автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Нурышева, Гульжихан Жумабаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАлСТАН

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МЬ-ФАРАБИ

На правах рукописи

ШТШЕВА Гульжихан Жумабаевна

,0БЩЕС7ВШЮЕ СОЗНАНИЕ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА . КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Специальность 09.00.II - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кавдидата философских наук

Алма-Ата - 199И

Работа выполнена на кафедре философии и методологии йоциального познания Казахского государственного университета имени Аль-Фараби. ^

Научный руководитель - доктор философских наук,профессор

СЕГИЗЕАЕВ O.A.

Официальные оппоненты- доктор философских наук,профессор

. ШУЛЕЖАЕВ K.Iii. .

- кандидат философских наук, доцент

• ' . десЕНов м.с.

Ведущая организация - кафедра социальных наук Алма-

Атинского зооветеринарного института.

Защита состоится в ' ""час,

на заседании специализированного совета К.058.01,01 по присуждению ученой степени кандидата философских наун при Казахском -ордена Трудового Красного. Знамени Государственном университете имени Аль-Фараби'по адресу: 480012, г.Алма-Ата, ул. Амангельды, 61. Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ им. Альг$араби,

■ G диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке . КазГУ. : "

Автореферат разослан

«JA,

Ученый секретарь . • специализированного совета, кандидат философских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБ01Ы

Актуальность темы исследования. Становление суверенного казахского государства предполагает специальное изучение казахской философии. Ведь "страна, не имеющая собственной философии, не мо-кет претендовать на независимое духовное бытие и развитие, она всегда будет зависеть от чужеродных факторов"*. Ученые-философы республики должны показать мировому сообществу богатую философскую мысль казахского народа, его реальное бытие, своеобразную культуру. Для осуществления этой цели необходимо .критически \ пересмотреть многие положения, проблемы, ранее казавшиеся незыблемыми, раз и навсегда решенными. Осмтеление процесса движения общества обязательно предполагает обращение к. своему прошлому, а познание прошлого поможет найти корни современных явлений, дать ключ к понимании исторических ситуаций и определению будущего. В этом смысле особенно. ва?.но изучение общественного сознания казахского общества конца XIX начала XX века, во многом схожего с тем, что происходит в- наше сложное время.

Кризисное состояние отечественной философии существенно повлияло на степень разработанности многих важнейших проблем обще- -ственной низни, в том числе исходного пути анализа общественного сознания как отражения общественного бытия.

С односторонних позиций рассматривалась проблема формирования общественного сознания бывших советских республик до октября [917 года. Создавалась некая идеальная-модель должного. Однознач-ю считалось, что общественное сознание здесь является социалисти-геским и полностью соответствующим социалистическому общественно-

I Абдильдин Ж.М., Орынбеков 11. К научному познанию реалий. '/ Мысль. - 1992. - № I.

му бытищ. Модель, , как правило, не соответствовала реальным общественным отношениям, Общественное сознание рассматривалось в статике, а не в динамике, Оно, таким образом, лишалось противоречий, абстрагировалось от социальных субъектов. Такие недостатки.характерны и для работ, посвященных изучению общественного сознания Казахстана в конце XIX - начале XX века. В этих исследованиях рассматривались в основном те идеи, которые отвечали определенным идеологическим требованиям, а те, которые им не отвечали, умалчивались или начисто отвергались. Так, оставался почти нетронутым целый пласт идей, принадлежавших молодой казахской интеллигенции начала Ц века, неадекватно истолкованных.просто непонятых в эпоху господства прямэлинейного классового подхода. Объективное, свободное от идеологических установок, изучение общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века, анализ идей казахской интеллигенции, давших толчок к пробуждению национального самосознания своего народа, приобретают большую актуальность именно сегодня, когда Казахстан конца XX века возвращается к "казахской идее" - идее национального воэрокдения, ставшей определенным кредоы мышления казахской интеллигенции начала XX река, но долгое время сознательно подавляемого и вытравляемого из народного сознания.

; Все эти обстоятельства определяют как теоретическую, так и социально-практическую актуальность темы предлагаемого исследования.

Степень разработанности проблеш. Проблемы взаимодействия общественного бытия и общественного соанания всегда находились в центре внимания многих исследователей. Закономерности развитш общественного сознания изучались достаточно интенсивно, они явл;

лисЬ предметом бурных философских дискуссий, нашедших отражение в трудах Л.М.Архангельского, А.С.Агроняна, А.И.Анищенко.В.С.Ба-рулина, А.И.Бурдиной, Б.А.Грушииа, Л.И.Демидова, Э.В.Ильенкова, ВД.Келле, М.Я.Ковальзона," В.П.Толстых, В.П.Тугаринова, А.К.Уле-дова, Б.А.Чагина и других..

В 60-х годах главный акцент в работах по общественному 'сознанию ставился на гносеологическом аспекте вопроса. Проблема общественного сознания рассматривалась под углом зрения таких сбсзих философских срезов проблемы, как соотношение материального и идеального в общественной жизнисоотношение сознания и деятельности, взаимосвязь различных форм общественного сознания и т.д.

