автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Основные мотивы лирики любви Василия Федорова

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Корниенко, Светлана Маратовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Основные мотивы лирики любви Василия Федорова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Основные мотивы лирики любви Василия Федорова"

дагестанский государственный университет

диссертационный совет к 212.053.03

На правах рукописи Корниенко Светлана Маратовна

ООЗ167339

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ВАСИЛИЯ ФЕДОРОВА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 10 01.01-РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 4 ДП Р 2008

МАХАЧКАЛА - 2008

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский Государственный университет»

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор Кельбеханов Р.М.

Официальные оппоненты доктор филологических наук,

профессор Горбанев Н.А. кандидат педагогических наук, профессор Коссович А.П.

Ведущая организация - Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров

Защита состоится 14 мая 2008 года в 14 00 часов на заседании диссертационного совета к 212 053 03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Дагестанском Государственном университете по адресу 367025, Республика Дагестан, г Махачкала, ул М Гаджиева, 37, ауд 42

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Дагестанского Государственного университета по адресу. 367003, г Махачкала, ул БатыраяД

Автореферат разослан « 2008 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

Э.Н. Ширванова

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена исследованию вечной проблемы в искусстве, осмысление которой очень важно для понимания закономерностей развития творчества художника слова - теме любви Вся мировая литература во все периоды существования человечества обращалась к ней. Но художественное своеобразие произведений, посвященных проблеме любви, и непреходящая свежесть ее нравственно-философского осмысления представляет собой неисчерпаемый источник для исследователя.

Актуальность исследования заключается в обращении к изучению этой вечной проблемы в творчестве русского поэта 4070-х годов Василия Федорова В работе предпринята попытка выявления художественной концепции любви в лирике Василия Федорова, основанной на описании мотивной стороны его лирических стихотворений и рассмотрении их в хронологической последовательности Подобный подход к поэзии Василия Федорова таит в себе возможности открытия новых, глубинных пластов (как в содержательном, так и в формальном отношении) его стихотворных произведений

Кроме того, нечастые обращения к творчеству Василия Федорова в литературоведении не отличаются полнотой и глубиной художественного анализа Поэтому настоящее исследование является первой монографической работой, в которой предпринята попытка определенной систематизации поэтического наследия В Федорова с точки зрения развития в его лирике любовной тематики, выявления ее мотивной стороны и описания в целом

авторской концепции любви как величайшей ценности, без которой жизнь теряет всякий смысл

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования явились стихотворения Василия Федорова 1940-70-х годов, в частности, те из них, которые составили сборник стихов «Книга любви», поэтические произведения автора о любви, вошедшие в его трехтомное собрание сочинений (М., 1975-1976 гг.)

Предметом исследования выступает идейно-художественное, стилистическое и тематическое своеобразие лирических произведений Василия Федорова в ее связи с системой мотивов и обоснования роли в реализации авторской концепции любви, мировоззренческих и эстетических позиций поэта

Цель и задачи диссертационной работы. Цель исследования - изучение сюжетно-композиционной структуры, стилистического и тематического своеобразия любовной лирики Василия Федорова, выявление ее связи с системой пронизывающих текст стихотворений мотивов и своеобразием движения сюжета

Выбранный аспект исследования предполагает решение следующих задач

-----описание авторской концепции любви, его эстетической

позиции в контексте времени,

- художественный анализ ранней лирики Василия Федорова, с точки зрения выявления процесса освоения поэтом традиций русской классической литературы;

- художественный анализ поэтических текстов с точки зрения выявления в них основных мотивов

а) о счастливой и несчастной любви,

б) о драме любви,

в) о любви и возрасте

Научная новизна исследования. Василий Федоров, в отличие от поэтов, его современников, не значится в числе тех, чье творчество привлекало серьезное внимание критиков И написано о нем поразительно мало Единственная, небольшая монография о поэте написана И Денисовой1

Статьи о творчестве Василия Федорова носят преимущественно обзорный характер, являясь откликом на очередной поэтический сборник Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что тема любви в творчестве Василия Федорова впервые становится предметом целостного и всеобъемлющего изучения, предпринимается также попытка системной классификации различных мотивов любовной лирики Василия Федорова Наконец, анализ стихотворных произведений В Федорова с точки зрения эволюции в них темы любви позволяет выявить новые грани в осмыслении художественной структуры поэтических творений В Федорова

Любовная лирика Василия Федорова занимает значительное место в его творчества По его стихотворениям о любви можно безошибочно определить ценностные ориентации поэта, его нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни,

1 Денисова И В Беззаветно служить красоте Поэзия Василия Федорова -М, 1978

назначения поэта и поэзии Любовная лирика поэта - это его моральный кодекс, дающий представление о том, что ему в жизни дорого, какие чувства для него святы, что ему ненавистно в жизни

Степень изученности. Творчество Василия Федорова недостаточно изучено, и в литературоведческой науке лишь несколько работ могут быть названы серьезными попытками исследовать поэтическое наследие Василия Федорова (И Денисовой, Ю Прокушева, В Еремина, В Сорокина, А.Михайлова, М Лапшина) Но ни одна из этих работ не может быть названа системным исследованием поэзии В.Федорова, не говоря уже о художественном анализе его любовной лирики

В 1978 году в издательстве «Современник» вышла небольшая монография И Денисовой о поэзии Василия Федорова (6 п л). Эта монография - серьезная попытка характеристики творчества поэта в целом Но она имеет небольшой объем, носит обзорный характер общих суждений идейно-тематического порядка В своей монографии И Денисова в основном рассматривает поэмы Василия Федорова Лирике уделено мало внимания, а теме любви почти не нашлось места

В сборнике №17 (статьи о литературе 1978 года), который вышел в Москве в 1980 году, помещена и статья Юрия Прокушева «Память века» (о поэзии Василия Федорова)

Но и в статье Ю Прокушева основное внимание уделено поэмам Василия Федорова, а лирике отведено всего шесть страниц, а тема любви даже не затрагивается.

В 1982 году в третьем номере журнала «Москва» была опубликована статья Валентина Сорокина «Суд на Веге» с подзаголовком «Штрихи к портрету Василия Федорова»

В 1978 году появилась книга известного в то время критика Ал Михайлова «Поэты и поэзия Портреты, тенденции развития современной поэзии» В этой книге есть достаточно объемная статья о творчестве Василия Федорова, в которой дана оценка критиком «Книги о любви» «В Федоров заострен против пресной, стерильной любовной лирики В понимании любви он идет от ее первозданной сути На первый взгляд даже слишком прямолинейно «А жизни суть, она проста- «ее уста его уста» Отсюда откровенность и естественная переменчивость чувства, его бесчисленные оттенки, обнажая душу героя в трудных перипетиях любви, поэт рассчитывает на доверие читателя и на победу высокого нравственного начала, сколь бы драматично ни складывалось развитие чувств» 1

В книге Владимира Еремина «На трудных перегонах» (М, 1984) есть посвященная творчеству Василия Федорова глава «У костра любви и веры» (с. 84-159), в которой обзорно и тезисно рассматривается творчество поэта в целом и лирика, и поэмы, и проза, и отдельные критические работы Рассматривая лирику поэта, критик останавливается на теме родины, человека и природы, поэта и поэзии, теме красоты Теме любви он отводит очень мало места А между тем именно в любовной лирике проявляются, как мы отметили, нравственные принципы Василия Федорова.

