автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Онтологические основания времени и пространства в философии русского космизма

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Панчук, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Вологда
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Онтологические основания времени и пространства в философии русского космизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Панчук, Елена Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА В ФИЛОСОФИИ

РУССКОГО КОСМИЗМА.

§1. Многообразие интерпретаций времени и пространства.

§2. Системно-интегративная методология русского космизма.

§3. Инвариантность пространственно-временных свойств живого и косного вещества.

ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ВРЕМЕНИ-ПРОСТРАНСТВА

РУССКОГО КОСМИЗМА.

§ 1 .Жизнь как высшая онтологическая пространственно-временная основа бытия.

§2.Идея целостности биологического времени.

§3. Социокультурная экспликация времени-пространства.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Панчук, Елена Ивановна

Актуальность темы исследования. Современный уровень развития философии и науки открывает возможность новых подходов к исследованию времени и пространства, необходимость изучения которых в жизни общества к концу XX в. существенно возросла. Междисциплинарный характер этой проблемы обусловлен не только многозначностью понятий времени и пространства, но и той ролью, которую они играют в науке, определяя «концептуальную рамку» современного естествознания и общественных наук.

Развитие представлений о времени и пространстве - сложный и противоречивый процесс, включающий в себя разные подходы к вопросу о статусе и природе данных понятий. Вне зависимости от этих различий, в современных исследованиях можно говорить о вполне устоявшейся научной тенденции, которая находит свое выражение в концепции множественности форм времени и пространства. Указанная концепция сталкивается в ходе своего развития с определенными трудностями, основной из которых является изучение специфики и качественной нетождественности той или иной формы времени и пространства. Потребность более адекватно отразить пространственно-временные отношения привела к необходимости выяснения вопроса о том, в какой степени физические понятия о времени и пространстве выражают сущность изучаемых объектов и процессов. В связи с этим, представляет интерес изучение вопроса об онтологических основаниях времени и пространства в философии русского космизма, аккумулирующего в себе наиболее развитые моменты исследования объективного содержания пространственно-временных характеристик.

Изучению данной проблемы способствуют произошедшие перемены в науке, которые порождают философско-мировоззренческие следствия, перекликающиеся с идеями русского космизма, и в первую очередь, с необходимостью коренной перестройки картины природы на основе представлений о жизни. При этом выделяется важное обстоятельство, а именно то, что осмысление феномена жизни может оказать существенное влияние на изменение глубинных ориентаций в исследовании онтологических компонентов. Представляется, что анализ онтологических оснований времени и пространства позволит не только реконструировать многие естественнонаучные достижения и прогностические идеи русского космизма, которые оставались практически невостребованными, но и наметит дальнейшие перспективы в изучении пространственно-временной структуры бытия.

Предполагается ограничить тему диссертации исследованием трудов ведущих представителей естественнонаучного направления русского космизма, таких как В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.Н. Муравьев, в творчестве которых познание онтологии времени и пространства проявляется наиболее рельефно. Это не означает, разумеется, что проблема времени и пространства не рассматривается другими мыслителями русского космизма. Вместе с тем, анализ выбранных представителей, по мнению автора, репрезентативен для исследования и установления в нем конструктивных подходов к рассмотрению проблемы онтологического статуса времени и пространства. Кроме того, изучение онтологических основ времени и пространства в философии русского космизма не следует связывать с поиском каких-либо нетрадиционных содержательных характеристик этих понятий. Многие из них хорошо известны. Задача состоит в том, чтобы в привычных пространственно-временных параметрах рассмотреть физическую, биологическую и социальную стороны и показать их глубокое всестороннее исследование и систематизацию в концепции жизненного времени-пространства русского космизма.

Степень научной разработанности проблемы. На рубеже 80-90 гг. XX в. становится очевидным рост интереса к русскому космизму, вызванный глобальными изменениями условий жизни, необходимостью целостного восприятия мира и обращением в связи с этим к исследованию объективного содержания пространственно-временной картины бытия.

Изучению феномена русского космизма, его философских и научных оснований, знакомству с историей и идеями этого перспективного направления посвящены работы таких ведущих исследователей, как Ф.И. Гиренка, JT.B. Голованова, A.B. Гулыги, В.Н. Демина, В.Н. Дуденкова, В.П. Казначеева, А.Д. Московченко, В.П. Селезнева, С.Г. Семеновой, C.B. Тарасова, А.Д. Урсула, Л.Ф. Фесенковой, С.С. Хоружего.