В дальнейшем было выдвинуто требование двойного - гносеологического и социологического подходов, которые с течением времени были дополнены множеством других методологических подходов к изучению закономерностей общественного сознания*.

Такал ситуация сохранилась до начала 90-х годов. Отмечая, что на пути исследования проблемы общественного сознания имеются немалые достижения, подчеркнем, что основная касса исследований являла собой открытую форму апологетики, попирающую принципы объективности и критичности. В работах,посвященных анализу сущности и структуры общественного сознания создавалась видимость

I См., напр.: Гырдеэ Д. Актуальные проблемы общественного создания. Л.: 1962; Барулин В.С» Соотношение материального и идеального в обществе (методологические аспекты проблемы), и., 1977; Еурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М», 1979; Уледов А.К. Общественная психология л идеология. К., 1984; Чагин Е.А.Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982.

рещения сути проблемы, а изучение реальностей общественного бытия И общественного сознания подменялось упрощающим и во многом искажающим комментированием классических текстов, апологетическим пересказом очередных официальных документов. Между тем за годы застоя общественное сознание все больше и больше переставало быть реальной преобразующей силой, когда общественные.идеи и общественная практика руществоврли сами по себе, в отрыве друг от друга и разрыв между ниш имел устойчивую тенденцию к расширению.

В начале 90-х годов ученые стали обращать внимание на необходимость выяснения изменений в содержании и формах выражения общественного сознания; его взаимодействия с общественным бытием. Критически оценивая состояние изучения проблемы общественного сознания, А.К.Уледов подчеркивает, что теория общественного сознания была бы куда более развитой и действенной, если бы исследователи поднимали больше кардинальных проблем, связанных с адекватным, отражением социальной' действительности, с формированием ' новых взглядов'и представлений, с'заявлением механизмов .внесения их в сознание людей"^. Ученый .отмечает, что "вместо: раскрытия тенденций.развития общественного сознания исследователи больше

спорят Ь подходах .к проблеме .общественного.сознания, о предпоч-

'-.'■*• ■■■-.".-'•. •'.'•■..., . ^ 1 ' тительности именно своего.подхода" .

0 Насущной необходимости пересмотра"определенного, укорененного практикой нескольких десятилетий способа и типа взаимодействия .сознания с бытиём, идеального с. ре^ьным пишут Любомирова Н.В Ыежуёв В.М., Михайлов ¿.Т., Толстых В. И. Они подчеркивают, что общественное сознание не Должно оставаться "пассивным отражением

1 Уледов А.К. Перестройка И сознание. - М., 1950. - С.57.

. Z Там же. - С.5?.

общественного бытия, неким "...вместилищем ценностей, идей,.идеалов, мировоззренческих установок и т.д., которые достаточно переосмыслить и переориентировать"*. Ученые выдвигают'положение, согласно которому пора'отказаться, от принципа "общественное бытие определяет общественное сознание", что следует перевести эту проблему в совершенно иную плоскость - в плоскость анализа реальной практической деятельности Людей, где сознание и бытие как бы постоянно меняются местами, являясь в равной мере причиной и следствием друг друга. Отметим, что трактовка сознания как осознанного бытия - это своеобразный ключ, к.пониманию соотношения общественного бытия и общественного сознания; Хотя в' истории еще не было обществ, осознавших'себя с достаточной степенью объективности, непредвзятости и-беспристрастности, любое общество,?стремящееся к выживанию, и самосохранению, нуждается в осознании самого себя. Именно с таких, позиций следует рассматривать вопрос об общественном сознании Казахстана конца XIX - начала XX века.

Проблемы общественного сознания казахского общества конца

XIX - начала XX века прямо или косвенно затрагивается в трудах

казахстанских ученых: Ж.М.Абдильдйна, Б.Амантаева, А.А.Атитева,

М.С.Бурабаева, К.К.БеЙсембиева, М.С.Дюсёнойа; С.З.Зиманова,

Б.Р.Казыхаиовой, А.С..Калмырзаева,- Д.К.Кшибекова,- А.Н.Нысанбаева,

Т.С.Сарсенбаева,. О.А.Сегизбаева, М.М.Сужикова, К.Ш.%лембаева и 2

других . ..■..-.'

1 Любомирова Н.В., Межуев В.М., Михайлов В.Т., Толстых В.И. Перестройка сознания или сознательная перестройка // Освобождение духа; - М.: 1990..- С.12.

