автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Общественно-эстетический идеал прогрессивных мыслителей Туркменистана XVIII-начала ХIХ вв.

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Баллыев, Анна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ашхабад
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Общественно-эстетический идеал прогрессивных мыслителей Туркменистана XVIII-начала ХIХ вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-эстетический идеал прогрессивных мыслителей Туркменистана XVIII-начала ХIХ вв."

Б ОЛ

АКАДЕМИЯ НАУК ТУРКМЕНИСТАНА ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи

Баллыев Анна

ОБЩЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ПРОГРЕССИВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ТУРКМЕНИСТАНА

XVIII - начала Х(Х вв. Специальность 09. 00. 03 —история философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук

АШГАБАТ — 1995

Работа выполнена на кафедре философии Туркмениского государственного педагогического института им. Сейитназара Сер,

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Г. Б. Акиниязов доктор философских наук, член АНТ Н. Байрамсахатов

доктор филологических наук, профессор Д. Нуралиев

Ведущая организация - кафедра философии и экономичес теории Туркменского государственного педагогическ института языков и литературы им. Д. Азади

Защита состоится " -¿^¿-^ 1дд5 г> в /^час

на заседании Специализированного совета 09. 00. 03. защите диссертации на соискание ученой степени докт наук прк Институте философии и права АН Туркмениста

Автореферат разослан " 1995 г

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АН

Ученый секретарь Специализированного совета

кандидат философских БАЙГЕАЬДИЕВ

"V&f исхпз- гетсряя, раскриващйя полную' правду. Какая вы она ни была горькой, • нуяиа правда,.. "Мы должны свою историю восстановить, изучать и сохранять"!. .

АКТУАЛЬНОСТЬ ТВД ИССЛЕДОВАНИЯ

Выбор темы в качестве диссертационной работы, ее актуальность и новизна связаны с коренными преобразованиями социально-экономической, сбсдаственно-политичесяой и духовной жизни независимого Туркменистана. .

Распад СССР привел к образований суверенных, самостоятельных государств, раскрыл неисчерпаемые возможности общественного раз-» вития, выявил раяез скрытые, десятилетиями копившиеся социальные, национальные, культурно-бытовые негативные отношения, обнажил реальное духовное состояние людей! иллюзорность их солидарности и "единства, искусственность доверия к "социалистическому идеалу-. Они требовали нового подхода к решение старых 'проблем, породили новые, среди которых- разработка общественно-эстетического идеала . имеет огромное практическое, значение для установления и развития светского демократического общества в независимом суверенном Туркменистане. О необходимости идеала $яя молодого государства было

подчеркнуто Президентом С. А.Шязовым: "Независимому Туркменистану ' о

очень кужны верные нравственные ориентиры*6. В Программах Прези-

дента С.А.Ниязова "Десять лет благополучия" я "Ммсатнаыам опра-делены основные направления развития экономики, социальной структуры, политического строя, культуры, науки, образования н указа-

Г" ' ■ ' 11 1 ........ 1 ■""■' "" ' ■ ■

IP Ниязов С. Независимость. Демократия, Елагополучиа.-Ашгабат: '.. "Pine", .1994. С. 142. .

2. "Туркменская искра" 29 июня 1993 г.

3. "Туркменистан*' 20 мая 1994 г.

Ны пути строительства нового общества, которому нужен свой общественный идеал. Исследуемая проблема и в дальнейшем послужила бы формировании демократического общественного идеала.

. --До настоящего времена проблема соотношения социально-общественных,, политических мыслей и идеала в трудах прогрессивных представителей Туркменистана ХУШ- начала XIX вв. не была объектом специального научного исследования;

- Л^алектика национального и интернационально-общечеловеческого в общественно-эстетическом идеале прогрессивных мыслителей Туркменистана выа&укаэанного периода в таком аспекте разрабатывается впервые. Тема и содержание научного исследования созвучны

с Декларацией и Конституцией суверенного туркменского государства, где подчеркивается необходимость формирования к развития национального' самосознания;

- Сложность и.трудность разрабатываемой проблемы заключается в том, что представление идеала как социально-исторической категория устарело, исчерпало себя, стало бесперспективным и тормозом творческого развития жизненно важных« общественно-политических, 'литературно-философских, етихо-зстетичаских вопросов;

- В диссертации раскрывается диалектическая взаимосвязь двух самостоятеАных наук - философии и эстетики на материалах произведений прогрессивных представителей Туркменистана. Естественно, межнаучный характер исследдемой теми делает ее сложной.

Научная разработанность проблемы •

В научней литературе разработке темы находите« на начальном, отапе. Тем не менее ученые разработали отдедышо ее аспекты:

-3- аспекту о роли социально-философских идей в развитии общества были посвяпены работы, в которых раскрываются взаимосвязи об-цественно-философских мыслей с господствующими социально-экономическими и политическими отношениями, выявляется роль социальных идей в развитии общества, вскрывается соотношение форм общественного сознания и их влияние на исторический прогресс*» . •* Разработка идеала становится конкретным аспектом научного исследования. Она была и остается объектом рассуждений, споров, дискуссий. Со времен И.Канта идедл стоял в центре внимания научных гипотез, предложений и теорий. Значительный вклад а разработку проблемы идеала внесли видные учение. 15г научно-исследовательские работы были связаны с искусством, (литературой и народным • творчеством) и раскрытием эстетического, этического идеалов. Ими

I. Чарыев Г.О. Из истории туряаенской обвесгвенно-философской мысли ХУШ в. Дис.дскт.филос.'»~Н.,1949; Чаршв Г.О. Туркменское общество во времена яизни и деятельности Махтумкули. . Труды института истории, археологии и этнографии АН ТССР. Вып.З.-Апх.,1957; Чарка в Г.О. Магтшгулыны^ жеигьгетчилик-сыясы гаиайышлары - Совет, .аебияты", 1959, » 7; Чарыев Г.О. О мировоззрении Магтымгулы.-и.,1973; Хыдыроп Т. Прогрессивно-демократическая мысль в Туркменистане в нач.XX в. (1900-1917). > -Ашг.,1979; Акинязов Г.Б. Ддеи свободомыслия в туркменском фольклоре.-Апг., 1976; Иуллиер Г, Иагтыыгулынын эсерлеринде сада материализм:« ве взакымкэдиалеятиканкц кэоир меселе-лери.-Ашг., 1959; Сосонкин И.Д. Из истории эстетической мысли „ в Туркменистане.-Авт. ,1968; %куров Н. Отражение ммовоззро-ния народных масс в туркменском фольклора.- Ашг.,1979; Экаев О. Туркменистан и туркмены в конце ХУ - первой половины ХУ1 веков, -tor., 1981; Велиев Б. Туркмен фольклордада дурмуиы эртекилериц гелип чыхыш,- Ашг. ,1990; Метгельдыев С. Социально-экономический строй туркмен средней Амударьи в XIX в. Дис.кснд.ист.н. -Jtar.,1979; Лийпиц Н. Карл Map«с. Искусство и общественный идеал.-И.,1979; Коршунов A.M., Ыантатов В.В. Диалектика.социального сознания.- М.. I96Q ; •Маторина Л,Е. Диалектика общественного индивидуального сознания и развития личности.-"Философские науки",1*339, S 3; Майоров Г.Г. Этика в средние векагМ.: "Знание , 1986; Баллыев А. Магтымгули о биологической сущности человека . Чарддев, 1989.

затрагивалась проблема общественного идеала в рамках цензуры*«

В годы культа личности и застоя общественные науки были втиснуты' в жесткие идеологические рамки и разработка общественного идеала отодвинулась на второстепенное место. Это объясняется Тем', что социальная действительность и общественный идеал находились в противоречии: принципы общественного идеала не соответст-» •

вовали существующему образу жизни.

Непропорциональная разработка общественного и эстетического идеалов чувствовалась учеными, но идеологизация оСвюственной жизни и общественного сознания и насилие над обществом запутали ученых, • к тому же страх перед наказанием за нарушение идеологического и политического аапрета привели к самоотстранению ученых от разработки »той проблемы. Предпринималась, правда« попытка связать идеал с будничной практической жизнью: трактовки об идеале как о "должном", связанный с действительностью (с "судам"), не подкреплялись конкретными доказательствами и теоретической разработкой, Поэтому, .несмотря на обилие литературы по идеалу мы вынуждены констатировать • его малоразработанность.

