/вмееборческий мотив - в украинских легенда* братья-кузнецы помогает вмееборцу победить вмея, в былине Ци-квйло Поток борется со вмвеы в могиле своей жены, в белорусских а оговорах Шиши-архангел - главный вадитник пострадав-вмх от укусов вша л от "вшу", в Западной Европе почитание Шиаила пршдо на смену культа Гефеста-Ыеркурия, в Апокалипсисе Йижаил-архангел с ангелами ниаверг на землю дракона-Са тану, в Чзтиях Минеях Ковьма и Дамиан ийгоняюг амео ив уснуь-даго на поле человека; 3/данные христианские персонажи являются покровителями домашних яйвотнш - Кузьма-Демьян - кур, {¿ихаяа-архангел - скотаны, особенно коней и овец /надпись на древнерусской иконе -"Архангел Михаил~вручает коней Флору и Лавру", сибирские ааговоры для сохранения скотины и формула сватовства "У вас есть ярочка - купить, а у нас баранчик -будет парочка", ритуал "поиски ярки" иа следующее после венчания утро, родительский дар невесте - овца-приданка/; 4/свяаь с востом и переправой черев реку /календарная поговорка о ле-достаае-"Кузьма-Демьян с мостом..."; духовный стих об архангеле Михаиле и Страшном суде - просьба переправить душ черев огненную реку в Царство Небесное; рукописное Поучение палы Рижского Климента о 12 Пятницах - пост в 10-ю пятницу, перед днем Михаила, способствует перенесение душ через огневую реку; 8 Четках Швеях чудеса исцелению с помощью воды - в Иерусалиме ангел Господень вошел в овчую купель и возмутил воду и др.; б сгавгов свадебных песен с мотивом перехода через реку и обрааои моста

Обладая укаванньш сходством, эти христианские персонаж выступают в паре в месяцеслове и заговорах, что подтверждает неслучайность совместного упоминания их имен в приуроченной обычно к пропою ааклинательной песне с "обожествляющим" припевом "Вдасдави, божей", "Боже мое" и в приговорке-просьбе при затирании матерью жениха браги или произнесенной друхком перед поездкой в церковь - с общим главным мотивом "сковать свадьбу".

Равдел_2 "Сокол" как яанровая разновидниеть свадебных пе сен" называет главного героя с характерными птичьими действия-ш в й сюжетах, 1Ь наименованию птицы возникли народные названия песен /"сокол","соколик"."соколка"- поется как невесте.

ж и жениху, "школьная", "сокшкж","соко*очек"/, свадебного еличання /"соколят"/ и рктуаяа продаж* постели я суидуха из-есты-/"соколок"/. Первые 4 павваяия песен имэот ударение иа -м слоге, что, возможно, отражает древни» произносительяуя орму, сохранившегося еще в поговорке "гол как сокол", S ар-айв мах, историзма*, собственных кивках * гвкторнх славянских выках,

Имя двойкой птичьей природы - "Соколочак... Велой лебедь", 'Осколочек... лебедочек" подчеркивает обрпдовув функции гтти-гы - поиск пары /пе'скей обыгрывали яэииха и невесту/ -"соколуки" или белой лебедушки. Насильственный характер добывания 1ары, хстя и смягченный мотивом Быбора, ваиодая в природе мо-■ива "охота на лебедь/утку - невесту" с функцией раарувения, 'биения - размахнул плеткой, разбил стада гусиное и лебедвгое, >ышб лебедушку или Сокола подшибли ей крьиыякя - ср. кввиачв-юе плети дружка- р-тэогнать "охрану" и расчистить вход в дом не ¡осты, устранить "продавца" невесты, ударить по ее подуйся илн ю ней самой в ^анях перед поделкой в даркоаь.

В сгаетах встречаются разньи виды пространства: 1/яа "ся-ше моря" соколы только летали за утуякой или пеной для свахя, эообщг море не типично для сокола как среда обитания н место эхоты, оно могло быть заимствовано из хороводной "Вдоль по мо-эю..."; 2/"чисто поле'*- место нахождения яебедудаи, там слышен >е крик и там сокол вышибает ее из стада лебединого; 3/перво-(ачально сокол летал "по вышиныо по высокому", но со временем гонятие *'вышина"-высота заменилось на "втяенье","виванкя.. .88-яеный орешничек" из-за созвучия слов и представления о "вкж-яье-ореаенье" как месте гулянка йеЕесты.

Этимология "сокола" и вовведение этой птеды к брачному то-гему подтверждав трактовку образа как противника, разысккваг>-«зго лебедушку. Высокий полет сокола означает подготовку к сватовству, и размахивание крылом иди потеря пера является опознавательные знаком лгниха. Функциональная значимость крыльев для пернатых подчеркивается такими способами: 1/сокол убид лебеду-пку "под правое под (федико", поймал галку за крыло я намерен • выщипать крылья-перья; 2/лебедупка, перепелочка шест эпитет "златокрылая"; а крыло пролетая®го над двором сокола опоэтизировано -"все яемчужггое оно", "сизое крыго... золото перо"; ЗУв похоронном плаче по муку лена просит взять ее "под крылышко со

всего горя великого"; 4/иа юге России крылья составляет глаь-кьй елскйит декора иагычниюе. Наиболее ясным свадебный cuneo лом авгаетсд кодьдо: оно выделает жениха среди прилетевшие равных соколов Катином у сокола В руках кольцо блестит" пал сокол уронил "са клуткнки кольцо".

ЗагэтнШ сокол сшрвнно ожидает невесту, "у окошчка уаи-гается", "за ярнцвпочки прицепляется", "он приыолвки себе догадается". Ш прилет сокола асе равно губителен для невесты: «зда раяруиает деталь окна -"отвиб он прнчелинку", а невеста видит сой, будто сокол "увил шня, девукку". Сокол прилетает еочерок во время девичника, "при последней конце времени". Су-цзствует две версия: 1/сокол прибывает въявь; 2/невеста видит сон о прилетевшей сошла, причем девушка находится ь пограничном состоянии шаду снои я явьв -"Не спалося, не дрешлося. íiioro во сне привидахося". То, что повме стало восприниматься пак печаль дввушй при появлении нежеланного гостя - сокола-:>зиаха, а древности ногло осоенавёться как оиртельная болезнь йэауаки: "дают крозыз бзсь обольется", "ясны очи поиутилкся", "резан ногзеи поддеьашея". Ко и сокол страдает иа-аа стремления приласкаться к невесте: "он пришиб уж собе крылшки".

В контексте песэн л&'внчннка по-особому функционируют ра-взт бага Окно рассоривается как вход из одного .чира - »sipa сокола, в другой - ыр невесты. /Ср.: в похоронной плача изучит прйЗьш к уьшрсеиу прилететь сизой голубкой а сесть иа параднее окошчко; пркиэта о влетевшей в окно птичке прэдьев»-ot сшрть тшиу дат/, Мотив "никто сокола не видел" такжэ говорят о наложении главных героев в разных мирах. Лишь ма-туслаилн бативФ, как старше, прошедшие в свое вреиа этап "уаираиш-Ьоаро'гяэния" в браке, "поснявриные". видят сокола и покишюг «acá его прилета к ta дочери. Сокол прилетает ие-ва лесоз - чуадого невесте шета, расположенного далеко и понц-шемого как граница своего а чужого пространства.

