автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Общественно-идеологические основы борьбы Кальвина против свободомыслия эпохи возрождения

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ревуненкова, Наталия Владимировна
  • Ученая cтепень: доктора истор. наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Общественно-идеологические основы борьбы Кальвина против свободомыслия эпохи возрождения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-идеологические основы борьбы Кальвина против свободомыслия эпохи возрождения"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА 'Л ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО' ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

РЕВУНЕНКОВА Наталия Владимировна , .

ОБНРСТВЕННО -ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ КАЛЬВИНА ПРОТИВ СВОБОДОМЫСЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Специальность 07. 00. 03 - всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискамие ученой степени доктора исторических наук

Ленинград ~ 199Г

Диссертация выполнена на кафедре истории средних веков исторического факультета ; Ленинградского, ордена

Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного

университета

Официальные оппоненты : доктор исторических наук ,

старший научный, сотрудник Ю. Г. Алексеев

доктор философских наук ,

заведующий сектором редких книг и книговедения государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыков ва - 1Г|едрина А; X. -Горфункель

* доктор исторических наук ,

старший научный сотрудник Л. !!. Киселёва

Ведущее учрездение : Российский государственный педагоги- .

адски Г: университет имени Л.. И. Герцена

. Защита состоится -"-----Ц'91 г. в' ---часов

на заседании специализированного совета Д- 063. 57. 07 . по защите диссертаций на соискание уче::ой степени доктора исторических наук при Лешшгрг^ском ордена'Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном университете по адресу : 199034 , Ленинград , :.1е;|делеевская линия , д. 5. •

' С диссертацией можно1 ознакомиться в-.научной библиотеке имени А, М. Горького Ленинградского государственного университета;

Автореферат разослан " г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат исторических наук

доцент. . . ' !.!. Т<. Злоринский

Разрешение ряда принципиальных проблем истории свободомыслия в Западной Европе; 1У1 в. во многом зависит от конкрег-1 ного^историчгского анализа идеологии ре форм ал ионных учений,фо-рмировавшихся в период позднего Возрождения. Во французской 'л'йтёГ&атуре ХУ1 в. интерес к осмыслении сущности христианства развивался и углублялся, но сложные переплетения культурных процессов Возрождения и Реформации недостаточно исследованы: Я: связи с этим вопрос об идейной направленности критики христианства во Франции я Европе в период становления учения Кальвина представляется'одним из фундаментальных для арияоненля многих'явлений в'развитии.общественноа шоли Ренессанса.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ ИССЛЕДОВАНИИ. При изучении ренессанс ной . духовной культуры особые трудности связаны с противоречивым компромиссным характером"идеологии Реформации. Возрождение и Реформация, будучи различными выражениями социально-экономического процесса рождения буржуазного общества, указали на реро-- люционные изменения во всех сферах человечеокой деятельности (новые философские, политические, религиозные учения", глубочайшие преобразования в искусстве, перестройка массового сознания).- Давно'ведется сравнительный анализ Возрождения и Реформации, этих далеко не совпадающих культурных процессов, где . есть элементы взаимопроникновения на определенных этапах и про тивостояния при определенных условиях. .Однако/многие проблемы рёнессансного- переживания я преобразования христианства изучены недостаточно.

Гуманизм, который рассматривается как передовая идеология

■ эпохи Возрождения, утвердил право на самостоятельное сущесГтво-вайие и ра з вит ш светских начал культуры, выступив с новыми концепциями христианства.'Культурная ситуация, при которой'Хри стианская теология не отрицалась, но догматы и институт церкви стали предметом философского сомнения, - определила' направление общесгвенной 'мысля французского Возрождения. ' '

Одна из наиболее масштабных и спорных фигур'этого пёрио-'

■ да - Кан Кальвин, в чьей теоретической и практической деятель' ности актуализировались задачи второго, этапа Реформации, свя- :

занного о формированием протестантской-доктрины. Проблема соотношения4 кальвинизма и гуманизма выдвинулась в число актуаль-

шх сравнительно недавно.но рассматривается не только как частная при обсувдении .проблем йоотгошещю Возрождения и Реформации. Именно здесь, открывайся возможности для выработки более точных критериев для определения кризиса средневековых католических ценностей.

Теоретический анализ общественно-ядеологйческих основ уче ния Кальвина как отражения мировоззренческих конфликтов эпохи возрождения до сих пор не являлся объектом спениальшто'монографического исследования. Известная борьбд французского реформаторе против гуманистического свободоЛслия рассматривалась преимущественно в частных проявлзчиях.В настоящее времясосто яние изучения смежных проблем истории кул муры Ш в. в регионах распространения кальвинизма убеждав» в перспективности и научной, актуальности более универсальных подходов к творческому наследию-Кальвина.

СТЕШ11Ь ИЬЛЕНКОСТИ НИЖ1£Ш. Социальное и культурные аспекты, ренессансных рбормационно-гуманистических движения издавна привлекали внимание истбриков.Теоретическая постановка вопро'са о свободошслии ^йзрожцения в условиях Реформами в со временной трактовке наметилась,в основном, в конце XIX в.,ког-' да утвердились опенки ¡¿илососЮкого смысла Реформации,высказанные Гегелем1!! Фейербахом*1.Формулированная К.Марксом и ¿.Энгельсом концепция Реформации, не прошла незамеченной для либера- • льной.буржуазной историографии кальвинизма.'!'ак,в центре внимания крупного французского историка А.Сзе ^ б ил;: з:-.консмс^"гсти-нормирования капиталистического уклада во Франции.Исходя из значения этого процесса для культуры,он анализировал революцию в интеллектуальной деятельности,в короли, р. политических теориях ХУ1 в.- и,в связи с ндаи.п религии.А.Озе отошел от предшествующей романтической историографии,которая,- в лине -..лишле^и ■отчасти Э.Ренана0 категорически причисляла .-.альпина к ряду борцов за свободу мысля в связи с тираноборческими мотивами его . политического учения.

Картину идейного кризиса то Франции я ¿вропе в первой половине ХУ1 в. представили ряд ^ундамектадмкх исследований,посвященных ренессансному. христинскому гуманизму,разработанному мыслителями круга Эразма Роттердамского.Программа обновления христианства Эразма,как. показали аЛ>юиссон°,С;Ре:Юде .П.ЭкЗап

р

де Ла Турдля ренессансной Франции имела первостепенное значе ние .По'отношению к программе Эразма силы реформационно-гуманистического лагеря в 1517-153о гг. М.Манн9 предложила разделить поскольку уже тогда с эразг.-данцами были несогласны определенные круги реаюрматоров.к которым оыл отнесен и Кальвин. "

С критикой подобной трактовки учения лальаина и обоснованием причастности реформатора к кругу мыслителей христианского гуманизма выступили представительные исследователи теологии Кальвина,начиная с 30-х гг.XX в. У К.Брина^гуманизм представлен совокупностью филологической эрудиции с религиозным индивидуализмом. ¿¡з влечения Кальвина к классическим авторам,римскому праву и борьбе со схоластикой устанавливается родство кальвинизма с ренессансной. культурой.понимание новизны протестантской геологии сочетается у К.Ьрина с отрицанием саыостоятель ного ч ило с о; с кого содержания ренессансного гуманизма.

«.ьогагек^ подчеркнул универсальные связи кальвинизма с достижениями ренессансной мысли.Версию о тождестве христианско

то

го гуманизма и кальвинизма аргументируют и работы Ф.Венделя , крупного специалиста в области очиософии религии Кальвина.Здесь отчетливо выражена тенденция вписать аюанцузский и весь Северный Ренессанс в разряд религиозно обусловленных явлений культу ры.кюнистическоыу развитию гуманизма в Италии-с его антиклерикализмом и ыилосоаской критикой христианства автор противопоставляет разнообразие позиций неитальянских гуманистов.В основу выводов Ф.Бенде.-.:; ¿.сложен фундаментальный анахиз рецепции анти чной литературы в теологии Кальвина.

Напротив,с категорическим отрицанием религиозной обусловленности культуры.Возрождения во Франции,выступал А.Лефран^, Наибольшую известность принесли ему-издания текстов романа Рабле и труды по его культурологическому истолкованию.Им впервые _ Шла высказана мысль оРажности изучения художественного сознания Рабле.как универсального образца ренессансного свободомыслия.Однако,модернизация идейдах .конфликтов ХУ1. в. в духе просветительского антиклерикализма,допущенная А.Лефраном.послужила толчком для развития длительной научной дискуссии по поводу.миросозерцания Рабле,а,следовательно,и сущности ренессансного свободомыслия.

Концепция раблезианства,формулированная А.Лефраном.была подвергнута убедительной критике выдающимся французским изтори ком Л.Февром.Тема ренессансного переживания религии стала одт-ной из ведущих в творчестве основателя школы "Анналов",рассмаг ршавшего Реформации как неотделимое от Возрождения культурное движение .В шассическом исследовании "Проблемы неверия в ХУ1в. Религия Райле"^Л.Февр подчеркнул особый характер мышления эпо хи,качественное отличие гуманистического свооодомыслия от последующих периодов формирования традиций французского атеизма. Впрочем.и он признал философскую непримиримость ренессансных "антихристов" и"агеистов", к официальному хрич,т..он^тву.Возражая против стремления увенчать гаСле лаврами просветительского ате изма.Л.Фёвр демонстрировал,что философская эволюция ренессансного .писателя не переходила пределы пантеизма.