I. Столович Л,Н. Категории прекрасного и общественный идеал. - В сб. "Историко-проблемиые оч№Ки"-И. ,1969; Ге? И., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы.41. Д962; Бахтин H.H. Эстетика словесного творчества, Д979", Лармин О.В. Зстети- . ческий идеал в процессе эстетического воспитания и современности" -М.. 1963; Иоц ИГ.Л. Об эстетическом вкусе (три беседы) - И.,. 1963; Кашина А.Т. Эстетический идеал и познание в искусстве (под ред.проф,Овсянникова И.Р.)- М.: НПУ, i960; Ястребова H.A. Формирование эстетического идеале и искусства.-«., 1975; щульц ИД. Интеллектуальное познание и »статический вкус,-"Х\доякик", 1966, »6; Иуриан В,И. Эстетический идеал.-М. 1966; Шамурадов Б, История формирования метода социалистического реализма в туркменской; литературе (Ш'Ы941),Дис.доит.филол, наук - Aar..1969; Бабаев Д, Соотньшеиио эстетического и вти-ческого идеаяа в фольклоре, Дкс.канд.филос.нау^-И,,1935; Курбакмаммедов А. Эстетический «два* » Фольклоре. Дтореф.дао. канд .филос.наук.«Душанбе, 1981; §>олов И,?. Наука. Ценность. Гуканизм,-"Вопросы философии"» I9ÖI, »3; Иигкатуддоша D.F. Национальное своеобразие эстетического идеала, Дис .докт .фило*. наук-Баку,1971; Шамухышедова С. Щ. В поисках идеала < 0 творчестве ДекдевиЬТавкент, Г9В2; «яакгужыев 3, Чепер хакыкат ве t шертлилик проблемасы.-Аяг. Д978; Режепов С, %пер здебиятда, эстетика ва стил ие селедери,-Aar.,1902; Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность,-в,,1975; Назаров BiH, Природа морального предвосхищения» - Вопросы философии", 1983. »3

-5В условиях демократизации и гласности начался новый этап в развитии обшественных наук, в частности создались условия для пересмотра проблемы идеала. В наши дни она становится актуальной. Поя- •. вились научные разработки, посвященные философскому аспекту и структурному анализу нравственного идеала. В работе В.И.Свидерского предпринимается серьезная попытка разработки связи и взаимодействия частей, структуры целого, предметов, явлений объективной-действительности*. Работа Е.Л.Дубко, В.А.Титова посвящена элементно-структурной системе нравственного идеала, взаимосвязях его с практикой**. Эта же проблема разрабатывается в исследованиях С.В.Туманова и В.И.Назарова*^- Они стали своеобразии.) икпульсом для постановки более сложных проблем: "Соотнесение социальных кнелей и Идеала", "Практика как основа и критерий, идеала", "Соотношение идеала и самосознания", "Механизмы форшрошшия и материализации идеала", , "Связь идеала с интересами, потребностями личностей, групп, социаль-. ных слоев общества", "Элементы, структуры целого (идеала), и диалек-' тика их развития", "Функция идеала и их связь с практикой",' "Идеал как процесс", "Общественный идеал я исторический прогресс", "История развития идеала' прогрессивных нвелителей Туркменистана ХУШ - . нач. XIX веков".и др. Появилась, необходимость создать стройную сие-темно-структурну» теории идеала. ' .

Вопрос правды, особенно художественной правды и ее отношение к ' эстетическому и общественному идеалам был предметом научного, ис-

1. Свидерский В.И. Об одной Особенности диалектики действитель-

ности. "Философские науки", 1989, № I.

2. , Титов В,А. Идеал, справедливость, счаст£е. - Л.;

5. IWhob C.B.- Обшественный идеал: диалектика и развитие.- М.: 1Э76;'йаэароэ В.Й. Природа (¿орального предвосхищения.-) Шжросы философии", 1963, № 3.

следования многих ученых1. Ими раскрыта сущность правды как сердцевина художественного произведения и ее связь с реалистическим методом, стилями, мировоззрением и народность«). Так же выявлены отличия художественной правды от жизненной.

Изобразительность и выразительность как -необходимые средства художественной правды стал*, основным объектом специального научного исследования^-

. В них исследуются вопросы об объективном источнике изобразительности -и выразительности, такаке отношения их к искусству и литературе; выявляется их роль в формировании художественной правды; раскрывается гносеологические, мировоззренческие, социальные, эстетические, нравственные и другие функции художественных произведений.

Проблема диалектики национального и интернационально-общечеловеческого является неотъемлемой частью общественно-эстетического идеала прогрессивных мыслителей Туркменистана (ХУШ- нач.XIX вв.), без которой невозможно представить проблему решенной, "полной" и •цельной. По наиболее общим вопросам этой проблемы (например, по

духовной культура общества) проделана значительная работа и* выска-

....... ................. ■ ,1 .....■,, , .'.;,.,..,

.1. Абдуллаев У. Традиция и новаторство в

. .. v ,, _____________наук.

Оганов A.A. Проблема правды и правдоподобия в искусстве. Дрс. канд.филос.наук.-И.,19Бб; Мансуров А.г. Проблема художественной правды в искусстве социалистического реализма, дис,канд. .фидос.наук.-Ташкент, 1968; Эшадулов А. Мировоззрение и творческий процесс. -Тшжент, 1968; Рииченсаибуу Г. Эстетический идеал и проблема художественной правды, Дкс.канд.искусств.наук.-М.,

2. Алепина А.Н. О ооотноаании изобразительности м выразительности в искусства. Автореф.канд.фшинауж.-«. ,1965; Андоеев А.Н. Ленинская теория отражения и природа искусства-.-В, • "Знание", • 1973, * 6. Разумный В. Ленинская теория отражения и некоторые теоретические вопросы изобразительного искусства.-М.,1963; Рахматулла. Глазами сердца.-"Курьер* (ШЕСКО), сентябрь-октябрь, 1931: Воробей Ю.Д. ^алектика отражения и творчества в искусст-' Провозин В.В. Эстетическая сущность реализма. -М.,

1У00; Долгов К.М, Ленинская Теория отражения и художественное творчество.-Сб.Эстетическое' наследив Ленина В.И.-Й.,1971.

заш' рад новых соображений!. Но они не поили даль со попыток переосмысления и пожелания, так как политическая ситуация и идеологическая атмосфера {в бывсен СССР) наложили глубокий отпечаток на оценки и выводы исследователей.

В результате освобождения общественных и философских наук от _ идеологической я политической цензуры в независимом Туркменистане ученые приобрели возможность пересмотреть и переосмыслить вчерапиие выводы и объективно, с позицией нового шшления, оценить старые и сегодняшние проблемы.

В диссертации определяются основные проблемы, требующие на нал взгляд, основательного исследования. Учитывай сложность и ыногогран-ность проблемы общественно-эстетического идеала, автор не претен*' дует на исчерпывающую ее разработку. ' . ■

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования:

- выявить диалектическую связь социально-философских и эстети- , ческих мыслей общества с представлениями " об идеале туркменских мыслителей ХУШ - нач.Х1Х вв. ;

I. Ломидзе: Г. Чувство великой общности.-М. ,1978; Егоров А. Проблема эстетики.-М.,1962; Гиэатов К.Т.' Диалектика национального и интернационального в советском искусстве.-М.: "Знание , 1982; Куличенко М.И. Национальное и интернациональное в социалистическом образе жизни.-М,¡"Знание", 1980; Гаипов Н. Социализм и национальное искусство. Некоторые закономерности развития искусства в Узбекистане.-Ташент, 1974; Агаев Д.Г. Судьба народностей.-М.,1973; Зингер Е.А. Теоретические проблемы интернационального развития советского изобразительного искусства, Автореф.дис. канд.искусств. наук.-М.,1975; Капустин М.П. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре Советского Востока.- Ташкент; "Фан", 1978; Очерки истории философской и общественной мысли в Туркменистане.-Апг.,1970; Абдуллаев У. Возникновение национального и интернационального - главная тенденция в развитии современной туркменской поэзии.- В сб. ст. Уде Абдуллаева. Литература и современность,- Ааг., 19^6; Киселев Д.С, Социализм и развитие нации.-Ашг.,1961; мурадова и. Национальное своеобразие туркменских пословиц и поговорок. Автореф.дис. канд.филос.наук, - Азг., 1987.

-е' -вычленить особенности формирования идеала в самом сознании как его внутреннего процесса;

. - определить роль мировоззрения в формировании общественно-астетического идеала в творчестве мыслителей ХУД! - нач.XIX вв.;

- разработать элементно-структурнув систему идеала с позиции

современного мышления на материалах творчества классиков туркмен» о

ской поозии ОТ - нач.Х1Х вв.;

. - выяснить специфические особенности формирования художественной правды^ (правды вообще) и соотношение ее с общественно-эстетическим идеалом;

- раскрыть структуру, различия и соотношения общественного и эстетического идеалов;

- определить место и роль обеестеетш-эстетического идеала в историческом процессе;

. . - выявить диалектику, национального и интернационально-общечеловеческого в общественно-эстетическом идеале прогрессивных мыслителей. ... ..........

Методологическую осдову_^щссе£тащи_> составляют немарксистские и "марксистские взгляды научного исследования, плюралистические подходы и принципы системного анализа общественно-эстетического идеала. Главнши ориентирами в исследовании служа? общая концепция реформирования Туркменского свэтского демократического правового государства и содержания выступлений, трудов, указов и программных документов Президента, государства С, А.Ниязова "Десять лет благополучия" и "Иаксатнеиа".

¿с^о^никшт диссертации яаляйтся документы отечественной V за<-рубежной литературы, периодические издания,, постановления и решения Медмиса, Халк мвздахаты, Килли галкынша и др.

-9В процессе исследования были изучены кандидатские и докторские диссертации по теме, труды ведущих специалистов по вопросам социально-философских мыслей, по общественному, эстетическому идеа-. лсм, по художественной правде, изобразительности и выразительности, по нации и национальным отношениям и др. литература средневекового Востока, труды туркменских мыслителей. Исследованы и проанализиро-паш история развития духовно-политических, зтико-эстетическйх мыслей туркменского народа с XII' по ХУШ вв.