Ситуации с прилзтои к дйвувдр сокола - зто иносказание ее ¡захода &ва?& "фшаатал Сы к ней ячшн сокол... Йенихи-то от £орот нейдут". Песни о соколе игрались до свадебного пира /крою сг«аэга о саше/: Л/вря сватовстве, ладах, запо^/проное; ь/«огда подруга невесты приходили к *вниху с утиральником; 3/ ца вечера крешш рубах; á/на девичнике; 5/при отъезде иоеадь» аэшаз са гшвесгоа; В/когдй варяяали невесту, на "посада" и

- и-

ври проподах поезда в иеркогь; 7/прИ встрзчс помадя кп ¡.ррксп у ловя !я.голого. Одни сгеяты строго ир^лзг!1?^:!; к одтоиу --телу евздьбн /напримэр, к встреча спадобтого поезда от сспиа, что объясняется состоетствутазтМ оСрчдовым содзрутшггэи пост?: "колокол авеиит"- обычай трнкды ударять в колокол, чте-бн "гсгз!!-чать" №шп»ь гаииха или не вести «ш чгобт» V мэяодих «в бороли уши; "Ивтят* лаор каталкою"- крестная и&ть ойкэтага дзэрь й лороту по яхядк бврввовыи аеником "ото бое* почисткх"/. Првкрепхояность ииыя свгйтов к сбадвбкш &ттуа.*еи гврмззучтея з достаточно вшроких пределах.

Особо ваяю, что иногда песвя кграеась ролкгй к_«?5

«го матерью. Этому способствовало содержу!:« п-г-саи, псоегаяжг-ггш пободу сокола-мзнизга кал лгбздуш>Й- невестой. Шрэд веоо* лкснием песни г.росиля благословения у бога.

Сокол нлетолько типичная фигура ср-адг-бают яге?«, '»го кор быть представши не только а облика птяаы /ср. екгэт екзегс» "Яинист вевыя сокол"/, ко в всадякк® э епкзтс "Рзя-маазя сокол по городу..." сокол-Кааи сообкзет о поетотоатаяяыт невесты »даваных конях с упрякьв, в верйайтэ "Л»гв.«з году®! »ксяи терем,.. " есть сравнение "Собрался на кох», ках еокол"/ер.: пых соколъввк. сокодьвицок воскт бшпяюя си йжьм 'чфага» - ток; "кеезднкцок'7. Иёлояявтеди назкзагзг пасни с типичным свяжем "соколом" даяе ври отсутствии этого иь»цк герой.

Взроятко, рзаию сш©ты "сокога" шю ечкгагь стяосяда-кнея к тавровой разновидности шлрэ сзадзбхой пески, ¡'л й:зактине они составляют цельку» "соколькуо" глтп, л з рвот« ¡гес-:гях имеется снос колкчесгсо соко.гов - от олпого до пеко£счеть>-заеиого хнок&сте?.. 1'т птйш обозначает п Солькодстге п-гсеа «епкха, з одном сипоте - Сратцкз свахи, а в ьлло ел~шэв дазт-;я бев укаэваня на конкретный свадебаый чт /гозмэздо, ,ктг,8-гие ка коря и подвкбивгтэ утки* крыдьдаи осгсош соотаг?ств?ют : ватам/.

Раздал 3 "Тема сизрги в корядьзых пзсяяя, открывается про-:транстгэвно-йргшнкой харшсгеркстпкоД с^чаяз кспохчекгл з'П'л гесеи: 1/иа сечеравк» У иевеств после обыгргаодая ко гши-тт-гего аа -иго гост«; 2/за 2 дня до сгадьбы у ворот певиха к под ¡го окнами; 3/г.ря легреча пряахаьпего аа кевэстой стагебаого юзада; 4/па "посаде" прк ЕкДЕоре1!!к гостей т-щ стслз; 5/при юсадке невесть» в повое'ку для егды в трхевь. Испохичска^з до-!уикамк, корияьнда озгьалл а псрелсшй иодачт ейздьбы -

Ори переходе невесты на территории рода мениха. Известны две Группы коралышх песен: i/те, которыми корят в основном представителей стороны яеииха и его самого в доме невесты на осио-ваним противопостаадения "свои-чуиие"; 2/более поздние, возникав» внутри величания, ибо играются не еаллатившаму «а обыгрывание гостю /но ка свадебной пиру корильные еаменя-щсь др. разновидностью песен/.

Научен»» соатико-сеиаитического аспекта корильньос песен к resoauca входянях в них обрааов и мотигов начнем с рассмотре-ща "нечистых >й0сг" и их обитателей, к которым относится лягу-W& /строптивому гости поет; "растянем как лягушку тебя"/. В вто веыноводаое в бьишчке превращается колдунья, в волшебной сказке - невеста или яаши по воле алого чародея /у русских сш»т "Царевна-лягуика", у немцев -"Король-лягушонок, или «аде-вный Гейнрих"/. Магический, смысл обрааа сохранился в таких любовных енаках: 1/у лужичан девушка ловила лягушку и прикасаюсь ею к;возлюбленному, чтобы привязать его к себе; парень совал в руку любимой обглоданную муравьями левую далку лягу^ КИ; 2/в Юго-Восточной кЬравии имитировавший спаривание яьС парный свадебный танец "zabska" был направлен на обеспечение иногочисленного потомства у молодых. У русских образ лягушки ктрачается а ритуальной приговорке при продажа сундука и постели невесты, в орнаменте женской одевды и др. Мотив кориль-йЬ*"растянем как лягушку" вавершает ряд убийственных действий: "дернем-подернем...с печки на лавку...под лавку","ударим t иайушку?.

. Обрае болота, лощины, варосших коноплею "вадов", горки характеризует местожительство свата как расположенное вблизи от иного мира. Судя по былмчкам, в болоте обитает болотный, гаывс-г ре чаются. аерлицы и проклятая матерью девка в белом, с распушенными волосами;, по кочкам "болотники" до крика петухов водил.:женщину какой-то старик. Лощина тоже относится к низменным, сырым, ыочадоиныы местам и сродни "гноищам" и "Суйвидйм"-кладбищам для прикрытых .ветками "аадожньос покойников". "Задами" .выносили со двора гроб с.умершим, черев "ваднее окошко" подавали на,кочерге угощение - жертву исполнителям "Авсеня", воспринимаешь в качестве приаедьцев с "того света". В похо-рокноц плаче упомянуты находящиеся на крутой горе могилы; славяне и др. олеина в местах еахоронения насыпали курганы; цо по верыв, покойника!! не стригут ногти, чтобы было чем. карабкаться

яа гору; на горах обитают Йоги /Олимп, Святы* горы/ я ведьмы /Лысые горы/ и т. д.