Предложив употреблять од отношении ко всем разновидностям оппозиции теизму,которые существовали во французской литературе ХУ1в.(христианский гуманизм,мистицизм,деизм и др.)термин"не верие",Л.Февр исходил из того,что главной особенностью ренессансного христианина стало сомнение в историческом реальном христианстве.^манизм заявил,что предпочитает имманентное и об ходит трансцендентное,но ни отрицания христианства;» потребности в созиаднии-внерелигиозных представлений о мире и обществе,по Фезру,тогда быть не могло,поскольку состояние.наук о природе и обществе не позволялопобъяснять мир без помощи постулатов веры.Л.Февр настаивал на глубокой религиозности творцов но 'ього констатируя полемику между католицизмом .лютеран-

ством и кальвинизмом .но, не придал берьезного значения вневеро-игповедной критике христианских доктрин.ьго идеи о том.что в середине АУ1в. философия во Франции.еще не укрепилась,а скептицизм и рационализм следует отнести к спорадическим мотивам ренессансной литературы,было оспорены в трудах А. Опссона.

Разрабатывая проблемы рационализма во французской литературе ХУХ-лУД вв.,А, Вюзсон обратил внимание,не только на нро-чиессионал^ных писателей и ученых,но указал на своеобразные источники ренессансной философской мысли*°.Оказалось,что с индивидуальными версиями христианства выступали авторы,не претён-

довавише на профессионализм ни в теологии,ни в философии,ни в художественной литературе.при анализе особой категории сочинений,фигурировавших в книжных собраниях Европы (а также частично неопубликованных) в качестве трактатов по догматике .А. Бас-сон ио^ледивол отдельные теш,восходившие к спорам о сущности христианства в проповеднической литературе 30-50х гг.ХЛв.В сущности,обнаружилась универсальная потребность в.критике докт-ринального христианства, которая диктовалась отнюдь не эрудицией авторов и не слишком зависела рт уровня естественных наук того времени.

Судя по этим источникам,спектр оппозиционных теизму представлений был значительно более разнообразным.чем представлялось Л.Февру .Термины "деизм" и "атеизм" при этом были связаны с конкретными характеристиками.которые предлагали христианину не выбор между католицизмом и протестантизмом,а нечто новое.В отличие от Л.Февра А. Еюссон оценивает философскую мысль во Франции ХУ1 в.. высоко.По его мнению,богатство проблематики,выработанное в литературе Возрождения и отчасти усвоенной обществом в ходе Реформации,определило историко-философское развитие наши до конца ХУПв.,г.е. до Паскаля и Бейля. •

Новаторство ренессансной теологии А. Доссон определил в том,что,в отличие от средневековой схоластики,объектом рационалистических рассуждений стали важнейшие догматы веры.Кризис традиционной христианской геологии во Франции в 1533-1553гг. автор обус ловил влиянием натурфилософии П.Помпонацци.которая именно в это время была усвоена учившимися в Италии французскими "падуанцами".Состояние умов церковных функционеров ."итальянизировавшихся" не только за Альпами,но и во французских университетах-.подготовило гуманистически-реформаднонное движение .Т.о. противопоставление французского гуманизма итальянскому,изоляция их в сфере-критики христианства, - оказывается достаточно дискуссионной. '

Плодотворная научная дискуссия о-сущности гуманистических интерпретаций христианства постепенно направила интересы -исследователей на уточнение вопроса о непосредственных влияниях гуманизма га общественное сознание .Особенно интересно фор-

мулированы эг« проблемы в работах И.м.де Ла Гарандери.в центре внимания которой трактовки "священно го "и "мирского" в литерату

- ре Франции с 1515 по 1536 гг.Это период наибольшего влияния -идей христианского гуманизма.когда во франции проявился'публицистическим' эффект сочинений Эразма на теш новой теологии и морали.йх шияние на изменение духовного климата исследователь ница анализирует по материалам,рассчитанным и^ заведомо "усредненного" читателя ХУ1:..В предисловиях к самым разнообразным изданиям обнаруживается соревнование двух идеалов,которые не могли интегрироваться - классического и христианского.Культ красоты,сакрализация художественного,освоения действительности поклонение античным героям,рассукдения о святости язычников -влекли равнодушие к божествеиной милости.Автор показывает .тра-

• гическую раздвоенность сознания,характерную для все;-, литературы и выраженную в творчестве патриарха французского гуманизма Г.Бвде. ■ •

Исторически короткий период от лятероъского выступления • до формирования кальвинизма К.М.де л а Гарандери полагает периодом глубокою конфликта не только в элитарном,но и в обыден-., ном сознании.Крушение идеологических' клше, не расчлененность ■ "мирского" и-"священного" в содержании культуры определялись популярностью, античных идеалов.Отсюда.и вывод ангора о "куль--турно;- реьсл*:ии:"А®,отразивавйся б ренессансно:: литературе и ею утверждаваешя.

Представления о том,что Реформация дол.т.на оцениваться как

■ ' революционное преобразование культуры со свое:: стороны утверждают исследования т.н.' некон.;ессионал'ьпого христианства.Отвер-.

- гнутые лютеранами и кальвинистами ре'-рору.анионные учения и движения в новейшей исгориограч.ии рассматривается на «же секуля-

' ризации морали,права и политического .мышления,о чем г. свое, время писал Э.Трельч^9. Так .рассматривая • эктэтринатарные.• »ер-, сии христианства,Е .иилбер демонстрирует :;опп;ировки --ритики католицизма-.и. протестантизма.в течение всего иердода ранних буржуазных революций ХУ1-ХЛГ вв. в Западной и Центральной ¿¡'т ропе*®. У.автора нет сомнений в ток.что источником ан'тигрлни- . тарных воззрений .следует считать "расширение с-.:ерн_ ьяияйия" ре г

нзссанснол философии.

Фило со некие аспекты многочисленных ересей ХУ1в. изучал Д. ланти.морп.показвЕшгй влияние неоплатонизма на формирование ан-титринитарных учений и анабаптизма^1.В современную историческую терминологию им било введено понятие о специфическом способе защиты совести от давления извне,со стороны церкви и государства, - "никодеказм".Наблюдения Кальвина за социалыю-психо логическим климатом ре^ормацконного движения служили Кантиыорн и ряду последующих историков первостепенным источником.К.Гинц-оург привел фундаментам ные обоснования важности накодскизма как вдеологическбк силы .которая ок.1550г. в двро..е конкурировала с католицизмем и протестантизмом1^.Важен вывод о том,что способы "симуляции ре лиг о", "идеологического травестированля" имели гуманистические истоки и порождались религиозно-общественной практикой Реохэрмации и религиозных войн,когда встат вопрос о сравнительной ценности человеческой жизни и религиозных убеждении.

Серия исследований о "религиозных диссидентах ХУ1в." постоянно пополнится.Несмотря на трудности с поиском источников, обнаружены новые имена защитников неконаессионалького христианства, группы ;юн-кон(торкистов,уходивших во^внещнюю и внутреннею ."¡миграцию от католицизма л про тестангизма^0.

В качестве третьего направления работ по изучению ренес-сансного свободомыслия в условиях Реформации следует указать реконструкции взаимоотношений народной • религии и доктриналько-го .христианства.интерес к ним во многом связан с открытиями М. 4..Бахтина,..г представления об элитарности духовной культуры Средневековья и Возрождения.Формулируя идеи о культуре смеха,исходившей из раскрытия мира, в трезвом аспекте и сти-хийно-матери&чисгического ощущения бытия,М.М.Бахтин анализировал элементы народного миросозерцания.Праздничная концепция мира в народшм сознании конкурировала н-е только с католицизмом.Восстанавливая ее из. пиршественных образов,народно-праздничных 'аюрм. площадного слова у Рабле гл.Бахтинвступил'в по-'лемику с А.Леграном-и Л.Севром по поводу критериев свободомыслия' ХУ1в.французские ученые связывали свободомыслие Рабле с

его эрудицией.с актуальными для того времени проблемами критики церковного христианства.которые отражены в романе.М.М.Бахтину главным показалось несколько иное.а именно,характерное для элитарного и обыденного сознания выражение общественных чувств

- "исключительная внутренняя свобода и гот почти предельный адо гматпзм художественного мышления,который был характерен для эпохи"?4. ■

Вдохновляясь новым методом .многие, однако, не приняли предложенную Ы.М.Бахтиным оппозицию низовой и официальной культуры. Идеал освобождения совести от официальных концепций христианства,идеал своооды,равенства,исторического бессмертия человека формировался не анонимно.Кг'о вырабатывали хорошо известные пред ставители средневековой и ренессансной интеллигенции.Уточнение представлений о народной культуре и народном переживании христианства выдвинулось в последние год.: в качестве одной из важнейших проолем истории культуры,к разрешению которой привлече-

25

- ны социология,этнография и др.

Вникая в уклонения народной религиозности,от сумы идей католицизма,некоторые авторы'ставят под сомнение качества традиционно приписываемых народу религиозных чувств.Как.например..' понять оскорбления и наказания святых,предметно-чувственные образы потустороннего мираТТакого рода фольклорное христианство, про являвшееся "в быту и в религиозно-общественной практике длительного времени,нередко шракало и оппозицию церкви,могло . трактоваться как еретическое .Есть мнение о том.что учения "ере-;сей и сообществ".актуальные для Ьвропы вплоть до АУйв..указали .'на неистребимость народногосвободомыслия.^.Оидаение в догматике и корпоративной структуре церкви инструментов властей по угнетению народа составляло отличительную .особенность этих ■ учений.