Научная новизна диссертации

Критический подход с позиции нового видения к учениям Маркса и,Ленина, работам ученых бывйзго Советского Союза; изучая философские труды И.Канта и Гегеля нами были переосмыслены, пересмотрены •вчерашние оценки и выводы о ролл и места общественного (индивидуального) сознания и идеала (общественного и индивидуального) в развитии истории туркменского народа; пытались доказать доминирующее положение сознания и идеала (индивида и общества) в образе жиэна. . ; .. . Дифференцированный подход к развитии общественного сознания и общественно-эстетического идеала позволил выявить особанности развития общественного сознания-ХП-ХУШ веков, формировавиее эпохи' Возрождения и Просвещения. .

Углубленный анализ общественного сознания способствовал решению вопросов: о роли самосознания в формировании идеала, утопии, миро- . воззрения, научного и художественного методов передовых людей, ХУШ - нач.XIX вв.; раскрыть особенности создания мыслителями художественной правды (правда вообще), своеобразный характер проявления основных се средств - изобразительности и выразительности в творчестве классиков туркменской поэзии,

Опреде'лить мировоззрение Ыагтымгулы, Андалиба, Иейдаш, его роль а формировании общественно-эстетического идеала этих мыслителей; .;

Религия - объект научного исследования;

Пересмотрено старое содержание идеала и разработана его новая элементно-структурная система;

Раскрыт процесс формирования структуры, различия и соотношения общественного и эстетического идеалов;

' Определено место и роль общественного идеала в историческом прогрессе;

Выявлены национальные особенности, основные черты национального характера,, диалектика национального и интернационально-общечеловеческого в общественно-эстетическом идеале прогрессивных мыслителей Туркменистана ОТ - нач. XIX вв.;

Даны выводы по каждому разделу.

Тео£етическм_и_П£актическа_д знаад»мть_^щссе£та1щи2 результаты исследования могут быть использованы для научно-теоретической разработки и практического решения современных проблем.

I. Научно-теоретическое значение:

а) выявление социальной сущности общественно-философских, этико-эстетических мыслей (ХУШ - нач. Х1Хва,) способствовала бы новым научный исследованию! более раннего пэриода истории Туркменистана; '

б) материалы диссертация могут служить пособием для изучения неразработанных проблем овчэствзшю-фмлософских и отико-эстетичес-ких мыслей классиков туркменской позаии;,способствовать раскрытию диалахтичэской связи средневековых и современных философских, со-' циально-похктических и общественных идей;

в) определение мировоззрения Махткмгулы, Андалиба и разработка принципов общего философского подхода к содержаниям творчества Шабенде, ШейдаЯы, Иагрупы, Сейди, Зелили и др. могут способство-. вать дальнейшему углубленному изучении их произведений; .

г) превращенная в объект научного исследования религия, мокет способствовать разработке, связанных с ней новых проблем;

д) разработка элементно-структурной системы идеала.мояет"служить началом глубокого научного исследования формирования демократического идеала современного общества и связанных с ним проблем;

е) в условиях образования суверенного самостоятельного государства Туркменистана, разработка сбвдствекно-эстетического Идеала с национальны!« содержанием и интернационально-общечеловеческим характером может служить предпосылкой для научного исследования национальна проблем.

2. Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы; ...

а) в процессе составления учебников я учебных пособий по истории, теории философии,, этики, эстетики Туркменистана;

б) для спецкурсов по истории,.теории философии, этики, эстетики и литературы в вузах; * <

в) на уроках истории Туркменистана, этики, эстетики, литературы в специализированных и общеобразовательных школах.

. Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором в монографическом исследовании "Общественно-эстетический идем прогрессивных' мыслителей Туркменистана ХУШ - нач.XIX вв". (Чарджоу, 1992 г. в объеме 21,5 п.л.); в работах "Правдивость, передовая идейность - основные критерии народности" (Изв.АН ТССР, серия общественных наук, 1976, £ 2); "Некоторые вопросы национпль-

иого и интернационального в литературе и искусстве" (1988); "Диалектика национального в общественно-эстетическом идеале прогрессивны* туркменских мыслителей конца ХУШ- нач.XIX вв,м (Чардяоу, 1969); "йахтуыкули о биологической сущности человека'* (Чарджоу, 1989) и др. ' .

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Туркменского государственного педагогического института им.Сейитназара Сайдк и рекомендована к дадите,

■Стттукгува;.табота включав"» » себя введешь, три раздела, четырнадцать параграфов и заключение.

ОДРЩНЙЕ PAB0W

В первом разделе р параграфе ''Нормирование обиественно-асте-ткческого идеала туркменских мыслителей ХУШ- нач,Х1Х вв, и его социальная сущность" раскрывается сбяествонно-исторические условия, социальная сущность общественно-философских мыслей и идеала, выяв-• ляатся особая значимость идеала как социально-историческая категория, раскрывается роль самосознания в формировании идеала и его : всплощекия в практической кизни; •

Личность, социальные слои, профессиональные группы обвдства . связывают свое существование и обновление с цальо, мечтой, программой, в основу которых заложен идеал. Иа разных исторических втадая развития общества он проявляется» оценивается * действует по-раз» , иоиу. '.í :: у-у - ¿'У ",:.•'-""<.,■' "

В ХУШ - иач.ХПС вв. общоствеииые vhcjw <и идеал) выражались чаща в религиозной, «ифадогичеадсй фор», дор Явра- •

довыа суждения,гм>9одо) вши яедоюздм в/фдолпдор- ядое?«*» *екиями. Это формировало прижата социальных смрщений; господство и подчинение, отаоаеииа й средствам в$к»|з«од$*в*, с««(Имыю«- ;.*

иерархичаские принципа. Разрабатывалась "методология" социального мышления, незыблимости частной собственности, социальной несправедливости и др.

Существовали и передовив (прогрессивные) идеи, общачеловечесг кие принципы и ценности. Во всем этом активную роль играет общественный идеал, состоявший из идеалов привилегированных -слоев насе-' ления и трудового народа. Содержание второго состоит е целомиз прогрессивных идей, ииевпих гуаенистичэскую направленность. '

Вторая половина ХУЛ и ХУШ вв, оставили неизгладимые следи в' жизни туркменского народа. Эта впеха "нуждалась в титанах" и "породила титанов по силе, иыели.етраст* и харахтору, 'по многосторонности и учености" (Энгельс, Н.Э.Т.20, .347): еияи.тво-ршштитаны-мьгслиТели Андалыб, Азады, Магтымгулы, Шабенде, Шей-дайы, Нагдуш,; ервди хоторых блистая .еямш. унйввремьный умом и; • знанием великий: Кагто^улы» Глубоко изучив, проанализировав существовавший социальный порддек, политический строй, нравственные нормы . он пришел к выводу о тон j что ддя установления социальной справедхи-? в ости, ршижтЪа лздвй»; Необходим их йросвешагь, формировать у них чувства разумного агоизма. До мнение поата, просвещение мотет / побудить имущих н разумкш Поступкам» к преодоление невежества, жадности, коуыстн; швщтвРв «гежзка, а оба^челоавчоекив моральные; < нормы и принципы станут верным средством формирования гуманкстически* ■ отношений

: Особенность общественных отношений и общественного сознания ХЭП-Ш1 вв. а том, что| в "саду особых, социально-исторических обстоятельств в обществйннсм соэнангш Домянироэало моральное сознание, нравственно-9тичвскиэ, соф»ально-общэстве1!ныв проблемы не получали другогоразретения, кроив как религиозного. Нравственные и религиозные нормы, принципы выступали хах единое целоа,.несмотря

на то, что в ХУШ в. уже существовало научное знание. Это было время, когда безраздельно господствовало религиозное мировоззрение, отделявшее сознание от главного ого носителя - человека, при этом ведущим считался дуг, сознание.

. В параграфе "Общественный идеал кок обобщенная сущность общественного сознания" раскрывается зависимость идеала от характера * *

и содержания- сознания, он как ориентировочный духовный феномен формируется внутри сознания и степень его развитости и содержание зависят от его свойства и глубины. Постоянное обновление сознания влечет за собрй непрерывное обновление содержания идеала. Он, сформировавшись, существует относительно самостоятельно и активно воздействует на развитие исторического прогресса.

Социальные идеи составляют суиность сознания и отличаются от идеала,.тем, что. они не могут быть "навязаны" личности. Идеал же по своему характеру "навязчив". Превращаясь п "долг", он обязывает людей действовать так, а не иначе. Следовательно, идеал,формируясь в 'виде "идеальных .стремлений", превращается в "идеальную

силу". "

* "

Индивидуальный идеал; сформировавшись на основе индивидуального сознания, несет специфические особенности и ограничен индивидуальным сознанием. Индивидуальные идеалы отличаются друг от друга. •Общие тенденции, признаки и свойства, в которых отражаются глубинные, существенные связи, имеющие место в обществе, формируют об* шественный идеал. Он является качественно особой духовной системой, обобщающей общие свойства, признаки, тенденции индивидуальных, групповых, профессиональных идеалов и идеалов социальных слоев. . Формирование идеала связано с самосознанием индивида.

Самосозншше, самопознание служат ссновшот механизмами как формирования идеала, так воплощения его а практическую жизнь.

Самовосприятие как активная часть самосознания играет важную. роль в формировании идеала. 3 нем проявляется идейно-политичзс- . коя, нравственная позиция человека.