1 Еремин В На трудных перегонах - м , 1984 С 66

В 1990 году была издана книга Юрия Прокушева «Все мы -дети России» Любовной лирике Василия Федорова в этой книге отведено всего две страницы (373-374)

Так же и в статье Михаила Лапшина «Не левее сердца», опубликованной в четвертом номере журнала «Москва» за 1990 год, вскользь упоминается о любовной лирике поэта в ряду тем, которые исследователями поэзии Василия Федорова могут быть рассмотрены в широком и конкретном плане

Методологической и теоретической основами исследования послужили труды Белинского, Потебни, Веселовского, Жирмунского, Томашевского, Эйхенбаума, Тимофеева и других теоретиков, которые имеют отношение к поэтике текста А также литературоведческие и критические работы, посвященные изучению поэзии Василия Федорова (И Денисовой, Ю Прокушева, В Сорокина, А Михайлова, В Еремина, М.Лапшина и др )

Мы уже отошли от нигилистического отношения к художественным ценностям, созданным в годы советской власти многие произведения, созданные русскими советскими писателями, по-новому сегодня осмысливаются В этом отношении показательна и любовная лирика Василия Федорова

Метод исследования. Основной метод—исследования художественных текстов поэта - аналитический, с использованием структурного и целостного методов исследования

Теоретическая значимость состоит в особом подходе- к анализу поэтического наследия Василия Федорова, опирающемуся, в основном, на анализ текстов стихотворений с точки зрения

выявления эволюции в них любовной тематики, который позволяет перейти к некоторым выводам и обобщениям теоретического характера

Представленные в исследовании наблюдения и выводы, вытекающие из анализа особенностей любовной лирики Василия Федорова, могут внести вклад в изучение поэтики, системы образов стихотворений Василия Федорова, а так же углубить, обогатить представления об образности его лирики состоит в особом подходе к анализу поэтического наследия Василия Федорова, опирающемуся, в основном, на анализ текстов стихотворений с точки зрения выявления эволюции в них любовной тематики, который позволяет перейти к некоторым выводам и обобщениям теоретического характера

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут найти практическое применение материалы могут быть использованы для преподавания в общеобразовательных школах и вузах (на курсах по истории русской литературы XX века, на спецкурсах, посвященных поэзии Василия Федорова), а также при составлении учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ по творчеству Василия Федорова.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1 Лирике Василия Федорова характерно пристальное внимание. к теме любви Любовь осмысляется поэтом как величайшая ценность, и в лирических произведениях Василия Федорова она выступает катализатором подлинных

взаимоотношений мужчины и женщины, и средством воплощения нравственно-эстетического идеала поэта

2 Авторская точка зрения проявляется посредством лирического героя, который является источником, носителем, проводником взаимоотношений с женщиной Наличие или отсутствие духовной близости является главным средством проверки силы любви во взаимоотношениях мужчины и женщины

3 Драматизм любви раскрывается посредством описания несостоявшейся любви, ситуации разрыва любовных отношений между мужчиной и женщиной в результате измены Человек переживает любовь как катарсис.

4 Серьезной проблемой лирики Василия Федорова является любовь и возраст С возрастом характер взаимоотношений мужчины и женщины меняется Автор связывает его с чувством страха одиночества Мотивы страха старости и одиночества придают любовному переживанию драматический характер

5 Различные мотивы любви и ее вариации, проходящие через творчество Василия Федорова, раскрывают и наиболее глубоко обобщают нравственно-эстетические взгляды автора на любовь

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа Дагестанского государственного университета Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях, в докладах на научно-практических конференциях

По теме диссертации опубликовано три статьи и сборник, состоящий из трех статей

Структура исследования подчинена решению

поставленных задач. Состоит диссертация из введения, четырех глав, которые разделены на параграфы , заключения и списка использованной литературы

В первой главе речь идет о концепции любви Василия Федорова, о его ранней любовной лирике, во второй - о любви как смысле бытия и вершине счастья, в третьей - о драме любви. В четвертой главе рассматривается проблема любовь и возраст Объем диссертации - 150 страниц машинописного текста

Краткое содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель и задачи работы, указывается предмет исследования, отмечается его научная новизна, степень изученности, теоретическая и практическая значимость

В Главе I - «Ранняя лирика любви» - раскрывается фило-софско-эстетическая основа взглядов Василия Федорова на тему любви и особенностей ее освоения в литературе Этот вопрос раскрывается в первом параграфе первой главы.

Точка зрения на эти вопросы была четко высказана автором в последнем и большом интервью критику Сергею Луконину (Москва, 1984, №2 с 89-96)

Его беспокоило отсутствие трепетного и возвышенного отношения к этой теме, образцом которого он считал Пушкина с его « восторгом, восхищением перед женщиной, ее красотой и юно-

стью», когда любовь воспринималась как выражение всех лучших, здоровых и сильных чувств человека, источник радости, всепобеждающего оптимизма Самым драматичным для него было оказаться «без божества, без вдохновения, без слез, без жизни, без любви»

В зрелый период творчества поэзия Василия Федорова приобретает характер мудрствования уже вполне определившегося в своем миропонимании человека Василий Федоров в любви находит высшую красоту и поэтому у него любовь и красота неразрывны

Критик пытается выяснить, как поэт относится к традициям в любовной лирике

На этот вопрос Василий Федоров отвечает так «Если же говорить о традициях, как таковых, в любовной лирике, то в любви я отвергаю решительно литературные традиции Любовь должна диктоваться страстью».

Василий Федоров утверждает, что любовь сугубо индивидуальное чувство, которое, уже в силу этой индивидуальности, неповторимости традицию отвергает

Поэт отвергает традиции в любви в том смысле, что само чувство не должно подчиняться условностям, иначе оно перестает быть чувством, теряет свободу, подчиняясь шаблону возможного

развития --

Критик пытается возразить «И опять-таки в . современной поэзии существуют традиции» Ответ поэта логичен « в поиске прекрасного »

Поэзия любви, в понимании Василия Федорова, есть голос «нравственности». Отсюда и его выступление против порнографии,

которая является спекуляцией на естественных чувствах Для него подлинная поэзия о любви всегда демократична, ей чужда элитарность

Свое представление о любви поэт наиболее полно воплотил в сборнике «Книга любви» Основная мысль ее такова дети рождаются не от жарких речей, а от объятий любимых Земное чувство, не лишенное романтичности и не заслоняющее идеал, - такой видится любовь Василию Федорову.

Тема любви в творчестве Василия Федорова не отдельные стихотворения, а целое направление, которое берет начало в его юношеской лирике и завершается, обрывается смертью поэта Его ранняя лирика охватывает в основном 1936-1945 годы Но вопросы, которые ставит и решает в них поэт, оказываются сквозными для всей его любовной лирики. Сразу заметим, что тема любви у Василия Федорова связана и с другими проблемами, но центральным в ней оказывается образ женщины, связанный с образом Родины. Об этом речь идет во втором параграфе первой главы

Большое количество стихотворений Василия Федорова не имеет названий, и любовная лирика в этом отношении не исключение. Отметим две ее особенности Первая поэт вспоминает «моя работа над стихом . шла не по линии овладения формой, а скорее по линии содержания, достижения свободы выражения мыслей и чувств, естественности интонации, которую я ценю в стихе более всего» (Ш, 55)

Вторая особенность - мастерское использование повтора Две эти особенности — общие для всего творчества поэта Наиболее интересное в этом отношении стихотворение «Как

случилось » Повтор в нем - основа композиции Сочетание «Как случилось » повторяется четыре раза Два-три раза повторяются фраза «не верная» и слово «ошибется» Два раза встречаем и риторический вопрос

Повтор в разных сочетаниях и риторический вопрос логически подводят к финальной строфе

Почему, как Прометея, И меня ты приковала, Неужели я похитил Пламень сердца твоего? (1,61)

В одном из стихотворений без названия поэт создает образ женщины - идеала « если б был богом, то знал бы, что творил женщину, если б скульптором, - то высек бы ее из белых скал, если б живописцем, - то рисовал бы ее» Это женщина, которая не была с лирическим героем, не является его женой Эта женщина - плод воображения, фантазии- автора

Не все произведения ранней лирики Василия Федорова удачны Если аллегорическое стихотворение «Мы с тобой немного пробежали» о стремлении женщины «умертвить» лирического героя -

удачное, то стихотворение «Все речи, да речи » - полемическое В

/

нем Василий Федоров дает отповедь тем. которые порой утверждают, «что дети родятся от жарких речей, а не от жарких объятий» Такие ханжи, фарисеи - ошибки природы Поэт считает, что вещи надо называть своими именами, что любовь - сугубо земное чувство

Василий Федоров полагает, что счастье любви может быть

кратким и долгим, однодневным или на всю жизнь Но счастливые минуты, часы не уходят из памяти Таково содержание стихотворения «Ты у меня в гостях была» Женщина, побывавшая у лирического героя в зимний день, сумела в его сердце оставить след навсегда