2 Абдйльдин Н.М., Бурабаев М.С. Влияние идей передовых мыслителей России на формирование общественно-философской мысли в Казахстане. Навеки вместе (к 250-летип добровольного присоедине-

В процессе работы наддассертационной проблемой автор убедился в том, что при ¿сей значимости имеющихся исследований, изучении общественного сознания казахского общества конца XIX -начала XX века уделено явно недостаточное внимание. Жесткий идеологический диктат, царивший в общественных науках, не позволил ученым в достаточной, мере осмыслить прошлое во всем его многообразии. '

Трагическую роль в исследовании общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века сыграл так называемый классовый подход, препятствовавший объективному анализу теоретического и научного наследия казахской интеллигенции того времени, которой принадлежала важная роль в формировании.общест-

ния Казахстана к России), Алма-Ата, 1982; Атишев A.A. Политическая мысль Казахстана второй половины XIX - начала XX века.Алма-Ата, 1979; Бейсембиев К,К. Дцейно-политические течения в Казахстане конца XIX - начала XX в. Алма-Ата, 1961; Бейсембиев К.К. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана. Алма-Ата, 1976; Бурабаев М.С, Общественная Мысль Ка-йахстана в .1917-1940 гг. Алма-Ата, ¿991; Бурабаев М.С. Сегизбаев O.A. Идейные связи общественно-философской мысли Казахстана и России. Алма-Ата, 1987; Досенов М.С. К вопросу об истоках мировоззрения. Абад // Труды Института философии и права АН КазССР, i960, Т.4; Казыханова Б.Р. ¡Эстетическая культура казахского народа. Алма-Ата, 1973; Калмырзаев Д.С. Нация и общественное сознание. Алма-Ата, 1984; Кшибеков Д.К. Кочевое общество¡генезис, развитие, упадок. Алма-Ата, 1984;. Сегизбаев О,А. Традиции свободомыслия и атеизма.6 ду4овной культуре казахского народа. Алма-Ата, 1973; Сегизбаев O.A. Народное самосознание и религия.Алма-Ата, 1984; Суриков Ы.М. Юшссы и, классовая борьба в Казахстане накануне и в период Октябрьской социалистической революции. Алма-Ата, 1959; Шулембаев К»Ш,:.Маги, боги и-действительность. . (Общее и особенное в религиозных верованиях казахов). Алма-Ата, 1975.

Ценного сознания. Деятельность передовой казахской интеллигенции, ее ведающихся.представителей, таких как А.Еайтурсынов, А.Букей-хадав, М.Дулатов, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, Ж.АЙмауытов, М.Ты-нышбаей, Ж.Акбаев, Х.Досмухамёдов и других оценивалась как "классово враждебная", "буржуазная", "антийоветская*, "националистическая" и т.п., Подобные ярлыки навешивались и на партию "Алаш"; на правительство "Алаш-Орда"; газеты. "Казак.", "Сари арка", журнал "АбаЙ". ■• "

Следует отметить, что за последние 3-4 года писателями, учеными-историками, филологаш, философами республики немало сделано по восстановлению доброго имени и возвращению богатого духовного наследия казахской интеллигенции начала XX века*.

В то же время, у нас пока что отсутствует,цельная монографическая работа, содержащая философское Обобщение идей этих ярких мыслителей*,нет специальных исследований, посйященных анализу структуры общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века.

• Необходимо, наконец подчеркнуть, что предметом специального изучения не выступали такие виды устного народного творчества, как терме, »лен,, жыр, айтыс, в которых выражена житейская и философская мудрость казахского народа, обеденное сознание которого является неотъемлемой частью его общественного.сознания.

; I Абдильдин 2.Ц. Плюс духовный потенциал Нации // Мысль, 1992, Г! 6. Бурабаев М.С. А.Еайтурсыновтын, когаодык.-саяси кэз^арась». // Казахстан коммунисГ, 1990, ??■ I» Койшыбаев Б* А.Букейхйнов //Казак эдебиет1,13£Э. Э^аусым. Кулмухамедов М. Ж.А>;баёв - алаштыч 5ас прокуроры /'/ Еге?/енд1 К/гзак;стан,19Э2. 7 сау1р Мырзахметов М. 'льминский, Остроумов, Алекторов // Казак, аде5йет1,1Э30, 13, 20 :ау1р. СыэдыкоЕа Р. .А.ЕайтурсынОЕ // Назак адебиет!, 1369, б •ар. Нысанбаев А.,Есимсз Г. Халкк-тык, дуниетаным // ЕгемендГ Казац-:тан. .1991, 14 ташз.

Все вышеизложенное и определило цель и задачи нашей работы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является исследование сущности общественного сознания казахского общества/конца XIX - начала XX века,

Исходя из цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:

- выяснить специфику развития общественного сознания казахского общества конца XIX -.начала XX века;

: - раскрыть роль общественного сознания в определении путей развития общества» в изменении общественного бытия;

- провести анализ структуры общественного сознания казахского общества конца XIX - началаДХ века, показать взаимодействие его форм;

- дать объективную оцетсу деятельности казахской интеллигенции, различных политических партий и течений, функционировавших

в Казахстане до октября 1917 года; "

, - проанализировать творческое наследие казахских мыслителей начала XX века, показать ценность и значимость их идей для общества современного общества;

изучить обыденное сознание казахов, на материалах устного народного творчества, раскрыть содержание обеденного сознания и его место в структуре общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века;

Методологической основой Диссертации служит научный, коикре7 но-исторический и другие общенаучные методы. .