Самовоспитание как "конечный" матеряализмруекый этап лдеа- : ла (индивидуального, общественного) выступает промежуточной формой самосознания меаду духовным, его состоянием и практическим воплощением в жизнь. Оно устанавливает внутреннюю норму потребления духовной культуры. .

В процесса самосознания происходит, и оценка своих поступков и.действий с позиции идеального образца - эталона. Эталон - законченный, абсолютный образец, не имеющий историческую преемственность. Идеал жа обладает свойством преемственности.

Параграф "Соотношение мировоззрения и идеала" посвящен раскрытию сущности мировоззрения как духовного феномена й выявлению его связи с идеалом, фантазией, целью, воображением, наукой и др. .

Отношение человека к окружающей действительности - центральный вопрос мировоззрения, которое -вклечаат познавательную, аксиологическую и преобразующую стороны человеческой деятельности.

Самосознание и мировоззрение - не одно и то же, хотя мировоззрение формируется на основе самосознания. В формировании духовного мира человека основную роль играет мировоззрение. Содержание его определяется способом решения основного вопроса .философии и как существенная, относительно самостоятельная часть индивидуального и обвзственного сознания, выступает п роли идейной позиции личности; отличается многосторонностью и многоступонча-

тостьп.. Они доказаны нами методом сравнения творчества Андалиба, Ыаггажулы, Шейдайы, СеЙиди и др.

,; _• Наши мысли о соотношении мировоззрения и религии являются результатом многолетнего научного исследования. 3 бываем СССР отношения КПСС и советского государства к религии были сугубо отрицательными, отсвда отркцательшз отношения к ней и ученых. Оно тормозидо раскрытие: а) прогрессивной роли религии в обадст-'венных отношениях и в образе жизни; б) объективное содержание творчества классиков туркменской поэзии, их мировоззрения и ху-. дояествеиных мзтодов, Обшгие реллгаозных полоаений в творчестве Дадалиба, Азоди, Магтшгулы и др. предопределили их мировоззрения как релцгиоано-здеаяистичееяоа или пантеистическое. , . ■ Наш

и художественного ыатодоэ и раскрыта их роль в формировании об-цдеввйюздтюкзфдо, идеала. Мировоззрение как' со»окуявоо» воззрений вюшчаат взгвдхы на будутдео и создает условия для развития мыелай, перетсдявдх зе пределы достигну тих социальных идей. ' ©то ■ свойство-;, сближает. его с ■ .1. -

Мировоззрение принщгает непосредственное участие а формировании идеала, но при опрзделвннй творчества .и содержания проиаве*

* Элементно-стдоктдаия^ выявлении вле-

«нтов.структ^^ накатервдлах

чвор^етва-.дайяой«*'-^двдей 1ур№аивотана хуш' -дач-.ХХХ вв.-Структура идеала состшт иа ^.»едпг'. и •дойной''.

"Суиеа" <Йнааднив") - ревжюсшшний, реализуема*«», "дохжноа^ ' •: ("смысл") првдтмаРавкыГ^ "сузее"

.* "долждс*" помогав* определять практическую структуру, « *аиач»ниа* и.

кдаала и отражает объвктияиыЛ йроцосс, ,'Аолжн1>ев вырастает иэ , ;

■ "сущего", становится относительно самостоятельным, более динамичным и оказывает "давление" на "сущего" ("значение").. Оно -отвлеченные от материальной этзни абстрактные идеи, продставло- , ния, желание, выдаваемое за'действительность, способность к- . предсказаниям будущего, подсказывавшее направления мыслей' и действ вий человека и слуяот информацией для'размшиешя. Например,'...":' . в стихотворении "Туркмен бйнасы" Магтшгулы,' отталкиваясь от "сущего", п зообртаедаи красочно ,о рисует модель будущей' ТУрх- • 'мекии. Его мысли "должное" "давали" на психологию людей, и слу-'. : жили импульсом зарождения Прогрессивных идей. ^Должное", пор— ректаруя "значение" ("сущего"),"лринуадаат" индивида, ьоциалышз _ группы к выполнений своего долга..Благодаря ."емк&зф". Нормируется и .оценивается о&дечедоеечесжое H-x^iaiSiCTiwe'cKoe'содеркшгб об-,'. щественно-социалышх отношений» остепмеских норм обсества и ; : поступки людей. '.. . \.:;>.'-'..:..; - ■ *■':•'

ec^mporxiqiiQ; феяее&Ш, иллюзия/

предвосхищение А др.,; элвкента "должного" «• цель, мечта, утопия ' s '•"и ВЭйЯМоЬ&ДОШ ■:./УI

- Фантазии Ьокааясь» становятся относатадьяо самостоятельной и поевоимфугащияи, от дознания тем, чт«

наиболее сложные, нгяоддаевдео* аЬзвамв,1фоцес«10<Ь.ективиого мира (яаданноикоюфвткои 8тм»),вайва«ггса еЯ м похрюхп баз, ызтпящпа (худоюеттевдув) обработку* Прк помощи воображении '. ш ^рфоди^ Воовраавкие "мате- -

ряаавзуот"*долхяоб^ > вшМх^ яредеТйвхювях« ■

Иегчта. формируясь ва осном идеала, нацежена на буд^аее

- Bat» . свасу^ствУет во соохияеалькых стремлениях человек» и вселяет уверенность в его двятельность^ Вера в человвчвекуп ваз-

можность и его'способность в преобразовании себя и окружающую

действительность, способствовала Магтьмгулы последовательно про*

'. водить'просветительскую пропегвнду.

Мара как особое свойство идеала относится ко всем форма).! духовной дазш, практической деятельности человека. Человеческие мечты, дели, стремления, отнолешя, общение осуществляются по определенным мерам. Ejo объясняется тем, что мера как обобщенный духовный v императив определяется интересами и потребностями индивида,' -социальных групп общества. Например, принцип "разумного эгоизма1' Магтымгулы сформирован по законам меры. Мера выступает в роли качественной и количественной определенное™ идеала, вернее," как.единство "сущего" и "должного". Нарушение меры означает замену отдавшего идеала болев совершенным, восходящим. Цдеал выступает и в качество нормы чзловеческой материальной и духовной потребности.

Истина выступает как одно из свойств идеала. Как осмысленная, на практике проваренная, освоенная суша знаний, она предполагает определенную цель, к которой стремятся люди. В этом смысле она .идентична с идеалом, lio истина не идеал. Идеал включает некоторые свойства и признаки истины - конкретную, относительную истину. Идеал глубже, богача, "предметнее", "зримее" абсолютной истины, . т.к', в нем конструированы основные параметры будущего, а абсолютная "истина выступает к ai; гола« абстракция, лишенная "конкретных" конструкций и параметров, feoал обогащается цель» вообраш-кием, фантазией и включает мечты, счастье, утопию и др. Истина включает"воображение, фантазию,' иллюзию, хотя о^и играют опредо-■ ленную роль в ее зародыше.

Цель является основным элементом идеала, порожденного, супест--вуюшими общественно-экономическими отношениями, образом жизни. Цель - это сознательная, заранее смоделированная, "начерченная", целенаправленная деятельность человека. Если она исходит, из .: практических потребностей человека, то но сводится к телеологии • и абстракции. Она как "законченный" этап человеческой мечты по пути к счастью приравнивается к идеалу. Тем не менее в ее содержании доминирует сознательно достижимые, непосредственно связанные с материализацией "ощутимые" мысли и идеи.. Они граничат с практическими достижениями но "осрамившими" себя абстрактными, недостижимыми мечтами. Это говорит о том, что люди ставят перед' собой достижимые при аизни цели. Но при этом цель не исключает идеали-• эацип ; и абстракцию. Идеал же,опираясь на практические возможности, обобщая,. идеализируя, фантазируя их выходит за рамки цели и абстрактно моделирует будущее. ' ,

Утопия как "теоретически" разработанная форма идеала имеет общие с идеалом и специфические особенности. Она как активный элемент общественного (индивидуального) сознания, по своему смыслу и цели идентична с идеалом.

Утопия по своему содержанию'ближе к практическим действиям и является более "научно", "теоретически" разработанное представление о совершенном обществе и личности: в ней детально срисованы занятия, отновения и общения людей. Налример, в произведении "Остров Утопия" Томаса Пора, в творчестве Сен Симона, Шарля . ; Фурье, Р.Оуэна она получила более конкретизированное, утонченное содержание по сравнению с идеалом. Признаки утопии присутствуют и в лирических дестанах "Юсуп-Зулейха" Андалиба, "Гюль-Билбил" Шабенде, "Гюль-Санубер" Шейдайы и др. Их творчество сформироэя-. лось под непосредственным влиянием народного творчества и религии.

-20В формировании утопии принимают активное участие идеал, мечта, .фантазия, воображение, иллюзия и др. При этом следует подчеркнуть: идеал играет ориентировочную роль в фантазирований цели утопии и входит в саму ткань утопического воображения, служит критерием поиска "нового", предполагаемого "должного".

Утопический идеальный мир выражается в разной форме. Нами раскрыты четыре его формы и отличия их друг от друга.

Раздел второй -"Правда как основа формирования общественно-встетического идеала" посвящен решениям проблем об объективном источнике формирования общественного и эстетического идеала, рас, врывается диалектика идеала с историческим прогрессом.