Вниманием к взаимодействию различных уровней христианства

- доктринального и фольклорного,отмечены,в частности,работы, •Делимо.В коллективной л« --.' .-.•: . им специально исследовано'чувство страха,которое оказалось парадоксальном ¡1 .не

• отделимым.от социально-утопических представлений .Автор пока-, зал социальную направленность эсхатологических программ на оп-

позицию папству (от Иоахима ¿»лорского до Реформации),а впоследствии - на оппозицию церковному протестантизму.По мнению ¿.Делюмо роль эсхатологических верований в официальной доктрине церквей и в учениях еретиков следует строго различать.

Существенный вклад в изучение многих сторон ренессансной культуры в условиях Реформации внесла отечественная историография. Русскую науку издавна волновали проблемы раскрепощения общественной мысли,и появление в к.Х1Хв. фундаментальных иссле дованяй И.В. Лучицкого^8,А^.Ьудрина29 и др. о конфликтах веры и разума в ХУ1в. представляется закономерным. Вскоре А.Г.Вуль-фиус обратился к проблемам общности гуманистических мотивов критики католицизма в учениях реформаторов.К идейным достижениям Реформации А.Г.Вульфиус отнес представление о релятивизме критериев религиозной истины,"ибо редоыапия содействовала философскому пониманию религии,леоеходящему за рамки исторического христианства" .

Идея комплексного содержания реформашгакной идеологии пло дотворно разрабатывалась Р.Ю.Виппером^,а впоследствии - Ф.Д. лапелюшем13^ л Б.^юршневым'^.При анализе политических теорий-кальвинизма эти авторы уделили немало внимания новаторству миросозерцания Кальвина.

В последние годы оригинальную концаи'ша развития процессов Возрождения и Реформации зо франции выдв;шула А.Д.Люблин-ская, подчеркнувшая направления секуляризации идеологии в абсолютистское Франции ХУ1-ХУП вв."34 По мнению А.Д.Люблинской родство оуржуазнок основы Возрождения и Реформации во Франции про явилось нагляднее .чем в других странах, и не случайно все деятели раннего периода французской Реформация были писателями, радосошами-моралисгаки.Длительность демократического периода . рекормационного движения и близость французского гуманизма к народной-культуре'во многом объясняет феномен Рабле .Интересна'идея А .Д.Люблинской о развития процессов секуляризации во ■французской культуре в период от Возрождения к Просвещению,в-котором до сих. пор недостаточно оценено янсенистское движений

В работах"В.ы.Богуславского философская действительность второй половины ХЯв. оценивается как пора отрезвления гума-

низка и его шспей течки.! оворя о значительности французского скептицизма и материалистического отношения к бытию,автор 'видит его источник в историко-философской традиции Возрождения и социально-религиозном опыте Реформации137.В частности, Монтень по мнению В.М.Богуславского,во многом остался вечен идеалам оразма к ластеллиона.А'ранцузская философия ХУ1в. Формулировала просветительские положения о ценности физического и духовного бытия человека,о независимости морали от религии,о свободе совести.В тр.уда<. В.т.Богуславского анализируются идеи философии ХУ1-ХУП вв. .прокладывавшие пути просветительскому свободомыслию исследования В .13.Соколова отличаются вниманием к роли религиозных движении в 'Философском развитии европейских стран ' ХУ1-ХУП в в. Прямая и косвенная связь философских доктрин с ересями расценивается им как импульс к развитию общественной мысли Средних веков и Возрождения.Народно-еретическое творчество и.В.Соколов .полагает весьма сложным явлением,поскольку здесь формировались деструктивные для религиозной веры элементы.

Противоречивость культурной ситуации Возрождения и Реформации явилась темой специальных исследований советских историков преимущественно на ¡материалах Хермании.Однако, труды |\;.М. Смирина^.А.п.п^килова'*1,а.п.:юлодарекого''л'. ¿.».'.Соловьева^и др. авторов создали школу марксистского анализ;; религиозно-общественных движений и культурных прошено» о.-и.; :>лОхл.

^ажние теоретические вызоды об отношении ренессансного общества к религии схелйкы советскими исследователями культуры гюзрохдения в Италии.При всей неповторимости этой культуры подчеркивается роль итальянского гуманизма э процессах утверждения в созна1ши европейцев критического отношения к католипиз-му.на что указал М.а.Гуковский .динамизм процессов Возро.-где- • . ния и Рефомации многократно подчеркивал В.И.Рутенбург при ана-. лизе различных проблем культуры ¡¡талии ХУ-ХУ1 вг.."0 0 коренном переосмыслении христианства:;! преобразовании религиозных представлений в гуманистической ¿¡талии, создали «.ундаментальине исследования Л.С .Чикодини""0. А .X Л орфункель'1 .¿Ж „Ьаткйн''® .3 ■ куль-'.туре позднего Возро.тдения ими отмечен не.только распад.ее целостности,но .и ряд-отправных, моментов дальнейшего развития: от

гуманистической диалогичности мышления к скептицизму и социальной утопил,от ренессансного историзма к идее прогресса,вдохновлявшей ученых ХЛ-ХУП вв.,от пантеистического мифа о человеке - к деизму.Концепция мировозренческого единства итальянского гуманизма утверждается в трудах учещх младшего поколения историков культуры итальянского Возрождения^9.

Проблемы прогрессивного просветительского значения Реформации отчасти трактуются в исследованиях по истории обществен-

■ ной мысли в Англии - в грудах М.А.Барга50,И.Н.Осиновского51,

52

' Т.А.Павловой , - а также в Польше .Литве и Белоруссии в период становления буржуазных общественных структур ХУ1-ХУП вв.^^Гак, С.А.Подокшин подчеркивает,что реформанионная идеология по сравнению со "светским гуманизмом" оказалась популярнее и "более основательно проникла во все классы и сословия феодального об-щества,затронула мировоззрение народных масс" .Напротив,В.В. Лазарев полагает,что Реформация явилась диалектическим отрицанием гуманизма,который "остался ярким и пышным цветком,резко

■ выделявшимся на 'широком фоне неграмотности,невежества,забитос-ти,религиозных предрассудков и'суеверий в народных низах" .

■ Таким образом,суждения о роли и значении гуманистического свободомыслия в условиях Реформации затрудняют .как зарубежных так и советских исследователей.Признавая революционный смысл вероисповедного конфликта в ХПв.,одни видят в нем альтернативу гуманизму,другие - его выражение .Одни подчеркивают тотальную темноту низов,другие - самобытность' народной культуры и конфликт народного пантеизма с доктринами.христианства.Представления о сакральной общности всей культуры Северного Возрождения при исклЕЧюгельности гуманистического свободомыслия в Италии и поныне достаточно распространены .Ситуация,при которой одни исследователя видят в Кальвине образцового гонителя гуманизма и свободмысляя, а другие подчеркивают усилия реформато- .' ра по-интеллектуальному обновлению теологии и причастность его к христианскому гуманизму,не кажется случайной.Она отражает ' исторические противоречия духовной культуры Реформации-' и .недостаточность тех критериев ренессансного свободомыслия,'ноторы-;. ми' оперируют многие исследователи.

ЦЕЛЬЮ ДИССЕРТАЦИИ является уточнение общественно-идеологической функции гуманизма в условиях.. Реформации.Признано,что деструктивные задачи Реформации,социально обусловленные,были выполнены благодаря влияниям гуманистической философии и филологии на теологическую шсль ХУ1в.Реформаторы смогли дискреди-, тировать каголшизм,используя гуманистическую критику схоластической теологии,церковных учреждений и гуманистическое возвышение морального содержания христианства.Затруднительны оценки гуманистических воздействий на конструктивные задачи Реформации, которая не только разрушала феодально-католическое миросозерцание, ш и созидала новое.Оно исходило из тех концепций . критики исторического христианства .которые были созданы гумани стической интеллигенцией,но получили распространение и в обществе .Отсюда необходимость уточнить влияние гуманистических ве-.рсий'мира.бога.и человека на учения радикальной реформации.Постановка.и разрешение поставленной цели обусловлеш уровнем исследования проблем ренессансной культуры в историография и ■ репрезентативностью избранных источников.

■■-.ИСТОЧНИКАМИ ДЛЯ ДИССЕРТАЦИИ избраны произведения ряда деятелей Возрождения и Реформации,влиявших на ..ормирование обще-* ственного мнения в районах распространения кальвинизма в период, охватывающий преимущественно 1530-ые-1с )0-ые гг.В основу положен анализ наследия ¿.ана Кальвина00,точность и глубину наблюдений которого за общественно?, жизнью Европы и Франции оне-ншш многие .и^ло^тели.паблздения за колебаниями обществен-■" ноГо мнения,изменение отношения верующих к вероучению и многое другое отложилось в произведениях Кальвина незавяс;!мо от их жанрового разноооразия'(филологические исследование.теологический трактат,сатирически« памфлет,проповедь,эпистола)..-

Излагая разнообразные сведения об отношении христиан к ве . роучению.а также сочинения и идеи своих оппонентов,Кальвин от- . нвдь не беспристрастен.^го анализ практшескш^вероБащш.,религиозно-общественных движений,множества учений ,пзглчдов,ми!ов и т.д. субъективен.Однако .установлению ..чостоьерпостп сообщаемых. реформатором сведений способствует.открцта* дсклиратив- . ность собственной позиции .Объектами вникания и полемика ^аль-

вина,в основном,становились те формы свободомыслия,'которые реализовались в конкретной религиозно-политической ситуации. При этом данные Кальвина подтверждается не только в произведениях его единомышленников (Г.Фареля.Т.де £еза), но л в свидетельствах тех реформаторов,взгляды которых ил разделялись не полностью (сочинения У.Цвшгли^7,Ф.Меланхтона").