В соответствии с местом жительства свата он подвергается воздействию нечистых вплоть до угаскивания ими на тот свет: "Живет нал: сват в лощине, его церти утащили". Естественно, все окружение свата ему под стать: или отправляются в иной мир -умирает /"кобыленка шелудивая... мякиной подавклася, За колоду гявалилася"/, или является "нечистым"/свекровь "иад трубой юбку сушила", как колдунья/.

Применяемый в корилькых прием смевнваяия жизни и смерти обусловлен основной задачей песни - раавекчать утверядевие насчет богатства свата Выполняется он с поиокьв антитезы: "нам оказали" то-то, а на самом деле - совсем наоборот, да и то. что было,- исчезло. Вместо богатства - загустение, от условий хизки свата веет смертьо.

Важным в корильных песнях является мотив разрутения арония и слепоты: "косые глаза... полена хотят". "Лубошкые глааа" можно рассматривать как иносказание покойника или предчувствие умерщвления через потопление или сбрасывание на лед пруда на лубке, понимаемом как род лодки /ср. "палуба"/- средства достижения "того света". Современные исполнители "косые" и "лу-бошные глаза" воспринимают как стилистические Фигуры, подобные оксюморонам ярморочного фольклора.

В корильной звучит предположение об умерщвлении кеикха морозом: "На двор-то не мороз ли, наш жених не замерз ли?", что имело реальную /возможность сбиться с пути и замерзнуть в поле/, ритуальную /оставление молодых ночевать в отдельной нетопленой хате - возможно, отзвук инициальных испытаний морозом/ и символико-поэтическую /ср. мотивы "умрешь ты под снегом"- в "наблццной" и моров-жених губит дочь мачехи - в волшебной сказке/ основу.

Для корильных песен характерны упоминания разных способов казни, напр, - ножа, кола, виселицы. Здесь ва«етны исторические реминисценции /добровольное повевение любимой даны княая и удавление веревкою девушки по смерти господина у славян в X в.; "посадить на кол"- в средневековой России/ л отрадание народных верований /перекувыркнувшись через воткнутые в зешаэ лога, колдуны оборачивались в домаиних животных; пригласив покойника на поминки, люди ели без употребления нолей, чтобы не пора-

нкть еитшоную душу: в могилы колдунов вбивали осиновый кол/.

Для корильных песен типичны ругательные наименования пер соиаягй: 1/бутовые обидные проввишд /"кривоног"- о яенихе, "ра-годаицьГ- его родственницы, "Ьеаладотникм"- поезжане/; 2/Бран-нив слова допускались по отношению к группе /"У Григория в победе все дураки"/. Бранная лексика указывает ка представителей иного мира 2-»« способами: I/непосредственные названия нечистых духов или эвфемистические их наймынования, перенесенные на лвдей в порыве негодования /"какое у него, цорт. богатство"/; 2/средство отпугивания "нечистых" и колдунов браныо /при меняется и в Оыличках/.

Цель вранных слов - противодействовать иоеаж&нам, который ив-ва участия в обряде перехода и ив-аа того, чти являшся "Другой стороной"- партией жениха, представляются выходцами иа иного мира Идея унимвния словом заложена уже в названии жанра и связанного с ним ритуального действа /"-кпр-"- оскорбление, брань; ср. "укор"-"покор"- упрек, порицание, поаор/, Другая ступень чередования -"каре", "карать" подчеркивает мотив казни и иавначение корильных песен - наказание.

Еща одно значение -"карить"- оплакивать, "карьба"- поминки - проявляется во временном совпадении исполнения корильных, причетов и довенчальньа песен с печальным настроем. Но кориль-ные противопоставлены нм тем, что направлены на вызывание своим содержанием смеха - и у корня "-кор-кар " есть вше один смысл - высмеивать, драанить. /ср. "драднют сваху"/. Ритуальный смех достигается такими приемами: 1/обидными сравнениями иа "сниженного", приаемленно-бытового обихода /"жених не ворона ли"/; 2/указанием на отсутствие у коримого персонала его главного достоинства /напр.. у свата - богатства/; З/построением корильных на основе непристойностей.

Ситуации, обрисовывающие бедность стороны жениха, показывают нарувение одной ив главных магических ролей свадьбы -стимулирования будущего достатка молодых посредством "воздействия" богатства устроителей брака Нэ ситуации эти вымьшен-вью, нарочитые, и обусловлены они не действительностью, а жанром корильной песни. *

Истоки всхрологических иуток кроются в земледельческих культах, а ритуальный смех связан с миром смерти.-"скорчиться от смеха","надорвать «вотики от смеха","убийственный смех".

"демонический хохот" и др. Невеста Ооится родии веяиха, кото-I.ля нагие!1 гкпй оп янсуппит /мотив плача по просватанки и свадебной песни/. Корильная песня выпиваемым скехом стремится как бы "убить" сторону кеииха и таким "нападением" ни И9& защитить невесту, попытаться спасти ер от увова на "чухул сторонку", Корение иевг'С.ты, возможно наоборот, применялось с тлью "убк-?ния" невесты ради возрождения ее и новом статус» тш

Супествует ряд песен, в которых обеий вьсм*»ив8Щйй или хр'щлЛннЯ ингтрой перебивается коротким высказыванием обратного порядка, иначе говоря, песня корильная иди величальная содержит » ?лем«я?н "противоположного" жанра /нзлр., при ка-оавяйном ритучлч в такие величальной песни "др&внят": "Друкзиь-кч гохзалился - каравай развалился"/. Коиповиция некоторых мэ-рилм?ых пе'.-ен основана на пнтитяве "свои - хорошие, а чуй» -

илохик".

В .главе.г "Ятнопоэтические образы и мотивы свадебного цикла" ^собс» гнимпнир уделяется этнографическому контексту в его иг.чимосвязи с поэтической природой исследуемых единиц овальных т^ь'стг.'к

Гаа^м 1. "Обраа дерева См верхуигхи в п^сне сироты и «огив з'шамывяния рчгт«ния" начинается с анализа группы посей о обрайаяи 1«линн /свадебная и любовная версии/, черной л ко редкий, мяты их ломак/г, увязывает в пучки и бросает на поверхность земли, п отношении калины эти действия совераягтся кеве-стой, девушками; в откоюгнии черней смородины и киты ноикрвг-ный исполнитель нз указан. Увязанную в пучочки калину /'.'калинов цвет"/ и черную' смородину бросали "на дороиху", "в веден садик"- поэтическое место гуляния кеииха, который ратей и появлялся. Песня о таким мотивом исполнялась действительно по пути к лому явниха девушками, .шедшими с девичника его "обыгрывать". Устилание дороги веточками используется в ряде ритуалов. 1 /свадебном; г/покорснком; 3/при встрече победителей.

Няту бросали "в терем","в зад","8а тын",?, е, внутрь залй-кнутой территории или на задворки, при приближении жениха воа-нккавг картины вовраждатэйся, распуская®;Лея природы - особенно растительности /"К саду подьизжаить - А сад расцветать", песня известна по "цветочному" припеву "Розан иой роэш?" и под/. 5&чжл тд«лен способностью содействовать расцвету природы, ибо сан »»ни* ? расщепе кяанеяных сил - еку пора жениться.