Благодаря углубленной работе специалистов по изучению философии русского космизма, в трактовке этого термина наметились две тенденции: широкая трактовка русского космизма, как социокультурного явления, в работах А.И. Александрова, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной и узкая, как естественнонаучная, которая развивается в работах Г.П. Аксенова, А.П. Огурцова, Г.С. Смирнова, К.А. Томилина и отличается стремлением к строгому конкретнонаучному охвату его содержания.

Весьма плодотворными для исследуемой темы оказались идеи представителей отечественной философии о научной картине мира, целостном видении человека и космоса в работах A.M. Ковалева, Л.Ф. Кузнецовой, P.C. Карпинской, H.H. Моисеева, B.C. Степина, А.Т. Шаталова, Л.В. Шапошниковой.

В контексте философских исследований русского космизма в научное обращение вводятся новые издания и фрагменты рукописного наследия В.Н. Муравьева, новаторские идеи которого, посвященные изучению времяобразующих факторов, рассматриваются Г.П. Аксеновым, А.П. Огурцовым; идеи A.A. Ухтомского о целостности восприятия действительности исследуются И.А. Аршавским, В.Г. Афанасьевым, Э.Ш. Айрапетьянц, A.C. Батуевым, C.B. Беляевой, В.Л. Меркуловым, Л.А. Микешиной, С.А. Титовым и др. К русским мыслителям-энциклопедистам, заложившим фундамент не только науки, но и мировоззрения будущих эпох, принадлежит и А.Л. Чижевский. В изучение его наследия существенный вклад вносят работы Л.В. Голованова, В.Н. Дуденкова, В.Н. Демина, В.В. Казютинского, Л.Ф. Кузнецовой, В.Н. Ягодинского.

Анализ литературы показывает, что на исходе XX века естественнонаучное направление русского космизма начинает приобретать законное место в отечественном философском и культурном наследии. Вызывает интерес как его прошлое, так и настоящее, те нетривиальные подходы к космосу, к картине мира, которые рассматриваются в ряде концепций космизма и актуализируют потребность в новом типе мышления. Однако несмотря на то, что космизм содержит оригинальные идеи и обладает большой прогностической силой, он не получил широкого распространения. В наименьшей степени оказалась разработанной всеобъемлющая система видения и понимания всех аспектов мироздания, и прежде всего его фундаментальных оснований - понятий времени и пространства. Фактически представители русского космизма достаточно близко подошли к осознанию фундаментальных аспектов, составляющих проблему времени и пространства, и эти исследования могут вступить в плодотворную «идейную перекличку» с достижениями в науке и философии - концепцией множественности форм времени и пространства, составляющей основу современных исследований В.И. Жога, В.А. Канке, A.M. Мариуня, К.В. Симакова, Г.Г. Сучковой, Д.А. Урманцева, Д. Фрезера, М.И. Штеренберга, которые во многом коррелируют с представлениями В.Н. Муравьева о внутреннем и внешнем времени системы, о физическом и психологическом времени A.A. Ухтомского, о биологическом времени В.И. Вернадского. Работы В.И. Вернадского о пространстве-времени развиваются в новаторских подходах И. Пригожина и И. Стенгерс.

В итоге становится очевидным, что проблемы, поставленные в естественнонаучном направлении, анализируются целым рядом наук, изучающих специфику пространственно-временных свойств определенного класса явлений. В связи с этим, представляется необходимым расширение проблемного поля исследований, но еще в большей мере - углубления и проработки уже вскрытых тем, высказанных идей и обозначившихся позиций.

Объект исследования: естественнонаучное направление русского космизма.

Предмет исследования: философский анализ онтологических оснований времени-пространства.

Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в выявлении на материале естественнонаучного направления русского космизма фундаментальных свойств реальности, которые наиболее полно выражаются в понятиях времени и пространства, в изучении перспектив их комплексного использования в качестве концептуального ядра новой онтологии.

Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть особенности пространственно-временной картины реальности и показать целесообразность исследования ее онтологических аспектов;

- определить методологический базис естественнонаучного космизма, позволяющий обосновать в фундаментальных понятиях новые подходы к изучению свойств времени и пространства;

- провести сравнительный анализ объективных оснований пространственно-временных характеристик, выявить их реальность в живом веществе и обосновать положение о феномене жизни как высшем проявлении пространственно-временных свойств.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и концепции русского космизма, касающиеся стремления возродить онтологию целостного видения природы, органично соединяющей человека и космос. В качестве источниковой базы диссертации послужили важнейшие методологические принципы космизма: принцип системного подхода, инвариантности, дополнительности, соответствия, аналогий, открывающие перспективы синтеза знаний, гипотез, проблем о строении Вселенной и организации мироздания.