Построение религиозной Философии Кальвина зависело от реалистической оценки светских начал ренессаксной культу£ы.Наиболее опасными для религиозного сознания фигурами в наследил лальвина представлены те гуманисты,которые уловили противоречивость доктрины протестантизма.В связи с эти* некоторые произведения приверженцев христианского гуманизма - Эраага Роттердамского59,кителя СерЕата5®,Себастьяна Касгелллона61 - также используются в качестве источников.

МЕШОЛОГИЧУСКОл ОСНОВОЙ ДШСБРГАЦИИ является марксистская теория исторического'процесса,а таив конкретные оцет:и социального и культурного значения Реформации в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса.Накоолее продуктивными представляются идеи о просветительских функциях Реформации как "буржуазной революции и непреходящих ценностях гуманистической деятельности идеологов рзннебуряуазного общества эпохи Возрождения.Подход к истории культурных движений Возрождения и Реформации во многих произведениях Маркса и Энгельса убеждает,что основоположники марксизма исходя и из существования этапов высвобождения европейских народов от опеки церкви в ХУХ-ХУД вз.Парадоксальную связь протестантизма со свободомыслием К.Маркс подчеркнул на опыте Англии: "...свободомыслие... было одним из важнейших^ продуктов носишей религиозный характер английской рег.олвцпЗ13'.' Исторической обусловленности этого парадокса па материалах " кальвинизма ХУ1в. в диссертации дань? специальные .обоснования.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации определяется оригинальной постановкой проблем расшифровки социально значимых-'идей в религиозной форме и новым подходом к источникам,традиционно использовавшихся как апологетические сочинения.В связи с этим в. диссертации поставлены некоторые принципиальные вопросы теоретико-методологического характера: о значении ренессансной фи-

лософии б преодолении догматизма и авторитаризма христианской ортодоксии,о роли, ренессансной интеллигенции в просвещении различных категорий общества,о вкладе народной культуры в созидание новой картины мира .На конкретном историко-культурном материале демонстрируется рациональное и критическое отношение к доктринальному христианству,утверждавшееся в районах распространения кальвинизма в 30-х-50-х гг.ХУ1 ь.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации связано с восполнением пробелов в истории общественной мысли в регионах распространения кальвинизма при Кальвине.Выводы о критериях гуманистического свободомыслия,о своеобразий "культурной революции" в ус. ловиях Реформации способствуют развитию и конкретизации марксистской теории ренессансной культуры и ренессансного свободомыслия.Материалы и выводы диссертации призваны обогатить схематизированные представления о критике религии в ренессансной литературе эпохи Ре формации, которые-встречаются в ряде зарубежных работ и характерны для определенных видов советской исторической литературы,в том числе и теоретической,а также справочной, педагогической.научно-популярной.

Внимание диссертанта к художественной жизни эпохи позволяет использовать материалы диссертации при создании экспозиций исторических музеев,а также в научно-просветигельтй и педагогической Деятельности учреждений культурл.

В СТРУКТУРЕ ДЖСЕРГАЩИ важная ро^ь отведена введению,где, рассмотрены основные методы анализа историко-культурной ситуации, сложившейся во Франции и.Европе в условиях Ре.;срм'.щи»;.В . главах 1,^,3 раскрыта сущность общественно-идеологических основ борьбы Кальвина против свободомыслия Ъозроздения,анализируемые тексты'приведены в подстрочных примечаниях.шеется заключение,приложен список источников, и литературы.• '

В ПБРЮи ГЛАВЕ "Гуманистические .тенденции ранней' Реформа-.'-,-ции" раскрывается просветительский эффект гуманистического ■ •'. Движения;Роль книги в 'просвещении народа'и утверждения -в общественном мнении идей необходимости репориы католицизма декон-•стрируется при анализе-репертуара изданий-первой йолонйнй Х.У1В. преимущественно в североевропейских регионах.Утверждается .что.

без книга как инструмента формирования новых установок п образцов поведения гугандстическая критика католицизма не обрела бы статуса революционной кошапцил ранне буржуазного общества.Пропагандируя новое отношение к библейским текстам и нашкя индивидуального обращения к ¿иблпд,г--:.11::;:з1:1ческач филология сделала доступным наатедие дохристианской литературы я возш-сала моральный авторитет античной Философии. Издательская деятельность гуьашгстических кругов во £рагашл 20-30-х гг.ХПв. свидетельствовала,что гуманистЕчески-рефориашгонное двппендз направлялось на сакралпзацли античной культуры.Возвышение пе-дагогетескя-просвэтстельных достоинств философия Сократа,Платона, Цицерона (самого популярного автора эпохи) и др. создало в сознанял католиков и протестантов проблему сравнения ценностей дохристианской и христианской литературы.Понимая,что с предписаниями христианских церквей не согласуется гшзненная позшгя не только Эппкура и Лукреция,но я Гомера .Гесиода,Платона,Аристотеля л т.д..гуманисты тем не менее,сакрзлязэаалл образы этих мыслителей,представив их учителям и паставиршагл истинной и для христиан мудрости.

Увлченне античной литературой сопровождалось ознакомлением любителей словесности с кругом проблем прсисхожекля,сущности и функций религия.Творчество античных критиков первоначального христианства Цельса и Лукиана оказало сукест венное влияние на проблематику полемических произведений 30-50-х гг.' ХУТв. .поскольку идейная борьба з период становления кальвинизма обновила религиозно-философские конфликты эпохи становления христианской догматики.

Во Французской литературе первой иолов ми ХУ1 в. идейная борьба гуманизма с христианской ортодоксией стимулировалась укреплением филосойсюго рационализма .Наибольшую актуальность приобрела проблема бессмертия души,оказавшаяся в центре внимания не только.философов и теологов,но и в сфере национального художественного слова. .

Анализ произведений э.Доле'покашвает,что'трудность,согласования классических форм выражения мыслей с христианскими постулатами лежала в основе ряда философских и филологических

открытий этого писателя.Развивая реформаторские представления о религии.он выступил с критикой католицизма и "лютеранской секты" .обнаружив понимание значения кежконфессиональной борьба в процессе секуляризации мышления.Издательская деятельность Э.Доле также убедительно свидетельствовала,что своеобразный культ Цицерона суяал сферу-господства христианских ценностей.

О том,что французское рефор.1а:шо:;.:ое ди^з:-::.^ с-0-х-40-х гг.ХУ1в. популяризировало Еесьмз радикальн идеи критики христианства в диссертации приведены материалы,касащиеся творчества Г.Бзде.Б.Деперье.Ф.Рабле.Доказывается.что во французской литературе первой половины ХУ1в. проблема бессмертия дуиа формулировалась вопреки известному догмату католицизма и протестантизма.Под влиянием идей П.Помпонацци в трудах литераторов Франции представления о бессмертии души превращались в объект рационалистического исследования.Привилегия корпоративной теологии трактовать основные мировоззренческие вопросы (творения мира,провидения,чуда,бессмертия души) оказалась утраченной,и теория гуманистической нравственности излагалась в сорме новых учений о бессмертии души,и притом светскими писателями. Разбираются мотивировки полемических произведений Кальвина,в которых творчество ренессансных писателей квалифицируется как образцовый."атеизм".'

Встав на путь исследования догмата о бессмертии души,ре-' нессансная литература культивировала сомнение и в божественном происхождении христианства .Все более утверждались мысли о Функции религии.ориентированной, на выполнение определенных нужд государства.Ряд текстов,и в том числе тексты Кальвина свидетельствуют,что теория происхождения христианской религии из обмана икла хорошо известна читательской аудитории. '

Революционизирующее воздействие .гуманистическс.; л:;?ер 1-¿уры на общественной .сознание не/было связано с субъективными стремлениями авторов,разрабатывавших идеалы примирения всех ' ■ религий.Приближая Реформацию,писатели-гуманисты имели в виду исправление католицизма от грандиозного тысячелетнего заблуждения, "мирских" учреждений.

Причины разочарования народных движений периода Реформация в католицизме и протестантизме ле:кали вне религии,но социальная роль гуманизма проявилась в эффекте новых представлений о "божественном" и"мирском". Некогда "божественная" схоластическая теология,"божественный" авторитет церкви в ренессансйой литературе были низведены до "мирских" учреждений.

Смещение обыден них представлений о "мирском" и "божественной" обнаружилось в ходе развития Реформации и указато на связь гуманистических концепций христианства с кризисом обыденной религиозности.Христианству,в котором не хватало места для возросших требовании личности,литература первой половины аУ1 в. дала определение "мирского".т.е.искаженного,не удовлетворявшего "божественного"' человека.

Опыт развития реуормацпонно-гуманисппеского движения во Франции при всех его неудачах,имел особое значение для рнрабоки csoTes.il ценностей кальвинизма. Он а формировалась представителем Французской ренессансйой культуры,бзда основана на соци-ально-псяхилогичесгагл анализе общественного .'-«нения в районах реформ анионного движения и ревизия гуманизма ста.1:?, отпгавш::? моментом выработки доктрины кадьвяпвзка.

БО ВТОГО" ГЛАБК "Ревизия основных прашшпов гуманизма в учении падьвпна" раскрываются особенности ребормаккоиной идеологии на втором этапе Реформация,когда наряду с гуманистпчески-ми тенденциями критики католицизма в идеях реформаторов нашла отражение социальная потребшсгь стабилизации христианства в условиях релнгиозпо-ойцзствонных конфликтов.Эти особенности определили идейную эволюцию Кальвта от эразмкансгва к протестантизму.