Образ мяты редко встречается в великорусских песнях, т. к. траву выращивает преимущественно в южной и кго-вападной России, но характерен для украинских свадебных песен,, где выступает обычно в паре с рутой.

В ряде песен виновником заломленного растения является конь жениха /"Поломал он в саду вишнку Да черную сшродинку", "Потоптал белая ярый хмель"/- здесь звучит сожаление о заломленном деревце, кустарнике, выраженное в вопросе "зачем рано взломана" или в описании плача невесты по нему.

Во всех приведенных песнях образы цветущей травы и невесты не тождественны. во их южт сблизить прием психологического параллелизма: еадомить растение - ваять девушку вамуж, и в свадебном обряде поэтический символ переводится ыа ритуальный уровень.

Заломленное растение редко имеет эпитеты: в единичных вариантах навваны "пахучая/трава мята" и "белый ярый хмель". Достаточно часто указанные места произрастания и взламывания растения - огород и двор - роднят неьестус отчим домом, они будничны, привычны и, вероятно, поэтому не опоэтизированы эпитетами. Калина находится на возвышении -"над рекой","На горе-то калина..." Данные локусы отражают поэтические места произрастания трав и кустарников и могут не совпадать с реальными природными локусаш.

Для мотива еаламываяия растения вален не конкретный ботанический вид, а производимое над ним действие, что подтверждается глагольной рифмой: гуляла-ломала-вявала-бросала /о калине/, мята /трава/-измята- перевяаата-побрасата и др.

С сельскохозяйственными растениями связано понятие "еа-дом"/слово образовано от глагола "ааломать" и обозначает переломленный и пригнутый к земле пучок цветущих колосьев/. Устройство заломов приписывали русалкам и колдуньям, разрушающим ровную поверхность поля и приносящим вред урожаю и жницам.

йзтив взламывания растений имеет обрядовую параллель в ритуале "тяте молодых" после свадебного, пира, когда новобрачным задавали равные "приказ ки'7напр. , "На горке дубок - нужно сломать!"/. Песенный мотив встречается в зачине как отправная точка в развитии действия иди как "картинка природы"/А. Н. Весе-доваккй/ в психологической параллелизме, а такяе в основном содэр?""йй произведения.

Для мотива ааламывания растения характерен образ травы, кустарника, дерева, полностью испорченного, разруганного /"калинушку ломали", мята "вся поломата'7, но из него получен новый предмет - перевйзанньв пучочки, провеянная мята; или жених обещает возродить погубленное /"Наливеи ш с тэбой валатое ты-чье"/. Исключением является сломленное саблей дерево - калина, которое не возрождается ни в старом, ни в новом качестве.

Иначе подставлен образ разруавиисго растения в предназначенной сироте песне. В ее зачине дан образ дерева без верха. Так создается психологический параллелизм: у сыр- зеленого дуба или зеленой ели - кудрявой сосны много веточек-сучочков, нет эдкой маковочки, а у невесты много роду-племени, только нет родимой матушки или кормильца-батюшки. Выбор породы дерева здесь не случаен. Ботанический вид переосмыслен в поэтический гбраз и включен в ряд мотивов и сслетов свадебного фольклора и в обрядовые действа, проводимые с реальным дере вон.

Дуб часто расположен у воды /"Середи моря на камушке","у юлодеца у нового"/ и обладает двойной силой - вегетативной и :илоЙ живой воды, а "вемлей сырой" именуется родительская мо гила, имеющая общий эпитет с "сыр-зеленым дубом". Йэрево играло важную ритуальную роль: после венчания молодожены трое-фатно объеаяали дуб.

Обозначение ели, в отличие от дуба,..допускает повтор в гменьаительно-ласкательной фэрые -"ель, моя едшка" и парное именование -"ель-сосна", в котором главное место принадлежит ели. Вот доказательство этому: 1/слово "ель" и егопроиз-юдные поставлены в начале песни; 2/воэмо'лен их контактный по-¡тор -"елка-едка"; 3/количественно преобладают обозначения ели (ад сосной -"О ты ель, ель, сосна кудрявая".

Песенный образ ели-сосны напоминает ареально употребляв-ауюся в ритуале прощания с девичьей волей елочку, которую на 'язанщнне, особенно в Ыедаре, часто заменяли.сосной. Содержаще поговорки "Венчали вокруг, ели... " основано на древнем ри-■уале обведения шлодой пары вокруг священного дерева, что )ридически оформляло, брак. С елочкой сохранились обрядовые юйствия: на девичнике девушки укралшлн ежу, ставили на стол I сажали туда невесту /си. сюжет "На горе-то. стоит елочка..."/, «них окупал елку /(¡од приговорку "У нас -л угла..."/, веа а церковь и ставил .на трубу своего дока; либо'на пир иди меду-

дай утро рОЯКТЭЛЯ МОЛЬНОЙ приносили »ТОЧКУ, СВ»»Кр0Ви поме653-*й в красный угол и "нашливдлл" ча .ч»<> тхь иля платок для .'ивеотки, аатем ходили члкой по селу показывать ляг Едка члшолкаяроваяа "гмираячр" немсты в р«яулт^т,л перехода в се ЧГ1Г мужа /ср. елоши *етви прммекчлипь в потюнном обряде/.

В разделе.С "Иптивч избиения пр^ч^ски яеюта в свадеЛгод |'?сняк" чсс'йду»тся я пходвьл ^пертн о кудряв «¡рниха. Р песне "Долина додннуика,. " яавяшлани? молодцем плови ролряой л* и •■ч9 ''свадебный» цвет/ -¡вйьано « »го грустям« ввсг.с>оени»»ч, прк-невесело® состояние мгш>т ловдигт во Солеяненж^о: "Холит ■>к егта»*,сч". В гвпллбяы* песнях п«чзль молодца вдавада его ,!г>Х0па.1:ш состоянием, о чрм догадалась мятуткя и яп^т ему со-грти и подшгу.

Вторая пэспя ?«личаяьквя "1Ь ко»* кудри.. содержит но г к» рчсчесызашя ■'~ге пожени» гида во «ос' и кааании маслом '-еяах принесения *®ртры/ волос ипяодка кекшинами - матерю.-жймой /в пародийяой песка серой бабуикой/. что вьвванг; древней инициацией стопке П. Кудри т^пт "о; нониус природ!*" /"слов-чо кар горят, рздгораютоя"/. а кх характеристика -"не причесаны, ю пркглагекк", "р^сснпаггск"- покаягаает непокорность, буЯ-яосчь как свойсва молодости и одновременно неустойчивое состо пчие побукпагда»р к пер»мяне -"раявипся г^гят... вериться в»~-ляг" Поняги« "илостой" и "ярня-ый" вклрчяви р себя различие и прическе-. I /ое-рикишыя под гребок*, 2/бородатый и с усами.