Кроме того, диссертант опирался на позитивную логику и методологию, разработанную отечественными и зарубежными исследователя в области системного анализа явлений, а также на применение методологического инструментария современной гносеологии и эволюционной теории познания.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

- установлена актуальность изучения философских и естественнонаучных аспектов проблемы времени и пространства в русском космизме, показано многообразие их интерпретаций как плодотворной основы для трансформации представлений о времени и пространстве;

- выявлены основные методологические возможности отечественного космизма в формировании системной картины мира как «эвристической схемы» определенных методологических принципов, ориентирующих на объединение различных фрагментов онтологических представлений;

- доказан на материале трудов представителей естественнонаучного направления космизма конструктивный подход к изучению пространственно-временных отношений как инвариантного свойства косного и живого вещества;

- сформулирована концепция жизненного времени-пространства в качестве онтологической составляющей пространственно-временной структуры бытия, фундаментальным компонентом которой является феномен жизни, определяющий содержательные характеристики данных понятий;

- обоснована возможность социокультурной экспликации времени-пространства в философии космизма как его высшей формы, включающей все богатство категориального аппарата времени.

Практическая ценность полученных результатов.

Разработка проблем, исследованных в диссертации, полученные результаты позволяют определить статус естественнонаучного космизма, который имеет реальную возможность превратиться из философского в конкретное перспективное направление в науке. Концепция жизненного времени-пространства, содержащаяся в русском космизме, может быть использована в качестве философско-мировоззренческих оснований постнеклассического этапа развития науки и интегрирующего фактора построения единой системы представлений о времени и пространстве.

Кроме того, физика диссипативных систем с описанием нарушения симметрии во времени устанавливает прямую связь между пространственно-временными характеристиками диссипативных структур и представлением о жизненном времени-пространстве в философии русского космизма, которое может служить концептуальным инструментарием, позволяющим включить в фундаментальное описание природы необратимость, события и «стрелу времени».

Положения диссертации могут быть использованы в ход преподавания истории русской философии, онтологии, концепций современного естествознания, в разработке и чтении спецкурсов по вопросам происхождения Вселенной, возникновения и эволюции жизни, проблем времени и пространства.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования были изложены в докладах на: научной конференции студентов и аспирантов Вологодского государственного педагогического университета, (Вологда, 1998); научно-методической конференции «Проблемы и перспективы социально-экономических реформ региона», (Вологда,2001); теоретической конференции «Современная научная философия и интеллектуальный потенциал общества» (Пермь, 2001); научно-практической конференции «Ресурсный и экономический потенциал региона. Актуальные проблемы» (Вологда, 2001), а также в опубликованных статьях.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Онтологические основания времени и пространства в философии русского космизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общим результатом предпринятого исследования явилось изучение на материале естественнонаучного направления русского космизма фундаментальных свойств реальности, которые наиболее полно выражаются в понятиях времени и пространства. Актуальность данной проблемы определяется возрастающим интересом к ней в различных областях естествознания и прежде всего интересом к вопросам времени в человеческом обществе, осознанием его причастности к человеческой жизни. В новой остроте человеческого времяощущения заключается специфика этой проблемы в нашем сложном, необратимом, темпоральном мире. В настоящее время уже недостаточно его чисто физической интерпретации, поэтому нужны новые взгляды на природу «старых» проблем.

Изучение философских и естественнонаучных аспектов проблемы времени и пространства в русском космизме составляет концептуальный каркас представлений о картине мира, о бытии человека и мира в их единстве, о характере взаимосвязей в мироздании.

В пространственно-временной картине реальности философии космизма преобладало многообразие интерпретации, основанных на релятивистском понимании свойств времени и пространства. В частности, принципиальное значение имело естественнонаучное исследование конкретных проявлений неразрывности времени и пространства с материей. Данное обстоятельство способствовало выяснению русскими космистами объективных характеристик, связанных с осмыслением природных явлений, в которых мир предстает как изменяющееся пространственно-временное содержание, и осознанию целесообразности углубленного изучения онтологических аспектов этой проблемы.

Значительная интенсификация поля исследований новых черт пространственно-временной картины предполагала в качестве важнейшей методологической проблемы необходимый анализ иных принципов обоснования фундаментальных научных абстракций. Философско-методологическая рефлексия отечественного космизма привела к формированию системной картина мира, в которой предложена «эвристическая схема» определенных методологических принципов, ориентирующих на объединение различных и внешне несовместимых фрагментов онтологических представлений пространственно-временных отношений.