Анализ творчества раннего лалзвина дает основания считать его до 15У4 г. одним из многих последователей того реформаци-онно-гуманистического движения.которое определялось атмосферой сочувствия французских гуманистов начавшемуся в Германии обновлению церкви.Баяно,что в сфере политического мсилекпя учение Кальвина сыграло первостепенную роль в формировании установок на преодоление католических учений о власти и нации.

Однако, р&юрмапионная идеология обеспечила преобразова-

ние теологических представлений в юридические и моральные,будучи стимулированной повышением общественного престижа ренес-сансной философии,Влечение непрофессионалов к интеллектуальной деятельности,неизбежное в условиях развития гумакистически-ре-фораационного движения,выразилось в созетанди индивидуальных концепций христианства.В текстах Кальвина,созданных после 1534 г..участие непрофессионалов в религиозно-философской полемике а также убеждения в святости индивидуальных версий религии критикуются и дискредитируются.

Исходя из социальной необходимости обновить критерии религиозного сознания и поведения.Кальвин осуществил грандиозную работу m классификации ношх принципов бытия и познания,которые оказали непосредственное воздействие на обыденное сознание верующих,вовлеченных в ресрориашонное движение.Эта работа,подчеркнувшая роль гуманиспге ской ф илософии в подрыве престижа . церкви и-падении авторитета католицизма и протестантизма,имела теорегичесиЕ и практические цели.Провести видимую границу между философским и религиозным переживанием христианства,снабдить не-оогослова, и неч5;илософа мерилами "истинного христианства". - одна из важнейших задач кальвиновского "Наставления в христианской, вере" (и шюгах других его текстов).В диссертации рассматриваются отличительные особенности "Наставления" и пре-. ■ длагается анализировать это произведение не только как кодекс веры,но как документ эпохи.в в тором отразились в систеыатизи-' рованном виде идеи,принципы и учения .формировавшие свободомыс- . лие. Реформации. .

С этой точки зрения центральны*. объектом .внимания Кальвина стало гуманистическое.учение о человеке,критике которого п подчинены практически все части монументального "Наставления", . неоднократно перерабатывавшегося с 1бЗо по îôoô гг.диспут с Философами,в той или .иной степени признававшими достоинство' человека,автономную ценность'его'личюсти.соизмеримость бога и человека,-. - определил содержание .и фоЬшльно-литературше качества "Наставления".Идея, синергизма.разделякиаяся .кпголичес- ■ кой теологией,рассматривается у Кальвина как'"Филосо-ский грех павристики.дань античному миросозерцанию" ( язычеству).- . ■

Утвердившийся в гуманистической фп л соф ил взгляд на йоге с- . твенное начало в природе человека Кальвин квалифицирует пак ересь и стремление предать забвенсв догкгл о первородном грехе. Характерен для гуманистической антропологии сугдеки о добродетели подвергнуты в "Наставлении" тщательной и укзлой дискредитации.

Тезис о свободе воля человека в гуманистическом истолковании концентрировал светский характер 1£ыаленяя многих литераторов Реиессвнса.ДпскуссЕв о свободо воля,отк£атуг) Эразюи в полемике с Лютерем,Кальвин поддержал с открыто декларпруеыш осу ждендем эразм^азвгЕа гасла 1536 г.Улд в первой р.эдакцлл "Наставления" формулируются альтернативы каяьвгшстской концепции человека христианскому гуианиаыу: естестгзнноЭ добродетели про тивопоставлено христианское сииреняе.достоинству личности -вдея поврежденной природе чело века, синергизму бога и человека - их несоизмеримость.Ренессансный порыв к знанию у Кальвина не игнорируется,но равенство критериев веры и знания,характеризовавшее уоеядения многих других реформаторов,в"."Наставления" подвергнуто основательной критике.Кальвин яснее и точнее своих предшественников,единомышленников и последователей осознал несовьЕсгямость гуманистического идеала с протестантским.Как теолог он первым объяснил верующим,что уравнение божественной мудрости с гуманитарными дисциплинами,христианской доктрины с идеями античной литературы,а теологии- с философией - это признаки утраты религиозности.-

Вопреки христианскому гуманизму,относившемуся к теологии как составной части человеческого знания.где истина добывается творческими усилиями разума,Кальвин утверждал непознаваемость высших'истин.Рациональный исследовательский подход к проблемам иога.мира и человека трактуется в текстах Кальвина как1психологическое заблуждение .Оно .как полагал реформатор,обусловлено переоценкой потенциальных возможностей человеческого-разума, дарованного ради "пользы",т.е. ради,узнавания необходимых человеку и обществу "мирских" истин.Разделение объектов познания на полезшие и запредельные, а сфер познания на шешую и низшую было направлено в философия религии кальвинизма на стабилиза-

дню авторитета догматической теологии.Принципиальная и развернутая полемика с положениями гуманистической философии,которую реформатор Евел в текст вероучительного кодекса,предоставляла верующи образцы размшлений о превосходстве "бо;кесгвенной"ге-ология над "мирской" философией.

Из несовместности "мирской" ("профанной") концепции человека ренессанс ног о неоплатонизм с кальвинистской антропологией следовал конкретный и практический вывод о формирования жизненной ШЗЦЦ2Л "истинного" христианЕна.Гуманистическая идея мира исповеданий быда квалифицирована у Кальвина как измена делу РсфораацпЕ.Образец целеустремленной деятельности по воспитанию и соБераенствованш) религиозной убежденности демонстрировала последовательная личная инициатива французского реформатора в Яензве по отношению к приверженцам христианского.гума-клзма: осувденЕЗ Эразма,расхождения с Бвде.поноиения "атеизма" в творчестве ДолеДеперье и Рабле .расправы с Серветом и Кас-тсллшком.

В связи с этим,одной из наиболее значительных проблей воспитания религиозности Кальвин полагал проблему отношения христианина к античным писателям.Здесь находилось важное звено системы кальвинизма,формировавшей себя кап альтернатива гуманистическим представления.! о человеке.Обращение Кальвина к ан-ТЕЧнаыу наследию, отвечавшее профессиональному уровню ренессан сной филологии,определялось потребностью протестантизма развенчать концепцию мира исповеданий.религиозного индифферентизма и терпимости к не-христианам и еретикам.

При анализе текстов Кальвина,связан&х с толкованием и оценкой произведений наиболее известных в ХУ1в. античных авторов,обнаруживается новаторство филологической и философской базы теологии Кальвина.Она разрабатывала протестантскую доктрину христианства,оперируя теми источниками,которые католицизм традиционно причислял к "безбожным" .но гуманизм придал сакра-лизованный смысл.Высоко оценивая достижения мыслителей древней Греции и Рима в частных дисциплинах,а также эстетические особенности античной литературы,ьальвин видел свою задачу не в осуждении антикизации христианского сообщества,а в демонст-

рации "мирского" ("проданного") характера творчества аятичнах авторов.Разбирая классические тексты,реформатор обращал внешние верующих на неприемлемость античного миросозерцания для руководства христианской совестью.

Отстаивая цельность религиозных переживаний ет "чрег^эр-ных" увлечений философией,Кзльезн предложил теории прогресса в истории,морали и религии,которая направлялась на разрушила гуманистической идеи "связи Христа с Цицероном".

При этой кальвинизм осудил заимствования католицизма из философского арсенала г&юсическпх авторов.Формирование религиозной убежденности должно было,по Кальвину .определяться не только осуждением Эпикура и Лукреция,но и строгой дистанцией т отношению к Платону,Аристотелю,Цицерону.Сенеке и т.д.Крити-. ческое восприятие шедевров "языческой" литературы предлагалось воспитывать с помощью возшшения идейного и художественного авторитета Библии.

Своеобразным отражением секуляризации культуры в ХУ1 в. стал процесс "обмирщения" Библии.которому в наследия Кальвина посвящены многие произведения.Ренессансная филология утвердила одинаковые мерила к источникам культуры,что у Кальвина было осознано как принижение религиозного авторитета источника божественного откровения.

Защита богоддохновенности Писания опиралась у Кальвина на состему доводов,в которой рациональные филологические• и философские рассуждения носили подчиненный догматическим положениям характер.Принципы протестантского библеизма вырабатывались в полемике с. католической традицией,а также в полемике с ренес сансной Филологией.развивасейся вне церковных структур,Анализ ' гуманистических подходов к библейским текстам дал возможность Кальвину аргументировать "ирофанный" смысл открытий ренессан-/сной Филологии.При критике учений радикальной (народной) реформации Кальвин квалифицировал библеизм проповедников как пренебрежение (или незнание) христианской традиции,поскольку в сомнительных случаях критерием' истины выдвигался здравый

.смысл. '

Сткрытия ренессаясной филологии в библеистике были испо-

льзованы у Кальвпыа для того.чтобы показать необходимость преграды между Биолией и ее читателями.если поставлена цель воспитания религиозной убежценносги.Художественное,историческое и моральное содержание библейских текстов предлагалась признавать лишь в той мера,в какой они не противоречили разрг-бохакноцу реформатором ученшэ о канете. -

Светскую рационалистическую библеистаку кальвшшзл квалифицировал как одно из существенных проявлений позиции религиозного пвдЕфферентявца.

Эвристически найденная Кальвснвм программа реабилитации прсдптакий Вбгхого завета для христианства резко отмежевала кальвхнизи от гуманистических версий христианства.По отношению к Ветхое завету определялся юеыи социальный теп индифферентного к релзгиозно-полигической борьбе участника Реформации,

Рассмотрены тексты Кальвина,являющиеся основными источниками для характеристики религиозного индифферентизма как особого идеологического состояния ра:с.::чк1;х кчгегора« населения Франции п Европы в серед.ХУ1в.Позиция религиозного индифферентизма,или "симуляции религии",или "някодемизма" мотивировалась не доктрикально, а философски и практически привела к противопоставлению в христианстве морали (в качестве более важного элемента религиозного переживания) - культу и ритуалам церквей (в качестве менее важных элементов религиозного переживания). Пассивное и нейтральное переживание христианства лшгало ценности корпоративные структуры.чго в обстановке религиозно-политических конфликтов ослабляло резервы протестантского лагеря. Задача преодоления никодешшма у .Кальвин^'-'формулировалась как политическая и вдеологическая программа изгнания гуманистичес-' ких тенденций из учений Реформации.

