автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Онтологический аспект исследования экономической реальности

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Долматов, Илья Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Онтологический аспект исследования экономической реальности'

Текст диссертации на тему "Онтологический аспект исследования экономической реальности"

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Магнитогорский государственный педагогический институт

На правах рукописи

ДОЛМАТОВ Илья Алексеевич

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

специальность 09. 00. 01 - онтология и теория познания

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор БРАГИН Г. М.

Магнитогорск - 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ СТАТУС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ (ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)...................................15

1.1. Диспозиционное свойство "экономической реальности"...................15

1.2. "Эффект синкретичности" как выражение философской определенности экономической реальности..............................................35

ГЛАВА 2. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ..............................................................................................50

2.1. Онтогенез экономической'реальности.................................................50

2.2. Онтические «общие сущности» экономической реальности...............82

2.3. Субъект и объект формирования экономической реальности (онтологический аспект).............................................................................97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................124

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................128

ВВЕДЕНИЕ

Экономика - традиционная "пограничная" область, где пересекаются интересы многих наук. Обращение к данной теме исследования обусловлено глубоким проникновением семантики экономической реальности в научное, общественное и индивидуальное сознание, но, тем не менее, "экономическая реальность" оказалась малоисследованной.

В общественном сознании "экономическая реальность" присутствует как одна из фор^ эмпирической реальности, когда она отождествляется с естественной жизнедеятельностью общества. Обычно семантические интуиции в экономических публикациях об экономической реальности, как правило, проявляются в контексте представлений об актуальной экономической ситуации. Понятно, что дистанция между обширностью тривиального словоупотребления "экономическая реальность" и научной концепцией огромная, а потребность ее исследования диктуется и научно-экономическими нуждами и философским познанием.

Словосочетание "экономическая реальность" часто звучит в политических дискуссиях, публицистике, вообще в естественной речи и даже достаточно часто употребляется в сугубо экономических исследованиях в некатегориальном значении. Каждое аналитическое рассуждение, касающееся современной экономической ситуации, будь то в плане констатации, диагностики или перспектив развития экономики, подразумевает наличие "экономической реальности". Такие представления вполне правомерны и в этом смысле экономическая наука стоит в ряду других наук, ибо каждая из них оперирует "своими реальностями" - физической, математической, социальной, естественной, психической и т. п.

В латентной форме и без номинации современная экономическая наука оперирует многообразными представлениями об экономической реальности, ее природе, значении и функциях и вводит в свой научный оборот свои "реалии" - реальная заработная плата, реальный доход и т. п. При этом каждая специальная научно-экономическая область охватывает определенные компоненты и типы экономической реальности, и предлагаемые в контексте их концепций ее значения призваны к прояснению своих научно-конкретных задач и интерпретации особенностей конкретных теоретических образований.

/

Контекст интерпретации "экономическая реальность" непосредственно влияет на политику, идеологию и ее пропаганду, науку, другие сферы интеллектуальной деятельности и, в конечном счете, вообще на социальные отношения. В любой области экономического познания и практической деятельности "экономическая реальность" предстает и как самостоятельный феномен, и как атрибутивная характеристика актуального сущего. Научно-экономическая мысль интуитивно тяготеет к определению экономической реальности как такой реальности, которая была бы очищена от "экономических идеологий".1 И в этом смысле понятна апелляция мыслителей экономики к "прорыву к экономической действительности"2 как к некоторому "инвариантному общему стилю" в экономических дискурсах теорий.

Экономическая реальность как бы "растворяется в реальности", хотя научное сообщество ее наличие подразумевает как некоторое отдельное образование и интуитивно осознает, что она обусловливает другие виды реальности - политическую, символи-

1 Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. М. : Экономика, 1996. С. 23.

2 Там же. С. 34

ческую, социальную, знаковую, историческую и другие. С точки зрения формальной логики это означает, что здесь являет себя требование "деления объема понятия"1, в том случае, когда возникает логическая потребность - разделить понятие "реальность" на видовые понятия. В этой связи актуализируется проблема ин-ституализации экономической реальности в мировоззренческом дискурсе философствования, когда необходимо установить истоки "экономической реальности" в онтических основаниях - тем самым решение проблемы приобретает актуальность принципиального характера.

/

Здесь мы видим, что в теоретическом контексте актуальной являет себя традиционная научно-экономическая проблема - определения некоторого "объективного" образования, которое могло бы служить в качестве методологического основания оценки и научной интерпретации экономических учений. Например теории рынка, стоимости, потребностей, собственности и другие ключевые теории в экономической науке, возникнув отнюдь не вчера, не находят разрешения своих проблем и сегодня. Оставаясь в рамках собственно экономики, трудно решить многие ее актуальные проблемы, например, осознать причинно-следственные связи, поскольку, как справедливо замечает В. Ойкен, "экономическая действительность и ее взаимосвязи ускользают от непосредственного наблюдения".2 Здесь мы наблюдаем хорошо известную научную ситуацию, сложившуюся в физической науке и вызывающую теоретическую дискуссию.