Третья песня "Т^регкичек кудгевят.. " с "природным" йяда-яом ос.чованя на параллелизме: состояние растительного

иира и-молодость человека • соответствие отс основано на обдам аначении "кудрявости". Здесь эавиваяи« кудрей оакачает подготовку шлодца к «»тгм.Ое - третьему этапу етэни человека /пер--два -"породила родяа матушка, Е^пэнл, сглрмкл... батгахз"/,

Прнговаривание при расчесывании кудрей »иной иди самим героем'приближается к "присушке", что отрядило р семантике глагольного повеления и имеет аналог - обычай запихивать молодому муху са имгоглт волос даны при изготовлении мгнекой прически посд» венчания

>сош№ названия кудрей "Чг/дрюяки". "кудерыззог, "кудри-т;" ' гк>пстп*лнм иаименоваюго узора хохломской росписи -"кудри- •" >у,ц мч" ччпгфя.ф'ккм по >тлям блинам. яходядом в состав • • > ••'•«'»" > си«1 тл"--.-ККУ ¡' "->ячьаеыь.ч »тоодой

зослк первой брачной ночи. Кудри еимволиворовали мумское начало.

Раздал 3 "Мотив расплетания косы невесты в свадебных песнях и плачах" начинается с анализа песни "Во труб ужу трубят. В ней указано время проведения двух ши трехцветного ритуала последнего ааплетания косы невесты девушками /фигурирует в виде воспоминания/ и первого приготовляла »некой прически сва-веиькОй /дано как только что свершившийся фат, хота в действительности .уедстоит молодой после венчания/. Композиция пес ни представляет собой ¡казвериугую ив 5 детальных противопоставлений антитеву, подчеркивалась отделение невесты от родного дома. 8 поатичеегюй формула "Затрубили я трубувку - Плакала по русой косе" видна своеобразная перекличка плача как .комио-ьиционного приема в песне и плаче как »аира В XVII в. на свадьбах цар^й и бояр играли в трубы зурны, откуда возникло название "свадьбы с трубами"

Ü плачах "девичья водшка" заменяется "бабьей еаботушкой", "сухотой бабичьей", способной "высушить сердце"/"крухота","су хота"- наавания болезней/ я предметно воплоденной в вавявьша ми головушки невесты и надевании на нее "ерядуаки тямелой" -венского-головного убора /оеобьм образом повязанного платка, повойника, кички с сорокой, волосинка-, коконника, наголовника/

Редкий на Рявашцине мотив проигрывания невестой юли девичьей произошел от мотива игры девицы с молодцем, ие типичного для свадебной поезии, ибо не опираются на соответствующий ритуал и его поэтическое оформление подобно былинному /только предмет проигрыша представлен песенным свадебным символом/.

В плачах невеста обращается к девочкам-подруженькам, *ь-ланньм невесуиькам с одной из 2-х просьб: 1/не расплетать ко су /варианты - констатируется уже свершенный акт или вспоминв ется сон/-,'-2/дотрепать'косник /ритуальная основа - передача алой ленты подруге/. В ритуале изменения прически заметны символика смены основных цветов. Красный является главным выразителем этого мира, цветом живни и крови и* считался запретным на том свете, поэтому невеста,"умирая" для девичьей жизни, рас сгавалась с алой лентой. Золотой /желтый/ цвет обладает 2 ш символическими значениями: l/граурным /невеста-сирота на диви чнике покрыта "желтым пецальным" платком; "желтые" и "желтовые пески" закрывают родительскую могилу в песне и др./; 2/счаст-швыИ /блеск, свечение ¡того золотными нитями »некого очелья

утюлт нуты в приговорке дружи -"Я:ны8 вааи головки" и др. /.

Иотив "Надолго цветочку в садике цвесть, Недолго веночку яа стенке висеть" упоминает венок из цветов. Его бросили в реку девушки при гадании на Троицу, но обычая надевать на голову невесте у ряэанцев в XIX-XX вв. не было. Его заменяли церковкь» венцы /"золотой венец" кг песни/ или стилизованные под цпеты узоры не бус на бархатном поле, или венок из,раскрашенных утиных перьеа. Свадебный венок надевался раа'в жизни к обойма молошаш, что подчеркивает его символическое .значение для обряда перехода В песне "Как вы поли, на паляни..." *ених •срывая "сьягы лазсрлнвы" и завивает венок, потом "заплакал": "ХТо к мой вяиок носить буде..."- а цать обещает его ке'нить.

Картины природы в свадебной поэзии сеяваны с мотиваш. ра-ярупенкя. В песне-увядайт цветочек, опадаог, облетаот листья /"О клена, с борезошки все листья падут"/. В плачах 'пейзаж рассматривается как благоприятный или неблагоприятный в зави-сишсти от того, «то делает на природе и в како? Ерекятам находится левячья воля. Если "русая коса отгулялася" в зеленом саду, по веленым луга»,: и травушке, то такой пейзаж существует » прошлом или в последний раз и выглядит благоприятным, но навсегда утраченным. Если девичья воЛя должна пойти во чисто по-лшко и сесть на горькую полынь к-т. п. , то пейзаж смотрится неблагоприятным, ибо отнесен к будущему, когда воля будет отделена от невесты и станет влачить жалкое существование. Воля перестает распоряжаться собой. Если раньше подруги невесты могли встретить волг на "веселой болыюй улице" и "широкой доро-лекьке", то теперь по просьбе невесты помещает вола в гибельные условия.

Расплетание косы, очевидно, заменило древний обычай подстригания волос при переходе в иное состояние и при прощании с предана /с родным даиэм, близкими лзодьми/. Б д. Пикселы Касимовского у. крестный отец иди брат подрезал волосы невесты в 3-х местах, а при заллетаяии молодой, двух кос и надевании повойника новобрачных вщпали за волосы с приговоркой "Бросайте свою рябяцуп и девицыэ волк", Причет невесты сообтает о ее стремлении защитить косу ножами булатными и саблей вострой, а в дей^ ствэтельности в кос/ были воткнуты булавки.

£азлу1_£ "Мотив переправы через воду и'образ рыбы" в пер-. ?с>1 :г5.ст;' -.---г----'-;.-! тг'-лицюнннм дчя рьбот по свадебной поэзии

- lfl -

/А.Л. ГЬтебня, a JL Чгчеров, а И. Еремина « др. / и представлен б еиштами. Перевод осучвствляетсяс поша^ю перевовчюш. посрэ-дством переправы по полненной иешаомшЬг уме лежавшей дощечке, жердочке или по мосту в каретуакй.аолотбйс; ю'лодши нвво-«чиками. Песенному мотиву соответствуют саадеСюи .ритуальные действа: I/при,,сватовстве Встреча, аешиа н ввести ¿происходила'. на »коту, .т.ч. а сня&йг г/на валов им.было велвно ст'улать. на одну доску; 3/утром послевенчального дня молодые одновременно умывались, становились на одну, доску и утирались одним полотенцам.

В свадебных песнях переправа была удачно* и являлась символом свершения брака. В необрядовых пескхх^всшмэхен .противоположный мотив: гибель персонажей.» воде, ка-ва рааруаения моста /"По Дону гуляет..."/ или yíonaaue аениха в ре'чнэ как нака-вание аа измену /"Вовлэ речки, воалв моста..."/. В них встречается и мотив "гибель молодца у перевоеа" спрбСьбой персонала о посмертной переправе черев реку, которая; выступает как. водный, рубеж, отдели щнй потусторонний ынр от .»давнего. Такую;,» роль играет вода' а, свадебных ритуалах, водчвркиааа их ¡"переходный" характер.