Василий Федоров нередко ставит знак равенства между любовью и красотой Они для него не существуют порознь. Поэтому он мечтает, чтобы красота его не обходила («Так мне велит души моей настрой»)

«Как цветы на заре, так и люди в любви хорошеют», - утверждает поэт

Несколько странное впечатление производит стихотворение «От любимой надо уезжать . »

Здесь противопоставлена любимая и нелюбимая Если от первой надо уезжать и это укрепляет любовь, то, убегая от второй, лирический герой лишает ее надежды на любовь Возникает вопрос кто виноват в том, что лирический герой дал повод нелюбимой полюбить его, а затем поступил с ней неблагородно? Сам же лирический герой

Оригинально стихотворение « В том нет моей вины» Тут автор утверждает, что «у поэта нет жены, что у поэта только женщина» Но эта женщина идеальная, недоступная, йеземная Это опять - таки плод его воображения Но у него есть и реальная земная женщина, которую он любит, которая на идеальную «немножечко похожа» Так поэт приводит к выводу образы идеальных женщин возникают потому, что на них похожие есть на земле

Лирический герой стихотворения «Не затем я » - романтик

Он «сердце свое ковал для вечной любви», но идеал свой искал не на земле

Его мысль устремлена в космические дали Чтоб Звездана, Тоскуя в краях неземных, Услыхала набаты Моих позывных (III, 37) Герой Василия Федорова - человек сильной воли, не отступающий от своей любви Поэтому любимой девушке он говорит, что она от него никуда не сможет уйти, нигде не сможет скрыться («Погоня»)

Во многих своих стихотворениях поэт выступает как живописец словом, как мастер рисунка словом В стихотворении «Холмы, расшитые узорами » лирический герой словно идет по следам женщины, которая является северянкой И вот что он увидел Вдали стоял твой белый чум, Над чумом сизый дым курился. У чума твой стоял олень Глядел я, Как, сметая тени, По золотым рогам оленя Восходит

Заполярный день (I, 364) Подлинная любовь - выше всего, что мешает людям жить и наслаждаться жизнью Да, случаются недоразумения между супругами, но они не влияют на их взаимную привязанность «Милые бранятся, да тешатся», - гласит народная мудрость Таков смысл

стихотворения «Предо мною » На эту же тему стихотворение «Такое нечто сходное », в котором лирический герой свою любовь сравнивает с высоким зданием, которое от бури качается, но стоит Буря - это неурядицы жизни, заставляющие нервничать, иногда ссориться, но в сущности, не влияющие на любовь

В стихотворении «Мне житейская мудрость дана » любовь оказывается страданием, поскольку она односторонняя Но если мужчина искренне влюблен, то страдание перестает быть страданием И хотя лирического героя разлучают с любимой, он все-таки благодарен ей за то, «что она есть на земле, что он знал, что другие не знали, что любимая на трудном пути, хотя и недолго, но ярко светила»

Во Главе II - «Счастливая любовь как смысл бытия» -

раскрывается мотив счастливой любви Она состоит из четырех параграфов, в которых раскрываются образы лирического героя и любимой В лирике Василия Федорова выявляется ряд основных мотивов - радости обладания любимой женщиной, телесной ласки, женской красоты, любви как высшего дара природы, смысла мироздания

Любовь - особое чувство, которым природа наделила человека. Когда к нему приходит любовь, мир для него преобразуется, влюбленный меняется внутренне и внешне Особенно показательны в этом отношении творческие люди, в первую очередь поэты, к которым относится и Василий Федоров Для него любовь - вершина счастья

Счастье любви он воплощает во многих своих стихотворени-

ях «Березовый рай», «Ты у меня в гостях была», «Так мне велит души моей настрой», «Как цветы на заре», -«Скажи мое сердце», «От любимой надо уезжать», «В этом нет моей вины», «Не затем я», «Под крышей чужого закута», «Погоня», «Холмы, расшитые узорами», «Предо мною», «До того, как средь множества прочих »ит д

Стихотворение «Березовый рай» - красивый сон лирического героя В глазах своей любимой он увидел себя молодым. В саду на березах росли золотые яблоки Но сон прошел Лирический герой стал мудрей и старше Где-то в листьях он ищет яблоко любимой Значит, оно было, значит может отыскаться Счастье сна может дополниться счастьем яви. А может и нет

«Милая моя, милая » с эмоциональной стороны не может считаться эмоционально действенной Более того в нем чувствуется искусственность Замечательным может считаться стихотворение о крушении любви «Где плыву?, в котором эта мысль передана метафорическими образами весло, лодка, море, горе, любовь В этом стихотворении «любовь погасила маяки» В стихотворении «И мороз и снег бескрайний» возникает картина зимнего, чуть ли не сказочного белого сада Но лирический герой грустен Он знает, что в этот сад любимая не придет

_В стихотворении «За дружбу, за любовь » дан образ женщины, прощающей любимого человека за измену Она ему говорит «Я все равно буду любить тебя» Верность любви - великая сила, творящая чудеса

В стихотворении «Радость, нежность и тоска» лирический герой не может разгадать тайну женского очарования

Не только рассмотренные, но и ряд других стихотворений поэта кладут начало таким серьезным темам любовной лирики Василия Федорова как счастливая любовь и ее понимание, драма любви, и, наконец, любовь и возраст

В чем смысл жизни? Что выше? Деньги, богатство или любовь? И так ли сложна жизнь, как об этом часто любят говорить мудрецы, ученые или обыватели? Василий Федоров задумывался над этим вопросом и пришел к правильному, как нам представляется, выводу.

По главной сути Жизнь проста Ее уста, Его уста Она проста По доброй сути, Пусть только грудь Прильнет к груди (1,311)

Счастливая земная любовь выше всяких денег и богатств В этом у поэта сомнений не было

Любовь дает человеку крылья, поднимает его над обыденным миром Об этом необычно сильно и образно поэт сказал в восьмистишие

Весь отдаваясь помыслу, Надежде на тебя, По радуге, Как по мосту,

Поднялся к солнцу я За красоту, За радости,

За то, что счастье знал, В порыве благодарности Я солнце целовал (III, 40)

В Главе Ш - «Драма любви лирического героя» - раскрывается драматизм ситуаций и различные вариации любви Крушение любви . Драма любви Несчастная любовь . Несостоявшаяся любовь . Эти выражения в настоящее время людей уже не удивляют Причина проста цивилизация привела уже к такому раскрепощению нравов, к такой свободе отношений между мужчинами и женщинами, что разлад в любовных отношениях, слишком легкое понимание своих обязанностей мужем и женой стало уже знамением времени

Василий Федоров относился к таким поэтам, которым был глубоко ненавистен всякий аморализм, особенно если он шел о г женщины Поэт своими стихами доказал, что шедевры любовной лирики рождаются в том случае, когда идеальные побуждения влюбленного, его красивая мечта сталкивается с жестокой действи-тельностыо, когда он и она по причинам понятным и непонятным разлучаются навсегда

Стихотворение «В Ленинграде» является упреком девушке, которую в суровые годы войны приютила Сибирь, спасла от голода А лирический герой, тогда еще юноша, полюбил ее и она, казалось, отвечала ему взаимностью Кончилась война Она уехала в

свой Ленинград и вышла замуж А он много лет думал о ней, продолжал ее любить И вот на десятый год он приехал в этот город, чтобы повидаться с ней и убедиться, что она тоже продолжает любить его Но ожидания его не оправдались Она была уже совершенно другой, дамой, для которой материальные блага оказались выше любви

Стихотворение «В Ленинграде» имеет биографическую основу Композиционно это противопоставление «он - она»

Во многих стихотворениях Василия Федорова в драме любви виновата женщина. Показательны в этом отношении «Неизвестная», «Она умевшая любить», «Было все »

«Неизвестная» - картина Крамского, которую поэт увидел в чайной в зимней Кулундинской степи Для него она образец высокой нравственности и красоты й он вспоминает свою любимую, которая ему изменила

Образ «Неизвестной» и той, которая лирическому герою изменила, даны по принципу антитезы В какой мере прекрасна «Неизвестная», в такой мере отвратительна, оставив его, ушедшая с другим женщина