Конфликт с гуманистическим индивидуализмом,со свободной волей человека,с призывом к разуму и миру исповеданий в доктрине кальвинизма принял вид конфликта "истинного евангельского учения" и "никодещзиа"..

• Однако.нейтральное отношение к'вероисповеданию характери-.зовало не только гуманисгически-реформационные круги интелли-генции.Оно <^ло характерно и для сторонников радикальной ре-

гз

формации,осуществлявшихся,в основном,силами низших категорий населения.Идеология радикальных народно-ре фонационных движений,с наибольшей силой выразивпая себя в условиях Крестьянской войны в Германии,рассматривается в дносертадгя как альтернатива кгтолгцнзму и протестантизму,существовавшая в течение дли-тельшго периода ранних буржуазных революций и Реформации.-

В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ "Идейные поиски народной^реформадпи" приведены данные о социально-психологическом опыте движения анабаптистов (перекрещенцев) в районах распространения кальвинизма. Идейный смысл оппозиции анабаптизма яальвияззцу исследован недостаточно как в зарубежной.так и в отечественной историографии .преимущественно обращавшейся к характеристике социально -экономических требований анабаптизма.Но проблема крещения взрослых отнюдь не случайно оказалась в центре религиозно-политических столкновений основных социальных направлений и лагерей Реиормации.Таинство крещения яснее прочих- ритуалов привязывало каждую религиозную общину к'определенному социальному организму,а его мировоззренческие-трактовки с давних времен не были однозначными. ,

Утверждается,что учения анабаптистского толка были теснее связаны со средневековыми традициями даль клорного христианства, нежели- лютеранство и кальвинизм,подчиняя, христианский миф мотиву неизбежности устранения несправедливости в обществе .Требование' Рес ормации восстановить идеал первоначального христи- . анства проповедники анабаптизма Формулировали как требование избавить общину верующих от контроля светских и церковных властей.Особая дифференциация священного и мирскогов анабаптистских идеалах указала на сомнения в регулятивных- функциях религии.достаточно сложная система миросозерцания анабаптистов

■it,' при выборе, термина мы исходили из традиции отечественной науки.остановившейся, с IS0I г.. на понятии-,"народная" реформация. '. а-зарубежной историографии, оперируют, терминами "демократическая". "радикальная", "левая" и т.п. •

восстанавливается исследователями из оригинальных и опосредованы« источников,среди которых полемика Кальвина с анабаптистами учтена недостаточно.

Приведены материалы об исюрпчгских идеях анабаптизма, учившего о поступательном развитии общества.Противопоставление новозаветного христианства законам идудаизма играло в учении роль универсального принципа.применявшегося- при толковании Библии, осмыслении истории,в моральных предписаниях,различении "человеческих" и "божественных" вещей.

При реконструкции картины мира,созидавшейся проповедника-ил учения вопреки доктринальпсму христианству,выясняется специфическая роль некоторых мгфов о загробной жизни.Эсхатологические представления анабаптистов были направлены на преодоление важкейллх догматов веры.

Килом для понимания истоков анабаптистского мифотворчества Кальвину служили тексты античного христианства,когда становление догматики встречало философскую оппозицию со стороны приверженцев неоплатонизма.При анализе текстов Кальвина выясняется,что миф о небесшм теле Христа в восприятии ХПв. свидетельствовал о рациональных подходах к проблеме чуда.Он интерпретируется у Кальвина как онтология,выразившая наряду с другими мирами оппозицию системе постулатов о бытии церковного христианства.

Догматическому учению о бессмертии души анабаптизм противопоставил легенду о сне души,использованную при аргументации общественно-политических идеалов движения.Анализ легенды свидетельствует,что еретическое понимание твердо ориентировалось на позиции фольклорного христианства,представляющего идеальные, категории материальными сущностями .Мотивировка легенды обусловлена своеобразными истолкованием библейских текстов и воздействием идей неоплатонизма на народную эсхатологию.

Значение эсхатологии в идейных конфликтах Реформации оце-' неко в историографии недостаточно.Эсхатология ближе других составных частей христианства соприкасалась с политической сферой. будучи инструментом догматически-церковного и еретического освоения действител ь но С т и ^На родные, версии христианства мотиви-

ровали эсхатологическими представлениями наиболее радикальные социальные требования.Революшшкный и секулярлстскяй смысл проповеди о преобразовании общественных отношений был связан с изменением картины мира христианства ХЛ в.,а идея близящегося конца света в текстах Кальвина подвергнута специальному разбору. '

Общественно-идеологическая направленность эсхатологических представлений мирян в 30-40-х гг.ХУ1в. рассматривалась Кальвином в связи с диспутом против анабаптистов.Вырабатывая кальвинистскую эсхатологию,реформатор стремился избавить ее от влияний ¡¡роль клорного христианства,конкретизировавшего представления о потусторонней жизни.В текстах Кальвина приведены основания для сближения народных эсхатологических представлений с эсхатологией католицизма.В диссертации развивается положение о том,что эсхатологические переживания.не регламентированные догматикой .могли оказывать разрушительное воздействие на официальную доктрину церкви,иоекольку культивировалось сомнение в загробном воздаянии.

Это в особенности подтверждается анализом материалов об учении духовных лябертинов.которое для уровня критики религии в ХУ1 в. представляется известным исключением.Однако,именно это учение указало на дальнейшие перспективы развития французского свободомыапия.Содеркан;-е ереса передано в текстах Каль-• вши как целостное пантеистическое миросозерцание .Пантеистические представления раскаты без применения понятия "пантеизм" но с четким пониманием сущности ештичного и ренессансного объяснения бытия из природных заквнамерностей.Подчеркивается монизм учения, кото рое отвергло доктрину греха и воздаяния,церковные и государственные структуры.Потусторонняя жизнь с раем, адом и чистилищем и т.д. была отнесена к разряду химер,созданных- -фантазией "несовершенного" человека.

Социальная программа либертинских пророков бша далека от рсгл'ьнок'действительности,предлагая устранение папской власти. во/л!,судов.В проповеднической литературе неразумность действительного -мира. осо значась тек способом,который бил весьма распространен в литературе позднего Возрождения - созданием уто-

пий/

Приводятся тексты,излагавшие идею духовных либертинов о необходимости возврата к естественному состоянию,которое мыслится как земной рай для "совершенных" личностей.Рассмотрение земной жизни как процесса исторического развития,ведущего к уничтожении зла,отличало либертинскую идеологию от доктриналь-ного христианства.которое со времен Августина отделило "град земной" от "града божьего": ;■-■•'

При изучении либертинской эсхатологии выясняется значение -культа Ильи - пророка,на который опирались космологические этические и теологические построения проповедников.источники этих построений имели более тесную связь с апокрифической,чем с канонической литературой,что со своей сторонй подтвердило в кальвинизме значение канона-Писания для воспитания религиозности.

В целом, в учении духовных либертинов,по мнению диссертанта,мотивы фольклорного христианства успешно сочетались с. некоторыми идеями и представлениями,формулированными гуманистической филологией и философией.Отсюда и закрепление в исторической терминологии понятия о лкбертикстве как синониме свободомыслия.впервые раскрытом в таком смысле в произведениях, Кальвина.

Сопоставляя подход к проблемам человека в народной и философской ереси,выступавших с оппозицией кальвинизму от имени разных уровней культуры,диссертант учитывает.что ренессанснэе мышление унаследовало от прошлого союз вневероисповедного мистицизма с разушом.В связи с этим, рас еш.т^епц осноу.ние положения учений проповедников антитринитарных концепций христианства (Г.Денка.К.Швенкфельда.Д.Йориса и др.).Внутренняя солидарность философской концепции "божественного" человека и учения о "совершенном" ("святом") народно-реформационных толкований христианства выявляется при анализе позиций выдающегося теоретика антитринитаризма и самого известного критика кальвинизма М.Сервета.

Идейный и личный конфликт Сервета с Кальвином неоднократно привлекал внимание историков и.писателей.но в диссертации "

внимание сосредоточено на ¡юшх материалах.Подчеркиваются концептуальные особенности системы,разработанной испанским (.целителем против положений кальвинизма.Теология Сервета систематизировала доподы,стихийно накопляЕшлеся в русле анабаптизма для опровержения догматов.Учение Сервета в различных его частях яснее 'ориулировало протест народно-еретических версий христианства против идеологического контроля церкви, чем собственно проповедническая литература.3 творчестве Сер-' пета ращгоналистическая критика догматов сочеталась со спиритуализмом и эсхатологически,:;! переживаниями.Будучи неоплатоническими,взгляды Сервета отличались от других версий христианского гуманизма тем,что культивировали сомнение в массовой церковной практике.поэтому вопрос об ответственности гуманистической философии за поощрение критики религии у "простого народа" (ке-^лпософов) в текстах Кальвина специально конкретизирован в применения к произведениям Ü! .Сервета.