.При работе над диссертацией использовались произведения передовых мыслителей казахского общества конца XIX - начала XX века, материалы.казахской национальной прессы'рассматриваемого

периода (газет "Дала уалаятынын, газет!", "Казац", "Сары-арца", ку'рналоб "Ай-Кап", "Абай" и других), памятники устного народного творчества казахского народа, монографические и диссертационные исследования ученых СНГ и Казахстана, посвященных рассматриваемой проблеме. - .

Научная новизна диссертации состоит в следующем: , - осуществлена попытка системного подхода к изучению проблемы общественного сознания казахского общества.конца XIX - начала XX века, ранее не. являвшегося предметом специального анализа; . /

- показана роль казахской интеллигенции и национальной прессы конца XIX - начала XX века в. формировании общественного сознания казахского общества, произведен объективный, свободный от классового редукционизма," анализ^ их.идей и.мировоззрений, главной из которых является "казахская' идея" - идея национального возрождения; . ■ '•

^- рассмотрена сложная структура общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века, показано взаимодействие его форм;

- изучено устное народное íвopчecтвo казахского народа в конце XIX - начале' XX века, особенно такие его виды как влек» термеi айтыс, которые как и обыдённое сознание, вообще* отличаются удивительной подвижностью, обусловливающей фиксацию новых процессов и явлений;

- введены п научный оборот материалы из наследия передовых мыслителей казахского общества начала XX Еека - А.ЕаЯтурсынова, А.Еукейханова, У.Дулатова, ш.Кудайбердиева, 2.Аймаутова, С.То-, райгырова, М.Тыныапаева и других;:

- подробно проанализированы материалы газет "Дала уалаятыныц газет!", "Казак,", "Сарыарца", журналов "Абай", "Ай-Цап", ранее остававшихся вне поля зрения исследователей.

На защиту выносится следующие положения.

1. Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века не /является пассивном.отражением общественного бытия, как это трактовалось до недавнего прошлого, а представляет собой многообразие идей, мировоззрений, теорий, значительное место среди которых занимают взгляды казахской интеллигенции. Именно молодая казахская интеллигенция, сформировавшаяся под влиянием исторической реальности казахского общества того времени и идей первой русской революции 1905 года» рыграла огромную роль в пробуждении национального оамосознания своего народа.

2. Главной.идеей, определяющей.деятельность передовой казахской интеллигенции, была идея свободы» независимости и освобождения от колониального ига, имеющая глубокие исторические, политические, национальные и культурные традиции. Выступая от имени всего казахского народа, молодая казахская интеллигенция начала XX века искала пути выхода из экономического и духовного кризиса, мечтая приобщить срой, народ к общечеловеческим ценностям. В диссертации. особо подчеркивается, что так называемый классовый подход, доминировавший, в налей.социальной теории, долгие годы рассматривался кал.единственно,верный! методологический принцип при оценке событий и явлений. Такая,апологетика классовости препятствовала объективному изучение деятельности казахской интеллигенции, в начале XX века, боровшейся за такие общечеловеческие ценности как право каждого человека ц каждого народа на свою личную свободу и на.свободный доступ к достижениям и завоеваниям

всей человеческой культуры.

.3, Для преобразования общества необходимо включение сознания в процесс изменения объективных условий жизни, а не насильственная революция - считали лидеры национального освободительного движения А.Еайтурсынов, А.Букейханов, Ы.Дулатов» М.Тынышпаев, Ж.Акбаев и другие. Эти мысли особенно важны сейчас, когда наше общество находится на историческом перепутье. Изменение общественного сознания, преобразование самой его основы есть гарантия спасения нашего общества. Эта идея была стержнем просветительской деятельности казахской интеллигенции в конце XIX - начале XX века.

. 4. Структура общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века рассматривается как единство взаимодействующих форм, определяющим, среди которых является Политическое сознание. Политическое пробуждение народа оказало заметное влияние на правосознание, мораль,, эстетическое сознание, религию и науку казахского общества.

5. Помочь своему народу освободиться от колониальной зависимости, осознать свое состояние, стремиться к аканиям и культуре - на решение таких задач была нацелена творческая деятельность передовых мыслителей казахского общества начала XX века. Троизведения "¡/аса" А.БаЙтурсынова, "Оян, казак,!" !,;.Дулатова, *Уш аньк." Ш.Кудайбердиева, "Социализм'' С.Торайгырова призывают казахский народ пробудиться от сна, сохранить родную землю и !зык, найти нравственную опору, способную спасти его как нацию.