Анализ онтологических постулатов пространственно-временной картины реальности основывался на принципе инвариантности как базисном принципе исследования в философии русского космизма. Экстраполяция физических представлений на вновь осваиваемые области природных процессов обнаружила инвариантность пространственно-временных характеристик в живом и косном веществе. В итоге характер философского осмысления онтологических оснований времени и пространства определялся богатством эмпирического материала о тождественности данных свойств в различных природных объектах и их наиболее ярком воплощении в живых системах, что обусловило необходимость изучения нефизических оснований свойств времени и пространства и явилось началом понимания жизни как фундаментальной характеристики объективной реальности.

Стратегия исследования жизни в естественнонаучном направлении русского космизма проявляется как онтологическая составляющая пространственно-временных отношений. Отечественные мыслители обосновали универсальность ее фундаментальных характеристик, подчеркивая значение неразрывных связей живого и косного вещества в космических масштабах и удивительную соотносительность живой материи с основными элементами, строящими космос. Вместе с тем, такие характеристики как активность живых систем, их кооперативность, огромный энергетический потенциал, способность преобразовывать окружающую природу и благодаря этому развиваться составляют онтологические «преимущества» феномена жизни по сравнению с другими объектами природы, что предполагало необходимость осмысления специфики пространственно-временных форм через призму знаний о жизни.

В работах русских философов рассмотрены самые общие основания для строгого научного различения специфики пространственно-временных свойств живого, не позволяющие их отождествлять с другими формами. Биологическое время как характеристика сменяемости и процессуальное™ отражает специфику живых систем, которые отличаются моментами становления, наполнения, восхождения, неразрывных связей событий и продуцирует идею временной целостности, где связь оказывается необходимой связью всей совокупности временных характеристик: дления как выражения конечной длительности, предполагающей становление и развитие, существенное умножение временных отношений, при которых направление приобретает вероятностный характер, обоснование необратимости процессов в качестве проявления временной асимметрии живых систем и представление об измеримости, учитывающее содержательное определение естественных мер.

В исследовании концепции жизненного времени-пространства выявлена динамика качественной неоднородности пространственно-временных свойств материальных объектов на основе возрастания сложности природных систем и обосновано представление об особом онтологическом статусе социокультурного времени как высшего выражения форм времени и пространства. Только на социальном уровне время приобретает максимальную глубину и полноту своего содержания: в человеческой деятельности, немыслимой без физических, биологических, психологических и социальных структур времени, скрыта панорама всех временных форм, время становится в зависимость от способов этой деятельности и предполагает не только теоретическое познание, но и практическое овладение им. Качественная специфика реализации социального времени выражается в возможности отрицательного (обратного) его течения и отсутствия единственности временного порядка в социальных системах. Если иметь в виду этот культурноисторический план, то социальный аспект времени и пространства в философии русского космизма оказывается созвучным современным естественнонаучным представлениям. Он указывают на социальные проявления тех всеобщих сторон пространства и времени, которые становятся объектом анализа естествознания.

Обобщающий подход к социокультурному времени позволяет рассматривать концепцию жизненного времени-пространства как попытку построения единой системы представлений о пространственно-временной структуре, отражающей не любые объективные пространственно-временных отношения в природе, а только те, которые находят наиболее отчетливое воплощение в существующих структурных уровнях организации материи. По мере размышления об объективном содержании пространственно-временных характеристик в философии русского космизма выкристаллизовалось представление о феномене жизни как исходном основании представлений о времени и пространства.

Предлагаемый анализ онтологических постулатов времени и пространства создает предпосылки для дальнейшего расширения исследований естественнонаучного направления русского космизма, идеи которого могут способствовать философскому синтезу на междисциплинарной основе многообразия форм времени и пространства. Кроме того, глубокое преобразование, переживаемое физикой, требует совершенного исследовательского инструментария, связанного с вопросами «открытия времени» во всех областях физической реальности. Физика диссипативных систем с описанием нарушения симметрии во времени устанавливает прямую связь между пространственно-временными характеристиками диссипативных структур и представлением о жизненном времени-пространстве в философии русского космизма, которое может служить концептуальным инструментарием, позволяющим включить в фундаментальное описание природы необратимость, события и «стрелу времени».

 

Список научной литературыПанчук, Елена Ивановна, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Аксенов Г.П. В.И.Вернадский. - М., 1994. - 543с.