Врязанской свадьбе представлены асе 3 вида бани, .иавест-иых, на Руси:. 1Убаня невесты в д¥аь дав1гйф4,;/,невеста с.;Подру--гашж&ркли со'лянку-в.баие и еъёлвяя '

плачущей н. причитаюврй невесте юсу; содержание ритуала отражено .в песйях и .причетёх..НевестыЕ/ баня жениха /ее .üateüm* .оедруг'ай!:о

невестой жнт& береайвш веяю&й/; -ЩОвм^ШлоОи, /yfpou после венчания они или в сопрово'хдешш .отуФяю; вёдЬ и васлон-ки поеажш и родных под пение- "бевнравственшй" песен, и.те били горшки о баню/. С водой свяаан рйтуал.предвенчального умывания невесты и жениха - каждого в своем доме - над яйцом и хмелем, а также обычай хождений молодых .на речку или к колодцу утром после венчания, иногда с ясно на»ванной целью -"купать молодых". О ритуальном омовении свидетельствует ритуал сосен*-иод женихом невесты "с мылом", гулянка ужйниха под нааааниеы "мыльница", наименование девичника -"мыльницы" и исполняемых аа нем песен -"ыыльнишые", обычай гостей на. пиру класть новобрачным деньги "на шло» иа мало" и дарение, молодыми, родственникам йены куска мыла при пое^нии их на Масленицу.

- £tí -

Обрва- вдивяво TcicriS)9.i»4öJ»WB вшизкует пачала вэяэстн. Ляя лоснк сироты- тйпиузя' пекхологпчгскяй паролхглюм: рока «гк шра ив'ксшшшмя - траста-шм '*еиих р.« улыбнемся. Дяологкч-якй котив входит в ег«э? песик "Выстре. рзчакыга.., " о nieva- ко-весты по «х», Яр!П»Н 'ОЯПОЗГ^мвнйо 8ByvHT cbw'ssia плач BOSW m

С пйряпраг;0й со- рогч ейяорча срагеочяя »есия об уятгжш .ко море 3-.* n»ps3jro»s - с сув»уквдм, иухозоЯ поп-ельв п газс-е-»ой. девица!. -3 ригуняа ееадьба'ореподдоего к (.оотпятстак? о йр'авнкч sñí.t?«tTi;o • ота-э?а f.ioc5. ппотсму

логвчэя -оачяк с oxt!S»*atm«* пологагл«ч ит-орои - "рув'лявб-этей по-ггя sor.«,.. "

,в рля» ввсоя r^bfctû- îw8t cojfflk ?0.п0п5п?«т.;-'8 пт'щу влй рЫ5*; обо 8ГЯ- "Rtrccrtcu" tiOK?.SЫЗ-ЮТ SP СВЯЗЬ С BOiTJOS СТКХПеЙ.

Обре» рыбы ва Факячтояа гстрэчао?св а 3-к сал»та. яр»-

ícrasj«rt cBaseQKoft--itBTooBoa'"Oei»'S' я»та Пгтровг» распраегтф* всявоА в прирвията -резонах. Глкюк* тгерсопаас: К1$эят оптанта к SSM®: какях, «sai:? рыбаку ir кпрмкг в» веьгету, поезду» бодр. ГпуЕ-дася,.-ко п--; слогеши» се-дра - ес-гяиЛ *sr<« дл$--гавкта. irosstäxasro, что es дол*»в сяоуеть короу?г:/й stsynci, т. в пкздея hö ляй '/ср. tsm* 'aa-wweem* рястег.:«/.

Обстоятельства доам рвы /л».?о я рачгер wch тедяегг^ншд? обреЁОк.юквется навагу, ссроетго. кчвхшшя es. Пзтра -rîQîfroiiirrejraî рьволозстрз/ п-'вркготомеякя и» K9S /"Вг? огяя ее repus, б«в полет ¡ъжтюГ/ vymar.'.t э?«п> ь'-рк-артег особо« преглааночвнк!? pssJu - Суть създе-вгоа Cîâ'o'-î-

ifftó «ори» чудесного веччт от мвяенкоР. рыйи подсказь-ьает пой» рятуашгаго кор-лтенкя кеьеетн рабой - ст»^.«:ромая? nc.t-b.sskhí; потомства Б хородоешй П*СР0 "BSOJ-Л по .. - р'ЛУ,-. сена употрсбля.га кергввэту» прет - пчео" я "sstsa руду" ре-стер? ;\khoä орлом ог.той добалую« кля .э^Секеишкй.

Кторов сягпт реев« с обшйок .руЗи Oii-гзо!". к перг-оху. P'-tóo-

íoetBí .хотят понять белорьйкцу, плотицу, чтобы tr«»pt4.rft> ев к&гест? и, ре»?, учветндаов cjj?j-r>6s;. Eñeso- готок^тс? ik> од^ой руйн, un рассчитею на много поршгй /"На дг-е^агаеть столов ра-якоеяти-/. В сг-»еряорусско6 сваи-бе Рьтг.яала уготень? BSf<?resii с pwîoft, m Ряоаяш® сол-^кус рыбу пctj-j-^s- ¡¡а 1':олгн:а?у -бнr><?. яагор.?кь^" Б п^сие отрялен воцелуйвыЗ обр?д, гий к г^-г.ряг; в ЮР.О» пна'тки: от сгегаш рйби-хоте-

isa - л "0ü£2sífjosaiUiO!ay а ритуала "рыСка" окаку иоцелуя.

Трети® сй^у - Е2л:<чальныа "Виноград а. бору растет...." -сойвриит тод>ко >ойраэ. рыСь, бев соотиесеаиога с цик ,мотива ясно, то .^г рьяицг. просго наааьаа, то ж иослугмла адресатом обрезания, шлодоЗ. Поэтому воамояаы 2 трактовки образа: 1/скрытаа параллель. ."рьйкца - ьеолодеыенька" /редкий, епитет "пгачуйад" т- чно определяет настроенно молодой ^возник-в отдаленном от река селе и«асто ыааьгеисв&имя биологического, вида -"рьйнца ядотвичонка"/; 2/водчинительше положение молодой по отновению к плотвичка /ср.: в сказках рыба - властительница иного' мира, а невеста как раз попадает на "чукую сторонку"/.

раздел 5 "Мэтноы далыйго пути а благосдавлення. " Обраа "чуазй сторонки" касается пространственного аспекта, свадьбы, В ее подвии и Обряде штив пути свк&ад с 2 дорогами: 1/от дона ааниха к невесте; 2/от дома невесты к гзшиу, аяеадая в церковь, - в соогв&тстага. с чаи понятие пути воспринимается кеоднозначнораа1щ«ц учы^тнккайи. саа^ьбы и цеодиншойю вео-Сракеетсаа ргй'иш.ганрах.