По нашему предположению, в гипостазированной "экономической реальности" в концентрированной форме экс-

1 Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник, 2-е изд. М. :Наука, 1976. С. 137.

2Ойкен В. Указ. соч. С. 33.

плицируется индивидуальное и общественное мировоззрение, осмысление которого дает возможность отвлечься от "величественности" экономики и декодировать интенцию развития экономической реальности, которая создает такие "тупиковые" проблемы как экологическая катастрофа, истощение ресурсов, войны и т. п. Это предположение основывается на современном наблюдении: так, из благих побуждений развивая экономическую реальность, сегодня наносится непоправимый ущерб экономике России. Как результат формирования новой экономической реальности в общественном сознании происходит переоценка ценностей, которая неизбежно влечет за собой падение нравственности, вызывает социальную напряженность, нарушение преемственности культур, изменяется мировидение индивида. Эти процессы, сопровождая интенсивные изменения экономической реальности, травмируют социальную психику. В этой связи проблема экономической реальности требует специального междисциплинарного исследования, которое, с нашей точки зрения, может рассматриваться как обязательная и необходимая составляющая научно-экономической деятельности.

Это понятие полисемично по причине бивалентности словообразования: в любом случае приходится иметь в виду экономический аспект исследования (как результат способа или искусства ведения хозяйства), что является областью интересов экономической теории; обращение же к "реальности", актуализирует содержательный план отношения "человек - мир", что составляет область интересов философии. Кроме того, экономическая реальность как таковая может рассматриваться в контексте проблемы носителя экономического воздействия, что соотносится с известной философской проблемой субъекта и объекта. И здесь возникает еще одна актуальная поисковая проблема - осмысление

"сущности" экономической реальности, что влечет поиск разрешения проблемы смысла и цели развития экономической реальности.

Философское обращение к экономической реальности актуально для экономической теории т. к. дает ей возможность преодолеть известную "большую антиномию" (В. Ойкен): развивать теоретический аппарат и не пренебрегать фактами повседневной жизни. Здесь мы имеем дело с общенаучной проблемой: исторически традиционной тенденцией в развитии научного познания является редукция эмпирических исследований в теоретических компендиумах и различных построениях абстрактного характера, что отвечает в наибольшей мере философскому познанию, где формализация знания происходит в наибольших по объему абстракциях. В течение трех столетий постоянный рост объема формализаций в экономической науке в течение трех столетий, развитие ее частных методов, включая математические, и внедрение абстрактно-формализованных образований создает интерес в экономическом научном сообществе к сугубо философским, фило-софско-методологическим и мировоззренческим "срезам" знания как аппликации этих знаний к экономической сфере и как средству оптимизации научного творчества.

Философское исследование данной проблемы актуально и для практической экономики, поскольку создается возможность осознания новых путей развития. Принято справедливо считать, что одним из важнейших аспектов целостного изучения экономических процессов является философский. В этом смысле общеизвестна сентенция Дж. М. Кейнса о том, что "настоящий экономист, знаток своего дела должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом". Использование философских средств в познавательном процессе экономики соответствует об-

щенаучной тенденции синтетического ее рассмотрения с учетом специально-конкретных исследований, что должно способствовать более глубокому осознанию общих тенденций развития и философского и экономического познания, а также синтетическому развитию и практической реализации философского и экономического знания.

Определение экономической реальности является пограничной областью изучения философии и экономики. Здесь важно учитывать то обстоятельство, что реальность (и экономическая реальность) - это исторически подвижный феномен, который не су/

ществует в некотором строгом, неизменном и "чистом виде" и нуждается в постоянном исследовании по мере собственного изменения и развития. Как некоторое гипостазированное образование экономика выходит достаточно часто за пределы человеческого управления и тогда собственно экономика (как способ ведения хозяйства) "вырывается" из под влияния людей - пример тому "кризис" как гипостазированный фантом, оказывающий драматическое воздействие на человечество. Уже сейчас можно предвидеть, что и последующие поколения мыслящего сообщества будут обращаться к эпифеномену экономической реальности.

В этой проблематике мы избираем онтологический аспект как исходный и наиболее актуальный для обеих наук. Исследование онтического содержания актуально для философской науки: экономическая реальность в мировоззренческом аспекте является фундаментальной при исследовании множества других ее сторон -этической, эстетической, гносеологической и т. п. В человеческой жизнедеятельности - будь то на обыденном или научном уровне -философско-онтологическим построениям принадлежит важная роль. В каждой сфере человеческой деятельности благодаря им люди осознают свое место в мире, выделяют его существенные

связи и устойчивые отношения, систематизируют свои знания и опыт, участвуют в передаче знаний друг другу.