В стихотворении «Она умевшая любить» основная мысль выражена словами1

Измена даже в помыслах -Измена все равно' (1,421) В стихотворении «Было все» возникает образ женщины, которая дает клятву, а затем изменяет этой клятве Для лирического героя это большой порок, несовместимый с любовью Однако не всегда и не во всем лирический герой обвиняет женщин Они и с

себя вину не снимает. Наиболее показательный в этом отношении пример - «Дымок свивается в колечки»

Стихотворение «Знакомо как старинный сказ» начинается словами'

Уходят женщины от нас Они уходят и уносят Холодный блеск Холодных глаз (1,417) Читателю понятно, почему уходят Но лирический герой удивляется и этому есть основание (она «была долго им пьяна») Поэтому у него в сознании возникает странная параллель Увы1 Уму непостижимы Две тайны

Женщина и смерть (1, 399) В стихотворениях «Иду, кладу упрямый шаг», «Ландыши' Ландыши'», «Я ушел », «Чему сердце молилось», «Матери», «Когда в ночи » и во многих других продолжают на разные лады звучать уже затронутые вопросы

В одном из таких стихотворений лирический герой возникает перед нами с новой стороны или в новом качестве Таково стихотворение «Лучше сразу бы сказала злое» Здесь тоже есть упрек, осуждение любимой женщины, которая пытается разуверить его в том, что неверности с ее стороны не было. А упрекает он ее, любимую, потому, что он не хочет видеть ее в «жалком свете» Тут перед нами лирический герой предстает как борец за человека, за избавление его от позора, порока, особенно, если это женщина Другими словами, поэт выступает как гуманист

В Главе IV - «Любовь и возраст» - подвергнут анализу ряд стихотворений, имеющих непосредственное отношение к проблеме «Любовь и возраст» «Пора смириться », «Тишина, тишина», «Я шел тропой», «Твердишь ты », «Я целовал твое письмо» и др В названных стихотворениях автор отвергает нелепые суждения о том, что пожилые, старые люди якобы отжили свое время любви, что в силу этого они спокойно, без волнений должны доживать свой век Лирический герой Василия Федорова ни страдать, ни терпеть не собирается Старость не мешает ему чувствовать земные радости. Отсюда его жизненная установка* Я в мир пришел Не для страданья, Пришел для счастья И любви (1,349) Поэт хорошо понимает, что есть разница в понимании и чувствовании любви в молодости и старом возрасте К молодым она приходит рано («Тишина, тишина . »), но в пожилом возрасте люди мудрее в отношении к любви, потому что разрыв любовных, семейных отношений в этот период жизни приводит к непоправимым драматическим последствиям. Бывает так, что мужчина допускает ошибку, расстается с женщиной в пожилом возрасте («Оракул») и пытается исправить ошибку Однако приходит к выводу, что в жизни ничего нельзя вернуть назад

Случается, что, прожив много лет, женщина уходит от мужчины Ему кажется, что она виновата в том, что «прежней не осталось» («За позднюю вину»).

Стихотворения Василия Федорова, рассмотренные нами в заключительной главе диссертации, тоже в основном о несчастной

любви, которая становится подлинной драмой, особенно, если человек накануне старости, в пожилом возрасте

Само осмысление разлада между мужчиной и женщиной в молодые годы, например в 20-25 лет, отличается от его понимания в 50-60 лет В молодые годы, как считает поэт, любовью руководит сердце, и разрыв любовных отношений не является сколько-нибудь драматичным В пожилом возрасте любовью управляет разум, влюбленных отличает мудрость в подходе, оценке любовных отношений Они знают, что, расставаясь друг с другом, обрекают себя на одиночество Время на все накладывает свой отпечаток

В заключении сформулированы выводы, полученные в результате исследования, выделяем ряд особенностей проблематики и поэтики Василия Федорова Эволюция темы любви в творчестве Василия Федорова рассматривалась нами в следующей последовательности выявление нравственно-эстетической основы взглядов В Федорова на чувство любви, его отношения к вопросу о роли литературной традиции в развитии темы любви.

Художественный анализ лирических стихотворений Василия Федорова выявил ряд устойчивых мотивов в изображении любви Это прежде всего, группа стихотворений, в которых описывается различные типы любви - к женщине, к родине, счастливой и несчастной, безответной любви, мотив одиночества и переживания измены как предательства, тема женской красоты и связанный с ней мотив бесстыдной ласки

Василий Федоров - поэт, в лирике которого тема любви является одной из главных и сквозных В любви он видел и «ловушку человеческого грешного характера», и «дар небес»

Публикации по теме

1 Ранняя лирика Василия Федорова // Вестник литератур народов России и Кавказа Махачкала, 2006 №2 С 126-133

2 «Книга любви» Василия Федорова // Вестник литератур народов России и Кавказа Махачкала, 2006. №2 С 134-139

3 Драма любви в лирике Василия Федорова // Вестник Московского областного государственного университета Серия «Русская филология» М , Изд-во МГОУ, 2007 №3. С 208214

4 Лирика любви Василия Федорова (статьи) Махачкала ИПЦ ДГУ, 2007. - 36 с

Формат 60x84 1/16 Печать ргоографная Бумага офсетная

_Объем 1 5 печ л Заказ №48 Тираж 100 экз_

Ротапринт ДИПКПК

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Корниенко, Светлана Маратовна

Введение. 3

1. Глава I. Мотивы ранней лирики любви.10

1.1. Нравственно-эстетические взгляды Василия Федорова на любовь: к вопросу о литературных традициях.10

1.2. Разные типы любви: к женщине; к родине.16 > I |

2. Глава II. Счастливая любовь как смысл бытия.31

2.1. Образы лирического героя и любимой в лирике Василия Федорова.31

2.2. Радость обладания любимой женщиной.37

2.3. Любовь - высший дар природы, смысл мироздания.50

2.4. Любовь- гимн женской красоте.60

3. Глава Ш. Драма любви лирического героя.69

3.1. Драма потери любимой.69

3.2. Мотивы одиночества и переживания измены как предательства. .82-78 3.4. Несовместимость нравственных принципов как одна из причин разрыва отношений.78

3.5 Мотив несчастной любви в лирике Василия Федорова.98

4. Глава IV. Любовь и возраст.113

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Корниенко, Светлана Маратовна

Настоящая работа посвящена исследованию вечной проблемы в искусстве, осмысление которой очень важно для понимания закономерностей развития творчества художника слова, — теме любви. Вся мировая литература во все периоды существования человечества обращалась к ней. Но; художественное своеобразие произведений, посвященных проблеме любви, и:

I ! I ' непреходящая свежесть. ее нравственно-философского осмысления^ представляет собой неисчерпаемыйшсточник для исследователя:

Актуальность исследованиям заключается в обращении к изучению этой вечной проблемы в творчестве русского поэта 40-70-х годов Василия Федорова. В работе предпринята попытка выявления художественной концепции любви в лирике Василия: Федорова- выразившейся? в описании различных состояний, вариаций, мотивов игры любовного чувства • в лирических стихотворениях, рассмотренных в работе в. хронологической последовательности. Подобный подход к поэзии Василия Федорова таит в себе возможности открытия новых, глубинных пластов (как в содержательном, так и в формальном отношении) его стихотворных произведений.

Кроме того, нечастые обращения к творчеству Василия Федорова в литературоведении не отличаются, полнотой и глубиной художественного анализа. Поэтому настоящее исследование является первой монографической работой, в которой предпринята попытка определенной- систематизации поэтического наследия В.Федорова с точки зрения развития в; его лирике любовной тематики, выявления ее мотивной стороны и описания в целом авторских взглядов на вопросы любви.

Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования- явились стихотворения Василия Федорова 1940-70-х годов, в частности, те из них, которые составили сборник стихов «Книга любви», поэтические произведения автора о любви, вошедшие в его трехтомное собрание сочинений (М., 1975-1976 гг.).

Предметом исследования выступает идейно-художественное, стилистическое и тематическое своеобразие лирических произведений Василия Федорова в ее связи с системой мотивов и обоснования роли в реализации авторской концепции любви, мировоззренческих и эстетических позиций поэта.