Щеточником любого творчества (вплоть до фантастического, иллюзорного и др.) является объективная действительность. Иоаг человека . как связывающее звено в процессе соприкосновения субъекта с объекта» получает достаточную информацию от внешнего мира й перерабатывает ее с помощью мыслительного эксперимента. Это звено «мает очень (¡лозный, многоступенчатой характер: в »мыслительном процессе происходит сопоставление фактов; путем анализа и синтеза обобщаются ai выявляются взаимосвязи между ними; Группируются по особенностям, назначениям; выясняются существенны» стороны; н* их основа создаются художественные произведения, стихотворения и ноучнштруды.

Религисэнве, к^яоп^щрщй обрела являются продуктами ча- . доваческого мозга несколько вмененными отражениями явлений, предметовевъектианой даВствителькости в сознакаи людей.

Процесс художественного творчества, - необыкновенно сдо»шЯ вк?, где присутствует крздеобъектнвнойДайотвительности, и субъективный фактор. Субъективное "Я" художиина и его мировоэ-

зрение, вкус, привычки, характер и др. играют существенную роль. Он осмысливает информацию, полученную извне, и, обдумывая их, пропускает через свое сознание. Личность человека в целом формируг ется той эпохой, в которой он яивот и творит.

Художественная правда выражается о дэух взаимосвязанных. формах "сходство" и "подобии". Понятно "сходство" указывает на адэкват- .; ность субъективного образа объекту и слукит основные источником эстетической правды, через которую мы убеждаемся в верности наших знаний. Понятие "подобие" укалывает на сущность художественного образа. Эта понятая, дополняя друг друга, помогают раскрыть . сущность я направление развитая художественного произведения и одновременно выступают средствами познания действительности.

Когда наруаается "сходство" образа с объектом, извращается художественная (социальная) правда, искажается эстетический (общественный) идеал. "Подобие" без "сходс*ва" превращает образ в символ, абстракция, а содержание эстетического, (общественного) образа становится туманным. Теория совпадения формы и содержания художественного произведения объекту порождает натурализм: из художественного произведения исчезают изобразительность-, эмоциональность, экспрессивность, с пшояр которых достигается художественная правда. Эстетический (общественный) идеал теряет свою дейст-; венность, привлекательность, следовательно исчезают мобилизующая, '. организующая функции и императивный принцип идеала. Художественная правда достигается путем типизации, в которой раскрывается ее конкретно-историческая сущность.

Художественная правда выступает как объективная истина, а типизация как конкретная истина. В стихотворениях "Човдур хан% "Фетах" Магтымгулы отражаются конкретно-историческая обстановка,

психологическая и.политическая ситуации, характеры людей. В то ке время в них дана общая атмосфера обрааа жизни. Изображая социальные типы, политическую атмосферу, психологию людей, мыслитель выявляет их индивидуальные, неповторимые черты, национальную особенность и общечеловеческие свойства своего времени.

Классики туркменской поэзии создавали правдивые образы с ' помощью метода мыслительного эксперимента и "голой" жизненной правды. Примером последнего является позма "Гоша пудагым" ("Мои две. ветки") Сейиди, посвященная трагической смерти сыновей.

Художественная правда достигается путей изобразительности и выразительности и художественные средства придают и ей новое качество, отсутствующее в научном изображении, В обоих случаях мировоззрение выступает в качестве идейной позиции,

. Категория "выразительности", как более узкое понятие (относящееся к художественному творчеству) по сравнению с изобразительностью раскрывает существенные стороны действительности, опосредованно связана .с отражением.

Изобразительность как более широкое понятие непосредственно свя-5ана с отражением и включает степень выразительности. Все они вместе способствуют созданию художественной правды, Изобразительность и выразительность по своим содержаниям соответствуют кате-■горияы "сходства* и "подобию",

■ Выразительность - душа ^судожостявнной правды, она, формирует ««¿црессивнрсть, эмоциональность г эстетичности. С ее помощью поэты вырсдали срои представления о прекрасной, о жизни, о ; характере « otKOaeWfff видай, л .. ;■'■•■■'. . ...

Выразительность и зыражвдае не одно и «еже. Выражение свойственно научным, политическим и другим материалам, выразительность , i , • ке качественно обогащенное (художественными средствами) понятие,

-23в котором выявляется сущность и эстетическая многогранность идеала.

В параграфе "Соотношение общественного и эстетического идеалов" раскрываются пути формирования структуры, определяются содержания, выявляются соотношения общественного и эстетического идеалов.

Общественный идеал чрезвычайно широкая и емкая категория, содержание- очень сложное и многограннее. Это объясняется сложностью, многогранностью, разносторонность» структуры социальной жизни. Он включает социальные, национальные, профессиональные, индивидуальные, группевые, семейно-бытовыэ и др. интересы, среди которых социальные интересы занимают доминирующее положение. Каждый из этих интересов выражается в определенной форме индивидуального и общественного сознания (идеала).

Идеал как совокупность идей о совершенном обществе и личности в социально-разнородном обществе выражается в двух формах: идеал социально-привилегированных слоев и идеал трудящихся масс.

Идеал трудового народа служит ориентиром общества, регулирует) практическую деятельность человека, мобилизует его к новым свершениям и способствует историческому прогрессу. Поэтому он выступает в роли общественного идеала. Прогрессивность общественного идеала: I) способствует общественному прогрессу! 2) отличается общечеловеческим и гуманистическим содержанием-, 3) выдвигает идеи о социальной справедливости, равноправия и пр.

Религиозный идеал включается в общественный идеал. Это объясняется тем, что в эпоху средневековья религиозное учение имело огромное влияние на сознание людей, В нем основное место занимали демократические мысли о равенстве, братстве, помощи бедным и обездоленным, сочувствие одиноким, беспризорным и др.

Б структуру общественного идеала включаются социальная, политическая, нравственная, эстетическая, правовая и др. формы, ■ к нему относятся идеалы индивидов, групп, профессионалов, коллективов, социальных слоев. Такая слогшость структуры общественного идеала затрудняла мыслителям ХУШ - нач.XIX вв. относиться к нему дифференцированно. Оно объясняется сравнительно малоразвитым состоянием способа производства, духовной культуру и различными познавательными способностями

поэтов. Тем не менее, общие свойства, признака образа кузни были поняты ими одинаково и они способствовали формированию общественных идеалов.

О соотношениях общественного идеала с его формами существуют Сразные мнения. Одна группа ученых считает, что его формы выступают в роли "конкретизации" общественного идеала. При этом умалчивают об относительной их самостоятельности. Другая группа сводит общественный идеал к формам проявления. В этом случае сам общественный идеал растворяется в его формах и теряет свою целости ность, относительную самостоятельность, следовательно, при этом отсутствует диалектическая взаимосвязь между ними. Если исхо- , дить из диалектики о единично«, особенном и всеобщемк то всеобщее составляет, существенные стороны единичного, значит всеобщее составляет суяность. общественного идеала, который обобщает значимые черты, свойства' индивидуальных, групповых, коллективных идеалов и идеалов форм самого общественного идеала. Формы существуют относительно самостоятельно и все вместе служат источником развития, обновления, совершенствования,: а также.оказывают активное влияние на развитие обаества.и самой личности. Каждая форма об. явственного идеала имеет свои неповторимые особенности, социаль- . ную направленность и функции': а) формирует воззрения, специфи-

ческое сознание личности (например, эстетический идеал формирует эстетическое сознание и др.); б) мобилизуя человека, помогает ему преобразовывать общество, природу и самого себя; в) форуи-. рует соответствующее поведение, характер человека и его отноие-ние к окружающей действительности.

Общественный идеал формируется из общественного отношения человека к действительности. На этом этапе формируется чувственно-образные, идейно-омоциональные отношения к действительности, которые помогают духовному утверждении человека в действительности. На уровне восприятия и переживания создаются разные виды и типы общественного идеала: идеологический, политический, моральный, эстетический, религиозный и др. На уровне восприятия и представления формируются мысленная конкретность и мысленная целостность форм отношений людей к действительности. Каждый социальный слой вырабатывает свою систему идей по принципом, которые отражают его положение в обществе, его потребности и интересы. Политика, идеология, право, мораль и др. как теоретически обобщенные идеи, мысли, теории и желания определенного слоя органически связаны с эмпирическим опытом, традициями, чувствами, умонастроениями людей.

Если взять из них идеологию, то при систематизации'идей и мыслей определенного слоя она максимально приближает их к идеалу и старается вкладывать в них смысл дальнейшей цели совершенствования (атот тазис относится ко всем формам общественного сознания). При этом созданная идеология тесно связывается эмпирическим» (практическими) интересами, традициями, чувствами, т,е, радикально существующим "значением". Следовательно; структура идеологического идеала (в том числе всех форд идеалов) состоит из двух езаимо-

зависимых этапов - "значение" и "смысл" или "судее* и "должное". ■ Политические отношения связаны со всеми формами отношений, особенно экономическими, Идеологическими, правовыми. Стремление к идеальной политике является целью каждого государства, партии, нации. Политический идеал вдохновлял трудовой туркменский народ и его прогрессивных представителей. Политические мысли, идеи, желания народа склоняются к противоположному полюсу господствую, щей политики. Когда господствующий слой мечтал о сильной власти централизованного теократического государства, трудовой народ выдвигал идеал о справедливом царе (народная сказка "Аяз хан"), а передовые люди, особенно Ыагткыгулы, Сейиди отвергали идеи Справедливого монарха и выдвигали, идеал о сильной демократической федервции племен.