Следовательно, актуальность выбранной темы обусловлена, тем, что с одной стороны, по мере углубления экономического знания возрастает необходимость обновления рефлексивной деятельности ученого-экономиста и использования философских методов в экономической науке; с другой стороны, значительные различия в трактовке природы, специфики и оперирования понятием "экономическая реальность" в научно-экономическом познании делают актуальным философский анализ проблемы экономической реальности в современной и философской и экономической науке.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на наличие множества работ сугубо экономического характера и некоторых, посвященных экономике, философских исследований, обращает на себя внимание то, что ни экономисты, ни философы не выделяют проблему экономической реальности как относительно самостоятельную. Конечно, в контексте экономической литературы можно достаточно полно судить о реальной заработной плате,1 о ВВП в реальном выражении на душу населения2, о реальном ВНП на душу населения,3 о реальных доходах населения,4 о реальных ресур-

1 См., напр. Реальная заработная плата //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338.

2 См., напр.: Фитуни Л. Африка: кризис заимствованных моделей развития //Год планеты: Экономика. Политика. Бизнес. Из жизни звезд. Вып. 1992 г. /РАН, Ин-т мировой экономики и междунар. отношнений. М.:Республика, 1992. С. 226

3 См., напр.: Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. Новосибирск: ЭКОР, 1994. С. 65-68.

4 См., напр.: Реальные доходы населения //Политическая экономия. Словарь. М.: Политиздат, 1979. С. 338 - 339.

сах, о цене в движении от "видимости" к реальности1 и других, по замечанию В. Ойкена, "экономических реалиях"2, которые не соотносятся с совокупностью "экономическая реальность". Нет исследовательского "реально-экономического среза" даже в таких общеизвестных фундаментальных работах как "Философия экономики" и "Опыт философии хозяйства" Л. С. Гребнева и "Философия хозяйства" С. Н. Булгакова.

В научной литературе мы находим взаимное замещение (в известном смысле вполне допустимое) "экономической реальности" и "экономической действительности" в некатегориальном значении,3 также в смысле "экономической повседневности",4 как "конкретная экономическая жизнь" или "хозяйственная действительность",5 но вышеуказанная проблемная совокупность "экономическая реальность" в мировоззренческом аспекте исследовалась недостаточно. Фундаментальных работ, посвященных исследованию проблемной совокупности "экономическая реальность" на сегодняшний день нет, хотя контекст указанной реальности в диссипативном выражении присутствует в философском дискурсе экономических учений.

Прибегая к методу окказионального извлечения, отметим, что различные трактовки элементов или компонентов (так сказать, "реалий") экономической реальности, либо экономической ситуации мы находим в трудах Платона, Аристотеля, Г. Лейбница, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Мар-

1 Валовой Д. В. Экономика: взгляды разных лет. Становление, развитие и перестройка хозяйственного механизма. М.гНаука, 1989. С. 269

2 Ойкен В. Указ. соч. С. 133.

3 Ойкен В. Указ. соч. С. 18, 25, 30, 32, 33, 51, 210 -211.

4 Там же. С. 40.

5 Там же. С. 40.

кса, С. Булгакова, В. Соловьева и др. Экономическая реальность в социальном и нравственном аспектах подразумевается в экономической мысли Древней Руси (например, в "Домострое" и др.) и на основе окказиональных извлечений ее можно реконструировать сравнительно-историческими методами, но сегодня нет и таких специальных работ.

В сравнении с другими науками, где ученое сообщество оперирует понятиями физической, социальной, математической, поэтической и другими понятиями реальностей, в экономической науке наблюдается некоторое "отставание" в этой области.

Объектом исследования, таким образом, является имеющееся противоречие между наличием глубокого и обширного дискурса экономической реальности в общественном и научно-экономическом сознании и недостаточной изученностью, по нашему мнению, собственно феномена экономической реальности, где вычленяется предмет исследования - онтология экономической реальности.

В соответствии с вышеозначенной проблемой, нами формулируется

цель работы:

исследовать онтологический аспект экономической реальности и, тем самым, заложить основание для последующего развития философского познания других сторон и аспектов экономической реальности и ее соотношений с социальной, политической, правовой, нормативно-нравственной и другими видами реальности, которыми уже оперирует научное сообщество.

Для реализации основной цели потребовалось решение ряда задач:

1. Установить место "экономической реальности" относительно онтологической совокупности "реальность" и "бытие".

2. Исследовать "эффект синкретичности" экономической реальности как выражение философской определенности э