Цель и задачи диссертационной работы. Цель исследования - изучение сюжетно-композиционной структуры, стилистического и тематического своеобразия любовной лирики Василия Федорова, выявление ее связи с системой пронизывающих текст стихотворений мотивов и своеобразием движения сюжета.

Выбранный аспект исследования предполагает решение следующих задач:

- описание авторской концепции любви, его эстетической позиции в контексте времени;

- художественный анализ ранней лирики Василия Федорова с точки зрения выявления процесса освоения поэтом традиций русской классической литературы;

- художественный анализ поэтических текстов с точки зрения выявления в них основных мотивов: а) о счастливой любви; б) о драме любви; в) о любви и возрасте.

Научная новизна исследования. Василий Федоров, в отличие от поэтов, его современников, не значится в числе тех, чье творчество привлекало серьезное внимание критиков. И написано о нем поразительно мало.

Единственная, небольшая монография о поэте написана И. Денисовой.1

1 Денисова И.В. Беззаветно служить красоте. Поэзия Василия Федорова. - М., 1978.

Статьи о творчестве Василия Федорова носят преимущественно обзорный характер, являясь откликом на очередной поэтический сборник. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что тема любви в творчестве Василия Федорова впервые становится предметом целостного и всеобъемлющего изучения, предпринимается также попытка системной классификации различных мотивов любовной лирики Василия Федорова. Наконец, анализ стихотворных произведений В.Федорова с точки зрения эволюции в них темы любви позволяет выявить новые грани в осмыслении художественной структуры поэтических творений В.Федорова.

Любовная лирика Василия Федорова занимает значительное место в его творчества. По его стихотворениям о любви можно безошибочно определить ценностные ориентиры поэта, его нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни, назначения поэта и поэзии. Любовная лирика поэта - это его моральный кодекс, дающий представление о том, что ему в жизни дорого, какие чувства для него святы, что ему ненавистное жизни.*

Степень изученности. Творчество Василия Федорова недостаточно изучено, и в литературоведческой науке лишь несколько работ могут быть названы серьезными попытками исследовать поэтическое наследие Василия Федорова (И.Денисовой, Ю.Прокушева, В.Еремина, В.Сорокина, А.Михайлова, М.Лапшина). Но ни одна из этих работ не может быть названа системным исследованием его поэзии, а отдельных научных статей, содержащих художественный анализ его любовной лирики, нет.

В 1978 году в издательстве «Современник» вышла небольшая монография И. Денисовой о поэзии Василия Федорова (6 п. л.). Эта монография* - серьезная попытка характеристики творчества поэта в целом. В основном в ней рассмотрены поэмы Василия Федорова. Лирике уделено мало1 внимания, а рассмотрение темы любви не входило в задачи исследования.

То же можно сказать и о статье Юрия Прокушева «Память века», вышедшей в свет в 1980 году, в которой основное внимание уделено поэмам Василия Федорова.

В 1982 году в третьем номере журнала «Москва» была опубликована статья Валентина Сорокина «Суд на Веге» с подзаголовком «Штрихи к портрету Василия Федорова».

В 1978 году появилась книга известного в то время критика А. Михайлова «Поэты и поэзия. Портреты, тенденции развития современной поэзии», в которой представлена достаточно объемная статья о творчестве Василия Федорова, где дается оценка критиком «Книги о любви»:

В. Федоров заострен против пресной, стерильной любовной лирики. В понимании любви он идет от её первозданной сути. На первый взгляд даже слишком прямолинейно: «А жизни суть, она проста: «ее уста . его уста». Отсюда откровенность и естественная переменчивость чувства, его бесчисленные оттенки, обнажая душу героя в трудных перипетиях любви, поэт рассчитывает на доверие читателя и на победу высокого нравственного начала, сколь бы драматично ни складывалось развитие чувств».1

В книге Владимира Еремина «На трудных перегонах» 2 есть посвященная творчеству Василия Федорова глава «У костра любви и веры» (с. 84-159), в которой обзорно и тезисно рассматривается творчество поэта в целом: и лирика, и поэмы, и проза, и отдельные критические работы. Рассматривая лирику поэта, критик останавливается на теме родины, человека и природы, поэта и поэзии, теме красоты. Теме любви он отводит очень мало места. А между тем именно в любовной лирике проявляются, как мы отметили, нравственные принципы Василия Федорова.

1 Еремин В. На трудных перегонах,- м., 1984. С. 66.

2 Еремин В. Василий Федоров - М., 1969.

В 1990 году была издана книга Юрия Прокушева «Все мы - дети России»1. Любовной лирике Василия Федорова в этой книге отведено всего две страницы (373-374).

Так же и в статье Михаила. Лапшина «Не левее сердца», опубликованной в четвертом номере журнала «Москва» за 1990 год, вскользь упоминается о любовной лирике поэта в ряду тем, которые исследователями поэзии Василия Федорова могут быть рассмотрены в широком* и конкретном плане.

Методологической и теоретической основами, исследования послужили труды В.Г.Белинского, А.А.Потебни, А.Н.Веселовского, В:М.Жирмунского, Б.В.Томашевского, Б.М.Эйхенбаума, Л.И.Тимофеева и работы других теоретиков, которые имеют отношение к поэтике текста. А также литературоведческие и критические работы, посвященные изучению поэзии Василия Федорова (И. Денисовой, Ю.Прокушева, В.Сорокина, А.Михайлова, В.Еремина, М.Лапшина и др.)

Мы уже отошли от нигилистического отношения к художественным ценностям, созданным в годы советской власти: многие произведения, созданные лучшими русскими* советскими писателями по-новому сегодня осмысливаются, в ряде случаев их значимость поднимается как бы на новую ступень. В этом отношении показательна и любовная лирика Василия Федорова.

Метод исследования. Основной метод исследования художественных текстов поэта - аналитический, с использованием структурного и целостного методов исследования.

Теоретическая значимость состоит в особом подходе к анализу поэтического наследия Василия Федорова, опирающемуся, в основном, на

1 Прокушев Ю. Все мы - дети России. - М., 1990. анализ текстов стихотворений с точки зрения выявления эволюции в них любовной тематики, который позволяет перейти к некоторым выводам и обобщениям теоретического характера.

Представленные в исследовании наблюдения и выводы, вытекающие из анализа особенностей любовной лирики Василия Федорова, могут внести вклад в изучение поэтики, системы образов стихотворений Василия Федорова; а так же углубить, обогатить представления об образности его лирики.

Практическая значимость, работы. Результаты исследования могут найти практическое применение в преподавании в общеобразовательных школах и вузах (на спецкурсах, посвященных поэзии Василия Федорова, на курсах по истории русской литературы XX века), а также при* составлении учебных пособий.

На защиту выносятся следующие иоложения диссертации:

1. Лирике Василия Федорова* характерно пристальное внимание к теме любви. Любовь осмысляется поэтом как величайшая ценность, и в лирических произведениях Василия Федорова она выступает катализатором подлинных взаимоотношений мужчины и женщины, и средством воплощения нравственно-эстетического идеала поэта.

2. Авторская точка зрения проявляется посредством лирического героя, который является источником, носителем, проводником взаимоотношений с женщиной. Наличие или отсутствие духовной близости является главным средством проверки силы любви во взаимоотношениях мужчины и женщины:.

3. Драматизм любви раскрывается посредством описания несостоявшейся любви, ситуации разрыва любовных отношений между мужчиной и женщиной в результате измены. Человек переживает любовь как катарсис.

4. Серьезной проблемой лирики Василия Федорова является, любовь и возраст. С возрастом характер взаимоотношений мужчины и- женщины меняется. Автор связывает его с чувством страха одиночества. Мотивы страха старости и одиночества придают любовному переживанию драматический характер.

5. Различные мотивы любви и ее вариации, проходящие через творчество Василия Федорова, раскрывают и наиболее глубоко обобщают нравственно-эстетические взгляды автора на любовь.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры литератур народов России и Кавказа Дагестанского государственного университета*. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях, в докладах на научно-практических конференциях.

По теме диссертации опубликовано три статьи и сборник, состоящий из трех статей.