. Правовой идеал трудового народа формируется на основе правовых идей (идей гуманизма и равноправия), которые считаются идеальными мечтами народа в классово-антагонистических формациях. Моральные отношения формировались в глубокой древности, выполняли (выполняют) нормативные и регулятивные функции. Они отражаются в моральном сознании в виде норы, правил, принципов. Моральный идеал создается на основе морального сознания, как общественная форма ' моральных идей и мыслей. При этом он отражает не только "сущее", • но и предопределяет 'должное".

. Цельный образ общественного идеала формируется в результате диалектического синтеза из общих сторон и свойств отдельных идеалов. Он вырастает из "сущего" и включает мечты, цели, иллюзии, фантазии, поднимающие его в "должное". Основкда и неотъемлемым свойством общественного идеала является представление о более совершенном общественном строе, о гармонии общества и личности, о гармонично развитом человеке, розданное на почве воображения из практической жизни.

-270 различии общественного и эстетического идеалов существуют разные мнения среди ученых: некоторые видели(Н.Гей, В.Пискунов) общественный идеал (они имели в виду групповой идсзол) не общеобязательным, а эстетически-общеобязательным. Л.К.Столович выдвигает мысль о тем, что общественны!! идеал может не быть астатическим, поскольку в нем не находят отражения эстетические стороны идеального обиестга. Эти мысли авторов им представляются неправильными: во-первых, если общественный идеал "определяет" социальные, экономические, политические, моральные черты "должного" или желаемого, то он обязан "определить" и его эстетические черти, во-вторых, каздьй вид идеала чем-то отличается от общественного, например, политический идоал ближе к социальному, правовому, моральному.

В свойствах политического (любого) идеала есть эстетические стороны. В то же время, политический идеал отличается от других . своими специфическими особенностями, но и у него ость общие сходные стороны с другими вида}.™ идеалов. Общие свойства политического идеала, совместно с общими свойствами других идеалов, составляют существенные свойства общественного идеала. Без этих свойств политического (любого) идеала нарушается целостность общественного идеала. Нарушение одного из них разрушает целостность отражаемого образа. В творчестве Нагткмгулы общественный идеал выступает обобщенным и обогащенным синтезом. В нем нашли глубокое отражение, конкретное решение многие общественные и естественнонаучные проблемы, морально-психологические, политические, педагогические, эстетические и др. вопросы.

Прекрасное лежи* в основе зстетического идеала и имеет различные аспекты: гносеологический, аксиологический, семиотический

. и социологический. Мы в основном будем акцентировать внимание на '.социологическом аспекте прекрасного, близко и непосредственно связанного с общественным идеалом; '-выявлять, астатическую ценность общественного идеала, с одной стороны,» социальную ценность осте-тического идеала, с другой, в творчестве мыслителей Оуряионистана ХУШ-нач. XIX вв. ' ' : . ,

Прекрасное и общественный идеал принадлежат к разным областям общественного явления: первое относится к эстетическим,.второй - к социально-психологическим аспектах!- Их связывает эстетический идеал, так как он пораздается на эстетического отношения человека к социальной действительности. Отведение человека к Сяействителоности ¡есть цельно-образное и. идейно-эмоциональное . отношение к принадлежит к. социально-психологической о|ер0. Он. как ■ форла эстетического отноаения н действительности, формируется на уровне эстетического восприятия, вкуса, переживания и включает в себя теоретический уровень эстетических взглвдо.в».

Конкретно-практическая связь эстетического идеала с общественным тродется в п^таадсяоы дейрадении в ёбществе прекрас-» «ой мыт* яо®вна»им<яг,о шведем»я, зо^^*еровг ;те« как в. встетя- : . ческой здеалеаакреадяптсяустойад^

. представления лцдейайвйствк^ в оовё^вдом обществе » личности, ' а тагаю расарываатоя связьадловад&чгмногдЖ^ окружающей |фвсо»ы «аоврвваамого

_ образа зевнет* от глубины знания щ действи-

тельности, от »»орчесяого опыта.

... Как общественный^т^тжчамжв^вде*« ов!р^вляотся ми|>о~ воззрением, могаров свяаамос ооейаватеяьодвдецеедо .

' телышЯ процесс не мохе* быть равнодушны к воспркятию воэкввве-мого (/^кта. П^.тда деЯстЕятелажжяь соэдаю* Прохий дешшон .'■-' . Ьстеткческмм емоциям,: чувства», передо ваняям прекрасного, воэва-';'

шенного, трагического и т.д. Эстетический идеал художника может быть воплощен в разной форме; через возвышенные; положительные, сатирические, комические, юмористические й трагические сюжеты. Например, в комических,, сатирических стихотворениях, анекдотах классика туркменской поэзии Комике, в стихотворении, от. ражающем трагические события,"Фетах" Магтымгулы, в позмз "Мои две ветки" Сейди, "Послания к Сейди" Зелили » др. отражен общественно-эстетический идеал поэтов .по законам красоты. Они применяли в отражении художественные средства й вкладывалй личные переживания, которые придали художественным образам выразительность и изобразительность. „Л

Наука, научные теории и мысли как неотъемлемая часть общэст- • венного сознания активно участвуют в формировании общественного • идеала. Они тоже предназначены для преобразования общества и природа, способствуют продвижению общества к своему идеальному состоя* нию. Через научные познания красной нитью проходят принципы идеа- ' ла, подчиняя себе его смысл и цели. Общественная наука направлена на раскрытий сущности социального, политического, правового, эстетического,. нравственного идеалов. Естественные науки способствуют ускоренному продвижении общества и личности к прогрессу, следовательно, к удовлетворён»» требований общественно-эстотического • идеала.

Зависимость науки от человеческих потребностей и интересов говорят об органическойевяэи «в о. идеалом. Цдеал ставит перед ней цель и служит гвнй^тороиеддм^й^^ Отличи« неуки от эстетического к атичвекого идеалов заключается в следующем: наука исследуется*« предмет социальной жизни* исходя из законов,, определяю« логику его развития, а искусство (эстетика) исследует отнояедавчеловека к предмету путем типизации -

обощая "концепций" социальной жизни - построения ео на принципах

ценного и должного, и «идеал; в коночном счете, совпадает с це-

*

лдаи науки, т.е. создаются концепции "совершенного мира", "совершенного человека".

Соотноиеше научной мысли и идеала у средневековых мыслителей, в том числе у Магтымгулы, Аидалыба, Сейди, Зелили, отличаются постановкой и способом их решения. Они органически сращивались и открыто, непринужденно обуславливали друг друга. Поэзия при Низами, Магтымгулы и др. отличалась от современной поэзии. Она охватывала все вопросы социальной жизни, природы и космоса, включала в себя философские, экономические, социальные, психологи-С

ческие, политические, идеологические, отико-эстетические, религиозные ; атеистические, бытовке, национальные, культурные и др.проблемы. Этому свидетельство - опоэтизированные научные мысли Магтымгулы, Сейди, Азади, Шейдайы, Зелили и др. Например, у Ыагтым-гулы стихотворения "Курильщик", "Куренье", 'пахана гелдин" ("Ты в мир явился, человек"), "Коша етдиц" и др. В этих стихах он ут-верядал идеи, связанные с биологией, медициной (эмбриологией) и др. ,

Художественное изложение основных положений науки было доступно и понятно широкой публике, и за коротхий срок осмысливалось, осваивалось, запоминалось ею. Оно служило наглядной пропагандой науки. Благодаря- подобному методу прогрессивные мысли нашли широкое практическое применение в жизни. Тем более, особенности эсто-. тнчоского восприятия населения' намного облегчили рациональное "познание" окружающей действительности.. Все это вместе взятое способствовало существованию реалистического (материалистического) мировоззрения людей. Магтым$>улы и другие мыслители излагали свои естественно-научные мысли в стихах под углом зрения социально-общественной позиции, вернее, они подчинялись утверждению об,-

щественно-социальных мыслей поэта. Подобная "близость" научной мысли и поэзии у туркменских мыслителей объясняется прежде всего тем, что в тот период они совмещались в одно измерение из-за эмпиричности научных мыслей, с одной стороны, из-за развитости эстетического сознания (сравнительно ; с наукой) и поэтического творчества, с другой стороны. Прогрессивные мыслители Туркмении ХУШ- нач.XIX вв. критиковали социальную несправедливость, неравноправие членов общества. В творчестве Магтымгулы, Сейди, Зелили, Кемине критика получила конкретно-суровое, жизненно-важное содержание.

Диалектика идеала и мировоззрения благоприятно действует на главную функцию первого - на прогнозирование, предвидение общест- ' венного развития, предположение "должного". В историческом процессе люди все время ощущают неисчерпаемость прогнозирования общественного сознания. Это объясняется тем, что исторический процесс -процесс бесконечный, познавательная способность человека беспредельная, следовательно, способность прогнозирования обиоственногр (индивидуального) сознания (общественного и индивидуального идеалов), проектирования, и программирования будущего неисчерпаема. Поэтому все формы идеала в отдельности и в целом изображают перспективу общественных отношений, выступают • как образцы человеческих связей, общения и поведения.