В отлкчж): от покоркз'ииого /путь- ведет на "тот свет" и аш-si2á йевэдон/, .з. свадебном плада путь накакаете» ишнно невесте. Она полегйзт его иазэстаум.проЕОГйга^.;? поэтому, просят проводить ее ц.рассказать, о .конечной, тепа®, пути. Цотйв нейнЬ-ния пути встречается н а послйеен^шлькшорнтуезах:' 1/зять "не знает дорога", поэтому .есть чин "пососз«'', ук£эыдакздгго дорогу к тестя с nócosou' a руках; ^/"пикавать! дзрогу" гостям -перзш.я зшитьводку- цслти ьююцт ¡Ш, наоборот, старше. Тек иотнв незнмйя пути itoeí свою сбЬрс^иую" сторону - соотносится с ¡-отивоы указанна дорога

С ютшвои проводов невесты свяэаа мэт^з забвения пуги, ярздстаядшнныЗ в предотноы. алажг:'.тропочки-яороетнькя зарастут травой и исчазиут, ибо, невесте по h¿íu .Ооаь&э ив ходить /формула проникла в свадебный плач да похорршюго/. Психологический параллелизм: вянет цветок - ноет сердца - подчеркивает особый характер сзаэа, невесты с уграчзияой родиой стороной.

Предстоащш! невесте путь нэ доджза. повторяться /принта-ехать в церковь ц обратно одаой Дорогой - молодые рйеоЛлутся/. ¡inca дело - ритуальное гезараг^ние -друиюв э дон аавесты. В разнш мс-етиш ipommx ово придавалось з 2 делая: 1/приг.са-

ентъ родителей невесты Ra пир; 2/выкуаить постель у подруг ие-г.асты. В песнях путь жижху представляется далеким /нужно преодолеть 3 поля; пройти по пути, освещенному солнцем, - черев лес, поле, синее мэре, быструю реку/ и опасны*,- сокрваеицм «го «иэкь: "Растеряет мою молодость По ухабам к раскатам"/ ср. древний способ убиения стариков я святочнуг игру в "Смерть" - опрокидывание прохожих ударом в сугроб/. Путь осложнен маояестюм преград: 1/свяввняых с поверьями /сватовство откладывается, если свахе кто-нибудь, передал дорогу/-. 2/ритувлышх /требование "оиэлишюй"/; З/поетическях /в песнях > невеста просит подруг сдавать крутую гору и удить ее ключевой водой, девуша сщмт 8« ста ввмшя в даумястаня сторожами; в плаче она просит братца свалить суку веду березоньку к перегородить дороженьку/.

Цобьсваякв невесты именуется большой бедой; в соответствия о втим тяш выглядит угрожав: "гровен. немилостив". Мотив удара копьем в-ворота ассоциируется со свадебным ритуаюм: прв оттввдо к венцу иених триады ударял кнутом по воротам, чтобы вугутя дана боялась его.

Ей них представлен избранником /он "суяэный-рядаяый", в его дворе вырастаю идеально красивое-ритуальное древо - "И тогшо я высоко, А листом широко"/. "Дубчяк" в поле - ориентир для сбора бо«р, чмвы там "думать-гадать", "думать думу". Этому мотиву соответствовал ритуал "душ" - после,18- легия сына соОирвлм в бли-xaismft праздник родственников иа совет: кв какого рода, брать невесту. Иотнв "думушку думать" типичен для произведений, со-провоядаивих обряды перехода /свадебных песен, похоронных плачей/.

В?них снаряжается в путь /седлает коня, васыхавт послов/ я устилает дорожку к невесте коврами. Представление о матерка-льном воплощении пути в виде холста, ковра, скатерти породило ритуальные действия и соответствующие поэтические образы. Христианская традиция крестного внаиения, чтения молитв, молебнов и благ оставления при любом явлении "перехода" в готовом виде стала применяться на свадьбе. В поэтических текстах "благослов-левъице" кмеет разнообразные эпитетьс "боиие", "господнее", "cbs тое", "родитепьское", "крепкое", "аолотое". Оно ценится превыше всего, поэтому возник ютив: "Не прошу... ни алата, ки серебра.. Божьяго благословенья!" В причетах невесты способ благословле-ния нредстор.т.'н форчулой: "О сердца, or желания" и т.п. Сохра-

анлоеь представление о благословении как,о какой-то вещи: его "несут", благословляют иконами-"обрааами" и троекратным обведением понькой вокруг головы аевветы. Заяитит'ь человека способны благословение, данное в "добрый час", и пожелание "доброго часу", поэтому друяэк обреется к народу с ритуальной формулой угрозы: "А хто цн бласдавнт, тему сына ни данить...". Оборотная сторог ч благословения - проклятие.

Для невесты путь завериалса прибытием на сторонку жениха, поэтому дли нее ваяны организация пространства /дейзад, устрой стцо быта, характеристика отдельных предметов/ н населяющие его люда. Пейзаж мояет быть показан поочередно главами жениха сами, ишпциш) свойство приукрашивать действительность, и главами невесты, смотрящими в реальном свете * да» , способными сгущать краски /ср.: "йшоградоы -обгорожена" и "Чернобылом обгорожена. Горючей слезой поливана"/. Сторонка жениха может быть показана и в сравнении с невестиной /напр., формулой противопоставления хлеба Сагшки н свекра: иевеста ругает и хвалит тот или иной хлеб в вависиюстн от вре'ыеви исполнения песни и ее жанре бой природы, что взшшосвявано/.

В плачах навесты сторонка жениха изображена как "чудо-дальня сторонушка ... неэникойая". соответственно, там живут "чу а» людшки". Родня Жениха .представлена- врагом- невесты: "Чуяие лзоди алы, досадливы", "тоийае а сальные"-, "Главные зубы".

В величальных песнях, наоборот, сторонка жениха восхвалялась либо в .детальном ее описании /песню играли сраеу по приезде молодых от венца/, либо с помощью- укаваяия ,личных достоинств отдельных участников свадьбы н супружеских пар /песня изучала на пиру/.

В "Заключении" многообразие мотивов /1/ и обраеов /2/ по дршделено на' такие группы: 1 - а/раврувение, С/расставани,е, в/путь на "чужую сторонку"; 2 - а/оОравы-раарувители, С/обра-вы, подвергающиеся раарувению, в/обравы "чухой сторонки". Это связано с представлениями о ритуальной сиерти, прониаываодими иринаьгдения до венчального цикла.

(Лрньы и мотивы по-разному Функционируют в обрядовой ПОй-ена: 1/ироинведения с ниыи прикреплены К соответствувдрму ритуалу и составляют с ним неразрывнее целое; 2> переосмысливши аи[м.>ллыт1 их ритуал; &'содер»лт отголоски у граче иных ритуала ь 1.- опирайся ня "ибридовые 4с.рыы мьшиния" /Е ¡1 Еремина/;

- ?л -

5/заимствуются в готовой виде кэ других обрядов. Семантика и поэтическое воплощение "сквозных" образов меняются на протяжении его функционирования в текстах разных ритуалов свадьбы.

Б "Заключении" дана перспектива изучения свадьбы.

Результаты, подученные на .материале Рязанской обл., могут быть распространены на всю среднерусскую свадебную традицию с учетом ее региональных особенностей.