6. В диссертации рассматривается место обыденного сознания I структуре общественного сознания, проводится анализ таких видав устного творчества как терме, олек, кыр, айтыс, где пере-

плетены эдементы философского сознания к общественному устройству, определенный тип убеждений и мыслей, сформированный под воздействием мировоззрений творчески мыслящих людей казахского общества. Тщательное изучение памятников устного народного творчества казахского народа позволило раскрыть его познавательную, социально-политическую, нравственно-воспитательную и мировоззренческую направленность.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при дальнейшем исследовании общественной мысли Казахстана до и после 1917 года, в научно-исследователЬской работе,- в процессе преподавания спецкурсов по истории общественно-политической и философской мысли казахского народа.

Апробация работы. Основные теоретические.положения и выводы диссертации и их аргументация'изложены в докладах и выступлениях автора на 1У региональных философских чтениях молодых ученых республик Средней Азии и Казахстана "История философии и современность" (Душанбе, сентябрь 1988 г.), У1 региональных философских чтениях."Философия: прошлое, настоящее и будущее" (Фрунзе, сентябрь 1989 г.), конференции,'IX философской школы молодых ученых '"Духовное наследие народа" (Алма-Ата, октябрь 1991 .г.),научно-теоретической конференции "Проблемы развития политической системы Республики. Казахстан" (Алма-Ата, июнь 1992 г.), научно-теоретической конференции преподавателей Атырауского педагогического института ( г»Атырау, февраль 1992 г.).

. Диссертация обсуждалабь на кафедре* философии и методологии социального познания Казахского государственного университета иы.Аль-Фараби, где была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации! состоящую из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения я списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, его научная новизна и практическая значимость.

Первая глова "Общественное сознание казахского общества конца XIX - начала XX века и факторы его формирования" состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - "Состояние общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века" раскрывается роль • казахской интеллигенции о формировании общественного сознания конца XIX- - начала XX века проанализированы факторы, оказавшие воздействие на активизацию ее деятельности, исследованы материалы газеты "Кдзак," и журнала "Айк,ап", в которых отражено состояние общественного сознания казахского общества рассматриваемого периода.

В диссертации подчеркивается, что в раскрытии специфики общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века'не утратило своей значимости замечание К.Маркса о том, что любая, идея в конечном счете обусловливается-экономическим фактором. Действительно, изменения в экономической жизни казахского общества в конце XIX и начале XX века привели к существенным преобразованиям в общественном сознании казахского народа

В рассматриваемый нами период царская Россия почти полностью, завершила колонизацию Казахстана, главными социально-экономическими последствиями которой явились территориальное деление казахских земель на несколько военизированных областей с целью разобщения казахского народа как единого целого; массовое выселение коренных жителей из лучших земель и пастбиш; изменение образа хозяйствования; резкое ухудшение условий жизни, сопровождавшееся усилением духовного подавления. Такие значительные перемены в общественном бытии казахов обусловили пробуждение их национального самосознания, определили начало формирования новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе.

В диссертации пoдчepкивaeтcяJ что идея свободы, независимости и создания самостоятельного государства веками йладела сознанием казахского народа, его ведающихся сыновей Кенесары, Абьшай хана, Сырым батыра, Исатая и Махамбета, она была главной и в деятельности казахской интеллигенции, мечтавшей помочь свое-14У "...порабощенному, угнетенному, бедноцу народу вырваться из этого рабского положения.

В параграфе отмечается, что заметное воздействие на деятель ность казахской интеллигенции начала XX века оказала русская революция 1905 года.

Изменение сознания и включенность людей в практику обновления всего общества, а "не насильственная революция, могут преобразить общество» самих людей - считала передовая казахская интеллигенция' начала XX века и.для осуществления этой цели создалг национальную прессу, через которую пыталась воздействовать на сознание своих соотечественников. Самой Значительной из них

I Дулатов М. Урпаада хат.// Дала дидары. 1991. 2-8 мамыр.

является газета "Казак;".

Почти 80 лет газета считалась "антисоветской" и "буржуазно-националистической". В целях восстановления исторической правды о газете "Каза^" в диссертации подробно анализируется ее деятельность.

Диссертантом подчеркивается, что диапазон затрагиваемой газетой "Казак" проблем был очень широк. В коше XIX - начале XX века для казахов самой важной из общественно-экономических проблем была аграрная проблема, "Казак'1 активно выступал против переселенческой политики царского правительства, А. Байтурсынов в серии статей "Шаруашылык;.9згер1с", "Кэшпел1 Ьэм отырын;шы норма" пытался предвидеть последствия аграрной реформы, подчеркивал,что для решения аграрного вопроса требуется всестороннее знание условий жизни казахского народа, предостерегал от резкого изменения вида хозяйствования, выступая за сохранение скотоводства как .»основного вида хозяйства казахов. Примечательно, что именно на таком решении этого спорного вопроса настаивали ученые С.П.Швецов, А.Н.Челинцёв, М.Г.Сириус и другие, участвовавшие в дискуссии в конце 20-х годов о переходе к оседлости,., осознавая пагубность игнорирования объективных условий, казахской степи и распространения земледелия на ариадных пространствах республики.