Общечеловеческое свойство идеала формируется из прогрессивных, рациональных мыслей, социальных идей, эстетических и моральных принципов, существовавших в тесной связи с конкретными фортами общественного идеала* Эти положения подкрепляется иллкютрациями из творчества классиков туркменской поэзии.

На кеторичзских поворотах в общественной жизни происходят качественные изменения в духовной культура, прежде всего в ойщест-венио-эстетическом идеале, выработка качественно нового идеала, начавшаяся в недра* старого общественного порядка, завершается в новых исторических условиях и становится господствующим идеалом, главным ориентиром в формировании новых политических, социальных, правовых, моральных, эстетических и др.норы, принципов, конкретно влиявших на воспитание нового поколедая.Капример.общественный строй туркмен ХУЛ, ХУН1 вв. требовал нового гуманистического. героического идеала. В этот период ^общественной кизки происходил качественно новый поворот к втащу возрождения духовной культуры об-Оства.

В параграфе "Обиественно-эстетический идеали исторический прогресс" раскрывается влияние общественно-эстетического идеала на исторический прогресс. Цдеая м практическая жизнь не одно и то же, они имеет.свои особые закономерности. Идеал как проектированная модель (в понятиях) будущего не соответствует существующей действительности. Тем не менее, дяя "сравнения" практической жизни с уровнем »доала врдодж^У^^ возможностив самом обществ* и в деятельности человека.

Обвественкы* идеал лрвдвосхжаавт исторический прогресс, выступает ха»; в ' . жизни каждый преследует свой собственные, сознательно поставленные цели, а общий, (йгог втого множвствадвйстеуизих поразличным на. правлениям стремлений и их различных воздействий на внешний мир -это именноестьистория"*. Поставленнаяперед человеком цель выступает "средств«" и основой формирования идеала, дна непосред-

I. К.Маркс и О.Энгельс. Собр.соч. 7.21. С.306.

ственно связана с материальными интересами, эмпирическим сознанием.

Идеал постоянно обновляется • и перерастает от отапа "сущего" • а этапу "должного". Это и есть процесс общественно-исторического прогресса.

Один из признаков органической связи общественного идеала с историческим прогрессом средневековой Туркмении связан с моральным 1 сознанием. Оно занимало доминирующее положение в.общественном сознании. В то время, социальные условия отвечали идеальным устремлениям морального сознания которые позволяли бы достичь полной моральной удовлетворенности. Здесь моральное сознание выступает критерием предвосхищения будущего состояния общества и личности, одним из условий прогресса,

Идеал выступает целью исторического прогресса, очерчивает контуры будущего, где определены границ, меры человеческого желания, "предопределяющие" "должное", "Должное" же у общественно-эстетического идеала связано с возможным общественным строем, совершенными человеческими отношениями, гармонией природы и личности.

Общественный идеал воздействует на исторический прогресс через науки и научные достижение, служившие ориентиром научных открытий еше не выявленных закономерностей социально-политических, нравственно ^-эстетических отношений, (Он воплощается а ткани научных исследований в качестве «ели й в качестве оценок результатов исследования, Это доказываете« на примерах научных мыслей Андалыба, Швйдайы и особенно Магтымгулы, Главным уязвимым местом общественного идеала Магтымгулы ц др, «иякеь проблемы реализации я реальную жизнь идеальных представления, Выдвинуты* км принцип "разумного эгоизма" превратился всего-навевго в идеализацию будущего буржуазного общества и сам принцип былпредвосхищением социально-морадь-

ных норм демократического . общества. Несмотря на недостатки об-

цественный идеал мыслителей ХУШ-нач. XIX вв. стали обобщенным выра-^ *

кением потенциальных возможностей исторического прогресса."

■ Третий раздел "Диалектика национального и интернационально-общечеловеческого в общественно-эстетическом идеале Туркменских мыслителей ХУШ - нач.XIX воГ посвящен раскрытию национального содержания и соотношения национального и интернационально-общечеловеческого в общественно-эстетическом идеале; влиянию национальной традиции прошлого на его национальный характер и на интернационально-общечеловеческую сущность.

Национальное содержание и общечеловеческая сущность духовной Культуры туркменского народа формировались в процессе исторического развития социально-экономических, общественно-политических, культурных отношений.

Национальные признаки - экономическая, языковая, территориальная, психологическая и культурная общность у туркменского народа складывались на этапе народности (на рубеже ХП-ХУ1- вв.) как историческая общность, предаествующь) формированию нации. .

Решая проблему диалектики национального и интернационально-об-оечеловеческого в общественно-эстетической идеал® в творчестве туркменских мыслителей, мы в дальнейвем будем исходить из тех основных признаков нации, которые уже сформировались в недрах народности. ,

Национальное в общественном идеале - это образно-эмоциональное •отражение особенностей в экономической, социально-политической жизни, исторически сложившихся культур, быта, характера народа национальными художественными средствами. - языком, своеобразным национальным колоритом. Общественный идеал охватывает все сферы об* явственной жизни и способствует обнаружениюособенностей националь-

ных, интернационально-общечеловеческих, профессиональных и других свойств общественных отношений.

Национальное в художественном произведении считается внешним н внутренним его состоянием, так как пилимо отражения объективной действительности, во-первых, оно еще определяется самой личностью художника. Национальная определенность самого художника (его национальное сознание, национальный характер) становится неотъемлемой частью художественного произведения и обшественно-зстетичес-кого идеала; во-вторых, национальное с помощью традиционных национальных художественных средств выражается в образно-эмоциональной форме.

Национальное содержание общественно-эстетического идеала классиков туркменской поэзии определяется в правдивом отражении быта, нравов, образа жизни своего времени. Представления их о совершенном, прекрасном обществе, о гармонично развитом человеке, о демократическом, политическом строе, о нравственно-эстетическом идеале принимают заметную национальную окраску, а их содержание наполняется национальными чертами и признаками. Например, Андалыб, Маптым» гулы и др. продолжали национальную традицию народного творчества расширяли, углубляли его национальное содержание, совершенствовали национальную форму, выявляли взаимосвязи национального и интернационально-общечеловеческого в общественно-эстетическом идеале.

Национальное в жизни и в художественном произведении, следовательно, и в общественном идеале проявляется в "национальной форме", в "национальном своеобразии" и а "национальном характере".

"Национальная форма" в основном включает в себя специфические образы жизни.'Общастеенно-зстетическнй идеал формируется в этой специфической среде. Например, эпосы, дестаны, легенды, сказки,

песни, напевы, пословицы, поговорки, культурно-бытовые, ювелирные изделия, ковры, национальные узоры, одеада, стиль и манера исполнения национальной музыки и др. создавались в этой специфической среде.

В творчестве классиков туркменской поэзии национальная форма идеала выражается богатым национальным языком, традиционными национальный! художественными средствами, национальным колоритом.

Они ярко проявляются в стихотворениях "Бойдарыца'1, "йецлн хан", "Уят эйлейир", Тозум дувди" и.др. Ыогтьмгулы; Тезелим", "Магруп-лыкда беллидир", "Тылла седан ыика^а" и др.Шабенде? "Ширин дилли жрнаным", "Гелин" и др. Шейдайы; "Ахы-зар" олар", "Нээли хан cavja", ?Г®рдум овадан" и др. Сейди; "Коз билйни", "Гелйэр" и др. Зелили. Например:

Из стихотворения "Магруплыкда беллилир" Шабенде (речь идет о четырех красавицах):

'Бири Meipep колуц губа газына, ■

Бири мецзвр паслы-бахар язнна, Бири огаар Саятханыц езуне, Биря писса ;:дахан, леби баллцдыр".

"Национальное своеобразие" включает, сравнительно узкий, конкретный хруг признаков - стилевую определенность, морально-эстетические,, политические i культурно-бытовые, педагогические и др. вопросы, драматизм, -трагизм/ : существующие на конкретном этапе жизни.. 0н(/ включает такие национальные художественные средства, ¡как .метафору, эпитеты, аллегории и т.д., традиционные образы и.по своему содержании близко к смыслу "национального колорита". Но "национальный колорит", по своему содержанию - уже "национальное своеобразие" и. сводится к сочетаниям ярких традиционных и красочных свойств, цветовых, словесных тонов художественного произведения

и бытовых, декоративных культур. Например, из стихотворения "Гозум дупщи" Магтымгулы:

"Эй ж,ады - корен геэли, Эй шэхди - иекер сезли, Эй сеисн - комар йуэли Табона грзум'душди".

В стихотворении "Х|анымыц" ^ананасы" Зелили: "йуэлери^ гул - гулмудир, Овазь^ билбияшдир, Зулпперин, сунбулмидир, Дишлери^ дур дэнеси'.'.

В них нпциональный колорит выражается в красочных словесных ' тонах: национальные художественные средства - тропа, метафора, эпитет, символика, аллегория и др., каждая строка, слово, лиричность, "мелодичность", даже способ решения вопросов своеобразно национален.

"Национальный характер" формируется в атмосфере национальных отноаений, морально-бытовой обстановки. На его формирование оказывает огромное влияние сложившиеся национальные традиции, обычаи, обряды, духовная культура. Он среди других видов национальных фэно-* ненов отличается большей динамичностью, экспрессивностью, (/ного-гранностью и сравнительной изменчивостью. В то же время, некоторцз его черты отличаются устойчивостью, например, .. Патриотизм, гуманность, гостеприимность, принципиальность и прочив общечеловеческие свойства.