2. Аксенов Г.П. Времявластие // Вопросы философии.-1992.-№2.-С.89-97.

3. Аксенов Г.П. Живое вещество: между вечностью и временем // Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М.: Современник, 1993, с.202-218.

4. Аксенов Г.П. Искатель последней правды // Муравьев В.Н. Овладение временем. М.: РОССПЭН, 1998. - 320с.

5. Аксенов Г.П. Мир по Вернадскому // Природа. -1995. -№5. -С.92-99.

6. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. - №1. -С.42-49.

7. Аксенов Г.П. Пространство и время живого в биосфере // В.И. Вернадский и современность. -М.: Наука, 1986, с. 129-13 8.

8. Аксенов Г.П. Творчество будущего // Философия русского космизма. -М., 1996, с.148-163.

9. Аксенов Г.П. Третий синтез космоса // Философия русского космизма. -М., 1996,. с.181-196.

10. Аксенов С.М. Нет времени.-М.,1913.

11. Александров А.И. Космический феномен человека: человек в антропном мире. М.: «АГАР», 1999. - 432 с.

12. Александров И.А. Космология России. М., 1996. - 239с.

13. Александров И.А. Начала космической философии. М., 1997. -176с.

14. Алексина Т.А. Власть хроноса. М., 1994. -100с.

15. Артемов В. А. Социальное время. Проблемы изучения и использования.-Новосибирск, 1987. -237с.

16. Аршавский И.А. Проблема хронотопа A.A. Ухтомского и темпоральные факторы биологии индивидуального развития // Темпоральные аспектымоделирования и прогнозирования в экологии. Рига, 1986, с.135-157.

17. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. -М, 1966.-200с.

18. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М., 1964. -416с.

19. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. Эволюция Вселенной, причинность, нелинейность // Астрономия и современная картина мира. М., 1996, с.132-144.

20. Батуев A.C., Соколова Л.В. Философия жизни в концепции А.А.Ухтомского // Биофилософия. М.: ИФРАН, 1997, с.42-57.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М., 1986. -444с.

22. Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. -М., 1986.

23. Бергсон А. Творческая эволюция. -М., 1998. -382с.

24. Берталанфи Л.Ф. История и статус общей теории систем. Системные исследования. Ежегодник. 1973. - М., 1973, с. 20-38.

25. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М., 1997. -448с.

26. Борозенков В.Г. От философии жизни к биофилософии // Биофилософия. М., 1997, с.27-41.

27. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М,: Наука, 1994. -669.

28. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978. -358с.

29. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. -М., 1981. -359с.

30. Вернадский В.И. О биологическом значении некоторых геохимических проявлений жизни // Природа. -1988. -№2. -С.33-38.

31. Вернадский В.И. О науке. Дубна: «Феникс», 1997. - 572с.

32. Вернадский В.И. Очерки геохимии. М.: Наука, 1883. -422с.

33. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии.- М.,1980. -320с.

34. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. -М.,1988. -519с.

35. Восприятие науки в русском космизме. М., 1992. - 59с.

36. Визгин В.П. Этюд времени // Философские исследования. 1999. - №3. - С.149-158.

37. Волгин О.С. Развитие и жизнь//Биофилософия. М., 1997, с.149-163.

38. Гивишвили Г. В. Принцип дополнительности и эволюция природы // Вопросы философии.-1997. ~№4. -С. 72-85.

39. Гиндлис JIM. Антропный принцип: занимает ли человек исключительное место во Вселенной ? // Глобальный эволюционизм. -М.: ИФРАН, 1994, с.65-93.

40. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990. - 64с. - (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Философия», №2).

41. Голованов Л.В. Космический детерминизм // Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. -М., 1995, с.5-27.

42. Грезы на земле и небе: Антология русского космизма. С-Петербург, 1995.-528с.

43. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 1969.-590с.

44. Губарев Н.И. Человек и природа земли элементы системного мира // Девятые межкафедральные чтения «Великие преобразователи естествознания: А.Л. Чижевский». -Минск, 1991, с. 18-20.

45. Демин В.Н. Русский космизм: от истоков к взрыву // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. -1996. №6. -С. 3-18.

46. Демин В.Н. Тайны Вселенной. М.: «Вече», 1998. - 480с.

47. Демин В.Н. Философские принципы русского космизма. Автореферат докторской диссертации. М., 1997.

48. Добрякова A.B., Каганова З.В., Сивоконь П.Е. Понятие «ритм» в концепциях глобального эволюционизма // Биофилософия. М.;49