1:о;;подя итоги преобразования:,1 доктрин алы га го христианства г. апгптринпгарнцх учениях,г.альнин указал на формирование система представлений идей,которое Формулировались философами гуманистами,по одновременно шражоли отноие!ше к действительности и ь "сектах" (учениях народной реформации) .Таковы,например, :;деи об отождествлении бога с природой, лишение бога конкретных, характеристик и ограничение его бытия во времени,представления о соизмеримости бога и человека л др.Отсюда,было за-" ■'иксироьаш существование обыденных представлений о битии,которые не регул;:;?.. --■ .•:.;..: .Но терминологии Кальвина ре кессансное христианское сообщество утратило былую религиозность,поскольку в его недрах развивалась "простонародная философия".

п признакам превратного бытия радикальные и гуманистические нонпепгли христианства отнесли преследования за ересь .что отчетливо сказалось на со циалью-психологическом климате про-тсста::тскиа регионов '¿тропы. 1) связи с этим в диссертации рассмотрены материалы о :лияиии дала Сервета на общественное мнение .когда с теоретическим обоснованием принципа свободы совестя выступил Себастьян пастеллион.Защита веротерпимости

выводилась Кастеллионом из идей христианского гуманизма.Критика догматического христианства мотивировалась у Касгеллиона последовательным рационалистическим развитием'идей Реформации и опровержением ряда парадоксальных положений философии религии Кальвина.

Утверждается,что системы христианского гуманизма философов-реформаторов Сервета и Кастеллиона указали на формирование в процессе развития Реформации в европейских регионах новой силы - общественного мнения,которое выражало себя на исследовании концепций христианства в церквах и сектах.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ ИЩУЩИЕ ПОЛОНИЯ, которые суммируются в заклшении.

1.Гуманизм открыл путь к утверждению новых оценко человека и мира главным образом через демократическое искусство книги. Триумф книгопечатания,индустрия книги,популярность "летучих листков" обеспечили в ренессансном обществе синтез печатного слова с устным,без которого идеи реформации католицизма не смогли бц стать общедоступными.Через печатную продукцию распространялись гуманистические идеалы обновления христианства, с помощью обогащения его источников.

Популяризация идей гуманизма революционизировала общественное со знание,поскольку гуманистическая программа "дополнений" к официальному церковному христианству разрушала претензии церкви на человека и общество.

2.Реформация реализовала просветительские . тенденции гуманизма, заложившего идейные основы реформанионного движения.Оспаривая принцип ортодоксии.она личную заинтересованность и причастность каждого христианина к разрешению основных мировоззренческих проблем,которые о. суждались в философии позднего Возрождения: творения мира,провидения,бессмертия души.Неразрывно связанную с разрешением этих проблем догматику сделали объектом исследования.В числе мнений о бохест-

. венных вещах в полемической литературе Реформации была доведена до читателей гуманистическая идея веротерпимости.Как бы независимо от субъективных желании реформаторов дело не могло ограничиться критикой католицизма и' ориентировалось на критику религии.

Кризис обыденного сознания в текстах Кальвина получил отражение как процесс "обмирщения" христианства.Протестантская теология искала путей преодоления кризиса в уточнении критериев религиозности и индивидуалыом воспитании религиозной убежденности.

3.Анализ творчества Калвьина помогает уточнять характеристики ренессансного свободоьыслия.Альтернативой католицизму и протестантизму выступало в серед.ХУ1в. "неверие",которое пер-, сонифицировалось у Кальвина в собирательном портрете философа -1у(>вниста.Гуманистический идеал "божественного" человека в кальвинизме противопоставлялся идеалу верующе го, поскольку учение о "божественном" человеке утверждало свободу-воли,природную склонность к добру и способность человека Формировать себя с помощью разума и знаний.

Стремление ренессансной .¿ллолоели и килософиии сочетать святость с мудростью,античность с христианством,человека с богом - раскрывалось в произведениях Кальвина как покушение интеллектуалов на религиозные чувства "простого народа".Демонстрировалась связь учений,оппозиционных церковному христианству, с усвоением некоторых идей неоплатонизма и некоторых открытий гуманистической библеистики.

Гуманистические исследования Библии,подготовившее рефор-ыацяонное движение,было отчасти использовано протестантизмом . при критике католшизма.Однако.при Кальвине ренессансное общество уже значительно изменило представления об уникальности священного текста.

Наряду с "обмирщением" Ьиблии ренессансное свободомыслие создало "мирскую" теологию, которая разделила христианство на эеяементц.и притом нераыюненнце.Идея эразминства о том.чтб догматика и культ не важны для христианской морали,направила ьу ¡мание приверженцев ?е:ормации не на субъективные недостатки церковных учреждении,а на несоответствие между моральными предега&чениями христианского гуманизма предписаниями догматического христианства.

• Ьумакистическое трактовки христианства шработали и привили-ренессанс:::::.-. читателя?/. ВДею о том,что истинная религия

не имеет внешнего выражения."Никодемизм" поставил под сомнение ценность догматики и культа,пропагандируя новую модель общественного сознания и поведения,при которой лицемерное неискреннее отправление культа признавалось идеологической нормой.Будучи первым шагом по пути совлечения мистических покровов с понятия совести,никодеыизм был обнаружен и квалифицирован у Ка-льв^а как враждебная вере,но не нейтральная позиция.Вместе с требованием веротерпимости никодешзм ориентировал на скептическое отношение к догматам и культу,реабилитировал стремление верующа "уклониться от налагаемых католицизмом и протестантизмом общественных обязанностей.

4.Идейные поиски проповедников радикальных учени:; и народно -реформшшонных движений в ЗО-х-оО-х гг.Х1г1в. во Франции н в Европе определялись социально-психологическим климатом периода кризиса обыденного сознания.Всли для интеллигенции главным вопросом Реформации представлялся вопрос морального оздоровления общества,то народные движения стремились к разрыву связей церкви с государством,избавлению от отношений господства к подчинения,осудили социальное прошлое христианской церкви.

Идеи анабаптизма формировались присущим:: народному сознанию способами переворачивать действительгость,превращая бедного в богатого,запреты - в свободу.священное - в мирское.По контрасту с церковынм космосом создавалась и еретическая картина мира,где бог не был промислителем,человек возвышался до "свитого",миф о рае и аде уступил место мифу о сне души.

- Более глубокие изменения в освященную христианской традицией картину Щфа -оХристианскую эсхатологию они полагали следствием преднамеренного обмана.Для ли-бертинства било характерно смеховое,игровое отношение к дейст-витеяьшети и религии.Предположение о возникновении религии из обмана проповедники учения согласовали с пантеистической картиной мира и пониманием притворства как качества бога.

Стремление'уклониться от концепции первородного греха, уверенность в полноте- естественного и культурного состояния' • личности мотивировались в идеологии народно-рейормашгонннх. движений своеобразным историзмом'и разработкой утопий "царст-

ва божьего" на земле.

Преобразуя мораль смирения в мораль социальной деятельности, анабаптисты и либертины преобразовали христианскую эсхатологию к секуляризовали.образн свттых.Полемика Кальвина с проповедниками народно-ре^юрмационных движений касалась основных проблем спора об'идейно-теоретических основах христианства,который охватил различные слои ренессансного общества в середине ХУ1 в. ■ ',

Дав независимое от догматики разрешение проблемы бессмертия души,обыденное мышление внесло свой вклад в идейную борьбу с ортодоксальным христианством,которую вела гуманистическая

xxco.. ля. -

о.духовный климат Реформации формировал мыслителей и те-. чения,осозна:х;:.яиа сеоя равными участниками спора,в котором истина с христианстве не даруется свыше,а выясняется совместными.,усилиями ьеруащих. " .

Система ценностей переходной эпохи'Воз рождения и Реформа-;;ии «трииалась в диалогичности творческого метода гуманизма,-Секул::р:!'ое значение гуманистического искусства спора выразилось :> тем,что многие источники истины, вытеснили авторитарность,на смену 'потребности в божественном • откровении : ормиро-волась. потребность, в иссле,/. ании-источников откровения.В связи с ;)t:iv.,b г.илосо'-ии религии Калььипа.весьма многим обязанной пенисс:П!сному диалогичному иыиленшэ,разветвление ре,'ормациснно-го движения ни течения, и сект» и право верующего на индивидуален;/. :-:онцеппиэ' религии переганаяись как вагонешие' проявления . "кенория" .'

АьгСВАЖ ¿;:ССЬГТА;71/1.Ссновные материалы и выводы' освеще- ■ -. ш>, ь :.-.оногра..ии "-.-енессансное езебодомцблие и идеология Рефор-' мациа" ,и;.^сль"а.л. По диссертации опубли-, Кб1лш: так:;:С- 12 статей (io а.л.). . ..:::»блека ересл протестантизме и гуманизм С.Кастеллион. В •.кн.: .-.ктусиь-ше ,::«блемп изучения истории, религии и атеизма.

J1 j '

2..:ритикг<гу;.-Л:йстяческого учения о человеке в "Наставлении" ...а;га .-.алг.-янз.:; ::н.: 1уг.:а::лзм я'религия.jl.,1980.

3.Гуманизм в конфессиональной оценке (о книге Ф.Венделя "Кальвин и гуманизм" 1978).В кн.¡Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма.Л..1980. ;

4.Ренессансная критика Библии и Жан Кальвин.В кн.¡Актуальные проблемы изучения истории религии и агеиэма.Л.,1981.

5. Идеи гуманизма в трактовке Нана Кальвина.В кн.¡Культура эпох* Возрождения и Рефрмации.Отв.ред. В.И.Рутенбург.М.,1981.