Наряду с изучением генезиса, семантики, поэтики свадебных образов и мотивов н отношения к ним современных носителей фоль клора представляет интерес использование их в художественной литературе /отбор, включение в текст в готовом виде или переос-шсление, создание на. их основе новых, собственных обрааов н др.. поэтому мы прилагаем, к основной части диссертации небольшое исследование по проблеме фольклорияма С. А.Есенина - уроженца Рязанской земли.

Б главе "Творчество С. А. Есенина и. крестьянская свадьба" указаны 3 народнопоэтических струи, питавшх творчество рязанского "златоцвета" /Н. Н. Оакулик/: 1,/домашняя обстановка; 2/соз-вателькое изучение фолъклэрно1этнографических трудов ученых; 3/литературное окружение.

Повесть "Яр" ,/1'91'5 г. / интересна своей комйозицией, основанной на 2-х ве'дущих линиях; одна образована четырехкратным вариативным упоминанием волков, другая - тот® четырежды различно преподнесенным.описанием сватовства разных лиц. Каждый эпизод этих 2-х линий подан в реалистическом и/или символическом плане, а при пересечении этих линий возникает сложный метафорический смысл, постичь который можно только зная сущность исходного материала - народных поверий и обычаев, связанных со свадьбой и ее поэзией.

Все упоминания о волках связаны с К. Каревым, что мотивировано его охотничьей стезей. Волки, пришедшие на свадьбу /из бы-лички/, разорвавшие Ивана-царевича /переосмысление сказочного мотива/ и съеденные покедаком /из пословицы/, вероятно, являются тотемными тавотныш, но у Есенина сулят гибель людям.

Вторая композиционная линия томз содействует нагнетанию трагического настроя: 4 показанные Есениным сватовства оказывают,:« кс-счзстливыми. Подчиняя вс? художественные образы и элементы особо? "мистической силе" /0. С. Куняев/, писатель даж? из ра-.:нообг-т-<ич овэдебных песен выбирает печальную - "Подружки-голу-

буики..." Ч отличив от стихотворений, в "Яре" не встречается характерный для свадебных песен обраа ивегувдй калины. В повести ягоды калины постоянно сопоставляются с кровью.

В "Аре" сильны и фольклорно-этнограф1ческие шценты /ритуал с требованием."околииной", венчание иа Покров, свадобиый ютив в плаче Филиппа по мертвой Лимпиаде, выкуп ганшсоы невесты у общины - "положение" и др. /.

Во> шюг...< стихотворениях Есенина сыгтупает на первый, план сияволика цвета, истоки которой часто находятся в свадебных песнях и плачах Рявансщны. В стихотворении "Опять раскинулся уворно... " кроме пейьада-заставки содержится основа крестьянского мировоззрения •- круговорот шзни и смерти, - воплои^нная в красной и белам. "Уаоры" пронизаны тем ¡t» цветовым сочетанием, но красный и белый ке противопоставлены друг другу как цвета, пшволимзируюаие две стороны бытия, а уподоблены один другому как равноценные знаки беды. Так Есенин в о а в расчет заоытую язы-ческув идею жертвенной кровн, но сзмз "заклание" рассматривает ¡сак вйрзарстьо /идет первая мировая война - 1914 г./: "красньл цветы" приравнены к "уворам крови". В "Усе" красный - цвот пролитой крови и ¡загубленной дизнй - приводит п бе-лому - цвету с'ыерти: "Белокос&я девица-высга" пьяна с "вин краснссокюс".

.Отталкиваясь от фольклорных древесных образов-, то;,à свя-ошткх с .сиш^о дикой цвета, Есенин сов дай* внрааительикэ образы девудк-елей, красазнцы-черемухи и др. Чзрзэ обра?,- белой березы лоэт яра'хсдкт к понята» Родины, кагору» сгерожат "Огорий кхеи на одной йоге" /оандебиую - парность образов, березы к клева аатор pR3B®,pa'UBseT в обрааи довуакя-аавосш и свсего "аторого я" - клена/.

Дрэвнаа мра s. оборотикчество, проявившаяся в веде cícao-доз и а сгедгбйоа соэвйи, натолкнула Есешша и'а мхо-сь о созда-;«5К обргз'оЕ г» ливотного «etpa /»од :~!гукусйа-Корнилов, строко-î'JOilf-COpOKH, 1ГРК СБа«"/.

Суда по nocBí7!-oi!J!0).:y К А. &йк\пшй SETorpnl.y "In всяксго е«рлпа викстся. • ■ "i поэт ксгшьаог&л ке только отделы».'» свадь •>¡;w? обраоы в ороен т'рчестве, ко ькогда полкость» слэдоVb:i '.:ï'-;.nï.C№*3 г.азиНИ Ctaí.bóU.

"ШР^&Р.Ш?*! w-s-ev разделы "СвйлсЗяиэ ряятиы", "Обрадовш /¿■Оетшш", "Ob'i.yiftibï мркбуты", "Odí'.E.üúñi^ , "Тс(д::п;а, значащее кшвру тюдкеиш св&дебких н'рогазсд>л«Ши, "Вмры к

Йб -

«аяроьда равЕсвадностк" 8 прсдстаядяет собой народнгю /рявьи-ские/ обоэвачакиЕ «тих понятий, данкш в хрокологич&скпы порядке К'КвОбХОДИШЭ МЛ УЯСКбНВЯ ретуаЕЬКОЙ стороны свадьбы.

Стетьк, опубликование по теш дкссертаири-

1. ирии?01<ир$кш сшйолы в свадебном обряде к поэвеи /на цате риала Ряй&йской области/. //Поэзия к обряд: Уэквузов. сб. каг трудов.- и,!'-Ш-во'"Цюштей" КГШ 1683.-

С; 94-103.

П. Свадебная поэзия- в ее отраязш* в гЕор^стьа русских пкса-

тедой-//Лзтературз в ваш. - Н. , 1092.- Ш. С. 7Б-84. а Сшволм» цзета у С .Л Есвшгаа и сЕааебказ поэзкя Тгоапвазд {доэгогпчаскга пауки. - И, 1592.- С.-18-32.

Шходятся в вэчати:

4 Шлкчкя с колдунах в домашкх духах в сопоставлен® ео свадебкой ыэгкай//йэскаэоч:1ая прота: Кэетувоа. сб. кауч. трудое. -V.: 1й5д-во "Црокгтай" И1ГУ км. Е И Локниа, 1991. /1. - п. д..'

5. То12а си?рти в свадебных коридьиых песнях /на- материале Ря-еапекой обл. Л //Эткогра^ачзское обозр^нка.-Я . 1292. -N'5, /1..Я п. х /

6. Сваагизкая яээеия е советских илд&нкях дхй д©тей//Кк«га-детяи Цгдвуао». сб. науч. трудов.-И . Яэд-ьо "Проиэтей"1ШГ/ ям. Е И. Ленина, 1092. /0,6 п. д./■

Л Пэснн и плачи ритуала расплетания косы невесты /по матерка-лам Рязанской обл. Л ' /Эсяатодо г к че с кдэ «огивы в литератур®. -Ы. : ИШД КИ. К Л Горького, 1992. /0.7 а. Л. /

тирдя 100 зкз.