На формирование политического и правового сознания казах-скогоь. народа на осознание им идей свободы и независимости оказала заметное влияние серия статей А.Букейханова под псевдонимом "Кыр баласы" ("Степняк"), где он подробно информировал о делах Государственной Думы. Обеспокоенный бесправность*] своего народа, А.Букейханов с болью в сердце рассказывает о том, что земельные вопросы, обсуждаемые на заседаниях Государственной

Думы решаются не в пользу казахов, осуждает своих соплеменников за бездеятельность и апатию, призывает к объединению сил и действию.

Газета "^азак," возродила традиции -просветительской деятельности Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева. Как и свои предшественники, А.Байтурсынов, А.Букейханов, ¡л.Дулатов, и другие горячо верили в возможность переустройства общественной жизни казахов путем распространения науки и просвещения, уделяли особое внимание, их пропаганде. На страницах- газеты постоянно обсуждались проблемы развития казахского языка и литературы. Основатели газеты прекрасно понимали, что этот фактор является определяющим в сохранении нации и его духовного наследия.

В диссертации подчеркивается,- что большинство статей по проблемам казахского языка и литературы принадлежит А.Байтурсы-нову - первому и талантливому реформатору казахского алфавита на основе-арабской графики, автору трудов "Новый алфавит"(1912),

тсуралы" (1912), "Т1л курал" (1914-1915), считающимися новаторскими не только в казахском языкознании, но и во всем тюркологическом научном мире. В своих статьях он говорит о необходимости углубленного изучения казахского языка, о сохранении его чистоты, излагает свои мысли о том, что просвещение, истинное знание могут служить тем оружием, широкое распространение которого неизбежно должно принести изобилие и.счастье, призывает состоятельных людей "вкладывать свои средства в образование, на строительство новых школ в степи и материальную поддержку детей бедняков"*.

I ЕаЛтурсынов А. Б1л1м жарысы // Казак. 1913. В> 16.

Диссертант отмечает, что "Казак" можно считать первооткрывателем широким массам казахского народа имени Абая. В серии статей "Дазацтын. бас ацыны" А.Байтурсшюв знакомит читателей с творчеством Абая, высоко оценивает его поэзию, подчеркивая влияние политического ссыльного Кихаэлиса и ученого Гросса на формирование Абая как поэта?

В диссертации проанализирована деятельность журнала "Ай-Кал". В.ней-подчеркивается, что просветительские идеи оставались в центре внимания авторского коллектива журнала с первого выхода в свет и.до закрытия. У.Сералин, М.Дулатов, Г.'/¡аминов, А.Барлыбаев писали о темноте и невежестве основной массы казахского народа, от- • мечая, что "безграмотность является одной из причин отставания нашего народа от уровня развития других народов... Сейчас ни шагу нельзя ступить без знаний. Осознание этого - наш долг. Если

ничего не изменится в деле образования, то через 100 лет мы ис-

„2 '

гчезнем с лица земли как нация .

В параграфе также объективно изучаются материалы газеты "Дала уалаятынын, газетГ', журнала "Абай", сыгравших значительную роль в пробувдении национального самосознания казахского народа, в приобщении его к мировой культуре.

Во втором параграфе "Структура общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века" рассмотрено взаимодействие форм общественного сознания казахского общества в исследу-эмый период.

1 Байтурсынов К. Казактын, бас ацыны //.Казац. 1913. !?•}? 39, 10, 43.

2 Мамиков Г. Е1эд1н цазац баласына к&ндай кьшганда баска ;уртпен тецелу турасында б1раз кецес // Ай-Кап. 1911. !? 5.

В диссертации отмечается, что проблема структурирования общественного сознания является одной'из сэрш.сложных и противоречивых, а попытка проанализировать структуру общественного сознания казахского общества конца XIX * начала XX века предпринимается впервые.

Формы общественного сознания рассматриваются на основе единства гносеологического и социологического подходов, так как гносеологическое и социально-философское обоснование природы сознания органически взаимосвязаны, изначально неотрывны друг от друга.

Общественное сознание -казахского общества конца XIX - начала XX века в диссертации изучается как целостное общественное явление, а его формы - как способы,социально необходимые для построения объективных мыслительных форм, вырабатьшаемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира и исследуются в контексте история:и жизнедеятельности. общества в целом.

В параграфа подчёркивается, что ядром всех форм общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века является политическое сознание.

. В исследований впервые анализируется политическая идеология казахской интеллигенции начала XX века, ее.партии "АлалГ и правительства "Алаш-Орда", отмечается значимость ее идей в процессе становления суверенного.Казахстана. . .

В работе подчеркивается, что существенное влияние на изменение содержания правового, -эстетического, нравственного, религиозного сознания казахов оказало присоединение Казахстана к России, которое имело как положительное; так и отрицательное

значение. •

Вторая глава исследования "Общественная мысль казахского общества конца XIX - начала XX века и обцценное сознание казахского народа" состоит из двух параграфов.