6.Проблемы истории атеизма во Франции в наследии К.Маркса и Ф.Энгельса.В кн.¡Проблемы атеизма и критики религии в трудах К.Маркса и. Ф.Энгёльса.Л.,1983. ( '

7.0 гуманистических тенденциях в ереси "духовных либертинов". В кн.¡Социально-философские аспекты критики религии.Л. ,1983. б.Страждущяй Христос.В кн.¡Наука и религия.1983,Jé 8.

3.Спор о вере в культуре Реформации.В кн. ¡Научно-атеистические исследования в музеях.!.,1984.

10.Использование античных источников Калом Кальвином.В kh.¡ Культура эпохи Возрождения.Отв.ред.А.Н.Немилов.Л.,1983. П.Рабле и Кальвин¡ о борьбе светской и религиозной культурн в эиоху Реформации.В kh.¡ Проблемы формирования светской культуры в Западной Европе .Л. ,1987.

К.Эразм и Кальвин.В кн. ¡Эразм Роттердамский и его время.Отв. ред.Л.С.Чиколини.М.,1989.

ПРДОШНШ.

1. Гегель Г.В.^.Лекции по истории философии.Соч.т.XI,М..1935. с.170.

2. Фейербах jI.История философии Нового времени.Собр.произвел, в 3-х тт. T.I.M.,1974.с.78

: 3. Hauser H.Etudes sur la Réforme française.P.,1909.

4. Michelet J. La Réforme. P.1855, . ■

5. Ренан Э.Кан Кальвин.В kh.¡ Ренан.Изд.В.В.Чуйко.Спб..1892.

6. Buisson.F,Sebastian Castellion,sa vie et son oeuvre.P.,1092 T.1-2. ' • ■ .

7. Renaudet A.Préréforme et humanisme à Paris pendant les pre. mieras guerras d'Italie.(1494-1517).P.,191b. .

S. Imbart da La Tour P.Les origines de la Réforme.P..1905-. 1935.T.1-4. - . ■ "

9. Mann M.Erasme et les débuts de la Rôforme française.?.,

' 1934. ;

10.Breen John Calvin» a study in Prenoh Huaanism,Grand Rapide ,1931.Reed.1968,

11. Bohatac J.Budê und Calvin.Studiea zur Gedankenwelt des französischen Frühumanismus.Graz,1950.

12. Wendel F.Calvin et 1'humanisme.P.,1976.

13. Lafrano A.La Jeûnasse de Calvin.P.,1888.

14. Fabvre L.Le problème da l'incroyance au XVI a. La religion de Rabelais.P. ,194-2.

15. Ibid.,p.500.

16. Визs cm H.La rationalisme dans la littérature française de la Rainaissanca (1533-1601).P.,1957.

17. La Garandarle U.U. de.Christianisme et lettres profanes (1515-1535).Lille.Thèse.197b. , . ;

■18. Ibid.,p.22. 4 .

19. Troaltsch H.Die Soziallehren der çhristlichen Kirchen und Gruppen.Tübingen,1912.

20. Wilber S. A History of Unitarisn,Socinianism and its Antecedente. Caiabr., Mass.194t>-1952.T.1-2.

21. Cantimori D. Umanasimo e religions aal' Rinascimauto,Tori-no.1975. ' ^

22. Ginzburg C. Il nicodomismo.Simtilazione e disaimulaziona religiosa nell Buropa del 1500kTorino,1970.

23. Las dissidents du XVI s. antre 1,'humanisme et Catholicisme. Piibl. par U.Lienhard.Baden -Baden,1963.

Бахтин Творчество ¿ра'нсуа Рабле и народная культура

Средневековья и Ренессанса Л. Д9й6,с.Г72. ^ Bo^liani г. (ed.) la culture populaire au Moyen âga.Mon-

* réal,19/y. .

Hérésies et sociétés dans l'Surope. preindustrielle XI-XVIII s.P. ■ -,

27. Deluaaau J. ,La peur u'Occident (XIV-XVHIs.).P. ,197S. ■ i.2. ..учи:ичик Оч«рк развития секпти-.-.еской-масли во Франции

>> ь. > кн.'.-накне.I'7.J.

¿.А.пититришяараи лЛ в. ;гли.1^,лазань.1878-1839.

30. Вульфиус А.Г.Проблемы духовного развития.Гумакизм,реформация и католическая реформа.Петербург.1922.

31. Виппер Р.Ю. Церковь и гоусдарство в леневе. в ХУ1 в. в эпоху кальвинизма.Ы.,1854.

32. Капелюш '¿.Д. Религия раннего капитализма1931.

33. Поршне в Б.Ф. Кальвин :: кальвшиы/... к:;. ^-опросы истории . религии и атеизма,шп.6..1958.

34. Люблинская А. Д.Государств о эпохи Возрождения в Западно;; Европе.В кн. Типология и периодизация культуры Возрождения.Под ред.В.й.Рутенбурга.;.,. ,1978.

35. Люблинская А.Д. Бахтин и медиевистика.В кн. .-Средние, века. Вып.40 ,¡«..1976.

35.'Люблинская А.Д. Особенности культуры Возрождения и Реформации во Франции.В кн.: Культу-а эпохи Возрождения и Ре. формашш.Иед-ред. В.И.Рутенбурга.Л..1Э81.

. 37. Богуславский В.и;. У истоков французского атеизма и материализма. М. ,1964.

38. Богуславский В.ш. Скептицизм ХУ1-ХУП вв.В кн.:Хдлософия эпохи ранних буржуазных революций.Под ред. Т.И.Ойзермана. ш.Д983.Его ;ке .Скептицизм в философии.;.'.. ,1950,

39. Соколов В.З.Европе Нска-т философия ХУ-ХУП вв. л..,182-1.

40. Смирин гл.11.Народная ре;-ормацич Томаса Мюниера и великая престьянская война в Германии.;.'.. ,195^.¿го же.аразм Роттердамский и ре.оормащюшюе движение в Германия.'-.. ,1973.

•41. Немалое А.Н.Грюневальд.м.,1972.Его ^е .Лукас кранах Старший М. ,1973.Его ;;;е.Немецкие гуманисты. ХУв.Л;,1979.

42. Володарскм: В>.Ганс Гергот и его утдаип"0 новом преобразовании христианской, жизни".3 кн.:лстория социалистических учении. 1987. ¡¿., 1УВ7. -

4ь„ Соловьев 3.й.Нен#беуденныи еретик.и...

44. Итальянские гуманисты ХУв. о религии ;: церкви.Сост. .ред.и предисловие Г;..А.Туковского.¿й. , 19оЗ.

45. Рутенбург В.И.Титаны Возрождения.Л. ,1979.Его же .Италия и Европа накануне Нового времени.:..,1974 .¿го же,.Культура -эпих.; оозрождения.В кн.:Средкие века.иып.оС .;,'.. ,1937 .Его же Возрождение и религия.В кн.гТипология я периодизаг.ия куль-

>

туры Возрождения.!*;., 1978.

Чиколини Л »C .Социальная утопия в Италии ХУ1 - начало ХУПв.

М.,1960. .

•i?. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения.M.,1977 .¡¿го ::;с.аилосомия эпохи Возрождения. М.,1980.

48. Баткин ¿.¡.i. Итальянские гумшшсти: стиль жизни, с тиль мы я- . ■ления.ы..1978.Его rie .Итальянское иозро:эдение » поисках индивидуальности.!.:. .1939. h'j. См.Черняк Z.A.Проблемы идеологии итальянского Возрождения •в трудах советских ученых.i> кн.: Проблемы культуры итальянского Возрождения.под ред.^.К.Рутенбурга.Л.,1979. оО. Ьарг А.Народные низы ь Английской буржуазной революции

ХУП в,Ы.,1967. ох. СсИиовский ií.H. Томас Мор....;.1978.

o¿. Павлова Т. А.Кромвель.i.i.,lübO.£Íe же.Закон сврбоды.Ы..1985. lie же.джон Беллерс и английская боциально-экономическая мысль второй пол.ХУП в. М., -о. .хльск'ие .чюлители эпохи Возрождения.Под ред. И.С.Нарско-Г0 », I960.

ó-,. Подошзин С.А.^е.формация и общественная мысль в Белоруссии

и Литвы (втор.пол.ХУ!- нач.ХУН вв.).йинск,197С,с.5. OÓ. Лазарев В.л.Стзнонление философского сознания Нового времени. îii.,I987,c.i'i. . . S ?t». Calvin J.Opera quaa supersunt oayiia.Corpus baformatorum.

id. jí. Cunit u,E.house ,G. Baum. Brunsvigae, 186^-1900.T. 1-58/59. 57, Zwingli U.Werke.Hrsg.¡.¡.Schuler,J.Schultheiss.Zurich. 18391842. Bd.1-ö.

Uelanchthon Ph.Opera quae eupersunt omnia.Corpus Heforma-torun.jjü.C.G.Bidtschneider u.a.Halle, 1834-1860.ТИ-28. 59. D.Brasmi iioteraami Opera onnia cura et impensiS\P.Vander.

Lugduni Batavorum,17ö3-17ou.,j.1-10. -> ' WJ. Servet Li.Christianisai restitutio... Vienne (1553).Bd.Pau, Nuremberg,1790.

u1. Castellion S. De haoraticis an sint porsequendi... (Basi-leae)1553.Id.De arto dubitandi...Bd.B.Felst.Koma,1937.Id.

Biblia sacra... Bd.Lipsiae,1754.

62.: Энгельс Ф. (О Реформации и Крестьянской войне в Германии) Архив Маркса и Энгельса.Т.10, tó.,1948.с.356.

63. марке К. Рецензия на книгу Гизо "Почему удалась английская революция"-Париж, 1850.Соч.т.7. с.220.