Национальный характер отличается всепроникающим свойством, особой чуткостью, проявляющейся во все* человечески* отношениях, Поэтому он служит тем рычагом, вокруг которого разворачиваются все события, особенно в художественном произведении, Все художественные

средствп направлены на раскрытие характера героев. Характер - сам

человек, его сущность, его второе "Я".

*

В раскрытии параграфа "Соотношение национального и интернационально-общечеловеческого в.общественно-эстетическом идеале" мы прежде всего исходили из положения диалектики о соотношении единичного, особенного и общего. "Общее, - говорит В.И.Ленин, существует лишь в отдельном"^. Если переводить его смысл на общественный идеал,- то единичное - это национальное, особое - интернациональное, общее - общечеловеческое. Следовательно, интернациональное, общечеловеческое существует в отдельном - национальном. Таким образом, суть общественно-эстетического идеала сводит-<5 к диалектике национального и интернационально-общечеловеческого. Поэтому в идеале не отражаются "чисто" национальные черты без интернационально-общечеловеческих свойств. Сами по себе "чисто" национальные черты еще не могут создать национальный облик цельного идеала. В нем отражается масса признаков, и которые присущи другим нациям и народам.

В мире не живут абсолютно изолированные, обособленные друг от друга нации и народы. Они взаимосвязаны. В любой нации и народ. ности существуют интернациональные, общечеловеческие признаки, порожденные одинаковыми или схожими.жизненными укладами, или заимствованные друг у друга черты, признаки.

. . Интернационально-общечеловеческое делает общественный идеал значимым не только для своей нации, но и для других народов и .наций й он становится общечеловеческим достоянием.

- В историческом аспекте интернационально-общечеловеческое включает в себя прогрессивную тенденцию и предполагает развитие и обновление. В этом смысле оно выступает как признак, более высокой степени развития национальной культуры. I. В.И.Ленин Поли.собр.соч. Т.29. С.318.

-39В заключении диссертация даются обвив выводы по каждому разделу.

После распада СССР, социалистичзский идеал потерял свое значение и суверенному туркменскому государству предстоитсформироаать новый светский демократический идеал с инторняционально-обрачело-вечвским содержанием. Этот идеал по утверждению Президента Туркменистана С.А.Ниязова должен..." возбудить в дулах лвдей на нана-висть, а любовь, не гнев, а симпатию,'не зло, а добро, не скептицизм, а веру в жизнь, оптимизм"*.

I. "Туркменская искра". 29 июня 1993 г.

- 40 -

Основные публикации по тема исследования

1. Общественно-эстетический идеал прогрессивных числителей Туркменистана ОТ - нач.XIX вв. - Чарджоу, 1992. 21,6 п.л.

2. К вопросу о народности искусства.- Известия АН ТССР. Серия общественных наук. 1976, £ 6. 0,5 п.л.

3. Правдивость, передовая идейность - основные критерии народности. - Материалы М научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава ТШ! им.В.И.Ленина. Чарджоу, 1967. 0,5 п.л.

4. Противоположность народного творчества и религии - Ученые £ записки Туркменского госпеданститута им.В.И.Ленина . Серия

обшественных наук. Чарджоу, 1968. 0,5 п.л.

5. Махтумкули о биологической сущности человека.- Чарджоу, • 1989. 4п.л.

6. Диалектика национального и интернационального в общественно-эстетическом идеале прогрессивных туркменских мыслителей • конца ХУШ- нач.XIX вв. - Чарджоу, 1989. 2,5 п.л.

?. Некоторые вопросы нелокального и интернационального в литературе и искусстве*- Депонирование, 1968. 2,7 п.л.

Баллыев Анна.философия ылымлары^ докторы диен авымлык деро^есини алмак учин "ХУШ- асырве XIX - асырыц бгаиарында япан туркмен ахылдарлырынын а$ангыетчйлик - остетики идеалы" дизн теиадаи яэан диссертациясыныц . ' РВОЕ.Р АТЫ : философняныц тарыхы,

ГораЯыл 199^йылыц • сага*

, Туркменистан Ыльоиар акодемиясцкыц, философия во' фкуЯ ннститутында гечирилйвр. 47000, Ашгабат, Гоголь кечепйнин ' жрйы.

ДИССЕРТШЯНЩ ГЬСГАЧЛ ИАЗЦУНЫ

Темаяыц сечилил t л uu i,;o г и, бу ::;un п иг и у.еи-де тэзечиллиги бирнэ-48 фактора ар билен баглыдыр:

1.XYIII-XTX есирыц башларында пыаи т^рклен акылдарларшыц цеигиетчшшк-эотетики пикирлериниц идеал билен баглаиышги бара-даки меселе шу гунлере ченли филосолин ылшныц Мерите берлог обьекти болиандыр.

2. Орта асыр гур'сион вкылдарларнныц и ни ери идеалыц айратын ики шшыц /филосо&ияныц ве эстетиканын/ эзара багланишцты эса-сында íiyae чыкяндыги субуг здилди.

3. Туркмен акылдарларыныц ?.>е иг ш г" л л :i к ~э и г е тн к и идеиланда ыиллилигиц ве интернационал—у ну ни ааодаорчилигиц диамектикасн хенизе ченли ылш .барлегиц верите обьекти болашшгшш габат ге-линмеСар.

4. Совет дэвлешшц даргап.ззбавдак демократии гарашсыэ дэвлетлериц дереиеги социалистик идеалыц вбрайыиыц, ниллетлериц, халкларыц достлугыньщ, райдоилигшшц барма берклевшегине гетирди, Олвры тазеден дикелгмек лорэнэтчшшгыц эоасы гиреви хасаплиняр. Шейле пгдаПда уиумц вдаакар'шлик мазиунли демократии идеалы иашзп дузыенлик бо^ып иеселеле'риц бириие гврулли.

5. Идеал- барэдагш °цки пияирлер ше!!ле идеалы дзретмэге укыпсызды. Оньклуйнгатер тэзедэи ивиеыалиди: гурлувдны, элваент-» лерини, систеиасшц ншлзп дузиолиди ве дурцушц эхли рухы сфера-лары билен бвгланыаыгыны йуза чшсаршэлыды.

Диссертация гириаден, уч белуцден se иетищеден ыбарат.

Бирин^и белуаде зеигымчилик-философия пикир-лериц Ев идеалыц социал ианысы, тарыхы шертлерц аньшланяр, XYI-ХУПГ асырлардакы туркмен галкыиыц »;емгыеетилак ацыныц ейратын-лыклэры.вдца габат гелйэн Галкыныи ве йагарыфчылик дэвурлери.ола-рыц идеалларшшц, езболушшли'клара Лузе чшсзршшр, Идеалыц дэреме-

шпиц ве дурыуша ориапынышц ыеханизии ииленилип Д7Э"УлНЭР» скылдарлерьщ дувКагарайыщлары кесгиглвнилйар, онуц ылым ве чепер усуллар, идеал, утопия Силен баглаишшгы йузе чшаршшр.

Адамзаг 537 ниц дэреден социал пикирлерини, идеалыны дур-луша гечирмэи яиап бялива. хер вир «¡еыгыет езуниц социал, сьисы, эхлак, эстетики пикирлерини 9це с-урйэр. Иоларыц арасында идеал гурамачылык азен болуп, зцсигыеачилик прогреси угрукдцрьй;ц, ёл оалгы бор як;: рухы гуйч болуп »заат эдйэр.

Денгыетчилик идеальщ дэреиегинде диниц прогрессия гарапла-рыныц роли белленилдв.

Идвалыц'гурлуш, зленентлеря, систеаасы тэзеден ишлеяилди. Ол ики этапдан ыбарат болуп, биринциои еиала аша.н, вИян, икиягци-си вшалы огаплардыр. Идеалыц дэремегииде фантазия, арзув, уццт, гевун Крчртцек, онун, еиал эдилиегинде макса®, ынам, хвкыкылик, элчег ве в.м.=»лер айрагьш рол ойнаяр. Бу пикирлер туркмен акыл-дэрларыныц д9редих;илшиери вркалы текрарланыляр.

И к и и я и б в л у м ^ецгыетчилик-эстетики идеалыц дэ-ремегишц обьектав чевшесивш* вчьишагына, оларыц езара гагиашык-лары, дуйп изиылары бэрэдакы меоелелери айдьщлашдырыага, гарыхЫ прогрес бллея идеалыц а^авлы баглайыиыгыны йузе чьиармага бэгыш-ланандыр.'

Ылиыц ве чепер дэредиадолигиц эсаоы чешмеси шэхлепендираи -болуп, чепер хекыкат ылыы хакыкегдан гапззутланяр, она ивкил-лендирмек ве чеперчилик аркады егилйар. Н,ецгыетчилик идеалыц компонейглери Яузе чыкарыляр.

Учу в з и бе л у и д е зценгыетчилик-эстетики идеалыц

* » ' *

нилли мазиуни, оауц интернациовел—уц/иы адаикэрчилик бил ей

^ . - • ' - ' . бзврв лизлектикаоы, шдои дэп-десоурларыц, июли гдаыгс-хасиег-

лерщ идеала эдйви у,аилы тасири йуае чыка^шшр. йдеалын'иалли-