В первом параграфе этой главы "Казахские мыслители конца XIX - начала XX века, их. творческая деятельность" изучаются произведения передовых мыслителей казахского общества конца XIX -начала XX века, ранее не являвшиеся объектом специальных научных исследований в.силу известных причин.

В работе подчеркивается, что в первую очередь творческая деятельность А.Байтурсынова, Ы.Дулатова, М.Сералина, С.Торай-г.ырова И других имела общественно-политический характер, была адресована массам казахского народа, служила пробуждению его национального самосознания. С помощью своих статей, книг представители казахской интеллигенции стремились, заставить свой на-грод проснуться от вековой спячки, освободить его от экономической и духовной зависимости. Обоснованию путей цивилизованного развития посвящены книги А.Байтурсынова "Маса",*Кырыц мысал", М.Дулатова "Оян, казак!", пронизанные глубокой тревогой за судьбу и будущее казахского народа, наполненный гневным протестом против колониальной политики царского правительства и призывами. к борьбе за свою независимость, "Проснетесь, оглянитесь вокруг себя одумайтесь. Иначе беспечность погубит вас"*, предупреждает А.Байтурсьшов, сравнивая жизнь и быт казахов с неподвижной, иссякающей лужей, равнодушно и лениво созерцающей окружающий мир, когда другие народы давно ушли вперед в своем раз-

I Байтурсынов А. ёзен жзна карасу // БайтурСынов А. Ац кол..Алматы, 1991;-62 б.

витии.

В диссертации особо выделяются статьи, написанные А.Байтур-сыновым и М.Дулатовым в I9I7-I9I8 гг. Подчеркивается, что революцию октября 1917 года они восприняли как насильственную, выступили против противопоставления классов и Диктатуры одного Класса*. В своих статьях, посвященных революционным событиям в

России, они указывали на ошибки большевиков в осуществлении

• о • ' .

светлых идей социализма .Примечательно, что критика большевиков лидерами партии "Алат" совпадает со взглядами известного марксиста Г.Плеханова . ■

Интересную трактовку идей социализма я стремление понять его сущность содержит статья "Социализм" видного казахского поэта и прозаика С.ТорайГырова, Несмотря на упреки в адрес обществоведов об излишней абсолютизации данной статьи отметим, что статья действительно имеет большую ценность и особенно актуальна сегодня, когда переосмысливается.опыт построения социалистическо го общества в нашей стране. С»Торайгыров рассматривает социалистическое общество как общество высокого уровня развития науки й техники, а главное -. высокой' нравственности, предупреждает о возможности извращёния нравственных истоков, поникая, что человек от природы способен творить и;добро, и зло^.

В диссертации подчеркивается, что изучению Сферы человеческих отношений, смысла .жизни, понятий счастья, добра и зла,оценки человеческих Поступков посвящёны ранее неизвестные работы

I Дулатов.Ы.: Мемлекет Ici // Казак. 1917. £ 248.

-,' 2 БаЯтурсцнов Асыгу керек // АбаЙ. 1918. Jp 7.

3 См.: Плеханов Г.В. Буки Аз-Ба // Диалог. 1990. № II.

4 См.: ТораВгыров С» Социализм // Абай. 1918. $ 3.

■ . *

Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова, А.Байтурсынова, Ж.Аймадтова, Особо выделяются в атом ряду идейные искания Ш.Кудайбердиева, который всю свою жизнь посветил поиску ответов на множество вопросов о месте человека на этой земле, Осмысливая прожитую жизнь, он приходит к выводу о том, что основой'для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце.

Высшей категорией этики Щакарим считает уждан -- совесть, воплощающую в себе человеческую скромность! справедливость,доброту, а. человеком,олицетворяющим собой все эти качества - своего учителя Абая*. Призывы Шакарима неустанно совершенствовать нравственное воспитание, ввести в процесс воспитания молодого поколения науку совести сохранили свою актуальность по сей день.

Во втором параграфе второй главы "Обыденное сознание казахского народа и его меото в общественном сознании казахского общества конца XIX - начала XX века", изучаются памятники устного народного, творчества казахского народа в конце XIX - начале XX века,.в которых отражается весь быт казахского народа, его отношение как субъекта сознания к общественному устройству, определенный тип убеждений и мыслей, сформированный под воздействием мировоззрений творческих мыслителей казахского"общества, всей его народной мудрости под влиянием проявлений духовных чувств.

В работе подчеркивается, что обьщенное сознание является повседневной формой идеального воспроизведения личности, выступает как обязательный и существенный фактор функционирования и развития общества, как Синтез всех личных форм знания, как форма реализации духовной сущности человека. Выражением такого

I Ом.: Кудайбердиев Ш. Родословная'тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата; 1990. С.64.

обеденного (точнее, обычного) сознания у народов, не имевших письменной культуры, выступало устное народное творчество.