Структура исследования подчинена решению поставленных задач. Состоит диссертация из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе речь идет о концепции любви Василия Федоров; о его ранней любовной лирике; во второй - о любви как смысле бытия и вершине счастья; в третьей — о драме любви. В четвертой главе рассматривается проблема любовь и возраст.

Объем диссертации - 150 страниц машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Основные мотивы лирики любви Василия Федорова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной нами работы — анализа художественной концепции любви в лирике Василия Федорова, основанной на выявлении и описании мотивной стороны его стихотворений о любви и рассмотрении их в хронологической последовательности, мы. пришли к следующим выводам.

Эволюция темы любви в творчестве Василия Федорова рассматривалась нами в следующей последовательности: выявление нравственно-эстетической основы взглядов В!.Федорова на чувство любви, его отношения к вопросу о роли литературной традиции в развитии темы любви.

Художественный анализ лирических стихотворений' раннего периода творчества Василия Федорова выявил ряд устойчивых мотивов в изображении любви. Это прежде всего, группа стихотворений, в которых описывается различные типы любви - к женщине, к родине. Причем образы женщины и Родины неразрывно взаимосвязаны. ,

Василий Федоров - поэт, в лирике которого тема любви является одной из главных и сквозных. В любви он видел и «ловушку человеческого грешного характера и дар небес».

Теме этой он придавал исключительно важное значение. Об этом свидетельствует и последнее его интервью. В нем Василий Федоров заявляет, что ему не нравится слишком легкое отношение к любви, которое четко обозначилось в обществе во второй половине XX века. Поэт утверждает, что для него любовь - священное чувство. И в этом отношении примером для себя считал А. С. Пушкина.

Интервью у поэта брал критик Сергей Луконин. Критика, прежде всего, интересовал вопрос о традициях изображения любви в литературе. Василий Федоров ответил, что в любви он никаких традиций не признает. Подтверждением ответа является его стихотворение «Не- о такой, как ты, мечтается .».

По мнению Василия Федорова, любовь сугубо индивидуальное чувство, и в силу этой индивидуальности, неповторимости традицию отвергает.

Но в русской поэзии есть, по мнению Василия Федорова, традиции в «. поиске прекрасного», и он приемлет лишь этот путь проникновения: традиционности в описания любовного чувтсва.

Поэт замечает, что поиск прекрасного именно-в XX веке оказывается тесно связан с явлениями общественными, социальными. Уже в годы, жизни Василия Федорова любовь, заменяют другими- понятиями, связанными с-корыстными интересами. Для поэта «любовь и корысть — несовместимые вещи»; Поэзия любви; в его понимании, голос нравственности. Отсюда и его выступления против порнографии, которая является спекуляций на естественных чувствах.

Для Василия Федорова подлинная поэзия всегда демократична, ей,чужда элитарность. ••.'■;. . Свое представление- о любви поэт наиболее полно воплотил в сборнике «Книга любви»; Основная мысль, её; такова: «дети: рождаются не от жарких речей,- а от объятий любимых». Земное чувство, не лишенное романтичности и не заслоняющее идеал, - такой видится любовь Василию Федорову; Свои философско-эстетические мысли о любви Василий Федоров реализует в свом творчестве.

Тема любви в лирике поэта не: отдельные, эпизодические стихи, а целый пласт, можно сказать, целое направление, которое берет начало в его юношеском творчестве и завершается смертью. Ранняя лирика' поэта охватывает в основном 1936-1945 годы. Но вопросы, которые он ставит и-решает в ней, оказываются важными для всего его творчества; Тема любви у Василия Федорова не изолированная; не; обособленная от остальных - тем его поэзии. Но центральной в ней является образ женщины. Большое количество стихотворений поэта не имеет названий^ и любовная лирика в этом отношении не исключение.

Уже в ранней лирике наметились некоторые общие особенности его стиля. Во-первых, поэт, как он говорит, «шел не по линии овладения формой, а скорее по линии содержания, достижения свободы выражения мыслей и чувств, естественности интонации». Это он ценил более всего.

Во-вторых, Василий Федоров во все годы своей творческой деятельности' мастерски пользовался повтором, который выполнял у него разные художественные функции.

В-третьих, поэт часто в своих стихотворениях прибегает к обрамлению или приему кольца.

В-четвертых, изобразительно-выразительные средства Василия I

Федорова (в первую очередь эпитеты, сравнения, метафоры) оригинальны, самобытны и во многих случаях характерны ему как человеку, выросшему на селе.

Наиболее интересное в. этом отношении' - стихотворение «Как случилось .».

Вопрос о лирическом герое Василя Федорова тоже интересный вопрос. Во многих случаях трудно провести границу между реальным автором и лирическим героем. Они оказываются тождественными. Это случаи, когда факт автобиографический или биографический присутствуют в произведениях, став фактом эстетическим.

В отдельных стихотворениях раннего творческого периода поэт создаёт образ идеальной женщины («Если б я был богом», «О, женщина .»). В первом из этих стихотворений он пишет: «Если б я был богом, то знал бы, что творил женщину; если б скульптором, высек её из белых скал; если б живописцем, - то рисовал бы ее». Но эта женщина5 не была с лирическим героем, не являлась его женой. Это красивый плод воображения, фантазии автора.

Не все произведения ранней лирики Василия Федорова удачны. Если аллегорическое стихотворение «Мы с тобой немного пробежали» о стремлении женщины умертвить лирического героя - удачное, то «Милая, моя милая» с эмоциональной стороны не может считаться действенным. Более того, в нем чувствуется искусственность.

Значительными являются стихотворения раннего периода о крушении любви: «Где плыву?», в котором эта мысль передана метафорическими образами: весло, лодка, море, горе, любовь. В этом стихотворении любовь для лирического героя «погасила маяки». В стихотворении «И мороз, и снег бескрайний» возникает картина зимнего, чуть ли не сказочного белого сада. Но лирический герой грустен. Он знает, что в этот сад его любимая не придет.

В стихотворении «За дружбу, за любовь» дан образ- женщины, прощающей любимому человеку измену. Она говорит ему: «Я все равно буду любить тебя». Стихотворение « Немало я. видел красавиц бедовых» о женской измене, которая поэту всегда была ненавистна.

Нет надобности перечислять остальные стихотворения раннего периода, который в сущности определил все проблемы дальнейшей любовной лирики Василия Федорова.

Любовь - особое чувство, которым природа наделила человека. Когда*к нему приходит любовь, мир для него преобразуется, влюбленный- меняется внутренне и внешне. Особенно показательны в этом отношении творческие' люди, в.первую очередь, поэты, к которым относится и Василий Федоров. Для него любовь как вершина счастья. Счастье любви он воплощает во многих своих стихотворениях: «Березовый рай», «Ты у меня в гостях была», «Так мне велит души моей настрой», «Как цветы на заре», «Скажи, мое сердце», «От любимой надо уезжать», «В этом нет моей вины», «Не затем я .», «Под крышей чужого закута», «Погоня», «Предо мною .», «До того, как средь множества прочих» и ряд других.

Стихотворение «Березовый рай» - красивый сон лирического героя. В глазах своей любимой он себя увидел молодым. В саду на березах росли золотые яблоки. Но сон прошел. Лирический герой стал мудрей и старше. В опавших листьях он ищет упавшее яблоко любимой. Значит, оно было, значит, может отыскаться. Счастье сна дополнится счастьем яви. А может и нет. Додумать это должен читатель.

Василий Федоров полагает, что счастье любви может быть коротким или долгим, однодневным или на всю жизнью. Таково содержание стихотворения «Ты у меня в гостях была». Женщина, побывавшая у поэта в зимний день, сумела в его сердце оставить след навсегда.

Василий Федоров нередко ставит знак равенства между любовью и красотой. Они для него не существуют порознь. Поэтому он мечтает, чтобы красота его не обходила («Так мне велит души моей настрой»).

Как цветы на заре, так и люди в любви хорошеют», — утверждает поэт.

Лирический герой стихотворения «Не затем я .» - романтик. Он «сердце свое ковал для вечной любви». Его мысль устремлена в космические дали к Звездане.