Обстоятельный анализ устного народного творчества (поговорок, пословиц, сказок, легенд) казахского народа осуществлен ученым О.А.Сегизбаевым*.

В диссертации рассматриваются ранее неисследованные в философской литературе формы устного народного творчества - терме, айтыс, олен - функциональная нагрузка которых возросла к началу XX века. • ■ ,

Сомнениями в правомерности существующего строя¿беспокойством за судьбу своего народа и за положение неимущего в этом обществе, протестом против несправедливости й насилия, острой критикой колониальной политики царского правительства пронизана поэзий Мурата Менкеулы, Кашагана Куржуманулы, Вактыбая Жол-барысулы и других. • -

В параграфе подчеркивается, что устное народное Творчество казахского народа конца XIX - начала XX. века имело огромное нравственно-воспитательное значение. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в терме, являющемся "философией морали казахского народа" . Поэты Актам КереГ.уЛы, ¡¿айлыкожа Султанкожаулы, Мурат Мон-кеулы,.Култума Сармуратулы и другие в своих терме, состоящих из различных наставлений, .жизненных наблюдений назидательного характера выражали свое беспокойство ;:тем, что; вместе с изменениями социально-политического., правового характера меняются и нравы людей

1 Сеггзбаев С*А* .Традиции •■свободомыслия и.атеизма в духовной культуре казахского народа. - Алма-Ата: 1973; Сегизбаев O.A. Народное самосознание и религия. - Алма-Ата:-1Э&4.

2 Нысанбаев А., ЕсимЬ.в Г. Халыктык.дуниетаным // Егеменд1 Казакстан. г- 1991.14'тамкз.

призывали своих соплеменников вернуться к истинным истокам человечности, жить, сообразуясь с требованиями нравственности, а не с обстоятельствами и личными выгодами.

В работе отмечается, что в устном народном творчестве казахов особое внимание уделяется нравственному воспитании казахской женщины, от которой зависит воспитание подрастающего поколения и сохранение казахского народа'как нации,

8 устной поэзии казахского народа конца XIX - начала XX ВЕка нашли отражение идеи просветительства передовой казахской интеллигенции. Акан Сер1 Дорамсаулы, Базар 0тем1сулы, Эсет Найман-байулы и другие сумели по достоинству оценить полезность светского образования, науки и просвещения,'призывали своих современников покончить с невежеством, овладевать знаниями, следовать за. образованными .людьми. Таким образом," поэзия акынов имела и познавательное значение.

В диссертации особо вьщеляется мировоззренчески-философская сторона устного народного творчества казахского народа, в которой реализуется сознательный интерес к миру и своему- месту в нем. Философские размышления о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире о смерти, о будущем отражены в. терме,, кара олен, эсобенно в предсмертных песнях-завещаниях*. В них подводится итог дожитой жизни, дается Оценка своего положения, отношения к себе 1 обществу, чувствуется стремление индивида выйти за рамки повсе-щевной давности, осознать себя в.качестве представителя человече-жого рода, т.е. выражается его мировоззрение - систематическое ¡дро обыденного сознания.

I См.: Досмухамедов X. Казахская народная литература. - Тад-:ент, 1928. - С.с2.'

В параграфе отмечается, что более углубленное изучение мировоззренчески-философской стороны устного творчества казахского народа конца XIX - начала XX века откроет новые грани обыденного сознания как неотъемлемой, части общественного сознания.

В заключении исследования подведены основные итоги¿ сформулированы теоретические выводы, намечены возможные направления дальнейшего изучения-темы.

Основные положений диссертации натяи отражение В следующих публикациях: • ' •

1. Становление социалистической идеологии в Казахстане //'История философии й современность.' Тезисы Выступления участников 1У. региональных философских чтений молодых ученых республик Средней Азии и Казахстан^. 7-9 сентября 1988 г., г.Душанбе, Душанбе: До ниш, 1983. - 0,2 п.л. •'■

2. К' вопросу о критическом переосмыслении процесса формирования социалистической идеологии в Казахстане.// Философия: прошлое, настоящее и будущее. Тезисы докладов У региональных философских-.чтений. 13-15 сентября 1989 г., г.Фрунзе, - Фрунзе: Илим, 1989..- 0,2 п.л.

3. Газета "Казах" и духовное наследие казахского народа // Духовное наследие народа. 'IX философская.школа молодых ученых. 11-12 октября. 1991. г.Алма-Ата. - 0,3 п.л.Сб печати]

4. Проблемы казахской национальной государственности в программе националистической-партии "Алаш" // Проблемы разви ткя политической системы Республики Казахстан. Доклады и тезисы выступлений на. научно-теоретической конференции 17-18 июня 1992 г., г.Алма-Ата, 1992. - 0,3 п.л.

5. К вопросу о методологи» изучения общественного сознания казахского общества конца XIX - начала XX века // Тезисы выступлений' на научно-теоретической конференции преподавателей Атыраус-кого педагогического института, г.Атырау, 1992 г. - 0,2 п.л.( в печати).