Во многих своих стихотворениях Василий Федоров выступает как живописец словом, как мастер рисунка словом. Яркий пример:, «Холмы, расшитые узорами .».В этом стихотворении идея проста: если женщина ждет мужчину - это уже счастье.

Подлинная любовь выше всего, что мешает людям жить и наслаждаться жизнью. Да, случаются недоразумения, непонимания между супругами, но они не влияют на взаимную привязанность. Таков смысл стихотворения «Предо мною .». Счастливая земная любовь, как считает поэт, не может измеряться деньгами, богатством. Она выше всех материальных благ, хотя в наше время любовь все более и более становится «любовью» по расчету.

Крушение любви . Драма любви . Несчастная любовь . Несостоявшаяся любовь . Эти выражения сегодня людей уже не удивляют. Причина проста: буржуазная цивилизация привела уже к такому раскрепощению нравов, к такой свободе отношений между мужчинами и женщинами, что разлад в любовных отношениях, слишком легкое понимание своих обязанностей мужем и женой стало уже знамением времени.

Василий Федоров относится к таким поэтам, которым был глубоко ненавистен всякий аморализм, особенно если он шел от женщины. Поэт своими стихами доказывает, что шедевры любовной лирики рождаются в том случае, когда идеальные побуждения влюбленного сталкиваются с жестокой действительностью, когда он и она по причинам понятным и непонятным разлучаются навсегда. Об этом у Василия Федорова много стихотворений. Одно из них — «В Ленинграде». Оно является упреком женщине, которая юной девушкой в суровые годы, оказалась в Сибири. Люди этого края дали ей приют, спасли от голода, а поэт (он же лирический герой) тогда тоже молодой, полюбил ее. Она отвечала взаимностью. Кончилась война. Она уехала в свой Ленинград и вышла замуж. А он много лет думал о ней, продолжал её любить. И вот он на десятый год приехал в город на Неве, чтобы увидеться и убедиться, что она тоже продолжает любить его. Но ожидания поэта не оправдались. Она была уже совершенно другой, дамой, которая, как ему стало понятно, любовь поменяла на квартиру, атрибуты мещанского быта.

Стихотворение в «Ленинграде» имеет автобиографическую основу.

В большинстве стихотворений о драме любви Василий. Федоров обвиняет женщин. Показательны в этом отношении «Неизвестная», «Она, умевшая любить .», «Было все .».

Неизвестная» - это название картины художника Крамского. Копию этой картины лирический герой увидел в чайной в зимней Кулундинской степи. Для него женщина на картине - образец красоты и нравственности. И он вспоминает свою любимую, которая ему изменила. Композиция стихотворения основана на этой параллели - антитезе.

В стихотворении «Она, умевшая любить .» мысль свою поэт выражает словами:

Измена даже в помыслах, Измена все равно!

Стихотворение «Было все» создаёт образ женщины, которая даёт клятву, а затемэту клятву нарушает, изменяет ему. Для лирического героя это большой' порок.

Однако не всегда и не во всем лирический герой обвиняет женщину. Он и с себя вину не снимает. Наиболее показательный; в этом отношении* пример — «Дымок свивается в колечки.

В одном из своих стихотворений лирический герой возникает пред нами как бы в новом* качестве; Другими- словами он открыто даёт свою, жизненную позицию: Таково стихотворение «Лучше сразу бы сказала». Здесь тоже есть упрек,, осуждение любимой женщины, которая1 пытается разуверить лирического героя, что с её стороны неверности не было. Он же: упрекает её потому, что не: хочет видеть её в «жалком свете». Тут лирический герой' предстает как борец за человека, за избавление его от позора, порока, особенно если это женщина. . .

В своих произведениях Василий Федоров уделяет внимание* и теме «Любовь и возраст». Она реализуется в стихотворениях: «Тишина, тишина», «Пора1; смириться»:' «Я шел тропой», «Твердишь ты «Я целовал твое; письмо» и другие.

В названных стихотворениях автор, отвергает нелепые суждения о том, что пожилые, . старые; люди отжили? свое время любви, что- в силу этого они спокойно, без волнений должны доживать свой век.

Лирический1 герой Василия Федорова ни страдать, ни терпеть не собирается. Старость не мешает ему чувствовать земные радости. Отсюда его жизненная установка: «Яíв!миp^пришел.не для^страданьяд пришел для?счастья?и любви». Поэт хорошо понимает, что есть разница в понимании и чувствовании любви в молодом и старом возрасте; К молодым она приходит рано?(«Тишина, тишина»). Но природа не лишает и старых возможности любить и чувствовать красоту. В старом возрасте люди мудрее в отношении к любви; потому что разрыв любовных отношений; в этот период жизни' приводит к непоправимым последствиям; Бывает так, что мужчина- допускает ошибку, расстае-г~соя с женщиной в пожилом возрасте («Оракул») и пытается ошибку испр^г^вить. Однако приходит к выводу, что в жизни ничего' нельзя- вернуть Е^газад. Случается^ что; прожив много лет, женщина уходит от мужа, а ему кажетс^з:э.ЧТО: она виновата в том, что «нрежней не осталась» («За позднюю весну»).

Стихотворения на тему «Любовь и возраст» тоже в основ1г«сэ;м о несчастной: любви, которая становится подлинной драмой,; особенно; если человек, накануне старости или уже старый: Само осмысление разлада ¡усзежду мужчиной и женщиной в молодые годы, например; в 20-25 лет отличаехг-оя от его понимания в 50-60 лет. В;- молодые годы;, как; считает поэт; люС^овью руководит сердце, и разрыв любовных отношений; не является сколько-НЕ=^;будЬ драматичным. В пожилом, старом возрасте: любовью управляет р»^азум; влюбленных; отличает мудрость, в подходе; оценке: любовных отношений--. Они знают, что; расставаясь друг с другом, обрекают себя на одиночество.

Стихотворения, посвященные; теме любви и возраста; подводят итог размышлениям- поэта о любви; и наиболее глубоко обобщают. автор> окую концепцию- этого чувства. В свете рассмотренных и проанализировасвщых лирических стихотворений Василия; Федорова, мы можем говорить о тог^зе, что поэт воспринимал любовь как сложное многогранное чувство, сочетаюЕззее в; себе чувственное; и духовное- начало; которое нельзя исчерпать афориз1>к1ами, заключить в определенные рамки.

Поэтому Василий Федоров в изображении любви стремится к многогранному изображению чувств; лирического героя; к глубокому развеЕзтию тем и осмыслению их мотивов.

 

Список научной литературыКорниенко, Светлана Маратовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны.- М., 1985.

2. Анисимов В.И. Поэзия правды и мечты. М.: Просвещение, 1982.

3. Бабаджан Р. Лучше старая картина. // «Литературное обозрение», 1974.

4. Баевский B.C. История-русской поэзии. 1730-1980 гг. М., 1996.

5. Банкетов А. М. Лирика в эпосе. // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М., 1967.

6. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М:: Современник, 1973.

7. Барабаш Ю.Я. О народности. М., 1970.

8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

9. Белинский В.Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1953.

10. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. М.: Высшая ' школа, 1965. -

11. Бехер И. В защиту поэзии. М., 1959.

12. Большая литературная энциклопедия. -М., 2003.

13. Бузник В. В. Лирика и время. Л.: Наука, 1964.

14. Бушмин A.C. Наука о литературе. М.: Современник, .1980.

15. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л., 1975.

16. Верли М. Общее литературоведение. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.

17. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Наука, 1971.

18. Винокуров Е. Поэзия и мысль. М.: Сов. писатель, 1966.

19. Владимиров С. Стих и образ. М., 1975.

20. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М.: Просвещение, 1985.

21. Волков В. Отдам народу сердце: Воспоминания о (поэте) Василии Федорове//Москва, 2002. №12.

22. Выходцев П.С. В поисках нового слова. М.: Современник, 1980.

23. Выходцев П.С. Василий Федоров // П.С. Выходцев. Новаторство, традиции, мастерство. Л., 1973. С. 315-335.

24. Выходцев П.С. Певец красоты человеческой (О поэзии Вас. Федорова) // Молодая гвардия. 1971. №5.

25. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. — М., Просвещение, 1968.

26. Гинзбург Л.О. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974.

27. Гинзбург Л.О. О старом и новом. М., Сов. писатель, 1982.

28. Гиршман- М.М. Целостность литературного произведения // Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т. 2. М., 1971.

29. Годенко М. Умеющий любить. Наброски к литературному портрету // Москва, 1979. № 9.

30. Гринберг И. Три грани лирики. М., 1975.

31. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., Современник, 1990.

32. Грудцова О. Звонкая песня.//«Октябрь», 1974. №3.

33. Гусев В.И. В середине века. М., 1967.

34. Денисова И.В. Беззаветно служить красоте. Поэзия Василия Федорова. — М., 1978.

35. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., Искусство, 1976.

36. Евтушенко Е. Поэт в России больше, чем поэт. М., 1973.

37. Еремин В. Василий Федоров. М., 1969.

38. Еремин В. На трудных перегонах, М;, «Современник», 1984. С. 84-158.

39. Ермилова Е.В. Метафоризация мира в поэзии XX века-// Контекст. 1976. М., 1977.

40. Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.

41. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

42. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., Наука, 1977.

43. Зайцев В. Современная советская поэзия. — М., 1969.

44. Жан де Лабрюйер. Характеры. М. - Л., Худ. литература, 1964.

45. Исаковский М. О поэтах, о стихах, о песнях. — М., 1968.

46. История советской литературы: Новый взгляд. Ч. I, II. М., Наука, 1990.

47. Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л., Наука, 1974.

48. Ковалев Д. По главной сути. (О творчестве поэта Василия Федорова) // Октябрь, 1970. №2.

49. Коваленкова А. Практика современного стихосложения. М., 1960.

50. Комина Р.В. Современная советская литература. М., 1978.

51. Кочетков В. Искание правды: К 70-летию со дня рождения В. Федорова // Литературная газета. 1988. 24 Февраля, №8.

52. Куняев С. Огонь, мерцающий в сосуде. М., 1989.

53. Лавлинский Л. Не оставляя линии огня. (О лирической поэзии наших дней) М., 1975.

54. Лавлинский Л. Красота лаконизма // Октябрь. № 5, 1974.

55. Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. (О лирической поэзии 60-х годов) — М., 1972.

56. Лапшин М. Поэзия борьбы и человечности (О творчестве В. Д. Федорова) // Литература в школе. 1964, №6.

57. Лапшин М., Иванов Л. Василий Федоров (О творчестве поэта) // Наш современник — 1963, № 2.

58. Леонов Б. Немеркнущий свет: (памяти поэта В.Д. Федорова) /7 Огонек. -1994. №18.

59. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // «Вопросы литературы», 1968, №8.

60. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 2-е. М. Л., 1971.

61. Литература и современность. Сб. статей. М., 1980.

62. Литературный процесс. Сб. статей, теория литературы. М., Изд-во1. МГУ, 1981.

63. Лирическое стихотворение: Анализы и разборы. Л., Наука, 1976.

64. Ломидзе Г.И. В спорах и размышлениях. // Способность к диалогу. Ч: 1. -М., Наука, 1993.

65. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М., 1976.

66. Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. Л., Просвещение, 1972.

67. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М., Просвещение, 1970.

68. Луговской В.А. Раздумья о поэзии. М., Сов. писатель, 1960.

69. Луконин С. И тогда придут слова. (О любовной лирике. Беседа с поэтом) //Москва., 1984. №12.

70. Луконин М. Товарищ поэзия.-М., 1972.

71. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). Изд. 2-е, доп. М., 1973.

72. Макаров А. Благородные традиции советской литературы. М;, 1964.

73. Макаров А. Поколения и судьбы. М., 1967.

74. Марков М. Искусство как процесс. М., Искусство, 1970.

75. Михайлов А. Пророчество марьевской Музы (О поэзии Вас. Федорова) // Современник. 1967. № 5

76. Михайлов А. Сила и тайна слева. М., Современник, 1984.

77. Михайлов А. Поэты и поэзия: Портреты. Проблемы. Тенденции развития современной поэзии. -М., Просвещение, 1978.

78. Михайлов А. Факел любви. М.,Сов. пис, 1968.

79. Михайлов Ал. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., 1975.

80. Наровчатов С. Поэзия в движении. М., 1966.

81. Наровчатов С. Атлантида рядом с тобой М., 1972.

82. Непомнящий В. Поэзия и судьба. М., Сов. писатель, 1983.

83. Неупокоева И. Г. История всемирной литературы. Проблемы системного исравнительного анализа. М., Наука, 1976.

84. Озеров Л. Работа поэта. — М., Сов. писатель, 1963.

85. Озеров Л. Мастерство и волшебство М., 1972.

86. Орлов С. Наедине с тобою. М., 1978.

87. Павловский Поэты современники. М. - Л., 1966.

88. Палиевский П.В. Литература и теория. М., Сов. Россия, 1979.

89. Писатель и время. -М., Сов. писатель, 1991.

90. Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973.

91. Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973.

92. Полякова Л.В. Поэзия и современность. М., Современник, 1989.

93. Поперечный А. Лирика бойца. (О стихах Вас. Федорова) // Литература и жизнь. 1962. 2 февраля.

94. Поспелов Г.Н. Лирика. М., Изд-во ДГУ, 1978.

95. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., Искусство, 1976.

96. Прокушев Ю. Дыхание времени, дыхание правды: (о поэзии В: Федорова: к 70-летию со дня рождения) // Молодая гвардия. 1988. №2.

97. Прокушев Ю. Память века (о поэзии Василия Федорова) // Литература и, современность. М., «Худож. лит-ра», 1980.

98. Прокушев Ю. Дыхание правды (К портрету друга) //Ю. Прокушев. Все мы дети России. - М., «Современник», 1990.

99. Рунин Б. В. В защиту лирической индивидуальности. М., Сов. писатель, 1956.

100. Рыленков Н. Традиции и новаторство. М., Сов. Россия, 1962.

101. Рыленков Н. Душа поэзии. М., Сов. Россия, 1969.

102. Салтыков-Щедрин М. Е. О важности слова. Полн. собр. соч. Т. 18.-М., 1958.

103. Сельвинский И. Л. Я буду говорить о стихах. М., Сов. писатель, 1973.

104. Сидельников В. М. Писатель и народная поэзия. М., Сов. Россия, 1980.

105. Скоронанова И. С. Поэзия в годы гласности. Минск, 1993

106. Смирнова С. Василий Федоров. Краснодар, 1979.

107. Соловьев В. О поэте, его стихах и его читателях // Новый мир, 1973.

108. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе. // «Русская литература», 1972, №4.

109. Стрижевская Н. И. Письмена перспективы. М., 1997.

110. Твардовский А.Т. О литературе. М., Современник, 1973.

111. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., наука, 1964.

112. Тимофеев JI: И. По воле истории. М., Современник, 1979.

113. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., Наука,1977.

114. Урбан А. В настоящем времени. М., 1984.

115. Федоров В. Поиск продолжается // В. Федоров. Соч. В трех томах. Т. 3. -М, 1976.116.' Федин К. Писатель. Искусство. Время. М., 1957.

116. Федоров В. Поиск прекрасного // В. Федоров. Соч. В трех томах! Т. 3. -М., 1976.

117. Федоров В. Наше время такое. М., 1974.

118. Федоров В. По главной сути. М., 1978.

119. Хованская З.Н. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975.

120. Цыбин В. Судьба, красота, Россия // Литературная Россия. 1966, 11 марта (Раздумья над книгой стихов. В. Федорова «Второй огонь»).

121. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеристики. -М*., Сов. писатель, 1983.

122. Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). -М., Изд-во МГУ, 1982.124*. Шевченко М. Боль человека была его болью: к 70-летию со дня рожденияпоэта) В. Федорова // Москва. 1988. №5.

123. Шенгели Г. Техника стиха. М., Гослитиздат, I960.

124. Шолохов М. По велению души. М., 1970.

125. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., Просвещение, 1992.

126. Эйхенбаум Б. О поэзии. — Л., Сов. писатель, 1969.

127. Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. — Художественная литература, 1981.